Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне: конец XVIII - начало XXI вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат исторических наук Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович

  • Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 196
Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович. Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне: конец XVIII - начало XXI вв.: дис. кандидат исторических наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Москва. 2007. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович

Введение.1

Глава I. Феномен социального и духовного развития чеченского народа и особенности его исламизации

§ 1. Исторические условия формирования у чеченцев политеизма и синкретизма.12

§ 2. Внешние и внутренние причины распространения ислама среди вайнахов (чеченцев и ингушей).30

Глава П. Ислам в Чечне в конце XVIII - первой половине XIX вв.

§ 1. Деятельность шейха Мансура по укоренению ислама в Чечне в форме суфизма накшбандийского тариката.53

§ 2. История мюридизма в Чечне.78

§ 3. История распространения в Чечне тариката кадарийа в интерпретации шейха Кунта -Хаджи.92

Глава III. Ислам в Чечено-Ингушской АССР и постсоветской Чечне.

§ 1. Ислам в советской Чечено - Ингушетии.115

§ 2. Особенности активизации исламского фактора в постсоветской Чеченской Республике.148

§ 3. Причины распространения ваххабизма в Чеченской

Республике.157

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в Чечне: конец XVIII - начало XXI вв.»

Актуальность исследования. Для современной России актуально все, что связано с Чечней и исламом. Военно-политический конфликт в Чеченской республике, начавшийся в декабре 1994 года и только сейчас, спустя двенадцать с лишним лет, обещающий завершиться миром и созиданием, связан с огромными потерями для страны и общества. В этих событиях активную роль играл ислам. За последние годы немало написано о событиях, происходивших в самой республике и вокруг нее, в том числе о чеченском сепаратизме и терроризме, об исламском фундаментализме, исламизме и ваххабизме и их роли в военно-политическом конфликте. Военно-политический конфликт на Северном Кавказе изменил российское общество, негативно отозвался во всех сферах социально-политической и социально-психологической жизни россиян. «Чеченские войны привели к тому, - отмечает А.Малашенко, - что в массовом сознании Северный Кавказ стал дальше от нас и стал ближе к миру ислама».1

Все это требует постоянного аналитического внимания к процессам, происходящим в духовной, религиозно-политической жизни чеченского общества. До настоящего времени не проведены объективные, свободные от идейно-политической ангажированности научные исследования сложных проблем, связанных с Чечней и в, частности, исламом.

Проникновение, распространение и укоренение ислама в Чечне было следствием внешнего влияния и внутренних духовных и социально-политических потребностей чеченского общества. Поэтому очень важно понимание внешнеполитической обстановки на Кавказе в XVIII -XIX

1 Малашенко Алексей. Каким нам видится ислам// Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Москва-Уфа, 2006.С. 3. веках, в частности, той острой борьбы за свои геополитические интересы, которую вели Россия, Иран, Турция, Англия и Франция, добиваясь приоритетного влияния в этом стратегически и экономически важном регионе мира.

Ряд исследований, проведенных по обозначенной нами теме, к сожалению, не в полной мере отвечает на важный вопрос: что собой представляет ислам в современной Чечне, какую роль он сыграл в военно-политических действиях, проходивших на территории республики, в жизни чеченского народа. Очень важно также ответить на вопрос, почему оказалась востребованной в этих событиях идеология мюридизма, которая однажды (в период Кавказской войны), уже выступила знаменем национально-освободительной борьбы; как процесс распространения и укоренения ислама и его роль в жизни чеченского общества в прошлом и настоящем связаны с национальным менталитетом чеченцев.

Ответы на эти вопросы крайне важны для дальнейшего выстраивания политики федеральной власти в Чеченской республике и в целом на Северном Кавказе - политики, способной гармонизировать взаимоотношения между федеральным центром и субъектами федерации (традиционно мусульманскими национальными республиками), между народами России, между представителями различных религий, в частности между мусульманами и православными.

Актуальность темы диссертационного исследования имеет и международный аспект - взаимоотношения России со странами исламского мира. Глубокое понимание процессов, происходящих в религиозно- политической, духовной жизни чеченского общества важно для восстановления здесь мирной и созидательной жизни, что, безусловно, послужит улучшению международного имиджи Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. В исторической литературе о вайнахах (чеченцах и ингушах) превалирует описательно-исторический, этнографический и военно-исторический аспекты. Вопросам религиозных воззрений вайнахов, в особенности исламу, царские и советские историки не уделяли должного внимания, зачастую ставя знак равенства между религиозным (воинственным) фанатизмом и исламом.

Этим объясняется интеллектуальное затухание мусульманской богословской мысли на Северном Кавказе и сведение научного исламского религиоведения к примитивной антиисламской критике в рамках государственной программы тотальной атеизации населения, атеистической пропаганды.

Теоретической и методологической основой для изучения, избранной автором темы, послужили труды отечественных и зарубежных исламоведов таких, как И.Ю. Крачковский, В.В. Бартольд, Н.А.Смирнов; А.Э.Шмидт, И. Гольдциер, Г.Э. фон Грюнебаум, А.Массэ, А.Мец, У.М. Уотт и др.1

Наиболее полно в российском исламоведении освящены вопросы, касающиеся общественно- политических аспектов современного ислама и, в частности, ислама на Северном Кавказе. Интерес в этом плане представляют работы таких авторов, как Р.Г.Абдулатипов, В.Х. Акаев, А.В.Авксентьев, Л.А.Баширов, А.А.Игнатенко, А.В. Малашенко, А.А. Нуруллаев, Г.С. Саидбаев, А.И.Шамилев^А.ДЛи др.2

1 См.:Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М., 19555; Шмидт А.Э.Очерки истории ислама как религии II Мир ислама. Т.1.СП6., 1912; Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 19992; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе.М.,1963; Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1911; Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерки истории (6000-1258/ М., 1986; Массэ А. Ислам. Очерки истории М., 1982; Мец А. Мусульманский ренессанс. М.,1996; Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.,1976.

2См.: Абдулатипов Р.Г. Судьба ислама в России: история и перспективы М.,2002; Акаев В.Х.Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение.-Грозный,1994; его же: Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999; Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе, Ставрополь, 1984; Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., РАГС, 2000; Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России M., 1998; его же: Исламские ориентиры Северного Кавказа. M., 2001; Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе^/ Центральная Азия и Кавказ, 2000, №2; Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал. А. Религиозно

Что касается проблемы распространения и укоренения ислама на территории Чечни, то ее изучение крайне затруднено скудостью исторических источников, особенно относящихся к периоду до XVIII века. Здесь источниковедческой базой для автора послужили труды царских историков: Потто В.А. Фадеева Р.А., Покровского Н.И., Дубровина Н.Ф., Грабовского Н.Ф. и др. Исследованию истории распространения ислама среди вайнахов посвящены работы Берже А.П. Лаудаева У., Мамакаева М., Кушевой Е.И., Гриценко Н.П., Яндарова А. Д.1.

Особый интерес представляют труды грузинских историков: Меликишвили Г.А, Робакидзе А.И., Тогошвили Г.Д. Харадзе P.JL, Шавхелишвили А.И., которые обогатили чеченскую историческую науку не только собственными исследованиями, но и введением в научный оборот ценных исторических источников на грузинском языке.2

Однако все еще слабо разработаны в чеченской историографии проблемы этнопсихологических и этнокультурных особенностей чеченцев и "их влияние на процесс исламизации Чечни; проблемы политический экстремизм. // Вестник Российского университета дружбы народов.Серия: Политология.2003, №4; Саидбаев T.C. Ислам и общество. М., 1994; А.И.Шамилев Религиозные культы чеченцев и ингушей, Грозный 1963.

См.: Потто В.А. Кавказская война. В пяти томах. Ставрополь, 1994; Фадеев Р.А. Кавказская война. М., 2003; Покровский Н.И. Кавказские войны имамат Шамиля. М.,2000; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе.Т.1, СПб., 1871; Грабовской Н.Ф. Экономический и домашный быт жителей горского участка Ингушского округа.// Сборник сведений о кавказских горцах. -Вып. 3. Тифлис, 1870; Берже А.Н. Чечня и чеченцы.Тифлис, 1859; его же - Этнографическое обозрение Кавказа. СПб., 1879; Лаудаев У. Чеченское племя. // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV Тифлис, 1868; Мамакаев М. Чеченский тейп (род) и его разложение Грозный, 1962; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI -30-е годы XVIIIeKa). М.,1963; ее же - О некоторых особенностях генезиса феодализма у народов Северного Кавказа.// Проблемы возникновения феодализма у народов СССР. М., 1969; Кушева Е.Н., Усманов М.А. К вопросу об общественном строе вайнахов (Письмо 1657 г. из Шибутского джамаата царю Алексею Михайловичу).- СЭ. 1978,№6; Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в XVII - первой половине XIX в.// Труды Чечено -Ингушского НИИ ПЯЛ. ТОМ 4. Грозный, 1961.

2См.: Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959; Харадзе Р.Л., Робикадзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. КЭС, Часть 2, Тбилиси, 1968; Шавхелишвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами. Грозный, 1963; Тогошвили Г.Д. Вопросы социального строя народов Северного Кавказа в грузинской советской историографии. Тезисы доклада на региональной научной конференции 11-12 июня 1980 года, специфичности чеченского национального менталитета и национального уклада жизни; взаимосвязи национального менталитета с доисламскими верованиями чеченцев и характер влияния национального менталитета на процессы принятия ислама, на важные политические решения в истории вайнахов.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методологической основой исследования явились принципы историзма. и историко-хронологический подход к изучению социокультурных явлений, к каковым относятся ислам и система доисламских верований чеченского народа. С целью определения основных этапов и особенностей в многовековом процессе распространения и укоренения ислама в Чечне проведен конкретно-исторический, системный, структурно-функциональный анализ и обобщение исторического материала на основе научного сопоставления источников, связанных с темой настоящего исследования. Распространение ислама в Чечне рассматривается в системной связи с внутренними процессами развития чеченского социума и общеполитической обстановкой на Северном Кавказе в конце XVIII - первой половине XIX веков.

Источниковая база диссертационного исследования представлена архивными документами, историческими материалами, опубликованными в разные исторические периоды (досоветский, советский, постсоветский); трудами историков, этнографов, политологов и религиоведов; информационно-аналитическими материалами из российских и зарубежных изданий. Кроме Корана, Сунны и шариата диссертант использовал в качестве теоретических источников по исламу труды известных мусульманских теологов: Абуль Ала аль-Маудуди «Процесс исламской революции», Ибн аль-Араби «Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккий), Сайид Мухаммад Накыб аль-Атас

Махачкала, 1980; Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения .Алма-Ата,1975.

Введение в метафизику ислама. Изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения» и др.

Определенные трудности автор диссертации испытал с поиском и использованием архивных материалов. Дело втом, что архивная база республик Северного Кавказа значительно пострадала в результате сталинской депортации народов, в том числе чеченского и ингушского. В то время часть архивов, содержавших бесценную информацию об истории и культуре чеченского и ингушского народов, была уничтожена. В частности, бесследно исчезли документы, связанные с правовой системой вайнахских обществ (на чеченском языке), документы, отражающие международные связи вайнахов со странами средиземноморского бассейна и Грузии, а также архивные материалы по истории вайнахских тайпов.

Незначительная часть архивов Чечено-Ингушской АССР была разбросана по десяткам других архивов страны, в том числе в Москве, Петербурге, Махачкале, Владикавказе и др. Ученым реабилитированной республики пришлось по крупицам восстанавливать архивные документы. Однако небольшая часть восстановленного архива и новые архивные поступления подверглись уничтожению во время военных действий на территории республики, начавшихся в декабре 1994 года. В результате бомбордировок города Грозного уничтожены все культурные и образовательные учреждения: Республиканская библиотека имени А.П.Чехова, здания учебных корпусов и библиотек Государственного университета и нефтяного института, театры, музеи и государственный архив Чеченской Республики.

Автор диссертации использовал часть архивных материалов, собранных им до 1994 года в Чечено-Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии и Грузии, а также в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА). Особый интерес представляет рукописный фонд архива Республики Дагестан (ГАРД).

Материалы Российского государственного исторического архива (фонды 560,1263,1268) содержат важную информацию о новом этапе в восточной (Кавказской) политике России после разгрома наполеоновских войск. Документы, хранящиеся в этих фондах: РГВИА (фонд 52), ЦГАДА (фонды 1621, 1628,1647,1658), ГАРД (рукописный фонд), дают представление не только о социально-политической системе горских обществ, в частности наличии в них четко выраженной социальной дифференциации, феодально-классовых отношений, но и о значительно усилившемся среди горцев (в том числе чеченцев и ингушей) влиянии ислама. В фондах содержится, в частности, немало «челобитных» к русскому царю и властям терской губернии от вайнахских обществ о принятии их под русское покровительство. Однако многочисленные попытки горских народов мирно войти в состав России, сохранив национальное «внутреннее самоуправление» (РГВИА, фонд 52) не находили поддержки в Петербурге, взявшим курс на силовое решение вопроса. Царские чиновники категорически отвергали какие-либо договорные отношения с горцами.

Обращает на себя внимание тот факт, что «лучшие люди из шибутян» (наиболее богатых и влиятельных членов вайнахского Шибуцкого общества - С.-Х.Н.), обращаясь к российским властям за покровительством, «. правду дали на куране шерсть чинили», то есть присягнули на Коране в верности (ЦГАДА, фонд 1647, опись I, дело I).

Таким образом, ислам среди вайнахов уже в конце XVII - начале XVIII вв. имел большее влияние, чем христианство и язычество.

Наиболее объемными и научно содержательными фондами в ЦГА Чечено-Ингушетии были фонды 32' (документы Управления межевой частью Терской области) и фонд 149 (документы Грозненского окружного полицейского управления). В первом, насчитывавшим не менее трех тысяч единиц хранения, отражавшем деятельность учреждений землеустройства в нескольких округах Терской области с 60-х годов XIX века до 1917 года, содержались, например, важные статистические данные о землевладении казачьей и вайнахской верхушки, документы, показывающие остроту земельного вопроса на Северном Кавказе, борьбу крестьян за землю.

Интересный материал (посемейные списки 120 чеченских селений за 1886 год) для изучения имущественного расслоения среди чеченцев представляют собой фонды 149 и 190 ЦГА Чечено-Ингушской АССР. В списках содержались сведения не только о каждой семье с указанием возраста и вероисповедания, но и имущественное положение.

Фонды 12 и 20 ЦГА Северной Осетии, содержащие документы Канцелярии начальника Терской области и Управления Сунженского отдела Терской области (60-е годы XIX века - 1917 г.) отражают экономическое развитие, социальные отношения и классовую борьбу на территории Чечено-Ингушетии. Особый интерес представляют коллективные решения («общественные приговоры») аульских и станичных сходов, рапорты общинных старшин и станичных атаманов, различные прошения и жалобы горцев и казаков на имя начальника Терской области или атамана Сунженского отдела. Эти документы красноречиво говорят о различиях социального и правового положения населения: чеченцев, ингушей, казаков, «иногородних» русских, пришлого крестьянства.

Сведения о распространении ислама в Чечне, Ингушетии и в других республиках Северного Кавказа содержатся в Государственном архиве Республики Дагестан. В рукописном фонде этого архива хранятся труды известных мусульманских теологов, проповеди авторитетных шейхов и мулл, сведения об исламских общинах и медресе.

Объект исследования - исторические этапы и особенности распространения и укоренения ислама в чеченском обществе в форме суфизма в XVIII - XX вв. и в различных социально-политических условиях его развития - досоветских, советских, постсоветских.

Предмет исследования - специфические особенности ислама в Чечне, его влияния на духовную и политическую жизнь чеченского народа в прошлом и настоящем.

Цель исследования - изучение исторических этапов, социально -политических и этнических факторов, обусловивших распространение и укоренение ислама в форме суфизма среди чеченцев; выработка рекомендаций по стабилизации общественно-политической и религиозной обстановки в Чеченской Республике.

В соответствии с целью исследования в диссертации поставлены следующие задачи: изучить и охарактеризовать исторические условия активизации процесса распространения ислама в Чечне в конце XVIII века;

- определить качественные характеристики социокультурного и социопсихологического феномена чеченского этноса (чеченского национального менталитета);

- выяснить характер влияния национального менталитета и специфического социального строя чеченского общества на процесс его исламизации;

- исследовать причины неравномерности (временной, географической) распространения ислама в Чечне;

- определить основные этапы распространения ислама в Чечне и факторы, обусловившие их;

- изучить объективные обстоятельства и политические причины радикализации ислама в Чечне в обозначенный исторический период.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые проводится историко-религиоведческий анализ проблемы распространения и укоренения ислама в чеченском народе, который вполне подпадает под определение «реликтового» в силу специфического общественного строя и столь же специфического национального менталитета. В связи с этим:

- изучены исторические, социально-политические и этнические факторы, способствовавшие распространению и укоренение ислама;

- выявлено, что чеченский национальный менталитет был одним из определяющих факторов в истории Чечни, оказывавший и продолжающий оказывать большое влияние на религиозно-политическую и религиозно- культурную жизнь чеченского общества;

- исследовано и по-новому оценено восстание горцев под руководством шейха Мансура в конце XVIII веке, которое является важным историческим рубежом, своего рода точкой отсчета, в длительном процессе исламизации чеченского и других народов Северного Кавказа;

- рассмотрена роль личности Шейха Мансура в распространении ислама, который, будучи этническим чеченцем, призвал объединиться под знаменем ислама не только своих соплеменников, но и всех горцев Северного Кавказа;

- по-новому осмыслена историческая значимость личности шейха Кунта-Хаджи, который был не только проповедником и интерпретатором суфизма кадирийского тариката, но и гуманистом, проповедовавшим универсальный принцип «непротивления злу -насилием»;

- показаны роль и место суфийских братств накшбандийя и кадирийя в духовной и общественно-политической жизни чеченцев в условиях царской России, советской власти и новой России;

- впервые в научный оборот введены малоизвестные документы, освещающие специфические особенности распространения и укоренения ислама среди чеченцев.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы государственными органами власти, политиками и общественными деятелями, которые причастны к выработке национальной и религиозной политики на Северном Кавказе.

Рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертации, могут помочь глубже осознать происходящее в Чеченской республике, и использовать при подготовке учебных пособий, лекционных курсов, методических материалов для изучения этноконфессиональных проблем в Чечне и в целом на Северном Кавказе.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович

Заключение

Распространение ислама в Чечне происходило долгих четыре столетия, примерно с XV в. ислам среди вайнахов распространялся не только медленно, но и неравномерно по времени и географии расселения чеченцев и ингушей: в горных районах Чечни и по границе с Дагестаном ислам утвердился раньше, чем в равнинных районах, в Чечне - раньше, чем в Ингушетии. В Ингушском селении Гвилетти ислам приняли только в 1862 году, после окончания Кавказской войны.

Процесс проникновения и укоренения ислама в вайнахской среде происходил разновременно, волнообразно, под влиянием в большей мере, как отмечалось, внешних фактров - исторически значимых событий, переломных моментов в истории чечено-ингушского народа: поход Тамерлана на Северный Кавказ (XIV-XV вв.); колонизация Чечни и Дагестана Российской империей, спровоцировавшая мощные национально-освободительные выступления горских народов: восстание под руководством шейха Мансура (1785-1791 гг.); движение горских народов под руководством имама Шамиля (1834-1859гг.); и, наконец, респрессии советской власти - тотальная ссылка^ народа в феврале 1944 года, в результате которой погибло более 15^ чеченцев и ингушей людей, то есть каждый третий. 1; •

Роль и влияние ислама среди вайнахов росло по мере того, как усиливались экспансионистские поползновения соседних государств. Если в XIII-XIV веках горцы только познакомились с исламом, но не приняли его как религию, то в эпоху Кавказской войны они превратились в преданных приверженцев суфизма накшбандийского тариката. Более того, под влиянием политических событий суфизм накшбандийского толка реформировался в радикальный «кавказский мюридизм», под флагом которого горские народы объединились в борьбе против царских колонизаторов. Ислам стал идейной основой и организатором всех антиколониальных выступлений горцев. По определению Фадеева Р.А. «горцы переродились» под влиянием мюридизма, став духовно и организационно сплоченной силой, навязавшей одной из сильных армий мира почти полувековую кровопролитную войну.

Как справедливо отмечает современный исследователь, «социальный и политически значимый характер ислам стал приобретать здесь (на Северном Кавказе - С.-Х. Н.) только с момента прямого соприкосновения с русскими и нарастающей конфронтации с ними. И формой бытования ислама в Чечне и Ингушетии стал не фикх -политико-правовая система регулирования общественных отношений. Ислам не изменил принципы социально-политической организации чеченского и ингушского общества. Организационно ислам приобрел здесь с самого начала форму многочисленных и своеобразных групп -вирдов. Эта форма не только ослабляла значение традиционной системы социальных отношений вайнахов - тайпового (родового, кланового) порядка общественно-политической жизни, но способствовала и даже укрепляла их».1 Вирды не представляли собой каких-то самостоятельных ответвлений от суфийских направлений (накшбандийя, кадарийя) по религиозной догматике и основным составляющим ритуала. Все они, а сегодня среди вайнахов насчитывается около тридцати вирдов, исполняют «зикр» - коллективный религиозный ритуальный танец с многократным повторением известного мусульманского слогана «Нет Бога, кроме Аллаха!». Вирды объединяют представителей одного или нескольких кланов, живущих в одном или соседствующих селениях. Вирды обычно получают свое название от имени создателя (шейха) и полностью подчинены его воле.

1 Кисриев Энвар. Ислам на Северном Еавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций.// Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Уфа, 2006.С.14.

Ислам, как любая монорелигия, - явление историческое, а исторический путь сложен, многообразен, полон событий, в которых народы- носители и созидатели религии, проявляли себя позитивно (гуманно, благородно) или негативно-агрессивно, вероломно. Отсюда противоречивые, порой взаимоисключающие постулаты в религиозных источниках. Поэтому «религиозные формулировки, мотивирующие практические действия, являются не причинами, а лишь мобилизующим средством определенных социально - обусловленных устремлений различных общественных групп».1 Другими словами, в священных книгах каждый находит то, что ищет, оправдывая свою агрессивность или, напротив, миролюбие, гуманность или жестокость.

В советское время ислам приобрел не менее радикальные, но скрытные от власти формы противостояния «новой колонизации», нацеленные на нейтрализацию модернизации чеченского и ингушского народов «просоветстки». Суфийские братства и их лидеры сделали много, чтобы уберечь народ не только от репрессий и гонений НКВД (КГБ), но и сохранить его традиции, культуру, менталитет.

Активизация исламского фактора в 90-е годы XX в. на Северном Кавказе, особенно в Чеченской республике и Республике Дагестан обернулась противостояние между мусульманами - сторонниками традиционного ислама (тарикатистами) и мусульманами- сторонниками так называемого ваххабизма., привнесенного современной мусульманской молодежью молодежь из арабских стран. Активизация и радикализация ислама в Чечне, обусловленные, зачастую негативными внешними факторами, получали дополнительное усиление в силу особого национального чеченского менталитета.

В постсоветское время ислам в Чечне приобрел совершенно новые ориентиры. В отличие от предыдущих этапов, когда ислам

1 Кисриев Энвер. Указ.соч. С.22-23. приспосабливался к национальным традициям и постепенно занимал главенствующие позиции, современный ислам в Чечне перестал быть не только «домашним», то есть лишенным легитимных возможностей участвовать в социально - политической жизни своего народа, но и перестал быть «вайнахским» - напрочь связанным с чеченским этносом. Это крайне болезненная метаморфоза ислама в духовной жизни чеченского народа стала следствием политических событий, начавшихся в декабре 1994 года. Объективно этот процесс можно назвать «взрослением» ислама в Чечне, выходом его за рамки этноса в сферу мирового ислама.

Логическим завершением этого латентного протекания процесса политизации ислама в советской Чечено-Ингушетии стал не только сепаратизм, Но и стремление влиться в мировую исламскую умму, более чем активный интерес к познанию исламской теологии в зарубежных исламских учебных заведениях, полное отторжение официального мусульманского духовенства с их дилетантским уровнем религиозного образования и покорностью несправедливой власти.

В этом смысле прав И.А.Ермаков, утверждая, что на Северном Кавказе «историческине была завершена начавшаяся в конце XVIII века исламизация - этнические установки доминировали над исламской традицией.Доисламизация Чечни в конце XX в. - естественный и неизбежный процесс. Однако российско-чеченский конфликт не просто до крайности форсировал его, но и сделал конфессиональные различия между русскими и чеченцами фактором обособленности и отторжения двух народов».1 Вот почему в условиях военного конфликта, крайне обострившего этноконфессиональные отношения, чеченское политическое руководство обратилось к опыту исламского мира, что привело его к радикальному исламскому фундаментализму -ваххабизму, который в условиях Чечни трансформировался из религиозно-политического движения в политическое движение, которое ставило своей целью формирование исламского государства на принципах учения Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, то есть ригористкое шариатское государство. Чем все это кончилось хорошо известно.

Так называемые две чеченские войны, безусловно, активизировали ислам, его влияние на консолидацию чеченского народа, вынужденных оказывать сопротивление федеральным войскам и местным боевикам. Анатоль Ливен в своей книге «Война в Чечне и упадок российского могущества», изданной в Лондоне в 1999 году, писал: «Очень часто большую роль играл также вирд, с которым связана семья. В отсутствии формальной военной дисциплины. мужчин удерживала в их подразделениях спонтанная, никем не навязывемая дисциплина, основанная на чести и чувстве стыда и связанная прежде всего с желанием сохранить уважением своих родственников и соседей., ибо смелость, уважение и «имя» - наиболее чтимые достоинства мужчин. Только очень смелый человек может решиться быть трусом в таких обстоятельствах»2.

Однако то, что описывает западный журналист не имеет прямого отношения к исламской традиции - требования шариата дисциплинирует мусульманскую общину, но действуют в сфере права и социальной справедливости. Честь, стыд, достойное мужчины «имя» -качества нравственно- этические, духовные, содержащиеся в «Кодексе чести вайнахского мужчины» (къонахалла). Вирд в данном случае выполнял роль не столько религиозного института, сколько «маленького государства», религиозно-социального образования, сосредоточившего в себе все функции управления жизнью нескольких суфийских общин, входящих в один вирд.

1 Ермаков И.А. Ислам в культуре России.М.,2001.С.27.

2 Chechhya: Tombstone of Russian Power. Vale University Paperback edition, July, 1999.P.49.

На основе анализа исторического и современного материала можно сделать вывод, что радикальный ислам в Чечне и в целом на Северном Кавказе не изжит до конца. Потому что не изжиты те социально-экономические и политические условия, которые стали благоприятной почвой для распространения любого радикализма, в том числе -исламского. В определенной мере можно сказать, что исламизация Чечни, начавшийся несколько столетий назад, продолжается, какую форму в будущем примет ислам в Чечне - радикальную или либеральную - зависит от политики федерального центра и республики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Нунуев, Саид-Хамзат Махмудович, 2007 год

1. РГВИА. Ф. ВУА, д.6694,ф.52.

2. ЦГА РД. Ф. 379,оп. 3, д. 13,т. 1, л. 189-190 об. Вольный перевод с арабского на русский язык, осуществленный чиновником Канцелярии коменданта г. Кизляра.

3. ЦГА РД. Ф. 379,оп. 3, д. 13-а, т. 1, л. 189.

4. ЦГА РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13-а, т. 2, л. 476.

5. ЦГВИА СССР. Ф. ВУА, д. 6694, л. 4.

6. ГА РФ. Ф. 102, д. 5,1910. Д. 635, ч. 2, л. 2 об.

7. ЦГА СОАССР. Ф. 11,оп.15, д. 9154, л. 50.

8. Государственный архив Чеченской Республики. Ф. 614-р, on. 1, д. 48,

9. Абдулатипов Р.Г.Судьба ислама в Рс :ии: история иерспективы.М.,2002.

10. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

11. Акаев В.Х. Ислам социокультурная реальность на Севчерном Кавказе. Ростов-на-Дону.2004.

12. Акаев В.Х.Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение,- Грозный, 1994.

13. Акаев В.Х. Ислам в Чечне: традиции и современность. М., «Наука»,

14. Акты, собранные Кавказской археологической комиссией. Том 2, Тифлис, 1868.

15. Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001.

16. Алиев А.К. Социальные и межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения. Изд-во «Юпитер». Махачкала, 1998л. 8.1. Основная литература2006.

17. Ан-Навави. Сады праведных. М., 2000.

18. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы исследования национально-этнического сознания. М.,1999.

19. Алероев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов, Грозный, 1990.

20. Арухов З.С.Ваххабизм и духовенство. Махачкала, 2002.

21. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.

22. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках. М., 2005.

23. Ахмадов Ш.Б. Об истоках антифеодального и антиколониального движения горцев в Чечне в конце XVIII в., Известия ЧИНИИ ИЯЛ, Том. 9, частьЗ, вып. I. Грозный, 1974.

24. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1989.

25. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,1992.

26. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения). М., Изд-во РАГС, 2000.

27. Беннигсен А. Народное движение на Кавказе в XVIII в. («Священная война «шейха Мансура (1785-1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество в русско-турецких отношениях. Махачкала,б/г.

28. Беннигсен А.Суфизм в СССР: библиография советских источников. «Обзор по Центральной Азии», 1986.

29. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис,1859.

30. Берже А.П. Этнографическое обозрение Кавказа. СПб., 1879.

31. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись: этнографические описания народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1992.

32. Бобровников В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реальность. Московский Центр Карнеги.2001.

33. Большаков О.Г. История Халифата. Том I. М.,1989.

34. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1923.

35. Богуславский Jl. История Апшеронского полка. Том.1, СПб., 1892.

36. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. M-Jl.,1939.

37. Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходжа-Ахраре. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем Востоке в период феодализма.М.,1985.

38. Вагапов Я.С. Изображение феодальной верхушки Чечни в эпических песнях.// Археолого -этнографический сборник. T.l 1, Грозный, 1968.

39. Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем. М.,1985.

40. Васильев A.M. История СаудовскойАравии. М.,1999.

41. Васильев А.М.Пуритане ислама? М.,1967.

42. Вебер М. Социология религии (типы религиозных обществ).М.,1991.

43. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира (Избранные произведения). М.,1993.

44. Вильяме А.К. Географически очерк Ингушетии. Владикавказ, 1928.

45. Виситаев С.Б. Идеология накшбандийского мюридизма в современной Чечено-Ингушетии.// Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1987.

46. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала. 2002.

47. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений народов Северного Кавказа в XVIII -начала XIX в.- «Советская этнография», №5,1960.

48. Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни. XX век. М., 1997.

49. Габисов Б.Г.Чеченцы и ингуши. Проблемы происхождения. Грозный, 1992.

50. Гаммер М. Шамиль и мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

51. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи).// Сборник сведений о кавказских горцах, Тбилиси, вып.1Х

52. Гриценко Н.П. Экономическое развитие Чечено-Ингушетии в пореформенный период (1861-19000 гг.), Грозный, 1963.

53. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение.// Труды второй ассоциации арабистов. M-JI., 1941.

54. Гольдциер И. Лекции об исламе. М.,1912.

55. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. (600-1258), М.,1986.

56. Джемаледдин Казикумухский. Адабуль-Марзия (Учение о тарикате. Сборник сведений о кавказских горцах.Вып.П.Тифлис, 1869

57. Добролюбов Н.А. О значении наших последних подвигов на Кавказе. Полное собрание сочинений.Т.7.М.,1937.

58. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма «Алгузиани», Тбилиси,1897.

59. Емельянова Надежда. Мусульмане Кабарды.М.,1999, ,1. Р А- / / / /V ( ,

60. Ермолов А.П. Письма. Махачкала, 1926. • "( ^ " "" 1

61. Ермолов А.П. Записки. 1798-1826.М., «Высшая школа», 1991.

62. Ефремова Ж.Д. К вопросу о национальном менталитете. Ливанский филиал ОрелГТУ, г. Ливны, 2002.

63. Живая память. О жертвах сталинских репрессий. Грозный, 1991.

64. Задорнов И., Халмухамедов А. Тейпы и тукхумы. «Родина», №1-2, 2000.

65. Заурбеков М.Д. Шейх Али Митаев: патриот, миротворец, политик. М.,2005.

66. Зисерман А. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Баратынского полка /1726-1880/. Т.П. СПб, 1881.

67. Ибрагимов М.М. Об особенностях кризиса в Чеченской республике в 1990 годы.// Чеченская республика и чеченцы. История и современность.

68. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. М., Наука, 2005.

69. Ильясов JI. Гены вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции. М, 2004.

70. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.

71. Ислам на постсоветском пространстве. Взгляд изнутри. М.,2000.

72. Ислам. Энциклопедический словарь. М., «Наука», 1991.

73. Ислам. Философская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова.ТДМ., 1962.

74. Ислам и политика. (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт востоковедения РАН, «Крафт+», 2001.

75. Кисриев Энвар. Ислам на Северном Кавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций.// Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Москва- Уфа. 2006.

76. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб., 2004.

77. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Иследования и материалы. М.,1961.

78. Иванов Л.П. Россия: ислам и политика./ Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума 12-13 мая 199з года. Нижний Новгород, 1993.

79. Ипполитов А. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе.// Кавказские горцы: Сборник сведений. Том 2.М., 1992.71. История Грузии, 1963.

80. Коротков В.Е., Сарматин Е.С. Этнонационализм и чеченская модель этно политических процессов. // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Часть. Саратов, 1998.

81. Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология.// Мировая экономика и международные отношения, №11,1995

82. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

83. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.). Сборник документов и материалов. Грозный, 1985.

84. Лаудаев Умалат. Чеченское племя.- Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VI, Тифлис, 1872.77. Ленин В.И.ПСС. Т. 41.

85. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1999.

86. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. Вопросы истории, 1993.№1.

87. Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика. М.,1999.

88. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. Московский Центр Карнеги. М, 1998.

89. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. Московский Центр Карнеги. М., 2001.

90. Магомед-Ханов Мугеддин. Истинные и ложные последователи тариката.// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып., Тбилиси, 1870.

91. Макаров Д.Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М.,2000.

92. Маркс К. и Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Том 19.

93. Массэ А. Ислам. Очерки истории. М.,1961.

94. Максимов Евг. Чеченцы. Историко-географический и статистико-экономический очерк.- «Терский сборник», вып. III, Владикавказ, 1893.

95. Маргграф О. Чеченские селения.- «Терские ведомости», 1887, №47.

96. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.

97. Магомедов Р.М. История Дагестана. С древнейших времен до конца XIX века. Махачкала, 1968.

98. Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководство Шамиля.- Махачкала: Фонд Шамиля, 1991.

99. Магомедова Т.С. О времени исламизации населения Аргунского ущелья.// Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977.

100. Мартиросиан Г.И. История Ингушетии. Орджоникидзе, 1933.

101. Материалы по археологии Кавказа. М., 1888.

102. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. М.Д988.

103. Межидов Д.Д., Алероев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный: Книга, 1992.

104. Мухаммад аль-Газали. Сто вопросов об исламе. Каир, 1989.

105. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. Баку, 1997.

106. Кутб С. Вехи на пути. Махачкала, 1997.

107. Мусульмане изменяющейся России. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2(Ю2.

108. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М.,1999.

109. Мустафинов М.М. Антинаучность идеи о тождестве национального и религиозного. Издание второе. Грозный, 1975.

110. Невская В.П. Сельская община и феодализация горских обществ Северного Кавказа. Тезисы доклада на Региональной научной конференции «Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа», Махачкала, 1980.

111. Ошаев Х.Д. Мюридизм в Чечне (секты толка «кадирия» или «зикристы»). // Революция и горец Ростов-на-Дону, 1930, №9-10.

112. Ошаев X. Очерки начала революционного движения в Чечне. Грозный, 1928.

113. Орджоникидзе Г.К. Избранные статьи и речи.М.,1970.

114. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1961.

115. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения.Том 3.,М.,1957.

116. Покоренный Кавказ. СПб., 1904.

117. Попов И. Ичкерийцы. Сборник сведений о Терской области. Том I, Владикавказ, 1878.

118. Попов А.Н.Революционная Чечня в огне сражений. Грозный, 1972.

119. Реабилитация: как это было; документы и материалы. В 3-х томах. Составители: А.Н. Аргизов, Ю.В. Сигачев, В.Г. Хлопов, И.Н. Шевченко. М.,2000.

120. Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. Составитель Н.Ф.Бугай. М.,1994.

121. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. Региональная научная конференция «Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа». Тезисы докладов. Махачкала, 1980.

122. Салих Ибн Фаузан. Дружба и непричастность в исламе. Махачкала, 1996.

123. Саидов И.М.Этнографический и философский материал о классовых отношениях у чеченцев и ингушей. АЭС, Том 2, Грозный 1968.

124. Семенов А.А. Бухарский шейх Бахауд-дин.1318-1389. ( К его биографии).// Восточный сборник в честь А.Н. Веселовского. М.,1914.

125. Серов Ф. О тех, кого называли абреками. Сборник. Грозный, 1927.

126. Сталин И.В. Сочинения. Том 5.

127. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.,1989.

128. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик, 1997.

129. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.М.,1986.

130. Сюкияйнен JI.P. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? Под ред. Малашенко А.В. и Брил Олкотт М.М., Арт-Бизнес-Центр. 20001.

131. Тавакалян Н.А. Торжество ленинской национальной политики в Чечено-Ингушетии, Грозный,1965.

132. Тавакалян Н.А. О классах и классовой борьбе в Чечено-Ингушском обществе.- «Социальные отношении и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период. Грозный, 1967.

133. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М., «Наука»,2001.

134. Тогошвили Г.Д. Вопросы социального строя народов Северного Кавказа в грузинской советской историографии. Тезисы доклада на региональной научной конференции 11-12 июня 1980 года. Махачкала, 1980.

135. Толстой Л.Н. Избранные повести и рассказы. Том. I. М., 1945.

136. Толстой Л.Н. Критика догматического богословия. Полное собр. соч.Т. 23,М.,1957.

137. Трошев Г.Чеченский рецидив. Записки командующего. М.,2003.

138. Трахо Р. Черкесы. Мюнхен, 1956.

139. Тримингэм Д.С. Суфийские ордена в исламе. Пер. с анг. М., Наука, 1989.

140. Умаров М.У. Экологическая обстановка в Чеченской республике: состояние и пути оздоровления.// Чеченская республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. М.,Наука,2005.

141. Фадеев Р.А. Кавказская война. Из серии «Имперское мышление». М., 2003.

142. Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М., 1960

143. Фурман Д. Самый трудный народ для России. М.,2006.

144. Харадзе Р.Л., Робакидлзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. КЭС, часть 2, Тбилиси, 1968.

145. Хрестоматия Ислама. М.,1999.

146. Чеснов Я.В. О книге и ее авторе. Предисловие к книге Алероева И.Ю.

147. Чеченская Республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. М., «Наука», 2005.

148. Шавхелишвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами. Грозный, 1963.

149. Шамилев А.И. Религиозные культы чеченцев и ингушей. Грозный, 1963.140. Шах И. Суфизм. М.,1992.

150. Шегрен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях.// Кавказ, 1840, №27.

151. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Под редакцией и с предисловием Я.П. Алькора. Ленинград, 1936.

152. Язык, история и культура вайнахов. Грозный, 1990.

153. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.

154. Яхиев С.У. Суфизм на Северном Кавказе: история и современность. М.,

155. Список соращений Архивы и научные учреждения

156. ЦГАДА Центральный государственный архив древних актов. РГВИА - Российский государственный военно - исторический архив. ЦГА ЧИАССР - Центральный государственный архив Чечено-Ингушской АССР.

157. ЦГА СОАССР Центральный государственный архив СевероОсетинской АССР

158. ЦГА РД Центральный государственный архив Республики Дагестан. РГИА - Российский государственный исторический архив. ГА РФ - Государственный архив Российской Федерации.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.