История народного музыкального творчества в Башкирской АССР: 1919-1985 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Латыпова, Регина Фидратовна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Латыпова, Регина Фидратовна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Культурное строительство 1920-1930 гг. в Башкирской АССР. Народная музыкальная культура
1.1. Культурная революция в СССР. Роль народных музыкальных инструментов в становлении советского массового искусства
1.2. Изучение башкирской народной музыки в период культурной революции в СССР
1.3. Профессиональная музыкальная культура Башкирской республики и
ее связь с народной музыкальной культурой в 1920-1930 гг
1.4. Становление системы профессионального музыкального образования в Башкирской АССР
2. Великая Отечественная война и развитие башкирского народного музыкального творчества
2.1. Состояние народной музыкальной культуры в Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны
2.2. Тенденции развития народной музыкальной культуры в условиях военного времени
2.3. Развитие исполнительства на народных музыкальных инструментах
в Башкирской АССР в годы Великой отечественной войны
3. Развитие народного музыкального творчества в Башкирской АССР в период первого послевоенного десятилетия (1945- 1955 гг.)
3.1. Культурная политика первого послевоенного десятилетия и развитие народной музыкальной культуры в Башкирской АССР
3.2. Художественная самодеятельность и народная музыкальная культура
3.3. Развитие исполнительства на народных музыкальных инструментах
в Башкирской АССР
4 Народное музыкальное творчество Башкирской АССР в период
1956-1985 гг
4.1. Влияние культурной политики страны в 1956-1985 гг. на развитие народной музыкальной культуры Башкирской АССР
4.2 Постепенная потеря взаимосвязи народного искусства с движением художественной самодеятельности
4.3 Новые тенденции в исполнительстве на народных музыкальных инструментах. Становление системы профессионального образования на народных музыкальных инструментах
4.4 Фольклорное движение и другие подходы к народному
музыкальному искусству в Башкирской АССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
История становления и развития музыкальной культуры Башкирии: 60-е годы XIX - 30-е годы XX в.2009 год, кандидат исторических наук Набиева, Эльза Аскатовна
Формирование и развитие русской народной инструментальной культуры письменной традиции1988 год, доктор искусствоведения Имханицкий, Михаил Иосифович
Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование2006 год, доктор искусствоведения Рахимов, Равиль Галимович
Становление и развитие башкирского фортепианного искусства: исполнительство, образование, композиторское творчество2010 год, доктор искусствоведения Гарипова, Нинэль Федоровна
Башкирская народная инструментальная музыка: Проблемы формирования традиционного стиля2006 год, доктор искусствоведения Зелинский, Роман Федорович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «История народного музыкального творчества в Башкирской АССР: 1919-1985 гг.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. История России в годы Советской власти - история эпохи, которая в настоящее время вызывает огромный научный и общественный интерес. Одним из важных составляющих элементов данной эпохи являлась культура, в том числе музыкальная, в художественной форме отобразившая в своем развитии все те противоречия, которые были характерны для рассматриваемого времени.
Актуальность темы исследования определяется тем, что для всех этапов развития общества характерно повышенное внимание к культуре. Необходимость изучения и переосмысления феноменов истории и культуры советской эпохи, в частности истории развития народного музыкального творчества в общероссийском, собственно советском и современном контекстах, обусловлена реальной угрозой исчезновения многообразия и богатства культурного достояния народов в эпоху глобализации. Не случайно в
2008 г. Министерством культуры Российской Федерации была утверждена концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. В этом документе особо подчеркивается роль нематериального культурного наследия народов России в сохранении единого культурного пространства страны. В частности говорится: «Главная цель государства — сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры России, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства России»1. А значит изучение истории башкирской народной музыкальной культуры, как части нематериального
1 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. № 267 «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на
2009 - 2015 годы» [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http//mkrf.ru/documentations/order/detail.php?ID= 120103 (дата обращения: 3.06.2011).
культурного наследия народов Российской Федерации, является на сегодняшней день актуальной задачей, как с практической, так и с научной точки зрения. В свою очередь в Республике Башкортостан в рамках поддержки в области культуры и искусства учреждены ежегодные государственные премии. Высшие из них: Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры, а также Государственная республиканская молодежная премия в области литературы и искусства имени Шайхзады Бабича. Кроме того в целях сохранения и развития культурного потенциала Указом Президента Республики Башкортостан «О дополнительных мерах государственной поддержки деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан» учреждены гранты Президента Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства. В 2011 г. одним из обладателей гранта стал Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан.
При изучении истории культуры советского периода необходимо выделять историю культуры каждого народа, составляющего население большой страны. Очевидно, что народная культура и, в частности музыкальная, отражает панораму всех исторических этапов развития общества в целом и отдельного народа в частности. Изучение истории музыкальной культуры башкирского народа как части общества в целом, позволяет использовать накопленный исторический опыт в создании единого культурного пространства современной России.
В 2011 г. Министерством культуры Российской Федерации была разработана концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)». Среди задач, являющихся приоритетными при реализации федеральной целевой программы на первом мессе стоит задача сохранения культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации и
2 Указ Президента Республики Башкортостан от 19 января 2008 г. № УП-12 «О дополнительных мерах государственной поддержки деятелей культуры и искусства Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: информационно-правовой портал Гарант. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/bashkor/170897/ (дата обращения: 3.06.2011).
использование их в качестве ресурса духовного и экономического развития страны3.
Таким образом, сохранение и развитие культуры народов России на сегодняшний день является одной из приоритетных задач реализации государственной политики. На современном этапе культура народов России рассматривается не только в качестве духовного наследия, но и в качестве ресурса развития страны. В силу этого глубокое изучение истории музыкальной культуры башкирского народа в настоящее время приобретает чрезвычайную актуальность.
Степень изученности проблемы. Как самостоятельный элемент исторического знания тема башкирской народной музыкальной культуры не имеет собственной историографии. Отдельные ее компоненты разрабатывались в основном с искусствоведческой и культурологической точек зрения. В настоящее время имеется значительное количество научных работ, косвенно или частично затрагивающих изучаемую нами проблему. Эти работы можно условно разделить на несколько групп: работы, посвященные истории культуры Башкортостана; искусствоведческие труды, посвященные изучению истории музыкальной культуры на территории Республики Башкортостан; работы этнографов, филологов, фольклористов и других специалистов гуманитарного профиля, затрагивающие некоторые вопросы истории развития башкирской народной музыкальной культуры. Следует отметить, что в последние годы история развития музыкальной культуры Башкортостана стала объектом внимания историков.
При изучении работ 1920-1930 гг., касающихся данной проблематики, становится очевидным, что авторы, интересующиеся башкирской музыкальной культурой, не ставили перед собой специальных задач по изучению истории развития музыкального искусства в республике. Однако, в статьях Д. Амирова,
3 Проект концепции Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)» [Электронный ресурс]: официальный сайт Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2016 годы)». URL: http://fcpkultura.ru/new.php?id=8 (дата обращения 28.11.2011).
Г. Альмухаметова, Р. Кузыева, Д. Емасова затрагиваются вопросы истории музыкальной культуры Башкирии. Работа Г. Альмухаметова интересна еще и тем, что ней дается не только ретроспектива башкирской музыкальной культуры, но и освещается современное автору состояние, а так же намечаются
4
перспективы и возможные пути ее развития .
Изучение истории народной музыкальной культуры невозможно без обращения к фольклорным источникам. Отсюда возникает необходимость анализа трудов собирателей и исследователей башкирского музыкального фольклора. В период с 1926-1952 гг. Венской академией наук был издан трехтомный сборник материалов и исследований народной музыки народов России «Gesänge russischer Kriegsgefangener (Песни русских военнопленных)», подготовленный к печати австрийским музыковедом профессором Робертом Лахом (Robert Lach)5. Исследования проводились на основе фонографических записей, сделанных в 1916-1917 гг. от военнопленных русской армии, попавших в плен в годы Первой мировой войны. Второй том Gesänge russischer Kriegsgefang посвящен музыке тюркских (тюрко-татарских) народов России. Вторая часть второго тома данного издания полностью посвящена башкирским песням6. Известно, что в подготовке к печати этого исследования активное участие принимал Галимжан Таган — участник башкирского национального движения, ученый-эмигрант, этнограф. Труды Р. Лаха почти не знакомы широкому кругу любителей народного творчества, так как на русском языке Gesänge russischer Kriegsgefangener не издавалось, а экземпляры немецкого издания стали библиографической редкостью. Советскими музыковедами
4 Амиров Д.Г. Башкиры. Этнографический очерк // Тр. научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. Стерлитамак, 1922; Альмухаметов Г.С. В борьбе за создание башкирской советской музыки (на баш. яз.). Уфа, 1933; Кузыев Р.У. Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. №4. С. 36—49; Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство / под. ред. P.M. Раимова. Уфа, 1944. С. 27-36.
5 Gesänge russischer Kriegsgefangener aufgenommen von Robert Lach. Wien, 1926-1952.
6 Gesänge russischer Kriegsgefangener. Band 2, Turktatarische Völker. Abteilung 2, Baschkirische Gesänge, aufgenommen von Robert Lach. Wien, 1939.
работа P. JIaxa была воспринята негативно. Основная критика его труда сводилась к неприятию европоцентристского подхода к музыкальной культуре всех народов. Европоцентрическая концепция истории развития музыкальной культуры предполагала единый путь развития музыки для всех культур и цивилизаций, а, следовательно, проявления своеобразия музыкального мышления в рамках такого подхода воспринимались как ошибки исполнителей. И хотя, по оценкам советских музыковедов, в исследованиях P. JIaxa башкирское народное музыкальное искусство представлено в «чудовищно искаженном виде»7, на сегодняшний день его работы представляют интерес, а нотные приложения не утратили своей ценности. Участие же в работе над книгой Г. Тагана, ученого-этнографа, знакомого с башкирской культурой не понаслышке, и не только в силу профессиональных интересов, делает это издание еще более ценным с исторической точки зрения. О значении же аудиоматериалов, сделанных Р. Лахом говорит тот факт, что фонографические записи песен представителей различных национальностей (в том числе и башкир) России, собранные им, включены в программу ЮНЕСКО «Память мира» («Memory of the World») .
Изучение башкирской народной музыки в период 1920-1930 годов не носит систематического характера. В работах посвященных истории башкир разделы, посвященные культуре, содержат только краткие сведения описательного характера о музыке9. Рассмотрение национального музыкального инструментария есть в обзорных статьях, посвященных музыкальным инструментам народов СССР10. Основная задача по сохранению народной музыкальной культуры в этот период представляется как собирание образцов народного творчества: «Башкирские песни - ценнейший национальный памятник башкирского народа, и для того, чтобы спасти его от забвения, нужно
7 Научный архив Уфимского научного центра РАН (НАУНЦ РАН) Ф.З. Оп. 2. Д. 157. Л. 17.
8 Программа «Memory of the World» [Электронный ресурс]: официальный сайт ЮНЕСКО. URL: http://www.unesco.org/webworld/mdm/en/mdex_mdm.html (дата обращения 21.09.2010). - Яз. англ.
9 Амиров Д. Башкиры // Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир. Вып. 2. Стерлитамак, 1922. С. 15-17; Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10-11. С. 143-156; Руденко С. И. Быт башкир Л., 1925. 330 с.
10 Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10-11. С. 143-156.
поспешить с их записью и изучением»11. Собиранием башкирского музыкального фольклора в 20-30-е гг. XX века активно занимаются отечественные фольклористы и композиторы Г. Альмухаметов, С. Габяши, И. Салтыков, С. Галин, Н. Шукаров, А. Ключарев, М. Музафаров. Их работы интересны тем, что накопленный музыкальный материал композиторы активно включают в свое творчество. Собиранием народной музыки занимались композиторы 3. Исмагилов, X. Ахметов, М. Валеев. Кроме музыкантов собиранием башкирского музыкального творчества занимались и научные сотрудники различных научно-исследовательских институтов. Однако, необходимо отметить, что долгое время изучение музыкального фольклора башкир было сосредоточенно исключительно на текстовой стороне песенного народного творчества. Это можно проследить, исследуя архивные материалы
НИИ языка и литературы 1936-1938 гг., где в больших сборниках под
12
названием «Башкирские народные песни» находятся исключительно тексты песен, многие из которых были изданы в виде песенников.
В годы Великой Отечественной войны исследовательская деятельность в области народного музыкального творчества, отмечена работами музыковедов, эвакуированных из западных регионов страны. Объектом исследований В. Беляева и М. Береговского становится народное музыкальное инструментальное творчество башкир, особое внимание исследователи уделяют изучению курая и проблемам его реконструкции. Работы этих исследователей, посвященные башкирскому народному музыкальному творчеству, были написаны в годы Великой Отечественной войны, но не были опубликованы. Статья В. Беляева в первоначальном варианте, несколько десятилетий спустя, была включена в сборник статей, посвященных проблемам музыкального фольклора народов СССР. А статья М. Береговского хранится в виде рукописи в
13
Центральном архиве общественных объединений Республики Башкортоостан .
11 Салтыков Башкирская народная песня // Огни Востока. Уфа, 1926. № 2. С. 19
12 НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 3. ДД. 1-5.
13 Беляев В. Реконструкция башкирского курая // Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. С. 351-355; Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан Центральный архив
В период военного времени продолжает свои исследования Л. Лебединский. Впоследствии они нашли обобщение в его докладах и монографиях.
В послевоенный период тенденция исследователей башкирской народной музыки, основанная на собирании фольклорного материала сохраняется. В этот период новая плеяда композиторов и музыковедов начинает заниматься собиранием башкирского музыкального фольклора. К. Рахимов, Г. Сулейманов, Р. Сальманов, 3. Исмагилов, X. Ахметов, Р. Муртазин, Л. Лебединский - вот имена людей, которые внесли значительный вклад в фольклористику в период с середины сороковых по пятидесятые годы XX века. Уникальным исследованием является работа выдающегося деятеля башкирской музыкальной культуры Г. Сулейманова. В 1947 г. им был закончен многолетний рукописный труд, начатый в 1922 г. - «История башкирских народных песен» (на башкирском языке). Эта работа представляет собой сборник легенд, предшествующих исполнению наигрыша или песни. Характерной особенностью сборника является то, что каждая запись сопровождается комментариями исторического характера: где именно была записана данная легенда, в каком году, как звали рассказчика и музыканта. Многие легенды даны в нескольких вариантах, с точным указанием, где был записан каждый
14
вариант .
Для историографии развития башкирской народной музыкальной культуры в 1950-1980 гг. характерным признаком становится выпуск сборников трудов посвященных вопросам культуры отдельных регионов России. За этот период выпущены следующие сборники, затрагивающие вопросы народного музыкального творчества Башкирской АССР: «Музыкальная культура народов Поволжья, «Музыкальная культура автономных республик РСФСР», «Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка», «Традиционное и современное народное музыкальное искусство», «Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья», «Вопросы истории
общественных объединений Республики Башкортостан (ЦАООРБ) Ф. 122. Оп 26. Д. 446. Л. 81.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии: 1923-1945 гг.2006 год, кандидат исторических наук Жабаева, Яна Олеговна
Башкирская народно-певческая культура: традиции и современная практика2011 год, кандидат искусствоведения Алкин, Мажит Самигуллович
Профессиональная традиционная песенно-музыкальная культура населения Северного Таджикистана на рубеже XX - XXI вв.: исторический аспект исследования2012 год, кандидат исторических наук Рустамов, Дадо Абдужабарович
Становление хорового исполнительства на Южном Урале1999 год, кандидат искусствоведения Мирошниченко, Светлана Исмагиловна
Баянное академическое искусство Башкортостана: пути становления и развития2012 год, кандидат искусствоведения Шайхутдинов, Раджап Юнусович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Латыпова, Регина Фидратовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальная культура каждого народа уходит своими корнями в века формирования данного этноса, формируется и изменяется под влиянием тех или иных событий истории. Национально-культурные музыкальные традиции неразрывны с исторической памятью и связывают поколения и эпохи, являясь при этом источником формирования морально-этических норм.
Народная музыкальная культура Башкирской АССР развивалась в условиях заданных временем, эпохой. В разные промежутки этого периода на нее оказывали влияние как внешнеполитические события (Великая Отечественная война), так и политические события внутри страны. Говоря о культуре и искусстве советского периода, принято утверждать, что они находилась в суровых рамках, заданных господствующей идеологией и подчиненных законом политической пропаганды. По отношению к башкирской народной музыкальной культуре это утверждение верно лишь отчасти, поскольку многие процессы ее развития не следовали рамкам метода социалистического реализма. Ярким примером может служить возрождение в 1960-х гг. искусства игры на кубызе, сопровождения игры на курае горловым пением - все то, что в период наибольшего давления идеологии на культуру, оказалось за пределами официально одобренного народного музыкального искусства башкир. С другой стороны, некоторые музыкальные традиции не выдержали испытания идеологическими установками, так например, была утрачена традиция исполнительства на струнных смычковых инструментах (башкирская скрипка, была объявлена «отрыжкой национализма»), и до сих пор струнно-смычковая исполнительская традиция башкирского народа ищет пути своего возрождения.
В диссертации, также дана попытка показать и примеры положительного влияния идеологических установок советского времени на развитие башкирской народной исполнительскои культуры. К таким примерам можно отнести выход исполнителей на курае на междунродные сцены, создание фондовых записей башкирских наигрышей на курае центральными звукозаписывающими организациями, развитие музыкальной фольклористики в республике, создание системы профессионального музыкального образования.
Как важный фактор, влиявший на развитие башкирской народной музыки, рассмотрено движение художественной самодеятельности, являвшийся одной из основных форм выражения советской культуры. В начале своего становления художественная самодеятельность объединила в себе лучших народных музыкантов исполнителей. Развитие движения его идеологи видели не в концентрации культурных достижений каждого народа, а в вовлечении в ряды участников художественной самодеятельности как можно большего числа людей.
Изучая архивные материалы, становится очевидным, что многие из документально зафиксированных коллективов художественной самодеятельности создавались наспех, специально к участию в смотрах, конкурсах и т.д. Соответственно движение художественной самодеятельности, развиваясь в плане численности, теряло в плане качества. В период Великой Отечественной войны границы между движением художественной самодеятельности, профессиональным искусством и подлинно народной музыкой практически стираются. Этот симбиоз, вызванный тяжелыми условиями времени, дал свои результаты во всех перечисленных отраслях музыкального искусства. Позднее, границы профессионального и самодеятельного вновь были четко поделены. В послевоенный период художественная самодеятельность рассматривается лишь как подготовка к дальнейшему профессиональному обучению. Это обстоятельство также закрывало пути развития традиционных народных видов творчества в рамках коллективов художественной самодеятельности. Требование времени -массовость коллективов художественной самодеятельности и монументальность исполняемых произведений, вытесняло подлинно народное искусство за рамки этого явления, так как подлинное народное искусство по своей природе было чуждо художественному официозу сталинской эпохи.
Ориентация на массовость в ущерб качеству привела к снисходительному отношению к творчеству участников художественной самодеятельности. Сам термин «самодеятельность» стал синонимом низкой оценки профессионального уровня артистов. Хотя, первоначально, художественная самодеятельность была представлена высокопрофессиональными музыкантами, не имеющими классического музыкального образования.
То, что в начале рассматриваемого периода, исполнительство на башкирских народных музыкальных инструментах развивалось в рамках движения художественной самодеятельности, сыграло неоднозначную роль в отношении к нему. Это стало одной из причин того, что в последний из рассматриваемых в диссертации периодов (1965-1985 гг.) исполнительство на башкирских народных музыкальных инструментах фактически выходит за рамки движения художественной самодеятельности, хотя формально остается представленным именно в этом секторе музыкальной культуры.
В диссертации через призму развития башкирского народного музыкального искусства раскрываются трансформации народного музыкального инструментария. Прежде всего, интересно как менялось отношение к народным музыкальным инструментам на протяжении изучаемого периода, какие именно инструменты считались народными и почему. Выяснено что в советский период термин «народный музыкальный инструмент» трактовался чаще всего в социальном аспекте, то есть народное трактовалось как массовое. Подобная трактовка помогала развитию исполнительства на наиболее распространенных музыкальных инструментах, например гармони, но порой приводила к определенным перегибам: в публицистике появлялись статьи, о том, что самый народный инструмент современности это - рояль. Отход категории национального в трактовке народных музыкальных инструментов на второй план, приводил к тому, что некоторые национальные инструменты, в основном связанные с обрядовостью, подвергаются резкой критике и развитие исполнительства на них оказывается за пределами развития официальной народно-музыкальной культуры.
Одним из показательных факторов развития башкирской музыкальной культуры является становление системы профессионального музыкального образования и подготовки национальных кадров. Этот вопрос так же рассматривается в работе, при этом на основании исследований архивных документов, мы делаем вывод, что процесс академизации курая начался снизу, и был поддержан Правительством республики только после появления первых успехов. В отличии от создания в Уфимском училище искусств класса баяна, который был создан в ответ на приказ комитета по делам искусств при СНК СССР; класс курая был создан благодаря инициативе ведущих исполнителей на курае и первоначально существовал лишь как факультатив, вторая специальность. Первые заявления министерства культуры Башкирской АССР о необходимости открытия класса курая в детских музыкальных школах появились только тогда, когда в республике уже насчитывалось 13 музыкальных школ, где функционировал класс курая.
Народное музыкальное творчество Башкирской АССР является самостоятельным направлением музыкальной культуры, входящим в сферы фольклора, бытового музицирования, самодеятельного творчества и в сферу профессионального искусства. Поэтому при дальнейшем изучении истории народного музыкального творчества в Башкирской АССР необходимо рассматривать его в целом, не сужая рамки этого явления до самодеятельности, фольклора или предпосылок возникновения профессионального академического искусства.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Латыпова, Регина Фидратовна, 2012 год
Литература
80. Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей. / Сост. Гусев В.Е. Л., 1980. 224 с.
81. Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 1., М. 1952. 80 с.
82. Асафьев Б. В. О народной музыке. / Сост., вст. слово и коммент. Земцовского И.И. и Кунанбаевой А.Б. Л. : Музыка. 1987. 247 с. нот.
83. Атанова Л. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. Уфа: Иэшлек, 1992. 192 с.
84. Барабаш Ю.В., О народности. / Лит.-критич. очерки (пер. с укр). М.: Советский писатель, 1970. 368 с.
85. Бонаренко В. Сохраним народную культуру! // Завтра. 2010. № 26
(867).
86. Барток Б. Зачем и как собирать народную музыку (пер. с венг.), М., 1959. 48 с.
87. Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов (пер. с венг.), М., 1966. 79 с.
88. Барток Б. Сборник статей (пер. с венг.). М., 1977. 262 с.
89. Башкирское народное музыкальное искусство. Учебно-методическое издание. T. III Лирико-драматические песни и напевы / Составитель-редактор, автор вступительной статьи и комментариев Сулейманов Р. Уфа, 2001. 266 е., нот.
90. Баязитова Г. Р. Узляу как феномен музыкально-исполнительского искусства башкир: Исследование. Уфа: Вагант, 2009. 72 с.
91. Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10-11. С.143-156.
92. Беляев В. Смотр народных музыкантов // Советская музыка. 1939, № 11. С. 96-104.
93. Бендерский Г. Страницы истории исполнителства на народных инструментах. Цикл очерков к курсу истории и теории народно-инструментального искусства. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1983. 112 с.
94. Бикмеев М.А. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Башкирской АССР периода Второй мировой войны. Уфа: БИРО, 2005. 192 с.
95. Благодатов Г. Русская гармоника. Очерк истории инструмента и его роли в русской народной музыкальной культуре. Л., 1960. 182 с.
96. Богатырев А., Нисневич И. Белорусский народный оркестр // Советская музыка. 1949, № 9. С. 65-68.
97. Богословский Ю.О творчестве для самодеятельности // Советская музыка. 1934, № 8. С. 52-53.
98. Брук Г. Настоящее и будущее музыкальной самодеятельности // Советская музыка. 1949, № 1. С. 71-76.
99. Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции (1988). Якутск, 1991.
100. Вертков К. А Русские народные музыкальные инструменты. Л.,
1975. 280 с.
101. Веселовская Л., Журавлева Н., Крюкова А., Радкевич Ф., РаппопортС., ТрелинГ. Большой путь (Из истории партийной организации московской консерватории) М., 1969. 128 с.
102. Вольфович В. А. Музыканты Южного Урала. Челяюинск : Знание, 1991. 198 с.
103. Вольфович В. А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. / Изд. 2-е, испр.и дополн. Челябинск : ЧГИКИ, 1997. 183 с.
104. Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Сборник статей. / Ред.- составитель Башенев В. А., Угрюмова Т. С. Уфа: Башкирское книжное издательство. 1990. 124 е., нот.
105. Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сборник трудов. / ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск 71. М., 1984. 112 с.
106. Давыдова Э. Возвращение певца // Вельские просторы. 2006. №4. С. 120-128.
107. Жирков М. Н. Якутская народная музыка. Якутск, 1981. 181 с.
108. Жирнов В. А., Линник В. Н. Из истории создания и становления отдела народных инструментов Уфимского училища искусств. Уфа : РУМЦ по образованию МКиНП РБ, 2004. 72 с.
109. Жубанов А. Казахский народный инструмент - домбра. // Музыкознание. Вып. 8-9. Алма-Ата: МСВССО КазССР, 1975. С. 19
110. Жуланова Н. И. Молодежное фольклорное движение. // Фольклор и
молодежь. Москва, 2000. с. 3-29.
111. Завьялов В. Р. От фольклора до высокого профессионализма. История развития гармоники в Воронежской области. Воронеж : издательство
Воронежского университета, 1977. 48 с.
112. Имамутдинова 3. А. Культура башкир. Устная музыкальная
традиция («Чтение» Корана. Фольклор). М., 2000. 212с.
113. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. / Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2002. 351 с.
114. Имханицкий М. И. О сущности русских народных музыкальных инструментов и закономерности их эволюции // Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. М. : ГМПИ, 1987. С. 12-16.
115. Имханицкий М. И. Юрий Казаков (к 70-летию со дня рождения) //
Народник, 1994 №4. С.13-18; №5. С. 17-22.
116. Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование: Сборник статей / отв. ред.-сост. Шуранов В. А. Уфа : РИЦ УГАИ
им. 3. Исмагилова, 2004. 154 е., нот.
117. Искусство и народ. Сб. статей / Ред. В. И. Тасалов, Н. Г.
Шахназарова. М.: «Наука», 1966. 286 с.
118. Искусство и идеологическая работа партии. / Ред. Коллегия: Ю.А. Лукин, В.М. Полевой, С.И. Фрейлих М.: «Мысль», 1976. 187 с.
119. Искусство и идеологическая борьба. Сборник статей. М.: «Знание»,
1983. 63 с.
120. История Башкортостана. 1917-1990-е годы. В 2 т. Т. 1. / Под ред.
Сулемановой Р. Н.Уфа: Гилем, 2004. 347 с.
121. История музыки народов СССР : в 7 т. / Институт истории искусств
Министерства культуры СССР. М.: Музыка, 1970-1974.
122. История русской советской музыки. План-проспект. / Под ред. Ю.В. Келдыша, С.С. Скребкова, И.Я. Рыжкина. M.-JL, 1950. 85 с.
123. Ихтисамов Х.С., Зелинский Р.Ф. О собирании башкирского музыкального фольклора// Современность и фольклор. М., 1989. С. 387-394.
124. Казаков Ю. Мой баян // Музыкальная жизнь. 1958, № 6. С. 23.
125. Камаев Ф. X. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора // Научно-методические записки. Вып.З. Уфа: УГИИ, 1977. С. 14-30.
126. Каргин А. С., Костина А. В. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Знание. Понимание. Умение. 2008, № 3. С. 59-71.
127. Каримова С. Ю. Камерный вокальный цикл в творчестве башкирских композиторов. Уфа: Гилем, 2010. 136 с.
128. Композиторы и музыковеды Башкортостана: Очерки жизни и творчества / Науч. ред. сост. Скурко Е. Р. Уфа: Китап, 2002. 240 с.
129. КПСС и рост духовной культуры советского рабочего класса (19171980 гг.). Томск: Издательство Томского университета, 1982. / Ред. Чуфаров В. Г., Кузнецов М. С. 224 с.
130. Кузбеков Ф. Т. История культуры башкир. Уфа: Китап, 1997. 128 с.
131. Кузнецова Г. В., Садыков Ф. Т. Оркестр народных инструментов Узбекистана им. Т. Джалилова. Такент: Узбекистон. 1990. 168 с.
132. Культура Башкирии: история и современность. Сб. научных трудов. Уфа, 1993. 204 с.
133. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е доп. М.: Музыка, 1965. 245 е., нот.
134. Левашева О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. TomI. М., 1972. 596 е., нот.
135. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд. пятое. Т. 38. М. : Издательство политической литературы, 1975. 579 с.
136. Луначарский А. В. В мире музыки. Статьи и речи. Изд. второе доп. М.: Советский композитор, 1971. 540 с.
137. Максимов Е. Оркестру гармоник 100 лет // Народник, 1997 № 2. С. 16-19.
138. Махней С. И. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). Уфа, 2008. 168 с.
139. Мирек А. М. И звучит гармоника. М., 1979. 176 с.
140. Музыка военных лет. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Уфа, 1995. 50 с.
141. Музыка и музыканты на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи. Воспоминания. М., 1978. 144 с.
142. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны М., 1970. 126 с.
143. Музыкальная жизнь Москвы в первые годы после октября М, 1972.
312 с.
144. Музыкальная культура автономных республик РСФСР. / Под. Ред. 147. Литинского Г. И. М., 1957. 407 с.
145. Музыкальная культура народов Поволжья. Сборник трудов (межвузовский) / Редакционная коллегия: Бахтиярова Ч. Н., Жиганов Н. Г. Министерство культуры РСФСР Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. М., 1978. 183 с.
146. Музыкальная фольклористика, вып. 2. М., 1974. 165 с.
147. Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сборник трудов. Выпуск 56. М., 1981. 168 с.
148. Народное творчество башкир. Сборник статей. / Под редакцией Кузеева Р.Г. и Бикбулатова Н. В. Уфа: БФАН СССР, 1976. 168 с.
149. Народно-инструментальное исполнительство Башкортостана. Сборник статей. / Ред.-сост. Мельников О. Н. Уфа: УГАИ им. Исмагилова, 2008.
150. Народные массы и строительство советской культуры. Сборник статей. / Ред. Дедов Д. М., 1969. 204 с.
151. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов. В 2 ч. Ч. 2. М.: Сов. 155. Композитор. 1988. 325 е., нот.
152. Недошивин Г.А. Очерки теории современного искусства М., 1953.
340 с.
153. Новосельский А. К вопросу об организации массового производства национальных музыкальных инструментов // Советская музыка. 1934, №5. С. 43-50.
154. Нургалин 3. А. От курая до национального оркестра // Нургалин З.А. В споре рождается истина (на башкирском языке). Уфа, 2008. С. 84-127.
155. О гармонике. Сборник работ Комиссии по исследованию и усовершенствованию гармоник. / Ред. Рождественский А. А. М., 1928. 62 с.
156. Оркестр имени В. В. Андреева / сост. Конов А. П., Преображенский Г.Н. Л., 1987. 160 с.
157. Очерки по культуре народов Башкортостана // Сост. Бенин В. Л. Уфа: Китап, 1994. 160 с.
158. Очерки по истории башкирской музыки. Вып 1. / Ред. Карпова Е. К., Угрюмова Т. С., Еловская Н. А. Уфа: РИЦ УГИИ, 2001. 129 с.
159. Очерки по истории башкирской музыки. Вып 2. / Ред. Карпова Е. К., Угрюмова Т. С., Гарипова Н. Ф. Уфа: РИЦ УГИИ, 2006. 153 с.
160. Платек Я. Высокое мастерство // Музыкальная жизнь. 1958, № 23-24. С. 8.
161. Платонова С. М. Национальный репертуар для баяна. / Уфимский государственный институт искусств, кафедра истории музыки. Уфа, 1993. 4 с.
162. Полыпина А. Д. Формирование оркестра русских народных музыкальных инструментов на рубеже XIX-XX веков. М., 1977. 34 с.
163. Попонов В. Сборник пьес для четырехструнной домры // Советская музыка, 1949, № 3. С. 110-111.
164. Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1973. 400 с.
165. Проблемы народного искусства. Сборник статей / ред. Некрасова М. А., Макарова К. А. М., 1982. 136 с.
166. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных инструментах. / Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 95 / сост. Имханицкий М. И., Чунин. В. М., 1987. 141 с.
167. Пять лет научной работы Государственного института музыкальной науки (ГИМН'а) 1921-1926. М., 1926. 30 с.
168. Расцвет просвещения и культуры в Башкирии. Сб. статей. Уфа : Башгосиздат, 1947. 28 с.
169. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Прошлое. Настоящее. Будущее. Изд. 2-е и оп. Уфа : Узорица, 2003. 44 с.
170. Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура Этноорганологическое исследование. 2-е изд. Уфа: Белая река, 2008. 156 е., нот.
171. Рахимов Р.Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции : Этноорганология. Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2008. 107 е., нот.
172. Рахимов Р. Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. Уфа: Узорица, 2001. 130 е., нот.
173. Регионы России для устойчивого развития: образование и культура народов Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции / Отв. редакторы: Граф И., Дулепова Н. В., Ляхов Н. 3., Собянин 193. В. А., Шатрова В. Я. Новосибирск : ЗАО ИПП «Офсет», 2010. 144 с.
174. Руденко С. И. Быт башкир // Записки РГО по отд. этногр. Л., 1925.
Т. 43. Вып. 2. 330 с.
175. Руденко С. И. Башкиры : Историко-этнографические очерки. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 392 с.
176. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1896. 204 е., нот.
177. Саримов Р. Древние легенды // Вокруг света, 1981, № 9 (24292).
178. Свешников А. Великое столетие // Советская музыка, 1966, №10. С.
8.
179. Становление и развитие вокальной школы Башкортостана: Научно-практическая конференция (2001, 18- 19 ноября; Уфа) / Уфим. гос. ин-т искусств; Отв. ред.-сост. Шуранов В. А. Уфа, 2001. 153 с.
180. Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. Уфа: Гилем, 2005. 320 е., нот.
181. Сохранение и возраждение народных традиций. Сб.научных трудов / Ред. Банин А. А. М., 1996. 255 с.
182. Сулейманов Р. С. Башкирская народная песня (проблемы жанровой системы). Уфа: Гилем, 2005. 73 е., нот.
183. Сулейманов Р. С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995. 248 е., нот.
184. Султангареева P.A. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа: УНЦ РАН, 1994. 190 с.
185. Традиции и современность в культуре народов. Материалы научно-практической конференции «Культурное наследие народов Башкортостана: опыт, теория, практика». Уфа: Гилем, 1999. 123 с.
186. Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов. Выпуск 29. М., 1976. 258 с.
187. Троицкая JI. Н., Ахмадева Р. Р. Уфимское училище искусств. Уфа : Китап, 1992. 64 с.
188. Уфимскому государственному институту искусств 25 лет. Уфа : Изд. УГИИ, 1993. 155 с.
189. Файзуллина Л. М. Раджап Шайутдинов : Творческий портет. Уфа : Башкортостан, 1999. 30 с.
190. Факультет народных инструментов Российской государственной академии музыки имени Гнесиных. / Ред.-сост. Егоров Б. М., 2000. 335 с.
191. Фере В. Наш дорогой учитель // Советская музыка 1966, №10. С. 12-21.
192. Филиппов. А. Курай // Истоки. 2005. 6 апреля.
193. Фольклор народов России: Фольклор. Миф. Литература : Межвуз. сб. ст. / Баш. гос. ун-т; Под общ. ред. Л.И. Брянцевой. Уфа, 2001. 334 с.
194. Фольклористика в советской Башкирии / АН СССР. Баш. фил.; Ред. Н.Т. Зарипов. Уфа, 1974. Вып. 1. 219 с.
195. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа: Башкнигоиздат, 1976. 204 с.
196. Харисов, А.И. Состояние и задачи башкирской музыкальной фольклористики Текст. / А.И, Харисов. // Фольклористика в советской Башкирии.(под ред. Н.Т. Зарипова). Уфа, 1974. С. 143-149.
197. Хисамитдинова Ф. Г. Борец за права любимого народа. Этнограф Галимжан Таган // Вельские просторы. 2007. № 9. С. 102-105.
198. Хохолков В. Ф. Музыкальные инструменты Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1994. 32 с.
199. Хубов Г. За массовую песню, за массовую симфонию! // Советская музыка. 1934, № 2. С. 3-7.
200. Хубов Г. Золотой век народного творчества // Советская музыка. 1937. №10-11. С. 24-41.
201. Хубов Г. О музыке и музыкантах. М., 1959. 416 с.
202. Чернов Б.П. Горловое пение - древнейший памятник духовной культуры // Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск, 1986. С. 251-259.
203. Шаймухаметов Р. Р. Формирование и подготовка кадров культпросветработников в Башкортостане в 1920-30-е годы // Российское научное сообщество в конце XX века. Сборник статей. М., 2000. С. 249-263.
204. Шакур Р. (Шакуров P. 3.) Истоки духовности. Исследования. Публицистика. Уфа : Гилем, 2009. 520 с.
205. Шакур Р. (Шакуров Р. 3.) Рахматулла Буляканов //Агизел. 1995. № 4. С. 184.
206. Шахурин А. И. Крылья победы. 3-е изд., доп. М. : Политиздат, 1990. 184 с.
207. Шаяхметов Наиль, Сабитов Ирек «Сварганить музыку» // Аргуметы и факты. Республиканское приложение 2003, № 1-2 январь. С. 8.
208. Ямалов М. Б. Особенности истории Отечественной культуры. / Учеб. пособие. Уфа: Вагант, 2008. 188 с.
Научно-справочная литература
209. Башкирская профессиональная музыка. Справочное издание. Сост. А. Рашитова, Г. Баймурзина. Уфа, 1994. 176 с.
210. Большой энциклопедический словарь. Музыка. М.: Научное издательство Большая российская энциклопедия, 1998. 672 с.
211. Книга памяти жертв политических репрессий республики Башкортостан. А-В. Уфа : Китап, 1997. Т. 1. 464 с.
212. Книга памяти жертв политических репрессий республики Башкортостан. Г-И. Уфа : Китап, 1999. Т. 2. 528 с.
213. Книга памяти жертв политических репрессий республики Башкортостан. К-М. Уфа: Китап, 2001. Т. 3. 632 с.
214. Научный коммунизм. Словарь [Текст] / Под ред. А. Румянцева М. 4-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. 352 с.
215. Речменский, Н. Массовые музыкальные народные инструменты. Справочник / Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 1963. 108 с.
Авторефераты
216. Ахметжанова Н. В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ташкент, 1991. 25 с.
217. Барашок, И. В. История народно-инструментальной музыкальной культуры юга Дальнего Востока России : конец XIX в. - начало 90-х гг. XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2007. 24 с.
218. Варламов, Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России Х1Х-ХХ веков : автореф. дис. ... доктора искуствоведения. Саратов, 2009. 41с.
219. Власова, Е. С. Советское музыкальное искусство сталинского периода. Борьба агитационной и художественной концепций : автореф. дис. ... доктора искусствоведения. М., 2010. 42 с.
220. Галимуллина Р. Т. Башкирская протяжная песня : Юго-восточная традиция : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Казань, 2002. 24 с.
221. Губайдуллин, Н. Ш. История башкирской музыки : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Алма-Ата, 1968. 28 с.
222. Зелинский, Р. Ф. Башкирская народная инструментальная музыка: Проблемы формирования традиционного стиля : автореф. дис. ... доктора искусствоведения. СПб., 2006. 47 с.
223. Зелинский, Р. Ф. Композиционные закономерности башкирских программных инструментальных кюев : автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Л., 1977. 21 с.
224. Ильясов, Т. Т. Курай : традицинный музыкальный инструмент в системе культуры башкир : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2011. 23 с.
225. Имамутдинова, 3. А. Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1977. 22 с.
226. Исмагилова, Г. Ш. Школы и культурно-просветительные учреждения Зауралья Башкирской АССР в 1917-1985 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2007. - 25 с.
227. Камаев, Ф. X. Композиционно-ритмические закономерности башкирской народно-песенной мелодики : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 1979. 24 с.
228. Коваленко А. Г. История развития художественной культуры
Башкортостана в 1919 - 1932 гг. : автореф. дис.....канд. ист. наук. Уфа, 2001. 24
с.
229. Кыргыс, 3. К. Горловое пение как целостное явление традиционной музыкальной культуры тувинцев : автореф. дис. ... доктора искусствоведения. Новосибирск, 2007. 30 с.
230. Мирошниченко, С. И. Становление хорового исполнителства на Южном Урале : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1999. 23 с.
231. Набиева, Э. А. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2009. 24 с.
232. Новикова, О. И. Культурно-просветительная работа в деревне в 40-60-х годах XX века (на материалах Башкирской АССР) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2007. 24 с.
233. Понаморева, Е. Р. Музыкальная культура Среднего Поволжья в 1945-1956 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2010. 24 с.
234. Рахимов, Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование : автореф. дис. ... доктора искусствоведения. Магнитогорск, 2006. 63 с.
235. Соколова, А. Н. Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование : автореф. дис. ... доктора искусствоведения. СПб, 2007. 45 с.
236. Тузова, О. В. Музыкальная культура Среднего Поволжья в годы
Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук Самара, 2003. 26 с.
237. Ушенин, В. В. Становление и развитие профессионального народно-инструментального искусства на Дону (1920-1990-е годы) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2006. 30 с.
238. Цыкина, Ю. Ю. Власть и марийское музыкальное искусство, 19461985 гг.: исторический опыт : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Йошкар-Ола, 2004. 25 с.
239. Янгиров, Р. М. Развитие культуры Башкирской АССР в условиях зрелого социалистического общества (1959-1965 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1976. 30 с.
240. Янковская, Г. А. Социальная история изобразительного искусства в годы Сталинизма: институциональный и экономический аспекты : автореф. дис. ... док. ист. наук. Томск, 2007. 46 с.
Нотные издания
241. Берг М. И. Восемь татаро-башкирских песен, под общей редакцией профессора В.А. Богородицкого [Ноты]. Казань, 1926.
242. Гречанинов А.Т. Башкирские и татарские песни [Ноты]. М., 1925.
243. Гречанинов А. Т. 15 башкирских мелодий [Ноты]: для скрипки или флейты с фортепиано. М., 1927.
244. Иорданский М. Башкирский наигрыш. Обработка башкирской народной мелодии [Ноты]: для голоса и фортепиано М., 1935.
245. Иорданский М. Две песни [Ноты]: для голоса с фортепиано М.,
1934.
246. Каримов Т. Концертино [Ноты]: для баяна с оркестром. Уфа: рукопись, 1949 г. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.
247. Каримов Т. Песни [Ноты]. Уфа: Башкнигоиздат, 1964. 83 с.
248. Каримов Т. Песни и хоры [Ноты]: для хора (голоса) и баяна. Уфа: рукопись, 1951. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 88 с.
249. Компанеец 3. Три башкирские народные песни [Ноты]. М.: Музгиз, 1934. 7 с.
250. Компанеец 3. Две народные песни [Ноты]: для смешанного хора а-сареИаМ., 1936. 9 с.
251. Компанеец 3. [Ноты] Фантазия на башкирские темы М., 1936.
252. Кукубаев А. Токката [Ноты] // Концертные пьесы для баяна М., 1969, вып. 17. С. 3-9.
253. Лобачев Г. Татарские и башкирские песни [Ноты]. М., 1934.
254. Пейко Н. Вариации на башкирскую тему [Ноты]: для двух кураев и фортепиано. Уфа: рукопись, 1941. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 3 с.
255. Пейко Н. Воронья каша. Башкирская народная шуточная песня [Ноты]: обработка для курая с фортепиано. Уфа: рукопись, 1942. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 3 с.
256. Пьесы для баяна башкирских композиторов [Ноты]. 1975, Уфа: Башкнигоиздат. 79 с.
257. Рахимов К. Зульхизя: башкирская народная песня [Ноты]: для голоса с сопровождением симфонического оркестра. Уфа: рукопись, 1947. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 3 с.
258. Рахимов К. Кара-юрга: башкирская песня об иноходце [Ноты]: для голоса с фортепиано. Уфа: рукопись, 1946. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 3 с.
259. Спадавеккиа А. Подымайся, Урал [Ноты]: песня башкирской дивизии. Уфа: рукопись, 1941. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 4 с.
260. Сулейманов Г.З. Курай[Ноты]. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 88 с.
261. Сулейманов Г.З. Курай. [Ноты]. Уфа: Башкнигоиздат, 1970. 88 с.
262. Сулейманов Г.З. [Ноты] Курай. Пособие для детей. Уфа: Башкнигоиздат, 1985. 160 с.
263. Султанов М. Башкирские и татарские мотивы [Ноты]. Вып. 1. Саратов, 1916.
264. Хальфетдинов А. Четыре башкирские народные песни [Ноты]: для ансамбля кураистов. Уфа: рукопись, 1969. Национальная библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 6 с.
265. Штейнберг М. Шесть народных песен [Ноты]. Для голоса. М., 1932.
266. Эйхенвальд А. Ирандык [Ноты]: башкирская народная песня для
голоса с хором в сопровождении рояля. Уфа: рукопись, [19_?]. Национальная
библиотека им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан. 3 с.
Электронные ресурсы удаленного доступа
267. http://archive.kremlin.rU/text/appears2/2006/l2/26/1161 09.бЫш1 Стенографический отчет о заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» 26 декабря 2006 г. (дата обращения 3.06.2011).
268. http://mkrf.ш/documentations/order/detail.php?ID=120103 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008, № 267 «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» (дата обращения 3.06.2011).
269. Ьйр://шкг£ги/ёоситеп1а^оп8/огёегМе1а11.рЬр?ГО=120103 Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17.12.2008, № 267 «Об утверждении Концепции сохранения и развития нематериального культурного
наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы» (дата обращения 3.06.2011).
270. http://www.umpo.ru/Page55.aspx официальный сайт ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (дата обращения 12.12.2010).
271. http://portal.unesco.org официальный сайт Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (дата обращения 21.09. 2010).
272. http://www.bashklip.ru/news/2010-02-01-414 интервью с кураистом Робертом Юлдашевым (дата обращения 23. 06. 2010).
273. http://www.artvek.ru/iskusstvo/ocherki25.html вопросы искусства социалистического реализма (дата обращения 25. 06. 2010).
274. http://fcpkultura.ru Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2016 годы)» (дата обращения 28.11.2011).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.