Карл Маркс как историк античной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Тихолаз, Анатолий Георгиевич

  • Тихолаз, Анатолий Георгиевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 188
Тихолаз, Анатолий Георгиевич. Карл Маркс как историк античной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Киев. 1984. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Тихолаз, Анатолий Георгиевич

ВВЕДЕНИЕ.3

РАЗДЕЛ I. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКСОВОЙ

КОНЦЕПЦИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.II- бб

РАЗДЕЛ 2. К.МАРКС О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ

АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ.67

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ К.МАРКСОМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК

АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.88

РАЗДЕЛ 4. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО

ПРОЦЕССА В АНТИЧНОСТИ.II7-I6I

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Карл Маркс как историк античной философии»

Современный этап развития советского общества характеризуется усилением руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии. "Сила нашей партии,- отмечалось на февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС,- в ее единстве, верности марксизму-ленинизму, в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами"/68/. Партия в своей деятельности, основанной на прочном фундаменте марксизма-ленинизма, постоянно обращается к идейному наследию Карла Маркса. Творческое развитие идей основоположника научного коммунизма - К.Маркса, постоянное обогащение марксистско-ленинской теории является важнейшим условием успешного строительства коммунистического общества.

Углубленное изучение творчества К.Маркса является необходимой предпосылкой дальнейшего развития марксистско-ленинской философии - одной из важнейших составных частей теоретического здания марксизма. Марксистско-ленинская философия черпает из произведений К.Маркса четкие, научно обоснованные ориентиры своего поступательного движения.

Каждая сфера современного философского знания получает новые стимулы для своего развития в результате обращения к марксовому теоретическому наследию. В полной мере это относится и к истории философии. Разработанная основоположниками марксизма диалектико-материалистическая методология сделала возможным создание историко-философской теории, базирующейся на подлинно научной основе. В качестве необходимого условия разработки современной теории историко-философского процесса выступает изучение историко-философских исследований К.Маркса.

Особую важность обращение к идеям К.Маркса приобретает при изучении античной философии, как в силу большого значения, которое имеет научная интерпретация античной философии для понимания всего историко-философского процесса в целом, так и ввиду значительного научного интереса к античной философии, проявлявшегося К.Марксом. Настоятельная необходимость обращения к марксовому анализу античной философии объясняется также тем, что античная философия продолжает оставаться объектом постоянных фальсификаций со стороны представителей буржуазных философских направлений, успешная борьба с которыми возможна лишь в том случае, когда им противопоставлена глубоко аргументированная концепция античной философии, основанная на прочном марксистском фундаменте.

Таким образом, актуальность изучения марксовой концепции античной философии определяется следующими факторами: во-первых, исследование марксова анализа античной философии позволит углубить представление о философском мировоззрении К.Маркса в целом, так как к античной философии К.Маркс обращался на протяжении всего своего творчества в ходе разработки диалектического и исторического материализма ; во-вторых, изучение марксовой концепции античной философии сыграет важную роль в дальнейшем развитии современных историко-философских исследований античности ; в-третьих, анализ античной философии, предпринятый К.Марксом, со всей очевидностью раскроет методологическую и идейную несостоятельность буржуазных концепций античной философии.

Современными учеными-марксистами- внесен значительный вклад в исследование марксового анализа античной философии. Следует указать ряд работ, под тем или иным углом зрения рассматривавших данную проблему.

Предпринятый Марксом анализ античной философии рассматривался в работах, посвященных процессу формирования философских взглядов К.Маркса. Глубокий анализ значения изучения античной философии для становления философского мировоззрения К.Маркса осуществлен в работах Г.Н.Волкова /106, 107/, 0.Корню /152/, Н.И.Лапина /159/, М.А.Лифшица /165/, Г.Менде /189/, Т.И.Ойзер-мана /206/. Этими авторами были получены значительные результаты в изучении роли исследований античной философии в процессе перехода К.Маркса от революционно-демократических воззрений к научно-коммунистическому мировоззрению ; выявлены идейные предпосылки, обусловившие интерес К.Маркса к античной философии, а также связь марксовых исследований античности с идеологией младогегельянства ; рассмотрено значение работы К.Маркса над докторской диссертацией для преодоления влияния гегелевского идеализма ; показана роль античного культурного наследия в формировании эстетических воззрений К.Маркса.

Становление методологических принципов историко-философских исследований К.Маркса было проанализировано в работах, базирующихся на материалах докторской диссертации К.Маркса, таких авторов как В.Н.Амелин /75/, Г.А.Заиченко и А.В.Семушкин /135/, О.Д.Леонов /161/, М.А.Мальцева /185, 186/, З.М.Протасенко /223/, В.Г.Хныкин /244/. В этих работах было раскрыто значение идейного наследия раннего периода творчества Маркса для развития как истории философии в целом, так и для истории античной философии.

В многочисленных исследованиях советских историков философии, посвященных анализу античной философии, мы встречаемся с творческим развитием выводов К.Маркса, касающихся античной философии и культуры. Это работы В.Ф.Асмуса /86/, А.С.Богомолова /92/, П.П.Гайденко /III/, Д.В.Джохадзе /126, 127, 128/, М.А.Дын-ника /132/, Ф.Х.Кессиди /144, 145, 146, 147/, В.В.Кондзелки /147/, В.Я.Комаровой /149, 150, 151/, А.Ф.Лосева /166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176/, И.М.Нахова /196/, И.Д.Рожанского /224, 225, 226/, А.Н.Чанышева /247, 248, 249/, М.И.Шахновича /252/.

Анализ литературы, посвященной философскому наследию К.Маркса, показывает, что до сих пор нет работы, специально посвященной целостному и всестороннему рассмотрению марксовой концепции античной философии - работы, необходимой как историкам античной философии, так и исследователям философских взглядов Маркса. Характерной особенностью большинства из указанных выше работ является то, что в них рассматриваются произведения Маркса, относящиеся к раннему периоду его творчества, когда он еще находился под влиянием гегелевского идеализма. Это делает \f необходимым исследование марксовой концепции античной философии в свете того развития, которое она получила в работах "зрелого" Маркса. Отмеченные обстоятельства подчеркивают актуальность данного исследования и определяют его основную цель.

Целью диссертационной работы является систематическое исследование концепции античной философии К.Маркса, методологических принципов и конкретных результатов анализа античной философии в теоретическом наследии К.Маркса.

Осуществление этой цели потребовало решения следующих основных задач:

- исследовать идейно-теоретические предпосылки формирования марксового понимания античной философии и культуры ; раскрыть коренное отличие концепции античной философии К.Маркса от представлений, господствовавших в домарксистской историографии ;

- проанализировать основные методологические принципы марксова анализа античной философии ;

- дать систематическое изложение марксовой концепции историко-философского процесса в античности.

Методологической основой диссертации послужили разработанные классиками марксизма-ленинизма диалектико-материалистичес-кие принципы историко-философского исследования. Большой методологической значимостью для данной работы обладал опыт творческого изучения идейного наследия К.Маркса, содержащийся в трудах В.И.Ленина. Ленинские указания о способе изложения учения К.Маркса /57/ определили в данной работе методологию исследования марксовой концепции античной философии. Автор опирался на методологические указания, сформулированные в программных партийных документах, решениях ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, ноябрьского /1982 г./ и июньского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС. Выли использованы важнейшие методологические выводы советских ученых, содержащиеся в работах, посвященных анализу идейно-теоретического наследия К.Маркса, проблемам античной философии и теории историко-философского процесса.

Источниковедческой базой исследования явились труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, касающиеся античной философии ; тексты античных авторов, рассматривавшихся К.Марксом в его исследованиях античности ; произведения крупнейших представителей домарксистского антиковедения /Винкельмана, Шиллера, Шеллинга, Гегеля и др./ ; работы современных авторов, затрагивающие проблемы, рассматриваемые в диссертации.

Научной новизной обладает осуществленный в диссертации систематический анализ концепции античной философии К.Маркса, ее идейных предпосылок, методологических оснований и конкретного содержания. Элементами исследовательской новизны в диссертации обладают:

- критическое рассмотрение взглядов домарксистских исследователей античности, оказавших влияние на формирование взглядов К.Маркса на античную философию и культуру ;

- раскрытие методологического значения учения К.Маркса об античном способе производства для изучения античной философии ;

- исследование марксовой характеристики социально-исторических и мировоззренческих предпосылок античной философии ;

- анализ основных положений марксового понимания процесса развития античной философии.

Научная новизна диссертации проявилась в следующих положениях, выносимых на защиту:

- в теоретическом наследии К.Маркса содержится глубокая диа-лектико-материалистическая концепция античной философии, являющаяся образцом строгого историзма в историко-философском познании ;

- формирование марксовой концепции античной философии в качестве своей важнейшей теоретической предпосылки имело творческое переосмысление идейного материала, накопленного домарксистским антиковедением в произведениях его крупнейших представителей ;

- критическая переработка их идей с позиций диалектико-мате-риалистической методологии позволила К.Марксу осуществить коренной переворот в представлениях об античной философии ;

- исходным пунктом марксовой концепции античной философии является учение об античном способе производства ; осуществленный К.Марксом анализ античного способа производства выявил социально-экономические основания античной культуры, обусловившие конкретно-историческую специфику античной философии ;

- обусловленность специфического характера античной философии особенностями античного способа производства не носила непосредственного характера ; историческое своеобразие античной философии может быть понято только с учетом ее мировоззренческих предпосылок ; Марксов анализ социально-культурных характеристик античного способа производства позволяет выделить основные мировоззренческие установки античности, реализовавшиеся в античной философии ;

- содержавшийся в работах К.Маркса анализ социально-экономических оснований и мировоззренческих предпосылок античной философии позволил создать концепцию античной философии, впервые по-научному объяснившую основные закономерности и тенденции ее исторического развития, специфику античной философской проблематики и способов ее теоретического осмысления, и давшую исторически объективную интерпретацию содержания отдельных античных философских учений.

Поставленные задачи, логика их решения и общие диалектико-материалистические методологические принципы определили структуру диссертации.

Изучение марксовой концепции античной философии предполагает исследование ее идейно-теоретических истоков, знакомство с теми лучшими достижениями домарксистской науки, на которые опирался К.Маркс, приступая к своим исследованиям античности. Исходя из этого, в первом разделе диссертации "Идейные предпосылки формирования марксовой концепции античной философии" критически проанализированы взгляды домарксистских мыслителей, внесших значительный вклад в исследование античности и в той или иной степени оказавших влияние на формирование марксового понимания античности. В разделе рассмотрены важнейшие выводы, к которым пришло домарксистское антиковедение, показана назревшая в его рамках настоятельная необходимость преодоления господствовавшей в нем идеалистической методологии с позиций материалистического понимания истории.

Приступая к изложению марксовой концепции античной философии, необходимо в первую очередь исследовать основание, на котором она базируется. Таким основанием выступает марксово учение об античном способе производства, методологическое значение которого для анализа античной философии раскрывается во втором разделе диссертации "К.Маркс о социально-экономических основаниях античной культуры".

Важнейшей особенностью марксового понимания античной философии является ее рассмотрение в общемировоззренческом контексте античной культуры. Третий раздел "Анализ К.Марксом мировоззренческих предпосылок античной философии" посвящен выявлению основополагающих характеристик античного мировосприятия, определивших историческую специфику античной философии.

Рассмотрение социально-экономических и мировоззренческих предпосылок античной философии позволяет перейти к изучению конкретных результатов анализа содержания античных философских систем, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Этому посвящен четвертый раздел "Марксова концепция историко-философского процесса в античности".

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Тихолаз, Анатолий Георгиевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческое развитие марксистско-ленинской философии, на которое нацеливают советских ученых решения ХХУ1 съезда КПСС, Пленумов ЦК КПСС, предполагает дальнейшее повышение уровня исследований во всех отраслях философского знания. Применительно к такой важной области философской науки, как история философии, это означает необходимость перехода от эмпирически-описательных работ к углубленным исследованиям внутренней логики историко-философского процесса /241; 118-119/, что возможно лишь при условии постоянного обогащения методологии современного историко-философского познания. Для советских философов непременным условием успешного решения этих задач является постоянное творческое развитие идей великого основоположника научного коммунизма - Карла Маркса. "Маркс неисчерпаемо глубок и неизменно злободневен"/153; 126/. Изучение историко-философских взглядов Маркса составляет важнейший элемент современных исследований в области историко-философской методологии. Особую значимость приобретает обращение к марксовой идейно-тео-ретическоаду наследию для исследователей античной философии в силу большого внимания, уделявшегося античной философии К.Марксом.

Данная работа представляет собой попытку систематического целостного изложения и анализа марксовой концепции античной философии. Предпринятое исследование показывает, что марксово понимание античной философии формировалось в процессе критической переработки достижений домарксистской науки об античности. Огромный материал, накопленный в домарксистском антико-ведении, был переосмыслен К.Марксом с позиций диалектико-материалистической методологии и использован для анализа античной философии с точки зрения научного историзма.

Открытие материалистического понимания истории произвело коренной переворот в методологии исследований античной философии. Осуществленный К.Марксом социально-экономический анализ позволил указать на античный способ производства как на конкретно-историческую базу античной философии, определившую ее специфику. Выявленные К.Марксом тенденции развития античной культуры, определяемые особенностями античного способа производства, позволили впервые научно объяснить внутреннюю логику историко-философского процесса в античности.

Важнейшей особенностью марксового способа изучения античной философии является культурно-историческая, мировоззренческая интерпретация ее содержания. Марксов анализ социальных оснований античной культуры позволяет выделить центральные характеристики античного мировоззрения, определившие своеобразие античной философии как культурно-исторической целостности. Для современных историко-философских исследований, ставящих перед собой задачу изучения античной философии на основе адекватного воспроизведения ее конкретно-исторического содержания, опыт марксовой мировоззренческой интерпретации античной философии обладает значительной эвристической ценностью.

Анализ социально-экономических и мировоззренческих оснований античной философии, предпринятый Марксом, был положен в основу концепции историко-философского процесса в античности, логика развития которого явилась отражением внутренних тенденций эволюции самого античного общества, а также связанной с ней трансформации античных мировоззренческих установок. Таким образом, античная философия смогла быть представлена как единство, развивающееся по собственным законам, имеющим объективный, коренящийся в античном способе производства характер. До Маркса этого не удавалось сделать никому: если домарксистскими мыслителями и предпринимались попытки систематического анализа античной философии /как, например, Гегелем/, то делалось это с идеалистических, мистифицирующих ее реальное содержание позиций. Выводы и оценки античной философии, данные К.Марксом, позволяют существенно углубить современные представления о стихийно-диалектическом и наивно-материалистическом характере античной философии, об исторической специфике борьбы материализма и идеализма в античности, о социо-культурной детерминации направленности античного историко-философского процесса, помогают глубже осмыслить содержание отдельных античных философских систем.

Несомненно, этим не исчерпывается научная значимость анализа античной философии, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Марксовы исследования античной философии будут оставаться для современных ученых предметом самого пристального изучения, оказывая стимулирующее воздействие на развитие историко-философской науки. Несомненно, в рамках отдельной диссертации практически невозможно охватить весь спектр проблем, связанных с марксовым анализом античной философии. Многие из этих проблем требуют дальнейшей разработки. Так, например, более подробно необходимо исследовать вопрос о роли и месте античного философского и культурного наследия в процессе формирования марксизма. Задачей отдельного историко-философского исследования может стать выяснение значения и функций обращения к античной философии в процессе научного творчества К.Маркса.

Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы:

- для углубления исследований философского наследия К.Маркса;

- при дальнейшей разработке методологии истории античной философии;

- при чтении нормативных курсов "История марксистско-ленинской философии" и "История античной философии";

- для критики современных буржуазных концепций античной философии;

- для пропаганды марксистского философского мировоззрения, являющейся важным фактором коммунистического воспитания трудящихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Тихолаз, Анатолий Георгиевич, 1984 год

1. Маркс К. Британское владычество в Индии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.130-136.

2. Маркс К. Введение /Из экономических рукописей I857-1858 годов/.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709-738.

3. Маркс К. К еврейскому вопросу.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382-413.

4. Маркс К. К критике гегелевской философии права.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.

5. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.

6. Маркс К. К критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1-167.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.1-784.

9. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том второй. Книга П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24, с.1-596.

10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш, часть I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.25, чЛ, с.1-505.

11. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш, часть П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.25, ч.П, с.1-458.

12. Маркс К. Критика Готской программы,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9-32.

13. Маркс К, Лютер как третейский судья мевду Штраусом и Фейербахом.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.28-29.

14. Маркс К. Набросок нового предисловия к работе "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.234.

15. Маркс К. Наемный труд и капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.б, с.428-459.

16. Маркс К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65-185.

17. Маркс К. Передовица в № 179 "Kolnische Zeitung".-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.93-113.

18. V 18. Маркс К. Письмо к отцу от 10 /II/ ноября 1837 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.8-18.

19. Маркс К. Письмо к Ф.Энгельсу от 2 июня 1853 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.212-216.

20. Маркс К. Послесловие ко второму немецкому изданию 1872 года первого тома "Капитала".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.12-22.

21. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.147-233.

22. Маркс К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.17-98.

23. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.3-7.

24. Маркс К. Следует ли причислять принципат Августа к счастливейшим эпохам римской истории?- В кн.: Архив К.Марксаи Ф.Энгельса, кн.З.- М.-Л.: Гос.изд-во, 1927, с.299-301.

25. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.1-4.

26. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. Часть I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.1, с.1-426.

27. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. Часть П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.П, с.1-658.

28. Маркс К. Теории прибавочной стоимости /1У том "Капитала"/. Часть Ш.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.Ш, с.1-568.

29. Маркс К. Тетради по эпикурейской философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.21-140.

30. Маркс К. Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.99-215.

31. Маркс К. Философский манифест исторической школы права.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.85-92.

32. Маркс К. Форма стоимости.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.49, с.139-164.

33. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., ч.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.1-508.

34. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг., ч.П.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.П, с.1-529.

35. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.

36. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.-Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.

37. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

38. Маркс К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики.- Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

39. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1-338,

40. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306-314.

41. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-626.

42. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465-492.

43. Энгельс Ф. Книга откровения.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.7-13.

44. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.

45. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,т.21, с.23-178.

46. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

47. Энгельс Ф. Старое предисловие к "Анти-Дюрингу". О диалектике.» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.364-372.

48. Энгельс Ф. Шеллинг и откровение.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.394-445.49,50,51

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.