ИСЛАМОФОБИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.04, кандидат наук Раджабов Наджиб Саитумбарович

  • Раджабов Наджиб Саитумбарович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан
  • Специальность ВАК РФ23.00.04
  • Количество страниц 165
Раджабов Наджиб Саитумбарович. ИСЛАМОФОБИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: дис. кандидат наук: 23.00.04 - Политические проблемы международных отношений и глобального развития. Институт философии, политологии и права им. А. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2016. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Раджабов Наджиб Саитумбарович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ИСЛАМОФОБИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВЛИЯНИЯ НА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1.1. Понятие исламофобии и основные подходы к ее исследованию

1.2. Исламофобия в межэтнических и межконфессиональных процессах в западноевропейских сообществах

1.3. Исламофобия в процессе геополитического противостояния

христианского Запада и мусульманского Востока

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМОФОБИИ НА ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКИЕ ОБЩЕСТВА

2.1. Соотношение ислама, исламизма и исламофобии в современных политических процессах в центральноазиатских обществах

2.2. Религиозный экстремизм как фактор исламофобии в центральноазиатских обществах и особенности его проявления в современных условиях

2.3.Применимость опыта западноевропейских сообществ по продвижению религиозного равенства и толерантности в центральноазиатских

обществах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ИСЛАМОФОБИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

ВВЕДЕНИЕ

После окончания Второй мировой войны, европейские страны нуждались в притоке новой рабочей силы для восстановления и развития своих экономик, разоренных войной. Кроме того, во многих развитых странах Западной Европы наметилась тенденция старения и депопуляции населения. В этих условиях вырос иммиграционный поток, который, с одной стороны, стал результатом дезинтеграции колониальных империй и ухудшения условий жизни в странах «третьего мира» и, с другой стороны, быстрый экономический рост в Западной Европе, которая многим мигрантам представлялась регионом всеобщего благоденствия. Особенно актуальными вопросы иммиграции стали во второй половине XX века.

Актуальность темы. Новые волны миграции мусульман стимулировали периодические всплески национализма и ксенофобских настроений, а также появления такого феномена как исламофобия. Периодические всплески исламофобии наблюдались в ряде государств Западной Европы. Политическое «эхо» событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, взрывы 11 марта 2004 г. в Мадриде и теракты 7 июля 2005 г. в Лондоне, убийства праворадикального политика П.Фортейпа и режиссера Т.Ван Гога в Нидерландах, французские «бунты предместий» 2005 г. и общемировой резонанс датского «карикатурного скандала» 2006 г., нападение и убийство сотрудников французского сатирического еженедельника «Шарли Эбдо» 7 января 2015 г. за публикацию карикатуры на пророка Мухаммеда и, наконец, нынешняя массовая миграция мусульман-беженцев из Сирии, Ирака, Афганистана и государств Северной Африки в страны Европейского союза вследствие вооруженного конфликта сопровождались возникновением исламофобских настроений. Хотя Парламентская Ассамблея Совета Европы

(ПАСЕ) осудила исламофобию как форму расизма, она остается реальностью публичной жизни, проявляется в качестве феномена общественного бытия -умонастроений, идей, разрозненных политических событий и др.

Исламофобия в настоящее время в западноевропейских странах проявляется как определенные настроения, аморфные ценностные представления, функционирующие на уровне обыденного сознания достаточно широких социальных слоев. Актуализация этих настроений поддерживается современными миграционными процессами, которые способствуют укоренению в западноевропейских странах анклавов традиционной исламской культуры и провоцируют в определенных социальных слоях реанимацию расовых идей превосходства одной нации над другой.

Следует указать, что исламофобия представлена на двух уровнях: обыденных, несистематизированных, фрагментарных оценок и умонастроений, которые имеют коллективный характер, разделяется представителями различных социальных слоев и выступают основой для субкультурных группировок и теоретических идей, которые черпаются из целого веера идеологических и политических течений второй половины ХХ в.

Описанная ситуация, с одной стороны, объясняет теоретическую и практическую актуальность комплексного исследования предпосылок и причин возникновения исламофобии, форм и уровней ее существования в странах Западной Европы в современных политических, социоэкономических и социокультурных условиях и специфику проявления исламофобии в центральноазиатских обществах. С другой стороны, она диктует необходимость вскрытия мировоззренческих и смыслообразующих аспектов политики, которые находят выражение в исламофобии; дать их интерпретации, показать психологическое и культурное родство и сходство с

сионизмом, расизмом и другими деструктивными явлениями ХХ в. Поэтому исследование этого круга проблем является актуальным, будет находиться в центре данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. В последние два десятилетия к исследованию феномена исламофобии все чаще обращаются ученые различных стран. Ведущей тенденцией в интерпретации данного явления является стремление исследователей связать исламофобию с антисемитизмом, а также показать исламизм как питательную среду для современного терроризма. При этом исследователи стремятся доказать, что исламизм по большей части остается явлением, проповедующим социальную деструкцию и нестабильность, что объединяет его непосредственную связь с терроризмом.

В последние годы благодаря исследовательским работам Абашина С.Н., Гатаговой Л., Калета А., Канаха А.М., Косачева К.И., Крымина А., Литвака М., Малахова В.С., Малашенко А.В., Понамаревой А.М., Сидорова Д.В., Синцова Н., Собянина А., Ушакова В.Н., Энгельгардта А., Эткина М. и многих других1 были достигнуты значительные успехи, обусловленные теоретическим и прикладным подходом исследователей к рассмотрению различных аспектов интерпретации исламофобии, систематизации признаков

1 См.: Абашин С.Н. Исламофобия // Гуманитарная мысль Юга России. - 2005. - №1. - С. 20-26;Гатагова Л. Между страхом и ненавистью: исламофобия в России // Журнал «Родина», 2006, №6; Канах А.М. Исламофобия как политическое явление XXI века // Вюник СевДТУ. Вип. 91: Полгголопя: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2008. - С. 128-131; Крымин А.В., Энгельгардт Г.Н. Исламофобия // Отечественные записки. - 2003. - № 5(14). - С. 108-114; Малахов В. С. Грозит ли Европе исламизация? // Отечественные записки? № 1 (52) 2013; Малашенко А.В. Ислам: вид из Кремля // Россия и мусульманский мир, 2014, №8. - С.54-61; Понамарева А. М. Социокультурная адаптация мусульманских общин в западноевропейских обществах: Автореф. дисс... канд. социолог. наук. - М., 2010. - 18 с.; Сидоров Д.В. Исламофобия в современной России // Обозреватель-Observer №5, 2014. - С.34-41; Синцов Н. Исламофобия -история заболевания // Военно-промышленный курьер, выпуск № 28 (496) за 24 июля 2013 г.; Собянин А., Калет А. Исламофобия //Журнал КБЬОА. - 2004. - №5 (95); Ушаков В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. - М. - Бишкек: КРСУ, 2005. - 206 с.; Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины - "страшилки" // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 1(7).

и основных тенденций ее проявления в социально-политических процессах в различных регионах мира.

В процессе исследования исламофобии диссертант обращался и к публикациям некоторых зарубежных авторов - Ф.Кардини, Д.Матью, Т. Рамадан, Э.Саид, Т.М.Савадж, А.К.Таш, П.Уербнер, Халлидей, С.Шарбонниер и др.2

Свою лепту в исследовании исламофобии внесли такие центральноазиатские ученые, как Акаев В., Аминиян Б., Артиков М., Байдаров Е., Жумалы Р., Зокиров Г.Н., Махмадов А.Н., Мингишева Н., Мурзахалилов К., Мусаев Б.Ф., Олимов К., Саидов Ш., Сейсенбекова Ж., Хайдаров Р. Д., Шоисматуллоев Ш., Яздони Н. и др.

2 Кардини Ф. Европа и ислам: история непонимания. Санкт-Петербург: Alexandria, 2007. - 332 с.; Ramadan T. Le musulmans de l"Europe prises en tenaille // Le Monde diplomatique. Juin, 2000. - P. 12 - 13; Said. V. Edward. Orientalism. London: Penguin book, 1978; Timothy M. Savage. Europe and Islam: Crescent Waxing, Cultures Clashing // The Washington Quarterly, Summer 2004, pp. 25-50; Abdul Qatar Tash. Islamophobia in the West // The Washington Report. - 1996. - November/December. - Р. 28; Matthew Duss et al. Fear, Inc. 2.0. The Islamophobia Network's Efforts to Manufacture Hate in America. Washington: Center for American Progress, 2015, 80 p.; Pnina Werbner. Islamophobia, Incitement to Religious Hatred-Legislating for a New Fear? // Anthropology Today, vol. 21, no. 1 (2005), рр. 5-9; Halliday. Islamophobia Reconsidered // Ethnic and Racial Studies 22, no. 5 (September 1999), рр. 892-902; Charbonnier Stéphane. Letter to the Islamophobia Frauds Who Play into the Hands of Racists. Translation by John Lichfield. France, 2015.

3См.:Акаев В. Исламофобия как политика//Центральная Азия и Кавказ, №3, 2000; Аминиян Б. Исламофобия на Западе: причины и особенности // Аму-Дарья. 2008, № 2. - С.107-133; Артиков М. Парадигмы межрелигиозной толерантности в Узбекистане: история и современность // Россия и мусульманский мир, 2012, №9. - C.94-104; Байдаров Е. Религия и Ислам в Казахстане: социокультурный аспект. Монография. Изд-во «Lambert Academic Publishing», 2014. - С.23-34; Жумалы Р. Исламофобия в Казахстане - это не боязнь ислама // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.stanradar.com/news/full/4042-ekspert-islamofobija-v-kazahstane-eto-ne-bojazn-islama.html (Дата посещения 5.07.2015 г.); Махмадов А.Н., Хапёрская Л.Л. Современный Таджикистан: диалектика независимости и интеграции (политико-правовой анализ). -Душанбе, 2016. - С.65-98; Мингишева Н. Современные исламские движения и группы в постсоветском Казахстане: некоторые методологические аспекты // Россия и мусульманский мир, 2015, №2. - С. 65-71; Мурзахалилов К. Ислам в Кыргызстане: становление и перспектива развития/Секуляризм и ислам в современном государстве: что их объединяет?/Материалы международного «круглого стола» (г. Алматы, 30 ноября 2007 г.)/Отв. ред. Б.К. Султанов. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2008. - С. 190-191; Мусаев Б.Ф. Исламофобия в зеркале мифа // http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1342939980 (Дата посещения 02.11.2013 г.); Олимов К. Диалектика светского и религиозного мировоззрения в условиях построения национального государства // Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент. - Душанбе: Деваштич, 2004. - C.65-77; Саидов Ш.Ш. Исламский фактор и его влияние на

политические процессы центральноазиатского региона (на материалах Республики Таджикистан): дисс.....

канд. полит. наук. - Душанбе, 2014. - 175 с.; Сейсенбекова Ж. Эксперт: Исламофобия в Казахстане это не боязнь ислама //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/ekspert-islamofobiya-v-kazahstane-eto-ne-boyazn-islama-202165/ (Дата посещения 5.07.2015 г.); Шоисматуллоев Ш.

Различным аспектам социальной интерпретации исламофобии посвящены работы зарубежных и российских исследователей. Так, исламофобия в межэтнических и межконфессиональных процессах рассматриваются немецкими социологами Г. Зиммель, И. Нойманн, С.Цвемер и А. Шюц через создание образа врага и противопоставления «свои-чужие», сопоставление образа «своего» со сконструированным образом «другого», «чужого», его стереотипизации для понимания причин исламофобии, так как стереотипизация не учитывает индивидуальность человека, но допускает

4

критических замечаний в его адрес .

Политологи, социологи и философы рассматривают три основных теоретических подхода к изучению фактора исламофобии: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Эти подходы сходятся в том, что изначально необходимым условием существования фактора исламофобии является наличие дихотомического отношения «мы-они», то есть «свои -чужие», в контексте этнической идентичности, поскольку этническая идентичность предполагает отношения между группами людей, члены которых рассматривают друг друга как различающихся по каким-либо культурным характеристикам. Отличие указанных подходов заключается в том, что они по-разному объясняют причины возникновения фактора исламофобии, его основания «свои - чужие» и образа «чужого», в частности.

Инструменталистское направление (Д. Хоровиц, А. Коэн, К. Янг, Н. Н. Чебоксаров, Ю. В. Арутюнян, А. Г. Здравомыслов, А. А. Цуциев, Р. Г.

Некоторые итоги социологического анализа религиозной ситуации в Таджикистане // Известия АН РТ. Серия философия и право, 2011, № 2. - С. 45-52; Яздони Н. Хикмати озодагон. - Душанбе, 2009. - 276 с.

4 Зиммель Г. Экскурс о чужаке // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». - СПб, 2008. - С. 7-13; Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2004. - 336 a;Samue1 M. Zwemer. The Disintegration of Islam. «Forgotten Books», 2015. - P.34-45; Шюц А. Чужак // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 533-549.

Абдулатипов и др.5) отмечает детерминирующую роль социальных и политических интересов в формировании исламофобских образов. В их трудах отмечается, что обособленность от других и принадлежность к определенной этнической группе является осознанным выбором индивида, осуществляемым с чисто прагматических позиций - для получения определенных политических, экономических, социальных привилегий.

Конструктивистский подход (П.Бергер, Т.Лукман, И.Нойманн, Ф.Барт, Э.Геллнер, Б.Андерсон, Т.Эриксен, Э.Дж.Хобсбаум, О.Бауэр, Дж.Бройн, К.Вердери и др.6) транслирует образ «чужой» этнической группы при помощи СМИ. Исследования методов формирования образа «врага» в СМИ как каналов трансляции и конструирования фактора исламофобии берут начало в работах как западных, так и российских авторов. Анализ их работ показывает, что при общих тенденциях роста ксенофобии структура этого явления в Западной Европе и России различается. В России ксенофобия чаще всего принимает формы этнофобии и мигрантофобии. Предубеждения против мусульман пока являются производными от этно - и мигрантофобии. В Западной Европе главная форма ксенофобии - это исламофобия. Люди с

5См.: Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, 1985; Cohen A. The Symbolic Construction of Community, London, 1985; Янг К. Диалектика культурного плюрализма: концепция и реальность // Этничность и власть в полиэтничных государствах. - М.: Наука, 1994. - С. 112; Чебоксаров Н.Н. Народы, расы, культуры. - М., 1971; Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность в постсоветском пространстве: соперничество теоретических парадигм // Социологический журнал, 2003, № 3. - С.20-50; Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". - М.: Мысль, 1991.

6См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания - М., 1995; Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей. -М., 2004; BarthF. Ethnic Groupsand Boundaries.The Social Organisation of Cultural Difference. Ed. By F. Barth.Bergen, Oslo, London, 1969; Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991; Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М., 2001; Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993, P.12; Хобсбаум Э. Дж. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе//Нации и национализм. - М.,2002; Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм. - М., 2002; Бройн Дж. Подходы к исследованию национализма // Нации и национализм. - М., 2002; Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. - М., 2002.

антиисламскими настроениями не различают представителей данной религии по этническому признаку.

Примордиалистский подход (С. Гевер, Г. Э. фон Грюнебаум, Э. Шилз, П. Ван ден Берге, К. Гирц, Л. Н. Гумилев, С. М. Широкогоров и др.7) рассматривает идентичность этноса как объективную данность, изначальную (примордиальную) характеристику человечества. Идентичность этноса - это нечто такое, что есть у каждого этноса и необходимо ему для существования и деятельности в социальной среде. Так, видный исследователь классического ислама Г. Э. фон Грюнебаум подчеркивал примордиальность исламской самодостаточности: «Абсолют ислама самодостаточен; абсолютная правда

о

самодостаточна...» . Он имел в виду, что ислам это целостная религия и что мусульманская идентичность не требует дополнительных усилий. Однако, он указывает на причины конфликта между общеисламской идентичности и местными культурными образцами: создание сектантских общностей и движений в рамках ислама, возможность в исламе различных локальных организационных вариантов, противопоставление универсальной нормы и локальной практики, более высокий уровень культуры в некоторых регионах, куда ислам пришел, наличие как минимум трех типов стран с мусульманским населением (страны с доминирующим традиционным исламским населением, страны с традиционным исламским меньшинством, страны с мигрантским исламским меньшинством).

7См.: Hewer C. T. R. Understanding Islam. - М.: Изд-во «Книга по Требованию», 2014. - С.23-43; Грюнебаум Г. Э., фон. Становление и особенности исламской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Ерасов Б. С. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 344; Shils E. Primordial, personal, sacred and civil ties // British Journal of Sociology, 1957, р.13-24; Van den Berghe P.L. Race and Racism: A Comparative Perspective. N.Y.: John Wiley and Sons, 1978; Geertz C. The Interpretation of Cultures, 1973; Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989; Широкогоров С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923.

8 Грюнебаум Г. Э., фон. Становление и особенности исламской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Ерасов Б. С. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 344

В последнее десятилетие большим шагом в деле правовой характеристики исламофобии стали резолюция ПАСЕ №1743 от 23 июня 2010 г. и рекомендация ПАСЕ №1927 от 23 июня 2010 г. под названием «Ислам, исламизм и исламофобия в Европе»9, которая директивно отделила ислам от исламизма и исламофобии.

В общем же, можно сказать, что сегодня очень мало комплексных системных исследований по исламофобии, а также не наблюдается научных подходов в решении данной проблемы. Указанные выше работы, хотя и дают общий и всесторонний взгляд на исламофобию, в тоже время зачастую страдают поверхностностью и отсутствием предложений по решению сложившейся в мире ситуации.

Объектом исследования является феномен исламофобии в политических процессах стран Западной Европы на современном этапе.

Предметом исследования является определение сути исламофобии, ее виды, формы и уровни, а также ее влияние на западноевропейское и центральноазиатское общества.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании исламофобии в политических процессах Западной Европы и ее влияние на центральноазиатские общества.

В соответствии с целями диссертации поставлены следующие задачи: - охарактеризовать основные подходы к исследованию исламофобии, которые сформировались в политических науках;

9Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы №1743 от 23 июня 2010 года под названием «Ислам, исламизм и исламофобия в Европе» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.coe.int/t/r/

parliamentary_assembly/[russian_documents]/[2010]/%5BJun2010%5D/Res1743_rus.asp_(Дата обращения 7

сентября 2015 г.); Рекомендация Парламентской Ассамблеи СЕ№1927 от 23 июня 2010 года под названием «Ислам, исламизм и исламофобия в Европе» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.coe.int/t/r/

parliamentary_assembly/[russian_documents]/[2010]/%5BJun2010%5D/Rec1927_rus.asp_(Дата обращения 7

сентября 2015 г.)

- выявить влияние исламофобии в межэтнических и межконфессиональных процессах в западноевропейских сообществах;

- определить роль исламофобии в процессе геополитического противостояния христианского Запада и мусульманского Востока;

- исследовать соотношение ислама, исламизма и исламофобии в современных политических процессах в центральноазиатских обществах;

- исследовать религиозный экстремизм как фактор исламофобии в центральноазиатских обществах и особенности его проявления в современных условиях;

- оценить применимость опыта западноевропейских сообществ по продвижению религиозного равенства и толерантности в центральноазиатских обществах.

Теоретико-методологической основой исследования является совокупность методов современной политической науки, применяемых для анализа политических процессов и их контекстов. К ним относятся:

- принцип системности, который, с одной стороны, дает возможность рассмотреть фактор исламофобии в контексте ислама как социальной системы, а с другой - как проблему в мусульманских анклавах Западной Европы и в центральноазиатских обществах в целом;

- сравнительно-исторический анализ, который предоставляет возможность сопоставить этапы возникновения и развития исламофобии в западноевропейских сообществах и особенности ее проявления в центральноазиатских обществах и определить закономерности ее эволюции;

- сравнительный политический анализ, с помощью которого можно дать типологические характеристики различных форм проявления исламофобии в политическом процессе Западной Европы и центральноазиатских обществах;

- культурологический подход, который позволяет понять особенности ислама как религии, специфику взаимодействия западной и исламской цивилизаций, их реакцию друг на друга в контексте исламофилии и исламофобии. Такой подход удерживает исследователей от применения однобокой схемы «западного ориентализма» (Э. Саид).

Эмпирической базой исследования стали результаты авторского анализа публикаций отечественных и зарубежных СМИ, социологических опросов. Информационное обеспечение исследования также включало в себя данные о количестве мусульман-мигрантов в Западной Европе и рабочих материалов Европейского центра по мониторингу проявлений расизма и ксенофобии. В качестве нормативной базы привлекались законодательные акты и другие официальные документы ПАСЕ. С целью обеспечить панорамное видение проблемы помимо информации официальных СМИ и научной литературы были использованы соответствующие материалы сети Интернет.

Научная новизна диссертации состоит в предпринятой попытке комплексно исследовать механизмы интеграции мусульман в инокультурную среду. Этот вопрос является предметом научных исследований за рубежом и в России, однако в них он рассматривается лишь фрагментарно. Определены основные этапы формирования мусульманских общин в Западной Европе и появления исламофобии, проанализирован данный фактор в межэтнических и межконфессиональных процессах в западноевропейских государствах и в контексте геополитического процесса между христианским Западом и мусульманским Востоком. Это дало возможность выявить причины исламофобских настроений в центральноазиатских обществах и меры по их противодействию, благодаря которому стало возможным исследование малоизученных аспектов в отечественной политологии, связанных с

исламофобией во взаимоотношениях коренного населения Центральной Азии, причинами роста экстремистских настроений в мусульманской среде.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Исламофобия - это сложное, неоднозначное, многослойное социально-политическое явление, включающее в себя различные формы, способы и уровни проявления. На обыденном уровне исламофобия проявляется как определенные настроения, аморфные представления достаточно широких социальных слоев, в основе которых лежит иррациональный страх (фобия), боязнь ислама и различные формы негативной реакции на ислам, связанные с незнанием и искаженным представлениям об исторически сложившемся особом образе жизни, традиций, обычаев и нравов мусульман. На теоретическом уровне данное явление включает сущностные характеристики исламофобии, которые черпаются из целого веера идеологических и политических течений, находится в психологическом и культурном родстве и сходстве с такими проявлениями нетерпимости, как расизм, ксенофобия, антисемитизм и другими деструктивными явлениями современности.

2.Исламофобия имеет непосредственную связь с происходящими процессами утверждения различных форм идентичности (политической, социальной, культурной, этнической, религиозной, психологической и т.п.) в Западной Европе. Процесс утверждения собственной идентичности в Западной Европе привел к появлению так называемой негативной идентичности, которая укрепляется с помощью создания образа врага и противопоставления «свои-чужие». «Чужими» в этой ситуации в силу ряда причин, как естественных, так и сконструированных, оказываются мусульмане, мигрировавшие в страны Западной Европы по различным причинам. Оппозиция «свои-чужие» активно используется различными

силами и СМИ в целях политического, религиозного, национального манипулирования, разжигания конфликтов и противостояний.

3.Большую роль в конструировании и трансляции различных исламских стереотипов и образов, в том числе негативных, исламофобских стереотипов и образов этнических и религиозных меньшинств, играют западные средства массовой информации (СМИ). Они стимулируют различные формы исламофобии, в том числе дискриминацию мусульманских меньшинств, раздувают ксенофобию, мигрантофобию и т.п. Использование исламофобии в СМИ обосновано причинами неаналитического характера: интересами государственных аппаратов и интересами обслуживающих их масс медиа. В их деятельности раскрывается содержание политического заказа, когнитивные установки, вытекающие из него, а также инструментальное отношение власти к исламофобии. Исламофобия носит манипулятивный характер, что проявляется в соответствующих стратегиях (демонизация, криминализация) и приводит к репрессивным политическим последствиям (легитимация этатистской политики по отношению к религии, криминализация религиозной оппозиции).

4. Особенность исламофобии в центральноазиатских обществах проявляется в стремлении правящих кругов связать исламофобию с исламизмом, преследовании и обвинении политических оппонентов в использовании «ваххабизма» и «салафизма», т.е. фундаменталистских форм исламизма в борьбе за власть. Религиозный экстремизм является фактором исламофобии в центральноазиатских обществах, а идеология исламизма используется как питательная среда для современного терроризма. Поэтому исламизм по большей части остается явлением, проповедующим социальную деструкцию и политическую нестабильность, что объединяет его непосредственную связь с экстремизмом и терроризмом.

5. Центральное место в политико-идеологическом воспитании населения должно занимать теоретическое и практическое обоснование таких начал, как умеренность, постепенность, компромисс, стабильность, консенсус, лояльность властям, законопослушность, совещательность, избежание вреда и другие ценности ислама, которые намного важнее для общества, нежели крайние радикальные взгляды. В этом контексте небесполезно опыт стран Европейского союза по директивному отделению ислама от исламизма и исламофобии и проведению объяснительной работы с населением в рамках национальных программ и проектов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», 23.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Раджабов Наджиб Саитумбарович, 2016 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ I. Нормативно-правовые документы

1. Дурбанская Декларация и Программа действий по осуществлению Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Документ OOH.A/CONF.189/12. Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбан, Южная Африка, 31 августа - 7 сентября 2001 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.un.org/ru/ ga/durbanmeeting2011/ddpa. shtml (Дата посещения 12.08.2013

г.)

2. Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока, 20 ноября (3 декабря) 1917 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xx-vek-istoria.narod.ru/libr/istochnik/vnpol/mus.html (Дата посещения 25.06.2015 г.)

3. Конституция Республики Таджикистан. Принята 6 ноября 1994 года на всенародном референдуме. 26 сентября 1999 г., 22 июня 2003 г. и 22 мая 2016 г. внесены изменения и дополнения путем всенародного референдума. Душанбе, 2016.

4. Новые Конституции стран-членов СНГ и Балтии. Сборник документов Вып. 2 .- М.: Манускрипт, Юрайт, 1998.

5. Рабатский план действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, 5 октября 2012 года // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2014/11/d30593/ (Дата посещения 21 февраля 2013 г.)

6. Резолюция ПАСЕ № 1743 (2010). Ислам, исламизм и исламофобия в Европе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.coe.int/t/r/parliamentarv_assembly/[russian_documents]/[2010]/%5BJu n2010%5D/Res1743 rus.asp (Последнее посещение 08.10.2013 г.)

7. Резолюция ПАСЕ № 1887 (2012). Множественная дискриминация мусульманских женщин в Европе: за равенство возможностей // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/%5BRussian_documents%5D/%5B2012 %5D/%5BJune2012%5D/Res1887 rus.asp (Последнее посещение 07.10.2015 г.)

8. Рекомендация ПАСЕ № 1927 (2010). Ислам, исламизм и исламофобия в Европе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coe.int/t/r/parliamentary assembly/[russian documents]/[2010]/%5BJu n2010%5D/Rec1927_rus.asp (Последнее посещение 07.10.2015 г.)

9. Уголовный кодекс Республики Таджикистан. Официальный текст. -Душанбе: Конуният, 1998. - 404 с.

II. Книги и монографии

10. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального "Я". - М.: Мысль, 1991. - 170 с.

11. Агрономов А.И. Джихад. Священная война мухаммедан. - М.: Книга по Требованию, 2011. - 238 с.

12. Аль-Джанаби М. М. Ислам. Цивилизация, культура, политика. - М.: Изд-во ООО «Садра», 2015. - 407 с.

13. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; Вступ. ст. С. Баньковской. — М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.

14. Архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Европе. - СПб: ЦСО, 2009. -656 с.

15. Байдаров Е.У. Религия и Ислам в Казахстане: социокультурный аспект. Монография. - Saarbrucken (Germany): «Lambert Academic Publishing», 2014. -284 с.

16. Бартольд В.В. Ислам. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2012. - 346 с.

17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

18. Государство и религия: поиск путей продолжения диалога. - Душанбе: Ирфон, 2005. - 192 с.

19. Грюнебаум Г. Э., фон. Становление и особенности исламской цивилизации // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия / Сост. Ерасов Б. С. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 344 с.

20. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб: Кристалл, 2001. -640 с.

21. Джалилийан М. Д. Ислам и развитие. - М.: Фонд исследований исламской культуры, 2011. - 112 с.

22. Ефремова Н. Ислам. Философия, религия, культура. Учебное пособие. Часть 1. - М., 2015. - 184 с.

23. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. - М.: Международные отношения, 2003. - 568 с.

24. Зайферт А.К., Крайкемайер А. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ/ Отв. ред. проф. И. Усмонов - Душанбе: Шарки озод, 2003. - 270 с.

25. Зиновьев А. А. Русская трагедия. - М.: Алгоритм, ЭКСМО, 2008. - 607 с.

26. Игнатенко А. А. Халифы без Халифата. - М.: Наука, 2012. - 208 с.

27. Ислам в Европе и России: сб. статей. Отв. ред. Деминцева Е.Б. - М.: Изд. Дом Марджани, 2009. - 240 с.

28. Ислам и советское государство. Выпуск 1-2. - М.: Марджани, 2010 . -349 с.

29. Кардини Франко. Европа и ислам: история непонимания. - СПб: Alexandria, 2007. - 332 с.

30. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман: Ответ Шариата на проблемы современности. - СПб: Диля, 2007. - 512 с.

31. Кокс К., Маркс Д. Запад, ислам и исламизм.- Минск: МЕТ, 2007. - 272с.

32. Куропятник А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. - СПб: СПбГУ, 2000. - 208 с.

33. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.

34. Льюис Ричард Д. Столкновение культур. - М., 2014. - 640 с.

35. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма и другие статьи. - М.: Модест Колеров и Дом интеллектуальной книги, 2001. - 175 с.

36. Малашенко А.В. Ислам для России. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 192 с.

37. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2006. - 221 с.

38. Махмадиев Н.Д. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане. - Душанбе: Ирфон, 2013. - 172 с.

39. Махмадов А.Н., Хопёрская Л.Л. Современный Таджикистан: диалектика независимости и интеграции (политико-правовой анализ). -Душанбе, 2016. - 363 с.

40. Мухаммад Аль-Вири. Изучение ислама на Западе. Пер. с персидского: Б. Норика. - М.: Издательство: Садра, 2016. - 324 с.

41. Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Разногласия: причины и решения. -М.: Изд-во «Хилал», 2013. - 368 с.

42. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ/ Под редакцией В.С. Малахова и В. А. Тишкова. - М., 2002. - 356 с.

43. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации. Под ред. Г.И. Зверевой. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 187 с.

44. Нации и национализм/ Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др; Пер с англ. и нем. Л. Е. Переяславцевой, М. С. Панина, М. Б. Гнедовского. - М.: Праксис, 2002. - 416 с.

45. Нойманн И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2004. - 336 с.

46. Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В. и др. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости; [Отв. ред. А.Г. Асмолов]. - М.: Смысл, 2000. -72 с.

47. Плещунов Ф. Ислам в Великобритании. От первых мусульманских общин до краха политики мультикультурализма. - М.: Изд-во Lambert Academic Publishing, 2011.- 308 с.

48. Поляков К.И. Исламский экстремизм в Центральной Азии / Предисл. И. Звягельской; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. - М.: ИВ, 2014. - 134 с.

49. Поляков К.И. Арабский Восток и Россия. Проблема исламского фундаментализма. Монография. - М.: Издательство «Ленанд», 2014. -168 с.

50. Построение доверия между исламистами и секуляристами - таджикский эксперимент / Отв. ред. Ж.Н. Биттер, Ф. Геран, А.К. Зайферт, Д.Р. Шварц. -Душанбе: «Деваштич», 2004. - 360 с.

51. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. Том 2. - М.: Наука -Восточная литература, 2016. - 368 с.

52. Раджабов С.А. Исламский фактор в СНГ. - Душанбе: Славянский университет, 2006. - 188 с.

53. Рахимов М.Х. Толерантность - основа мира. - Душанбе: Ирфон, 2013. -196 с.

54. Рахмон Э. Дин ва чомеа. Мачмуи суханронихо, очерку маколахо, табрикномахо. - Душанбе: Шарки озод, 2013. - 672 с.

55. Рахмон Э. Дар бораи дин / Мураттибон ва муаллифони макола С.Ахмедов, С.Фаттоев. - Душанбе: Шарки озод, 2006. - 553 с.

56. Рахнамо А.Х. Ислам и национальная безопасность в Таджикистане / А. Рахнамо. - Душанбе: Ирфон, 2011. - 258 с.

57. Рахнамо А.Х. Мавкеи хизби ва мавкеи милли. - Душанбе: «Бухоро», 2012. - 226 с.

58. Религиозный экстремизм в Центральной Азии. Проблемы и перспективы. Материалы конференции. Душанбе, 25 апреля 2002 г. -Душанбе, 2002. - 212 с.

59. Религия и глобализация на просторах Евразии / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - 2-е изд. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009. - 341 с.

60. Религия и конфликт / Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2007. - 287 с.

61. Саид В. Эдвард. Ориентализм. Западные концепции Востока. - СПб, 2006. - 316 с.

62. Самиев Х., Мухиддинов Т. Введение в международные отношения. -Душанбе, 2011. - 176 с.

63. Саррацин Т. Германия: самоликвидация: пер. с нем. - М.: Рид Групп, 2012. - 400 с.

64. Силантьев Р. А. Ислам в современной России. Энциклопедия. - М.: Алгоритм, 2008. - 576 с.

65. Судаков К. В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

66. Сюкияйнен Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. Монография. - М.: Садра, 2014. - 212 с.

67. Ушаков В.Н. Политический ислам в Центральной Азии: основные факторы и перспективы. - М. - Бишкек: КРСУ, 2005. - 206 с.

68. Фаизов С. Ф. Ислам в Поволжье. VIII - XX вв. - М.: Издательство "Спутник +", 2013. - 76 с.

69. Фахд ибн Ахмад аль-Мубарак. Ислам. Коротко о главном. 2-е изд. - М.: Издательство «Умма», 2014. - 112 с.

70. Цветков П. П. Исламизм. В 2-х книгах. - М.: ФИВ, 2011. - 1520 с.

71. Широкогоров С. М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай,1923.- 67 с.

72. Этничность и власть в полиэтничных государствах. Сб. статей. - М.: Наука, 1994. - 176 с.

73. Яздони Н. Хикмати озодагон. - Душанбе, 2009. - 276 с.

III. Научные статьи, материалы научных конференций

74. Абасов А. Приоритеты ислама в Центральной Азии: Политика или духовные ценности?// «Дайджест-пресс», 2 (994), 9 января 2014 г.

75. Абашин С.Н. Исламский вызов идее нации? Некоторые соображения на примере Центральной Азии // Россия и мусульманский мир, 2016, №3. - С.

73-85

76. Абашин С.Н. Исламофобия // Гуманитарная мысль Юга России. - 2005. - №1. - С. 20-26

77. Абуов А. Казахстанская модель межрелигиозного диалога: путь мира и согласия // Россия и мусульманский мир, 2013, №12. - С. 88-95

78. Адамишин А. Уроки примирения в Таджикистане // Россия в глобальной политике. - М., 2012. - Т. 10, № 4. - С. 95-110.

79. Адиб Х. Постсоветские судьбы среднеазиатского ислама // Россия и мусульманский мир, 2012, №12. - С.135-158

80. Акаев В.Х. Исламофобия как политика // Центральная Азия и Кавказ, №3, 2000.

81. Аминиян Б. Исламофобия на Западе: причины и особенности // Аму-Дарья. - 2008. - № 2. - С. 107-133.

82. Амиро В. Опыт «иноверия» в Германии: ислам и общественное пространство // Ислам в Европе и в России: сб. ст. / Сост. и отв. ред. Е.Б. Деминцева. М.: Издательский дом «Марджани», 2009. - С. 35-51

83. Артиков М. Парадигмы межрелигиозной толерантности в Узбекистане: история и современность // Россия и мусульманский мир, 2012, №9. - С.94-104

84. Атаев Т. Европа, Восток и Кавказ - единые звенья мировой геополитической палитры начала XIX века // Ислам в Содружестве Независимых Государств, № 1 (10), 2013.

85. Ачкасов А. Идеология евроислама: Тарик Рамадан и Бассам Тиби // «Политекс- РоШех ». - СПб, 2012. - Т. 8. - С. 190-198.

86. Бибикова О. Ислам в жизни иммигрантских общин Западной Европы: социокультурный и политический аспект // Россия и мусульманский мир, 2014, №11. - С.148-154

87. Бибикова О. Ислам в Австрии // Россия и мусульманский мир 2014, №4.

- С.97-108

88. Богатуров А.Д., Виноградов А.В. Анклавно-конгломератный тип развития. Опыт транссистемной теории // Восток-Запад. К 70-летию академика Нодари Александровича Симония. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.

- С. 109-131

89. Бородай С. Ислам в современной Европе: демография, интеграция, перспективы // Ислам в современном мире,2013, № 1-2 (29-30).

90. Бородина М. Угроза исламизации современного европейского общества // Россия и мусульманский мир, 2015, №2. - С. 142-146

91. Вайнштейн Г. Будущее политики мультикультурализма в Европе // Россия и мусульманский мир, 2012, №11. - С. 27-143

92. Валиахметова Г. Н. Запад - исламский мир: политический контекст активизации диалога цивилизаций // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. -2013. - № 2 (115). - С. 126-134

93. Гатагова Л. Между страхом и ненавистью: исламофобия в России // Журнал «Родина», 2006, №6.

94. Гожев К.М. Мультикультурализм, антропология образования и диалог // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005. Том 5, выпуск 10. - С. 192-206.

95. Горак-Сосновска К. Мусульмане в Европе: различные сообщества, один дискурс? Анализ перспектив Центральной и Восточной Европы// Ислам в современном мире, 2013, № 1-2 (29-30).

96. Григорьев Е. Немцы подключились к борьбе с джихадистами // Независимая газета, 26.09.2014 г.

97. Долгов Б. Арабо-мусульманская диаспора во Франции: исламская идентификация и светская демократия // Ислам в современном мире, 2013, № 1-2 (29-30).

98. Долгов Б. Ислам во Франции: мусульмане и светская республика// Россия и мусульманский мир, 2016, №4. - С. 115-131

99. Зайферт А. ОБСЕ и ислам: возможность для самосовершенствования? // Ежегодник ОБСЕ 2000: Ежегодник по вопросам Организации по безопасности и сотрудничества в Европе (Институт исследования проблем мира и политики безопасности. Гамбург; МГИМО). Пер. с нем. - М.: Права человека, 2002. -С.233-243

100. Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза?// Международные процессы. Том 6. 2008, № 3(18).

101. Звягельская И. Исламское возрождение в Центральной Азии// Россия и мусульманский мир, 2012, №1. - С. 51-61

102. Здравомыслов А.Г. Этнополитические процессы и динамика национального самосознания россиян // Социологические исследования, 1996, №12.

103. Здравомыслов А.Г., Цуциев А.А. Этничность в постсоветском пространстве: соперничество теоретических парадигм // Социологический журнал. - 2003. - № 3. - С.20-50

104. Зиммель Г. Экскурс о чужаке // Социологическая теория: История, современность, перспективы. Альманах журнала «Социологическое обозрение». - СПб, 2008. - С. 7-13

105. Зиммель Г. Человек как враг // Апокалипсис смысла. Сборник работ западных философов XX — XXI вв. - М.: Алгоритм, 2007. - С. 5-15

106. Игнатенко А.А. Зеленый Шеглйционал. Всемирное исламистское движение в преддверии XXI века приобретает парадоксальные формы // "Независимая газета", 24 марта 1999 г.

107. Исламская доктрина против радикализма // Материалы международной богословской конференции, 26 мая 2012 года. - М., 2012. - С.25-27

108. Канах А.М. Исламофобия как политическое явление XXI века // Вюник СевДТУ. Вип. 91: Полгтолопя: зб. наук.пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2008. - С. 128-131

109. Керим Ш., Альмухаметов А. Ислам в современном Казахстане // Россия и мусульманский мир, 2013, №2. - С. 64-70

110. Кисовская Н. Мусульмане на Апеннинах: трудный путь к интеграции // Россия и мусульманский мир, 2015, №1. - С.128-138

111. Колдыбаев С., Турежанова С. Современный Казахстан: к вопросу о религии и религиозных объединениях // «Евразийское пространство: Прошлое, настоящее, будущее». - М., 2012. - С. 131-134

112. Красникова Е. О некоторых аспектах исламизации Европы, или европейский ислам //«Вестник РУДН. Сер. «Международные отношения». -М., 2013, № 2. - С. 5-9

113. Круглова Н.В. Этапы становления толерантности как социокультурной нормы // Мир науки, культуры, образования. Часть 2. - Горно-Алтайск, 2011, №4(29). - С. 109-113

114. Крымин А., Энгельгардт А. Исламофобия // Отечественные записки. -2003. - № 5(14). - С. 108-114

115. Кумыспаев С., Симуканова Г. Роль религии в системе образования в контексте глобализации: казахстанский опыт // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. - Уфа, 2012. - С.88-92

116. Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психологический журнал, 1986, №2.

117. Кыргызстан намерен остановить вербовку на войну в Сирию //Asia-plus, №37(920) 15 мая 2014 г., с. А10

118. Ланда Р. Политический ислам и отношения Восток - Запад // Россия и мусульманский мир, 2016, №2. - С. 118-134

119. Лейпхарт А. Многосоставные общества // Полис. 1992, № 3.

120. Лиожье Р. Миф об исламизации. Европа как лаборатория модернизации ислама // Россия и мусульманский мир, 2014, №2. - С.142-149

121. Мансур Джавад. Факты о мусульманах и кризис идентичности на Западе // Взаимоотношения с мусульманами в немусульманских странах. -Тегеран: Всемирная ассамблея по вопросам сравнения религий, 1385. - С. 379-392

122. Малахов В. С. Грозит ли Европе исламизация? // Отечественные записки? 2013, № 1 (52).

123. Малашенко А.В. Ислам: вид из Кремля // Россия и мусульманский мир, 2014, №8. - С.54-61

124. Малашенко А. Туркмения: была ли оттепель?// Россия и мусульманский мир, 2013, №12. - С.96-108

125. Мингишева Н. Современные исламские движения и группы в постсоветском Казахстане: некоторые методологические аспекты // Россия и мусульманский мир, 2015, №2. - С. 65-71

126. Минц С.С. Этнические маркеры социокультурных противоречий как средства примитивизации оппозиции «свои» и «чужие» // «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании: Материалы научной конференции, 2425 мая 2001 г. - СПб, 2001.

127. Михалева А. Трансформация исламской политической мысли в Европе: Тарик Рамадан// Россия и мусульманский мир, 2012, №2. - С.181-193

128. Мухаматчина А. Мусульманская молодежь в Германии // Ислам в современном мире, 2013, № 1-2 (29-30).

129. Наумкин В. Диалог между культурами как средство преодоления страха // Россия и мусульманский мир, 2013, №2. - С. 150-159

130. Ниязи А. Туркмены: этнос и вера // Россия и мусульманский мир, 2015, №4. - С. 77-81

131. Новосёлов С. От «отца всех туркмен» до «покровителя» - что изменилось?// Россия и мусульманский мир, 2015, №11. - С.70-82

132. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность, 2006, № 4. - С. 125-141

133. Перепелкин Л. Мусульманская идентичность в теоретическом контексте // Ислам в СНГ, № 2 (11), 2013.

134. Понамарева А. М. Мусульмане Европы: прогрессирующий фактор страха // Индекс безопасности, 2007, №3. - С. 61-79

135. Пономаренко А. «Исламский фактор» в миграционных процессах в Западной Европе на примере Великобритании, Германии и Франции// Россия и мусульманский мир, 2013, №6. - С. 137-150

136. Разливаев А.А. Мусульмане в Европе: препятствия на пути к цивилизационному компромиссу // Вестник ВГУ, серия: лингвистика и межкультурная коммуникация, 2008, № 2. - С.236-243

137. Рахнамо А.Х. Десять вопросов исламской партии: или что угрожает Партии исламского возрождения Таджикистана? // Ислам в СНГ, № 2 (11), 2013.

138. Рахнамо А.Х. Трансформация политической культуры «политического ислама» в Таджикистане // Россия и мусульманский мир, 2012, №6. - С. 94-

100. Рост «исламофобии» в Европе // The International Herald Tribune, USA, 21 December 2006.

139. Рош Софи. Роль ислама в жизни центрально-азиатских мигрантов в Москве // CERIA Аналитический обзор № 2, октябрь 2014 г.

140. Рябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. - 2003. - Т. V. Вып. 1-2 (1516). - С. 120-139

141. Садыкова Л.Р. Политика Германии в отношении мусульманских сообществ // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 6. - С. 174-181.

142. Саидов Н.С. Общество и религия (светское государство и религиозное общество) // Научный журнал «Вестник ТНУ», серия гуманитарных наук. -2012. - №3/1 (79). - С.146-150

143. Сидоров Д.В. Исламофобия в современной России // Обозреватель-Observer №5, 2014. - С.34-41

144. Синцов Н. Исламофобия - история заболевания // Военно-промышленный курьер, выпуск № 28 (496) за 24 июля 2013 года.

145. Ситохова А. Исламизация Европы //Диалог религиозных культур как фактор безопасности и стабильности: Проблемы и решения. - Владикавказ, 2012.- С. 371-377

146. Собянин А., Калет А. Исламофобия // Журнал RELGA. - 2004. - №5 (95).

147. Старченков Г. Европа: куда ведет этнорелигиозная трансформация? // Россия и мусульманский мир, 2014, №5. - C. 172-187

148. Сыздыкова Ж. Центральная Азия после 2014 года: вызовы и угрозы // «Ломоносовские чтения. Востоковедение». - М., 2013. - С. 269-272

149. Сюкияйнен Л. Мусульманские меньшинства на западе: соотношение политики, права и религии // Ближний Восток и современность, 2012, № 45. -С. 158-177

150. Токтосунова А. Проблемы и перспективы межрелигиозного и межэтнического диалога в Киргизстане// Россия и мусульманский мир, 2012, №12. - С. 104-114

151. Фомичева О. В. Мусульмане в системе межэтнических и межконфессиональных отношений // Ислам в современном мире, 2007, №7.

152. Фуррику Х. Религия и межрелигиозное сотрудничество в Албании // Власть, № 4, 2007. - С.60-63

153. Хайдаров Р. Взаимодействие религии и государства в Таджикистане: проблемы и перспективы // Ислам в СНГ. - М.-Н. Новгород, 2012, № 2 (7). - С. 28-35

154. Халиков А. Светско-демократические процессы в Таджикистане и их проблемные моменты // Вестник Конституционного Суда Республики Таджикистан, 2013, №1. - С.80-94

155. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. - 1994. - № 1. - С. 33-48

156. Чодхури Т. Мусульмане в Европе: отчет о жизни европейских мусульман в 11 городах ЕС// Ислам в современном мире, 2013, № 1-2.

157. Шарипова Р. Мусульмане запада: путь к сосуществованию// Россия и мусульманский мир, 2012, №7. - С.145-154

158. Шнайдер Э. Мультикультурализм в Германии //Диалог культур в условиях глобализации. XII Международные Лихачёвские научные чтения. -СПб, 2012. - С. 241-242

159. Шоисматуллоев Ш. Некоторые итоги социологического анализа религиозной ситуации в Таджикистане // Известия АН РТ. Серия философия и право, 2011, № 2. - С. 45-52

160. Шустов А. Исламизация Центральной Азии (Таджикистан, Киргизия, Казахстан) // «Проблемы идентичности: Кросс-культурный диалог». -Ярославль, 2012. - С. 162-168

161. Шюц А. Чужак // Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 533-549

162. Энгелбрехт М. Через лабиринты идентичностей: мусульмане Германии пытаются найти свой путь между религией, традиционализмом, национализмом и единой организацией // Ислам в современном мире, 2013, № 1-2.

163. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины - "страшилки" // Центральная Азия и Кавказ. - 2000. - № 1(7).

164. Ятимов С.С. Назарияи эх,тимолияти равандхои сиёсй // «Паёми Донишгохи миллии Точ,икистон», 2014, №3/9 (154). - С.147-162

IV. Диссертации и авторефераты

165. Аль-Биляль А. Стереотипный образ ислама в англо-американской политологии и западных средствах массовой информации. Дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2006. - 164 с.

166. Даиров, А.И. Исламский фактор в политических процессах Казахстана: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2006. - 24 с.

167. Ефимов Ю.Г. Миграция в современном политическом процессе. Автореф. дисс. . доктора полит. наук. - Ставрополь, 2007. - 53 с.

168. Колпинская Е.Г. Государственная политика Великобритании и Франции в отношении мусульманских общин во второй половине ХХ - начале ХХ! вв. (сравнительный анализ). Дисс. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 2008. - 235 с.

169. Котеленко Д.Г. Концепт исламизма в политической теории: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - Ростов-на-Дону, 2005. -22 с.

170. Кулиева Ш.А. Проблемы интеграции мусульман в инокультурную среду на примере Великобритании в конце XX - начале XXI вв. Дисс. ... канд. ист. наук. - Москва, 2011. - 186 с.

171. Курнаева Н. А. Свои и чужие в коллективной идентичности: социально-философский анализ. Дисс. ... канд. философ. наук. - Иваново, 2006. - 157 с.

172. Махмадиев Н. Социальные корни религиозного экстремизма в Таджикистане: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Душанбе, 2012. - 24 с.

173. Навицкайте Э. А. Лингвистические средства создания образа исламской угрозы в англоязычном медиадискурсе: автореф. дисс. ... канд. фил. наук. -Иркутск, 2012. - 24 с.

174. Пахолова И. В. Социокультурный опыт "чужого". Дисс. ... канд. философ. наук. - Самара, 2010. - 173 с.

175. Понамарева А. М. Социокультурная адаптация мусульманских общин в западноевропейских обществах: автореф. дисс. канд. социолог. наук. - М., 2010. - 18 с.

176. Саидов Ш.Ш. Исламский фактор и его влияние на политические процессы центральноазиатского региона (на материалах Республики Таджикистан). Дисс. ... канд. полит. наук. - Душанбе, 2014. - 175 с.

177. Сидоров Д.В. Политические факторы структурирования мусульманского сообщества Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2015. - 25 с.

178. Соболев В.Г. Мусульманские общины в государствах Западной Европы в 1990-е гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - СПб, 2004. - 22 с.

179. Усмон Давлат. Исламский фактор в политическом процессе России и Таджикистана (сравнительный анализ): автореф. дисс. канд. полит. наук. - М., 2008. - 23 с.

180. Хукмишоев, З. Роль ислама в политических процессах общества (на материалах Таджикистана): Автореф. дисс. канд. полит. наук. - Душанбе, 2007. - 20 с.

181. Чесноков А.С. Специфика политического регулирования иммиграционных процессов в современном мире: автореф. дисс. ... д-ра полит. наук. - Екатеринбург, 2010. - 47 с.

V. Литература на иностранных языках

182. Abdul Qatar Tash. Islamophobia in the West // The Washington Report. -1996. - November/December. - Р. 28.

183. An Explosive Relationship. Global Agenda Article // The Economist, Apr. 8th, 2004.

184. At Home In Europe Project. Muslims in Europe - A Report on 11 EU Cities: Findings and Recommendations. Open Society Institute, 2010.

185. Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. The Social Organization of Cultural Difference. Edit. by F. Barth. Bergen, Oslo, London, 1969

186. Brown Stephen, Hudson Alexandra. German anti-Islam group PEGIDA loses second leader in a week. Ed. by Catherine Evans. Berlin, 28 January 2015.

187. Bower Bruce. Crisis in Europe // The Hudson Review, Winter, 2006.

188. Charbonnier Stéphane. Letter to the Islamophobia Frauds Who Play into the Hands of Racists. Translation by John Lichfield. France, 2015.

189. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Social and Economic Committee and the Committee of the Regions. A Common Agenda for Integration. Framework for Integration of Third-country Nationals in the European Union. Brussels, 1 September 2005.

190. Communication from the Communication on Policy Priorities in the Fight against Illegal Immigration of Third-Country Nationals. Brussels, 19.7.2006.

191. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament Concerning Terrorist Recruitment: Addressing the Factors Contributing to Violent Radicalization. Brussels, September 21, 2005.

192. Conclusions and Plan of Action of the Extraordinary European Council Meeting on 21 September 2001.

193. Council Regulation №168 / 2007 of 15 February 2007, Establishing a European Union Agency for Fundamental Rights.

194. Djany Ahmad, Perception of Islam in European Writings, Islamic Foundation. European Monitoring Center on Racism and Xenophobia. Muslims in European Union, Discrimination and Islamophobia, EUMC, 2006.

195. Dittrich M. Muslims in Europe: Addressing the Challenges of Radicalization // European Policy Centre Working Paper, № 23, 2006.

196. Don't Link Terrorism and Islam, EU Tells Government Spokesmen // CNSN News. April 12, 2007.

197. Eriksen T. Ethnicity and Nationalism. Anthropological Perspectives. L., 1993. P.12

198. Esposito J.L. Unholy war. Terror in the name of Islam. Oxford University Press, 2002. - 196 p.

199. Etienne Dinet. "L'Orient vu de l'Occident," Journal of the Royal African Society, vol. 21, no. 84 (July 1922).

200. European Monitoring Center on Racism and Xenophobia. Muslims in European Union, Discrimination and Islamophobia, EUMC, 2006.

201. Gabon Libreville. OIC TV channel to counter Islamophobia // Arab News, Friday, 20 April 2012.

202. Geertz C. The Interpretation of Cultures, 1973.

203. Gradly, Jack, 2004, Islam in Europe, Oxford Publishers, p. 10-43

204. Haddad, Yvonne Yazbeck. Islamist perceptions of U.S. policy in the Middle East//The Contemporary Middle East, 3rd edition. Ed. by Karl Yambert. Westview Press, 2013. P.37-46

205. Halliday. Islamophobia Reconsidered // Ethnic and Racial Studies 22, no. 5 (September 1999), pp. 892-902.

206. Hatred of Muslims in Europe: the EU Addresses Islamophobia. Brussels, 22 March 2003.

207. Horowitz D. Ethnic Groups in Conflict. Berkley, etc., 1985; Cohen A. The symbolic construction of community, London, 1985.

208. Islam and Central Asia/ An Enduring Legacy or an Evolving Threat?/ Ed. by Roald Sagdeev and Susan Eisenhower. Washington, D.C, Center for Political and Strategic Studies, 2000. - 255 pp.

209. Karim K.H. Images of Arabs and Muslims: A Research Review. Ottawa, Ont.: Policy & Research, Multiculturalism Branch, Multiculturalism & Citizenship, 1991. - P. 17-34.

210. Konrad Felix. "Turkish Menace" to Exoticism and Orientalism: Islam as Antithesis of Europe (1453-1914). Translated by Michael Osmann. Germany, 2011.

211. Kunsta Jonas, Samb David, Ulleberga Pal. Perceived islamophobia: Scale development and validation // International Journal of Intercultural Relations. Volume 37, Issue 2, March 2013, pp. 225-237

212. Kurib James. Europe Identity Problem and the New Islamic War. - L., 1996.

213. Matthew Duss, Yasmine Taeb, Ken Gude, and Ken Sofer. Fear, Inc. 2.0. The Islamophobia Network's Efforts to Manufacture Hate in America. Washington: Center for American Progress, 2015, 80 p.

214. Muslims in Europe. A report on 11 EU Cities // Open Society Institute, New York, At Home in Europe Project. London, Budapest, 2010, 346 p.

215. Mühe N. Muslims in the EU. Cities Report. Germany. Preliminary research report and literature survey. 2007. Open Society Institute. EU monitoring and advocacy program, 106 p.

216. Pickering M. Stereotyping the Politics of Representation. Houndmills, Basingstoke, Hampshire, New York, 2001.

217. Pnina Werbner. Islamophobia, Incitement to Religious Hatred-Legislating for a New Fear? // Anthropology Today, vol. 21, no. 1 (2005), pp. 5-9;

218. Poliakov S. Everyday Islam: Religion and Tradition in Central Asia. Armonk, N.Y.: M.E. Sharpe, 1992. - 170 p.

219. Ramadan T. Le musulmans de l"Europe prises en tenaille // Le Monde diplomatique. Juin, 2000. - P. 12 - 13.

220. Said. V. Edward. Orientalism. London: Penguin book, 1978.

221. Savage Timothy. Europe and Islam. Crescent Waving Cultures Clashing // The Washington Quarterly, Summer 2004, pp. 25-50

222. Shils E. Primordial, personal, sacred and civil ties // British Journal of Sociology, 1957, p.13-24

223. Sophie Bessis, L'Occident et les Autres. ParisÊ: La Découverte, 2001.

224. Summary Report on Islamophobia in the EU after 11 September 2001 // European Monitoring Center on Racism and Xenophobia by Christopher Allen, Researcher and Jorgen S, Nielsen, Professor of Islamic Studies, Centre for the Study of Islam and Christian-Muslim Relations, Department of Theology, The University of Birmingham, Vienna, May 2002, 56 p.

225. Tausch Arno, Bischof Christian and Mueller Karl. Does Europe waste its human capital? First statistical estimates of the real situation of Europe's Muslims and the Lisbon process. Department of Political Science, Innsbruck University, and WISDOM Institute, Vienna, 2007, 60 p.

226. The European Union Strategy for Combating Radicalization and Recruitment to Terrorism. Brussels, 24 November 2005.

227. The Oxford Dictionary English, Oxford University Press, 2003.

228. Tucker Noah. Research Note: Uzbek Online Recruiting to the Syrian Conflict // CERIA Brief, No. 3, November 2014, 5 p.

229. Van den Berghe P.L. Race and Racism: A Comparative Perspective. N.Y.: John Wiley and Sons, 1978.

230. Wajahat Ali, Eli Clifton, Matthew Duss, Lee Fang, Scott Keyes, and Faiz Shakir. Fear, Inc. The Roots of the Islamophobia Network in America Washington: Center for American Progress, 2011, 130 p.

231. Westin C. Striking a Balance between Diversity and Social Cohesion: Examples from Sweden, Stockholm University. National Europe Centre No. 74. Paper presented to conference «The Challenges of Immigration and Integration in the European Union and Australia», 18-20 February 2003, Sydney. P.2

VI. Электронные ресурсы

232. Асадов О. Растущая сегодня в Европе исламофобия нас беспокоит // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.salamnews.org/ru/news/read/27179/oktay-asadov-laquorastushaya-segodnya-v-evrope-islamofobiya-nas-bespokoitraquo/(Дата посещения 9 июля 2014 г.)

233. Буйвидас В. Сирийский синдром // Электронный ресурс. - Режим доступа: http://buividas333.liveiournal.com/77933.html(^aTa посещения 12.08.2013 г.)

234. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на Республиканской конференции, посвященной 1310-летию Великого Имама 26.02.2009 г.// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.president.tj(Дата посещения 9 июля 2015 г.)

235. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на Международном симпозиуме «Великий Имам и современный мир» 5 октября 2009 года //Электронный ресурс. Режим доступа: www. khovar. tj (Дата посещения 9 июля 2014 г.)

236. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на встрече с представителями таджикской диаспоры и трудовыми мигрантами, проживающими в Республике Башкортостан 8 июля.2015 г. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.tj/ru/node/9337 (Дата посещения 9 июля 2015 г.)

237. Добаев И.П. Ислам и исламизм: компаративистский анализ http://www.ippk.rsu.ru/csrip/elibrary/elibrary/uro/v9/a9_07.htm(Дата посещения 12.08.2013 г.)

238. Европейская исламофобия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xml-sitemap.net/evropejskaya-islamofobiya/ (Дата посещения 12.08.2013 г.)

239. Ежова Ф.А. Исламофобия в России и ее виды: частное мнение мусульманского аналитика // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.muslimblog.ru/publ/rubriki/slovo_ehkspertu/islamofobija_v_rossii_i_ee _vidy_chastnoe_mnenie_musulmanskogo_analitika/6-1-0-29 (Дата посещения 12.08.2016 г.)

240. Жумалы Р. Исламофобия в Казахстане - это не боязнь ислама // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stanradar.com/news/full/4042-ekspert-islamofobiia-v-kazahstane-eto-ne-bojazn-islama.html (Дата посещения 12.08.2013 г.)

241. Зальцберг М. Исламофобия?[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kontinentusa.com/islamofobiya/ (Дата посещения 12.08.2015)

242. Исламофобия во Франции. Часть 1.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.irib.ir/radioislam/2010-08-31-12-33-40/2010-01-13-15-03-15/item/158973; Часть 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.irib.ir/radioislam/2010-08-31-12-33-40/2010-01-13-15-03-Ш^/159012(Дата посещения 25.06.2015 г.)

243. Кагарлицкий Б. Исламофобия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.islamonline.ru/index.php?option=com_content&view=article& id=906:2009-12-07- 18-25-19&catid=5:2009-03-27-12-14-53&Itemid=13 (Дата посещения 25.06.2015 г.)

244. Калишевский М. Туркмения: Ислам как приложение к «Башизму» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.Ferghana.ru (Дата посещения 25.06.2014 г.)

245. Кирпиченок А. От антисемитизма к исламофобии XXI века // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://liva.com.ua/from-antisemitism-to-islamophobia.html(Дата посещения 25.06.2015 г.)

246. Королева Л.А., Королев А.А. Государство и ислам в СССР: из опыта взаимоотношений // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2 КДЫЭ 2009/Pravo/39669.doc.htm (Дата посещения 25.06.2015 г.)

247. Косачев К.И. Исламофобия как политический фактор. Демократия в Европе подверглась самому серьезному испытанию // Независимая газета от

22 декабря 2005 г. http://www.ng.ru/politics/2005-12-22/2_kartblansh.html; (Дата посещения 25.06.2015 г.)

248. Куканшоев Г. В России нет исламофобии на государственном уровне// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infoislam.ru/publ/novosti/rossiya/g_kukanshoev_v_rossii_net_islamofo bii_na_gosudarstvennom_urovne/1-1-0-804(Дата посещения 16.12.2014 г.)

249. Лиллис Д. Предполагаемые боевики приговорены к длительным срокам в Казахстане и Узбекистане // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1406220120 (Дата посещения 26.07.2014 г.)

250. Литвак М. Исламофобия в Интернете // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=netnav&id=107(Дата посещения 26.07.2014 г.)

251. Максуди Х. Исламофобия слева. Часть1. // [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://islam-today.ru/islam_v_mire/zapad/islamofobia-sleva/ (Дата посещения 26.07.2014г.)

252. Максуди Х. Исламофобия слева. Часть 2. // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://islam-today.ru/islam_v_mire/zapad/islamofobia-sleva-cast-vtoraa/; он же. Исламофобия не пройдёт // http://www.islamtoday.ru/obshhestvo/islamofobiya_ne_projdyot_chast_vtoraya/; он же Исламофобия не пройдёт. Часть 3. // [Электронный ресурс] . http://islamtoday.ru/obshhestvo/islamofobiya_ne_projdyot_chast_3/(Дата посещения 26.07.2014 г.)

253. Маликов К. Усиливается влияние такфиритских идей на молодежь ЦА // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1405316100 (Дата посещения 16.07.2014 г.)

254. Манукян С. Ксенофобия на современном западе: об исламофобии // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT Ю=2790(Дата посещения 02.11.2013 г.)

255. Муйжниекс Н. Европа борется с исламофобией, как с формой нетерпимости - эксперт // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-29381.html(Дата посещения 02.11.2013)

256. Мусаев Б.Ф. Политический ислам, Востокоцентризм и Исламофобия. Часть 3. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsД.php?st=1342939980 (Дата посещения 02.11.2013 г.)

257. Мусаев Б.Ф. Исламофобия в зеркале мифа: ислам опасен в своей основе. Часть 2. // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsД.php?st=1342939980(Дата посещения 02.11.2013 г.)

258. Мусаев Б.Ф. Исламофобия в зеркале мифа: ислам опасен в своей основе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsД.php?st=1283219580 (Дата посещения 02.11.2013г.)

259. На подъеме - онлайн-исламофобия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam-today.ru/islam_v_mire/na-podeme-onlajn-islamofobia/ (Дата посещения 02.11.2014 г.)

260. Не антисемитизм, так исламофобия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.czech.cz/ru/Zivot-a-prace/ (Дата посещения 27.01.2015 г.)

261. Ненависть в сети // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islam-today.ru/obsestvo/nenavist-v-seti/ (Дата посещения 02.11.2014)

262. Пейроуз С. Центральная Азия: Власти борются с религией, но каковы их шансы на успех? // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russian.eurasianet.org (Последнее посещение 23.05.2015г.)

263. ПИВТ объявлена экстремистско-террористической организацией, её деятельность запрещена // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.khovar.tj/rus/content (Дата посещения 29 сентября 2015 г.)

264. Плещунов Ф.О. Исламофобия как лозунг на выборах в Европейский парламент // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/11-06-09.htm(Последнее посещение 08.10.2013 г.)

265. Полосин А.В. Анализ причин исламофобии и рекомендации по её преодолению в российском обществе // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.muslims-volga.ru/?id=2795(Дата посещения 29 сентября 2015 г.)

266. Салимов A. МВД РТ опубликовало список запрещенных в Таджикистане сайтов: от Хизбута до Ансаруллаха // [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.centrasia.ru/newsAphp?st=1435832820 (Дата посещения 02.07.2015 г.)

267. Ситников М. Чтобы фобии, в том числе религиозные, не породили насилия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&press_id=879 (Дата посещения 08.10.2014 г.)

268. Смирнова О. Мусульмане во Франции недовольны дебатами о роли ислама // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/04/110405 islam france debate (Дата посещения 08.10.2013 г.)

269. Традиционный ислам - не ведет к исламофобии в России // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://i38.ru/obschestvo-

kommenti/traditsionniy-islam-ne-vedet-k-islamofobii-v-rossii (Последнее

посещение 08.10.2014 г.)

270. Цхурбаев А.И. Влияние ислама на современные европейские процессы // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.darialonline.ru/2003_5/tshurbaev.html (Последнее посещение 08.10.2013 г.)

271. Шамолов А., Раджабов С. Сирийский синдром и его возможные последствия // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsД.php?st=1386658140(Последнее посещение 08.10.2013 г.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.