Политические факторы структурирования мусульманского сообщества Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Сидоров, Денис Владимирович

  • Сидоров, Денис Владимирович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 203
Сидоров, Денис Владимирович. Политические факторы структурирования мусульманского сообщества Российской Федерации: дис. кандидат наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2015. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сидоров, Денис Владимирович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретические аспекты политических противоречий в исламском сообществе

1.1 Сущность взаимодействия религии и политики

1.2 Особенности взаимосвязи ислама и политической сферы

Глава II. Современная организация российского исламского сообщества как предпосылка противоречий в политической сфере

2.1. Основные религиозные и религиозно-политические течения ислама распространенные на территории Российской Федерации

2.2. Мусульманские союзы, объединения и Духовные управления мусульман в России. Влияние политического ислама Ближнего Востока на мусульманские сообщества России

2.3. Традиционный российский ислам, как естественная преграда на пути исламского экстремизма и исламофобии в современной России

Глава III. Анализ политических причин структурирования в современном российском исламском сообществе

3.1. Политизация российского ислама и противоречия в его руководящих кругах

3.2. Вопрос диалога религиозных и политических организаций российских мусульман и попытки их объединения

Заключение

Список литературы

ш

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политические факторы структурирования мусульманского сообщества Российской Федерации»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность диссертационного исследования. Анализ мировых событий последнего десятилетия позволяет утверждать, что тема, связанная с детальным изучением Ислама, становится весьма актуальной и достаточно востребованной. Исследовательский вакуум в данном направлении стал стремительно заполняться после трагических событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда был совершен крупнейший в истории человечества террористический акт, ответственность за который была возложена на исламских радикалов и экстремистов. Актуализации проблемы, связанной с изучением ислама, способствовала череда войн на Ближнем Востоке и волна государственных переворотов, начавшихся в арабском мире 18 декабря 2010 года. Не могла остаться в стороне и Российская Федерация, где за последние 20 лет произошли судьбоносные изменения, отразившиеся на общественно-политической ситуации государства и мусульманском сообществе России, пережившем целую череду значимых для уммы событий. После развала СССР, и отказа от советской богоборческой и атеистической идеологии, уже в Российской Федерации был отмечен мощнейший за всю историю всплеск активности мусульманских организаций, партий, движений и духовных управлений. Позиции ислама в России, утраченные в советский период, стали стремительно восстанавливаться. Возникло множество политических партий, позиционирующих себя, как исключительно исламские, а так же мусульманские средства массовой информации, ставшие рупором ислама на региональном и федеральном уровне.

Но процесс, который впоследствии стали называть «возрождением ислама на территории России», омрачался набирающим обороты внутренним расколом приверженцев ислама и возникновением религиозно-политических противоречий в руководящих кругах уммы. Наиболее важную роль в расколе и структурировании играли, на данный момент не достаточно изученные, вследствие продолжительного запрета на изучение религии в целом и ислама

в частности, политические факторы. Структурированное мусульманское сообщество стало, во многом, катализатором возникновения на территории Российской Федерации череды межэтнических, межрелигиозных и внутрирелигиозных, межнациональных конфликтов. Недобросовестные лидеры мусульман стали откровенно манипулировать исламом ради достижения собственных прагматичных, корыстных целей, будь то политических или экономических. Отсутствие единого мнения в отношении толкования ислама создало благоприятные условия для возникновения и функционирования различных течений, ведущих активную пропагандистскую работу и, как правило, направленных на дестабилизацию обстановки в Российской Федерации. Подобные течения и секты также используют в своих интересах политические силы.

Раскол российской уммы выделяется четко выраженным политическим аспектом. Процесс набирающей обороты политизации ислама, в комплексе с ростом общей религиозности народных масс, делает его мощной политической силой, с которой невозможно не считаться. Лидеры мусульманского сообщества России постепенно укрепляют свои позиции в политической элите страны, активно отстаивают политические и социально-экономические интересы электората, преимущественно состоящей из приверженцев ислама. Партии, общественные организации и движения мусульман России стали неотъемлемой частью политической жизни государства. Данный процесс дает основания утверждать, что проблема изучения ислама должна трансформироваться из сугубо исторической, социологической и демографической сферы в политологическую. В данный момент граждане Российской Федерации небезосновательно обеспокоены угрозой исходящей от исламского фундаментализма и ваххабизма. Данная обеспокоенность выражается в возросшей в последние годы исламофобии.

Одной из наиболее актуальных проблем, подчеркивающих высокую актуальность диссертационного исследования, стал вопрос, связанный с внутренними и внешними причинами соединения ислама и политики.

Большое влияние на политическое структурирование мусульман оказывают зарубежные исламские организации, объединения и фонды, которые, навязывая своё мировоззрение российским мусульманам, дестабилизируют политическую обстановку в РФ в целом.

Серьезной проблемой современного мира стала резкая политизация ислама и исламизация политики. При этом данный процесс характерен более для мусульман и ислама в целом, чем для других мировых религий.

История российского мусульманского сообщества стала историей не только возрождения и укрепления утраченных позиций, но и масштабного раскола во всех сферах жизни общества. Проблема структурирования в отечественном исламоведении, в отличие от темы связанной с возрождением, практически не изучена.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена возникновением на территории Ирака мощной террористической группировки «Исламское государство» (ИГИЛ), представляющей угрозу национальной безопасности и суверенитету не только для стран Ближнего Востока (Ирак, Сирия, Ливан) и Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан), но и стабильности в РФ. А так же воссоединением Крымского полуострова с Российской Федерацией и необходимостью скорейшей интеграции мусульманского сообщества нового федерального округа в правовое поле государства с целью недопущения применения на практике негативных сторон российского политического ислама. Диссертационное исследование заставляет в очередной раз обратить пристальное внимание на проблемы структурированного мусульманского сообщества Российской Федерации.

Вышеперечисленные проблемы, затрагивающие не только мусульманскую умму, но и в целом мировое сообщество и Российскую Федерацию, свидетельствуют об актуальности данной темы для политической науки и представляющей как теоретический, так и практический интерес.

Степень научной разработанности. Дополнительным фактором актуальности диссертационного исследования выступает степень научной разработанности. Литература, близкая по содержанию к теме исследования, существует в ограниченном виде. Причиной тому является недооценка именно политического фактора в наметившемся расколе мусульманского сообщества России.

Изучением вопроса взаимосвязи ислама и политики занимались такие исследователи, общественные и политические деятели, как З.И. Левин1, С.М. Прозоров2, С.М. Сафронов3, А.О. Булатов4, Т.К. Ибрагим5, A.A. Игнатенко6, A.A. Али-заде7 и М. Каддафи8.

В работах данных авторов либо не рассматривался, либо недостаточно полно раскрывался один из важнейших аспектов диссертационного исследования - взаимосвязь именно российского ислама и политики, вопрос достаточно актуальный для российской действительности.

Рассмотрением вопроса основных характеристик религиозных и религиозно-политических течений в исламе занимались Г.И. Мирский9, Абдулла аль-Кахтани10, Абдуль 'Азиз ар-Раййис11, Абу-Талиб Аль-Макки12, Ж. Кепель13, Насируддин аль-Албани14, В.И. Лубский15.

Признавая бесспорную научную ценность работ названных исследователей, мыслителей и философов, стоит отметить, что вопрос,

1 Левин З.И. Реформа в исламе. Быть tum не быть? М.: «Крафт+». 2005.

2 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: «Восточная литература» РАН. 2004.

3 Сафронов С.М. Ислам: поиски организационных форм и места в политической жизни. М., 1998.

4 Булатов А.О. Российское государство и мусульмане: основные тенденции взаимодействия и стратегии адаптации (на примере внутренних мигрантов)// Вестник Евразии. 2007. № 3.

5 Ибрагим Т. К. Классическая арабо-мусульманская культура. М., 1997.

6 Игнатенко A.A. Ислам и политика: Сб. ст. М.: Институт религии и политики. 2004.

7 Али-заде A.A. Божественная и земная власть в Исламе. М.: Hyp. 2013.

8 Каддафи М. Зеленая книга. М.: Международные отношения. 1989.

9 Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2008.

Мирский Г.И. Ислам в истории и современности// Новая и новейшая история. 2010. № 1.

10 Абдулла аль-Кахтани. Кто они неохариджиты. Ваххабиты - «салафиты»? Пер. с араб. Адыгамов Р.К. Казань: «Иман». 2009.

11 Абдуль 'Азиз ар-Раййис. Нарушение единобожия. М.: Свет Ислама. 2008.

12 Абу-Талиб Аль-Макки. Пища для сердец, или Знание Возлюбленного. Часть 3. Каир: Аль-Матбаа аль-Мисрийя. 1932.

13 Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. Пер. с фр. М., 2004

14 Насируддин аль-Албани. Хадисы. М.: Умма. 2008.

15 Лубский В.И. Мусульманское право. Киев: Вентурь 1997.

связанный с особенностями течений ислама именно на территории России, а так же традиционный российский ислам, оставался до настоящего диссертационного исследования слабо изученным.

Об участии приверженцев ислама в политических процессах России, социальных, этнических и экономических факторах структурирования мусульманского сообщества писали такие религиоведы, исламоведы, специалисты в области межнациональных и международных отношений, как: P.A. Силантьев1, М.О. Тульский2, Р.Г. Абдулатипов3, Ф.А. Асадуллин4, JI.A. Баширов5, A.B. Малашенко6 и Э.Р. Кулиев7.

Но анализу именно политических факторов структурирования российской исламской уммы, по мнению автора диссертационного исследования, было уделено не достаточно пристальное внимание, что не позволяет осознать всю опасность процесса политизации ислама на постсоветском пространстве и структурирования мусульманского сообщества, как для Российской Федерации, так и для мира в целом.

Благодаря работам перечисленных авторов, имеющих неоспоримый авторитет в международном научном сообществе, стало возможным подробно ознакомиться не только с историей ислама в России и за её пределами, но и проанализировать процесс формирования и развития духовных управлений мусульман, исламских партий, движений и союзов. В трудах рассматриваются проблемы теории и исторической практики ислама в России и за рубежом, исследуются вопросы соотношения веры, науки и нравственности в исламе, причины возникновения экстремизма в

1 Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России. М. Алгоритм. 2007.

2 Тульский М.О. Причины раскола мусульманских организаций России// Центральная Азия и Кавказ. 01.07.2004. №4.

Тульский М.О. Раскол в руководстве российских мусульман: 1994-2004 годы// Центральная Азия и Кавказ. 01.09.2004. №5.

3 Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. История и перспективы. М.: Мысль. 2002.

4 Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская. М.: МПГУ, 2004.

5 Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М.: РАГС. 2008. Баширов Л. А. Ислам и межнациональные отношения. М., 1990.

6 Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

7 Кулиев Э.Р. К вопросу совершенствования профессионального исламского образования// Вестник Московского исламского университета. 2009, № 1.

мусульманской среде, а так же исламофобин в обществе. Философски осмысливаются проблемы взаимоотношения России и исламского мира, исламско-христианского, и, прежде всего, исламско-православного диалога. Подробно анализируются личностные, финансовые, этнические и религиозные причины раскола мусульманского сообщества. Описываются причины, приведшие к кризису традиционного ислама.

Несмотря на это, политический фактор структурирования мусульманского сообщества в данных работах рассмотрен весьма слабо или не рассматривается вовсе. Политический раскол приверженцев ислама преподносится, как следствие социального и экономического противостояния, как внутри уммы, так и на глобальном культурно-ценностном уровне в формате Восток-Запад. Автор данного диссертационного исследования не согласен с принижением роли политического фактора влияния на процессы происходящие в мусульманском сообществе и ставит целью доказать, что изначально именно политический раскол стал определяющим в противостоянии, которое, впоследствии, отразилось на социальной и экономической сфере жизни исламского сообщества. Именно этим и обусловлена новизна данного исследования, представляющая большой практический интерес и обладающая необходимым потенциалом в работе по стабилизации уммы, преодолению многих негативных последствий раскола мусульманского сообщества и пресечению нарастающей политизации и радикализации ислама в Российской Федерации.

При написании диссертационной работы использовались тексты священных для мусульман книг - Корана и Сунны, а так же жизнеописание Пророка Мухаммеда - хадисы.

Литературу из электронных ресурсов следует выделить отдельно. Наиболее полезными для исследования оказались такие ресурсы сети Интернет как materik.ru, islam.ru, islamika.ru и islamonline.net.

Мусульманское сообщество России стало своеобразной ареной ожесточенного противостояния соперничающих политических и религиозных групп, стремящихся преподнести себя умме, как наиболее влиятельную и перспективную силу, способную стать объединительным центром приверженцев ислама и своеобразным рупором интересов мусульман. Наиболее достоверную, реальную информацию, об истинном уровне влияния политических и религиозных организаций и структур мусульман, представляется возможным получить исключительно в процессе архивных работ, полевых изысканий и анализа материалов средств массовой информации. При этом необходимо критически подходить к осмыслению большинства аналитических статей и интервью, которые стали неотъемлемой частью сопровождения информационных войн.

Эти обстоятельства определили цели, задачи и новизну диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и детальном анализе политических факторов структурирования мусульманского сообщества Российской Федерации.

Задачи диссертационного исследования. Задачи, носящие комплексный характер, представляют большой научный интерес, так как до автора настоящей работы не были освещены и детально проанализированы другими исследователями. Для достижения цели, поставленной перед диссертационным исследованием, необходимо:

1. Выявить особенности взаимосвязи ислама и политической сферы;

2. Определить основные характеристики религиозных и религиозно-политических течений ислама получивших распространение на территории Российской Федерации;

3. Проанализировать деятельность российских мусульманских организаций, с целью определения степени влияния на них доктрин политического ислама зарубежных государств, а так же выявить факторы,

определяющие исламофобские настроения среди граждан Российской Федерации;

4. Выявить противоречия в российском исламском сообществе, выступающие основой его политизации и структурирования;

5. Определить основные способы регулирования внутренних конфликтов в религиозных и общественно-политических организациях российской исламской уммы.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является процесс политизации исламского сообщества России, его радикализация и, как следствие, политический раскол и структуризация.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования выступают религиозно-политические факторы и аспекты, спровоцировавшие политизацию и структуризацию исламского сообщества России.

Теоретико-методологическую базу диссертационного исследования составили политолого-религиоведческие разработки известных авторитетных исламоведов, политологов и социологов. Задействован большой круг источников, к числу которых относятся фундаментальные труды исследователей в сфере религиоведения, а также статьи, отражающие результаты политологического и исторического изучения различных аспектов исламского сообщества современной России. Особое значение для настоящей работы имеют научные труды по вопросам развития и становления российского мусульманского сообщества, как субъекта политического процесса, его основных проблем, поиска путей их решения,

12 3

таких авторов, как: Силантьев P.A. , Тульский М.О. , Абдулатипов Р.Г. , Баширов JI.A.4, Малашенко A.B.5 и др. Методологическую базу исследования

1 Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России. М. Алгоритм. 2007.

2 Тульский М.О. Причины раскола мусульманских организаций России// Центральная Азия и Кавказ. 01.07.2004. №4.

Тульский М.О. Раскол в руководстве российских мусульман: 1994-2004 годы// Центральная Азия и Кавказ. 01.09.2004. №5.

3 Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. История и перспективы. М.: Мысль. 2002.

4 Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М.: РАГС. 2008. Баширов Л. А. Ислам и межнациональные отношения. М., 1990.

5 Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

составляет совокупность способов и приемов научного анализа, необходимость которых, определена объектом и предметом исследования. Среди общенаучных методов справедливо выделить следующие: системный, сравнительный, исторический, институциональный. К числу специальных методов можно отнести системно-структурный и сравнительно-правовой. Применение вышеперечисленных методов объясняется особым характером темы исследования, которая находится в тесной взаимосвязи с несколькими науками.

Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года; Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года; Федеральный закон № 535-Н «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»» от 10 июля 1996; Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года. При написании диссертационной работы использовались материалы научных конференций, учредительных собраний и съездов исламских партий, движений, организаций и духовных управлений, официальные заявления мусульманских организаций. Основой диссертации стали статистические данные о численности мусульманского сообщества в Российской Федерации, выявление и анализ общественно-политических и религиозных объединений приверженцев ислама, а также информация из личного архива автора исследования, полученная в результате бесед с политическими и религиозными лидерами российской уммы федерального и регионального значения.

Гипотеза исследования. Научная гипотеза исследования предполагает существенную зависимость процесса структурирования мусульманского сообщества не от экономических, либо социальных, а именно от

Малашенко Л.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

политических факторов, играющих решающую роль в расколе российской мусульманской уммы.

Научная новизна диссертационного исследования. Элементами научной новизны обладают следующие положения:

1. Выявлены и подвергнуты анализу особенности взаимосвязи ислама с политической сферой;

2. Выявлены основные характеристики, присущие религиозным и религиозно-политическим течениям ислама распространенным на территории Российской Федерации;

3. Определены иностранные силы, влияющие на структуризацию российских мусульман и исламских организаций, выявлены факторы, определяющие исламофобские настроения среди граждан Российской Федерации, разработаны практические предложения по борьбе с данным видом ксенофобии;

4. Выявлены противоречия в российском исламском сообществе, выступающие основой его политизации и структурирования;

5. Определены способы регулирования внутренних конфликтов в религиозных и общественно-политических организациях российских мусульман.

Исходя из цели и задач диссертационного исследования, автор выносит на защиту следующие положения:

1. Взаимодействие религиозной и политической сфер жизни общества в контексте детального изучения взаимосвязи ислама и политики;

2. Участие представителей религиозных и религиозно-политических течений ислама в общественно-политических процессах Российской Федерации;

3. Участие зарубежного политического ислама в религиозно-политической структуризации мусульманского сообщества современной России и росте исламофобских настроений среди граждан Российской Федерации;

4. Противоречия в российском мусульманском сообществе, выступающие основой политизации ислама и религиозно-политического структурирования;

5. Регулирование внутренних конфликтов в религиозных и общественно-политических организациях российских мусульман в процессе преодоления политического раскола и структурирования исламской уммы.

Практическая значимость исследования. Диссертационная работа является исследованием, которое будет полезно не только политологам и исламоведам, но и историкам, этнологам, социологам, экономистам, тем, кто интересуется вопросами национальной безопасности России. Основные положения диссертационного исследования можно использовать при организации спецкурсов по политологии, политической социологии, политической конфликтологии и истории религий. Исследование показывает общую тенденцию развития российского политического ислама, содержит аналитическую информацию и описывает причины, приведшие к политическому расколу и структурированию российских мусульман. Исследование представляет практический интерес в области преодоления религиозно-политического раскола мусульманского сообщества современной России, а так же является серьезным подспорьем в деле борьбы, как с исламским экстремизмом, радикализмом и политизацией ислама, с одной стороны, так и нивелированием деструктивных проявлений исламофобии в обществе, с другой. Результаты проведенного исследования, при наличии заинтересованности и поддержки республиканских, краевых и областных органов власти, а так же необходимой административно-правовой базы, планируется применять на практике в субъектах Российской Федерации, где проблемы, связанные с политическим расколом исламской уммы наиболее актуальны. Результатом принятых мер будет создание естественной преграды на пути распространения исламизма на территории Российской Федерации, минимизация влияния ближневосточных радикальных исламских организаций и террористических группировок, предотвращение религиозно-

политической конфронтации и раскола мусульманского сообщества, рост авторитета принципов традиционного российского ислама.

Предложения по практическому применению положений диссертационного исследования представляется возможным использовать на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, мусульманское крымско-татарское население которых необходимо в кратчайшие сроки консолидировать в религиозно-политическом вопросе и интегрировать в правовое поле Российской Федерации. Принятие ряда нормативно-правовых актов, а так же проведение просветительских общественно-политических и религиозно-политических мероприятий, позволит предотвратить попытки экстремистов и радикалов манипулировать исламом и мусульманским сообществом Крымского полуострова.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования были изложены в выступлениях перед профессорско-преподавательским составом кафедры политологии и права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный областной университет», на Международной научной конференции («Политические процессы на постсоветском пространстве», г.Москва, 23.04.2014), студенческой научной конференции кафедры политологии и права Московского государственного областного университета («Проблемы современной политической науки», г.Москва, 22.04.2014), на встречах с отечественными исследователями, занимающимися проблемами политизации и структурирования мусульманского сообщества Российской Федерации.

Диссертация обсуждена на кафедре политологии и права Московского государственного областного университета (МГОУ) и рекомендована к защите. Основные результаты диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях, в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6,2 п.л. Занимая должность заместителя

руководителя отдела по агитации и пропаганде Центрального Штаба Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» автор организовал работу по практической апробации результатов исследования на территории Астраханской области, Ростовской области и Республики Адыгея.

Глава I. Теоретические аспекты политических противоречий в

исламском сообществе 1.1 Сущность взаимодействия религии и политики

Изучая изданную в России, а так же за рубежом литературу по политологии, можно отметить интересный факт: анализу взаимодействия политики с другими сферами жизни общества подвергаются, традиционно, право, мораль и этика, экономика. Остается абсолютно не освещенным соотношение политики и религии. «Но если определять политологию как «науку о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом», то можно сделать вывод о том, что проблема взаимодействия религии и политики должна занимать заметное место в политологических исследованиях»1.

«Причин, которыми обусловлен недостаточный интерес политологов нашей страны к проблемам взаимосвязи религии и политики, немало. Среди них можно выделить следующие. Во-первых, молодость российской политологии. Во-вторых, в течение почти 70 лет господства воинствующего атеизма религии, их институты и служители, находившиеся под тотальным контролем государства, были отстранены от участия в политической жизни. Им дозволялось лишь выражать поддержку политики коммунистической партии и советского правительства. В-третьих, определенную роль в выпадении проблемы взаимодействия религии и политики из курса политологии играет и тот факт, что во многих странах Европы и в США религиозные организации законодательно отделены от государства, что воспринимается как взаимная отстраненность религии и политики»2.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сидоров, Денис Владимирович, 2015 год

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юридическая литература. 2009.

2. Договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 года.

3. Договор «Об общественном согласии» от 28.04.1994.

4. Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». Принят Народным Собранием Республики Дагестан 16 сентября 1999 года.

5. Закон Республики Татарстан «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях»» от 03.08.2012.

6. Постановление Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС РСФСР от 23.06.1975).

7. Постановления Государственного Совета Российской Империи. 1887.

8. Свод законов Российской империи. Том 11. Часть первая. Свод учреждений и уставов Управления духовных дел иностранных исповеданий Христианских и иноверных. Книга шестая «Об управлении духовных дел Магометан». Раздел третий «Об управлении Закавказского Мусульманского духовенства Шиитского и Суннитского учений». СПб., 1896.

9. Указ «О правилах для Магометанского Духовенства Елисаветопольской округи. Указ Именной, данный Князю Цицианову 30 июня 1805 года».

10. Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 года.

11. Федеральный закон № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года.

12. Федеральный закон № 433-Ф3 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года.

13. Федеральный закон № 535-11 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»» от 10 июля 1996.

14. Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года.

II. Источники и документы конференций, общественных, религиозных и политических организаций:

15. Абдулатипов Р.Г. Основные направления государственной программы национального возрождения и межнационального сотрудничества народов современной России// Материалы Всероссийской научно практической конференции «Федерализм и межнациональные отношения в современной России» 27-28 мая 1994 года. М., 1994.

16. Выступление муфтия Талгата Таджуддина на Первом Съезде выпускников Российского исламского университета ЦДУМ в Уфе. 29.08.2012.

17. . Гайнутдин Р. Как усилить роль религиозных организаций мусульман в духовном возрождении России?// Доклад на международной исламской конференции «Роль ислама в духовном возрождении России», посвященной 95-летию Московской Соборной мечети и 5-летию Духовного управления мусульман Европейской части России 5 июня 1999 года. М., 1999.

18. Григоренко А.Ю. Религия, общество, государство в современной России (некоторые аспекты проблемы)// Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции 22-23 февраля 1999 года. М., 1999.

19. Декларация принципов мирного сосуществования религий и религиозных объединений в Российской Федерации// Международный мир и консолидация общества. Материалы международной конференции. М., 1997.

20. Декларация Российского исламского наследия, принятая на учредительном съезде 22.03.2005.

21. Документы Учредительной Конференции Российской ассоциации исламского согласия. 08.12.2010.

22. Документы Учредительного съезда ОСОО «Меджлис». 27.08.1999.

23. Долгов K.M. Религия, власть, политика, дипломатия. Выступление на конференции «Религия и дипломатия» 27-28 апреля 2001 года// Международная жизнь. 2001, №6.

24. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 01.10.1993. Свято-Данилов монастырь. 1993.

25. Зорин В.Ю. Российский ислам: проблемы и пути их решения// Ислам на пороге третьего тысячелетия: Материалы научной конференции и Н-го областного практического семинара «Рухи мирас» - Духовное наследие. Н.Новгород: Медина. 2002.

26. Итоговый документ расширенного заседания лидеров и глав мусульманских религиозных организаций и центров РФ под эгидой Совета муфтиев России. 14.04.2003.

27. Керимов Г.М. Государство и власть в исламе. Свобода совести в правовом государстве: юридический и информационный аспекты// Материалы семинара в Суздале 19-22 апреля 2000 года. М.: Институт религии и права, 2000.

28. Коран/ Перевод Э. Кулиева. М.: Умма. 2005.

29. Луис Б. Выступление на международном коллоквиуме ЮНЕСКО. Париж. 7-10 декабря 1982.

30. Материалы V съезда ДУМЕС. 06.06.1990.

31. Материалы VI Чрезвычайного съезда мусульман России. 10.11.1992.

32. Материалы VII Курултая (съезда) ВТОЦ. Казань, 2002.

33. Материалы Пленума ЦЦУМ России. 01.01.2010.

34. Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001.

35. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Церковь и государство// Материалы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. М., 2000.

36. Программа Исламской Партии Возрождения. М., 1994.

37. Программа блока «Великая Россия - Евразийский Союз».

38. Программа партии «Отечество». Мы верим в себя и в Россию. М., 1999.

39. Программный манифест ООПД «Рефах».

40. Протокол заседания Совета арабских послов в Москве. 04.06.1998.

41. Протокол учредительного съезда ДУМ РБ. 21.08.1992.

42. Резолюция конгресса мусульман Северного Кавказа. 15.07.1998.

43. Сборник документов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года. М.: 1997.

44. Устав Общероссийского общественно-политического движения «Союз мусульман России». 31.05.1995.

45. Фахри Д. Идеальное государство с точки зрения ислама// Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений. Материалы международного симпозиума 2-3 июня 1997 года. Нижний Новгород, 1997.

46. Фетва о признании деятельности Талгата Таджуддина, присвоившего себе пророческую миссию, отступничеством от основ Ислама. 14.04.2003.

47. Хакимов Р. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях// Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Материалы международной научной конференции в Казани 2-3 октября 1997 года. Казань, 1998.

III. Монографии:

48. Pechstein N. Euripides Satyrographos: Ein Kommentar zu den euripideischen Satyrspielfragmenten. Stuttg.; Lpz.: B.G. Teubner. 1998.

49. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. История и перспективы. М.: Мысль. 2002.

50. Абдулла аль-Кахтани. Кто они неохариджиты. Ваххабиты «салафиты»? Пер. с араб. Адыгамов Р.К. Казань: «Иман». 2009.

51. Абдуль 'Азиз ар-Раййис. Нарушение единобожия. М.: Свет Ислама. 2008.

52. Абу Бакр Ахмад ибн Али (аль-Хатиб аль-Багдади). Тариху-Багдад (История Багдада). 13/493.

53. Абу-Талиб Аль-Макки. Пища для сердец, или Знание Возлюбленного. Часть 3. Каир: Аль-Матбаа аль-Мисрийя. 1932.

54. Али-заде A.A. Божественная и земная власть в Исламе. М.: Нур. 2013.

55. Арапов Д. Ю., Лаушкин A.B. История религий в России. М., 1998.

56. Арапов Д.Ю. Ислам в Российской Империи. Законодательные акты, описания, статистика. Иваново, 2001.

57. Асадуллин Ф.А. Мусульманские духовные организации и объединения Российской Федерации. М., 1999.

58. Асадуллин Ф.А. Москва мусульманская. М.: МПГУ, 2004.

59. Ахмадуллин В.А. Мельков С.А. Государственно-исламские отношения в России. История. Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М., 2000.

60. Ахмедов В.М. Россия, арабы и Кавказ// Арабский сборник. М.: ИВ РАН; Международная общественная организация Центр стратегических и политических исследований. 2000.

61. Аширов Н. Ислам и нации. М., 1975.

62. Аятолла Али Хосейни Хаменеи. Свет исламской революции. Речи и выступления Руководителя Исламской Республики Иран. М., 2000.

63. Бадерхан Ф. Ислам на современном Востоке. Суфизм в политике Северного Кавказа. М.: «Крафт+». 2004.

64. Батунский М.А. Россия и ислам. Т. 2. М.: «Прогресс-традиции». 2003.

65. Баширов Л. А. Ислам и межнациональные отношения. М., 1990.

66. Баширов JI.A. Ислам и этнополитические процессы в современной России. М., 2000.

67. Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. М.: РАГС. 2008.

68. Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. М., 1997.

69. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

70. Бережной С.Е. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов н/Д., 2002.

71. Буйчик А.Г., Зайнагабдинова Э.Ч., Сорокина Е.В. История социума и демократии. В 2 кн. Книга 1: Древний мир, Средневековье и эпоха Возрождения. СПб.: СЗ НИИ КиПН. 2007.

72. Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000.

73. Васильев А.М. История Саудовской Аравии от середины 18 в. до конца XX в. М., 1994.

74. Васильев Л.С. История религий Востока. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

75. Габидуллина А. Ислам и мусульмане: 40 вопросов об Исламе. Пер. с араб. М., 2008.

76. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Изд. 2-е, доп. и перер. М., 2000.

77. Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.

78. Дегтярев A.A. Основы политической теории. М.: Высшая школа. 1998.

79. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003.

80. Зюганов Г.А. Вера и верность. Русское православие и проблемы возрождения России. М., 1999.

81. Ибрагим Т. К. Классическая арабо-мусульманская культура. М., 1997.

82. Игнатенко A.A. Ислам и политика: Сборник статей. М.: Институт религии и политики. 2004.

83. Игнатенко A.A. Правоверность, доказываемая ненавистью. Ваххабизм в изложении его сторонников. М., 2001.

84. Ильин И.А. Основы христианской культуры. Собр. соч. в 10 томах. М., 1993. Т. 1.

85. Ирхин Ю.В. Актуальные проблемы политической науки. М.,1996.

86. Каддафи М. Зеленая книга. М.: Международные отношения. 1989.

87. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. Пер. с фр. М., 2004.

88. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. М.: «Леном». 1999.

89. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? М.: Диалог МГУ. 1998.

90. Крымский А.Е. Очерк развития суфизма. М., 1896.

91. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1995.

92. Левин З.И. Реформа в исламе. Быть или не быть? М.: «Крафт+». 2005.

93. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М.: ЗЕРЦАЛО. 2004.

94. Лубский В.И. Мусульманское право. Киев: Вентурк 1997.

95. Малашенко A.B. Исламское возрождение в современной России. М.,1998.

96. Малашенко A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.

97. Медведенко Л.И. Именем Аллаха: политизация ислама и исламизация политики. М.: Политиздат. 1988.

98. Милославский Г.В. Ваххабизм в идеологии и политике мусульманских стран. Ислам и политика. М., 2001.

99. Мирский Г.И. Исламизм, транснациональный терроризм и ближневосточные конфликты. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2008.

100. Мустафа Мухаммад Тахан. Будущее ислама на Кавказе и Средней Азии. Кувейт, 1995.

101. Мухаммад б. Йусуф аль-Коккози. Китабу-с-Салят - Книга молитв. Симферополь: «Тезис». 2011.

102. Насируддин апь-Албани. Хадисы. М.: Умма. 2008.

103. Нуруллаев A.A., Нуруллаев А.Ал. Религия и политика. М.: Товарищество научных изданий КМК. 2006.

104. Осман Амин. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. М.:«Мысль». 1971.

105. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.

106. Панова И.А. Цивилизации. Исторические судьбы. М., 2005.

107. Пиотровский М.Б. Светское и духовное в теории и практики средневекового ислама. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984.

108. Платон. Законы. Книга X.

109. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М.: Восточная литература РАН. 2004.

110. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1998.

111. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. Перевод с франц. Хаютина А.Д. и Алексеева-Попова B.C. М.: КАНОН-пресс. 1998.

112. Сафронов С.М. Ислам: поиски организационных форм и места в политической жизни. М.: Московский центр Карнеги. 1998.

113. Сахих аль-Бухари. Книга веры.

114. Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской, предисл. А. И. Малеина. СПб., 1913.

115. Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России. М.: Алгоритм. 2007.

116. Смелзер Н. Социология. М.,1994.

117. Сталин И.В. Сочинения. Тверь: Институт Маркса - Энгельса - Ленина при ЦК ВКП(б). 1952. Т. 10.

118. Стёпин В. С. История русской философии. М., 1989.

119. Стецкевич М.С. Свобода совести. СПб., 2006.

120. Сунан ат-Тирмизи. Джихад. Книга 2.

121. Темнов Е.И. Макиавелли. М., 1990.

122. Трофимчук H.A., Свищев М.П. Экспансия. М., 2000.

123. Трубецкой E.H. История философии права (новой). Киев, 1898.

124. Филатова С.Б. Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Сборник статей. М.,2002.

125. Цицерон. О природе богов. Философские трактаты. М.,1985.

126. Шапи Казиев. Имам Шамиль. М.: Молодая гвардия. 2010.

127. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.

IV. Справочные издания:

128. Али-заде A.A. Салафизм// Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар. 2007.

129. Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М.: «Олимп». 1997.

130. Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2009.

131. Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М., Панов В. Г. Философский Энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия. 1989.

132. Татарская энциклопедия. Таджуддин Т. Казань. 2010, Т. 5.

133. Хайретдинов Д.З. Ислам в Москве: энциклопедический словарь. Н.Новгород: ИД «Медина». 2008.

134. Энциклопедия Кольера. М.: Открытое общество. 2000.

V. Периодическая печать:

135. «Русские мусульмане» порывают с шиизмом в пользу суннизма// Институт религии и политики. 13.12.2006.

136. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России: потенциальные причины конфликтов на её территории// Вестник аналитики. 2002, №3 (9).

137. Булатов А.О. Российское государство и мусульмане: основные тенденции взаимодействия и стратегии адаптации (на примере внутренних мигрантов)// Вестник Евразии. 2007. № 3.

138. Война против террора. Борьба с терроризмом - общая самооборона. Ливийский лидер Муаммар Каддафи о нынешнем кризисе в мире// Азия и Африка сегодня. 2002, №3.

139. Дзуцев X. В., Першиц А. И. Ваххабиты на Северном Кавказе — религия, политика, социальная практика// Вестник Российской академии наук. 1998. Т. 68, №12.

140. Кулиев Э.Р. К вопросу совершенствования профессионального исламского образования// Вестник Московского исламского университета. 2009, №1.

141. Макаров Д.В. Радикальный исламизм на Северном Кавказе: Дагестан и Чечня// Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. Международная общественная организация Центр стратегических и политических исследований. 1999, №1.

142. Малашенко А.В. Государство и Ислам в постсоветской России// Свободная мысль. 2007, №4.

143. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2000, № 2.

144. Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм// Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2003, № 4.

145. Сидоров Д.В. Влияние политического ислама Ближнего Востока на мусульманские сообщества России// Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». 2014, № 2.

146. Сидоров Д.В. Исламофобия современной России// Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer», 2014, № 5 (292).

147. Сидоров Д.В. Проблемы традиционного ислама России// Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer», 2014, № 6 (293).

Диссертационные работы и авторефераты:

148. Шакирова A.M. Мусульманское сообщество Среднего Поволжья в этноконфессиональном дискурсе имперской политики России во второй

половине XIX - начале XX в.: историко-политнческий анализ: Дис. ... канд. истор. наук. Ульяновск. 2009.

149. Черепанов М.С. Мусульманское сообщество в политическом поле региона: структурно-генетический анализ стратегий активистов: Дис.... канд. полит, наук. Тюмень. 2010.

150. Старостин А.Н. Мусульманское сообщество Среднего Урала в конце XIX - начале XXI вв.: Дис.... канд. истор. наук. Екатеринбург. 2010.

151. Мухаметшин Ф.М. Ислам в политической жизни России: Дис. ... доктора полит, наук. Москва. 1998.

152. Нечитайло Д.А. Исламское политическое движение на Северном Кавказе: Дис.... канд. полит, наук. Москва. 2003.

153. Гарипов Н.К. Политика Российского государства в этноконфессиональной сфере в конце XVIII - начале XX вв.: Опыт духовного управления мусульман: Дис.... канд. истор. наук. Казань. 2003.

154. Курайши Д.А. Исламский фактор в политическом процессе современной России: на примере республик Северного Кавказа: Автореф. дис.... канд. полит, наук. Москва. 2009.

155. Нафиков И.З. Формирование системы мусульманского образования в России: 1990 - 2000-е гг.: Дис.... канд. истор. наук. Казань. 2013.

156. Зинченко М.С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса: на материалах Северного Кавказа: Дис. ... канд. полит, наук. Пятигорск. 2010.

157. Задорожный И.Н. Исламский фундаментализм в политическом процессе современной России: Автореф. дис. ... канд. полит, наук. Москва.

2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.