Исторический опыт партийно-государственной политики в сфере культурного строительства в 1985-1991 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Подцатова, Ирина Викторовна

  • Подцатова, Ирина Викторовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 199
Подцатова, Ирина Викторовна. Исторический опыт партийно-государственной политики в сфере культурного строительства в 1985-1991 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2004. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Подцатова, Ирина Викторовна

Введение.3

Раздел I. Культурная политика советского государства в оценках творческой интеллигенции СССР 1985-1991 гг.16

Раздел II. Творческие союзы в культурном строительстве СССР в 1985-1991 гг.74

Раздел III. Художественная интеллигенция в условиях нарастания кризисных явлений в социокультурном развитии СССР в 1985-1991 гг.116

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторический опыт партийно-государственной политики в сфере культурного строительства в 1985-1991 гг.»

Актуальность выбранной темы определяется необходимостью современного научного исследования уникального периода культурного развития СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг., на фоне грандиозных общественно-политических перемен, произошедших в стране в условиях перестройки. Изучение партийно-государственной политики в сфере культурного строительства в 1985-1991 гг. позволяет понять социокультурные причины произошедшего в 1991 г. распада советской государственной системы, что представляет насущный интерес не только для специалистов различных отраслей гуманитарного научного знания, но и для политических деятелей современности, ориентированных на извлечение уроков прошлого.

В контексте стремительного социокультурного расслоения современного российского общества, его духовной поляризации в условиях отсутствия единой общепризнанной государственной идеологии, исследование взаимоотношений государственной власти и художественной интеллигенции в условиях переходного периода 1985-1991 гг. приобретает безусловную актуальность. На современном этапе развития государства и общества необходимо с учетом исторического опыта определить истинную роль художественной интеллигенции в процессе формирования общественного сознания в конкретный исторический период, что представляет не только теоретический, но и практический интерес.

Историография проблемы формируется уже во второй половине 1980-х гг. и проходит в своем развитии два этапа, первый из которых совпадает с хронологическими рамками исследования (1985-1991 гг.), а второй охватывает 1990-е - начало 2000-х гг.

Во второй половине 1980-х гг. научный интерес к культурному строительству значительно обострился в связи с началом глубоких перемен в политическом развитии советского государства, сопровождавшихся корректировками официальной точки зрения на развитие взаимоотношений между властью и художественной интеллигенцией. Фактически уже сразу после известного апрельского пленума 1985 г. историки пытались выявить новую общественно-политическую роль интеллигенции в изменившихся исторических условиях. Однако, несмотря на обновление отдельных концептуальных и методологических подходов, в целом проблемы культурного строительства разрабатывались с точки зрения типичных для советского периода оценок. Партийное влияние на творческую интеллигенцию представлялось как основной источник успехов во всех сферах литературы и искусства, «живительный источник развития художественного дарования и социальной активности художника». Показательна в этом смысле монография «Партийное руководство литературой и искусством», появившаяся в 1986 г.,1 в которой утверждалось, что «содержание руководящей деятельности КПСС в области художественной культуры определяется объективными законами, состоянием, тенденциями и целями социального развития, уровнем, потребностями развития художественной культуры, а также развитием самой партии».2

Согласно представлениям советских историков, партия как руководящая сила общества, должна была осуществлять контроль и надзор за деятельностью советской художественной интеллигенции на всех уровнях. В этой связи воздействие партийных органов на представителей художественной интеллигенции с целью корректировки их творчества признавалось необходимым как средство политического просвещения и один из видов агитационно-массовой работы.3 Историки отмечали, что в отношении художест

1 Партийное руководство литературой и искусством. - М., 1986; Ермакова Е.А. II съезд Союза кинематографистов России: крик о помощи, или реальное ощущение действительности / Техника кино и телевидения, 1994. №9 и др.

2 Партийное руководство литературой и искусством. - М., 1986. С. 15.

3 Пименова В.Н. Проблемы перестройки партийного руководства культурой. - М., 1989; Лукин Ю.А. КПСС и советская литература: ленинские принципы, методы и формы венной интеллигенции определяющая роль принадлежала марксистско-ленинской критике, с помощью которой должны вскрываться ведущие тенденции в художественной культуре и даваться принципиальная оценка произведениям литературы и искусства.4

Основное содержание партийного руководства деятельностью творческих союзов показано в подготовленном В.К. Коржовым и выпущенном в 1987 г. сборнике «Партийное руководство деятельностью творческих союзов / Перестройка: проблемы, поиски, находки».5 В данной работе показано, что в годы перестройки партийно-государственные органы по-прежнему бдительно контролировали работу творческих союзов, что на языке того времени называлось «упрочению связи искусства с жизнью».6

Нарастание противоречий в советском обществе и культуре во второй половине 1980-х гг. нашло живой отклик со стороны представителей творческих профессий.7 В процессе дальнейшего развития идей перестройки и гласности часть представителей художественной интеллигенции и исследователей выступила против вмешательства партии и государства в творческий Q процесс. Ряд известных ученых, таким как В.Е.Семенов, Ю.М. Лотман, Д.С.Лигачев в своих статьях и монографиях отстаивали принцип, согласно партийного руководства. - М., 1986; Советская интеллигенция. - М., 1987; Кузнецов Ф.Н. Политика и культура// Партийная жизнь, 1988. №16.

4 Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. - М. 1988.

5 Коржов В.К. Партийное руководство деятельностью творческих коллективов / Перестройка: проблемы, поиски, находки. - М., 1987.

6 Там же. С. 23.

7 Гроссман В.Е. Все течет // Октябрь, 1989. №6; Рассказова Т.Н. И снова - вопросы политики // Литературная газета, 18 апреля 1990 г. №16; Рассказова Т.Н., Кузьминский Б.В. «Апрель»: предварительные итоги // Литературная газета, 9 мая 1990 г. №19; Писательский союз или перестройка Вавилонской башни? // Дружба народов, 1990. №5. g

Шмойлов М.А. Художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. - М., 1990. которому художественная интеллигенция не должна испытывать на себе влияние государственных, равно как и партийных органов власти. Этот тезис, по их мнению, исходит из самого характера деятельности представителей творческих профессий. Творчество и свобода неразрывны и взаимообусловлены, следовательно, освобождение художественного творчества от догматизма и идеологического контроля является необходимым условием для самовыражения свободной личности.9

Второй период историографии, начавшийся в 1991 г. и продолжающийся вплоть до настоящего времени, отмечен тем, что большая часть исследований освободилась от методологических подходов, свойственных советской эпохе, пополнилась новыми источниками, что привело к появлению разнообразных оценок проблемы. Автор показывает, что в 1990-е гг. сам процесс исследования темы сопровождался значительной деформацией культурно-исторического наследия, вытеснением социокультурных традиций новыми реалиями жизни страны. Столь сложные и общественно значимые процессы не могли не отразиться на характере научно-исторических исследований.10 В частности, представляет интерес сборник научных трудов «Культурная политика и художественная жизнь»,11 авторы которого рассматривают ряд важных вопросов, связанных с участием художественной интел

9 Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры // Российский обозреватель, 1996. №6; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М., 1992; Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. - СПб., 1995; Каграманов Ю.В. Демократия и культура / Новый мир, 1997. №1.

10 Евтушенко Е.Г. И только совесть - власть?! // Аргументы и факты, октябрь 1996 г. №44; Он же. Политика - привилегия всех. Книга публицистики. - М., 1990; Шафаревич И.Р. Русофобия // Наш современник, 1989. №6; Федоров В.Л. Голодовка не тетка, но и культура не падчерица// Советская культура, 17 ноября 1990 г. №46; Творчество - сугубо личное дело // Литературная газета, 6 июня 1990 г. №23.

11 Культурная политика и художественная жизнь / Государственный институт искусствознания. - М., 1996. лигенции в культурном строительстве второй половины 1980-х гг. В ряде работ обобщаются материалы по проблеме места и роли художественной интеллигенции в процессе демократизации общественной жизни в СССР в годы перестройки.12

После распада Советского Союза в Российской Федерации появились предпосылки для переосмысления многих исторических проблем с опорой на ранее недоступные исследователям материалы и новые методологические подходы. В начале 1990-х гг. выходят труды, рассматривающие комплекс вопросов, связанных с развитием и становлением советской художественной интеллигенции как отдельной социальной группы. Это, прежде всего, работы С.Н.Комисарова «Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности» и Б.В.Ерасова «Цивилизационное изменение советского общества».13 Исследователи В.К.Егоров и Е.Е.Дегтярев попытались проанализировать генезис взаимоотношений интеллигенции с властью на протяжении всего прошлого столетия, затрагивая при этом различные аспекты этой проблемы.14 Аналогичные исследовательские вопросы затрагиваются в монографии Т.М.Митковой «Проблемы развития демократии в 80-е годы», в которой рассматривается более узкий хронологический отрезок.15

В середине 1990-х гг. появился ряд трудов, которые носили обобщающий характер по проблемам, связанным с историей советского культурного строительства, а также ролью интеллигенции в событиях переходного периода 1985-1991 гг. В частности, это работа, подготовленная учеными С.М.Кантемировой и А.Д.Бородай «Художественная культура и творческая

12 Карпухин О.И. Культурная политика. - М., 1996.

13 Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. - М., 1991; Ерасов Б.В. Цивилизационное измерение Советского общества / Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. - М., 1991.

14 Дегтярев Е.Е., Егоров В.К. Интеллигенция и власть. - М., 1993.

15 Микова Т.М. Проблемы развития демократии в 80-е. годы. - М., 1992. молодежь: от оттепели к перестройке»,16 монографии А.Т.Кудриной «Поли

17 тика и культура» и С.Н.Есина «Культура и власть», а также фундаментальный двухтомный труд А.Е. Куропаева «Очерки интеллигенции России».18 Во второй половине 1990-х - начале 2000-х гг. был создан значительный объем публикаций историков, социологов и публицистов, касающихся вопросов взаимоотношений государственной власти и художественной интеллигенции.19 В результате исследователями поставлен ряд проблемных вопросов, на которые в будущем еще предстоит дать обоснованные ответы.

В целом, проведенный анализ исторической литературы показал, что историография заявленной проблемы является относительно молодой и находится на стадии своего формирования. Учитывая уже имеющиеся достижения в этой области, автор видит свою задачу в том, чтобы обобщить и систематизировать уже накопленный материал в проведенных ранее исследованиях, вышедших в свет монографиях, опубликованных статьях и сделать свои творческие выводы. Это представляется важным еще и потому, что выбранная тема в хронологических рамках 1985-1991 гг. до настоящего времени не рассматривалась в рамках отдельного диссертационного исследования.

С учетом этого, автор поставил в качестве цели диссертации обобщение исторического опыта партийно-государственной политики в сфере культурного строительства СССР в условиях переходного периода 1985-1991 гг.

16 Бородай А.Д., Кантемирова С.М. Художественная культура и творческая молодежь: от оттепели к перестройке. - М., 1998.

17 Кудрина Т.А. Политика и культура. - М., 1993; Есин С.Н. Культура и власть. - М.,

1997.

18 Куропаев А.Е. Очерки интеллигенции России. В 2 Т. - М., 1995.

19 Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России // Полис. 1998. №8; Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. - М., 1997; Культурная политика и художественная жизнь / Государственный институт искусствознания. - М., 1996; Федоров Ю.В. Тенденции и противоречия культурной политики России в 1985-1999 гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 2002.

Для достижения поставленной цели признается необходимым решение следующих задач:

- проанализировать взгляды представителей художественной интеллигенции на изменения в политической и культурной жизни СССР, связанные с началом демократизации общественной жизни и культурной сферы страны в 1985-1991 гг.;

- показать влияние творческих союзов на общественные процессы и культурное строительство в СССР в изучаемый период;

- осветить особенности взаимодействия государственной власти и художественной интеллигенции в условиях нарастания кризисных явлений в культуре и обществе.

Источниковая база диссертации представляет собой весь спектр документов, материалов, фондов архивов, мемуаров, кинохроники, социологических исследований, газетных и журнальных статей, которые позволяют провести научный анализ и обобщить объективные выводы о политике партии и правительства в сфере культурного строительства в годы перестройки.

Значительная часть материала по теме исследования почерпнута автором из архивных источников, в том числе, из фондов текущих архивов профессиональных союзов художественной интеллигенции, которые на сегодняшний день являются наименее исследованными. В работе использовались фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), Центрального архива общественных движений г. Москвы (ЦАОДМ).

Текущий архив Союза журналистов России; Текущий архив Международного сообщества писательских союзов; Текущий архив Союза кинематографистов России; Текущий архив Союза композиторов России; Текущий архив Союза архитекторов России; Текущий архив Союза художников России. о 1

Автор использовал работы государственных лидеров СССР, интерес представляют также материалы партийных органов власти, поскольку подавляющее большинство решений общегосударственного значения принималось, прежде всего, партийными лидерами, а КПСС сохраняла монополию на власть на протяжении практически всего изучаемого периода. Речь в данном случае идет о материалах Съездов КПСС, Пленумов и партийных конференций, проводившихся в 1985-1991 гг.

Использование в качестве источника законодательных актов правительства и Верховного Совета СССР обусловлено необходимостью комплексного анализа политики советского государства в области культурного строительства. Законы в области культурной политики, принятые правительством Российской Федерации в начале 1990-х гг. несут на себе отпечаток тех острых проблем, которые имели место в советском государстве на момент его распада.23

21 Горбачев М.С. Наращивать интеллектуальный потенциал перестройки: Встреча в ЦК КПСС с деятелями науки и культуры, 6 января 1989 г. - М., 1989; Горбачев М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. - М, 1988; Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. - М., 1987; Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. - Вильнюс, 1990.

22 Материалы XXIV съезда КПСС. Стенографический отчет. - М., 1974; Материалы XXV съезда КПСС. Стенографический отчет. - М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС. Стенографический отчет. - М., 1981; Материалы XXVII съезда КПСС. Стенографический отчет. - М. 1986; XIX Всесоюзная конференция КПСС. 28 июня - 1 июля 1988 г. Стенографический отчет. Т.1. - М., 1988; Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС 11 марта 1985 г. - М., 1985; Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г. - М., 1985; Материалы Пленума ЦК КПСС, 27-28 января 1987 г. - М., 1987.

23 Закон СССР о выборах народных депутатов СССР. - М., 1988; «О государственной политике в области культуры и туризма». Доклад Министерства культуры и туризма правительства РФ. - М., 1992; Декларация принципов международного культурного сотрудничества / Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М., 1993; Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. / Российская культура в зако

Документация, касающаяся функционирования профессиональных союзов художественной интеллигенции, представляется важнейшим источником, позволяющим определить роль этих организаций в процессе проведения в жизнь решений партии и правительства, направленных на демократизацию общественной жизни. Помимо материалов текущих архивов творческих союзов, в исследовании использовались опубликованные стенографические отчеты съездов представителей творческих профессий и другая документация этого рода.24 нодательных и нормативных актах. - М., 1998.

24 VI съезд журналистов СССР // Советская культура, 17 марта 1989 г. №33; VII съезд художников СССР // Советская культура, 21 января 1988 г. №9; В секретариате правления Союза писателей СССР // Литературная газета, 18 мая 1988 г. №20; ВТО. Информация президиума Всероссийского театрального общества. Выпуск 1. - М., 1986; ВТО. XV съезд Всероссийского театрального общества - Учредительный съезд театральных деятелей РСФСР. Материалы съезда. - М., 1987; Пленум правления Союза писателей СССР // Литературная газета, 3 июля 1985 г. №27; Пленум правления Союза писателей РСФСР // Литературная газета, 28 марта 1990 г. №13; Пятый съезд кинематографистов СССР, 13-15 мая 1986 г. Стенографический отчет. - М., 1987; Секретариат правления Союза архитекторов СССР. Информационный бюллетень. - М., 1991. №4; Союз архитекторов СССР. VII съезд Союза архитекторов СССР, 16-18 июня 1987 г. Сокращенный стенографический отчет. - М., 1988; Союз архитекторов СССР. Секретариат правления Союза архитекторов СССР. Информационный бюллетень, 1988г, №1. - М, 1988; Союз журналистов СССР. Журналистские новости. Вестник Союза журналистов СССР за 1987 год, №12; Союз журналистов СССР. Журналистские новости. Вестник Союза журналистов СССР за 1988 год. - М., 1989; Союз журналистов СССР. Информационный вестник за 1986 г., №1; Союз журналистов СССР. Перестройка в Союзе журналистов СССР и пути обновления его деятельности (Справочные материалы). - М., 1990; Союз журналистов СССР. Съезд 5-й, 2-4 марта 1982 г. Стенографический отчет. - М., 1982; Союз журналистов СССР. Устав Союза журналистов СССР. - М., 1987; Союз кинематографистов СССР. Информационный кинобюллетень, 1988, №4; Союз композиторов СССР. Информационный бюллетень за 1987 г., №4; Союз писателей РСФСР. Отчет об организационно-творческой работе правления Союза писателей РСФСР за период между V и VI съездами

Важным источником являются мемуары, поскольку они позволяют дать объективную, несмотря на безусловное наличие в оценках событий фактора личностного восприятия, картину происходивших явлений в сфере литературы и искусства. Ценным источником явилась периодическая печать. В журналах и газетах публиковались различного рода документы партийных, государственных и общественных органов. Когда политика гласности стала воплощаться в жизнь, многие издания периодической печати значительно повысили уровень достоверности и открытости своих публикаций, в которых подвергались анализу важнейшие тенденции общественной и культурной жизни советского государства в эпоху перестройки.

Таким образом, использованные в диссертационном исследовании архивные материалы и документальные источники позволили более полно и объективно представить взаимоотношения КПСС и советского правительства с художественной интеллигенцией в условиях переходного периода 19851991 гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1985 по 1991 год. В это время шел трудный и противоречивый процесс, связанный с провозглашением партией и правительством в 1985 г. курса на перестройку народного хозяйства и оживление общественно-политической и культурной жизни. В 1991 г. происходит распад Советского Союза и крах советской системы в целом, а также образование на территории постсоветского простран

1980-1985). - М., 1985; Союз писателей СССР. Правление. Апрельский Пленум 1987 / Современность и литература. - М., 1987; Союз писателей РСФСР. Шестой съезд писателей РСФСР, 11-14 декабря 1885 г. Стенографический отчет. - М., 1987; Союз театральных деятелей РСФСР. СТД РСФСР глазами театральной общественности. Итоги опроса отчетно-выборных конференций. - JI., 1991; Союз театральных деятелей Российской федерации. II съезд СТД Российской федерации, 1992, Москва. Стенограмма. - М., 1992; Союз художников СССР. Информация секретариата правления Союза художников СССР. 30/июнь/1985. - М., 1985; СТД РСФСР. Третий пленум правления СТД РСФСР (1988, январь). -М., 1988. ства нескольких независимых государств на основе бывших союзных республик. Эти события приняты за верхние хронологические рамки исследования.

Научная новизна исследования заключается в современном научном анализе взаимоотношений государственной власти и художественной интеллигенции СССР в эпоху масштабных изменений всех сфер общественно-политической жизни советского государства в 1985-1991 гг. Впервые изучению подвергается целый комплекс вопросов, связанных с государственным регулированием социокультурного развития страны в эпоху перестройки, при этом особое внимание уделяется роли художественной интеллигенции в обновлении стандартов культурной жизни в переходный период.

Исследование показало, что провозглашенный партией и правительством курс на перестройку, предполагавший среди прочих мер допустимость плюрализма, гласность и некоторое ослабление идеологического контроля в творческой сфере в целом был положительно воспринят подавляющим большинством представителей художественной интеллигенции советского государства.

В диссертации обоснован вывод о том, что изменение тенденций культурного развития страны в 1985-1991 гг. способствовало идейно-политической дифференциации творческой интеллигенции, в среде которой появляются сторонники расширения начатых демократических преобразований и их противники, видевшие в дальнейшем ослаблении позиций партии в культуре опасность для существования Советского Союза. Оживление националистических и сепаратистских настроений в союзных республиках еще более углубило идейный раскол в среде творческой элиты, которой все труднее было выполнять возложенную на нее партией и правительством роль по популяризации новых явлений в общественной и культурной жизни страны в переходный период.

Исследование политических настроений советской интеллигенции сквозь призму ее оценок культурной политики СССР показало значительную степень зрелости гражданского общества в переходный период его развития. В то же время, автор делает вывод о том, что союзы художественной интеллигенции в изучаемый период, несмотря на общую поддержку проводимой партией и правительством политики, в целом оказались не готовы к новым реалиям общественной и культурной жизни, порожденным начавшейся перестройкой. В начале 1990-х гг. из-за нерешительности власти и отсутствия единой позиции в вопросе расширения и углубления начатых в стране преобразований партийно-политическая элита в целом лишились поддержки подавляющей части творческой интеллигенции, что стало одной из причин распада советской политической системы в 1991 г.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования позволяют составить комплексное представление не только о генезисе взаимоотношений власти и художественной интеллигенции в 1985-1991 гг., но и о тех глобальных культурных тенденциях, которые вплоть до настоящего времени продолжают фигурировать в российской общественной жизни. В этом смысле, многие выводы, сделанные в процессе исследования, содержат ответы на насущные вопросы современности. Изучение политики партии и правительства в отношении художественной интеллигенции может способствовать переоценке роли данной социальной группы в политической и общественной жизни современной России.

Методологическая основа. В диссертации предпринята попытка объективного исследования взаимоотношений государственной власти и художественной интеллигенции в условиях переходного периода в 1985-1991 гг. В процессе разработки проблемы применен сравнительно-исторический метод, включающий в себя принцип историзма. Он предполагает проведение объективного отбора фактов, анализа конкретной исторической ситуации, генезиса событий и их последствий на фоне исследования глубинных тенденций, преобладающих в данный период.

При работе над диссертацией автор опирался на принципы научной объективности, конкретно-исторического подхода и сравнительного анализа. В процессе исследования был задействован герменевтический метод, требующий толкования исторических фактов не только с хронологических, но и смысловых позиций. Автор стремился выявить все факторы, влиявшие на культурно-исторический процесс. Таким образом, использованные методы способствовали достоверности исследования.

Апробация работы. Результаты диссертации изложены в публикациях автора, а также в сообщениях и докладах на научных конференциях.

Структура работы соответствует избранной цели и задачам. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Подцатова, Ирина Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха перестройки сопровождалась масштабными переменами не только в сфере культурного строительства, но и в общественном сознании, выразителем которого являлась творческая интеллигенция.

В 1985-1991 гг. смена концепции культурной политики во многом объяснялась субъективными причинами, в частности, личной позицией М.С. Горбачева и его окружения, отводивших особую роль деятелям литературы и искусства в деле общественно-политического реформирования советской системы. «В обогащении духовной жизни общества новыми ценностями, идейном и нравственном возвышении советского человека, - отмечал М.С. Горбачев на апре)Лском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС, - велика роль литературы и искусства. Художественная интеллигенция - писатели, поэты, художники, работники театра и кино - пользуется большим авторитетом и признанием».536 В разделе подчеркивается, что поддержка власти способствовала не только творческому, но и численному росту творческой интеллигенции. Если в 1970 г. численность художественной интеллигенции составляла 400 тысяч человек, то в 1985 г. - более 500, а в 1987 г. - 600 тысяч.537

Демократизация и гласность вызвали острые дискуссии в обществе, в

538 которых заметно звучали голоса писателен, художников, деятелей театра. В среде советской интеллигенции достаточно быстро наметился раскол, связанный с тем, что проводимые в стране преобразования носили осторожный и половинчатый характер. При этом, как показало исследование, именно прогрессивно ориентированная интеллигенция получает основную поддержку власти, что позволяет ей не только стать движущей силой культурных преобразований, но и сделать их необратимыми.

536 Материалы Пленума ЦК КПСС. 23 апреля 1985 г. М., 1985. С. 22.

537 Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 1993-1997 годы. М., 1998. С. 19.

538 Клямкин И. Почему трудно говорить правду // Новый мир. 1989. № 2; Кузнецов Ф. Политика и культура // Партийная жизнь. 1988. № 16; Лихачев Д.С. Декларация в защиту прав культуры // Российский обозреватель. 1996. № 6; Логман Ю.М. Культура и взрыв. М. 1992; Солоухин В. Читая Ленина // Родина. 1989. № 10; Ульянов М.И С каждого из нас спросите // Театральная жизнь. 1987. № 14; Ципко А. Хороши ли наши принципы? // Новый мир. 1990. № 4.

Глубина культурных преобразований второй половины 1980-х гг., по мнению автора, в значительной степени объясняется частичным открытием «железного занавеса». Огромный интерес у творческой интеллигенции вызывали первые встречи с русскими эмигрантами. По приглашению областной филармонии в 1990 г. в Липецке впервые выступал эмигрант композитор-певец А. Днепров в авторском вечере «Обратная виза «Нью-Иорк-Москва». В программе звучали песни «Россия», «Прощание с поручиком Голицыным», «Письмо из 37 года», «Посвящение А. Солженицыну».539 Заметным событием стал вернисаж швейцарской художницы Хайди Тальявини фон Сегессер, впервые организованный в СССР Московским творческим производственным объединением «Амфора», ассоциацией творческой интеллигенции «Мир культуры» и Союзом художников РСФСР.540

Ранее запретные цензурой темы вызывали большой интерес у творческой интеллигенции, что в свою очередь критиковали и осуждали партийные комитеты, ориентированные М.С. Горбачевым на обновление, но не отмену социалистических ценностей. По мнению автора, в государственной политике и советском обществе второй половины 1980-х гг. сочетались две противоположные социокультурные тенденции. С одной стороны произошли масштабные перемены, связанные с проникновением в жизнь новых нравственных норм, с другой, элементы командно-административной системы продолжали существовать в виде цензуры, директивного отношения государства к литературе и искусству. В период перестройки по-прежнему проводилась линия на ограничение творчества талантов, имеющих свои политические взгляды, выступавших за коренное преобразование общества. Анализ материалов позволяет утверждать, что консервативных взглядов придерживались преимущественно представители старших поколений.541 И все же новые люди в руководстве страны понимали необходимость массовых перемен в куль

539 Ленинское знамя. 1990.12 октября.

540 Ленинское знамя. 1989. 22 августа.

541 РГАСПИ. Ф. 17. On. 156. Д. 261. Л. 71. туре, они стремились использовать художественное творчество как рычаг политических перемен. Не случайно, поэтому власть обратила внимание на проблемы социально-экономического положения художественной интеллигенции.542

Политика гласности, которую КПСС провозгласила на XXVII съезде КПСС (март 1986 г.), выраженная в словах М.С. Горбачева: «Мы не знаем страны, в которой живем», была воспринята как сигнал к глубокому анализу всех сторон жизни общества, и, прежде всего, к пересмотру истории СССР, открытию ее белых пятен, восстановлению исторической правды и справедливости.543 При этом власть стремилась управлять ходом перестройки, не допустить вольных трактовок исторического прошлого и новых явлений современности. Однако, как показало исследование, остановить маховик культурных перемен оказалось сложнее, чем его запустить. Разнообразие мнений, массовый отказ от политики борьбы с идеализмом проявились в работе Домов культуры, филармоний, библиотек, театров, в трансляции неизвестных, аномальных, идеалистических знаний, противоречащих материалистической марксистско-ленинской философии.544

В целом по стране перестройка сопровождалась оживлением культурной жизни, повышением общественного внимания к культурным, духовным и политическим процессам современности. Однако на уровне государственной политики власть не всегда адекватно реагировала на произошедшие изменения, что негативно отразилось на тенденциях дальнейшего культурного развития.

Январский Пленум (1987 г.) вызвал заметный резонанс в среде творческой интеллигенции, особенно ориентированной на углубление социокуль

542 Перестройка: проблемы, поиски, находки. - М., 1987. С. 230.

5,3 Самсонов AM. Знать и помнить. Диалог историка с читателем. М., 1988; Историки отвечают на вопросы. / Под общей ред. h.H. Маслова. М., 1988; Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель. М., 1989; Историки спорят. 13 бесед. М., 1988; Афанасьев Ю.Н. Ответы историка. // Правда. 1988. 26 июля.

544 РГАНИ. Ф. 89. Пер. 23. Д. 40. Л. 13; Советская культура. 1989.10 января. турных перемен.545 В рамках борьбы за решения XXVII съезда КПСС и постановления январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС начинается массовое принятие новых, более демократичных редакций уставов творческих союзов СССР. Освобождение от опеки партийных органов заметно проявилось в театральном деле. Уже весной 1987 г. 81 театр страны перешел на работу в новых условиях.546 В ноябре 1987 г. на II пленуме правления Союза архитекторов СССР впервые была провозглашена необходимость диалога с общественностью.547 Журналисты, в рамках борьбы за демократию, в своих выступлениях в печати все больше «вторгались в жизнь, ее сложности, и противоре

548 чия, показывая здоровые процессы и те, что мешают им». Флагманами демократических перемен в печати стали «Московские новости», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Известия», «Огонек». Для расширения гласности внутри Союза журналистов в 1987 г. была создана газета «Журналистские новости», которая в короткий срок приобрела заметную по

549 пулярность.

Анализ статистических данных выявил комплекс неблагоприятных

550 тенденциях культурного развития, которые выразились в неумении реализовать свободы, предоставленные художественной интеллигенции властью в новых условиях. Причины медлительности творческих организаций в «перестройке» многие видели в неготовности к ней. Об этом неоднократно говорили сами деятели искусства: М. Ульянов,551 К. Лавров,552 О. Табаков553 и др. Раскол внутри творческой элиты на сторонников и противников перестройки существенно затруднял нормальное функционирование профессиональных объединений художественной интеллигенции. Ситуация усугублялась тем,

545 Ульянов М.И. Подъем п гору по исхоженным тропам / Коммунист. 1987. №5. С. 56.

546 Советская культура. 24 февраля 1987. №24. С. 4.

547 Союз архитекторов СССР. Секретариат правления Союза архитекторов СССР. Информационный бюллетень, 1988г. №1.М, 1988. С. 4.

548 Яковлев A.H. Совещание в ЦК КПСС // Советская культура. 2 апреля 1987. №40. С. 2.

549 Союз журналистов СССР. Перестройка в Союзе журналистов СССР и пути обновления его деятельности (Справочные материалы). - М., 1990. С. 4.

550 Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990,1993-1997 годы. М., 1998. С. 9-10.

551 Советская культура. 16 января. 1988. №7. С. 9.

552 Советская культура. 24 февраля. 1987. №24. С. 4.

553 Советская культура. 9 апреля. 1988. №43. С. 10. что это происходило на фоне усиления националистических и сепаратистских настроений в среде представителей интеллигенции в национальных окраинах СССР. В силу этих причин творческие союзы не смогли выполнить своей главной задачи, которую возлагала на них не только партия и правительство, но и широкие массы советской интеллигенции - сплотить прогрессивных деятелей культуры и искусства с целью популяризации тех новых явлений в жизни общества, которые были выдвинуты на первый план в резуль тате начавшегося процесса демократизации общественной жизни.

Во второй половине 1980-х гг., как на уровне государственной власти, так и на уровне гражданского общества, которое в СССР традиционно олицетворялось творческой интеллигенцией, шел поиск новой модели культурного развития. На фоне кризиса советской идеологии все более популярными в творческой среде становятся западные образцы культуры, которые к началу 1990-х гг. начинают восприниматься в качестве универсальных, общечеловеческих ценностей. Негативным проявлением данной тенденции, по мнению автора, стал отказ от национального пути развития художественного творчества и критическое отношение ко всему советскому культурному наследию.

Творческая интеллигенция, вышедшая на рубеже 1980-1990-х гг. из-под партийно-государственного контроля, начала открыто выражать свое недовольство проводимым курсом культурного строительства. Например, в ноябре 1990 г. во время встречи М.С. Горбачева с интеллигенцией, Е. Евтушенко говорил о «массовой апатизации», в которую превратилась «перестройка». С. Куняева беспокоило «крайнее безвластие», воцарившееся в стране, непоследовательность культурной политики, разрушение мировоззрения патриотической интеллигенции. Композитор Г. Свиридов заметил, что «Союз композиторов находится в плачевном состоянии», актриса Т. Доронина говорила о том, что власть в течение трех лет ничего не делала для артистов, назвав это преступлением. Почти во всех выступлениях на встрече был поднят вопрос о растущей коммерциализации искусства.

Вслед за XXVIII съездом КПСС начались массовые выходы деятелей культуры из партии, что отразило общую несостоятельность государственной политики в сфере культурного строительства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Подцатова, Ирина Викторовна, 2004 год

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ):1. Ф. 428. Он. 3. Д. 272.

2. Ф. 4372. Он. 66. Д. 1805, Д. 1808.3. Ф. А-605. On. 1. Д. 3822.

3. Ф. А-408. On. 1. Д. 20, Д. 166, Д. 818.

4. Ф. А-409. Он. 1. Д. 6, Д. 3822, Д. 4109, Д. 822, Д. 823.

5. Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ):

6. Ф. 4. Он. 89. Д. 42. Л. 34.

7. Ф.4. Он. 97. Д.18. Л. 23-24.3. Ф. 8132. Он. 1. Д. 52.4. Ф. 909. Он. 1.Д. 1.

8. Российский государственный архив социально-политической истории1. РГАСПИ):

9. Ф. 17. Оп. 132. Д. 395. Л. 181.

10. Ф. 17. Оп. 154. Д. 1375. Л. 5.

11. Ф. 17. Оп. 155. Д. 135. Л. 252.

12. Ф. 17. Оп. 156. Д. 261. Л. 71.5. Ф. 556. Оп. 12. Д. 80.

13. Ф. 556. Оп. 14. Д. 45, Д. 45, Д. 46, Д. 70, Д. 72, Д. 77.7. Ф. 556. Оп. 14. Д. 45.8. Ф. 556. On. 23. Д. 33.9. Ф. 559. Оп. 1.Д. 101.10. Ф. 586. Оп. 1.Ед. хр. 9.

14. Ф. 599. On 1. Д. 102, Д. 101, Д. 176.

15. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ):1. Ф. 2. Он. 5. Д. 100.

16. Ф. 2. Он. 1. Д. 148, Ед. хр. 280.3. Ф.4. Он. 16. Д. 187.4. Ф. 4. Он. 18. Д. 272.

17. Ф. 5. Он. 30. Д. 10, Д. 139, Д. 140, Д. 22, Д. 236.

18. Ф. 5. Он. 30. Д. 487, Д. 54.1. ЦХСД):

19. Ф. 89. Перечень 11. Документ 36.

20. Ф. 89. Перечень 23. Документ 40.

21. Ф. 89. Перечень 23. Документ 17.

22. Текущий архив Союза журналистов России.

23. Текущий архив Международного сообщества писательских союзов.

24. Текущий архив Союза кинематографистов России.

25. Текущий архив Союза композиторов России.

26. Текущий архив Союза архитекторов России.

27. Текущий архив Союза художников России.1.. Законодательные акты и документы

28. XIX Всесоюзная конференция КПСС. 28 июня 1 июля 1988 г. Стенографический отчет. Т.1. - М., 1988.

29. Внеочередной третий съезд народных депутатов СССР, 12-15 марта 1990 г. Стенографический отчет. Т. 1. М., 1990.

30. Второй съезд народных депутатов СССР, 12-24 декабря 1989 г. Стенографический отчет. Т.1 М., 1990.

31. Закон СССР о выборах народных депутатов СССР. М., 1988.5. «О государственной политике в области культуры и туризма». Доклад Министерства культуры и туризма правительства РФ. М., 1992.

32. Декларация принципов международного культурного сотрудничества / Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993. С. 404.

33. Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г. / Российская культура в законодательных и нормативных актах. М., 1998.

34. Материалы XXIV съезда КПСС. Стенографический отчет. М., 1974.

35. Материалы XXV съезда КПСС. Стенографический отчет. М., 1976.

36. Материалы XXVI съезда КПСС. Стенографический отчет. М., 1981.

37. Материалы XXVII съезда КПСС. Стенографический отчет. М. 1986.

38. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС 11 марта 1985 г.-М., 1985.

39. Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г. М., 1985.

40. Материалы Пленума ЦК КПСС, 27-28 января 1987 г. М., 1987.

41. Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая 9 июня 1989 г. Стенографический отчет. Т. 1. - М., 1989.

42. Состав народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, постоянных комиссий, палат и комитетов Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР. Статистический сборник. М., 1989.

43. Четвертый съезд народных депутатов СССР, 17-27 декабря 1990 г. Стенографический отчет. М., 1991.1.I. Литература

44. VI съезд журналистов СССР // Советская культура, 17 марта 1989 г. №33.

45. VII съезд художников СССР // Советская культура, 21 января 1988 г. №9.

46. XIX Всесоюзная партийная конференция // Советская культура, 29 июня 1988 г. №77.

47. Абрамов А.А. Период полураспада: Доживет ли культура в России до 2005 года? // Российская газета, 1996. №13.

48. Автамонов А.В. Меньше страха больше социализма / Молодой коммунист, 1989 №8.

49. Айтматов Ч.Н. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М., 1988.

50. Актуальные проблемы теории истории. Материалы «круглого стола» / Вопросы истории, 1994. №6.

51. Актуальные проблемы XX в. / Под ред. В.И. Добрынина. М., 1993.

52. Амелин В.Н. От диктата бюрократии к политическому рынку / Общественные науки, 1990. №1.

53. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

54. Ахияров К.Ш., Тагиров К.К. Национальная система общего образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Уфа, 1999.

55. Байрау Д.Е. Интеллигенция и власть: советский опыт / Отечественная история, 1994. № 2.

56. Бакланов Г.М. Время собирать камни. М., 1989.

57. Баталов Э.В. Социалистическая перспектива и утопическое сознание / Коммунист, 1988. №3.

58. Белов А.Т. Развитие духовной культуры советского общества в условиях перестройки. В помощь лектору. М., 1989.

59. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

60. Бобков Ф. Д. КГБ и власть. М., 1995.

61. Борин А.Б. Минск, 30 октября. До и после событий // Литературная газета, 28 декабря 1988 г. №52.

62. Бородай А.Д., Кантемирова С.М. Художественная культура и творческая молодежь: от оттепели к перестройке. М., 1998.

63. В секретариате правления Союза писателей СССР // Литературная газета, 18 мая 1988 г. №20.

64. Ведущие научные школы России. Вып.1. М., 1998.

65. ВЛКСМ от съезда к съезду: XIX XX. - М., 1987.

66. Волобуев О.Н., Кулешов С.Е. Очищение. История и перестройка. Публицистические заметки. М., 1989.

67. Воронова Е.Н. Экономика культуры / Моск. гос. ун-т культуры. Рязань: Узорочье, 1997.

68. Время собирания сил // Советская культура, 9 апреля 1988 г. №43.

69. Всемиров В.В. К вопросу о методологическом кризисе в исторической науке // Постигая прошлое и настоящее. Саратов, 1997.

70. ВТО. Информация президиума Всероссийского театрального общества. Выпуск 1.-М., 1986.

71. ВТО. XV съезд Всероссийского театрального общества Учредительный съезд театральных деятелей РСФСР. Материалы съезда. - М., 1987.

72. Галкин А.А. Стабильность и изменения сквозь призму культуры мира. М., 1998. №5.

73. Герман А.Р. Поговорим об отставке // Советская культура, 10 января 1989 г. №4.

74. Говорухин С.И. Так жить нельзя.II Деловая жизнь, 1991. №22.

75. Говорушко Э.К. Каменев А.А. От конфронтации линия «фронта» к консолидации // Советская культура, 6 декабря 1988 г. №146.

76. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.

77. Горбачев М.С. Наращивать интеллектуальный потенциал перестройки: Встреча в ЦК КПСС с деятелями науки и культуры, 6 января 1989 г. М., 1989.

78. Горбачев М.С. О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки. М., 1988.

79. Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М., 1987.

80. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.

81. Горюнов И.К. Дорого доверие // Поиск, 1998. №43-44.

82. Гроссман В.Е. Все течет // Октябрь, 1989. №6.

83. Грушин Б.Н. Смена цивилизаций. М., 1991. №18.

84. Гуревич П.С. Социальная история и историческая наука / Вопросы философии, 1990. №4.

85. Гущин В.В. Должна ли Россия быть имперской? / Межнациональные отношения в России и СНГ. М., 1995.

86. Данилов А.А. История инакомыслия в России: советский период (19171991 гг.).-Уфа, 1995.

87. Два взгляда из дома на Васильевской // Литературная газета, 19 октября 1988 г. №42.

88. Дэвидоу М. Камо грядеши, Русь? Заметки американского публициста о перестройке. М., 1993.

89. Дегтярев Е.Е., Егоров В.К. Интеллигенция и власть. М., 1993.

90. Демин В.К. Изменения на карте звезд // Дружба народов, 1986. №9.

91. Демократизация суть перестройки, суть социализма // Советская культура, 14 января 1988 г. №6.

92. Демократическая партия России / Общество и экономика, 1992. №2.

93. Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. М., 1990.

94. Дорофеев В.Л. «Саюдис». Заи против. Заметки публициста с учредительного съезда литовского движения за перестройку / Политическое образование, 1988. №16.

95. Духовно-культурные процессы в современной России. М., 1998.

96. Дуэль И.Я., Злобин А.Г., Путко A.M. «Апрель» против «Памяти». Хроника одного судебного процесса в документах и лицах. Вып.2. М., 1993.

97. Евтушенко Е.Г. И только совесть власть?! // Аргументы и факты, октябрь 1996 г. №44.

98. Евтушенко Е.Г. Политика привилегия всех. Книга публицистики. -М., 1990.

99. Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. Вильнюс, 1990.

100. Ерасов Б.В. Цивилизационное измерение Советского общества / Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1991.

101. Ермакова Е.А. II съезд Союза кинематографистов России: крик о помощи, или реальное ощущение действительности / Техника кино и телевидения, 1994. №9.

102. Есин С.Н. Культура и власть. М., 1997.

103. Жидков B.C. Культурная политика и театр. М., 1995.

104. Жирова Э.Н. От курса на перестройку к смене модели общественного развития. - Курск, 1995.

105. Журавлев В.В. Методология исторической науки / Вопросы истории, 1995. №6.

106. Журавлев В.В. От смены конъюнктурных парадигм к парадигме преемственности / Отечественная история, 1997. №4.

107. Журавлев В.В. Человек. Культура. Политика. М., 1998.

108. Журов Ю.В. Проблемы методологии истории. Брянск, 1996; Методологические поиски в современной исторической науке / Новая и новейшая история, 1996. №6.

109. Журов Ю.В. Методологические поиски в современной исторической науке / Новая и новейшая история, 1996. №6

110. За единство и содружество // Молодая гвардия, 1989, №10.

111. Забурдаев В.Ю. Ниспровергатели КПСС // Молодая гвардия, 1989 г. №10.

112. Задачи деятелей культуры // Советская культура, 15 апреля 1986 г. №46.

113. Зайончковская Ж.Н. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии / Социология, 1998. №6.

114. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования, культуры. М., 1993.

115. Залыгин С.Н. Культура, демократия и тоталитаризм. Заметки / Новый мир, 1997. №8.

116. Иванова Н.В. Сочинители и исполнители // Знамя, 1991. №10.

117. Известия культуры России. Информационный сборник. М.,1989. №2.

118. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология / РАН, Ин-т философии. -М., 1993.

119. Искандеров А. А. Историческая наука на пороге XXI века / Вопросы истории, 1996. №4.

120. Исключить всякие упоминания. Очерк истории советской цензуры. -М., 1995.

121. История Отечества. Краткий очерк. Выпуск 2. М., 1992.

122. История советской политической цензуры: Документы и комментарии. -М., 1997.

123. Каграманов Ю.В. Демократия и культура / Новый мир, 1997. №1.

124. Каменев А.Н. Восхождение продолжается // Советская культура, 25 мая 1989 г. №62.

125. Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. М., 1997.

126. Карпухин О.И. Культурная политика. М., 1996.

127. Карпухин О.И., Макаревич Э.Г., Чурбанов В.Н. Концептуальные основы новой культурной политики государства // Диалог, 1997. №9.

128. Кафели И.Ф. Судьбы культуры XX века / Социально-политический журнал, 1996. №5.

129. Климов Э.Н. Пленум правления Союза кинематографистов СССР, 1516 мая 1986 г. / Пятый съезд кинематографистов СССР. С. 227.

130. Клямкин И.Н. Почему трудно говорить правду / Новый мир, 1989. №2.

131. Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. М., 1991.

132. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

133. Копенгагенская встреча деятелей культуры / Вопросы литературы, 1989. №5.

134. Коржов В.К. Партийное руководство деятельностью творческих коллективов / Перестройка: проблемы, поиски, находки. М., 1987.

135. Королев А.А. От моноидеи к «цветущей сложности» / История: Постижение смысла. М., 1994.

136. КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. М., 1963.

137. Криворученко В.К. Историческое исследование в современных условиях: Методология и методика исследования. М., 1991.

138. Кудрина Т.А. Политика и культура. М., 1993.

139. Кудрина Т.А., Комиссаров С.Н., Шандрин А.И. Региональные особенности управления духовно-культурной сферой / Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. М., 1993.

140. Кузнецов Ф.Н. Политика и культура // Партийная жизнь, 1988. №16.

141. Кулиш С.В. Время добрых напутствий // Советская культура, 15 октября 1988 г. №124.

142. Культура и процессы демократизации. М., 1990.

143. Культурная политика и художественная жизнь / Государственный институт искусствознания. М., 1996.

144. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М., 1998.

145. Куропаев А.Е. Очерки интеллигенции России. В 2 Т. М., 1995.

146. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

147. Лукин Ю.А. КПСС и советская литература: ленинские принципы, методы и формы партийного руководства. М., 1986.

148. Лучинский П.К. Опасность диктатуры существует! // Советская культура, 27 апреля 1991 г. №17.

149. Маркадэ Ж. Художественное творчество, творческая жизнь / 50/50: опыт словаря нового мышления. М., 1989.

150. Марков Г.К. Выступление на открытии VII съезда писателей СССР // Советская культура, 26 июня 1986 г. №76.

151. Микова Т.М. Проблемы развития демократии в 80-е. годы. М., 1992.

152. Михайлов А.Н. Позволим ли закрыть тему? // Советская культура, 25 июня 1988 г. №76.

153. Михалков С.К. Душа прогресса человек // Литературная газета, 19 марта 1986 г. №12.

154. Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческая теория / Новая и новейшая история, 1991. №6.

155. Могильницкий Б.Г. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии / Новая и новейшая история, 1993. №1.

156. Москвина Т.Н. Все зависит от нас самих // Советская культура, 25 июня 1988 г. №76.

157. Мыльников А.С. Культура как предмет исторического исследования (Методологические проблемы изучения культуры). Л., 1978.

158. Неформалы: Социальные инициативы. Сборник. М., 1990.

159. Неформальная Россия : о неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР. М., 1990.

160. Новые горизонты культуры // Советская культура, 17 апреля 1986 г. №47.

161. Новые общественно-политические движения и организации в СССР (документы и материалы). М., 1990.

162. О государственной политике по защите и поддержке отечественной науки, культуры, образования и предпринимательства // Обозреватель. Спецвыпуск, 1994.

163. О том, как выбирали первого секретаря правления Московской писательской организации // Литературная газета, 21 октября 1987 г. №43.

164. Основные показатели работы отрасли культуры за 1985, 1990, 19931997 годы. М., 1998.

165. Партийное руководство литературой и искусством. М.,1986.

166. Перестройка: проблемы, поиски, находки. М., 1987.

167. Перестройка и нравственность // Советская культура, 21 июля 1987 г. №87.

168. Пименова В.Н. Проблемы перестройки партийного руководства культурой. -М., 1989.

169. Писательский союз или перестройка Вавилонской башни? // Дружба народов, 1990. №5.

170. Письмо писателей, деятелей культуры и науки России / Наш современник, 1990. №4.

171. Пленум правления Союза писателей СССР // Литературная газета, 3 июля 1985 г. №27.

172. Пленум правления Союза писателей РСФСР // Литературная газета, 28 марта 1990 г. №13.

173. Плисецкая М.Я. Я Майя Плисецкая. - М., 1989.

174. Покровский Б.К. Когда выгонят из Большого театра. М., 1992.

175. Политические партии современной России. Информационные и аналитические материалы об общероссийских партиях и общественных движениях (1990-1993). Вып. 1.-М., 1993.

176. Поляков Ю.А. Наше непредсказуемое прошлое. М., 1995.

177. Помним о вас. Страницы истории. М. 1989; Реабилитирован посмертно. Возвращение к правде. В 2-х вып. М., 1988.

178. Потапов Н.М. Если ты интеллигент // Правда, 2 января 1991 г. №2.

179. Пятый съезд кинематографистов СССР, 13-15 мая 1986 г. Стенографический отчет. М., 1987.

180. Работа правления Союза художников СССР. 1983-1987. М., 1988.

181. Ракитов А.И. Устойчивое развитие общества // Политические исследования, 1998. №4.

182. Рассказова Т.И. И снова вопросы политики // Литературная газета, 18 апреля 1990 г. №16.

183. Рассказова Т.И., Кузьминский Б.В. «Апрель»: предварительные итоги // Литературная газета, 9 мая 1990 г. №19.

184. Розов В.В. В поисках радости // Независимая газета, 1992. №9.

185. Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы. Документы и материалы. В 10-ти книгах. Кн. 5. М., 1992.

186. Русская культура вне границ. Информационный сборник. Выпуск 5. -М., 1997.

187. Рытхэу Ю.В. Творчество сугубо личное дело // Литературная газета, 6 июня 1990 г. №23.

188. Рябчиков Е.К. Срочно в номера // Советская культура, 6 мая 1986 г. №54.

189. Салтыков Б.Г. Мечтать не грех, но лучше остаться реалистом / Поиск, 1994. 12-18 августа.

190. Самое трудное начать с себя // Советская культура, 17 марта 1988 г. №33.

191. Секретариат правления Союза архитекторов СССР. Информационный бюллетень. М., 1991. №4.

192. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 1995.

193. Сидоров Е.Ю. Культура мира и культура России. Полис. 1998. №8.

194. Сидоров Е.Ю. Ориентиры культурной политики. М., 1986.

195. Симонов А.Н. Не проповедь, а исповедь // Советская культура, 21 января 1988 г. №9.

196. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М. 1988.

197. Советская интеллигенция. Словарь-справочник. М., 1987.

198. Создан советский ПЕН-центр // Литературная газета, 5 апреля 1989 г. №14.

199. Солоухин В.К. Читая Ленина // Родина, 1989. №10.

200. Соргин В.Г. Политическая история современной России, 1985-1994: От Горбачева до Ельцина. М., 1994.

201. Социокультурное пространство: структуры и процессы. М., 1996.

202. Союз архитекторов СССР. VII съезд Союза архитекторов СССР, 16-18 июня 1987 г. Сокращенный стенографический отчет. М., 1988.

203. Союз архитекторов СССР. Секретариат правления Союза архитекторов СССР. Информационный бюллетень, 1988г, №1. М, 1988.

204. Союз журналистов СССР. Журналистские новости. Вестник Союза журналистов СССР за 1987 год, №12.

205. Союз журналистов СССР. Журналистские новости. Вестник Союза журналистов СССР за 1988 год. М., 1989.

206. Союз журналистов СССР. Информационный вестник за 1986 г., №1.

207. Союз журналистов СССР. Перестройка в Союзе журналистов СССР и пути обновления его деятельности (Справочные материалы). М., 1990.

208. Союз журналистов СССР. Съезд 5-й, 2-4 марта 1982 г. Стенографический отчет. М., 1982.

209. Союз журналистов СССР. Устав Союза журналистов СССР. М., 1987.

210. Союз кинематографистов СССР. Информационный кинобюллетень, 1988, №4.

211. Союз композиторов СССР. Информационный бюллетень за 1987 г., №4.

212. Союз писателей РСФСР. Отчет об организационно-творческой работе правления Союза писателей РСФСР за период между V и VI съездами (1980-1985).-М., 1985.

213. Союз писателей СССР. Правление. Апрельский Пленум 1987 / Современность и литература. М., 1987:

214. Союз писателей РСФСР. Шестой съезд писателей РСФСР, 11-14 декабря 1885 г. Стенографический отчет. М., 1987.

215. Союз театральных деятелей РСФСР. СТД РСФСР глазами театральной общественности. Итоги опроса отчетно-выборных конференций. Л., 1991.

216. Союз театральных деятелей Российской федерации. II съезд СТД Российской федерации, 1992, Москва. Стенограмма. М., 1992.

217. Союз художников СССР. Информация секретариата правления Союза художников СССР. 30/июнь/1985. М., 1985.

218. Справочник партийного работника. Вып. 27. М., 1987.

219. СТД РСФСР. Третий пленум правления СТД РСФСР (1988, январь). -М., 1988.

220. Талант художника делу перестройки. Встреча Е.К. Лигачева с художественной интеллигенцией Саратовской области // Советская культура, 14 марта 1987 г. №32.

221. Таранов С.К. Диктат партии и свобода творчества. По материалам архивных документов // Культура, 1994. 25 июня. №24.

222. Тебе, Родина, тебе, партия! Говорят писатели и деятели искусств -делегаты XXVII съезда КПСС // Литературная газета, 26 февраля 1986 г. №9.

223. Тезисы ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной конференции // Советская культура, 28 мая 1988 г. №64.

224. Тюрина Т.Н. Горький вкус правды // Советская культура, 22 октября 1988 г. №121.

225. Ульянов М.И. Подъем в гору по нехоженным тропам // Коммунист, 1987. №5.

226. Ульянов М.И. С каждого из нас спросите // Театральная жизнь, 1987. №14.

227. Федоров В.Л. Голодовка не тетка, но и культура не падчерица // Советская культура, 17 ноября 1990 г. №46.

228. Федюкин С.А. Деятельность КПСС по формированию советской интеллигенции. М., 1985.

229. Хартия Народного фронта Эстонии. Таллинн, 1989.

230. Художественная культура и просвещение России XX века. -Екатеринбург, 1995.

231. Ципко А.С. Истоки сталинизма / Наука и жизнь. 1988. №1-12, 1989. №1-2.

232. Ципко А.С. Российские столицы и российские провинции: перспективы решения конфликта / Межнациональные отноения в России и СНГ. М. 1995.

233. Ципко А.С. Хороши ли наши принципы? // Новый мир, 1990. №4.

234. Ципко А.С. Российские столицы и российская провинция: перспективы решения конфликта / Межнациональные отношения в СССР. М. 1994.

235. Чурбанов В.Б. Новая культурная политика или новая «культурная революция»? М., 1989.

236. Чурбанов В.Б. Программно-целевой подход к развитию культуры как предмет исследования / Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований. М., 1988.

237. Шафаревич И.Р. Русофобия // Наш современник, 1989. №6.

238. Шмойлов М.А. Художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. М., 1990.

239. Щедрин Р.П. Выступление делегатов VII съезда композиторов СССР // Советская культура, 3 апреля 1986 г. №41.

240. ИГрейдер Ю.В. Сознание и его имитация // Новый мир, 1989. №11.

241. ЮНЕСКО. Всемирная конференция по политике в области культуры. Мехико, 26 июля 6 августа. Париж. 1982.

242. Яковлев А.Н. За реализм мысли и ответственность действий. Рига, 1988.

243. Яковлев А.Н. Совещание в ЦК КПСС // Советская культура, 2 апреля 1987 г. №40.1.. Диссертации и авторефераты диссертаций

244. Бородай А.Д. Культурная политика в советском обществе: тенденции и противоречия формирования молодой художественной интеллигенции. (Вторая половин 50-х 80-е гг.). Дисс. д-ра. ист. наук. - М., 2001.

245. Бухарев Р.Я. Роль партийных организаций в развитии художественной культуры (На материалах Башкирской, Татарской и Чувашской автономных республик) Дис. канд. ист. наук / Академия общественных наук. М., 1987.

246. Горлова И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты. Дис. д-ра филос. наук / Моск. гос. унт культуры. М., 1997.

247. Ильина З.Д. Культурная политика и духовная жизнь горожан во второй половине 70-80-х гг. Дисс. д-ра ист. наук. Курск, 1999.

248. Карпухин О.И. Культурная политика государства в условиях реформирования общества. Дис. д-ра социол. наук. М., 1997.

249. Никитин А.А. Организованные типы современной культуры. Автореф. дис. на соискание уч. ст. доктора культурол. наук. М., 1998.

250. Попов В.А. Художественная интеллигенция как социально-профессиональная группа советского общества. Дис. канд. филос. наук -Свердловск, 1974.

251. Сайтов У.Г. Творческая молодежь в условиях демократизации общественной жизни: характеристика, пути формирования. Дис. канд. филос. наук / Академия общественных наук. М., 1991.

252. Шмойлов М.А. Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. Дис. канд. филос. наук / Институт молодежи. М., 1990.

253. Федоров Ю.В. Тенденции и противоречия культурной политики России в 1985-1999 гг. Автореф. дис. канд. ист. наук. М., 2002.1. V. Периодические издания7.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.