Изобразительное искусство как средство эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и задержкой психического развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Томилина, Анна Дмитриевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат наук Томилина, Анна Дмитриевна
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические и научно-методические основы эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 летнего возраста с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства
1.1. Эмоциональная сфера как важнейший компонент психики
1.2. Теоретические основы эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста
1.3. Анализ воспитательно-образовательной работы по эмоционально-эстетическому воспитанию детей в практике дошкольных образовательных
учреждений
Выводы к главе 1
Глава 2. Содержание, формы и методы эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 4-5 лет с нормой и ЗПР
2.2. Формы и методы работы по эмоционально-эстетическому воспитанию детей 4-5 лет с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства
Выводы к главе 2
Глава 3. Экспериментальная работа по эмоционально-эстетическому воспитанию детей 4-5 лет с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства
3.1. Ход и результат пилотажного и констатирующего эксперимента
3.2. Опытно-экспериментальная проверка реализации методов и средств эмоционально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства(описание и обобщение результатов экспериментального
исследования)
Выводы к главе 3
Заключение
Библиографический список
Приложения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Художественно-эстетическое воспитание детей 3-5 лет с разным уровнем психического развития средствами изобразительного искусства2006 год, кандидат педагогических наук Махновская, Светлана Ивановна
Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет2003 год, кандидат педагогических наук Савостина, Галина Алексеевна
Формирование эмоционально-выразительного образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста2004 год, кандидат педагогических наук Буянова, Татьяна Анатольевна
Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы2008 год, кандидат педагогических наук Цквитария, Татьяна Александровна
АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников2011 год, кандидат психологических наук Белозорова, Людмила Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изобразительное искусство как средство эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и задержкой психического развития»
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования. В соответствии с принципами современной государственной политики в области образования, предусматривающими общедоступность образовательной системы и ее адаптивность к особенностям развития детей, предполагается обеспечение адекватных условий для обучения и воспитания, в частности, дошкольников с различными индивидуально-типологическими особенностями. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов к созданию личностно-ориентированной модели воспитания детей дошкольного возраста. Формирование эмоциональности предопределяет успешность сферы интеллектуальной, оказывая прямое влияние на познавательные процессы, адаптивные механизмы человека. Особенно важным и сензитивным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором закладываются и основы личности, и механизмы реагирования на различные средовые воздействия. Поэтому, на наш взгляд, в педагогическом процессе на первом плане сегодня должно быть изучение и развитие эмоциональных процессов дошкольников. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования, которые опираются на классические научные труды, посвященные проблемам эмоционального воспитания детей дошкольного возраста с нормой и задержкой психического развития (далее - ЗПР) (Л.А.Абрамян, П.К.Анохин, А.Валлон, В.К.Вилюнас,Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия,А.Фрейд и др.). Названная проблема освещена в различных областях знаний, таких как: специальная психология (работы Т.А.Власовой, К.С.Лебединской, В.И.Лубовского, О.С. Никольской, М.С.Певзнер, У.В.Ульянковой и др.), психотератия (В.П.Кащенко, А.С.Спиваковская, М.С.Неймарк, Л.С.Славина). Труды исследователей посвящены изучению отдельных аспектов эмоциональной сферы (эмоциональные реакции детей на оценку взрослого - Н.М.
Трунова, А.Фрейд; феномен предвосхищения эмоций -A.B. Запорожец; развитие эмпатии - О.В.Гордеева и др.), рассмотрению эмоциональной сферы в совокупности с другой проблематикой (готовность к школьному обучению - Г.Г.Кравцов; коммуникативная компетентность педагога -Т.Н. Банщикова и др.). Однако замечание Л.С.Выготского о том, что учение об эмоциях представляет собой пласт науки, наименее разработанный, так как эту сторону поведения человека оказалось труднее всего классифицировать и связать какими-либо законами, остается актуальным и по сей день (как в теоретическом, так и в прикладном плане). Поэтому именно в педагогической науке педагогическое воздействие на эмоциональную сторону психики ребенка в условиях дошкольного образования остается спонтанным процессом.
В работах специалистов в области эстетического воспитания (А.В.Антонова, Т.И.Бакланова, Н.А.Ветлугина, И.Б.Ветрова, Л.В.Ершова, М.Б.Зацепина, Д.Б. Кабалевский, Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачев, Г.П.Новикова, Л.Г.Савенкова, Н.П.Сакулина, Н.М. Сокольникова, О.А.Соломенникова, Е.А.Флерина, Л.Г.Савенкова, Т.Я.Шпикалова и др.) указывается на то, что чем раньше ребенок включается в специально организованную среду, чем раньше он начинает приобщаться к художественной деятельности, тем эффективнее будет педагогическое воздействие в связи с высокой восприимчивостью органов чувств в детском возрасте. Подчеркивается, что роль искусства является фундаментом успешного эмоционального развития дошкольника. Большое значение в повышении эффективности воспитания детей, в частности эмоционально-эстетического воспитания, отводится интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности (Н.А.Ветлугина, Н.Ф. Губанова, М.Б.Зацепина, М.В.Лазарева, Л.Г. Савенкова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, О.С.Ушакова, В.Н. Шацкая). Интеграция понимается как взаимопроникновение содержания воспитания и образования, что позволяет детям глубже осознать искусство и явления
окружающей действительности, способствует разностороннему развитию ребенка. Однако речь (в большинстве случаев) идет о детях, успешно осваивающих современные программы дошкольного образования. В последнее время появились исследования особенностей изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с различными уровнями психического развития (Г.В.Кузнецова, А.Н.Корнев, Е.С.Слепович, Т.А.Федорченко). Проблемы же формирования эмоционального благополучия и способов внешнего эмоционального реагирования на произведения искусства у детей 4-5 лет, имеющих ЗПР, остаются недостаточно изученными. Хотя средний дошкольный возраст являетсясензитивным для решения данных проблем средствами изобразительного искусства, так как именно этот период важен для освоения способов изображения предметов, умения выражать сюжетно-игровой замысел, для приобретения изобразительных и технических навыков.
При изучении данной проблемы был выявлен ряд противоречий: между сложившейся личностно-ориентированной моделью образования и недостаточностью адекватных методик, базирующихся на данных комплексной педагогической диагностики;
- между потребностью в выявлении, разработке и внедрении в практику педагогических условий эмоционально-эстетического
воспитания в дошкольном возрасте и недостаточной их разработанностью в педагогике;
- между необходимостью комплексного подхода, сотрудничества, взаимодействия всех специалистов, обеспечивающих диагностику и эмоционально-эстетическое воспитание у детей дошкольного возраста и адаптированностью исследований в практике.
Цель данного исследования- определить педагогические условия использования изобразительного искусства в эмоционально-эстетическом
воспитании детей 4-5 лет с нормой и ЗПР и проверить их эффективность в опытно-экспериментальной работе.
Объект исследования - эмоционально-эстетическое воспитание детей 4-5 лет с нормой и ЗПР.
Предмет исследования - педагогические условия эмоционально-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства детей 45 лет с нормой и ЗПР.
В соответствии с целью, объектом и предметом была разработана следующая гипотеза: основной проблемой эмоционально-эстетического воспитания детей с ЗПР является совокупность причин, как характерных только для данной группы, так и для детей развивающихся в пределах нормы. Процесс эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства будет
эффективным при следующих условиях: - должно быть уточнено и научно обосновано понятие «эмоционально-эстетическое воспитание»;
повышение квалификации педагогов по эмоционально-эстетическому воспитанию в условиях ДОУ должно позволить положить полученные ими знания и навыки в основу разработки диагностических и коррекционно-развивающих методик эмоционально-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства детей 4-5 лет с нормой и ЗПР;
- специально разработанная последовательно усложняющаяся тематика, целенаправленный отбор и использование произведений изобразительного искусства в процессе интеграции, создание эмоционально-развивающей среды создадут возможность для формирования внешних эмоциональных реакций на основе эстетического восприятия и эмоционального благополучия детей;
- дети, участвующие в эксперименте, будут разделены на три группы: 1-я группа - дети с нормой развития, 2-я группа - дети с ЗПР, 3-я группа -дети с нормой и ЗПР совместно.
Цель, объект, предмет n гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:
1 .Изучить состояние теоретической разработанности проблемы исследования в психолого-медико-педагогической и методической литературе.
2.Разработать диагностические методики по выявлению состояния эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства с учетом знаний и навыков педагогов дошкольного образования.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность психолого-педагогических условий эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5лет средствами изобразительного искусства на интегрированных занятиях, включающих разные виды художественной деятельности в трех группах детей(дети с нормой развития, дети с ЗПР, дети с нормой и ЗПР совместно).
4.Разработать методические рекомендации по повышению квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений различных типов в области эмоционально-эстетического воспитания дошкольников среднего возраста средствами изобразительного искусства.
Теоретическую основу исследования составляют: учение JI.C. Выготского о развитии высших психических функций, теоретическое обоснование классификации детей с задержкой психического развития К.С Лебединской, и И.Ф.Марковской, обусловленность художественного восприятия субъективным опытом: социальным, эмоциональным, речевым (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Сокальский, П.М. Якобсон); концепция эстетического воспитания и искусства (Э.Ф. Володин, Л.С. Выготский, А.Я. Зись, Т.С.Комарова, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, В. А. Сухомлинский); методология и теория художественного образования (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, Б.М Остроменский, Е.А. Флёрина); идеи и положения о роли искусства в
воспитании и формировании творческой личности (В .К. Белобород ова, Г.Б. Гавриш, О.В. Куварзина, Л.А. Колунова, Г.М. Кулаева, Г.П.Новикова, Н.В. Павлович, Н.И. Пьянкова, Л.А. Ходякова). Методологическая основа представлена положениями о развитии нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурии), о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), о значении игры для социально-личностного развития детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Н.Я. Михайленко, Л.С. Славина).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретическое обобщение и анализ специальной литературы и диссертационных работ; эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирования, тестирования; констатирующий эксперимент, направленный на констатацию состояния работы по эмоционально-эстетическому воспитанию детей 4-5 лет; формирующий эксперимент, направленный на эмоционально-эстетическое воспитание детей среднего дошкольного возраста в рамках действующей в дошкольном образовательном учреждении программы средствами изобразительного искусства; контрольный констатирующий
эксперимент, оценивающий эффективность применения разработанной технологии; статистические методы обработки полученных данных и их качественный анализ.
База исследования: муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №3 «Снежинка» г. Пушкино Московской области и муниципальное образовательное учреждение «Детский сад - Центр развития ребенка №47 «Радуга» п. Правдинский Пушкинского района Московской области . В исследовании принимали участие 60 детей среднего дошкольного возраста: в трех контрольных
группах (КГ1, КГ2, КГЗ) 30 детей и в трех экспериментальных группах (ЭГ1, ЭГ2, ЭГЗ) также 30 детей среднего дошкольного возраста. В ЭГ1 и КГ1 воспитываются дети с задержкой психического развития по Ючеловек в каждой, ЭГ2 и КГ2 - дети из групп общеразвивающей направленности с нормой интеллекта (также по 10 человек в каждой), ЭГЗ и КГЗ - дети из групп кратковременного пребывания (где в ЭГЗ - 4 ребенка с ЗПР и 6 детей с нормой развития и в КГЗ - 2 ребенка с ЗПР и 8 - с нормой развития). Дети ЭГ1, КГ1 занимались по программе С.Г.Шевченко; а воспитанники КГ2, ЭГ2 и КГЗ, ЭГЗ - по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Основные этапы исследования: на первом проблемно-поисковом этапе (2005-2006гг.) анализировалась философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определялась гипотеза, понятийный аппарат и программа исследования. Изучалось современное состояние проблемы;
на втором опытно-экспериментальном этапе (2007-2010гг.) разрабатывалась и экспериментально апробировалась технология педагогической диагностики и эмоционально-эстетического воспитания дошкольников среднего возраста средствами изобразительного искусства;
на третьем контрольном этапе (2010-2012гг.) велась обработка экспериментальных данных; осуществлялась корректировка основных положений и выводов исследования; разрабатывались практические рекомендации по реализации предложенной технологии; оформлялась диссертационная работа.
Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обеспечивается методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследования, длительностью и эффективностью исследовательской работы.
Научная новизна исследования заключается:
- в определении и обосновании термина «эмоционально-эстетическое воспитание»;
- в разработке педагогической диагностики эмоционально-эстетического воспитания дошкольников; в определении трудностей у педагогов и у детей и путей их преодоления;
в выявлении и реализации педагогического потенциала изобразительного искусства, обеспечивающего эффективность эмоционально-эстетического воспитания детей с нормой и ЗПР в условиях интеграции.
Теоретическая значимость: внесен вклад в разработку теории эмоционально-эстетического воспитания; выделены и разработаны психолого-педагогические условия эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства; определены критерии и показатели эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость заключается в создании педагогического инструментария, позволяющего диагностировать состояние эмоционально-эстетического воспитания детей с нормой и ЗПР; в разработке и апробации содержания и дидактического оснащения технологии эмоционально-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства в рамках действующей в учреждении программы, не нарушая ее целостности и логики, не увеличивая нагрузку на ребенка; во внедрении в практику работы дошкольного образовательного учреждения комплекса взаимодействия субъектов педагогического процесса по эмоционально-эстетическому воспитанию.
На защиту выносятся следующие положения: 1). Под «эмоционально-эстетическим воспитанием» мы будем понимать процесс формирования внешних эмоциональных реакций и эмоционального
благополучия как отклик на эстетическое воздействие изобразительного искусства.
2). Процесс эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет средствами изобразительного искусства эффективен при совместном освоении программы детьми с нормой и ЗПР, исходя из положения Л.С.Выготского о том, что принципиальные механизмы развития в норме и патологии едины.
3). Важнейшим условием эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 лет является использование педагогического потенциала изобразительного искусства как основы развития ассоциаций в ходе интегрированных занятий с использованием различных видов художественной деятельности, что обусловлено возрастными особенностями детей среднего дошкольного возраста с нормой и ЗПР, спецификой зрительного восприятия и речевого развития.
4).Эффективность эмоционально-эстетического воспитания детей обеспечивается посредством следующих психолого-педагогических условий, применяемых в совокупности: использование в практике работы диагностики, четко фиксирующей проявления эмоционально-эстетических качеств; специально разработанная последовательно усложняющаяся тематика на основе тематического планирования логопеда; целенаправленный отбор и использование в работе произведений изобразительного искусства русских и зарубежных художников, иллюстраций к произведениям детской литературы; формирование эмоционально-эстетической среды; специально организованная педагогическая работа, учитывающая знания и навыки воспитателей ДОУ, при условии постоянного повышения их квалификации в рамках методической работы учреждения; а также эмоциональное благополучие.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе организации образовательной деятельности МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная
школа - детский сад компенсирующего вида №3 «Снежинка» г. Пушкино Московской области и МОУ «Детский сад - Центр развития ребенка №47 «Радуга» п. Правдинский Пушкинского района Московской области, выступлений на международных научно-практических конференциях (г.
Москва 2007- 2012г.г.).
Структура диссертации: введение, три главы, заключение, 3 схемы, 9 таблиц, 1 диаграмма, библиографический список (250 наименований) и 13 приложений. Основной текст диссертации изложен на 104 страницах. По теме диссертации опубликовано 17 работ общим объемом 11,45 п. л.
Глава 1. Теоретические и научно-методические основы эмоционально-эстетического воспитания детей 4-5 летнего возраста с нормой и ЗПР средствами изобразительного искусства.
1.1. Эмоциональная сфера как важнейший компонент психики.
Значение эмоциональных компонентов в жизни человека велико, особенно на современном этапе, когда бурными темпами возрастает поток информации.
Связь эмоциональной сферы с состоянием здоровья установлена давно, механизмы этой связи постоянно изучаются и уточняются. Целый ряд исследований (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, A.B. Запорожец, Л.И. Божович, В.В. Лебединский) доказывает, что эмоциональное благополучие является критерием психического здоровья ребенка в целом. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром. Еще Аристотель Р.Декарт, рассматривая причины познания, пришли к заключению, что ее побудителем является эмоции. Гиппократ указывал, что решающая роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, принадлежит эмоциям. Б.Спиноза эмоциональную сферу считал первичной по отношению к интеллектуальной сфере и поведенческому регулированию жизнедеятельности человека. М. Мюнстерберг полагал, что эмоции создают доминантный очаг, который направляет поведении человека. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что «ребенок предшкольного возраста находится во власти внешних впечатлений,... поведение ребенка больше регулируется эмоциями, чем рассуждениями...» О.К.Тихомиров считает эмоциональную сферу катализатором интеллектуального процесса. Также высказывается мнение, что эмоции являются обязательным компонентом мышления (В.К. Вилюнас, П.В. Симонов). A.B. Запорожец отмечает, что эмоции играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в той деятельности, в которой они
формируются. Я.З. Неверович указывает, что развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является центральным звеном в процессе формирования детской личности.
В психологии общепринято разделять эмоциональную сферу на разные уровни. Первый уровень (низшие эмоции), основывается на особенностях центральной нервной системы человека. Он играет существенную роль в проявлении таких особенностей поведения, как возбудимость, ранимость, общая чувствительность к воздействиям. Второй уровень (эмоции социальные, высшие). Формируется он в процессе социализации ребенка. В процессе воспитания ребенка высшие эмоции начинают играть существенную роль в становлении нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств личности, в становлении его мировоззрения в целом.
Т.А. Данилина отмечает, что 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты. Л.И. Божович указывает, что эмоциональная сфера, будучи первичной формой психической жизни, выполняет идеаторную функцию.
Однако, объективности ради необходимо заметить, что существует целый ряд теорий в рамках когнитивной психологии, доказывающих обратное (S. Shachter). У. Мак-Дугалл считает, что эмоциональная сфера -это аффективный аспект инстинкта. В работах H.H. Даниловой указывается на сложность взаимодействия когнитивных процессов и эмоциональных состояний; отмечается, что когнитивная деятельность может быть не только источником эмоций, но и сама от них зависеть.
Л.А. Абрамян в своих работах указывает на зависимость между отрицательным эмоциональным состоянием и обособлением ребенка в коллективе, стремлению к избеганию им различного рода трудностей, другим негативным последствиям. Отмечается также и влияние эмоционального фона ребенка на его состояние здоровья в целом (Е.А. Зайченко, Д. Шпигель). В.В.Янкина, исследуя уровень интеллекта у
дошкольников, пришла к выводу, что он выше у тех детей, у которых положительные эмоции преобладают.
Тем не менее, также целый ряд исследователей доказывает правомерность и целесообразность существования отрицательных эмоциональных состояний. Так, Б.И. До донов пишет: «...для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».
В.В.Фролькис, проведя опыты на млекопитающих, пришел к выводу, что продолжительность жизни была дольше у тех особей, которых систематически подвергали отрицательным эмоциям умеренной интенсивности.
Необходимо также отметить, что в некоторых работах указывается, на деструктивную роль эмоциональной сферы в регулировании поведения и деятельности человека (П. Жане, Э. Клаперед, E.JI. Щелкунова).
Разночтения встречаются и в классификации эмоций: Н. Ekman и W.V.Friesen выделяли на основе лицевой экспрессии шесть эмоций, R. Plutchik - восемь, К. Изард - десять.
Нет единства и в формулирования самого понятия «эмоциональная сфера», ее классификации, роли и функции в жизнедеятельности человека. Е.П. Ильин пишет: «...в отечественной психологии за последние четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека...».
В ряде работ изучались мимические средства экспрессии (A.A. Бодалев, К. Изард, В.А. Лабунский).
Несмотря на вышеизложенное, достоверно можно утверждать, что эмоциональная сфера актуализирует потенциальные возможности, аккумулирует творческую энергию личности (Б.Л. Теплов, П.М. Якобсон, Б.М. Неменский, Б.И. Додонов, А.Н. Лутошкин); выполняет охранную функцию (Л.И. Божович); является одной из основных регуляторных
систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, К.Е. Изард, Я. Рейковский, С. Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.); опережая осознание, сигнализирует человеку о возможном приятном/неприятном исходе ситуации (П.К. Анохин, В.А. Вальдман, Я.З. Неверович), является сигналом появившихся потребностей (Б.И.Додонов, В.К. Вилюнас); является механизмом, помогающим в принятии решений (Ю.В.Виноградов, В.П.Симонов, О.К.Тихомиров); играет активационно-энергетическую роль (П.К.Анохин, И.Кант, П.В.Симонов).
Установлено также, что недостаток эмоционального стимулирования ведет у дошкольников к обеднению развития личности. Такие дети медленнее, чем их сверстники, приобретают социальные и бытовые навыки, усваивают адекватное поведение, менее охотно и конструктивно устанавливают социальные контакты, знают меньше обиходных понятий и представлений. Длительное или острое негативное эмоциональное состояние способно вызывать и патологические изменения во внутренних органах. Наличие же положительных эмоций создает благоприятное воздействие на состояние здоровья, полнее активизируя деятельность его физиологических систем.
На сегодняшний день существуют исследования, доказывающие, что эмоции может проявлять даже пяти-шестимесячный плод человека (К.В. Шулейкина). Г. Мюнстерберг описывает эмоциональные проявления новорожденных детей: положительные вызываются легким возбуждением, принятием пищи, отрицательные - голодом, усталостью, физическим раздражением. Я.Дембовский отмечает, что младенец обладает всего тремя эмоциями: страх, гнев и удовольствие. К. Цан-Вакслер считает, что в возрасте между 18 и 24 месяцами дети начинают сопереживать чужому горю. В 2-3 года появляются социальные эмоции - ревность и зависть, а также гордость за свои достижения.
С.Л. Рубинштейн отмечет, что со временем у ребенка меняются
способы произвольного реагирования в тех или иных эмоциональных состояниях. Так, в младшей и среднем дошкольном возрасте эмоциональные проявления вызываются, направлены и обусловлены ближайшим окружением. Маленький ребенок скорее разделит свои переживания с ближайшем окружением, родными и близкими. В более старшем возрасте эмоциональные проявление направляются за пределы этого окружения, приобретают социальную окраску и становятся избирательными.
К.Изард утверждает, что с возрастом меняется и значение активаторов конкретных эмоций. Он приводит пример с реакциями ребенка на лицо матери: в трехмесячном возрасте младенец никак не отреагирует на удаления матери из поля его зрения, но уже в возрасте, например, тринадцати месяцев он скорее всего отреагирует протестом, а в возрасте тринадцати лет может даже обрадоваться, тому, что остается один. Ученый также указывает и на то, что первично развиваются базальные эмоции и знания о них. Так дети в возрасте двух-трех лет понимают и могут произвольно воспроизвести на лице состояния страха и радости.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста2009 год, доктор педагогических наук Ежкова, Нина Сергеевна
Интеграционный подход к занятиям изобразительным искусством на отделении общеэстетического воспитания для детей 5-7 лет2006 год, кандидат педагогических наук Луканова, Галина Петровна
Педагогические условия развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе эстетического воспитания2006 год, кандидат педагогических наук Веселова, Людмила Геннадьевна
Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста: На материале изобразительного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Грибанова, Марина Владиславовна
Изобразительное искусство как средство полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста2002 год, кандидат педагогических наук Малова, Татьяна Васильевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Томилина, Анна Дмитриевна, 2012 год
Библиографический список.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки. - М.: МИРОС, 1992, 71 с.
2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М: Просвещение, 1984, 179 с.
1. Амоношвили Ш.А. Педагогика сотрудничества / Пособие для учителей - М.: Просвещение, 1989 г.
2. Ананьев Б.Г.Избранные психологические труды. В 2-х тт. T.l. М.: Педагогика, 1983, 86 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М: АПН СССР, 1960, 486с.
4. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968, 656 с.
5. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества-М.,1990 г.
6. Бабанский 10.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. - М.,1975 г.
7. Бакланова Т. И. Теоретические основы педагогического руководства самостоятельным художественным творчеством: Автореф. Дис. Докт. Пед. Наук. - М., 1990, 32 с.
8. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. - М.: Новая Москва, 1925, 240 с.
9. Бакушинский A.B. О задачах и методах художественного воспитания. // Искусство в трудовой школе. / Под ред. A.B. Бакушинского. М.: Новая Москва, 1926, 3 с.
10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981,351с.
11. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981 г.
12. Бердяев H.A. Кризис искусства. М: Интерпринт, 1990, 129 с.
13. Берхин Н.Б. Специфика искусства. М: Знание, 1984, 64 с.
14. Блонский П.П. Трудовая школа второй ступени/ Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961, 267 с.
15. Блонский П.П. Психология как наука о проведении / Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964, 134 с.
16. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.М.:АПН РСФСР, 1961,265 с.
17. Блудова В.В. Теоретические проблемы художественного восприятия и задачи эстетического воспитания. Дис.канд.пед.наук. М., 1975,21 с.
18. Богатеева З.А. Пути повышения художественной культуры воспитателей в системе педагогического образования. //Дошкольное воспитание. - 1974. - № 12, сс. 76-84.
19. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. С.350.
20. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. С.339.
21. Борисов Т.Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся // Учебное пособие к спецкурсу. М: Прометей, 1989. С.84.
22. Буров А.Н. Системный подход к эстетическому воспитанию // Эстетическое воспитание в школе. М: Педагогика, 1980. С.290.
23. Ванслов М.М. Эстетика. Искусство. Искусствознание: Вопросы теории и истории. - М.: Изобразит. Искусство, 1983. - 439 с.
24. Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973, - 96 с.
25. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М.,«Просвещение», 1969 - 365 с.
26. Вершловский С.Г. Социально-педагогические проблемы развития образования // Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. 1996г., №8.//
27. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. С.30.
28. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. С. 128.//
29. Виноградова Н.Ф. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Проект. МО РФ. М., 2002
30. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Сборник научных трудов Ленинградского гос. пед. института. Редкол. H.A. Яковлева и др. Л.: ЛГПИ, 1989. С. 156.
31. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973, 175 с.
32. Возрастные возможности усвоения знания. /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова. М.: Просвещение, 1978. С.253.
33. Волков H.H. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1976. С.32.
34. Волков H.H. Восприятие живописи и скульптуры. М.: Просвещение, 1976. С.294.
35. Восприятие изобразительного искусства школьниками / Сборник научных трудов. Под ред. Б.П.Юсова -М.: АПН СССР, 1988. С. 130.
36. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусства. М.: Искусство, 1968. С 576.
37. Выготский Л.С - Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избранные психологические исследования. - М., 1956 г.
38. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Вопросы психологии, 1966. -№ 6. - С. 63 - 71.
39. Выготский Л.С. Мышление и речь./Психология - М.:ЭКСМО, 2000. -С. 262 -509.
40. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. /Психология. -М: ЭКСМО, 2000.- С. 892-997.
41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд. -М.: просвещение, 1991.-93 с.
42. Гальперин П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. - М.: Изд-во ИГУ, 1978, - 118 с.
43. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий / Доклады на совещании по вопросам психологии. - М., 1954 г.
44. Гегель Г.Ф.В.Эстетика. В 4-х тт. Т.1.М.: Искусство, 1968. С.312.
45. Грибовская A.A. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народного искусства: Автореф. Дисс. канд. пед. Наук.-М.: 1988,16 с.
46. Гончаренко Н.В. Духовная культура: Источники и движущие силы процесса. Киев: Наук.думка, 1980. С.379.
47. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
48. Горяева H.A. Первые шаги в мире искусства. М.: Просвещение, 1991.- 168 с.
49. Громов Е.С. Художественное творчество - М.:Политиздат, 1970-253
50. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2008. - с. 126
51. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольника 2-5 лет . М.: ВАКО, 2011 .с. 124
52. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен.- М.: Искусство, 1968. - 124 с.
53. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. С.240.
54. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Минск, 1997 г.
55. Добролюбов H.A. Избранные педагогические сочинения. - М.,1981 г.
56. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М., Просвещение, 1986, 281 с.
57. Дошкольникам о художниках детской книги /H.A. Астафьева, В.Т. Воробьева и др. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.
58. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении - М.: Просвещение, 1991г.
59. Дьюи Джон. Школа и общество. - М., 1924. - 76 с.
60. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления.-Берлин, 1922- 84 с.
61. Жить в ладу с красотой /Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н.М. и др. - М.: Мозаика-Синтез, 1997. - 248 с.
62. Жукова A.C. Оранжевый лев: Заметки об эстетическом воспитании в США. - М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
63. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. - М.: Просвещение, 1988 г.
64. Запорожец JI.B. Избранные психологические труды, в 2-х томах.-М., 1986г.
65. Зырянова О. Ю. Красота, радость, творчество. Автореф. дис. канд. пед. Наук. - М., 1999 г.
66. Екжанова Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. -СПб.: Сотис, 2002, 256 с.
67. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М, 1961г.
68. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. - М.: Высш. шк., 1993. - 336 с.
69. История педагогики с XYII века до середины XX века. Под ред. Пискунова А.И. - М: Творческий центр, 1998. С.88-89.
70. Искусство в жизни детей/ А.П. Ершова, Е.А. Захарова, Т.Г. Пеня и др. -М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
71. Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом./ Под ред. В. Шестакова. - М.: Искусство, 1969. - 272 с.
72. История педагогики Н.А.Константинов, E.H. Медынский, И.Ф.Шабаева - М., 1982г.
73. Кабалевский Д.Б. Музыка в школе // Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981, 114 с.
74. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность в художественном развитии дошкольника. - М.: Педагогика, 1983.
75. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество- М: 1990г.
76. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Изб.соч.под.ред. А.М.Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. С.465.
77. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Изд. 2-е. 1915.
78. Квятковский Е.В. Проблемы эстетического развитияличности школьника. М: 1987. С.98.
79. Комарова Т. С.Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.М.: Мозаика-Синтез, 2010г. С. 143
80. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2006. С. 190.
81. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2009. С.351
82. Комарова Т.С. Развитие и воспитание творческого мышления учащихся в образовательных учреждениях инновационного типа II Сборник научно-методических статей. М, 1998.
83. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Ситез, 2006г. С. 120 1996..
84. Концепция «Дошкольного образования» под ред.ДавыдоваВ.В.,Петровского В.А.-М, 1989г.
85. Коменский Я.А.Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М, 1982 г.
86. Коменский Я. А., Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо,И.Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. - М, 1987 г.
87. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6-ти томах, М.: Педагогика, 1919-1981гг.
88. Кудрявцев В. Т. Развивающее образование в системе дошкольного воспитания. Дубна, 1995г.
89. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М: Просвещение, 1984. С.З 19.
90. Кузин B.C. Психология. М: Агар, 1997. С.35.
91. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965. -207 с.
92. Лазарева М.В. Интегрированное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях/дис. доктора пед. наук - М, 2010
93. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политическая литература, 1975. С.304.
94. Леонтьев A.M. Некоторые проблемы психологии искусства /Избранные педагогические произведения в 2-х томах. Т.2., М. 1982. С.232-240.
95. Лилов A.B. Природа художественного творчества. - М.,1981 г.
96. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПКи ФПК. М.: Прометей, 1992г.
97.Лихачев Б.Т. Основные принципы и задачи эстетического воспитания М.: Педагогика, 1975. С.7.
98. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.
99.Личностно-ориентированное обучение в системе повышения квалификации работников образования: Тезисы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции работников образования.- СПб, 1993г.
100. Лубовский В. И. Психологическая проблема диагностики аномального развития детей. - М.: Педагогика, 1989, 104 с.
101. Луначарский A.B. Революция - искусство - дети // Сборник материалы и документы. М.: Просвещение, 1966. С. 19.
102. Макаренко A.C. Педагогические сочинения. В 8-ми томах. М.: 1984г.
103. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956.
104. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы М.: Искусство, 1985.210 с.
105. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. - М., 1987г.
106. Народное образование в СССР. Образовательная школа. Сб. документов, 1917- 1973 гг., М.; 1974, 141 с.
107. Неменский Б.М. Воспитание красотой // Формирование мировоззрения старшеклассников. М.: АПН, 1989. С.97-103.
108. Неменский Б.М. Мудрость красоты; О проблемах эстетического воспитания. М: Просвещение, 1981. С. 192.
109. Новикова Г.П. Взаимосвязь музыкального и изобразительного народного искусства как средство эстетического воспитания детей
старшего дошкольного возраста / Дис.канд.пед.наук. - М., 1994 г.
110. Новикова Г.П. Содержание, формы, методы и психологические основы эстетического воспитания детей средствами народного искусства. / Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора псих. наук. - Ярославль, 2000 г.
111. Новикова Г.П. Организационно - педагогические основы становления и развития системы дошкольных учреждений в современных условиях. / Монография. М.: Институт общего образования МО РФ, 2004 г.\\
112. Новикова Г.П., Абрамова P.M. Теоретические и организационно -педагогические основы повышения квалификации педагогов дошкольных
образовательных учреждений в области эстетического воспитания./ Монография. М.: Институт общего образования МО РФ, 2005 г.
113. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Роспедагентство, 1996 г.
114. Онушкин В.Г. Концепция повышения квалификации педагогических кадров в системе непрерывного педагогического образования. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1988. C.1-5.W
115. Организационно - деятельностные игры в народном образовании /Сб.науч.трудов. - М.: Академия педагогических наук, 1990 г.
116. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Под ред. H.A. Кушаева. - М.: Просвещение, 1986. - 238 с.
117. Очерки истории школы и педагогической мысли второй половины XIX века / Отв. ред. А.И.Пискунов - М.: Педагогика, 1976 г.
118. Очерки истории школы и педагогической мысли народов России. Конец XIX - начало ХХв.в. / Под ред. Э.Д.Днепрова, С.Ф.Егорова, Р.Г.Паначина, Б.К.Тебнсва - М.: Педагогика, 1991 г.
119. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1961-1986 гг.) / Под ред. Ф.Г.Паначина и др. - М.: Педагогика, 1987 г.
120. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980гг.) /Под редакцией И.И.Кузина, М.Н.Колмаковой - М.: Педагогика, 1986 г.
121. Педагогический словарь. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - ТЛ. -774с. - Т. 2. - 766 с.
122. Петровский A.B. О психологии личности. - М.: Знание, 1971. - 64 с.
123. Петровский A.B. Полярные беседы о психологии. - М: Педагогика, 1983 г.
124. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976.-303 с.
125. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса// Исследование проблемы психологии творчества. - М.: Наука, 1983. - С. 3 - 25.
126. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М: Педагогика, 1976. - 280 с.
127. Психология исследования творческой деятельности/ Под ред. O.K. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 252 с.
128. Психология процессов художественного творчества/ Под ред. Б.С. Мейлиха, H.A. Хренова. - М.: Нука, - 284 с.
129. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководи телей общеобразовательных учреждений./ Под ред. П.И. Пидкасистого. -Ростовн/Д.: Феникс, 1998.-739 с.
130. Психолого - педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграфсервис, 1998, 226 с.
131. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. 1987, 2005 гг.
132. Программа из детства в отрочество. Т.Н. Доронова. - М. Просвещение, 2002.
133. Развитие художественно-творческих способностей младших школьников в системе эстетического вопитания. Сокольникова Н.М. Автореф. дисс. канд. пед. Наук, 1997 г.
134. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Нормы. Методы. М.: Мысль, 1969. С.188.
135. Рапацкая JI.A. Русская художественная культура: Учебное пособие.-М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998г.
136. Ромадина Л.П. Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов в 2-х частях. - М., 1996 г.
137. Ростовцев H.H., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. - М.: Просвещение, 1987. - 176 с.
138. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989, 328 с.
139. Савенков А. И. Детская одаренностьб развитие средствами искусства. - М., 1999г.
140. Сакулина H.H. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. С.231.
141. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки - М, 1976 г.
142. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / Советская педагогика - М., 1991 г. № 10, С.79-84.
143. Система эстетического воспитания школьника. Под ред. Герасимова С.А. М.: Педагогика, 1983. С.264.
144. Слободчиков В.Н. Новое образование как путьк новому обществу // сб. Новые ценности образования: образование и общество,вып.5.М.: Инноватор, 1996. С.24-29.
145. Сокольникова Н.М. Художники книги и дети. - М.Конец века, 1997. -246 с.
146. Соловьев B.C. Философские начала цельного знания// Соч. в 2-х т. Т 2.-М., 1988 г.
147. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. А.В.Запоржца, Я.З. Неверович. - М., 1986, 100 с.
148. Сухомлинский В. А. Воспитатель должен быть воспитан -М.:Молодая гвардия, 1987 г.
149. Сухомлинский В.А. О воспитании- 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982.- 270 с.
150. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 207 с.
151. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Известия АПН, вып. 11.М.-Л. 1947. С.7-26.
152. Теплов Б.М. Избранные труды. В.2 тт. Т.1.М.; Педагогика, 1985. С.328.
153. Тихомиров A.K. Психология исследования творческой деятельности. -М.: Наука, 1975. - 252 с.
154. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: Теория и диагностика. - М., 1994. - 62 с.
155. Узнадзе Д.Н.Психологические исследования-Тбилиси, 1966,366 с.
156. Ульенкова У. В. Особенности мыслительной деятельности.-М.,1993 г.
157. У. Моррис. Разнообразие человеческих ценностей, 1956 г.
158. Усова A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук - М.: Народное образование, 1984 г. № 8, С.78-79.
159. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. Институт психотерапии. М. 2001.
160. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников. - М.: Сфера, 2008г.
161. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., Владос, 2010г.
162. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: АПН РСФСР 1961,334 с.
163. Философия в системе духовной культуры на рубеже 21 века. Тезисы докл. и выст. межд. науч. конф. (20 - 21 мая 1997) - Курск, 1997, 336 с.
164. Флоренский П.А. Письмо к В. И. Вернадскому от 21.09.1929// Новый мир. - 1989, №2.
165. Фохт-БабушкинЮ.У. Об эффективности художественноговоспитания. М., 1980. С.23.
166. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура и развитие личности. М,:Наука, 1987. С.224.
167. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. -М.: МИП NB Магистр, 1992 г.
168. Хмарский С. И. Художественное развитие младших подростков в процессе изучения предметов гуманитарного цикла / Дис. канд. пед. наук.
- М, 1996 г.
169. Художественное восприятие как научная проблема//Художественное восприятие / Под ред, Мейлаха Б.С. JL: Ч. 1. :Наука, 1971 .С. 10-21.
170. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А.Ветлугиной. -М., Педагогика, 1972, 287 с.
171. Чумичева P.M. Дошкольникам о живописи. - М., Просвещение, 1992.
172. Чегодаев Н.М. Некоторые направления обновления содержания Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. - М., 1976.
173. Шайков Ю.В. Методологические проблемы системы эстетического воспитания// Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания.
- М.: Педагогика, 1973. - с. 42.
174. Шадриков В.Д. Деятельность и способности - М., 1994 г.
175. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М: Педагогика, 1975. С.200.
176. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 тт. / Сост. Л.Н.Скаткина. Т.1.М.: Педагогика, 1986. С.281.
177. Шацкий С. Т. Искусство как элемент детской жизни// Революция -искусство- дети. Материалы и документы. 1917 - 1923. - М.: Просвещение, 1966.-с.145.
178. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: 1993 г. С.154.
179. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Мозаика - синтез. - М., 1996г.
180. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии. -1971.-№ 4. - С. 6-21.
181. Энциклопедический словарь юного художниками. :Педагогика, 1983-415 с.
182. Эмоциональное развитие дошкольника/ A.B. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева и др.; под ред. А.Д.Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985, 176 с.
183. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.Л. Либлинг. - М.: издательство МГУ, 1990, 196 с.
184. Эрик Эриксон. Идентичность: юность, кризис, - М., 1996 г.
185. Эрик Эриксон. Молодой Лютер. - М., 1996 г.
186. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. H.A. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1985. - 206 с.
187. Эстетическое воспитание в школе/ Вопросы системного подхода под ред. Лихачева Б.Т. М.: Педагогика, 1980. С. 136.
188. Эстетическое воспитание школьников/под ред. Шацкой В.Н., С. 181.
189. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М.: Просвещение, 1983. - 303 с.
190. Юсов Б.П. Потенциальные возможности видов искусств и общее развитие личности. Опыт анализа структуры // Теория эстетического воспитания. М.: 1973, 60 с.
191. Юнг К.Г. Конфликты детской души/ Пер с нем.М.: Канон,1995, 334 с.
192. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. С.86
193. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знамя, 1971.С.26-48
194. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997г.
195. Jefferson В. Teaching Art to Children. The Vaines of Creative Expression. Boston, 1963 (1976), p.286
196. Chazan M., Laing A.fF, Shackleton Bailey M., G. Jones. Some of our chiedren. -London: Open Book, 1980. -260 p.
197. Gardner W.I. Behavior modification in mental retardation. The education and
rehabilitation of tne mentally retarded adolescenserahd adult. -London: University of London press, 1971. -379 p.
198. Perron R. Deficiencementall et representation de soi. Yes debilities mentales/
Sous Ja direction de R. Zazzo /LibrareeArmancl Colin, 1969.-213 p.
199. Plutchik R. She emotions: Facts, theories and a nevmodce. - NevVork, Random House, 1962.- 351 p.
200. Rapaport D. On the psychoanalytic theory ot motivation., Nebraska Press. 1960.-p. 173-257
201. Schachter S. Emotion, obesity and crime. -New Vork., Academic Press, 1971.
202. The edication of children with severe learning difficulties: Bridging the gap between theory and practice / Ed. By J. Coupe, J. Porter. -London: CroomHelm, 1986.-p. 87-100.
203. HaskelLendall. Art in early childhood years.-Columbus.Ohio, 1979,218 p.
204. Zazzo R. Unerecherchedlquinesur la debillitementaleEnfanse, 1960.-№4-5.-p. 335-364
205. Whitman J., Burgio L. BerhJonston M, Cognitive behavioral interventions with mentally retarded children /Ed. A. W. Neyers. W. E. Graighead-NewVork, London: Plenum press, 1984.-p. 193-227.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.