Историко-педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству в России: на примере росписи по дереву тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Вахитова, Рамиля Радиевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Вахитова, Рамиля Радиевна
Историко-педагогические аспекты обучения декоративш ому искусству. юретико-методологические подходы к обучению народное ивно-прикладному искусству. дорические формы обучения декоративно-прикладному искуссть гжной и отечественной педагогической практике. ьтурологические и этнопедагогические аспекты обучения основа эго декоративно-прикладного искусства.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Традиционное прикладное искусство как учебный предмет в образовательных заведениях народных художественных промыслов2000 год, кандидат педагогических наук Казанская, Наталия Равильевна
Теория и практика подготовки учащихся по художественно-промышленным видам труда в условиях непрерывного образования: На примере учебных заведений традиционного декоративно-прикладного искусства2000 год, доктор педагогических наук Максимович, Валентина Федоровна
Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России2005 год, доктор педагогических наук Бадаев, Вячеслав Семенович
Формирование готовности будущего учителя технологии к обучению учащихся народным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству: на примере вузов Республики Таджикистан2010 год, кандидат педагогических наук Рахимов, Саидмухамадхон
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан1998 год, доктор педагогических наук Раджабов, Исмаил Магомедович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству в России: на примере росписи по дереву»
Актуальность исследования. Изменяющиеся социокультурные условия развития современного общества оказывают значительное влияние на образовательную среду. Актуальными проблемами современности стали упадок нравственной культуры, неустойчивость института семьи, трансформация социальной оценки учебной и трудовой деятельности, активизация воздействия на общественное и индивидуальное сознание средств массовой информации, негативные последствия глобализации. Проявления данных процессов находят непосредственное отражение в сфере обучения и воспитания молодого поколения, в связи с чем круг обозначенных проблем требует комплексного, системного подхода к вопросам развития личности на уровне государственной политики в области культуры и образования.
Развитие человека неразрывно связано с его включением в систему общественных и трудовых отношений, с процессами его духовного роста через усвоение достижений традиционной и современной культуры. Наибольшая наглядность и ярко выраженная направленность на социокультурные аспекты развития личности присущи педагогике народного декоративно-прикладного искусства. Национальная доктрина образования в Российской Федерации апеллирует к необходимости обеспечения исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры. В. В. Путин, выступая на заседаниях Государственного совета РФ [183, 184], неоднократно отмечал необходимость государственной поддержки развития народных промыслов, обеспечения условий для сохранения культурного наследия: «Наша общая задача - не только решать финансовые проблемы, но и повышать престиж профессий, связанных с традиционной культурой. Важно также приобщать молодежь к процессу сохранения и развития народного наследия. Сделать все необходимое, чтобы опытные мастера могли передавать им свой опыт и увлеченность традиционной культурой народов Российской Федерации». Сохранение традиций народных промыслов представляется одним из приоритетных направлений культурной политики.
В СССР предпринимались активные действия по всемерному развитию народных художественных промыслов, по улучшению организации обучения художников и мастеров на предприятиях, постановке индивидуального ученичества, велась работа по передаче опыта мастеров старшего поколения младшему (Постановления СовМина РСФСР 1970-1980-х гг.) [167, 168, 169, 171]. Но глобализационные процессы рубежа ХХ-ХХ1 вв. послужили причиной неустойчивости мультикультурных отношений, размытости этнической идентичности русского человека; это привело к трагическим для отрасли последствиям: исчез целый ряд производств изделий народного искусства; ослабел общественный интерес к традиционной национальной культуре. Значительная роль средств массовой информации в формировании социально-культурных потребностей, с одной стороны, и разрушение ранее существовавших принципов семейных и трудовых отношений в обществе, с другой, наложили мощный отпечаток на современные требования к продуктам культуры.
Это ведет за собой нарушение баланса между устоявшейся традицией того или иного вида народного искусства и конкурентоспособным массовым производством, нередко имеющим в настоящее время грубый, китчевый характер. В связи с этим остро ощущается опасность утраты национального своеобразия как российского декоративно-прикладного искусства, так и отечественной традиционной культуры в целом.
Получает негативное отражение и тот факт, что претерпевшая трансформацию образовательная сфера не справляется с задачами обучения и воспитания активной, творческой, патриотически настроенной личности и формирования у нее общечеловеческих, культурных, национальных и эстетических ценностей. Принципы обучения основам традиционной культуры, сформировавшиеся в среде народных мастеров, незаслуженно перестали пользоваться спросом, несмотря на их огромный педагогический потенциал. Очевидно, это следствие изменения современных жизненных условий и способов усвоения и переработки информации, повлиявшего на все сферы деятельности общества, в том числе педагогическую.
Особого внимания требует проблема возрождения семейной культуры и культуры труда, решаемая в ходе комплексного освоения отечественного культурного наследия.
Сказанное выше определяет актуальность исследования, которая состоит в необходимости реконструкции важнейших социальных институтов и традиционных основ национальной культуры средствами педагогики, в том числе и в области народных форм обучения декоративно-прикладному искусству как факторов воспитания и социализации личности, развития этнического самосознания молодого поколения. Изучение особенностей педагогических традиций в данной сфере необходимо для адекватной постановки задач перед современной системой художественного образования и раскрытия недостатков в ее организации.
Несовершенство существующих форм обучения народному декоративно-прикладному искусству позволяет сформулировать противоречия между:
- потребностью в сохранении и возрождении наследия отечественной традиционной культуры средствами педагогики и отсутствием специальных исследований, обобщающих историко-педагогический опыт народных мастеров и профессиональных педагогов в сфере обучения основам декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
- принципами обучения, сформированными в рамках феномена «народной педагогики» мастерами традиционного искусства (ученичество), и системой художественного образования в области декоративно-прикладного искусства, предложенной учебными заведениями академического характера;
- педагогическими требованиями к воспитанию разносторонне развитой, творческой, патриотически настроенной личности субъекта образовательного процесса и снижением показателей качественного воздействия социальных институтов на этнопедагогический, нравственно-эстетический, патриотический и трудовой аспекты личностного развития;
- необходимостью соблюдения традиций обучения народному искусству в рамках современного учебного процесса и отсутствием эффективного научно-методического обеспечения соответствующих образовательных программ;
- противостоянием традиции и инновации в существующих педагогических технологиях на почве модернизации образования и неустойчивостью баланса традиции и современности в самом народном декоративно-прикладном искусстве.
Необходимость разрешения выявленных противоречий позволяет определить научную проблему исследования, которая заключается в определении основополагающих компонентов обучения народному декоративно-прикладному искусству в отечественной традиции и выявлении их педагогического потенциала.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для определения темы диссертации: «Историко-педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству в России (на примере росписи по дереву)».
Объект исследования - процесс обучения народному декоративно-прикладному искусству.
Предмет исследования - историко-педагогические аспекты процесса обучения народному декоративно-прикладному искусству в России.
Цель исследования - систематизировать и обобщить историко-педагогический опыт обучения народному декоративно-прикладному искусству в России (на примере росписи по дереву); разработать модель уровней личностного развития, направленную на создание научно-обоснованных инновационных образовательных технологий с учетом историко-педагогического опыта.
Гипотеза исследования заключается в утверждении, что историко-педагогический анализ основополагающих компонентов обучения народному декоративно-прикладному искусству в России позволяет раскрыть принципы «народной педагогики» как значимой в социокультурном контексте составляющей исторического опыта народа в целом; обобщить достижения профессионального образования в сфере декоративно-прикладного искусства; выявить актуальные для современности противоречия гуманитарно-художественного образования в исследуемой области.
Историко-педагогические основы обучения народному искусству могут найти активное применение в современных педагогических технологиях многоуровневых образовательных систем, если в социокультурной среде:
- обеспечивается межпоколенная трансляция культурного опыта мастеров народного искусства, а творчество подчинено задачам изучения, сохранения и приумножения культурных ценностей, формирования бережного отношения к национальному искусству и традиционному наследию;
- осуществляется личностно-ориентированное воспитание и социализация субъектов образовательного процесса в русле формирования общекультурных, трудовых, семейных, этнических, эстетических ценностей, нравственных установок.
Задачи исследования:
1. Выявить историко-педагогические основы обучения народным художественным промыслам (в частности, росписи по дереву) по материалам традиционной «народной педагогики» и профессионального образования;
2. Определить значимость обучения основам народного декоративно-прикладного искусства в контексте воспитания и социализации личности, формирования мировоззрения, ценностных ориентиров и потребностей молодого поколения с позиций этнической идентификации, патриотизма, развития эстетических и нравственных представлений, культуры труда и семейных отношений;
3. Разработать и теоретически обосновать педагогическую модель, позволяющую прогнозировать уровни развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса посредством обучения народному искусству;
4. Раскрыть потенциал многоуровневого гуманитарно-художественного образования при условии сотрудничества образовательных учреждений между собой и с предприятиями народных художественных промыслов;
5. Выявить перспективы решения актуальных проблем обучения народным художественным промыслам в процессе изучения, сохранения и возрождения российского и регионального культурного наследия.
Теоретические и методологические основы исследования. Исследование опиралось на теоретические основы традиционного образования в сфере народных художественных промыслов (Ю.А. Максимов и др.); концепцию ключевой роли преемственности в обучении народному искусству (Е.Г. Вакуленко, М.А. Некрасова, Л.Я. Супрун); концепцию моделирования как средства научного исследования (A.B. Дахин, В.А. Штофф); концепцию многоуровневого учебного заведения народных художественных промыслов в системе традиционного декоративно-прикладного искусства (В. Ф. Максимович); концепцию непрерывности образования (А.П. Владиславлев, Г.Л. Ильин, Т.Ю. Ломакина и др.).
В исследовании традиционных форм обучения народному искусству важнейшими являются следующие подходы: личностный (Л.С. Выготский, В.А. Сластенин и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.), системный (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина и др.), культурологический (Г.В. Драч, И.Я. Лернер, А.Я. Флиер и др.), этнопедагогический (Г.Н. Волков,
В.А. Тишков, Ю. В. Филиппов), компетентностный подход в образовании (A.A. Вербицкий, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и др.).
В ходе исследования происходит постоянное обращение к понятию «народная педагогика». Необходимо отметить, что данный термин следует понимать как систему принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими, прежде всего, как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни [35, С. 21]. Именно в таком контексте понятие «народная педагогика» используется в данном диссертационном исследовании для обозначения содержания традиционного обучения и воспитания, сформировавшегося в народной среде.
Источниковедческая база исследования. Научные работы, посвященные проблемам преемственности в сфере народного искусства (И.Я. Богуславская, В.М. Вишневская, Л.Я. Супрун и др.); фундаментальные искусствоведческие исследования (В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Ильин); труды о влиянии культурно-педагогической среды на формирование мировоззрения народного художника (Л.П. Алексеева, В.А. Гуляев и др.); о роли личности мастера в развитии промыслов (М.А. Некрасова, Т.М. Разина); о требованиях к профессиональной подготовке деятеля народного искусства (JI.H. Гончарова и др.).
Вопросам художественного образования, трудового, этнокультурного и эстетического воспитания посвящены труды классиков отечественной педагогики (A.B. Бакушинский, JI.C. Выготский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). Использовались издания, обобщающие опыт «народной педагогики» (О.Г. Баранова, З.П. Васильцова) и этнопедагогики в целом (Г.Н. Волков), достижения в работе учебных заведений в области декоративно-прикладного искусства (Т.И. Емельянова, Ю.В. Максимов, В.Ф. Максимович). Характер взаимоотношений культурологии и педагогики выявляется Ю.В. Филипповым, В. А. Фортунатовой.
Ход исследования предполагал обращение к содержанию Постановлений Правительства РФ, Постановлений Совета Министров РСФСР, Концепции художественного образования, Национальной доктрины образования в РФ, образовательных стандартов высшего профессионального образования направлений подготовки в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Также изучались печатные и электронные периодические издания, освещающие современное состояние обучения декоративно-прикладному искусству, преимущественно, художественной обработке дерева. Особую ценность представляют официальная информация от предприятий народных художественных промыслов и сведения, предоставленные народными мастерами росписи по дереву (А.Е. Коноваловым, А.В. Красильниковым, О.П. Лушиной). Неизвестные ранее факты были обнаружены в ходе анализа фондов ЦАНО (Центрального архива Нижегородской области). В значительной степени источниковедческая база построена на региональных материалах, что позволило охватить большое количество источников и адекватно оценить их содержание.
В процессе написания диссертационной работы нашли применение следующие методы исследования: контент-анализ педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы и архивных документов по теме исследования; культурологический метод, позволяющий проследить особенности народного искусства и динамику процессов обучения его принципам на различных этапах развития; метод педагогического моделирования - в построении модели, позволяющей прогнозировать уровни развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса посредством обучения народному искусству (в этнопедагогическом контексте); обобщение педагогического опыта «народной педагогики» и образовательных учреждений в сфере обучения декоративно-прикладному искусству.
Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
1. Систематизирована и теоретически обоснована историко-педагогическая база обучения народному декоративно-прикладному искусству в среде народных мастеров и в рамках систем общего и профессионального образования. Ее концептуальными характеристиками являются:
- погружение в естественную социокультурную среду развития народного искусства с приоритетным вниманием к региональной специфике мировоззренческих основ традиционной национальной культуры;
- роль личностных качеств мастера-преподавателя и его педагогической культуры непосредственного общения с учениками в межпоколенной трансляции этнокультурных традиций;
- коллективные принципы воспитания молодого поколения при индивидуальности подхода к формированию личностных качеств и компетентностей субъекта образовательного процесса; особые педагогические отношения в коллективе;
- обучение народному искусству исследуется как компонент этнического, семейного, трудового, нравственно-эстетического воспитания.
2. В результате анализа динамики развития форм обучения народному искусству выявлен высокий социокультурный и этнопедагогический потенциал применения опыта «народной педагогики» в сфере современного образования, который проявляется в изучении и сохранении традиционного национального культурного наследия, а также в процессе воспитания у молодого поколения социально-востребованных личностных качеств.
3. Определено значение обучения основам народного декоративно-прикладного искусства в процессе формирования и развития личности обучаемых. Данное значение проявляется в эффективности семейного, трудового, эстетического, творческого, этнокультурного, гражданского воспитания молодого поколения и в эффективности содержания процессов социализации (с точки зрения формирования потребностей, ценностных ориентиров, норм поведения, коллективной деятельности, межпоколенной трансляции культурного опыта).
4. Разработана и теоретически обоснована модель прогнозируемых уровней развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса посредством обучения народному искусству (в этнопедагогическом контексте). Процесс моделирования предполагал систематизацию качеств и компетентностей личности и содержания определяющих их факторов, конкретизацию форм и средств педагогического воздействия на обучаемых народному искусству. Результатом создания модели стало выявление уровней личностного развития субъекта, в зависимости от степени овладения предметом обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- раскрыта символическая природа изобразительных мотивов народного искусства во взаимосвязи с миропониманием в народном творчестве;
- выявлены сущностно-содержательные характеристики обучения народному декоративно-прикладному искусству (в частности, росписи по дереву), которые выступают в качестве ведущих условий сохранения, изучения и возрождения национального культурного наследия; составляющих здоровьесберегающих педагогических технологий;
- определено воспитательное и социализирующее педагогическое значение межпоколенной трансляции традиций, преемственности культурного опыта посредством практического обучения народному искусству на всех этапах его развития; конкретизирована зависимость результативности обучения от субъектных качеств народного мастерапедагога;
- проанализированы существующие в педагогической науке классификации личностных качеств, компетентностей и их содержание;
- выявлена зависимость социализации и развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса от реализации исторически сложившихся принципов обучения народному искусству, включая формирование общекультурных, трудовых, семейных, этнических, эстетических ценностей, нравственных установок;
- выявлена и обобщена совокупность этнопедагогических подходов в целях прогнозирования уровней личностного развития посредством обучения народному искусству, что легло в основу педагогического моделирования.
Практическая значимость работы состоит, в том числе, в разработке модели прогнозируемых уровней развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса посредством обучения народному искусству (в этнопедагогическом контексте). Представленная в исследовании модель актуальна для проектирования и реализации учебного процесса и, с учетом изменяющихся условий, может быть внедрена в деятельность образовательных учреждений систем многоуровневого образования в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Положения, изложенные в диссертации, нашли практическое применение в ходе реализации обучения росписи по дереву на Гуманитарно-художественном факультете ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» и явились обобщением многолетней работы научно-педагогических кадров факультета в области этнопедагогики, культурологии, искусствоведения и психофизиологии.
Результаты исследования могут быть использованы как материалы для разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса (на базовом, профессиональном и дополнительном уровнях), а также лечь в основу создания музейно-выставочных и этнопедагогических культурных программ.
Этапы организации исследования
На первом этапе работы (2009-2010 гг.) осуществлялся обзор и анализ педагогической, культурологической, искусствоведческой, философской и психологической научной литературы по теме диссертационного исследования; определены актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза исследования; выявлены теоретико-методологические основы и приоритетные направления работы над диссертацией. Логически выстроена структура исследования, проанализированы исторические и современные аспекты рассматриваемой проблемы, выявлено противоречие.
Второй этап (2010-2011 гг.) отмечен освоением периодических, электронных и неопубликованных источников информации. Была разработана педагогическая модель и сформулированы первичные выводы.
На третьем этапе (2011-2012 г.) проведены апробация результатов исследования и уточнение выводов, систематизация и оформление результатов научной работы в виде диссертации, формулирование заключительных выводов и библиографического списка к работе.
Достоверность и обоснованность результатов работы определяются опорой на ведущие положения отечественных исследователей в сферах педагогики и искусствоведения; обеспечиваются адекватностью формулирования целей исследования; подтверждаются использованием эффективных методов оформления полученных выводов.
Апробация результатов исследования осуществлялась диссертантом в ходе участия в вузовских, региональных, всероссийских и международных конференциях и выставках. Основные положения и результаты исследования отражены в 17-ти публикациях автора, из них 3 статьи опубликованы в печатных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Элементы народного обучения основам нижегородских росписей по дереву апробировались также:
- в рамках преподавания дисциплины «История, культура, технологии деревообработки (роспись)» студентам Гуманитарно-художественного факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»;
- в ходе практической реализации курсов повышения квалификации по программе «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы как условие развития познавательных художественно-творческих способностей и социальных качеств у детей 6-10 лет на основе здоровьесберегающих педагогических технологий (Городецкая, Хохломская, Полхов-Майданская росписи по дереву)» для педагогических кадров (НП «Центр здоровьесберегающих педагогических технологий»);
- в процессе проведения мастер-классов по городецкой и хохломской росписям для аудитории различных возрастных и профессиональных категорий на конференциях и выставках в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» (г. Санкт-Петербург).
Положения, выносимые на защиту:
1. Историко-педагогические основы обучения народному декоративно-прикладному искусству базируются на принципах межпоколенной трансляции традиций и опыта народных мастеров, коллективности формирования мировоззренческой парадигмы и осуществления творческой деятельности, регионализации развития народного искусства. В связи с этим важными условиями организации обучения основам народного искусства становятся: погружение в социокультурную среду происхождения промысла; непосредственный личный контакт с носителем традиции (мастером), формирование и развитие важнейших личностных качеств и компетентностей.
2. Направления применения педагогического потенциала обучения народному декоративно-прикладному искусству, в особенности, росписи по дереву, лежат в области формирования личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса. Посредством преподавания основ народного искусства осуществляются этнопедагогические процессы воспитания и социализации, формирование у молодого поколения познавательного, эмоционального, сенсомоторного опыта, приобщение к традиционной национальной культуре в сфере семейных, трудовых и творческих отношений. Обучение народному искусству включает в себя компоненты, выходящие за рамки формального образования, оказывающие влияние на развитие ценностных ориентиров и гражданской позиции личности, состояние и функционирование социальных институтов.
3. Разработанная в исследовании модель прогнозируемых уровней развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса посредством обучения народному искусству (в этнопедагогическом контексте) содержит комплекс педагогических средств, влияющих на эффективность формирования определенных в процессе моделирования компетентностей и личностных качеств.
4. Педагогически эффективные образовательные программы по освоению наследия традиционного народного искусства могут быть созданы и реализованы в ходе создания и функционирования системы многоуровневого образования. Единство целей и содержания учебной и воспитательной работы, осуществляемой на всех образовательных уровнях, обеспечивает оптимальное профессионально-ориентированное обучение через сотрудничество учебных заведений с организациями-потребителями кадров.
5. Решение современных проблем народных художественных промыслов и обеспечение стабильности развития центров традиционной культуры связаны с требованиями региональной спецификации обучения народному декоративно-прикладному искусству; с реализацией программ по изучению, сохранению и возрождению национального культурного наследия; с использованием ресурсов учебно-научно-производственных комплексов (УНПК), которые представляют собой многоуровневую образовательную систему, организованную по принципу «колледж - вуз - производство».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертации - 207 страниц текста, включающего, в том числе, приложения в виде текста, рисунков и глоссария.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Художественно-эстетическое воспитание подростков средствами народного декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Калмыкия2003 год, кандидат педагогических наук Артаева, Гиляна Владимировна
Формирование готовности студентов художественно-графических факультетов к художественному образованию учащихся: на материале татарского декоративно-прикладного искусства2008 год, кандидат педагогических наук Гатина, Альбина Ростямовна
Региональная система профессионального образования в сфере народного декоративно-прикладного искусства: На примере Краснодарского края2004 год, доктор педагогических наук Вакуленко, Екатерина Гавриловна
Развитие художественно-педагогических способностей будущих учителей изобразительного искусства средствами народной художественной культуры2006 год, кандидат педагогических наук Ерошенко, Юлия Владимировна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Вахитова, Рамиля Радиевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоги проведенного диссертационного исследования свидетельствуют о том, цель достигнута, поставленные задачи реализованы, а научно-теоретические выводы исследования подтверждают гипотезу и положения, выносимые на защиту.
1. Историко-педагогический анализ позволил констатировать, что обеспечение реализации принципов «народной педагогики» в историческом процессе является необходимым условием сохранности культурного наследия и устойчивости взаимосвязей социальных институтов в регионально-ориентированной социокультурной среде развития традиционного декоративно-прикладного искусства.
2. В ходе исследования выявлена зависимость социализации и развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса от реализации принципов «народной педагогики» в обучении декоративно-прикладному искусству.
Историко-педагогические основы обучения народному искусству базируются на межпоколенной трансляции культурного опыта народа, на принципах коллективности мировоззрения, трудовых и творческих процессов. Средства «народной педагогики», таким образом, проявляют себя в качестве социально значимых факторов воспитания национальных, духовных ценностей и эстетического вкуса, формирования нравственных ориентиров, развития познавательной и творческой активности коллектива и отдельных личностей. При этом особое значение для преемственности традиций народного искусства имеют субъектные качества личности мастера и особенности его миропонимания, наряду с коллективным мировоззрением.
3. Анализ полученных результатов доказал, что особую значимость педагогические технологии мастеров народного искусства приобретают в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это осуществляется в ходе создания изделий народных промыслов (в особенности, в технике росписи по дереву) и проявляется в стимуляции сенсомоторного развития, познавательной активности и трудовой деятельности, образного мышления, в развитии воображения, творческих способностей и эмоциональной сферы личности, этническом и гражданском самоопределении и т.д.
4. Результаты анализа опыта народных педагогов и научной литературы по теме исследования подтверждают предположение об оптимальности системы многоуровневого образования для подготовки мастера народного искусства в современных условиях. Комплексный характер многоуровневого образования позволяет осуществлять не только профессиональную подготовку квалифицированных кадров, но и воспитывать семейные, трудовые и этнокультурные ценности.
5. Средствами «народной педагогики» можно не только воспитать зрелую творческую личность с высоким уровнем формирования этнических, трудовых, семейных, общекультурных, нравственных приоритетов, но и эффективно повлиять на развитие ее потребностей, поскольку культурный уровень общества тесно связан с динамикой социальных запросов на продукты культуры как материальной, так и духовной.
6. Применение метода педагогического моделирования позволило разработать модель прогнозируемых уровней развития личностных качеств и компетентностей субъектов образовательного процесса посредством обучения народному искусству (в этнопедагогическом контексте). Модель дает возможность содержательно представить высокий потенциал применения историко-педагогического опыта народных мастеров в направлении личностно-ориентированного воспитания молодого поколения и формирования у него системы общекультурных, семейных, трудовых и этнических ценностей. Данная модель подтверждает необходимость организации согласованного педагогического воздействия различных социальных институтов на развитие личностных качеств и компетентностей субъектов обучения.
7. Перспективы дальнейших исследований представляются нам в виде проектирования и реализации эффективных моделей многоуровневого образования в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов на базе крупных педагогических и исследовательских центров гуманитарно-художественного профиля, что соответствует целям возрождения и сохранения историко-культурного наследия регионов России. Такими центрами могут стать учебно-научно-производственные комплексы, представляющие собой систему «колледж - вуз - предприятие народных художественных промыслов».
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Вахитова, Рамиля Радиевна, 2012 год
1. Аверина, В. Городецкая резьба и роспись : на предметах крестьянского ремесла и домашней утвари Текст. / В. Аверина. Горький : Кн. изд-во, 1957.-67 с. : ил.
2. Айзнер, Н. Педагогическая система Вальдорф Электронный ресурс. / Н. Айзнер. 2007. - 27 сент. - Режим доступа : www.materinstvo.ru/art/1737.
3. Алексеева, Л. П. Проблемы взаимодействия культурной среды и личности в системе непрерывного образования Текст. / Л. П. Алексеева // Непрерывное образование как педагогическая система. М. : НИИВШ, 1989.-С. 48-61.
4. Алимова, Л. Б. Образ и символ в русской декоративно-прикладной роскоши XVIII первой половины XIX веков Электронный ресурс. / Л. Б. Алимова // Архитектон : известия вузов. - 2006. - № 16. - Режим доступа : http://archvuz.ru/20064/28.
5. Антология педагогической мысли Текст. : В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. М. : Высшая школа, 1989. -469 с.
6. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, Х1У-ХУ11 вв. Текст. / АПН СССР. М. : Педагогика, 1985. - 367 с. : ил.
7. Арбат, Ю. А. Народное декоративное искусство Текст. / Ю. А. Арбат. -М.: Советский художник, 1963. 48 с. : ил.
8. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву Текст. / Ю. А. Арбат.- М. : Изобразительное искусство, 1970. 197с.
9. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов.- М. : НАКиОЦ, 1993. 349 с.
10. Асмолов, А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. М. : Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
11. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества Текст. : учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. Ростов н/Д : Феникс, 2006.-347 с.
12. Байдин, В. И. Традиции и быт старообрядцев Электронный ресурс. / В. И. Байдин // История культуры старообрядчества. Режим доступа : http://virlib.eunnet.net/oldbelief/.
13. Балдина, О. Д. Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль Электронный ресурс. / О.Д. Балдина // Русское искусство XVIII века. -Режим доступа : www.artprojekt.ru/library/rusl8/st019.html -(Энциклопедия искусства).
14. Балдина, О. Д. Русские народные картинки Текст. / О. Д. Балдина. -М. : Молодая гвардия, 1972. 207 с. : ил.
15. Барадулин, В. А. Подсобные художественные промыслы России Текст. / В. А. Барадулин, В. Т. Сидоренко. М. : Россельхозиздат, 1983. - 111 с. : ил.
16. Барадулин, В. А. Художественная обработка дерева Текст. / В.А. Барадулин. М.: Легпромбытиздат, 1986. - 262 с. : ил.
17. Баранова, О. Г. Русские дети : Основы народной педагогики Текст. / О. Г. Баранова, Д. А. Баранов, Т. А. Зимина. СПб : Искусство-СПб, 2006. - 566 с. : ил. (История в зеркале быта).
18. Батаршев, А. В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профильной школе Текст. / А. В. Батаршев. -СПб : Ин-т профтехобразования, 1996. 88 с.
19. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
20. Богуславская, И. Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов Текст. / И. Я. Богуславская // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 16-43.
21. Богуславская, И. Я. Северные сокровища (О народном искусстве Севера и его мастерах) Текст. / И.Я. Богуславская. Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980. - 80 с. : ил.
22. Буткевич, Л. М. История орнамента Текст. : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л. М. Буткевич. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 267 с. : ил. - (Изобразительное искусство).
23. Вайнерман, С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному творчеству Текст. / С. М. Вайнерман, А. С. Большев и др. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. : ил. -(Здоровьесберегающая педагогика).
24. Вакуленко, Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество : теория, история, практика Текст. / Е. Г. Вакуленко. Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 380 с. : ил.
25. Ванеев, А. Н. Система методического руководства библиотечным делом Текст.: учеб. пособие / А. Н. Ванеев. Л. : ЛГИКД982. - 78 с.
26. Василенко, В. М. Искусство Хохломы Текст. / В. М. Василенко. М. : Советский художник, 1959. - 107 с. : ил.
27. Василенко, В. М. Народное искусство. Избр. труды о нар. творч. Х-ХХ вв. Текст. / В. М. Василенко. М. : Советский художник, 1974. - 294 с. : ил.
28. Василенко, В. М. О развитии народного искусства Текст. / В. М. Василенко // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 44-59.
29. Василенко, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII -XX вв. Текст. / В. М. Василенко. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1960. - 181 с. : ил.
30. Васильцова, 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики : заметки журналиста Текст. / 3. П. Васильцова. 2-е из-е, доп. - М. : Педагогика, 1988.- 157 с. : ил.
31. Вахитова, Р. Р. Историческая проблематика обучения традиционному декоративно-прикладному искусству в XX в. Текст. / Р. Р. Вахитова // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т. -Н. Новгород, 2012,-№ 1,- С. 209-213.
32. Вахитова, Р. Р. Принципы современной переработки хохломского наследия на примере курской и липецкой росписи по дереву Текст. / Р.
33. Р. Вахитова // Труды молодых ученых и аспирантов / Волго-Вят. акад. гос. службы. Н. Новгород, 2010. - Вып. 9. - С. 199-200.
34. Вахитова, Р. Р. Традиции древнерусского искусства в художественных промыслах Нижегородского края Текст. / Р. Р. Вахитова // Труды молодых ученых и аспирантов / Волго-Вят. акад. гос. службы. Н. Новгород, 2007. - Вып. 7. - С. 225-226.
35. Вахитова,. Р. Р. Традиционные формы обучения народному декоративно-прикладному искусству Электронный ресурс. / Р. Р. Вахитова // Бап-Ыаика. 2011. - Режим доступа : www.fan-nauka.narod.ru/201 l.html.
36. Ведерникова, Л. В. Балахнинское кружево Текст. / Л. В. Ведерникова. Н. Новгород : Литера, 2008. - 144 с. : ил. - (Библиотека им. И.П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).
37. Величко, Н. К. Русская роспись : Техника. Приемы. Изделия Текст. / Н. К. Величко. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 224 с. : ил.
38. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет Текст. / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. М. : Просвещение, 1988. - 143 с. : ил.
39. Вербицкий, А. А. Концептуальные основы непрерывного образования Текст. / А. А. Вербицкий, В. А. Юрисов, Н. И. Нечаев // Непрерывное образование как педагогическая система. М. : НИИВШ, 1989. - С. 5-14.
40. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции Текст. / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М. : Логос, 2009. - 169 с.
41. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения Текст. / А. А. Вербицкий // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. - №2. - С. 3-6. - (Теория инновационной деятельности).
42. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста Текст. : материалы науч.-практ. конф. фак. дошк. обр-я (НИРО) / Нижегор. ин-т разв. обр-я. Н. Новгород : Нижегородский гуманитарный центр, 2005. - 148 с.
43. Виргинский, В. С. Очерки истории науки и техники с древнейших времён до середины XV века Текст. : кн. для учителя / В. С. Виргинский, В. Ф. Хотеенков. М. : Просвещение, 1993. - 288 с.
44. Вишневская, В. М. Свободные кистевые росписи Русского Севера Текст. // Народное декоративно-прикладное искусство Русского Севера : Тез. докл. науч. конф. (22-26 ноября 1965). Л. : Государственный Русский музей, 1965. - 47 с.
45. Владиславлев, А. П. Непрерывное образование : проблемы и перспективы Текст. / А. П. Владиславлев. М. : Молодая гвардия, 1978. - 175 с.
46. Возрождение традиций в искусстве народных художественных промыслов Текст. : сб. науч. тр. / НИИ худож. пром-ти; [Отв. ред. Н.В. Черкасова]. М. : НИИХП, 1985. - 127 с. : ил.
47. Волков, Г. Н. Педагогика народного спасения. Избранные этнопедагогические сочинения Текст. / Г. Н. Волков. Элиста : АПП «Джангар», 2003. - 440 с. : ил.
48. Волков, Г. Н. Этнопедагогика Текст. : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. М. : «Академия», 1999. - 168 с.
49. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве. Избранные труды Текст. / Вступит, ст. Т. Разиной / В. С. Воронов. М. : Советский художник, 1972.-350 с. : ил.
50. Всемирная история Текст.: учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М. : Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с.
51. Выготский, Л. С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский. М. : 1956.-С. 256.
52. Выготский, Л. С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. 3-е изд. -М. : Искусство, 1986. - 573 с.
53. Галочкин, Н. М. Город древний, город славный Электронный ресурс. / Н. М. Галочкин. Режим доступа : www.radilov.ru. - (О Городце).
54. Гончарова, Л. Н. Проблема подготовки кадров для народных промыслов Текст. / Л. Н. Гончарова // Творческие проблемысовременных народных художественных промыслов. Л. : Художник РСФСР, 1981.-С. 336-340.
55. Гуляев, В. А. О мастерах надомниках Текст. / В. А. Гуляев // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. - Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 81-95.
56. Гуляев, В. А. Русские художественные промыслы 1920-х годов Текст. / В. А. Гуляев. Л. : Художник РСФСР, 1985. - 157 е.: ил.
57. Дайн, Г. Л. Игрушечных дел мастера Текст. / Г. Л. Дайн. М. : Просвещение, 1994. - 288 с.
58. Дахин, А. В. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность Текст. / А. Н. Дахин // Педагогика. 2003. - № 4. -С. 21-26.
59. Елатомцева, И. М. Роль декоративного искусства в эстетическом воспитании учащихся Текст. / И. М. Елатомцева. Минск : Нар. асвета, 1965.-54 с. : ил.
60. Емельянова, Т. И. Хохломская роспись Текст. / Т. И. Емельянова. Н. Новгород : Литера, 2009. - 144 с. : ил. - (Библиотека им. И.П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»),
61. Емельянова, Т. И. Художественное наследие и современная творческая практика в хохломском и городецком промыслах Текст. / Т. И. Емельянова // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Л. : Художник РСФСР, 1981. - С. 97, С.107.
62. Емельянова, Т. И. Школа мастеров Хохломы Текст. / Т. Емельянова // Горьковская правда. 1970. - 6 сент.
63. Званцев, М. П. Нижегородские мастера : Рассказы о народном искусстве Текст. / М. П. Званцев. Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1978.- 159 с. : ил.
64. Званцев, М. П. Пряничные доски Электронный ресурс. / М. П. Званцев. Режим доступа : www.radilov.ru/.
65. Званцев, М. П. Хохломская роспись Текст. / М. П. Званцев. Горький : Горьковск. обл. изд-во, 1951. - 40 с. : ил.
66. Зельдович, Б. 3. Роль активных методов обучения в интенсификации учебного процесса Текст. / Б. 3. Зельдович // Инновационные методы вобразовании : сб. материалов междунар. научн.-практич. конф. М. : РИПО ИГУМО, 2008. - 84 с.
67. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании Текст. / И. А. Зимняя. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 20 с.
68. Зинченко, Г. П. Непрерывное образование веление времени Текст. / Г. П. Зинченко. - М. : Знание, 1988.
69. Змеёв, С. И. Андрагогика : основы теории, истории и технологии обучения взрослых Текст. / С. И. Змеёв. М. : Per Se, 2003. - 207 с.
70. Изготовление художественных изделий из дерева Электронный ресурс. -Режим доступа : http://bibliotekar.ru/spravochnik-47/index.htm.
71. Ильин, Г. JI. Философия образования (идея непрерывности) Текст. / Г. J1. Ильин. М. : Вузовская книга, 2002. - 223 с.
72. Ильин, М. А. Исследования и очерки. Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI XX вв. Текст. / М. А. Ильин [Вступит, ст. чл.-кор. АН СССР B.JI. Янина]. - М. : Советский художник, 1976. - 286 с. : ил.
73. История педагогики в России Текст. : хрестоматия для студ. гум. фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. М. : Издательский центр «Академия», 1999. -400 с.
74. К вопросу о взаимоотношениях народных картинок (гравюр на дереве) с произведениями прикладного искусства Электронный ресурс. //
75. Русское искусство XVIII века. Режим доступа : www.artprojekt.ru/ Iibrary/rusl8/st020.html - (Энциклопедия искусства).
76. Канцедикас, А. С. Искусство и ремесло : К вопросу о природе народного искусства Текст. / А. С. Канцедикас; Научн.-исслед. ин-т худож. пром-ти. -М. : Изобразит, искусство, 1977. 87 с. : ил.
77. Квач, Н. В. Нижегородская промысловая игрушка : от кустарных изделий до фолкдизайна и масспродукции Текст. / Н. В. Квач // Terra Humana.-2010,-№4.-С. 149-154.
78. Кемеров, В. Е. Непрерывное образование как методологическая проблема Текст. / В. Е. Кемеров, Б. Г. Ушаков // Непрерывное образование как педагогическая система. М. : НИИВШ, 1989. - С. 2836.
79. Кикеева, С. А. Этнопедагогика эстетического воспитания в начальной национальной школе Текст. / С. А. Кикеева // Молодой ученый. 2009. -№4.-С. 271-273.
80. Кокурина, Е. Хвала рукам, творящим чудо. Текст. / Е. Кокурина // Ковернинские новости. 1996. - 5 мар. - С. 3-4.
81. Коновалов, А. Е. Городецкая роспись Текст. / А. Е. Коновалов. -Горький : Волго-Вятское кн. изд-во, 1988. 236 с. : ил. - (Рассказы о народном искусстве).
82. Концепция художественного образования в Российской Федерации (утв. Минобразования РФ и Минкультуры РФ 26 ноября 2001 г.) Электронный ресурс. Режим доступа : www.pravoteka.ru/pst/51/25338 .html.
83. Костюхина, А. Выводят в мастера : Человек и его дело Текст. / А. Костюхина // Горьковская правда. 1984. - 19 июня. - С. 4
84. Красильников, А. В. Золотая Хохлома Текст. / Лит. обработка И. Сидоровой; Предисл. В. М. Вишневской. Горький : Волго-Вятск. кн. изд-во, 1980. - 175 с. : ил. - (Рассказы о народном искусстве).
85. Краснова, Е. Хохлома Текст. / Е. Краснова // Народное творчество. -2000. № 3. - С. 19-21. - (Авторская программа).
86. Кругликов, Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения Текст. / Г. И. Кругликов. М. : Academia, 2008. - 271 с.
87. Кручинин, В. А. Психология и педагогика высшей школы Текст. : учебн.-метод, пособие. Ч 2. / В. А. Кручинин, Н. Ф. Комарова; Нижегор. архит.-строит. ун-т. Н.Новгород : ННГАСУ, 2011. - 171 с.
88. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей Текст. : попул. пособ. для родителей и педагогов / Л. Н. Кряжева. Ярославль : Академия развития, 1996. - 205 с. : ил.
89. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н.В. Кузьмина. М. : Высш. шк., 1990. - 119 с.
90. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки Текст. / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования. Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.
91. Кукушин, В. С. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 523 с.
92. Кулагина, Н. В. Символ и символическое сознание Электронный ресурс. / Н. В. Кулагина // Культурно-историческая психология. 2006. -№ 1. - Режим доступа : http://psyjournals.ru/kip/2006/nl/Kulagina.shtml.
93. Культурология Текст. : учебн. пособ. / Под ред. проф. Г. В. Драча. М. : Альфа-М, 2003.-432 с.
94. Культурология в вопросах и ответах Текст. / Под. ред. проф. Г. В. Драча. М. : Гардарики, 2002. - 336 с.
95. Латышина, Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века) Текст. : учеб. пос. - М. : Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.-584 с.
96. Лебедева, Т. А. Символ как средство развития ценностно-смысловых представлений дошкольников Электронный ресурс. / Т. А. Лебедева // Психологическая наука и образование. 2011. - № 2. - Режим доступа : www.psyedu.ru.
97. Леонов, С. Народное искусство : история и современность : интервью с ректором Высшей школы народных искусств В. Ф. Максимович Текст. / С. Леонов // Наше Наследие. 2006. - № 78. - Режим доступа : www.nasledie-rus.ru/podshivka/7825.php.
98. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
99. Лернер, И. Я. Болевые точки процесса обучения Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1991. - № 5.
100. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М. : Педагогика, 1981.- 186 с.
101. Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.,1980. - 96 с.
102. Лернер, И. Я. Человеческий фактор и функции содержания образования Текст. / И. Я. Лернер // Советская педагогика. 1987. - № 11.
103. Ломакина, Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования Текст. / Т. Ю. Ломакина. М. : Наука, 2006. - 219 с.
104. Лушина, О. П. Об обучении хохломской росписи Звукозапись. : беседа с Заслуженным художником России, лауреатом Государственной премии им. И. Е. Репина Ольгой Павловной Лушиной / записала Р. Вахитова. 2011. - 21 авг.
105. Мазуркин, П. М. Трудности многоуровневого высшего образования Электронный ресурс. / П. М. Мазуркин // Современные проблемы науки и образования. 2008. - №6. - Режим доступа : www.science-education.ru/download/2008/06/20080615.pdf.
106. Макаренко, А. С. О воспитании Электронный ресурс. / А. С. Макаренко. М. : Изд-во полит, литературы, 1990. - 416 с. - Режим доступа : http://pedagogic.ru/books/item/fD0/s00/z0000000/index.shtml.
107. Максимов, Ю. В. У истоков мастерства : Народное искусство в художественном воспитании детей : из опыта работы Текст. / Ю. В. Максимов. -М. : Просвещение, 1983. 159 с. : ил.
108. Максимов, Ю. Мастера Семинской хохломы Текст. / Ю. Максимов // Московский журнал. 2000. -№ 9. - С. 57-61.
109. Максимов, Ю. Школа на родине хохломы Текст. / Ю. Максимов // Юный художник. 1993. - № 1. - С. 2-3.
110. Маршева, И. В. Ткачество и вышивка Нижегородского края Текст. / И. В. Маршева. Н.Новгород: Литера, 2010. - 160 с. : ил. - (Библиотека им. И.П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области»).
111. Матвеев, Г. Рассказы о прошлом : Главы из воспоминаний Текст. / Г. Матвеев // Нижний Новгород. 2001№ 1.-С. 150-158.
112. Методы системного педагогического исследования Текст. / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 172 с.
113. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики Текст. / М. Монтессори. М. : Задруга, 1913. - 339 с.
114. Морозова, К. В. Из племени одержимых Электронный ресурс. / К. В. Морозова : о Коновалове А. Е. // Городецкий вестник. 1971. - Режим доступа : http://radilov.ru/content/view/493/36/.
115. Морозова, К. В. Мы возвращаемся к старым мастером Электронный ресурс. / К. В. Морозова : о Староверовой Е. Н. // Городецкий вестник. -2002. Режим доступа : http://radilov.ru/content/view/544/36/.
116. Морозова, К. В. Хранительница традиций Электронный ресурс. / К. В. Морозова : о Столесниковой И. А. // Городецкий вестник. 1998. -Режим доступа : http://radilov.ru/content/view/542/36/.
117. Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова Электронный ресурс. : Об академии. История. -Режим доступа : www.mghpu.ru/index.php/about/history
118. Мусиенко, Н. Наследницы золотой Хохломы Текст. Н. Мусиенко // Учительская газета. 1985. - 15 июня. - С. 4
119. Народные художественные промыслы Текст. / О. С. Попова, Н. С. Королева, Д. А. Чирков, и др. / Под общ. ред. О.С. Поповой. М. : Легкая и пищевая промышленность, 1984. - 191 с. : ил.
120. Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития Электронный ресурс. : стенограмма парламентских слушаний от 26 апреля 2011 года. Режим доступа : http://rudocs.exdat.com/docs/index-368834.html.
121. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе М. , 2000. - Режим доступа : www.dvgu.ru/umu/zakrf/doktrinl.htm.
122. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика Текст. / М. А. Некрасова. М. : Изобразительное искусство, 1983.-343 с. : ил.
123. Некрасова, М. А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества Текст. / М. А. Некрасова // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. JI. : Художник РСФСР, 1981.-С. 60-80.
124. Некрасова, М. А. Современное народное искусство Текст. / М. А. Некрасова. Л. : Художник РСФСР, 1980. - 202 с. : ил.
125. Непрерывное образование и потребность в нем Текст. / отв. ред. Г.А. Ключарев; ИКСИ РАН. М. : Наука, 2005. - 173 с.
126. Нижегородская губернская земская управа. Кустарное отделение Текст.- Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 42. Оп. 240. Т. 3 Д. 37.
127. Нижегородская губернская земская управа. Кустарное отделение Текст.- Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 42. Оп. 240. Т. 3 Д. 45.
128. Нижегородская губернская земская управа. Кустарное отделение Текст.- Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 42. Оп. 240. Т. 3 Д. 66.
129. Нижегородская губернская земская управа. Кустарное отделение Текст. -Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 42. Оп. 240. Т. 3 Д. 125.
130. Нижегородская губернская земская управа. Кустарное отделение Текст.- Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 42. Оп. 240. Т. 3 Д. 137.
131. Нижегородская школа ремесленных учеников вечных и временно цеховых Текст. Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 1772. Оп. 1. Д. 16.
132. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией : пособие для начинающего педагога-исследователя Текст. / А. М. Новиков. М. : Издательство «Эгвес», 2003. - 104 с.
133. О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышению его роли в коммунистическом воспитании трудящихся Электронный ресурс. : Постановление Совета Министров РСФСР № 533 от 29 декабря 1986 года. Режим доступа : www.law7.ru.
134. О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в РСФСР Электронный ресурс. : Постановление Совета
135. О Школе Народного Искусства, основанной императрицей Александрой Федоровной в г. Санкт-Петербурге Электронный ресурс. : Высшая школа народных искусств. История института. Режим доступа : www.vshni.ru/history.htm
136. ООО «Промысел». О фирме Электронный ресурс. Режим доступа : www.promysel.nnov.ru/about.
137. Петрова, Т. Н. Этнопедагогика Г. Н. Волкова как сокровищница народной жизни Текст. / Т. Н. Петрова // Вестн. Чуваш, гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2005. - № 2 (45). - С. 14-16.
138. Подготовка кадров для предприятий НХП СССР Текст. М., 1974. - 24 с.
139. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации Текст. / Г. Г. Почепцов. М. : Рефл-бук, Киев : Ваклер, 2001. - 656 с.
140. Привалова, В. М. Реализация культурного ритуала в материале орнамента Электронный ресурс. / В. М. Привалова // Регионология. -2011. № 3. - Режим доступа : http://regionsar.ru/node/798.
141. Проблемы взаимодействия национальной культуры в СССР и современных народных художественных промыслов Текст. : сб. науч. тр. / НИИ худ. пром-ти / Отв. ред. Н. В. Черкасова. М. : НИИХП, 1984. - 176 с.
142. Путин, В. В. Выступление в Государственной Думе с отчётом о деятельности Правительства Российской Федерации за 2010 год Электронный ресурс. / В. В. Путин. -2010.-20 апр. Режим доступа : http://premier.gov.ru/events/news/14898/.
143. Путин, В. В. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации на заседании Государственного совета Российской Федерации Электронный ресурс. / В. В. Путин. 2011. - 26 дек. -Режим доступа : http://premier.gov.ru/events/news/17474/.
144. Путин, В. В. Выступление Президента России на заседании Государственного совета Электронный ресурс. / В. В. Путин. 2006. -26 дек. - Режим доступа : www.allrf.ru/article/550.
145. Разина, Т. М. О специфике мастерства в искусстве народных промыслов (на материале хохломской росписи) Текст. / Т. М. Разина // Народные художественные промыслы. Теория и практика. М., 1982. -С. 92-103.
146. Разина, Т. М. Русское народное творчество. Проблемы декоративно-прикладного искусства Текст. / Т. М. Разина. М. : Изобразительное искусство, 1970. - 255 с. : ил.
147. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе : Архит. декор, и худож. промыслы Текст. / С.Б. Рождественская. -М. : Наука, 1981. -207 с. : ил.
148. Рубинштейн, С. JI. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. -М., 1997.-463 с.
149. Русские прялки Изоматериал. : Альманах. СПб. : Palace Editions, 2001. Вып. 7. - 51 с. : ил.
150. Русское народное искусство Севера Текст. : сб. ст. / ред. И. Я. Богуславская. -М. : Советский художник, 1968. 191с. : ил.
151. Рыбаков, Б. А. Русское прикладное искусство X-XIII веков Изоматериал. : Альбом / Б.А. Рыбаков. JL : Аврора, 1971. - 128 с. : ил.
152. Рыбаков, Б. А. Язычество древних славян Текст. / Б. А. Рыбаков. М. : Наука, 1981.-608 с.
153. Рыжова, Т. А. Жизнь Георгия : Г. П. Матвеев : документы и версии Текст. / Т. А. Рыжова // Нижний Новгород. 2001. - № 1. - С. 132-149.
154. Савкин, П. А. Возрожденное мастерство. Рассказ о Владимирском художественно-ремесленном училище Текст. / П. А. Савкин. -Владимир : Кн. изд-во, 1957. 62 с. : ил.
155. Салтыков, А. Б. Использование народных традиций в развитии советского прикладного искусства Текст. / А.Б. Салтыков. М. : Искусство, 1956. - 47 с. : ил.
156. Седова, И. Г. Педагогический потенциал народного орнамента Текст. / И. Г. Седова // Актуальные задачи педагогики : материалы междунар. заоч. научн. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Т. 2. - Чита : Молодой ученый, 2011.-С. 147.
157. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий Текст. : в 2 т. Т. 1 / Г. К. Селевко. М. : НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
158. Семенова, Т. С. Художники Полховского Майдана и Крутца Текст. / Т. С. Семенова-М. : Советский художник, 1972. 200 с. : ил.
159. Семенова, Т.С. Народное искусство и его проблемы Текст. / Т. Семенова. -М. : Советский художник, 1977. 246 с. : ил.
160. Семяшкина, Ю. Жива мезенская роспись Электронный ресурс. / Ю. Семяшкина // Север. 2005. - 5 августа. - Режим доступа : http://fyodors.narod.ru/paintings.htm.
161. Сластенин, В. А. Педагогика Электронный ресурс. : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведен. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр
162. Академия», 2002. 576 с. - Режим доступа : www.gumer.info/bibliotekBuks/Pedagog/slast/06.php.
163. Соколова, М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов Текст. : учеб. пособ. для студ. вузов / М. С. Соколова. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. -303 с.
164. Соснин, Е. М. Руки, творящие чудеса Текст. / Беседу вела И. Храмошкина // Нижегородская правда. 2005. - 7 июля. - С. 18.
165. Союз Советских Социалистических Республик. Конституция (1977). Конституция СССР Электронный ресурс. : офиц. текст. Режим доступа : http://allpravo.ru/library/docl ПрО/п^гит!18/кет2014.html.
166. Стариченкова, Е. Мамин золотой завиток. Кто питает самобытность росписи сегодня Текст. / Е. Стариченкова // Нижегородские новости. -2005.- 1 июн.-С. 1, 17.
167. Супрун, Л. Роль профессионального художника и искусствоведа в развитии художественных промыслов Текст. / Л .Я. Супрун // Советское декоративное искусство. М. : Советский художник, 1983. - С. 170-182.
168. Супрун, Л. Я. Проблема преемственности художественных традиций и воспитание молодых мастеров народных художественных промыслов
169. Текст. / JI. Я. Супрун // Советское декоративное искусство. М. : Советский художник, 1982. - С. 56-66.
170. Супрун, Л.Я. Городецкая роспись Текст. / Л. Я. Супрун. М. : Культура и традиции, 2006. - 146 с. : ил.
171. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву Текст. / Л. Я. Супрун. М. : Лег. и пищ. пром-ть, 1983. - 119 с. : ил.
172. Сухомлинский, В. А. Мудрая власть коллектива Электронный ресурс. / В. А. Сухомлинский. М. : Молодая гвардия, 1975. - 238 с. - Режим доступа : http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000033/index.shtnil.
173. Сухомлинский, В. А. О воспитании Электронный ресурс. / В. А. Сухомлинский. М. : Политическая литература, 1982. - 270 с. - Режим доступа : http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/index.shtml.
174. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям Электронный ресурс. / В. А. Сухомлинский. Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с. - Режим доступа : www.pedlib.ru/Books/l/0214/index.shtml?frompage=::l 19
175. Тишков, В. А. Реквием по этносу : исследования по социально-культурной антропологии Текст. / В. А. Тишков. М. : Наука, 2003. -544 с.
176. Тишков, В. А. Этническое и религиозное многообразие основа стабильности и развития российского общества Текст. : статьи и интервью / В. А. Тишков. - М. : Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008.-84 с.
177. Толстухина, Н. В. Художественная роспись по дереву. Городец Изоматериал. : Альбом / Н.В. Толстухина. М. : Интербук-бизнес, 2008. - (Шедевры народного искусства России).
178. Томилин, В. В. Физиология, патология и судебномедицинская экспертиза письма Электронный ресурс. / В. В. Томилин. М. : Медгиз, 1963. - Режим доступа : www.sudmed-nsmu.narod.ru/metod/ sudgraph.html.
179. Традиционные и компьютерные методы анализа документов в социологии Текст. : учеб. пособие. Н. Новгород : ННГУ, 2010. - 37 с.
180. Трудовое воспитание сердцевина народной педагогики Электронный ресурс. - Режим доступа : www.intstudy.ru/stydypages-146-l.html.
181. У шине кии, К. Д. О народности в общественном воспитании Электронный ресурс. / К. Д. Ушинский. Режим доступа : http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiynarodnvospit.html.
182. Ушинский, К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Электронный ресурс. / К. Д. Ушинский. Режим доступа : www.biografia.ru/arhiv/470.html.
183. Филиппов, Ю. В. Взаимосвязь этнической социализации и этнической педагогики Текст. : монография / Ю. В. Филиппов. Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т, 2008. - 244 с.
184. Филиппов, Ю. В. Этническая социализация и этнопедагогика : концепция взаимосвязи Текст. : монография / Ю. В. Филиппов. Н. Новгород : Нижегор. гос. архитектур.-строит, ун-т, 2005. - 244 с.
185. Филонов, Г. Н. Общенациональная программа воспитания : предпосылки и технологии разработки Электронный ресурс. / Г. Н. Филонов. Режим доступа : http://portalus.ru
186. Флиер, А. Я. Наброски к построению социокультурной картины мира в границах культурологии Электронный ресурс. / А. Я. Флиер. Режим доступа : www.culturalnet.ru/main/getfile/1581.
187. Фонд развития НХП Электронный ресурс. // Народные художественные промыслы Нижегородской области. Режим доступа : www.promisly.ru/ йтсМгагуШуа.
188. Фортунатова, В. А. Культура и образование Текст. : монография / В. А. Фортунатова / М-во обр. и науки РФ, НГПУ. Н. Новгород : НГПУ, 2010.-411 с.
189. Хакимов, Э. Р. Этнопедагогика как наука : предмет, функции, основные категории Текст. / Э. Р. Хакимов // Вестник Удмуртского государственного университета. 2007. - № 9. - С. 39-52. - (Психология и педагогика).
190. Хохлома Изоматериал. : Фотоальбом / Сост. В. Вишневская, Н. Мамаева; Авт. текста В. Вишневская. М. : Планета, 1980. - 159 с. : ил.
191. Храмошкина, И. Продолжатели народного промысла Текст. / И. Храмошкина // Нижегородская правда. 2006. -№ 67. - 29 июн.
192. Художественно-педагогический словарь Текст. / сост. Н.К. Шибанов. -М. : Трикста; Академический проект, 2005. 472 с. : ил.
193. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика : теория и технология креативного обучения Текст. : монография / А. В. Хуторской. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2003. - 415 с. : ил.
194. Чуянов, С. П. Городецкие праздники Изоматерил. : Альбом / С. П. Чуянов. Н.Новгород : Арника, 1995. - 158 с. : ил.
195. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения Текст. : в 4 т. / С. Т. Шацкий. -М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962.-Т. 1.- 1962.-503 с.
196. Школа инструкторов по токарно-столярному производству в г. Семенове Нижегородской губернии Текст. Центр, архив Нижегор. обл. Ф. 2392. On. 1. Д. 1.
197. Штофф, В. А. Моделирование и философия Текст. / В. А. Штофф. М. : Наука, 1966.-300 С.
198. Юрисов, В. А. Интеграционные процессы в системе непрерывного образования Текст. / В.А. Юрисов // Непрерывное образование как педагогическая система. М. : НИИВШ, 1989. - С. 36-48.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.