Казахские народные женские ювелирные украшения XVIII-XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Тохтабаева, Шайзада Жаппаровна

  • Тохтабаева, Шайзада Жаппаровна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1984, Алма-Ата
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 160
Тохтабаева, Шайзада Жаппаровна. Казахские народные женские ювелирные украшения XVIII-XX вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Алма-Ата. 1984. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Тохтабаева, Шайзада Жаппаровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА. I. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КАЗАХСКИХ ЖЕНСКИХ

УКРАШЕНИЙ.

ГЛАВА П. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ КАЗАХСКИХ

УКРАШЕНИЙ.

ГЛАВА Ш. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В КАЗАХСКОМ

ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ.

ГЛАВА 1У. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ УКРАШЕНИЙ.

1УЛ. Магико-религиозные функции украшений.

1У.2. Отражение имущественных различий в украшениях.— к » ••.; '

1У.З. Отражение возрастных .градаций:, в украшениях.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Казахские народные женские ювелирные украшения XVIII-XX вв.»

Постановлением ЦК КПСС от 29 января 1975 г. "О народных художественных промыслах" намечены пути дальнейшего развития прикладного искусства, являющегося неотъемлемой частью советской социалистической культуры, и указана необходимость разработки актуальных проблем развития традиционных видов народного декоративно-прикладного искусства/3, с. 577,581 /.

Казахское народное ювелирное искусство, характеризующееся богатством художественных средств и разнообразием стилистических направлений имеет глубокие генетические корни, являющихся концентрированным отражением сложной этнической истории казахского народа и его историко-культурных взаимоотношений с другими народами. Изучение традиционных женских ювелирных украшений, представляющих собой яркую страницу творческого наследия казахских мастеров, имеет большое научное значение для истории казахской культуры. К.Маркс писал, что произведения материальной и духовной культуры "продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служат нормой и недосягаемым образом" /I, с.737/.

В настоящее время с каждым днем убывают старинные традиционные украшения* многое теряется, исчезает бесследно, поэтому своевременные исследования этих материалов имеют важнее значение для истории казахской культуры.

Исследование казахских традиционных украшений имеет актуальное значение также в связи с созданием Этнографического Атласа народов СССР, подготавливаемого Институтом этнографии АН СССР совместно с этнографами всех республик. Сейчас уже имеются монографии по украшениям таджиков /133/, казанских татар /117/.

Казахские украшения изучаются сравнительно недавно, хотя упоминания о них встречаются в литературе с ХУШ века. Русские путешественники /II; 77; 82; 84/ одновременно с описанием природы, анализом социальной структуры и быта казахов фиксируют отдельные интересные украшения ХУШ - начала XIX века. Более глубокая характеристика украшений дается П.С.Далласом /101/, который помимо описаний проводит сопоставительный анализ костюмов и ювелирных изделий казахов, калмыков, ногайцев и татар. Большую ценность представляют описания, приведенные И.Г.Георги /42/ -старинного типа накосного украшения и В.Потто /107/ - девичьего нагрудника, нашейного украшения. Представляют интерес сведения об отдельных амулетах, приведенных в очерках Г.Н.Потанина /106, с.92-100/. Некоторые литературные данные содержат сведения об этнокультурных воздействиях. Так, например, говорится М.С.Бабад-жановым /20/ о появлении у казахов Западного Казахстана дагестанской черни. Нашли отражение в литературе и отдельные технические приемы казахского ювелирного дела. Так, например, И.Русанов пишет о качественности исполнения техники насечки серебром у казахов /112/.

В процессе историко-географического исследования Казахстана одновременно проводился сбор этнографического материала Русским Географическим обществом и частными лицами, коллекции коих составили основу казахского отдела в музее этнографии и антропологии Петра Великого АН СССР. Ценными являются коллекции, собранные в 1860-е годы Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии г.Москвы (ныне в ГМЭ) и украшения, собранные в начале нашего столетия Русским музеем, музеем народов СССР, Центральным Государственным музеем Казахской ССР, существующего с XIX века (в г.Оренберге).

Собранные этнографические коллекции, в том числе украшения, демонстрируются на ряде выставок: в 1867 г. на Русской этнографической выставке в Москве, на Антропологической выставке в Москве 1879 году, на Всероссийской промышленно-художественной выставке в 1896 г. в Нижнем Новгороде. Появляются по этим выставкам статьи, в которых освещаются и казахские украшения. Л.К.Полтарацкая анализирует отдельные казахские ювелирные изделия, пояса и свадебный головной убор /104/. Издается каталог выставки с казахской терминологией /103/. Из литературы начала XX века заслуживает внимания описание украшений Западного Казахстана, произведенные Р.Каруцом /69/.

Зафиксированные в дореволюционной литературе украшения представляют большую ценность, поскольку зачастую они являются исчезнувшими из бытования прообразами тех или иных традиционных ювелирных изделий. Описания старинных украшений дают возможность проследить эволюционный путь развития художественной формы отдельных типов ювелирных изделий. Однако использование данных дореволюционных источников требуют большой осторожности, поскольку авторы чаще описывали не столько типичные украшения, как бросавшиеся в глаза эффектные изделия, преимущественно, богатых женщин, которые вполне могли быть привозными из другой местности или страны. Затрудняет применение дореволюционной информации также тот факт, что описывались, в основном, формы украшений без анализа техники и орнаментации.

Подлинно научное комплексное исследование культуры казахского народа началось при Советской власти. В первое десятилетие Советской власти выходит ряд этнографических работ. Ювелирные украшения наиболее интересно отражены в трудах С.И.Руденко /III/, где выявлено художественное своеобразие одежды и отдельных украшений Западного и Восточного Казахстана.

С 50-х годов в Казахстане появляются труды по материальной культуре казахов, где частичное отражение получают и ювелирные изделия.

Некоторые украшения различных областей Казахстана публикуются в статьях И.В.Захаровой, посвященных материальной культуре казахов /51-53/. Отдельные украшения Восточного Казахстана с краткой характеристикой локальных признаков северо-западных и юго-восточных ювелирных изделий приведены в статье Х.А.Аргынбае-ва, основная цель которой было исследование историко-культурной связи русского и казахского народов /15/.

Несколько украшений из Западного Казахстана репродуцировано в альбоме по казахскому прикладному искусству Т.К.Басеновым /22/.

Определенную информацию дают зарисовки некоторых украшений, опубликованные в дважды изданном альбоме по казахскому народному костюму, созданному по материалам Центрального Государственного музея Казахстана /65; 66/.

Технология, инструментарий казахского ювелирного дела, отдельные украшения Южного Казахстана, Семипалатинской и Карагандинской областей освещаются в статьях В.В.Вострова /36; 37/. Им же в другой статье рассматриваются формы, технические приемы группы украшений из Западного Казахстана и устанавливаются связи с ювелирными изделиями гуннского периода /38/.

Техника производства, инструментарий, материал казахского ювелирного искусства подробно публикуются также Э.Масановым /89/. Ценным вкладом в дело изучения данного вопроса явилась монография И.В.Захаровой и Р.Д.Ходжаевой /54/, посвященная национальной традиционной одежде. В книге описаны некоторые ювелирные изделия, связанные с костюмом, а также носимые самостоятельно, указана локальная принадлежность украшений, проведены параллели с изделиями других народов, проанализированы отдельные функции украшений - имущественных и возрастных различий. Некоторые украшения, приведенные авторами, описываются впервые и отсутствуют в музейных коллекциях. Но в целом, ювелирные изделия характеризуются очень кратко и разумеется, далеко не в полной мере, поскольку перед учеными стояла задача иная - исследование казахской одежды.

Вновь после В.В.Вострова обращается к украшениям Западного Казахстана Н.А.Оразбаева /100/. Описав декор и технику этих украшений, автор сравнивает их с ювелирными изделиями гуннского периода.

Отдельные украшения из разных областей Казахстана репродуцируют также в альбоме по прикладному искусству казахов /96/. Некоторые виды женских украшений описываются С.Касимановым в книге, посвященной казахскому народному прикладному творчеству /68/.

Отдельные казахские украшения во взаимосвязи со среднеазиатскими ювелирными изделиями опубликованы Н.Г.Борозной /31/. Qo же проанализированы среднеазиатские украшения с магическим значением и отдельные казахские амулеты /32/.

А.Тажимуратов публикует технологию казахского прикладного искусства /122/. В разделе ювелирного дела описаны некоторые инструменты и штампы. В этой же книге приведены краткие биографии народных мастеров, в том числе ювелиров-зергеров.

Краткая характеристика ювелирного искусства сакекого периода и казахских украшений в собраниях ленинградских музеев дана в статье В.В.Мухина /93/.

Большую ценность представляют для нас украшения из археологических раскопок, позволяющие, в некоторых случаях, проследить нить развития ювелирного дела на территории Казахстана. В Центральном, Западном Казахстане найдены бронзовые браслеты андро-новского периода /83; 116/. Сакские украшения обнаружены в ряде могильников Центрального, Восточного, Ккного Казахстана /81; 8;

134/, но самой значительной является коллекция ювелирных изделий из кургана "Иссык" /8/. В могильниках Южного Казахстана, Семиречья и Центрального Казахстана /28; 7, с. 117/ раскопаны украшения II в. до н.э. -У в. н.э. У крашения тюркского периода обнаружены в могильниках у с.Пчела, Юпитер, Орловка в Восточном Казахстане /60, с.427-427/. Ювелирные изделия кипчаков УШ-Х вв. найдены в Бобровском могильнике /7, с.119/. Близ окрестностей г.Алма-Аты найдены украшения УШ-ХП вв. /7, с.125/. Коллекция серебряных браслетов и других ювелирных изделий ХШ в. обнаружены в кладе городища Отрар /10/. В могильниках Западного Казахстана найдены украшения Х1У в. /17/.

Помимо литературы в работе использованы частные, музейные коллекции страны и полевые исследования автора. Были изучены коллекции украшений музеев г.Москвы, Ленинграда, Алма-Аты и всех областных центров республики. В собрании МАЭ украшения из Оренбургской, Тургайской, Целиноградской, Семипалатинской, Мангышлакской областей. В государственном музее этнографии народов СССР - коллекции украшений из Мангышлакской, Павлодарской, Семипалатинской, Северо-Казахстанской областей, а также из Северного Прибалхашья. В ГМИ преобладает коллекция украшений из Западного Казахстана. В Государственном Эрмитаже хранятся ювелирные изделия сакского времени и гуннской эпохи. Фонды Государственного музея искусств народов Востока пополнялись за счет даров частных коллекционеров и областных краеведческих музеев Казахстана.

Наиболее значительное количество украшений сосредоточено в Государственном музее искусств Казахской ССР (около трех тысяч наименований). Сбор данной коллекции осуществлялся вначале Республиканским музеем народного прикладного искусства, организованным в 1970 г. На базе слияния этого музея и картинной галереи им. Т.Г.Шевченко в 1976 г. был создан Государственный музей искусств

Казахской ССР. Собрание комплектовалось за счет выездных экспедиций, проведенных во всех областях современного Казахстана, и приобретения украшений у частных коллекционеров г.Алма-Аты. Наиболее массовый материал ювелирных изделий собран в Западном, Южном и Северном Казахстане. Центральный и Восточный Казахстан представлены гораздо умереннее. Причем собирались украшения не только эффектные в художественном отношении, но и рядовые изделия, типичные для определенной местности.

Почти все украшения выполнены из серебра, лишь небольшое количество маленьких перстней изготовлено из меди. Коллекция, датирующаяся ХУШ-ХХ вв., демонстрирует различные технические приемы, многообразие категорий и форм казахских ювелирных изделий. В собрании имеются комплекты украшений для девушек и отдельные ювелирные изделия также для детского и старческого возраста.

Но так как собрание формировалось лишь с 70-х годов, в нем отсутствуют отдельные элементы тех или иных комплектов, а также мало "богатых" украшений. Помимо украшений в фонде музея насчитывается сто наименований ювелирных инструментов, собранных в различных регионах Казахстана в 1980-е годы; коллекционером-лингвистом А.Тажимуратовым. Среди этой коллекции особый интерес представляют чеканы и штампы с матрицами, поскольку воспроизведенные ими украшения хранятся в фонде данного музея.

Следующим по значительности собраний ювелирных изделий является Центральный Государственный музей Казахстана, существующий с XIX в. Помимо выездных и стационарных экспедиций фонд данного музея пополнялся за счет дара местного населения, передачи коллекций отделом этнографии Института истории, археологии и этнографии им.Ч.Ч.Валиханова АН Каз ССР и областных историко-краевед-ческих музеев Казахстана.Ценностью коллекции Центрального Государственного музея Казахстана является то, что здесь имеются старинные образцы украшений, исчезнувшие из бытования, а также ювелирные изделия богатых женщин. Многие украшения данного музея, а также коллекции из областных краеведческих музеев республики восполняют недостающие звенья различных комплектов украшений.

Коллекции казахстанских музеев, к сожалению, чаще не имеют атрибуцию. В книгах поступления и инвентарных не указаны автор, год и место создания работы. Обычно указаны лишь фамилия, имя владельца, иногда его адрес. Научный музейный учет ведется лишь в последнее время. В фондах областных историко-краеведческих музеев Казахстана - аналогичная картина, хотя здесь можно ориентировочно определить территориальную принадлежность украшений, правда, с большой осторожностью, поскольку в их собрания порой включены случайные привозные из других регионов ювелирные изделия.

В отличие от предыдущих мезеев коллекции украшений музея антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР, Государственного музея этнографии народов СССР, Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Государственного музея искусства народов Востока, Музея археологии АН Каз ССР - научно атрибутированы и могут являться ориентирами в датировке и определении территориальной принадлежности собраний казахских украшений из других музеев.

Значительным подспорьем в атрибуции музейных украшений являются десятилетние полевые материалы автора (описания, сообщения информаторов, сведения о ювелирах, зарисовки, фотографии), собранные в разных областях Казахстана в течение I97I-I98I гг.

Информация собиралась у жительниц - представителей разных в прошлом сословий. В круг вопросов входили сведения об украшениях, исчезнувших из бытования и характерных для определенной группы населения; обряды и обычаи, связанные с ювелирными изделиями; роль украшений как знаков в возрастных и имущественных градациях и ряд других проблем относительно семантического значения ювелирных изделий; источник приобретения украшений; данные о ювелирах.

Вкупе музейные коллекции страны, полевые данные атора и литература воспроизводят стройную картину казахского ювелирного искусства во всем его стилистическом разнообразии и представляют собой достаточно емкий материал для проведения научных исследований.

Сделав обзор литературы, нужно отметить, что ювелирные изделия, в целом, опубликованы далеко в недостаточной, степени.Традиционные женские украшения, за исключением определенной группы ювелирных изделий Западного Казахстана, рассматривались раздельно по категориям и типам, но не по взаимосвязи друг с другом по технике, форме и декору, стало быть средства художественной выразительности остались вне поле зрения исследователей. Поэтому в литературе отсутствует целостное представление о казахском ювелирном искусстве в многообразии его стилистических направлений.

До сих пор женские украшения подробно и системно не описывались и не были в полном объеме предметом этнографических исследований, поэтому многие характерные ювелирные изделия не освещены в литературе. Вопросы, связанные с выявлением, историко-культурной локализацией художественных традиций ювелирного искусства, семантическим содержанием украшений также не были изучены.

Настоящая работа является первым этнографическим исследованием, посвященным специально казахским традиционным женским украшениям ХУШ-ХХ вв. Впервые дается полная классификация и системное описание казахских украшений по категориям, типам и вариантам, в результате чего в орбиту исследования включаются ранее не изученные ювелирные изделия. На основе анализа сведенных воедино отмеченных источников автором ставится задача выявления возможностей использования казахских женских украшений в качестве исторического источника. В работе делается попытка установления стилистического иногообразия казахского ювелирного искусства, а также исследования истоков и аналогий художественных направлений. В работе анализируются функциональные значения казахских украшений, некоторые из которых, как например, магико-религиоз-ная, рассматриваются впервые. Большое внимание уделено территориальным подразделениям населения по особенностям традиционных украшений, что дает новые дополнительные сведения для историко-культурного районирования Казахстана. Данное исследование помимо научного интереса может иметь практическое значение будучи использованным в качестве методического пособия работниками художественной промышленности Казахстана.

Технические приемы и инструментарий казахских ювелиров, в достаточной степени освещенные в литературе, в данной работе будут рассмотрены кратко, так же кратко будут описаны украшения, являющиеся составной частью одежды, уже освещенные в литературе /54; 55/ И.В.Захаровой, Р.Д.Ходжаевой, которые на основе анализа традиционной одежды выделили территориальные комплексы, что будет любопытно проверить материалом украшений.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. В первой главе подробно описываются и классифицируются все известные украшения по разделам, группам, подгруппам, категориям, типам, подтипам и вариантам с указанием территорий бытования, а также пространственных аналогий. Во второй главе исследуются средства художественной выразительности (форма, техника, орнамент, колорит) технико-декоративных групп украшений, определяется ареал их распространения, анализируются сходные признаки с ювелирными изделиями других народов. Затем выявляются территориальные комплексы украшений, устанавливаются связи и различия между ними. В третьей главе анализируются причины различий территориальных комплексов украшений, рассматриваются истоки и процесс формирования художественных традиций, исследуется многовременной процесс и конкретные пути осуществления этнокультурных взаимодействий .

Четвертая глава посвящена семантическому значению украшений: исследуется отражение возрастных, имущественных различий в традиционных ювелирных изделиях, анализируется также магико-религиоз-ное значение.

К работе прилагается альбом с рисунками, фотографиями и картой территориального распространения технико-декоративных групп украшений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Тохтабаева, Шайзада Жаппаровна

Результаты работы показывают, что различия комплексов украшений в выделенных ареалах определены различными этнокультурными традициями в древности, позже вхождением праказахских племен в различные государственные объединения (хорезмийцев, кокандцев, джунгар, монгол), влиянием различных этнокультурных зон, историческим положением Казахстана, как торгового звена, объединявшим Среднюю Азию, Россию, Китай, Византию, Иран, а также наличием в ареалах разных этнических компонентов, являвшихся носителями своеобразных этнографических особенностей.

Взаимосвязь казахских украшений с ювелирными изделиями других народов обусловлена рядом причин: сходные социально-экономические условия, общие художественные традиции в древности, культурный взаимообмен, одностороннее этнокультурное воздействие, общие этнические компоненты, конвергентность.

Художественное родство прослеживается как в деталях украшений, так и в целых стилистических направлениях, поскольку, в силу исторических причин контакты с другими этнокультурными средами были различной формы и интенсивности.

Наиболее глубокая связь художественных признаков ювелирных украшений прослеживается у народов с общей древней художественной традицией, оставленной единой культурной общностью. Как например, ювелирные украшения населения Западного Казахстана, туркмен, каракалпаков и народов Дагестана базируются на общем субстрате гуннской торевтики. Здесь сходство скорее обобщенное, а не конкретное, хотя сопоставимы все признаки (форма, техника, декор). Близость украшений ощущается при сравнении не столько отдельных категорий как всего комплекта. Для данного характера взаимосвязи при наличии общности художественной основы свойственно развитие ярких этноспецифических стилистических особенностей.

Иной характер имеют аналогии, возникшие в результате одностороннего этнокультурного воздействия, осуществляемого через переселенцев и торговлю. Такие инонациональные заимствования хотя и перерабатываются соответственно местному стилю, но всегда узнаются. При этом степень и содержание этнокультурных влияний различны. В одних случаях заимствуется лишь определенный элемент как, например, характерная для дагестанского (Кубачинцев) ювелирного искусства полусфера, образованная из S видных завитков, огранично вошла в образный строй украшений Актюбинской области, в которых присутствуют созвучные художественные приемы - скань, зернь.

В других случаях заимствуется технический прием, как например дагестанское чернение, творчески интерпретируемое, явилось толчком для появления своеобразных художественных направлений.

В третьих случаях заимствуются (как, например, у казанских татар), отдельные конструктивные формы и некоторые стилистические признаки филигранных украшений.

В четвертых случаях инонациональные отдельные категории украшений (узбекские серьги, амулетницы) находят бытование в другой этнокультурной среде.

Художественные параллели, произошедшие в результате ряда причин, в которых преобладающим фактором является культурный взаимообмен, характеризуются наличием почти идентичных отдельных категорий украшений.

Итак, одни художественные традиции казахского ювелирного искусства, базируясь на основе древней торевтики, эволюционировали самобытным путем, разветвляясь порой на несколько стилистических направлений; другие - явились итогом внешних влияний; третьи - представляют собой продукт синтеза иноэтничных и местных древних культурных явлений; четвертые - рождаются в результате внутреннего импульса определенной этнографической группы населения и в определенный период времени.

В целом, истоки казахского ювелирного искусства связаны с культурой широкого круга тюркоязычных народов, бывших в составе тюркского каганата, империи монголов, государственных объединений Золотой Орды и Ногайской Орды, а также с историей древних племенных союзов, таких как саки, усуни, аланы, сарматы, огузы, гунны, кипчаки.

Таким образом, результаты анализа традиционных казахских ювелирных украшений подводят к постановке ряда проблем, связанных с этнической историей Казахстана и его историко-культурных взаимоотношений с другими народами.

Отдельные положения диссертации отражены в следующих публикациях :

1. Ювелирные украшения Западного Казахстана. - В жур. Декоративн ное искусство. М., 1976, № 10, с.46-47.

2. Народное ювелирное искусство казахов Западного Казахстана. В жур. Советская этнография. М., 1978, № 4, с.99-106.

3. Казахские ювелирные изделия. Алма-Ата: Онер, 1981.- 27с., ил.

4. Художественные традиции казахского ювелирного искусства.

В сб. докладов конференции "Современное состояние народных художественных промыслов Казахстана и перспективы их развития в одиннадцатой пятилетке". Алма-Ата, 1981, с.32-34.

5. К вопросу о преемственности древних художественных традиций в творчестве казахских зергеров. - В сб. докладов конференции "Достижения художественных промыслов и пути их дальнейшего развития. Алма-Ата, 1983, с. 21-22. б. Казактын зергерлик ашекейлери. - В жур. Казахстан айелдери. Алма-Ата, 1983, с.25-26.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе описания, классификации, историко-сравнительного, ретроспективного и стилистического исследования казахских женских ювелирных украшений можно сделать ряд выводов.

Анализ семантического значения ювелирных изделий показал, что в XIX - начале XX веков в Казахстане народные традиционные украшения помимо эстетического значения выполняли функции магико-религиозную, а также имущественных и возрастных различий. Причем производной основой большинства функций является магико-религиоз-ное значение.

Классификация ювелирных изделий показала многообразие категорий, типов, подтипов и вариантов, многие из которых имеют прямые или косвенные этнографические параллели. Вместе с этим выявлены отдельные категории, типы украшений, не имеющие пространственных аналогий и являющиеся своего рода этническими знаками.

Результаты территориального районирования украшений и картографии устанавливают, что казахское народное ювелирное искусство очень разнообразно в своих стилистических направлениях. По особенностям традиционных украшений территорию Казахстана можно разделить на четыре ареала, границы которых, в основном совпадают с прошлыми этнотерриториальными объединениями - жузами: Северный, Центральный и Восточный Казахстан (Средний жуз), Западный Казахстан (Младший жуз), Южный Казахстан (Старший жуз). Исключением является лишь разделение казахов Среднего жуза на жителей Сверного и Центрального, Восточного Казахстана, что объяснимо преобладанием, в настоящее время, в северном ареале кипчакского компонента. Между выделенными ареалами существуют определенные взаимосвязи, обусловленные интеграционными процессами.

- 145

Внутри жузов выявляются более мелкие этнографические группы населения. Украшения, как хорошо сохраняемый материал, дали возможность выявить древние корни художественных традиций и проследить ясные связи с ювелирными украшениями других народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Тохтабаева, Шайзада Жаппаровна, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Из рукописного наследства К.Маркса -Полн.собр.соч. т.12, с.709-738.

2. Ленин В.И. Домашняя промышленность и ремесло. Полн.собр. соч., т.З, с.328/331.3. 0 народных художественных промыслах: Постановление ЦК КПСС от 29 января 1975г. М.: Политиздат, 1978 - 550с.

3. Абрамзон С.М. Предметы культа казахов, киргизов и каракалпаков. В кн.: Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978, с.44-67.

4. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Народное искусство башкир. Л.: Наука, 1968, - 110 е., ил.

5. Авижанская С.А., Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа: АН СССР, 1964. - 259 е., ил.

6. Агапов П., Кадырбаев М. Сокровище древнего Казахстана. Алма-Ата: Жалын, 1979. 250 е., ил.

7. Акишев К.А. Курган Иссык. М.: Искусство, 1978. - 130 е., ил.

8. Акишев К.А., Байпаков К.М. Вопросы археологии Казахстана. -Алма-Ата:, Мектеп, 1979. 160 е., ил.

9. Акишев К.А., Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Раскопки Отрара. -В кн.: Археологические открытия 1975г. /Под ред. Б.А.Рыбакова. М.: Наука, 1976. - 601 е., ил.

10. Андреев И.Г. Описание средней Орды киргиз-кайсаков. В кн.: Новые ежемесячные сочинения. Ч. 114, СПб., 1796.

11. Андреев М.С. Таджики долины Хуф. Сталинобад: АН Таджикской ССР, 1958. - 524 е., ил.

12. Андрианов Б.В. Вопросы картографирования этнических и культурных явлений в Историко-этнографическом атласе народов Средней Азии и Казахстана. В кн.: Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1975. с.63-67.

13. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: АН Киргизской ССР, 1962. - 288 е., ил.

14. Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов сер. XIX и нач. XX вв. ( по материалам Восточного Казахстана).

15. В кн.: ТИИАН Каз ССР, т.6. Алма-Ата, 1959, с.194-205.

16. Аргынбаев Х.А. Народные обычаи и поверья казахов, связанные со скотоводством. В кн.: Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1975, с. 194-205.

17. Арзютов Н. Отчет о раскопках, произведенных : в 1973 г.на месте развалин Золотоордынского города Сарайчика. Известия АН Каз ССР, серия археологическая, вып. 2. Алма-Ата, 1950, с.126-134.

18. Арсланова Ф.Х. Памятники Павлодарского прииртышья (УП-ХП вв.)- В кн.: Новое в археологии Казахстана.- Алма-Ата: Наука, 1968, с.98-111.

19. Артомонов М.И. Сокровища саков. М.: Искусство, 1973. 278 е., ил.

20. Бабаджанов Х.М.С. Заметки киргиза о киргизах. Северная пчела, 1861, № 4.

21. Багриков Г.И., Сенигова Г.И. Открытие гробниц в Западном Казахстане. Известия АН Каз ССР, серия общественная, вып. 2. Алма-Ата, 1968, с.71-89.

22. Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата:

23. Казгослитиздат, 1958. 46 е., ил.

24. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Труды морд, этн.эксп., вып. Ш. М.: Наука, 1973. - 214 е., ил.

25. Белицер В.Н. Народная одежда удмуртов. Материалы к этногенезу. М.: АН СССР, 1951. - 140 е., ил.

26. Береснева Л.Г. Декоративно-прикладное искусство Туркмении.-Л.: Аврора, 1976. 172 е., ил.

27. Бернштман А.Н. Золотая диадема из шаманского погребения на р.Каргалинске. КСИМК, вып. 5, М.: 1940, с.23-31.

28. Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. М. - Л.: АН СССР, 1952.- 343 е., ил.

29. Бернштам А.Н. Находки у озера Борового в Казахстане. Сборник музея Антропологии и этнографии, т. ХШ. М. - Л.: 1949, с.216-229.

30. Бижанов М. Социальные категории казахского общества ХУШ века в трудах русских ученых. В кн.: Казахстан ХУ-ХУШ вв. Алма-Ата: Наука, 1969, с. 160-170.

31. Бикжанова М.А. Ювелирное искусство. В кн.: Народное декоративное искусство Советского Узбекистана. М.: Изогиз, 1955. -155 е., ил.

32. Борозна Н.Г. Виды женских украшений народов Средней Азии и Казахстана. СЭ, 1974, № I, с.34-45.

33. Борозна Н.Г. Некоторые материалы об амулетах-украшениях населения Средней Азии. В кн.: Домусульманские верования и обряды. Под ред. Г.П.Снесарева и В.Н. Басилова. - М.: Наука, 1975.

34. Бурковский А.Ф. Из истории техники металлического производства у киргизов. Уч. записки исторического факультета Киргизского Государственного Университета, вып.У, Фрунзе: 1958.

35. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений, т.1, Алма-Ата: АН Каз ССР, 1961. 776 е., ил.

36. Васильева Г.П. Туркменские женские украшения. СЭ, 1973/3, с.90-98.

37. Востров В.В. Некоторые вопросы по этнографии казахов Кзыл-Ординской области. ТИИАЭ АН Каз ССР. т.18. Алма-Ата: 1963, с.30-50.

38. Востров В.В. Некоторые изделия казахских мастеров-зергеров (по материалам экспедиции 1955г.) ТИИАЭ АН Каз ССР. т.6. Алма-Ата, 1959, с. 127-143.

39. Востров В.В. Новые материалы по этнографии казахов-адаевцев. -Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. ТИИАЭ АН Каз ССР. т.8, Алма-Ата: I960, с.158-176.

40. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов, Алма-Ата: Наука, 1968. 265 с.

41. ГаджиеваС.Ш. Материальная культура ногайцев в XIX нач. XX вв. М.: Наука, 1976. - 227 е., ил.

42. Гаджиева С.Ш. Одежда народов Дагестана. М.: Наука, 1981. -207 е., ил.

43. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, упражнений, забав, вероисповедений и других достопамятностей. -СПб, ч.П, 1799. 168 е., ил.

44. Гольдберг Г., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золото и серебряное дело ХУ-ХХ вв. М.: Наука, 1967. -303 с., ил.

45. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая орда и ее падение. -М. Л.: АН СССР, 1950. - 479 е., ил.

46. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. М.: Наука, 1982.237 с., ил.

47. Диваев А. А. Демонологические рассказы. В кн.: Этнографические материалы. Ташкент, 1896, вып.5. 96 с.

48. Диваев А.А. Приметы на разные случаи. Этнографические материалы. вып.УП. Ташкент: 1901. - 75 с.

49. Жилина А.Н. Узбеки Джамбулской области Казахстана. В кн.: Полевые исследования института этнографии. М.: Наука, 1974, с.69-76.

50. Задыхина К.Л. Узбеки дельты Амударьи. ТХАЭЭ. т.1, ч.1, М.: 1952.

51. Засецкая И.П. Золотые украшения гуннской эпохи. Л.: Аврора, 1975. - 76 е., ил.

52. Захарова И.В. Мужская и женская одежда казахов XIX нач. XX вв. - ТИИАЭ АН Каз ССР. т.18. Алма-Ата: 1963, с.3-18.

53. Захарова И.В. Об итогах этнографических экспедиций 1955, 1956 гг.- ТИИАЭ АН Каз ССР, т.6. Алма-Ата: 1959, с.3-18.

54. Захарова И.В. Материальная культура казахов-колхозников Юго-Восточного Казахстана (по материалам Алма-Атинской и Джамбулской областей). ТИИАЭ АН Каз ССР, т.З, Алма-Ата: 1956,с.105-138.

55. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Каазахская национальная одежда.-Алма-Ата:, Наука, 1964. 176 е., ил.

56. Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Одежда казахов Семиречья (по материалам экспедиции 1960-1961гг. в Талды-Курганском районе Алма-Атинской области). Вопросы этнографии и антропологии Казахстана. ТИИАЭ АН Каз ССР, т.16, Алма-Ата: 1962, с. 35-53.

57. Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. Алма-Ата: АН Каз ССР, 1958. -296 с.

58. Иванов С.В., Махова Е.И. Художественная обработка металла. -В кн.: Народное декоративно-прикладное искусство киргизов.58

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.