Интерактивные технологии как ресурс развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Смирнова, Анастасия Александровна

  • Смирнова, Анастасия Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 152
Смирнова, Анастасия Александровна. Интерактивные технологии как ресурс развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Санкт-Петербург. 2012. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Смирнова, Анастасия Александровна

Теоретические основы развития социально-творческой активност

•в в самодеятельном объединении. щость понятия «социально-творческая активность» как социальш логического явления и интегративного качества личности.1( торы, влияющие на развитие социально-творческой активности по; :ков в самодеятельном коллективе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интерактивные технологии как ресурс развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения»

Актуальность темы исследования

Социальная активность является одним из существенных ресурсов жизни и развития общества, выступает в качестве реального фактора социальной динамики, условия формирования гражданского общества, способствует социальной интеграции и самореализации личности, ее полноценной социализации. Каждый социальный институт формирует и создает условия для проявления социальной активности различных групп населения, среди которых приоритетной является молодежь и подростки, чей уровень активности во многом определяет вектор и темпы прогресса каждого государства. Политические институты формируют социально-политическую, правовые - социально-правовую, образовательные - гражданскую, культурные - социально-культурную, социально-творческую и др. виды активности. Каждый институт и входящие в него структуры - учреждения, объединения и пр. имеют свои ресурсы, формы и другие составляющие для развития тех или иных видов социальной активности. В частности, самодеятельные объединения художественно-творческой направленности - многочисленные хоровые, оркестровые, хореографические, театральные и др. коллективы, объединяющие десятки тысяч подростков и молодежи - имеют значительный потенциал по развитию социально-творческой активности своих участников. Между тем, в силу сложившихся в предыдущий исторический период традиций, базирующихся на субъект-объектной модели воспитания, руководители этих коллективов нацелены в основном на формирование исполнительского мастерства и организацию концертной деятельности. Такой подход существенно сужает поле самореализации участников самодеятельных объединений и ограничивает возможности формирования их социально-творческой активности.

В той или иной степени формированию и развитию социально-творческой активности способствует ряд форм организации деятельности самодеятельных художественных коллективов. Однако их ограничение преимущественно вербальными формами (лекции, беседы и т.п.) не позволяет реализовать весь потенциал самодеятельного объединения по формированию социально-творческой активности участников. В то же время в теории, методике и практике современной педагогики утвердились так называемые интерактивные формы воспитания, доказавшие свою эффективность именно в сферах, где действия субъекта воспитания усиливаются встречной активностью объекта воздействия, формируя поле педагогического диалога, пробуждая в свою очередь различные проявления социально-творческой энергии. В работе самодеятельных художественных объединений эти формы пока используются в основном эпизодически. При этом имеется позитивный, во многом уникальный опыт развития социально-творческой активности участников самодеятельных объединений художественной направленности, который пока не получил достаточного обобщения, что в итоге обедняет теорию, методику и практику социально-культурной деятельности.

Таким образом, можно зафиксировать ряд противоречий между:

- объективной потребностью общества в развитии социальной активности подрастающего поколения и реальным уровнем этой активности;

- возможностями самодеятельных объединений художественной направленности в развитии социально-творческой активности участников и степенью реализации этих возможностей на практике;

- потенциалом интерактивных технологий и реализуемых в них форм, ориентированных на развитие социально-творческой активности подростков и мерой использования этого потенциала в деятельности социально-культурных учреждений.

Все это обусловливает необходимость и актуальность осуществления специального исследования, цель которого - определение на концептуальном уровне потенциала самодеятельного коллектива художественной направленности в развитии социально-творческой активности подростков и разработка педагогической программы, обеспечивающей его реализацию на основе применения интерактивных технологий.

Данная цель обусловила необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач: а) раскрыть сущность понятия «социально-творческая активность» как социально-педагогического явления и интегративного качества личности; б) определить факторы, влияющие на развитие социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива художественной направленности; в) раскрыть потенциал интерактивных технологий в стимулировании развития социально-творческой активности подростков в самодеятельных коллективах; г) обосновать модель педагогической системы, ориентированной на развитие социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении, опирающейся на реализацию педагогического потенциала интерактивных технологий воспитания. д) разработать программу развития социально-творческой активности подростков на основе применения современных интерактивных форм и технологий и осуществить опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.

Объект исследования - самодеятельный коллектив художественной направленности.

Предмет исследования - развитие социально-творческой активности участника самодеятельного коллектива художественной направленности на основе применения интерактивных технологий.

Степень разработанности проблемы. Вопросы развития социальной, социально-культурной, социально-творческой активности подростков всегда привлекали внимание ученых, представляющих различные области гуманитарного знания, прежде всего - педагогов. Работы в той или иной степени, относящиеся к проблеме настоящего исследования и создающие научно-теоретические и научно-методические предпосылки для решения поставленных в диссертации задач, можно условно сгруппировать следующим образом: а) работы, посвященные проблеме развития творческого потенциала личности в психолого-педагогическом аспекте (К.А.Абульханова-Славская, Ю.П.Азаров, Б.Г.Ананьев, Б.В.Асафьев, А.Г.Асмолов, Д.Б.Богоявленская, М.Е.Богоявленская, В.Г.Бочарова, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский,

А.Г.Ковалев, А.Н.Леонтьев, Т.Н.Мальковская, А.В.Мудрик, Р.С.Немов, Я.А.Пономарев, К.Рейнольдс, Г.Рид, В.А.Сластенин, Б.М.Теплов, А.П.Тряпицына, Г.И.Щукина, И.С.Якиманская,), а также исследования зарубежных ученых (Х.Битчер, А.Валлас, Е.Вернон, Дж.В.Гилфорд, Р.Каттель,

A.Кроунли, Е.Синнот и др.), раскрывающие различные аспекты социально-творческой активности и факторы ее развития. б) труды ученых-педагогов (Ю.Б.Алиев, А.И.Арнольдов, А.Я.Айзенберг, Т.И.Бакланова, О.А.Блох, В.А.Волобуев, Л.С.Зорилова, Э.И.Петрова,

B.П.Подвойский, Г.И.Фролова, В.И.Черниченко), в центре внимания которых вопросы духовно-ценностных основ обучения, воспитания, формирования художественных ориентиров личности; в) индивидуальные и коллективные исследования, раскрывающие роль искусства, художественной деятельности в формировании элементов социальной и творческой активности (З.А.Барышникова, С.П.Иванов, Е.И.Коротеева, Л.Л.Романов, М.В.Сокольская и др.); г) публикации, рассматривающие роль искусства, художественной деятельности в формировании элементов социально-творческой активности (С.П.Иванов, З.А.Барышникова, Л.Л.Романов, Е.И.Коротеева), а также значение внешкольных учреждений в воспитании детей и подростков (М.В.Сокольская

A.В.Подгорнова, Е.В.Ткаченко); д) работы, раскрывающие теорию, методику и технологию педагогического взаимодействия, в т.ч. применения интерактивных технологий в формировании различных качеств личности (Б.Ц.Бадмаев, В.В.Гузеев, И.И.Жбанкова, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, С.В.Кудрявцева, Е.В.Мещерякова, Л.С.Подымова, А.И.Пометун, Л.В.Пироженко,

B.А.Сластенин, А.Ю.Уваров и др.); е) широкий круг публикаций, в той или иной степени граничащих с центральной проблемой данного исследования и позволяющих уточнить теоретико-методологические позиции автора по: изучению музыкального творчества подростков (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова); стимулированию творческой направленности личности

А.Н.Зимина); художественному образованию и воспитанию личности (Г.В.Беда, Б.Н.Йеменский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.М.Сокольникова, А.А.Унковский, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикалова и др.).

Оценивая степень разработанности проблемы, следует отметить, что существуют необходимые и достаточные предпосылки для углубленного понимания основных характеристик социально-творческой активности, ее структуры и содержания. Однако, следует отметить, что формирование социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива художественной направленности средствами интерактивных технологий пока не стало предметом специальных исследований и областью педагогического проектирования.

Методологическую основу исследования составили:

- философские положения об активной сущности человека и роли деятельности в ее развитии; об активном влиянии личности на собственное развитие (П.Ф.Каптерев, Ч.Кули, Дж. Мид,); педагогические идеи о необходимости развития активной природы личности подростка (П.П.Блонский, К.Д.Ушинский); деятельного участия в его жизни (А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий), включения личности в преобразующую деятельность и социальное общение (Т.Н.Мальковская, Л.Ф.Спирин);

- основные положения теории системного и комплексного подходов к рассмотрению процесса развития творческой активности в единстве внешних и внутренних факторов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн); к анализу и моделированию педагогических систем;

- психологические теории творчества и творческой деятельности, раскрывающие сущность, структуру и механизмы творческого мышления (Д.Б.Богоявленская, Дж.Гилфорд, П.Торранс);

- аксиологический подход к развитию личности, раскрывающий обусловленность социально-творческой активности человека его жизненными позициями и ценностями (М.И.Каган, И.С.Кон, Н.Д.Никандров, Д.Н.Узнадзе, К.М.Кантеева, В.А.Ситаров);

- концепции рациональной организации досуга, педагогического управления процессом становления социально и творчески активной личности (М.А.Ариарский, А.И.Арнольдов, Т.И.Бакланова, Э.В.Соколов, В.Е.Триодин), организации подросткового досуга (А.Д.Жарков, В.Т.Лисовский, Б.А.Титов, Г.И.Фролова, Н.Н.Ярошенко);

- теория и методика воспитательной работы в самодеятельном художественном коллективе (А.С.Каргин, Е.И.Смирнова, Ю.П.Смирнов);

- идеи реализации педагогики сотворчества в процессе социальной интеграции подростков (Ш.Амонашвили, Ф.В.А.Дистервега, Я.А.Коменского, В.Ф.Шаталова, Р.Штайнера, М.П.Щетинина, К.Д.Ушинского и др.);

- теоретические наработки в области музыкальной педагогики, раскрывающие влияние музыкального искусства на духовную организацию личности, на ее мировоззрение и систему ценностей, раскрытие духовного потенциала и творческих способностей человека (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, С.В.Горобец, Т.В.Гудина, А.Н.Зимина, Р.Н.Слонимская, Б.Л.Яворский).

- теоретические положения В.Б.Блока, П.Вайнцвайга, Г.В.Иванченко, М.С.Кагана, Ч.Ломброзо, Л.А.Мазеля, В.Медушевского, А.Мелик-Пашаева, Е.Назайкинского, Л.П.Новицкой, В.И.Петру шина, В.Е.Семёнова и др., раскрывающие роль музыки в развитии человеческой активности;

- теоретико-методологическое обоснование сущности, структуры, методики применения и др. особенностей интерактивных технологий (Б.Ц.Бадмаев,

B.В.Горшкова, В.В.Гузеев, И.И.Жбанкова, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева,

C.В.Кудрявцева, Е.В.Мещерякова, Л.С.Подымова, А.И.Пометун, Л.В.Пироженко, В.А.Сластенин, А.Ю.Уваров и др.).

В основу исследования легла гипотеза, представляющая ряд последовательно выдвигаемых предположений, подлежащих дальнейшей проверке:

1. Художественно-творческая деятельность в сфере свободного времени в условиях самодеятельного коллектива является наиболее оптимальной основой развития социально-творческой активности подростков в силу добровольности выбора, активизации различных потенциалов личности, возможности всестороннего учета индивидуальных особенностей участников.

2. Социально-творческая активность может успешно развиваться на основе применения интерактивных технологий, обеспечивающих непрерывность и целостность развития личности в самодеятельном коллективе; интеграцию художественно-творческих, социально-культурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; формирование чувства личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальную направленность различных форм работы коллектива; внедрение демократических начал в жизнь коллектива.

3. Эффективность формирования социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива находится в прямой зависимости от:

- меры интеграции средств включения в художественно-творческую деятельность и методов развития у подростков самодеятельной общности социальной направленности личности;

- степени нацеленности учебно-воспитательного процесса, как на творческую самореализацию участников, так и на участие в решении проблем ближайшего и более широкого социального окружения;

- уровня взаимосвязи самодеятельного коллектива с другими институтами и учреждениями социальной направленности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы - теоретический анализ и синтез, в контекст которых вошла философская, социологическая, педагогическая, психологическая и культурологическая информация по проблеме исследования; обобщение; сравнение; систематизация полученных в ходе исследования данных;

- эмпирические методы - включенное наблюдение; интервьюирование; анкетирование; беседы с педагогами, подростками-участниками творческого объединения и их родителями; изучение опыта учебно-творческой деятельности самодеятельного коллектива - оркестра баянистов имени П.И.Смирнова; социально-педагогический эксперимент;

- статистические методы - количественная обработка экспериментальных данных, графическое представление результатов исследования.

Исследование, осуществлявшееся на протяжении семи лет (2006-2012 гг.), зафиксировало в своем развитии три этапа:

На первом этапе (2006-2007 гг.) - на основе изучения философской, социологической, психолого-педагогической информации по проблеме исследования, формировалась его теоретико-методологическая база, уточнялся понятийный аппарат исследования, определялись цели и задачи, прорабатывалась логическая схема и основные компоненты педагогического эксперимента.

На втором этапе (2007-2008 гг.) - на основе результатов теоретического исследования обосновывалась общая концепция педагогической программы социально-творческого развития подростков в условиях самодеятельного коллектива, определялась методика проведения формирующего эксперимента на базе оркестра баянистов имени П.И.Смирнова.

На третьем этапе (2008-2012 гг.) - в ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась разработка и апробация технологии развития социально-творческой активности подростков в рамках педагогической программы на основе широкого применения интерактивных форм и технологий; определялись организационно-педагогические условия ее эффективной реализации. Обобщались результаты исследования, формулировались выводы и определялись перспективы дальнейшего развития исследовательского проекта.

Экспериментальной базой исследования явилось самодеятельное творческое объединение - лауреат всероссийских и международных конкурсов оркестр баянистов имени П.И.Смирнова, функционирующий в ГБОУДОД «Дворец учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга». На защиту выносятся:

1. Теоретическая концепция формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий, включающая: а) характеристику социально-творческой активности:

- как вида социальной активности, проявляющейся в созидании и распространении художественно-эстетических ценностей, опредмеченных в продуктах творческой деятельности;

- как интегративного качества личности, отражающего, с одной стороны, уровень ее социальности, с другой - направленность на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, что проявляется в ее социально-значимом самоутверждении, инициативности, творческом самовыражении и находит воплощение в различных формах социального бытия (познании, общении и других видах деятельности);

- как формы проявления социальной активности личности, с одной стороны, и как средство ее воспитания - с другой, что достигается целенаправленной воспитательной деятельностью руководителя коллектива по формированию у участников самодеятельного объединения особого мировосприятия и мироотношения, отличающихся социальной направленностью, стремлением реализовать свои художественно-творческие способности в широком социальном контексте, стать активным субъектом социальной практики; б) обоснование сравнительных преимуществ использования интерактивных технологий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности, определяемых специфическими принципами: непрерывности и целостности развития личности в самодеятельном художественном коллективе; интеграции художественно-творческих, социально-культурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальной направленности различных форм работы коллектива; внедрения демократических начал в жизнь коллектива (альтернативность, участие в планировании, выбор заданий в соответствии с личностными возможностями и социально-творческими ориентациями и т.п.).

2. Педагогическая программа развития социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении художественной направленности на основе интерактивных технологий, включающая: а) поэтапное вовлечение подростков как в учебно-творческий процесс, так и различные формы социально-ориентированной деятельности; б) интеграцию традиционных форм учебно-воспитательного процесса (индивидуальные и групповые занятия, репетиции и т.д.), художественно-творческой деятельности (КВН, творческие вечера и т.д.) и интерактивных форм социально-культурной деятельности (концерт-перформанс, опен эйр, арт-концерты, хэппенинги, капустники, дизайнерские мастерские и т.д.), выбор которых обусловлен:

-логикой процесса формирования социально-творческой активности;

-реальными творческими достижениями подростков;

-степенью их готовности к взаимодействию с другими субъектами творческого процесса;

- способностью коллектива и каждого его члена к совместной и индивидуальной социально-творческой деятельности; в) проведение специальных мероприятий, обеспечивающих расширение социального контекста культурно-досуговой деятельности коллектива; стимулирование его социально значимых инициатив (обсуждение направлений и форм индивидуальной и коллективной работы за пределами коллектива с различными категориями населения, выбор объектов и видов социально-творческой деятельности, планирование возможностей участия в них и т.д.).

3. Система педагогических условий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий, включающая: а) формирование социально-творческой активности в самодеятельном коллективе в единстве когнитивного, эмоционального, практически-действенного уровня отношений к творческой и социально-значимой деятельности; б) обеспечение деятельностного многообразия функционирования досу-говой общности: широкого выбора социальных объектов и видов социально-творческой деятельности, возможностей участия в мероприятиях коммуникативного, творческого, познавательного, ценностно-ориентационного и культурно-просветительного характера, в совокупности обеспечивающих самореализацию и признание личности со стороны значимого окружения; в) творческое применение интерактивных педагогических технологий, обеспечивающих не только достижение высокого уровня художественно-творческой деятельности, но и развитие социальной направленности и активности личности каждого участника; г) связь учреждения, на базе которого функционирует самодеятельный коллектив и самого коллектива с другими институтами и организациями социальной направленности и интеграция с ними на основе реализации социально-творческого потенциала отдельных участников и коллектива в целом.

Научная новизна исследования определяется тем, что осуществлено не имеющее аналогов исследование, направленное на теоретическое осмысление и методическое оснащение формирования социально-творческой активности подростков в условиях самодеятельного коллектива художественной направленности на основе использования интерактивных технологий, что позволило: а) разработать теоретическую концепцию формирования социально-творческой активности подростков в самодеятельном коллективе включающую: характеристику социально-творческой активности; принципы реализации педагогического потенциала интерактивных технологий в развитии социально-творческой активности участников самодеятельного коллектива; модель педагогической системы стимулирования их социально-творческой активности, обеспечивающую интеграцию средств включения в художественно-творческую деятельность и развития социальной направленности личности; б) разработать педагогическую технологию формирования социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении художественной направленности на базе ресурсов интерактивных форм, интегрирующая и востребующая результаты социологических, социально-педагогических и психологических исследований феномена социально-творческой активности, синтезирующая результаты современного педагогического знания и теории социально-культурной деятельности; в) обосновать и апробировать систему педагогических условий формирования социально-творческой активности подростка в самодеятельном коллективе художественной направленности на основе применения интерактивных технологий.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнено понятие «социально-творческая активность»: в статике - как интегративного качества личности, отражающего, одновременно уровень ее социальности, и меру интенсивности художественной и иных видов деятельности, направленных на совершенствование социума, самого себя в этом социуме, и возникающими в ходе ее отношениями субъекта деятельности к окружающему миру; в динамике - как формы проявления социальной активности личности, и как средства ее воспитания, что достигается целенаправленной воспитательной деятельностью по формированию у участников самодеятельного объединения особого мировосприятия и мироотношения, отличающихся социальной направленностью, стремлением и умением реализовать свои художественно-творческие способности в широком социальном контексте, стать активным субъектом социальной практики;

- раскрыт потенциал интерактивных технологий по формированию социально-творческой активности участников самодеятельного объединения, обусловленный непрерывностью и целостностью развития личности в самодеятельном художественном коллективе; интеграцией художественно-творческих, социально-культурных и организационных аспектов жизнедеятельности коллектива; формированием чувства личной ответственности каждого участника коллектива за все, что происходит в контактных средах социальной практики; социальной направленностью различных форм работы коллектива; внедрением демократических начал в жизнь коллектива.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретико-методологические положения концепции формирования социально-творческой активности подростков в самодеятельном коллективе художественной направленности могут быть использованы в разработке стратегий и программ развития самодеятельного творчества, в системе подготовки кадров и повышения квалификации работников культуры. Реализация разработанной программы развития социально-творческой активности подростков на основе применения интерактивных технологий существенно повысит престиж самодеятельных коллективов в сфере организации подросткового досуга; привлечет подростков к деятельности общественных организаций и творческих объединений возможностями самореализации, самовыражения и самоутверждения; инициирует развитие социально-культурной практики.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, использованием методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых и продолжительностью, как педагогического эксперимента, так и исследования в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по различным направлениям, включающим: а) опубликование теоретических положений и выводов исследования в научных публикациях общим объемом 8,2 п.л., в виде научных статей, тезисов, научно-методических изданий; б) выступление на научно-практических конференциях, методологических семинарах вузов по проблемам развития социально-творческой активности подростков; в) личное участие автора в опытно-экспериментальной работе на базе ГБОУДОД «Дворец учащейся молодежи г. Санкт-Петербурга», в частности, в проведении концертной деятельности оркестра баянистов имени П.И.Смирнова, организации учебных занятий, а также творческих вечеров для участников коллектива.

Структура диссертации состоит из: Введения, двух глав (I «Теоретические основы развития социально-творческой активности подростков в самодеятельном объединении»; П «Стимулирование развития социально-творческой активности подростков на основе использования интерактивных технологий)», заключения, списка литературы и приложений, отражающих ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Смирнова, Анастасия Александровна

Выводы. Экспериментальное исследование, проведенное автором диссертационной работы, позволило сделать следующие выводы:

- особое место в системе формирования творчески и социально активной личности является их досуг и сложившиеся отношения к нему. У большей части молодежи практически всех социальных групп происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры до-суговых занятий, к постоянному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени. Важным социально-педагогическим условием развития социально-творческой активности подростков является сфера деятельности в учреждениях дополнительного образования, которые призваны обеспечить развитие индивидуальных способностей, выявление художественно-творческих интересов, склонностей, ценностных ориентаций потенциальных участников учреждений культуры. Социально-педагогическая ценность самодеятельных коллективов в значительной мере зависит от способности личности реализовывать и регулировать художественно-творческую деятельность. Формирование личности происходит под влиянием накопленных обществом и вновь созданных ценностей культуры, но в еще большей мере, благодаря воздействию окружающих его людей, их установок, нравов и ориентации.

Основными мотивами участия подростков в коллективах художественного творчества социально-культурных учреждений являются:

- возможность общения и взаимодействие с руководителем коллектива, наделенного яркой творческой и человеческой индивидуальностью, способного объединять, заинтересовывать людей и раскрывать творческий потенциал подрастающего поколения в соответствии с их интересами, способностями в развитии индивидуальной эмоционально-художественной сферы деятельности;

- возможность реализации художественно-творческой деятельности подростков строится на принципах коллективности, свободы творчества социальной направленности.

Интерактивные формы коммуникации способствуют формированию навыков успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, что минимизирует возможности возникновения деструктивных форм взаимодействия с окружающими. В сфере организации досуговой деятельности используются различные модели интерактивного игрового взаимодействия, многие из которых адаптированы из сферы образования, практики организации психологического тренинга, системы повышения квалификации: деловые и ролевые игры, дискуссионные методы активизации межличностных взаимодействий и др. Деловые (или имитационные) игры представляют собой способ коллективной имитации поведения в различных ситуациях по заданным правилам в режиме интерактивного диалога участников, они моделируют разнообразные экстремальные ситуации, в которых может оказаться личность и которые требуют быстрого и правильного решения. В игре участники сталкиваются с реальными жизненными ситуациями, которые заставляют их менять свои ценностные установки, способствуют формированию более эффективных коммуникативных навыков - вербальных и невербальных, деятельностных и эмоциональных. На основе игровых приемов строятся дискуссионные методы организации взаимодействия участников группы. Обсуждения коммуникативных проблем преследует как диагностические, так и конструктивно-воспитательные цели, способствуя осознанию участниками последствий выбора того или иного типа поведения, оптимального для окружающих и для функционирования собственного «я» в системе отношений.

Использование игровых приемов организации межличностного взаимодействия подростков в сфере досуга развивает инициативу и коммуникативные качества личности, обучает участников методам анализа реальных ситуаций и поиска эффективных способов разрешения возникающих проблем, дает технику моделирования сложных ситуаций на основе конструирования лежащей в их основе ключевой проблемы, что становится предпосылкой формирования проектной культуры личности. Развитое умение слушать и позитивно взаимодействовать с другими людьми закладывает поведенческие навыки морально ответственного отношения к другому человеку, что составляет ценностно-нормативную и поведенческую основу социально-творческой активности на базе педагогических ресурсов интерактивных форм досуговой деятельности.

В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что образовательно-воспитательная система в самодеятельных коллективах должна строиться на следующих принципах:

• принцип свободного выбора видов деятельности;

• принцип индивидуального подхода к каждому участнику коллектива, с учетом его реальной функции;

• принцип успешности, т.е. создание ситуации успеха для подростков в условиях применения многообразия методов и приемов формирования социально-творческой активности личности.

В результате формирующего эксперимента, проведенного на базе оркестра баянистов имени П.И.Смирнова, уровень коммуникативных, организаторских качеств, способность к адаптации в новых условиях, творческие способности, степень развития музыкальных способностей, потребность в самоактуализации и т.д. у подростков-участников повысился примерно в 2 раза. Реализация технологии поэтапного включения подростков в художественно-творческую и исполнительскую деятельность позволяет максимально проследить за ходом развития данных качеств, проанализировать изменяющиеся потребности и интересы подростков, выявить корректирующие мероприятия, определить направленность дальнейшего развития участников коллектива.

Автор диссертации уверен, что внедрение данной технологии в самодеятельный коллектив позволит не только сформировать социально-творческую активность подростков-участников коллектива, но также поднять его престиж тем самым способствуя привлечению новых участников оркестра, проявлению заинтересованности со стороны современных подростков.

Заключение

Будущее каждой страны в значительной степени зависит от уровня духовности, социальной и творческой активности современной молодежи, от богатства ее личного потенциала и готовности включаться в решение социально-культурных проблем общества.

Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств подростков заложены в досуговой сфере, каждая является доминирующим элементом подростковой субкультуры.

Художественно-творческий потенциал подростков может быть максимально реализован не только государственными организациями, но так же и в период развития системы дополнительного образования в России необходимо на новой основе проектировать и организовывать образовательные процессы в учреждениях дополнительного образования, создание нового поколения образовательных программ, учебных планов, разрабатывать новые программы развития учреждений, концепции и психолого-педагогические технологии образовательно-воспитательного процесса.

Самодеятельные коллективы решают сложный комплекс проблем развития интереса к музыке, формирования умений и навыков музицирования и кон-цертно-исполнительской деятельности. Однако за решением этих конкретных задач нельзя не видеть сверхзадачи этого процесса - развитие социально-творческой активности подростков, формирование духовно богатой творческой личности, развитие ее способностей и дарований.

Развитие социально-творческой активности подростков предстает как особая стратегия деятельности педагога, направленная на использование многообразных педагогических средств и условий, инициирующих проявление творческого потенциала личности. Стратегия развития включает и индивидуальную ориентированность образовательного процесса, и проектирование нестандартных форм организации обучения, и нестандартную (проблемную) интерпретацию учебного материала, и особые интерактивные технологии, и уникальные приемы преподавания и общения, свойственные педагогу-мастеру.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательно-воспитательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дополнительного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей подростков, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят интерактивные формы и методы обучения и воспитания, направленные на активизацию социально-творческого развития подростка. В этих изменяющихся условиях педагогу дополнительного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию подростков, в широком спектре современных технологий.

Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы диссертанту удалось продемонстрировать реальные возможности развития социально-творческой активности подростков-участников самодеятельного коллектива на основе интерактивных технологий.

На базе оркестра баянистов имени П.И.Смирнова был осуществлен включенный эксперимент. Автор данного исследования уже много лет является участником данного коллектива, знает его традиции, законы, педагогические методы и средства, используемые при воспитании подростков. Уникальность данной работы заключается в том, что диссертант на основе существующей десятилетиями социально-педагогической системы, не нарушая традиций коллектива, его законов, путем интеграции традиционных и интерактивных форм и методов обогатил жизнедеятельность данного коллектива. Подростки-участники с огромным удовольствием включались в ту или иную деятельность, проявляли инициативу и креативность.

В ходе контрольного опроса многие участники, принявшие участие в эксперименте отметили содержательность данной технологии и активно выражали свои пожелания для дальнейшей модернизации социально-педагогической системы.

Таким образом, экспериментально доказано предположение о том, что использование интерактивных технологий может положительно влиять на развитие художественно-творческих способностей личности, ее креативности и инициативности, при следующих социально-педагогических условиях:

• профессионализм педагогического состава и его готовность к реализации инноваций в художественно-творческом процессе;

• создание среды, базирующейся на принципах сотворчества;

• учет особенностей развития подростков, их потребностей и интересов;

• включение подростков в творческий поиск на всех этапах учебно-творческого процесса;

• открытость педагогической системы к инновациям;

• поэтапное педагогическое сопровождение художественно-творческого развития подростков.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Смирнова, Анастасия Александровна, 2012 год

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология Текст.: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова .- 4-е изд., стереотип. М.: Академический проект, 2003. -704 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни Текст. / К.А.Абульханова Славская. - М.: Мысль, 1991, - 179 с.

3. Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства Текст. / Ю.П. Азаров.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. 432 с.

4. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука Текст. / Г.С.Альтшуллер.- 2-е изд., дополн. Петрозаводск: Скандинавия, 2004. - 208 с.

5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б.Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001.-288 с.

6. Андрюшенков, Г.И. Роль личности в жизни детского музыкального коллектива: Методическая разработка Текст. / Г.И. Андрюшенков,- Л.: ЛГИК, 1989. 19 с.

7. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе Текст. / Н.П.Аникеева. М.: Просвещение, 1989. - 224 с.

8. Антони, М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов Текст. / М.А. Антони // Психология обучения. -2010.-№12.-С. 53-63.

9. Ануфриева, Е.А. Социальный статус и активность личности Текст. / Е.А. Ануфриева. М.: МГУ, 1984. - 288 с.

10. Апраксина, O.A. Из истории музыкального воспитания Текст. / O.A. Апраксина.- М., 1994. 184 с.

11. Ариарский, М.А. Прикладная культурология Текст. / М.А.Ариарский. СПб.: ЭГО, 2001,- 288 с.

12. Аркин, Е.А. Задачи и методы изучения школьного коллектива Текст. / Е.А. Аркин. М.: [б. и.]; Л.: [б. и.], 1929. — 214 с.

13. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества Текст. / Г.С. Батищев. СПб: РХГИ, 1997.- 464 с.

14. Бахвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества Текст./ В.А.Бахвалов. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 144 с.

15. Беляева, А.П. Интеграция ведущая тенденция развития дидактики как науки: Электронный ресурс. / А.П. Беляева. - Электрон.ст- Режим доступа: ftp://ftp.unüib.neva.m/etufaelyaevaJcrakow99. (Дата обращения: 12.12.2012).

16. Бердяев, H.A. Опыт эсхатологической метафизики Текст. / H.A. Бердяев; сост. А.Г.Шиманский, Ю.О.Шиманская // Творчество и объективация. Мн.: Экономпресс, 2000. - 569 с.

17. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст. / Э. Берн. СПб: Слово, 1996. - 398 с.

18. Бизяева С.А. Игровые формы интерактивного обучения как средство развития познавательного интереса студентов Текст.: Дисс. . канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08 / Бизяева Светлана Александровна.- Ярославль, 2007,.- 213 с.

19. Бовкун, В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы Текст. / В.В. Бовкун. М.: Высшая школа, 1988. - 144 с.

20. Богоявленская, Д.Б. Творческая работа просто устойчивое сочетание Текст. / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская // Педагогика. -1998. - №3. - С. 36-43.

21. Бордовская, Н.В. Педагогика Текст.: Учебное пособие / Н.В.Бордовская, A.A. Реан. СПб: Питер, 2006. - 304 с.

22. Борисова И.И. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе Текст.: Учебное пособие / И.И. Борисова, Е.Ю. Ливанова. Нижний1.l

23. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Национальный исследовательский университет, 2011. 65 с.

24. Брылёва, Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии Текст.: Автореф. дисс. . докт. культурологич. наук: 24.00.04 / Брылёва Лариса Георгиевна. СПб.: [б. и.], 1998. - 37 с.

25. Брылин, Б.А Вокально-инструментальные ансамбли школьников: Кн. для учителя Текст. / Б.А. Брылин.- М: Просвещение, 1990.- 109 с.

26. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие Текст. /А.К. Быков.- М.: Сфера, 2006. 160 с.

27. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник для ВУЗов Текст. / А.Ф. Воловик,- МПУ: [б. и.], 1998. 235с.

28. Воронин, И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодежи в учреждениях культуры Текст.: Дисс. . канд. пед. наук : 13.00.05 / Воронин Игорь Игоревич,- Москва, 2011.213 с.

29. Воронкова, О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы Текст. / О. Б. Воронкова. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -315 с.

30. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации Текст. / Под. ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128 с.

31. Всемирная энциклопедия: Философия Текст. / науч.ред. и сост. А.А.Грицанов,- М.: ACT, 2001.— 1312 с.

32. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы Текст. / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина Л.В. Ростов н/Д: НМД «Логос», 1999. - 136 с.

33. Герасимова, Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности Текст. / Н.И. Герасимова // Среднее профессиональное образование. 2011. - № 1. - С. 24-25.

34. Григальчик, Е. К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения Текст. / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич. Минск: Современное слово, 2003. С.34-35.

35. Гриншпун, С.С. Воспитание творческой личности Текст. / С.С.Гришпун // Внешкольник. 2000.- №7-8,- С.48-51.

36. Действовать, увлекать, мыслить Текст. // РОСТ. №42. - СПб.: Питер, 2009.- 159 с.

37. Дубина, И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций Текст. / И.Н.Дубина. Новосибирск: СОР АН, 2000. - 173 с.

38. Евтеева, Г.А. Психолого-педагогические основы использования свободного времени Текст.: Автореф. дис.доктор.пед.наук: 13.00.01 / Евтеева Галина Александровна.- Л., 1980. 35 с.

39. Еговцева, Н. Н. Народная игра как средство формирования культуры общения у младших подростков Текст.: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / Еговцева Надежда Николаевна.- Курган, гос. ун-т. Курган, 2000. -21 с.

40. Ермаш, Г.Л. Творческая природа искусства Текст. / Г.Л. Ермаш. -М.: Искусство, 1977. 320 с.

41. Ершов, A.A. Взгляд психолога на активность человека Текст. / А.А.Ершов. М.: Луч, 1991. - 352 с.

42. Ершова, Л.В. Особенности регуляции творческой деятельности: мотивационный аспект Текст. / Л.В. Ершова // Материалы П окружнойконференции молодых ученых ХМАО. Ч.2.- Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. С. 17-20.

43. Загвязинский, В.И. Творческое ядро педагогического исследования Текст. / В.И. Загвязинский // Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1996. Вып.2. - С. 95 - 104.

44. Замятин, Е.И. Психология творчества Текст. / Е.И. Замятин // Художественное творчество и психология: Сборник. М.: Наука, 1991.- С. 158162.

45. Зайнутдинова А.Р. Формирование досуговых интересов современной молодежи средствами национального музыкального искусства Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Зайнутдинова Алсу Рустамовна. -Казань, 2012.-23 с.

46. Иванченко, Г. В. Психология восприятия музыки: Подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г.В.Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 252 с.

47. Игнатьев, И.А. Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям Текст. / И.А.Игнатьев.- Челябинск, 2005. 148 с.

48. Ильин А. Особенности подросткового возраста Электронный ресурс. / А. Ильин // Здоровье детей. 2003. № 22. Режим доступа: http://zdd.lseptember.rU/2003/22/2.htm. (Дата обращения: 12.12.2012).

49. Интерактивные технологии в дистанционном обучении. Электронный ресурс.: Электронное учеб.-метод, пособие / А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый, И. Е. Суковатая и др. Электрон, дан. (25 Мб). - Красноярск: ИПЦ КГТУ. - 2006. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

50. Краткий философский словарь Текст. /Под общ. ред. Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцова М.: Филол. об-во «Слово»: ACT, 2002. - 480 с.

51. Каган, JI.H. Духовные потребности и деятельность личности Текст. / JI.H. Каган // Философские науки. 1976. - №1. - С. 11-14.

52. Калинина, Т.В. О вкусной жизни Текст. / Т.В. Калинина // На путях к новой школе На стороне подростка.- 2002.- № 1. - С. 1-3.

53. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность Текст. / М.В. Кларин. Рига : Эксперимент, 1999. - 180 с.

54. Каменец, A.B. Организационно-педагогические основы художественно-эстетической деятельности молодежи в парках культуры и отдыха Текст.: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.05 / Каменец Александр Владленович,- М., 1984,- 188 с.

55. Колесина, К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе Текст.: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01 / Колесина Карина Юрьевна.-Ростов-на-Дону, 1995. 197 с.

56. Комарова, Т.С., Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет Текст. / Т.С. Комарова, A.B. Антонова, М.В. Зацепина.- М.: Просвещение, 2000,- 128 с.

57. Коменский, Я.А. Педагогика Текст. / Я.А Коменский М.: [б. и.], 1970.-318 с.

58. Кон, И.С. Психология ранней юности Текст. / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989,- 256 с.

59. Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах, из опыта работы Текст. /Н.Г. Кононова.- М. : Просвещение, 1990. 159 с.

60. Концепция прогноза развития образования до 2015 года Текст. / Ю.Громыко, В. Давыдов, В. Лазарев и др. // Народное образование. 1993. -№1. - С. 17—27.

61. Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа Текст. / Е.В.Коротаева. Екатеринбург: УрГПУ, 2007. - 276 с.

62. Краткий психологический словарь Текст. / Под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского; ред.- сост. Л.А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.- 432 с.

63. Кузнецов, В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями Текст. / В. Г. Кузнецов. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1986. — 150 е.: нот.

64. Кукушин, B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов Текст. / B.C. Кукушин. Ростов на Дону: Изд. Центр «МарТ», 2002. - 502 с.

65. Культура и сервис: взаимодействие, инновации, подготовка кадров: Сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции 17 апреля 2009 г. Текст. /Сост. Велединский В.Г., Мышьякова Н.М. СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2009. - 138 с.

66. Куруленко, Э.А. Развитие творческих способностей подростков в клубе Текст.: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.05 / Куруленко Элеонора Александровна. Л.: ЛГИК, 1985. - 215 с.

67. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /

68. A.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. - С. 275-277.

69. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983,- 320 е., ил.

70. Лернер, И.Я. Проблема методов обучения и пути её исследования Текст. / И.Я. Лернер // Вопросы методов педагогических исследований. Сб. научных трудов под ред. М.Н. Скаткина. М. [б. и.], 1973. - С. 40-41.

71. Мазель, Л. Эстетика и анализ Текст. / Л. Мазель // Советская музыка. 1966. - № 12. - с. 20.

72. Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования Текст. /

73. B.Н.Максимова. СПб.: ЛОИРО, 2000,- 83 с.

74. Малышева, Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся Текст. / Т.В.Малышева // Учитель в школе. 2010. - № 4. - С. 14-16.

75. Матейко, А. Условия творческого труда Текст. / А. Матейко. М.: Мир, 1970,- 300 с.

76. Матюшкин, А.М. Развитие творческой активности школьников Текст. / А.М. Матюшкин, И.С. Аверина. М.: Педагогика, 1991. - 156 с.

77. Медведь, Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие Текст. / Э.И. Медведь. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.

78. Молодежь России. Тенденция и перспективы Текст. / Под. ред. И.М. Ильинского, A.B. Шаронова. М.: Просвещение, 1993.- 398 с.

79. Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Сб. научных трудов. Тамбов: ТГУ, 1998.- Вып. 3.

80. Муртазина, Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Муртазина Лада Эдуардовна.- Казань, 2005. -227 с.

81. Николаева, Л.С. Использование нетрадиционных форм занятий Текст. / Л.С.Николаева, Л.И. Лесных // Специалист. — № 2.- 1992. С. 5-6.

82. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология Текст.: Учебник / Л.Ф. Обухова. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

83. Песталоцци, И.Г. Избранные педагогические произведения Текст. / И.Г. Песталоцци. М., Педагогика, 1981. - Т.1.- 334 с.

84. Петричук, И.И. Еще раз об игре Текст. / И.И. Петричук // Педагогика. №7. - 2007. - С. 57-63.

85. Петровский, A.B. Основы теоретической психологии Текст. / А.В.Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Инфра - М, 1998.- 528 с.

86. Петрусинский, В.В. Обучающие технологии. Акмеология Текст.: Учебник / В.В. Петрусинский. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 2002. - 203 с.

87. Печчеи, А. Человеческие качества Текст. / Под общ. ред. Д.М.Гвишиани. М.: Прогресс, 1985.- 312 с.

88. Подростковый возраст Электронный ресурс. // Психологический словарь. Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/081500.htm.

89. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики Текст. / С.Д. Поляков. М.: Центр Педагогический поиск, 2007. - 176 с.

90. Пометун, А.И. Современный урок. Интерактивные технологии обучения: Науч.-метод, пособие. Текст. / А.И. Пометун, JI.B. Пироженко М.: А.С.К., 2004. - 192 с.

91. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст./ Я.А.Пономарёв. М.: Просвещение, 1976. - 303 с.

92. Пономарёв, Я.А. Роль непосредственного общения в решениях задач, требующих творческого подхода: Проблема общения в психологии Текст. / Я.А.Пономарёв. М.: [б. и.], 1981. - С. 79-91.

93. Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. пособие Текст. / М.В.Попова . М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 288 с.

94. Проблема методов в обучении Текст. / Е.П. Перовский М.: Советская педагогика, 1956. - №12. - С. 35-36.

95. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) Текст. / З.И. Равкин // Педагогика.-1995. № 5. - С.87—90.

96. Развитие творческой активности школьников Текст. / под ред. А.М.Матюшкина. М.: Просвещение, 1991. - 155 с.

97. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя Текст. / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. - №1.- С.164-168.

98. Ребенок в мире культуры Текст. // Отв.ред. P.M. Чумичева. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998.-558 с.

99. Римарева, И. И. Непрерывное образование определение, структура, специфика, проблема Текст. / И. И. Римарева // Методист. - 2004. - № 4. -С.72-77.

100. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 2005.- 713 с.

101. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир Текст. / С.Л.Рубинштейн. СПБ.: Питер, 2003,- 512 с.

102. Савинова, М.В. Педагогические возможности художественного творчества в формировании музыкальной культуры подростков Текст.: Автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.05 / Савинова Марина Владимировна. -СПб.: СПбГАК, 1995. 20 с.

103. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст.: Учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

104. Синенко, В.Я. Интеграционные процессы в образовании на пути к новой модели Текст.: учебно-методическое пособие / В.Я. Синенко, А.П.Кондратенко, Н.Е. Буланкина. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. - 184 с.

105. Системы интерактивного управления СКС: А. Б. Семенов Текст. — СПб.: Эко-Трендз, Компания АйТи, 2011. 226 с.

106. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл: Электронный ресурс. / В.И. Слободчиков // Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников». Режим доступа: http://www.abitu.ru/researcher/methodics/nauka/al xizkd.html.

107. Смирнова, Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России: ( XX в.) Текст. / Н.В. Смирнова // Социально-политический журнал, 1996. № 1. - С. 57—69.

108. Ш.Смирнов, Ю.П. Педагогика формирования музыкальной культуры учащейся молодежи Текст. / Ю.П. Смирнов. СПб.: СПГАК, 1995. - 198 с.

109. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология Текст. / Е.Л.Солдатова, Г.Н.Лаврова. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 379 с.

110. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга Текст. / Э.В. Соколов. JI.: Наука, 1972. - 228 с.

111. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия Текст. / С.С. Степанов.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2005.- 672 с.

112. Суворова, Н. Интерактивное обучение: Новые подходы Текст. / Н.Суворова // Учитель. 2000. - №1. - С. 25-27.

113. Тарасов, О.В. Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Текст. /: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Тарасов Олег Владимирович,- М., 2005. 221 с.

114. Тарасов, Г. С. Музыкальное воспитание и развитие личности Текст. / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии, 1990.—№ 4. С.131-134.

115. Теплов, Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б.М. Теплов.- М.: [б. и.], 1961. — 536 с.

116. Теплов, Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания Текст. / Б.М. Теплов. — М.: Известия Академии психологических наук, 1946, вып. 2, С. 7—26.

117. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников Текст.: Учеб. пособие / А.П. Тряпицына, Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1989. - 91 с.

118. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов,-М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

119. Философский энциклопедический словарь Текст. / Ред.-сост. Е.Ф.Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко.- М: ИНФРА-М, 2003. 576 с.

120. Фрай, М. Перформанс. Арт-азбука современного искусства. Словарь современного искусства Электронный ресурс. / Под. ред. М. Фрай. Режим доступа: http://azbuka.gif.ni/alfabet/p/performance/. (Дата обращения 04.02.2011).

121. Хайкин, В.Л. Активность (характеристики и развитие) Текст. / В.Л. Хайкин,- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 448 с.

122. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.- 860 с.

123. Хопренинова, В.А. Идея свободного воспитания в альтернативной педагогике: (На материале рус. педагогики конца XIX нач. XX в.) Текст. / В.А. Хопренинова // Модернизация образования: проблемы и перспективы. -Оренбург, 2002. - Ч. 1. - С. 370-375.

124. Хуторской, A.B. Педагогическая инноватика рычаг образования Электронный ресурс. / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. - 10 сентября. Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm. (Дата обращения: 12.12.2012).

125. Чепыжова, Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения Текст. / Н.Р. Чепыжова // Среднее профессиональное образование. 2010. - № 6. - С. 13-15.

126. Шароватов, Ю.М. Деятельностный подход к воспитанию патриотических качеств личности в учреждениях культурно-досугового типа Текст.: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.05 / Шароватов Юрий Михайлович. М., 2005.- 196 с.

127. Швырина Г.В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся Текст. / Г.В. Швырина // Образование и общество. 2010. - № 3. - С. 61-64.

128. Щербань, O.K. Формирование культуры личности в процессе музыкально-просветительной деятельности Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05 / Щербань Ольга Константиновна.- М., 1999. 20 с.

129. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Д.Б. Эльконин, М.: Просвещение, 1967, - 360 с.

130. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.

131. Якупов, А.Н. Музыкальное воспитание всем! Об опыте организации массового музыкального воспитания в Магнитогорске Текст. / А.Н.Якупов. - М.: Сов.композитор, 1990. - 104 с.

132. Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии Текст. / М.Г. Ярошевский // Вопросы психологии. 1985, № 6.- С. 14.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.