Испанский "Золотой век": философия и литература тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Сергиевская, Галина Евгеньевна

  • Сергиевская, Галина Евгеньевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 187
Сергиевская, Галина Евгеньевна. Испанский "Золотой век": философия и литература: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Санкт-Петербург. 2006. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Сергиевская, Галина Евгеньевна

Введение

Глава 1. «Вчера прошло, а Завтра не настало.»

§ 1. «Исторический контекст испанского барокко»

§2. «Язык испанского барокко» 21

Глава 2. «И жизнь, и слезы, и любовь.»

§ 1. «Творчество Лопе де Веги как переход от Ренессансных идеалов к барочному мироощущению» 28

§ 2. «Принц света и принц тьмы» 69

§ 3. «Рассеиватель заблуждений» 89

§ 4. «Жизнь как сон» 112

§ 5. «Философ и моралист» 139

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Испанский "Золотой век": философия и литература»

Несмотря на некоторый всплеск интереса к Испании в 30-50-е годы теперь уже прошлого века, Испанская культура, впрочем, так же как и ее история и литература оказались за пределами исследовательских интересов русских и советских исследователей.

Многообразие существующих культур рождает проблему диалога. Она становится актуальной для отечественной научной мысли еще и потому, что Россию в конце XX - начале XXI веков захлестнул поток инокультурных влияний. В современном мире остро стоит проблема взаимопонимания, духовного сближения различных культурных пространств. Но взаимопонимание невозможно без изучения отличительных черт, своеобразия развития культуры. Обращение к культуре Испании 17 века не случайно.

В отечественной испанистике, имеющей определенные традиции историко-литературного, филологического и социально-политического исследования, обращение к истории философской мысли представляется весьма актуальным, поскольку нацелено на выявление стержневой характеристики, идейной основы национального понимания и, в целом, национальной культуры на различных этапах истории. Такие исследования необходимы, так как призваны способствовать более полному пониманию культуры в данном случае Испании и возможность понимания носителей определенной культуры.

Литературно- художественный феномен испанского «Золотого века» является объектом давних и достаточно представительных исследований в отечественной и мировой испанистике. В основном эта работа проводилась в русле истории всемирной литературы и литературоведения, а также искусствоведения. Анализ литературы позволяет заключить, что данная тема не получила развития в отечественной философской и культурологической мысли.

В работе сделана попытка опровергнуть традиционно воспроизводившееся утверждение об эпохе философского безвременья.

Нельзя сказать, что этот период обойден вниманием исследователей. О данном периоде имеются интересные работы З.И.Плавскина такие как «Литература Возрождения в Испании», «Некоторые особенности Возрождения в Испании», «Проблемы национального своеобразия драмы Возрождения в Испании», Г.В.Степанова «Язык. Литература. Поэтика», А.Л.Штейна «Литература испанского барокко», С.И.Пискуновой «Золотой век испанской поэзии», Л.Е.Пинского «Грасиан и его произведение Критикон», Н.Б.Томашевского «Театр Кальдерона», а так же таких авторов как А.С.Науменко, С.И.Еремина, Вс Багно, современного «Дон Кихота» философской испанистики О.В.Журавлева, небольшие, но глубокие статьи М.Ю.Оганисьян, а так же испано-язычных авторов, таких как Valbuena Prat, Correa Calderón, Damaso Alonso, Linan y Heredida, Luis Jimenes Moreno и других, исследовавших этот период испанского наследия. Работы вышеназванных авторов помогли в создании философскоантропологического анализа барочной культуры Испании, на примере развития литературы.

Но в целом, проблема остается вне поля философского исследования.

В предлагаемой работе предпринимается попытка на основе филологические представлений создать философско-антропологический образ барочного мировоззрения Испании XVII века.

Предметом исследования является связь литературы «Золотого века» и философского процесса в Испании этого периода. Изучение представителей «мыслящей литературы» проводится сквозь призму историко-культурной самобытности:

Исходя из актуальности и изученности темы, в данной работе стоит цель - анализ барочной литературы Испании XVII века с позиций междисциплинарного синтеза философской антропологии и культурологи, а также реконструкция и характеристика общего процесса эволюции общественно-политической и философской мысли по каналу художественной и публицистической литературы «Золотого века» и ее места в общей и философской культуре Испании: функция культуросозидания. Испанская литература 17 века рассматривается как выражение барочных идеалов и символов.

В связи с этим ставились конкретные исследовательские задачи:

• Изучение испанской литературы XVII века на основе современной философско-антропологической методологии:

• изучение эволюции философско-мировоззренческого содержания «мыслящей литературы» «Золотого века»

• осмысление культурного и идейного контекста эпохи, связи с ним литературы «Золотого века»

• выделение главных проблемных полей, художественно-эстетических решений философской проблемы.

• рассмотрение представителей испанской литературы XVII века как особых выразителей философских идей и представлений:

• исследование основных произведений испанской литературы XVII века как своеобразной системы барочного мировоззрения:

• анализ символических функций барочной литературы, на примере Испании.

Методологией исследования являются междисциплинарный и системный подходы, базисные положения философской антропологии и культурологи.

Основным методом исследования является реконструкционный анализ материала, нацеленный на воссоздание взглядов таких мыслителей как Лопе де Вега, Гонгора, Кеведо, Кальдерон и Грасиан на сложившуюся в стране и социальной среде ситуацию данного периода. Так как данные проблемы нашли отражение преимущественно в художественной литературе, активно используются принципы литературно-художественной критики исследования в области истории литературы, методы культурологического исследования, биографический метод, компаративистский, текстологический, герменевтический и другие.

В диссертации предпринимается философско-антропологический анализ испанской литературы XVII века. В результате диссертационного исследования

• Прослежена эволюция социальной и культурной трансформации искусства Испании периода так называемого «Золотого века», пришедшегося на 17 столетие.

• Дана характеристика этого непростого периода в Испанской культуре.

• Обрисованы основные темы и способы их отражения в произведениях испанских мыслителей.

• Отражены основные тенденции культурной и социально-политической ситуации в стране.

• Дана характеристика основных действующих персонажей этой эпохи, их портреты и характеристика творчества,

• Проанализированы те страхи и чаяния, которые владели умами и сердцами вышеназванных авторов, и дан анализ способов, которыми они пытались найти выход из очень непростой политической, экономической, социальной и моральной ситуации, сложившейся в Испании того «Золотого» века.

Научная новизна работы

Впервые в работе Там же, ч.Н, кризис 5, стр. 249 анализ культуры испанского барокко на основе литературных произведений;

Испанская литература 17 века рассматривается как выражение барочных идеалов и символов:

В работе предпринимается попытка подчеркнуть специфику барокко как своеобразной мировоззренческой системы:

Изучение представителей «мыслящей литературы» проводится сквозь призму историко-культурной самобытности:

Научно-практическая значимость работы:

Проведенный в диссертационном исследовании философско-антропологический анализ позволяет более глубоко осмыслить проблемы культуры эпохи барокко, проанализировать амбивалентный характер существования человека, противоречия между намерением познания условий и самопонимания, с одной стороны, и очевидной невозможности этого, с другой, что становится основанием для глубокого противоречивого, неоднородного искусства. Показать, как существуют философские идеи, по удачному выражению Журавлева О.В., «лишенные в это время своего собственного «дома»», обратив внимание на то, что основная проблема философии решается здесь как драма, как экзистенциальная событийность воплощенной субъективности: человек сам создает себя, сохраняет, отстаивает свою индивидуальность.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для учебных курсов по философии, философской антропологии, культурологи, истории культуры, истории политических учений и в смежных обществоведческих (гуманитарных) дисциплинах.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. XVII век - кризисный, переходный век между феодализмом и капитализмом. Его отличие состоит в том, что здесь уже практически не оставалось места для ренессансных надежд и иллюзий, касающихся человека и истории.

2. В искусстве преобладает стиль барокко как реакция на кризисные явления эпохи. Отношения человека и природы приобретают рассудочный характер, человек ставится в зависимость от окружающего мира (мира обстоятельств его существования), а отнюдь не только от его собственных сил и энергии. Мир противостоит человеку, стремящемуся разобраться в нем, внести определенный порядок и смысл.

3. Результатом является появление нового стиля мышления и нового языка, как способа выражения этих процессов.

4. На первый план выходят морально-этические и политические темы.

5. Доминирующее значение приобретают темы с одной стороны, разочарования (desengaño) и желания бегства от общества и от мира, с другой, попытки преобразовать этот мир путем преобразования личности.

Апробация работы

Основные результаты и некоторые частные вопросы диссертационного исследования опубликованы в статьях, тезисах, а также в выступлениях на научных конференциях таких как: «Философия и жизнь» (Санкт-Петербург -2001 г.), «Философская антропология: традиции, проблемы, перспективы» (Санкт-Петербург - 2003 г.), «Философский век. История философии как философия» (Санкт-Петербург - 2003 г.), международной конференции «Когнитивные стили коммуникации. Теории и прикладные модели» (Симферополь - 2004 г.).

Структура исследования:

Диссертация состоит из введения, двух глав и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Сергиевская, Галина Евгеньевна

Заключение:

В результате проведенного анализа, можно сделать заключение, что сложную, противоречиво многообразную жизнь Испанского «Золотого века» необходимо рассматривать как период, воплотивший процесс кризиса исполненной пафоса преодоления этого кризиса, что - эстетически по-разному - воплотилось в творчестве писателей-мыслителей таких как Лопе де Вега, Гонгора, Кеведо, Кальдерон, Грасиан. Происходит развертывание все более нарастающих объемов противоречивого понимания мира, а также поиски и обретение неких новых доминант в резко расширившейся и усложнившейся картине реальности. Главная этико-психологическая дилемма этого периода - «быть или казаться» - естественно стремится к своему, прежде всего театральному развертыванию. Возможно, поэтому доминирует драматургическое творчество. Однако слово любого художественного жанра ставит перед собой задачу вовлечь читателя в процесс напряженного нравственно-психологического анализа.

Борение добра и зла в душе человека, вынесенное на обозрение, расчлененное на составные части. - вот что занимало барочную лирику и драму.," ( Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко, и романтизма // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995. С. 87).

Уместно вспомнить слова Б. Кроче: "Есть смысл не спеша приглядеться к деталям" тем более что в данном случае речь идет совсем не о мелочах и деталях, а о вопросе чрезвычайно важном и общем: были ли мировоззренческая научная революция и те социально-политические, общественно-экономические, цивилизационные преобразования революцией человеческого удела" включающей в себя коренные культурные, художественные преобразования, или они не затронули автономно существующую область искусства и литературы XVII в. Катастрофическое усложнение общественно-экономической и социальной реальности побудило мыслителей с особой настойчивостью отстаивать и утверждать величие человека. Писатели стремятся «улучшать природу искусством», и используют в этом процессе эстетические категории. Писатели барокко не могут не отразить противоречия и хаос наступившей эпохи. Этот кризис тесно связан с радикальным сдвигом в картине мира.

Для эпохи в целом в высшей степени характерна сама ситуация, напряженного и индивидуального, самостоятельного мировоззренческого выбора. И чаще всего авторы обращаются к в морально-этической проблематике. Не безграничность познания, не безусловность, абсолютность человеческого знания, а нравственный смысл разумного начала в человеке вот что акцентируют писатели «Золотого века».

Дисгармония и диссонансы действительности, тоска по гармонии, по упорядоченности становятся важной психологической составляющей мировосприятия личности в эту эпоху. Как результат, происходит выработка ими собственного художественного мироощущения, особой концепции человека и определенного, исторически необходимого «типа человечности» (B.C. Библер). Строится образ «свободного и целесообразного мироустройства» как средство «волевого противостояния человека остро ощущаемой трагичности и конфликтности бытия». В этом противостоянии трагизму существования писатели вырабатывают свою художественную концепцию личности. Это с одной стороны "героическая личность" с другой "благовоспитанный человек", но при этом оба являются попытками ответа на драматический вызов действительности.

Отбор, упорядочивание, классифицирование образов, тем, мотивов, жанров, языка - все это также способ преодоления мировоззренческих и жизненных противоречий и диссонансов.

Мысль проходит путь от "эмпирики" испанского плутовского романа к философско-аллегорическому "Критикону" Б. Грасиана.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сергиевская, Галина Евгеньевна, 2006 год

1. Actas del 1.Seminario de histoia de la filosofía española- 1980

2. Actas del II Seminario de histoia de la filosofía española T.I, Salamanca 1982

3. Bell A. Baltasar Gracian. Oxford, 1921

4. Correa Calderón, Evaristo. Baltasar Gracian: su vida y su obra. Madrid, 1970, 1961

5. Coster Adolphe de Baltasar Gracian (1601-1658) Zaragoza 1974

6. Damaso Alonso La lengua poética de Gongora. Madrid, 1961. 228 pg.

7. Entrambasaguas J. de Estudios y ensayos sobre Góngora y el Barroco Madrid,: Editora nacional, 1975. 277 pg.

8. Héctor e Cioccini Góngora y la tradición de los emblemas. Bahia Blanca: "Cuadernos del sur", 1960. 71 pg.

9. Heger K. Baltasar Gracian Estilo lingüístico y doctrina de valores. Zaragoza 1982

10. O.Javier Herrero Gracian, victima de una decadencia. Revista de filosofía Abrilseptiembre Madrid №69-70 1959 pg. 331-3361. .Linan y Heredida N.Y.de Baltasar Gracian Madrid 1902

11. Luis Jimenes Moreno De Gracian a Shopengauer. Rasgos no racionalistas en pensadores españoles. P.81-105 Actas del II seminario de la filosofía Española. Tomo I "Acta Salmanticensia", 1982 N 143

12. Manuel Mindán Las cjrrientes filosóficas en la España del siglo XVIII "Revista de filosofía" № 71, Madrid, oct.-dic. 1959 pg. 471-488.

13. Menéndez y Pelayo, M. Ediciónacional de las obras completas de Menéndez y Pelayo. Madrid; 1974

14. Que vedo y Vallegas Gracian y Morales Zaragoza 1962

15. Romera-Navarro M. Estudios sobre Gracian Austin, 1950

16. Temas de literatura española Tomo I La Habana 86

17. Алтамира-и-Кревса Р.История Испании M.-51 (в 2-х т.)

18. Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Европы.—В кн.: Ренессанс, барокко, классицизм. М.: Наука, 1966.

19. Аристотель Сочинения в 4-х т. Москва: "Мысль" 1976

20. Багно Вс Миф об отвоеванном королевстве //Всуп.ст. JIone де Вега Великий князь Московский, или преследуемый император СПб.: фонд "Сервантес" 1999. с.5-30

21. Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах М.: «Наука», 1975

22. Балашов Н.И. На пути к неоткрытому до конца Кальдерону//Приложение к Кальдерон П. Драмы кн. 1. М.: «Наука» 1989

23. Бальмонт К.Д. «О ревности»// Вступ. ст. Кальдерон де ла Барка П. Врач своей чести 1912

24. Баткин J1.M. К спорам о логико-историческом определении индивидуальности// Одиссей. Человек в истории М.: «Наука» 1990 с.59-75.

25. Велик A.A., Резник Ю.М. Социокультурная антропология (Историко-теоретическое введение): Учебное пособие. — М.: Союз, 1998. 319 с.

26. Библер B.C. Образ простеца и идея личности в культуре средних веков. //Человек и культура, М., «Наука» 1990 с.81-125.

27. Бунина В.Г. К типологии позднеренессансной драмы («Кордовские командоры) Лопе де Беги) //Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1988 г с. 156-164.

28. Бунина В.Г. Трагическое в драматургии Лопе де Вега: (Исторические и новелистические трагедии, «драмы чести»): автореф. На соиск.уч.ст.к.фл.н. МГУ,: 1977

29. Бунина В.Г. Трагическое в драматургии Лопе де Вега: (Исторические и новелистические трагедии, «драмы чести») Автореф.на соиск. уч.ст. к.фл.н. МГУ, 1987

30. Вальверде К. Философская антропология. М.: «Христианская Россия», 2000.-c.411

31. Взаимовлияние форм культуры в духовной жизни общества Л.: Наука, 1986.-250 с.

32. Вольф Е.М. Языковая ситуация в Каталонии эпохи Возрождения //Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1985 с.27-42.

33. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: «Прогресс» , 1988.-c.704.

34. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики XVII век в мировом литературном развитии М. 1969

35. Гонгора-и-А. Л.де Лирика Худ.лит.77 г.

36. Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. (Сер. «Лит.пам.»)т- М.: «Наука», 1984.-632 с.

37. Гризингер Т. Иезуиты. Спб.: «Лань», 1999. -с.575

38. Гумбольдт В. Язык и философия культуры М.: «Прогресс», 1985 с.451

39. Гумбольдт, Вильгельм фон Избранные труды по языкознанию М.,: «Прогресс», 2000. с.396

40. Гуревич А.Я. Еще несколько замечаний к дискуссии о личности и индивидуальности в истории культуры // Одиссей. Человек в истории М.: «Наука» 1990 с.76-90.

41. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: «Искусство», 1984

42. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Гардарики», 2005. 280 с.

43. Державин К.Н. «Саламейский алькальд» Кальдерона//Вступ. ст. Кальдерон П. Саламейский алькальд. Л.-М.: «Искусство», 1939 с. 3-21

44. Дефурно М. Повседневная жизнь Испании Золотого века. М.: «Молодая гвардия» Палимпсест. 2004 с.314

45. Еремин С.И. Великий театр Педро Кальдерона. // Calderón de la Barca Tres dramas y una comedia Moscú, 1981- c. 5-27

46. Журавлев O.B. Ортега-и Гасет: размышления о гуманизме и о Дон Кихоте//Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1985 с. 190-199.

47. Журавлев О.В. Пути и перепутья. Очерки испанской философии XIX-XX вв. СПб.: СПбГУ.- 1992.49.3ернова Е.С. Языковая дифференциация литературных стилей в эпоху Сервантеса. //Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1985 с.131-137.

48. Испания, которую мы не знали М. 2000

49. Испанская классическая комедия Л.: «Лениздат», 1991. с.735

50. Испанская классическая эпиграмма. М.: «художественная литература», 1970. с. 293.

51. Испанская новелла Золотого века Л., Худ.лит., 89 с.780

52. Испанская поэзия. Поэзия испанского Возрождения М., 90 г.

53. Испанская эстетика: Ренессанс, барокко, Просвещение М., Искусство, 77-с. 695.

54. Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции Л-М 1934

55. Испанский плутовской роман М., Худ.лит., 2000 г.

56. Испанский театр (XVI XVII вв) М.: ТОО "Арт+N» 96 г.

57. Испанский театр. Lope de Vega, Tirso di Molina, Calderón de la Barca. M.-96 г

58. Испанский театр. M., Худ.лит., 69 г.

59. История всемирной литературы в 9-ти тт. т.4 М.: Наука, 1987

60. История всемирной литературы в 9-ти тт. т.4. - М.: Наука, 1987

61. История зарубежной литературы XVII века М.: «Высшая школа», 1987. -с.248

62. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1-2. СПб.: Петрополис, 2000-2001.

63. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

64. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура философия - искусство: (Диалог). М.: Знание, 1988.-е. 63

65. Кальдерон де ла Барка П. Драмы М., Наука 89 г.

66. Кальдерон и мировая культура Ibérica Л., Наука, 1986 г. с. 272

67. Кеведо-и-Вильегас Избранное Л., Худ.лит., 80 г.

68. Кнабе Г.С. Изменчивое соотношение двух постоянных характеристик человека// Одиссей. Человек в истории М.: «Наука» 1990 с. 10-12

69. Культура Возрождения и общество. М.: «Наука», 1986. -232 с.

70. Культура эпохи Возрождения и Реформации Л., «Наука». 1981-е. 267.

71. Культура, человек и картина мира. -М.: Наука, 1987. 349 с.

72. Культуральная антропология/Под ред. Емельянова Ю.Н.- СПб., Из-во СПбГУ, 1996. 170с.

73. Кучиньска А. И Голенищев-Кутузов И.Н. // Барокко История эстетической мысли в 6-ти тт. -Т.2. И.: Искусство, 1985. - с. 228-245.

74. Ламина К.В. Об истоках языковой вариативности у Сервантеса и других испанских писателей Золотого века //Сервантовские чтения, Л., «Наука»1985 — с.137-145.

75. Литература в контексте культуры (прод ред. С. И. Пискуновой) М., МГУ1986 г

76. Литература и искусство в системе культуры. М.: "Наука", 1988 с.502

77. Литература Испании в контексте культуры М., 86 г.

78. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство, 2000. - 704 с.

79. Луис де Гонгора-и-Арготе Лирика. М.Дуд.лит. 1977

80. Макогоненко Д.Г. Кальдерон в переводе Бальмонта:Тексты и сценические судьбы // Приложение к Кальдерон П Драмы кн.2. М.: «Наука» 1989

81. Марков Б.В. Человек и общество в процессе цивилизации Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. с. 102

82. Марков Б.В. Человек и общество. СПб., 2004.

83. Мастера искусства об искусстве М.-Л. 1937

84. Мед Н.Г. Метафора в языке Ф. Кеведо//Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1988 г- с.201-206

85. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения М.:

86. Михайлов А.В. .Надо учиться обратному переводу // Одиссей. Человек в истории М.: «Наука» 1990 с.56-58.

87. Морозов А. «Проблемы европейского барокко» (Вопр. лит., 1966, № 12).

88. Кальдерона и Расина Автореферат на соискание ученой степени к.фл.н. М.: МГУ им. Ломоносова, 1988 с.20 94.0рлова Э.С. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.:

89. Высшая школа, 1994. с. 280. 95.Очерки истории испано-русских литературных отношений XVI-XIX вв. Л.-64

90. Панченко Д.В. Личности свойственно некоторое благородство. // Одиссей. Человек в истории М.: «Наука» 1990 с. 18-20.

91. Пинский Л.Е. «Магистральный сюжет» М.: Советский писатель, 1989

92. Пинский Л.Е. Б. Грасиан и его произведение Критикон М.: «Наука», 1984. с.499 - 575

93. Пинский Л.Е. Реализм эпохи Возрождения М.-61

94. Пинский Л.Е. Ренессанс и барокко.—В кн.: Мастера искусства об искусстве. 1937 М.; Л.: Искусство. Т. 1

95. Пискунова С.И. ««Критикон» Б. Грасиана: на стыке эпоса и мениппеи» // Диалог. Карнавал. Хронотоп № 4 1996 г.

96. Пискунова С.И. «Дон Кихот Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII вв М.: 1998

97. Пискунова С.И. Золотой век испанской поэзии //Испанская Поэзия М.: «Худ.лит.»,1990 с.7-35.

98. Плавскин З.И. Золотой век испанской национальной драмы. //Испанская классическая комедия JL: «Лениздат», 1991

99. Плавскин З.И. Из каталонской поэзии. Л.» «Худ. лит.», 1984

100. Плавскин З.И. Испанская инквизиция. Палачи и жертвы СПб., 2000

101. Плавскин З.И. Испанская литература XVII-середины XIX века. М., Высшая школа -78 с. - 287

102. Плавскин З.И. История зарубежной литературы XVII века М.- 1987

103. Плавскин З.И. Литература Возрождения в Испании. СПб.: изд-во С.ПбГУ, 1994.-c.234

104. Плавскин З.И. Литература Испании XI-XV вв. М., 86

105. Плавскин З.И. Лопе де Вега Л.-М.: Искусство, 1960. 176 с.

106. Плавскин З.И. Лопе де Вега. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1735-1961. М.: изд-во Всесоюзной книжной палаты, 1962 с. - 35

107. Плавскин З.И. Лопе-де-Вега М.-Л., 60

108. Плавскин З.И. Некоторые особенности Возрождения в Испании и идеологическая борьба вокруг его оценки Л.: изд-во ЛГУ-51 с. 119.

109. Плавскин З.И. Некоторые особенности Возрождения в Испании Л.: 1951

110. Плавскин З.И. Проблемы национального своеобразия драмы Возрождения в Испании Л.-51

111. Плавскин З.И., Смирнов A.A. История зарубежной литературы Л.: ЛГУ, 1957

112. Платон. Сочинения в 4-х т. Москва: "Мысль" 1994

113. Попов A.A. Влияние устно-разговорной речи на формирование испанского литературного языка XVI-XVII вв. //Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1988 г с. 164-172.

114. Постовалова В.И. Язык как деятельность: опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. М.: «Наука», 1982. - 222 с.

115. Поэзия Испанского Возрождения М.: «Художественная литература», 1990. с.573

116. Рамон Менендес Пидаль Избранное М.: « Иностранная литература», 1961 г.

117. Рашковский Е.Б. Личность как облик и как самостоянье// Одиссей. Человек в истории М.: «Наука» 1990 с.13-14.

118. Россия и Испания. Документы и материалы. 1667 1917. - М., 1991. -Т. 1.

119. Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков М.: РИК «Культура», 1995 с.288

120. Силюнас В.Ю. Своеобразие жанров в драматургии Jlone де Вега // Автореф. дисс. канд. искусствоведения М.,1967. С.11

121. Символ в системе культуры / Ред. Ю.М. Лотмана. Тарту: Из-во Тарт. гос. ун-та - 1987. - с. 145

122. Слюсарева H.A. Теория Ф. Де Соссюра в свете современной лингвистики. М.: «Наука», 1975. с.112

123. Соколов Е.Г. Лекции по культурологии ч.1: СПб.: СПбГТУ. Лаборатория метафизических исследований, 1997 с.245

124. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М.: «Прогресс», 2000. -с.274

125. Соссюр Ф. Курс по общей лингвистике. М.: «Логос», 1998 с.235

126. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: «Прогресс», 1997. с.695

127. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х тт. М.: «Государственное издательство политической литературы», М.1957.

128. Степанова Г.В «Язык. Литература. Поэтика» М.: «Наука», 1988 с.382

129. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина М., «Республика», 1994 г.

130. Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М, 1993: Наука-С.520

131. Томашевский Н.Б. Театр Кальдерона// Вступ. ст. Кальдерон П. Пьесы М., «Искусство», 61 с.5-46.

132. Узин B.C. Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега. М.: «Высшая школа», 1963

133. Философия культуры Становление, развитие. СПб.: СпбГУ, 1995. 309 с.

134. Философия культуры: становление и развитие. СПб.: «Лань», 1998 -с.443

135. Фролова В.И. Тема любви в «Доротее» Лопе де Веги и «Селестине» Фернандо де Рохаса //Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1988 г

136. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: «Наука», 1988 с.540

137. Чурсин В.Д. Цензура в Испании и памфлеты Кеведо. В кн. Вопросы творческой истории литературного произведения, Л.: Художественная литература, 1964. с.25-50.

138. Школа диалога культур. Идеи. Опыт. Перспективы. / Под ред. Библера B.C. Кемерово, 1993. - 416 с.

139. Шор Ю.М. Очерки теории культуры. Л.: ЛГИТМИК, 1989. - с. 160

140. Штейн А.Л. История испанской литературы: Средние века и Возрождение М.: «Высш. Школа», 1976. с. 191

141. Штейн А.Л. Лекции по Испанской литературе эпохи Просвещения и романтизма М.: М-во высш. и сред. Спец. Образования СССР. Моск.гос. пед. Ин-т иностр. Яз. Им. М.Тореза, 75 г.- с. 121

142. Штейн А.Л. Литература испанского барокко М. 1: «Наука», 1988 - с. 177

143. Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы М.: Худ.лит.- 1988 с. 318.

144. Щепкина-Куперник Т.Л. Кальдерон и его комедия "Дама-невидимка"// Ветуп. ст. Кальдерон П. Дама-невидимка М.-Л., «Искусство», 1946 с. 516

145. Элиас Н. Придворное общество. М.: Языки славянской культуры, 2002. -с. 367

146. Якимович А.К. «Бодегонес» Веласкеса и проблема чести. //Сервантовские чтения, Л., «Наука» 1988 с.206-213.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.