Исторический аспект проблемы идентификации русинского этнокультурного сообщества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Миронов, Григорий Юрьевич
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 207
Оглавление диссертации кандидат наук Миронов, Григорий Юрьевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ РУСИНОВ XIX-XX ВВ.
§1.1. Самосознание карпатских русинов Г1одкарпа1Ской Руси (Закарпатской
области УССР)
§1.2. Генезис и эволюция русинского движения на Балканах: развитие культуры и сохранение национальной идеи i ичности. XIX век -
середина XX века
§1.3. История становления идентификации русинов-лемков
Полыни:
§1.4. Зарождение и развитие национальной идентификации русинов в
Восточной Словакии
§1.5. История становления русинского самосознания в Северной Америке во
второй половине XIX — первой половине XX века
Глава 2. РАЗВИТИЕ РУСИНСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В П ОСТС О Ц И А Л И CT И Ч ECK И X СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI ВВ.) И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI ВЕКОВ)
§2.1. Национальное самосознание русинов поасоциалистической Югославии
и Сербии
§2.2. Проблема национальной идентификации русинского движения
Закарпатской области (Украина)
§2.3. Самоидет ификация русинов-лемков постсоциалистической Польши
§2.4. Русинское самосознание в независимой Словакии: сохранение
этнокультурной идентичности
§2.5. Русинское этнокультурное сообщество в США и Канаде в период с
середины XX до начала XXI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Роль Греко-католической церкви в формировании этнонациональной идентичности русинов Словакии: 1919-19382013 год, кандидат наук Дронов, Михаил Юрьевич
Антинародная деятельность униатской церкви (на материалах Ужгородской унии)1983 год, доктор исторических наук Болдыжар, Михаил Николаевич
Формирование украинского национального самосознания на территории Галиции во второй половине XIX - начале XX в.2017 год, кандидат наук Топильский, Алексей Геннадьевич
Межэтническое взаимодействие и этническая идентичность: На примере русинов в Галиции2003 год, кандидат политических наук Цуй Линь
Славянский фактор в развитии Венгрии в последней трети XIX - начале XX в.: Этнополитические, социальные и внешнеполитические аспекты2003 год, доктор исторических наук Крючков, Игорь Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторический аспект проблемы идентификации русинского этнокультурного сообщества»
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Русины - уникальная славянская этническая группа, проживающая в основном в Центральной и Восточной Европе, а также русины как эмиграшы проживаю! в Северной Америке -CUJA и Канаде, где создали весьма сплоченные национальные сообщества.
В последнее время русинская проблема шка ciajia очень популярной в отечественной и зарубежной науке и публициаике, но о русинах, об историческом аспекте русинского самосознания и русинской идешификации постсоциалистического периода имеются досшючпо скудные сведения. Поэтому целесообразно paccMOipeib всю исюрию данной этической группы, чюбы paccMoipeib вопрос ее идешификации.
Актуальнос1ь темы определяется icm, чю русинская проблематка может быть помещена в контексты следующих исюрических и политических процессов:
- актуализацией русинскою вопроса на Украине и в России, в странах Центральной и Восточной Европы, в США и Канаде,
- усилением значимости национальных меньшинеш и регионов в современной Европе: Европейский союз íiocieiienno трансформируется в союз регионов, а не национальных юсударспз.
- всевозрастающей важностью проблемы национальных менынинспв в современных с i ранах;
- актуализацией вопроса этнического самосознания во многих странах
мира.
Актуальное ib темы исследования опрсцелена необходимое пло дальнейшею углубленного изучения исюрии русинского самосознания. В ю же время в отечественной историографии заявленная тема рассмотрена явно
недостаточно. Фактически отсутствуют специальные исследования, посвященные истории идентификации и самойден 1 ификации русинов. В юм числе отсутствуют исследования, где рассма 1 риваегся варианты русинской идентификации.
В настоящее время в России продолжаемся дискуссия о том, что такое «Русский мир» и кто в него входит. В )той связи для современного российского общества представляет интерес и пользу знание о русинском национальном движении, которое развивалось под воздействием идей русофильства.
Так как русины - это славянская этническая группа, которая подтверждает свою принадлежность к миру наследников древнерусского этнического массива, а также то, что основная масса русинов проживав I в Словакии, Польше, Сербии, Украине, СШЛ и Канаде - проблематика этнического самосознания данной этнической общности должна быть исследована в рамках специализации всеобщей исюрии.
Российская дореволюционная историческая наука русинское население считает частью русского народа, советская историография, особенно после присоединения Подкарпатской Руси к УССР, считала русинов частью украинского народа и по политическим причинам не интересовалась его русофильством. В современной отечественной науке историки в большинстве своем считают русинов 01 дельной национальное 1ыо.
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ. Русинская проблематика освещалась как в отечественной, так и в зарубежной историографии.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. Исходя из проблемно-хронологического подхода, историю изучения данной темы представляется целесообразным рассматривать по фем крупным условным историографическим этапам: дореволюционная исюриография (сер. XIX века
- 1920 год), совекжая историография (1920-е и - начало 1990-х гг.) и современная исюриография (начиная с 1991 i она и ю настоящего времени)
Между данными периодами cymeciByei 1ссная диалектическая связь, преемственность идей в развшии Одновременно они выступают и в роли различных условных историографических периодов, 1ак как их внутреннее содержание формировалось под воздействием конкрепюй исюрической обстановки, они 01личаю1ся разной mciohojioi ией, идеологической направленностью и исючниковой базой
ДОРЕВОЛЮ1ДИОННУЮ ИСТОРИОГРАФИЮ представляют российские исюрики, коюрые в своих трудах рассказываю i о русинах с точки зрения русофильских и славянофильских позиций 1акими работми были труды Николая Надеждина «Записка о путешествии по южнославянским с ¡ранам»1, игумена Арсения «Русские в Венгрии», Григория Дс-Воллана «Угорская Русь исюрический очерк»2, Л.П. Липран/щ «Забьпыи уюлок Русской земли Угорская Pycb»J, Владимира Францева «Современное сосюяние Угорской Руси», Л Явдика «История Угорской Руси»'1, J1. Василевско1 о «Венгерские руснаки и их судьба»3 Эш российские исюрики не юлько считали русинов часпло русского народа, русской культурной сферы вчияиия, но и сюяли на позициях юго, чю именно Карпаюкий регион был праронипой славянс!ва и был важным культурным цен iром Киевской Руси.
Особую роль в разрабожу юории и национального вопроса русинов внес выдающийся русский ученый-исюрик и политик Павел Николаевич Милюков. Прежде всего, П.Н. Милюков, проанализировав особенносш языка русинов, сделал удивиюльный вывод о юм чю ioi язык, на котором они
1 Надеждин Н И Записка о путешествии по южнославянским иранам /ЖУПШ 1842 - 4 34 -С Из
2 Де Волан Г А Угорская Русь М 1878 С 124
Липранди А П Забьп ый край Русской земли Угорская Русь Clio 1896
J Яваык Л Г1 История Уюрской Р>си VI 2012 С 85
5 Васипевский Л Вешерские р-\снаки и и\cv и>ба // Русское ooi aicino 1914 №3 с 374—375
6
говорили, близок русскому лигера[урпому яшк) и практически не связан с языками словаков и украинцев. Исходя из своей концепции об определяющей роли языка в определении национальной принадлежности того или иного этноса, Павел Николаевич относил русинов к этнографической группе русского народа. Он заметил, что попытки власIей Чехословакии и Полыни ассимилировать русинов являются прсс1упными. Знаменем господствующих политических кругов этих государств был национализм. Национальная русинская интеллигенция была слабой, так как культурное развитие русинов искусственно тормозилось правящими крхчамп Австро-Венгрии и тех государств, которые возникли на ее осколках6
Российские дореволюционные историки А .И Соболевский, А.Л. Петров считали, что термины «Русь» и «русский» не имеют ничего общего с этническими признаками, а означают исключительно религиозную принадлежность. Они у1верждали, что русины в Карпаты пришли вместе с венграми или даже позже их. Более юго, АЛ. Петров в своей работе «Материалы для истории Угорской/Закарпатской Руси» утверждает, что русины не могли поселиться в Карпатах до XII века и имс1Ь какие-либо государственные образования до этого периода, им даже отрицаюкя связи русинов с Великой Моравией и с миссией Кирилла и Мсфодия7.
Из историков досоветского периода особое место принадлежит Федору Федоровичу Аристову, крупному историку и исследователю культуры и этнографии Карпатского региона. Среди важнейших его работ следуе! назвать трехтомный труд «Карпаго-русские писатели» , «Литературное развитие Подкарпатской (Угорской) Руси»0 и «История Подкарпатской
6 Малычин КГ ПН Милюков в 20-е гг Разработка концепции национального вопроса и ее применение к
проблеме национальных меньшинств Закарпатской Руси // Р\спны Клрпа1Ской Руси проблемные вопросы истории и современнос1Ь Росюв-на-Дону 2008
7 Петров А Л спредисл,Ю А Яворскою Материалы дчя исюрин Закартпскои Руси вып IX РгаЬа 1932
8 Аристов Ф Ф Карпаюрусские писатели I I Москва 1916 с 22!
4 Аристов ФФ Лшсра|урное развшие 11одкарпа1Скои (Уюрскоп) Р>си \1 1929
7
Руси». В своих работах Федор Федорович Аристов особо выделяет влияние русского литературного языка на самосознание русинского народа10.
СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ предеiавлена историками, которые в своих трудах использовали марксистский подход к русинской истории. Следует отметить, что в Советском Союзе после присоединения Подкарпатской Руси к Украинской ССР и 3anpcia по политическим мотивам русинского самосознания историки начали рассматривать русинов с точки зрения общеукраинского вопроса. Теперь они стремились доказать позитивные моменты присоединения Закарпап.я к УССР.
Утверждалось, что термин «русины» - )io ciapoe название украинцев. Из таких работ можно выделить труд В.В. Хайпаса «Годы больших собышй: борьба трудящихся Закарпатья под руководспюм Коммунистической партии за воссоединение с Советской Украиной». Чюбы показать, что Закарпатье является исконной украинской землей, cobcickhc историки выпускают несколько работ, посвященных вопросу принадлежности Подкарпатской Руси к Киевской Руси в период раннего Средневековья. Эту концепцию разрабатывает советский историк H.H. Лслскач в работе «Про принадлежность Закарпатья к Киевской Руси в X-XI веках»."
Из работ советского периода можно выдели¡ь также работы И.Г. Коломийца, который в своих грудах «Очерки по истории Закарпатья» и «Социально-экономические отношения в Закарпа1ьс во второй половине XIX столетия»12 пытался обосновать связи между Закарпатьем и украинскими землями.
10 Аристова Т Ф Федор Федорович Аристов и карпаторусская пробпема // Арисюв Ф Ф Литера1урное
развитие Подкарпатской (Угорской) Руси Москва 1995 С 10 " Лепекач 11 Н Про принадлежить Закарпапя ао Кшвсько! Р_\и в \ ]\ ы // Науков: записки
Ужгородсько! о державно! о ушвсрси 1С! у Ужгород. 1949 I 2 С 39
12 Коломиен И Г Сониально-ткономическис оиюшения и общее I вижос тиженис в Закарпа1ье во второй половине XIX стлегия I омск. 1961 1 1 404 с. 1962 Г 2 67!< с
Можно оiмсiигь, чго в исторических iрудах сове1ского периода развивалась концепция, чго русины еще на ранних этпах своей истории начали национальную борьбу за национальное освобождение, всегда надеясь на помощь Украины, что ira борьба была закопчена юлько присоединением Закарпа1ья к Советской Украине Сове1ская исiopnoiрафия изменила 1ермин «русин» на «закарпа!ский украинец» или «закарплец»
СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. В современной отечественной исюриографии, при всей малочисленное^ исследований на данную тематику, в научной ли icpaiypc имее1ся некоюрое число работ, зафагивающих проблема i ику русинского вопроса Значительный интерес предс1авляю1 исследования тких исюриков, как М.Ю. Дос1аль13, С.Е. Суляк14, М.Ю. Дропов", К К. Шевченко16, ОБ Пеменский17 и некоюрых дру1 их В последнее время тема русинскою движения ciana акшвно обсуждаться в научном мире, в том числе и благодаря проведенной в декабре 2008 i ода в Ростове-на-Дону международной научно-пракшческой конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси (конец XIX - начало XXI вв )».
Ошечая большую ценноеib ошх работ, следуе1 подчеркнув, чю больше всего в своих ¡рудах они уделячп внимание полишческим и историческим аспектм жизни русинов Каршпскою региона, не акпешируя должного внимания на становлении русипскоп иаеншфикации, мало выходя
1 Достань М Ю Ьорьба русинов за авшномию в iiocicobcickhii перио i '/Сборник научных работ Цешра украинистики Южного федерального >ниверсите1а (Росюв на Цон\) «Р>сины Карпатской Руси проблемные вопросы истории и современнос1 ь» Но waiepua ia\i межчународной на>чно-практической конференции «Геноцид и к\льт)рный эпюцид русинов Карнаккои Р\си [конец XIX - начало XXI вв ] » в Ростове-на-Дону, 19 декабря 2008 г
14Суляк С Г Р\сины уроки пpai ической истрии // Русины Карп некой Р\си проблемные вопросы истории и современность Росюв-на Дону 2008
15 М Дронов Униаты Восточной Словакии // Независимая i азет а Рстт пи ^6(1 78) 5 апрепя 2006 г
16 Шевченко К В Русины и межвоенная Чехосповакия -1-е -М VIoicli Колеров 2006 С 272
17 Неменскии О Ь Восючнославянские лничсские cenapa i измы 'I ишая Русь 10 10 2009 UR1
http //rusiny mfo/article/ЗО/ дата посещения 10 04 201 1
за границы территории основною проживания русинов - Закарпатской области современной Украины.
Особо следуе1 отмсги1Ь работы крупною специалиста по проблемам русинского вопроса, старшего научною софудника Института славяноведения РАН, кандидата исюрических паук М.Ю. Досталь. В ее работах содержится не только хронологически последовательное изложение событий русинской проблематики, но и стремление осмыслить их, выделить исюрию и причины становления русинскою движения, основанного на русофильских идеях, охарактеризовать позицию строи с использованием материалов на русском, украинском, сербском и ашлийском языках18. Очень ценными для исследователя являются выпушенные авюром работы: «Российские слависты-омигранты в Бра1иславс»'1\ «Проблема закарпатского
национальною возрождения в i рудах русских и украинских эмиграшов в
20
межвоенной Чехословакии» .
Хотелось бы также выдели ib рабопл крупного специалист ио русинской проблематике Сергея Feopi иевнча Суляка, кандидат исторических наук, прези/тепга общественной оришизации «РУСЬ». В своих pa6oiax С.Г. Суляк сконценфировался на изучении прошлою русинов, а также в его работх делается попьпка проанализирован, современное русинское движение и жизнь русинов на постсоветском пространстве, в частности русинов Молдавии21.
18 Достань М IO Современное русинское движение в Закарпатье шгчи i в будущее // Информационно-
аналитический пор1ал постсоветского npocipaHciBa «Материк» 03 04 2009 URL http //materik ru/rubric/detail php?ID=4585 дата посещения 1^ 02 20 II
14 Досталь M TO Российские славис!ы - эмигранты в Братиславе //Спавяноведение -VI, 1993 -№4 -с 49-62
20 Достань М Ю Проблемы закарпатскою национальною возрож ichhh в iрудах русских и украинских
эмш рашов в межвоенной Чечостовакии Ickci / МЮ Дос.iа i.. // С ывяноведение 1997 - №6 -
С 67-72
21 Суляк С Г Осколки Святой Руси Очерки этнической иыорип р\снаков Молдавии, научный редаыор д-р
исi наук Шорников П VI , Кишинев, изд дом «Татьяна» 2004 240 е
10
В своей рабо1е «Русины в исюрии прошлое и настоящее» подробно написана и проанализирована исюрия русинского населения, где зафагивается самосознание русинского наро 1а22 Данная тема освещалась авюром в ряде научных рабоц в юм числе в монофафии «Осколки Свяюй Руси. Очерки этнической исюрии руснаков Молдавии» и в статьях, в частности- «Руснаки Бессарабии. Почему им не1 места в учебниках истории?»2"1, «Бесарабскы руснаии»24, «Мифации русинов Буковины в Бессарабию»23, «Замена ошонима - прелюдия эшокулыурной трансформации»26, «Эшокулыурная идентичное I ь руснаков Бессарабии в начале XX века»- , «Русины- этпы исюрии», «Сын самодержца всея Руси» «Русины Молдавии», «>1 горжусь, что я - русин», «Семиградская Русь, «Проблемы русской кулыуры и языка в Мол щвии», «Миссия митрополита Гедеона: неосуществленный 1 еополишчеекпй ироекп), «Ими гордшея Молдавия», «Этнокультурная идешичность русинов севера Молдавии», «Русины Молдавии: право на сохранение пничносш», «Некоюрые справочные материалы по истории нашего края», «Особенности говора русинов», «Русини- замена ешонима - прелудий за ешокулыурну трансформацию» 28
"Суляк С I Русины в истории прошлое и настоящее// Общеивишая юсоциация «Русь» Международный исторический журнал «Русин» Сборник - Кишинев Издан, и скии юм«Та1ьяпа» 2007 -T 10 -
С 29-56
СулякСГ Руснаки Ьессарабии Почему им нет меиа в учебник i\ исюрии9 // Мыспь Кишенев 2003 JV«4
(22) С 72-79
1Л Суляк С Г Бесарабскы руснаци//Русин Xpici 1аньскыи часопис Пряшсв 2001 №3—4 С 12 Суляк С Г Мифации русинов Ь> ковины в Бессарабию // Нациста 1ын ic образы мира единство -разнообразие - справедливость Материалы Международной н!\чно практической конференции 22—23
октября 2003i Кишинев 2004 С 275-280 ,6СулякСГ Замена эшопима - претюдия эшокулыурной i рансформаппи // Мыс н> |Кишинев] 2004 №2
(24) С 72-75
' Суляк С 1 От ноку 1ы урная и цент ичност ь р>снаков Ьсссарабип и нач i ic \\ века // Вес гни к Славянско! о
>ниверсите!а Вып 11 [Кишинев] 2004 С 7—18
Суляк С Г Русины эгапы истории» // Международный исюрпческии журнал «Русин» [Кишинев] 2005 №1 (1) С 49-60 «Сын самоиержца всея Руси» // Меж i\наро шый исюрический журнал «Русин» [Кишинев] 2005 N«2 (2) С 11-41 «Русины Молдавии»//С ывянскис чтения Вып 3 [Кишинев] 200э
1 1
Еще одним крупным русскоязычным авюром по русинскому вопросу является исследователь движения русинов Михаил Дронов - глава Клуба друзей Карпа 1ской Руси при Русинском землячестве «Карпатская Русь» (Москва) В ею работах предпринята попьпка paccMoipeib историю русинов как Подкарпатской Руси, так и других терриюрий, i де сегодня живут русины, например, Пряшевская Русь (Словакия) и Лемковипа (Польша) В своей статье «Заметки о русинском движении» он привочи1 анализ становления и развития русинскою движения в Карпатском peí ионе начиная с XIX века, а также, освящая современное возрождение русинского народа, он особенно внимательно рассматривает первые шаги русинов и проведение первых русинских кошрессов 29
Выделился в историо1 рафии русинские авюры, которые у1верждаю1, что русины являются отдельной национальностью, которая отличается oí украинцев. Она представлена работами русинских авюров Закарпатской области Украины и других областей, где про/Киваю1 русины авюхюнно или как национальное меньшинство. Особо след>е1 oimcihib рабонл русинского исюрика-славис1а, публицист, одною из ведущих преде i ави i елей
С 107-115, «Я горжусь чю я - русин» // Мысль [Кишинсв| 200^ №2 (27) С 91-95 «С еми| рацекая Русь» // Ни1ь времен Материалы научно праюической конференции «Русское население Молдавии история и современное!ь» Кишинев 2006 С 77 85 «Проб !смы рческои куныуры и языка в Молдавии» // Ишь времен Маюриалы научно ирам ическои конференции «Рчсское население Молнавии история и современность» Кишинев 2006 С 56-60 «Русины в перио i I lepnoii мировой войны и русской cmvi ы» // Межа\народный исюричес-мч журнап <Р*ечн [Кишш и<] 2006 NH ("!) С 46-65 «Миссия митрополита Геаеона неосушеетвленныи геополитическим проем» // Международный иеторическии журнал «Русин» [Кишинев] 2006 №2 (4) С 18-36 «Ими трцшея Молдавия Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных воент \ и к\льтурных деятелей Молдавии» // Международный исюрический журнал «Русин» [Кишинев] 2006 Nrs3 (5) С 81-148 «Этнокультурная идешичность русинов севера Молдавии» // Межаунаро/шып исюрн кский журнал «Русин» [Кишинев] 2006 №4 (6) С 141-149 «Русины Молаавии право на со* р nie шс этичности» // Эшографическое обозрение 2007 JST< 1 Январь С 1-14 «Некоторые смраво im ie мперпапы по исюрии нашего края»// Межц\нароаныи иеюрическии журнал «Р\еин» [Кишинев] 2007 N4 (7) С 163 191 «Особенносш iовора русинов»//Ставянские чтения Вып 4 (Кишинев] 2007 С 99-102 «Русини замена eiнонима-прелудий за eiнокультурну трансформацию» // Р\сини Рченаин Ruthemans 174з-200з [Нови Сан Сербия] 2006 С 86-92
14 Дронов М Заметки о русинском движении URL http //odnaiochna com ua/contcnt//ametki о rusinskom dvi/henn дата посещения 15 02 201 1
русинского национального возрождения Ивана Попа'0 В 1955-1960 годах он учился на историческом факулыею в Ужгороде В 1963-1966 юдах обучался в аспирантуре Инстшуга славяноведения и балкаписшки ЛИ СССР После окончания, с 1967 по 1992 юды, рабо!ал в лом институте, где защитил в 1966 юду кандидатскую, в 1988 году - док юрскую диссертацию. В 19881992 годах работал замесгшелем дирекюра Иисп-нуш славяноведения и был главным редакюром журнала «Сове I скос славяноведение» («Славяноведение»). В начале 90-х годов был профессором истории в университете города Ужгорода и директором Инишуга карпатоведения В 1994 году в связи с кампанией против нею как представителя русинского движения вынужден был эмшрировапэ в Чехию
Авюр в своих рабошх опрсделяс! национальную идсшичносгь русинов через их метальные отличия 01 украинцев и особенное 1ь их исюрическою развития как цешрально-европейского народа Иван Поп - автор 1акже около 130 сшюй по слависшке, ряда моно! рафий и )нциклопедий Публиковался на многих языках Особый интерес для научною исследования преде[авляют ею работы «Энциклопедия Подкариаюкой Руси» ( ишная энциклопедия даст сведения об исюрии, а ¡акже кулыуре Поткариаюкой Руси, ее известных государственных, культурных, а ¡акже о поли жческих деятелях, о важнейших исторических собьпиях), «Энциклопедия исюрии и кулыуры Подкарпаюкой Руси (на английском, в соавюрс1ве с Полом Роберюм Магочий, 1акже является большим иссле-юваюльским трудом данного автора) Ишерес представляют и рабопл «11одкарпатская Русь», «История Подкарпатской Руси в датах» ^
j0 Поп И И Историо1 рафия истории р>син и Подкарпа1ской Р\си / С мвяновс пение М 200"! №1 С 37-72 1 I Ion И Энциклопедия 11оакар1шской Р>си Уж1 opon, 2001 С М
Еще одним не менее известным русинским исследователем является Петр Васильевич Годьмаш - русинский исследователь, публицист, член Национального союза журналистов Украины.
Основные его научные труды: «Подкариа гские русины - нация, народ», которая была опубликована в газете «Bicii Ужгородщини»"52, «Кто мы, русины, и чего добиваемся»; опубликована в «Закарпатской правде»/'' В этих публикациях впервые после Второй мировой войны был поднят вопрос о необходимости официального признания русинской идентичности и возрождения автономной республики 11 од карпатская Русь в составе Украины."54
На эту же тематику им разработаны более 200 статьей правового характера о праве русинской нации на официальное признание и возрождение ее национальной государственности, которые публиковались в газе!ах «Отчий храм», «Закарпатская правда», «Новини Закарпаття», «Молодь Закарпаття», «Подкарпатская Русь», «Християнська родина», «Cpiöna Земля», «Трибуна», «Правозахист», «Наш час», «Евро-MÍci» и др. В 1993 году Петр Годьмаш подготовил и в соавторстве издал сборник документов «Од Подкарпатськой Руси — до Закарпатской Украины» о правах русинской нации. В соавторстве с сыном Сергеем I одьмашем написал и издал монографию «Подкарпатская Русь и Украина» (Ужгород, «Патент», 2003 г., 450 CTp.).j:> jñ В соавторстве с Сергеем Г одьмашем написали и издали академический учебник, охватывающий период с древнейших времен и до наших дней: «История республики Подкарпатская Русь».
'2 Годьмаш П В Подкарпаюкис русины - нация, нарой // Bien N ,м оро шиши Ужтрот 1990 " I одьмаш П В Кто мы. русины, и че: о добиваемся // Закарпаккая прав ia Ужгород I 990 'J Годьмаш П В «Первая авюномная русинская республика (к 90- leimo автномии русинской державы)» материалы международной научно-практической конференции «Геноцид и купыурный этноцид русинов Карпатской Руси конец XIX - начало XX! вв » в г Ростове-па-Цоп> I 9 декабря 2008 i '5 Годьмаш П «Подкарпатская Русь и Украина», «Патеш». 2001 i Уж-i opon. 450 стр
'6 Годьмаш П , Годьмаш С Подкарпатская Русь и Украина //Официальный саш русинского движения URL http //podkarpatskai us narod ru/, (дата обращения 23 04 201 1 )
14
Петр Годьмаш - активный участник mhoi их научно-практических конференций, в том числе и международных и правительственных. Внештатный научный работник Международной Кирилло-Мефодиевской Академии Славянского Просвещения и Международного Карпатского Института''7.
ЗАРУБЕЖНУЮ ИСТОРИОГРАФИЮ следует разделять на эмигрантскую и иностранную.
ЭМИГРАНТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ После революции большое количество русских и украинских политических мигрантов поселилось в Чехословакии. Среди них было много историков, которые интересовались русинским вопросом, публицистов и общественных деятелей. В среде эмигрантов русские историки поддерживали русофильство среди русинов, а украинские эмигранты - украипофильсгво Среди русских ученых и публицистов значительную роль в изучении исюрической Подкарпатской Руси и се истории сыграли такие историки, как Дмитрий Вергун, К.В. Коханный-Горальчук, Н. Павлович, А. Попов Русский эмигрант К.В. Коханный-Горальчук считал русинов частью русских, считал, что национальные и языковые проблемы у русинов начались после переселения в Карпатский регион украинских эмигрантов. Знакомил чешского читателя с русинским вопросом, издав несколько работ на чешском языке/8 j9
Особенно следует отмстить работу Антония Луковича «Национальная и языковая принадлежность русского населения Подкарпатской Руси». Этот ученый считал русинов самой западной частью русского народа.
Российский общественный деятель и публицист Василий Шульгин в своей книге «Украинствующие и мы», изданной в миграции, также затронул
^'Известные подкарпагские русины Петр Годьмаш // Интернет и i шипе поцкарпа1Ских русинов URL
http //podkaipatius liveiournal com/322504 htmPthread-557256 (Да1а обращения 0 01 2012) '8 Коханный-Горальчук К B O Rusi Podkarpatske, Praha 1929 J,í Коханный-Горальчук К B Podkarpatska Rus v minulosti a pritomnosti Piaha 1931
15
тему русинского самосознания. Он считал русинов «русским племенем, окруженным со всех сторон грозно направленными на них штыками, которые призывают русинов предать русское имя и назваться украинцами». Но, по мнению В.В. Шульгина, русины прошли суровую школу длинного ряда веков украинизации и потери национальной идентификации. Русины должны, по его мнению, «удержать русское знамя на самой западной территории русской
40
земли» .
Украинские эмигранты считали русинов самой западной частью украинского народа. Такие историки, как В. Пачовский41 42, А. Мищок'ь, Д. Дорошенко в своих работах придавали особое значение контактам русинов с украинскими землями. Эти авторы опускали многие исторические факты. Например, они полностью игнорировали кри гическое отношение деятелей русинского национального возрождения к украинскому национальному движению.
В изучении русинов Полыни украинские политические эмигранты делали все возможное, чтобы доказать, что в военные и послевоенные годы польские русииы-лемки поддерживали не только украинскую национальную ориентацию, но и украинский радикальный национализм и Украинскую повстанческую армию (У1ТА), которая действовала некоторый период в Карпатах. Данная сомнительная интерпретация истории звучит в работах И. Дмитрика44, Г1. Потичного43 и С. Голяша.
ИНОСТРАННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. Из числа работ зарубежных исследователей следует отметить работы австрийского ученого Германа Бидерманна, который являлся первым зарубежным автором, подготовившим
40 Шульгин В В Украинеiyiomne и мы, Бепград. 1939 с 32
41 Пачовский В Н 1стор1я Закарпаття Мюнхен. 1945
42 Пачовский В Н Ср1бна земля Тисячолтя Карпатсько! Украши llapnc iciopn з мапою» Львж. 1938
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Проекты национального строительства в (суб)этнических сообществах Центрально-Восточной Европы2022 год, кандидат наук Васюков Александр Дмитриевич
Аграрные отношения в Закарпатье в эпоху империализма (1900-1944 гг.)1984 год, доктор исторических наук Илько, Василий Иванович
Южнорусинский язык в свете языковых контактов: лингвогенетический аспект2008 год, кандидат филологических наук Чарский, Вячеслав Владимирович
Природные условия и система материального жизнеобеспечения бойков (верховинцев) в конце XVIII - первой половине XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Бойко, Игорь Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Миронов, Григорий Юрьевич, 2013 год
Литература
1. Лнтонюк Г.А. Национальная идея // Этносоциальные и конфессиональные процессы в современном обществе. Материалы международной научной конференции 16-18 ноября 1999 года, Гродно, 2000.
2. Аристов Ф.Ф. Карпаторусскис писатели, 1.1. Москва, 1916. С. 223.
3. Аристов Ф.Ф.Литературное развитие Подкариатской (Угорской) Руси. М., 1995.
4. Аристова Т.Ф. Федор Федорович Аристов и карпаторусская проблема. //Аристов Ф.Ф. Литературное развитие Подкариатской (Угорской) Руси. Москва. 1995. С. 10.
5. Бенедек 111.А. Русины, gens fidclissima: Сосщи добр1 и вшелияю/ Русинсьюй переклад: I. Керча. - Ужгород, 2001. С. 175.
6. Б1рчак В. Августин Волошин: его житя и деяльноегь: Знагоди 50-летных уродини 25-летное праце. - Книгопсчагняакц. товариства «Ушо» в Ужгород'Ь, 1924.-35 с.
7. Будилов А. Об основных воззрениях А И. Добрянского, Санк1-Пстербург, 1901.
8. Буркут И. Русины Бачки, Срема и Славонии: опыт сохранения этнической самобытности (середина XVIII века - 1918 год) // Славяноведение, №10, 2010, С. 97-103.
9. Васшнв В. Безсмептний лемко: Юлиан Гарнович, Юпфтон шт.. Ныо-ДжерЫ, 1981. С. 134.
Ю.Василькевич К. Карпаторусские канадцы // 2000 №25 (419) 20-26 июня 2008.
11 .Вергун Д.Н. Евгений Андреевич Фенцик и ei о место в русской литературе. Ужгород, 1926.
12.Гардый Г1. Коротка история Лемковского Рслифого Комитета в США, Юкерс, штат Нью-Йорк, 1958.
И.Ганудель Зузана. Л'шпмстичний атлас украТнських говор1в СхщноТ Словаччини. ТЛИ: Назви буд!вництва 1 транспорту. Преишв, 1989. С. 214.
14.Годьмаш П.В. Подкарпатские русин ы - нация, народ // «В1ст1 Ужгородщини. Ужгород. 1990.
15.Годьмаш П.В. Кто мы, русины, и чего добиваемся// Закарпатская правда. Ужгород. 1990.
16.Голубовский. П.В. История смоленской земли до начала XV ст. Киев, 1895.
17.Горбаль Б. Штефан Кичура // Лемювскнт р1чник 2002, Кришца, 2002. С. 85.
18.Де Волан Г.А. Угорская Русь М., 1878, С. 124.
19.Де Волан Г.А. Угро-русские народные песни, собранные Г.А. Де Воланом // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. XIII вып. I. - СПб, 1885.
20.Дмизрик И. В лесах Лемковщины. 1976.
21 .Добрянский А.И. О западных границах Подкарпатской Руси, со времен св. Владимира. 1880.
22.Довганич О. Юхпан Бращайко - видатний .шяч «11росв1ти» КарпатскоТ Укра'ши, Науковий збтрник Товариства «Просвига», IV, Ужгород, 2000. С. 226-228.
23.Досталь М.Ю. Борьба русинов за автономию в постсовезхкий период, борник научных работ Центра украинистики Южного Федерального Университета (Ростов-на-Дону) «Русины Карпатской Руси: проблемные вопросы истории и современность». По материалам международной
научно-практической конференции «Геноцид и культурный этноцид русинов Карпатской Руси [конец XIX - начало XXI вв.].» в г. Ростове-на-Дону, 19 декабря 2008 г.
24.Дронов М. Лемки и Лемковщина: Страницы истории и культуры самой западной Руси // Вестник Юго-Западной Руси. 2006. №1. С. 12.
25.Дронов М.Ю. К вопросу о месте русофильства в национально-культурной жизни русинов Словакии в XX столетии// Петербургские славянские и балканские исследования. 2010 №1-2 (7-8). СПб.
26.Дрляча Д. Руснаци у етнографских записох // Дружтво за руски язик, литературу и културу. Нови Сад. 2006.
27.Дупляк М. Организащя Оборони Лемювщипи в Америщ, Юнфтон, шт.. Ныо-Йорк, 1994. С. 21-23.
28.Дуцъ-Файфер О. Лемкы в Полыцы. Трившнсть репональних культур: Русини 1 укра'нпц на Ухгпй карпатськш батькнлциш та за кордоном. Нью-Йорк, 1993. С. 217.
29.Дуц-Файфер О. Рефлексш до ювилею 70-лггя Павла Стефановского // Лемл1всл1Й р1чник, Криница, 2002. С. 140-148.
30.Жирош М. ГрекокатолТцка церква и чуване руского нацюнального идентитета // Бачванско-сримски руснаци домаи и у швеце 1945-1991. Т. II. Нови Сад: 1998. С. 135.
ЗГЖирош М. Бачванско-сримски руснаци домаи и у швеце 1945-1991 // Грекокатолщка церква и чуване руского нацюнального идентитета. Нови Сад. 1998. Т. II. С. 136.
32.3убрицкий Д. Александр Павлович: описание его жизни и характеристика его поэзии. Ужгород. 1925.
ЗЗ.Капраль М. Пудкарпатьское общество наук: Публикации: 1941-1944. Ужгород, 2002, с. 172.
34.Кишкин JI.С. Русская эмиграция в Tlpaic. культурная жизнь (1926-1930-с гг.)// Славяноведение. 1995, №4.
35.Коломиец И.Г. Социально-экономические oi ношения и общественное движение в Закарпатье во второй половине XIX столетия. Томск, 1961. Т. 1. 404 е.; 1962. Т. 2. 678 с.
36.Корсун О.М., Пагиряя A.M. Закарпатские беженцы в СССР (на базе архивных материалов из фондов госархива ГАЗО). Ужгород. 2012. С. 768.
37.Лагта В. Атлас укра'шських говори? Cxuuio'i Словаччипи. Пряшев, 1991. С.555.
38.Лелекач H.H. Про принадлежшеть Закарпаття до КшвськоУ Pyci в X-IX ст. // Науков'1 записки Ужгородсько1 о державного ушверситету. Ужгород, 1949. Т. 2. С. 25-39.
39.Лемкин И.Ф, История Лемковины. 1969
40.Липранди А.П. Забытый край Русской земли. Угорская Русь. СПб., 1896.
41.Магочш П.Р. Карпагсью Русины. Ужгород, 2002, с. 24.
42.Магочш П.Р. Русины на Словенську: 1сюричный перегляд. Пряшов. 1994. с. 214.
43.Малыхии К.Г. H.H. Милюков в 20-е п ■ Разработка концепции национального вопроса и ее применение к проблеме национальных меньшинств Закарпатской Руси // Русины Карпатской Руси: проблемные вопросы истории и современность. Ростов-на-Дону. 2008.
44.Медсши Л., Ювилей одного часопису // Швеиюсц, XXVIII, 4, Нови Сад, 1990. С. 487^196.
45.Медсши JI. Шл'щи благей Колссаровсй души // История руского народного мена, Нови Сад, 1996. С. 246.
46.Миронов Г. Регионализм и русское самосознание русинов в XX веке // Актуальные проблемы российского регионализма: областническая идеология и культурология в исюрии и современной философской и общественно-поли i и ческой мысли: материалы Всероссийской молодежной научной конференции (Омск, 5-7 сентября 2012 г.) / отв. ред. Т.П. Мильчарск - Омск: Изд-во Омского, государственного университета, 2012. С. 1 73-1 78.
47.Милошевич 3. Русины в Сербии // Журнал «Русин», №2. 2009.
48.Мушинка М. Науковець с душею nocía: до 60-р1ччя вщ народження Opee га Зишнского, 1923-1976. Ныо-Джсра, 1983. С. 60.
49.Мушинка М. ГПслявосний розвиток pcrionajibiioí культури русишв-украшщв Чехо-Словаччини //Тривалють репональних культур. Русини i укра'шщ на "íxiiiñ карпатськш батьювщиш та за кордоном / Ныо-Йорк, 1993. С. 53.
50.Павлович Н. Русская культура и Подкарпат екая Русь. Ужгород, 1926. С. 217.
51.Панас И.О. Карпаторусские отзвуки русскою похода в Венгрию 1849 i ода // Карнаюрусский сборник. Ужгород 193 1. С. 226.
52.Пачовский В.Н. 1стор1я Закарпагтя Мюнхен, 1945.
53.Пачовский В.Н Cpi6na земля: Тисячолпля КарпатськоУ УкраУни: Нарис icropii з мапою». Льв1в, 1938.
54.Петров A.JL, с предисл. Ю.А. Яворского Материалы для истории Закарпатской Руси, вып. IX, Praha, 1932.
55.Попов А.И. Названия народов СССР: Ввсд. в лшонимику. Л., 1973.
56.Попович М. Федор Корятович - русинськлй войвода. Пряшов, 1993, с. 178.
57.Рсжак М. Грекокатол'щки парохш апосюлско1 о егзархата СЧГ // Бачко-срсмские русини (порекло, начин живота, положа] и права, институщуе и организацще, Русини, Руснаци, Гиаешапз (1745-2005). Т. I. Нови Сад: 2006.
58.Рудловчак О.Ю. Ставровський-Попрадов. Життя, творч1сть, твори. Прянпв, 1984. С. 98.
59.Сегеди К., Русински лингвисти // 8ТиП1А {ШТНЕМКА, Нови Сад, 2005. С. 171.
60.Сочка-Боржавин В. Будитсл1 нодкарпа! ьскых русинов. Ужгород, 1995. С. 120.
61 .Сочка-Божавин В. История общества им. Духновича и народных домов русинов. Ужгород, 1997. С. 39.
62.Сочка-Боржавин В., Людвиг Ф. История Общества им. А. Духновича, 1923-2003, Ужгород, 2003. С. 225.
63.Степанова Е.И. Конфликты в современной России (проблемы анализа и урегулирования) М., 2000. С. 222.
64.Суляк С.Г. Русины: этапы истории» // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. №1 (1) С. 49-60.
65.Суляк С.Г. Сын самодержца всея Руси // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2005. №2 (2) С. 1 1-41.
66.Суляк С.Г. Русины Молдавии // Славянские чюния. Вып. 3. [Кишинев]. 2005. С. 107-115.
67.Суляк С.Г. Я горжусь, что я - русин // Мысль. [Кишинев]. 2005. №2 (27). С. 91-95.
68.Суляк С.Г. Семиградская Русь // Ншь времен. Материалы научно-практической конференции «Русское население Молдавии: история и современность». Кишинев, 2006. С. 77-85
69.Суляк С.Г. Проблемы русской культуры и языка в Молдавии // Нить времен. Материалы научно-практической конференции -«Русское население Молдавии: история и современность». Кишинев, 2006. С. 56-60.
70.Суляк С.Г. Русины в период первой мировой войны и русской смуты // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2006. №1 (3). С. 46-65.
71.Суляк С.Г. Миссия митрополита Гедеона: неосуществленный геополитический проект // Международный исторический журнал «Русин». |Кишинев|. 2006. №2 (4). С. 18-36.
72.Суляк С.Г. Ими гордится Молдавия. Биографии некоторых известных общественно-политических, религиозных, военных и культурных деятелей Молдавии» // Международный исторический журнал «Русин. [Кишинев]. 2006. №3 (5). С. 81-148.
73.Суляк С.Г. Этнокультурная идентичность русинов севера Молдавии // Международный исторический журнал «Русин». [Кишинев]. 2006. №4
(6). С. 141-149.
74.Суляк С.Г. Русины Молдавии: право на сохранение этничности // Этнографическое обозрение. 2007. №1. Январь. С. 1-14.
75.Суляк С.Г. Некоторые справочные материалы по истории нашего края // Международный исторический журнал «Русин» [Кишинев]. 2007. №1
(7). С. 163-191.
76.Суляк С. Г. Особенности говора русинов // Славянские чтения. Вып. 4. [Кишинев]. 2007. С. 99-102;
77.Суляк С.Г. Русини: замена етнонима - прелудий за етнокультурну трансформацию // Русини. Руснаци. ЯтЬсшаий. 1745-2005. [Нови Сад, Сербия 1. 2006. С. 86-92.
78.Удвар1 I. Русинсыа жерела урбарьскоУ реформи Марй' Терез1У. Ыу^уЬага, 1999. С. 130.
79.Федака Г1. Просвгга Закарпаггя: традищУ \ сучасшсть, Науковий зб1рник Товариства Просвгга, I.Ужгород. 1996. С. 103.
80.Хорньак М. Бачко-сремские русини (порскло, начин живота, положа] и права, институцще и организаци]е // Русини, Руснаци, ЯиГешапБ (1745— 2005). Нови Сад: 2006.Т. I. С. 24.
81.Чучка П. Етношми русин и руснак 1 й' деривати у швденнокарпатських говорах // Науков1 записки Союзу русишв-украУнщв СловацькоУ республжи, №18. Пряш1в, 1993. С. 128.
82.Шевченко К. Карпатские русины и Великая война // Стратегия России, №7. 2011.
83.Шевченко К.В. Славянская Атлантида. Карпатская Русь и Русины в XIX - первой половине XX вв. М., 2010.
84.Шарган Г., Закривидорога Е. Константин Матезонский // Россияне в жизни Закарпатья: история и современность. Ужгород, 2003. С. 12-14.
85.Шелепець Й. До ¡сторй' свидницькоУ друкарш // Нове життя. Пряпив, «22. 1989. С. 5.
86.Штець М. Газета «Слово народа» в боротьб1 за украУнську мову в Схщн1й Словаччиш на початку 30-х рр. // Науковий зб1рник Музею украУнськоУ культури в Свиднику. Прянпв, 1967. Т. 3. С. 340.
87.Шульгин В.В. Украинстующие и мы, Белград, 1939, С. 32.
88.Явдык Л.И. История Угорской Руси, М„ 2012. С. 85.
89.Янко Рамач Кратка история Руснацох (1745-1918), Нови Сад, 1994, С. 138.
90.0гогс1 К., На1а^аа I. икга1псу w Ро^сс 1944-1989. \Varszawa, 1999. 8. 168.
91.German Bidermann Die ungarische Ruthenen: ihr Wohngebiet, ihr Erwerb und ihre Gerschichte 1862-1867.
92.Kristina Peradzka Na szlakach Lemkowszczyzny. Warshava.1939. C. 119.
93.Lucas M., 50 th Anniversary: 1929-1979: Society of Carpatho-Russian Canadians. Общество карпаторусских канадцев, Торонто, 1979. С. 125.
94.Potichny P. The Lemkos in the Ukranian National Movement During and After WWII, 1996-1997.
95.Tarasar C. J., Erikson J. Orthodox America: 1794-1976, New York, 1975. C. 336.
96.Hadusovska S. Rusinska a ukrajinska mcnsina v procesoch spolocenskej transformacie// Minoritne etnicke spolocenstva na Slovensku v procesoch spolochenskych premien, Bratislava, 1994. S 108-123.
97.Harbulova L. Ruski slavisti-emigranti a madzivojnove Slovcnsko // Slovanske studie, №1. Bratislava. 1995. C. 45-50.
98.Horbal B. Dziaialnosc polityczna Lemkyw na Lemkowszczynnie, 19181921. Wroclaw, 1997. S. 33.
99.Magocsi, P.R. The Rusyns-Ukrainians of Czechoslovakia. A Historical Survey / Magocsi P.R. Wien: Wilhelm Braumüller, UniversitätsVerlagsbuchhandlung GMBH, 1983. 117 p.
100. Magocsi P.R. Rusyn Renaissance Society (Rusynska Obroda)// Carpatho-Rusyn Amerikan, XVII, 4. Pittsburgh, 1994. Pp. 4-7.
101. Miz R. Apostolski egzarhat za grkokatolike u Srbiji I Crnoj Gori // Русини, Руснаци, Rutenians (174 -2005). Нови Сад: 2006. Т. I. С. 121.
102. Oros J., Manic D. «Informacija о rusinskoj nacionalnoj manjini u Vojvodini»,Rusini, Rusnaci, Ruthenians 1745-2005, Novi Sad 2006, str. 18.
103. Ramac J. Verski I nacionalni identitct rusina u Vojvodini // Novi Sad : Pilosofski fakultet. 1999.
104. Ramac J. Kontakti Rusina sa drugim nacionalnim zajednicama u Vojvodini u periodu izmedu dva svetka rata Istrazivanja. Novi Sad: Filosofski fakultet. №18. S. 271-282, 2007.
105. Vojin Vasilic. Lezimirski Rusi (Rusini) // Rusini u Sremskoj Mitrovici. Novi Sad: 2004.
Энциклопедические издания, словари
1. Энциклопедия Подкарпатской Руси, Поп И. Ужгород, 2006, С. 317.
2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Пфропа: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб.: 1890-1907.
3. Энциклопедия Карпатских русинов, под ред. П.Р. Магочи. Ужгород, 2010, с. 849.
4. Русинсько-украйинсько-руськый словарь, Алмапий М., Поп Д., о. Д. Сидор. Ужгород, 2001. С. 156.
5. Сербско-руски словнТк. Главни редактор др. Юлиян Рамач, редакторе мр. Михайло Фейса и мр. Гелена Медеши. - 1 том: Нови Сад, Филозофски факултет, Дружтво за руски язик и литературу, 1995; II том: Београд, Завод за уцбенике и наставна средства, Филозофски факултет, Дружтво за руски язик и литературу, 1997.
Электронны ресурсы, материалы сети Интернет
1. Миронов Г. На волю, на Балканы! Информационное агенствто «Агентство политических новостей» URL:http://www.apn.ru/publications/article22964.htm (дата обращения 06.07.2012).
2. Миронов Г.Ю. Взляд на русинскую национальную идеологию URL: htlp://rusinistika.com/news/l 1 ipgna sovremennom_istoricheskom ehtape mnogi mi rusinskimi aktivistami oshhushhaetsja neobkhodimost vyrabotki sobstvennoj jracionalnoj ideologii/201 1 -06-13-192 (дата обращения 05.11.201 1).
3. Национальный совет Русинской национальной общины Сербии . URL: http://www.rusini.rs/kultura-sr.htm#01 (дата обращения 12.11.2011).
4. Русин А. Подкарпатская Русь: История одного сепаратизма. Ч. 9: Братья лемки и операция «Висла». URL: http://www.ua-reporter.com/content/92912. (дата обращения 23.09.2011).
5. Русинское национальное меньшинство в Словакии. Сайт новостей Закапатья URL: http://www.ua-reporter.com/novosti/100080 (дата обращения 21.05.2012).
6. Шевченко К. Новый Освенцим - операция «Висла»: Как у русинов-лемков ампутировали родину. Сайт информационного агентства «Регнум» URL: http://www.regnum.ru/news/1091389.html (дата обращения 27.10.2011).
7. Paul Robert MAGOCSI Presov Region Академия русинской культуры в Словакии, URL: http://www.rusynacademy.sk (дага обращения: 08.07.2011).
8. Ukrajinska knjizcvnost uznedu Istoka i Zapada, studija, Matica srpska, Novi Sad, 1995. Сайт кафедры русинистики г. Нови Сад, Сербия. URL: http://www.ff.uns.ac.rs/fakultet/liudi/fakultet_odseci rusinistika_iuliian_tamas.htm 1 (дата обращения 25.06.2011).
9. Povelja akademika, Nacionalna akademija nauka Ukrajine, Kijev, 1997. Сайт кафедры русинистики г. Нови Сад, Сербия. URL: http://www.ff.uns.ac.rs/fakultet/liudi/fakultet odscci rusinistika julijan tamas.htm I (дата обращения 01.03.2012).
10. Stanislav Konecny «Rusínina Slovcnsku» Сай i русинов Словакии URL: http://www.rusin.sk (дата обращения 02.07.2012).
11. Попов Э.А. Суд над священником Димитрием Сидором: преступление и глупость URL: http://www.ua-reporter.com/contcnt/78516 (дата обращения 02.10.2012).
12. Группа Республика Подкарпатская Русь (болем 37 тысяч участников) URL: http://odnoklassniki.ru/Rroup/510569541 14089 (дата обращения 11.08.2011).
1. Интервью автора с председателем Национального совета русинов С. Оросом 12.05.2010 (личный архив).
2. Интервью автора с преподавателем кафедры русйнистики г. Нови Сад Ксенией Сегеди (личный архив).
3. Интервью автора с известным русинским акт ивистом, послом Югославии в Японии, Михайло Горняком 12.07.2009 (личный архив).
4. Интервью автора с примьер-министром непризнанного правительства Подкарпатская Руси Петром Гецко 12.02.2009 (личный архив).
Личный архив авт ора
Т € Г^с п* О^ HUXD^OW
пли
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.