Категория "праведничества" в русской литературе первой половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Двоеглазов, Владимир Викторович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 240
Оглавление диссертации кандидат наук Двоеглазов, Владимир Викторович
Оглавление
Введение
Глава 1. «Праведничество» в этико-философском контексте русской культуры
1.1. Представление о «праведничестве» в русской философии XIX века
1.2. Тип героя-«праведника» в свете проблемы нравственного идеала
Глава 2. Аксиология «праведничества» в русской литературе первой половины XIX века
2.1. Об истоках формирования категории «праведничества» в русской., литературе XIX века
2.2. «Праведничество» в художественно-философском сознании В.А.Жуковского
2.3. Онтологическая истина в «духовной биографии» А.С.Пушкина
2.4. Ценностные аспекты «праведничества» в художественном мире М.Ю.Лермонтова
2.5. «Праведническая» концепция бытия в творчестве Н.В. Гоголя
Глава 3. Поиски «высшей правды» в творчестве И.С.Тургенева 40-50-х годов
3.1. Философско-религиозные взгляды И.С.Тургенева и формы
их выражения в ранних произведениях
3.2. Изображение героя-«праведника» в цикле «Записки охотника»
3.3. Идея «праведничества» в повестях И.С.Тургенева 40-50-х годов
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Феномен праведничества в прозе И.С. Шмелева 1920-1930-х гг.2017 год, кандидат наук Сотков, Виктор Александрович
Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого2006 год, доктор филологических наук Тарасов, Андрей Борисович
Праведники и праведничество в позднем творчестве Л. Н. Толстого1998 год, кандидат филологических наук Тарасов, Андрей Борисович
Проблема "праведничества" в прозе Н.С. Лескова 1870-1880-х годов2006 год, кандидат филологических наук Терновская, Елена Александровна
Интерпретация религиозных текстов в творчестве Н.С. Лескова второй половины 1870-х - 1890-х гг.: вопросы проблематики и поэтики2014 год, кандидат наук Макаревич, Ольга Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Категория "праведничества" в русской литературе первой половины XIX века»
ВВЕДЕНИЕ
Гуманитарная наука трёх последних десятилетий (1990-2014) осмысляет явления, генетически принадлежащие сфере христианской религии, «народного православия». Об этом ярко свидетельствуют многочисленные работы разных жанров: диссертации, монографии, энциклопедии, словари.
В отечественном литературоведении XXI века продолжает развиваться направление, в задачу которого входит «изучение религиозно-нравственных аспектов творчества русских писателей, выявление многообразных связей классической художественной литературы с духовными произведениями христианской письменности»1. В процессе интерпретации, литературного комментария, специального исследования отечественной классики обнаруживаются религиозно-философские проблемы, христианские структурные компоненты произведения: характеры, архетипы, сюжетные ново- и ветхозаветные параллели, мотивы2.
Получаемые данные постепенно влияют на качество «понимания» отечественной литературы: в последнее время в науке настойчиво подчеркивается тот факт, что русская классика «основана на народном православном сознании, на наших национальных идеалах и духовных традициях»3. Такое мнение подтверждается как отдельными публикациями, так и созданием специальных сборников («Русская литература XIX века и христианство», «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр», «Христианство и русская литература», «Духовно-нравственные основы русской литературы», «Православная традиция в русской литературе XIX века»).
Современная «Литературная энциклопедия терминов и понятий» включает в свой состав термин «духовная традиция в русской литературе», который понимается как «осмысление христианской сущности человека и православной картины
'Тарасов А.Б. «Религиозное литературоведение» как путь к пониманию творчества Л.Н.Толстого // Духовный потенциал русской классической литературы. М., 2007. С.508
2 Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. Вып.1. Новосибирск, 2003; Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. Вып. 2. Новосибирск, 2006; Карпов И.П. Человек творящий: в 2 ч. М., 2009
3 Кондратьев Б.С. Духовная традиция русской классики. От Пушкина к Достоевскому: учебное пособие. Арзамас, 2009. С.З
мира в литературе, имеющее трансисторический характер»4. Имплицитный «хри-стоцентризм» русской литературы Х1Х-ХХ вв., по мнению автора статьи И.А. Есаулова, обусловил «стремление к постановке "проклятых вопросов", любовь к нищим, юродивым, каторжникам, любовь к ближнему своему - при всём понимании его несовершенства: ориентация на этический абсолют и столь же абсолютное приятие мира, каков он есть»5. Однако, подчеркивает исследователь, «именно потому, что в сознании автора всегда присутствует "наилучший", так мало в русской литературе положительных героев, выдерживающих сопоставление с заданной древнерусской литературой традицией нравственной высоты»6.
Работы некоторых современных исследователей (И.А.Есаулова, Б.Н.Тарасова, А.Б.Тарасова, Ф.Б.Тарасова, Т.А.Касаткиной, В.Н.Захарова, В.Н.Аношкиной-Касаткиной) доказывают, что при анализе классических отечественных произведений необходимо учитывать «христианский код», который присутствует в тексте. Причина такого научного убеждения — уверенность учёных в согласовании этико-философского содержания отечественной словесности с православно-христианской аксиологией: «Истоком и основой нашего национально-исторического и культурного развития стало крещение Руси в 988 году равноапостольным князем Владимиром. С этого времени христианство становится важнейшим источником всех форм жизни и, следовательно, национальной культуры, одной из главных составляющих которой является словесность»7. Приведенные выше тезисы требуют уточнения.
Во-первых, важно понимать, что компоненты православной аксиологии и онтологии согласуются в сознании биографического автора и его героев с остальными компонентами личностного мировоззрения, участвуя в построении художественного мира произведения.
4 Есаулов И.А. Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 254
5 Там же, Стлб. 255
6 Там же, Стлб. 254
7 Жилина Н.П. Концепция личности в русской литературе первой трети XIX века в свете христианской аксиологии. Калининград, 2009. С.4
Во-вторых, для анализа явных религиозно-философских проблем, поставленных в художественном творчестве, по-прежнему требуется профессиональная эс-тетико-философская углубленность работы, неизменная «пристальная «согбенность» над текстом»8, текстологический, биографический - целостный подход и «сердечный слух»9, исследовательская интуиция10.
Думается, справедливы слова В.И.Кулешова: «...христианство во многом определяло общий пафос нашей классики, формы её гуманизма, народолюбия, образную систему, поэтику и стиль до мельчайших элементов, хотя, конечно, у разных писателей по-разномуу>п [выделено нами — В.Д.]. Исследователь, на наш взгляд, верно определив общий нравственно-философский скрепляющий дух отечественной классики, указал на неизбежный индивидуальный подход, согласно которому следует внимательно относиться к «реальной сложности человеческой личности», «оттенкам духовности, религиозности» конкретного писателя12. Таким образом актуальным остается исследовательский принцип, сформулированный А.П. Скафтымовым: «Нужно честно читать»13.
Работы, рассматривающие художественные произведения в свете христианской проблематики, обнаруживают «насущную необходимость» - теоретическую «корректировку существующего категориального аппарата литературоведения», обращенного к русской литературе14. В рамках современного исследования классики предлагается выделить как особые, «новые», категории поэтики «соборность», «христоцентризм», «пасхальность», «умиление», «преображение» (см. работы И.А.Есаулова, В.Н. Захарова, Е.А. Гаричевой).
8 Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М., 1962-1978. Т.7. Стлб. 973
9 Мартьянова С.А. Ценностные аспекты русской классики XIX в. в литературоведении XX в. // Наука о литературе в XX веке (история, методология литературный процесс). Сб. ст. М., 2001. С.77
10 Хализев В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии // Наука о литературе в XX веке (история, методология литературный процесс). Сб. ст. М.,2001. С. 15
11 Русская литература XIX века и христианство. М., 1997. С.4
12 Мартьянова С.А. Указ.соч., С. 77
13 Скафтымов А.П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С.29
14 Есаулов И.А. Русская классика: новое понимание. СПб, 2012. С. 17,19
В современной философии категории определяются как «фундаментальные понятия, формы мысли, типы связи субъекта и предиката в суждении, устойчивые способы предицирования, существующие в языке, составляющие условия возможности опытного знания и имеющие априорное значение в качестве универсалий и предельных понятий»15. «Культурологическим дополнением» послужит определение, данное АЛ.Гуревичем. Учёный говорит об «универсальных понятиях в каждой культуре», которые «связаны между собой, образуя своего рода "модель мира"». Это - «категории культуры»16. Согласно А.Л.Юрганову, правда -одна из категорий русской средневековой культуры17. А.Б.Тарасов также анализирует данное понятие и говорит о наличии «категории праведничества» в русской культуре XIX века. По мнению исследователя, данный «термин является по
1 о
сути ключом для исследования и инструментом для преподавания литературы». Предложения такого рода подтверждают наблюдения Г.В.Якушевой: «С конца 19-нач. 20 в. отчётлива тенденция к созданию национальной Терминологии Литературоведческой, фиксирующей самостоятельный и самобытный литературный процесс (отличительная черта которого - многообразие школ и направлений) и литературоведческий поиск — в т.ч. индивидуальный («авторские» термины...)»19. Работами современных исследователей постепенно актуализируется вопрос о создании этнопоэтики20. Однако заметно, что в настоящее время данное направление поддерживают учёные, близкие к так называемому «религиозному литературоведению».
Попытка теоретического введения перечисленных «новых» категорий в научный оборот - во многом результат современного «гласного» осмысления классики в условиях возрождения института Русской православной церкви, результат работы мышления современного учёного, ценностные установки которого
15 Огурцов А.П. Категории // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т.2. С.229-231
16 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С.15
17 Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М.,1998. С.33-116
18 Тарасов А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого: дис. ... д. филол. наук: 10.01.01. М., 2006. С.96-97.
19 Якушева Г.В. Терминология литературоведческая // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. Стлб. 1073-1074
20 Захаров В.Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты. М., 2012.
могут быть созвучны религиозной концепции бытия: «По-видимому, литературовед, занимающийся русской литературой, вряд ли уже может - без ущерба для своих занятий — совершенно игнорировать действительный масштаб воздействия на отечественную словесность хотя бы доминантного для русской духовности православного фактора»21.
Мы согласны с мнением тех учёных, которые советуют избегать крайностей «религиозного литературоведения». Классические работы А.П.Скафтымова, В.А.Туниманова, Л.Д.Опульской-Громовой, Г.Б.Курляндской, В.Н.Аношкиной-Касаткиной, Е.В.Николаевой, В.Е.Хализева демонстрируют возможность качественного научного анализа религиозно-философских проблем художественного произведения. В целом отметим: отечественное литературоведение всегда внимательно относилось к вечным вопросам, поставленным русскими классиками. Связь литературы и религии оценивалась как духовное общение, взаимный диалог или отталкивание, а отнюдь не как формальное перенесение категорий, образов в чуждую среду существования. Один из важных методологических принципов анализа выбранной проблематики точно выражен словами Г.Б. Курляндской: «Именно свободная воля человека, проявляющаяся в его жизнедеятельности, и есть сфера пересечения нравственных импульсов и трансцендентного начала в нем самом. Только с учетом этих сложнейших отношений нравственности и святости можно понять религиозно-философский пафос русской литературы»22.
В свете представленных мнений изучение темы «праведничества» имеет особую историю в российской науке. На протяжении всего XX столетия литературоведы обращались к изучению этого явления. Вероятно, такая ситуация возникла прежде всего по причине глубокой заинтересованности отечественных специалистов в творчестве Н.С.Лескова23. Писатель открыто сказал о своем поиске
21 Есаулов И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск, 1994. С.380, С.383
22 Курляндская Г.Б. Онтология свободы в системе религиозно-философских взглядов Достоевского и Толстого. Орел, 2011. С.336.
23 Фесенко Э.Я. Русская литература XIX века в поисках героя. М., 2013. С.622
«трех праведных, без которых "несть граду стояния"»24. Также вспомним, что слово «праведник» в значении этической оценки, к примеру, употребляется в комментариях к советским академическим изданиям собраний сочинений25, при сопоставлении творчества художников26.
В науке накоплен достаточный материал, который демонстрирует определенные результаты познания «праведничества» и дает возможность рассмотреть принципы его художественного воплощения.
Степень изученности темы Современный учёный обнаружил разные «виды понимания» слова-термина «праведник», которое обозначает носителя изучаемого особого состояния личности:
« - церковно-правовое (святые, прославившиеся добродетельной жизнью в миру);
- церковио-бытовое (неканонизированные или местночтимые святые или просто особо благочестивые и богоугодные люди, о чудесах и подвигах которых фактически нет никаких свидетельств);
- светско-философское (реализующееся в различных философских системах и теориях);
- светско-бытовое, или социально-групповое (например, представления о пра-ведничестве у столичной или провинциальной интеллигенции, у ремесленников, рабочих или крестьян);
- художественное (отраженное в творчестве писателей, художников, музыкантов...) »27.
Понимание «праведничества», закрепленное в эстетической реальности, внимательно изучается литературоведением. Эта ветвь гуманитарного знания подробно изучает сложную этико-философскую категорию с разных позиций: исследуются, прежде всего, художественные формы ее идейно-тематического, сю-
24Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1988-1989. Т.2. С.4
25Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. М., 1974-1983. Сочинения: в 18 т. Т.6. С.646
2бДругов Б.М. Н.С.Лесков. Очерк творчества М., 1957. С.94-95
27Тарасов А.Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 2. С. 158159
жетно-композиционного, образного воплощения, а также допускаемые формально-содержательные аспекты (ипостаси «праведничества») в объективной реальности.
Известный специалист в области историко-литературной науки, Н.Н.Старыгина, разрабатывая методику изучения творчества Н.С.Лескова, на наш взгляд, точно определяет причину неугасающего научного интереса к изучению темы «праведничества» в русской литературе. Риторически формулируя отношение «иного», не искушенного в научно-философских штудиях, читателя к произведениям Н.С.Лескова фразой «Старо это, немодно!», исследователь утверждает: «немодно, но и несуетно», «"старо", но ведь и вечно»28. Литературно-философские искания, обретение русской классикой онтологической правды -важное звено в процессе научного познания эстетико-философской концепции «человека и мира, отражённых в тексте»29.
Как отмечает А.Б.Тарасов, одним из первых "специалистов", "профессионалов" в осмыслении феномена «праведничества» можно признать Н.С.Лескова30. Отдельные работы писателя (например, заметка «О героях и праведниках» 1881 года), философско-публицистические отступления автора в самостоятельных художественных произведениях («Вычегодская Диана (попадья-охотница)», вступление к циклу «Праведники»), полноценные литературные опыты составили вполне определённую авторскую концепцию идеального человеческого бытия. «Праведность», по Лескову, - это способность человека «прожить изо дня в день» «долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастно врага»31; то, что «возвышается над чертою простой нравственности и потому "свято господу"»32. Однако справедливо мнение тех учёных, которые видят, что высшая практическая нравственность проявляется у лесков-
28 Старыгина H.H. Лесков в школе. М., 2001. С.20
29 Сюжетная типология русской литературы XI-XX вв. Архетипы русской культуры. Красноярск, 2006. 4.1. С.7
30 Тарасов А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого: дис. ... д. филол. наук: 10.01.01. М.,2006. С.42
31 Цит. по: Горелов A.A. Н.С.Лесков и народная культура. Л.,1988. С.227
32 Лесков Н.С. Собрание сочинений: в 12 т. М., 1988-1989. Т.2. С.4
ских героев нередко как героический полюс личности - способность решительно отказаться от «себя» (естественного инстинкта самосохранения, личного чувства) во благо другого33. Такое художественно-аналитическое исследование субстанциальных основ человеческой личности говорит о внимательном отношении эстетики к сфере этического; формулируется самостоятельный философско-антропологический взгляд в контексте национальной культуры.
В дальнейшем творчески воссозданный мир «праведничества» Лескова становится объектом отдельного изучения. Учёных, писателей, биографов, интересуют самые разные вопросы: история формирования особого авторского цикла о «праведниках» и его поэтика, авторское понимание «праведничества», типология «праведничества», соотношение этико-философской позиции художника с мировоззренческими взглядами других писателей, степень влияния религиозных текстов на формирование художественного мира писателя (см. работы А.Н. Лескова, Б.М.Другова, В.Ю.Троицкого, И.В.Столяровой, А.А.Горелова, Е.А.Терновской, Г.А.Косых, И.Н.Михеевой, О.В.Макаревич).
Все аналитические исследования художественной философии «праведничества» следует условно разделить на две большие группы. Первую составляют историко-литературные исследования, посвященные монографическому изучению «праведнической концепции» в творческом наследии конкретного писателя (см. работы В.Е.Хализева, А.Б.Тарасова, Т.А.Житовой, Л.М.Петровой, Е.Г.Буяновой, Ю.И.Сохрякова, С.А.Королевой, Н.Н.Смирновой, И.Л.Альми). Вторая группа состоит из работ, цель которых - формулирование теории «праведничества» и создание обобщенной художественной картины «праведного» мира. Суммарные наблюдения над принципами и приёмами художественного воплощения идеи «праведничества» заключены в работах А.А.Горелова, В.Е.Хализева, .С.А.Мартьяновой, Б.В.Кондакова, А.Б.Тарасова, Э.Я.Фесенко, Н.Н.Старыгиной.
В теоретическом отношении изучение «праведничества» основано на материале русской культуры. Однако допускается и расширенное толкование термина
33 Горелов А.А. Н.С.Лесков и народная культура. Л.,1988. С.227-228
(герой-«праведник» - «житийно-идиллический сверхтип»). Поэтому и в западной культуре (литературе в частности) обнаруживаются явления, глубинно сродные «праведничеству»34.
Под «праведничеством» понимается, с одной стороны, «социокультурный феномен, соединяющий в себе опыт напряженной духовной жизни, онтологической причастности человека к миру идеального бытия, к высшей правде и гносеологическую практику воплощения идеала в условиях повседневной жизни»35; с другой стороны настойчиво звучит мнение, определяющее «праведничество» как категорию сознания36. Об этом ярко свидетельствует рассмотрение видов пониманий [выделено нами - В.Д.] русского «праведничества»: церковное и светское (народное, философское, художественное, в т.ч. собственно литературное). В действительности, верно убеждение, согласно которому два обозначенных подхода следует объединять в диалоге авторского сознания и наличного состояния «праведника». Такая точка зрения может быть успешно использована исследователем в решении проблемы истинного определения «праведничества».
«Праведничество» как содержательная область художественного текста анализируется на материале произведений классической литературы XIX века, в первую очередь, его второй половины (творчество Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова). Ученых интересует проблема бытия «праведника», его поведения, отношения к окружающему миру. Предлагаются варианты классификации героев-«праведников».
Также литературоведы интересуются функционированием «праведничества» в искусстве XX века. Здесь исследователи сконцентрировались вновь на построении авторской «концепции», в центре которой - личность «праведника». Специалисты обнаруживают качества героя, близкие «религиозно-мифологической»
34 Хализев В.Е. Ценностные ориентации русской классики. М., 2005. С. 158
35 Тарасов А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого: дис. ... д. филол. наук: 10.01.01. М., 2006. С.37
36 Горелов A.A. Указ. соч.; Кондаков Б.В. «Этическое пространство» художественного текста (на материале русской литературы 1880-х годов) // Языковое сознание и текст: Межвуз. сб. науч. тр.. Пермь, 2004. С. 17
народной традиции37; продолжается разговор о способах текстуального проявления «авторской симпатии» к особым положительным персонажам38. Анализ «пра-ведничества» в современном литературном процессе - явление пока что единич-
39
ное .
Работами учёных определяется корпус произведений, где тема «праведниче-ства» занимает центральное положение в сюжетно-композиционной организации произведения: «этические новеллы» о праведниках Н.С.Лескова40, «народные рассказы» Л.Н.Толстого41, рассказ «Юшка» А.Платонова, «Матрёнин двор» А.И. Солженицына42, произведения Ф.Абрамова43, повести В.Г.Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой»44.
Существуют попытки установления художественно-типологических связей концепций «праведничества»45.
Исследователи справедливо говорят о сложившейся в XIX веке собственно литературной традиции изображения «праведничества» и видят ее истоки в творчестве Пушкина и Гоголя46.
Особо значимы для науки наблюдения А.Б. Тарасова, А.А.Горелова над «авторской» концепцией «праведничества», выражающей писательскую бытийную правду, самостоятельно понятую и утвержденную художником как истина жизни.
37 Королева С.А. Образ праведника в «деревенской прозе» В. Распутина (к вопросу о художественном воплощении народной религиозности) // Вестник Пермского университета. Серия «Русская и зарубежная филология». 2009. Вып. 1. С.79-89.
38 Груша С.А. Герой-праведник в творчестве Ф.А. Абрамова // Вестник ВятГГУ. 2011. № 3. Т (2) «Литературоведение и искусствознание». С.123-126
39 Лариева Э.В. Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в лрозе Л. Улицкой: автореф. дис.... к.филол. наук: 10.01.01. Петрозаводск, 2009
40 Гроссман Л.П. Н.С. Лесков. Жизнь-творчество-поэтика. М., 1945. С.197-199
41 Тарасов А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. М., 2001. С.77-86
42 Василенко, Евг. Образы праведников в рассказах А.Платонова «Юшка» и А.И.Солженицына «Матрёнин двор» //Литература. Приложение к газете «1 сентября». № 2 (16-31 янв.) 2010
43 Груша С.А. Указ. соч.
44 См. работы С.А. Королевой, H.H. Смирновой
45 См. работы А.А Горелова, И.В.Столяровой, Б.В.Кондакова, Н.Г.Михайловой.
46 Ильин A.A. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. Ярославль, 2000. С. 15; Кондаков Б.В. Указ.соч., С. 16; Тарасов А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого: дис.... д. филол. наук: 10.01.01. М., 2006. С.252.
Однако, несмотря на всё более расширяющийся круг персонажей-праведников», малоисследованной областью остаётся личность особого положительного героя в литературе первой половины XIX века. Хотя именно здесь, с нашей точки зрения, и сосредоточены стилевые особенности авторской концепции исследуемого явления. Поэтому необходим анализ ценностной системы сознания, определяющей весь поведенческий комплекс «праведника».
Исследователи, в определенной мере сконцентрировавшиеся на идейно-функциональном и сюжетно-композиционном значении героя в решении поставленных автором этико-философских проблем, не уясняют суть истинной жизни, источник онтологической правды. В результате - практически нет наблюдений над индивидуально-авторской концепцией «праведничества» в работах, посвященных текстам первой половины XIX века.
Мы уверены, что русская литература древнего периода, XVIII века научно совершенно не изучена с точки зрения выбранной нами темы диссертации. А между тем она ценна как непосредственный исток литературной традиции изображения «праведничества».
Сформулированные выводы обусловили актуальность и определили цель настоящей диссертации - научно охарактеризовать художественную концепцию «праведничества» как особую категорию авторского сознания первой половины XIX века, проявляющуюся, прежде всего, в создании типа героя-«праведника».
Объектом исследования являются художественные тексты русских классиков первой половины XIX века, где получает воплощение авторское «праведниче-ство».
В данном случае мы сознательно ограничиваемся малоизученным с точки зрения темы диссертации периодом классической эпохи «мысли и слова»47.
Предмет исследования составляет идейно-образное содержание индивидуально-авторского представления о «праведничестве», данное в единстве способов и приемов художественного воплощения.
47 Бердяев H.A. О характере русской религиозной мысли XIX века // Бердяев H.A. о русской философии. 4.2. Свердловск, 1991. С. 3
Обозначенная цель предполагает решение ряда задач:
- дать представление об этико-философском контексте русской культуры первой половины XIX века;
- изучить опыт литературоведческого анализа авторской идейно-художественной концепции «праведничества»;
- сформулировать принципы научного анализа художественно-философской «праведнической» концепции как эстетического воплощения категории авторского сознания;
- определить главные черты индивидуально-авторской концепции «праведничества» художников-классиков первой половины XIX века (В.А. Жуковского, A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева) в аспекте изучения проблемы личности героя-«праведника»;
- выявить возможные созвучия, переклички и расхождения писателей в вопросе изображения авторского «праведничества» путём сравнительно-типологического анализа рассматриваемых систем с художественно-философскими концепциями второй половины XIX века (прежде всего, Н.С.Лескова).
Методология исследования имеет комплексный характер. Теоретической базой работы являются труды литературоведов А.Б.Тарасова, В.Е.Хализева, С.А.Мартьяновой, А.А.Горелова, Г.Б.Курляндской, Б.О.Кормана, а также специалистов в области изучения творчества конкретного писателя первой половины XIX века. Историко-культурные и философские исследования А.Л.Юрганова, АЛ.Гуревича, А.В.Иванова составляют неотъемлемый компонент научного познания «праведничества». Основополагающее значение в диссертации имеет статья А.П.Скафтымова «К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы».
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Типология характеров праведников в романе-хронике Н. С. Лескова 1870-х годов: "Соборяне", "Захудалый род"2002 год, кандидат филологических наук Снегирева, Ирина Станиславовна
Художественная модель мира в цикле Н.С. Лескова "Праведники": аксиология и поэтика2010 год, кандидат филологических наук Михеева, Инна Николаевна
Старчество в русской художественной культуре конца XIX - начала XX веков2003 год, кандидат культурологии Худякова, Екатерина Владимировна
Идейно-художественная концепция праведничества в поэзии Н.А. Некрасова2006 год, кандидат филологических наук Житова, Татьяна Алексеевна
Рецепция феномена женской эмансипации в творческом наследии Н.С. Лескова2017 год, кандидат наук Кашкарева, Алена Петровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Двоеглазов, Владимир Викторович, 2015 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверинцев, С.С. Филология / С.С. Аверинцев // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т.- М.: Советская энциклопедия, 1962-1978 — Т.7.- Стлб.973-979
2. Агаева, И.И. Нравственно-религиозный идеал Н.В.Гоголя в контексте русской литературы первой половины XIX века / И.И. Агаева. - Баку: Мутарджим, 1998.-274 с.
3. Алексеев, П.В., Панин, A.B., Философия / П.В.Алексеев, А.В.Панин.- М.: Изд-во МГУ, 2007.- 588 с.
4. Альми, И.Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (Пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) / И.Л.Альми // Достоевский. Материалы и исследования— СПб.: Наука, 2000. - Т. 15.- С. 264-273
5. Амфитеатров, А. «Святогрешный»/ А. Амфитеатров // «В краю чужом...». Зарубежная Россия и Пушкин - М.: Русскш Mip-ь, 1998 - С.228-235
6. Андроников, И.Л. Образ Лермонтова / И.Л.Андроников // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т.-М.: Правда, 1988-1990 -Т.1.-С.5-18
7. Анненкова, Е.И. Гоголь и русское общество / Е.И. Анненкова - СПб.: Росток, 2012.-752 с.
8. Аношкина, В.Н. В.А.Жуковский // История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы / под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой.-М.: Оникс, 2008 — С. 83-117
9. Аношкина-Касаткина, В.Н. Православные основы русской литературы XIX века / В.Н. Аношкина-Касаткина - М.: Пашков дом, 2011.- 384 с.
10. Арутюнова, Н.Д. Истина: фон и коннотации / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Культурные концепты.-М.: Наука, 1991.- С. 21-30
11. Аскерова, Ж.И. Тургенев как мыслитель: автореф. дис. ... канд. филос. наук.: 09.00.03/ Аскерова Жанна Ивановна. - М., 1996 - 20 с.
12. Асмус, В.Ф. Круг идей Лермонтова / В.Ф. Асмус // Литературное наследство. М.Ю.Лермонтов. Т.43-44. -М.: Изд-во АН СССР, 1941.- С. 83-128
13. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. / В.Г. Белинский - М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959
14. Бердяев, Н.А О характере русской религиозной мысли XIX века / Н.А Бердяев // Бердяев H.A. о русской философии / сост., вступ. ст. и примеч. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова - Ч.2.- Свердловск: изд.-во Урал, ун.-та, 1991— С. 3-29
15. Бердяев, H.A. Судьба России / Н.А Бердяев - М.: Советский писатель, 1990352 с.
16. Благой Д.Д. Джон Беньян, Пушкин и Лев Толстой /Д.Д.Благой // Пушкин: Исследования и материалы - М.;Л.6 Изд-во АН СССРД962.-Т.4 - С.50-74
17. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826-1830) /Д.Д.Благой - М.: Советский писатель, 1967 - 723 с.
18. Блинов, H.H. Благоразумный разбойник / Н.Н.Блинов // Труды Вятской учёной архивной комиссии-Вятка, 1913-Вып. I-II.-C. 129-132.
19. Булгаков, С.Н., прот. Православие: Очерки учения православной церкви — М.: Терра, 1991 -413 с.
20. Буранок, О.М. Русская литература XVIII века: УМК для студентов филологических специальностей / О.М. Буранок. - М.: Флинта: Наука, 2002 - 392 с.
21. Буянова, Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Е.Г. Буянова. — И.: Изд-во МГУ, 2002 — 104 с.
22. Васильев, В.К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (Архетипы русской культуры). 4.1. / В.К.Васильев.- Красноярск: Красноярский гос. унт, 2006.- 243 с.
23. Виноградов, И.А. Гоголь-художник и мыслитель. Христианские основы ми-росозерцания./И.А.Виноградов.- М.: Наследие, 2000.-448 с.
24. Виноградов, И.И. Философский роман М.Ю.Лермонтова / И.И. Виноградов // Русская классическая литература. Разборы и анализы / сост. Д.Устюжанин,— М.: Просвещение, 1969. - СЛ 56-185
25. Воловикова, М.И. Представление русских о нравственном идеале. / М.И. Во-ловикова. - М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 312 с.
26. Воропаев,В.А. Н.В.Гоголь: жизнь и творчество /В.А.Воропаев.- М.: Изд-во МГУ, 2002.- 128 с.
27. Гаричева, Е.А. «Мир станет красота Христова». Категория преображения в русской словесности XVI-XX веков. / Е.А. Гаричева - Великий Новгород: МОУ ПКС «Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2008. - 298 с.
28. Гачев, Г.Д. Развитие образного сознания в литературе / Г.Д.Гачев // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер-М.: АН СССР Ин.-т мир. лит. им. А.М.Горького, 1962 - С. 186-312
29. Герцен, А.И. Собрание сочинений: в 30 т. / А.И. Герцен - М.: Изд-во АН СССР, 1954-1966.
30. Глариантова, Е.В. Античные и христианские источники в творчестве Антио-ха Кантемира / Е.В. Глариантова // Знание. Понимание. Умение.- 2007 — № 4.— С. 167-171.
31. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / сост., вст.ст. и комм. В.Воропаева / Н.В.Гоголь - М.: Советская Россия, 1990 - 432 с.
32. Гоголь, Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т./ Н.В. Гоголь - М.: изд. АН СССР, 1937-1952.
33. Гольденберг, А.Х. Традиция древнерусских поучений в поэтике «Мертвых душ» / А.Х.Гольденберг // Н.В.Гоголь и русская литература XIX века. Межвуз. Сб.научн.тр-Д.: ЛГПИ, 1989-С. 54-57
34. Горелов, A.A. Н.С.Лесков и народная культура /А.А.Горелов. - Л.: Наука, 1988.- 294 с.
35. Григорьев Ап. Сочинения: в 2 т. / Ап. Григорьев- М.: Художественная литература, 1990.
36. Гроссман, Л.П. Н.С.Лесков. Жизнь-творчество-поэтика / Гроссман, Л.П.-М.: ГИХЛ, 1945.-320 с.
37. Груша, С.А. Герой-праведник в творчестве Ф.А. Абрамова / С.А. Груша // Вестник ВятГГУ- Киров, 2011- № 3.- Т (2) «Литературоведение и искусствознание».-С. 123-126
38. Гуковский, Г.А. Русская литература XVIII века / Г.А. Гуковский.— М., 1999453 с.
39. Гуревич, А. Проблема нравственного идеала в лирике Пушкина / А. Гуревич // Вопросы литературы - 1969.- № 9.- С. 126-143
40. Гуревич A.M. Этический идеал // Лермонтовская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981.-С. 633-635
41. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я.Гуревич,- М.: Искусство, 1972 - 319с.
42. Долгушин, Д., свящ. В.А. Жуковский и И.В. Киреевский. Из истории религиозных исканий русского романтизма / Д. Долгушин - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009 - 352 с.
43. Долинина, И.В. Речевая манера как критерий для типологии праведных героев в произведениях Н.С. Лескова / И.В. Долинина // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета-Вып. 2.-2007.-С. 159-163
44. Дорофеева, Л.Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (Х1-первая треть XVII века) / Л.Г. Дорофеева - Калининград, ООО «Аксиос», 2013—436 с.
45. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. / Ф.М. Достоевский. -Л.: Наука,1972-1990.
46. Другов, Б.М. Н.С.Лесков. Очерк творчества / Б.М.Другов- М.: Художественная литература, 1957.-190 с.
47. Духовно-нравственные основы русской литературы: в 2 ч.- Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2007
48. Духовный потенциал русской классической литературы/ [редкол.: В.В.Пасечник и др.].- М.: Русскш м!ръ, 2007 - 592 с.
49. Духовный труженик. А.С.Пушкин в контексте русской культуры.— М.: Наука, 1999.-551 с.
50. Дьяченко, Г., прот. Полный церковно-славянский словарь / Дьяченко, Г. — М., Отчий дом, 2000 - 1120 с.
51. Евлампиев, И.И. Проблема человека в русской философии [Электронный ресурс] / И.И. Евлампиев// Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/dokl7.htm.
52. Евчук О.П. Религиозно-философские контексты поэзии М.Ю.Лермонтова / О.П. Евчук - Омск, 2012 - 120 с.
53. Есаулов, И.А. Духовная традиция в русской литературе / И.А.Есаулов // Литературная энциклопедия терминов и понятий- М.: НПК «Интелвак», 2001 — Стлб. 254-255
54. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. — Петрозаводск, Издательство Петрозаводского университета, 1995- 288 с.
55. Есаулов, И.А. Литературоведческая аксиология: опыт обоснования понятия // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XXbb.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр - Петрозаводск, изд-во Петрозаводского университета, 1994. - С.378- 383
56. Есаулов, И.А. Пасхальность русской словесности / И.А. Есаулов— М.: КРУГЪ, 2004.- 560 с.
57. Есаулов, И.А. Пушкинская речь Ивана Шмелева: Новый контекст понимания / И.А. Есаулов // Проблемы исторической поэтики. Вып. 11: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. тр., вып. 8. - Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2013. - С. 405-426
58. Есаулов, И.А. Русская классика: новое понимание /И.А. Есаулов — СПб, Але-тейя, 2012.-448 с.
59. Есаулов, И.А. Словесность русского XVIII века: между просветительским ratio и православной традицией /И.А. Есаулов // Проблемы исторической поэтики. Вып. 11: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сб. науч. тр., вып. 8. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013 — С. 7-26
60. Жаравина, Л.В. От Пушкина до Шаламова: русская литература в духовном измерении /Л.В. Жаравина - Волгоград, 2003.- 250 с.
61. Жилина, Н.П. Концепция личности в русской литературе первой трети XIX века в свете христианской аксиологии: монография /Н.П. Жилина - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009 - 240 с.
62. Жирмунский, В.М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы / В.М. Жирмунский..-Л: Наука, 1978.-423с.
63. Житова, Т.А. Идейно-художественная концепция праведничества в поэзии Н.А. Некрасова: автореф. дис. ... канд.филол.наук: 10.01.01 / Житова Татьяна Алексеевна - М., 2006.- 22 с.
64. Жуковский, В.А. Полное собрание сочинений: в 20 т. /В.А. Жуковский - М.: Языки славянских культур, 1999- (издание продолжается).
65. Жуковский, В.А. Сочинения в 3 т. / В.А. Жуковский - М.: Худ.лит, 1980.
66. Зайцев, К.И. О «Герое нашего времени» / К.И. Зайцев // Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов / сост., вступ.ст. и комментарии М.Д.Филина.- М.: Русскш Mipb, 1999 .-С. 109-115
67. Захаров, В.Н. Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты / В.Н.Захаров.- М.: Индрик, 2012 - 264 с.
68. Зеньковский, В.В., прот. М.Ю. Лермонтов / В.В.Зеньковский // Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов / сост., вступ.ст. и комментарии М.Д.Филина.- М.: Русскш Mipb, 1999.-С. 178-191.
69. Зеньковский В.В., прот. Гоголь / В.В.Зеньковский.- М.: Изд-во РИФШколы «Слово», 1997.-224 с.
70. Зуев, Н. Одна из вершин русской философской прозы («Повести Белкина») / Н.Зуев // Литература в школе - 1998.- № 8 - с. 21-34
71. Иванов, A.B. Сознание и мышление / A.B. Иванов. - М.: изд. Московского университета, 1994 - 130 с.
72. Иезуитов, А.Н. Философские вопросы науки о литературе / А.Н. Иезуитов// Взаимодействие наук при изучении литературы - Л.: Наука, 1981- С. 27-51
73. Ильенков, Э.В. Проблема идеального / Э.В.Ильенков // Вопросы философии.- 1979.-№ 7.-С. 145-158
74. Ильин, A.A. Русская литература в контексте отечественных православных традиций /А.А.Ильин.- Ярославль, 2000 - 98 с.
75. Ильин, И.А. Творчество И.С. Шмелева / И.А.Ипьин // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т.-М.: Русская культура, 1993-1999-Т.6. Кн.1.-С. 334-402
76. Калганова, В.Е. Религиозно-философский дискурс комедии А.П. Сумарокова «Опекун» / В.Е.Калганова// Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. - Санкт-Петербург; Сама-ра:000 «Издательство «Ас Гард», 2011- С. 124-130
77. Канунова, Ф.З., Айзикова, И.А. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия (1820-1840-е гг.) / Ф.З.Канунова, И.А. Айзикова.- Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001 - 304 с.
78. Каргалов, В., Сахаров, А., Полководцы Древней Руси / В. Каргалов, А.Сахаров.- М.: Молодая гвардия, 1986 - 574 с.
79. Карпов, И.П. Человек творящий. Православные традиции в русской литературе: в 2 ч. /И.П.Карпов.- М.: Дрофа, 2007-2009.
80. Карташова, И.В. Гоголь и романтизм / И.В.Карташова // Русский романтизм /отв. ред. К.Н.Григорьян - Л.: Наука, 1978 - С. 58-78
81. Карташова, И.В. Н.В.Гоголь (1809-1852) /И.В. Карташова // История русской литературы XIX века. 1800-1830 - М.: Оникс, 2008.- С.540-601
82. Касаткина, В.Н. Поэзия Жуковского / В.Н.Касаткина. - М., Изд.-во МГУ, 2002.-112 с.
83. Кибальник, С.А. Художественная философия Пушкина /С.А.Кибальник.-СПб: Дмитрий Буланин, 1998 - 200 с.
84. Киреевский, И.В. В ответ А.С.Хомякову // Киреевский И.В. Критика и эстетика.-М.: Искусство, 1998.-С. 152-163
85. Кондаков, Б.В. «Этическое пространство» художественного текста (на материале русской литературы 1880-х годов) / Б.В.Кондаков // Языковое сознание и текст: Межвуз. сб. науч. тр.- Пермь, 2004 - С. 3-24
86. Кондратьев, Б.С. Духовная традиция русской классики. От Пушкина к Достоевскому: учебное пособие /Б.С.Кондратьев.- Арзамас: АГПИ, 2009.— 213 с.
87. Конышев, Е.М. Проблема положительного героя в романе Тургенева «Накануне» /Е.М.Конышев // И.С. Тургенев: мировоззрение и творчество, проблемы изучения. Межвуз.сб. н.тр - Орел, 1991-С. 91-101
88. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения /Б.О.Корман— М.: Просвещение, 1972 - 111 с.
89. Кормилов, С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова / С.И.Кормилов.- М.: Изд-во МГУ, 2000 - 128 с.
90. Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность: очерки творчества Пушкина / В.И. Коровин.- М.: Детская литература, 1982.- 159 с.
91. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова / В.И. Коровин.— М.: Просвещение, 1973.-288 с.
92. Королева, С.А. Образ праведника в «деревенской прозе» В. Распутина (к вопросу о художественном воплощении народной религиозности) / С.А.Королева // Вестник Пермского университета. Серия «Русская и зарубежная филология». -2009 г.-Вып. 1.-С. 79-89.
93. Косых, Г.А. Праведность и праведники в творчестве Н. С. Лескова 1870-х годов: дис. ... к.филол.наук: 10.01.01 / Косых Галина Алексеевна- Волгоград, 1999.-224 с.
94. Котельников, В.А. О реализме и идеализме в литературе и философии / В.А.Котелышков // Русская литература - 2009.- № 2.- С. 3-30
95. Крушельницкая, Е.В. К вопросу об автобиографизме в древнерусской литературе / Е.В. Крушельницкая // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. - С. 102-121
96. Кулешов, В.И. История русской литературы XIX века / В.И. Кулешов.- М.: Академический проект, 2005.- 800 с.
97. Кумыш, Н., игумен Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания / Н.Кумыш.- СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.- 176 с.
98. Кумыш, Н., игумен Христианские тенденции в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» / Н. Кумыш // Лермонтовские чтения-2007: Сб.статей / под ред. С.Серейчика-СПб., 2007.-С. 97-104
99. Курляндская, Г.Б. Тургенев и Толстой / Г.Б.Курляндская.- Курск, 1976
100. Курляндская, Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов / Г.Б.Курляндская / Г.Б.Курляндская.- Тула: Приокское книжное издательство, 1977.-270 с.
101. Курляндская, Г.Б. И.С.Тургенев и русская литература / Г.Б.Курляндская — М.: Просвещение, 1980 - 192 с.
102. Курляндская, Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского/Г.Б. Курляндская.- М.: Просвещение, 1988-256 с.
103. Курляндская, Г.Б. Лесковские праведники. К проблеме положительного героя в русской литературе / Г.Б.Курляндская // Тезисы докладов межвузовской научной конференции, посвященной 160-летию со дня рождения Н.С.Лескова, 1-3 октября 1991. — Орел: Изд-во «Орловский государственный университет», 1991. — С. 4-5.
104. Курляндская, Г.Б. Эстетический мир И.С. Тургенева / Г.Б.Курляндская — Орел: Изд-во Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1994.-344 с.
105. Курляндская, Г.Б. Литературная срединная Россия / Г.Б.Курляндская.— Орел.: изд-во Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1996 — 240 с.
106. Курляндская, Г.Б. Типология героев в произведениях Тургенева / Г.Б.Курляндская // Литература в школе - 1999 - № 6 - С.21-26
107. Курляндская, Г.Б. И.С.Тургенев.Мировоззрение, метод, традиции / Г.Б.Курляндская - Тула: Гриф и К, 2001- 230с.
108. Курляндская, Г.Б. От «Записок охотника» к повестям и романам [Электронный ресурс] / Г.Б. Курляндская // Спасский вестник - 2003- № 10. Режим доступа: http://vvww.turgenev.org.ru/e-book/vestnik-10-2003/zapiski_ohotnika.htm
109. Курляндская, Г.Б. «Моцарт и Сальери» как идейно-эстетическое введение в романическое творчество Достоевского / Г.Б.Курляндская // Писатели-классики центральной России. Сб.научн.ст. / научн. ред. Г.Б. Курляндская - Орел, 2009- С. 18-26
110. Курляндская, Г.Б. Идеальное и реальное в творчестве И.С.Тургенева / Г.Б.Курляндская//Спасский вестник-№ 18 -2010. -С.6-16
111. Курляндская, Г.Б. Онтология свободы в системе религиозно-философских взглядов Достоевского и Толстого / Г.Б.Курляндская. - Орел: ООО «Вариант», 2011.-372 с.
112. Кусков, В.В. Философские основы древнерусской литературы / В.В.Кусков // Кусков В.В. История древнерусской литературы.- М.: Высшая школа, 1998.— С. 31-38
113. Кусков, В.В. Характер средневекового миросозерцания и система жанров древнерусской литературы XI-первой половины XIII в. / В.В.Кусков // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология - 1981.-№ 1- С. 3-12
114. Лариева, Э.В. Концепция семейственности и средства ее художественного воплощения в прозе Л. Улицкой: автореферат дис. ... к.филол. наук: 10.01.01. /Лариева Эмилия Владимировна. - Петрозаводск, 2009 - 13 с.
115. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева / Ю.В. Лебедев. - М.: Просвещение, 1977.-78 с.
116. Лебедева, О.Б. История русской литературы XVIII века / О.Б. Лебедева - М.: Высшая школа, 2003.-415 с.
117. Леонов, И.С., Корепанова, В.А. Поэтика православной прозы XXI века / И.С.Леонов, В.А. Корепанова - М.; Ярославль: Ремдер, 2011.- 122 с.
118. Лепилкина, О.И. Л.Н.Толстой о Н.В. Гоголе /О.И.Лепилкина // Н.В.Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научн. тр.- Л.: ЛГПИ, 1989.-С. 71-80
119. Лермонтов, М.Ю. Сочинения: В 2 т. /М.Ю. Лермонтов.- М.: Правда, 19881990
120. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т./ М.Ю. Лермонтов - Л.: Наука, 1979-1981
121. Лесков, А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным семейным и несемейным записям и памятям: в 2 т. / А.Н.Лесков. - М.: Художественная литература, 1984
122. Лесков, Н.С. «Благоразумный разбойник» (Иконописная фантазия) / Н.С.Лесков // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. - Л.: изд. ЛГУ, 1984 — С. 187196
123. Лесков, Н.С. Собрание сочинений: в 12 т. / под ред. В.Ю. Троицкого - М.: Правда, 1989
124. Лихачёв, Д.С. Избранные работы: В 3 т. / Д.С. Лихачев - Л.: Художественная литература, 1987.
125. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка /Д.С.Лихачев // Известия АН. Серия литературы и языка.- Т. 52.- № 1 - 1993 .- С. 3-9
126. Лихачёв Д.С. Об особенностях русского православия / Д.С. Лихачев // Звезда.-2006. -№ 11.-С. 8
127. Лихачев, Д.С. Русская культура в современном мире / Д.С.Лихачев // Новый мир.- 1991. -№ 1.-С.З-9.
128. Лотман, Л.М. И.С.Тургенев / Л.М.Лотман // История русской литературы. В 4 т.-Л.: Наука. Ленингр.отделение, 1980-1983 -Т.З.-С.120-159.
129. Лотман, Ю.М. Карамзин / Ю.М.Лотман.- СПб.: Искусство-СПб, 1997 - 829 с.
130. Лотман, Ю.М. Пушкин / Ю.М.Лотман - СПб.: Искусство-СПб, 1995 - 846 с.
131. Луцевич, Л.Ф. Homo confitens Дениса Фонвизина /Л.Ф.Луцевич // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 15. - Санкт-Петербург; Самара: ООО «Издательство «Ас Гард», 2011.-С. 130-140
132. М.Ю.Лермонтов. Проблемы идеала: Межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. И.П. Щеблыкин. - Куйбышев-Пенза, 1989.-172 с.
133. Макаревич, О.В. Интерпретация религиозных текстов в творчестве Н.С. Лескова второй половины 1870-х- 1890-х гг.: вопросы проблематики и поэтики: дис. ... канд.филол. наук: 10.01.01 /Макаревич Ольга Владимировна-Нижний Новгород, 2014.-230 с.
134. Макогоненко, Г.П. Творчество А.С.Пушкина в 1830-е годы (1830-1833) / Г.П.Макогоненко.-Л.: Художественная литература, 1974 - 376 с.
135. Макогоненко, Г.П. Пути литературы века / Г.П.Макогоненко// Русская литература XVIII века/ сост. Г.П. Макогоненко. - Л.: Просвещение, 1970 - С. 3-44
136. Макогоненко, Г.П. Пути становления русской литературы XVIII века и формирование ее национального своеобразия/ Г.П.Макогоненко// История русской литературы: в 4 т.- Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1980.-1983. - Т. 1. - С. 465490.
137. Максимов, Д.Е. Поэзия Лермонтова / Отв.ред. Г.М.Фридлендер.- М.; Л.: Наука, 1964.-266 с.
138. Манн, Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма ЛО.В. Манн - СПб.: Изд-во СПбУ, 2007.- 744 с.
139. Маркович, В.М. Тургенев И.С. / В.М.Маркович // Русские писатели. Биобиблиографический словарь: в 2 ч - М.: Просвещение, 1990 .- 4.2. - С.314-326.
140. Маркович, В.М. «Повести Белкина» и литературный контекст / В.М.Маркович // Пушкин: Исследования и материалы- Л.: Наука. Ленингр.отделение, 1989-Т. 13.-С. 63-88
141. Мартьянова, С.А. Персонажи русской классики и христианская антропология / С.А.Мартьянова // Русская литература XIX века и христианство — М.: Изд-во МГУ, 1997 - С.25-31
142. Мартьянова, С.А. Ценностные аспекты русской классики XIX в. в литературоведении XX в. /С.А.Мартьянова // Наука о литературе в XX веке (история, методология литературный процесс). Сб. ст.- М.: ИНИОН РАН, 2001- С. 59-80
143. Мень, А., прот. Возвращение к истокам // Федотов Г.П. Святые Древней Руси- M.: ТЕРРА; «Книжная лавка- РТР», 1997- С. 3-22
144. Михайлова, Н.Г. Праведники и грешники в русской литературе и народных легендах (XIX век) / Н.Г. Михайлова // Homo Legens. - 2006. - № 6. - С. 71-78.
145. Михеева, И.Н. Художественная модель мира в цикле Н.С.Лескова «Праведники»: аксиология и поэтика: дис. ... канд.филол.наук: 10.01.01/Михеева Инна Николаевна-Йошкар-Ола, 2010.-207 с.
146. Модестов, Н. Об иконе «Благоразумного разбойника»: к истории древнерусской иконографии / Н.Модестов // Труды Вятской учёной архивной комиссии— Вятка, 1916.-Вып. I-II.- С. 96-104
147. Моклецова, И.В. «Хождения» в русской культуре и литературе Х-ХХ веков /И.В. Моклецова.-М. МГУ, 2003.- 74 с.
148. Недзвецкий, В.А. Художественная проповедь Н. В. Гоголя («Мертвые души») / В.А. Недзвецкий // Недзвецкий В.А. От Пушкина к Чехову.- М.: Изд-во МГУ, 2002.- С. 76-86
149. Недзвецкий, В.А., Филиппов, В.В. Русская «деревенская» проза /В.А. Недзвецкий, В.В. Филиппов.- М.: Изд-во МГУ, 2002.- 144 с.
150. Некрасов, H.A. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т./Н.А.Некрасов. — Л.: Наука, 1981-2000.
151. Непомнящий, B.C. Лирика Пушкина как духовная биография /B.C. Непомнящий.- М.: МГУ, 2001.-240 с.
152. Никольский, С.А., Филимонов, В.П. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII- середины XIX столетия/ С.А.Никольский, В.П.Филимонов. - М.: Прогресс-Традиция, 2008.-416 с.
153. Новикова, A.A. Николай Семенович Лесков: своеобразие художественного мировосприятия (в помощь учителю) /А.А.Новикова. - Орёл: Издательский Дом «Орловская литература и книгоиздательство» («ОРЛИК»), 2005 — 128 с.
154. Огурцов А.П. Категории // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2001.- Т.2 .- С. 229-233
155. Одиноков, В.Г. Русские писатели XIX в. и духовная культура (труды гуманитарного факультета НГУ. Cep.V. Уч.пособия) / В.Г.Одиноков - Новосибирск, 2003.-262 с.
156. Опульская, Л.Д. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 18861892 / Л.Д.Опульская.- М.: Наука, 1979
157. Очерки русской народной культуры / отв. ред. и сост. И.В. Власова — М.: Наука, 2009.- 787 с.
158. Памятники литературы Древней Руси. XI-начало XII века. - М.: Худ.литература, 1978.-463 с.
159. Панченко, A.M. Русская культура в канун петровских реформ /A.M. Панчен-ко.-Л.: Наука, 1984.-208 с.
160. Петров, С.М. И.С.Тургенев. Творческий путь /С.М. Петров- М.: ГИХЛ, 1961.-590 с.
161. Петрова, Л.М. И.С.Тургенев: истоки, традиции, новаторство/ Л.М.Петрова.— Орел: ООО ПФ «Картуш», 2008- 188 с.
162. Петрунина, Н.Н. Проза Пушкина: (пути эволюции) / Н.Н.Петрунина-Л.: Наука, 1987.-355 с.
163. Пивоварова Н.В. Благоразумный разбойник / Н.В.Пивоварова // Православная энциклопедия РПЦ. - М.: Церк.-научный центр «Православная энциклопедия», 2000- (издание продолжается).- T.V.- С. 314-315
164. Проблема святых и святости в истории России / [отв. ред. А.Н. Сахаров, П.Каталано].- М.: Наука, 2006. - 274 с.
165. Проблема сознания в междисциплинарной перспективе: Сборник материалов конференции - М.: Канон + : Реабилитация , 2014. - 375 с.
166. Протопопов, С. Поучеше Влад1мира Мономаха, какъ памятникъ религюзно-нравственныхъ воззрЪшй и жизни на Руси въ до-татарскую эпоху / С. Протопопов // Журнал Министерства народного просвещения - 1874.— Ч. 1.- С. 231 -292
167. Пустовойт, П.Г. И.С. Тургенев - художник слова. /П.Г. Пустовойт.- М.: Изд-во Моск. унив-та 1980 - 376 с.
168. Пустовойт, П.Г. И.С. Тургенев /П.Г.Пустовойт // История русской литературы XIX века. 40-60-е гг. / под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой.- М.: Изд-во МГУ 2001.-С.231-293
169. Пуцко, В.Г. Благоразумный разбойник в апокрифической литературе и древнерусском изобразительном искусстве /В.Г.Пуцко // ТОДРЛ. «Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси»- T.XXII.— М.-Л.: Наука, 1966 - С.407-418.
170. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений: В Ют. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом); Текст проверен и примеч. сост. Б. В. Томашевским. - 4-е изд. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979.
171. Радищев, А.Н. Полное собрание сочинений: в 3 т./А.Н.Радищев — М.: АН СССР Ин.-т литературы (Пушкинский Дом), 1938-1952
172. Рачков, П.А. Правда - справедливость /П.А.Рачков // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1996.- № 1- С. 14-33
173. Руди, Т.Р. Праведные жены Древней Руси (к вопросу о типологии святости) / Т.Р. Руди // Русская литература.- 2001.- № 3 - С. 84-93
174. Руди, Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии) / Т.Р.Руди // Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика- СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.-С. 59-101
175. Русская литература XIX века и христианство - М.: Изд-во МГУ, 1997 - 384 с.
176. Русская литература XVIII века / сост. Г.П. Макогоненко. Д., 1970. - 832 с.
177. Святыни и святость в жизни русского народа: этнографическое исследование / [отв. ред. и сост. О.В. Кириченко]; Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Наука, 2010. - 463 с.
178. Селезнев, Ю.И. Что есть истина? ЛО.И.Селезнев // Селезнев Ю.И. В мире Достоевского-М.: Современник, 1980.-С.276-322
179. Сербиненко, В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций /В.В.Сербиненко.-М.: изд.-во РОУ, 1996 - 144с.
180. Серман, И.З. Литературное дело Карамзина /И.З.Серман- М.: РГГУ, 2005328 с.
181. Сидяков, Л.С. Пушкин и развитие русской повести в начале 30-х годов XIX века/ Л.С.Сидяков-М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960-T.3.-C.193-218
182. Скафтымов, А.П. Поэтика художественного произведения / сост. В.В. Прозоров, Ю.Н.Борисов.- М.: Высшая школа, 2007 - 535 с.
183. Скафтымов, А. П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Сост. Е. И. Покусаева, вступит, ст. Е. И. Покусаева и А. А. Жук. - М.: Художественная литература, 1972. - 543 с.
184. Славина, В.А. В поисках идеала: История русской литературы первой половины XX века / В.А. Славина - М.: изд.-во «Дорошев», 2011 — 336 с.
185. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. Вып. 1-Новосибирск: изд. СО РАН, 2003- 243 с.
186. Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. Вып. 2- Новосибирск: изд. СО РАН, 2006 - 245 с.
187. Смирнова, H.H. Концепция праведничества в повести В.Г. Распутина «Последний срок» /H.H. Смирнова // Вестник ТГПУ.- 2010.- Вып. 8 (98).- С. 122-126
188. Смирнова, С.А. Святость как феномен русской культуры (семантическое и лингвокультурологическое описание): автореф. дис. ... канд.филол. наук.: 10.02.01./Смирнова Светлана Анатольевна.- Северодвинск, 2005- 22 с.
189. Снегирева, И.С. Типология характеров праведников в романе-хронике Н. С. Лескова 1870-х годов: "Соборяне", "Захудалый род": дис. ... к.филол. наук: 10.01.01/ Снегирева Ирина Станиславовна - Орел, 2002 - 211 с.
190. Сохряков, Ю.И. Художественные открытия русских писателей. О мировом значении русской литературы / Ю.И.Сохряков- М.: Просвещение, 1990 — 206 с.
191. Сохряков, Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX-начале XX вв. ЛО.И. Сохряков - М: Наследие, 2000 - 256 с.
192. Сохряков, Ю.И. Русская цивилизация: философия и литература/ Ю.И.Сохряков-М.: Ин. Рус. цивилизации, 2010.- 720 с.
193. Литературные универсалии: Теория и практика изучения художественного произведения: сб.н.тр. - Йошкар-Ола: МГПИ им Н.К.Крупской, 2007. — 232 с.
194. Старыгина, H.H. Лесков в школе /Н.Н.Старыгина.-М.: Владос, 2001.— 360 с.
195. Старыгина, H.H. Литературные универсалии как предмет изучения. Контек-стология литературных универсалий / Н.Н.Старыгина // Литературные универсалии: теория и практика изучения художественного произведения. Материалы итоговой научно-практической конференции (20 марта 2009 г.).— Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К.Крупской, 2009.- С.4-12
196. Стенник, Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма ЛО.В.Стенник.- Л.: Наука, 1981.- 174 с.
197. Степанов, В.П. Повесть Карамзина «Фрол Силин» /В.П.Степанов // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII-начала XIX века.- Л.: Наука, 1969— С.229-244.
198. Степанов, Ю.С. Правда и истина / Ю.С. Степанов // Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С.Степанов.- М.: Академический проект, 2001.-С.435-451.
199. Столярова, И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С. Лескова) /И.В.Столярова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978 - 230 с.
200. Сурат, И.З. Пушкин. Биография и лирика. Проблемы. Разборы. Заметки. Отклики. / И.З.Сурат.- М.: Наследие, 1999 - 240 с.
201. Сюжетная типология русской литературы XI-XX вв. Архетипы русской культуры- Красноярск, 2006 - Ч. 1
202. Тарасов, А.Б. В поисках идеала: между литературой и реальностью / А.Б.Тарасов-М.: Изд. Моск.гуманит.ун.-та, 2006 - 106 с.
203. Тарасов, А.Б. «Религиозное литературоведение» как путь к пониманию творчества Л.Н.Толстого/ А.Б.Тарасов //Духовный потенциал русской классической литературы/ [редкол.: В.В.Пасечник и др.].- М.: Русскш М1ръ, 2007. - С. 508-515
204. Тарасов, А.Б. Культурология праведничества /А.Б.Тарасов // Знание. Понимание. Умение.- 2005.- № 2 - с. 155-159
205. Тарасов, А.Б. Праведники в системе образов А. П. Чехова /А.Б.Тарасов // Знание. Понимание. Умение - 2006-№ 2- с. 181-185
206. Тарасов, А.Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого: дис. ... д. филол. наук: 10.01.01 / Тарасов Андрей Борисович.— М., 2006.-388 с.
207. Тарасов, А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого/А.Б. Тарасов.— М.: Языки славянской культуры, 2001- 176 с.
208. Татаринов, A.B. Литературные апокрифы как религиозно-философская проблема современной критики/А.В.Татаринов - Краснодар, 2006 - 164 с.
209. Терновская, Е.А. Проблема «праведничества» в прозе Н.С. Лескова 18701880-х годов: автореферат дне. ... к.филол. наук: 10.01.01/Терновская Елена Александровна - Тамбов, 2006 - 24 с.
210. Тимофеев, Л.И. Положительный герой /Л.И. Тимофеев // Литературный энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1987 .- С.286
211. Толстой, Л.Н. Поли, собр.соч.: в 90 т. Юб. изд. Репринтное воспроизведение издания 1928-1958 гг.-М.: изд.центр «Терра», 1992.
212. Топоров, В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения / В.Н.Топоров-М.: РГТУ, 1995.-512 с.
213. Топоров, В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре: в 2 т. / В.Н.Топоров / В.Н.Топоров.- М.: Гнозис; Языки русской культуры, 1995-1998
214. Травников, С.Н., Ольшевская, Л.А. / С.Н.Травников, Л.А.Ольшевская // Древнерусская литература. Х1-ХУН вв. /под ред. В.И.Коровина. - М.: Владос, 2003.-448 с.
215. Троицкий, ВЛО. Лесков-художник/В.Ю. Троицкий. -М.: Наука, 1974.-213 с.
216. Троицкий, В.Ю. Русская идея и русский характер (к вопросу о методологии исследования) / В.Ю. Троицкий // Лесков в пространстве современной филологической мысли.- М.: ИМЛИ РАН, 2010.- С. 31-35
217. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. /И.С.Тургенев.— М.: Наука, 1978 - (издание продолжается)
218. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени» / Б.Т.Удодов // Лермонтовская энциклопедия.- М.: Советскаяэнциклопедия-1981-С.101-111
219. Удодов, Б.Т. Очерки истории русской литературы 1820-1830-х годов: уч.пособие для студентов-филологов / Б.Т.Удодов - Воронеж, 2004 - 380 с.
220. Удодов, Б.Т. М.Ю. Лермонтов / Б.Т.Удодов // Аношкина В.Н., Громова Л.Д. История русской литературы. 1800-1830-М.: Оникс, 2008.-С. 460-520
221. Ужанков, А.Н. Истоки русской художественной прозы /А.Н.Ужанков // Русская бытовая повесть. ХУ-ХУПвв - М.: Советская Россия, 1991.- С. 5-18
222. Фаталист. Зарубежная Россия и Лермонтов / сост., вступ.ст. и комментарии М.Д.Филина - М.: Русскш м1ръ, 1999. - 288 с.
223. Федоров, В.И. История русской литературы XVIII века / В.И.Федоров.— М.: Просвещение, 1982.-335 с.
224. Фесенко, Э. Я. Русская литература XIX века в поисках героя / Э.Я.Фесенко.— М.: Академический проект, 2013 - 653 с.
225. Филология-искусствознание-культурология: новые водоразделы и перспективы взаимодействия. Материалы международной конференции - СПб.: Нестор-История, 2009 - 248 с.
226. Флоровский, Г., прот. Пути русского богословия /Г.Флоровский — Вильнюс, 1991
227. Фрагменты «Дневника писателя». Публикация И.Л. Волгина // Ф.М. Достоевский. Новые материалы и исследования. Литературное наследство. — М.: Наука, 1973. -Т.86. - С.59-81
228. Франк, С.Л. Русское мировоззрение / С.Л.Франк.- Л.: Наука, 1996- 736 с.
229. Фридлендер, Г.М. Спорные и очередные вопросы изучения Жуковского/ Г.М. Фридлендер // Жуковский и русская культура. Сб. научн. трудов- Л., Наука, 1987.- С. 5-31
230. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX века / В.Е.Хализев // Русская литература XIX века и христианство — М.: изд. МГУ, 1997.-С.111-119
231. Хализев, В.Е. О составе литературоведения и специфике его методологии / В.Е.Хализев // Наука о литературе в XX веке (история, методология литературный процесс). Сб. ст.- М.: ИНИОН РАН, 2001.- С. 7-30
232. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.Е.Хализев .- М.: Академия, 2013 - 432 с.
233. Хализев, В.Е. Ценностные ориентации русской классики / В.Е.Хализев.- М.: Гнозис, 2005.- 432 с.
234. Хализев, В.Е., Майорова, О. Лесковская концепция праведничества /
B.Е.Хализев, О.Майорова // В мире Лескова- М.: Советский писатель, 1983-
C. 196-232
235. Хализев, В.И., Шешунова, C.B. Цикл Пушкина «Повести Белкина» / В.Е.Хализев, C.B. Шешунова-М.: Высшая школа, 1987.- 80 с.
236. Хомяков, A.C. О старом и новом // Хомяков A.C. Сочинения: в 2 т.- М.: Медиум, 1994.- Т.1. - С. 456-470
237. Христианство и русская литература: Сб. 1-7 - СПб: Наука, 1994-2012
238. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т. / [гл ред. С.С.Аверинцев]. -М., 1995.
239. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: в 2 т. / П.Я. Чаадаев. -М.: Наука, 1991.
240. Черниговский, Д.Н. «Но я другому отдана, я буду век ему верна» (к проблеме интерпретации образа Татьяны в романе «Евгений Онегин» A.C. Пушкина) /Д.Н.Черниговский //Статьи о Пушкине. К 200-летию со дня рождения поэта. Сборник статей. - М.: Прометей, 1999 - С.85-88
241. Черниговский, Д.Н. Проблема создания биографии A.C. Пушкина в СССР и русском зарубежье в 20-30-е годы/Д.Н.Черниговский.- М.: Прометей, 2002.-172 с.
242. Чернышева, Е.Г. Наивная телеология русского ремесленника Адриана Прохорова /Е.Г.Чернышова// Статьи о Пушкине. К 200-летию со дня рождения поэта. Сборник статей - М.: Прометей, 1999 - С.272-283
243. Чехов, А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / А.П.Чехов.— М.: Наука, 1974-1983.
244. Чистова, И.С. «Песня про царя Ивана Васильевича молодого опричника и удалого купца Калашникова» / И.С.Чистова // Лермонтовская энциклопедия — М.: Советская энциклопедия, 1981- С. 410-412.
245. Этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. - М.: Флинта: Наука, 2010
246. Юдин, A.B. Русская народная духовная культура /А.В.Юдин.- М.: Высшая школа, 1999- 331 с.
247. Юлов, В.Ф. Философия. Проблемный курс лекций / В.Ф.Юлов— Киров: ВятГПУ, 1998.-512 с.
248. Юрганов, А.Л. Категории русской средневековой культуры /А.Л.Юрганов.— М.: МИРОС, 1998.-448 с.
249. Якушева, Г.В. Терминология литературоведческая / Г.В.Якушева // Литературная энциклопедия терминов и понятий - М.: НПК «Интелвак», 2003.— Стлб. 1073-1074
250. Янушкевич, A.C. В мире Жуковского/ А.С.Янушкевич.- М.: Наука, 2006.— 524 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.