"Исламский фактор" в политических процессах Казахстана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Даирова, Аделия Манарбековна

  • Даирова, Аделия Манарбековна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 134
Даирова, Аделия Манарбековна. "Исламский фактор" в политических процессах Казахстана: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2006. 134 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Даирова, Аделия Манарбековна

Введение.

Глава I. Политизация ислама.

1.1. Фундаментализм в исламе.

1.2. Исламское «возрождение» в Центральной Азии.

Глава II. Исламский фактор в Республике Казахстан.

2.1. Современная религиозная ситуация в Республике

Казахстан.

2.2. Государственная политика Республики Казахстан в сфере религии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «"Исламский фактор" в политических процессах Казахстана»

Актуальность темы исследования. Постсоветский период развития независимых государств Центральной Азии отмечен значительным усилением влияния религии на различные сферы общественной жизни, в том числе внешнюю и внутреннюю политику, а также резкой активизацией деятельности мусульманских религиозных организаций.

Свою роль играют и внешние факторы, включая географическую близость к Афганистану, Пакистану, Ирану, Турции, арабским странам.

Так называемая политизация ислама затронула все пять новых независимых государств, хотя степень ее влияния на политическую жизнь республик не одинакова.

Актуальность настоящего исследования вытекает из тесной взаимосвязи геополитического положения Центральной Азии, геостратегических интересов мировых держав в регионе. Это нашло отражение как во взаимодействии и в соперничестве различных политических сил в регионе, так и в специфике, определившей внешнеполитические курсы и ориентиры централь-ноазиатских государств.

Мусульманский мир является одним из основных центров влияния современности. Исламский фактор всё активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения.

Под исламским фактором следует понимать два разнонаправленных процесса. Во-первых, проникновение ислама в политический сектор жизни общества, часто именуемый исламизацией; во-вторых, политику властей в самой стране в отношении мусульманской религии.

В свою очередь исламизации свойственны, как минимум две одновременно проявляющихся тенденции: возрождение ислама, как религии и использование исламской «оболочки» в качестве идеологии, которую различные экстремистские, террористические группировки взяли на вооружение в борьбе за власть.

Анализ конфессиональной ситуации в Центральной Азии вызван насущной необходимостью изучения перспектив развития региона.

Объектом настоящего диссертационного исследования является политизация ислама в современном политическом процессе. При этом особое внимание уделяется новым вызовам и угрозам.

Предмет исследования - это исламский фактор в Республике Казахстан, его влияние на политические, экономические, социальные процессы в Республике Казахстан.

Целью работы является изучение процессов в Центральной Азии, в контексте религиозно-конфессионального фактора в регионе в целом, и конкретно в Республике Казахстан.

Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие научные задачи:

1. исследование значения исламского фактора в системе международных отношений;

2. анализ новой геополитической ситуации в Центральной Азии в условиях глобализации;

3. раскрытие значения региона в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом.

4. разработка прогностических сценариев развития ситуации в цен-тральноазиатских государствах;

5. изучение современной религиозной ситуации в Республике Казахстан и тенденций её развития.

Степень научной разработанности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения широкого круга работ казахстанских, российских и значительного объема зарубежной научной литературы.

Диссертант предлагает следующую классификацию источников: Первую группу источников исследования составляют работы, в которых затрагиваются теоретико-методологические аспекты проблемы. Это исследования по геополитике, национальной безопасности, внешней и внутренней политике.1

Они не только позволяют выработать методику исследования, но и дают общие ориентиры по процессам, идущим в мировых и региональных державах.

Ко второй группе примыкают труды общего характера, посвященные становлению суверенитета и задачам обеспечения безопасности Республики Казахстан.2

1 Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. М., 2001. Бажанов Е.П. Современный мир. М., 2004; Бурсов A.B. Россия - ЕС: принципы сотрудничества // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Бурсов A.B. Русская Православная Церковь и партнерство России с ЕС // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. М., 2002; Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998; Долгов K.M. Ислам и культурное взаимодействие Востока и Запада // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. M., 2001; Долгов K.M. Религия, власть, политика, дипломатия // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. M., 2002; Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001; Донцов В.Е. Некоторые аспекты взаимодействия ислама и современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. M., 2001; Жданов H.B. Исламская концепция миропорядка. М., 2003; Задохин А.Г. Россия и Евразия. М., 1998; Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание, национальные интересы. М., 2002; Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000; Игнатенко A.A. Ислам и политика. М., 2004; Кадымов Г.Г. Ислам на евразийском пространстве // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Кадымов Г.Г. Зарождение субрегиональных структур «южного пояса» у России // Восток и Россия на рубеже 21 века. М., 1998; Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2000; Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998; Примаков Е.М. Мир после И сентября 2001г. и войны в Ираке // Дипломатический ежегодник. М., 2003; Прозорова Г.К. ОИК в системе современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Рудов Г.А. Россия и Центральная Азия - вопросы сотрудничества и безопасности // Материалы международной конференции. М., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. Шестопал A.B. Многополярность и перспективы регионального полицентризма // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. МИД России и страны СНГ (десятилетний опыт) // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. «Союз четырех» как оптимальный поиск // Дипломатический ежегодник. М., 2003. 2 Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001; Мансуров Т.А. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. М., 1997; Мансуров Т.А. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. М., 2001; Назарбаев H.A. В потоке истории. Алматы, 1999; Назарбаев H.A. Доклады, выступления, статьи. М., 1997; Назарбаев H.A. Критическое десятилетие. Алматы, 2003; Назарбаев H.A. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. М., 2002; Нысанбаев А. Эволюция политической системы Казахстана. Алматы, 2001; Токаев К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, 1997; Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.

Третью группу представляют исследования зарубежных, российских и отечественных исследователей, посвященные специфике reo- и внутриполиу тических, социально-экономических и иных процессов в Центральной Азии.

Внимательное изучение этой группы источников позволило автору не только провести анализ внутреннего развития Казахстана, но и увязать его с ситуацией в регионе в целом. Содержащийся в этих работах материал позволил диссертанту глубже вникнуть в предмет исследования, раскрыть поставленную цель и задачи диссертационной работы.

Таким образом, рассмотренные в диссертации источники и научные труды позволяют всесторонне изучить исламский фактор в Республике Казахстан и Центральной Азии.

Методологической основой диссертационного исследования является комплекс научных методов: статистический, аналитический, сравнительный, контент - анализ документов. з

Carlton D. and Scharf L. International terrorism and world security. 1995; Cathbertson I. The new great game. London, 1996; Dugard J. International terrorism: problems of definition. L., 1994; Esposito J. The Islamic threat: myth or reality? NY, Oxford University Press, 1992; Malisie R. Islam in the world. Oxford University Press, New York, 1994; Mortimer E. Christianity and Islam. International Affairs, 1991; Sivan E . Radical Islam // Modern politics. New Hawen, 1995; Wilkinson P. Government and opposition. Three questions on terrorism. L., 1997; Afghanistan and Post-Soviet Central Asia: Prospects for Political Evolution and the Role of Islam. Washington D.C.: USIP, 1992; Ahrary M. and Beal J. The New Great Game in Muslim Central Asia. Washington D.C.: Institute for National Strategic Studies, National Defense University, 1996; Anderson J. The International Politics of Central Asia. Manchester Univ. Press, 1997; Crithchlow J. Islam in Soviet Central Asia: Renaissance or Revolution? //Religion in Communist Land. 1990. №3. 196-212p.; Olcott M. Central Asia's New States. Washington D.C., 1996; Huntington S. The Clash of Civilizations. Foreign Affairs, summer 1993; Charabagli R. Development Strategies for Central Asia in the 1990s in Search of Alternatives // Third world guart. L., 1994. Vol.15. № 15. P. 103-119; Central Asia and The World: Kazakhstan, Uzbekistan, Tadjikistan, Kyrgystan, Turkmenistan / Ed. by Mandelbaum // M., NY.: Council on foreign relation press. 1994. VIII. P.43; Central Asia // Current history. Philadelphia, 1994. Vol.38. №4. P.145; Nabi E. Ethnicity and Islam in Central Asia // Central Asia surrey. Abingdon, 1993. Vol.12. P.155; Акимбе-ков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999; Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2000; Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы, 1998; Кривец Е. Ислам в Центральной Азии. М., 1999; Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этнич-ность, безопасность. Алматы, 2002; Санаи М. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. М., 2002.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- Осуществлен комплексный анализ конфессионального фактора и его взаимосвязи с внутриполитическими, социально - экономическими процессами в Центральной Азии и конкретно в Казахстане.

- Осмыслена роль и место центральноазиатского региона на новом этапе его развития.

- Показано воздействие новых геополитических реалий на государства Центральной Азии.

- Выявлены особенности и характер взаимоотношений Республики Казахстан с другими субъектами международного права в рамках двух- и многосторонних отношений.

- Впервые вводится в научный оборот значительный объем документов и фактологический материал, полученный из ранее не публиковавшихся или не использованных источников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В результате распада СССР и образования новых независимых государств, Центральная Азия вышла на авансцену геополитики. Вокруг возникшего «геополитического вакуума» разворачивается большая геостратегическая борьба. В регионе обострилась проблема распространения религиозного экстремизма. Существует угроза того, что при нарастании экономического и социального кризиса «исламисты» могут попытаться придти к власти. Ситуация в Афганистане и события в Кыргызстане, Узбекистане являются тревожным симптомом возможной эскалации напряженности в регионе.

2. Глобальными задачами мирового сообщества, на ближайшие годы, становятся, борьба с международным терроризмом, а также с наркотрафиком и незаконной торговлей оружием. В рамках решения этих задач Центральная Азия занимает важное геостратегическое положение.

3. Все пять государств центральноазиатского региона - это страны с преобладанием населения, исповедующего ислам. Этот фактор играет важную роль, особенно если учесть набирающую силу тенденцию религиозного возрождения на территории бывшего СССР. Это обстоятельство, в частности, активно используется теми внешними силами, представляющими радикальный ислам, которые выступают за объединение всех, или, по крайней мере, большей части государств этого региона на основе ислама и создание «священного исламского государства».

4. Социально-экономическая составляющая - это один из важных факторов национальной безопасности государства. В республиках Центральной Азии предпринимаются меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения жизненного уровня населения. Существующие проблемы в экономике и социальной сфере, порождают недовольство и оппозиционные настроения среди населения, что в свою очередь служит основой для распространения религиозного радикализма политической направленности.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования обусловливается ее теоретическим и прикладным аспектами.

Результаты мо1уг быть применены при дальнейшей разработке государственной политики Казахстана в области религии.

Собранные и систематизированные материалы могут быть использованы как учебное пособие для высших учебных заведений, по дисциплинам «современные международные отношения», «политические проблемы международных отношений и глобального развития», «регионоведение».

Информационную базу диссертации составляют официальные документы по проблемам внешней политики и национальной безопасности, документы министерств и ведомств, в силу своей специфики недоступных широкому кругу исследователей, а также данные официальной статистики, материалы международных конференций, послания Президента Казахстана.4 4

Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы // Материалы международной конференции. Алматы, 1999; Документы ООН А/С. 6/418; Ислам и национальная безопасность новых независимых государств Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Ислам и проблемы безопасности стран Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2000; Материалы Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан; Материалы Совета по связям с

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Даирова, Аделия Манарбековна

Заключение

Говоря о значении исламского фактора для общественно - политической жизни Центральной Азии, обязательно следует отметить его ограниченность, обозначить те сферы, где он не играет заметной роли:247

1. Ислам не является фактором консолидации всего общества. Это объясняется хотя бы присутствием русскоязычного населения, которое составляет в Казахстане примерно 34 %, в Киргизии — 17, Узбекистане— 6,5, в Туркменистане — 8 и в Таджикистане — 4% жителей.

Если правящая элита во имя национально-государственной консолидации начнет систематически и интенсивно апеллировать только к одной религий, это испортит ее отношения с немусульманским населением, но также вызовет недоумение за рубежом, где к использованию ислама в политике относятся негативно.

2. Ислам не способен играть консолидирующей роли на этнонацио-нальном уровне. Региональные, клановые, этнические, племенные интересы сегодня имеют приоритет над приверженностью общей религии.

Так, гражданская война в Таджикистане велась между мусульманами, выходцами из разных регионов, кланов, и т.п. Межэтнические конфликты, имевшие место в Фергане в 1989 г., в Оше в 1990 г., когда мусульманами были обе вовлеченные в них стороны.

А в Казахстане, принадлежность к жузу имеет в практической жизни несравненно большее значение, чем исповедание ислама.

3. Ислам не является фактором государственного строительства. Цен-тральноазиатские республики — светские государства. Вопрос признания ислама официальной религией пока что дебатируется лишь в Таджикистане.

Религия отделена от государства, и говорить об участии в государственных делах религиозных институтов — советов - улемов, шариатских судов и пр. не представляется возможным. Хотя, с другой стороны, нельзя отрицать возможность легитимизации некоторых законов шариата, соединения их со светскими нормами в будущем.

248

4. Ислам не является фактором политической стабилизации.

249

В обществе существуют два подхода к исламу.

Первый отражает взгляды политической и европеизированной (по большей части на советский лад) интеллектуальной элиты, которая ограничивает роль ислама конфессиональной, культурной и бытовой сферой.

Второй - представления о незавершенности трансформации центральноазиатских обществ по пути их «реисламизации».

Сторонники обоих подходов находятся в оппозиции, и без достижения компромисса между ними напряженность в обществе будет сохраняться.

5. Ислам не является фактором мобилизации центральноазиатских обществ на создание современной экономики, инфраструктуры, подъем сельского хозяйства и т.п., как это в той или иной степени имело место, например, в Алжире, Ливии, Иране и многих других мусульманских государствах, где исламская риторика широко применялась при истолковании экономической и социальной стратегии.

6. Апелляция к исламу не способствует межгосударственной консолидации на региональном уровне. Тема религиозной общности центрально-азиатских государств в устах их первых лиц звучит очень редко.

7. Ислам не интегрировался в политическую структуру, нет ни одного политического движения, ни одной политической партии, провозглашающей исламские религиозно - политические лозунги, ни одно из общественных движений даже не обращается в своих программных документах к исламу.

И в настоящее время, и в периоды подъема политической активности (распад СССР), всегда демократическое движение среди тюркских народов

248

Материалы конференции «Пути достижения межконфессионального согласия». Алматы, 1999.

249

Материалы Национальной высшей школы госуправления при Президенте РК.

250 Материалы конференции «Пути достижения межконфессионального согласия». Алматы, 1999. было по сути казахским, узбекским, тюркским, то есть национальным, этно-политическим, но не исламским.

Тем не менее, несмотря на свою ограниченность, исламский фактор в государствах Центральной Азии является социальной и политической данностью, отрицать которую сегодня невозможно.

В разных государствах значение его различно. Ислам оказывает постоянно влияние на происходящие там социально — политические процессы. Он формирует ценностные представления людей, регулирует отношения между ними.

Если ислам будет простым орудием политики, то это приведет к обострению борьбы между различными партиями и группировками, в первую очередь, между властью и оппозицией.

С другой стороны, в Центральной Азии есть силы, которые настаивают на ограничении роли религии, на выводе ее из политической сферы.

Очевидно, наиболее оптимальным вариантом решения является компромисс между светским и исламскими направлениями, без которого над центральноазиатскими обществами будет висеть угроза обострения социальных, межэтнических и конфессиональных конфликтов.

Необходимо поднимать уровень знания населением основ, нравственных ценностей, гуманистического содержания религиозных вероучений, представленных в центральноазиатском регионе.

Роль исламского фактора во внешней политике государств Центральной Азии может возрастать или уменьшаться в зависимости от решения конкретных политических задач и требований текущего момента.251

Как писал академик В.В. Бартольд: «Предсказать, какова будет роль религии в будущей жизни человечества, едва ли возможно; во всяком случае ислам как мировая религия, веками доказавшая свою жизнеспособность, осуществившая если не идеал свободы, то идеалы братства и равенства в большей степени, чем христианство, не будет вытеснен никакой другой. В мусульманском вероучении, как во всяком другом, много элементов, несовместимых с выводами науки и социальным прогрессом; эти элементы, как многие из положении Ветхого и Нового заветов в христианской Европе, фактически утратят силу без формальной отмены религиозными авторитетами. История ислама показывает, что он умеет приспособляется к новым условиям, несомненно, что им, вопреки Корану и сунне, будет выполнено и основное требование, предъявляемое современным культурным прогрессом ко всякой религии: быть только религией, без притязания подчинять себе всю государственную и общественную жизнь».252

Заслуживают внимания мнения зарубежных экспертов о том, что всплеск религиозного экстремизма в странах СНГ выгоден определенным силам, заинтересованным в дестабилизации ситуации, с одной стороны, и дискредитации ислама путем насаждения отрицательного имиджа этой религии, с другой.

Религиозный экстремизм - это общая проблема, с которой необходимо бороться самым решительным образом. Вместе с тем, недопустимо использовать ее в качестве основания для борьбы с исламом как мировой религией.

Любая борьба с экстремизмом не будет эффективной, если не будут решаться социально - экономические вопросы, в первую очередь, борьба с бедностью и падением жизненного уровня населения, социальным дискомфортом.

Нестабильность в Афганистане влияет на ситуацию в Центральной Азии вследствие присутствия на территории этой страны баз экстремистских и террористических групп, пытающихся дестабилизировать ситуацию в регионе. Поэтому без урегулирования «афганской проблемы» борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии будет малоэффективной.

252

Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

Нейтрализация терроризма невозможна без изоляции радикальных международных организаций, оказывающих всестороннюю помощь, включая финансовую, религиозным экстремистским организациям.

В борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии, огромное значение, приобретает пресечение таких сопутствующих негативных факторов, как незаконное распространение наркотиков, нелегальная иммиграция, контрабанда оружия.

Успешно противостоять терроризму и религиозному экстремизму можно только совместными усилиями государств на международном и региональном уровнях (в частности, в рамках Договора о коллективной безопасности, Шанхайской Организации Сотрудничества).

Важным условием борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в Центральной Азии является единство различных конфессий в регионе.

Запретительные и ограничительные меры по предотвращению экстремизма должны в одинаковой мере применяться в отношении всех без исключения религий, а не только ислама.

Вместе с тем, борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом должна вестись профессионально и не нести отпечаток «кампанейщины» и предвзятости. Она не должна превратиться в борьбу с религией вообще, не должна нарушать конституционные права граждан, свободу совести, ущемлять чувства верующих и наносить ущерб взаимоотношениям Казахстана со всеми странами, авторитету и интересам государства на внешнеполитической арене.

Исламский фактор в жизни общества ни в коем случае не должен войти в противоречие с задачами построения светского, демократического государства, сохранения межнационального и межконфессионального согласия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Даирова, Аделия Манарбековна, 2006 год

1. Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы. Материалы международной конференции. Алматы, 1999.2. Документы ООН А/С. 6/418.

2. Ислам и национальная безопасность новых независимых государств ЦА. Материалы международной конференции. Алматы, 2002.

3. Ислам и проблемы безопасности стран Центральной Азии. Материалы международной конференции. Алматы, 2002.

4. Ислам и современные международные отношения. Материалы международной научной конференции. Москва, 2000.

5. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2000.- 7. Материалы Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан.

6. Материалы Совета по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан.

7. О механизмах обеспечения межэтнической, межкультурной и межрелигиозной стабильности и согласия. Материалы межпарламентской конференции. Брюссель, 2005.

8. Послание Генерального Секретаря ООН К. Аннана участникам Съезда мировых религий и традиционно-национальных религий.

9. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан — 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Алматы, 1997.

10. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Астана, 2005.

11. Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии. Материалы международной конференции. Алматы, 2001.

12. Пути достижения межконфессионального согласия. Материалы республиканской научно-практической конференции. Алматы, 1999.

13. Религия и дипломатия. Материалы научной конференции. Москва, 2001.

14. Религия и общество: новые реалии. Материалы Национальной высшей школы государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Алматы, 1997.

15. Россия и Центральная Азия вопросы сотрудничества и безопасности. Материалы международной конференции. Москва, 2003.

16. Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998.1. Раздел II. Литература

17. Монографии и статьи на русском языке

18. Акимбеков С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003.

19. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. Москва,1998.

20. Антее П. Религии современности. История и вера. Москва, 2001.

21. Бажанов Е. Актуальные проблемы международных отношений. Москва, 2001.

22. Бажанов Е. Современный мир. Москва, 2004.

23. Бартольд В. Ислам и культура мусульманства. Москва, 1992.

24. Басилов В. Кармышева Д. Ислам у казахов. Москва, 1997.

25. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Москва, 1999.

26. Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике. Москва, 1999.

27. Вэа Р. Терроризм заводит странных друзей. Сан-Франциско, 2000. (на рус.яз.)

28. Гаджиев К. Введение в геополитику. Москва, 1998.

29. Герцен А. Былое и думы. Москва, 1969.

30. Деббагоглу А. Введение в исламскую экономику. Алматы, 1999.

31. Дербисали А. Духовное управление мусульман Казахстана. Алматы,2003.

32. Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. Москва, 2000.

33. Дипломатический ежегодник 2001. Сборник статей. Москва. 2002.

34. Дипломатический ежегодник 2003. Сборник статей. Москва. 2004.

35. Дипломатическая служба Республики Казахстан. Сборник. Алматы,2004.

36. Донцов В. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. Москва, 2001.

37. Дружиловский С. Сб. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. Москва, 1999.

38. Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001.

39. Есим Г. Артемьев А. Основы религиоведения. Алматы, 2003.

40. Жданов Н. Исламская концепция миропорядка. Москва, 2003.

41. Иванов И. Внешняя политика России и мир. М., 2000.

42. Иванов В. Трофимов Я. Религии Казахстана. Справочник. Алматы, 2003.

43. Игнатенко А. Ислам и политика. Москва, 2004.

44. Изречения, афоризмы и наставления великого вождя исламской революции Его светлости имама Хомейни. Тегеран, 1995. (на рус.яз.).

45. Иордан М. Ислам в Евразии. Москва, 2001.

46. Ислам. Краткий справочник. Москва, 1983.

47. Ислам и исламский терроризм. Справочник. Москва, 2003.

48. Ислам и политика. Сборник статей. Москва, 2001.

49. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. Сборник. Москва, 2001.

50. Ислам на современном Востоке. Сборник статей. Москва, 2004.

51. Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы, 1998.53. Коран. Москва, 1991.

52. Косиченко А., Ашимбаев М. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. Алматы, 2002.

53. Кривец Е. Ислам в Центральной Азии. Москва, 1999.

54. Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность. Алматы, 2002.

55. Лакер У. Истоки терроризма. Современный терроризм. Минск, 2000.

56. Ланда Р. Политический ислам: предварительные итоги. Москва, 2005.

57. Ланцов С. Террор и террористы. Словарь. Санкт-Петербург, 2004.

58. Лафонтен О. Общество будущего. Москва, 1990.

59. Малашенко А. Тренин Д. Время юга: Россия в Чечне, Чечня в России. Москва, 2002.

60. Мансуров Т. Казахстан и Россия: суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. Москва, 1997.

61. Мансуров Т. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. Москва, 2001.

62. Молдалиев О. Современные вызовы безопасности Кыргызстана и Центральной Азии. Бишкек, 2001.

63. Мукимджанова Р. Страны Центральной Азии: азиатский вектор внешней политики. Москва, 2005.

64. Мухаметшин Ф. Взгляд на исламский фундаментализм. Москва, 1998.

65. Назарбаев Н. В потоке истории. Алматы, 1999.

66. Назарбаев Н. Доклады, выступления, статьи. Москва, 1997.

67. Назарбаев Н. Критическое десятилетие. Алматы, 2003.

68. Назарбаев Н. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. Москва, 2002.

69. Национальные истории в советском и постсоветских государствах. Сборник статей. Москва, 1999.

70. Новые тенденции в международных отношениях в Азии. Сборник статей. Москва, 2002.

71. Нысанбаев А. Философия взаимопонимания. Алматы, 2001.

72. Нысанбаев А. Эволюция политической системы Казахстана. Алма-ты, 2001.

73. Олкотт М. Казахстан: не пройденный путь. Москва, 2003.

74. Политическая энциклопедия в 2 т. Москва, 1999.

75. Приоритеты казахстанской дипломатии на рубеже веков. Сборник статей. Москва, 2000.

76. Руа О. Политический ислам. Москва, 1992.

77. Санаи М. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. Москва, 2002.

78. Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий. Учебное пособие. М., 2004.

79. Стабильность и безопасность Казахстана на стыке веков. Сборник. Астана, 2000.

80. Султангалиева А. Ислам в Казахстане: история, этничность и общество. Алматы, 1998.

81. Сурдель Д. Ислам. Москва, 2004.

82. Сюкияйнен JI. Шариат и мусульманско-правовая культура. Москва, 1997.

83. Сюкияйнен JI. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. Москва, 2001.

84. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.

85. Токаев К. Под стягом независимости. Алматы, 1997.

86. Терроризм угроза человечеству в 21 веке. Сборник статей. Москва, 2003.

87. Хаджи Дербисали А. Духовное управление мусульман Казахстана. Алматы, 2003.

88. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка. Москва, 2003.

89. Хомейни Р. Путь к истине. Москва, 1995.

90. Яхья X. Ислам проклинает террор. Алматы, 2002.

91. Монографии и статьи на иностранном языке

92. Carlton D. and Scharf L. International terrorism and world security. 1995.

93. Cathbertson I. The new great game. London, 1996.

94. Dugard J. International terrorism: problems of definition. L., 1994.

95. Esposito J. The Islamic threat: myth or reality? NY, Oxford University Press, 1992.

96. Malisie R. Islam in the world. Oxford University Press, New York, 1994.

97. Mortimer E. Christianity and Islam. International Affairs, 1991.

98. Sivan E. Radical Islam // Modern politics. New Hawen, 1995.

99. Wilkinson P. Government and opposition. Three questions on terrorism. L., 1997.

100. International politik. 03/2002.

101. Раздел III. Периодические издания1. Российская периодика

102. Азия и Африка сегодня. № 2 (511), 2000.

103. Вестник Евразии. № 1(8), 2000.

104. Вестник Евразии. № 4(19), 2002.

105. Евразия. Народы. Культуры. Религии. № 1-2 (7-8), 2001.

106. Культура и религия. № 7,1991.

107. Мировая экономика и международные отношения. № 7,1996.

108. Религия и политика. № 2. 2000.

109. Россия в глобальной политике. № 3,2003.

110. Россия и мусульманский мир. № 10,1994.

111. Россия и мусульманский мир. № 2,1995.

112. Россия и мусульманский мир. № 4,2000.

113. Центральная Азия и Кавказ. №4,1999.

114. Центральная Азия и Кавказ. № 3,2000.

115. Центральная Азия и Кавказ. № 5,2002.116. Эксперт. №37 (297), 2001.1. Казахстанская периодика

116. Дипломатический курьер МИД PK. Январь март, 2001.

117. Казахстан и современный мир. № 3(6), 2003.

118. Казахстан Спектр. № 1 (19), 2002.

119. Казахстан Спектр. № 4 (22), 2002.

120. Казахстанская правда. № 272-273 (24212-24213), 2003.

121. Религия, общество, государство. № 4 (17), 2000.123. Саясат. № 3,1999.124. Саясат. № 12 (67), 2000.

122. Законодательство Республики Казахстан

123. Извлечение из Конституции Республики Казахстан 1995 г. (с изменениями и дополнениями от 7.10.98)1. Статья 5

124. Каждый имеет право на свободу совести.

125. Осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством.

126. Глава I. Общие положения Статья 1. Задачи закона

127. Глава П. Религиозные объединения в Республике Казахстан Статья 7. Религиозные объединения

128. Статья 9. Регистрация религиозных объединений

129. Статья II. Ликвидация религиозного объединения

130. Религиозное объединение ликвидируется в порядке и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством

131. Глава III. Права религиозных объединений и граждан, связанные со свободой вероисповедания

132. Статья 15. Международные связи и контакты верующих и религиозных объединений

133. Статья 16. Собственность религиозных объединений

134. Статья 17. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства, общественных объединений и граждан

135. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о свободе вероисповедания и религиозных объединениях, несут ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Статья 24. Международные договоры

136. Если международным договором Республики Казахстан установлены иные правила, чем содержащиеся в законодательстве о свободе вероисповедания и религиозных объединениях Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.

137. Внутренние угрозы Средний балл

138. Социально экономические проблемы 8,11

139. Коррупция в органах власти 7,39

140. Снижение образовательного уровня населения 6,724 Внутриэлитная борьба 6

141. Обострение межнациональных противоречий 5,78

142. Деятельность религиозных экстремистских организаций на территории ЦА 5,33

143. Нарушение прав и свобод гражданина 5,28

144. Сворачивание процессов демократического реформирования 5,11

145. Внешние угрозы Средний балл

146. Увеличение транзита наркотиков 6,5

147. Нестабильность в соседних государствах 6,06

148. Неконтролируемые миграционные процессы 5,72

149. Усиление политического влияния и военного присутствия западных стран 5,39

150. Идеологическая и информационная экспансия других государств 5,33

151. Экспорт религиозного, в том числе исламского экстремизма 5

152. Расширение экономического присутствия иностранных государств 4,61

153. Территориальные притязания соседних стран 4,5

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.