Изобразительная реальность как предмет философского осмысления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Тукаева Роза Абдулхаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат наук Тукаева Роза Абдулхаевна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К
ИССЛЕДОВАНИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
1.1. Понятие изобразительной реальности в контексте исторического развития философии
1.2. Художественное творчество как процесс создания изобразительной реальности
ГЛАВА 2. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
РЕАЛЬНОСТИ
2.1. Особенности символики языка изобразительной реальности
2.2. Форма и содержание изобразительной реальности в сюрреализме и абстракционизме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Мимесис в эпоху абстракции. Образы реальности в искусстве второй парижской школы2011 год, доктор искусствоведения крючкова, валентина александровна
"Архитектурность" художественных образов в поэзии акмеистов: О. Мандельштам и А. Ахматова2005 год, кандидат филологических наук Крутий, Светлана Михайловна
Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства2004 год, кандидат философских наук Карева, Наталья Анатольевна
Репрезентация художественной картины мира в живописи русского авангарда: культурологический аспект2018 год, кандидат наук Климова, Ольга Михайловна
Инверсия смыслов в художественной культуре XX века: от антропоцентризма к "Новой художественной реальности": на материале творчества Д. Шостаковича2010 год, доктор культурологии Витель, Елена Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Изобразительная реальность как предмет философского осмысления»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблематика мира и человека, бытия и сознания, субъекта и объекта являющаяся центральной в философских учениях различных эпох, не может быть разрешена без обращения к сфере искусства. В настоящее время остро встает вопрос о наличии кризисных явлений в культуре, вызванных техногенной цивилизацией. И, соответственно, о необходимости еще более глубокого осмысления проблемы взаимоотношения общества и природы, проблемы выбора человеком и обществом верных ценностных ориентиров. Современная массовая культура, шоу — бизнес становятся зоной пассивного потребления, а человек всё больше выступает в культурном пространстве как пассивный потребитель. В таких условиях от индивидуума не требуется глубокого осмысления и анализа происходящего, всё преподносится в готовом виде. Изобразительное искусство, живопись является той сферой, восприятие которой предполагает определенный уровень теоретической и духовно-нравственной подготовки. На наш взгляд, осознание человеком окружающего его мира и осознание им самого себя невозможно без обращения к бытию прекрасного в целом и бытию изобразительного искусства в частности, так как искусство пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, способствует созданию универсальных ценностей в духовном богатстве человечества.
В философии культуры, философии искусства рассмотрение «изобразительной реальности», её содержания, структуры, её форм является достаточно актуальной проблемой. Прежде всего, отсутствует единый подход, позволяющий исследовать изобразительную реальность в её целостности.
Рассмотрение изобразительного искусства сегодня невозможно без учета контекста развития цивилизации, свидетельствующего о повышении
степени динамичности взаимодействия людей, культурных традиций и коммуникационных технологий. Информационное общество предъявляет к художнику новые требования, вынуждает его вырабатывать собственный творческий подход и утверждать собственное видение будущего. Влияние новых технологий — это один из аспектов бытия художественного языка в культуре общества.
Понятие «изобразительная реальность» на данный момент чётко не определено, тем не менее, в первом параграфе первой главы мы вводим новое философское понятие, которое будем использовать в своём исследовании. Мы сосредоточиваем свое внимание на изобразительной реальности живописи, понимая её как результат художественной творческой деятельности, воплощенный в форме и содержании произведения изобразительного искусства, созданного выразительными средствами живописи. Изобразительную реальность можно рассматривать в двух смыслах: в узком — как содержание произведения изобразительного искусства (изображение реальности этой картины), в широком — как субстанцию всего изобразительного искусства.
Наше исследование посвящено теоретическим творческим концепциям изобразительной реальности, оказавшим определенное воздействие на саму творческую практику в различных видах искусства, на художественное образование и духовный мир художников во всей его полноте.
Степень разработанности проблемы. Проблема реальности, в частности художественной и изобразительной, осмысливалась как в мифах и легендах, так и в трудах философов с глубокой древности. При этом следует отметить, что понятия «художественная реальность» и «изобразительная реальность» мыслителями не используется, речь идёт лишь об искусстве. Укажем исследования, наиболее значимые для разработки изучаемой проблемы.
Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и содержания эстетики сформировались еще в античности. Однако речь идёт
лишь об искусстве как таковом, понятия же «художественная реальность» и «изобразительная реальность» не используются философами античности. В учении Демокрита реальность заменяется выражением «действительность». В понятие «искусство» Демокрит включал и такие понятия как «врачевание», «земледелие» и т.д. Демокрит объяснял происхождение искусства естественными причинами, он выдвигает положение об искусстве как подражании природе, а причины его возникновения характеризует с утилитаристских позиций. Проблема художественной, а тем более, изобразительной реальности, не ставится вообще.
У Сократа нет четкого разграничения понятий «ремесло» и «искусство». Искусство, с его точки зрения, есть воспроизведение действительности посредством подражания. Идеалом для него является прекрасный духом и телом человек. Сократ центральную эстетическую категорию «прекрасное» интерпретировал в релятивистском духе, что, также связано с его утилитаристским подходом. Для него эстетика — чисто субъективная основа ценностного отношения к миру.
Платон с идеалистической точки зрения рассматривает искусство как подражание действительности, чувственным вещам. Изображения художника являются, по его мнению, копиями с копий, подражаниями подражаний, тенями теней. Художник, копируя чувственные вещи, еще дальше отходит от «подлинно сущего». Искусство не имеет познавательной ценности, оно обманывает и препятствует познанию истинного мира. По Платону искусство лежит в области чувственной деятельности и удаляет людей от познания, мудрости, сдержанности и храбрости.
Ученик Платона Аристотель колеблется между материализмом и идеализмом. Существенную роль в представлении Аристотеля об искусстве играли понятие катарсиса и связанная с ним теория трагического. Фиксируя связь искусства с действительностью, он рассматривает его в качестве особого, основанного на подражании способа познания. Искусство — это
подражание многообразным явлениям действительности. Аристотель употребляет понятие «мимесис» («подражание»), но видит задачу искусства не в механической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.1
Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Внешняя красота для них — атрибут добродетели, прекрасное отождествляется с нравственным и справедливым. Представители эстетики французского Просвещения рассматривали искусство как деятельность, сходную с научным познанием. Философы-материалисты Д. Дидро, К.А. Гельвеций рассматривают искусство как подражание, с материалистической теории познания, или теории отражения.2
В течение ХУШ-Х1Х веков оформляется эстетика как самостоятельная дисциплина, наука о чувственном познании. Диалектический подход к анализу эстетических явлений отчетливо выражен в творчестве И. Канта. Родоначальник немецкой классической философии считал, что искусство надо отличать от ремесла. По его мнению, искусство — это занятие, которое приятно само по себе и воспринимается как игра, в то время как на ремесло смотрят как на работу, т.е. на занятие, которое само по себе обременительно (неприятно). Для человека оно заманчиво лишь по своему результату (например, заработку) и часто является принудительным. Объективно прекрасного в действительности, по мнению И. Канта, нет, а есть только суждение вкуса, которому придается чисто субъективное значение.
И.Г. Фихте, другой классик немецкой философии, считал, что искусство отличается и от науки, и от морали. По его мнению, первая развивает в человеке рассудок, вторая — сердце. Искусство же развивает человека как нечто целое, т. е. развивает и его рассудок, и его нравственность.
1 Антология мировой философии: Античность. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 960 с.
2 Дидро. Собрание соч., Т. VI. - М.: «Академия», 1936. - 640 с. - С. 216.
Основателем немецкой эстетики как самостоятельной науки является А. Баумгартен. Он полагал, что художник должен подражать природе, а по мере удаления от неё произведения становятся более уродливыми и, соответственно, менее правдивыми.
Философ, критик, поэт Г.Э. Лессинг находил сущность пластических искусств в том, что они ограничиваются изображением завершенного действия, но, несмотря на это искусство способно изобразить правду. С его точки зрения, художник должен подражать природе, а по мере удаления от неё произведения становятся более уродливыми и, соответственно, менее правдивыми. «В произведениях живописи, где все дается лишь одновременно, в сосуществовании, можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого бы становились понятными и предыдущие и последующие моменты»1 — писал Г.Э. Лессинг.
Немецкий философ, видный теоретик искусства И.Г. Гердер считал, что искусство имеет цель, ибо оно родилось из потребностей человека и служит удовлетворению этих потребностей. Прекрасное нельзя оторвать от полезного. И.Г. Гердер указывал, что художник должен раскрывать не только закономерное и общее в человеческом характере, но и неповторимо-индивидуальное.
Большое внимание в своём творчестве проблемам искусства уделяет Ф.В.Й. Шеллинг. Он считал, что изобразительное искусство — это такие виды художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Согласно Шеллингу, произведения изобразительного искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. Мы видим более глубокий анализ изобразительного искусства, стремление связать его не только с чувственным восприятием, но и с внутренней, духовной сущностью человека. Как утверждал Г.В.Ф. Гегель,
1 Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг; [пер. с нем. Е.Н. Эдельсона]. — М.: Эксмо, 2012. — 288 с. (Классика в вузе). — С. 90.
реальность перед художником предстает не просто как объективная данность, а как мир, эмоционально пережитый и на этой основе интеллектуально осмысленный. Мы можем так интерпретировать данное положение: художник всегда создает вторую реальность, тем самым, он творит ее онтологически, хотя мыслит, что психологически. Краски, холст сами по себе ничего не значат, пока к ним не прикоснется художник. «Слепок реальности», представленный художником, никогда в действительности таковым не является, это всегда новый мир, несущий в себе море смысла, чувств.1 Для объяснения искусства, Г.В.Ф. Гегель использует понятие отражения, которое считает более подходящим, чем подражание.2
Важным этапом в развитии интересующей нас проблемы стало возникновение марксистской эстетики. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали искусство как орудие познания и преобразования мира. Впервые в науке К. Марксом были выявлены материалистические предпосылки художественного творчества. Высоко ставил К. Маркс роль искусства в общественной жизни. Он видел в художественном творчестве одну из форм отражения мира и, в то же время, один из способов его освоения.3 По происхождению же искусство неотделимо от идеального, ибо, прежде чем проявиться в действительности, существует в человеческой голове.4
Интересный подход к процессу отражения действительности в искусстве составляют взгляды Н. Г. Чернышевского. Его эстетическая концепция исходит из того, что искусство не в состоянии воспроизвести действительность такой, какая она есть на самом деле в смысле полноты и яркости. В силу этого искусство всегда стоит ниже действительности. Красота воспроизведенных искусством лиц всегда уступает красоте живых
1 Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 4. М., 1959. - 488 с. - С. 197.
2 Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. Х^.Издательство социально-экономической литературы. Академия наук СССР. - М.: 1958. - 440 с. - С. 21.
3 Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 12, М., 1958. - 910 с. - С. 735.
4 Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23, М.,1960. - 907 с. - С. 189.
индивидуальных лиц. Своими изображениями искусство как бы обесценивает действительность.1
Позиция В.Г. Белинского отличается от позиции Н.Г. Чернышевского. По его мнению, прекрасное в искусстве не уступает прекрасному в действительности. Действительность, по мнению В.Г. Белинского, есть чистое золото, но не очищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищают золото действительности, перетопляют его в изящные формы.2
Понятие «отражение» стало ключевым в теории познания, развитой В.И. Лениным, и ставшей основой всей советской философии. С точки зрения теории отражения рассматривалось и искусство. Так, живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей.
Среди крупных отечественных философов немарксистского направления следует выделить также работы B.C. Соловьёва, Н.А. Бердяева,
-у
К.Д. Кавелина, А.Ф. Лосева, Н.К. Рериха, которые внесли серьезный вклад в понимание специфики творчества и искусства, а также роли языка, слова и символа, искусства, в целом, в человеческом бытии.
Представляет определенный интерес концепция австрийского и британского философа К. Поппера,4 согласно которой научные открытия или художественные произведения - «обитатели» третьего мира, обладающие большой автономией.
«Художественная реальность», как понятие, появилось в искусствоведении в 70-х годах XX века. Ввел это понятие литературный
1 Чернышевский, Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. М.М. Григорьяна; АН СССР, Ин-т филос. - М. : Госполитиздат, 1950. - 838. с. - С. 143.
2 Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, Т. IV. - М.: Издательство АН СССР, 1953 - 1959. - 675 с. - С. 491.
3 Соловьев В.С. в 2 т. 2-е изд. Т.2 / Общ. Ред. И сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Бердяев Н.А. Смысл творчества. 1989. - 608 с.; БердяевН.А.: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева. - СПб.: РХГИ, 1994. - 573 с.; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М.: Изд.-во «Правда» - 1989. - 655 с.; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. - М.: «Искусство», 1975. - 776 с.; Лосев А.Ф. История эстетических категорий. / А.Ф.Лосев. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1965. - 376 с.; Рерих Н.К. Пути благословения. - Минск: Университетское, 1991. - 103 с.
4 Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 256 с.
критик и литературовед М.Я. Поляков.1 В работе «Вопросы поэтики и художественной семантики» он характеризует произведение как художественную реальность. В современных исследованиях искусства и творческой деятельности, в целом, всё большее внимание уделяется бессознательным, интуитивным механизмам. Изучением их роли в процессе художественного творчества занимаются В.Р. Ирина, А.А. Новиков,2 О.А.Кривцун. Примечательно, что широко известная теория неравновесных систем И. Пригожина, говорящая о случайности и непредсказуемости, рождении порядка, гармонии из хаоса, распространяется и на процесс создания художественной реальности. Среди российских философов с синергетических позиций исследует творческую деятельность, в том числе художественное творчество, Е.Н. Князева в соавторстве с известным учёным С.П. Курдюмовым. Работы В.Н. Сагатовского («Бытие идеального» и др.) способствуют более глубокому пониманию онтологических оснований изобразительной реальности. Современные технологии, средства массовой коммуникации, виртуальная реальность и создаваемые ею виртуальные образы, их связь с художественной реальностью освещаются в работах Н.А.Носова,4 Т.А. Кирик.5 Проблемам культурного пространства постмодерна, его характеристик, а также места в нём человека и автора, символа и реальности посвящены работы В.Н. Волкова, З.В. Фоминой, Г.М.Тарнапольской и др.6 Творчество К.С. Малевича, проблемы его
1 Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М.: «Советский писатель», 1978. - 448 с.
2 См.: Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М.: ИФРАН, 1995.; Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М.: «Наука», 1978.; Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: Ком Книга, 2007.
3 Кривцун О.А. Художник на сцене воображаемого // Человек. - 2005. - № 3. - С. 63.; Кривцун О.А. // Человек. - 2005. - № 3. - С.77.
4 Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001. - 17с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// http://jarki.ru/wpress/2008/10/30/153/ Дата обращения: 07.04.2013 г.
5 Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiasite.com/page/internet-realnost/ist/ist-17--idz-ax46--nf-9.html Дата обращения: 26. 05. 1913 г.
6 См.: Волков В.Н. Постмодерн и его основные характеристики // Культурное наследие России. М. АПРИКТ, АПРИКТ, 2014. № 5 (2). С. 3 - 8.; Волков В.Н. Человек и его жизненные миры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2012. № 1. С. 7 - 27.; Фомина З.В. К вопросу о парадигмальных основаниях исследования феноменов искусства // Электронный журнал «Современные проблемы науки и образования» http://www.science-education.ru/rules/ (ВАК). 2012.; Тарнапольская Г.М. Динамическое понимание символа в энергийной диалектике // Вестник Томского государственного университета. № 332 (март, 2010). С. 44 - 49.
периодизации и датировки произведений рассматривает Е.В. Баснер.1 Проблемы художественной реальности, онтологии и диалектики искусства, бытия духовного исследуют Л.А. Закс, Т.А. Рунева, В.И. Колосницын,
л
Ю.С.Дружкин, О.А. Сомсикова, Д.Н. Деменёв.
Огромное значение для понимания изобразительной реальности, творческой деятельности художника имеют теоретические работы и размышления самих живописцев: С. Дали, П. Пикассо, А. Матисса,3 В.В.Кандинского, К.С. Малевича, В.М. Ханнанова, Д.А. Сулейманова.
Среди философов Башкортостана различным аспектам проблемы философии искусства, реальности, творчества уделяли внимание Б.С.Галимов, А.Ф. Кудряшев, М.С. Кунафин, С.Н. Семенов,4 А.В Лукьянов, Л.Б. Султанова, Р.Ю. Рахматуллин, Е.Ю. Бикметов, В.С. Хазиев, У.С.Вильданов, С.М. Поздяева, Н.А. Шергенг, А.И. Столетов, Р.Х.Лукманова, О.И. Елхова.5
1 Баснер Е.В. Живопись К. С. Малевича позднего периода: Феномен реконструкции художником своего творческого пути. 1999. - 296 с. - С. 3. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/217246 Дата обращения: 03.02.2015 г.
2См.: Закс Л. А. Онтология искусства: Сборник научных статей. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2005. - 268с.; Рунева Т.А., Колосницын В.И. Социально-исторические типы художественной реальности. Художественная реальность: сб. науч. тр. / УрГУ. Свердловск, 1985. - 144 с. - С. 92.; Художественная реальность: Сб. научн. тр. / Под ред. А.Ф. Еремеев, Ф.Т. Мартынов, Л.А. Закс, Б.В. Орлов, Г.И. Солодовников. - Свердловск: УрГУ, 1985. - 144 с. - С. 92-93.; Дружкин Ю.С. Техника художественного транса: художественная культура и технология формирования художественного миросозерцания. М.: ГИИ, 2011. - 356 с.; Сомсикова О.А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма // Вестн. Волгоградского государственного университета. -2008, № 2(8) - С.83-85.; Деменёв Д.Н. Онтологические основания художественного творчества: автореф. дисс. канд. филос. наук. -Магнитогорск, 2011. - 24 с.
3См.: Дали С. Сюрреализм - это Я. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/days/bio/29/dali.php; Пикассо. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.; Матисс А. Заметки живописца. -СПб.: Азбука, 2001.; Пикассо. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002.
4Кудряшев А.Ф., Кунафин М.С., Семенов С.Н. Онтология творчества в развитии реальных, виртуальных и искусственных систем: Материалы Международных научно-практических конференций / Отв. ред. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008.; Кудряшев А.Ф., Елхова О.И. Творческий процесс в системах с искусственным интеллектом // Proceedings of the 2nd International Conference «Information Technologies for Intelligent Decision Making Support» and Intended Intended International Workshop «Robots and Robotic Systems», Volume 2, May 18-21, Ufa, Russia, 2014. С. 191 - 196.
5См.: Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (57). С. 145 - 147.; Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1998.; Галимов Б.С. Эволюционная картина природы. - Уфа: Китап, 2008.; Лукьянов А.В., Пушкарёва М.А., Шергенг Н.А. Введение в историю и философию науки. - Уфа: РИО БашГУ, 2006.; Хазиев В.С. Истина, образование, жизнь. - Уфа: Башк. гос. пед. ин-т, 1998.; Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности. - Уфа: БГУ, 2000.; Лукманова Р.Х. О соотношении истины и художественного творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им.
Объектом диссертационного исследования является изобразительное искусство с его изобразительными средствами и произведениями художественного творчества.
Предмет исследования - изобразительная реальность в её содержании и способе существования, представленная своим наиболее разработанным видом - живописью.
Цель диссертационного исследования - определить онтологический статус и содержание понятия «изобразительная реальность».
В соответствии с этой целью в диссертации решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие изобразительной реальности в контексте исторического развития философии и выявить её существенные свойства;
- исследовать художественное творчество как процесс создания изобразительной реальности;
- выявить специфику и символику языка изобразительной реальности;
- раскрыть форму и содержание изобразительной реальности в сюрреализме и абстракционизме.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве основного в диссертационном исследовании выступает метод философской интерпретации, который позволяет выявить онтологические основания изобразительной реальности. Следуя методологии диалектического подхода, автор руководствовался идеей диалектической взаимосвязи содержания и формы. В диссертации использованы элементы синергетического и комплексного подходов. При рассмотрении изобразительной реальности как предмета философского осмысления
А.И. Герцена. Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), 2009. № 92. С. 143 - 149.; Султанова Л.Б. Неявное знание в развитии математики. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. - 260 с.; Поздяева С.М. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. - Уфа: БГУ, 1997. - 150 с.; Нуриев Д.А. Столетов А.И. Онтология творчества. - Уфа: Вагант, 2008. - 208 с.; Елхова О.И. Онтология виртуальной реальности. - Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2011. - 228 с.
применены принцип историзма, методы анализа и синтеза, обобщения,
системный и социокультурный подходы.
В качестве теоретической основы исследования выступают труды И.Канта, Г.В.Ф. Гегеля, В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Ф.В.Й. Шеллинга, Н.Гартмана,1 эпистолярное наследие художников В.В. Кандинского, К.С.Малевича, беседы о сущности изобразительного искусства и
Л
живописные работы В.М. Ханнанова, Д.А. Сулейманова. Научная новизна исследования:
- введено философское понятие «изобразительная реальность» - как результат творческой деятельности художника, воплощенный в форме и содержании произведения искусства определенными выразительными средствами, и обнаружена принципиальная двойственность совокупности онтологических оснований, полагающих изобразительную реальность и распадающихся на объективный и субъективный типы;
- обосновано, что место тех или иных произведений изобразительного творчества и соответствующей им изобразительной реальности в системе общественного бытия определяется такими признаками, как злободневность, автономность, продуктивность, подразумевающими неустранимую
1 См.: Кант И. Сочинения в 6 т. - Т.5. - М.: «Мысль», 1966. - 564 с.; Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1966. - Т.6 - 743 с.; Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. Книга третья. Том XIV/ - М., 1960. - 440 с.; Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. XIV. - М.: Издательство социально-экономической литературы. Академия наук СССР, 1958. - 440 с.; Гегель Г.В.Ф. Эстетика, Т.1. М.: Изд. - во «Искусство», 1968. - 330 с.; Гегель, Соч., Т. I. § 133, М. - Л., 1929. - 473 с.; Соловьев В.С. в 2 т. 2-е изд. Т.2 / Общ. Ред. И сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л.Кравца и др. - М.: Мысль, 1990. - 822 с.; Бердяев Н.А. Смысл творчества. 1989. - 608 с.; БердяевН.А.: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева. - СПб.: РХГИ, 1994. - 573 с.; Шеллинг Ф.В. Философия искусства: Пер. с нем. / Ф.В. Шеллинг. М.: Мысль, 1999. - 608 с.; Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах. Т.1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с.; Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах: Пер. с нем. Т.2. / Сост., ред. А.В. Гулыга; Прим. М.И.Левиной и А.В.Михайлова. - М.: Мысль, 1989. - 636,[2] с.; Гартман Н. К основоположению онтологии. - С-Пб.: Наука, 2003. - 640 с.
2См.: Кандинский, В. В. О духовном искусстве / В. В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. - 110 с.: ил.; Василий Васильевич Кандинский. - М. - ООО Изд.- во «Директ-Медиа». - 2010.; Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. - СПб.: Азбука-классика, 2005.; Многогранный мир Кандинского. Сб. научн. тр. / Под ред. Н.Б. Автомонова, Д.В. Сарабьянов, В.С. Турчин; - М.: Наука, 1999. - 208 с.; Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм. М.: Издание третье, 1916.; Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. - М.: «Гилея» 1995.; Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924 - 1930. - М.: «Гилея», 1998.; Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записки и заметки. Поэзия. - М.: «Гилея», 2004.; Ханнанов В.М. Альбом - каталог / Сост. В.М. Ханнанов. - Уфа: ИС МАТЕО, 2006.; Высоко Художественный журнал. ВХ. Гл. редактор: Василь Ханнанов / Музей современного искусства РБ им. Н. Латфуллина ТО «Чингисхан». - Уфа: ООО ИПК «ЛАКИ», 2006. № 3.
субъективность оценок процесса восприятия зрителем, а сама изобразительная реальность сочетает в себе черты объективной и субъективной реальностей и создаётся в результате опосредованного взаимодействия двух сознаний: автора и зрителя;
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Условность текстов художественной культуры (на материале изобразительного искусства)2020 год, кандидат наук Балкинд Екатерина Львовна
Философский анализ истины в изобразительном искусстве2006 год, кандидат философских наук Сложеникина, Наталья Сергеевна
Философские идеи Н.Н. Ге в контексте мировоззренческих исканий эпохи второй половины XIX в. в России2020 год, кандидат наук Замотохин Павел Павлович
Взаимодействие философии и искусства как предмет теоретического осмысления в западной культуре2005 год, доктор философских наук Капустина, Людмила Борисовна
Изобразительность романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"2000 год, кандидат филологических наук Камалова, Ирина Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тукаева Роза Абдулхаевна, 2015 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азизян И.А. Диалог искусств Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 400 с.
2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. / А.Л.Андреев. - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
3. Антология мировой философии: Античность. - Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 960 с.
4. Антология мировой философии. Т.2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху просвещения. - М.: Мысль, 1970. - 776 с.
5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. - М.: Прометей, 1994. - 352 с.
6. Арсланов В.Г. Миф о смерти искусства. - М.: Искусство, 1983. - 327 с.
7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры. 1998. - 895 с.
8. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. -М.: ИФРАН, 1999. - 203 с.
9. Астахов И. Искусство и проблема прекрасного. - М.: Советский писатель, 1963. - 172 с.
10. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. - М.: Изд.-во «Наука», 1975. - 134 с.
11. Банфи А. Философия искусства / Предисл. К.М. Долгова; Пер. с итал. Г.П. Смирнова. - М.: Искусство, 1989. - 384 с.
12. Баснер Е.В. Живопись К. С. Малевича позднего периода: Феномен реконструкции художником своего творческого пути. 1999. - 296 с. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://search.rsl.ru/ru /catalog/record/217246 Дата обращения: 03.02.2015 г.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. Трудов / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
14. Белинский В.Г. Избранные эстетические работы: В 2-х т. Т.1 / Сост.,
вступ. статья и коммент. Н.К. Гея. - М.: Искусство, 1986. - 260 с.
156
15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т. IV. - М.: Издательство АН СССР, 1953, 1959. - 675 с.
16. Бердяев Н. А. Кризис искусства. (Репринтное издание). - М.-СПб: Интерпринт, 1990. - 48 с.
17. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. - 607 с.
18. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 688 с.
19. Бердяев Н.А. Смысл творчества. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.vehi. net/berdyaev/tvorch/01 .html
20. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М.: ЗАО«Сварог и К», 1997. - 416 с.
21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Изд.-во «Искусство» ИЧП «Лига», 1994. - 167 с.
22. Бердяев Н.А.: pro et contra. Кн.1 / Сост., вступ. ст. и прим. А.А. Ермичева. - СПб.: РХГИ, 1994. - 573 с.
23. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. Свенцицкой И.С. - М.: Республика. 1996. - 335с.
24. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
25. Борев Ю. Б. Эстетика - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.
26. Василев С. Теория отражения и художественное творчество. Пер с болг. Под ред. А. Н. Шамина. - М.: Прогресс, 1970. - 496 с.
27. Василий Васильевич Кандинский. - М.: ООО Изд.-во «Директ-Медиа». - 2010. - 48 с.
28. Василь Ханнанов: Альбом-каталог Изобразительное издание / Сост. В.М. Ханнанов; научн. конс. С.В. Игнатенко - Уфа: ИС МАТЕО, 2006. - 34 с. с илл.
29. Ванслов В.В. Что такое искусство. - М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1988. - 326 с.
30. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2007. -192 с.
31. Виноградова Н.В. Философско-методологический аспект понятия «чувственный образ»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Уфа, 2011. - 19 с.
32. Витель Е.Б Инверсия смыслов в художественной культуре ХХ века: от антропоцентризма к «Новой художественной реальности» (на материале творчества Д. Шостаковича): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. - Кострома, 2010. - 49 с.
33. Волков В.Н. Человек и его жизненные миры // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. - 2012. - № 1. - С. 7 - 27.
34. Волков В.Н. Постмодерн и его основные характеристики // Культурное наследие России. - М. АПРИКТ, 2014. - № 5 (2). - С. 3 - 8.
35. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965. - 246 а
36. Всемирная энциклопедия: Философия. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
37. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Книга по Требованию, 2013. - 480 с.
38. Высоко Художественный журнал. ВХ. Гл. редактор: Василь Ханнанов / Музей современного искусства РБ им. Н. Латфуллина ТО «Чингисхан». -Уфа: ООО ИПК «ЛАКИ», 2006. - № 3 - 36 с.
39. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.:Искусство, 1991. - 367 с.
40. Галимов Б.С. Эволюционная картина природы / Б.С. Галимов. - Уфа: Китап, 2008. - 184 с.
41. Гартман Н. К основоположению онтологии. - С-Пб.:Наука,2003.-640 с.
42. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том XIII. Лекции по эстетике. Книга вторая. -М.: Академия наук СССР Институт философии. Перевод Б.Г. Столпнера. 1960. - 362 с.
43. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том XIV. Лекции по эстетике. Книга третья. -М.: Академия наук СССР Институт философии. Перевод П.С. Попова. 1960. - 440 с.
44. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. Т.2. Сост., общая ред. А.В. Гулыги. - М.: «Мысль». 1971. - 630 с.
45. Гегель. Г.В.Ф. Сочинения, Издательство социально-экономической литературы. Академия наук СССР. - М.: т. XIV. 1958. - 440 с.
46. Гегель, Соч., Т. I. § 133, М. - Л., 1929. - 473 с.
47. Гегель. Г.В.Ф. Эстетика, т.1. - М.: Изд.- во «Искусство», 1968. - 330 с.
48. Гегель. Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Том 4. - М., 1959. - 488 с.
49. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 2-х тт. Т. 2. - СПб.: Наука,2001. - 603 с.
50. Гельмгольц Г. О восприятии вообще. / Психология ощущений и восприятия. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 687 с.
51. Горанов К. Содержание и форма в искусстве - М.: Изд.- во «Искусство», 1962. - 272 с.
52. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Основы семиотики: учеб. пособие
- М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 256 с.
53. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995. - 310 с.
54. Дали С. Сюрреализм - это Я. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.c-cafe.ru/days/bio/29/dali.php Дата обращения: 16.02.2014 г.
55. Деменёв Д.Н. Онтологические основания художественного творчества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Магнитогорск, 2011. - 24 с.
56. Деррида Ж. О грамматологии. - М.: «Ad Marginem», 2000. - 512 с.
57. Джон Р. Постимпрессионизм / Пер. с англ. П.В. Мелковой - М.: ТЕРРА
- Книжный клуб, Республика, 2002. - 464 с.
58. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт. -624 с.
59. Дриккер А.С. «Энергетика» художественного воздействия // Человек. -2006. - № 6. - С.21 - 34.
60. Дружкин Ю.С. Техника художественного транса: художественная культура и технология формирования художественного миросозерцания. М.: ГИИ, 2011. - 356 с.
61. Долгополов И. Мастера и шедевры. В 3-х томах. М.»Изобразительное искусство», 1988. - 784с.
62. Дидро. Собрание соч., т. VI, М.: «Академия», 1936. - 640 с.
63. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- 2-е изд. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.
64. Евгеньева Н.А. Язык и культура: проблемы взаимодействия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t48_35.htm Дата обращения: 03.03.2015 г.
65. Елхова О.И. Виртуальный мир фэнтези арт. // Вопросы культурологии. 2011. - № 1. - С. 121 - 124.
66. Елхова О.И. Онтологические аспекты визуализации виртуальной реальности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Уфа, 2006. - 24 с.
67. Жидков В.С., Клявина Т.А. Социология искусства: Хрестоматия. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 496 с.
68. Жильсон Э. Живопись и реальность. Современная западно-европейская и американская эстетика сб. переводов под ред. Е.Г.Яковлева. - М.: Книжный дом «Университет», 2004. - 368 с.
69. Иогансон Б. В. Молодым художникам о мастерстве. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1959. - 248 с.
70. Иогансон Б. В. О живописи. - М.: Искусство, 1960. - 31 с., 1 л. ил.
71. Ионина Н.А. Сто великих картин. - М.: 2002. - 510 с.
72. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М.: «Наука», 1978. - 192 с.
73. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. - М.: Изд.-во «Правда» - 1989. - 655 с.
74. Каган М.С. Философская теория ценностей. - Санкт- Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
75. Каган М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996. - 416 с.
76. Казимир Северинович Малевич. Черный квадрат. [Электронный ресурс] // Режим доступа:Ь11р://ги8111.1гаит11Ьгагу.пе1//Ьоок/ша1еу1сЬ-куаёга1/ша1еу1сЬ-kvadrat.html#work002 Дата обращения: 13.02.2014 г.
77. Калинина Т. Альбом с кляксами. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://seti1aЬ.гu/modu1es/aгtic1e/view.aгtic1e.php/c24/156/p23 Дата обращения: 12.05. 2014 г.
78. Калитов Г. Башкирская школа живописи. История / Г. Калитов. 1-е изд. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2011. — 132 с.: илл.
79. Камю А. Миф о Сизифе. Калигула. Недоразумение: [сборник; пер. с фр.] / Альбер Камю. — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. — 317, [3]с.
80. Кандинский В.В. Гершензоновская глава из сочинения «Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://kazimiгma1evich.гu/Ьsp2210 Дата обращения: 12.02.2013
81. Кандинский В.В. О духовном искусстве / В.В. Кандинский. — М.: Архимед, 1992. — 110 с.
82. Кандинский В.В. О духовном искусстве. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2013. — 88 с.
83. Кандинский «О духовном искусстве». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gгamotey.com/?opeп_fi1e=401213957253.23 Дата обращения: 09.06.2015 г.
84. Кандинский В. В. Пустой холст и так далее. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kaпdiпsky-aгt.гu/1iЬгaгy/isЬгaппie-tгudy-po-teoгii-iskusstva94.htm1 Дата обращения: 07.03.2014 г.
85. Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 236 с.
86. Кандинский В.В. Цвет и духовность в живописи. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.5aгts.iпfo/kaпdiпsky-the-co1oг-aпd-spiгitua1ity/#.UP2s2WFESho Дата обращения: 17.04.2014.
87. Кандинский В.В. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://пet.euгekaпet.гu/ye11ow/iпfo/589.htm1 Дата обращения: 03.02.2014 г.
161
88. Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1966. - Т.5. - 564 с.
89. Кант И. Сочинения в шести томах. - М.: Мысль, 1966. - Т.6 - 743 с.
90. Кассирер Э. Философия символических форм. Язык. Том 1. - М.: СПб.: Университетская книга. 2002. - 272 с. - (Книга света).
91. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. -М.- СПб.: Университетская книга, 2002. - 280 с.
92. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 3. Феноменология познания. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. - 398 с.
93. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. // «Вопросы философии» 1967. - № 106. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=132710&p=1 Дата обращения: 19.03.2013 г.
94. Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://wiasite.com/page/internet-realnost/ist/ist-17--idz-ax46--nf-9.html Дата обращения: 26. 05. 1913 г.
95. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. - М., 1992. -172 с.
96. Киященко Н.И. Эстетика - философская наука. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 592 с.
97. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. - М.: ИФРАН, 1995. - 228 с.
98. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции. - М.: Ком Книга, 2007. - 272 с.
99. Князева Е.Н. Топология когнитивной деятельности: Синергетический подход // Эволюция. Язык. Познание. - М.: Языки русской культуры, 2002. -272 с.
100. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. - М., 1993. - 432 с.
101. Коваленко Г.Ф. Русское искусство: XX век: исследования и публикации / отв.ред. Г.Ф.Коваленко; Научн.- исслед. Ин-т теории и истории изобразит. Искусств РАХ. - М.: Наука, 2007 - 813 с.
102. Коллекция книг о живописи и искусстве. Портрет - 1 часть. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http : //hudozhnikam.ru/ risovanie_golovi/41.html Дата обращения: 18.07.2015 г.
103. Конев В.А., Лехциер В.Л. Знак: игра и сущность: Самарские семинары. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. - 184 с.
104. Кривцова Л.Ф. Язык изобразительного искусства: семиотический, антропологический и эпистемологический аспекты. Автореферат. http://www.disszakaz.com/catalog/yazik_izobrazitelnogo_iskusstva_semioticheski y_antropologicheskiy_i_epistemologicheskiy_aspekti.html Дата обращения: 18.05.2015 г.
105. Кривцун О.А. Гносеология искусства. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest13.htm Дата обращения: 23.03.2015 г
106. Кривцун О.А. Онтология искусства. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.deol.ru/users/krivtsun/aest14.htm Дата обращения: 27.07.2015 г.
107. Кривцун О.А. Художник на сцене воображаемого // Человек, 2005. - № 3. - С. 63 - 77.
108. Крымов. Н. П. Художник и педагог. Статьи и воспоминания. - М., 1960. -224 с.
109. Кудряшев А.Ф. Единство наук: Основания и перспективы. - Свердловск: Изд.-во Урал.ун.-та,1988. - 184 с.
110. Кудряшев А.Ф., Елхова О.И. Творческий процесс в системах с искусственным интеллектом // Proceedings of the 2nd International Conference «Information Technologies for Intelligent Décision Making Support» and Intended Intended International Workshop «Robots and Robotic Systems», Volume 2, May 18-21, Ufa, Russia, 2014. С. 191 - 196.
111. Кудряшев А.Ф., Кунафин М.С., Семенов С.Н. Онтология творчества в развитии реальных, виртуальных и искусственных систем: Материалы Международных научно-практических конференций. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008.
- 184 с.
112. Кунафин М.С. Эволюция принципа объективности. - Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 1998. - 316 с.
113. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. - М.: Изд-во «Наука», 1970. -173 с.
114. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - 2-е изд., доп. - М.: Изд.- во политической литературы. 1980. - 272 с., ил.
115. Кутырёв В.А.Культура и технология: борьба миров. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 240 с.
116. Лангер С.К. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства. - М.: Республика, 2000. - 287 с.
117. Леви-Строс К. Первобытное мышление. Пер., вступ. ст. и прим. А. Б. Островского. - М.: Республика, 1994. - 384 с.
118. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии. - М.: Политиздат, 1984. - 384 с.
119. Ленинская теория отражения и современная наука. В 3 т. - София,1973.
- Т. 1. - 526с.; Т.2.- 347с.; Т.3. - 370 с.
120. Леонардо да Винчи. Избранные произведения, т. II. - М., 1935. - 490 с.
121. Леонардо да Винчи. О науке и искусстве. / Леонардо да Винчи: [пер. с итал.]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2005. - 414 с.
122. Лессинг Г.Э. Избранное. Пер. с нем./ Вступ. статья и коммент. А. Гулыги. - М.: Худож. лит., 1980. - 574 с.
123. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии / Г.Э. Лессинг; [пер. с нем. Е.Н. Эдельсона]. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
124. Литература и живопись. - Л.: «Наука», 1982. - 288 с.
125. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика.
- М.: «Искусство», 1975. - 776 с.
126. Лосев А.Ф. История эстетических категорий. / А.Ф.Лосев. В.П. Шестаков. - М.: Искусство, 1965. - 376 с.
127. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
128. Лукманова Р.Х. О соотношении истины и художественного творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург), 2009. -№ 92. - С. 143-149.
129. Лукьянов А.В. Идея трансцендентальной субъективности в немецкой классической и в русской философии // Мысль и жизнь. К столетию со дня рождения А.Ф. Лосева. Сборник статей. - Уфа, 1993. - 164 с.
130. Лукьянов А.В., Бикметов Е.Ю., Пушкарёва М.А. Проблема языка в гносеологии и социальной теории: историко-критическое введение. - Уфа: БашГУ, БАГСУ, 2008. - 224 с.
131. Лурье С. Я. Демокрит. - Л.,1970. - 664 с.
132. Маковский С.К. Силуэты русских художников. - М.: Республика, 1999. -383 с.
133. Малевич К. От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм. - М.: Издание третье, 1916. - 50 с.
134. Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929. - М.: «Гилея» 1995. -396 с.
135. Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924 - 1930. - М.: «Гилея», 1998. - 372 с.
136. Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записки и заметки. Поэзия. - М.: «Гилея», 2004. - 624 с.
137. Малевич К. «Черный квадрат». [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_87.html Дата обращения: 13.02.2014 г.
138. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. — СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
139. К.Маркс и Ф.Энгельс Сочинения. Том 23. Издание второе. Государственное издательство политической литературы. — М., 1960. — 920 с.
140. Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., т.12. — М.: Государственное издательство политической литературы. 1958. — 910 с.
141. Маркс К.и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. т.23. — 907 с.
142. Матисс А. Заметки живописца. - СПб.: Азбука, 2001. — 640 с.
143. Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). — М.: Панорама, 1992. — 576 с.
144. Мерло-Понти, М. Око и дух / М. Мерло-Понти. — М.: Искусство, 1992. — 63 с.
145. Метафоры и понятия в философии // Язык науки XXI века. — Уфа, 1998. — 164 с.
146. Методологические основы композиции. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.coposic.гu/kompoziciya-pгedmet/metodo1ogicheskie-kompozicii/ Дата обращения: 13.06.2014 г.
147. Место искусства в жизни человека. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kazedu.kz/гefeгat/161562 Дата обращения: 28.03.2015 г.
148. Мириманов В. Абстракционизм: истоки и современная практика. Режим доступа: http://aгt.1septembeг.гu/2001/17/no17_01. Дата обращения:02.08.2015
149. Многогранный мир Кандинского. Сб. научн. тр. / Под ред. Н.Б. Автомонова, Д.В. Сарабьянов, В.С. Турчин; — М.: Наука, 1999. — 208 с.
150. Моклер К. Импрессионизм: История, эстетика, мастера. Пер. с фр. Изд. 2. — 2011. — 160 с.
151. Морозов И. Основы культурологи. Архетипы культуры. — Мн.: «Тетра Систем», 2001. — 608 с.
152. Мочалов С.М. Категория «Ощущение реальности» (философские и естественнонаучные аспекты). — Уфа: Изд-е Башкирск. Ун., 2001. — 204 с.
153. Мочалов С.М. Чувственное познание и восприятие реальности окружающей действительности. Автореферат на соискание учёной степени доктора философских наук. - М., 2011. - 47 с.
154. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессо Homo: Сборник / Пер. с нем.; Худ. обл. М.В. Драко. - Мн.: ООО «Попурри», 1997. - 544 с.
155. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. - М.: Путь, 2001. - 17с. - (Тр. лаб. виртуалистики. Вып. 15). [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// http://jarki.ru/wpress/2008/10/30/153/ Дата обращения: 07.04.2013 г.
156. Нуриев Д.А. Актуальные проблемы философии искусства: Межвузовский научный сборник. - Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2009. - 328 с.
157. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (системный анализ). - Уфа: Изд. Башкирск. ун-та, 1995. - 156 с.
158. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Учебное пособие. - М., «Высшая школа», 1978. - 352 с.
159. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Т.4. Вторая половина XIX века /ред. Т.Б.Любимова. -М.:Искусство, 1987. - 431 с.
160. Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://aahz.ru/estetic/page128 Дата обращения: 25.09.2013 г.
161. Овсянников М.Ф. Эстетика и жизнь. [Сборник статей]. Вып. 4. Ред. Коллегия М.Ф. Овсянников и др. - М., «Искусство»,1975. - 288 с.
162. Панов М.И. Интуиция, логика, творчество. - М.: «Наука», 1987. - 176 с.
163. Пикассо. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 184 с, илл. (Серия «Шедевры графики»).
164. Пирс Ч. С. Начала прагматизма. Логические основания теории знаков. / Перевод с английского, предисловие В.В. Кирющенко и М.В. Колопотина. -СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ; Алетейя, 2000. - 352 с.
165. Полевой В.М. Двадцатый век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. — М. Советский художник. 1989. — 456 с.: илл.
166. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: «Советский писатель», 1978. — 448 с.
167. Попов В. Г. Физическая реальность и язык. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. — 248 с.
168. Поппер К.Р. Знание и психофизическая проблема: В защиту взаимодействия. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 256 с.
169. Потебня А.А. Мысль и язык. Электронная библиотека [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://iph.ras.ru/elib/Potebnya_Mysl.htm1 Дата обращения: 08.04.2014 г.
170. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М.: Искусство, 1976. — 613 с.
171. Платон. Диалоги. — М.: Мысль, 1998. — 607 с.
172. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. / Изд. подгот. Г.А. Таронян. — М.: Ладомир, 1994. — 941 с., илл. — С. 108.
173. Прибрам К. Языки мозга. — М.: Издательство «Прогресс», 1975. — 464 с.
174. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986. — 255 с.
175. Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 7-1 (57). — С. 145 — 147.
176. Рерих Н.К. Пути благословения. —Минск:Университетское, 1991. — 103 с.
177. Рубеншнейн М.М. О смысле жизни. Труды по философии ценности, теории образования и университетскому вопросу: Том I / Под ред. Н.С. Плотникова и К.В. Фараджева — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2008. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 576 с.
178. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: Изд-во Акад. Наук, 1957. -328 с.
179. Рунева Т.А., Колосницын В.И. Социально-исторические типы художественной реальности. Художественная реальность: сб. науч. тр. / УрГУ. Свердловск, 1985. - 144 с. - С. 92.
180. Русское искусство XX век: Исследования и публикации / [отв. Ред. Г.Ф.Коваленко]; Науч.- исслед. Ин-т теории и истории изобразит. Искусств РАХ. - М.: Наука, 2007 - 1, 2007. - 813 с.
181. Сагатовский В.Н. Бытие идеального - СПб.: Изд-во «Петрополис», 2003. - 103 с.
182. Сагатовский В.Н. Бытие идеального. [Электронный ресурс] // ЦЕЬ: http://anthropology.ru/ru/ texts/sagatovsk/ideal_5.html Дата обращения: 14.05.2015 г.
183. Сагатовский В. Н. Вселенная философа. - СПб: СПБГУ, 2008 - 166 с. -С. 46.
184. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология восприятия. - СПб.: Наука, 2001. - 319 с.
185. Свенцицкая И., Трофимова М. Апокрифы древних христиан. Евангелие от Филиппа [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Svenc_04.php Дата обращения: 03.04.2015 г.
186. Семенов С.Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации): Монография - Уфа: РИО Баш ГУ, 2005. - 144 с.
187. Скир А.Я. Предмет искусства в эстетике Д.Дидро. Науч. ред. И.А. Ушацкая. - Мн.: Наука и техника», 1979. - 160 с.
188. Словарь терминов изобразительного искусства. Изобразительное искусство. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://artdic.ru/index.htm. . Дата обращения: 18.07.2013 г.
189. Содержание основных категорий эстетики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://5ba11ov.qip.гu/гefeгats/pгeview/93893/19/?гefeгat-sodeгjanie-osnovnyih-kategoгiy-estetiki. Дата обращения: 13.05.2014 г.
190. Соловьёв В.С. Сочинения в 2т. Т.2. — М.: Мысль, 1990. — 882 с.
191. Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. — М., 1954. — С.371.
192. Степанян Нона. Искусство России XX века. Развитие путем метаморфозы. — М. Издательство «Галарт», 2008. — 416 с.
193. Столетов А.И. Онтология творчества: Монография. — Уфа: Вагант, 2008. — 208 с.
194. Столетов А.И. Творчество как основание личности — Уфа: БашГАУ, 2005. — 228 с.
195. Словарь терминов изобразительного искусства. Изобразительное искусство. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://aгtdic.гu/iпdex.htm
196. Соловьев В.С. в 2 т. 2-е изд. Т.2 / Общ. Ред. И сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л.Кравца и др. — М.: Мысль, 1990. — 822 с.
197. Тарнапольская Г.М. Динамическое понимание символа в энергийной диалектике // Вестник Томского государственного университета. — № 332 (март, 2010). — С. 48.
198. Тукаева Р.А. Язык художественной реальности. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012 г. — № 6 (20): в 2-х ч. Ч. I. — С. 190 — 192.
199. Тэйлор Э. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 1989. — 573 с.
200. Фальк Р. Беседы об искусстве. Письма, воспоминания о художнике. — М., 1981. — 253 с.
201. Философский Энциклопедический словарь. / Гл. редакция: Л.Ф.Ильич, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов — М.: Советская Энциклопедия, 1983. — 840 с.
202. Федяев А.П. Внефизическая реальность. Факт существования, основные
свойства и способы познания. — Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 180 с.
170
203. Философия техники. Специфические формы рефлексии понятий существование и реальность [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://society.polbu.ru/engineering_philosophy/ch06_all.html Дата обращения: 12. 09. 2013 г.
204. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 2012. - 576 с.
205. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА, 2004. - 576 с.
206. Финогентов В.Н. «.И ропщет мыслящий тростник». (О бессмысленности и смысле жизни человека. О временном и вечном в бытии человека. О свободе и несвободе человека). Монография. - Уфа.: Уфимск. Технол. ин.-т сервиса, 2000. - 182 с.
207. Финогентов В.Н. Наука, религия, образование (тематический сборник) -Уфа: Уфимский государственный институт сервиса, 2005. - 211 с.
208. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. - М.: Вече, 1997. - 512 с.
209. Фомина З.В. Автор в художественном произведении: функция текста или демиург? // А. Шнитке: художник и эпоха. Сб. статей по материалам научных чтений - Саратов: СГК. 2010. С. 149 - 156.
210. Фомина З.В. Еще раз об автономности искусства // Проблемы художественного творчества. Сборник научных статей по материалам научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому. - Саратов: СГК. 2010. С. 364 - 372.
211. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Издательство «Правда», 1990. - 608 с.
212. Фрейд З. Художник и фантазирование: Пер. с нем./ Под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. - М.: Республика, 1995. - 400 с.: ил.
213. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: АСТ: Астрель, 2012. - 314 с. -(Philosophy).
214. Хайдеггер М. Сб. статей/ Сост. Д.Ю.Дорофеев. - СПб.: РХГИ, 2004. -576 с.
215. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Работы и размышления разных лет/ сост. и пер. с нем. Михайлова А.В. / Хайдеггер М. - М.: Гнозис, 1993. - 355 с.
216. Хайдеггер М. Сборник статей / Сост. Д.Ю. Дорофеев. - СПб.: РХГИ, 2004. - 576 с.: илл.
217. Ханнанов В.М. Альбом - каталог / Сост. В.М. Ханнанов. - Уфа: ИС МАТЕО, 2006. - 114 с.: илл.
218. Ханнанов В.М. Сфера интимного: Художественный проект / Сост. В.М. Ханнанов; авт. ст. Е.В. Суворова; пер. на англ.яз. А.П. Масловой. - Уфа: Дизайн Полиграф Сервис, 2006. - 36 с.: илл.
219. Художественная реальность: Сб. научн. тр. / Под ред. А.Ф. Еремеев, Ф.Т. Мартынов, Л.А. Закс, Б.В. Орлов, Г.И. Солодовников. - Свердловск: УрГУ, 1985. - 144 с.
220. Черникова И.В. Трансформация представлений о реальности в науке и философии // Гуманитарный вектор. Серия: Философия, Культурология. Забайкальский государственный университет (Чита). - 2014 г. - № 2 (38). С. 79 - 88.
221. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. М.М. Григорьяна; АН СССР, Ин-т филос. - М.: Госполитиздат, 1950. - 838 с.
222. Чернышевский Н.Г. Сочинения в двух томах. Т.2. - М.: Мысль, 1987. -687 с.
223. Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах. Т.1. - М.: Мысль, 1987. - 637 с.
224. Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах: Пер. с нем. Т.2. / Сост., ред. А.В. Гулыга; Прим. М.И.Левиной и А.В.Михайлова. - М.: Мысль, 1989. - 636,[2]с.
225. Шеллинг Ф.В. Философия искусства: Пер. с нем. / Ф.В. Шеллинг. - М.: Мысль, 1999. - 608 с.
226. Шпет Г.Г. Сочинения. - М.: Правда, 1989. - 608 с.
227. Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.
228. Эстетика / Платон. Искусство. Живопись и творчество. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iskusstwo.ru/news/html/61.html Дата обращения: 11.09.2013 г.
229. Юнг К.Г., фон Франц М. - Л., Хендерсон Дж. Л, Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. / Пер. Сиренко И.Н.; Сиренко С.Н.; Сиренко Н.А. -М.: Медков С.Б., «Серебряные нити», 2013. - 352 с., илл.
230. Язык и действительность: Сборник научных трудов памяти В.Г. Гака. -М.: ЛЕНАНД, 2007. - 640 с.
231. Яшухин А.П. Живопись. М.: Просвещение, 1985. - 288с.: илл.
232. Derrida J. De la grammatologie. P., Minuit, 1967. - 445 p.
233. Nietzsche Fr. Werke. Kritische Gesammtausgabe. Hrsg. von G.Colli und M.Montinari. T VIII / 3. Berlin, 1967. - 1986.
234. Norris Ch. Deconstruction and the interest of theory. - L., 1988. - 244 p.
235. Textual strategies: Perspectives in po211. structuralist criticism. L., 1980. -475 p.
236. Rapaport H. Heidegger and Derrida: Reflections on time and language. Lincoln; London: Univ. of Nebraska press, 1989. - 7., 293 p.
237. Ryan M. Marxism and deconstruction: A critical articulation. - Baltimore, 1982. - XIX, 232 p.
238. Young R. White mythologies // Afterwords. - Tampere, 1992. - p. 160 - 195.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картина № 1.
Иллюстрация Иоахима фон Сандрарта к легенде Плиния. Дочь Бутада делает рисунок углем из тени своего возлюбленного на стене. Гравюра на меди. 1675.
Картина № 2.
Питер Брейгель Старший (1525-1569) - южнонидерландский художник. Слепые. 1568. В настоящее время находится в Национальной галерее Неаполя.
Картина № 3.
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна. 1513 — 1514. Масло на холсте 270 х 201 см. Картинная галерея. Дрезден.
Картина №4.
Клод Моне. Вестминстерский дворец. Эффект тумана. 1904.
Картина № 5.
Д.А. Сулейманов. Художник. 2005.
Картина № 6.
Д.А. Сулейманов. Истоки. 2006.
Цикл картин под названием «Атайсал — земля предков», получили широкую известность, признание и высокую оценку именитых искусствоведов. "Атайсал» означает «Отечество». Атай — так на башкирском языке называют отца. Картины своей тематикой посвящены родине, земле наших предков и всему, что связано с культурой и бытом башкирского народа.
Картина № 7.
Д.А. Сулейманов. Камни для фундамента. Молитва. 2006.
Картина № 8.
Д.А. Сулейманов. Древо предков. 2005.
Картина № 9.
В. Ханнанов. Автопортрет. 2008.
Картина №10.
В. Ханнанов. Корова № 30. 1993.
Корова - одна из с «серийных» работ Ханнанова. Он пишет коров на протяжении многих лет. За это время «живописное стадо» уже разбрелось по всему миру посредством коллекционеров и любителей искусства.
Коровы эти очень разные - однотонные, разноцветные, фактурные, выполненные в различных материалах. Но всех их объединяет некая формула...
Картина № 11. В. Ханнанов.
Предметом авторского философско-изобразительного изучения становится священная книга мусульман - Коран. Вахия в переводе с тюркского означает откровение, что соответствует общей концепции любого священнописания в целом. Характерной чертой этой серии является включение сур Корана, выписанных арабской вязью, в общий живописный контекст произведения. Изобразительный же ряд направлен на иллюстрирование собственно текста.
Картина № 12. В. Ханнанов. Триптих.
Картина № 13.
В. Ханнанов. «Композиция № 12» из цикла «Рождение мифа» Великая степь. 1994.
Картина № 14.
В. Ханнанов. Устремление (памяти Н. Латфуллина). 1996.
Следуя традиции анализа художественного произведения на основе философских категорий, правомерно обозначить на примере данного цикла картин «Вахия» (Откровение) еще одну - герменевтическую направленность творчества Василя Ханнанова в ее изначальном определении, а именно - как
искусство понимания и толкования текстов.
Картина № 15.
К.С.Малевич. Черный квадрат. 1915.
Картина № 16. К.С.Малевич. Черный квадрат. 1915.
ь
Ч . *
Картина № 17.
К.С. Малевич. Супремус № 56. 1916.
Картина № 18.
В.В. Кандинский. В черном квадрате. 1923.
Картина № 19.
В.В. Кандинский. Композиция 8. 1923.
Картина № 20.
В.В. Кандинский. Движение. 1935.
Картина № 21.
В.В. Кандинский. Различные происшествия. 1941.
Картина № 22.
В.В. Кандинский. Конгломерат. 1943.
Картина № 23.
С. Дали. Постоянство памяти. 1931.
Картина № 24. С. Дали. Сон. 1937.
Картина № 25.
С. Дали. Лицо войны. 1940.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.