Ислам в трансформации геополитического положения юга России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 25.00.24, кандидат географических наук Гевондян, Артур Сергеевич

  • Гевондян, Артур Сергеевич
  • кандидат географических науккандидат географических наук
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ25.00.24
  • Количество страниц 198
Гевондян, Артур Сергеевич. Ислам в трансформации геополитического положения юга России: дис. кандидат географических наук: 25.00.24 - Экономическая, социальная и политическая география. Краснодар. 2009. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат географических наук Гевондян, Артур Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

1 Методологические основы исследования географии религий.

1.1 Основные понятия географии религий.

1.2 Ислам как фактор геополитического влияния.

1.3 Структурная организация геополитического пространства ислама

2 Пространственное развитие ислама на Юге России.

2.1 Изменчивость геоконфессионального пространства.

2.2 Столкновение великих империй.

2.3Российская экспансия.

2.4 Советский период.

2.5 Постсоветский период и вызовы XXI века.

3 Современные векторы развития ислама в конфессиональном пространстве Юга России.

3.1 Россия и мусульманский мир.

3.2 Принципы этнического разделения мусульманской уммы России.

3.3 Пространственная локализация этнических мусульман.

3.4 Внешнее и внутренне воздействие на мусульман юга России.

4 Геополитические реалии Юга России.

4.1 Трансформация геополитического положения.

4.2 Социально-экономические факторы геополитики.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ислам в трансформации геополитического положения юга России»

Актуальность исследования так называемого «исламского фактора» на Юге России обусловлена возрастающим интересом к данному региону со стороны мирового сообщества. После распада СССР бывшие союзные республики стали объектами геополитических притязаний ряда держав, таких как США, Великобритания, Турция и др., что в первую очередь проявляется в возрастающей роли региона как транзитного. В этих условиях усилилось проникновение внешних воздействий в зону постсоветского пространства, Россия вынуждена защищать южные границы этого пространства. Преследуя цель занять лидирующее место в центре исторически сложившегося геополитического соперничества в Евразии, данные государства не только ставят под угрозу само присутствие России на Кавказе и на Черном море, но и вносят стратегический дисбаланс на все постсоветское пространство.

Юг России занимает особое, по-своему уникальное место в ряду регионов РФ. На сравнительно небольшой по российским меркам территории - 589,2 тыс. км2 (3,5% общей площади РФ) - сосредоточено 22 820,8 тыс. чел. (15,9% ее населения), плотность населения - 38,5 чел./км". В то же время нигде в мире на такой относительно небольшой территории не имеет место такое разнообразие этносов и народностей, различных по своей конфессиональной принадлежности, ведению хозяйства, культурным традициям, политической организации.

Геополитическое положение Юга России уникально: его территория расположена в-контактной зоне взаимодействия исламской и христианской цивилизаций, российского Предкавказья и государствами Закавказья, Прикаспия, Турции, Украины, Румынии и Болгарии.

В значительной степени именно геополитическим положением на перекрестке цивилизаций объясняется не только высокая степень конфликтности, но и активные миграционные процессы. Активные процессы эмиграций как результат войн и революций XIX и XX веков привели к образованию в зарубежных странах многочисленных и влиятельных диаспор северокавказских этносов (адыгов, чеченцев и др.).

Юг России является полинациональным и поликонфессиональным образованием, в котором живут народы, различающиеся уровнем социально-экономического и культурного развития. Очевидно, что в таких условиях национальный и конфессиональный состав является одним из важнейших вопросов государственной и политической жизни региона и страны. Люди нередко стараются подчеркнуть свои этнические и религиозные особенности. В противовес тенденциям глобализации защищаются местные и групповые интересы, часто основанные на охране культурных и иных ценностей, связанных с самобытностью отдельных этносов.

В современных условиях известная конфликтность отношений России с Грузией, Украиной, последствия вооруженных конфликтов в республиках Чечня, Дагестан, Ингушетия и нестабильность в Абхазии, Южной Осетии определяют повышенную военно-стратегическую значимость Юга России. В недавнем прошлом именно здесь проявился феномен массового выхода части населения из правового пространства, и сегодня нет гарантий, что это не повторится в тех или иных формах.

Если учесть весь комплекс упомянутых и многих других проблем и противоречий, становится очевидной необходимость разностороннего анализа и постоянного мониторинга факторов, определяющих современную геополитическую ситуацию на Юге России.

Объект исследования - Юг России как стратегически важный регион для всей страны. Границы Юга России на севере условно пролегают между низовьями Волги и Дона, а на юге — по Большому Кавказскому хребту. Этот регион представляет собой переплетение языков, культурных типов, религий, традиций, что в свою очередь позволяет говорить об культурно-исторической общности населяющих его этносов. Юг России занимает площадь, почти вдвое превышающую площадь независимых государств Закавказья, что позволяет позиционировать Россию как «Кавказскую державу», имеющую в регионе Большого Кавказа свои обоснованные интересы.

Юг России - целостный по своей специфике регион, объединяющий 13 субъектов. По оценке большинства экспертов представляет собой критически сложный регион с точки зрения социально-экономической нестабильности, осуществления государственного управления, а также возможного разрешения целого ряда существенных и потенциальных конфликтов.

События 1990-х гг. XX в., 2009 г. подтвердили общезначимый вывод о том, что резкое ухудшение экономического положения населения ведет к росту социальной напряженности и конфликтности. На территории России это особенно сказалось на положении регионов Юга России, ставших после распада СССР зоной повышенной конфликтности. Здесь в наибольшей степени, в том числе и на низовом уровне проявилось социальное расслоение многоэтничных формирований на фоне прекращения деятельности государственных экономических структур, резко снизившейся управляемости обществом, массовой безработицы, тотальной коррупции и криминализации хозяйственной деятельности.

Предмет исследования — ислам как геополитический фактор регионального развития Юга России.

События, происходившие в России, сегодня вызывают повышенный интерес к исламу, его влиянию на политическую, экономическую жизнь общества и страны. В этой связи автором предпринята попытка провести анализ событий и исторических факторов, которые могут более ясно представить действительное положение общеполитических и религиозных процессов, происходящих на Юге России.

Известно, что ислам носит не только функцию вероисповедания, это -особый образ жизни и мышления, затрагивающий абсолютно все формы человеческой жизнедеятельности, влияющий и формирующий функции государства и межгосударственных отношений, общества. Исламские каноны регламентируют самые различные стороны бытия, существенно влияя на особенности психологии приверженцев ислама.

Несмотря на интерес в России к исламу, к исламскому фактору в его внешней и внутренней политике, на растущее число публикаций о российском мусульманстве, вопросов здесь больше, чем ответов. Особенно много вопросов возникает на Юге России, где ислам стал фактором, влияющим на культуру и политику всего этого региона.

Цель работы состоит в исследовании роли ислама в трансформации геополитического положения Юга России и его влиянии на региональное развитие.

В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

- исследовать основные понятия, теорию и методологию географии религии;

- оценить положение, место и потенциал мусульманского сообщества Юга России относительно других мусульманских сообществ, получивших развитие на территории России;

- провести сопряженный анализ внешних геополитических и внутренних социально-экономических факторов, влияющих на развитие ислама в регионах Юга России;

- раскрыть пространственную локализацию ислама на Юге России;

- выявить реалии геополитического положения Юга России.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили выводы, сформулированные в научных трудах отечественных и зарубежных ученых географов, историков, геополитиков. В настоящее время опубликовано много монографической и периодической литературы, что говорит о наличии большой информационной базы, освещающей вопросы возникновения и дальнейшего развития геополитической мысли. Например, работы П. Савицкого, Ф. Ратцеля, Л. Гумилева, 3. Бжезинского, А. Панарина, Н. Мироненко, В. Колосова, А. Дугина, и др. Региональная специфика геополитики рассматривалась К. Гаджиевым, А. Чистобаевым, Ю. Гладким и др. Проблемы социально-экономического развития регионов - субъектов РФ, экономических районов, федеральных округов рассматривались в научных трудах В. Игнатова, В. Бутова, М. Беликова и др.

Вопросы исследования цивилизаций рассматривались в работах А. Тойнби, С. Хантингтона и др. Различные факторы и условия развития ислама на Юге России раскрыты в работах В. Тишкова, В. Белозерова, А. Малашенко, И. Добаева, В. Черноуса, Р. Силантьева, М. Шорова и др.

Такой широкий и разнообразный подход к раскрытию предложенной в исследовании тематики оставил, однако, практически без рассмотрения факторы влияния ислама на региональное развитие, на геополитическую ситуацию, а также вопросы моделирования пространственной локализации ислама на Юге России.

Информационную базу исследования составляют статистические и аналитические материалы, положения конституций и уставов регионов, многочисленные статистические данные, сайты администраций и правительств краев, областей и республик, информационно-аналитический сайт ЮФО. Материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, статистические данные Госкомстата РФ, Министерства юстиции РФ, результаты Всероссийской переписи населения, 2002 г. Первичная информация, полученная в духовном управлении, мусульман Адыгеи и Краснодарского края.

Методы исследования: В процессе работы были использованы сравнительно-географический, картографический, статистический, историкогеографический геоинформационный методы, а также системно-структурный анализ.

Научная новизна предлагаемой работы заключается в следующем:

- отражены особенности пространственного развития ислама в регионах Юга России;

- выявлена четкая локализация этнических мусульман в регионах Юга России;

- установлены источники глобальных и региональных вызовов и угроз традиционному исламу на Юге России;

- раскрыты геополитические реалии Юга России;

- впервые построены географические карты «Расселение этнических мусульман по регионам ЮФО», «Этническая структура мусульман ЮФО», «Распределение мусульманских общин по регионам ЮФО», как основы моделирования локализации ислама в регионе.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании программ учебных курсов' по географии религий, территориальной организации населения, геополитики, чтении спецкурсов по регионоведению. Практическая значимость работы вытекает из необходимости разработок социально-экономических прогнозов для регионов Юга России, где имеет место высокая поляризация и асимметрия в экономической, политической, религиозной, социальной сферах. Полученные выводы и предложения также могут быть использованы в качестве теоретической базы для научного обоснования проведения региональной политики, составления федеральных целевых программ, в том числе комплексных (Юг России).

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследований были доложены на Всероссийских научно-практических конференциях: «Развитие социально-культурной сферы

Юга России» (26-28 марта 2008 года, г. Краснодар); «География: проблемы науки и образования. ЬХП Герценовские чтения» (9-10 апреля 2009 года, г. Санкт-Петербург), Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: проблемы социально-экономического, экологического и духовно-политического развития» (июнь-июль 2009 г. Волгоград). По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 печатных работ, из них 2 - в ведущих рецензируемых периодических и научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикаций основных результатов диссертационных исследований. Материалы диссертации и методические указания автора вошли в учебно-методические комплексы по дисциплинам «Регионоведение», «Территориальная организация населения», «Геополитика» и были представлены в качестве лекций студентам географического факультета ГОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по специальности 020401 «География».

Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая, социальная и политическая география», 25.00.24 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Экономическая, социальная и политическая география», Гевондян, Артур Сергеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование опирается на утверждение, что потенциально все этнические мусульмане считаются реальными приверженцами исламской религии. В настоящее время точная абсолютная численность российских мусульман неизвестна и может быть определена только по итогам следующей Всероссийской переписи населения, если в опросные листы будет включен пункт о вероисповедной принадлежности.

Выполненный комплекс исследований дает основания утверждать, что предшествующие исторические периоды заложили конфликтный потенциал на Юге России. Здесь периодически вспыхивают вооруженные конфликты, существует потенциальная угроза их нового развития. Данные конфликты прежде всего вытекают из непрерывной трансформации геополитического положения Юга России. Нестабильности способствует социально-экономическая обстановка, борьба криминальных групп за сферы влияния.

Обстановка на Юге России и вокруг него не стабильна, потенциально существует много противоречий и общая конфликтогенность. Угроза дестабилизации сохраняется. И хотя она исходит не от ислама, но активность исламских радикалов остаётся одной из ее составляющих.

Анализ пространственного развития ислама на Юге России позволил определить функционирование ислама в постсоветский период как процесс реинституализации, тогда как в Зарубежной Европе он начался гораздо раньше. Общество стало возрождать религиозные традиции и ценности, нормы. Возросла степень вовлеченности, проявился интерес к обрядной практике. Возросло количество мечетей и медресе. Быть религиозным стало модно, а при поддержке государства — перспективно.

При исследовании распространения исламских сообществ было установлено, что несмотря на разнообразие этносов и конфессий на Юге России, Кавказская умма быстро распространяет свое влияние, в основном за счет высокого уровня рождаемости и миграционной подвижности. В будущем эти факторы позволят мусульманам Северного Кавказа оспорить монополию Поволжской уммы.

Пространственная организация этнических мусульман на Юге России имеет четкую локализацию. Выделяются пять регионов — республик, в которых ислам получил максимальное распространение (Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария). Мусульманские сообщества республик Северной Осетии-Алании, Адыгеи, Ставропольского края занимают среднее положение, но в общероссийском масштабе имеют высокий потенциал развития ислама. Этнические мусульмане Астраханской и Волгоградской областей относятся к Поволжской умме. Ростовская область и Краснодарский край являются регионами конвергентными, здесь сочетаются различные межрелигиозные сообщества, через их территории проходит граница зон влияния Поволжской и Кавказской умм. Региональные уммы этих субъектов (Астраханской, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края) не имеют явно выраженных связей с каким-либо из полюсов Поволжья или Юга России и практически функционируют самодостаточно.

Большое значение в ходе выполненного исследования имеет анализ источников глобальных и региональных вызовов и угроз традиционному исламу на Юге России, так как к нему привлечено внимание не только стран дальнего зарубежья (США, Великобритания) и региональных соперников (Турция), но и международных террористических и религиозно-экстремистских объединений. Таким образом, многие источники влияния, на безопасность Юга России (региональные конфликты, социальная нестабильность, неконтролируемая миграция и др.) при негативном развитии событий могут привести к дестабилизации обстановки в регионе: В' настоящее время наиболее актуальны такие угрозы, которые носят глобальный характер, а именно, международные преступность (наркоторговля, торговля оружием, коррупция, контрабанда и пр.) и терроризм. Именно в этом регионе имеет место масштабная криминализация общества, в том числе борьба кланов за сферы влияния.

Геополитическое положение Юга России, с одной стороны, определяются возрастающей ролью региона как важного связующего звена во внешнеторговых отношениях России с зарубежными странами, с другой стороны, высокой поляризацией социально-экономического развития его субъектов и наличием конфликтных ситуаций, связанных с мозаичным этническим и конфессиональным составом населения. Мониторинг трансформации геополитического положения данного макрорегиона становится особенно актуальным, если учесть, что без всестороннего анализа целого ряда ключевых процессов невозможно понять глубинные явления, определяющие как характер, так и основные тенденции развития Юга России, нельзя разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Список литературы диссертационного исследования кандидат географических наук Гевондян, Артур Сергеевич, 2009 год

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и отражения // Вопросы экономики. 1994. - №12. - С. 4-13

2. Абдушелишвили М.Г. Антропология древних и современных народов Кавказа // Народы Кавказа (антропология, лингвистика, хозяйство) М.: Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая, 1994. С. 18.

3. Авдулов Н.С., Черноус В.В. Векторы этнокультурных процессов на Юге России http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/main/red koll.htm 08.04.2009.

4. Алаев Э.Б. Страны, народы и государства // Федерализм. 1997. - №2. -С. 157-172

5. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала: Агентство «Кавказ», 1999, 164 с.

6. Атлас мира справочно-географический. М.: ФГУП ПКО «Картография»: «Оникс», 2009. 160 с.

7. Атлас России географический. М.: Федеральное агентство геодезии и картографии: Астрель ACT. «Карторграфия», 2008. 300 с.

8. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1991.-288 с.

9. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI — XVII вв. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1988.-175 с.

10. Ахохова Е.А., Ахмедов A.A. Современная Россия и мусульманский мир / Ислам и политика на Северном Кавказе: история и современность // Материалы Всероссийской научной конференции. Карачаевск: КЧГУ, 2007.-279 с.

11. Баширов JI.A. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России: Монография. М.: Изд-во РАГС, 2008. — 246 с.

12. Беликов М.Ю. Северный Кавказ — асимметрия социально-экономического развития Краснодар: Просвещение-Юг, 2002 г. - 400 с.

13. Беликов М.Ю. Северный Кавказ: асимметрия социально-экономической сферы и пути ее оптимизации (географический аспект): Автореф. дис. д-ра геогр. наук / КубГУ. — Краснодар, 2002 56 с.

14. Бердяев Н. Смысл истории. Берлин: Обелиск, 1923. 270 с. М.: Мысль, 1990 (с издания YMCA PRESS, Paris, 1969). С. 49 50.

15. Беспокойный тыл державы «Эксперт» №42 (348VII ноября 2002 — URL: http://www.expert.ru/printissues/expert/2002/42/42ex-chech2/ 24.04.09.

16. Бетрозов Р. Этапы этнической истории адыгов // Эльбрус. 1999. № 1. С. 137.

17. Бетрозов Р. Этническая история адыгов. С древнейших времен до XVI в. Нальчик: Эльбрус 1996. 245 с.

18. Большой атлас России. М.: Дизайн. Информация. Картография: Астрель: ACT. 2005. - 400 с.

19. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 282 с. С. 157158.

20. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — нач. XX вв. М.: Наука, 1974. 275с.

21. Вынужденные мигранты на Северном Кавказе. Правовые основы и практика регулирования вынужденных миграций в субъектах Рос. Федерации / Центр этнополит. и регион, исслед. — М.: ООО Фирма «Инфограф», 1997. 239 с.

22. Выпуск по этнологии народов Северного Кавказа и Закавказья // Эльбрус. 1999. №2 (11).

23. Гаврилов Ю.Н. Эволюция геоконфессионального пространства. С. 72 — 91. В кн. Геополитика / Под общ. ред. В.А. Михайлова; Отв. ред. JI.O. Терновая, C.B. Фокин. М.: Изд-во РАГС, 2007. - 368 с.

24. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: Логос, 1998. 415 с.

25. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. — М.: Междунар. отношения, 2001. 464 с.

26. Гаджиев М.Г. Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала: ИИАЭ ДНЦ РАН, 1996.- 464 с.

27. Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка) — М.: Экономика, 2007. — 751 с.

28. Гаджиев К. С. Политическая наука. М.: Международные отношения -400 с.

29. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа. IV — X вв. Л.: ЛГУ, 1979.-217 с.

30. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа X — XIII в. СПб., 1994.-238 с.

31. Гайнутдин Р. О единстве мусульман России // Ислам Минбэре. Общероссийская газета Духовного управления мусульман Европейской части России, январь, 2004. С. 2.

32. Гайнутдин Р. Ислам в современной России. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.- 320 с.

33. Гакаев Ж.Ж. Чеченский кризис: истоки, итоги, перспективы (политический аспект). М. ЧКЦ, 1999. 160 с.

34. Гасанов М.Р. Дагестан и иранский мир. Штрихи взаимосвязей. Ереван: Кавказский центр иранистики, 1999 80 с.

35. Гасанов М.Р. Палеокавказская этническая общность и проблема происхождения народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз. 1994. 30 с.

36. Гаспринский И.Б. Русское мусульманство // Тарих (Махачкала), 1994 -1996.

37. Гевондян A.C. Роль исламского фактора в Южнороссийской геополитике // Географические исследования Краснодарского края: науч. тр. Вып. 2. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2007. — С. 215 — 219.

38. Гевондян A.C., Чистяков В.И. Юг России: культура и религия // Развитие социально-культурной сферы Юга России: материалы региональной научно-практической конференции молодых ученых, г. Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 26-28 марта 2008 г. — С. 91 — 93.

39. Гевондян A.C. Принципы этнического разделения мусульманской уммы России // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. №5, 2009 С. 128-131.

40. Гевондян A.C. Пространственная организация этнических мусульман Юга России // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной Академии Наук (АМАН). Том 11. №2, 2009 С. 142 - 146.

41. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.-Пятигорск, 1992 192 с.

42. Геополитика / Под общ. ред. В.А. Михайлова; Отв. ред. JI.O. Терновая, C.B. Фокин. -М.: Изд-во РАГС, 2007. 368 с.

43. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 384 с.

44. Гмыря A.B. Прикаспийский Дагестан в эпоху великого переселения народов. Могильники. Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 1993. -230 с.

45. Гонов A.M. Северный Кавказ: актуальные проблемы русского этноса (20-30-е гг.). Ростов н/Д.: РВШ МВД, 1997.

46. Гудаков В.В. Северо-Западный Кавказ в системе межэтнических отношений с древнейших времен до 60-х годов XIX века. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2007. 565 с.

47. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Фонд «Мир JI.H. Гумилева» М.: ДИДИК, 1997.

48. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Глаголь, 1991. - 574 с.

49. Дергачев В.А. Глобалистика: учеб. пособ. для студентов вузов / В.А. Дергачев М.: ЮНИТИ - Дана, 2005. - 303 с.

50. Джемаль Г.Д. Освобождение ислама М.: УММА. 414 с.

51. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ: Ир, 1998.

52. Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам на Юге России / И.П. Добаев, П.В. Крайнюченко // Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, A.B. Попова — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. 696 с.

53. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике (на примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа). Ростов н/Д: Ростиздат, 2000. 200 с.

54. Доклад «Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия» // URL: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/docladsu/ 12.08.2009.

55. Дубровка и Беслан / Православие .ру URL: http://www.pravoslavie.ru/analit/040914135624.htm 12.05.09.

56. Дугин А. Основы геополитики. М.: Арктогея, 1997. - 608 с.

57. Емельянова С. Зубков наступил на «тень» // РГ № 13 от 25 января 2006 г.-С. 12

58. Жданов Н.В., Игнатенко A.A. Ислам на пороге XXI века. М.: Политиздат, 1989. — 352 с.

59. Жданов Ю.А. Введение // Современное кавказоведение: Справочник персоналий. / Отв. ред. Н.С. Авдулов; сост. В.В. Черноус, И.Е. Романова. Ростов н/Д, 1999. С. 4-5. 80 с.

60. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Обществ, науки. 1998 — №2.

61. Жулинский М.Г. Геополитика Каспийского региона // География№3 2006 г. С. 19-23

62. Заседателева Л.Б. Терские казаки (сер. XVI — нач. XX вв.) М.: изд-во Моск. ун-та, 1974. 423 с.

63. Запрудский Ю.Г. Современная конфликтология как методология познания и управления общественными процессами // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Ростов-на-Дону, 2003. С. 4147

64. Здравомыслов А.О. Осетино-ингушский конфликт. Перспективы выхода из тупиковой ситуации. М.: РОССПЭН, 1998 128 с.

65. Игнатенко A.A. Ислам и политика / Сб. статей. М.: Ин-т религии и политики. 2004. - 256 с.

66. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение: экономика и управление, — М.: ИЦ «МарТ», 2004 528 с.

67. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Юг России (научно-методические и информационно-аналитические материалы). Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2005 14 п.л.

68. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия: история и современность. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2001

69. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная^ Россия и ее регионы. — М.: ИКЦ «МарТ», 2007. 304 с. - ISBN 5-241-00675-3

70. Ислам в современной России / Муфтий Равиль Гайнутдин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 г. 320 с.

71. Исламский мир на международной сцене // Независимый Исламский Информационный Канал URL: http://www.islam.m/pressclub/analitika/docladsu/ismimer/?prmt page 26 февраля 2009.

72. История народов Северного Кавказа с древних времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. 544 с.

73. История народов Северного Кавказа (кон. XVIII — 1917 г.). М.: Наука, 1988.-530 с.

74. Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия, /отв. ред. Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону: изд. Ростовского университета, 2000. - 268 с.

75. Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в южном регионе России / Ин-т по переподгот. и повышению квалификации преподавателей гуманит. и социал. наук при Рост. гос. ун-те . Ростов-на-Дону : Изд-во Ростов, ун-та, 2000. - 27с.

76. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т. Т. 1. М. Мысль, 1987, 432 с.

77. Коков В.М. ислам: гуманистические традиции // Научная мысль Кавказа. 2000. №1. С. 40

78. Кокшаров А., Сумленный С. Теперь здесь ислам // Эксперт. 2008. № 38. С. 60 - 77

79. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. — 479 с.

80. Кравченко А.И. Социология. М.: ИНФРА-М, 2003 г. - С. 193

81. Ковалевская В.Б. Кавказ и Аланы. Века и народы. Серия: По следам исчезнувших культур Востока М.: Наука, 1984. 192 с.

82. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ: Ир , 2002,- 157, с.

83. Кушева E.H. Народы Северного Кавказа в XVI — XVII вв. и их связи с Россией М. Изд-во АН СССР, 1963

84. Лубский A.B. в кн. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, A.B. Попова. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 22

85. Любин В.П. К истории древнейшего человечества на территории СССР (первые люди на Кавказе и в Средней Азии) // Культурное население Востока. Л., 1985. С. 339.

86. Магомедханов М. Дагестанцы в Турции. Махачкала, 1997

87. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М.: Ин-т Востоковедения РАН. Центр стратегических и политических исследований. — 2000. 84 с.

88. Малашенко A.B. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2001. — 180 с.

89. Малашенко A.B. Ислам и политика в современной России. В кн. Мусульмане изменяющейся России М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2002. - 336 с.

90. Малашенко А. Государство и ислам в постсоветской России // Свободная мысль. №3. 2007. С. 92 - 104.

91. Малашенко A.B. Ислам для России. / Моск. Центр Карнеги — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. 192 с.

92. Мальбахов Б., Эльмесов А. Средневековая Кабарда (внутренние и внешние аспекты истории). Нальчик: Эльбрус, 1994 352 с.

93. Мальбахов Б.К. Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством. Нальчик: Эльбрус, 1996

94. Малышева1 Д. Проблемы безопасности Юга России: Региональный и глобальный аспекты // Мировая экономика и международные отношения. №2. - 2001. С. 30 - 39

95. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия. М.: Вече, 2004. - 368 с.101.102103,104105,106107108109110,1111121. ИЗ114

96. Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы: Уч. Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. - 268 с.

97. Мирский Г.И. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире. // Мировая экономика и международные отношения.-2004.-N 6. С. 29-37 Модестов С.А. Системно-ресурсный подход к геополитике XXI века // Национальные интересы. 2002. №4. С. 29 - 37

98. Модестов С.А. Геополитика ислама. М.: «Молодая гвардия». 2003. -192 с.

99. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. Неолит, энеолит, ранняя бронза. М. Наука, 1971. -415 с. Мусульмане. 2000. №1-2 (4). С.8.

100. Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном российском обществе / Ф.М.

101. Мухаметшин // Мусульмане изменяющейся России. — М.: «Российскаяполитическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 336 с.

102. Мэхэн А.Т. Влияние морской силы на историю, 1660-1783. — М.: ООО

103. Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2002. — 634

104. Народы России. Энциклопедия. / Под ред. В.А. Тишкова. М.: БЭС, 1994- 480 с.

105. Осли Э. Покорение Кавказа: Геополитическая эпопея и войны за влияние / пер. с фр. Е.Д. Богатыренко. — М.: Плюс-Минус, 2008. 624 с.

106. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. Под общей редакцией профессора В.Н. Ратушняка. Краснодар: Советская Кубань, 1996.- 635 с.

107. Панарин И.Н. Против России ведется война // Кубанские новости № 203 от 21.12.2004 г. С. 4.

108. Патракова В.Ф., Черноус В.В. Русская (российская) цивилизация // Российская историческая политология. Курс лекций: Учеб. пособие / Отв. ред. С.А. Кислицин. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 608 с.

109. Пилюли для Кавказа // АиФ № 28, от 13 июля 2005 г. с.6.

110. Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801). Репринтное издание 1912 г. в двух томах. Ставрополь: Кавказская библиотека. 1991.

111. Православие в исторических судьбах Юга России. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ. 2004. - 288 с.

112. Пространство и время в архаических культурах: Материалы коллоквиума. М., 1992

113. Пути мира на Северном Кавказе / Независимый экспертный доклад Отв. ред. В. Тишков. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1999.- 184 с.

114. Пучков П.И. Лингвистическая классификация народов // Народы и религии мира — URL: http://www.CBOOK. ru/peoples/class/lingvl.shtml 12.08.2009.

115. Пучков П.И. Классификация религий. Ислам, его направления, течения, важнейшие деноминации ИЭА РАН // http://www.cbook.ru/peoples/class/about cl.shtml 12.08.2009.

116. Ратцель Ф. Земля и жизнь. Сравнительное земледелие. — СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1906.

117. Ратцель Ф. Народоведение. СПб.: Просвещение, 1903. В т.: Т. 1. - 766 с.

118. Ратцель Ф. Народоведение. СПб.: Просвещение, 1903. В т.: Т. 2. - 880 с.

119. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 6. С. 21. С. 21-28

120. Регионоведение: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. Ю. Г. Волков. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

121. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005. М.: Росстат, 2006. 982 с.

122. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008. М.: Росстат, 2009. 960 с.

123. Рейтинг дотационности субъектов ЮФО // Российская газета №20, от 1 февраля 2007 г., С. 13.

124. Религиоведение. Под ред. проф. Солдатова A.B. СПб.: Лань, 2004. -444 с.

125. Религиоведение / Энциклопедический словарь. — М.: Академический Проект, 2006.-1256 с.

126. Реликты «Холодной войны» (Использование религиозных факторов в подрывной деятельности). H.A. Трофимчук и М.П. Свищев «Экспансия» (М, 2000) URL:http://www.psvfactor.org/expan2.htm 17 мая 2009.

127. Российский статистический ежегодник 2004. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. М.: Госкомстат, 2005.- 800 с.

128. Российский статистический ежегодник 2008. Официальное издание Федеральной службы государственной статистики. М.: Госкомстат, 2009.- 800 с.

129. Российская Федерация — Южный федеральный округ Краснодарский край за 2007 год / информационно-аналитический материал (оперативные данные). - Краснодар: Краснодарстат, 2008. - 86 с.139140141.142,143,144,145,146.147.148.149.150.151.152.153.

130. Россия и исламский мир: борьба с «международным терроризмом» Независимый Исламский Информационный Канал URL: http:/Avwwjslam.ru/pressclub/analitika/docladsu/terbor/?print page 17.02.09.

131. Рощин М.Ю. След исламского фундаментализма на Северном Кавказе. С. 49 65 // Фундаментализм. — М.: Институт востоковедения РАН — Изд-во «Крафт+», 2003. - 264 с.

132. Силантьев P.A. Новейшая история исламского сообщества России (1989-2004 гг.). М.: ИИПК «Ихтиос», 2005 - 632 с. Силантьев P.A. Новейшая история ислама в России. — М.: Алгоритм, 2007. - 576 с.

133. Соловьев С.М. История России. Кн. 1. М., 1959, с. 76-78. Сталин И.В. Соч. Т.4. С. 400. С. 395-396.

134. Так это было. Национальные репрессии в СССР 1919-1952 гг. Т. 1. М., 1993.-293 с.

135. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик: ЭльФа, 1997.— 227 с.

136. Универсальный историко-географический атлас России. М.: Дизайн. Информация. Картография: Астрель: ACT. 2008. - 384 с.

137. Фадеева И. Ислам и политический конфликт // Азия и Африка сегодня. 2002 - № 4. С. 55 - 60.

138. Федоров Я.А. Историческая этнография Северного Кавказа. М.: МГУ, 1983.-С. 27.

139. Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени: (Социал.- филос. анализ), / Майкоп, гос. технол. ин-т и Адыг. респ. ин-т гуманит. исслед. Майкоп: Зихи, 1997. - 194 с.

140. Ханаху P.A., Цветков О.В. Состояние и перспективы ислама в Адыгее (по материалам социологического исследования) с 5 — 11 // В кн. Ханаху P.A., Ляушева С.А., Цветков О.М., Мусхаджиев С.Х. Ислам у адыгов Северо-Западного Кавказа. Майкоп: АТУ. — 32 с.

141. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. - № 1. — С. 33-48.

142. Цымбурский В.JI. Россия Земля за Великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. М.: Эдиториал УРСС. 2000 — 144 с.

143. Черноус В.В. Кавказ: контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000. №2.

144. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. №3. С. 154-167.

145. Шевелев В.Н. Конфессии на Юге России / В.Н. Шевелев // Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, A.B. Попова Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. - 696 с.

146. Шиллер Ф. История тридцатилетней войны. Собр. соч. в 7 т. Т. 5, М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1957, с. 26.

147. Шихсаидов А. Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII — XV вв.). Махачкала, 1969. 220 с.

148. Шоров М.А. Ислам на Юге России: геокультурологический аспект: Автореф. дис. канд. геогр. наук / КубГУ. — Краснодар, 2002 — 22 с.

149. Экономическая и социальная география: Основы науки: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.

150. Этническая карта Кавказа / Виталий Белозёров. — М.:ОГИ, 2005. 304 с.

151. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты / Под ред. А.Г. Дружинина, Ю.С. Колесникова. — Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2000. 294 с.

152. Южный федеральный округ 2004. Социально-экономические итоги: Информ. аналит. мат. / Ростовстат. — Ростов н/Д, 2005. — 325 с.

153. Южный федеральный округ 2008. Социально-экономические итоги: Информ. аналит. мат. / Ростовстат. - Ростов н/Д, 2009. - 375 с.

154. Южный федеральный округ. Административно-территориальное деление на 1.01.2007 г. // Территориальное устройство России URL: http://www.terrus.ru/allrussia/2007/073f.shtml 28 декабря 2008.

155. Южный федеральный округ — одна из наиболее перспективных в экономическом отношении территорий России 05 июня 2006 // Южный Федеральный http://www.u-f.ru/ru/Archive/2006/6/20/Article/ro 1680 10 декабря 2008.

156. Юсупова Г.И. Глобализация и этнополитическая безопасность Юга России / Per. Центр этнополит. исслед. Даг. НЦ РАН. — М.: Собрание, 2009.-318 с.

157. Яндаров А.Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата. 1975

158. Fisher Louis. Oil Imperialism. New York, 1926. Переиздание: Hyperion Press, 1976

159. Mackinder, Halford J. Democratic Ideals and Reality: A Study in the Politics of Reconstruction. New York, 1919, p. 11.

160. Mahan, Alfred T. The Problem of Asia Its Effects Upon International Politics. Boston, 1900; Influence of Sea Power Upon History, 1660-1783. Boston, 1890.

161. Spykman, Nicholas J. America's Strategy in World Politics. The United States and the Balance of Power. New York, 1942, p. 41.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.