Казахский народный орнамент как этнографический источник: На материалах XIX-начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.00, кандидат исторических наук Шевцова, Анна Александровна
- Специальность ВАК РФ07.00.00
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шевцова, Анна Александровна
Введение
Глава I. Орнамент войлочных изделий
Глава II. Орнамент безворсовых и полуворсовых тканых изделий
Глава Ш. Орнамент ворсового ковроделия
Глава IV. Орнамент чиевых циновок
Глава V. Орнамент вышивки
Глава VI. Орнамент тиснения и инкрустации по коже
Глава VII. Орнамент ювелирных изделий
Глава VIII. Орнамент резьбы и росписи по дереву
Глава IX. Орнамент резьбы по кости и костяной инкрустации
Глава X. Орнамент резьбы и росписи по камню
Глава XI. Казахский орнамент в среднеазиатской орнаментальной семье
Глава XII. Цветовая гамма казахского орнамента
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Исторические науки», 07.00.00 шифр ВАК
Традиционное орнаментальное искусство казахов степной зоны Западной Сибири конца XIX-XX веков2010 год, кандидат исторических наук Дайрабаева, Айман Айповна
Ансамблевая и художественно-образная система в народном искусстве Казахстана2011 год, кандидат искусствоведения Жукенова, Жазира Дюсембаевна
Бурятский орнамент XVIII - XX веков2000 год, кандидат искусствоведения Баторова, Елена Александровна
Эстетико – художественные особенности цветового решения в современном искусстве Казахстана2011 год, доктор искусствоведения Турганбаева, Шахизада Саинбековна
История орнаментальных традиций в ковроткачестве Ирана и Центральной Азии2013 год, кандидат исторических наук Каннадан Шима Махмуд
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Казахский народный орнамент как этнографический источник: На материалах XIX-начала XX вв.»
Интерес к орнаменту различных этносов вполне традиционен для этнографов и искусствоведов.
Автором данной работы орнамент понимается как универсальная взаимосвязанная со всем мифологическим комплексом символическая форма изобразительного искусства, характеризующаяся особым условным способом отражения как чувственных, так и воображаемых данных", непосредственно зависящая от жизненного уклада и хозяйства и одновременно как "самостоятельная система, объединенная характером функционирования и способом моделирования окружающего мира"1.
Ключевыми идеями орнамента являются не только такие понятия, как ритм, упорядоченность (путь или способ "выхода из хаоса"2, когда под хаосом понимается однородная материя), симметрия, заряд красоты, а также скрытый смысл, символизм, знаковость, "обогащение цветом и формой украшаемого объекта"3, но и потенциальные возможности выступить в качестве этнографического источника.
Орнаментом, художественно-эстетическим средством оформления жизненной среды, решена одна из сложнейших задач искусства - "проблема своеобразного художественного синтеза, выражавшего отношение к миру"4. Каждая эпоха, стиль или национальная культура вырабатывает свою систему орнамента или по-новому осмысляет то, что досталось от предков, причем наибольшее значение орнамент приобретает в тех культурах, где в искусстве преобладают условные формы: на Древнем Востоке, в средневековой Европе, в классическом искусстве ислама и т.д.
Отдельные исследователи полагают, что роль и значение узора в жизни казаха "можно сравнить только с песней и словом"; как и песня, многообразный по форме народный орнамент, "был постоянным аккомпанементом всей жизни казахов"3, "казахи как бы живут в мире орнамента"6.
1 Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. - Алма-Ата, КазГУ, диссертация на соискание степени к.и.н., 1984. С. 6.
2 Керлот Х.Э. Словарь символов. / Пер. с исп. - М.: "REFL-book", 1994. С. 366-367.
3 Ward J. Elementary principles of ornament. - London: Chapman & Hall, Ltd., 1890. P.l.
4 См. Нурланова К. Символика мира в традиционном казахском искусстве. // Кочевники. Эстетика. Познание мира традиционным казахским искусством. - Алматы. Тылым", 1993. С.225 - 226.
5 Там же. С.225.
6 Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Т.1. - Алма-Ата: "Онер", 1986. С. 8.
Орнамент служил последним штрихом, который наносится мастером при создании того или иного предмета, подчеркивая красоту вещи и мастерство ее создателя. Неорнамеитированиый предмет считался незавершенным, непрестижным. Значимость орнамента в этнической идентификации казахов подтверждается и фактом размещения орнамента! ьной полосы на государственном флаге Казахстана1, и использованием традиционного узора в элементах военной формы, и орнаментальные вставки на банкнотах. Названия самых распространенных мотивов казахского орнамента одновременно являются названиями позиций народного танца2.
Таблица 0-1~\
А - флаг Республики Казахстан (РК); Б - погоны прапорщика пограничной службы РК; В-Г: банкноты достоинством в 10 и 50 тенге; Д-Ж: фигуры народного танца: Д ■ кикмуйп (рога марала), Е— цсяищ? муШз (рога барана), Ж - ирек (зигзаг)
Объектом нашего исследования стал казахский народный орнамент XIX -первой трети XX вв. Хронологические рамки обусловлены тем, что, с одной стороны, в это время традиционная система жизнеобеспечения в регионе еще не претерпела значительных изменений, с другой - к этому времени относится большинство документированных источников. Предметом исследования явились границы и условия бытования известных в регионе техник орнаментации, влияние
1 Наряду с Республикой Казахстан, орнаментальная вставка имеется на флаге Республики Беларусь, Республики Мордовии; на флаге и гербе Туркменистана помещены знаменитые ковровые гем и т. п.
2 См. Жиенкулова Ш. Тайна танца. - Алма-Ата, "©нер", 1980. С.28.
1 Илл. даны по: Б: полевые материалы автора, Зайсанский погранотряд, 2002 г.; Д-Ж: Жиенкулова Ш. Тайна танца. С.34, ф. 26; С.35, ф. 27; С 33, ф.23. технологических приемов на орнамент, культурные связи казахов и их соседей, обусловленность выбора орнаментальных сюжетов, цветовой гаммы и орнаментальной системы в целом типом хозяйственной деятельности и традиционным мировоззрением. Цель работы - систематизация и анализ накопленного материала о казахском орнаменте, выявление орнаментальных комплексов, определение места казахского орнамента в среднеазиатской орнаментальной семье. Для достижения указанной цели были поставлены и решены ряд взаимосвязанных исследовательских задач:
- выявление соотношения предмета-"носителя" и техники орнаментации;
- определение характерных черт, цветовой гаммы и особых орнаментальных сюжетов для каждой из техник;
- группировка предметов в зависимости от используемого орнамента;
- сопоставление орнамента казахов и их соседей;
- соотношение орнамента и племенных групп; территориальное размежевание орнаментальных комплексов. (Казахский народ и до настоящего времени осознает свое деление на три крупных племенных союза племен - Жуза, имевших свою территорию, четкое представление о своем внутреннем делении на племена, рода, родовые подразделения, генеалогию, героев).
- динамика казахского орнаментального искусства в рамках изучаемого периода.
Несмотря на многообразие форм, пластичность, богатую цветовую гамму и своеобразную завораживающую красоту, для широкой публики за пределами Казахстана традиционный казахский орнамент остался практически неизвестным. Об этом ярко свидетельствует отсутствие разделов по казахскому, киргизскому и, более того, среднеазиатскому орнаменту в целом ряде вышедших в последние годы в нашей стране и за рубежом популярных иллюстрированных изданий, в том числе мультимедийных, претендующих на освещение орнамента всех времен и народов1. Данная работа призвана по возможности восполнить этот пробел.
Более частной целью стало введение в научный оборот данных, собранных о казахском орнаменте в его восточно-казахстанском варианте в ходе полевых
1 См. напр., Орнамент всех времен и стилей. В 4-х кн. (Альбомы, составленные на основе издания А.Ш.А. Расине 1873-1876 гг.). Кн.1 - М.: "Арт-Родник", 1995., Орнамент (Серия "Электронная библиотека", на CD-ROM). - Москва, ДиректМедиа Паблишинг, www.directmedia.ru. исследований автора. К сожалению, культура Восточного Казахстана остается своего рода лакуной даже в специальных изданиях.
Материалы диссертации могут послужить базой для создания мультимедийной энциклопедии, посвященной казахскому орнаменту. Схема работы и собственно эмпирические данные могут быть полезны при анализе малоисследованных орнаментальных систем других народов региона: дунган, уйгуров и т.д. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при разработке спецкурса по материальной культуре Средней Азии.
Несколько слов о терминах, употребляемых в работе. Орнамент и узор видятся как тождественные понятия; элемент - как простейшая орнаментальная фигура, не подвергаемая дальнейшему расчленению, мотив — устойчивое сочетание нескольких элементов вместе.
Казахские термины даны курсивом кириллицей. Размещение в конце работы краткого словаря встречающихся в тексте казахских терминов, продиктовано пониманием того, что "чем более изучены, понятны и стабильны термины и выражения, используемые в каждом виде искусства, тем более плодотворной будет исследовательская работа"1.
Основными источниками по данной теме явились иллюстративные материалы, приведенные в различных изданиях. Данный корпус источников распадается на две группы: во-первых, это рисунки и прорисовки с предметов (цветные и черно-белые) самих орнаментов с более или менее развернутым комментарием2, во-вторых - это издания, содержащие цветные и черно-белые фотографии орнаментированных предметов, как правило, из музейных коллекций3 или зарисовки этих
1 Керимов Л.Г. Азербайджанский ковер. Т. 2. - Баку: "Гянджлик", 1983. С.60.
2 См. напр., Казахский народный орнамент. Альбом. А-Ата, 1984., Казахский народный орнамент. /Отв. ред. Т.КБасенов. Альбом. А-Ата, КазГос Изд-во художественной литературы, 1958., Киргизский национальный узор/Материалы собраны и обработаны М.В. Рындиным/ В ст. ст. А.Н. Бернштама. Л.-Фрунзе, 1948, Гаврилов Н.Ф. Орнамент киргиз Сусанира. Ташкент, Типолитография изд-ва "Правда Востока", 1929., Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда А-Ата: Наука, 1964; Андреев М.С. Киргизский орнамент. // Курак. Альманах (Искусство и культура). 2000, № 2 и др.
3 Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. - Алма-Ата: Казахское государственное издательство художественной литературы, 1958., Береснева Л.Г. Ковровые изделия каракалпаков, (по заказу ГМИНВ) - М.: "Арабески", 1994., Джанибеков У.Д. Культура казахского ремесла. - Алма-Ата. "Онер", 1982., Казахи, историко-этнографическое исследование. - Алматы: "Казахстан", 1995., Киргизский узор/Фотоальбом. -Фрунзе: "Кыргызстан", 1986., Кыргыздын элдик кенчи. Народные сокровища Киргизии. Сост. Т.М.Балтабаева, автор предисловия К.Антипина. - Фрунзе: "Кыргызстан", 1974., Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. В 2 т. - А.-Ата: "Онер", 1986 -1987., Муканов М.С, Казахская юрта. - Алма-Ата: "Кайнар", 1981, Народное декоративно-прикладное искусство казахов/Альбом. Авт. Оразбаева H.A.-JI: "Аврора", 1970., Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX вв. (Из собрания ГМИНВ). - М : "Советский художник", 1984. и др. предметов1. Вторая группа, в связи с задачами данного исследования, представляется более предпочтительной, поскольку: a) всегда ясно, об орнаментации какого именно предмета идет речь; b) если фотография цветная, можно сопоставить колористическое решение орнамента и украшаемого "носителя"; c) ясны размеры и пропорции орнамента относительно "носителя"; d) в хорошем комментарии указывается не только название и место хранения предмета, но и приблизительное место и время изготовления; e) и, наконец, на мой взгляд, плодотворнее изучать орнамент не как идею, мыслительный конструкт, оторванный от реальной жизни, а именно в связи с предметами-"носителями" и техникой нанесения2. Орнамент органически связан с несущей поверхностью, он украшает и организует ее, часто выявляя конструктивную логику предмета. В реальной жизни, изучаемой этнологами, орнамент как абстрагированный мыслительный конструкт не существует, или существует только в головах ученых, но это совершенно другая тема.
Изучать и систематизировать народный орнамент в отрыве от предметов, на которых он традиционно наносился, и для которых он во многом создавался и перерабатывался, нам представляется в корне неверным подходом. Действительно, особенность типологизации этнографического материала состоит в том, что ее объекты не существуют сами по себе, а живут во плоти народной культуры, и "без обращения к народной среде как к главному условию жизни этнографических явлений, любой типологический подход будет оставаться формальным, а не содержательным" .
Заметим здесь, что подавляющее большинство предметов-"носителей" орнамента, о которых пойдет речь в этой работе, относятся к XIX - н.ХХ вв., именно в силу того, что они являются наиболее сохранившейся и хорошо представленной группой в музейных коллекциях (к примеру, в коллекции Государственного музея
1 Казахская национальная одежда. - Алма-Ата: "Жалын", 1976; Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла. - Алма-Ата: "Кайнар", 1983.
2 Иванов С.В. Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // Советская этнография. 1958, Jfe2. С.23.
3 Чеснов Я.В. О принципах типологии традиционной бьгговой культуры. // Проблемы типологии в этнографии. -М: Наука, 1979. С. 189. искусств Казахстана), а, следовательно, наиболее полно отразившихся в упомянутых изданиях.
Автор настоящей работы отдает себе отчет в том, что нельзя игнорировать те изменения, которые привносятся в искусство орнамента со временем. Но, учитывая все же значительную консервативность орнаментальных систем (орнамент сохраняется неизменным на протяжении многих столетий и даже тысячелетий)1 и неравномерную представленность материала, автор сознательно пошел на сужение рассматриваемых в работе вопросов, все же дающих отчетливое представление об орнаменте казахов как неотъемлемом элементе их культуры.
Необходимо помнить, что еще в 20-х гг. XX в. орнамент казахов и киргизов исследователями зачастую не разделялся (как будет видно в дальнейшем, не без оснований), также как и сами эти народы. Напротив, во второй половине XX в. и особенно - в его конце различия между этими народами подчеркивались (к примеру, в этногенезе, антропологии, материальной и духовной культуре). В этой связи, сведения по материальной культуре киргизов были рассмотрены в данной работе с особым вниманием.
Кроме источников по казахскому и киргизскому орнаменту, с целью ознакомления с принципами построения орнамента вообще, были выборочно привлечены материалы по орнаментам других народов, в частности, туркмен, узбеков, каракалпаков, азербайджанцев, алтай-кижи, теленгитов, бурят, тувинцев, монголов, якутов, русских и др.
При подготовке работы также были использованы полевые материалы автора, собранные во время поездок в Восточный Казахстан, в города Зайсан (1997 г., 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г.), Акжар (2002 г.) и Алматы (1998 г.). Например, в качестве иллюстративных материалов к исследованию привлечены фотографии бытующих на современном этапе в Восточном Казахстане орнаментированных предметов, а также бытовавших во второй половине XIX - начале XX вв. (из фондов Зайсанского краеведческого музея) и личной коллекции автора.
Отдельная группа источников - иллюстрации, полученные из сети Интеренет, в том числе специализированных сайтов, популяризующих казахскую культуру2.
1 Иванов С.В. Народный орнамент как этнографический источник. С.6.
2 Например, ресурс с сервером в Москве удуу.кдд^ ГУ! ш ш т
Очевидным недостатком данной категории источников является их фрагментарность и недокументированность.
Некоторую помощь в написании работы оказала постоянная экспозиция Государственного Музея искусств народов Востока, но исследованию подвергся лишь количественно незначительный материал.
Следующий важный источниковый блок - сведения, содержащиеся в обширной литературе о хозяйстве, культуре и декоративно-прикладном искусстве среднеазиатских народов (в первую очередь, автора интересовали казахи и киргизы), начиная с воспоминаний X. Берданеса, участника академической экспедиции И.П. Фалька (1768-1774),1 Ю. Шуйлера (поездки по Туркестану, 1870-е)2, М.С. Андреева (в л составе миссии полковника Маннергейма на Алае, 1890-е), С.М. Дудина (экспедиции 10-20-х гг. XX в.)4, Е.Р. Шнейдер (полевая работа в Актюбинской области, 1920-е)5 и заканчивая научными изысканиями современных ученых6. Последняя группа источников является также и историографией вопроса.
В настоящий момент можно признать, что материальная культура Средней Азии и Казахстана, и казахский орнамент в частности, в научной и популярной литературе представлены достаточно основательно. Кроме того, имеется значительная литература по вопросам теоретическим, а именно: принципам построения орнамента, его происхождению и эволюции. Таким образом, историографический интерес сосредотачивался, как правило, на одной из проблем — либо теория орнамента вообще, либо практическое его применение.
1 Введено в научный оборот в дис.: Мансурова Ж.Ю. Хозяйство казахов Малого и Среднего Жузов во второй половине XVIII - н. XIX вв. М., МГУ, диссертация на соискание степени к.и.н., 1989.
2 Schuyler Е. Turkistan. Notes of a journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldja. (in 2 vol.). V. I. -London: Sampson Low, Marstron, Searle & Rivington, 1876.
3 Андреев M.C. Киргизский орнамент. // Курак. Альманах (Искусство и культура). 2000, № 2
4 Дудин С.М. Киргизский орнамент. // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн.5. - М. - Л.: Гос. издательство, 1925; его же: Ковровые изделия Средней Азии. I Сборник МАЭ. VII. - JL: Изд-во АН СССР, 1928.
5 Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментика. // Материалы особого комитета по исследованию союзных и автономных республик. Вып.11. Серия казахстанская. // Казаки. Антропологические очерки (Под ред. С.И. Руденко). - Л., 1927.
6 См. напр., Аргынбаев X. Кдзак халкынын кол енерь (Казахское декоративно-прикладное искусство). -Алматы, "внер", 1987; Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. (По материалам, собранным в южной части Ошской области Киргизской ССР). - Фрунзе, Изд-во АН Киргизской ССР, 1962; Васильева Г.П. Головные и накосные украшения туркмен XIX - начала XX вв. // Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки. - М.: "Наука", 1979; Кочевое жилище народов Средней Азии и Казахстана. - М.: "Наука", 2000, Сычева Н Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана XIX-XX вв. - М., 1984., Кармышева Б.Х. К вопросу об украшениях из птичьих перьев у народов Средней Азии и Казахстана // Этническая история и традиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. - Нукус: "Каракалпакстан", 1989., Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной
В историографическом разделе данной работы, в свою очередь, за счет этнорегионального сужения темы, охвачены две группы исследований: ряд работ, не имеющих отношения к казахскому орнаменту, но содержащие важные теоретические выкладки1 и, в большей степени, изыскания, посвященные материальной культуре казахов и, собственно, орнаментике. Рассмотрим несколько подробнее первый блок исследований.
Поскольку круг работ подобного плана, затронутых в данном исследовании, ограничен, можно вкратце обозначить следующие темы, разрабатывавшиеся в разное время их авторами:
Происхождение орнамента. На этот счет существуют различные теории: "биологическая" (понимаемая, как (1) имманентное стремление человека к красоте, "инстинкта украшения" (как средство привлечения партнеров) и (2) биологическую природу самого орнамента, как явления, живущего столетиями, размножающегося и оставляющего потомство с чистыми и метисированными формами ), "имитационная" (подражание природе), "магическая" (защита от недобрых сил), "игровая" (искусство как незаинтересованная игра), "плектогенная" (основа орнамента - технические приемы ремесел) и т.п.
Распространение и взаимовлияние орнаментальных систем разных народов, сходный орнамент как "указатель родства" или общности происхождения этносов. Подобные сюжеты охотно исследовались (иногда в политических целях4) и продолжают плодотворно разрабатываться в настоящее время. Хотелось бы подчеркнуть, что в свете этой проблемы народный орнамент рассматривается уже не просто как этнографический факт, бытующее или бытовавшее явление, а как историко-этнограФический источник, зачастую этнический идентификатор, своего рода ключ к пониманию этногенеза. Приведем несколько примеров: общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана. // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана.-М.: "Наука", 1989., Муканов М.С. Казахская юрта. Алма-Ата, 1981, и др.
1 Ward J. Elementary principles of ornament. - London: Chapman & Hall, Ltd., 1890., Тараян 3. Семантические качества армянского орнамента. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1978., Рындина О.М. Эндогенные процессы в орнаментике: к вопросу о методике археолого-этнографических реконструкций. // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Т.4. - Новосибирск, "Наука", 1999., Иванов С.В. Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // Советская этнография. 1958, №2 и др.
2 Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментика. // Казаки. Антропологические очерки. - Я, 1927. С. 135.
3 Подробнее см. Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. С. 12-15.
4 Brown W. Norman. The swastika. A study of the nazi claims of its Aryan origin. - NY: Emerson books, 1933.
Одной из первых отечественных теоретических работ по орнаменту стало исследование гр. А.А. Бобринского1, блестящего собирателя, археолога, увлеченного Шлиманом и успехами компаративной лингвистики. Ключевая мысль его штудии такова: "Строго говоря, не существует орнамента такого-то народа или племени, нет орнамента такого-то столетия до и после Р.Х.", поскольку в основе любого орнамента лежат "простые принципиальные иероглифы", общие для всех и впоследствии "развитые". Это - "соломонова печать, свастика, трицикл, меандр, спирали", кресты и пр.2 Новое прочтение этой мысли можно найти и у испанского исследователя л символов Хуана Керлота , и у казахского искусствоведа Карлыгаш Ибраевой, когда она пишет о "ностратической семье орнаментов", сопоставляя ее с языковой ностратической семьей4, а также о том, что "практически каждый орнаментальный мотив, рассмотренный изолированно, имеет прямой прототип в более ранних художественных традициях"5.
Успешно изучается орнамент как исторический источник в исследованиях JI.P. Кызласова и Г.Г. Король6, причем авторы на основании археологических материалов по декоративному искусству убедительно обосновывают общность происхождения отдельных народов.
Несомненную ценность представляют ставшие классическими работы С.В. Иванова,7 предлагавшего применять историко-сравнительный метод изучения орнамента для выявления распространения тех или иных узоров, родства или близости одного орнамента к другому, соотношения современного орнамента к древнему. Сравнению подлежат не только формальные признаки орнамента, определяемые исследователем визуально, но и колорит, характер композиции, размещение орнамента на предметах, стиль, семантика, технические приемы (типы ковров, профили резьбы, способы нанесения узоров на металле), т.к. они не менее
1 Бобринской А. А. О некоторых символических знаках общей первобытной орнаментики всех народов Европы и Азии. - М.: Товарищество типографии АИ.Мамонтова, 1902.
2 Бобринской А.А. О некоторых символических знаках. C.3-S.
3 Керлот Х.Э. Словарь символов. / Пер. с исп. -М: "REFL-book", 1994. С. 366-367.
4 Ибраева K.T. Орнамент мемориальных памятников казахов. С.82.
5 Там же. С. 76.
6 Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. -М: "Наука", Гл. ред. восточной литературы, 1990.
7 См. Иванов С.В. Киргизский орнамент как этногенетический источник. / Труды киргизской археолого-этнографической экспедиции. Т. Ш. - Фрунзе: Изд-во "Наука", 1959., Иванов С.В. Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // Советская этнография. 1958, №2., Иванов С.В. Орнамент народов Сибири. (Глава 5 "Орнамент") / Историко-этнографический атлас Сибири. (Под ред. М.Г.Левина и Л.П Потапова). - М.-Л.: Издательство АН СССР [Ленинградское отделение], 1961. ш ж на отчетливо, чем орнаментальные мотивы, говорят о культурном родстве и культурных взаимоотношениях народов1.
Весьма перспективными можно считать количественные методы исследования орнамента, примененные Г.Г. Громовым и В.И. Плющевым2 в отношении узоров вышивки крестьян Архангельской области, причем при сопоставлении различных параметров узора учитывались такие признаки, как пропорции соотношения элементов друг к другу; частота встречаемости элементов в композиции; вид шва, которым выполнена та или иная фигура; место фигуры в композиции и т.п. В этой же работе дан солидный анализ сравнительного метода изучения орнамента разных этносов и его результатов3.
Статистические методы изучения орнамента были использованы Е.И. Лариной при анализе ворсового ковроткачества народов Российской империи. Эта работа примечательна не только ценными практическими выводами, но и методологическими разработками, показанными в действии (типологизация ковров на основе сочетания признаков орнамента центрального поля; метод двойной матрицы, предложенный С.П. Поляковым)4. Принципы построения, проблемы симметрии. Идея ритма и симметрии считается большинством исследователей ключевой в понимании построения орнамента, "одним из важных факторов красоты форм"5, и именно повторяемость, симметричность отличает орнамент от простого украшения (decoration) объекта6.
Исследование симметрии орнамента дали основание отдельным исследователям для новых способов изучения - структурного анализа отдельных форм при помощи математических методов7.
Основополагающим признаком при изучении строения отдельными исследователями полагается композиционный строй орнамента, как наиболее
1 См. Иванов С.В. Народный орнамент как этнографический источник. .С. 17-23.
2 Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента. / Математические методы в исторических исследованиях. - М.: "Наука", 1972.
3 См. Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента. С.167-168.
4 Тагиева ЕИ Ворсовые ковры народов России (к. XIX - а XX в.). Статистические методы изучения. // Этнографическое обозрение, 1998, №2.
5 Шубников А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. - Изд. 2-е, перераб. и дои - М: "Щука", 1972. С. 12-13.
6 Wad J. Elementary principles of ornament - London: Chapman & Hall, Ltd., 1890.,p.l.
7 Рыцдина ОМ, Леонов BIT Опыт структурного анализа орнаментов.// Этнографическое обозрение, 1992 №1.
TWH рХ<
JzSSl 1 консервативная его часть , в отличие, к примеру, от технических приемов исполнения или материалов. Классификация.
В настоящее время в большинстве работ, так или иначе затрагивающих интересующие нас сюжеты, присутствует следующее однотипное деление орнамента по используемым мотивам:
- геометрический (состоящий из абстрактных форм);
- астральный (в том числе лунно-солярные символы);
- растительный (стилизующий листья, цветы, плоды и т.д.);
- зооморфный или животный, (стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных).
В качестве орнаментальных мотивов могут также использоваться человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы. Особый род орнамента (например, гирих) представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях или в книгах.
Даже если отдельный исследователь не вполне согласен с подобной классификацией, он, как правило, все же пользуется ею, оговариваясь, правда, всякий раз, что подобное деление условно. Не будем нарушать традицию, хотя, конечно, существует множество переходных орнаментальных форм, а при известной степени стилизации вообще любое изображение превращается в геометрическую фигуру. (Здесь уместно вспомнить, что "стилизованные формы орнамента составляют едва ли не 70% всех . данных по орнаменту"2).
Упомянем классификацию А. Хедцона3, претендующую, по мнению ее создателя, на универсальность и конкретность: орнаменты делятся им на физикоморфные (неорганические) и биоморфные (органические), но, как мне кажется, подобное деление малопродуктивно.
По характеру композиции орнамент обычно делится на ленточный, центрический, окаймляющий, геральдический, заполняющий поверхность.
Рындина О.М. Эндогенные процессы в орнаментике: к вопросу о методике археолого-этнографических реконструкций. / Эгнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Т.4. - Новосибирск, "Наука", Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С.42.
2 Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента. С. 188.
3 Цит. по: Ибраева КТ. Орнамент мемориальных памятников казахов. С.12-13.
Очень важным для теоретического осмысления, в частности, типологизации орнамента стали, на мой взгляд, работы С.В. Иванова, предложившего соотносить орнаментальные комплексы с определенными группами бытовых предметов1. Этот принцип положен в основу фундаментального исследования орнамента народов Сибири2. Семантика. Разумеется, данная проблема тесно связана с предыдущей, т.к. чтобы классифицировать, надо для начала "опознать", идентифицировать.
Некоторые исследователи предлагают комплексное постижение смысла орнамента на эмоциональном уровне: армянская исследовательница Зегаор Тараян разработала теорию "семантических качеств орнамента", под которыми понимаются "те его признаки, которые вызывают определенные настроения", а именно размер, цвет, энтропия, ритм, симметрия, плавность/изломанность линий и т.п.3
Относительно проблемы "дешифровки" есть две крайние точки зрения - от полного отрицания смыслового содержания орнамента, видения только его эстетической стороны (А. Брейль, Г. Спенсер, В. Гаузенштейн4) и до поисков конкретного, раз и навсегда заданного и понятного смысла буквально в каждом завитке или точке (А. Бернштам, А. Кажгали улы5). Промежуточное положение между этими радикалами занимает множество их более осторожных коллег (к примеру, патриарх казахских историков и археологов акад. А.Х. Маргулан), также пытающихся расшифровать смысловые значения орнамента, но допускающих, что в отдельных элементах их может не быть, или что они могут быть безвозвратно утрачены со временем.
Все эти сюжеты в той или иной мере рассматриваются и в работах, освещающих непосредственно орнамент интересующего нас региона. Первой специальной работой, посвященной целиком казахскому орнаменту, явилось исследование С.М. Дудина6. Он выделил некоторые основополагающие особенности
1 Иванов С.В. Киргизский орнамент как этногенетический источник. // Труды киргизской археолого-этнографической экспедиции. Т. Ш. - Фрунзе: "Наука", 1959. С.61-64.
2 Иванов С.В. Орнамент народов Сибири. (Глава 5 "Орнамент") // Историко-этнографический атлас Сибири. (Под ред. МГ.Левина и Л.ГШотапова). - M.-JL: Изд-во АН СССР [Ленинградское отделение], 1961.
Тараян 3. Семантические качества армянского орнамента. - Ереван, 1978. C.1-S. 4См. Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. С. 12-13.
5 Киргизский национальный узор. (Материалы собраны и обработаны М.В. Рындиным), Вст. ст. А.Н. Бернштама. - Л. - Фрунзе, 1948; Кажгали улы А. Органон орнамента. - Алматы, 2003.
6 Дудин С.М. Киргизский орнамент.// Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Кн.5. - M.-JL: Гос. издательство, 1925. Долгое время, практически до 20-х гг. XX в. в литературе казахи и киргизы не различались,
12 казахской орнаментики (равенство фона и узора, ограниченность цветовой гаммы, наличие верха и низа)1, уделил должное внимание не только поискам семантических значений орнамента, но описанию различных техник орнаментации. Увлеченные поиски семантических значений отражены в работах Н.Ф. Гаврилова2, но, к сожалению, в своих изысканиях автор отталкивается исключительно от названий орнамента, не принимая во внимание, что именно название - наименее устойчивая часть любого узора3.
Блистательно остроумна, но, к сожалению, также недоказуема, "пиктографическая теория" А.Н. Бернштама4, где решительно все узоры объявлены повествовательными с одним раз и навсегда заданным смыслом. В подтверждение того, что любой орнамент в свое время "читался" совершенно определенным образом, обычно приводят нехитрую сказку о незадачливом, но находчивом падишахе, который умел ткать ковры: "Однажды падишах поехал на охоту, где был захвачен разбойниками и заточен в темниг^у. Там, вспомнив о своем ремесле, падишах попросил дать ему шерсти и принялся за дело. Разбойники оценили ковер и приказали пленнику продолжать ткать. Продавая ковры, разбойники выручали неплохие деньги, но однажды всему пришел конец - ковер попал в руки к жене падишаха. Едва увидев его, она приказала снарядить войско и вызволила падишаха. Оказывается, он с помощью узоров известил жену о произошедшем с ним несчастье и местоположении логова разбойников".
Современная попытка окончательно и бесповоротно дешифровать казахский узор - многостраничный труд литератора Алибека Кажгали улы "Органон орнамента", над которым автор работал около семи лет5. Автор этого увлекательного повествования утверждает, что орнамент - это особый язык (причем появившийся в доречевой период), с помощью которого древний человек переносил на плоскость свои представления о времени и пространстве, о жизни и смерти. Причем язык этот обладает содержанием, синтаксисом, грамматикой, лексико-семантическим уровнем и даже фонетикой. Исследователь заявляет, что им расшифрованы практически все орнаменты Евразии, гербы Англии, Венгрии и т.д. В своей книге автор пытается что приводило к подобным названиям. У С.М. Дудина в данной работе речь действительно идет о казахах, по крайней мере, о населении территории, в данный момент являющейся Казахстаном. 1 См. Дудин С.М. Киргизский орнамент. С.181-182.
3 Гаврилов Н.Ф. Орнамент киргиз Сусанира. - Ташкент: Типолитография изд-ва "Правда Востока", 1929.
3 См. Иванов С В. Народный орнамент как этнографический источник. С. 10-12.
4 См. Киргизский национальный узор. (Материалы собраны и обработаны MJB. Рындиным)., Всг. ст. А Н. Бернштама. -Л. - Фрунзе, 1948.
5 Кажгали улы А. Органон орнамента. - Алматы, 2003. - 456 с. заменить традиционное представление об орнаменте как о декоративном украшении пониманием узора как древнего кода с жесткой структурирующей логикой.
Фундаментальным трудом в своей области можно считать работу Тлеу Басенова1, содержащую множество таблиц и схем. Но эта книга, как и некоторые другие2, имеет все же скорее прикладное, а не научное назначение, служит руководством для художников-прикладников и архитекторов, стремившихся сделать материальную культуру "национальной по форме, но социалистической по содержанию". Узкоспециальным по заявленной теме, но весьма интересным и в I теоретическом плане можно считать исследование К. Т. Ибраевой , содержащее также солидную историографическую справку.
Ряд исследователей (Н.А. Оразбаева, М.С. Муканов, А.Х. Маргулан, У. Джанибеков4) пошли по другому пути: они давали подробное и развернутое описание (и прекрасные фотографии!) произведений казахских ремесленников, попутно предлагая читателю свою точку зрения на проблемы взаимовлияний культур и объяснение значений орнамента. Примерно по тому же принципу построена коллективная монография "Казахи: историко-этнографическое исследование"5, вышедшая в 1995 г. в Алматы. В качестве недостатка подобных работ казахских исследователей можно отметить стремление "удревнить" собственную историю, изучать ее в отрыве от истории других народов региона, рассматривая ее при этом в границах, установленных уже Советской властью.
Очень важными для понимания места казахских изделий в системе среднеазиатского ковроткачества являются работы А. Фелькерзама, В.Г. Мошковой, С.М. Дудина, Т.А. Жданко, Е.И. Тагиевой (Лариной)6.
1 Басенов Т.К. Орнамент Казахстана в архитектуре. - Алма-Ата, 1957.
2 См. напр., Аскерова Н.С. Архитектурный орнамент Азербайджана. - Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1961., Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. - Алма-Ата: Каз.гос. издательство художественной литературы, 1958, Казахский народный орнамент. (Отв. ред. Т.К.Басенов.) Альбом. - Алма-Ата, КазГос Изд-во художественной литературы, 1958., Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Альбом. - М.: "Искусство", 1957.
3 Ибраева K.T. Орнамент мемориальных памятников казахов. - Алма-Ата, КазГУ, диссертация на соискание степени к.и.н., 1984.
4 См. соответственно: Народное декоративно-прикладное искусство казахов /Альбом. Авт. Оразбаева Н. А -Л: "Аврора", 1970., Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата: "Кайнар", 1981, его же: Казахские домашние художественные ремесла. - Алма-Ата: "Кайнар", 1983, Маргулан АХ. Казахское народное прикладное искусство. В 2 т. - Алма-Ата: "бнер", 1986 -1987., Джанибеков У.Д Культура казахского ремесла. - Алма-Ата: "внер", 1982.
3 Казахи: историко-этнографическое исследование. - Алматы: "Казахстан", 1995.
6 Фелькерзам А Старинные ковры Средней Азии. // Старые годы. Октябрь - декабрь, 1914; Мошкова В.Г. Ковры народов Средней Азии к. XIX - н.ХХ в. - Ташкент: "Фан", 1970; Дудин С.М. Ковровые изделия Средней Азии. // Сборник МАЭ. VII. - Л.: Изд-во АН СССР, 1928; Жданко T.A Изучение народного орнаментального
Основным спорным моментом, обсуждаемым в отдельных вышеперечисленных трудах, является семантическое значение некоторых элементов казахского орнамента, к примеру, известных в литературе под термином кошкар мюйиз (бараньи рога), а также степень "автохтонности" основных традиционных мотивов казахского орнамента. Большинство казахских исследователей высказывается за несомненное местное происхождение указанного мотива, а также за глубокую древность орнаментальных сюжетов, дошедших до наших дней.
Остановимся на этом несколько подробнее. Как выяснилось, семантика казахского народного орнамента - наиболее интригующий вопрос в историографии данной проблемы. Автор настоящей работы не претендует на разрешение этого спора (да и не считает это возможным), но полагает необходимым предложить для обсуждения основные сюжеты этой темы. Хотелось бы подчеркнуть, что для данной работы вопрос семантики не является ключевым именно в силу гипотетичности и недоказуемости практически любых точек зрения на этот счет.
Действительно, посредством ограниченного визуального ряда (к примеру, того или иного орнаментального мотива) можно выразить несколько различных, не связанных друг с другом идей, т.е. речь идет о полисемии, многозначности орнамента. Следовательно, ошибочно при поисках смысла картинки опираться только на ее название или на комментарий мастериц, поскольку:
- Названий узоров всегда больше, чем орнаментальных сюжетов1 (к примеру, волнистая линия обозначается словами су (вода), жылан (змея), ирек (зигзаг) и т.д.).
- Названия появляются гораздо позже того или иного сюжета, основываясь зачастую на поверхностной внешней аналогии. Вообще, каждый мастер или "толкователь", включая автора настоящей работы, творит свой собственный миф, главное - отдавать себе в этом отчет.
- Существует определенная заданность видения. Например, там, где С.М. Дудин склонен был видеть "растительный орнамент, киргиз видел лошадей"2. Подобные же результаты обнаруживали информаторы (соответственно - казахи и не казахи) искусства каракалпаков. II Советская этнография, I9S5, №4; Тагиева ЕЛ Ворсовые ковры народов России (к. ХЕХ-№ XX в.). Статистические метод ы изучения. II Этнографическое обозрение, 1998, №2. 1 Иванов С.В. Киргизский орнамент как этногенетический источник. С.61 1 Дудин СМ Киргизский орнамент.// Восток. Кн.5. М.-Л Гос. издательство, 1925. С. 177. при мини-опросе автора: там, где первые определенно видели "рога", вторые видели "растительные завитки"). К примеру, Г.В. Кан1 предложил следующую классификацию казахского орнамента, также основанную на однозначном прочтении им смысла отдельных элементов:
1) зооморфные мотивы 3) космогонические мотивы
• кошкар мюйиз - бараний рог • донгелек - солнечный круг
• марал мюйиз - олений рог • торт кулак - крестовина из
• кос мюйиз - двойной рог четырех лучей
• сынык мюйиз — сломанные рога • шимай- спираль
• кынык мюйиз - кривой рог • шенбер - окружность, обруч
• табан - ступня • жулдыз - звезда
• туйе мойын - верблюжья шея • айшык - полумесяц
• каз мойын - гусиная шея • шугыла - луч солнца, зарево
• кус канат - крылья птицы • 6imnec - нескончаемый
• оркеш - (верблюжий) горб
• ормекши - паук
2) растительные мотивы 4) геометрический орнамент
• агаш- дерево • cytiip — остроконечник
• жапырак- листок • ирек — зигзаг
• уш жапырак - трилистник • тортушкт - 4 треугольника
• гюлъ — цветок • кармак — крючок
• откгзбе - вьющийся стебель • тумар — амулет
• шиыршык - завиток • шынжыра - цепь
Учитывая, что значение отдельных элементов является весьма спорным, а элементы из разных групп зачастую комбинируются безотносительно их значения (снова выведенного из названия), возникает вопрос о смысле подобных классификаций, не подкрепленных формальной типологией (по крайней мере, не проиллюстрированных).
Рассмотрим подробнее семантику нескольких элементов казахского орнамента. 1. Кошкар мюйиз н его производные
Кошкар мюйиз {кучкурук - у киргизов) - один из самых популярных мотивов в войлочном и кожевенном ремесле, в вышивке по войлоку, кроме того, это - одна из самых популярных тем в историографии, посвященной казахской орнаментике. Этот мотив, легко комбинирующийся с другими элементами и являющийся настоящим символом декоративно-прикладного искусства казахов, известен со времен
1 Кан Г.В. История Казахстана: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Алматы, "Аркаим", 2002. С.85. андроновской культуры . Традиционно большое значение "рогообразному завитку" в различных его вариантах уделяли Рихард Карутц, СМ. Дудин, М.С. Муканов, Н А. Оразбаева, А.Х. Маргулан, бесспорно считая его семантическое значение совпадающим с его названием2.
Если вспомнить о том, что понятие кошкар (круторогий баран - самец) у казахов было тождественно понятию кут (жизненная сила, активность, энергия), а кроме того, часто, соотносилось с кун (солнце, вообще часта связка - баран-солнце) , и огромное значение, которое придавалось и придается скоту, данное допущение кажется вполне правдоподобным.
Таблица 0-2. Варианты роговидного узора
А: кошкар мюйиз. Б: кос мюйиз или торт кулак, В: сынар мюйиз {соответственно: бараньи рога, соединенные рога- крестовина, один рог). Г: подобный вариант мюйиз (рогового узора) более напоминает растительный мотив.
Бараны - богатство, эквивалент стоимости в степи, благопожелательный символ4. И в настоящее время казахский вопрос, задаваемый при встрече "Как дела?" дословно означает - "Как ваш скот?". На мысль о том, что кошкар мюйиз имеет зооморфный характер, наводит еще и то, на каких материалах данный орнамент изображался - в основном, это войлок, кожа, замша, камень, в меньшей степени кость, и еще в меньшей - дерево и ткань.
Но есть и иная точка зрения на семантику узоров мюйиз. Ее сторонники — Е Р. Шнейдер и К.Т. Ибраева, соотносящие кошкар мюйиз с "древом жизни" с
1 Нурмухаммедов Н.-Б. Искусство Казахстана. - М.: "Искусство", 1970, С.27.
2 См. напр., Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. ТЛ. - А.-Ата: "Онер", 1986. С 83 - 84.
1 Маргулан А.Х, Казахское народное прикладное искусство Т.1. С. 84.
4 См. Аргынбаев X Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством. // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. - М: "Наука", Главная редакция восточной литературы, 1975. С. 195-196. предстоящими птицами, причем первый считает данный мотив заимствованным иранским1, а вторая настаивает на "автохтонности", но, тем не менее, его растительном значении2. Вообще же, точку зрения Е.Р. Шнейдер практически все исследователи казахского орнамента считали своим долгом опровергнуть, полагая ее "вредной и нелепой"3.
Автор настоящего исследования воздерживается от однозначной трактовки данного орнаментального мотива, поскольку не может не учитывать огромное множество вариантов мюйиз, в том числе с вьющимися побегами, цветочками и листочками (например, Табл. 0-2 Г), с одной осью симметрии, и "предстоящими" более мелкими элементами (к примеру, жулдыз - звездами), а также многочисленные аналогии этого мотива в орнаментальном искусстве широкого круга народов. Вероятнее всего, именно в связи с широким распространением вышивки, старый традиционный орнаментальный мотив мюйиз, получил новое прочтение, "расцвел", и, скорее всего, "не без помощи" соседнего сартского влияния.
В любом случае автор настоящей работы уверен в том, что сводить все многообразие орнамента казахов к роговому узору означает насильственно и неправомерно обеднять его.
2. Все кажется более простым и ясным с гюль ою - цветочным орнаментом, заполняющим вышитые одежды, бурно расцветающим по полям вышивных ковров тускийизов или резных стенок сундуков сандык. Все эти вьющиеся стебельки с бутонами и листьями, иногда плодами, выполнялись в очень реалистичной манере, без сильной стилизации, вплоть до того, что иногда можно было определить вид цветка. Подобные же простые реалистичные изображения птиц, собак, верблюдов, людей, лошадей, бытовых предметов также фактически не оставляют сомнений в их прямой интерпретации. Замечу здесь же, что запрет изображать живые существа, налагаемый исламом, соблюдался нестрого.
3. Но и здесь есть интересная особенность - наличие сильно стилизованных "цветов", скорее напоминающих круги, поделенные на сектора - розеток, остроконечных звезд, так называемых "вихревых розеток" (Табл. 0-3, V-14 Г) - айшик (право- или левосторонних, не всегда имеющих свое симметричное отражение в той
1 Шнейдер Е.Р. Казахская орнаментика.С. 153-157.
3 См. Ибраева К.Т. Орнамент мемориальных памятников казахов. С.21.
3 См. напр., Чепелев В. Об искусстве казахского народа.// Искусство, 1936 №4. С. 156-157.
Дат же вещи). Характерна и композиция орнамента - чаеты крупные круги, похожие на щиты, "защищающие" спину, грудь, бедра - табак. Замечу, что именно розетки и круги - универсальные мотивы, встречающиеся во всех орнаментальных комплексах, т.е. на всех орнаментируемых группах предметов, во всех материалах. Исследователи склонны видеть в подобных круговых композициях, а также вихревых розетках и кругах солярные символы, в "звездах" - астральные мотивы. На эту же мысль наводит и характерное расположение, к примеру, "звезд" - как правило, это верхний ярус жилища (Табл. 0-4), ковра или кумбеза.
Таблица 0-3. Варианты розеток табак
Таблица 0-4. Аппликация по войлоку в верхнем ярусе юрты1.
Волнистая линия определялась, как уже говорилось, по-разному (варианты: лошадиная кишка, зубы пилы, змея, вода). Возможно, кстати, в каждом конкретном случае это именно так, как говорит мастер или мастерица. Но может быть, подобный мотив, так же как и узор 6imnec, балдак, спирали, алабас, вихревые розетки, символизируют движение, мобильность, неумолимый ход времени, всегдашнюю готовность к перекочевкам. Недаром же казахская поговорка гласит: "Счастье - в движении". По мнению У. Джанибекова2, подобную же идею символизирует такой мотив, как "вьющийся стебель", построенный на чередовании S-образных элементов. Иначе трактуется S-образный символ А. Кажгали улы. Памятуя о том, что подобный элемент встречался в убранстве Золотого воина из Иссыкского кургана, и справедливо относя его бытование к евразийскому звериному стилю, исследователь
1 Ил л. по; Клодт Е. А. Казахский народный орнамент - М.: Гос. издательство, 1939 (б/с).
2 Джанибеков У. Д. Культура казахского ремесла. - А,-Ата: "бнер", 1982. С. 25-26. w/i тю^лт 11 mvH считает, что, этот элемент может пониматься как хищный зверь (обобщающая структура), или как терзаемое копытное животное (лань, олень) в момент агонии -развернутым на 180°, т.е. S-образно, что характерно для изображения перехода из мира реального в мир иной1.
В целом, такой вопрос, как семантика того или иного орнаментального мотива, для современных исследователей является и сложным, и желанным одновременно. Сложным потому, что большинство истинных значений (если допустить, что они существовали) утрачены уже давно, и исследователям в большинстве случаев не остается ничего, кроме как проявить свою фантазию и обогатить этнологическую науку еще одной красивой, но практически бесполезной теорией.
Несколько вводных замечаний относительно структуры работы. Текст диссертации разбит на 12 глав. Главы 1-10 посвящены обсуждению различных групп предметов-"носителей" орнамента в зависимости от техники его нанесения. Необходимость более внимательного изучения технологии нанесения орнамента (типов ткачества, профилей резьбы, способов нанесения узоров на металле, приемами кошмоделия и т.п.) продиктована тем, что они не менее отчетливо, чем орнаментальные мотивы, говорят о родстве и культурных взаимоотношениях народов2, а также позволяют довольно четко зонировать изучаемую территорию в зависимости от степени знакомства и бытования тех или иных технических приемов (результаты можно видеть на специальных картах, которыми снабжена работа). Важным представляется вопрос, насколько связан тот или иной орнаментальный комплекс с техникой исполнения, иными словами, какова величина "коэффициента искажения образа материалом"3. В десяти главах этого раздела предложена характеристика орнамента и особенностей техники орнаментации следующих групп предметов:
I. войлочные изделия (покровы юрты, постилочные и настенные кошмы, предметы интерьера, утварь);
1 Кажгали улы А. Органон орнамента. С. 11-15.
2 См. Иванов С.В. Народный орнамент как этнографический источник. (К методике изучения). // СЭ №2, 1958. С.23.
3 Термин предложен в книге: Громов Г.Г., Плющев В.И. Количественные методы исследования орнамента. / Математические методы в исторических исследованиях. С. 188.
II. тканые изделия (в том числе комбинированного или полуворсового ткачества — ленты для крепления юрты, паласы, сумки и т.п.);
III. ворсовые ковры;
IV. плетеные чиевые циновки;
V. вышитые изделия (одежда, настенные панно, предметы домашнего обихода, здесь же говорится также об узорном шитье шнуром);
VI. кожаные изделия, орнаментированные тиснением и аппликацией (посуда, мебель, обувь, пояса, упряжь, настенные кожаные панно);
VII. ювелирные изделия (украшения, накладки);
VIII. деревянные изделия, орнаментированные резьбой и росписью (мебель, посуда, части каркаса юрты);
IX. резные изделия из кости;
X. орнамент резьбы и росписи по камню на надмогильных памятниках.
Одиннадцатая и двенадцатая главы посвящены, соответственно, обсуждению аналогий казахскому орнаментальному искусству у других народов Средней Азии, а также не исследовавшейся ранее цветовой гамме казахского орнамента.
В заключении подводятся итоги работы, приводятся основные характеристики казахского орнамента и основные выводы. Диссертацию завершают упоминавшийся выше краткий словарь казахских терминов и список литературы.
Последнее замечание касается сопровождающих текст иллюстраций. Разумеется, ни одно исследование по орнаменту немыслимо без "картинок", так как орнамент, подобно любому другому искусству, основанному на ритме (музыка, танец) и эмоциональных зрительных образах, практически невозможно адекватно описать словами. Но автор настоящей работы не считает возможным и необходимым соревноваться в качестве, количестве и полиграфической тщательности приводимых иллюстративных материалов (рисунков, цветных фотографий) со специальными изданиями (монографиями и альбомами).
Поэтому привлечены лишь необходимые рисунки и фотографии, зачастую фрагментированные, причем нашли свое отражение полевые материалы (фотографии и прориси) автора. Для удобства использования иллюстративных материалов, они размещены в таблицах непосредственно в тех главах, где это необходимо. Римская цифра в номере таблицы соответствует номеру главы: например, указание на Табл.
1П-2 отсылает нас ко второй таблице в главе III о ворсовом ковроделии. Автору пришлось отказаться от сплошной нумерации таблиц (их чуть меньше 100) в силу того, что общее число используемых иллюстраций в работе превысило 1250. То же относится и к постраничным примечаниям. Сквозная нумерация таблиц введена только во введении и заключении - первая цифра в этом случае 0, например Табл. 0-5.
Для установления границ применения отдельных техник была использована следующая карта Казахской ССР 1958 г.1, административное деление на которой находится в наибольшем соответствии с встречающимися в литературе наименованиями. Современная карта Республики Казахстан для этого менее пригодна, поскольку границы областей и районов в современном государстве претерпели значительные изменения.
1 Кунаев Д. А. Казахская ССР. Краткий историко-экономнческнй очерк. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1958 Вклейка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Исторические науки», 07.00.00 шифр ВАК
Семиотика ювелирных украшений в традиционной культуре Казахстана2005 год, кандидат культурологии Мамбетова, Алтын Ибрагимовна
Орнамент тарских татар конца XIX-XX вв.: К проблеме этнокультурной истории2001 год, кандидат исторических наук Фаткулина, Фарида Мухаматшарыповна
Образ в искусстве орнамента2004 год, кандидат искусствоведения Иванова, Ирина Юрьевна
Народное искусство в традиционной культуре хакасов2002 год, кандидат исторических наук Кидиекова, Ирина Кононовна
Системообразующие инварианты андроновской орнаментики2003 год, кандидат исторических наук Рудковский, Игорь Владимирович
Заключение диссертации по теме «Исторические науки», Шевцова, Анна Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги. Казахский орнамент является сложной, весьма жизнеспособной полифункциональной системой, причем соотношение функций изменяется во времени. К примеру, еще в конце XIX века определенное положение орнаментальной вставки на том или ином предмете (вкупе с другими признаками) могло дать довольно точную социальную и этническую характеристику владельца, т.е. была в полной мере задействована функция орнамента как этносоциального идентификатора. В настоящее время на первый план вышла эстетическая функция орнамента, в то время как, скажем, его магические качества утеряны. Но иметь орнаментированные "в национальном стиле" предметы (например, головные уборы, халаты, седла, холодное оружие) становится престижно и модно. Казахский орнамент, как, впрочем, практически любой среднеазиатский орнамент, полисемичен, т.е. способен обозначать многие идеи простейшим зрительным рядом. Для казахского узоротворчества характерна значительная "пластичность" (возможность воплотить сходные сюжеты в различных материалах). Проиллюстрируем это на примере двух часто употребляемых мотивов:
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шевцова, Анна Александровна, 2004 год
1. Абашин С.Н. Население Ферганской долины (к становлению этнографическойноменклатуры в к. XIX н. XX в.). // Ферганская долина: этничность, этнические процессы, этнические конфликты. / Отв. ред. С.Н. Абашин, В.И. Бушков, ИЭА РАН. -М.: "Наука", 2004.
2. Абрамзон С.М. Этнографические исследования в Киргизской СССР в 1954 г. // Краткиесообщения Института Этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Т.25. -М.: Издательство АН СССР, 1956.
3. Агапов П.В., Кадырбаев М.К. Сокровища Древнего Казахстана. (Памятникиматериальной культуры). Алма-Ата: "Жалын", 1979.
4. Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного
5. Казахстана (на основе исследования малых форм). Алмагы: "Гылым", 1994.
6. Аджигалиев С.И. Об архаичном обычае вставки зеркал в казахские кулпытасы. //
7. Краткое содержание Среднеазиатско-кавказских чтений. Май 1969 г. Под ред. В.П.Курылева. -М., 1990.
8. Азизян А. А. Этнический аспект интерпретации орнаментики дописьменного периода. //
9. Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. Т.4. -Новосибирск, "Наука", Сибирская издательская фирма РАН, 1999.
10. Акатаев С. О специфике культуры кочевья. // Кочевники. Эстетика. Познание миратрадиционным казахским искусством. Алматы: "Гылым", 1993.
11. Акишев 3. Жаяу Муса / Авторизованный перевод с казахского И.Щеголихина. Алма1. Ата: "Жалын", 1981.
12. Алламуратов А. Каракалпакское нагрудное украшение хайкель. // Этническая история итрадиционная культура народов Средней Азии и Казахстана. Нукус, "Каракалпакстан", 1989.
13. Алымбаева Б. Юрта киргизов в прошлом и настоящем. // Кочевое жилище народов
14. Средней Азии и Казахстана. М., "Наука", 2000.
15. Андреев М.С. Киргизский орнамент. // Курак. Альманах (Искусство и культура). 2000,2. (Фонд "Сорос Кыргызстан").
16. Андрианов Б.В. Опыт типологизации оршаемого земледелия и ирригации в Средней
17. Азии и Казахстане. (К. XIX н. XX в.). // Типология основных элементов традиционной культуры. - М., "Наука", 1984.
18. Андрианов Б.В. Раздел "Земледелие и ирригация" в Историко-этнографическом атласе
19. Средней Азии и Казахстана. (Проспект). // Материалы к историко-этнографическому атласу Средней Азии и Казахстана. Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Новая серия, Т. 58. M.-JL, Издательство АН СССР, 1961.
20. Андрианов Б.В. Этническая история и хозяйственно-культурное развитие древних исредневековых народов Средней Азии и Казахстана. // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Выпуск III. М., 1991.
21. Андрианов Б.В., Левина Л.М. Некоторые вопросы исторической этнографии Восточного
22. Приаралья в I тысячелетии н.э. // Этнография и археология Средней Азии. М.: "Наука", 1979.
23. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южныхкиргизов. (По материалам, собранным в южной части Ошской области Киргизской ССР). Фрунзе, Изд-во АН Киргизской ССР, 1962.
24. Аргынбаев X. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством. // Вкн.: Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. -М.: "Наука", Главная редакция восточной литературы, 1975.
25. Аргынбаев X. Образование казахских жузов их дальнейшая этнополитическая судьба. //
26. Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Выпуск III.-М„ 1991.
27. Аргынбаев X Казак халкыньщ кол енерь (Казахское декоративно-прикладноеискусство). Алматы, "©нер", 1987. (на казахском языке)
28. Арзымбаев С. Русско-казахский сельскохозяйственный словарь. С основнымитерминами биологии. /Под ред. проф. С.Аманжолова/. Алма-Ата: Казахское государственное издательство, 1955.24.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.