Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике: период 1991 - настоящее время тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Мусайханов, Сайхан Султанович
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 116
Оглавление диссертации кандидат наук Мусайханов, Сайхан Султанович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Ислам в Чеченской Республике: традиционализм и
радикализм
1.1. Сущностные характеристики традиционного ислама в 11 Чеченской Республике
1.2. Исламский фундаментализм в Чеченской Республике: 29 причины появления и распространения
Глава II. Исламский фактор в военно-политических
процессах Чеченской Республики
2.1. Роль и значение исламского фактора в политической 53 обстановке Чеченской Республики Ичкерия (период 1991 -
гг.)
2.2. Чеченская Республика Ичкерия - «шариатское 73 государство»: теория и практика (период 1996 - 1999 гг.)
2.3. Основные принципы взаимоотношения ислама и 89 политики в современной Чеченской Республике
Заключение
Список использованных источников и литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне: конец XVIII - начало XXI вв.2007 год, кандидат исторических наук Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович
Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа: идейно-философская эволюция2007 год, кандидат философских наук Солтамурадов, Магомед Дикалович
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры2004 год, доктор философских наук Акаев, Вахит Хумидович
Ислам в современной Чечне: воздействие на социально-культурные и политические процессы2003 год, кандидат философских наук Димаева, Фатима Вахаевна
Исламский фактор в борьбе за независимость горцев Северного Кавказа: конец XVIII - середина XIX вв.2009 год, кандидат исторических наук Овсянников, Дмитрий Владиславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламский фактор в военно-политических процессах в Чеченской Республике: период 1991 - настоящее время»
Введение
Актуальность темы исследования. Ислам для России - вторая по численности конфессия, находящаяся в мирных отношениях с другими религиозными системами. В России 35 этносов считают себя традиционными мусульманскими народами.
Политическая активизация ислама связана с горбачевской перестройкой, когда со стороны власти заметно смягчился идеологический диктат, распадом Советского государства, основанной на социалистических ценностях, прямо отрицавших религию, считая её опиумом для народа. Ислам в Чечне, как социальный институт достаточно укоренен, имеет: свои сущностные характеристики, духовно-региональные особенности, механизмы влияния на верующих, возрожденческие тенденции, как культурную реакцию на процессы модернизации.
Исламский фактор1, начиная с 1991 года по настоящее время, имел и имеет различные формы воздействия на общественные и военно-политические процессы, происходившие в Чеченской Республике.
Модернизационные процессы в России, происходившие в период горбачевской перестройки, способствовали трансформации духовных и религиозных ценностей в этнических общностях. Отразились они и на состоянии ислама, который, начиная с конца 80-х годов XX столетия, претерпевает бурный подъем в России, в том числе на Северном Кавказе. Проявлялось это в реконструкции старых мечетей, строительстве новых, возникновении исламских школ и вузов, широком изучении религиозной догматики, издательстве литературы по исламу, расширении контактов мусульман с зарубежными собратьями по вере и центрами мусульманской культуры.
1 Исламский фактор выражается в создании исламских партий и движений, участии мусульманского духовенства, мусульманских групп, суфийских братств в общественно-политической жизни Чечни.
Исламское возрождение на Северном Кавказе сопровождалось возникновением религиозно-политических партий и движений, преследовавших радикальные цели вплоть до изменения политической системы, одновременно ими ставилась задача замены духовно-культурной идентичности российских мусульман путем насильственного внедрения радикалистских установок, ценностей. Не последнюю роль в этом играли международные исламские организации, находившие среди мусульман своих сторонников, получавшие от них финансовую подпитку.
На Северном Кавказе такие религиозно-политические организации, как Исламская партия возрождения, Исламский джамаат Дагестана, ваххабитские группы в Чечне и Ингушетии, входившие в состав басаевско-удуговского Конгресса народов Ичкерии и Дагестана, вынашивали проект «исламизации» всего Кавказа и даже предприняли попытку создания исламского государства в Дагестане, Чечне, Ингушетии. В политических планах религиозных радикалов стояла задача - создания «Кавказского халифата», который, по их замыслам, должен был объединить народы Северного и Южного Кавказа.
Но эти планы не были поддержаны представителями традиционного ислама, позиции которого были прочны в Дагестане, Чечне и Ингушетии.
Исламский ревайвализм в Чечне и Ингушетии - явление неоднозначное, противоречивое, ибо в нем сталкиваются местный религиозный традиционализм и религиозное «новаторство», часто сопряженное с радикализмом, экстремизмом. Наиболее выпукло это столкновение проявилось в конфликте, возникшем между последователями традиционного ислама и «ваххабизма» в Дагестане, Чечне и частично в Ингушетии. Сам факт появления, а затем активного распространения ваххабизма на Северном Кавказе, обусловлено главным
образом трудностями в социально-экономических преобразованиях, происходивших во всех регионах России, приведшие к резкому обнищанию людей, образованию духовно-идеологического вакуума, усилению коррупции в местных органах власти. Под «традиционным исламом» подразумеваем - ислам, который бытует на Северном Кавказе в течение нескольких веков, пройдя различные изменения в ходе взаимодействия с этнокультурными ареалами региона. На СевероВосточном Кавказе (Дагестане, Чечне и Ингушетии) он существует в форме суфизма, проявляющихся через три тариката: накшбандийа, кадирийа, шазалийа. В Дагестане распространены все три тариката, но в Чечне и Ингушетии - накшбандийа и кадирийа. Кроме того, мусульмане Северо-Восточного Кавказа являются суннитами, в основном придерживающихся шафиитского мазхаба (религиозно-правовая школа в исламе), хотя часть кумыков и полностью ногайцы придерживаются ханифитского мазхаба. Мусульмане Дагестана, Чечни и Ингушетии крепко привязаны к религии «дедов», исторически сложившимся религиозным традициям, поэтому какие-либо религиозные новшества здесь духовенством и верующими встречают открытое сопротивление. Ислам, который перешел к ним от своих предков, они считают традиционным. Уже два века, как этот ислам не подвергается каким-либо трансформациям, реформам.
Мусульмане Северо-Западного Кавказа (Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея) являются также суннитами, но при этом придерживаются ханифитского мазхаба. Здесь ислам более синкретичнее, чем на Северо-Восточном Кавказе, что связано с устойчивостью языческих верований, перемешанных с исламом в духовной культуре мусульман этого региона. Более того, ислам среди народов Северо-Западного Кавказа менее укоренен, чем среди мусульман Северо-Восточного Кавказа. Тем не менее, мусульмане данного региона
предпочитают придерживаться традиций отцов, чем новшества, вводимые так называемыми ваххабитами.
Духовные деятели и исламоведы на Северном Кавказе под ваххабизмом понимают религиозно-политическое течение, рассматривающее местный ислам, как засоренным народными верованиями, суфийскими ценностями, а потому подлежащим очищению. С точки зрения ваххабитов, через освобождение от заблуждений, нововведений местному исламу можно придать вид, который он имел во времена пророка Мухаммада и праведных халифов. То есть здесь проявляется салафитское требование, означающее возвращение к праведным предкам.
В условиях стагнации советской экономики, зарождения капиталистических отношений, различных форм мелкой частной собственности значительная часть молодежи в Дагестане, Чечне и Ингушетии, оказалась вытеснена на периферию социального бытия. Безработная молодежь, часто индифферентная, в поисках своего места в обществе втягивалась в ваххабитские (джамаатские) группы, что происходило не без финансовой и идеологической поддержки ряда зарубежных мусульманских организаций, перенесших центр своей «благотворительной» деятельности на мусульман Кавказа. Представители традиционного ислама теряли свои позиции, так как не могли дать духовные и культурные ориентиры для молодежи, испытывающей жизненные трудности и коллизии. С этими социально-политическими и идеологическими факторами связан временный успех исламского радикализма на Северном Кавказе, особенно в Дагестане и Чечне, во второй половине 90-х годов XX столетия.
Ваххабитские группы, возникшие в Дагестане и Чечне, с некоторыми оговорками, можно признать в качестве протестных религиозных организаций. Первоначально их деятельность имела
просветительский характер; критический заряд своей идеологии они нацеливали против местных коррупционеров и связанного с ними официального духовенства, что привлекало в их ряды недовольных властью верующих. Критические стрелы ваххабитов были нацелены против традиционного духовенства Северного Кавказа, которое обвинялось в невежестве, искажении ислама, тесной связи с коррумпированной властью.
В последующем дагестанские и чеченские религиозные «новаторы» при попустительстве местных органов власти, федерального центра предпринимают попытки установления теократической власти, осуществления далеко идущих политических целей, что явилось одной из причин очередной трагедии чеченского народа.
Степень научной разработанности проблемы. С 1991 года исследование традиционного ислама в Чечне осуществлено в работах В.Х. Акаева, JT.A. Аслаханова, JI.A. Баширова, В.Ю. Гадаева, Ш.А. Гапурова, A.A. Манкиева, Д.Д. Межидова, М.М. Керимова, A.B. Кудрявцева, С.Ц. Умарова, М.О. Цицкиевой, А.Д. Яндарова, С.-У. Яхиева и др. В них рассмотрены время, условия, причины его распространения, суфийская форма его проявления. В 1992 году коллектив ученых НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики издает сборник статей «Из истории ислама в Чечено-Ингушетии»1, в котором были отражены вопросы истории и теории ислама, роль ислама в освободительном движении горцев, о гносеологическом и нравственном аспектах суфизма на Северном Кавказе, религиозно-нравственных воззрениях шейха Кунта-Хаджи, роли ислама в культурно-историческом процессе2.
1 Из истории распространения ислама в Чечено-Ингушетии /ответ, ред. В.Х. Акаев /
НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.
См.: Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в
Чечено-Ингушетии// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных
наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Гадаев В.Ю., Гапуров Ш.А. Роль
ислама в освободительном, антифеодальном движении горцев Северного Кавказа под
7
В монографиях и диссертациях исследователей В.Х. Акаева,
A.О.Булатова, С.-У. Яхиева, М.М. Керимова, С.А. Семедова значительное внимание уделено рассмотрению различных аспектов традиционного ислама, существующего в Чечне в форме суфизма, его влиянию на социальные и культурные процессы, протекающие в чеченском социуме. Особое внимание следует уделить исследованиям
B.Х. Акаева, в основном осуществленными в постсоветский период и посвященным суфийскому исламу, представляющему исторически сложившуюся форму традиционного ислама1.
Исторический и философский анализ исламского фундаментализма и радикализма дан в работах A.A. Игнатенко, И.П. Добаева, К.И. Полякова, JI.P. Полонской, А. Сагадеева, С.А. Семедова, Ю. Тыссовский и др.
Причины появления и распространения ваххабизма как формы исламского фундаментализма в Чечне показано показаны в работах В.Х. Акаева, З.С. Арухова, И.П. Добаева, Д. Макарова, A.B. Малашенко, Д. Микульского, Э. Сиван, С.А.Семедова и др. В этих же работах также отмечена роль и значение исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия в 1991-1996 годах.
руководством Мансура в конце XVIII века/ Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Акаев В.Х., Хусаинов С.А. О гносеологических и нравственных аспектах суфизма// Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. -Грозный, 1992. ; Акаев В.Х. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева Кишиева // О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.; Аслаханов Л.А. Ислам и адат/ НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.
Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994; Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? - Махачкала, 1999; Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе.- Ростов-на-Дону, 2004; Акаев В.Х. Ислам в Чечне: традиции и современность,- Грозный, 2006
8
В работах В.Х. Акаева дан анализ практики строительства шариатского государства в Чеченской Республики Ичкерии в 1996-1998 годах, однако вопросы теории не получили должное освещение.
Отмечая положительные результаты, достигнутые исследователями в ходе рассмотрения специфики функционирования ислама в Чечне, диссертант считает, что резервы его научного изучения до сих пор не исчерпаны. Современные социально-политические и культурные процессы, происходящие в самой Чечне и вокруг нее, предполагают новое осмысление, выявление новых тенденций в развитии ислама. В связи с этим, важно изучение основных принципов взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.
Объектом исследования является исламский фактор, оказывающий влияние на военно-политические процессы, протекавшие в Чечне, начиная с 1991 года и завершая современным периодом.
Предмет исследования - особенности проявления традиционного и радикального ислама в ходе политических и военных действий в Чечне на современном этапе.
Цели и задачи диссертационной работы. Основная цель продиктована выборам объекта и предмета исследования и состоит в том, чтобы выявить сложный и противоречивый характер влияния традиционного и радикального ислама на политические и военные процессы, протекавшие в Чечне в 1991-2011 гг.
Для реализации этой цели автором поставлены следующие задачи:
- определение сущностных характеристик традиционного ислама в Чеченской Республике;
- выявление причин появления и распространения исламского фундаментализма;
установление роли и значения исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия (период 1991 — 1996 гг.);
- анализ теоретических основ и практики зарождения и функционирования Чеченской Республики Ичкерия, существовавшей в 1996 - 1999 годах.
- раскрыть основные принципы взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.
Теоретико-методологической основой исследования являются методологические принципы религиоведения: объективность, историзм, культурологический, толерантности, дуальности. В исследовании применяются как общефилософские, так и общенаучные и специальные методы изучения такого сложного многоаспектного феномена, каким является ислам, и который в силу различных политических процессов, протекающих в обществе, используется как политический инструмент мобилизации масс для решения политических задач.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:
- впервые предпринята попытка определить и систематизировать сущностные характеристики ислама в Чеченской Республике;
- рассмотрены и классифицированы основные причины проявления и распространения исламского фундаментализма в Чечне;
- установлена роль и значение исламского фактора в политической обстановке Чеченской Республики Ичкерия в 1991 - 1996 годы;
- проанализирован процесс зарождения и функционирования «шариатского государства» - Чеченской Республики Ичкерия, фактически существовавшего в 1996 - 1999 годах;
- определены основные принципы взаимоотношения ислама и политики в современной Чеченской Республике.
Глава I. Ислам в Чеченской Республике: традиционализм и радикализм
1.1. Сущностные характеристики традиционного ислама в Чеченской Республике
Исследуя процесс оживления (возрождения) ислама в постсоветской России и характеризуя различные исламские течения и учения, появившиеся на Северном Кавказе, в публицистической и научной литературе стали широко использовать такие понятия, как «традиционный ислам» и как его антипод, нетрадиционный ислам, под которым подразумеваются разные течения, учения - «чистый» ислам, «истинный» ислам, «исламский фундаментализм», «ваххабизм», салафийя, «исламизм», «политический ислам», «радикальный ислам» и т.д. Первый рассматривается однозначно как «мирный», толератный, лояльный к существующему режиму, а «нетрадиционный» - как экстремистский.
При всем многообразии форм проявлений ислама он един в своей догматической основе, внутренне.
В данном параграфе нами анализируется так называемый традиционный ислам, который исторически утвердился среди чеченцев и стал их мировоззрением и образом жизни. Этот ислам сыграл неоднозначную, двойственную роль в военно-политических процессах в Чеченской Республике, начиная с 1991 года и кончая так называемой второй чеченской войны. С одной стороны, он консолидировал чеченское общество в борьбе с внешней угрозой, а с другой - в решении социально-экономических и политических вопросов он не смог объединить последователей разных тарикатов и вирдов. Различия между тарикатами накшбандийя и кадирия, не имеющих принципиального догматического характера, приобрели конфликтный характер при решении социально-политических проблем.
Отмечая роль суфизма как религиозно-мистического течения в исламе, следует отметить, что он в арабо-мусульманских странах часто приобретал политическую направленность, суфии, представители разных тарикатов, активно боролись и борются за политическую власть, возглавляли освободительное движение, например, против колонизаторов. В период Кавказской войны ярко выявились два течения: мистико-аскетическое и политическое, а именно тарикатские суфии (мюриды) и наибские. Первые активно участвовали в военных действиях, вторые, следуя своему учению, занимались религиозной практикой, избегая участия в военных действиях. Так, в период двух «чеченских» войн, одни вирды поддерживали газават, другие выступали против военных действий. История повторилась.
Сущностные характеристики традиционного ислама в Чечне определяются историей его распространения и утверждения, степенью освоения народом его основополагающих принципов, а также особенностями, которые ислам приобрел в ходе адаптации к социально-политическому устройству чеченцев, к их этнокультурным традициям. Другими словами, для понимания роли и место «традиционного ислама» в военно-политических процессах Чеченской Республики Ичкерия следует сделать экскурс в прошлое, исследовать процесс распространения и утверждения «традиционного ислама» среди чеченцев.
Как отмечает российский исламовед A.B. Малашенко, формирование «традиционалистского ислама связано с локальными этнокультурными особенностями...Он является «охранителем» местной культурной идентичности. Именно с традиционалистским, а не богословским исламом ассоциируется неразделимость этнического и
конфессионального начал».1 С последним утверждением автора трудно согласиться. Так называемому автором «богословскому исламу» не удалось до конца вытеснить этничность из сознания и поведения мусульман. Те же арабы, несмотря на призыв ислама разорвать родоплеменные отношения, дорожат своим происхождением и чтят своих родовых и племенных предков. Синкретизм - неотъемлемая часть всех мировых религий. И ислам в Чечне имеет синкретический характер, в нем тесно переплетены религиозные и национальные традиции.
Говоря о «традиционном исламе» в Чечне, мы имеем в виду теорию и практику суфизма, его тесную связь с родоплеменными отношениями чеченцев. Почитание памяти предков для чеченцев также свято, как и почитание основателей вирдов, которые нередко являлись лидерами тайпов.
Ислам в Чечне утвердился в форме суфизма - тарикатов накшбандийа и кадирийа. Между этими тарикатами нет принципиальных различий в догматическом отношении, но имеются различия в ритуально-обрядовой форме, которые приобретают конфликтный характер в условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в регионах, где они распространены. Аналогичная ситуация сложилась в Чечне, начиная с 1991 года.
Чтобы понять специфические особенности форм проявления ислама среди вайнахов и, в частности, среди чеченцев в настоящее время, необходимо кратко обрисовать историю его появления и распространения, поскольку ислам в форме суфизма в Чечне имеет ряд особенностей, которые недостаточно ясно отражены в исследованиях отечественных исламоведов.
1 Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. - М.: «Гендальф» 2001 -С.64.
До сих пор нет однозначного ответа о времени распространения ислама в Чечне. По этому вопросу отсутствуют письменные источники, архивные документы, свидетельства очевидцев.
Распространено мнение, что чеченцы до XVIII-XIX веков не знали ислам. Однако, еще в 1963 году А.И. Шамилев высказывал предположение, что «ислам к чеченцам проник гораздо раньше, чем обычно предполагает литературная традиция и установившееся в науке мнение У. Лаудаева, А.П. Берже, Б. Далгата, Г.Ф. Чурсина и многих других авторов-исследователей». По его мнению, версия о «позднем появлении мусульманских верований у чеченцев не подтверждается историческими фактами»1.
Версия о более позднем принятии ислама вайнахами опровергается и фактами материальной культуры. В прошлом веке эту же мысль высказывал и А.П. Берже, считающий, что «ислам водворился между чеченцами не далее начала прошлого столетия (то есть XVIII века -C.M.)»Z. По
этому поводу А.И. Шамилев пишет, что «путешественники XVIII века могли видеть на территории нынешних Урус-Мартановского и Ачхой-Мартановского районов «отделанные по-магометански надмогильные памятники». Тут же находились и шесты с флагами, наподобие газаватских знаков-шахидов»3. Приведенные элементы материальной культуры мусульманского вероисповедания позволяют признать, что ислам на территории значительной части Чечни уже до ХУШ века утвердился прочно.
Чеченский религиовед В.Ю. Гадаев, отмечая мирный путь распространении ислама среди вайнахов, отмечает, что «с XVI века в
1 Шамилев А.И. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. - Т.З.- Вып. 1. Статьи и материалы по истории народов Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1963. - С. 97.
2 Берже А.П. Чечня и чеченцы. - Грозный, 1991. - С. 67.
Шамилев А.И. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Т. III. Вып 1 - Грозный 1963.-С. 105.
Чечню стали активно проникать миссионеры из Дагестана, где ислам стал господствующей формой идеологии»1. По его мнению, ислам в Чечне распространялся дагестанскими феодалами, преследовавшими цель подчинения чеченцев своему политическому и экономическому влиянию.
Описывая проникновение ислама в горную часть Чечни и Ингушетии, М.Б. Мужухоев полагает, что XVII век «далеко не является временем основательного внедрения здесь нового религиозного учения». Основываясь на данных археологических раскопок, он фиксирует разновременность принятия ислама чеченцами и ингушами, обусловленная разного рода социокультурными предпосылками. По его утверждению, «полевые источники позволяют заключить, что мусульманская религия в XIX веке в горных районах Чечни уже пустила глубокие корни, тогда как в Ингушетии она только распространялась»2. Однако еще в конце ХУШ века жители селения Ангушт (по этому топониму и возникло русское название народа ингушей - С.М.), по сведениям грузинского географа Вахушти Багратиони, являются мусульманами суннитами.
Описывая религиозные верования ингушей в начале XIX века, Семен Броневский отмечал, что «в древнейшие времена ингуши, равно как и все кметы, были христианами и находились в подданстве грузинских царей. Отпавши от христианства, они обращались к древнему своему богопочитанию; потом опять возникло христианство на короткое время, и, наконец, приняли ингуши магометанский закон, но при том держатся все еще совокупно языческих и христианских обрядов»3. Многие ингуши под воздействием Грузии, по-видимому, были
х Гадаев В.Ю. За частоколом мюридских проповедей. - Грозный, 1980.
Мужухоев М.Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам // Археологические памятники Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1979. - С.40
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М 1823.-С. 161.
христианизированы, но затем, в силу ослабления ее политического и культурного влияния, вернулись к архаичным верованиям.
На Северо-Восточном Кавказе (Дагестане, Чечне, Ингушетии) ислам распространен в форме суфизма. Если в Дагестане суфизм представлен тарикатами накшбандийа, кадирийа и шазилийа, то в Чечне и Ингушетии он представлен тарикатами накшбандийа и кадирийа. Преобладающее большинство мусульман Дагестана, Чечни, Ингушетии, равно как и мусульмане других регионов Северного Кавказа, относятся к суннитскому направлению в исламе. Суннитский ислам на Северном Кавказе основан на шафиитском и ханифитском мазхабах. Шафиитский мазхаб распространен главным образом в Дагестане, Чечне и Ингушетии, а ханифитский - среди кумыков, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, адыгейцев, черкесов, ногайцев.
Сущностные характеристики традиционного ислама в Чечне - это характеристика тарикатов накшбандийа и кадирийа, раскрытие их идейной взаимосвязи, ритуальных различий. Между ними нет принципиальных различий в догматическом, религиозно-философском отношении, поскольку они опираются на базовые принципы ислама: единобожие, пророческую миссию, ссудный день, загробную жизнь. Они имеют различные подходы к избранию пути (тариката) ведущего к Богу. По этому поводу ими разработаны различные ритуально-обрядовые формы: тихий зикр и громкий зикр. На почве обрядовых различий между вирдовыми братствами возникают споры на предмет, какой путь является угодным Богу. В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки некоторые вирдовые братства Чеченской Республики часто оказываются по разные стороны баррикад.
Основателем накшбандийского тариката является Баха уд-Дин Накшбанд из Самараканда. Основными компонентами этого учения являются - аскетизм, мистицизм, социальная пассивность, духовное и
нравственное самосовершенствование. Однако в ходе исторического развития последователи этого учения отходят от его первоначальной духовной основы, заложенной его основателем. В Средней Азии (XV в.), Индии (XVIII в.), на Кавказе (XIX в.) накшбандийа превращается в идеологию национально-освободительного движения, в антиколониальную идеологию. Тарикат накшбандийа, являющийся одним из двенадцати так называемых материнских тарикатов суфизма, связан с именем Баха уд-Дин Накшбанди, который родился в 1318 году в селении Касри-Хиндуван («Индийская крепость») вблизи Бухары в семье ремесленника-чеканщика и ткача. Накшбанд - прозвище, которое означает чеканщик1.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: причины возникновения, сущность и особенности функционирования2012 год, кандидат философских наук Мирзаев, Султан Бетерович
Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России2009 год, доктор философских наук Баширов, Лёма Ахмадович
Ислам в контексте современных этнополитических процессов в Дагестане и Чечне1999 год, кандидат философских наук Залимханов, Зайнутдин Магомедович
Суфизм на Северном Кавказе: История и современность1996 год, кандидат философских наук Яхиев, Сайд-Усман Германович
Исламский фундаментализм на Юге России: Политологический анализ2004 год, кандидат политических наук Бережной, Сергей Евгеньевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мусайханов, Сайхан Султанович, 2012 год
Список использованных источников и литературы
1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. -М.: Мысль, 2002. - 317 с.
2. Абдуллаев М.А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. -М., 2001.-С. 138- 170.
3. Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословная. - Махачкала, 2001. - 296 с.
4. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. - Махачкала, 2000. - 248 с.
5. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. - Махачкала, 1993.
6. Абдулла Абдулгани. Мусульмане в условиях гласности, перестройки и нового мышления // На пути к свободе совести / Сост. и общ. Ред Фурмана Д.Е. и о. Марка (Смирнова). - М.: Прогресс, 1989. - С. 402414.
7. Абу Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере. - М., 1980. - 376 с.
8. Авиценна (Абу Али ибн Сина). Книга знания: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
9. Авксентьев A.B. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984. -288 с.
Ю.Авторханов А. Империя Кремля (журнальный вариант). - Минск-Москва, 1991.- 112 с.
11. Авторханов А. Мемуары. - Frankfurt/Main. Посев, 1983. - 768 с.
12.Агаев А. Г. Философия совести. - Махачкала, 1995. - 336 с.
13.Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Махачкала: Агенство «Кавказ». Редакция аналитической информации, 1999
14.Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи - великомученик // Газета «Голос Чечено-Ингушетии». - 1991.-26 марта.
15.Акаев В.Х. Зикризм и зикристы // Газета «Республика». - 1992. - 18 января.
16.Акаев В.Х., Хусаинов С.А. О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии. Отв. ред.
B.Х. Акаев. - Грозный, 1992. - С. 35-44.
17.Акаев В.Х. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева // Там же. - С. 45-52.
18.Акаев В.Х., Аслаханов Л.А. Ислам в культурно-историческом процессе // Там же. - С. 107-118.
19.Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994. -128 с.
20.Акаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи // Наш Дагестан. - 1995. - № 174-175. -
C. 3-17.
21.Акаев В.Х. Нравственно-религиозное учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. - 1995. - № 3.
22.Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне (традиции и современность). - Грозный, 2006. - 76 с.
23.Акаев В.Х., Магомадов С.С. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. - 1996. - № 3.
24.Акаев В.Х. Кавказская война: старые концепции и новые подходы // Кавказская война: Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов Международной научной конференции / Ин-т истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Ин-т российской истории. -Махачкала, 1998.-С. 17-22.
25.Акаев В. Чечня. Суфийские братства и ваххабиты // Азия и Африка сегодня. - 1998. - № 6.
26. Акаев В.Х. Религиозно-политический конфликт в Чеченской Республике Ичкерия // Центральная Азия и Кавказ. Лулео (Швеция). -
1999.-4(5).
27.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» / Интитут этнологии и антропологии РАН. Документ. № 127. - М., 1999. - 32 с.
28.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? / Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - Махачкала, 1999. - 46 с.
29.Акаев В.Х. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность // Центральная Азия и Кавказ. Лулео (Швеция). -
2000. -№3.
30.Акаев В.Х. Место суфизма в исламе // Россия и мусульманский мир. Бюллетень реферативно-аналитической информации ИВ РАН. № 9. -М., 2000.
31. Акаев В.Х. «Северокавказский ваххабизм» - разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа. - 2000. - № 3. - С. 40-48.
32.Акаев В.Х. Муфтий Кадыров: личность, религиозный деятель, политик // Центральная Азия и Кавказ. Лулео (Швеция). - 2000. - № 5 (10).
33.Акаев В. Ислам и политика на примере Чечни // Чечня от конфликта к стабильности (проблемы реконструкции). - М., 2001. - С. 126-147.
34.Акаев В.Х. Исламский ревивализм на Северном Кавказе накануне и после распада СССР как фактор трансформации местного общества // Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. - Ростов н/Д, 2001.-С. 108-121.
35.Акаев В.Х. Традиционный ислам и ваххабизм (к религиозно-политичесой ситуации в Чечне) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2001. -№2.
36.Акаев В.Х. Чеченское общество в поисках геополитической и социокультурной идентичности // Современные проблемы геополитики Кавказа / Южнороссийское обозрение. Вып. 5. Отв. ред. В.В. Черноус. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. - С. 123-132.
37.Акаев В.Х. Дени Арсанов (шейх, патриот, дипломат) // Вайнах. - 2003.
- № 1. - С. 39-45.
38.Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе.
- Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
39.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе / «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института этнологии и антропологии РАН. Документ № 127. - М., 1999.
40.Акаев В.Х. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева //О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.
41.Акаев В.Х., Хусаинов С.А. О гносеологических и нравственных аспектах суфизма // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.
42. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу Бакр ал-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хака ик» (XI -XII вв.). - М.: Вост. л-ра., 2003.
43.Аслаханов JI.A. Ислам и адат // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. -Грозный, 1992.
44.Аслаханов JI.A. Ислам в культурно-историческом процессе // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. - Грозный, 1992.
45.Баширов JI.A. Религиозно-политический экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России // Мир и согласие. - М., 2005. № 1(22).
46.Баширов JI.A., Трофимчук H.A. Ислам и этнополитические конфликты в современной России // Религия и культура. - М., 2000. - С. 108.
47.Белокуров С.А. Сношения России с Кавказом. - М., 1889.
48.Бережной Исламский фундаментализм на Юге России. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004. - 156 с.
49.Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге России. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003.
50.Берже А.П. Чечня и чеченцы. - Грозный, 1991.
51.Безугольный А.Ю. Народы Кавказа и Красная Армия. 1918-1945 гг -М.: Вече, 2007.-512 с.
52.Бибикова О.П. «Ваххабизм» в СНГ // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). - М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001
53. Броневский Семен. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. - М., 1823.
54. Бобровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие: Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана. - М.: Восточная литература, 2002. - 368 с.
55. Булатов А.О. Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: история и трансформации. - М.: Восточная литература, 2002.
56.Васильев А. Исламский экстремизм как выражение кризиса мусульманской цивилизации // Азия и Африка сегодня. - 2003. - № 5 (550).
57.Гадаев В.Ю. За частоколом мюридских проповедей. - Грозный, 1980.
58.Гадаев В.Ю., Гапуров Ш.А. Роль ислама в освободительном, антифеодальном движении горцев Северного Кавказа под руководством Мансура в конце XVIII века / Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. -Грозный, 1992.
59.Гайнутдин Равиль, муфтий. Ислам в современной России. - М. ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
60.Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма Алгузиани. - Тбилиси, 1897.
61.Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону: Изд-во СНКЦ ВШ, 2002. - 120 с.
62.Драсханакертци Йованес. История Армении. - Ереван, 1986. - С. 317.
63.Емельянова Надежда. Мусульмане Кабарды. - М., 1999.
64.Игнатенко A.A. Ислам и политика: Сб.статей - М.: Институт религии и политики, 2004. - 256 с.
65.Ипполитов А.П. Учение «Зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск 2. -Тифлис, 1869.
66.Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко и М. Б. Олкотт; Моск. Центр Карнеги. - М., 2001.
67.Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. -М., 1998.
68.Ислам: традиции и новации. Отв. ред. А. В. Малашенко, А. В. Кудрявцев. -М.: Наука, 1991.
69.Ислам: Энциклопедический словарь. - М., 1991.
70.Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. - М.:ОГИ, 2004. - 224 с.
71.Кадыров A.A. Российско-чеченский конфликт: генезис, сущность, пути решения. Дисс.- я канд. полит, наук. - М., 2003. - 146 с.
72.Кадыров Ахмад. Мой выбор (записки чеченского лидера). Книга первая. Б.м., г.и. - 30 с.
73.Кадыров Ахмат. Выбор пути. Книга первая. - Б.м., б.г.и. - 189 с.
74.Казанский К. Мистицизм в исламе. - Самарканд, 1906. - 240 с.
75.Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. - Махачкала, 1990.
76.Каймаразов Г.Ш. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001. - С. 116-129.
77.Кандур Мухадин. Мюридизм. - Нальчик, 1996. - 308 с.
78.Канцелярия начальника Терской области. Центральный государственный архив Северной Осетии-Алании. Ф.12. 0.6. Д. 1246.
79.Касымжанов А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. - М., 1982. - 198 с.
80.Касымова З.И. Истоки, социальная сущность и причины рапространения суфизма // Из истории суфизма: источники и социальная практика / АН Республики Узбекистан. - Ташкент, 1991.
81.Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М., 1999.
82.Керимов М.М. Ислам в системе национальной культуры вайнахов. Авт. дисс. канд. филос. наук. - Махачкала, 1999. - 25 с.
83.Кимилев Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. - М.: Изд-й Дом «Note Bene», 1998. - 424 с.
84.Классический ислам: традиционные науки и философия. Сборник обзоров. Отв. ред. и состав. A.B. Сагадеев / ИНИОН- М., 1988. - 131 с.
85.Кныш А.Д. Суфизм // Ислам: Историографические очерки. - М., 1991.
86.Кобищанов Ю.М. Мусульмане России, коренные российские мусульмане и русские мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. - М., 2002.
87.Коровников A.B. Исламский экстремизм в арабских странах. - М.: Наука, 1990. - 167 с.
88.Крымский А.Е. История мусульманства. - М., 2003. - 464 с.
89.Кудрявцев A.B. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - 3 (9).
90.Кудрявцев A.B. Исламофобия в постсоветской России // Ислам в СНГ. -М., 1998.
91.Кудрявцев A.B. Ислам и государство в Чеченской Республике // Восток. - 1994. - № 3. - С. 64-71.
92.Кутб Саййид. Будущее принадлежит исламу. Эта религия. Вехи на пути Аллаха. - Махачкала: Изд. «БАДР», 1997. - 360 с.
93.Кушева E.H., Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов // Советская этнография. - 1978. - №6.
94.Ланда Р.Г. Ислам в истории России. - М., 1995. - 312 с.
95.Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. - 1993. -№ 1.
96.Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. У1. - Тифлис, 1872. - С. 1-62.
97.Левин З.И. Ислам в арабских странах: неотрадицонализм и возрожденчество (вторая половина XX в.) // Зарубежный Восток: религиозные традиции и современность. - М., 1983.
98.Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика // Ислам и исламизм. - М., 1999.
99.Левшуков P.A. Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской Республике // Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов-на-Дону, 2001.
100. Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть? - М., 2005. - 240 с.
101. Малашенко A.B. Ислам и политика в современной России // Мусульмане изменяющейся Росиии. - М.: «Российская политическая энциоклопедия» (РОССПЭН), 2002.
102. Малашенко А., Тренин Д. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России / Моск. Центр Карнеги. - М., 2002.
103. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Мок. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2001.
104. Малашенко A.B. Ислам для России. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. - 192 с.
105. Малашенко A.B. Рамзан Кадыров: российский политик кавказской национальности. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2009. -150 с.
106. Массэ А. Ислам. Очерк истории. - М., 1963.
107. Милославский Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран (к эволюции возрожденческого течения в ислама) // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). - М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001.
108. Модестов С. А. Геополитика ислама. - М., 2003.
109. Мужухоев М. Б. Проникновение ислама к чеченцам и ингушам // Археологические памятники Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1979.
110. Мустафинов М. М. Современные течения зикризма и их ритуальные обряды // Социология, атеизм, религия / Известия ЧИ НИИИЯЛ. Вып 1. -Грозный, 1976.
111. Мустафинов М. М. Зикризм и его социальная сущность. - Грозный
112. Мчедлов М.П. и др. Религиозный фактор в социально-политической жизни России // Обновление России: трудный поиск решений. - М., 1994, Вып. № 2.
113. Мчедлов М. П., Кудряшова М. С. Амбивалентный характер религиозно-этнического симбиоза//Вера. Этнос. Нация. - М., 2007.
114. Мчедлов М.П. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы // Свободная мысль. - М., 1993. №5.
115. Мчедлова М.М. Религия и политические императивы: социокультурные реалии современности. Монография. - М.: РУДН, 2011.-230 с.
116. Ошаев X. Мюридизм в Чечне // Революция и горец. - Ростов-на-Дону, 1929. -№3-5.
117. Ошаев X. Мюридизм в Чечне // Революция и горец. - Ростов-на-Дону, 1930. -№9-10.
118. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. - М., 2000.
119. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. - М.: Вост. лит., 2004.
120. Рамазанов X. X., Рамазанов А. X. Мухаммад Ярагский - идейный вождь освободительной борьбы народов Кавказа. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996.
121. Религия и идентичность в России. - М., 2003.
122. Религиозный экстремизм в современном мире: учебное пособие/ Булатов А.О., Васильева О.Ю..., Семедов С.А. / составитель -Семедов С.А. - М.: Издательство РАГС, 2011.
123. Религиозные традиции мира. В двух томах. Том 2. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.-640 с.
124. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Писманика. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 591 с.
125. Россия и Кавказ: история и совремнность. Материалы научной конференции, 11-12 ноября 2004 г. / Сост. В.Д. Дзидзоев. -Владикавказ: ИПП им. В.А. Гассиева, 2005. - 324 с.
126. Родионов М.А. Ислам классический. - СПб., 2003. - 224 с.
127. Роузентал Франц. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. - М., 1978. - 372 с.
128. Рощин М.Ю. След исламского фундаментализма на Северном Кавказе // Фундаментализм. - М.: Институт востоковедения РАН, 2003.
129. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. Ф. 2. О. 1. Д. 17.
130. Руновский А. Мюридизм и газават по объяснению Шамиля. -Махачкала, 1996. - 96 с.
131. Руновский А. Записки о Шамиле. - М., 1989.
132. Руновский А. Мюридизм и газават в Дагестане по объяснению Шамиля // Русский вестник. № 11-12. - М., 1862.
133. Саватеев А.Д. Мусульмане Чечни между адатом, шариатом и исламским революционизмом // Мусульмане изменяющейся России. -М., 2002. - С. 284-307.
134. Сагадеев А. Исламский фундаментализм: что же это такое? // Азия и Африка сегодня. - № 6. - 1994. - С. 3.
135. Семедов С.А. Ислам в политике: идеология и практика. - М.: Экон-Информ, 2009.
136. Семедов С.А. Религиозный фактор в политических процессах на Северном Кавказе (конец XX - начало XXI в.) // Обозреватель-Observer. 2007.
137. Семедов С.А. Исламистские движения в России // Социология власти. 2009. № 6.
138. Семедов С.А. Исламистский радикализм в современном мире: сущность и причины возникновения // Социология власти. 2009. № 7.
139. Семедов С.А. Причины радикализации российского ислама // Власть. 2009. № 9.
140. Ханбабаев K.M. Этапы распространения ваххабизма в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма. - Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2001.
141. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Вып. 2. - М., 1979.
142. Шамилев А.И. Пути проникновения ислама к чеченцам и ингушам // Известия Чечено-Ингушского научно-исследовательского института. Т.З. Вып. 1. Статьи и материалы по истории народов Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1963.
143. Шеллинг Е. Культ тушоли у ингушей // Известия Ингушского научно-исследовательского института краеведения. Вып. IV. -Орджоникидзе-Грозный, 1935
144. Яндаров А.Д. О времени, условиях и причинах распространения ислама в Чечено-Ингушетии // Из истории ислама в Чечено-Ингушетии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. -Грозный, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.