Историческая поэтика мотива: смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Лаврова, Наталья Леонидовна

  • Лаврова, Наталья Леонидовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.08
  • Количество страниц 202
Лаврова, Наталья Леонидовна. Историческая поэтика мотива: смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса: дис. кандидат филологических наук: 10.01.08 - Теория литературы, текстология. Москва. 2011. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Лаврова, Наталья Леонидовна

Введение.

Глава 1. Проблемы генезиса художественной мотивики.

§1 Миф

1.1 Истоки мифа о Нарциссе.

1.2 Семантика имени.

§2 Сюжет.

2.1 От мифа к сюжету.

2.2 Трансформации сюжета о Нарциссе.

Глава II. Семантическая эволюция мотивного комплекса: эмблематизация и ремифологизация.

§1 От сюжета к мотиву.

§2 Мифопоэтическое функционирование мотива

§3 Эмблематизация.

§4 Ремифологизация.

Глава III. Семантическая инверсия мотива.

§1 Модификация эмблематического значения.

§2 Подготовка смыслового сдвига.

§3 Радикальный сдвиг в семантике мотива.

§4 Радикализация инвертированной семантики.

Глава IV. Аллюзивная актуализация мотива.

§1 Преломление нарциссической мотивики в художественной практике неотрадиционализма

§2 Специфика аллюзивной актуализации мотивики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историческая поэтика мотива: смысловой потенциал мотивного комплекса Нарцисса»

Настоящее диссертационное исследование посвящено одной из актуальных проблем современного литературоведения - проблеме трансисторического бытования «больших» (комплексных) мифогенных мотивов, так называемых «вечных образов», в мировой литературе.

В российских и зарубежных исследованиях последних лет актуализировался мотивный анализ художественного текста, что представляется не случайным и перспективным по нескольким причинам.

Мотив, как единица художественной семантики, дает возможность непосредственного осмысления семантической структуры произведения. В тексте (лат. 'ЧехШв" - ткань, сцепление, соединение) мотив выступает в качестве строительного материала (семантическая «нить», «кирпичик» смысла), из которого формируется целостность произведения. Очень точным в этой связи представляется высказывание М.М. Гиршмана о художественном творении как целостном образовании- «Категория целостности относится не только к целому эстетическому организму, но и к каждой его значимой частице. Литературное произведение не просто расчленяется на отдельные взаимосвязанные части, слои или уровни, но в нем каждый макро- и микроэлемент несет в себе особый отпечаток того целостного художественного мира, частицей которого он является»1.

Мотив предстает не только в качестве конструктивного начала на уровне отдельно взятого произведения, но и позволяет находить точки схождения между текстами, принадлежащими разным эпохам и зачастую различным культурным традициям Исследуя отдельный мотив, мы имеем возможность рассмотреть, с одной стороны, индивидуальный авторский подход к осмыслению како

1 Гиришан М.М. Избранные статьи: Художественная целостность. Ритм Стиль Диалог. Мышление. Донецк, 1996. С. 7. го-то конкретного мотива, с другой, сквозь призму этого мотива - механизм взаимодействия различных культур и литератур. Посредством трансисторических мотивов, говоря словами М.М. Бахтина, произведения «разбивают грани своего времени, живут в«веках, то есть в большом времени, причем часто (а.великие произведения - всегда) более интенсивной и полной жизнью, чем» в своей современности"»2.

По определению Б.Н. Путилова, «требования пуризма в отношении, к определению и характеристике мотива не эффективны», так как «мотив - явление слишком живое, неоднозначное, скользящее.»3. Эта компактная единица-художественного мышления характеризуется семантической насыщенностью, обладает обширным эстетическим потенциалом, способностью к вариантопорож-дению, является выразительным «фактором художественного впечатления»4.

Проблемы мотивики не раз оказывались в центре литературоведческих исследований. В последние десятилетия появилась серия трудов, издаваемых Сибирским отделением РАН, посвященных художественной мотивике: Материалы к словарю* сюжетов и мотивов (7 выпусков с 1995 по 2007 год), а также два выпуска экспериментального «Словаря-указателя сюжетов и мотивов русской литературы» (2003 и 2006) Отметим^ что тщательный анализ истории вопроса, а также обширная библиография по вопросам повествовательного мотива представлены в монографии И В. Силантьева «Поэтика мотива»5.

Анализ системы мотивов художественного текста - весьма популярное и продуктивное направление работы современных теоретиков и историков литературы. При кажущейся близости понятийного поля и задач исследования ученые исходят из разных теоретических предпосылок, что приводит порой к существенным различиям в осмыслении роли мотива в художественном произведении.

См. - БахтипММ. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С 331.

3 Путилов БН. Фольклор и народная культура СПб., 2003. С. 189

4 См.: БахтинМ.М. Вопросы литературы и эстетики М., 1975. С. 18.

5 См.: Силантьев И.В. Поэтика мотива М., 2004.

Теоретическую основу нашей работы определили труды по исторической поэтике и по проблемам мотивики ученых, принадлежащих к разным научным направлениям: А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина, Ю:М. Лотмана, С.С. Аверинцева, Б.Н. Путилова, A.B. Михайлова, В.И. Тюпы, С.Н. Бройтмана, И.В. Силантьева и других. Основным методом работы является метод исторической поэтики в-сочетании с системно-типологическим подходом.

Являя собой интертекстуальный повтор, «большой» мотив может быть подвергнут полноценному рассмотрению только в ряду своих актуализаций: в ряду произведений определенного автора, жанра* или тематики, конкретной историко-культурной эпохи или литературной традиции в целом. В данном диссертационном исследовании проводится сопоставительный анализ мотивного комплекса Нарцисса в творчестве различных писателей и эпох в свете исторической поэтики, а именно с точки зрения литературной преемственности и эволюции художественной семантики данного мотива.

Трансисторический комплекс Нарцисса выбран как один из наиболее репрезентативных и выразительных в плане бытования и функционирования художественной мотивики. Это один из наиболее частотных и эстетически значимых мифогенных мотивов в мировой литературе. Этот базовый мотив характеризуется емким продуцирующим потенциалом, способностью разрастаться в целое «генеалогическое древо».

В сфере нашего внимания - обширный корпус произведений мировой художественной литературы. Необходимым видится также привлечение в ряде случаев и текстов философского, эстетического, исторического характера.

Активное присутствие мифологического образа Нарцисса и генерируемые им сюжетика и мотивика в литературе разных эпох не раз привлекало внимание ученых. Однако теоретический аспект трансисторического бытования художественной мотивики в работах, посвященных этой весьма популярной тематике, обычно не затрагивается. Следует отметить преобладание работ конкретной аналитической ориентации, которые являются фрагментарными исследованиями, не дающими цельного представления о «полнокровной» исторической жизни нарциссического мотивного комплекса в мировой; литературе. В' некоторых монографиях и статьях, утрачивается специфика мотива Нарцисса» не дифференцируются его интегральные признаки. В1 отечественном литературоведении этот «вечный» сюжет и соответствующий мотивный; комплекс практически не изучены.

Значительное* количество зарубежных работ посвящено рассмотрению мифологического сюжета о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия6. Средшраббт, рассматривающих преломление нарциссических мотивов в> средневековой"литературе, можно выделить работы Ф. Голдина, Б. О" Донге, Р. Блюменфельд-Козински, С. Гонта7. В этих исследованиях доминирует интерпретация нарцис-сической мотивики в «Романе о Розе». Следует отметить, что в зарубежном литературоведении нарциссизм рассматривается в первую очередь с позиций психоанализа8. Среди переведенных на русский язык можно выделить труды Г. Башляра и Ж. Женетта9.

Малоизученными видятся генезис и семантическая эволюция мотива Нарцисса в русской литературе. В" качестве заслуживающей интереса укажем на статью П.И. Барты10.

Остановимся на исходных принципах нашего исследования;

6 См.: GalinskyK. Ovid's Metamorphoses: an introduction to the basic aspects. Los Angeles, 1975; Vasileva M. Die Narcissuserzählung bei Ovid. Norderstedt, 2002; Keith A., Rupp S.J. Metamorphosis. Toronto, 2007.

7Cm.: Goldin F. The mirror of Narcissus in the courtly love lyric. New York, 1967; O'Donoghue B. The courtly love tradition. New Jersey, 1982; Blumenfeld-Kosinski R. Reading myth: classical mythology and its interpretations in medieval French Literature. Stanford, 1997; Gaunt S. Love and death in medieval French and Occitan courtly literature. Oxford, 2006.

8 См.: Orlowsky R., Orlowsky U. Narziss und Narzissmus im Spiegel von Literatur, bildender Kunst und Psychoanalyse: vom Mythos zur leeren Selbstinszenierung. München, 1992; Levine S. Monet, Narcissus, and self-reflection: the modernist myth of the self. Chicago, 1994; Spaas L., Selous T. Echoes of Narcissus. New York, 2000.

9 См.: Багиляр Г. Вода и грезы: Опыт о воображении материи. М., 1998; Жеттт-Ж. Комплекс Нарцисса//Ж. Женетт. Фигуры: Работы по поэтике. Т. 1. М., 1998.

10 См.: Barta P.I. Echo and Narcissus in Russian Symbolism // Metamorphoses in Russian modernism. Budapest, 2000.

Для изучения, художественной мотивики актуальны подходы, как, теоретической, так и исторической поэтики. С точки зрения» последней существуют различные периодизациилитературного процесса. А.Н. Веселовский разграничил в свое время стадии синкретизма и личного творчества11; Ю.М! Лотман - «эстетику тождества» и «эстетику противопоставления»12. В настоящее время большинством» ученых принята, трехчастная, периодизация: Начальная стадия - стадия мифа и фольклора - именуется архаической, мифопоэтической, синкретической эпохой, «дорефлективного традиционализма»13. Последующую стадию, первый из периодов личного авторства, принято называть канонической, нормативной стадией «рефлективного традиционализма» (Аверинцев), «риторического слова»14 (A.B. Михайлов), «эйдетической поэтики»15 (С.Н. Бройтман). Третья стадия получила терминологическое обозначение «антитрадиционализма» (Аверинцев), неканонического, индивидуально-творческого искусства16, «поэтики художественной модальности» (Бройтман), членимой, в свою очередь, на радикально отличные классическую и неклассическую стадии (Бройтман) «креати-визма» и «посткреативизма»17 (В.И. Тюпа).

Предмет исторической поэтики не сводится к генезису и эволюции художественных форм, но включает в себя и содержание художественной деятельности. Характер каждой историко-литературной эпохи определяется ее литературным самосознанием, поэтому основополагающей задачей исторической поэтики является решение сформулированной А.Н. Веселовским проблемы развития «поэтического сознания и его форм». «Именно художественное сознание, в ко

11 См Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика. М., 2006.

12 См.: Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Ю.М. Лотман. Об искусстве СПб., 1998.

3См • Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

14 См. : Михайлов A.B. Языки культуры. М, 1997.

15 См.: Бройтман С.Н. Историческая поэтика: учеб. пособие. М., 2001.

Х6Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Грин?¡ер П.А., Михайлов A.B. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 32

17См.: Тюпа В.И. Неклассическая парадигма художественного письма //В И. Тюпа Литература и ментальность. М., 2009. тором всякий раз отражены историческое содержание той или иной эпохи, эстетические и этические принципы, отношения литературы и действительности, определяет совокупность принципов литературного творчествам их теоретическом (художественное, самосознание в литературной» теории) и практическом

18 художественное освоение мира в,литературной практике) воплощениях»' . Занимающие нас трансформации ведущих трансисторических мотивов («вечных образов» литературы) являются знаменательными «симптомами» состояний художественного сознания в различные исторические эпохи.

Важнейшее измерение в становление исторической поэтики как научной дисциплины было привнесено ММ. Бахтиным. Каждое новое произведение становится выразительным «голосом», включенным в диалогический контекст «большого времени». При этом открываются1 широчайшие перспективы, смыс-лопорождения. В историческом движении литературы происходит непрерывное накопление духовных богатств, обогащение культурного опыта человечества. Бахтину принадлежит идея «переакцентуации смыслов» произведения в ходе истории. Речь идет не об искажении, деформации, но об их «обогащении», восполнении, преображении в новом контексте. Бахтиным особого подчеркивается

19 важность правильного понимания «историчности и смены» .

Большое время», по Бахтину, - это единство «процесса становления

20 культуры человечества» , взаимосвязь составляющих элементов в динамике этого процесса, в обнаружении все новых и новых смыслов. Произведение искусства понимается как часть «всей культуры эпохи», ибо «литературу нельзя изучать вне целостного контекста культуры»21. «Пытаясь понять и объяснить произведение только из условий его эпохи, только из условий ближайшего вре

18

Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. С. 3.

19 Бахтин М.М Эстетика словесного творчества. С. 372

20 Там же. С 333.

21 Там же С. 344 мени, мы никогда не проникнем в его смысловые глубины. Замыкание в эпохе не позволяет понять и будущей жизни произведения в последующих веках»22.

Переакцентуация», по Бахтину, не предполагает такого1 радикального переосмысления, смещения семантики, которое нивелировало- бьъ всю совокупность значений; накопленную в ходе жизни мотива. Сопоставление литературной практики с теорией также дает возможность, говорить о разнообразных «перетеканиях» и опережениях, тем самым об ущербности ^(механистического восприятия смены»23. Хотя порой между отдельными семантическими наполнениями мотивов обозначается резкая смысловая, граница, «исторически между

24 ними существуют тончаишие и иногда неуловимые переходы» .

Сходные мысли высказывались Т.С. Элиотом в его знаменитом эссе «Традиция и индивидуальный талант»: «Нет поэта, нет художника - какому бы искусству он ни служил, - чьи произведения раскрыли бы весь свой- смысл, рассмотренные сами по себе. Значение художника, его оценка устанавливаются, если выяснить, как созданное им соотносится с творениями ушедших художников и поэтов. О нем нельзя судить изолированно; нужно — для контраста и для сравнения - судить о нем, сравнивая его с ушедшими»25.

В центре внимания исторической поэтики лежит «не окостеневшая/традиция, для изучения которой потребность в историзме не столь уж существенна», а «традиция живая, текучая, чуткая к смыслопорождающим трансформациям»26. При* обращении к «сквозным», трансисторическим мотивам на первый план выходит жизнь произведения в «большом времени» литературной истории.

По мысли И.В. Силантьева, «семантически целостный, мотив подобен

27 слову» . Мотив, как и художественное слово, выступает исторически изменчивой семантической единицей. Как отмечает М.М. Бахтин, «каждое слово ин

22 Там же. С. 331.

23 Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. С. 372.

24 Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев., 1994. С. 404.

25 Элиот Т.С. Назначение поэзии. М., 1997. С. 158-159.

26Тюпа В.И. О научном статусе исторической поэтики // Целостность литературного произведения как предмет исторической поэтики. Кемерово, 1986. С. 6

27 Силантьев И.В. Поэтика мотива С. 17. вольвирует определенную концепцию слушателя, его апперцептивного фона, степень его ответности, инвольвирует определенную дистанцию; все эти факторы важны для исторической жизни слова»28. «Смысл персоналистичен: в нем всегда есть вопрос, обращение и предвосхищение ответа, в нем всегда двое (как диалогический- минимум). Это персонализм не психологический, но смысло

О О вой»" . Таким образом, смысл является эмергентным, рождается в* диалоге между автором и читателем. Смысловой потенциал получает свое контекстно-специфическое наполнение в процессе эстетической коммуникации.

В данной работе мотивика исследуется с учетом специфики художественного сознания, эстетических ориентиров и коммуникативных стратегий эпохи, в рамках которой создается конкретное литературное произведение. Представление об эволюционировании мотива от одной фазы его исторической «жизни» к другой, дает возможность имманентно соотнести весь подвижный материал исторической поэтики в целостной картине литературного процесса

Поскольку «всякий художественный текст являет собой органический

30 сплав традиционного и инновационного» , категория мотива позволяет определить «роль и границы предания в процессе личного творчества»31. Интертекстуальные мотивы и оригинальные авторские их актуализации являются, таким образом, двумя конструктивными полюсами художественного пространства текста.

Отправляясь от понимания мотива как «исторически неразложимого целого», Б.В. Томашевский писал: «В сравнительном изучении мотивом называют тематическое единство, встречающееся в различных произведениях. <.> В сравнительной поэтике неважно - можно ли их разлагать на более мелкие мотивы. Вместо слова "неразложимый" в сравнительном изучении можно говорить

28 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М., 1975 С 153.

29Бахтгт М. М. Эстетика словесного творчества С. 373.

30См.: ТюпаВ.И. Традиционность нового (текстопорождающая мотивика пушкинского наброска) // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Вып. 3 Литературное произведение: сюжет и мотив. Новосибирск, 1999. С. 29 — 36 Веселовскгш А. Н. Избранное: Историческая поэтика. С. 537 об исторически неразлагающемся, о сохраняющем свое единство в блужданиях от произведения- к произведению» . И.В. Силантьев1 уточняет, что «критерием неразложимости^ мотива* с точки зрения исторической поэтики» является, критерий не собственно тематический^ а семантический, и более того - семантико-эстетический»33. Несмотря на диффузный характер1 мотивного поля, его «семантический полифонизм» (Б.Н. Путилов), проявляющийся в разнообразных переплетениях и наслоениях отдельных субмотивов, мотивный; комплекс не утрачивает своей образной целостности в ходе своего бытования в литературе.

Мотив выступает образной формулой, взятой из самой жизни еще «на первых порах общественности»34 и закрепленной в традиции. В особенности трансисторический мифогенный мотив - в силу длительности своего текстопо-рождающего присутствиям «большом времени» культуры - является одной из наиболее эстетически значимых и репрезентативных- категорий поэтики, позволяющих проследить историческую динамику художественного сознания.

В перспективе предпринимаемого в нашей работе исследования одного из таких явлений художественной семантики видится необходимым уточнение теоретического содержания категорий сюжет - мотив — мотивный комплекс.

Как известно, исходной формой человеческой культуры является миф. После овладения способностью нарративного развертывания цепи необратимых событий35 синкретические комплексы мифических представлений первобытного человека «распрямляются» в так называемые мифологические сюжеты. В своей «доповествовательной форме» миф, по словам О.М. Фрейденберг, «был всем -мыслью, вещью, действием, существом, словом»; наррация, сохранив «весь былой инвентарь мифа», сделала его «персонажем, сценарием, сюжетом»36.

32

Томашевский Б.В Теория литературы. Поэтика. М., 1999. С 182.

33 Силантьев И.В. Поэтика мотива. С. 33.

34 Веселовский А.Н. Избранное Историческая поэтика. М., 2006. С. 542.

35 См. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Ю.М. Лотман. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973.

36 Фрейденберг О.М. Происхождение наррации // О.М. Фрейденберг. Миф и литература древности М., 1978. С. 228.

В дальнейшем происходил обратный процесс «свертывания» сюжета в мотив как компактную семантическую единицу художественного мышления. По рассуждению О.М. Фрейденберг, «распространение и конкретизация сюжетной схемы, сказываются в выделении мотивом^ образности, которая передает эту

37 схему в>ряде обособленных, отождествленных с явлениями жизни подобий»

38

Мотив есть образная интерпретация сюжетной' схемы» .

Мотивы представляют собою недискретные единицы художественного смысла, имеющие тенденцию к агглютинации («слипанию»). Они обладают способностью «распускаться» (до сложного комплекса) и сжиматься (быть сгущенными до аллюзивного слова или словосочетания). Имплицирующий многосложную смысловую структуру мотив так называемого «вечного образа», к числу которых принадлежит и образ Нарцисса, характеризуется свойством выступать в виде развернутого в событийную цепь сюжета или сгущенного мотивного комплекса, который в свою очередь способен расщепляться на отдельные «микромотивы» (семы), изоморфные «матричному» мотиву

В мотивном субстрате такого комплекса порой содержатся взаимоисключающие концепты, что восходит к амбивалентности мифологических представлений, из которых вырастают традиционные сюжеты и мотивы. Значения актуализируются и дезактуализируются в художественной практике на разных этапах своего бытования в культуре и литературе. Можно сказать, что мотив, очерченный как множество взаимосвязанных сем (сгусток субмотивов) представляет собой теоретический конструкт. Но этот конструкт адекватен подлинной реальности художественного мышления, которую он схематизирует.

А.П. Скафтымов отмечал, что мотивы «получают свое содержание и смысл не сами по себе, а через сопоставление и связь с другими мотивами1 <.> при внутреннем обхвате всего целого одновременно»39. По определению Б.Н.

37 Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж. Литература, Искусство, Театр, Кино. М., 1988 С 222.

38 Там же

39 См. - Поэтика. Труды русских и советских поэтических школ. Будапешт, 1982. С. 695

Путилова, «каждый мотив обладает устойчивым набором значений; отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни. Одни значения лежат словно бы на поверхности, легко обнаруживают себя, другие спрятаны в глубине. Значения могут сталкиваться, "мешать" одно другому, но могут и взаимодействовать, дополнять друг другая накладываться одно на1 другое, создавая своеобразный семантический полифонизм»40.

Основополагающей способностью мотива, вытекающей из его семантического полифонизма, является генерирование^ вариантов. Описание семантической структуры мотива состоит в выявлении соотношения между инвариантным значением мотива и его вариативной семантикой.

В ходе развития литературы мотивика претерпевает трансформации в силу тех изменений, которые происходят с «языком культуры» (A.B. Михайлов) в целом. Литературная «практика:, хогя и отклоняется всякий раз от теории (демонстрирует большую свободу или большую скованность, опережает теорию, предвосхищает последующие доктрины и т.д.), в своей целостности обнаруживает некие общие для данной эпохи и так или иначе воплощенные в теории эстетические принципы»41.

В этой связи позволим себе немного «смягчить» достаточно категоричное замечание А.Ф. Лосева о том, что «в реальной истории (а не в уме абстрактных доктринеров) только и существуют переходные эпохи, и никаких непереходных эпох мы вообще не знаем»42. Действительно, любая эпоха в-известной мере отмечена чертами переходности, однако они могут быть проявлены в разной степени. Степень и качество переходности бывают весьма различны. Отметим, в частности, что трансформации, которым подвергается семантика мотива, наблюдаются разного рода - как радикальные изменения, так и незначительные модификации. Особую значимость при этом приобретают процессы дезактуали

40Путилов Б.Н. Веселовский и проблемы фольклорного мотива // Наследие Александра Весе-ловского Исследования и материалы СПб., 1992. С.84.

41 Историческая поэтика Литературные эпохи и типы художественного сознания. С. 5.

42 Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М , 1998. С. 69. зации и реактуализации, разного рода «предвосхищения» и «ретардации».

Вариативность мотивики такова, что «практически любой вариант в своих отличительных элементах несет одновременно отпечаток движения во времени и синхронной реализации какого-то состояния замысла»43. При изучении семантики мотива с позиций исторической поэтики необходимо учитывать генетический и сравнительно-исторический аспекты, - как вскрытие архаической генеалогии (выявление мифологических корней), так и прослеживание судьбы мотива в ходе его бытования в литературе.

Основная цель диссертационного исследования - проследить историческую эволюцию комплексного мотива и выявить ее закономерные тенденции. Достижение такой цели требует сугубой конкретности. Поэтому рассмотрение исторических закономерностей мотивной динамики, как отмечалось, будет осуществляться на примере конкретного мотивного комплекса - Нарцисса и» нарциссизма.

Ввиду многоаспектности исследования мотива с позиций исторической поэтики, достижение указанной цели предполагает решение целого ряда исследовательских задач. В частности, требуется: рассмотреть мотив как семантическую единицу художественного языка в его исторической динамике; провести семантическую реконструкцию комплексного мотива; выявить мифо-сюжетный генезис и семантическую эволюцию мотивного комплекса; определить фазы эволюции комплексного мотива в связи со спецификой художественного сознания на разных этапах его развития; дифференцировать степень трансформации мотива: радикальные смысловые сдвиги и частные модификации мотивной семантики; уделить особое внимание актуализации мотивного комплекса в кризисные, переломные эпохи, когда расшатывается традиционная система ценностей, что

43 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. С. 207. ведет к возникновению качественных смещений в мотивной семантике.

Прежде чем приступить к основной части работы, кратко очертим контуры мотивосферы44 занимающего нас комплексного мотива. В основе нарциссизма как мифогенного мотивного комплекса прежде всего обнаруживаются следующие «матричные», базовые мотивы и их производные (субмотивные семы):

1) Метаморфоза (превращение человека в растение).

2) Зеркальность (отражение, водная гладь, самосозерцание, самолюбование, тенеподобное бытие, близнечность, двойничество).

3) Одержимость (искушение, страсть, страдание, безумие, самовлюбленность, жестокосердие, эгоизм).

4) Иллюзорность (тщетность устремлений, недостижимость идеала, самообман, саморазрушение, обреченность).

Эти мотивы составляют смысловое ядро историко-культурного и литературного явления, именуемого мотивный комплекс Нарцисса, получая, однако, разнообразное претворение в художественном творчестве различных писателей, принадлежащих к разным культурным эпохам и парадигмам.

4См.: Тюпа В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс № 2. Новосибирск, 1996. С. 53.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Лаврова, Наталья Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый мотивный* комплекс представляет собой семантическое поле с устойчивым набором сем; как заложенных в нем генеалогически, так и возникающих в:ходе его бытования в литературе. Мотив сохраняет свою самоценность в динамичном литературном потоке. Трансисторические мифогенные мотивы, как правило, обильно встречающиеся в художественной практике, характеризуются комплексностью, сгущенностью потенциальных смыслов, способностью к семантическому ветвлению.

В ходе семантической эволюции базовый трансисторический» мотив претерпевает различные смысловые и акцентные изменения, разнообразные предвосхищения и ретардации, трансформации, смещения, контаминации привходящих и родственных мотивов, испытывая на себе смыслопорождающее влияние истории. Такой «комплексный» мотив обладает неисчерпаемым энергийно-смысловым потенциалом, генерирует целый спектр инновационных значений. За счет слияния и перекрещивания смысловых лучей такого рода, создается семантический полифонизм, происходит приращение мотивосферы новыми смыслами, обнаруживаются и обыгрываются разные смысловые грани.

Мотив, подобно живому организму, растению, древу, ветвится и проходит в своем развитии фазы зарождения, расцвета, увядания, порой и умирания, но также возрождения и преображения. Его «семена» прорастают на благоприятной почве определенной исторической эпохи. Возможно отмирание ряда ветвей и образование новых отростков.

Мотив несет на себе отпечаток движения во времени, но хранит «память» о своих истоках, о генеалогической основе. Такое саморазвитие и обнаружение родственных трактовок мотива у авторов, принадлежащих разным культурным эпохам и художественным направлениям, объясняется наличием единого источника.

Историческое развитие предстает прежде всего «не как временная последовательность, а как живая/ эволюция, как внутренне, телеологически^ обоснованная преемственность»1. При этом в, процессе исторической^ динамики смысловые границы не только разделяют, но и соединяют на1 переходах, обнаруживаются скорее схождения, а не расхождения.

Так, семантическая инверсия, осуществленная, в отношении!многих традиционных мотивов в романтизме, представляет собой выдвижение на передний план интерпретации, антитетичной по отношению к эмблематической трактовке мотива. Но сила авторской оригинальности не в состоянии отменить I древнейшие связи в семантике мотива, даже когда такие семантические трансформации воспринимаются как радикально новые. В любом случае они уходят корнями в глубины своей истории и предыстории, подпитываются из недр «корневой системы» мотивного «древа», даже если инновационные ветви порой «прививаются» извне. «Жизнестойкость» таких ветвей проходит испытание временем

Процесс семантической эволюции комплексного мотива имеет и свою внутреннюю логику, обладает своего рода «энтелехией», то есть внутренней целеустремленностью

Постараемся конспективно очертить контуры богатой смысловыми перипетиями исторической жизни мотивного комплекса Нарцисса и нарциссизма.

Многосложность, полисемантичность данного «вечного» мотива закладывается в его смысловую структуру еще на стадии мифо-синкретизма. Субстратом для формирования мифа о Нарциссе послужил ряд более архаичных мифов. Возникновение данного мифа связано с характерной для первобытного магического мышления боязнью человека увидеть свое отражение. Кроме того, на появление мифа о Нарциссе оказали влияние близнечные мифы, а также предания об андрогинах.

1 Бахтин под маской Вып 5(1) Статьи Круга Бахтина. М., 1996. С. 20.

В античной литературе миф о Нарциссе, аналогично многим' другим-мифам, разворачивается в диахронную цепь событий (сюжет). Полносюжетные проявления этого комплексного мотива в нормативно-риторической словесности , представлены, к примеру, в «Метаморфозах» Овидия, «Повествовании» Конона, «Описании Эллады» Павсания, «Лэ о Нарциссе», «Романе о Розе» I7. де Лорриса, сборнике «Новеллино», мистерии Хуаны Инее де ла Крус «Божественный. Нарцисс», комедии «Нарцисс» А.П. Сумарокова и других.

Мотивный комплекс Нарцисса, образовавшийся в результате редукции соответствующего сюжета в античный период, проходит ряд фаз в процессе своей семантической эволюции.

Первый этап мы обозначили как период мифопоэтического функционирования мотива. На данном этапе своей исторической жизни мотив сохраняет смысл метаморфозы, то есть полного отождествления юноши и цветка. В чувстве Нарцисса нет любви к себе в современном эгоцентрическом смысле, герой поступает неосознанно, его поведение мотивируется безумием и волей богов.

На стадии эмблематизации мотивный^ комплекс Нарцисса, подвергшись демифологизации, вбирает в себя ряд инновационных семантических лучей: себялюбие; увядающее тщеславие красоты, пустая заботе о своей внешности; злополучная любовь, сопряженная с семами безумия, смертоносной страсти. Нарциссизм воспринимается в качестве греховной модели поведения, ведущей к гибели. На этой ступени семантических трансформаций к нарциссическому комплексному мотиву «прививается» пигмалионовский мотив художника, влюбленного в свое творение.

На стадии ремифологизации фигуры Нарцисса возникает прообраз созерцательного самодовления, самосозерцание начинает пониматься не как греховное деяние, а как ведущее к воспарению души, очарованности прекрасным зрелищем.

На этапе подготовки радикального смыслового сдвига (кризисная эпоха барокко) зарождается мотив космического нарциссизма. Самостоятельной вет ■,■■■.' .' 182 вью в комплексе космического нарциссизма выделяется« мотив трансцендентного нарциссизма, подразделяющийся, в свою очередь, на два ценностных; луча: божественный и демонический нарциссизм. В семантике божественного нарциссизма доминируют мотивы; интеллектуально-творческого» самосозерцания, самодостаточности; самодовления: К основному, мотивному комплексу присоединяются также мотивы аскетизма, самоистязания, мученичества.'

В эпоху романтизма совершается решительная семантическая инверсия, вследствие чего негативная значимость образа Нарцисса меняется на позитивную. Нарциссизм становится одним; из характернейших явлений культуры романтизма и последующей романтической традиций. Через; данный; мотив реф-лектируется проблема «я» в-жизни-.и в искусстве. Нарцисс воплощает в себе образец креативного гения, сконцентрированного на своей самости, обладающего духовной автономией. В данном мотивном комплексе сопрягаются такие концепты, как самопогруженность, «солипсическая отьединенность сознания» (Бахтин), креативная интроспекция. Нарциссизм начинает мыслиться как эгоцентрическое самосозерцание автора = в процессе творчества, тождественное божественной творческой потенции. • ,

В символизме происходит радикализация инвертированной романтиками семантики мотива. Мотив подвергается гиперболизации, происходит контаминация космического и творческого нарциссизма. Мотивосфера нарциссизма приращивается такими субмотивами; как трагическое самодистанцирование: и раздвоенность души, осознание недостижимости идеала, возможность утраты своего «я» и самоистязание.

На этапе аллюзивной актуализации, осуществляемой в рамках неотрадиционалистской культурной парадигмы, смысловые «границы» мотивнош комплекса принципиально открыты. Но нарциссизм понимается преимущественно как нравственная слепота, «духовный целибат». Для обращения к трансисторическим мотивам таких поэтов, как Элиот, Мандельштам, Ахматова; Бродский, характерна тесная сопряженность с поэтической традицией, чуткость поэта к бегу времени и одновременно к вечности, осознание себя в истории и исторического движения в самом себе, диалектика одиночества и общности.

Общая схема эволюции мотивного комплекса, как в сюжетной его форме, так и в редуцированных обликах, может быть представлена следующим образом: мифопоэтнческое функционирование - демифологизация - эмблематиза-ция - ремифологизация - семантическая инверсия - аллюзивная актуализация.

Наш обзор исторической жизни мотивного комплекса Нарцисса ни в коем случае не исчерпывает всех проявлений этого «большого» мотива, что в принципе представляется задачей неосуществимой, в силу принципиальной незавершенности его бытования в культуре.

Представляется, что углубление исследованного нами «вечного» образа, привнесенное неотрадиционалистской художественностью, наиболее отвечает общей природе художественной мотивики, предполагающей возможность «вдохнуть» новую жизнь в закрепленный традицией мотив и тем самым обогатить мотивный потенциал новыми прочтениями, смысловыми акцентами и гранями, аккумулируя духовный опыт мировой литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Лаврова, Наталья Леонидовна, 2011 год

1. Авсоний Д.М. Стихотворения / Децим Магн Авсоний ; изд. подгот. М.Л. Гаспаров ; отв. ред. С.С. Аверинцев ; Рос. акад. наук. М. : Наука, 1993. -356 с. - (Литературные памятники).

2. Античная поэзия / сост. Т.А. Мирошниченко. Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 414 с. - (Всемирная б-ка псэзии).

3. Ахматова A.A. Избранные стихотворения / A.A. Ахматова. М. : Издательство им. Чехова, 1952. - 262 с.

4. Ахматова A.A. Стихотворения и поэмы / A.A. Ахматова. Л.: Советский писатель, 1984. - 719 с.

5. Ахматова A.A. Стихотворения / A.A. Ахматова М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1958. - 130 с.

6. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений : в 2 т. / К.Д. Бальмонт. М. : Мо-жайск-Терра, 1994. - 2 т.

7. Беседа Иосифа Бродского с Тимуром Новиковым. Амстердам, 17 сентября 1993 Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://br00.narod.ru/104a.htm, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

8. Бодлер Ш. Цветы зла : пер. с фр. / Ш. Бодлер. Кишинев : Лит. Фонд "Axul Z", 1996. - 303 с.

9. Бодлер Ш. Цветы зла. / Ш. Бодлер. Спб. : Издательский дом «Азбука-классика», 2001. - 448с.

10. Боккаччо Дж. Амето: Комедия флорентийских нимф; Фьяметта : пер. с итал. / Дж. Боккаччо. М. : Худож. лит., 1972. - 333 с.

11. Брант С. Корабль дураков : избр. сатиры / С. Брант ; пер. с нем. JI. Пень-ковского ; ил. Альбрехта Дюрера. М.: Худож. лит., 1984. - 269 с. : ил.

12. Бродский И.А. Сочинения Иосифа Бродского : в 5 т. / И. А. Бродский ; сост. Г.Ф. Комаров; Пушкинский фонд. СПб. : Пушкинский фонд, 2001. - 5 т.

13. Буало Н. Поэтическое искусство / Н. Буало. М. : Худож. лит., 1937. - 101 с.1

14. Бэкон Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Бэкон ; сост., общ. ред. и вступ. ст. A.JI. Субботина ; перевод H.A. Федорова, Я.М. Боровского. АН СССР, Ин-т философии. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль, 1977-1978. - 2 т. - (Философское наследие).

15. Валери П. Рождение Венеры : пер. с фр. / П. Валери. СПб. : Азбука, 2000.- 357 с. (Азбука-классика).

16. Вергилий Марон Публий. Энеида / Публий Вергилий Марон ; пер. с лат. С. Ошерова ; коммент. Сервия. М. : Лабиринт, 2001. - 285 с. - (Античное наследие Мифология. Литература).

17. Вордсворт У. Стихотворения Электронный ресурс. Электрон, данные.- Режим доступа: http://stihi.ni/2002/l 1/02-262, свободный. Загл. с экрана.- Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

18. Герберт Дж. Стихотворения Электронный ресурс. Электрон, данные. -Режим доступа: http://shchedrovitskiy.ru/GeorgeHerbert.phppage=2, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

19. Гете И.В. Собрание сочинений : пер. с нем. : в Ют. / И.В. Гете ; под общ. ред. Н. Вильмонта, Б. Сучкова, А. Аникста. М. : Худож. лит., 1975-1980.- Ют.

20. Гоголь Н.В. Мертвые души : поэма / Н.В. Гоголь. М. : Худож. лит., 1981. - 413 с. - (Школьная библиотека).

21. Грасиан Б. Карманный оракул ; Критикон / Б. Грасиан ; изд. подгот. Е.М. Лысенко и Л.Е. Пинский ; АН СССР. М. : Наука, 1981. - 631. - (Литературные памятники).

22. Гумилев H С. Огненный столп. / Н.С. Гумилев. Петербург ; Берлин : Petropolis, 1922. - 74 с.

23. Данте Алигьери. Божественная комедия ; Новая жизнь : пер. с итал. / Данте Алигьери ; пер с итал. М.Л. Лозинского. M. : АСТ : НФ «Пушкинская б-ка», 2002. -732 с. - (Золотой фонд мировой классики).

24. Державин Г.Р. Сочинения Державина / Г.Р. Державин ; с объясн. примеч. и предисл. Я. Грота. 2-е акад. изд. - СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 18681878 -7 т.

25. Донн Дж. Проповеди Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://lib.ru/INOOLD/DONN/donnprop.txt, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

26. Жид А Трактат о Нарциссе // Поэзия французского символизма. Лотреа-мон. Песни Мальдорора / А. Жид ; составление, общая редакция, вступительная статья Г.К. Косикова М.: Изд-во МГУ, 1993. - 510 с.

27. Иванов В.И. Собрание сочинений : в 4 т. / В.И. Иванов ; под редакцией Д.В. Иванова и О Дешарт. Bruxelles : Foyer Oriental Chretien, 1971. -4 т.

28. Кантемир А.Д Собрание стихотворений / А.Д. Кантемир ; вступ. ст. Ф.Я. Приймы ; подгот. текста и примеч. З.И. Гершковича. Л. : Сов. писатель, 1956 - 543 с. - (Библиотека поэта Большая серия: 2-е изд.).

29. Ките Дж. Стихотворения Электронный ресурс. Электрон, данные. -Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/KITS/keatsll.txt, свободный. - Загл. с экрана. — Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

30. Климент Александрийский. Педагог : Творение учителя церкви Климента Александрийского / Климент Александрийский; вступ. ст. прот. Иоанна

31. Свиридова. М. : Учеб.-инф. экумен. центр ап. Павла, 1996. - 290 с. -(Учители неразделенной церкви).

32. Комментарий к Книге Песней Соломона Электронный ресурс. Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.bible-center.ru/comments/]opukhinru/so/2Jsessionid=19rcal3qq2e9g, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

33. Крылов И.А. Полное собрание сочинений : в 3 т. / И.А. Крылов. М.: ГИХЛ, 1946.-3 т.

34. Лабе Л. Сочинения / Луиза Лабе. М. : Наука, 1988. - 343 е., ил. - (Литературные памятники).

35. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени / М.Ю. Лермонтов. М. : Гослитиздат, 1951.-134 с.

36. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / собр. текстов, вступ. ст. и общ. ред. A.C. Дмитриева. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1980. -638 с. - (Университетская библиотека).

37. Ломоносов М.В. Избранные произведения / М.В. Ломоносов. Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1986. - 558 с. : ил. - (Библиотека поэта. Большая сер.: 3-е изд.).

38. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / М.В. Ломоносов ; под общ. ред. Г. Васецкого ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Каф. истории рус. философии. -М. : Госполитиздат, 1950. 757 с.

39. Лопе де Вега Ф. Валенсианская вдова ; Собака на сене : пьесы / Л. де Вега ; пер. с исп. М. Лозинского. СПб. : Азбука, 2004. - 342 с. - (Азбука-классика).

40. Малларме С. Сочинения в стихах и прозе : сборник: на фр. яз. с парал. рус. текстом / С. Малларме. -М. : Радуга, 1995. 564с.

41. Мандельштам О.Э. Слово и культура: статьи. М.: Советский писатель, 1987.-320 с.

42. Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в 4 т. / О.Э. Мандельштам. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1994. - 4 т.

43. Мильтон Дж. Потерянный рай / Дж. Мильтон ; пер. с англ. А. Штейнберга. М. : Худож. лит., 1982. - 412 с.

44. Немецкая романтическая повесть : в 2 т. / ст. и коммент. Н. Берковского. -М. : Academia, 1935. 2 т.

45. Николай Кузанский. Сочинения Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.m/^uzansky/kuzanskiyo%20bogsan.htm, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

46. Николай Кузанский. Сочинения : в 2 т. / Николай Кузанский. М. : Мысль, 1979.-2 т.

47. Новеллино / под редакцией М. Л. Андреева, И. А. Соколовой. М. : Наука, 1984. -316с. - (Литературные памятники).

48. Овидий Назон Публий. Любовные элегии ; Метаморфозы ; Скорбные элле-гии / Публий Овидий Назон ; пер. с лат. C.B. Шервинского. М. : Худож. лит., 1983.-511 с.

49. Павсаний. Описание Эллады : в 2 т. / Павсаний ; пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева под ред. Е.В. Никитюк ; отв. ред. Э.Д. Фролов. СПб. : Але-тейя, 1996. - (Античная библиотека. Античная история).

50. Петрарка Ф. Сонеты : сборник : на итал. яз. с парал. рус. текстом / Ф. Петрарка ; сост., послесл. и коммент. Б. Романова. -М. : Радуга, 2004. 669 с.

51. Плотин Эннеады : пер. с древнегреч. и англ. / Плотин ; сост. и отв. ред. С.В. Еремеев. Киев : УЦИММ-Пресс, 1995. - 390 с. - (Вершины мистической философии).

52. Поэты XVIII века : в 2 т. / вступ. ст. Г.П. Макогоненко; составление Г.П. Макогоненко и И.З. Сермана ; подготовка текста и примечания Н.Д. Ко-четковой. JI. : Сов писатель, Лениградское отделение, 1972. - 2 т.-(Библиотека поэта).

53. Поэты Возрождения : переводы / сост. и примеч. A.B. Парина. М. : Правда, 1989. - 559 с. : ил.

54. Пушкин A.C. Евгений Онегин : роман в стихах / A.C. Пушкин. М. : Ху-дож. лит., 1984. - 255 с. : ил. - (Классики и современники. Поэтическая библиотека).

55. Сартр Ж.-П. Бодлер / Ж.-П. Сартр ; пер. с фр. Г.К. Косикова. Изд. 2-е. -М. : УРСС, 2004. - 173 с.

56. Седакова O.A. Стихи. / O.A. Седакова ; вступительная статья С.С. Аверин-цева. М.: Эн Эф Кью ; Ту Принт, 2001. - 576 с.

57. Сидни Ф. Астрофил и Стелла ; Защита поэзии / Ф. Сидни ; изд. подгот. Л.И. Володарская , АН СССР. -М. : Наука, 1982. 366 с. - (Литературные памятники).

58. Софокл. Эдип-царь ; Эдип в Колоне ; Антигона : трагедии / Софокл ; пер. с древнегреч. С. Шервинского, Н. Позднякова. СПб. : Азбука-классика, 2005. - 312 с. - (Азбука-классика).

59. Сперджен Ч.Г. Краткие проповеди Ч. Сперджена Электронный ресурс. -Электрон. данные. Режим доступа: http://www.blagovestnik.org/archives/small/s0133l-01335.htm, свободный, -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

60. Сумароков А.П. Избранные произведения. / А.П. Сумароков; вступительная статья, подготовка текста и примечания П. Н. Беркова. Л. : «Советский писатель», 1957. - (Библиотека поэта; Большая серия). - 607 с.

61. Толкование Песни Песней Электронный ресурс. Электрон, данные. -Режим доступа: http://pesn-pesnei.zachalo.rii/glava2.html, свободный. -Загл: с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

62. Уайльд О. Собрание сочинений : в 3 т. : пер. с англ. / О; Уайльд. М. : Терра, 2003. - 3 т.

63. Шекспир У. Венера и Адонис Электронный ресурс. : перевод А. Федорова. М., 2007. Электрон. данные. - Режим доступа: http://az.lib.ru/s/shekspirw/text0490.shtml, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

64. Шекспир У. Полное собрание сочинений : в 8 т. / У. Шекспир. М. : Искусство, 1957-1960.-8 т.

65. Шекспир У. Сонеты Электронный ресурс. : пер. с англ. А. Шаракшанэ. -Электрон, данные. Режим доступа: http://shakespeare.ouc.ru/sonnet-62-ru.html, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

66. Шелли П.Б Письма. Статьи. Фрагменты. / П.Б. Шелли ; перевод с англ. З.Е. Александровой. М. : Наука, 1972. - 534 с.

67. Элиот Т.С. Избранная поэзия : поэмы, лирика, драматическая поэзия: пер. с англ. / Т.С. Элиот. СПб. : Северо-Запад, 1994.-446 с.

68. Элиот Т.С. Полые люди / Т.С. Элиот. СПб. : Кристалл, 2000. - 462 с. -(Библиотека мировой литературы Малая серия).

69. Эллинские поэты / пер. В.В. Вересаева. М. : Худож. лит., 1963. - 406 с. -(Библиотека античной литературы. Греция).

70. Эпиграммы греческой Антологии / пер. с древнегреч. ; под ред. М.Л. Гас-парова и Ю.Ф. Шульца. М. : Терра, 1999. - 725 с. : ил. - (Памятники античной лит.).

71. Эстетика Ренессанса : антология : в 2 т. / сост. В.П. Шестаков. М. : Искусство, 1981. - 2 т.

72. Эсхил. Трагедии / Эсхил ; пер. В.И. Иванова ; изд. подгот. Н.И. Балашов. -М. : Наука, 1989. 589 с. 6 ил. - (Литературные памятники/ АН СССР).iI

73. Alberti L.B. On painting / Leon Battista Alberti. London : Penguin »books, 1991.-101 p.

74. Alciato A. Book of Emblems Электронный ресурс. Электрон, данные.

75. Режим доступа: http://www.mun.ca/alciato/e069.html, свободный.

76. Biondo М. Von der hochedlen Malerei Электронный ресурс. Электрон. ! данные - Режим доступа:http://www.archive.org/details/vonderhochedlenOObiongoog, свободный, -Загл. с экрана. Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

77. Cowper W. The poetical works of William Cowper / W. Cowper. London : William Pickering, 1831. - 386 p.

78. Cruz de la Juana Ines. The Divine Narcissus / Juana Ines de la Cruz ; trans. P. Peters and R. Domeier. New Mexico : University of New Mexico Press, 1998. -202 p.

79. Dante Alighieri. Convivio Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.archive.org/details/convivioofdanteaOOdantiala, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

80. Drummond W. The poems of William Drummond of Hawthorn den: with Life, by Peter Cunningham / W. Drummond'. London : Cochrane and M'Crone, 1833.-336 p.

81. Dryden J. The poetical works of John Dry den / John Dryden. London : William Pickering, 1854 - 320 p.

82. Eliot T.S. Selected essays, 1917-1932 / T.S. Eliot. London : Faber and Faber, 1932.-454 p.

83. Elizabethan authors Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://www.elizabethanauthors.com/ovidOO.htm, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

84. Fleming P. Lyrik. Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа : http://www.pohlw.de/literatur/sadl/barock/flem-lyr.htm, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

85. Gay J. The Fan : a Poem. Book II Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://oldpoetry.com/opoem/47234-John-Gay-The-Fan—A-Poem—Book-Ii-, свободный. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

86. Günderrode К. von. Lyrik Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://ww\v.wortblumе.de/dichterinnen/поvalis.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

87. Hamann J.G. Christliche Bekemitnisse und Zeugnisse von J.G. Hamann. / J.G. Hamann. Münster . heraugegeben von Arnold Wilhelm Möller, 1826. - 358 S.

88. Herder J.G. Sämtliche Werke / J.G. Herder ; hrsg. von B. Suphan. Berlin : Weidmannsche Buchhandlung, 1877-1913.-33 Bde.

89. Hölty Ludwig Christoph Heinrich. Lyrik Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://www.deutsche-liebeslyrik.de/balladen/balladenholty4.htm, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

90. Konon. Narrationes Электронный ресурс. Bamberg, 1890. Электрон, данные. - Режим доступа: http://www.archive.org/details/kononnarrationeOOconogoog, свободный, -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

91. Marbeuf de Р. Recueil des vers de Pierre de Marbeuf / P. de Marbeuf. Paris : A Roven, de rimprimerie de David du petiot Val, Imptimeus ordinaire du Roy, 1628. -252 p.

92. Marvell A. The poems of Andrew Marvell / Andrew Marvell. Harlow : Pearson Education Limited, 2007. - 470 p.

93. Masen J. Speculum Imaginum Veritatis Occultae. Köln, 1681. - Электронный ресурс. - Электрон, данные. - Режим доступа: www.uni-graz.at/ub-sosa-verzeichnis-emblemata.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

94. Novalis. Novalis Schriften / Novalis ; herausgegeben von L. Tieck und Fr. Schlegel -Berlin : Verlag von G. Reimer, 1837. 331 S.

95. Schiller F. Gedichte / F. Schiller. Charlestone : BiblioLife, 2009. - 430 S.

96. Schlegel A.W Poetische Werke : in 2 Bden. / August Wilchelm Schlegel. -Heidelberg : Möhr & Zimmer ,1811.-2 Bde.

97. Schlegel A.W., Schlegel F. Athenäum. Bd 1. / A.W. Schlegel, F. Schlegel Berlin : Vieweg, 1798. - 180 S.

98. Serre de la J.P. Les amours des déesses, de Diane et Hypolite, de l'Aurore et Céphale. / Jean Puget de la Serre. Paris : Ioseph Guerreau ; avec privilege du Roy, 1627. - 780 p.

99. Theoi Greek mythology Электронный ресурс. Электрон, данные. - Режим доступа: http://www.theoi.com/Heros/Narkissos.html, свободный. -Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

100. Waller Е Poetical Works of Edmund Waler Электронный ресурс. Электрон данные. - Режим доступа: http://www.fullbooks.com/Poetical-Works-of-Edmund-Waller-and-Sir-John2.html, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

101. Waller Е. The works of Edmund Waller, Esq: in verse and prose / E. Waller. -London . printed for T. Davies, in Russel-street, Covent-garden., 1772. 236 p.1. Научная литература

102. Аверинцев С.С. Поэтика древнегреческой литературы / отв. ред. С.С. Аве-ринцев, АН СССР, Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького. М. : Наука, 1981.-364. : табл.

103. Адо П. Плотин, или Простота взгляда : пер. с фр. / Пьер Адо. М. : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1991. - 140 с.

104. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1975. - 500 с.

105. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. М. : Худож. лит., 1986. - 541 с.

106. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин. 5-е изд., доп. - Киев : Next, 1994. - 508 с.

107. Бахтин М.М. Собрание сочинений : в 7 т. / М.М. Бахтин. Ин-т мировой лит. им. A.M. Горького Рос. акад. наук. М. : Рус. словари, 1996. - 7 т.

108. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин ; сост. С.Г. Бочаров; текст подгот. Г.С. Бернштейн и JI.B. Дерюгина ; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М. : Искусство, 1979. - 421 с. - (Из истории сов. эстетики и теории искусства).

109. Бахтин под маской. Вып. 5 (1). Статьи Круга Бахтина. - М. : Лабиринт, 1996.-174 с.

110. Бапшяр Г. Вода и грезы : Опыт о воображении материи / Г. Башляр ; пер. с фр. Б.М. Скуратова. М. : Изд-во гуманитар, лит., 1998. - 268 с. - (Французская философия XX века).

111. Белецкий А.И. В мастерской художника слова / А.И. Белецкий. М. : Высшая школа, 1989. -160 с.

112. Бройтман С.Н. Историческая поэтика : учеб. пособие / С.Н. Бройтман ; Рос. гос. гуманитарный ун-т. М. : РГГУ, 2001. 418 с.

113. В свете исторической поэтики.: Книга памяти Самсона Наумовича Бройтмана: статьи и воспоминания / РГГУ, Институт филологии и истории. М. : Intrada; 2008. 332 с.

114. Веселовский А.Н. Избранное: Историческая поэтика / А.Н. Веселовский ; вступит, стат., коммент., сост. И.О. Шайтанова. М. : РОССПЭН, 2006. -608 с.

115. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский ; вступ. ст. И.К. Горского ; коммент. В.В. Мочаловой. М. : Высшг шк., 1989. - 404 с. - (Классика литературной науки : КЛН).

116. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский ; ред., вступ. ст. и примеч. В. М. Жирмунского. Л.: Изд-во Худож. лит., 1940. - 648 с.

117. Гиршман М.М. Избранные статьи: Художественная целостность. Ритм. Стиль. Диалог. Мышление / М.М. Гиршман. Донецк : Лебедь, 1996. - 159 с.

118. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс ; пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; под ред. и с послесл. A.A. Тахо-Годи. М.: Прогресс, 1992. - 620 с.

119. Дискурс / гл. ред. В.И. Тюпа. М.: РГГУ.

120. Досократики : доэлеатовский и элеатовский периоды / пер. с древнегреч. А.О. Маковельского. Минск : Харвест, 1999. - 782 с.

121. Женетт Ж. Фигуры : Работы по поэтике : пер. с фр. : в 2 т. / Ж. Женетт. -М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. -2 т.

122. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания : сб. статей / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; отв. ред. П.А. Гринцер. М. : Наследие, 1994. - 509 с.

123. Крылов Г.А. Этимологический словарь русского языка / Г.А. Крылов. М. : Полиграфуслуги. - 2005. — 432 с.

124. Литературное произведение: сюжет и мотив: сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Вып. 3. - Новосибирск : Ин-т филологии

125. СО РАН, 1996. 239 с. - (Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»)

126. Лихачев Д С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. 3-е изд., доп. - М. : Наука, 1979. - 357 с.

127. Лосев А.Ф. История античной эстетики : Поздний эллинизм / А.Ф. Лосев. -М. : ACT : Фолио, 2000. 958 с.

128. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения /А.Ф. Лосев. М. : Мысль, 1998. - 750 с.

129. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. М. : Мысль, 1998. - 750 с.

130. Лотман Ю.М. Избранные статьи : в 3 т. / Ю.М. Лотман. Таллинн : Александра, 1992-1993. -Зт.

131. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М. Лотман. Вып. 2. -Тарту : Тартуский гос. университет, 1973. - 94 с.

132. Михайлов A.B. Языки культуры : учеб. пособие по культурологии / A.B. Михайлов. М. : Яз. рус. культуры, 1997. - 909 с. - (Язык. Семиотика. Культура).

133. Монтаж: литература, искусство, театр, кино / отв. ред. Б.В. Раушенбах. -М.: Наука, 1988.-237 с.

134. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: пер. с англ. / науч. ред. В.П. Старк. СПб. : Искусство - СПб ; Набоков-ский фонд, 1998.-928 с.

135. От сюжета к мотиву : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Вып. 1. - Новосибирск : Ин-т филологии СО РАН, 1996. - 191 с. - (Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»),

136. Постсимволизм как явление культуры / Гос. ком. Рос. Федерации по высш. образованию, Рос. гос. гуманитарный ун-т, Ист.-филол. фак. ; редкол. И.А. Есаулов (отв. ред.) и др. -М. : РГГУ, 1995.

137. Поэтика. Труды русских и советских поэтических школ : сб. науч. тр. / сост: Д. Ки-рай, А. Ковач. Будапешт : ТапкопуукласЬ, 1982. - 800 с.

138. Проблемы исторической поэтики в анализе литературного произведения : сб. науч. тр. Кемерово : Изд-во КГУ, 1987. - 139с.

139. Пропп В:Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. М. : Лабиринт, 2005.-126 с.

140. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. 1п тетопат / Б.Н. Путилов.- СПб. : Петерб. Востоковедение, 2003. 457 с.

141. Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования : проблемы теории и анализа / И.В. Силантьев ; отв. ред. Е. К. Ромодановская ; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. Новосибирск : Институт филологии СО РАН, 2001. - 235 с.

142. Силантьев И.В. Поэтика мотива / И.В. Силантьев ; отв. ред. Е.К. Ромодановская ; Ин-т филологии Сиб. отд-ния Рос. акад. наук. М. : Яз. славян, культуры, 2004. - 294 с.

143. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике : очерк историографии / И.В. Силантьев ; отв. ред. Е. К. Ромодановская ; Ин-т филологии СО РАН. Новосибирск : ИДМИ, 1999.- 103 с.

144. Соколов М.Н. Мистерия соседства : К метаморфологии искусства Возрождения / М.Н. Соколов. М. : Прогресс-Традиция, 1999. - 519 с.

145. Сюжет и мотив в контексте традиции : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т филологии. Вып. 2. - Новосибирск : Ин-т филологии СО РАН, 1998. - 264 с. - (Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы».)

146. Теория литературы : учеб. пособие : в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. -М. : Академия, 2004. 2 т.

147. Типологические исследования по фольклору : сб. памяти В.Я. Проппа (1895-1970). М. : Наука, 1975. - 319 с. : схем., табл. - (Исследования по, фольклору и мифологии Востока).

148. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для- студентов вузов, обучающихся по направлению «Филология», специальности «Филология» и «Литературоведение» / Б.В. Томашевский: М. : Аспект Пресс, 1999. - 333 с.

149. Тюпа В.И. Анализ художественного текста : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 031000 Филология / В.И. Тюпа. - М. : Академия, 2006. - 331 с.

150. Тюпа В.И. Аналитика художественного : введение в литературоведческий анализ / В.И. Тюпа М.: Лабиринт . РГГУ, 2001. - 189 с.

151. Тюпа В.И. Историческая реальность и проблема современной компаративистики : науч -метод, пособие / В.И. Тюпа. М.: РГГУ, 2002. - 63 с.

152. Тюпа В.И. Литература и ментальность. / В.И. Тюпа. М. : Вест-Консалтинг, 2009. - 273 с.

153. Тюпа В.И. Постсимволизм : Теоретические очерки рус. поэзии XX века / В.И. Тюпа. М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Самарский муниципальный ун-т Наяновой, НВФ «Сенсоры. Модули. Системы». - Самара, 1998.-155 с.

154. Тюпа В.И. Художественный дискурс : (введение в теорию литературы) / В.И. Тюпа. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2002. - 80 с.

155. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер ; пер. с нем и доп. О. Н.Трубачева. М. : Прогресс, 1964. - 4 т.

156. Фольклор и этнография : У эгногр. истоков фольклорных сюжетов и образов: сб. науч. тр. Л. : Наука, Ленингр. отд-ние, 1984. - 254 с.

157. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь.: исследование.магии и религии / Дж.Дж. Фрэзер ; пер. с англ. М.К. Рыклина. М. : Политиздат, 1980. - 830 с. -(Библиотека атеистической литературы).

158. Хализев В.Е. Теория литературы : учебник для студентов вузов / В.Е. Ха-лизев. -М. : Высш. шк., 1999. 397 с.

159. Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики : Сб. науч. тр. Кемерово : Изд-во КГУ, 1986. - 161с.

160. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения : пер. с англ. / М. Элиа-де ; отв. ред. В.Я. Петрухин. М. : Ладомир, 1999. - 488 с. - (Избранные сочинения).

161. Элиаде М. Трактат по истории религий : в 2 т. / М. Элиаде. СПб. : Але-тейя, 1999. - 2 т. - (Миф, религия, культура).

162. Элиот Т.С. Избранное: Религия, культура, литература: в 2 т. : пер. с англ. / Т. Элиот. М. : РОССПЭН, 2004. - 750 с. '

163. Элиот Т.С. Назначение поэзии: статьи о литературе : пер. с англ. / Т.С. Элиот. Киев : AirLand, 1997 ;: Совершенство. - 350 с.

164. Юнг К.Г. Душа и миф : шесть архетипов : пер. с англ. / К.Г. Юнг. Киев ; М. : Порт-Рояль : Совешенство, 1996. - 382 с. - (Бестселлеры психологии).

165. Blumenfeld-Kosinski R. Reading myth: classical mythology and its interpretations in medieval French Literature / R. Blumenfeld-Kosinski. -Stanford : Stanford University Press, 1997. 314 p.

166. Bruhm S. Reflecting Narcissus: a queer aesthetic / S. Bruhm. Minneapolis : University of Minnesota Press, 2001. - 224 p.

167. Cavallo A. Boiardo's Orlando innamorato: an ethics of desire / A. Cavallo. -Cranbury : Assosiated University Presses, 1993. 206 p.

168. Galinsky K. Ovid's Metamorphoses: an introduction to the basic aspects / K. Ga-linsky. Los Angeles : University of California Press, 1975. - 285 p.

169. Gaunt S. Love and death in.medieval French and Occitan courtly literature / S. Gaunt. Oxford : OxfordUniversity Press, 2006. - 235 p.

170. Goldin F. The mirror of Narcissus in the courtly love lyric / F. Goldin. New» York : Cornell University Press, 1967. - 288 p.

171. Harper A. Emblematic tendencies in the art and literature of the twentieth century / A. Harper. Glasgow : Glasgow Emblem Studies, 2005. - 187 p.

172. Hartlieb E Geschlechterdifferenz im Denken Friedrich Schleiermachers / E. Hartlieb. Berlin : Hubert & Co., 2006. - 390 S.

173. Keith A., Rupp S.J. Metamorphosis / A. Keith, S.J. Rupp. Toronto : Victoria University, 2007. - 350 p.

174. Kendall T., McDonald P. Paul Muldoon: critical essays / T. Kendall, P. McDonald. Liverpool. Liverpool University Press, 2004. - 192 p.

175. Levine S. Monet, Narcissus, and self-reflection: the modernist myth of the self / S. Levine. Chicago : The University of Chicago Press, 1994. - 369 p.

176. Metamorphoses in Russian modernism / edited by PI. Barta. Budapest : central European University Press, 2000. - 186 p.

177. O'Donoghue B. The courtly love tradition / B. O'Donoghue. New Jersey : Manchester University Press, 1982. - 314 p.

178. Orlowsky R., Orlowsky U. Narziss und Narzissmus im Spiegel von Literatur, bildender Kunst und Psychoanalyse: vom Mythos zur leeren Selbstinszenierung / R. Orlowsky, U. Orlowsky. Mtinchen : W. Fink, 1992.-463 S.

179. Pacini D.S. Through Narcissus' glass darkly: the modern religion of conscience / D.S. Pacini. New York : Fordham University Press, 2008. - 206 o.

180. Poster C., Utz R.J Translation, transformation and transubstantiation in the late middle ages / C. Poster, R.J. Utz. Illinois : Nothwestern University Press,1998.-256 p.

181. Ricks Ch.B. Eliot and prejudice / Ch.B. Ricks. Los Angeles : University of California Press, 1988. - 290 p.

182. Rorty R. Contigency, Irony and Solidarity / R. Rorty. Cambridge : Cambridge University Press, 1989. - 201 p.

183. Scofield M. T.S. Eliot: the poems / M. Scofield. Cambridge : Cambridge University Press, 1988. - 264 p.

184. Shapiro N.R, Glidden H.H. Lyrics of the French Renaissance: Marot, Du Beilay, Ronsard / N.R. Shapiro, H.H. Glidden. Chicago : University of Chicago Press, 2006.-384 p.

185. Spaas L., Selous T. Echoes of Narcissus / L. Spaas, T. Selous. New York : Berghahn books, 2000. - 286 p.

186. Speringer A. Heinrich von Morungen- Leben, Lieder, kulturtouristisches Erbe? / A. Speringer. Norderstedt: Grin Verlag, 2006. - 36 S.

187. Vasileva M. Die Narcissuserzählung bei Ovid / M. Vasileva. Norderstedt : Grin Verlag, 2002. - 24 S.

188. Wegmann T. Tausch Verhältnisse: zur Ökonomie des Literarischen und zum Ökonomischen in der Literatur von Geliert bis Goethe / T. Wegmann. Würzburg : Königshausen & Neumann, 2002. - 291 S.1. Справочная литература

189. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев : Дух и литера, 2001. - 912 с.

190. Грациаиов A.A. Новейший философский словарь Электронный ресурс. -Электрон. данные. Режим доступа: http://www.slovopedia.eom/6/193/770204.html, свободный. - Загл. с экрана. -Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

191. Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М. : Сов. энцикл., 1990. - 672 с.

192. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2 т. / Гл. ред. С.А.Токарев. М. . Советская энциклопедия, 1980. - 2 т.

193. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов / Дж. Фоли. Изд-во: М.: ACT, 1996.-432 с.

194. Энциклопедия декоративных садовых растений Электронный ресурс. -Электрон, данные. Режим доступа: http://flower.onego.ni, свободный. -Загл. с экрана. - Данные соответствуют 25 октября 2010 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.