Искусственная поэзия и начало ее развития в персидско-таджикской литературе (XI-XII вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Авгонов Алишер Файзуллоевич
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат наук Авгонов Алишер Файзуллоевич
Введение
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО СТИЛЯ В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Лексическое и литературное значение «искусственного» («масну'»)
1.2. Искусственный стих с точки зрения теоретиков поэзии
ГЛАВА II. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СТИХА В ПЕРСДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
11.1. Искусственный стиль в арабской литературе
11.2. Особенности искусственного стиха и художественные средства его выражения
11.2.1. Отклонение от нормы в использовании рифмы и редифа
11.2.2. Художественная рифма
11.2.3. Художественные средства выражения искусственного стиха
II. 3. Начало зарождения и факторы развития искусственного стиха
11.4. Искусственная касыда и ее разновидности
11.5. Художественная ценность искусственного стиха
ГЛАВА III. ИСКУССТВЕННЫЙ СТИХ В ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XI-XII ВЕКОВ
111.1. Общее положения развития искусственного стиха
111.2. Известные последователей искусственного стиха
Ш.2.1. Катрон Табрези
111.2.2. Рашидаддин Ватвот
111.2.3. Абдулвосе Джабали
Ш.2.4. Рашиди Самарканди
111.2.5. Кавоми Мутаррази
111.2.6. Адиб Собир Тирмизи
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Влияние арабской литературы на поэзию Мас’уда Са’да Салмана2018 год, кандидат наук Саидалиев Шодмон Абдувохидович
Влияние арабской литературы на творчество Хакани Ширвани2018 год, кандидат наук Шарифова Мавджигул Боймуродовна
Взаимовлияние поэтики Араба и Аджама (IX-XV вв.)2021 год, доктор наук Юсуфов Умриддин Абдукофиевич
Роль Ходжи Насир ад-Дина Туси в развитии персидско-таджикской литературно-эстетической мысли2022 год, доктор наук Одинаев Нурмахмад Сафарович
Проблемы поэтики и вопросы текстологии прозаических произведений Мавлоно Джалал ад-дина Балхи (на примере "Маджолиси саб'а" и "Фихи ма фихи")2017 год, кандидат наук Азизов Сорбон Садуллоевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Искусственная поэзия и начало ее развития в персидско-таджикской литературе (XI-XII вв.)»
Введение
Актуальность темы. В литературе почти всех (цивилизованных) народов просматривается особый литературный период, в течение которого зарождается искусственная поэзия, продолжая своё существование до определённого исторического отрезка времени. Наиболее важная особенность такого периода характеризируется степенью становления мастерства в художественной литературе. В этом смысле, искусственная поэзия представляет собой явление в искусстве в истории культуры почти всех народов, проявляющееся с особенностями, связанными с литературным мастерством определённого народа. Такой период просматривается, в частности, в литературах Древней Греции, Древнего Рима, литературах европейских стран и арабской литературе. В классической персидско-таджикской литературе также существует искусственная поэзия, зародившаяся в конкретной эпохе, начинающейся с определённого отрезка времени и пережившая впоследствии процесс становления и совершенствования. Начальный этап искусственной поэзии с признаками первых художественных проявлений использования поэтами литературных фигур, восходит к началу появления поэзии на языке дари-персидском, а становление искусственной поэзии приходится на Х1-Х11 века.
В Х1-Х11 веках множество поэтов принялись за сочинение искусственного стиха и приложили усилия использовать с мастерством разновидности художественных словесных и смысловых фигур в своих стихах. В частности в стихах таких поэтов как Катрон Табрези, Рашиди Самарканди, Рашидаддин Ватвот, Кавоми Мутаррази, Азраки Хирави, Абдулвосе Джабали, Ам'ак Бухорои, Асируддин Ахсикати, Адиб Собир Тирмизи, живших в упомянутых веках, находим достойные образцы искусственной поэзии. В результате особого пристрастия и подчёркнутого внимания к художественным фигурам и другим художественным средствам, в персидско-таджикской литературе заявила о себе искусственная поэзия, получившая продолжение в
последующие века. Именно поэтому мы находим рост и совершенство этой поэзии в стихах Салмон Соваджи, Ахли Ширази, Бадри Джоджарми, Фахри Исфахани и других представителей литературы Х1У-ХУ веков.
Возникновение искусственного стиха в качестве одного из новых явлений, базирующегося на художественности, породило новое течение в персидско-таджикской литературе и обусловило переход художественного аспекта к совершенно новому этапу. В искусственной поэзии поэт, следуя за критериями этой поэзии, искусно применяет все установочные и смысловые возможности персидского языка, тонкости риторики (<уА?), метрики (иоз), рифмы (4#а), редифа (^Р^). И именно это искусное применение отличает искусственную поэзию от других ее разновидностей.
К сожалению, ряд литературоведов, преимущественно в большинстве случаях незаслуженно, не принимая во внимание художественный аспект искусственного стиха, пренебрежительно относятся к соотношению художественности слова и смысла в этой разновидности поэзии. Они преподносят искусственный стих в истории средневековой поэзии как регрессивное течение и как результат времён безделья поэтов. В действительности так не было.
Анализ и исследование искусственного стиха, и изучение этой разновидности персидско-таджикской классической поэзии в творчестве множества поэтов, в частности, поэтов, чьё творчество стало предметом нашего рассмотрения, показывают, что искусственный стих в нашей литературе зародился в результате её эволюции, развития поэзии, наук о литературе, совершенствования вкуса, воззрений и эстетического взгляда творцов литературы. В связи с этим мы категорически не можем согласиться с мнением, что искусственный стих является «результатом упадка вкуса иранских народов» (176, 50).1 Мы считаем, что данное явление следует рассматривать как совершенно новое течение, основывающееся на
1. Здесь и далее первая цифра указывает на название книги, упоминаемой в Библиографии, второй после запятой страницу.
художественности. К этому и сводится основная цель нашей диссертации. Такая постановка вопроса и анализ основных, связанных с этим вопросов, до настоящего времени не осуществлён как в таджикском литературоведении, так и в мировой иранистике.
В истории персидско-таджикской литературы плеяда даровитых поэтов, отличающихся своей стилистикой, брались за сочинение искусственного стиха. Поэзия этих поэтов стала кладезем средств выражения, художественных фигур, поэтических образов, оригинальных описаний, разновидностей художественной рифмы и редких редиф. Адекватная научная оценка и исследование упомянутых вопросов, на наш взгляд, входят в число насущных вопросов современного литературоведения.
Основное предположение исследования в нашей работе сводится к тому, что возникновение искусственной поэзии в персидско-таджикской литературе не обусловило ее упадок, а наоборот обогатило литературу, как с точки зрения формы, так и с точки зрения содержания.
Предмет нашего рассмотрения с точки зрения истории возникновения и становления достаточно обширен и ожидает своего комплексного исследования. На первом этапе исследования выбор конкретного исторического отрезка и анализ искусственного стиха в Х1-Х11 веках обусловлен рядом причин. Этот период является периодом формирования и становления искусственного стиха. На основе имеющегося материала и заключений исследователей предмета, предоставляется возможность установить специфику и особенности возникновения и становления искусственного стиха на начальной стадии.
Степень изученности темы. Некоторые признаки искусственного стиха и связанные с ним вопросы привлекали к себе внимание средневековых арабских и персидских знатоков литературы ещё со времён его появления. Мухаммад ибн Омар Родуяни (32, 10-11, 108, 110-111), Рашидаддин Ватвот (50, 450, 489), Шамс Кайс Рози (9, 344), Хусайн Воиз Кошифи (5, 204), Атауллах Махмуд Хусайни (12, 203), Ибн Рашик (8, 240), Ибн Кутайба (47,
57), Абу Хилал Аскари (231, 241) Ибн Халдун (14, 338, 388- 392), Бахааддин Багдади (16, 9-10) и другие относятся к тем, кто высказывались в какой-то степени об искусной поэзии и прозы, раскрывая отдельные важные особенности таких произведений, не лишённых признаков искусственного стиха. Мы остановимся в ходе нашей работы на некоторых их высказываниях.
В современном востоковедении, интересующий нас вопрос был предметом внимания исследователей. Эдвард Браун, Герман Этье и Ян Рипка в работах, посвящённых истории литературы, останавливаясь на особенностях литературных периодов или определяя стилистические отличия некоторых поэтов, указывали и на некоторые детали искусственного стиха (131, 124, 195). Анализ и исследование упомянутых литературоведов указывает на то, что они становление искусственного стиха относят к первой половине XI века и считают Катрон Табрези, Рашиди Самарканди, Рашидаддин Ватвот, Абдулвосе Джабали представителями искусственного стиха.
Шибли Нумани также относится к числу тех, кто первыми высказались по нашему вопросу. Он в своём «Ши'р аль-'Аджам» изредка затрагивает вопрос об искусственной поэзии. На его взгляд широкое обращение к поэтическим фигурам началось с эпохи Гезнвидов и Унсури относится к числу первых, кто ввел это новшество (/ бид'ат) в персидскую поэзию Дехлави на почве литературных фигур, считает некоторые изобретённые им фигуры, лишёнными всякого смысла и плод его трудов образно выражает суждением «перерыть гору, чтобы получить солому» (189, 147). Впрочем, это является известным вопросом (90, 226).
В иранском литературоведении Абдулхусайн Зарринкуб относится к числу первых, высказавших об искусственном стихе. Этот исследователь, говоря о художественных украшениях, считает чрезмерное их применение основной причиной формирования искусственного стиха. На его взгляд эта чрезмерность и резкое пристрастие к поэтическим фигурам подпортили стихи некоторых поэтов, таких как Абдулвосе Джабали, Рашиддадин
Ватвот и Зулфикар Шарвони (143, 86). Этот исследователь увязывает возникновение искусственного стиха со свойством украшательства, присущем придворной литературы (143, 93).
Взгляды Шафеи Кадкани (230, 75-76), Таки Вахидиян Камяр (168, 15) и Махди Мухаббати (176, 50) во многом совпадают и напоминают мнение Абдулхусайн Зарринкуб. Все эти литературоведы придерживаются невысокого мнения об искусственном стихе, считая его лишённым всякого значения и прелести.
В числе иранских исследователей Забехулло Сафо является единственным, кто придерживается положительного мнения об искусственной поэзии. В своей фундаментальной истории литературы он рассматривает такие вопросы как формирование искусственного стиха, почвы возникновения, а также характеризует творчество ряда поэтов, приверженцев искусственного стиха, свойства этой разновидности поэзии, что все ещё сохраняет своё значение (152; 153; 154). Сафо по сравнению с упомянутыми выше литературоведами, придерживается позитивного мнения. На его взгляд «каждый талант и дарование подбирает манеру для творчества. Талант Фаррухи и Фирдоуси в простоте и изящности способен на создание образов и сюжетов, а таланты таких поэтов как Абдулвосе Джабали, Асир и им подобных посредством искусственности, когда привязывают к своим ногам тяжёлые цепи неестественности, создают нечто новое и незатронутое» (22, восемнадцать-девятнадцать).
Саид Нафиси придерживается мнения, которое созвучно с рассуждением Забехулло Сафо. Он вопреки тем, кто полагает стихи Рашидаддин Ватвот, лишёнными ценности, считает поэта, наделённым персидского языка» (50, 44).
Мухаммад Джафар Махджуб и Хусрав Фаршедвард рассматривают термин «масну'» в категории стиля. На их взгляд искусственный стиль является сложным и запутанным стилем, что делает произведение, н а
Кайвон Самеи также в своих работах касательно причин возникновения и распространения искусственного стиха в персидско-таджикской литературе, считает проникновение несметного количества арабских слов и становление знаний о литературе основными факторами
Из числа русских литературоведов этот вопрос был предметом большего внимания Е. Э. Бертельса и Н. Ю. Чалысовой. Е. Э. Бертельс, касаясь периодов становления персидско-таджикской литературы, а также рассматривая стилистические особенности поэзии Катрон, Ватвот, Абдулвосе Джабали, Адиб Собир, Ам'ак, Салмон Соваджи, Алишер Наваи и других, останавливаясь на нашем вопросе считает их поэзию искусственной, но не предлагает существенного определения этой разновидности стиха (67; 68; 69; 70).
Н. Ю. Чалысова, переводившая «ал-Му'джам» на русский язык, анализируя ряд литературных терминов упомянутого труда, в комментариях, в частности, поясняет термин «неестественный, вычурный»
В таджикском литературоведении также находим ряд, заслуживающих внимание мнений, касательно предмета нашей работы. Этому вопросу более всего уделено внимание авторами книги «Персидско-таджикская литература Х1-Х1У» веков (61; 62).
Шарифджон Хусейнзода при анализе литературных взглядов Абдуррахмана Джами, затрагивает наш вопрос в рамках воззрений Джами Умринисо Казакова (78, 162), Бадриддин Максудов (83, 50) также по тому или иному поводу останавливаются на вопросе об искусственной поэзии. И Ахмад Абдуллаев в своих работах уделяет внимание искусственной поэзии, высказывая ряд заслуживающих внимание предположений (53; 54; 55).
Относительно нашего вопроса в современном таджикском литературоведении следовало бы отметить работы двух известных исследователей Худои Шарифова и Абдунаби Сатторзода (119; 119; 122; 123; 95; 96; 97; 98). Худои Шарифов в своей кандидатской диссертации, касаясь вопроса о становлении таджикско-персидской литературной мысли в Х-Х1 веках, обращаясь к теоретическим выкладкам Родуяни и практики стихосложения на персидском, останавливается и на отдельных признаках искусственного стиха (123, 213-214).
Другой важной работой по нашему вопросу является основательная статья Худои Шарифова «Искусственное и естественное слово». В этой статье исследователь, анализируя литературные взгляды Бахааддина Багдади, увязывает причины обращения творческих деятелей к множеству разновидностей словесности «с одной стороны с талантом и личностью писателя, с другой с дарованием и литературным навыком, которые находятся в зависимости от стиля писателя» (118, 50).
Абдуннаби Сатторзода также уделяет большое внимание вопросу об искусственном стихе. Он, в особенности, в книге «Краткая история персидско-таджикской литературной мысли», анализируя взгляды литературоведов, поэтов, авторов антологий, наряду с множеством вопросов литературы, обращает внимание и на различные аспекты искусственного стиха, считает пристрастие к литературным фигурам, наиболее существенным фактором становления искусственной поэзии (95).
Другие заслуживающие внимание предположения Абдуннаби Сатторзода находим в его работах «Литературные и эстетические мысли Абдурахман Джами» и «Дополнение к персидско-таджикской риторике». Сатторзода также в одной из своих статей, посвящённых особенностям придворной литературы, считает двор и придворную литературу одной из причин возникновения искусственной поэзии. Этот исследователь в качестве доказательства своих предположений приводит множество
образцов искусственных касыд Рашидаддина Ватвот, посвящённых наиболее влиятельным правителям эпохи жизни поэта (97, 14-15).
По сравнению с искусственным стихом, исследователи большее внимание уделяют риторической или искусственной касыде Джалаладдин Хумаи (192) и Сайид Махмуд Нишот (188) при написании своих книг о риторике (<у^), учитывая использование множества литературных фигур, прокомментировали и искусственные касыды. Упомянутые исследователи относятся к числу первых, предложивших определение искусственной или риторической касыде.
Большой вклад в изучении искусственной касыды внёс русский литературовед О. Ф. Акимушкин. Он в двух своих статьях (63; 64; 65) выдвигает, заслуживающие внимание предположения об определении искусственной касыды, о первом поэте, сочинившем искусственную касыду, и об особенностях и традиции сложения искусственной касыды в истории персидско-таджикской литературы. Предположения Акимушкина О
Ф Мир Джалаладдин Каззази в предисловии к тексту «Бадае'аль-афкар» Хусайн Воиз Кошифи, предлагает определение персидской искусственной касыды и ссылается на образцы искусственной поэзии и наиболее известные искусственные касыды (32). Сайид Ибрахим Дайбаджи, посвящая пространную работу о первом поэте, сочинившем искусственную хасыду в персидско-таджикской литературе, отклоняет представление о ром, что изобретателем искусственной касыды был Сайид Зулфикар аШарвони (227).
н Искусственная касыда была предметом внимания и таджикских исследователей. В частности Худои Шарифов в книге «Художественное влово» ставит искусственные касыды в один ряд с художественными произведениями (119, 52-53). Урватулло Тоиров также в предварительном плане останавливается на некоторых аспектах искусственной касыды (105, с в о
Одним из методов исследования искусственной поэзии является составление и издание сборника некоторых искусственных касыд. В этом плане следует отметить заслугу Аббасали Вафаи, подготовившего и издавшего в 2004 сборник под названием «Искусственная касыда» (о науке риторика (<уА?), изложение (и^?), метрика и рифма J состоящий из десяти искусственных касыд со сверкой текста в сохранившихся рукописях названием «Художественный стих и художество стиха», куда были добавлены ряд касыд Айши Хирави (37). Аббасали Вафаи во втором сборнике указывает на некоторые особенности искусственной касыды, что отсутствует в первом издании. Второе издание является более упорядоченным и дополненным.
Целью Аббасали Вафаи в этих сборниках был подбор искусственных касыд и подготовка критического текстов в относительном плане. При этом предисловия изданий содержат ряд, заслуживающих внимание предположений.
Об искусственной касыде писали и такие исследователи как Абдулхусайн Зарринкуб (141; 143), Е. Э. Бертельс (69), Умринисо Казакова работам и вышеупомянутых авторов.
В целом, отечественные и зарубежные исследователи об искусственной поэзии и искусственной касыде писали при написании книг по истории литературы, написании работ о жизни и творчестве поэтов и писателей, изучении процесса литературного развития различных периодов истории персидско-таджикской литературы, исследовании стилистических особенностей поэзии поэтов различных эпох, установлении значения художественных средств, написании книг по риторике, написании предисловий к диванам поэтов, приверженцев искусственной поэзии, анализе воззрений средневековых знатоков литературы, рассмотрении литературных взглядов поэтов и писателей и тому подобное. При
выполнении диссертационной работы нами учтено почти все, что сказано или написано об искусственной поэзии и данное обстоятельство отражено в списке использованной литературы.
Как явствует из истории изучения вопроса, хотя некоторыми исследователями и рассмотрены отдельные аспекты искусственной поэзии и даже издан сборник искусственных касыд, до настоящего времени вопрос не был предметом всестороннего и монографического исследования. Тема, которую мы решили исследовать монографически, с точки зрения постановки вопроса является не затронутой как в таджикской, так и в мировой иранистике. Вопрос остаётся ни кем не исследованным.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования в настоящей работе является рассмотрение теоретических вопросов определения искусственной поэзии, вопросов ее возникновения и установления начального периода ее становления в персидско-таджикской литературе, общая характеристика развития искусственной поэзии и творчества ее известных представителей в Х1-Х11 веках.
В целях более полного решения вопроса в диссертации предусмотрено рассмотрение следующих конкретных его аспектов:
рассмотрение словарного и терминологического значения слова
- анализ и исследование взглядов средневековых знатоков литературы о естественном и неестественном (^ J стихе и его особенностях;
анализ воззрений поэтов, писателей и философов касательно искусственного стиха;
рассмотрение воззрений современных исследователей и установление конкретики искусственного стиха;
рассмотрение искусственного стиха в арабской литературе и ее влияния на персидско-таджикскую литературу;
определение художественных средств искусственного стиха и их особенностей;
рассмотрение отклонения от нормы в области рифмы и редифа как еще одного способа создания искусственного стиха и использование этой техники поэтами, приверженцами искусственной поэзии; рассмотрение вопроса начала зарождения и основных факторов развития искусственного стиха в персидско-таджикской литературе; установление границ и разновидностей искусственной касыды; констатация критериев эстетики в целях определения художественной ценности искусственного стиха;
- рассмотрение особенностей искусственного стиха и искусственной касыды в стихах наиболее выдающихся поэтов, приверженцев искусственной поэзии Х1-Х11 веков.
Источники исследования. В диссертации в качестве источника первой категории использованы произведения арабских и иранских средневековых знатоков в области риторики, антологии, труды средневековых литературоведов, диваны поэтов и поэтические сборники такие как "Мунис аль-ахрор" Бадриддина Мухаммад Джоджарми,
В ходе написании диссертации мы, по мере необходимости, использовали материал историй литературы, материал по стилистике, труды исследователей нашей темы, труды современных исследователей по риторике. Полный перечень литературы приведён в списке использованной литературы. С более пристальным вниманием использованы теоретические книги по риторике, рифме и редиф.
Методология исследования. Для рассмотрения и анализа вопросов, решение которых является нашей задачей, в настоящей работе, мы, прежде всего, остановились на библиотечной методике и на сравнительно-историческом методе, прибегая по мере необходимости к статистической методике и методике критического отношения к используемым текстам, научным и литературным источникам, руководствуясь при этом общепринятыми нормами научного исследования.
В ходе работы мы вооружили себя результатами литературоведческого опыта исследователей Таджикистана, Ирана, Индии и России, таких как Ш. Хусейнзода, Х. Шарифов, А. Сатторзода, М. Нарзикул, Абдулхусайн Зарринкуб, Шафеи Кадкани, Забехуллох Сафо, Саид Нафиси, Ш. Ну'мани, Е.Э.Бертельс, О.Ф. Акумушкин, Н. Ю. Чалысова и других.
Научная новизна работы. В нашей работе впервые в отечественной и зарубежной иранистике рассматриваются монографически, упорядоченно и целостно теоретические и практические вопросы искусственного стиха. Вопросы, связанные с определением искусственного стиха и искусственной касыды рассмотрены подробно в особом тематическом раскладе, что методически является совершенно новым подходом в таджикском литературоведении.
Рассматриваемый вопрос освещён, опираясь на новейшие достижения нашей дисциплины в академических кругах Таджикистана, Ирана, России и стран Запада.
Научно-практическое значение диссертации. Материал диссертации и результаты, достигнутые соискателем представляется возможным использовать в следующих случаях: при написании статей и научных трудов относительно искусственного стиха и искусственной касыды в различных периодах истории, при рассмотрении аналогичных вопросов с акцентом на исследование отдельных сторон присутствия виртуозности в поэзии на персидском, исследования вопросов, связанных с дисциплинами о риторике, метрике, рифме и редиф, при анализе поэтических жанров, стилистики в истории персидско-таджикской литературе, написании учебников и учебных пособий для университетов, институтов, средних школ, подготовке курсов лекций по истории персидско-таджикской литературы, курсов и специальных семинаров в высших учебных заведениях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Главы делятся на разделы.
ГЛАВА I
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО СТИЛЯ В ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Лексическое и литературное значение «искусственного» («масну'»)
Лексическое значение «искусственного» (масну'). Слово масну' в истории персидско-таджикской литературной теории впервые встречается в «Хадаику-с-сехр фи дакаику-ш-ше'р» Рашидаддин Ватвот, на чем мы остановимся ниже. Здесь мы хотели бы отметить, что данное слово ещё в начале формирования литературно-теоритической мысли на персидско-таджикском языке было использовано как термин, хотя и не указывало на
особое значение в сочетании искусственный стих jxA / ше'ри масну').
Для определения степени использования указанного слова как специальный литературный термин, прежде всего, представляется целесообразным обратиться к пояснениям его значения в словарях.
Если обратиться к словарям, где пояснено лексическое значение слова «масну'» выясняется, что во всех этих словарях это слово пояснено
почти единообразно. Разница сводится к объёму сведения. В целом слово «масну'» (на русском - «искусственное», на английском - «artificial») пояснено как поддельное, деланное, все, что создано и придумано человеческими руками и разумом, произведение искусства, неестественное, сотворённое... (208, 2210; 221, 4180; 210, 589).
Хотя в большинстве словарях приведено пояснение исключительно лексического значения слова «масну'», существуют словари, где пояснено и его терминологическое значение.
В «Фарханги забони точики» (Словарь таджикского языка) дано более пространное пояснение понятия масну' и приводимый пример свидетельствует о том, что речь идёт именно о поэтическом слове. «Масну'... слово, приукрашенное изящными художествами. Мавляна Хатифи в стихах сочинил книгу «Тимурнаме», подобную королевской жемчужине с сочащимися бусинами, изложенную пером, рассыпающем драгоценность и изящней кистью, содержащую четыре тысячи искусственных и естественных бейтов» (198, 642).
Принимая во внимание приведённое пояснение, даже с учётом того, что сочетание «слово, приукрашенное изящными художествами» применимо, как к приукрашенной художественными фигурами прозе, так и к поэзии, пример указывает на то, что понятие «искусственное слово» может
относиться только к поэзии.
Единственным словарём, в котором дано, более обращающее на себя внимание, пояснение лексического и терминологического значения понятия масну', является «Словарь» Деххудо. В этом словаре пишется
следующее: «масну' - риторический термин. На взгляд риторов это означает стих, приукрашенный некой фигурой и (творческий) настрой, следуя этому и соблюдая заданное правило, поэт склоняется к этому правилу так, как некоторые художественные фигуры, такие как J J J инкрустация, парономазия, введение в заблуждение и воображение являются естественными фигурами, а такие как J подкрашенная и
перевёрнутая парономазия неестественными (210, 589).
На взгляд Деххудо слово, приукрашенное какой-либо фигурой, является искусственным словом. Он в зависимости от характера фигуры, используемой в стихе, делит её на искусственно одарённую и искусственно подделанную. Наблюдения показывают, что в действительности некоторые поэты вследствие чрезмерного пристрастия к словесным фигурам, доводят стих до вычурности. В связи с этим затруднительно считать всякого рода деланное пристрастие к фигурам, художественным достоинством слова.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Носир Бухори и развитие газели в XIV веке2010 год, доктор филологических наук Исрофилов, Шарифмурод Рахимович
Стиль поэзии Абуабдуллаха Рудаки2018 год, кандидат наук Боев Шавкат Эльмуродович
Элементы традиции и творческих новшеств в поэзии Саид Джафара2017 год, кандидат наук Охониёзов Абдурахмон Дустович
Мутанабби и его влияние на поэзию эпохи Газневидов2018 год, кандидат наук Ишанхонов Абдугаффор Маруфович
Формирование жанра мухаммас в персидско-таджикской литературе XII – XIX вв.2019 год, кандидат наук Хакимов Дилшод Рахматуллоевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Авгонов Алишер Файзуллоевич, 2018 год
БИБЛИОГРАФИЯ I. Источники
1. Ашъори хамасрони Рудакй / тахияи матн ва лугату тавзехот аз Худой
Шарифов ва Абдушукур Абдусатторов. - Душанбе: Адиб, 2007. - 480 сах.
2. Балхй, ^алолуддин. Гузидаи "Фихи мо фихи" / Ч,. Балхй; талхис, мукаддима ва шархи Хусейн Илохии Кумшай : баргардон, тахия, тавзехот ва лугатнома: Абдуллох Муллобокизодаи Шавактй. - Душанбе: Пайванд, 2007. - 302 сах.
3. Ватват, Рашид ад-Дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии (Хада'ик ас-сихр фи дака'ик аш-ши'р) Р. Ватват : перевод с персидского, исследование и комментарий Н. Ю. Чалисовой. - Москва: Наука,1985. -327 с.
4. Дехлавй, Амир Хусрав. Расоил-ул-эъчоз (Эъчози хуравй) / Амир Хусрав, Дехлавй ; матни илмй-интикодй. Тахяи матн бо мукаддима, тасхех, тавзехот, таъликот (шархи луготу таркибот, ибора, таркиб ва чумлахои арабй) ба кушиши Мисбохиддини Нарзикул. - Душанбе: Дониш, 2013. -470 сах.
5. Кошифй, Хусайн Воиз. Бадоеъ-ул-афкор / X,. В. Кошифй ; муаллифи сарсухан ва хозиркунандаи чоп Урватулло Тоиров. - Душанбе: Хумо, 2006. -232 сах.
6. Куръони карим (матни асл ва тарчумаи маънохои он ба забони точикй) / Матни тарчумаи точикй ва тавзехоти Мухаммадчон Умаров. -Душанбе: Эр-граф, 2011. - 604 сах.
7. Мунтахаби "Тарчумон-ул-балога" ва "Хадоик-ус-сехр" : тахияи матн, мукаддима ва тавзехоти Худой Шарифов. - Душанбе: Дониш, 1987. - 144 сах.
8. Рази, Шамс ад-дин Мухаммад ибн Кайс. Свод правил персидской поэзии (ал-муджам фи маайир ашар ал-аджам) : Част II. О науке рифмы и критики поэзии / Ш. М. ибн Кайс ар-Рази ; перевод с персидского, исследование и комментарий Н. Ю. Чалисовой. - Москва: 1997. - 437 с.
9. Розй, Шамси Кайс. Ал-Муъчам / Ш. К. Розй ; муаллифи сарсухану тавзехот ва хозиркунандаи чоп Урбатулло Тоиров. - Душанбе: Адиб, 1991. - 464 сах.
10. Тусй, Насируддин. Меъёр-ул-ашъор / Н. Тусй; тахияи У. Тоир, М. Абдуллоев, Р. Чалол. - Душанбе: Ориёно, 1992. - 148 сах.
11. Хучандй, Камол. Девон / К. Хучандй. - Иборат аз ду чилд. - Чилди дуюм. - Душанбе: Маориф, 1977. - 400 сах.
12. Хусайнй, Атоуллох Махмуд. Бадоеъ-ус-саноеъ / А. М. Хусайнй ; бо сарсухан, тавзехот ва тахрири Рахим Мусулмонкулов. - Душанбе: Ирфон, 1974. - 222 сах.
13. Чомй, Абдурахмон. Бахористон / А. Чомй ; тахиягари матн, муаллифи сарсухану тавзехот ва шорехи лугот Аълохон Афсахзод. - Душанбе: Маориф ва фарханг, 2008. - 204 сах.
ЯЛ^Л .^ЗА ; УЗА!^. А^С / ЯЛАЗЛ А^С СУЗА1Л. .14
.1336
1? .из'л? АЛЗА! А? ЗЗС САЛ^Л / ^Ь3 ¿л^ЬЗ .3зс АЛ^Л С^Л^Л . 15
— . 1389 '^^л4 ^¿»^ з з а^А^. ■ 3 з^зЗ Ал^л А^Аал
.е^ 1082
.е^ 389 -.1385
:ü'j£J jJ V— .^U" JJJJ ^^^^ J^SJ У"jS Л íoÁL / ü'j^J .^j' '0ÂL .17
.C 435 - .1343 'O^ ^UJIJS ¿jljjssjl 522 - . 1342 'Jjl vi— .o-^j^Ai Лл—л ^JJ jl í^jjjjJ ü'j^a / ü'jJJ .ü'j^á '^jjjjJ .18
378 Jl" ÜJ,J 'Ос / ül—■ ^ljjj' УЛ^Ь .Ос лл—л c^jjjj . 19
J^l" '^'Ij Ос Лл^л J Л. í^j^jJ j.l' ^yJl / ü'j^J .J.l' ^^Jl '^j^JJ .20
617 -.1343 'олс :ÜJJ J o^lj- J
Jl- CJ"
Лл^с АлЛал l. ío^j—l— J^J ü. 'Лл^л /jlx"Vl ^jläJ О jlj-Vl yjj^ J^J ü. Лл—л 'o^j—l— .21
390 — . 1137 'Jl—Jl :ülj«J ^Jl^ JJ^ l. .o^jj лл—л .1341 :ülj^J — ü" ^¿JJ Л. í^Jj— '^¿^IjJl л.с / ülj^J .¿¿"IjJl Лс '^JJ— .22
.C 228 -
jül J Jlj-1 CJ" l. JjJ— ^—.J í^jl—j— / jlj"l .jAlaJl,c '^jl—j— .23
300 — . 1370 'ülj^J «l^^jlJ ^ljl^^jl :ülj«3 -Ja.
ЛА" 4лЛ2л 'jj^^Âx jjSjlg.— ÙjÛj J ^jljA ЛjJлj J »J^'J íjj"lk 'J^lj / ülj^J .J^lj 'JJ"— .24
.1375 :ülj¿j -.-jJ vl— .°Jlj o^J ü"-— .1338 :ülj£J JJ.J Лл—л y"jS Л. iojl*^lJ '^J^—JÂ^ / ülj^J .^js—j^ 'ojl*^lJ .25
.С 440
yjjj" jjSj jl --jJ j i_iLüjl / *jl jl*"l jjjl*^ oi*л]1 ójjj^) j*" 'j*^ jJ .26
380 -. 1374 '^jJ¿- :ülj¿j -.Jjl v1—
olS^jlj AJIÂJI— ;ülj£J —.^Jl.l ^JJJ 'j^jc / jlaiâ jJ o"jlj j*" ü^ijlj" .j^jc '^JIJÎ .27
.C 355' 1370 'üL*3
:ülj^J ЛЛ-1 ■ ^J Л. íojljjjlj JЛc ü. 'Лл—л / ül^—jJ .JЛc ü. Лл—л 'oiljjjlj .28
.С 290 — .1362 'jJl"l
jlj— Лл—л Л. íojljjjlj JЛc ü. 'Лл—л / ül^—jJ .JЛc ü. Лл—л 'oiljjjlj .29
950 — .1386 jj :ülj^:s— Л. í^jlj^l уф ü. ул^ / jl*^l o-i *Л]1 ü. '^jlj .30
544 — . 1337: ülj^J —. ^l^J^lл.c ü. ЛЛ—л лл^с ^j—^J JIJ J ^^lj- IJ J ■ ^J Л. í^^lj 'У^ЛЛ / Jl ^jta- .Ц^Л]1 'o^lj .31 168 — .1341 'ülj^J olS^IJ :ülj^J —. J jl vl— '-1л1 f^l^ лл—л
'jima. Ijj^A /jl*AVl*jti' ^i jl&iVI ¿¿IA. .^jljj^ ^¿clJ jj^^. Ijj^A '^jljj^1 .З2
377 - .1369 'ülj¿" -.^jlj^ ùjjll Jj^ jt^Ltíj í^jljj^ ^jAl£ ^¿clj —Ал^.1 л. .^ill^, -j^Aall л.1 J Лллал 'ü^^l^ / üljJA Зд!"1 .ЗЗ
855 —.1371 ül^jl^ :ülj«3
—.üjlj. AJIJAI J -1*ЗД1 Л. í^Aiájx^ 'olAlljA / lj*All olAlljA '^JiájA^ З4
621 — .1382 'jjkl^l :ülj«3 Лл^^ ^JJ jl í^AiájA^l ^jjjc / Л113л jlg-A .^jjjc '^jjájA^l З5 240 — . 1382 '^W- :ülj¿" —.aijj Mjjl l^j <3ji^s ^ja j a ^ —" .3¿jjá
Cluj j -^cl t^uij^i J Cllajl*" j ^Alja. J ЛЛЛаЛ l. í^jH^J^ ^^ji / üljjA .^^Ji .Зб
523 — .^j^ J Ü^A '1371 'jljj :ülj«" JJJA JS^A ^Aj^ Л. .jj2*x лi.l.âлJ
367 -.1391 'j^ :ül-.^lüj ^jl*" / (^ji—л ^U ojj—á) j*A ji j ^ii j*A .З7
:ülj«" —.^jljjA '^^jj ó.l /JVI^ Лл^ A^j^ Ajl^. '. ^^j^i . '^^jj ó.l '^jljjA З8
.C 1318 ' 1316
871 - .1369 :ül—.^jljj ^Aj^ í^jljjA 'JaI /jl*Al üljjA .^ÍaI '<jjljjA .З9 -.Jjl?" Jjl^ Л. í^^ijk 'ójjjljj—j a^ij^- /jlxAVIjb** .ójjjljj—j a^ij^- '^^jk .40
^^ -. 1369 'JjAljj JA : 'ülj^" — . 1382 'Л-jjjj :ülj«" J ^lc ^bc JJS^A Cilal*" J ojjjjlAj£ / ^ji—л ^U ^j—á .41
.C 344
—.^>»ijj jj^^A. —" Л. 'JU^ll j — 'C / Лл1'п^.lá .JI*AÍI j — 'C .42
. 1392 'jj^ JJлl :ülj«:" Jj*^ ^Aj^ Л. í^j^iS / ^j^'^ J ^jl—á üljjA '^j^iS .4З
394 — .jAj Jl^ üjJj. :ül J^"
Acj^^^ 'ülj^" — .^j^jS '^A 0JIAI / ^£AJJ üljclA .^A 0JIAI J^^l '^j^jS .44
564 — .1370 '^^jjl" J ^JAI ùljlA2jl l^j ^lajl*" J ^j^—" 'ЛлАал Í-JAIJJI j. 'jl^c / .jl^c '-JAIJJI j. .45
589 — .1376 'j^^ :ülj^" —.JJI JJJ .^i^J^
.^JJJAX 'Лд^л / ^J^á ^JA^ 5 '4 ' 3 ^l^jJá JA üljjA üljclA Jlj^l ^jA .Лд^л '^JJJJл .46
.С 704
з ^^ оз^ Ь цЛ у^ Ап^а цЛ з Аллал .47
— .1363'JЛ^ JJЛI — узЗуЫ .1 з ^ (ил^ з^л I зу^з^ ^151*^3
.е^ 229
ел—1^2 • оз^—л Ц^лИ иО / ^з' .¿^Ы' ¿^лл з^—л улЛ ци .48
523 - . 1349 - .^зулЪ
е—^ ^ оз^—л Ц^лИ ци / ^з^ .¿^1зз]| ¿^лл .лз^—л улЛ ци .49
.е^ 445 - .1350 - .^зулЬ
е—з з Ь .^^оаЗ лл*^ у^з^ Ь з 'ЦллЛлл^у / Уз^Л .Ц^лЛлл^у с^з^з .50 .е^ 737 - . 1339 :и'^ -.сМ' ^з—Jл ^зу У 'УJ—^з'л— оуЬ ул Ь з 'и^лЛлА^у / и^лЛлл^у ^ 1^13 .Ц^лЛлл^у с^з^з .51
л .(^пМ олл| лл^у у!51 ул ул ^1^21— з ц^лИлл^у уЙ л53 з .
.е^ 262 - .1383 '^1— з -
:и1 ^ .1а, ^ у^з^ Л '^1—. / ^аИ ¿А—л .^1— .52
.1509 12 1104 jI - .1340 'У^ JЛлI
II. Исследования
53. Абдуллоев, А. Адиб Собири Тирмизй / А. Абдуллоев. - Душанбе: Дониш,1969. - 198 сах.
54. Абдуллоев, А. Адабиёти форсу точик дар нимаи аввали асри 11 (Доираи адабии Газнин) / А. Абдуллоев. - Душанбе: Дониш, 1678. - 285 сах.
55. Абдуллоев, А. Адабиёти форсу точик дар нимаи дуюми асри XI ва аввали асри XII / А. Абдуллоев, С. Саъдиев. - Душанбе: Дониш,1988. - 262 сах.
56. Абдусаттор, А. Таърихи адабиёти араб. Китоби I (аз ахди чохилият то давраи Аббосиён) / А. Абдусаттор. - Душанбе: Деваштич, 2009. - 230 сах.
57. Абдусаттор, А. Таърихи адабиёти араб. Китоби II (адабиёти ахди Аббосиён) / А. Абдусаттор. - Душанбе: Шучоиён, 2010. - 230 сах.
58. Абдусаттор, А. Фарханги арабй ва адабиёти ахди Газнавиён / А. Абдусаттор. - Душанбе: Бухоро, 2015. - 430 сах.
59. Авгонов, А. Матни комили касидаи маснуи ^авомии Мутарразй / А. Авгонов // Сафинаи умед. - Душанбе: Муаттар, 2012. - № 3. - С. 38-40.
60. Авгонов, А. Матни комили касидаи маснуи Кавомии Мутарразй / А. Авгонов // Сафинаи умед. - Душанбе: Муаттар, 2012. - № 4. - С. 39-42.
61. Адабиёти форсу точик дар асрхои ХП-Х1У / Кисми якум. - Душанбе: Дониш, 1976. - 348 сах.
62. Адабиёти форсу точик дар асрхои ХП-Х1У / Кисми дуюм. - Душанбе: Дониш, 1976. - 346 сах.
63. Акимушкин, О. Ф. Комментарий на «искусственную» касыду Кивами Мутарризи / О. Ф. Акимушкин // КСИНА. - Москва, 1965. - С. 7- 21.
64. Акимушкин, О. Ф. К вопросу о традиции жанра искусственной касыды в персидской поэзии / О. Ф. Акимушкин // Иран. Сборник статей. - Москва: Наука, 1971. - С. 158-168.
65. Акимушкин, О. Ф. Средневековый Иран : Культура, история, филология / О. Ф. Акимушкин. - СПб.: Наука, 2004. - 404 с.
66. Афсахзод, А. Адабиёти форсу точик дар нимаи дувуми асри XV / А. Афсахзод. - Душанбе: Ирфон, 1987. - 264 сах.
67. Бертельс, Е. Э. История персидско-таджикской литературы / Е. Э. Бертельс // Избранные труды. Т. 1. - Москва: Издат. восточ. литер., 1960. - 555 с.
68. Бертельс, Е. Э. Низами и Фузули / Е. Э. Бертельс // Избранные труды. -Москва: Издат. восточ. литер. -1962. - 554 с.
69. Бертельс, Е. Э. Наваи и Джами / Е. Э. Бертельс // Избранные труды. -Москва: Наука, 1965. - 496 с.
70. Бертельс, Е. Э. Литература на персидском языке в средней Азии / Е. Э. Бертельс. - Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. -Москва: Наука, 1988. - 556 с.
71. Бертельс, Е. Э. Насир Хосроу и его взгляд на поэзию / Е. Э. Бертельс // Избранные труды. История литературы и культуры Ирана. Литература на персидском языке в средней Азии. - Москва: Наука, 1988.- 556 стр.
72. Бобобеков, А. Катрони Табрезй ва мероси адабии у ( рисола барои дарёфти дарачаи илмии номзади илмхои филология / А. Бобобеков. -Душанбе, 2012. - 223 сах.
73. Гибб, Х. А. Р. Арабская литература. Классический период / Х. А. Р. Гибб. - М.: Изд. Вост. Лит., 1960. -187 с.
74. Ежи, Фарино. Введение в литератураведение / Ф. Ежи: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 639 с.
75. Икромов, И. Макоми Анварй дар таърих ва инкишофи жанри касида / И. Икромов. - Душанбе: Ирфон, 1992. - 224 сах.
76. Исматуллох, X,. Сабк ва хунари шоирии Асириддини Ахсикатй / X,. Исматуллох. - Душанбе: Эр-Граф, 2011. - 240 сах.
77. Зехнй, Т. Санъати сухан / Т. Зехнй. Нашри дуюм. - Душанбе: Маориф, 1997. - 304 сах.
78. Казакова, Умринисо. Тахаввули касида дар ахди мугул (асрхои Х^-ХУ) / У. Казакова. - Душанбе: Ирфон, 2005. -183 сах.
79. Крачковский, И. Ю. Арабская поэтика в IX в / И. Ю. Крачковский. Избранные сочинения. - Т. II. - М.-Л., 1956. - 702 с.
80. Куделин А. Стилистическая эволюция арабской поэзии (УНХ) / А. Куделин. -М.: Наука, 1973. - С. 33-54.
81. Куделин, А. Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIII-XI век) / А. Б. Куделин.-М.: Наука, 1983.-260 с.
82. Куделин, А. Б. Понятие «столп поэзии» в средневековой арабской критике (комментарий ал-Марзуки к «Дивану доблести» Абу Тимама) / А. Б. Куделин // Памятники литературной мысли Востока (Сборник статей). - Москва: ИМЛИ РАН, 2004. - С. 128-164.
83. Максудов, Б. Рузгор ва осори Камоли Хучандй / Б. Максудов. - Душанбе, 1997.-163 сах.
84. Мирзоев, А. Абу Абдулло Рудакй / А. Мирзоев. - Сталинобод, 1958. -275 сах.
85. Мирзозода Х. Таърихи адабиёти точик (аз давраи кадим то асри XIII) / Х. Мирзозода; Китоби 1 (II). -Душанбе: Маориф,1989. - 420 сах.
86. Мирзозода Х. Таърихи адабиёти точик (асрхои XШ-XIV) / Х. Мирзозода; Китоби 2. - Душанбе: Маориф,1977. - 400 сах.
87. Муллоахмадов, М. Фаррухии Сиистонй / М. Муллоахмадов. - Душанбе: Дониш, 1987. - 144 сах.
88. Мусулмонкулов, Р. Сачъ ва сайри таърихии он дар насри точик / Р. Мусулмонкулов. - Душанбе: Ирфон, 1970. - 216 сах.
89. Мусульманкулов Р. Персидско-таджикская классическая поэтика ^-ХУ вв.) / Р. Мусульманкулов. - М.: Наука, 1989. - 240 с.
90. Нарзикул, М. Трактат Амир Хусрава Дихлави "Эъджази хусрави" ("Чудо Хусрава") и традиции эпистоллярного жанра в истории персидско-таджикской литературы (Х^^ вв.) / М. Нарзикул. - Душанбе: Ирфон, 2014. - 308 с.
91. Нарзикул, М. Адабиёшиносии форсй-точикй дар асрхои ХШ^^ / М. Нарзикул. - Душанбе: Адиб, 1998. - 112 сах.
92. Нарзикул, М. Лутфи сухани худодод / М. Нарзикул // Чрйгохи сухан. -Душанбе: Адиб, 2006. - 224 сах. - С. 45-71.
93. Сабаки Рудакй / Мукаддима, тахияи матн ва луготу тавзехот ба калами Ахмад Абдуллоев тааллук дорад. - Душанбе: Ирфон, 1984. - 302 сах.
94. Салимов, Н. Ю. Пайдоиш ва тахаввули анвои наср дар адабиёти форсиву точикии асрхои миёна (асрхои ГХ-ХШ) ; рисола барои дарёфти дарачаи илмии доктори илмхои филология / Н. Ю. Салимов. - Хучанд, 2002. - 330 сах.
95. Сатторзода, А. Таърихчаи назариёти адабии форсии точикй / А. Сатторзода. - Душанбе: Адиб. - 2001. - 139.
96. Сатторзода, А. Такмилаи бадеи форсии точикй (дар заминаи навиштахои пешиниён ва имрузиён) / А. Сатторзода. - Душанбе: Адиб, 2011. - 380 сах.
97. Сатторзода, А. Адабиёти дарбор ва дарбор дар адабиёт / А. Сатторзода // Суханшиносй. - Душанбе: Дониш, 2013. - № 2. - С. 5-25.
98. Сатторов, А. Афкори адабй ва эстетикии Абдуррахмони Чрмй / А. Сатторов. - Душанбе: Ирфон, 1975. - 102 сах.
99. Саъдиев, С. Сузанй ва мухити адабии Самарканди асри ХП / С. Саъдиев. - Душанбе: Дониш, 1974. - 163 сах.
100. Саъдиев, С. Поэтикаи шоирони Мовароуннахри асри XII / С. Саъдиев. -Душанбе: Дониш, 1980. -138 сах.
101. Сирус, Б. Кофия дар назми точик / Б. Сирус. - Сталинобод: Нашрдавточик, 1955. - 186с.
102. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак.высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред.Н. Д.Тамарченко. - Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. -512 с.
103. Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. Под ред. Н.Д.Тамарченко. - Т. 2: Бройтман С.Н. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.
104. Тоиров, У. Касида / У. Тоиров // Энсиклопедияи адабиёт ва снъати точик. Ч. 3. - Душанбе: Сарредакцияи илмии миллии точик, 2004. - 524 сах.
105. Тоиров, У. Каломи манзум / У. Тоиров, Б. Ибодов, Ш. Тоиров. - Душанбе: Шарки озод, 2005. - 455 сах.
106. Тоиров, У. Меъёр ва андозахои шеър (тадкикот) / У. Тоиров. - Душанбе: Адиб, 2013. - 240 сах.
107. Томашевский, Б. В. Стилистика и стихосложение / Б. В. Томашевский. -Л.: Худож. лит., 1959.
108. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика / Б. В. Томашевский: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана
при участии Н.Д. Тамарченко. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 334с.
109. Феснко Э. Я. Теория литературы / Э. Я. Фесенко : учебное пособие для вузов. - Изд. 3-е, доп. и. испр. - М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2008. - 780 с.
110. Фильштинский И. М. Арабская литература в средние века ("УШ-К вв) / И.М. Фильштинский. - М.: Наука, 1978. - 254 с.
111. Хусейнзода, Ш. Шеър ва шоирй аз назари Чомй / Ш. Хусейнзода // Чашнномаи Чомй. - Душанбе: Ирфон,1966. -150 сах.
112. Хусейнзода, Ш. Хабдах макола / Ш. Хусейнзода. - Душанбе: Хумо, 2007. - 348 сах.
113. Шарифзода, Б. Хоконй ва накди шеър / Б. Шарифзода. - Душанбе: Шарки озод , 2010. -186 сах.
114. Шарифзода, Х. Диди замонии сабки шеъри Рудакй / Шарифов Х. // Маънавият ва чахони зохир. Мач. мак. - Душанбе: Адиб, 2012. - С. 31-62.
115. Шарифов, М. Шамси Кайси Рази и его литературно-критческие взгляды / М. Шарифов : дис.. канд. филол. наук . - Душнабе, 1984. -140 с.
116. Шарифов, Х. Функсияи маърифатии касида дар адабиёти форсу точик / Х. Шарифов // Ёдбуди устод Рудакй. - Душанбе: Дониш, 1978. - С. 203-111.
117. Шарифов, Х. Принсипхои инъикоси бадей / Х. Шарифов // Услуб ва камолоти сухан. - Душанбе: Ирфон, 1985. - сах.
118. Шарифов, Х. Сухани маснуъ ва матбуъ / Х. Шарифов // Известия АН Тад. № 1
119. Шарифов, Х. Каломи бадеъ / Х. Шарифов. - Душанбе: Маориф, 1991. -159 сах.
120. Шарифов, Х. Назмшиносй / Х. Шарифов, У. Тоиров. - Душанбе: Хумо, 2005. - 159 сах.
121. Шарифов, Х. Балогат ва суханварй / Х. Шарифов. - Душанбе: Ирфон, 2007. - 276 сах.
122. Шарифов, Х. Адабиёти асрхои миёна / Х. Шарифов // Сухан аз адабиёти миллй. Мач. мак. - Душанбе: Пайванд, 2009. - 476 сах.
123. Шарифов, Х. Ташаккули афкори адабй дар асрхои Х-Х1 / Х. Шарифов. -Душанбе: Офсет-Империя, 2017. - 239 сах.
'1337'^ :и1 ^ ол^1^у .Л21 /^"у1а ^Ьлл' ¿у12 .и^^ 'Л21 .124
.е^ 361
сллл^зд / (¿^лл ул ^лл' ^1^13^ з ' - ^ ^"у^ з л£3( цА" .л1л^зд 'уз^у!ллла^1 . 125
.е^ 203 '1383 '^з^ ^ -.2 уЛуз .уз^у^лза."
// 'лЗл"зД / ^"у1а з ул ^¿^л ^"у^ .лЗл^зД 'узлуЬлЗа"' . 126
.69-45 .ц^" ^ . 10 '^з^ С1" ^УЛ лл—лЛ ллс А^^ .^у^—1зЛ '13— / ^л^ ¿10 ^Л^л' . 127
.е^ 837 '1386'^з2
у1*^1 л^зл—л Ал .^^з^ ц ^Ол* ^ л?1з—. у1Л ул з 'УЬа' . 128
л1^у1 з ^Зл^ Су^з :и!-.Ал^*л ^Ьа' /у1*^^!у1о*л е^Зл ц3л з Jл^ л—'з—.
.е^ 441 .1370 з ^1—
'.^л1л! / Jl*" уЛ Jt^l3c ^"у^ .^52лл—л . '^^^аЗ '^л1л' . 129
' ^з" С1" '(^л' ^"у1з JЛ3 з ^^3 ^"13" ^^а^а—Л Лл131^аЗ . '^32лл—л
.21—1 .у ^ 'о*^ ®у1л" ''^з" оу1л" ^"3 лл—л Ал—^ .цл^' '^аи— / л^зЛ ^¿^лЛ аи 'ц^л .130
.е^ 443-. 1384'и1"—' е^^ з лл?■J2 .из'^ 'лузл' /^л*" 12 зл^а jI .и'у' ^Ьлл' .лузл' 'из^ . 131
.е^ 447 '1341 -.<^1.-—л
.е^ 467 '1321 -.Сз' л1? .у1^л 'IJ*"]I / 3^_'у1^л . 132
У"3' ц^злЗ з ¿]1^л31л^1" .ол^ ц"— / ол1" Ала1а 'ол^ ц"— .133
.е^ 101-.1385 '(^з— лд'з ( ^^^"'л'^Т а11"3'л 1Д а11"3'л
¿л^^Лл А1—л // ^Зл"— / ^^л' л53 Сз—2 ул ^а*? цл л^'ла .^ллс '^Зл"— .134 .92 12 .1381 и12"лj з уЬ -.и'о11"3'л ^31"3!
А""*л 'о1" цллЛ ^^13 / лла1а з .J*" .13" о1" цллЛ ^^13 '^Зл"— . 135
.е^ 187 '1367 '1лД
J ^A^j '-jA Jlw 'З^А juj // '' 'o^ / jüj Ajil! A jklAjJ .^Jc '. 136
.33 ^ -.1360 'Aiiwl
637 '1386 'jljj :ülj« —.o.u^ / owjlj ^ai ja Jj U .03"^ 'o.J^ .137 oA^ujlA pUftj^—AJA« //^^ÎAAIJ 'AA^« ^Pj JA ^jjjS jlA^ .AA^« Ikc . 13S
ülj'xj J jjlj J oW J J oW ÛJIAA '-JA öjjA 'ü^^'^l ^jl^jl -jld J (*I1JJAI
.236-223 '1382 '(Jwj« ^Ijluljl :ülj«Á —.jS Ùwlj 'AJAAA Ajw / ¿JAJ ji j^w ji^ .AJAA« Ajw 'JS Ùwlj . 139
.e^ 335 '1376
J jjb '64-63 ójl^A '^iAji AJA« // ^.jl^jj l^j / J« AUJAJI JA j*A .l^j '^jl^jj . 140
.407-378 '1386 ü^j AjLk yl^ :ülj«2 —.MjS üäjj A.d /owjli J*A jA (^JJw .jui^Sl '^jS üjjj .141
.e^ 600 '1371 '^JAJ^ ^jjlj jA owjjj lj <¿aUu ' * j IgAjjj Jj^l jA jaJ^A .^aaI Aâj A.c. jS jJjj . 142
:ülJ« —.JJ.S JJ«l ^ljluSjl A'wj.« .-JA J Jjl AJA .^JS jJjj 'jui^Sl A.C /ülAlaj J Aâj
1389'921
J*A Aâj j '^jclA üjii jA '^llâj oj J*A '^JjA oj J*A .uJ'"^Jl A.C js jJjj . 143 :ülj« — ^jS üAjj 'üJ'^Jl A.C / jjj«lj —ja! j*A Aj ¿^lj (^а18ш1 j t ^lUok owjli
.e^ 351 ' 1371 'OAJC e^ 407 '1361 'ü^jS AjLk yU. :ülj« — 'üljjS /OJAI ùlâjâ^j .üljjS .144 .e^ 453 ' 1373 '^jAji :ül j« —.I'AA '^jjjw / owliA I^^JW ^itaiS.^jjj.w 'I'AA . 145 .e^319 ' 1377 'ljJx juj —.I'AAA '^JJA^ /jjj o^liA .^JJA^ 'I'AAA . 146
.e^ 126 ' 1378 :ül—.1'jAA '^jjj^ / Ajila J jjjd lj ^HAI .^JJA^ 'I'ÜAA . 147
.e^ '1379 .^jAji —. 12y1^. 1^'JAA '^jjj^ / ¿JAJ AJ ojlj o^l^j. .^JJA^ 'I'JAA .14S .e^ 430 ' 1383 ' ljJ« juj : ülj^^ —.l'jAA '^jjj^ /J*A o^liA .^JJA^ 'I'AAA .149 .e^ '310 '1386 '-Je :ül—.l'jAA '^jjjw / o^jli J*A JA Jj¿ jjw .^jjjw 'I'AAA .150 1386.357'—Jc:ülJ^J .l'jAA '^jjjw / o^ljjj jjw .^jjjw 'I'JAA .151 '1373 'üj«lj AjlÄjl^ :ülj«Á —.-JA AJ^ .li^ ejj^ / üljjl JA ^IJJAI ^JJIJ ejj^ .152
.e^ 1128
'üj«lj Ajl^jl^ :ülj«^ —.Jjl -jw aj^ .li^ ejj^ / üljjl ja ^ijjai ejj^ . 153
.e^ 704 '1373
'ü^lj Ajl-jl— :ülj« —.-jJ -J" Л!— .li' / üljjl JJ tljjJl ¿JJU 'li' . 154
.C 704 '1373
—.JJ1 vl— ^^JJ l ■ A^—jJ . ■ '^aj" / ^¿^J »Je jjj^J ¿JJU ' " . 155
.C 522 — .1393 '^л" :ülj« vl— '^JjlSj ■■J Je A^—JJ .■ j" / (JAI—Jl j^a*Jl) ^.je ^ul ^JjU .^Sj" ; ■ . 156
.C 405 — .1377 'j«—" :üL« — .Jjl . 1362 :ülj«J —.JJ1 vl— .^jj^^ A^—jJ . °J■ '^5j" / ,aj .^aj" ' ;■ . 157
.c 93
tljjJl J üljj Al—л // ybe 'oJlj ^tiU / UL—jl j^e jJ jj оЛЗЛЛ .ybe 'oJlj ^iJÜ .158
. 1388 j J jjb . 1 ÓjU" .^jje :ülj«J —.^l^^J 'Лл—л /j^l" lJ ^SJjj jl J*" ^"ill" i^j." Лл—л '^l^bj .159
.С 296 '1381 '^Л1— 'üj"- / У.а 1332 lJ jl ülj^l jJ j*" ЛаЗ JJ" .üJ"- '°Jlj üJ"- . 160
.у 296 '1380 "üjjj :ülj« —.°Jlj üJ"-
,J" / Qj—л J ^JJJ J üjjj" j JJ"—' jJ °jlj lj ^jl. .l^^J Jj ,J" .161
.72—63 .у '1389 üU^^j ' 55 ójU" .^"jb АЛ13 Al—Л // '■■J
tljl"Jl А""*л :ülj«J —.Jjl л!— .jj,j"ji 'jj"— / лаЗ j tljjJl ojIj jj .jj"—. 'jj,j"ji . 162
.c 371 '1363 'JJ.S JJлl tljl"Jl А""*л :ülj«J —.-JJ Л!— . jj,j"ji 'JJ"— / ^JJ1 лаЗ J tljjJl Ójb jJ JJ"— 'jj,j"ji . 163
.c 100 lJ 375 jl '1363 'jjjS JJлl
.^AJJJ '^J«"' / ^"ijli jjj ^ЛЪ ¿a.U Л. ^Jlâjjl .^J« " . 164
.142—127 y '1386 jjb '-j" ¿jU" 1357 '-j" vl— :ülj«J —.ji üljjji 'ü^jll / üljjj^" J ü-" .ülлjJl 'ji üljjji .165
.e' 713'
ÜJJ,JJ ülлjl" :ülj«J —.^l"i 'j^'^ /^"jli jJj ^ijjl J^'^ . 166
.e' 664 '1380 '(^л") ûl^^jlJ ^jl"jl -jle ûl^^jlJ ^jl"jl - jle ^iljS üJj,J J Л*]Щл ülлjl" :ülj«J 'Лл—л / 53Л. Лл—л . 167
.e' 202 '1379 '(^л") jSJЛ :ülj«J vl— 'Jl■JЛl■S 'ülj ^aJ / ^"jli j*" Ajila j üjj .ü^J J ^aJ 'JlJЛlS . 168
.e' 110' 1367
jbAi^j ^J / (o*5A? ÙjÛ o^jjj) ^J^ Ù^J^ JJ AJÂJJÎ Ajljj- J £JAJ ^ .jljAj^j o^ 'jlj—S . 169
. 11—2 .e- '1375 ùJAjjji '27 ôjbsA UAl AIAA
1379 'Ù^JA — jlj—S 'ÙJAJAJ oJ / oui1iAjbjj OI£AJA jl ¿JAJ .¿IJAJAJ oJ 'jb—S .170
.e- 192'
^IjU'njl —.7 yl-^ .OSAS 'l^j АЛА— /j*A l^j АЛА— '3£А£ .171
.e- 679 '1367 '^jAji
j*A ^1-AjlAjl jj^J jA ^Atajjl ¡JSAJ .^^jlâ j*A JA Jb JJ^ .o*Ja'" l^j 'oiSAS .172 '-j^ yly .^ÎSAS o»ja'" 'l^j / jlj^l J -^^l jA Ajjjj J o^jl*
.e^732 . 1366.°^' ^IjlAnjl A^^ JA
.1373 '¿Ij^J -.^jljS 'UJAH^A JIA / ¿JAJ .jjAÎl^A JJA '^jljS .173 aIiîj jj 3IjjA 3UIÂ Jjaj ^jaII J^il jl ^l AaIa :e^- jl^^j j^ '^jljS . 174
'ÛJA^ JJ- / jl ^J^IA àjlA j o^Ajj jA Ai-lAjJ b o^liAâjj 'o^liAl^j'o^liA ojlj
.£- 634 . 1376 ^l^S'jS j- jAj :jl j^i -.^jljS jA //oJJA- / jl^JJ jA ojljjAlj 0JAI ^IA OI£AJA JjlA J o^JJ .^A^- . 175
—1 u ' 1374 jl^^jlJj jl^J ,-jjléA ûjl^A 'AJA^. ôjjA o^jlâ ÙIJJAI J Ù-Jj ^AJJ^ A—lil^ia
.16
320. 1380 'ù^^ :jlj^ —. O^A— '<JA$— / ¿p^i J ^¿k jiA.jj ¿JAJ .<JA$- 'oAA . 176
.e-
A-lil^a .OJJA— /o.jljjl—o-^^l ^lAl J Aâj jA jl ^IA O!£AJA J СйлД| 'OJJA— . 177 . 16—1 .u' 1383 jl^—j J jijl^ '-j^ JJIAA 'AJA^ ÛJJA .o^jü ^IJJAI J jljj ^AJJ^
jjb ^jlâjc //ojjA— / jlkc ^jlijc o!£aja jl j*A j jj^la . 178
.174—159 .u- . 85 '4 ôjl^A .¿l^^—j j ^ljlunjl :jlj^J —.^j^^— / o^jli j*A jA ojl^lj^ '^JA^— . 179
.e- 737 ' jAj Jl^ ÙJAJ J o^jA ji
.e- 203 -. 1382 'A^A— OI^^JIA 'АЛ^.1 / j*A j ^JAJ АЛ^.1 . 180
^ÎAjî jAj JJiA 'l^j АЛА— / -^^l jA j ^IJJAI .^AJ^^. 'I^j АЛА— .181
.e- 381 '1358 'o—^^l 336 '1387 :jlj£J —.^АЛА— 'AJA^ / ¿JAJ 'ÙIJJ 'ojl*— ^liAÎ .AJA^ '^АЛА— .182
.e-
^1— '^узб^ ^у1"л3' -. цл2зл 'улллЬ*!' цлу /^"у1а J*" Сз—2 .цллл1*Л цлу '^2^ .183
244 .1332 'и'^ 'Ул12 Ал1-л1— .цл2зл 'цлллЬ*!' цлу / ^"у1а ^л! з J*" цлу 'ц^ .184
.е^
—'лл—л /^лл' »з1е з ул'ллл ул .лл—л '^]л1?.JЛл . 185
.е^ 380 '1389 'Ч^ и13"зл
/ з 'J*" оуЬул з ^13" ^лл' ^^Д^ллл з ^^у^ 'з] . 186
ау1л" С1" (лу о1^"3'л ^Аллл' ол£"3'л з^ Я1—л ( л^13" з1£ //з]
.76-43 .у^ '1386 'и12"л12 з уЧл '14 ^^"»з^л л^Ш^а // з] '1^Jл1е / 1л^зл ^лл' з о1^ллл ^^у^ . 'з] . 187
. 150-121 у^ .1389 уЧл ' 27 оу1л" ' 7С1" ^лл'
С1" излл ^^ —.^зл л1? .^1"3 'лзл—л лл" / ^"у1з ¿ллл 1л цА" лзл—л лл" '^1"3 . 188
. е^ 458 ' ^"3
.е^ 565 '1347 :и'J«:Л -.^з" ^1— '2-1 ^1»л1? .^31л*3 '^1." / *ИJ*" .<^1" '^31л*3 .189 .е^ 676 '1347 :и'J«:2 -.^з" ^1— '4-3 ^1дл1? .^31л*3 '^1." / *ИJ*" .<^1" '^31л*3 . 190 —С—.л и'зл^1 А^^ .из"]1^л3 'л]з3лу / UJC ^Ьлл' ^лу12 .л]з3лу 'из"]1^л3 .191
.е^ 460 '1380 ' у12"Лз з.и^ А""*л :и'-.^1лд 'цллЛ С^? / ^"у1з J*" з ¿ллл ца .ц^лЛ С^? .192
.е^ 311 '^"3 С1" излл ^^ -з ^1— 'и^лЛ С^? / ^лл' ^1^13^ з ^¿^л из3а .и^лИ С^? . 193
.е^ 420 '1388 '1лд ^"3
у1л 'и1"—' / ^"у1а J*" ул 3' ^¿1 1л ^зJд1" л^е ул ^"у1з J*" .и1"—' у1л .194
.е^ 250 '1334 :ulJ«^
^1— иlJ^2 Ал?JЛ .^л з и1л 1^ллу / и'^л' ¿лу12 .^л з 1^ллу 'и1л . 195
.е^ 663 '1370 ' улл— А31—
III. Словари и каталоги
196. Мирзозода, Х. Лугати мухтасари истилохоти адабиётшиносй / Х. Мирзозода. - Душанбе: Маориф, 1992. - 240 сах.
197. Фарханги забони точикй. - Чилди 1. - Москва: Сов. Энциклапедия, 1969.
- 953 сах.
198. Фарханги забони точикй. - Чилди 2. - Москва: Сов. Энциклопедия, 1969.
- 960 сах.
199. Фарханги тафсирии забони точикй (Иборат аз ду чилд). - Чилди 1. -Душанбе, 2008. - 949 сах.
200. Фарханги тафсирии забони точикй. - Ч .2. - Душанбе, 2008. - 944 сах.
201. Энсиклопедияи адабиёт ва санъати точик. - Ч. 1. - Душанбе, 1988. - 544 сах.
202. Энсиклопедияи адабиёт ва снъати точик. - Ч. 2. - Душанбе, 1989. - 560 сах.
203. Энсиклопедияи адабиёт ва санъати точик. - Ч. 3. - 2004. - 522 сах.
.е^ 57 ' 1376 :и'J«:Л -.^3л"— / ^лл' и^'з ^ .204
.е^ 591 ' 1390 'ллу'зJЛ —.л'л '1лл" / ^лл' —Лл^и^ .Ьо" 'л'л .205
.е^ 622 '1375 '^^"Л I_ау1*л]' о^л'л л1л3л и1—? Ал13 уЛл .206
766 ' 1367 '^л^" ^уЗ? _у1*лЛ о^л'л ^^ -.зл л1? .^л^" ^уЗ? _у1*Л о^л'л .207
.е^
.е^ 937 ' 1382 :и'J«:Л -.^зл л1? .ол^"а у .^у^ J2£л .208 1339 '^з^л" ^1— —. 57 <_!"1"л ву1л".Ь—дл 'JлSI / 4^13 .JлSI Ил—дл .209
.е^ 565'
:иЬ$2 —.^зл у—л _JД ¿у1л" '45 л1? .'л—дл 'Jл^I / лл13 .JЛ^! ''л—дл .210
.е^ 1100 '^>"3 С1" излл 'и'^^^ о1£"3!л ^1— з С—1!__! А""зл А31—
.е^ 565 '1339 'о1л :и'^ _JД ¿у1л" .'л—дл 'JЛ^I /л^и ''л—дл .211
.е^ 188 '1370 :и' J«:Л -.^лл' 'и'зуу .212
.е^ '560 '1348 :и'-.^ул ^"у1а —1ллл' .Ь£ ^131— .213 .^"у1а -^"ИЛ .-2ад ^"л'^лз. / (М.М ЛЬгашБ) ^лл' .214
.е^ 489. 1384.1л3ду —¡'уЦш'.иЬЗ."' лл*" .е^ 719 '1337 :иlJ^2 -.^лл"у .215
.e^ 442 '1337 :ül J« —.a^ ^iAji .216 ' 1376 '¿jljlUSjl j yl^ ül«jlw :üL« —.(owjli ^aI A«lj ^jlA ) o^jli ojaI A«lj ^iAji .217
.e^ 1537
1374 'AaJS juj A'wj« :ülj« —.Jjl aJa .^a j jlUal ^jAw jj/jjj«l owjli ^^iAji .21S
.e^ 1240 '
304 '134 'jl^Jil ùSjA :ül j« —.üIaj« '^jl^jl / ü^w -lj ^iAji .^jl^jl 'üW-j« .219 J j J*A ji t^lOÜ ^l oJj^aij ^iAji jiA A«ljjlJ .СлА« 'oâAl^jJ« .220
.e^ 399 ' 1385 'jli«« ^lJS :ülj« —.o^al^j« 'ca« / ü' 'JJJS JJ«I '-jl«A yl^ :ülj«2 aJa .aJa 3a jA .üji« 'Aaax / owjli ^^ÎAji Aaa« 'jj*x .221
.e^ 2775 ' 1360
.e^ 1190 ' 1371 '3jjw :ülj« —. / (owlj! —^LiiJl) owjli üljj ^iAji UjJ'^j .222
IV. Электронные ресурси
223. Шамухамедов, А. Вступительная статья. Основные формы персидско-таджикской поэзии (учебное пособие) / А. Шамухамедов. - Ташкентский государственный институт востоковедения, 2002.
http: //bukharapiter.ru/po eziya/vo stochnaya.html. ^jic j ^iujai óa^^üia Ajj^j.yljjjjj jjj^j /jiajvi ¿jiaj ь aj^ ^j^ óAj^a .jjj^j 'ÚJ^jJ .224
.^jluijl ^jic ¿¿лЦ. Jjjb jl AÁijSjJ .^jl^jl j ^ajjaI а1ал //^ajjja 'jjjji / újajií^ b a^jux .jjjji '^ajjja .225
www.SID.ir 3"J"l jl aüjsjj .(17 1 jl) 'ú'jé2 öll^jlj ^jl^jl ^jic www.SID.ir 65-80 o^a '^j^l / JJ oj^j* o^l^A jj ^axija .^j^l '3Lp .226 ^JAJS oXlji «JI*-AVI ¿¿13^ o JIA^VI ¿JIAJ« o^ijli ÚJÁ'.^AIJJI '0AUJA .227
^Ájjjjl ' ^'J'" jl AÁijSjj .úljé^ öi^aüia ^jl'jl ^jJc j CibjAl ajax .0aijja '^aijji лпи / ^jjk
www.SID.ir
ajax //^^jxaij (aaax ^jjj^ ^jaj jl Ja Ajili úajjí ijí .aaax ILc '^jxAlj .228
www.SID.ir oÁjJÁjl ^¿^ jl AÁijSjj . .-o^ic
jau ai^a У^А 'aija / ú^ji J^lji j .aija '^iajaü .229
87 -. oJ A^jli ajijij jSj^ oJljjAjA
// '■■j Лл—л / Üjj^ '* jj alJjS Аллал .(ji" ■■j Лл—л .230
.^jl"jl -jle ¿л1— JlJjlj tiUJÜx j ^jl"jl -jle ol^uAjjj
jJ ^Jjl ЛаЗ ^ Aj^a jj üljje Л. lis^ j ^i! 't^*'" j .■■j (e .231
WWW.SID.ir. 249—237 .e' jl // i^J,*—Л '■■j (e / ij£"e J^Ajjl ÜJ^eli^Jl AjäjSjJ // jljj 'JJ—. /(J,. ¿jli' jj (^—jl" ül^l" ijj' Ü JJ (^»l^j .Jj!— 'jljj .232
WWW.SID.ir (jjjl ^j" jl
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.