Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Байкова, Лилия Ильдаровна

  • Байкова, Лилия Ильдаровна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2004, Уфа
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 155
Байкова, Лилия Ильдаровна. Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Уфа. 2004. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Байкова, Лилия Ильдаровна

Введение

Глава 1.1.Проблемы генезиса мусульманского государства у арабов.

1.1 .Возникновение ислама. Раннее мусульманское государство.

1.2.Этапы развития средневековых арабо-исламских государств. 45 1.3. Роль и место средневековых арабо-исламских стран в типологии государства.

Глава II. Эволюция арабо-исламских государств в эпоху новейшего времени и проблемы их классификации.

2.1. Формы государства на Арабском Востоке: страновое разнообразие и региональное единство.

2.2. Субрегиональные варианты государственно-правового развития у арабов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект»

Актуальность темы исследования.

Последние десятилетия характеризуются возросшей активностью «исламского фактора» на самых разных уровнях: страновом, региональном, международном. События сентября 2001 г., происшедшие в США, воочию свидетельствуют о том, что небывалая активность исламистов способна провоцировать межгосударственные, а в перспективе и межцивилизационные конфликты, с непредсказуемыми последствиями.

Для того чтобы вести эффективную борьбу с негативными проявлениями «исламского фактора», необходимо изучить все те явления, которые так или иначе связаны с исламом.

Россия - родина миллиона мусульман. Поэтому для нашей страны данная задача приобретает особую значимость. Она всякий раз напоминает о себе, когда в Российской Федерации происходит обострение внутриполитической ситуации, связанное с действиями членов экстремистских организаций, созданных на Северном Кавказе. Об этой задаче в нашей стране вспоминают и тогда, когда возникает потребность «ответа» на исламский «вызов», который периодически исходит от некоторых государств дальнего зарубежья.

В связи с вышесказанным в отечественной и зарубежной науке наблюдается рост интереса ко «всему исламскому»: обществу, праву, государству. «Этот процесс в мировой политике получил название «исламский бум»1. Многие исследователи исламского мира и Арабского Востока посвятили свои работы возникновению и развитию именно ислама как религиозной системы, его распространению на территории, прилегающей к Аравийскому полуострову. Поэтому главное внимание ими уделялось социокультурной специфике общества, породившего ислам и исламскую цивилизацию. В полном соответствии с системой приоритетов, сложившейся в отечественной арабистике и исламоведении, феномен исламского

1 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 6,7. государства считался проблемой второстепенной и даже третьестепенной. Примером может служить название одной из коллективных работ - сборника статей, в основу которого «легли доклады, прочитанные на ежегодных сессиях ленинградских арабистов начиная с 1976 г.». Его название: «Ислам. Религия, общество, государство» - яркое проявление сложившегося в отечественном обществознании подхода.

В этой связи особую актуальность приобретают исследования, обладающие чертами междисциплинарности, но сохраняющие самую тесную связь с юриспруденцией. Определенные перспективы среди них сохраняют и те исследования, для которых характерно объединение сил и средств истории, теории государства и права, их сконцентрированность в рамках специфической междисциплинарной области - «теории истории». Такой подход позволяет реализовать потребности не только в трудах, обобщающих достижения других общественных наук, но и в специализированных научных исследованиях, которые нацелены на изучение возникновения и развития собственно исламского государства.

При таком подходе к объекту познания - исламской государственности - появляется возможность сконцентрировать главное внимание на тех проблемах, которые в отечественной юридической науке оставались на периферии познания. Прежде всего, недостаточно полно изучен сам генезис исламского государства, а также исторические формы мусульманских государств, принадлежащие к самым разным историческим эпохам (средневековья и новейшего времени).

Актуальность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что учеными-юристами до сих пор не решены проблемы, связанные с типологической принадлежностью исламских государств, их классификацией по регионам и субрегионам. Региональная и субрегиональная специфика государственно-правового развития, так или иначе, обнаруживает себя во всем исламском мире, но наиболее ярко она проявляется на Арабском

Востоке. К сожалению, отечественные исследователи не уделяют должного внимания государственно-правовым особенностям данного региона.

Отмеченные пробелы в определенной мере призвано восполнить настоящее диссертационное исследование.

Степень разработанности темы. Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с возникновением и развитием арабо-исламских государств, пока не привлек к себе должного внимания отечественной историко-юридической науки. Работа историков-юристов в этой области ограничивается подготовкой соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Единственной работой, принадлежащей крупному историку-юристу, в которой была предпринята попытка рассмотреть арабский государствогенез на монографическом уровне, является труд С.В.Юшкова, опубликованный еще в 1948 г. под названием «К проблеме образования феодального государства». Главное внимание С.В.Юшков здесь уделял своим излюбленным теоретическим конструкциям: «дофеодальному государству» и его социально-экономическим основам -«феодальному укладу» и «классу феодалов», феодальному «перевороту», при котором на смену «дофеодальному государству» приходит «феодальное государство» . Налицо стремление к иллюстрации классово-формационных постулатов примерами из истории Арабского халифата. Подобный подход в значительной мере обесценил результаты работы С.В.Юшкова, которая на сегодняшний день признана устаревшей, а ее содержание нуждается в коренном пересмотре.

Спорные сами по себе концептуальные положения, созданные С.В.Юшковым, приковывали внимание ученых к социально-экономической проблематике, оставляя на периферии исследовательского процесса проблемы собственно истории государства и права. К тому же, за пределами исследования С.В.Юшкова остался весь современный период государственно-правового развития Арабского Востока.

2 Юшков С.В. К проблеме образования феодального государства. М., 1948.

Образовавшийся пробел в какой-то мере восполняют труды Л.Р.Сюкияйнена - специалиста в области теории и истории мусульманского права, а также ученых-конституционалистов - Н.А.Заварнова, М.А.Сапроновой, В.Е.Чиркина, С.В.Чиркина. Однако в их работах подвергнута анализу теоретико-правовая и конституционно-правовая проблематика. Поэтому данными авторами не ставились и не решались задачи, прямо связанные с историко-теоретическим исследованием генезиса исламской государственности Арабского Востока.

Богатейший фактографический материал представлен в работах отечественных и зарубежных арабистов, исламоведов, востоковедов, специалистов по всеобщей истории. Однако он нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций теории и истории государства и права.

Объектом диссертационного исследования являются исторические разновидности арабо-исламских государств: их становление и развитие, как в эпоху средневековья, так и в период новейшего времени.

Предметом диссертационного исследования являются сущностные признаки и характеристики исламской государственности, проявившиеся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (средневековья и новейшего времени), выделенные путем понятийно-правового постижения.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном исследовании основных этапов и форм исламской государственности, осуществляемом на основе обобщающего историко-теоретического анализа различных концепций государствогенеза, созданных отечественными и зарубежными учеными; выявление их эвристических возможностей на материале одного из исторических государственно-правовых регионов - Арабского Востока. Цель работы состоит и в том, чтобы высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах, как «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и др.

Основные задачи диссертационного исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи:

- с использованием данных исторической науки установить основные причины возникновения исламского государства у арабов и выявить роль ислама в этом процессе;

- проанализировать параметры первого исламского государства;

- установить типологическую принадлежность исторических форм арабо-исламских государств Средневековья и Новейшего времени;

- выявить государственно-правовую специфику Арабского Востока -одного из самобытных исторических регионов исламского мира;

- определить основные формы современного исламского государства на примере стран Арабского Востока.

Теоретическая основа диссертации. Исследование опирается на анализ трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. Раскрывая значение ислама и исламской цивилизации для юридической науки, автор широко использовал работы отечественных арабистов и востоковедов: В.В.Бартольда, О.Е.Беляева, О.Г.Большакова, А.М.Васильева, Л.С.Васильева, П.А.Грязневича, И.П.Петрушевского, М.Б.Пиотровского, Л.И.Климовича и ДР

Особое внимание в диссертации уделяется работам, посвященным теории и истории государства и права. Среди них были использованы труды: А.И.Ковлера, В.В.Лазарева, Ф.М.Раянова, В.К.Самигуллина, Л.Р.Сюкияйнена, А.Н.Тимонина, И.Д.Левина, А.Г.Хабибуллина, Р.Х.Гилязутдиновой, Л.М.Энтина и др.

В диссертации были использованы и работы ученых- специалистов в области конституционного права: А.А.Мишина, Г.И.Муромцева, М.А.Сапроновой, Б.А.Страшуна, В.Е.Чиркина и др.

При анализе параметров первого исламского государства автор опирался на классические работы зарубежных авторов - социал- и политантропологов: Х.Дж. М. Классена, Э.Саутхолла, Э.Сервиса и др.

Определяя этапы и формы исламских государств Арабского Востока, устанавливая их типологическую принадлежность, диссертант широко использовал труды зарубежных арабистов и исламоведов: Абу Аль-Аля Аль Маудуди, Г. фон Грюнебаума, А.Массэ, Э.Саида, Сафи ар-Рахмана аль-Мубарафури и др.

Источниковая база диссертационного исследования.

Источниковую базу исследования составили Коран и Сунна, а также Конституции арабских государств. Сложность и глубина стоящих перед диссертантом проблем, обусловили привлечение достаточно широкого круга источников как официального, так и неофициального характера.

Во-первых, это научные труды, посвященные анализу таких явлений, как цивилизация, государство, раннее государство, исламское государство.

Во-вторых, это нормативные и нормативно-правовые акты: Коран, Сунна, конституции государств Арабского Востока.

В-третьих, - материалы периодической печати, в которых содержатся интересные факты, характеризующие современную государственно-правовую жизнь Арабского Востока.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применены методы познания, выявленные и разработанные современной наукой, такие как диалектический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование, посвященное историко-теоретической разработке сущностных признаков и характеристик исламской государственности, проявившихся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (Средневековья и Нового времени). Диссертация выполнена на стыке теории и истории государства и права. В ней сделана попытка междисциплинарного синтеза достижений российского государствоведения и отечественной историографии и российского государствоведения с лучшими образцами американской, арабской и западноевропейской научной мысли. Существенно обогащена теоретическая база исследования, на основе которой выявляется специфика государствообразования у арабов, раскрываются особенности последующей эволюции исламской государственности на материале одного из исторических государственно-правовых регионов.

Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

- Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти Мухаммада в Иасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства». В связи с этим следует особо отметить исключительно выдающийся личный вклад Мухаммада как в распространении ислама, так и в возникновении первого исламского государства;

- Мединская форма государствообразования - совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно при его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

- Исламская государственность — это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

- Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два основных этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» - религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифами; второй этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы - Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

- Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности: ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к процессам «взрывного» типа; частичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структур; наряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

- Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие - «Арабский государственно-правовой регион».

- Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, - формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

- Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка расширить границы познания истории государства и права зарубежных стран, теории государства и права на специфическом государственно-правовом материале стран Арабского Востока. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований и в процессе преподавания курсов «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», а также для создания учебных пособий.

Апробация результатов исследования

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию в выступлениях автора на межрегиональных всероссийских научно-практических конференциях: «Шариат: теория и практика». Уфа, 26-28 сентября 2000; «Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития». Уфа, 10-11 декабря 2002; в опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три и два раздела соответственно, заключения и списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Байкова, Лилия Ильдаровна

Заключение

Одной из особенностей конца XX столетия стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами, целью которых стало установление исламского правления на большинстве территорий, население которых исповедует ислам. В связи с этим, данные государства, в политической жизни которых наиболее активно действуют представители этих движений, встали в оппозицию к неисламскому миру.

Существует ли исламский мир в качестве субъекта международной политики?

На этот вопрос, как нам кажется, нельзя ответить однозначно. В мире известны исламские международные организации, которые практически дублируют международные организации глобального масштаба: Исламская комиссия Международного Красного Полумесяца (исламский аналог Международного Красного Креста), Исламский банк развития (аналог Международного банка развития), Исламская организация по образованию, науке и культуре (аналог ЮНЕСКО), Исламская федерация спортивной солидарности (аналог Всемирного олимпийского комитета) и др.

Между тем, несмотря на то, что исламский мир подразумевает под собой совокупность государств, существующих в различных точках земного шара, большинство населения которых исповедует ислам, именно различие уровня социально-экономического развития, разные геостратегические интересы, единства в самой религиозной системе - исламе, разная форма и степень исламизации общественной жизни позволяют говорить и о региональное™ в исламском мире.

Значительная доля исламских государств приходится на Арабский Восток. Именно вышеуказанные различия позволяют отделить страны Арабского Востока не только от иных европейских, латиноамериканских и иных стран, но и вместе с тем и от других исламских стран.

В связи с этим, в диссертации было предложено ввести в научный обиход понятие исторического государственно-правового региона -Арабский Восток. Прийти к такому выводу нам позволило изучение причин возникновение ислама и первого государства, построенного на принципах ислама. Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни той или иной современной арабской страны, появились возможности и для внутрирегиональной классификации стран Арабского Востока.

Проведенное исследование подводит к некоторым выводам, заключающимся в следующем:

- Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти

ЧУ

Мухаммада в Иасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства».

- Исламская государственность - это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

- Мединская форма государствообразования - совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно под его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

- Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» - религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифами; второй этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы - Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

- Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности: ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к «взрывному» типу; частичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структур; наряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

- Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие - «Арабский государственно-правовой регион».

6. Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, - формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

7. Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни той или иной современной арабской страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Байкова, Лилия Ильдаровна, 2004 год

1. Коран. Перевод с арабского языка И.Ю.Крачковского. М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1990. - 511 с.

2. Коран. Перевод с арабского языка В.Пороховой. М.: Центр Аль-Фуркан, 1997. - 630 с.

3. Хадисы. Перевод с арабского языка В.Пороховой М.: Центр Аль-Фуркан, 1998. - 255 с.

4. The Constitution of the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh, 1992. -16 c.

5. The Constitution of Kuwait. A1 Kuwait, 1962. -11 c.

6. The Constitution of the Yemeni Republic. Sanaa, 1991. 13 c.

7. The Constitution of the Republik of Mauritania. Nouakchott, 1991.-13 c.

8. The Constitution of the Arab Republik of Egypt. Cairo, 1971. 22 c.

9. The Constitution of the Hashemite Kingdom of Jordan. Amman, 1952. -18 c.2. Научная литература.

10. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Ислам сегодня / Абу Аль-Аля Аль Маудуди. М.: Бадр, 2002. - 32 с.

11. П.Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь / Э.Б.Алаев. М.: Мысль, 1983. - 290 с.

12. Ахмед Ан-Наим А. На пути к исламской реформации / Ахмед Ан-Наим А. Пер. с англ. М.: Изд-во «Музей и общественный центр им. А. Сахарова», 1999. - 284 с.

13. Баренбойм М. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера / М. Баренбойм . М.: Белые альвы, 1995. - 174 с.

14. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата: В 6 т. Т.6. М.: Наука, 1966. - 370 с.

15. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в ранее средневековье / Е.А.Беляев. М.: Наука, 1966. - 280 с.

16. Болыпаков О.Г. История Халифата 1. Ислам в Аравии 570-633 / О.Г.Большаков. М.: Наука, 1989. - 220 с.

17. Большаков О.Г. История Халифата 2. Эпоха великих завоеваний (633-656 гг.) / О.Г.Большаков. М.: Наука, 1993. - 294 с.

18. Васильев A.M. Факелы Персидского залива / А.М.Васильев. М.: Политиздат, 1976. - 174 с.

19. Васильев A.M. История Саудовской Аравии / А.М.Васильев. М.: Наука, 1998.-612 с.

20. Васильев J1.C. История Востока: В 2 т. Т.2. / Л.С.Васильев. М.: Классика плюс, 1994. - 494 с.

21. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С.Васильев. М.: Высшая школа, 1983. - 432 с.

22. Взгляд на ислам.- М.: Сантлада, 1992. 79 с.

23. Всеобщая история государства и права / К.И.Батыр и др. М.: Юристь, 1994.-416 с.

24. Георгиев А.Г. Нефтяные монархии Аравии / А.Г. Георгиев, В.В.Озолинг. М.: Наука, 1983. - 224 с.

25. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Учебник / Г.В.Голосов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 207 с.

26. Государство Кувейт. М.: Наука, 1999. 117 с.

27. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (6001258) / Г.Э. фон Грюнебаум. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1986. - 216 с.

28. Егорин А.З. Объединенные Арабские Эмираты / А.З.Егорин, В.А.Исаев. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997. - 287 с.

29. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н.В.Жданов. -М.: Международные отношения, 2003. 568 с.

30. Заварнов Н.А. Государственное право развивающихся стран. Учеб.пособие. М.: Наука, 1989. - 76 с.

31. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада / Ибн Хишам. -М.: ИД ИММАН, 1999. 652 с.

32. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа) / В.П. Илюшечкин. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1986. - 396 с.

33. Ислам: энциклопедический словарь / С.М.Прозоров и др. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.

34. Ислам. Краткий справочник. 2-е издание. М.: Наука, 1983. - 139 с.

35. Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1986. - 232 с.

36. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. - 187 с.

37. Каддафи Муаммар. Зеленая книга / Каддафи Муаммар. М.: Международные отношения, 1989. - 160 с.

38. Кенигсбергер Г. Средневековая Европа (400-1500). Пер. с англ. / Г.Кенигсбергер. М.: Весь мир, 2001. - 374 с.

39. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман / Г.М.Керимов.- М.: Леном, 1999.-303 с.

40. Климович Л.И. Происхождение ислама / Л.ИКлимович. М.: Атеист, 1931. - 105 с.

41. Климович Л.И. Ислам. Очерки / Л.И.Климович. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. - 288 с.

42. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории / А.И.Ковлер. М.: Наука, 1990. - 256 с.

43. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1-2. Часть общая: Учебник / Б.А.Страшун и др. М.: Изд-во БЕК, 2000. - 784 с.

44. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / А.И.Косарев. М.: Норма, 2002. - 464 с.

45. Крашенинникова Н.А. История права: Курс лекций / Н.А.Крашенинникова. М.: Изд-во БЕК, 1994. - 172 с.

46. Левин И.Д. Государственный строй стран Арабского Востока / И.Д.Левин, В.А.Мамаев. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1957. - 312 с.

47. Ленин В.И. Государство и революция: Полн. собр. соч. Т.ЗЗ. М.: Политиздат, 1986. -407 с.

48. Лики Востока. Мудрость вождей. М.: ОЛМА- Пресс, 2000. - 189 с.

49. Массэ А. Ислам. Очерк истории / А.Массэ. М.: Изд-во восточной литературы, 1982. - 230 с.

50. Международное право: Учебник / Ю.М.Колосов, В.И. Кузнецов, и др. М.: Юристъ, 1995. - 672 с.

51. Мельников Е.Н. Политический и государственный строй Ливана / Е.Н.Мельников. М.: Изд-во восточной литературы, 1974. - 150 с.

52. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 6-е изд., перераб. и допол. / А.А.Мишин. -М.: Белые альвы, 1998. -456 с.

53. Муромцев Г.И. Конституции арабских государств / Г.И.Муромцев. -М.: Норма, 1982.-207 с.

54. Мусульманские страны: религия и политика (70-80 годы). Сборник статей / А.В.Маляшенко, И.М. Музикарж, и др. М.: АН СССР. Институт востоковедения, 1991. - 230 с.

55. Николаев Б.Н. Ислам и государство / Б.Н.Николаев. М.: Атеист, 1931.-115 с.

56. Общая теория права и государства: Учебник / В.В.Лазарев и др. -М.: Юристь, 2001. 399 с.

57. Папаян Р.А. Христианские корни современного права / Р.А.Папаян. М.: Норма, 2002. - 403 с.

58. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в 7-15 вв. / И.П.Петрушевский. -JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. 49 с.5 9. По литология: Учебник для вузов / М.А.Василика и др. М.: Юристь, 2002. - 592 с.

59. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / А.Я.Сухарев и др. М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 840 с.

60. Проблемы социально-экономических формаций. Сб. статей. М.: Наука, 1975.-122 с.

61. Развитие капитализма в арабском мире / Р.Н.Андреасян и др. М.: Наука, 1988.- 157 с.

62. Раянов Ф.М. Азбука государства и права / Ф.М.Раянов. Уфа : Изд-во Башкирского ун-та, 1997. - 159 с.

63. Гладкий Ю.Б. Регионоведение: Учебник / Ю.Б. Гладкий, А.И.Чистобаев. М.: Гардарики, 2000. - 384 с.

64. Сапронова М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989-1999) / М.А.Сапронова. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1999. - 165 с.

65. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции / М.А.Сапронова. М.: МГИМО; «Российская политическая энциклопедия», 2001. - 216 с.

66. Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик / М.А.Сапронова. М.: ИД Муравей, 2003. - 328 с.бБ.Самигуллин В.К. Теория государства и права / В.К.Самигуллин, А.Н.Тимонин. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1994. - 67 с.

67. Саудовская Аравия. Справочник / В.В.Озолинг и др. М.: Наука, 1980.-213 с.

68. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Мухаммад / Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. М.: Бадр, 2000. - 373 с.

69. Сейед Мохаммад Хатами. Традиция и мысль во власти авторитаризма / Сейед Мохаммад Хатами. М.: Изд-во Московского ун-та, 2001.-288 с.

70. Соловьев B.C. История и будущность теократии. В 12 т. Т. 3. -СПб.: Изд-во «Общественная польза», 1903. 214 с.

71. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике 19-20 вв. / М.Т.Степанянц. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы, 1982. - 248 с.

72. Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право / Л.Р.Сюкияйнен. М.: Наука, 1986.-254 с.

73. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М.Корельский, В.Д. Перевалов, и др. М.: Норма, 1999.-616 с.

74. Теория государства и права. Учебник. / М.И.Марченко и др. М.: ООО «ТК Велби», 2000. - 640 с.

75. Тимонин А.Н. Проблемы генезиса Древнерусского государства / А.Н.Тимонин. Уфа: Изд-во Башкирского ун-ва, 1997. - 232 с.

76. Тойнби А.Дж. Постижение истории: пер. с англ./ А.Дж. Тойнби. -М.: Айрис-пресс, 1991. 736 с.

77. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник статей: пер. с англ. / А.Дж. Тойнби. М.: Айрис-пресс, 2002. - 592 с.

78. Торнау Т. Изложение началъ мусульманского законоведения / Т. Торнау. СПб.: МНТПО «Адир», 1991. - 475 с.

79. Тунисская Республика. М.: Наука, 1993. - 134 с.

80. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 605 с.

81. Хрестоматия по исламу / В.В.Полосин, М.Б.Пиотровский, и др. М.: Наука: Главное изд-во восточной литературы, 1986. - 238 с.

82. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права / З.М.Черниловский. М.: Юристь, 1996. - 576 с.

83. Честное И.JI. История политических и правовых учений: краткое изложение и методические рекомендации по самостоятельному изучению. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 62 с. 86.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В.Е.Чиркин. - М.:

84. Юристъ, 1999. 400 с. 87.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник /

85. B.Е.Чиркин. -М.: Юристъ, 2002. 622 с.

86. Шеин О. Ливийский опыт упразднения государства, www. komsomol.narod.ru/articles/shein on libya.htm.

87. Швецов B.C. Государственный суверенитет / В.С.Швецов. М.: Наука, 1979.-302 с.

88. Юшков С.В. К проблеме образования феодального государства /

89. C.В.Юшков. М.: Московский юрид. ин-т, 1948. - 72 с. 91.Энтин Л.М. Политические системы развивающихся странгосударство и политические партии в странах Азии и Африки). -М.: Наука, 1978.-159 с.

90. Burdo G. Driot Constitutionnel et. Institutions Politiques. P., 1974. -216 p.

91. Dahl R. Poliarchy: Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press, 1971. - 197 p.

92. Dam N. van. The struggle for power in Syria: Sektarianizm, regionalism and tribalism in politics, 1961-1978. L.: Groom Helm, 1979. - 98 p.

93. Duverger M. Institutions Politiques et Driot Constitutionnel.- P., 1970. -113 p.

94. Claessen H.J.M., Skalnik P. The Early State: Models and Reality. -L.: The Hague, 1978. 117 p.

95. Статьи из журналов и сборников.

96. Бруншвиг Р. Проблематичность исламской цивилизации / Р. Бруншвиг И Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: учебн. пособие для студ./Под ред. Б.С.Ерасова: Сб. ст. М., 1998 -С. 347-349.

97. Грязневич П.А. Ислам и государство / П.А.Грязневич // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. М., 1984. - С. 189-203.

98. Грязневич П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе / П.А.Грязневич // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. М., 1984. - С. 161-174.

99. Ионов И.Н. Российская цивилизация и ее парадоксы / И.Н.Ионов //История России: Теоретические проблемы. Вып.1. Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения/ Отв. ред. А.С.Сенявский: Сб. ст.- М., 2002. С. 139-156.

100. Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма / Х.Дж.М. Классен // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000. - С. 6-23.

101. Карнейро Р. Процесс или стадия: ложная дихотомия в исследовании истории возникновения государства / Р.Карнейро // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000. - С. 84-94.

102. Крадин Н.Н. Кочевники. Мир-империи и социальная эволюция / Н.Н.Крадин // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000.-С. 314-336.

103. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун // Этнические аспекты власти: Сб. ст.- СПб., 1995. С. 18-34.

104. Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии 7 в. / М.Б.Пиотровский // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. -М., 1984.-С. 19-35.

105. Рахимов P.P. Концепция лидерства в культуре таджиков / Р.Р.Рахимов // Этнические аспекты власти: Сб. ст. — СПб., 1995. С. 138-188.

106. Сабов А. Бес Саддама / А.Сабов // Российская газета. 22 марта 2003.

107. Сагадеев А.В. Авторитаризм и поиски легитимности в модернизирующемся арабском мире / А.В .Сагадеев //Авторитаризм и модернизация в странах Азии и Африки: Сб. ст.- М., 1994. С. 1340.

108. Саутхолл Э. О возникновении государств / Э.Саутхолл //Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст.- М., 2000. С. 130136.

109. Сервис Э. О происхождении государства и цивилизации / Э. Сервис // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студентов вузов: Сб. ст.- М., 1998. С. 155-157.

110. Спенсер Ч. Политическая экономия становления первичного государства / Ч. Спенсер //Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М.,2000.-С. 137-154.

111. Сюкияйнен JI.P. Мусульманская государственно-правовая доктрина / JI.P. Сюкияйнен //Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Т.1.: Сб. ст. М., 1987. -С. 277-317.

112. Чиркин С.В. Арабский Халифат / С.В. Чиркин //История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. -М., 2001.- С. 498-505.

113. Чистяков О.И. Введение в историко-правовые науки / О.И. Чистяков // Вестник Московского университета. 1996.- №4. - С. 710.

114. Шаповалов В.Ф. Россия как цивилизация / В.Ф. Шаповалов // История России. Теоретические проблемы. Вып.1. Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения: Сб. ст. М., 2002. - С. 112-139.4. Авторефераты диссертаций.

115. Тимонин А.Н. Исторический генезис Древнерусского государства: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук / А.Н.Тимонин; Санкт-Петербургский государственный ун-т. СПб, 1997. - 48 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.