Изучение художественных концептов на уроках литературы в профильной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Измайлова, Елизавета Алихановна

  • Измайлова, Елизавета Алихановна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 295
Измайлова, Елизавета Алихановна. Изучение художественных концептов на уроках литературы в профильной школе: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2011. 295 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Измайлова, Елизавета Алихановна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

1.1 .СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

1.2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ КАК КАТЕГОРИЯ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО

ТЕКСТА

1.3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНЦЕПТ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ И УРОВНЯ ИХ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

2.1 .ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ

2.3. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 3. СИСТЕМА УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ «ИСТИНА», «ДОБРО», «КРАСОТА» В 10-11 КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

3.1. ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

3.2. ОСВОЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ «ИСТИНА», «ДОБРО», «КРАСОТА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В

КЛАССЕ

3.3 .МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КОНЦЕПТОВ «ИСТИНА», «ДОБРО», «КРАСОТА» НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГО

ЭКСПЕРИМЕНТА

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ

149 152

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изучение художественных концептов на уроках литературы в профильной школе»

ВВЕДЕНИЕ

В современном литературном образовании изучение художественных концептов призвано занять одну из лидирующих позиций при формировании метапредметных и интегративных знаний в связи с установкой на личностный характер обучения в рамках ФГОС нового поколения. Специфика содержания нового стандарта общего образования заключается в определении ключевых целей образования через систему его ценностных ориентиров (социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических) и акцентуации на ценностных идеалах общества.

Несмотря на качественно новый этап развития современной методики преподавания литературы (интеграция с другими научными дисциплинами; применение инновационных методов и технологий обучения и др.), в определенной мере продолжает развиваться ряд негативных тенденций литературного развития школьников, среди которых: отсутствие мотивации к чтению и проблема формирования читательской культуры у учащихся; фрагментарность знаний об основных культурных и литературных явлениях; изменение возрастных параметров литературного развития школьников в сторону их понижения и др. Можно выделить проблемы научно-методического характера: отсутствие единой образовательной системы, строящейся на широкой культурологической базе; недостаточность научно-методического обеспечения содержания и технологий профильного обучения литературе; недостаточная разработанность содержательной и функциональной специфики ценностного подхода к изучению литературы, заложенного в образовательном стандарте профильного обучения, и т.д.

Задача методики преподавания литературы на современном этапе -поиск таких путей и способов приобщения учащихся к художественному тексту, которые будут способствовать ценностно-деятельностному подходу

к изучению литературы на всех этапах развития читателя-школьника (В .А. Белкина, C.B. Белова, JI.A. Кушнерева, О.В. Милованова, М.А. Мирзоян, Л.И.Петриева, О.В. Плотникова, Н.М. Свирина, Е.Р. Ядровская и др.). Одно из решений этой проблемы - расширение содержания, форм и методов преподавания литературы с учетом специфики ценностной картины мира учащихся (В .И. Карасик) и определении уровня их литературного развития, где большое значение имеют художественные концепты - связующее звено между подрастающей личностью читателя-школьника и литературой (В .Г. Зусман, Ю.С. Степанов, М.И. Шутан).

Для решения новых образовательных задач в качестве инновационного методического инструмента при анализе литературного текста целесообразно использовать понятие «художественный концепт», позволяющий рассмотреть в единстве художественную картину мира писателя и ценностный мир личности читателя-школьника. Вводя художественный концепт как единицу анализа, методика получает возможность включить концептуальную и образную основу произведения в индивидуально-ценностную картину мира ученика, способствуя более эффективному процессу его литературного развития. Это достигается путем создания условий и форм освоения художественных концептов на определенных возрастных этапах изучения литературы.

Исходя из этого, актуальность исследования обусловлена растущим интересом методической науки к изучению проблем концептуализации понятий и явлений, где определяющую роль играют общекультурные (в различных областях науки) и художественные концепты в процессе анализа

литературного произведения в школе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке методического пути изучения художественных концептов на уроках литературы в профильной школе.

Объект исследования - процесс изучения художественных концептов на уроках литературы в 10-11 классах профильной школы.

Предмет исследования - закономерности, условия и методы изучения художественных концептов на уроках литературы в профильной школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что систематическое и целенаправленное изучение художественных концептов литературных произведений в профильной школе обеспечит эффективность литературного развития и расширение ценностной картины мира учащихся при разработке определенного методического пути. Условиями реализации данного пути в школьной системе анализа литературного произведения могут явиться следующие:

- целостное понимание учащимися концептуальной и образной основы произведения;

- установление интегративных связей литературы с другими видами искусства на основе художественных концептов;

- освоение учащимися ценностных и личностных смыслов, заложенных в художественных концептах литературных произведений.

Для реализации цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть специфику научного понятия «концепт» в современной

гуманитаристике.

2. Выявить особенности использования термина «художественный концепт» при анализе литературного текста.

3. Обосновать методическую интерпретацию понятия «художественный концепт» и роль художественных концептов при изучении литературы в старших классах профильной школы.

4. Исследовать ценностные ориентации и представления о концептах в сознании учащихся 9-х классов, выявить уровень их литературного развития.

5. Разработать методический путь изучения художественных концептов на уроках литературы в 10-11 классах профильной школы.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики

анализа художественного концепта на уроках литературы в старших классах.

Методологическую основу исследования составили:

- теории концепта в исследованиях отечественных филологов, когнитологов и лингвокультурологов (Н. Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, С.Х. Ляпин,С.С. Неретина, Г.Г. Слышкин, Ю. С. Степанов и др.);

- лингвистические {Н.Д.Арутюнова, А.Г.Догалаков, М.В.Пименова, Ю.С.Степанов, М.В.Черников, А.Д. Шмелев и др.) и методические теории классификаций концептов (Н.Л. Мишатина, Л.И. Новикова, Л.А. Ходякова и др);

- лингвистические и методические теории анализа концепта: лингвоконцептоцентрический подход к речевому развитию школьников (Н.Л. Мишатина), метаконцептуалъная система анализа художественного произведения (М.С. Виноградова), концептный анализ (Л.Н. Богатая);

- теория системного подхода к литературе, в рамках которого рассматривается триада «автор-текст-читатель» в литературоведческой науке (ВГ.Зинченко, В.Г. Зусман).

- идеи об интертексте как среде обитания культурных и художественных концептов (В.Г. Зусман, Ю.С. Степанов);

- исследования о соотношении общеязыковых («познавательных» - С.А. Аскольдов) и художественных (Н.С. Болотнова, В.Г. Зусман, Л.В. Миллер, Е .В.Сергеева, О.НЛарыкова и др.) концептов и функционировании художественной картины мира автора (Л.В. Миллер, Е.В. Сергеева);

- исследования в области методики преподавания литературы относительно:

• образного, концепционного и ценностного постижения литературного произведения в трудах классиков (В.П.Острогорский, М.А.Рыбникова, Н.М.Соколов, В .Я. Стоюнин);

• путей соединения художественного образа и концепции произведения посредством его целостного анализа (Т.Г. Браже, Г.Н. Ионин, В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Н.Д.Молдавская) и изучения читательского

восприятия школьников (Л.И. Коновалова, В.Г. Маранцман, М.А. Мирзоян и

др.)

• построения диалога литературного произведения с другими видами наук и искусств, его интерпретации (Г.Л. Ачкасова, О.В.Милованова, Е.С. Роговер, Н.М. Свирина, Л.В.Шамрей, Е.Р.Ядровская и др.) и моделирования концептов на уроках литературы (М.И. Шутан);

• эволюции читателя-школьника, его отношения к искусству на различных этапах литературного развития (9-11 кл.) и технологии проблемного анализа литературного произведения В.Г. Маранцмана; идей взаимодействия речевой и читательской деятельности школьников на уроках русского языка и литературы, разрабатываемые кафедрой методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И. Герцена.

- исследования об интегративных процессах в литературном образовании (И.Т.Архипова, Г.Л. Ачкасова, Г.И. Беленький, Т.Г Браже, В.А.Доманский, О.В. Милованова, Л.В. Шамрей и др.);

- исследования в области психологии о ценностных ориентациях учащихся старшего школьного возраста (А.В.Батаршев, Е.В.Беляева, К.С. Дивисенко, Д.В.Каширский, Н.А.Кириллова, И.Ю.Кулагина, Н.В.Светлова и

др-);

- лингвистические, лингвокультурологические (М.И.Агиенко, Н.Д. Арутюнова, Т.И.Вендина, В.Г.Гак, И.Б.Левонтина, В.А.Лукин, В.Ф.Мартынов, С.И.Меныникова, Ю.В.Мещерякова, Л.К.Муллагалиева, И.О.Окунева, М.В. Черников, А.ДШмелев, М.Эпштейн), философские (Н.А.Бердяев, В.В. Розанов, В.С.Соловьев), этические (В.Н. Клепиков, Л. М. Попов) исследования концептов «Истина, Добро, Красота» в русском языке,

русской культуре и литературе.

В соответствии с поставленными задачами в работе над диссертацией использовались следующие методы: системный анализ философских, лингвистических, литературоведческих, психологических и педагогических источников; анализ методических исследований и практического опыта

обучения русскому языку и литературе; констатирующий и формирующий эксперименты; анализ собственного опыта работы в школе; наблюдение за деятельностью учащихся профильной школы, анализ результатов их деятельности; контрольные срезы; творческие работы.

Этапы исследования. Исследование носило теоретико-экспериментальный характер и проводилось с 2007 по 2011 год в несколько этапов. Экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ школы №38

Приморского района.

Первый этап - подготовительно-констатирующий (2007 - 2008гг.). Осмыслена методология исследования: изучено состояние проблемы в лингвистической, лингвокультурологической, литературоведческой, методической, психологической и педагогической науках по теме исследования; определены цель, объект, предмет, задачи и выдвинута гипотеза исследования; велись поисковые эксперименты, в процессе которых отбирались методики и диагностики, используемые в экспериментальной работе. Был смоделирован и проведён констатирующий эксперимент с учениками 9-х классов (39 уч.) общеобразовательной школы.

Второй этап - формирующий (2008 - 2010гг.). Уточнение и разработка понятийного аппарата, обоснование и разработка теоретико-методологических основ исследования. На данном этапе был смоделирован методический путь изучения художественных концептов на уроках литературы в профильной школе. Проведены обучающий и контрольный эксперименты в 10-11 классах, проанализированы промежуточные результаты формирующего эксперимента; произведена соответствующая корректировка экспериментальной программы.

Третий этап - заключительный (2011 г.). Систематизация и обобщение теоретического и эмпирического исследования, интерпретация результатов исследования в ходе формирующего и контрольного этапов экспериментальной работы. Определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, отбирался и

систематизировался материал, представленный в приложении диссертационного исследования.

Научные результаты и положения, выносимые на защиту:

1. Метаконцептный анализ художественного произведения в системе школьного литературного образования включает содержание концептуально-образной модели художественной картины мира писателя (на уровне «автор-произведение») и ценностной картины мира читателя (на уровне «автор-произведение-читатель») и представляет собой высший уровень осмысления и интерпретации художественного произведения, на котором обобщается и интегрируется читательский и духовно-нравственный опыт учащихся.

2. Художественный концепт выступает основным инструментом метаконцептного анализа и выявляется через моделирование его интертекстуальных и общекультурных значений в литературном произведении.

3. Методическая система уроков литературы по изучению художественных концептов в 10-11 классах профильной школы реализуется на основе метаконцептного подхода, предполагающего смысловое развертывание художественного концепта на различных уровнях -интегрированном, литературном и исследовательском.

4. Проектная исследовательская деятельность учащихся на уроке литературы по изучению и личностному присвоению смыслов художественных концептов способствует эффективному литературному

развитию читателя-школьника.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые

• обоснован методический путь изучения художественных концептов на уроках литературы, реализующийся через метаконцептный подход;

• развитие читателя-школьника исследуется через структурный и содержательный аспекты изучения художественных концептов литературного произведения на основе метаконцептного анализа;

• на диагностической основе и научном определении тенденций читательского развития школьников предпринята попытка системной интеграции предметов русского языка и литературы в профильной школе на основе концептов;

• обоснована методическая система изучения концепта на интегрированном, литературном и исследовательском уровнях.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что

• дана методическая интерпретация понятия «художественный концепт»;

• представлен обзорный анализ по проблемам взаимодействия понятийного, образного, ценностного и диалогического начал литературного произведения в классической и современной методике преподавания литературы;

• выявлены и обоснованы этапы и особенности функционирования методической системы уроков по формированию знаний и представлений учащихся профильной школы о художественных концептах;

• разработаны методические условия читательского развития школьников в процессе изучения литературного произведения на основе

метаконцептного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

• Разработка и практическая реализация авторской методики работы с художественными концептами на уроках литературы в профильной школе на основе:

а) элективного курса в форме интегрированной системы уроков по русскому языку и литературе, направленного на смысловое и личностное моделирование культурных и художественных концептов и способствующего эффективному процессу литературного развития читателя-школьника;

б) программы по формированию художественных концептов в сознании старшеклассников на уроках литературы посредством метаконцептного анализа литературного произведения;

в) системы проектной исследовательской деятельности школьников на уроке литературы, предполагающей моделирование и личностное присвоение смыслов художественных концептов.

• Совершенствование процесса актуализации творческой деятельности учащихся в процессе создания концептуальных текстов на уроках

литературы в 10-11 классах.

• Методическая система уроков по изучению концептов в курсе литературы может быть использована при обучении будущих учителей-словесников в вузе (бакалавриат и магистратура); на курсах повышения квалификации учителей русского языка и литературы, в работе учителей-словесников, при разработке курсов лекций по методике, рекомендаций по

обучению литературе.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена использованием широкого круга разнообразных источников (философия, педагогика, психология, литературоведение, лингвистика, методика); репрезентативностью и достаточным объёмом выборки; комплексным использованием теоретических и эмпирических методов исследования; многолетним и разносторонним опытом педагогической

деятельности самого автора в школе.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на всероссийских, международных, научно-практических конференциях: «Непрерывное образование в свете модернизации высшей школы: актуальные проблемы и перспективы» (Санкт-Петербург, 2005 г.); XIV Международная конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство» (18-20 апреля 2007 г.); «Наука и высшая школа -профильному обучению» (Санкт-Петербург, 2008 г.); «Слово и словесность в школе». Педагогическая Ассамблея, посвященная открытию Года Учителя в

России (Санкт-Петербург, 2010 г.); II Международная научно-практическая конференция (Москва, 2010 г).

Основные теоретические положения исследования опубликованы в 2005-2010 гг. в научных сборниках и журналах: «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук (Журнал научных публикаций)» (2009 г.), «Профильная школа» (2010 г.), «Современная педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития» (2010 г.), «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (2010 г.), «Приоритетные направления развития современной науки» (2011 г.).

Практическая реализация диссертационного исследования в школьной системе преподавания осуществлялась в ходе мастер-классов для учителей-филологов Приморского района, на лекциях и практических занятиях со студентами и магистрами филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена.

Элективный курс по изучению концептов в профильной школе прошел апробацию в ряде школ - №№38,49,540 («Акт о внедрении результатов исследования в ГОУ школа №38» от 4 апреля 2011 г.). Методические разработки по изучению концептов на уроках литературы получили положительные печатные отзывы коллег-филологов и районного методиста, учителя и эксперта ЕГЭ по русскому языку и литературе гимназии №49.

Один из разработанных ученических проектов по литературе в рамках исследования {Мультимедийная книга «Литературный Петербург») удостоен почетной грамоты Научно-методического центра Отдела

образования Приморского района.

Объём и структура диссертации. Диссертационное исследование общим объемом 295 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и отдельного тома приложений.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ В СОВРЕМЕННОМ ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

1.1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ» В

СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Изучение концептов в современном наукознании является одним из самых перспективных исследований. Концепт дает широкий взгляд на слово, которое изучается на стыке целого ряда гуманитарных отраслей -философии, логики, лингвистики, литературоведения, искусствознания и культурологи, т.е. является, по сути, междисциплинарным явлением и рассматривается как целостный объект гуманитарных наук.

Изучение теории концептов необходимо начать с его истоков, с рассмотрения гносеологических аспектов философских систем, т.к. термины, которыми оперирует современная лексикология - «понятие», «значение», «концепт» и др. в большинстве своем определены достаточно чётко, но

начало их дифференциации лежит в философии.

В «Философском энциклопедическом словаре» 1997 года словарная статья «Концепт» отсутствует, а понятие трактуется как «одна из логических форм мышления в противоположность суждению и умозаключению, которые состоят из понятий» [ФЭС 1997:354]. Проводится граница между понятиями, которыми «мы пользуемся в повседневной жизни» и понятиями логики [там

же].

В античной философии не существовало термина «концепт»; он отождествлялся с «понятием» и «идеей» в различных их воплощениях

(Сократ, Платон, Аристотель и др.).

П.Абеляр, явившийся «прародителем» концепта в средневековой

философии, рассматривал его как форму «схватывания» смысла; как

«собрание понятий, замкнутых в воспринимающей речь душе»

(аристотелевское учение); «связывание высказываний в одну точку зрения на тот или иной предмет при определяющей роли ума, преобразующего высказывания в льнущую к Богу мысль» [Неретина1996]. В качестве основного признака концепта Абеляр выделял его конституированность индивидуальным сознанием, что легло в основание трактовки концепта как предельно субъективной формы схватывания смысла. Так, философ открывает то, что впоследствии назовут значением слова и что соответствует сущности вещей.

Начиная с 14 в., с возникновением онтологического предположения об однозначности бытия, идея концепта стала исчезать. В период Возрождения вопрос о сущности понятий, идей и универсалий стал рассматриваться с других позиций, как вопрос о сути и общих принципах познания.

В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт полностью был замещен понятием как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект и не требующей обсуждения. Однако необходимость в нем постоянно давала о себе знать. На разнообразные формы «схватывания» обратил внимание Кант, затем Шеллинг, определяя их через фигуры творчества, а также Гегель, выдвинув идею об объективном и однозначном понятии, которое стало фундаментальной характеристикой познания [С.С.Неретина, А.П.Огурцов 2008:69].

Среди философских воззрений 19 в. наблюдаются быстрые процессы изменения системы концептов как восстановление целостности перцептивного опыта (У.Гамильтон, Ш.Х.Ходжсон). В западной философии дальнейшую линию развития проблематики концепта продолжил немецкий философ В. Дильтей, который рассматривал концепт как категорию понимания, являющегося методом непосредственного постижения духовной

ценности [В.Дильтей 2001].

В 20 в. идеи концепта прослеживаются в персоналистских

философиях, во главу угла ставящих идею произведения (М.М. Бахтин, В. С.

Библер). В качестве термина концепт присутствует в постмодернистской философии. Ж. Делёз и Ф. Гваттари обратили внимание на то, что философы «недостаточно занимались природой концепта как философской реальности». Они сделали попытку выделить три этапа развития концепта: 1) посткантианская энциклопедия концепта, связывающая его сотворение с чистой субъективностью; 2) педагогика концепта, анализирующая условия творчества как факторы единичных моментов, и 3) профессионально-коммерческая подготовка [Делез Ж., Гваттари Ф. 1998:22]. Делёз и Гваттари, правда, не столько разъясняют различие между понятием и концептом (распространяя его на всякую философию — «от Платона до Бергсона»), сколько подчеркивают недостаточность понятия и вскрывают моменты, где понятие перерастает само себя. Средневековью в поэтапном делении развития концепта места не нашлось, между тем идею концепта вновь вызвала к жизни именно обращенность к идее творчества.

В область современного гуманитарного знания первым слово «концепт» вводит русский мыслитель С. А. Аскольдов в статье «Концепт и слово» (1928): «Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [С.А. Аскольдов:269]. Названные Аскольдовым признаки -принадлежность к сфере сознания и способность к обобщению - сохранятся как обязательные характеристики концепта и в дальнейшем.

Обобщая разновременные и сосуществующие философские взгляды на природу концепта, мы приходим к выводу, что в философии сложилась достаточно однородная и единая теория концепта, основанная на том, что концепт, являясь понятием и посредником между общественно осознанным знанием и индивидуальным осмыслением этого знания каждым конкретным индивидом, принципиально диалогичен.

Однако основной научной сферой изучения концепта в настоящее время выступает лингвистика, представляющая различные подхода, среди которых лингвокогнитивный (Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А.

Вежбицкая, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.) и лингвокультурологический (С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Колесов, С.Х. Ляпин, Ю.С. Степанов и др.) являются доминирующими.

При когнитивном подходе концепт рассматривается в рамках понятий «знание!сознание» и понимается как ментальное образование, включающее различные единицы оперативного сознания. В интерпретациях такого рода на первый план выходит проблема соотношения языка и сознания.

В лингвокультурологическом понимании концепт рассматривается в рамках диады «язык-культура», также локализованный в сознании, но в центре внимания оказывается его национально-культурное своеобразие. В данном русле ученые по-разному представляют концепт: как средство представления «культурной темы» в языке и художественном тексте (Ю.С. Степанов), как понятие практической философии (Н.Д. Арутюнова), как когнитивно-психологическую категорию (Д.С. Лихачев), как основную единицу национального менталитета (В.В. Колесов и его последователи), как многомерное смысловое образование (В.И. Карасик, С.Х. Ляпин) и др.

В частности, представители интегративного подхода (В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, С.Х. Ляпин и др.) оперируют термином «лингвокультурный концепт.», проводя четкое разделение между ним и когнитивным концептом и выделяя в составе лингвокультурного концепта ценностную составляющую: «центром концепта всегда является ценность, поскольку концепт служит исследованию культуры, а в основе культуры лежит именно ценностный принцип» [Карасик В.И., Слышкин Г.Г. 2001]. Концепт, с этой точки зрения, - это многомерное образование, являющееся единицей культуры и включающее в себя образную, понятийной и оценочную составляющую. По мысли В.И. Карасика, концепт характеризуется, прежде всего, ценностной стороной, т.к. отражает важность этого психического образования как для индивидуума, так и для коллектива. Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, и образуют ценностную картину мира.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Измайлова, Елизавета Алихановна, 2011 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агиенко М. И. Структуры концептов «правда», «истина» , «truth» в сопоставительном аспекте: дис.... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2005. - 220 с.

2. Алексеева Е. В. Проектная деятельность как условие повышения качества литературного образования старшеклассников // Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в общем образовании» («ИТО-Саратов-2010»): Сборник трудов участников конференции. В 2 ч. ч. 1. - Саратов: Изд-во ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010.-С.4-7.

3. Аленькина Е.В., Тарасова И.А., Шабанова H.A. Концепт и символ как категории авторского сознания // Автор. Текст. Аудитория: Межвуз. сб. научн. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002.- С. 148-151.

4. Андреевская М.И. О «Мастере и Маргарите» // Литературное обозрение. 1991. № 5.- С.59-63.

5. Антипова A.M. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: Учебное пособие. - М.: Флинта;

Наука, 2003. - 272 с.

6. Арутюнова Н. Д. Истина. Добро. Красота: Взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного. М.: Индрик, 2004. - С.5-29.

7. Н. Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур / Науч. совет по истории мировой культуры. М.: Наука. I полугодие, 1994.-С. 302-316.

8. Арутюнова Н.Д. Истина: Фон и коннотации. //Логический анализ языка: Культурные концепты. - М.: Наука, 1991. - С. 21-30.

9. Архипова И.Т. Межпредметные связи: в чём их актуальность //

Учитель. - 2001. - № 4. - С. 34 - 37.

10. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С. 267-279.

11. Ачкасова Г.Л. Диалог искусств в системе школьного литературного образования: Автореф. дис. ... докт. пед. наук.- СПб., 2000. -35 с.

12. Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: практическое руководство по психологической диагностике. - СПб .: Речь, 2005. - 208 с.

13. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 17-35.

14. Беленький Г.И. Интеграция? // Литература в школе. 1998 - №8. -С. 86-90.

15. Белкина В.А. Индивидуальная система ценностей ученика и урок литературы//Литература.-2008-№21 .URL:

http://lit. 1 september.ru/view_article.php?ED=200802107 (дата обращения 20.10.2011).

16.Белова C.B. Диалогическое изучение литературы в старших классах: Как помочь школьнику раскрыть свое «я»: Учебное пособие. - М.: Логос, 2003. - 144 с.

17. Беляева Е.В. Мораль современной молодежи: от традиционализма к постмодерну // Социология. - 2008. - № 4. - С. 70-76.

18. Беньковская Т. Е. Литература в условиях интеграции // Литература. - 2010 - №7. URL: http://lit.lseptember.ru/view_article.php?ID=201000709 (дата обращения 20.10.2011).

19.Беспалова О.В. Концептосфера поэзии Н. Гумилева в ее лексикографическом представлении: Автореф. дис.... канд. филол. наук. СПб., 2002.- 24 с.

20. Богатая JI.H. Феномены символа и метафоры в свете принципа симметрии // Наука познания: методология и технология. - Одесса. - 2000. -Вып.1-2. -С.95-101.

21. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы / Учебник для студентов высших учебных заведений. М., Изд.: Академ А, 1999. - 399 с.

22. Бодрова H.A. Время, литература и духовный мир молодежи // Междисциплинарные связи при изучении литературы. Саратов, 2003. - С.25-28.

23. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., доп. Томск: Изд-воТом. гос. пед. ун-та, 2006. - 631 с.

24. Ю.В. Бондарев. Диалоги о формулах и красоте: Кн. для учителя -М.: Просвещение, 1990. - 222 с.

25. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

26. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: пособие для учителя / Т.Г. Браже. - 2-е изд., перераб. - СПб. : Глагол, 2000. -271 с.

27. Брюханова О.В. О культурологическом подходе к образованию и воспитанию школьников // Литература в школе. 2007 - №11. — С.25-26.

28. Бухаркин П.Е. Мечта в русской традиции. Историческое и трансисторическое в развитии имени // Имя - сюжет - миф: Проблемы русского реализма : Межвуз. сб. - СПб : Изд-во СПб ун-та, 1995. - С. 178-194.

29. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997.-411 с.

30. Вендина Т.И. Истина, Добро, Красота в языке русской традиционной духовной культуры // Язык культуры: Семантика и грамматика. К 80-летию со дня рождения академика Никиты Ильича Толстого (1923-1996). М.: Издательство «Индрик», 2004. - С. 352-367.

31. Виноградова М.С. Лингвоконцептология литературно-художественного текста: постановка проблемы // Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал/ М-во образования Рос. Федерации, Том. гос. ун-т. - Томск. - 2007. - № 303. - С.7-10.

32. Виноградова М.С. Реконструкция языковой картины мира позднего Чехова (на материале художественной прозы 1898-1903 г.): Автореф. ... канд. филол. наук. Тверь. 2008. - 17 с.

33. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография. — М.: Флинта, 2010. — 256 с.

34. Воркачев С.Г. Концепт как «зонтиковый термин». // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей./ Отв. ред. В.В.Красных, А.И. Изотов. -М.: Макс Пресс, 2003 - Вып. 24. - С. 5-12.

35. Воробьёв В. В., Л.Г. Саяхова. Русский язык в диалоге культур: учебное пособие // Элективный курс для 10-11 классов школ гуманитарного профиля. - М.: Ладомир, 2006. - 288 с.

36. Выжлецов Т.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1996. - 150с.

37. Гак В .Г. Истина и люди // Логический анализ языка: Истина и истинность в культуре и языке. - М, 1995. - С. 24 - 32.

38. Гамильтон У. Избранные труды. М.: Наука, 1994. - 560 с.

39. Гачев Г. Что есть истина? Прение о правде и лжи в «На дне» Горького//Литература-2008-№24.1ШЬ:

Ьйр://1к. 18ер1ешЪег.гаМе\у_агйс1е.р11р?1Е>=200802410 (дата обращения 20.10.2011).

40. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений: в XIV т. Т. XI: Лекции по истории философии: в 3 кн. Кн. 3. - М.; Л., 1935. - 349 с.

41. Гершензон М.О. Художественная литература и воспитание // Методика преподавания литературы: Хрестоматия-практикум. М., 2003.

42. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. - М.: Педагогика, 2003. - 352 с.

43. Данькова Т.Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Воронеж, 2000. - 22 с.

44. Дегтева И. Педагогический потенциал художественно-эстетической деятельности в творческой самореализации старшеклассников // Искусство в школе. - 2010. - N 5. - С. 62-63.

45. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесл. С.Н.Зенкина - М.: Институт экспериментальной социологии, Спб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

46. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и научном языке// Вопросы филологии. - 2001 - №1 - С.35-47.

47. Дивисенко К.С. Динамика ценностей школьников (По материалам автобиографий и сочинений) // Социологические исследования. -2008.-№8.-С. 118-122.

48. Дильтей В. Сущность философии. - М.: Интрада, 2001. - 159с.

49. Догалаков А.Г. Истина и правда как категории русской культуры. - Балашов: Изд-во БФ СГУ, 2001. - С. 25-28.

50. Долженков П.Н. «Существует только человек». О пьесе А. М.Горького «На дне» // Литература в школе.- 1990.- № 5.- С.39-49.

51. Доманский В. А. Культурологические основы изучения литературы в школе - Томск: ТГУ, 2000. - 403с.

52. Доманский В.А. Литература и культура: Культурологический поход к изучению словесности // Учебное пособие для студентов, преподавателей-филологов, учителей-словесников. М.: Флинта-Наука, 2002. -368 с.

53. Донская Т.К. Лингвокультурологический принцип обучения русскому языку. / Культуроведческий подход: его реализация в школьном и

вузовском курсах русского языка. // Сост. проф. А.Д. Дейкина, проф. JI.A. Ходякова. - М.: МПГУ, 2003. - с.24-29.

54. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы//Литература в школе. - 2008 - №11 -С.36-41.

55. Егорова O.A. Нравственно-оценочные категории «добро» и «зло» в лингвокогнитивном аспекте: На материале русского и английского языков: Дис.... канд. филол. наук. - Ульяновск, 2005. - 177 с.

56. Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы XX века. Советская классика. Новый взгляд. Ставрополь-Москва, 1998. - 302с.

57. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс: Методическое

пособие. - СПб. : «Паритет», 2004. - 256 с.

58. Зализняк А., Левонтина И., Шмелев А. Ключевые идеи русской языковой картины мира. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 554 с.

59. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Методы изучения литературы. Системный подход: Учебное пособие для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов -М: Флинта, 2002. - 200с.

60. Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. - Н. Новгород:

Деком, 2001.- 168 с.

61. Зусман В.Г. Концепт в культурологическом аспекте // Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/m_komm/01 .php (дата

обращения 08.06.2011).

62. Зусман В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания: понятие и

концепт // Вопросы литературы. 2003 - №2. С. 3-29.

63. Иванова Ю.В. Информационные компьютерные технологии в преподавании литературы // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы: сб. науч. тр. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2007. - С.40-42.

64. Ионин Г.Н. Русская литература XIX века. 10 класс: Хрестоматия.

- М.: МНЕМОЗИНА, 2007. - 479 с.

65. Ионин Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к

спецкурсу. - JL: Просвещение, 1986. - 72 с.

66. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учеб. для вузов / В. А. Канке 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2002. -344 с.

67. Караковский В.А. Воспитание для всех. - М.: НИИ школьных

технологий, 2008. - 240 с.

68. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая

личность: культурные концепты: Сб. науч. тр. ВШУ, ПМПУ. Волгоград -

Архангельск: Перемена, 1996.- С. 3-16.

69. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -

Волгоград: Перемена, 2002. - 476 с.

70. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001. -С. 75-80.

71. Карпов А. Как преподавать литературу сегодня? URL:

http://www.culturolog.ru (дата обращения 10.08.2011).

72. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности

учащихся на уроках литературы. - М.: Наука, 1988. - 154 с.

73. Качурин М.Г. Ученик - исследователь на уроках литературы : книга для учителя / М. Г. Качурин. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. :

Просвещение, 2001. - 175 с.

74. Каширский Д.В. Ценностные ориентации как ядро гуманитарной

культуры молодежи // Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции «Становление гуманитарной культуры личности в системе образования». - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. - С. 24-27.

75. Кириллова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - 2000. - № 4 (июль-авг.). - С. 29 - 37.

76. Кирпотин В .Я. Мир Достоевского: Этюды и исследования. - М.:

Сов. писатель, 1980. - 375 с.

77. Клепиков В. Н. Развитие этической культуры школьников в процессе освоения общечеловеческих ценностей //Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №4 (61) - с.22-25.

78. Клепиков В.Н. Этическая культура школьников в контексте триады «Истина - Добро-Красота» // Педагогика. - 2006. - №2. - С. 29-37.

79. Козлова С.М. Морфология и мифопоэтика сюжета о поисках и обретении истины // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. - С. 34-64.

80. Колесов В.В. Язык и ментальность. - СПб.: Петербургское

Востоковедение, 2004. - 240 с.

81. Кондратов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов-на-Дону:

Феникс, 1998.- 509 с.

82. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения

школьников (5-8 кл.): Дисс. ... докт. пед. наук. СПб., 1994. - 447 с.

83. Коновалова Л.И. Феномен воображения в художественном

познании. - Чита: Читинский гос. университет, 1996.

84. Корнейчук С.П. К вопросу о концепте: на материале исследования феномена «красота» // Изв. вузов. Сев.-Кавказ. регион: обществ, науки. Прил. - Ростов н/Д, 2006. - № 9. - С. 68-76.

85. Королёв А. Между Христом и Сатаной // Театральная жизнь.

1991-№15.- С.28-31.

86. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно-

ориентированного образования на уроках литературы // Материалы научно-практического семинара. М., 2006. - С.3-20.

87. Кочетков Г. О главном герое романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Библиотека русской религиозной, философской и художественной литературы. - URL: http://www.vehi.net (дата обращения 23.09.2011).

88. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М: Филол. ф-т МГУ им. М. В.

Ломоносова, 1996. - 245 с.

89. Круглова И. В. Использование проектных технологий обучения на уроках литературы в старших классах //Образование в современной

школе. - 2005. - №8. - С.41-45.

90. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках

литературы. - М.: Высшая школа, 2002. - 327 с.

91. Кузьмичев И. К. Введение в общее литературоведение XXI века: Лекции: Учеб. пособие для фак. филол. профиля. - Нижний Новгород: Изд-во

Нижегор. гос. ун-та, 2001.- 324 с.

92. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та РАО, 1998.- 176 с.

93. Куликова И.С., Салмина Д.В. Миссионерское Евангелие: добро или зло?: (Филологическая критика). - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского

университета, 2000. - 240 с.

94. Кунильский А. Е. «Лик земной и вечная истина». О восприятии

мира и изображении героя в произведениях Ф. М. Достоевского -Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006. - 302 с.

95. Кушнерева Л. А. Современный урок литературы: поиск гармонии между содержанием и формой //Русский язык и литература. - 2006.-№4.-С.35-37.

96. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие для студентов-филологов. - М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. - 384с.

97. Лакшин В. Мир Михаила Булгакова// Литературное обозрение,

1989, № 10. — с.10-19;№ 11- с. 17-27.

98. Ланин Б.А. Методика преподавания и изучения литературы: Антология. Саппоро: Центр славяноведения университета Хоккайдо, 2001. -438 с.

99. Левонтина И.Б. "Звёздное небо над головой" // Логический анализ языка. Истина и истинность в культуре и языке. М.: Наука, 1995. -С.32-36.

100. Лейдерман Н.Л. Уроки для души: О преподавании литературы в школе. Статьи. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. - 328 с.

101. Леонов С.А. Литературное образование на современном этапе: Проблемы, поиски // Современные проблемы филологического образования: Межвуз. сб. науч. ст. - М.: МГПУ, 2001. - С. 5-14.

102. Летуновская Н. В. Лексико-семантическая репрезентация концепта «красота» в немецком и русском языках: Дис. ... канд. филол. наук.

- Тамбов, 2005. - 173 с.

103. Литература: программы для общеобразоват. учреждений. 5-11

классы / сост. Г.Г. Полубинская. - М.: Дрофа, 2008. - 523 с.

104. Литература. 11 кл. Учеб. для общеобраз. Учреждений. В 2 ч. 4.1 /Под ред. чл.-корр. РАО В.Г. Маранцмана. - М.: Классике Стиль, 2002. - 368

с.

105. Литература. 11 кл. Учеб. для общеобраз. Учреждений. В 2 ч. 4.2 /Под ред. чл.-корр. РАО В.Г. Маранцмана. - М.: Классике-Стиль, 2002. - 416

с.

106. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. АН СССР.

Сер. лит. и яз. 1993.-Вып. 1.-Т. 52.-№1. - С.3-9.

107. Логический анализ языка: Языки эстетики: Концептуальные поля прекрасного и безобразного: Сборник / Ин-т языкознания РАН; Сост., отв. ред. Н. Д. Арутюнова. - М.: Индрик, 2004. - 717 с.

108. Ломунов К.Н. Достоевский и Толстой // Достоевский — художник и мыслитель. Сб. статей. / Ред. К.Н. Ломунов и др. - М.: Худож.

литература, 1972. - С. 462-523.

109. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. - М.: Прогресс-

Традиция, 1998.-413 с.

110. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю.М.

Избр. ст.: в 3 т. - Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1. - С. 129-247.

111. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике И Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 548 с.

112. Лукин В. А. Концепт истины и слово истина в русском языке (Опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке)

// Вопросы языкознания. - 1993. - № 4. - С. 63-86.

113. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. «Родным войти в родной язык»: Учебное пособие. 10-11 класс. - СПб.: Сага, Азбука-классика, 2005. - 368 с.

114. Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода // Концепты: науч. тр. Центроконцепта. Вып.1. Архангельск, 1997. - С. - 11-35.

115. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: метод. Пособие. - Л.:ЛГПИ им А.И.

Герцена, 1974. - 174 с.

116. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения

как технология общения с искусством. // Литература в школе. - 1998. - № 8. -С. 91-98.

117. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. - 2002. - № 5. - С. 40-42; 2002.

- №7. — С. 23-27; 2003. — №1. — С. 27-32.

118. Маранцман В.Г. Труд читателя: от восприятия литературного

произведения к анализу: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. - М.:

Просвещение, 1986. - 124 с.

119. Маранцман В.Г. Цели и структура курса литературы в школе //

Литература в школе. - 2003. - №4. - с.21-24.

120. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Просвещение, 1977. - 206 с.

121. Маранцман Е.К. Методическая система развития образного и концептуального мышления школьников в процессе изучения литературных произведений: Автореф. дис.... докт. пед. наук. - СПб., 2005. - 55 с.

122. Мартынов В. Ф. Красота как феномен культуры: Автореф дис. ...

докт.культуролог.наук. Минск, 2000. - 38 с.

123. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе// Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. -

Янв. (Ы 1). - С. 30-33.

124. Меньшикова С. И. Концепты «Добро» и «Зло» в структуре метаконцепта «Нравственность» // Вестник Тверского государственного университета. - 2009. - № 25 (Филология). - С. 78-86.

125. Методика преподавания литературы: Учебник для пед.вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. - В 2 ч. Ч. 1.-М.: Просвещение,

Владос, 1995. - 288 с.

126. Методика преподавания литературы: Учеб. для студ. пед. вузов/

О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. М.:

Издательский центр «Академия», 2002. - 400с.

127. Методические рекомендации к учебнику «Литература. 10 класс» / под ред. В.Г. Маранцмана. - М.: «Просвещение», 2004. - 84 с.

128. Мещерякова Ю.В. Концепт «красота» в английской и русской лингвокультурах: Автореф. дис. .. .канд. филол. наук. Волгоград, 2004. - 24 с.

129. Миллер Л.В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): Автореф.

... док. филол. наук. СПб., 2004. - 42 с.

130. Миллер Л.В. Художественный концепт как смысловая и

эстетическая категория // Мир русского слова. - 2000.- № 4.- С.39-45.

131. Милованова О.В. Интеграция курсов литературы и мировой художественной культуры в процессе эстетического образования

старшеклассников (10-11 классы): Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. - 301 с.

132. Мирзоян М.А. Пятый класс как этап литературного развития: Автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2000. - 22 с.

133. Миронычева В.Ф. Метод проектов на уроке литературы // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С. 100-109.

134. Михайлов A.B. Из истории «нигилизма» // Обратный перевод.

М.: Языки русской культуры, 2000. - 856 с.

135. Мишатина H.JI. «Диалог с культурными концептами в 5- И классах (русский язык, литература, развитие речи)». Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Сага» - «Наука», 2004 - 256 с.

136. Мишатина H.JI. «Как сердцу высказать себя?..» Теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода: Книга для учителя. - СПб.: Изд-во «Милена», 2005. - 260 с.

137. Мишатина Н. JI. Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся VII-IX классов: Дис.... канд. пед. наук, СПб - 2000. - 223 с.

138. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: Автореф. дис. ... д-ра

пед. наук. - С-Пб, 2010. - 48 с.

139. Мишатина Н.Л. «Образ человека, в слове явленный»: освоение

концептов русской культуры». Элективный курс по русскому язык для предпрофильной подготовки и профильного обучения. Учебно-методическое

пособие. - СПб.: Изд-во «Сага», 2005 - 166 с.

140. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе

обучения. М.: «Педагогика», 1976. - 224 с.

141. Муллагалиева Л. К. Реалии русской культуры. Лингвокультурологический словарь: Учебное пособие для учащихся средних школ и учителей русского языка / под ред. проф.Л. Г. Саяховой. - Уфа: БИРО, 2001.-220 с.

165 Ч

142. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра. М.: Гнозис, 1994. - 216 с.

143. Неретина С.С. Тропы и концепты. - М.: Ифран, 1999. - 277 с.

144. Неретина С.С., Огурцов А.П. Концепты политического сознания//

Философский журнал VOX. - 2008 - №5 - С.6-162.

145. Никанова Н.В. Изучение художественного мира Ф.М. Достоевского в 10 классах гуманитарного профиля: Дис. ...канд. пед. наук. М., 2008.-215с.

146. Никифорова В.Н. Анализ литературного текста в эстетическом и нравственно-этическом аспекте (портал ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»). - URL: http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?=./94353/l 12935/122192/459976 (дата обращения

23.10.2011)

147. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней

школе. -М: Просвещение, 1975.- 256 с.

148. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.- 1280 с. - (Мир энциклопедий) - URL: http://www.philosophi-terms.ru (дата обращения 09.09.2011)

149. Окунева И.О. Концепт «Красота» в русском и английском

языках: Автореф. дис. ...канд. фил.наук. М., 2009.-24 с.

150. Осмоловская И. Школьные проекты: деятельность, направленная на обогащение знаний и духовного мира // Директор школы - 2003 - №10 - С.

10-14.

151. Патрик Т.Д. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе: Дис. ... канд.

пед. наук. М., 2007. - 249с.

152. ПахомоваН.Ю. Метод учебных проектов в образовательном

учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.-112 с.

153. Петриева JI.И. Специфика изучения произведений русской классической литературы в старших классах гуманитарного профиля: Дис.

...д-ра пед. наук. Ульяновск, 2000. - 378с.

154. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации:

Монография. - Кемерово: ИПК «Графика», 2004 - 386 с.

155. Платон. Собрание сочинений в 3 т. / Под общей ред. А. Ф. Лосева и В. Ф, Асмуса. - Т. 3. Ч. 1. - М.: Мысль, 1970. - 687 с.

156. Плотникова О. В. Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры на уроках литературы /О. В. Плотникова //Педагогическая мастерская. - 2004 - №6 - С.21-26.

157. Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - 240с.

158. Попова З.Д. Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических

исследованиях. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 30 с.

159. Попова З.Д. Стернин И.А. Проблема моделирования концептов в лингвокогнитивных исследованиях // Мир человека и мир языка: Серия «Концептуальные исследования». Вып. 2. Кемерово, 2003. - С. 6-16.

160. Прищепа Е. М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе //Литература в школе. - 2004 -№12 - С.25-28.

161. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта . - М.: Флинта: Наука, 2008. - 170 с.

162. Разин A.B. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов.

М: Академический Проект, 2002. - 496 с.

163. Ребель Г. Урок литературы сегодня: «кризис жанра»//Филолог -

2002-№1.- URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mnum_l(flaTa

обращения 18.10.2011)

164. Роговер Е.С. Воспитание правдой: этико-эстетические проблемы

литературы последних лет. - Л.: «Знание», 1989. - 16 с.

165. Роговер Е.С. Эстетические беседы на уроках и сочинения учащихся. - Петрозаводск: Госкомиздат PK, 1993.- Вып.З. - 139 с.

166. Роднянская И. Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: «Интелвак», 2001. - С. 667-674.

167. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс «Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности» //Исследовательская работа школьников. - 2005 - №4 - С.102-106.

168. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. - М.:

АПКиПРО, 2002. - 32с.

169. Рослый A.C. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система

концептов (на материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама): Автореф. дис.... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2006. -

23 с.

170. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.:

Просвещение, 1985. - 288 с.

171. Сафонова О.В. Проектная деятельность школьников при

изучении монографической темы: на примере творчества A.C. Пушкина в 9

классе: Дисс.... канд. пед. наук. -М., 2010. - 207 с.

172. Светлова Н.В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: Автореф. дис. ...

канд. пед. наук. - М., 2003. - 19 с.

173. Свирина Н.М. Культурный контекст на уроках литературы:

Книга для учителя. - СПб: Фирма «Глагол», 1999. - 152 с.

174. Свирина Н.М.Литературное образование как способ вхождения

школьников в художественную культуру: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 1999.-37 с.

175. Сергеева E.B. К вопросу о классификации концептов в художественном тексте//Вестник ТГПУ. - 2006 - Выпуск 5 (56). Серия: Гуманитарные науки (философия) - С.98-102.

176. Славина В. А. Современная литература в поисках идеала //

Преподаватель. - 2005 - №2 - С.38-41.

177. Слуцкий Р. Проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - URL: http://lit.lseptember.ru/2002/28/4.htm (дата обращения 15.06.2011)

178. Слышкин Г .Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т,

2004.-40 с.

179. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. - М.: Локид; Миф, 1996. - 592 с.

180. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе. -

М.-Л.: Гиз, 1928. - 160 с.

181. Соловьев B.C. Оправдание добра.

Нравственная философия. Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы. - URL: vehi.net/soloviev/oprav/ (дата

обращения 15.06.2011)

182. Сосновская И.В. Литературное развитие читателя-подростка:

Монография. - Иркутск: Иркутский педагогический университет, 2003. -236с.

183. Стандарт основного общего образования по литературе. - URL: http://www.school.edu.ru (дата обращения 29.11.2011).

184. Степанов Ю.С. Интертекст - среда обитания культурных концептов». (К основаниям сравн. концептологии) // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 2001. - Т. 60, N 1. - С.. 3-11.

185. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

186. Стойлик А.Ю. К проблеме изучения ценностных ориентаций современных подростков и юношей //Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения. Том 9, выпуск 3. Москва, 2002. Психология как профессия (исследователь, практик). - С. 192193.

187. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. - М: Республика, 1994. - 464 с.

188. Тарасова И.А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект.

Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 280 с.

189. Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне» // Литература в

школе. - 1998 - № 8 - С. 44-55.

190. Троицкий, В.Ю. Художественные открытия как фактор историко-литературного развития (духовный аспект проблемы). // Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения. - Т.1. - М.:

Наследие, 1997. - С.227-240.

191. Федорова Т.В. Совершенствование читательской деятельности

учащихся старших классов на уроках литературы: Дисс. ...канд. пед. наук.-М., 2003.- 196с.

192. Философский энциклопедический словарь/ред.-сост. Е.Ф.

Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 575 с.

193. Фоминых Н.В. Концепт, концептор и художественный текст // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 176-179.

194. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.-Л., 1964. -404 с.

195. Хализев В.Е. Теория литературы : Учеб. для студ. Вузов. 4-е изд.,

испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2007. - 405 с.

196. Харина О. В. «Правда», «истина» в романа Ф.М. Достоевского:

автореф. дис. ... канд. филол. наук.- М., 2007. - 24 с.

197. Ходякова JI.A. Приобщение школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства // Русский язык в школе. - 2004 - №5. - С. 8-15.

198. Ходырева A.B. Проектная деятельность в духовно-нравственном воспитании учащихся 5-11 классов: Дне. ... канд. пед. наук. - Новокузнецк, 2005. - 233с.

199. Холодяков И.В. Духовные ценности русской классической литературы. Из записок словесника // Литература в школе. - 2005 - №1- С.19;

№2-С.19.

200. Холодяков И.В. Литература нравственного очищения // Литература в школе. - 2008 - № 4 - С. 20; № 5 - С. 17; №6 - С. 17.

201. Целикова Е. И. Эволюция анализа литературного произведения. История и современность: Дис. ... докт. пед. наук. СПб.: 2001. - 395 с.

202. Чарыкова О.Н. Индивидуальные концепты в художественном тексте // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. - С. 173-176.

203. Черкасова И.П. Художественный концепт как смысловой фокус поэтического мира // Герменевтика поэзии. - Армавир: АГПУ, 2007. - С. 5888.

204. Чернейко Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени //

Филологические науки. 1995 - №4 - С. 73-83.

205. Чернейко Л.О., Долинский В.А. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа // Вестник Московского

университета. Сер.9. Филология. 1996 - №6 - С. 20-41.

206. Черников М.В. Концепты «правда» и «истина» в русской культуре: проблема корреляции. // ПОЛИС. -1999 - №5 - С. 43-61.

207. «Что есть красота по-русски?»-ЦИь: http://imzait.livejournal.com/7937.html (дата обращения 25.10.2011)

208. Шамрей Л.В. Функциональные закономерности взаимодействия науки и искусства в школьном изучении литературы: Автореф. дис. ... докт.

пед. наук. СПб., 1995. - 52 с.

209. Шатилова Л. М. Лексико-семантическая репрезентация концепта «добро» в немецком и русском языках: Дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2006. -179 с.

210. Шемшурина А. И. Этические диалоги о главном. Книга для учащихся 9-11 классов // Этическое воспитание. - 2007. - N 7. - С. 5-95.

211. Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю. - М.: Яз. славян, культуры, 2002. - 224 с.

212. Шолпо И.Л. Урок литературы - урок искусства: интерпретация художественного текста и содружество искусств на уроках литературы. - М.:

МАИ, 1995.- 110 с.

213. Шутан М.И. Моделирование как учебная деятельность на уроке

литературы. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 181 с.

214. Эпштейн М. Добро и зло в зеркале русского языка // Континент. -

2007-N2 (132).-С. 369-382.

215. Ядровская Е.Р. Анализ понятия «Интерпретация» в аспекте методики преподавания литературы // Известия Южного федерального

университета. - 2009 - №10 - с. 125-135.

216. Ядровская Е.Р. Интерпретация художественного произведения

как технология общения с искусством и путь творческого развития личности //Известия Российского государственного педагогического университета

имени А.И.Герцена. - СПб., 2009 - № 113 - С.76-82.

217. Ядровская Е.Р. Современная литература в базовой и профильной школе: учебно-методическое пособие. - СПб: Наука, Сага, 2007. - 336 с.

218. Якименко Р. В. Проектная деятельность по литературе: организация работы по созданию поэтического сборника // Русская словесность. М.: Шк.-Пресс, 2005 - № 5 - С.32-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.