Индоктринация: этический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Сидорова, Лия Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 159
Оглавление диссертации кандидат философских наук Сидорова, Лия Геннадьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.
1 .аспекты рассмотрения проблемы.
2. Доктрина и миф.
ГЛАВА 2. ИНДОКТРИНАЦИЯ И ИДЕОЛОГИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
1.Эллинизм.
2.средние века.
3.в03р0ждени е.
4.новое время.
4.1 .Тюдоровский миф.
4.2. Т. Карлейлъ, С. Смайльс.
4.3.Ф. Ницше.
4.4.Психология и социология XIX-XXвв.
5.новейшее время.
5.1.Марксиз м.
5.2.Психоанали з.
ГЛАВА 3. БЫТИЙСТВОВАНИЕ ИНДОКТРИНАЦИИ.
1.индоктринация и религия.
2.Политика и индоктринация: социализация или пропаганда?.
3.педагогика: воспитание или индоктринация?.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Неклассические модели этической аргументации2004 год, доктор философских наук Викторук, Елена Николаевна
Политическое образование как фактор политического процесса2000 год, доктор политических наук Щербинин, Алексей Игнатьевич
Феномен социальной этики: на материалах русской философии XIX-XX вв.2009 год, кандидат философских наук Попов, Борис Анатольевич
Демократический этос альтруизма в современном общественном сознании2004 год, кандидат философских наук Мацакова, Ольга Дмитриевна
Социальные преобразования в российском обществе 1920-х годов, формирование новой морально-этической парадигмы: по материалам губерний Поволжья2013 год, доктор исторических наук Захарова, Людмила Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индоктринация: этический анализ»
Общая характеристика работы
Актуальность исследования
Современность выдвигает новые требования к этико-философскому дискурсу, старые проблемы появляются в новом обличии. Попытки сформулировать идеалы гражданского общества сплошь и рядом оборачиваются демагогией. В новых неожиданных контекстах весьма сложно четко отделить ситуацию требовательной нравственной ответственности, высокое искусство риторики, с одной стороны, от недопустимого морализирования, с другой.
В кризисные моменты развития общества особенный интерес представляют защитные механизмы, создаваемые социумом, для того чтобы удержаться в зыбкой реальности. Кризис всегда сопровождается экзистенциальным страхом, который настойчиво требует вербализации, или сопровождается реакциями агрессии или ухода. Способы рационального выражения подсознательных фобий, как индивидуальных, так и групповых, существенны для бытийствования нравственности. Современные условия развития социума представляют из себя благоприятную почву для превращенных форм нравственности. Индоктринация выступает как одна из неадекватных, но распространенных квазирациональных реакций на переживание невыносимости бытия. Человечество существует в стихии индоктринации, но особенности ее функционирования изучены недостаточно. В обществе, где активно функционирует риторика, где развит социальный институт образования, (будь то Древняя Греция или современная Россия), всегда бытийствует индоктринация. И здесь исключительно важно обладать четкими критериями отделения риторики как культуры речи от риторики как индоктринации, то есть овладения сознанием людей во имя корыстных целей под видом образования.
Вопрос о вербальных компенсациях кризиса важен для понимания не только нравственной ситуации современности, но и самой философии: почему одни эпохи развития философской мысли видят главную задачу в формулировке эффективных этических постулатов, а на некоторых других этапах развития философии практически никто не интересуется самой проблемой, и этическая проблематика отодвигается на второй план.
Индоктринация обычно рассматривается с точки зрения обыденного сознания, не подвергаясь этическому анализу. Практика широкого, но неотрефлектированного употребления понятия «индоктринация» в философской литературе и отсутствие его анализа в нашей философско-этической традиции делает актуальным обращение к заявленной теме и в практическом плане.
Методологические основы и теоретические источники исследования
Степень научной разработанности проблемы
Термин «индоктринация» используется современной англоамериканской философией педагогики и понимается как внушение установок и догм таким образом, чтобы исключить критическое восприятие со стороны учеников.1 Понятие индоктринации имеет тенденцию теряться в ряду схожих - морализирование, лицемерие, ханжество, поучение - и отсутствует в русскоязычной как научной, так и справочной литературе. В подавляющем большинстве случаев, индоктринация рассматривается либо с позиций обыденного сознания, либо в специальных работах по прикладной этике, не подвергаясь
См.: The Oxford Companion to Philosophy. Oxford, 1995. - P.867 4 философско-этическому анализу. Авторы ограничиваются описательными и эмпирическими констатациями или подменяют анализ эмоциональной оценкой. Индоктринация не становилась предметом специальной философской рефлексии не только в отечественной, но и в англоязычной литературе.
Имплицитно тематика индоктринации, и связанных с ней понятий ханжества, лицемерия, морализирования, была актуализирована уже в древности, в античной традиции. Древнегреческая литература, начиная с V-VI вв до н.э., обращавшаяся к нравственному учительству в лирике, жанру наставительной элегии (бичующие ямбы Архилоха, Симонида, Гиппонакта, творчество элегика Тиртея, ставшее символом поэзии, воодушевляющей перед битвой, и более поздние «Сатиры» и «Послания» Квинта Горация Флакка, язвительные эпиграммы Марциала и Ювенала). В Древней Индии - это традиции этики джайнизма, а также «Бхагавадгиты» и «Артхашастры». В Древнем Китае нравственное учительство интересовало школы легистов (фа-цзя), моизм, даосизм, конфуцианство.
Библейская традиция, порицающая формализм в нравственности, -букву, которая «мертвит» (фарисейство как лицемерное благочестие, стремление представить мораль как набор прописных истин), отчетливо тематизировала моральную ущербность таких практик, как морализирование и индоктринация. Мыслители нового и новейшего времени, даже заявляющие о своем нахождении вне религиозного дискурса, по существу наследуют этот библейский пафос. Стремление к подлинной, а не формальной, добродетели прослеживается в теоретических построениях французских просветителей XVIII века. Порицают морализирование Ф. Ницше, К. Маркс, 3. Фрейд. Современная этика и философия образования по существу продолжает пользоваться инструментарием, предложенным данной традицией.
XX век, становление средств массовой коммуникации и их использование в политике (тоталитарные пропаганда и агитация) и в экономике (реклама) дали новый импульс к исследованию индоктринации в широком смысле слова. Попытка осмыслить индоктринацию в рамках социальной психологии XIX-XX веков привели к ее интерпретации в качестве компенсирующего механизма и таким образом к признанию ее жизненно важной функции - адаптации человека к быстро изменяющемуся миру, потоку информации и т.д., вербализации «сценарной установки». Психологи и социологи с конца XIX- начала XX вв. разрабатывают феномен индоктринации в специальных теориях. Особенно интересны в этом плане исследования, посвященные пропаганде, внушению и суггестии. В аспекте агитации и пропаганды и внедрения доктрины в массовое сознание тема представлена в работах таких социологов и философов, как Г. Тард, Г. Лебон, Т. Адорно, Э. Канетти, В. Райх. Понятия суггестии и контрсуггестии глубоко разработаны Б.Ф. Поршневым и его последователями. Индоктринация толкуется, например, как «внушение идей» (В.Вундт, С. Московичи, В. Бехтерев и др.)
Современная западная философская мысль концентрируется на «боязни индоктринации» вообще, на боязни какой-либо моральной «оценки». Причем эта боязнь столь же неотрефлектированна, как и само понятие индоктринации.
В русской традиции особый интерес к рассматриваемой тематике возникает также на рубеже XIX-XX веков (работы JI.H. Толстого, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.И. Кареева; характерна также актуализация «первоисточников» морализма — трудов Т. Карлейля и С. Смайльса, массовой «павленковской» серии и т.д.).
Пока в нашей литературе проблема индоктринации по существу не исследуется. Немногочисленные современные российские исследователи, занимающиеся данной тематикой (например, О.С. Соина, В.А. Прокофьев), рассматривают данный феномен в русской этической мысли как данность, онтологически имманентную национальному менталитету.
Научная и практическая значимость работы
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить смысл понятия «индоктринация», включить это понятие в словарь русской этики, рассмотреть его как одну из составляющих в понятийном ряду «морализирование», «пропаганда», «идеология» и др. Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
1.Проследить оттенки изменения смыслов понятия «индоктринация», реконструировать генезис представлений о нем;
2.Выявить эвристические возможности термина «индоктринация» в русском этическом дискурсе;
3.Определить своеобразие существования изучаемого нравственного явления в различных сферах - религии, политике, педагогике и т.д.;
Продемонстрировать функционирование феномена индоктринации в некоторых показательных исторических ситуациях;
5.Охарактеризовать функциональное поле индоктринации и выявить ее роль в общественной жизни;
Объект исследования - риторический дискурс.
Предмет исследования — специфические особенности и противоречия риторического дискурса, которые возникают в процессе образования.
Методологическая основа исследования
В диссертации главным образом использован классический философский метод рефлексии, позволяющий как тематизировать индоктринацию, так и раскрыть условия возможности ее преодоления.
Поскольку понятие индоктринации бытийствует в англоязычной философской традиции, в методологическом плане необходимо учесть тот стилистический контекст, в котором это понятие функционирует. Британская школа философствования пережила стилистический «ренессанс» в конце XIX-начале XX века в работах Дж. Э. Мура, который обратился к естественному, повседневному языку как основному орудию философствования. Что касается движения от абстрактной терминологии к естественному языку в этике, то подобные тенденции наблюдаются и в русской философской традиции (В. С. Соловьев, Н.А. Бердяев, а также М.К. Мамардашвили, Н. Н. Трубников, Э.В. Ильенков и др.).
Решение поставленных задач определяется последовательным проведением следующих методологических принципов:
- принципа историзма. Индоктринацию необходимо проследить в историческом контексте, что показано на материале истории создания тюдоровского мифа в Англии XV века и «черной легенды» в России и Европе, представляющей «методологический стандарт» при описании сюжетов, связанных с монголо-татарским нашествием.
- принципа целостности человеческой деятельности, соединяющей в себе познание, оценку и практику. Этический анализ в работе строится с использованием методов структурно-функционального анализа и диалектики инверсии (превращенных форм и оборачивания метода). Индоктринация рассматривается как механизм компенсации, превращенная форма воспитательного воздействия;
- принципа комплексного подхода к рассмотрению нравственных феноменов.
Теоретической основой работы являются труды зарубежных и отечественных исследователей в области социальной философии, культурологи, этики, истории, психологии.
В ходе исследования сформулированы следующие научные положения, выносимые на защиту:
- введение понятия «индоктринация» в русский этический дискурс позволяет глубже осмыслить целый ряд сложных нравственных проблем в сфере образования, религии и политики, так или иначе связанных с передачей и усвоением знаний и ценностей; функциональное поле индоктринации может быть охарактеризовано как поле морализирования, специфическим образом связанное с многообразными процессами как формального, так и информального образования; индоктринация раскрывается как превращенная форма нравственного поступка в сфере образования.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- понятие индоктринации введено в русский этический дискурс и выявлены его эвристические возможности в соответствующих контекстах; прослежены оттенки изменения смыслов понятия «индоктринация», реконструирован генезис представлений о нем;
- определено своеобразие существования изучаемого нравственного явления в различных сферах - педагогике, религии, политике, и т.д.;
- продемонстрировано функционирование феномена индоктринации в некоторых ключевых исторических ситуациях;
- охарактеризовано функциональное поле индоктринации и выявлена ее роль в общественной жизни и в развитии личности;
-установлены ключевые факторы, актуализирующие индоктринацию.
Практическая значимость исследования
Результаты диссертационного исследования могут быть применены для развернутого контент-анализа существующих учебных программ и пособий, а также средств массовой коммуникации.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что определено возможное поле понятия «индоктринация» как морального явления в сфере образования, религии и политики, раскрыт смысл понятия «индоктринация» в русскоязычном этическом контексте, осуществлено систематическое этическое исследование данного понятия.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования
Результаты исследования могут быть использованы в программах гуманитарных дисциплин при разработке разделов, посвященных этике, философии образования, педагогике, социальной философии, культурологии, в разработке спецкурсов по проблемам взаимоотношений личности и общества, по дискуссионным вопросам истории. Теоретические положения диссертации могут быть положены в основу методик контент-анализа существующих учебных программ и пособий, а также средств массовой коммуникации.
Апробация исследования
Положения и результаты исследования были представлены автором в докладах на Международных, Всероссийских и межвузовских конференциях: Молодежь и нравственное здоровье общества: проблемы выживания и развития. (СПб., 1997), "Ребенок в современном мире" (СПб., 1999), "Диалог в образовании" (СПб., 2001), «Права молодежи и нравственное здоровье общества» (СПб., 1999). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетики и этики в 2004 году, практические материалы и результаты исследования использовались на занятиях по курсу «Связи с общественностью» со студентами 2 курса ИВЭСЭП в 2003-2004 учебном году.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 215 наименований, из них 27 на английском языке.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Рациональное и мифологическое в структуре морали2012 год, доктор философских наук Кузнецов, Никита Всеволодович
Социально-философская инфраструктура эзотерической традиции в России XX в.2002 год, доктор философских наук Зорина, Елена Владимировна
Аксиология права в философии российского консерватизма: Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин2009 год, кандидат философских наук Шестопалов, Сергей Викторович
Педагогический потенциал этики свободы и творчества в философии образования Н.А. Бердяева2013 год, кандидат педагогических наук Пузанов, Александр Павлович
Социально-философские основания толерантности2009 год, доктор философских наук Касьянова, Евгения Ивановна
Заключение диссертации по теме «Этика», Сидорова, Лия Геннадьевна
Заключение
В заключении данного исследования мы попытаемся более предметно сформулировать основные его тезисы.
Обычно не вызывает споров тезис о том, что у истоков культуры/ цивилизации всегда находится некий проект, по существу — мифореальность, реализацией которого она является. Это некие общие установки, совокупность ориентаций, воплощенные в образах, переживаемые эмоционально в контексте повседневности. Один и тот же проект может получить совершенно отличную интерпретацию. В основе современной цивилизации - миф о торжестве разума и всесилии науки, о том, что прошедшее отделено от настоящего серией революционных скачков сознания, что ставил под сомнение еще Т. Кун в работе
1. Файзия Аль Ашмави. Образ «другого» в школьных учебниках/Щреподавание истории и обшествознания в школе.№4,2000. - С.57.
Структура научных революций", где утверждал, что один набор научных концептов заменяется на другой, тогда и происходит смена парадигм. Пройдет время, и современный инструментарий, который кажется непреложно правильным, уйдет на некоторое время в тень, а на смену ему придет другой инструментарий, связанный с иной парадигмой. Сам момент смены парадигм закономерен и прогрессивен. Ф. Бэкон сказал: "истина все же скорее возникает из заблуждения, чем из неясности"1, а таким (подчас спасительным) заблуждением, "нас возвышающим обманом", и является индоктринация.
Парадокс состоит в том, что и данная работа, при всем ее несовершенстве, является закономерным продуктом своего времени (и, таким образом, может быть подвергнута философскому анализу с целью выявления базовой мифореальности, цели индоктринации, а также субъективных причин, побудивших автора работы к морализированию по поводу морализирования).
Перспективы практического применения могут заключаться в следующем:
1 .Контент-анализ учебников гуманитарного курса (следует обратить особенное внимание на учебные пособия для средней школы, так как именно там закладываются основы мировоззрения).
Понимание наших мыслительных структур поможет нам лучше ориентироваться в современной ситуации. Т.Кун пишет: " Неудивительно, что учебники и историческая традиция, которую они содержат, должны переписываться заново после каждой научной революции. И неудивительно, что, как только они переписываются, наука в новом изложении каждый раз приобретает в значительной степени внешние признаки кумулятивности".2
Новое знание всегда ведет к ревизии и изменению.
1 Бэкон Ф.Сочинения в 2 тт. М., "Мысль", 1972.- Т.2, с.117.
2 Кун Т. Структура научных революций. М., "ACT", 2003.- С.207.
141
2.Контент-анализ учебных программ (с аналогичной целью).
3.Применение и дальнейшая разработка знаний об индоктринации в реализации программ развития гражданского образования в школах (в ряде регионов РФ предмет "Граждановедение" входит в вариативную часть учебного плана), что предполагает развитие таких знаний и умений, как: ориентация в мире политических и социальных событий, осознание ответственности перед будущими поколениями, формулирование и защита своей гражданской позиции, определение формы и способов своего участия в жизни общества.1
4,Обращение к герменевтике как методологическому подходу для защиты от манипуляции.
5. Идеологический анализ ключевых текстов, оказавших масштабное воздействие на формирование массового сознания. Могут быть предложены следующие вопросы к идеологическому анализу текста:
Какие утверждения сделаны о естественном, справедливом и правильном?
Какие факты (или персоналии) искажаются или представлены неясно?
Каковы отношения пишущего с властью? Какими путями они изображаются в позитивном ключе? Какие отрицательные аспекты исключаются?
Каковы бинарные оппозиции текста Добро/Зло, естественное/неестественное, дикое/домашнее, молодое/старое. Какой из членов бинарной оппозиции ярче выделен, что обесценено?
Какие люди, классы, сферы жизни, опыта выпущены, замолчаны?
Какие мифы формируются?
1 В "Истории этики древнего мира" В.Г. Иванов отмечает: ". люди жили, живут и будут жить в условиях групповой нравстенной морали.консолидируется сама группа - "мы", противостоящая любым " они"" (Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб, "Лань", 1997.- С.5.
Какие эитимемы (силлогизмы с пропущенным средним членом) можно проследить в логике текста?
Стиль изложения.
Какова идеальная перспектива текста?
Также перспективным представляется рассмотрение роли индоктринации в процессе институализации дисциплины. "Именно благодаря принятию парадигмы группа, интересовавшаяся ранее изучением природы из простого любопытства, становится профессиональной, а предмет ее интереса превращается в научную дисциплину. с первым принятием парадигмы связаны создание специальных журналов, организация научных обществ, требования о введении специального курса в академическом образовании"1. Парадигма принимается без доказательств, и в этом она смыкается с индоктринацией, подразумевающей некритическое восприятие информации.
Сейчас наша страна находится в постсоветском, постперестроечном пространстве, крушение социалистической системы — это прежде всего крушение идеологии, а затем уже социально-экономических и политических устоев. Поэтому проблемы идеологии и доктрины никоим образом не могут считаться снятыми с повестки дня, неактуальными. Поиски национальной идеи, преемственность поколений в воспитании и образовании, создание новой модели общества - таков круг вопросов, который необходимо разрешить сейчас. Обращение к опыту предыдущих поколений, которые сталкивались с теми же самыми проблемами, может существенно изменить сложившуюся ситуацию.
Какие мифы конструировались, какие рациональные приемы использовались для этого? Индоктринация как стихия амбивалентная, труднопостижимая, легче всего изучается на конкретных примерах.
Актуализируется тематика, связанная с индоктринацией как механизмом политической социализации, психологической защиты и
1 Кун Т. Структура научных революций. М., "ACT", 2003, - С.43.
143 компенсации, консервации культуры и общества, не менее важна также лингвистическая составляющая (стереотип изменяется тогда, когда изменяется язык).
В результате может быть выработан набор средств, который поможет нам достойно выжить в условиях "ломки мифов", а это фундаментальная этико-педагогическая проблема.
Процесс расставания с мифом всегда очень болезнен, особенно когда это совершается в масштабе сверхдержавы. Наша страна (как и любая другая в подобной ситуации) не расстается с мифом, она заменяет его другим. Это всегда сопровождается антрополатрией - опасностью, порожденной программой немецкого классического идеализма. Страх всегда был и остается реакцией на утрату контекста, поэтому новый миф (как механизм консервации культуры и общества) с неизбежностью будет создан и уже создается.
Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования, полученные лично соискателем, представлены в следующих положениях:
1. Выявлены эвристические возможности термина «индоктринация» в руском этическом дискурсе. Определено своеобразие изучаемого нравственного явления в сферах педагогики, политики, религии.
2. Реконструирован генезис представлений, связанных с понятием индоктринации.
3. Охарактеризовано функциональное поле индоктринации и осмыслена ее роль в отношении с понятием морализирования.
4. Индоктринация изучена как механизм политической социализации, психологической защиты и компенсации, а также - стабилизации культуры и общества.
5. В результате исследования открывается перспектива для выработки набора средств, который может способствовать достойной жизни в условиях «ломки мифов».
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Сидорова, Лия Геннадьевна, 2005 год
1. Адорно Т. В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000.-238 с.
2. Алексеев А.А., Громова JI.A. Психогеометрия для менеджеров. Л.: Знание, 1991.- 163 с.
3. Аль-Ашмави Ф. Образ "другого" в школьных учебниках// Преподавание истории и обществознания в школе. №4, 2000. С.48-57.
4. Алексеева Т.А. Морально-политическая философия Д. Роулса. М., 1992.-240 с.
5. Андреев A.JI. Политическая психология. М.: Весь мир, 2002. -240 с.
6. Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1983. 127 с.
7. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., ИФРАН, 1995.-348 с.
8. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 303 с.
9. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.: Прогресс, 1976.
10. Ю.Ашин Г. К. Политическое лидерство: оптимальный стиль // Общественные науки и современность. 1993, № 2. С.14-25.
11. П.Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб: Наука, 1993.-237 с.
12. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В., Чурилов В.А. Этика политического успеха. Тюмень: Тюменский научный центр Сибирского отделения РАН, 1997. -212 с.
13. Барг М.А. Шекспир и история. М.: Наука, 1979. 216 с.
14. Барт Р. Избранные работы: Семиотика; Поэтика. М.: Прогресс,1989.-615 с.
15. Батай Ж. Литература и Зло. М.: МГУ, 1994. 165 с.
16. Баткин Л.Н. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М.,1978. 135 с.
17. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература,1990.-541 с.
18. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Минск: Попурри, 1999. 512 с.
19. Бессмертный Ю. Л. Жизнь и смерть в Средние века. М.: Наука, 1991. -235 с.
20. Бессознательное: Природа. Функции. Методы исслед.4тт. Тбилиси, 1978-1985.
21. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб: Питер,2001. 256 с.
22. Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. ( Философские раздумья о жизненных проблемах)//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М.: ИПЛ, 1990. -480 с.
23. Блэки Д. Четыре фазиса нравственности: Сократ, Аристотель, христианство и утилитаризм. М., 1905. 212 с.
24. Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической теории. М.: Мир, 1972.
25. Брагина Л.М. Итальянские гуманисты: этические учения XIV-XV вв. М.: Наука, 1977. 125 с.
26. Брежнев Л. И. Воспоминания. М.: ИПЛ, 1982.-223 с.
27. Буассье Г. Оппозиция при Цезарях. Собр. соч.2тт. СПб,1993.
28. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 464 с.
29. Булгаков С. Н, Свет невечерний. М.: Республика, 1994. — 415 с.
30. Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 434 с.
31. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Смоленск: Русич, 2002. 439 с.
32. Бэкон Ф. История правления короля Генриха VII.M.: Наука, 1990.-324 с.
33. Бэкон Ф. Сочинения в 2 тт. М.: Мысль, 1972.
34. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса.\\ Педагогика, № 4, 1998.-С. 12-23.
35. Зб.Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. - №2. - С.3-8.
36. Варфоломеевская ночь. Событие и споры. М.:РГГУ, 2001. -250 с.
37. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.
38. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.-404 с.
39. Вехи. Из глубины. М.: Международная ассоциация деятелей культуры «Новое время», 1990. 214 с.
40. Витгенштейн JI. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. — 520 с.
41. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Лениздат, 1990.-319 с.
42. Гегель Г.В.Ф. Философия религии в 2 тт. М., Мысль, 1975.
43. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 тт. М: Мысль, 1975.
44. Гергей Е. История папства. М.: Республика, 1996. 463 с.
45. Голик Н.В. Этическое в культуре. СПб: Санкт-Петербургское философское общ-во,2002. 254 с.
46. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., Наука, 1986. 132 с.
47. Громова JT.A. Этика взаимоотношений поколений. JL: Знание, 1989.-31 с.
48. Груссе Р. Чингисхан. М.гМолодая гвардия, 2000. 285 с.
49. Гумилев JI.H. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992. 320 с.
50. Гумилев JI.H. Древняя Русь и Великая Степь. М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992. 512 с.
51. Гумилев JI. Н. Черная легенда. М.: Экопрос, 1994. 624 с.
52. Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Наука, 1990. -395 с.
53. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., издательство Московского университета, 1985. -208 с.
54. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы философии. 1995. № 5.
55. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Н. Новгород: Издательство Братство св. Александра Невского, 2000. — 813 с.
56. Долгов К. М. От Киркегора до Камю: философия. Эстетика. Культура. М., Искусство, 1990.- 397 с.
57. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды.М., Гардарики,2002. 502 с.
58. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.:РЭЙ,1994. 120 с.
59. Еврипид. Трагедии в 2 тт. М.: Искусство, 1980.
60. Ельцин Б. Записки президента. М.: Огонек, 1994. — 416 с.
61. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал, 1999. — 235 с.
62. Зимбули А.Е. Лекции по этике. СПб., БИ, 2003. 176с.
63. Зимбули А.Е. Нравственная оценка: парадоксы и алгоритмы. -2001. СПб, изд-во РГПУ, 2001. 169 с.
64. Иваницкий В., Мещеряков А. Язык и власть// Дружба народов, 1992.№ 3.-С.200-216.
65. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. СПб: Лань, 1997. -256 с.
66. Иванов В.Г. История этики Средних веков. СПб: Лань, 2002. -464 с.
67. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. 203 с.
68. Иконникова С.Н. История культурологических учений. — Lewiston etc: Mellen, 2001. 626 с.
69. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 430 с.
70. Исупов К.Г. Мифология истории //Логос, 1992. №2- С.106-111.
71. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. М.: Ad marginem, 1997.527 с.
72. Канетти Э. Человек нашего столетия. Художественная публицистика. М.: Прогресс, 1990. -473 с.
73. Кареев Н. И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, произведения, идеи. Петроград, 1923. -120 с.
74. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994. — 415 с.
75. Карлейль Т. Французская революция. М.: Мысль, 1991. — 575 с.
76. Карлейль Т. Этика жизни. СПб: Знамение, 1999. -410 с.
77. Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика ,1998. -240 с.
78. Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество: критика социобиологии. СПб, Экономическая школа, 1994. — 159 с.
79. Колупаев Г.П., Клюжев В.М., Лакосина Н.Д., Журавлев Г.П. Экспедиция в гениальность. М.: Новь, 1999. -431 с.
80. Коммин Ф. Мемуары. М.: Наука, 1986. 496 с.
81. Коновалова Ж.Ф. Миф в советской истории и культуре. СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. 140 с.
82. Контроль сознания и методы подавления личности. Минск: Харвест, 2001.-624 с.
83. Косарев А. Философия мифа. М.: Университетская книга, 2000.
84. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. М: Изд-во МГУ, 1983.-144 с.
85. Крадин Н.Н. Предмет и задачи политической антропологии. -"Полис", 1997, № 5, с. 146-157.
86. Культура Возрождения и власть. М.: Наука, 1999. -223 с.
87. Кун Т. Структура научных революций. М.: Аст, 2003. — 365 с.
88. Кычанов Е.И. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. М.: Наука, 1973. 144 с.
89. Лазар М.Г. Этика науки: Философско-социологические аспекты соотношения науки и морали.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.126 с.
90. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: ИПЛ,1984. 126 с.
91. Ларошфуко Ф. Максимы и моральные размышления. М.:АСТ, 2003.-187 с.
92. Ленин о литературе и искусстве. М.: Гослитиздат, 1960.
93. Ленин об агитации и пропаганде. М.: Политиздат, 1956.
94. Леруа М. Миф об иезуитах. От Беранже до Мишле. М., LRC PRESS, 2001.-464 с.
95. Лихачев Д.Н. Письма о добром. СПб: Нотабене, 1991.-231 с.
96. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М.: Прогресс, 1994. -269 с.
97. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. -655с.101.
98. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб: Искусство, 2000. 703 с.
99. Луначарский А.В. Статьи по советской литературе. М.: Просвещение, 1971.
100. Лютер М.95 тезисов. СПб: Роза мира, 2002. 720 с.
101. Макиавелли Н. Государь. М.: Эксмо-пресс, 1998. 656 с.
102. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии, 1968, №6. С.14-25.
103. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. М.: ГИПЛ, 1956.- 432 с.
104. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. М.: Политиздат, 1955.
105. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Вост. Лит., 2000. -406 с.
106. Механизмы культуры. М.: Наука, 1990. 265 с.
107. Мор Т. Эпиграммы. История Ричарда III. М.: Наука, 1973.-254 с.
108. Мораль и рациональность. М.: Прогресс, 1995. 197 с.
109. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.-478 с.
110. Мур Дж. Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999.-351 с.
111. Мушинский В.О. Нет такого учебника, который не базировался бы на определенном круге идей // Преподавание истории и обществознания в школе. №4, 2000. С. 37-48.
112. Ницше Ф. Веселая наука. Злая мудрость. Человеческое слишком человеческое Минск: Попурри, 1997. 704 с.
113. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Минск : Попурри, 1997. 624 с.
114. Ницше Ф.О пользе и вреде истории для жизни. Минск: Попурри, 1998.-512 с.
115. Ноговицын О.М. Ступени свободы. Ленинград: изд-во ЛГУ, 1990.-188 с.
116. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989. — 557 с.
117. Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989. 650 с.
118. Очерки социальной философии. СПб: Изд-во СпбГУ, 1998.-292 с.
119. Перелыгин И. А. Проблема многообразия критериев социальной справедливости (философско-исторический анализ). Харьков: Основа, 1995.
120. Пигров К.С. Оборачивание метода и превращенные формы в процессе исторического творчества. // Материалистическое учение К. Маркса и современность. Л., 1984. С.64-74.
121. Пигров К.С. О перспективах практической философии: тематизация Дневника// Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. Уфа-СПб, издательство СпбГУ, 2001.
122. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Наука, 1994. 2 тт.
123. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. Рига: Звайгзне, 1982. 232 с.
124. Прокофьев А.В. Два лика нравоучения (к исследованию проблемы морализаторства) // Человек. № 6. 1998. С. 37-47.
125. Прокофьев А.В. Морализаторство: этико-теоретические и психологические аспекты // Этика: новые и старые проблемы. К шестидесятилетию А.А. Гусейнова. М., 1999. С. 126-149.
126. Пропп В.Я. Морфология сказки. СПб: Б.и, 1996. 153 с.
127. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.
128. Психология господства и подчинения. Минск: Харвест, 1998.-559 с.
129. Психология масс. Самара: Бахрах, 1998. 591 с.
130. Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН, изд-во КСП +, 1998.-412 с.
131. Революция и современность. Серия "Мыслители", IX. СПб, 2001.- 178с.
132. Религиозный синкретизм: проблемы теоретического и исторического исследования. СПб.: Наука, 1997.
133. Рижский М.И. Библейские вольнодумцы: Иов, Экклезиаст. М.: Республика, 1992. 233 с.
134. Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995.-463 с.
135. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб: Наука, 1991. -151с.
136. Рэнд А. Мораль индивидуализма. М.: Игра-техника, 1993.-96 с.
137. Сабиров В. Ш. Два лика зла. М.: Знание., 1992. 64 с.
138. Сабиров В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти. М.: Знание, 1992. -63 с.
139. Саймоне Дж. Карлейль. М.: Молодая гвардия, 1981. — 288 с.
140. Саллюстий Г. Сочинения. М.: Наука, 1981. 224 с.
141. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
142. Семин А.А. Педагогика и политика: исторический и современный опыт// Советская педагогика. 1991.№5. С.3-10.
143. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996. — 160 с.
144. Сенека Луций Анней. Трагедии. М.: Наука, 1983. -430 с.
145. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. 349 с.
146. Сумерки богов (Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр). М.:ИПЛ,1990. 396 с.
147. Словарь по этике (под ред. И.С. Кона) М.: Политиздат, 1983.-445 с.
148. Смайлс С. Саморазвитие умственное, нравственное и практическое. Минск: Университетское, 2000. — 410 с.
149. Смайльс С. Собр. соч. в 6 тт. СПб: издательство товарищества Вольф, 1903.
150. Смайлс С. Сочинения в 2 тт. М.: Терра, 1997.
151. Соина О.С. Моралист // Человек. 1995. № 4. С. 53-65.
152. Соина О.С. Феномен русского морализаторства. Новосибирск: наука, 1995. 196 с.
153. Социальная аналитика ритма. СПб: Symposium, 2001. -239 с.
154. Тацит К. Сочинения. 2 тт. М.: Ладомир, 1993.
155. Трубников Н.Н. О смысле жизни и смерти. М.: Росспэн, 1996.-382 с.
156. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. 277 с.
157. Уолкер С. С. Чингиз-хан. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998. -320 с.
158. Утопия и утопическое мышление. М.: Прогресс, 1991. — 405 с.
159. Феофанов О. Буржуазная культура на службе империалистической реакции. М.: ГИПЛ, 1954. 73 с.
160. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М.: Высшая школа, 1992. 121 с.
161. Философия старости. СПб: Symposium, 2002. 121с.
162. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.
163. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992.-289 с.
164. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск: Попурри, 1997. 606 с.
165. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. -330 с.
166. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с.
167. Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом Завете. М.: ИПЛ, 1989. 542 с.
168. Фуллье А. Ницше и имморализм. СПб: Общественная польза, 1905. 225 с.
169. Фюре Ф. Прошлое одной иллюзии.М.: Ad marginem, 1998.-639 с.
170. Хоанг М. Чингисхан. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -352 с.
171. Хейг К. Елизавета I Английская. Ростов-на- Дону, Феникс, 1997.-320 с
172. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской• Iправославной церкви. М.:2000. — 46 с.
173. Чечулин А.В., Решетников М.М. Общественное признание: опыт поощрения лучших и признания заслуг в дореволюционной и современной России. СПБ: Синтез-полиграф, 2001. — 101 с.
174. Чечулин А. В. Проблема детерминации индивида в современной философской антропологии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук: Спец. 09.00.13. СПб, 1999. 34 с.
175. Шацкий Е. Утопия и традиция. М.: Прогресс, 1990. 121 с.
176. Шевченко А.К. Культура. История. Личность: введение в философию поступка. Киев, 1991. 223 с.
177. Шелер М. Ресентимент в структуре морали. СПб: Наука, 1999.-93 с.
178. Щербинин А.И. "С картинки в твоем букваре", или Аз, Веди, Глагол, Мыслете и Живете тоталитарной индоктринации//Полис, 1999, №1.
179. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб: Алетейя, 1998.-378 с.
180. Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994. 143 с.
181. Этика (под ред. А.А. Гусейнова,Е. Л. Дубко). М.: Гардарики, 2003. -496 с.
182. Этика. Энциклопедический словарь (под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова). М.: Гардарики, 2001.
183. Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1990.М.: ИПЛ, 1990.-480 с.
184. Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. -352 с.
185. Barrow R, Woods R. An introduction to Philosophy of Education. London, 1988.-455 pp.
186. Baumgart W. Imperialism. The idea and reality of British and French colonial expansion, 1880-1914. Oxford University Press, 1986. -239 pp.
187. Bell D. The End of Ideology: on the Exhaustion of Political Ideas in the 50s.Glencoe, Free press, 1960. 221 pp.
188. Bindoff S. T .Tudor England Baltimore: Penguin books, 1950.-450 pp.
189. Bohmer O. Sofies Kleines Lexicon. Wien, 1966.
190. Butterfield H. Christianity and history. London, Bell and sons,1950.- 146 pp.
191. Campion N. The great year. Astrology, milleniarianism and history in the western tradition. New York, Penguin books, 1997. -696 pp.
192. Carlyle T. The French Revolution A History. London 1903. -765 pp.
193. Collini S. Public moralists.Political thought and intellectual life in Britain. Oxford, Clarendon press, 1993. -383 pp.
194. Concise Routledge Encyclopedia of Philosophy. London, 2000.
195. Eagleton T. Ideology: an Introduction. London, 1991. 240 pp.
196. The Faber book of conservatism. Edited by K. Baker. London, Faber and Faber, 1993. 291 pp.
197. Freire P. Education: The practice of freedom. London, Writers and Readers Publishing cooperative, 1974. 166 pp.
198. Genss R. The Idea of a Critical Theory. Cambridge, 1981. -140 pp.
199. Heater D. The civic ideal in world history, politics and education. London, Longman, 1990. 354 pp.
200. Hollste I. Is Human Life Valuable? Linkoping, 1998. 67 pp.
201. Laquer Walter. The new terrorism. Fanaticism and the arms of mass destruction. London, Phoenix Press, 1999. 312 pp.
202. Larrain J. The concept of Ideology. London, 1979. 670 pp.
203. Monod Paul K. The Power of kings. Monarchy and religion in Europe, 1589-1715. New Haven and London, Yale University Press, 1999. -417 pp.
204. Pickering M. Stereotyping. The politics of representation. China,2001. 246 pp.
205. Said A.M. Arab socialism. Blandford Press, 1972. 442 pp.
206. Snook I. A. Concepts of Indoctrination.L.,1972. 236 pp.
207. Society and the Individual. Readings in Political and Social Philosophy. Belmont, 1990. 780 pp.
208. Smiles S .The Character. London , 1895. 412 pp.
209. The Encyclopedia of Philosophy.L.,1997. 760 pp.
210. The Oxford Companion to Philosophy. Oxford, 1995.
211. Waddy C. The Muslim Mind. London, Grosvenor, 1990. -218 pp.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.