Индустрия красоты: Социокультурные аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Орлова, Анна Кареновна
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 186
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Орлова, Анна Кареновна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ
РЕФЛЕКСИИ.
§ 1. Отражение исторической эволюции отношения к человеческому телу в философской, религиозной и научной антропологии от античности до конца XIX в.
§2. Тело как предмет современной социологической науки.
Глава II. ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ИНДУСТРИИ
КРАСОТЫ.
§ 1. Семиотические возможности человеческого тела и их использование
• в индустрии красоты.
§2. Ценностно-смысловые характеристики индустрии красоты.
Глава III. ИНДУСТРИЯ КРАСОТЫ КАК ФОРМИРУЮЩИЙСЯ НОВЫЙ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.
§ 1. Основные социокультурные факторы институционализации индустрии красоты в постиндустриальную эпоху.
§2. Признаки институционализации индустрии красоты в современном обществе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе: На примере моды на женскую одежду2005 год, кандидат социологических наук Нестеренко, Елена Владимировна
Социокультурная и антропокультурная значимость спорта в контексте инкультурации2008 год, кандидат философских наук Грошевихин, Игорь Владимирович
Эволюция концепций моды как социокультурного явления: историко-критический анализ2005 год, кандидат социологических наук Курдюмова, Руслана Борисовна
Философско-антропологические аспекты образа женщины в гендерных исследованиях2004 год, кандидат философских наук Григорьева, Дарья Константиновна
Телесная культура как социально-философская проблема1997 год, кандидат философских наук Иванченко, Валерий Павлович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индустрия красоты: Социокультурные аспекты»
Актуальность темы исследования
Термин «индустрия красоты» пока не получил строго научного определения. Если же попытаться вывести его смысл из значений входящих в него выражений, то он все равно остается неясным и противоречащим реальному словоупотреблению. Толковые словари русского языка связывают значения слова «индустрия» (от латинского «усердие», «деятельность») с использованием машинной техники в условиях фабрично-заводского производства.
Так, словарь Ушакова определяет это слово как синоним слова «промышленность», с той оговоркой, что под индустрией понимается «преимущественно фабрично-заводская и применяющая машинную технику» 1 . В качестве разновидностей индустрии словарь указывает легкую индустрию (изготовляющую предметы потребления) и тяжелую индустрию (изготовляющую средства производства и представляющую собой обработку металлов и машиностроение).
В свою очередь, слово «промышленность» согласно этому же словарю имеет два значения. Во-первых, оно может выражать собирательное понятие, обозначающее фабрики, заводы, предприятия, занимающиеся переработкой сырья или разработкой недр земли; во-вторых, слово промышленность может использоваться в значении «отрасль хозяйства»2.
1 Толковый словарь русского языка. В 4 тт. / Сост. В.В.Виноградов, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин и др.; под ред. Д.Н.Ушакова. -М: Русские словари, 1994. - Т. I - Ст. 1205.
2 Там же. Т.З.-Ст. 968.
Аналогичным образом определяет слова «индустрия» и «промышленность» словарь Ожегова3.
Между тем в современной прессе под термином «индустрия красоты», как правило, понимается скорее определенная сфера услуг, чем отрасль промышленного производства товаров. Впрочем, исходя из содержания публикаций, можно заключить, что использование машинной техники мыслится в качестве одного из определяющих признаков индустрии красоты. Вот характерный пример контекста, в котором это понятие употреблено в одном смысловом ряду с понятиями «услуги» и «технологии»: «Давно прошли те времена, когда деятельность в. сфере красоты была втиснута в безликие рамки бытового обслуживания и ограничивалась скудным набором стрижек, химической завивкой и маникюром. Сейчас индустрия красоты предлагает такие разнообразные услуги на любой вкус и достаток, что просто глаза разбегаются. Не говоря о том, как далеко вперед шагнули технологии в этой отрасли. А сколько новых профессий, обслуживающих красоту, появилось за последние 10-15 лет!»4
Другое издание в новостной заметке о III Международной выставке косметики, парфюмерии, аксессуаров, оборудования для салонов красоты и СПА-центров «KOSMETIK international ЕХРО-2004», проходившей 11—14 февраля в Московском выставочном центре «Гостиный двор», сообщает, что выставка проводилась под патронажем правительства Москвы и при содействии Торгово-промышленной палаты РФ. Среди участников были >
3 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 18-е изд., стереотип. / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1988. - С. 214, 534.
4 Как лучше организовать красивый бизнес? // Красивый бизнес: Менеджмент салонов красоты. 2003. №3. российские и зарубежные производители косметики, парфюмерии и косметического оборудования, дистрибьюторские компании, производители косметического сырья, учебные центры, а также специализированные и массовые издания»5. Далее в заметке говорится, что «Гостиный двор» в эти дни стал не просто площадкой для демонстрации инновационных продуктов и технологий, но и местом профессионального общения, обсуждения крайне важных решений, определяющих развитие отрасли»6.
Таким образом, индустрия красоты трактуется как отрасль экономики, ядром которой является промышленное производство косметической продукции и оборудования для салонов красоты и СПА-центров, что не противоречит традиционному использованию слова «индустрия», отраженному в толковых словарях. Однако специфика индустрии красоты состоит в том, что с производством значительной части косметических средств, а в особенности - оборудования неразрывно связана сфера его профессионального применения. Продукция индустрии красоты, предназначенная для высокотехнологичных манипуляций с телом человека, нередко предполагающих вторжение в жизнедеятельность организма, требует специальной профессиональной подготовки от использующих ее специалистов.
Трудно сказать, что в индустрии красоты является первичным — услуги, предоставляемые салонами красоты, или же высокотехнологичное промышленное производство косметических средств и оборудования, используемое сегодня в этих слонах. Первые без второго образуют лишь
5 Виссор А. Индустрия красоты на подъеме // Фармацевтический вестник. 2004. № 7 (328) 24 февраля.
6 Там же. традиционный рынок услуг, не достигая уровня индустриализации; второе без первых ограничивалось бы производством косметических товаров и приборов для бытового использования.
Еще одно, скрытое значение понятия «индустрия красоты» усматривается в том, что в созданных ею сегодня условиях само человеческое тело выступает в качестве предмета «промышленной», то есть машинной обработки, о чем, в частности, свидетельствуют впечатляющие возможности аппаратной косметики. Конечно, говоря так о человеческом теле, мы используем понятие «предмет промышленной обработки» в фигуральном, метафорическом смысле, вполне осознавая, что посетители косметических салонов не передают свои тела в качестве «сырья» владельцу салона, а напротив, сами выступают в качестве его клиентов, потребителей услуг.
Как отрасль современной экономики, индустрия красоты располагает сложной маркетинговой структурой, обеспечивающей ее информационную корреляцию с системой соответствующих человеческих потребностей.
Конечно же, эти потребности испытывают на себе влияние рекламной политики производителей. Однако было бы неверным назвать их всецело продуктом этой политики. Думается, что если бы услуги, предлагаемые сегодня центрами индустрии красоты, появились на рынке сто лет назад, вряд ли бы они пользовались столь широким спросом, как сегодня. Новые социальные потребности, ответом на которые стало бурное развитие индустрии красоты в последние десятилетия, имеют объективную природу. i
Они возникли в результате определенных социальных процессов, характерных для общества постиндустриальной эпохи.
Исследованию этих процессов и их результатов и посвящена настоящая работа.
До сих пор индустрия красоты, как и лежащие в ее основе объективные социальные потребности, не стала предметом комплексного социологического анализа. В то же время стремительное развитие этой отрасли современной экономики, живой и неподдельный интерес, который проявляют к ней представители всех социальных групп современного общества, обусловливают высокую практическую и теоретическую актуальность и своевременность такого анализа.
Актуальность предпринимаемого исследования связана и с тем, что на протяжении длительного периода истории человеческого общества телесное бытие человека были практически исключено из социокультурного пространства, а телесно-духовные характеристики человека оказались вынесенными за рамки процесса культурной социализации 7 . Следствием такой практики стали такие широко распространенные в обществе явления, как, с одной стороны, «телесный негативизм», проявляющийся в недоверии к телесному опыту и равнодушию к собственному здоровью, а с другой стороны, возведение в абсолют «мускульно-мышечных» достоинств человека8.
Правда, как пишет известный исследователь проблем тела Брайан Тернер, «в последние годы появилось громадное количество книг о теле»9. Это справедливо в отношении как зарубежных, так и российских гуманитарных наук. Однако далеко не все подходы, представленные в этих книгах, являются социологическими. Ведь человеческое тело выступает в
7 См. об этом: Лохов С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии. Автореф. канд. филос. наук. -М., 2003. - С. 3.
8 Там же.
9 Turner B.S. Recent Developments in the Theory of the Body // M.Featherstone et al. (eds.). The Body. - London, etc.: SAGE Publications Ltd., 1993, p.2. качестве предмета разных наук. Так, среди отечественных концепций тела преобладают философско-антропологические10.
Итак, актуальность предпринимаемого исследования обусловлена следующими причинами: а) важной ролью культуры человеческого тела и ухода за ним, как одного из элементов общечеловеческой культуры, ее недооценкой в системе социальных ценностей; б) бурным развитием индустрии красоты на современном этапе развития общества; в) необходимостью социологического исследования социальных процессов, обусловивших его; в) недостаточной разработанностью данной темы в социологической научной литературе.
Степень разработанности темы.
Теоретическую основу настоящей работы составляют фундаментальные труды в области социологии, философской и религиозной антропологии, исследования социальных структур, социальных институтов и процессов, исследования человеческого тела как социального феномена, его общесоциологических, историко-культурных, социально-психологических, семиотических аспектов. В их числе работы таких авторов, как: Т.Адорно, Ж.Батай, М.М. Бахтин, Ж.Бодрийар, П.Бурдье, И.М.Быховская, Д.Бэлл, М.Вебер, М.Вертуй, Н.Н.Визитей,
Л.П.Воронкова, А.Гелен., Ф.И.Гиренок, Т.Гоббс, П.А.Гольбах, >
Г.Горфинкель, И.Гофман, св. Григорий Нисский, св. Григорий Палама,
10 См., например: Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000; Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск, 1993; Жаров JT.B. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.
А.Я.Гуревич, М.Дуглас, Э.Дюркгейм, Л.В.Жаров, Ж.Кальвин, О.Ю.Клаутова, Н.Н.Козлова, А.Кребер, В.Л.Круткин, Ж.Лакан, Л.Леви-Брюль, В.Н.Лосский, С.А.Лохов, Д.МакРай, Б.В.Марков, Г.Маркузе,
A.Маслоу, Ч.У.Моррис, М.Мосс, М.Мерло-Понти, Ж.-Л.Нанси, Дж. О'Нейл, Ф.Ницше, Т.Парсонс, Х.Плеснер, Б.Тёрнер, Л.Фейербах, М.Фитерстоун, А.Франк, М.Фуко, З.Фрейд, Дж. Хабермас, М.Хоркхаймер, Н.Элиас, Эмесский Немезий, Эразм Роттердамский и др.
Отдельные вопросы, так и ли иначе связанные с исследованием социальных процессов, подготовивших развитие индустрии красоты в современном обществе, рассматриваются в работах таких авторов, как Р.В.Басманова, С.Бовуар, Т.Веблен, Т.Джессоп, Т.П.Заборских, Ю.А.Замошкин, З.Кравчик, св. Ириней Лионский, Е.В.Никитюк,
B.В.Петров, А.С.Ригин, К.А.Свасьян, Г.В.Флоровский, В.Фриче, И.Х.Черняк, Ю.А.Чуковенков и др.
Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, вместе с тем необходимо отметить, что, выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, а ряд научных положений, выдвинутых учеными и мыслителями прошлого, нуждается в корректировке в свете происшедших социальных изменений и развития индустрии красоты как принципиально нового социокультурного феномена.
Предмет и объект исследования t
Объект исследования составляют индустрия красоты как социокультурный феномен; совокупность социальных процессов, лежащих в основе институционализации индустрии красоты на современном этапе развития общества; отражение этих социальных процессов в социологической науке; признаки и перспективы институционализации индустрии красоты, основные характеристики индустрии красоты как нового социального института, находящегося в стадии формирования.
Предмет исследования составляют конкретно-исторические проявления указанных социальных процессов, представленные в форме наблюдений, данных социологических исследований и философской, антропологической, культурологической рефлексии.
Цель исследования состоит в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией на современном этапе ее развития теории тела, с учетом данных философской и научной антропологии, семиотики, результатов исследования социокультурных процессов, характерных для современной эпохи, а также эмпирических данных, отражающих ценностно-смысловые установки пользователей индустрии красоты, выработать теоретическую концепцию, адекватно ' объясняющую возникновение и развитие индустрии красоты как нового, формирующегося социального института постиндустриального общества, его место среди институтов современного общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать идейно-научные предпосылки социологического анализа индустрии красоты как одного из социальных институтов современного общества, для чего: а) проследить историческую эволюцию отношения к. человеческому телу в западно-европейской культуре от античности до конца XIX в.; б) исследовать место «телесной» проблематики в философской, религиозной и научной антропологии от античности до конца XIX в.;
- установить причины недооценки значимости проблематики человеческого тела в классической социологии;
- исследовать основные тенденции формирования «телесной» проблематики в современной социологии;
- исследовать изменения в отношении к телу в культуре индустриального и постиндустриального общества;
- осуществить теоретический и эмпирический анализ ценностных установок и ожиданий пользователей индустрии красоты.
- выявить факторы институционализации индустрии красоты в современную эпоху;
- разработать концепцию индустрии красоты как формирующегося нового социального института постиндустриального общества, для чего: а) осуществить теоретический анализ особенностей индустрии красоты как нового, формирующегося социального института; б) определить его основные функции и дисфункции, выявить причины, источники и пути нейтрализации последних; б) установить место этого нового социального института в системе социальных институтов современного общества.
Методологической основой решения поставленных задач являются принципы и методы социально-исторического, социокультурного, социально-психологического анализа, а также общие принципы научности, объективности, единства логического и исторического подходов в исследовании социальной структуры, социальных институтов и процессов; метод сравнительного анализа, позволяющий адекватно отразить наиболее специфические черты объекта изучения; метод контекстуального анализа литературных, философских и исторических источников, формальнологический анализ различных аспектов исследуемой проблемы, логикодедуктивный метод, методы дифференциации и интеграции, абстрагирования. В ходе эмпирической проверки результатов исследования в качестве основного метода сбора первичной информации использовались методы стандартизированного интервью. Выборка составлялась методом стихийной выборки. В процессе обработки полученных данных использовались методы группировки (простой и перекрестной) и эмпирической типологизации.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили результаты исследований, проведенных как непосредственно автором, так и под руководством и при участии автора на базе Центра здоровья и красоты «Анетта», функционирующего в Москве с 1996 г.
Научная новизна исследования определяется в первую выбором его темы. Впервые объектом диссертационного исследования становится индустрия красоты как социокультурный феномен современного общества, детерминированный специфическими социальными процессами, характерными для индустриальной и постиндустриальной эпохи, а также факторы и признаки его институционализации, характеристики индустрии красоты как нового социального института, находящегося в стадии формирования.
Кроме того, новизна настоящей работы заключается в следующих результатах, полученных автором в ходе исследования:
- осуществлен комплексный контекстуальный анализ концепций человеческого тела, представленных в антропологических учениях античных философов, представителей христианской патристики, западной христианской антропологии (католической и протестантской), философской и научной антропологии нового времени;
- выявлены основные тенденции развития философских и научно-антропологических воззрений на человеческое тело, их связь с обыденными представлениями, их обусловленность социальными факторами и процессами, протекающими в современных им обществах;
- выявлены социальные, исторические и эпистемологические причины недооценки человеческого тела как предмета и объекта исследования в классической социологии;
- осуществлен комплексный анализ современных социологических концепций человеческого тела, выявлена их обусловленность социальными изменениями, происходящими в индустриальном и постиндустриальном обществе;
- в ходе теоретического анализа ценностных установок и ожиданий пользователей индустрии красоты построена семиотическая концепция изменений человеческого тела посредством индустрии красоты. В рамках этой концепции: а) предложено оригинальное определение телесного знака; б) выделены синтаксические типы телесных знаков, различающиеся по способу их связи с их онтологической основой — телом, что проявляется в процессе их восприятия; в) выделены семантические функции телесных знаков; г) осуществлен анализ изменения семантических функций телесных знаков в процессе исторического развития, под влиянием протекающих в обществе социальных процессов; д) введено понятие стигмата как особого типа телесного знака, обладание которым вынуждает его носителя обращаться к услугам индустрии красоты;
- исследованы ценностные установки и ожидания пользователей индустрии красоты, связанные с такими экзистенциальными ценностями, как здоровье и самореализация; выявлена их символическая составляющая;
- исследованы ценностные установки и ожидания пользователей индустрии красоты по отношению к конкретным услугам индустрии красоты, в том числе СПА;
- выявлены и проанализированы основные социокультурные факторы, обусловившие процесс социологизации человеческого тела и институционализации индустрии красоты в постиндустриальную эпоху;
- разработана концепция индустрии красоты как социального института постиндустриального общества;
- выявлены признаки институционализации индустрии красоты в России;
- выявлены основные функции и дисфункции индустрии красоты как нового, формирующегося социального института;
- выявлены основные источники дисфункций индустрии красоты, пути их нейтрализации.
С учетом полученных в ходе исследования результатов на защиту выносятся следующие теоретические положения.
Социальные предпосылки для создания социологической теории тела возникли лишь в XX веке. До этого тело либо полностью исключалось из рассмотрения, либо ему придавалось подчиненное, второстепенное значение по отношению к экономическим и социально-психологическим факторам социальной жизни. В этом классическая социология унаследовала традиции западной философской, христианской и научной антропологии, внимание которой было сконцентрировано в основном на духовной составляющей человека.
Начиная с середины XX века, в условиях постиндустриального общества разработка проблематики тела стала одним из перспективных направлений социологии. Это произошло под влиянием таких объективных факторов, как: радикальная трансформация буржуазной идеологии; активная деятельность идеологов феминизма; реальные изменения в правовом положении женщин в развитых капиталистических странах; глобальные демографические трансформации; радикальная технологизация медицины, повлекшая за собой изменение основных аксиологических характеристик тела; принципиальное усложнение производственных и социальных функций человека и др.
Социальные процессы, вызванные перечисленными факторами, входят в предметную сферу социологии тела. К ним относятся процессы функционирования, в том числе функционирование индустрии красоты, и процессы развития - такие, как, с одной стороны, усиление социального контроля над телесной составляющей человека, с другой стороны, развитие «постматериалистических тенденций», выражающихся в повышении значимости для современного человека гуманитарных ценностей, и среди них - здоровья и красоты как качественных характеристик тела.
С точки зрения мотивации пользователя индустрии красоты она выступает как социально организованная и институционально оформленная система целенаправленных, желательных для субъекта воздействий на его тело с целью улучшения его физических и эстетических характеристик последнего.
Любые изменения тела, производимые средствами индустрии красоты, имеют символический характер.
К мотивам обращения людей к индустрии красоты относятся такие мотивы, как:
- дестигматизация (стремление избавиться от природных и социальных стигматов - телесных знаков, ухудшающих имидж субъекта);
- символизация (нанесение телесных знаков, улучшающих имидж субъекта);
- забота о здоровье;
- гедонистический мотив (мотив удовольствия, получаемого во время процедуры).
Каждый из этих мотивов соотносится с группой основных потребностей. В целом мотивация потребителей индустрии красоты имеет сложную структуру, определяемую всем спектром ее ценностно-смысловых характеристик.
Индустрия красоты в современном постиндустриальном обществе представляет собой новый социальный институт, находящийся в процессе формирования.
Этот формирующийся новый социальный институт характеризуется наличием ценностно-мотивационной, организационно-правовой и материально-технологической составляющих.
Институт индустрии красоты является полифункциональным. Выполняя одновременно различные функции, он смыкается с рядом основных (главных) институтов современного общества, способствуя функционированию каждого из них.
К дисфункциям индустрии красоты относятся: вред, наносимый в ряде случаев здоровью и внешнему облику потребителей индустрии красоты; недоступность наиболее современных ,и эффективных средств индустрии красоты для большей части населения, что создает дополнительное основание для социального расслоения людей путем стигматизации тех членов общества, которым недоступны эти средства индустрии красоты.
Источники указанных дисфункций в основном связаны с незавершенностью процесса институционализации индустрии красоты, поэтому дисфункции могут быть устранены или в значительной мере смягчены в ходе дальнейшего развития процесса институционализации индустрии красоты и окончательного оформления ее в новый социальный институт современного общества.
Теоретическое и практическое значение работы определяется научной ценностью и новизной перечисленных результатов. Содержание диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения отдельных аспектов социологической теории тела.
Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, в курсах по истории социологической мысли, социологии тела и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме исследования, а также в выступлениях диссертанта на ряде научных форумов.
Структура работы определяется последовательностью целей и задач. Диссертация состоит из трех глав, включающих шесть параграфов, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Философия личности и культурно-институциональные процессы2005 год, доктор философских наук Давыденкова, Антонина Гилеевна
Каноны красоты и гигиенические стандарты в культуре России 1890 - 1910-х годов2010 год, кандидат культурологии Гусарова, Ксения Олеговна
Гламур как эстетический феномен: генезис и исторические модификации2011 год, кандидат философских наук Точилов, Константин Юрьевич
Дизайн в системе культурных ценностей2006 год, доктор философских наук Чижиков, Вадим Викторович
Институционализация человеческого капитала в современной социально-экономической системе России2012 год, кандидат социологических наук Бабенко, Ирина Александровна
Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Орлова, Анна Кареновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель проведенного исследования заключалась в том, чтобы, опираясь на выработанные научной социологией на современном этапе ее развития теории тела, с учетом данных философской и научной антропологии, семиотики, результатов исследования социокультурных процессов, характерных для современной эпохи, а также эмпирических данных, отражающих ценностно-смысловые установки пользователей индустрии красоты, выработать теоретическую концепцию, адекватно объясняющую возникновение и развитие индустрии красоты как нового, формирующегося социального института постиндустриального общества, его место среди институтов современного общества.
Для достижения этой цели необходимо было прежде всего проследить историческую эволюцию ценностно-смыслового отношения людей к своему телу и практике ухода за ним, его изменения и украшения, а также философско-антропологической рефлексии над ним.
Начав свой экскурс с рассмотрения античного отношения к телу, мы установили, что исторически первую идейно оформленную систему воззрений на человеческое тело в традиции европейской является концепции калокагатии, сформировавшаяся в архаическую эпоху в Древней Греции. Позднее в древнегреческой философии зародилась тенденция дуалистического противопоставления тела и духа, ярким выразителем которой был Платон, назвавший тело «темницей души», которая впоследствии была взята на вооружение западной христианской антропологией и не сохраняет свое идейное влияние до сих пор.
В раннем христианстве понятие тела (сомы), напротив, не несет в себе негативного или уничижительного оттенка, о чем свидетельствует анализ употребления этого понятия в посланиях апостола Павла. Этот взгляд на тело унаследовали Отцы Восточной Церкви.
Особый интерес представляет учение о теле и происходящих- с ним изменениях, выраженное в трактате св. Григория Нисского «Об устроении человека». Тело человека, согласно св. Григорию Нисскому, несет на себе два рода печатей, клейм, одни из которых отображают питаемое чувственными энергиями богоподобие, другие же, наносимые извне под действием страстей, напротив, искажают первоначальный облик человека. От этих, вторых печатей можно избавиться путем духовной работы, которая очищает тело, воссоздавая его в изначальной красоте.
Западная христианская антропология значительно меньше уделяла внимание человеческому телу, чем Восточная, ориентируясь на формальную трактовку апостольского учения о «внешнем человеке» и «внутреннем человеке». Противопоставления тела, как земной, низменной части человека, его духовной ипостаси, представители западной христианской антропологии, в том числе представители христианского гуманизма (такие, как Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин, Рудольф Агрикола и др.) так и не преодолели. ападная философия нового времени не привнесла принципиальной новизны в разработку проблематики человеческого тела. Даже М.Шелер, в своей феноменологической антропологии, хотя и исходил из положения об изначальном материально-духовном единстве человека, но в своей антропологической системе не уделил внимания телу. Этот вывод в целом л справедлив и по отношению к представителям феноменологической антропологии XX века, включая А.Гелена, М.Мерло-Понти, А.Франка, -основной вклад которых в развитие теории тела состоит скорее в постановке и конкретизации проблем, связанных с человеческой телесностью, чем в их решении.
Впервые в истории западной философии поворот к исследованию человеческого тела как предмета, достойного философского рассмотрения, был совершен в рамках философии жизни, в учении Ф.Ницше, который оказал глубокое влияние на социальную теорию и антропологию XX века. Еще одной альтернативой традиционной философско-религиозной западной антропологии, с характерным для нее игнорированием телесности, послужила зародившаяся в XIX в. научная антропология, которая, используя сравнительный метод изучения нехристианских цивилизаций, пришла к необходимости исследования телесной основы человека в качестве его универсальной, инвариантной сущности. Тем не менее, уже на ранних стадиях антропологических исследований на первый план очень скоро выдвинулась проблема взаимоотношения между культурой и природой, и антропологические исследования приняли характер культурантропологии, в результате чего прблематика тела вновь отошла на задний план.
Таким образом, представители как философской, так научной антропологии на Западе, хотя и подошли к необходимости исследования человеческого тела, но не продвинулись глубоко в этом: исследовании. Такое положение сохранялось до XX века.
Что касается классической социологии, представленной такими именами, Макс Вебера, Георг Зиммель, Фердинанд Теннис, Эмиль Дюркгейм, Карл Маннгейм, то она принципиально исключила человеческое тело из своего рассмотрения, поскольку ее интересовали главным образом закономерности индустриального капиталистического общества. Классики социальной теории, рассматривая человека главным образом в понятиях деятельности, в разработке концепций действия практически не уделяли внимания его биологическим условиям. В целом в социологической науке XIX - первой половины XX в. преобладал экономический подход. Интерес к проблеме оппозиции природы и культуры, всегда присутствовавший в западной социальной теории, проявился в классических теорий общественного договора XVIII в., в социологических воззрениях З.Фрейда, в марксизме, в социологии Франкфуртской школы. В русле этой традиции развился критический взгляд на капиталистическое общество, которое подчиняет человека' своим требованиям, тем самым вступая в противорения с его биологической природой. Своеобразным продолжением этого критицизма в социальной философии стала аналитическая критика постмодернистского общества в трудах М.Фуко, Ж.Бодрийара, Ж.-Ф. Лиотара и др., остро поставивших проблему «подавления» естественного тела в современном цивилизованном обществе. Так, в центре внимания М.Фуко находятся механизмы микрополитической регуляции тела как одного из важнейших аспектов макрополитического надзора за населением.
Во многом под влиянием идей М.Фуко и других критиков посмодернистского общества, в том числе ученых феминистской ориентации, во второй половине XX века и развилось новое направление социологической науки, посвященное исследованиям человеческого тела и тех трансформаций, которым оно подвержено в современном обществе. Разработка проблематики тела стала одним из перспективных направлений социологии. Если в конце XIX — начале XX в. темы, связанные с человеческим телом, были уделом интеллектуалов маргинальной ориентации и служили формой выражения оппозиционных и революционных настроений, то начиная с середины XX в. они переместились в эпицентр философской и социологической рефлексии, их стали разрабатывать респектабельные ученые.
Предтечами социологии тела являются Роберт Херца и Марсель Мосс, которые еще в начале XX века исследовали проблемы телесности, используя принципы и методологию Э.Дюркгейма, позволившие рассматривать человеческое тело с точки зрения его связи с «социальным телом» общества264. Однако новаторские принципы Р.Херца М.Мосса долгое время не были востребованы социологами.
Начиная с 60-х гг. XX в. социологический подход к исследованию тела получает свое развитие в трудах таких ученых, как Б.Тёрнер, М.Фитерстоун, Дж.О'Нейл и др. Особое место среди новейших социальных теорий, развивающих проблематику социального оформления тела, его символического использования и др., занимают труды И.Гофмана.
Предметную сферу современной социологии тела составляют, в частности, те социальные процессы и выражающие их изменения в социальном поведении людей, которые были вызваны перечисленными выше факторами. Совокупное действие этих факторов в конце XX века проявилось, с одной стороны, в усилении социального контроля над телесной составляющей человека, с другой стороны, в развитии «постматериалистических тенденций», выражающихся в повышении значимости для современного человека гуманитарных ценностей, и среди них - здоровья и красоты как качественных характеристик тела.
264 Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном постранстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). - М.: Физкультура, образование и наука», 1997.-С. 33.
В результате осуществленного во второй главе работы анализа системы ценностных ориентаций человека, связанных • с индустрией красоты, мы пришли к следующим результатам и выводам.
Рассмотрение представленных в литературе классификаций этих ценностей обнаруживает их условный и произвольный характер. Эти классификации, как правило, не отражают реальных отношений в системе мотивации, управляющей поведением человека в сфере взаимодействия с индустрией красоты. Так, не выдерживает критики деление этих ценностей на экзистенциальные, социальные и символические, как и деление их на инструментальные и терминальные, так как эти характеристики не только не исключают, но, напротив, предполагают друг друга. Как было показано, любые изменения тела, производимые средствами индустрии красоты, имеют символический характер. Даже такие эффекты, как здоровье, а также удовольствие, получаемое в процессе косметических воздействий на тело, содержат сильную символическую конституенту, поскольку в социальном контексте практически все значимые телесные проявления современного человека несут на себе печать символизма. В то же время любое целенаправленное изменение человеческого тела, включенного в социальное целое, является социальным по своей природе. Что же касается экзистенциальных ценностей, потребность в которых соответствует высшему уровню в «пирамиде Маслоу», то, как показали опросы и интервьюирование клиентов Центра здоровья и красоты «Анетта», эти ценности неизменно составляют один из руководящих мотивов пользователей индустрии красоты, в обязательном сочетании с другими мотивами. В частности, как показали результаты обследований клиентов центра, работающие женщины, как правило, приписывают высокий ранг значимости мотивам, посредством которых реализуется потребность аффилиации.
Исследование семантических возможностей телесных изменений показало, что они являются исторически относительными, то есть значения и смыслы телесных изменений определяются неписанными правилами принятого в данном сообществе языка тела. Вообще, во все времена тело использовалось людьми в качестве системы классификации и источника социальных метафор, что нашло отражение и в мифологических представлениях первобытных обществ, и в социологических системах нового времени (например, в «Левиафане» Т.Гоббса), и в идиомах обыденного языка (например, «глава государства», «правая рука» и др.). Средние размеры частей тела практически у всех народов многих народов выполняли роль меры длины.
Любые чувственно воспринимаемые особенности тела человека (как врожденные, так и приобретенные в процессе жизни в обществе) могут выступать в роли телесных знаков.
Исследуя ценностные установки человека по отношению к изменениям и преобразованиям своего мы, исходя из определений классической семиотики, выделили два вида телесных знаков:
1) естественные телесные знаки (телесные индексы) и
2) телесные символы.
Первые возникают не целенаправленно, их связь с обозначаемым носит причинный характер. Вторые создаются с целью выражения социальных значений и смыслов.
Среди естественных телесных знаков (телесных индексов) мы, в свою очередь, выделили две подгруппы: а) природные индексы и б) социальные индексы.
К первым относятся все воспринимаемые свойства тела, по которым можно установить пол, расу, национальность человека, его примерный возраст, физиологический тип и т.д. Социальные индексы - это те «отпечатки», которые накладывает на человеческое естество жизнь в обществе. При этом не существенно, возникают ли эти знаки непроизвольно, как следствие труда, образа жизни человека, влияния природных условий и т.д., или же целенаправленно создаются другими людьми с целью стигматизации человека. С точки зрения субъекта-носителя этих знаков существенной является не их природа, а то, являются ли они для него желательными или нежелательными. Во втором случае мы обозначили эти знаки термином «стигматы», используя понятие «стигмат» как, более широкое, чем «стигма» в определении И.Гофмана, более близкое по своему содержанию к тем «клеймам», возникающих под действием страстей и искажающих идеальный богоподобный образ человека, о которых писал св. Григорий Нисский.
Стремление избавиться от стигматов и воссоздать свое тело в «первоначальном» виде, является одним из важных мотивов обращения людей к индустрии красоты. При этом в ряде случаев проявляется потребность устранить не только приобретенные, но и врожденные стигматы, если они выдают принадлежность к низкостатусной группе, что, по мнению субъекта, может плохо сказаться на его индивидуальном имидже. Более распространенным является желание избавиться от социальных стигматов, вернуть своему телу молодость.
Анализируя мотивацию группы пользователей индустрии красоты, для которых руководящим мотивом является молодость, необходимо учитывать, что в это понятие люди человек может вкладывать разный смысл. В одним случае под молодостью он понимает свою собственную молодость, то есть то состояние, в котором находилось его тело, когда было молодым. Во втором случае под молодостью понимается молодость вообще. Клиенты второго типа, как правило, имеют менее реалистические представления о состоянии своего тела, как в настоящем, так и в прошлом. Нередко реализация желаемого «молодого» образа у них связывается в большей степени со стилевыми внешними символами, чем с состоянием тела.
Другая группа пользователей (если условно классифицировать их по руководящему мотиву обращения к индустрии красоты) стремится к противоположной цели - не избавиться от определенных телесных знаков, а, наоборот, нанести на свое тело какие-то знаки, которые будут сообщать другим о социальном статусе, образе жизни, предпочтениях своего носителя. Этот род знаков мы обозначили понятием «символ», определив телесные символы как искусственные изменения естественного состояния тела или его частей, а также присоединенные к телу предметы, кбторые человек целенаправленно использует для поддержания своего публичного образа (имиджа), затрачивая на это специальные усилия, время, деньги.
В примитивных обществах использование телесных символов в виде хирургического изменения органов тела раскраски тела и лица, татуировок, присоединенных к телу украшений является обычной практикой. Их использование определяется не желанием индивида, а социальной нормой, и в этом они смыкаются со стигматами, в чем проявляется синкретизм первобытного мышления.
С развитием цивилизации символическое использование телесных знаков постепенно сходит на нет, его функции принимают на себя одежда и другие вещественные атрибуты в том числе украшения. Последние перестают быть телесными знаками, поскольку носятся уже главным образом поверх одежды, или в сочетании с ней и не постоянно. Накожные телесные знаки (татуировки, клейма, рубцы) и хирургическое изменение органов постепенно утрачивают функцию символов, становясь стигматами в чистом виде, то есть знаками, наносимыми помимо воли индивида, в порядке социального принуждения. В условиях институционально оформленного социального неравенства за ними закрепляется дискриминирующее значение. Вот почему члены высокостатусных групп избегали использования телесных символов, обозначая свой социальный статус не только при помощи одежды и украшений, но и посредством демонстрации отсутствия каких бы то ни было стигматов на теле. Отсюда, на наш взгляд, и происходит культ нагого тела, получивший документальное закрепление в искусстве Древней Эллады.
В средние века в христианских странах функция символического выражения этого статуса перешла к одежде, которая почти полностью скрывала тело. Это объясняется во многом особенностями социального строя, при котором все люди были равны, по крайней мере, в двух отношениях — как христиане и как свободные граждане. Принудительная стигматизация людей на основе их официального социального статуса была исключена, поэтому демонстрация нагого тела утратила актуальность.
В XX веке, в результате демократизации общественных отношений, существенному повышению уровня жизни в экономически развитых Л странах, удешевлению одежды и развитию ее Массового производства последняя перестала служить исключительным способом символизации социального статуса. С другой стороны, благодаря развитию и распространению активных форм досуга (таких, как спорт, курорт, путешествия), и, наконец (во второй половине XX века), развитию индустрии красоты, забота о теле стала весомой привилегией социальной элиты и показателем социальной состоятельности.
В этом раскрывается символическая составляющая такого мотива обращения к индустрии красоты, как забота о здоровье, который является доминирующим у определенной части клиентов, в первую очередь женщин. Этим же объясняется внешнее сходство современного идеала здорового тела с античным идеалом. В основе обоих идеалов лежит мотив дестигматизации. Как и античный человек, наш современник гордится отсутствием на теле клейм — только теперь это не клейма рабства, а клейма нездорового питания, тяжелого труда, отсутствия возможностей поехать на курорт и т.д. С учетом этого мотива ряд услуг индустрии красоты (в частности, СПА) позиционируются как доступная альтернатива отдыху на курорте.
Еще один распространенный мотив обращения к индустрии красоты - это гедонистический мотив (мотив удовольствия, получаемого во время процедуры), что подтверждается результатами исследований, проведенных на базе Центра здоровья и красоты «Анетта». Этот мотив также несет в себе символическую составляющую, которая проявляется, с одной стороны, в ассоциации телесного удовольствия с высшими метафизическими ценностями («райское наслаждение»), с другой стороны, в том, что оно интерпретируется клиентами как подтверждение их социальной состоятельности («я достоин этого»). Иными словами, удовольствие, получаемое во время процедуры, служит реализации двух «верхних этажей» пирамиды Маслоу.
Общий вывод диссертации состоит в том, что мотивация потребителей индустрии красоты имеет сложную структуру, определяемую всем спектром ее ценностно-смысловых характеристик; любые изменения тела, производимые средствами индустрии красоты, имеют символический характер.
С учетом полученных результатов мы в третьей, заключительной главе работы приступили к разработке теоретической концепции индустрии красоты как формирующегося нового социального института современного общества. Начиная с последней трети XX века отношение человека к собственному телу существенным образом изменилось. Повседневная забота о теле приняла новые, более сложные и разнообразные формы. Поскольку, как было показано, состояние тела в современном обществе превратилось в показатель социального статуса и, тем самым, одним из решающих факторов имиджа, потеснив в этом отношении одежду, многие люди пришли к осознанию необходимости интенсивного ухода за кожей, волосами, ногтями и фигурой. Домашние средства для этого оказываются недостаточными. Этим обусловлена социальная востребованность индустрии красоты, с этим связны те факторы существенного повышения интереса к человеческому телу в общественном сознании, которые служат объективными предпосылками превращения индустрии красоты в новый социальный институт. Среди этих факторов были выделены следующие:
- переход капитализма в новую стадию своего развития (переход от конкурентного капитализма к массовому производству, а затем, со второй половины XX в. к постиндустриальному обществу), связанные с этим изменения в структуре рынка (повышение доли услуг по сравлению с долей товаров) и структуре жизненного времени (увеличение времени досуга);
- радикальная трансформация буржуазной идеологии и всей системы ценностей (постепенный переход от протестантской этики, выражающей дух конкурентного капитализма к постмодернистскому мироощущению современного человека);
- активная деятельность идеологов феминизма, вынесших проблематику отношений между полами в фокус философской и социологической рефлексии;
- реальные изменения в правовом положении женщин в развитых капиталистических странах;
- демографические трансформации, происходящие в XX веке (старение населения развитых капиталистических стран, уменьшение его доли в населении Земли);
- технологизация медицины (развитие техник трансплантации органов, клонирования, иных радикальных воздействий на тело), необходимость изучения ее гуманитарных последствий, связанных с изменением основных аксиологических характеристик тела (актуализацией его вещных, товарных свойств, его делимости и т.д.);
- резкое усложнение производственных и социальных функций человека, потребовавшее разработки и использования новых мощных техник научения и социальной дисциплины, воздействие которых приводит к серьезным изменениям функциональных характеристик тела.
Совокупное действие вышеперечисленных факторов в конце XX века проявилось, с одной стороны, в усилении социального контроля над телесной составляющей человека, с другой стороны, в развитии «постматериалистических тенденций», выражающихся в повышении значимости для современного человека гуманитарных ценностей, и среди них - здоровья и красоты как качественных характеристик тела.
Отношение современного человека к собственному телу существенным образом изменилось. Повседневная забота о теле приняла новые, более сложные и разнообразные формы. Состояние тела в современном обществе превратилось в показатель социального статуса и, тем самым, одним из решающих факторов имиджа, потеснив в этом отношении одежду. Поэтому, как считает автор, многие люди сегодня приходят к осознанию необходимости интенсивного ухода за кожей, волосами, ногтями, фигурой, причем домашние средства для этого оказываются недостаточными. Этим и объясняется высокая социальная востребованность индустрии красоты, которая занимает все более устойчивое положение как на рынке услуг, так и в аксиологической системе современного общества.
На сумме результатов, полученных в ходе исследования, базируется теоретическая концепция индустрии красоты как формирующегося, нового социального института современного общества. Признаки институционализации индустрии красоты были выявлены на материалах, характеризующих деятельность предприятий индустрии красоты в Москве. К этим признакам относятся:
- наличие ролевой системы, формирующейся на базе деятельности салона красоты индустрии красоты, в которую включены также нормы и статусы;
- наличие устойчивой совокупности специфических обычаев, традиций и правил поведения в обществе, сформировавшейся если не в масштабах всего общества, то в рамках определенной социальной группы, предполагающих обязательное обращение к услугам индустрии красоты:
- наличие устойчивой совокупности специфических обычаев, традиций и правил поведения в рамках специфической корпоративной культуры, характерной для предприятий индустрии красоты;
- наличие устойчивой организационно-правовой структуры предприятий индустрии красоты, а также совокупности правовых норм и учреждений, регулирующих эту сферу общественных отношений;
- наличие обособленного комплекса социальных действий и специфических интеракций, осуществляемых в рамках индустрии красоты.
Анализируя возможности индустрии красоты как нового, формирующегося социального института современного общества и его положения в системе основных социальных институтов, мы пришли к выводу о том, что индустрия красоты в той или иной степени участвует в удовлетворении всех основных общественных потребностей, но особенно тесно смыкается с тремя главными социальными институтами, а именно: институтом семьи, политическим институтом и экономическим институтом. Кроме того, удовлетворяя потребность в социализации, индустрия красоты смыкается с институтом образования, а также что она имеет отдельные схожие черты с религиозными институтами, поскольку среди удовлетворяемых ею потребностей есть высшие духовные потребности.
Институциональный анализ индустрии красоты позволил выделить в ее структуре три наиболее значимые составляющие: ценностно-мотивационную, материально-технологическую и организационно-правовую. Ценностно-мотивационная составляющая индустрии красоты, как было показано, базируется на сложном комплексе потребностей современного человека, которые он стремится удовлетворить посредством обращения к услугам индустрии красоты. Эти потребности неоднородны по своему социально-психологическому содержанию и, как показали результаты исследования, включают все основные потребности человека.
Материально-технологическая составляющая индустрии красоты включает в себя, с одной стороны, методы, оснащение и препараты, являющиеся продуктами современной науки и высокотехнологичного промышленного производства, с другой стороны, архаичные средства и техники, доказавшие свою эффективность тысячелетним опытом их применения. Поставщиками первых являются крупные, преимущественно зарубежные производители, вторые же практикуют непосредственно в салонах красоты, в связи с чем салон красоты занимает двойственное положение: он стоит перед необходимостью учитывать потребности клиентов, созданные при помощи рекламы крупных производителей, и работать в экономических условиях, во многом диктуемых этими крупными компаниями. В то же время именно салон красоты является первичной «ячейкой» индустрии красоты, находящейся в непосредственном взаимодействии с клиентом.
Такое двойственное положение салона красоты в современных условиях — следствие незавершенности процесса институционализации индустрии красоты. Признаками незавершенности процесса формирования этого социального института являются абсолютное преобладание среди промышленных производителей средств индустрии красоты зарубежных фирм и несформированность контингента потребителей индустрии красоты.
С несформированностью индустрии красоты как социального института во многом связано проявление ее дисфункций.' К источникам этих дисфункций можно отнести:
- противоречие между относительно низкой эффективностью ряда рекламируемых производителями косметических средств и экономической необходимостью использования этой продукции салонами красоты;
- противоречие между несформированностью у части пользователей индустрии красоты представлений об основных ценностно-смысловых характеристиках индустрии красоты и экономической необходимостью для специалистов салона красоты следовать неправильными представлениям клиентов;
- высокая себестоимость услуг индустрии красоты;
- отсутствие в России единого государственного или авторитетного общественного органа, контролирующего качество услуг индустрии красоты и применяемых препаратов и технических средств, их соответствия требованиям безопасности для здоровья и внешнего облика потребителей.
К дисфункциям индустрии красоты можно отнести следующие:
- вред, наносимый в ряде случаев здоровью и внешнему облику потребителей индустрии красоты;
- высокая цена услуг индустрии красоты;
- недоступность наиболее современных и эффективных средств индустрии красоты для большей части населения, что создает дополнительное основание для социального расслоения людей путем стигматизации тех членов общества, которым недоступны эти средства индустрии красоты.
Указанные дисфункции могут быть в значительной мере смягчены или устранены в ходе дальнейшего развития процесса институционализации индустрии красоты и окончательного оформления ее в новый социальный институт современного общества.
В то же время, оценивая степень институционализации индустрии красоты в России, надо признать, что на современном этапе в нашей стране существуют все необходимые предпосылки для: оформления индустрии красоты в самостоятельный социальный институт.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Орлова, Анна Кареновна, 2005 год
1. Августин Аврелий. Исповедь // Одиссей. Человек в истории: Исследования по социальной истории и истории культуры. М.: Наука, 1989.-С. 144- 183.
2. Азаренко С.А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры)
3. Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви. В 3 тт. Изд. испр. и доп. СПб.: Издание книгопродавца И.Л.Тузова, 1882.
4. Архимандрит Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.: «Паломник», 1996. - 448 с.
5. Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. №4. С 23 -27.
6. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. - 527 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
8. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века: Очерки демографической истории Франции. М., 1991.
9. Бурдье П. Структура, габитус, практика (Глава 3 «Структура, габитус, практика» из книги «Практическое чувство» (Bourdieu P. be Sens pratique. Paris: Minuit, 1979.) // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. T.I. Вып. 2.
10. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. М., 2000.
11. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном постранстве и времени (очерки социальной и культурной антропологии). -М.: Физкультура, образование и наука», 1997. 209 с.
12. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго Архиепископа Кессарии Каппадокийския. В 4 тт, М.: «Паломник», 1900. T.I.-286 с.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 199 с.
14. Вебер М. Избранные произведения /Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. —808 с. (Социологич. мысль Запада).
15. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: «Прогресс», 1984.
16. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишинев, 1989.
17. Визитей Н.Н. Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты). Кишенев, 1989.
18. Виссор А. Индустрия красоты на подъеме // Фармацевтический вестник. 2004. № 7 (328) 24 февраля.
19. Воронкова Л.П. Тело человека как феномен культуры // Первые культурологические чтения. Сб.ст. М., 1997.- С. 12-14.
20. Вулф, Н. Миф о красоте. Как представления о красоте используются против женщин // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М.: Московский Центр тендерных исследований. С. 281287.
21. Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
22. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.-С. 128-161.
23. Гиренок Ф. Антропологическая катастрофа./УУчение Церкви о человеке. Богословская конференция русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Материалы. М., 2002.
24. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избр. произв. В 2 т. М., 1964.1. Т.2.
25. Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2 тт. М., 1963.
26. Гофман. И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с агл. А.Д. Ковалева М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000.
27. Гофман И. Техники презентации // Хайнц Абельс / Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. Пер. с нем. под ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского; СПб: изд. «Алетейя»; 2000 С.187 - 246.
28. Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб.: Axioma,1995.
29. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. — М.: Канон, 1995. — С. 5-344.
30. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. М.: Искусство, 1984. - 350 с.
31. Деборин A.M. Людвиг Фейербах. М., 1923.
32. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т.:Учебник для вузов. Т.З: Социальные институты и процессы / МГУ им. М.В. Ломоносова. Социолог.фак. -М.: Инфра-М, 2000. -519с.
33. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. М., 1992.
34. Жаров Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. Ростов-на-Дону, 1988.
35. Жиль Липовецки. Эра пустоты. ,Эссе о современном индивидуализме. СПб.: Владимир Даль, 2001. - 331 с.
36. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. М., 1998.
37. Заборских Т.П. Христианская антропология немецких гуманистов XV начала XVI века. - Дисс. . канд. филос. наук. - М., 1999.
38. Замошкин Ю.А. Вызовы цивилизации и опыт США. М.: Наука, 1991.-307 с.
39. Замошкин Ю.А.Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и политических ориентаций. М.: Мысль, 1980. - 247 с.
40. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров (1900 — 1999). Konemann, 1999.-655 с.
41. История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука,1993.
42. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. В 2 чч. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1988. - 190 с.
43. Как лучше организовать красивый бизнес? // Красивый бизнес: Менеджмент салонов красоты. 2003. №3
44. Кальвин Ж. О христианской жизни / Пер. с французского, введение, примечания Н. В. Ревуненковой. Под ред.А. Д. Бакулова. . М.: Протестант, 1995.
45. Керне Д.Т., Недлер Д.А. Пророки во тьме, или Рассказ о том, как «Ксерокс» восстал из пепла и дал бой япешцам. — Спб.: Изд-во «Азбука», 1996.
46. Клаутова О. Ю. Жест в древнерусской литературе и иконописид
47. XI — XIII вв. К постановке вопроса. — В кн.: Труды Отдела древнерусской литературы. Вып. XLVI. СПб., 1993. С. 256 — 269.
48. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. Учебник. М., 1998.
49. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
50. Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск,1993.
51. Круткин B.JI. Ценностное осмысление человеческой телесности в работах М.М.Бахтина // Философия М.М.Бахтина и этика современного мира. Саранск, 1992.
52. Ламетри Ж. Человек-машина // Ламетри Ж. Сочинения. М.,1989.
53. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.
54. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. -М., 1991.
55. Лохов С.А. М. Шелер о методе философской антропологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Философия». 2002, №3.-0,5 п.л.
56. Лохов С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии. Автореф. . канд. филос. наук. -М., 2003.
57. Маннгейм К. Идеология и утопия. М., 1976.
58. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань», 1997.
59. Михель Д. «Ужасные» отражения материнского тела: примеры тендерных политик на Западе в современную эпоху //Тендерные исследования, 2000. № 4. С.203-226.
60. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика / Сост., вступит, ст. и общ. редакция Ю.С. Степанова. М.: «Радуга», 1983. С. 37 -88.
61. Мур Г. Феминизм и антропология // Тендерные исследования: Харьковский центр тендерных исследований. 2000. N 5.
62. Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений //Введение в тендерные исследования Харьков ХЦГИ СПб: Изд-во «Алетейя», 2001. 4.2. - С.582-598.
63. Нанси Ж-Л. Corpus. /Сост., общ. ред. и вступ. ст. Е. Петровской.- М.: Ad Marginem, 1999. 255 с.
64. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека//Вопросы психологии. 1991. №1.
65. Немецкая социология Deutsche Soziologie (серия «Классика социологии») / Под ред. Р.П. Шпаковой. - Санкт-Петербург, «Наука», 2003- 562 с.
66. Никитюк Е.В. К развитию представлений об идеальном человеке в греческой литературе V-IV вв. до н.э. : понятие и образ kalo; «kajgaqov» у Ксенофонта // Вестник СПбГУ, серия 2, 1994, выпуск 1 (№2). -С.111-116.
67. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки ценностей. М.: Транспорт, 1995.
68. Ницше Ф. Соч. в2тт.-М., 1990.
69. Осокин Н.А. История альбигойцев и их времени. М.: ACT, 2000. - 896 с. (Классики исторической мысли).
70. Перелыгина Е.Б., Деркач А. А. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития.
71. Монография. М.: Международный акмеологический институт, 2003. -635 с.
72. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //THESIS, 1993, вып.2.
73. Петров В.В. Иоанн Скотт Эриугена о духовном теле //Учение Церкви о человеке. Богословская конференция русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Материалы. -М., 2002.
74. Петров В.В. Эсхатология Оригена и знание ее основ на латинском Западе IV IX вв. //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 6. М., 2001.
75. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. - С. 96-151.
76. Поршнев Б.В. Социальная психология й история.- М., 1966.
77. Рабжаева М. Тендерная антропология: институциональные и эпистемологические характеристики // Журнал социологии и социальной антропологии. N 2. 2002.
78. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991. - С. 282 - 298.
79. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. — М.: Канон, 1995.
80. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. Вст. ст. // Ницше Ф. Сочинения. В 2 тт. T.I. - М.: Мысль, 1990. - С. 5 - 47.
81. Успенский Ф.И. История Византийской империи. В 5 тт. М.: ООО «Изд-во Астрель»; ООО «Изд-во ACT», 2002. (Классическая мысль)
82. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 тт. -М., 1955.
83. Фейербах Л. История философии. В 3 тт. М., 1967.
84. Философская антропология как метод решения вечных философских проблем.//Человек — Культура Общество. Актуальные проблемы философских, политологических, религиоведческих исследований. Т. 2., М., «Современные тетради», 2002, с. 217-219.
85. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. Из чтений в Православном Богословском институте в Париже. Второе издание. М., 1992.-667 с.
86. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. М Пг.: Государственное издательство, б.г.
87. Фриче В. Социология искусства. М.-Л.: Гос. Изд-во, 1930.136 с.
88. Хоружий С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека // Учение Церкви о человеке. Богословская конференция русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 г. Материалы. М., 2002.
89. Хьелл Л.А., Зиглер Д.Дж. Теории личности — СПб.: Питер,2001.
90. Черняк И.Х. Гуманизм эпохи Возрождения и христианскаяiмысль древности // Античное наследие в культуре Возрождения. М., Наука, 1984. С. 27-40.
91. Чуковенков Ю.А. Антропология классической патристики (по сочинениям грекоязычных авторов) // Историко-философский ежегодник. 94.-М., 1995. С.13 -57.
92. Шутова О. Устная и тендерная история в свете антропологизации историографии // Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сб. науч. ст. / Под ред. И. Р. Чикаловой. Минск, 2001.
93. Шушкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе. Автореф. дисс. . канд. социол. наук. — Пермь, 2004. -22 с.
94. Элиас Н. Общество индивидов. М.: Праксис, 2001. - 336 с.
95. Элиас Н. Придворное общество: Исследования по социологии короля и придворной аристократии. М.: Языки славянской культуры, 2002.-368 с.
96. Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998.
97. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., «Наука», 1986 (Серия: «Философское наследие»).
98. Adorno Т. and Horkheimer М. Dialectic of Enlightenment. London: Verso, 1979.
99. Ardrey R. The Territorial Imperative. London: Collins, 1971.
100. Aubert N. From a "Managerial" to "Managery" Approach to Organization // Sociological Abstracts. 1990. No38/6. - P. 11 - 23.
101. Barber B. Henderson L.J. On the Social System. Chicago: University of Chicago Press, 1970.1. JL
102. Barkan L. Nature's Work of Art: The Human Body as Image of the World. New Haven: Yale University Press, 1975.
103. Barthes R. Sade/Fourier/Loyola. London: Jonathan Cape, 1977.
104. Bataille G. Eroticism. London: Marion Boyars, 1987.
105. Baudrillard J. The Extasy of Communication // The Anti-aesthetic: Essays on Postmodern Culture. Wash., 1983. - P. 45 - 96.
106. Beauvoir S. de Must We Burn Sade? London: John Calder, 1962.
107. Bell D. Beyond Modernism. Beyond Self-Arts, Politics and Will. -N.Y., 1977.
108. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. London: Heinemann Educational, 1976.
109. Bendix R. Province and Metropolis: The Case of Eighteenth-Century Germany // J.Ben-David and T.N.Clark (eds.). Culture and Its Creators. Essays in Honour of Edward Shils. Chicago; London: University of Chicago Press, 1977, p.l 19-149.
110. Berger P.L. and Kellner H. Arnold Gehlen and the Theory of Institutions // Social Research, 1965, v.32. P. 110-115.
111. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste. London: Routledge & Kegan Paul, 1984.
112. Brain R. The Decorated Body. London: Hutchinson, 1979.
113. Brown N.O. Life Against Death: the Psychoanalytic Meaning of History. Middletown: Wesleyan University Press, 1959.
114. Brown N.O. Love's Body. New York: Random House, 1966.
115. Bunuel A. The Recreational Physical Activities of Spanish Women // International Reviw for Sociology of Sport. 1991. - 26/3. - P. 203 - 213/
116. Burrow J.W. Evolution and Society: A Study in Victorian Social Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 1970.4.
117. Carter A. The Sadeian Woman: An Exercise in Cultural History. London: Virago, 1979.
118. Crosby P.B. Quality is free. McGraw-Hill, 1979.
119. Deming W.E. Quality, Productivity and Competitive Position / Massachusetts: Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982.
120. Douglas M. Natural Symbols: Explorations in Cosmology. Harmondsworth: Penguin Books, 1973.
121. Douglas M. Purity and Danger: An Analysis of Concepts of Pollution and Taboo. Harmondsworth: Penguin Books, 1970.
122. Durkheim E. and Mauss M. Primitive Classification. London: Routledge & Kegan Paul, 1963.
123. Elias N. On Human Beings and Their Emotions: A Process-Sociological Essay//Theory, Culture and Society, 1987, v.4, no.2-3, p.339-361.
124. Featherstone M. and Hepworth M. The Midlifestyle of "George and Lynn" //Theory, Culture and Society, 1983, v.l, no.3, p.85-92.
125. Featherstone M. The Body in Consumer Culture // Theory, Culture and Society, 1982, v.l, no. 2, p. 18-33.
126. Foucault M. Politics, Philosophy, Culture. Interviews and Other Writings, 1977- 1984. New York; London: Routledge, 1988.
127. Foucault M. Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972- 1977. Brighton: Harvester Press, 1980.
128. Foucault M. Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings, 1972- 1977. Brighton: Harvester Press, 1980.
129. Foucault M. The History of Sexuality. V.l. Harmondsworth: Penguin, 1981.
130. Foucault M. The History of Sexuality. V.l. Harmondsworth: Penguin, 1981.
131. Frank A. Bringing bodies back in: a decade review // Theory, culture & Society.- 1990.-Vol. 7. Nol. - P. 131 - 162.
132. Frank A. For a Sociology of the Body: an analytical review // The Body: Social Process& Cultural Theory. -L.: Sage, 1991. P. 14 - 36.
133. Freund P. The Civilised Body: Social Domination, Control & Health. Philad., 1983. - 180 p.
134. Garfmkel H. Conditions of Successful Degradations Ceremonies // American Journal of Sociology, 1956, v.61, p.420^24.
135. Gelen A. Der Mensch seine Natur und seine Stellung in der Welt. -Bonn, 1955.
136. Glassman R.M. Democracy and Despotism in Primitive Societies. 2 vols. New York: Associated Faculty Press, 1986.
137. Goffman E. Communication and Enforcement Systems // Kathleen Archibald (ed), Strategic Interaction and Conflict (Berkeley; Institute of International Studies, University of California, 1966), pp. 198-220/
138. Goffman E. Frame Analysis: An Essay on the Organization of Experience. New York: Harper and Row, 1974.
139. Goffman E. Gender Advertisements. New York: Harper and Row,1979.
140. Goffman E. Gender Advertisements// Studies in the Anthropology of Visual Communication 3:2 (1976), pp. 69-154.
141. Goffman E. Interpersonal Persuasion /А Bertram Schaffner (ed.), Group Processes (New York: Josiah Macy Foundation, 1956), 117-193.
142. Goffman E. On Face-Work: An Analysis of Ritual Elements in Social Interaction // Psychiatry: Journal of Interpersonal Relations 18:3 (1955), pp. 213-231
143. Goffman E. Stigma: Notes on the Management of Spoiled Identity. -Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1963.
144. Goffman E. Symbols of Class Status // British Journal of Sociology 11 (1951), pp. 294-304.
145. Goffman E. The Interaction Order // American Sociological Review 48 (1983), pp. 1-17.
146. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. Edinburgh: University of Edinburgh, 1956.
147. Gregor Th. Anxious Pleasures: The Sexual Lives of an Amazonian People. Chicago, 1986.-223 p.
148. Habermas J. The Philosophical Discourse of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1987.
149. Hertz R. Death and the Right Hand. New York: Cohen & West, 1960.-391 p.
150. Herzlich C., Pierret J. Illness and Self in society Baltimore, 1987. -271 p.
151. Hirst P.Q. and Woolley P. Social Relations and Human Attributes. London: Tavistock, 1982.
152. Hirst P.Q. Durkheim, Bernard and Epistemology. London: Routledge & Kegan Paul, 1975.
153. Hochshild A. The managed Heart: Commercialisation of Human Feeling. Berkely, 1983.-307 p.
154. Homans G. S. The sociological relevance of behaviorism // Behavioral sociology. Ed. R. Burgess, D. Bushell. -N. Y., 1969.
155. Jay M. In the Empire of the Gaze: Foucault and the Denigration of Vision in Twentieth-Century French Thought. In: D.C.Hoy (ed.). Foucault, a Critical Reader. Oxford: Basil Blackwell, 1986, p. 175-204.
156. Jay M. The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research, 1923-1950. London: Heinemann, 1973.
157. Jessop Т.Е. The Definition of Beauty // Art and Philosophy. Reading in Aesthetics. N. Y., 1970. - P. 47 - 81.
158. Kohli M. Normal biographic und Individualitat // Brose M., Hildenbraun H. (Hrsg.). Vom Ende des Individuums+zur Individualitat ohne Ende. Opladen, 1988. - S. 33 - 54.
159. Krawchic Z. Phisical Culture from the Perspective of Values: A General and Selective Approzch to Phisical Culture // International Review for Sociology of Sport. 1988.-V.23.-P. 36-45.
160. Kroeber A.L. Anthropology. New York: Harcourt, 1923.
161. Kroeber A.L. The Nature of Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1952.
162. Kroker A. and Kroker M. Body Invaders. Panic Sex in America. Don Mills (Ontario): Oxford University Press, 1987.
163. Kuper A. The Invention of Primitive Society, Transformations of an Illusion. London: Routledge, 1988.
164. Lacan J. Kant avec Sade. In: Ecrits 11. Paris: Editions de Seuil,1971.
165. Lash S. Genealogy and the Body: Foucalt/Deleuze/Nietzsche // Theory, Culture & Society, 1984, v.2, no.2, p. 1-18.
166. Levin D.M. The Body's Recollection of Being: Phenomenological
167. Psychology and the Reconstruction of Nihilism. London: Routledge & Kegan Paul, 1985.
168. Lorenz K.Z. On Aggression.- London: Methuen, 1966.
169. MacRae D.G. The Body and Social Metaphor // J.Benthall and T.Polhemus (eds.). The Body as a Medium of Expression. Ail Anthology. New York: Dutton, 1975, p.59-73.
170. Marcuse H. Eros and Civilization. London: Sphere Books, 1969.
171. Martin L.H., Gutman H. and Hutton P.H. Technologies of the Self, A Seminar with Michel Foucault. London: Tavistock, 1988.
172. Maslow A. H. Toward a psychology of being (2nd ed.). New York: VanNostrand, 1968.
173. Maslow A.H. Motivation and personality (2nd ed.). New York: Harper and Row, 1970.
174. Mathes E. W., Zevon M. A., Roter P. M.,Joerger S. M. Peak experience tendencies: Scale development and theory testing // Journal of Humanistic Psychology, 1982. V. 22, 92-108.
175. Mauss M. Body techniques in Sociology and Psycology: Essay. — L.: Routlege and Kegan Paul, 1979. 533 p.
176. Megill A. Prophets of Extremity: Nietzsche, Heidegger, Fducault, Derrida. Berkeley: University of California Press, 1985.
177. Meier K. An affair of flutes: An appreciation of play // Journal of Philosophy of Sport. 1980. - No7. - P. 24 - 45.
178. Mennel S. On the Civilizing of Appetite // Theory, Culture and Society, 1987, v.4, no.2-3, p.373-404.
179. Merleau-Ponty M. Le visible et l'invisible. P., 1964.
180. Merleau-Ponty M. Phenomenology of Perception. L., 1968.
181. Mills R. Power politics and people. N.Y., 1963.
182. Morris D. Man Watching. A Field Guide to Human Behavior. New York: Abrams, 1977.
183. Morris D. The Naked Ape. London: Jonathan Cape, 1967.
184. O'Neill J. Five Bodies: The Human Shape of Modern Society. Ithaca; London: Cornell University Press, 1985.
185. Ossowski S. Class Structure in the Social Consciousness. London: Routledge & Kegan Paul, 1963.
186. Parsons T. Essays on sociological theory. New York: Free Press, 1964. Parsons T. Social Systems and the Evolution of Action Theory. New York: Free Press, 1977.
187. Parsons T. Some Reflections on the Nature and Significance of Economics // Quarterly Journal of Economics, 1934, v.48, p.511-545.
188. Polhemus T. Social Aspects of the Human Body. Harmondsworth: Penguin, 1978.
189. Poster M. Critical Theory of the Family. New York: The Seaburv Press, 1978.
190. Ravizza K. Peak experiences in sport // Journal of Humanistic Psychology, 1977. V. 17, 35-40.
191. Rosaldo M.A. and Lamphere L. (eds.). Woman Culture and Society. Stanford (CA): Stanford University Press, 1974.
192. Rosen G. The Evolution of Social Medicine. In: H.E.Freeman, S.Levine and L.G.Reeder (eds.). Handbook of Medical Sociology. New Jersey: Prentice Hall, 1979, p.23-52.
193. Rycroft C. Reich. London: Collins, 1971.
194. Schwentker W. Passion as a Mode of Life: Max Weber, the Otto
195. Gross Circle and Eroticism. In: W.J.Mommsen and J.Osterhammel (eds.). Max
196. Weber and His Contemporaries. London: Allen & Unwin, 1987, p.483-498.
197. Shwartz H. Never satisfied: A Cultural History of Diets, Fantasies & Fat.-N.Y., 1986.-468 p.
198. Sohn-Rethel A. Intellectual and Manual Labour. A Critique of Epistemology. London: Macmillan, 1978.
199. Stauth G. and Turner B.S. Nietzsche's Dance, Resentment, Reciprocity and Resistance in Social Life. Oxford: Basil Blackwell, 1988.
200. Stauth G. and Turner B.S. Nostalgia, Postmodernism and the Critique of Mass Culture // Theory, Culture and Society, 1988. V.5. No.2-3, p.509-526.
201. Stone R. Of Zen and Experience of moving // Quest. 1981. V.33. Nol. P. 96-107.
202. Tawney R.H. Religion and the Rise of Capitalism. New York: Harcourt Brace, 1926.
203. Turner B.S. Recent Developments in the Theory of the Body // M.Featherstone et al. (eds.). The Body. London, etc.: SAGE Publications Ltd., 1993, p. 1-35.
204. Turner B.S. Religion and Social Theory: A Materialist Perspective. London: Heinemann Educational, 1983.
205. Turner B.S. The Discourse of Diet // Theory, Culture and Society, 1982, v.l, no. 1, p.23-32.
206. Turner B.S. The Real Self: from Instinction to Impulse // American Journal of Sociology. 1976. - Vol. 81. -No5. - P. 991 - 1005.
207. Verthuy M. Is there Life After Specificity& // Canadien Journal of Political and Social Theory. 1986. - Vol. 10. No3.
208. Williams R. American Society. N.Y., 1962.
209. Wilson E.O. Sociobiology. The New Synthesis. Cambridge (MA): Harvard University Press, 1975.
210. Yankelovich D. (ed.) The World at work: Industrial report on jobs. Productivity & human values. N.Y., 1986. - 300 p. :1. Электронные документы.
211. E-commerce: Каталог интернет магазинов сайта «Красота Онлайн» (http:/Avww.krasota.ru/krasota/catalogs/mag/)
212. Высчитана цена человеческой жизни: человек ничего не стоит, но приносит доход другим // Правда. Информационно-аналитическое интернет-издание. Раздел «InoPressa» (http://news.pravda.ru/science/2003/10/ll/55852.htmn.
213. Ириней Лионский. Против ересей // Библиотека Якова Кротова (http://www.kr0t0v.0rg/librarv/i/irinev).
214. Корюкина Т. И. Древние германцы: Интегрированная программа по курсам древней истории и немецкого языка. — Томск: Гимназия № 1 г. Томска (http://www.tomsk.fio.ru/works/94/Korukina/index.htm)
215. СПА (SPA) басейны. Гидромассажные бассейны. Гидромассажные ванны (http://www.hotspring.ru/index 1 .html)
216. Ученые подсчитали, сколько стоит человеческая жизнь // Сервер Medlinks.ru. Раздел «Красота и здоровье». Публикация от 11-102003 (http://www.medlinks.ru/print.php?sid=l 1587).
217. Человеческое тело стоит 45 миллионов долларов // КорреспонденТ.пе! (http://www.kon-espondent.net/main/74389/).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.