Идея спасения в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Шараков, Сергей Леонидович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Шараков, Сергей Леонидович
Введение.
Глава первая. Идея спасения в современном изучении романа.
Глава вторая. Семантика мотива спасения в сюжете романа.
2. 1. Мотив творения.
2. 2. Мотив грехопадения.
2. 3. Мотив спасения.
2. 4. Мотив суда.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблема духовного возрождения человека в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"2006 год, кандидат филологических наук Чжан Бяньгэ
Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского 1860-1870-х годов2007 год, кандидат филологических наук Сморжко, Светлана Николаевна
Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии2006 год, доктор филологических наук Тихомиров, Борис Николаевич
Христианские основы мировосприятия и изображения героя в произведениях Ф.М. Достоевского2006 год, доктор филологических наук Кунильский, Андрей Евгеньевич
Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог2006 год, кандидат филологических наук Гачева, Анастасия Георгиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея спасения в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"»
О том, что идея спасения была неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского, говорили уже первые исследователи его творчества. Так, Н. Бердяев, отмечая не возрожденческий, гуманистический, но религиозный характер русской литературы, пишет: «Они (Достоевский и Толстой, - С. Ш.) поражены религиозной болью и мукой, они ищут спасения, жаждут искупления, болеют о мире».1 Более определенно, с точки зрения церковного понимания спасения, высказывается о. Василий (Зеньковский): «Христианство для Достоевского открылось именно как сила спасения и как путь спасения». И далее: «Центральное значение идеи спасения в христианстве нужно непременно иметь в виду, чтобы понять диалектику духовных исканий и философских построений Достоевского. Эта диалектика определяется двумя исходными темами - темой о падении человека и темой его спасения и восстановления».2 О главенстве идеи спасения в творчестве писателя говорил и русский богослов митрополит Антоний (Храповицкий): «Какого бы из героев этих трех романов вы ни взяли (три последние романа. - С. Ш), какую бы сцену ни открыли, везде встретите ту же идею, те же две проведенные дороги - к спасению в человеке образа Божия и к уничтожению. С этой идеей Достоевский прошел по всем слоям общества: по монастырям и церквам, по университетам и низшим школам, по гостиным и гуляньям, по ученым кабинетам и судам, по училищам и больницам, по тюрьмам и каторжным шахтам».3
Но, несмотря на очевидность того факта, что тема христианской сотереологии присуща мировоззрению Достоевского, до сегодняшнего времени нет исследования, в котором бы идея спасения рассматривалась в качестве «порождающей модели» того или иного произведения писателя. (Следует отметить - об этом мы будем говорить в первой главе - что тема спасения в том или ином виде присутствует во многих работах современных ученых).
Вообще, надо сказать, изучение Достоевского в контексте христианской духовности имеет более чем столетнюю историю. Тема религиозных убеждений писателя, так или иначе, затрагивается уже его современниками, среди которых выделяются публикации русских философов: Вл. Соловьева и К. Леонтьева. А полемика о характере религиозности Достоевского, начатая ими, продолжается и сегодня. Стоит отметить также статьи и «Слова» церковных деятелей конца XIX начала XX веков, начавшие появляться еще при жизни писателя. Среди прочих обращают на себя внимание проповеди таких священнослужителей, как протопресвитер Иоанн Янышев, архимандрит Иосиф, приват-доцент Иван Яхонтов, протоиерей Философ Орнатский.
Особая роль в исследовании христианского контекста произведений Достоевского принадлежит деятелям русского религиозно-философского ренессанса, среди которых стоить отметить работы Н. Бердяева, Н. Лосского, В. В. Розанова, о. Сергия (Булгакова), о. Василия (Зеньковского), митрополита Антония (Храповицкого), К. Мочульского, Вяч. Иванова и др. Именно ими наиболее полно были рассмотрены религиозные и философские взгляды и убеждения писателя. При всем том, в исследованиях указанных авторов недостаточное внимание уделяется художественной стороне произведений Достоевского.
Данный недостаток был восполнен в советском литературоведении, в котором в центре внимания находится, прежде всего, поэтика Достоевского. И хотя в это время много было сделано в интересующей нас области (более всего на уровне отыскания христианских источников), религиозное содержание, присущее произведениям Достоевского, отодвигается на второй план. Более того, творчество писателя и вообще русская литература рассматриваются в парадигмах, игнорирующих духовный уровень постижения культуры.
В последние два десятилетия в отечественной науке возрождается интерес к христианскому контексту русской литературы. По мнению ряда ученых, наметилась необходимость новой концепции, «которая бы учитывала ее (русской словесности. - С. Ш.) подлинные национальные и духовные истоки и традиции».4 Говорится о возможности и необходимости новых подходов к изучению художественных произведений. Так, например, И. А. Есаулов предлагает подход (наряду с выдвинутыми М. М. Бахтиным двумя подходами - историко-литературным и мифопоэтическим), «вытекающий из постулата существования различных типов культур, которые оказывают глубинное воздействие на создание и функционирование того или иного произведения искусства».5 Ученый также утверждает, что отечественная словесность своими корнями уходит в толщу православной культуры.
В связи с вышесказанным, становятся понятными цель и задачи нашего исследования. Если целью является обнаружение православного кода романа Достоевского «Братья Карамазовы», то главной задачей -рассмотрение роли идеи спасения в построении художественного мира произведения.
Произведение искусства, как это принято понимать в классической эстетике, суть творение человека по принципу подражания (в самом широком смысле слова) объективно существующей реальности в художественных образах. Понятно, что категории «объективная реальность», «подражание», «художественный образ» полисемичны.6 Для Достоевского объективной реальностью был Бог, Творец мира, Иисус Христос. «Реальное (у Достоевского. - С. Ш.) истинно, если оно обращено к Богу и Христу, но призрачно, если пошло и прозаично. Нет ничего реальнее личности Христа, у реален фантастичный Дон-Кихот и Идиот, но фантастично обыденное». Писатель, в согласии с христианским учением, верил в божественность
Христа и спасительность подвига Богочеловека. «Достоевский верил, что природа Христа богочеловечна. Явление - это богоявление, открывшее человечеству путь к спасению и вечной жизни».8 В свою очередь, вера в Бога необходимым образом отражалась и на творческой деятельности писателя, влияла на формирование особого типа художественного видения (мимесис), что, несомненно, сказалось и в создании художественных образов.
Для изучения романа «Братья Карамазовы» мы привлекаем категории формы и содержания в том значении, какое вкладывал в них Гегель: «.Содержанием искусства является идея (содержание. - С. Ш.), а его формой - чувственное, образное воплощение».9 Данный выбор обусловлен тем, что понятия формы и содержания (идеи) помогают увидеть, как авторская концепция, идея реализуется в художественной форме произведения. Дело в том, что идея и форма необходимым образом связаны друг с другом. Как отмечает тот же Гегель, идея и ее воплощение максимально друг другу соответствуют, так что «конкретная идея носит в самой себе принцип и способ своего проявления, и она свободно созидает свою собственную форму».10 Таким образом, идея спасения, если она является центральной в романе «Братья Карамазовы», должна играть роль «порождающей модели» произведения как художественного целого. Другими словами, идея спасения должна каким-то образом проявиться в художественной форме романа «Братья Карамазовы».
Как известно, в составе формы, несущей содержание (идею), в науке выделяются три стороны: предметное начало (мир произведения или «художественный мир»), художественная речь («поэтический язык»), композиция (структура литературно-художественной формы). В ходе исследования, так или иначе, мы будем затрагивать каждую из указанных сторон, но преимущественно наше внимание будет направлено на такой аспект композиции, как мотивы. Наш выбор диктуется особой ролью и значением выбранной категории, какую она играет в построении произведений художественной словесности.
Обратимся к понятию мотива. Известно, что данный термин перешел в литературоведение из музыки, где он понимается как «наименьшая самостоятельная единица формы музыкальной».11 В русской науке впервые понятие мотива теоретически было обосновано А.Н. Веселовским. «Под мотивом я разумею простейшую повествовательную единицу, образно ответившую на разные запросы первобытного или бытового наблюдения. При сходстве или единстве бытовых и психологических условий на первых стадиях человеческого развития такие мотивы могли создаваться самостоятельно и вместе с тем представлять сходные черты».12 В качестве простейшей повествовательной единицы, по Веселовскому, мотив является минимальной единицей сюжетосложения. В 1920-е годы рассуждение Веселовского о мотиве как неразложимой единице сюжета было пересмотрено и подвергнуто сомнению В. Я. Проппом, который считал, что мотив вполне возможно разложить на более мелкие элементы. В качестве малейшей единицы сюжета ученый предложил «функции действующих лиц».13 Точку зрения Веселовского оспаривают и другие ученые.14 Как утверждает Л. М. Щемелева, в последнее время термин мотив, став «актуальным аспектом современного литературоведческого анализа, все более утрачивает свое прежнее содержание, относящееся к формальной структуре произведения: из области «строгой» поэтики он переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя».15 И более того: мотивы могут быть не только сюжетными, но и описательными, лирическими, не только интертекстуальными (А. Н. Веселовский имеет в виду именно такие), но и внутритекстовыми. Можно говорить о знаковости мотива - как в его повторяемости от текста к тексту, так и внутри одного текста. Определённое отношение связывает мотив и лейтмотив с темой произведения. Мотив можно рассматривать как развитие, расширение и углубление основной темы. Мотив наряду с лейтмотивом может играть особую роль в организации «второго» смысла произведения.
Задача нашей работы - показать, как идея спасения расширяется и углубляется в мотиве спасения и как, по мере развёртывания основной темы, возникают мотивы грехопадения, спасения, творения, суда, веры, соблазна и др. Данные мотивы, как мы попытаемся доказать, «организуют», в свою очередь, внутренний смысл, «подводную» составляющую романа.
Но прежде чем обратиться к рассмотрению религиозных мотивов романа, мы предлагаем краткий экскурс в современную историю исследований евангельского слова у Достоевского (преимущественно в романе «Братья Карамазовы»).
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество Ф.М. Достоевского и древнерусская мистико-аскетическая традиция: Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, Нил Сорский2009 год, кандидат филологических наук Григорьев, Александр Геннадьевич
Проблема спасения в творчестве Ф.М. Достоевского: Философско-антропологический аспект2006 год, кандидат философских наук Капилупи, Стефано Мариа
Проблема богоборчества и ее художественное решение в романе "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского2005 год, кандидат филологических наук Сизова, Ирина Игоревна
Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": типы и архетипы2007 год, кандидат филологических наук Невшупа, Ирина Николаевна
Трагический "бунт" Ивана Карамазова в системе библейских аллюзий2008 год, кандидат филологических наук Ляху, Виктор Степанович
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Шараков, Сергей Леонидович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея спасения является основным содержанием христианского искусства. Такое положение вещей вытекает из христианского опыта абсолютной Личности. «Опыт абсолютной личности есть опыт определенного божества, носящего определенное имя, существенное на всю вечность и абсолютно непостижимое. Поскольку такое божество мыслится как абсолютная данность, выше человека и выше самого мира, все мировое и человеческое может быть только его изображением. Но искусство, создаваемое исключительно для целей эстетических, для услаждения человека, хотя бы оно и изображало божественное, не есть то искусство, которое здесь признается, так как оно предполагает самодовление отдельной личности, то есть нарушение принципа абсолютно объективной личности. Следовательно, феодальное (христианское. - С. Ш.) искусство в своем принципе должно быть не только изображением бытия, но и тем или другим его личностно-бытийным воплощением. Другими словами, феодальное искусство в принципе есть сакральное искусство, то есть такое, где произведение искусства есть не только изображение божественного, но само по себе есть сакральная вещь, или предмет культа. Живопись тут должна быть иконописью, архитектура должна быть храмовым строительством,
I31 музыка - церковной, культовой музыкой, поэзия - богослужением».
В христианской Европе с эпохи Возрождения, а в России с XVII века начинается процесс десакрализации искусства. Связано это было с отходом I от опыта абсолютной личности. Так называемое светское искусство основывается теперь на опыте отъединенной человеческой личности, отчего творчество индивидуализируется. Такова главная тенденция европейского и русского искусства, которая увенчалась в постмодернизме распадом личности. И только в XIX веке в России была предпринята попытка создания светской православной культуры. И в этом отношении творчество
Достоевского наиболее показательно, так как его произведения наиболее насыщенны евангельским словом.
В данном исследовании мы попытались выявить христианский смысл романа «Братья Карамазовы». На речевом уровне текст насыщен мотивом спасения. О спасении говорят основные действующие лица. Более того, в исследовательской литературе о Достоевском неоднократно подчеркивалось, что идея спасения присуща творчеству писателя, и что ее необходимо учитывать при анализе его произведений. В связи с тем, что идея спасения присуща христианской культуре, и что Достоевский является одним из творцов светской православной культуры, мы попытались рассмотреть некоторые стороны поэтики писателя в отношении идеи спасения. Являясь основным содержанием романа, идея спасения воплощается в нем в мотивах творения, грехопадения, спасения, суда, веры и др. Данные мотивы углубляют и расширяют тему спасения. Так, например, в мотиве творения и связанными с ним мотивами тайны и веры раскрываются основания поведения героев. Оказывается, что их поведение мотивировано их отношением к тайне бытия. Соответственно, вера в сотворенность бытия порождает смиренное, благоговейное отношение к тайне. И только тогда героям открывается незримое присутствие в мире рая. Отсюда неизбежно следует вывод, что спасение заключается в обретении рая. Мотив грехопадения и связанные с ним мотивы соблазна, гордости, толковости-бестолковости, похищения раскрывают иную грань спасения. Здесь речь идет уже о поврежденности существа человека грехом, отчего мир оказывается наполненным противоречиями, бессмыслицей, несправедливостью и т.д. Противоречия эти проникают в самое существо человека. В указанных мотивах обнаруживается определенная закономерность: герои четко делятся на тех, кто соблазняет, и тех, кого соблазняют, на толковых и бестолковых, на гордых и смиренных. Обретают рай те, которые проявляют смирение, те, которые относятся к разряду бестолковых, те, которые не соблазняют, но, напротив, претерпевают соблазны. Таковы Алеша, Зосима, Михаил, Маркел,
Илюша, Грушенька, Митя. Те же, кто, напротив, проявляют гордость, не обретают «таинственной связи» с «мирами иными». Таковы Иван Федорович, Катерина Ивановна, Федор Павлович, Миусов, Смердяков.
Мотив спасения связан в произведении с образом Христа. Это проявляется на речевом и предметно-образном уровнях. Герои говорят, спорят, рассуждают о спасении. На предметно-образном уровне мотив спасения проявляется как в виде ценностных ориентации персонажей (три брата Карамазовых олицетворяют три идеи спасения - языческую, гуманистическую, христианскую), так и в символической составляющей значимых в свете идеи спасения образов Мирового Древа, зерна, камня. Все они символизируют Христа, Который воочию является Алеше. Образ Христа в романе оказывается пререкаемым знаменем, по отношению к которому проявляют себя герои. Вера во Христа открывает героям рай на земле. Мотив суда также связан с идеей спасения. Суд в романе - это и знак Божьего величия, и знак человеческой гордыни. Персонажей можно разделить на две группы: те, кто считает себя вправе судить мир и ближнего, и те, кто отказывает себе в этом праве. Таким образом, все указанные мотивы воплощают идею спасения. В этом смысле они предстают определенными вехами на пути спасения для героев произведения. Можно заметить еще одну закономерность: мотивы творения и грехопадения, например, чаще всего встречаются в первой половине романа, а, например, мотив суда - во второй. Здесь, на наш взгляд, обнаруживается определенная последовательность мотивов, последовательность, связанная с последовательностью замысла Божьего о мире. Насыщенность романа «Братья Карамазовы» библейскими образами, мотивами, цитатами и реминисценциями позволяют говорить о том, что "порождающей моделью" романа служит библейская Священная история, которая сконцентрирована в произведении в идее спасения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Шараков, Сергей Леонидович, 2006 год
1. Андреев/ский/ И. М. Ф.М.Достоевский /Проф. И. М. Андреев. Очерки по истории русской литературы XIX века. /Краткое конспективное изложение некоторых лекций, читанных в Свято-Троицкой духовной семинарии //Сб. 1-й. Джорданвилль, Нью-Йорк, 1968.
2. Антоний (Храповицкий), митрополит. Ф. М. Достоевский как проповедник возрождения. Монреаль, 1965.
3. Аскольдов С. Религиозно-этическое значение Достоевского //Ф.М.Достоевский. Статьи и материалы. Сб. 1, под ред. А. С. Долинина, Пг., 1992.
4. АрсеньевН. Духовные основы творчества Достоевского //Париж: Возрождение, 1971, №228.
5. АрсеньевН. Внутренний смысл творчества Достоевского. Варшава, 1932.
6. Абрамович Н. Я. Христос Достоевского. М., 1914.
7. Алексеев А. А. Христианские основы эстетики Ф. М. Достоевского //Ф. М. Достоевский и национальная культура. Вып. 2. Челябинск, 1996. С. 3-28.
8. Ашимбаева Н. Т. Сердце в произведениях Достоевского и библейская антропология //Достоевский и мировая культура. Альм., № 6. СПб, 1996.
9. Бицилли П. М. К вопросу о внутренней форме романа Достоевского. София, 1946.
10. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Издание второе, переработанное и дополненное. М, 1963.
11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
12. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
13. Белик А. П. Художественные образы Ф. М. Достоевского: Эстетические очерки. М., 1974.
14. Белецкий А. И. О «Братьях Карамазовых» как 3 поколениях русских людей, воплощающих прошлое, настоящее и будущее //Избранные труды по теории литературы. М., 1964.
15. Белкин А. А. «Братья Карамазовы» (социально-философская проблематика) //Творчество Достоевского. М., 1959. С. 265-292.
16. Белов С. В. Почему братьев Карамазовых было трое? //Русская речь. №4. М., 1979.
17. Беловолов (Украинский) Г. В. Старец Зосима и епископ Игнатий Брянчанинов //Достоевский: М. и И. Т. 9. Л., 1991. С. 167 — 179.
18. Белопольский Б. Н. Достоевский и позитивизм. Ростов-на-Дону, 1985.
19. Бельчиков Н. Ф. «Золотой век» в представлении Ф. М. Достоевского //Вопросы истории и теории литературы. М., 1971.
20. Бем А. А. Достоевский. Прага, 1938.
21. Бем А. А. Тайна личности Достоевского //Православие и культура. Сборник религиозно-философских статей под ред. проф. В. Зеньковского. Берлин, 1923.
22. Бердяев Н. А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //Вопросы философии. 1990. № 1. С. 77- 144. №2. С. 87- 154.
23. Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского ПО Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. М., 1990. С. 215-233.
24. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского //Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 7-150.
25. Благой Д. Д. Достоевский и Пушкин //Достоевский -художник и мыслитель. М., 1972. С. 344-426.
26. Благой Д. Д. Путь Алеши Карамазова //Известия АН СССР, серия литературы и языка. №1. М., 1974. С. 8-26.
27. Борисова В. В. Национальное и религиозное в творчестве Ф. М. Достоевского //Проблема этно-конфессионального синтеза. Автореф. дис.доктора филол. Наук. Екатеринбург, 1997.
28. Бочаров С. Г. Леонтьев и Достоевский. Статья первая //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 12. СПб, 1996. С. 162189.
29. Буданова Н. Ф. Достоевский о Христе и истине //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 10. СПб., 1992.
30. Буданова Н. Ф. А поле битвы сердца людей («Братья Карамазовы» и «Девяносто третий год») //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 13. Спб., 1996. С. 137-162.
31. Буданова Н. Ф. История «обращения и смерти» Ришара, рассказанная Иваном Карамазовым //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 13. СПб., 1996. С. 106-119.
32. Буданова Н. Ф. Достоевский и Константин Леонтьев //Достоевский: Материалы и исследования. Вып. 9. Л., 1991.
33. Бузина Т. Мотивы духовных стихов в романе «Братья Карамазовы» //Достоевский и мировая культура. Альм. № 6. Санкт-Петербург, 1996.
34. Буланов А. М. Статья Ивана Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнегоромана Ф. М. Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 9. Л., 1991. С. 132- 144.
35. Булгаков С. Н. Иван Карамазов как философский тип //Избранные статьи: В 2 Т. М., 1993. Т. 2. С. 15-46.
36. Булгаков С. Н. Русская трагедия //Избранные статьи: В 2 Т. М., 1993. Т. 2. С. 499-527.
37. Бурсов Б. И. Избранные работы: В 2 Т. Л., 1982.
38. Ветловская В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л.,1977.
39. Ветловская В. Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси. ТОДРЛ. Т. XXVIII. С. 299-302.
40. Ветловская В. Е. Pater Seraphicus //Достоевский: М. и И. Т. 4. Л., 1983.
41. Вильмонт Н. Н. Достоевский и Шиллер. М., 1984.
42. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.,1959.
43. Виноградов И. А. Гоголь художник и мыслитель: христианские основы миросозерцания. М., 2000.
44. Викторович В. А. Творчество Ф. М. Достоевского и русская литература XIX века (проблема генезиса). Автореф. дис. доктора филол. наук. СПб., 1994.
45. Владимирцев В. П. Достоевский и русская этнологическая культура //Достоевский и национальная культура. Вып. 1. Челябинск, 1994. С. 60-90.
46. Владимирцев В. П. Наблюдение над троичной поэтикой Достоевского: правила, границы, подробности, общий смысл //Русская речь. №5. М., 1994. С. 164-167.
47. Владимирцев В. П. Мотив «Горячее-горящее сердце» у Достоевского (в срезах исторической поэтики, культурологи и этнографии) //Проблемы исторической поэтики. Вып. 2. Петрозаводск, 1992. С. 137-144.
48. Власкин А. П. Идеологический контекст в романе Ф. М. Достоевского: Учебное пособие по спецкурсу. Челябинск, 1987.
49. Власкин А. П. Творчество Ф. М. Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск, 1994.
50. Волгин И. Последний год Достоевского. М., 1991.
51. Волгин И. Родиться в России: Достоевский и современники: жизнь в документах. М., 1991.
52. Волынский А. Царство Карамазовых. СПб., 1901.
53. Воропаев В. А. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1999.
54. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Берлин,1923.
55. Галич Л. Реализм Достоевского //Новый журнал. Нью-Йорк, 1946. № 13. С. 188-198.
56. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов //Достоевский и мировая культура. Альм. №3. М., 1994. С. 110-140.
57. ГачевГ. Д. Космос Достоевского //Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.
58. ГачеваА. Г. Полемика с протестантизмом в «Братьях Карамазовых» //Достоевский и современность: Материалы IX Международных Старорусских чтений. Новгород, 1995. С. 52-66.
59. Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского //О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1913 гг. Сборник статей. М., 1990. С. 352-373.
60. Гессен С. И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф. М. Достоевского и Вл. Соловьева //Современные записки. Кн. 45. Париж, 1931.
61. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977.
62. Голова С. В. Наследие Византийских Отцов Церкви как фоновая структура в художественном мире Ф. М. Достоевского (на примере «Лествицы» преподобного Иоанна) //Достоевский и мировая культура. Альм. № 9. М., 1997.
63. Голосовкер Э. Э. Достоевский и Кант. М., 1983.
64. Горичева Т. Достоевский русская феноменология духа // Достоевский и М. К. Альм. №5. М., 1995.
65. Горностаев А. К. Рай на земле: К идеологии творчества Ф. М. Достоевского. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Харбин, 1929.
66. Гражис П. Достоевский и романтизм. М., 1979.
67. Григорьев А. А. Достоевский и зарубежная литература. «Учебные записки Ленинградского пед. Института им. А. И. Герцена», кафедра зарубежной литературы. Т. 158. Л., 1958. С. 3-49.
68. Григорьев Д. Достоевский и религия //Вольная мысль. №3. Мюнхен, 1961.
69. Громыко M. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосибирск. 1985.
70. Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. М., 1925.
71. Гроссман Л. П. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография, комментарий. М., ПГ., 1922.
72. Гроссман Л. П. Достоевский художник //Творчество Ф. М. Достоевского. М., 1959. С. 330-416.
73. Гроссман Л. П. Достоевский. М., 1963.
74. Гроссман Л. П. Последний роман Достоевского. В кн.: Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы». Т. 1. ГЦХЛ. М., 1935. С. 3-51.
75. Гроссман Л. П. «Русский Кандид» (К вопросу о влиянии Вольтера на Достоевского) //В. Е. №5. 1914. С. 192-203.
76. Джексон Р. Л. Проблема веры и добродетели в «Братьях Карамазовых» //Достоевский: М. и И. Вып. 9. Л., 1991.
77. Достоевский: Эстетика и Поэтика. Словарь-справочник. Челябинск, 1997.
78. Долинин А. С. Последние романы Достоевского: Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М., Л., 1963.
79. Долинин А. С. Зарождение главной идеи Великого инквизитора //Достоевский. Однодневная газета Русского библейского общества». 30 октября. 1921. С. 16-17.
80. Дунаев М. М. Федор Михайлович Достоевский //Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в ХУШ-ХХ вв. М., 2002. С. 317-319.
81. Евнин Ф. И. Достоевский и воинствующий католицизм 1860-1870-х годов (к генезису «Легенды о Великом инквизиторе») //Р. Л. №1. 1967. С. 29-41.
82. Евнин Ф. И. Реализм Достоевского //Проблемы типологии русского реализма. М,, 1969. С. 408-454.
83. Евнин Ф. И. Об одной историко-литературной легенде //Р. Л. №3. 1965. С. 3-26.
84. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.
85. Ефимова Н. Мотив библейского Иова В «Братьях Карамазовых» //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 11. Л., 1994.
86. Зандер Л. А. Монашество в творениях Достоевского: Идеал и действительность //Вестник РСХД. №70-71. Париж, 1963.
87. Зандер Л. А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне. 1960.
88. Захаров В. Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского //Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С. 37-49.
89. Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы //Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. Петрозаводск, 1988. Вып. 2.
90. Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. Типология и поэтика. Л., 1985.
91. Захаров В. Н. О христианском значении основной идеи творчества Достоевского //Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 137-146.
92. Захаров В. Н. Фантастическое как категория поэтики Достоевского семидесятых годов //Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1981.
93. Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Ф. М. Достоевского //Художественный образ и историческое сознание. Петрозаводск, 1974.
94. Захарова Т. В. «Дневник писателя» как оригинальное жанровое явление и идейно-художественная целостность //Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.
95. Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 Т. Л., 1991. Т. 1.4. 2. С. 220-244.
96. Зеньковский В. В. Проблемы красоты в миросозерцании Достоевского //Путь. №2. Париж, 1933.
97. Зеньковский В. В. Ф. М. Достоевский, Владимир Соловьев, Н. А. Бердяев //Русская идея. М., 1992.
98. Зунделович Я. О. Романы Достоевского. Статьи. Ташкент, 1963.
99. ИваскЮ. Упоение Достоевского //Новый журнал. №107.1972.
100. Иванов Вяч. И. Лик и личины //Русская мысль. Кн. 1. 1917.
101. Иванов Вяч. И. Достоевский и роман-трагедия ПО Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.
102. Иванов В. В. Скоморохи и юродивые как привратники смерти в космосе Достоевского //Скоморохи: Проблемы и перспективы изучения. Сб. ст. и реф. Международного симпозиума РИЦ РАН. СПб., 1994.
103. Иванов В. В. Безобразие красоты: Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993.
104. Ильин В. Демонология и юмор Достоевского //Возрождение. №234. Париж, 1971.
105. Ильин. И. Гении России //Ильин И. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 3. М., 1997.
106. Ильин И. Основы художества. О совершенном искусстве //Ильин И. Собр. Соч.: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М., 1996.
107. Иустин (Попович), преподобный. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998.
108. Кантор В. В поисках личности: Опыт русской классики. М.,1994.
109. Кантор В. Эстетика Достоевского и кризис религиозного сознания России //Наука и религия. № 9. 1971.
110. Капралов Е. 3., прот. Легенда о «Великом Инквизиторе» Ф. М. Достоевского и ее религиозно-исторический смысл. Киев, 1915.
111. Карасев Л. Как был устроен «заклад» Раскольникова //Достоевский и мировая культура. Альм. № 4. М., 1995.
112. Карасев Л. О символике Достоевского //Вопросы философии. № 10. 1994.
113. Карсавин Л. П. Достоевский и католичество //Достоевский: Статьи и материалы. Под ред. А. С. Долинина. Петербург, 1992.
114. Карчевский С. И. Об эстетике Достоевского. К 40-летию со дня смерти //Современные записки. Кн. 3. Париж, 1921.
115. Касаткина Т. А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М, 1996.
116. Касаткина Т. А. Теодицея от Ивана Карамазова. //Достоевский и мировая культура. Альм. № 7. М, 1996.
117. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского. М, 1986.
118. Кашина Н. В. Эстетика Ф. М. Достоевского. М, 1975.
119. Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 3. JI, 1978.
120. КийкоЕ. И. Из истории создания «Братьев Карамазовых» (Иван и Смердяков) //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 2. Л, 1976. С. 125-129.
121. КирилловА. Церковно-религиозные вопросы, затрагиваемые в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» //Донские епархиальные ведомости. № 16. 1880.
122. Кириллова И. Отметки Достоевского на тексте Евангелия от Иоанна//Достоевский в конце XX века. М, 1996.
123. Кирпотин В. Я. Ф. М. Достоевский. Творческий путь (18211859). М., 1960.
124. Кирпотин В. Я. Достоевский в шестидесятые годы. М.,1966.
125. Кирпотин В. Я. Достоевский и русские писатели. М., 1971.
126. Кирпотин В. Я. Достоевский художник. М., 1972.
127. Кирпотин В. Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970.
128. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского: Статьи, исследования. 2-ое издание. М., 1083.
129. Коган Г. Достоевский на дорогах России //Литературная газета. № 52. 25 декабря. 1974.
130. Комарович В. Л. «Мировая гармония» Достоевского //Атеней. А., 1924. Кн. 1.
131. Комарович В. Л. Ненаписанная поэма Достоевского //Достоевский: Статьи и материалы. Под ред. А. С. Долинина. Петербург, 1922.
132. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). СПб., 1994.
133. Котельников В. А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. № 13. СПб., 1996. С. 194-2000.
134. Криволапов В. Н. Традиции древнерусской культуры в творчестве Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы»): Автореф. дис.канд. филол.наук. Л., 1986.
135. КриницынА. Б. Формы исповеди в романах Ф. М. Достоевского. Автореф. дис.канд. филол. наук. М., 1995.
136. Круговой Г. Христианство Достоевского и русская религиозность. Кн.2. Мюнхен, 1965.
137. Ктиторов Я. Н. Вопрос религии и морали в русской художественной литературе. Горки могилевской губернии, 1909.
138. Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. М., 1979.
139. Кудрявцев А., свящ. Речь пред началом панихиды по Ф. М. Достоевскому, произнесенная профессором богословия священником Кудрявцевым в церкви Императорского Новороссийского университета 8 февраля 1881 г. Одесса, 1881.
140. Кузнецов Б. Эйнштейн. Изд. АН СССР. М., 1963. С. 87-98.
141. Кузнецов Б. Образы Достоевского и идеи Эйнштейна //Вопросы литературы. № 3. 1963.
142. Кунильский А. Е. проблема «смех и христианство» в романе Достоевского «Братья Карамазовы» //Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Петрозаводск, 1994.
143. Кульман Н. К. Пророчество Достоевского о судьбах русского народа //Россия и славянство. № 117. 21 февраля. Париж, 1931.
144. Куплевацкая Л. А. Символика хронотопа и духовное движение героев в романе «Братья Карамазовы» //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 10. СПб., 1992. С. 90-100.
145. Лапшин И. И. Эстетика Достоевского. Берлин, 1923.
146. Левина Л. А. «Новый Иов» в творчестве Ф. М. Достоевского и в русской литературе XX века //Достоевский: Материалы и исследования. №11. Л., 1994.
147. Левитский С. Идеалы будущего с точки зрения православной и католической, изображенные в романе «Братья Карамазовы» //Левитский С. Православие и народность. М., 1889.
148. Левитский В. Положительные типы христиан в сочинениях Ф. М. Достоевского и его взгляд на отношение евангельских заповедей к жизни //Вера и жизнь. № 16. 1913.
149. Левицкий С. А. Фантастический реализм Достоевского: Об иерархической структуре его романов //Записки Русской акад. Группы в США. Т. 5. Нью-Йорк, 1971.
150. Леонтьев К. Н. О всемирной любви, по поводу речи Достоевского Ф. М. на Пушкинском празднике //О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.
151. Лихачев Д. С. Литература реальность - литература. Л.,1984.
152. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. Л, 1971.
153. ЛосскийН. О. Достоевский и его христианское миросозерцание //Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994.
154. Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974.
155. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа XIX столетия //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 Т. Т. 2. Таллин, 1992.
156. Лысенкова Е. И. Значение шиллеровских отражений в романе «Братья Карамазовы» //Достоевский и мировая культура. Альм. № 2. СПб., 1995.
157. Лурье В. Догматика «религии любви» //Христианство и русская литература: Сб. второй. СПб., 1996.
158. Малягин В. Достоевский и Церковь //Ф. М. Достоевский и Православие. М., 1997.
159. Манн Ю. В. Достоевский художник и мыслитель. М.,1972.
160. Мейлах Б. Талант писателя и процесс творчества. Л., 1969.
161. Мережковский Д. С. Угль пылающий (О Достоевском) //Сегодня. 8 февраля. № 39. Рига, 1931.
162. Мережковский Д. С. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. Религия //Мережковский Д. С. ПСС. Т. 7, 8, 9. М., 1910.
163. Мережковский Д. С. Достоевский //Мережковский Д. С. Акрополь. М., 1991.
164. Мережковский Д. С. Пророк русской революции ПО Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.
165. Михайловский Н. К. Жестокий талант //Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М., 1957.
166. Михнюкевич В. А. Достоевский-художник и русский фольклор //Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.
167. Михнюкевич В. А. Духовные стихи в системе поэтики Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 10. СПб., 1992.
168. Михнюкевич В. А. Достоевский и национальная христианская культура //Ф. М. Достоевский и национальная культура. Вып. 2. Челябинск, 1996. с. 117-141.
169. МишлевН. Русский Фауст //Русский филологический вестник. № 2. № 3. 1905. № 1-2, № 3-4. 1906. № 1. 1907.
170. Моисеева Н. И. Отечественная православная традиция психолого-характерологического значения имен в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского и книге «Имена» Павла Флоренского //Достоевский и мировая культура. Альм., № 9. М., 1997.
171. МотидзукиК. Тема казуистики в романе «Братья Карамазовы» //Достоевский и мировая культура. Альм., № 8. М., 1997. С. 127-134.
172. МочульскийК. Достоевский. Жизнь и творчество. //Мочульский К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М., 1995.
173. Назиров Р. Г. Достоевский и романтизм //Проблемы теории и истории литературы. М., 1971.
174. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. Саратов, 1982.
175. НазировР. Г. Проблема художественности Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.
176. Недзведкий В. А. Мистериальное начало в романе Ф. М. Достоевского //Достоевский и мировая культура. Альм., № 9. М., 1997. НейфельдИ. Достоевский. Психоаналитический очерк. Под ред. З.Фрейда. Л.-М., 1925.
177. Никанор (Бровкович), епископ. Поучение в неделю чтения притчи о блудном сыне в день поминовения усопшего раба божия Федора Достоевского, знаменитого писателя. СПб., 1887.
178. Овсянико-Куликовский Д. Н. Литературно-критические работы: В 2 Т. Т. 2. М., 1989.
179. Осмоловский О. Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев, 1981.
180. Переверзев В. Ф. Творчество Достоевского. М., 1912.
181. Плетнев Р. Сердцем мудрые: О «старцах» Достоевского НО Достоевском. Вып. 2. Прага, 1933.
182. Плетнев Р. Достоевский и Библия. (Ветхий завет) //Путь. № 58. Париж, 1938-1939.
183. Плетнев Р. Преображение мира (Природа в творчестве Достоевского) //Новый журнал. № 43. Нью-Йорк, 1955.
184. Плетнев P. H. Ф. Федоров и Ф. М. Достоевский: Из истории русского утопизма //Новый журнал. № 50. Нью-Йорк, 1957.
185. Плетнев Р. Время и пространство у Достоевского //Новый журнал. № 87. Нью-Йорк, 1967.
186. Плетнев Р. Достоевский и Евангелие //Путь. № 24. Париж,1930.
187. Поддубная Р. Н. Сюжет Христа в романах Достоевского //Ф. М. Достоевский и национальная культура. Вып. 2. Челябинск, 1996.
188. Поддубная Р. Н. Малая проза в «Дневнике писателя» и «Братьях Карамазовых» (Идейно-художественные переклички и сопряжения) //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 13. СПб., 1996.
189. ПомеранцГ. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М., 1980.
190. Померанц Г. Есть ли катарсис у Достоевского. Обзор неакадемической критики //Достоевский и мировая культура. Альм. № 2. СПб., 1994.
191. Пономарева Г. Б. «Житие великого грешника»: структура и жанр //Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972.
192. Пономарева Г. Б. Житийный круг Ивана Карамазова //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 9. Л., 1991.
193. ПруцковН. И. Достоевский и христианский социализм //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 1. Л., 1974.
194. ПруцковН. И. Достоевский и Владимир Соловьев («Великий Инквизитор» и «Антихрист») //Пруцков Н. И. Историко-сравнительный анализ произведений художественной литературы. Л., 1974.
195. РадловЭ. Л. Соловьев и Достоевский //Достоевский. Статьи и материалы. Под ред. А. С. Долинина. Петербург, 1922.
196. РеизовБ. Г. К истории создания «Братьев Карамазовых» //Реизов Б. Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970.
197. Розанов В. В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского: Опыт критического комментария. Пб., 1894.
198. Розанов В. В. О Достоевском //О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М., 1990.
199. Розенблюм Л. М. «Красота спасет мир» (О «символе веры» Ф. М. Достоевского) //Вопросы литературы. № 11-12. 1991.
200. Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. М.,1981.
201. СараскинаЛ. Поэма о Великом Инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему //Достоевский в конце XX века. М., 1996.
202. Свительский В. А. Герой и его оценка в русской психологической прозе 60-70-х годов XIX в. Автореф. дис. докт. Филол. наук. Воронеж, 1995.
203. Селезнев Ю. И. Достоевский. М., 1990.
204. Селезнев Ю. И. Мир как творчество: Достоевский критик //Достоевский о русской литературе. М., 1987.
205. Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. М., 1980.
206. Седуро В. Достоевский как создатель полифонического романа//Новый журнал. Кн. 52. 1958.
207. Селиханович А. Б. Религиозная проблема у Достоевского. Киев, 1914.
208. Словарь личных имен в произведениях Достоевского //О Достоевском. Т. 2. Прага, 1933.
209. Словарь личных имен в произведениях Достоевского //О Достоевском. Т. 4. Прага, 1936.
210. Соколов Л. Н. Поиски смысла в романе «Братья Карамазовы» //Труды Киевской духовной академии. Кн. 3-4. 1912.
211. Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского //Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988.
212. Соловьев В. С. Русская идея //Соловьев В. С. Соч.: В 2т. Т. 2. М., 1989.
213. Соловьев А. О. О фамилиях у Достоевского //Россия и славянство. 13 февраля. № 168. Париж, 1932.
214. СоркинаД. Л. «Фантастический» реализм Достоевского. Ст. 1 //Проблемы идейности и мастерства литературы. Томск, 1969.
215. СоркинаД. Л. «Фантастический» реализм Достоевского. Ст. 2. Фантастические характеры //Тр. Томск, ун-та. 1973. Т. 225.
216. СоркинаД. Л. «Фантастический» реализм Достоевского. Ст. 3 //Проблемы метода и жанра. Вып. 4. Томск, 1977.
217. Степанян К. А. К пониманию «реализма в высшем смысле» //Достоевский и мировая культура. Альм., № 9. М., 1997.
218. Страхов Н. Н. Достоевский. Преступление и наказание //Страхов Н. Н. Литературная критика. М., 1984. С. 96-122.
219. Струве П. пророк русского духовного возрождения //Русская мысль. Кн. 10-12. София, 1921.
220. Сузи В. Н. «Пленник» Великого Инквизитора //Достоевский и мировая культура. Альм., № 16. СПб., 2001.
221. Тарасов Б. «Тайна человека», или «фантастический реализм»: Уроки Достоевского //Тарасов Б. В мире человека. М., 1986.
222. Тарасов Ф. О некоторых евангельских пометах Достоевского в связи с романом «Братья Карамазовы» //Достоевский и мировая культура. Альм., № 5. М., 1995.
223. ТарасовФ. Апокалипсис в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» //Достоевский и мировая культура. Альм., № 9. М., 1997.
224. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях «Братьев Карамазовых» //Достоевский и мировая культура. Альм., № 3. М., 1994.
225. Тареев М. М. Ф. М. Достоевский //Тареев М. М. Христиане кая свобода. Основы христианства. Т. 4. Сергиев Посад, 1908.
226. Твардовская В. А. Достоевский в общественной жизни России (1861-1881). М, 1990.
227. Тихомиров Б. Н. «Наша вера в нашу русскую самобытность». (К вопросу о «русской идее» в публицистике Достоевского) //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 12. СПб., 1996.
228. Тихомиров Б. Н. О «христологии» Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 9. JL, 1994.
229. Топоров В. Н. Поэтика Достоевского и архаичные схемы мифологического мышления //Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.
230. Трофимов Е. Христианская онтологичность эстетики Ф. М. Достоевского //Достоевский и мировая культура. Альм., № 8. М., 1997.
231. Туниманов В. А. О литературных и исторических «прототипах» Великого Инквизитора //Ученые записки Чечено-Ингушского педагогического института, серия филологическая. Вып. 15. №27. 1968.
232. Уманцев А. А. Композиция главных романов Достоевского. Прага, 1946.
233. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.
234. Успенский Б. А. Семиотика культуры. М., 1995.
235. Философ Орнатский, прот. О Православии русского народа //Достоевский и Православие. М., 1997.
236. Флоровский Г. В. Религиозные темы Достоевского //Россия и славянство. 21 февраля. №. 117. Париж, 1931.
237. Флоровский Г. В. Достоевский и Европа. София, 1922.
238. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Киев, 1991.
239. Фокин П. Братья Карамазовы. Тринадцать лет спустя //Достоевский и мировая культура. Альм., № 9. М., 1997.
240. Фокин П. Поэма «Великий Инквизитор» и футурология Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 12. СПб., 1996.
241. Фортунатов Н. М. Черты архитектоники Достоевского //Фортунатов Н. М. Пути исканий. М., 1974.
242. Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма. (К 50-летию со дня смерти Достоевского) //О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.
243. Фридлендер Г. М. Эстетика Достоевского //Достоевский -художник и мыслитель. Сб. статей. М., 1972.
244. Фридлендер Г. М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.
245. Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.; Л., 1964.
246. Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. Л.,1985.
247. ХоцА. Пределы авторской оценочной активности в полифоническом «самосознании» героя Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 9. Л., 1991.
248. Хоц А. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 11. Л., 1994.
249. Цейтлин А. Г. Время в романах Достоевского //Русский язык в средней школе. № 5. 1927.
250. ЧервенякА. Тезисы одной концепции //Достоевский и мировая культура. Альм., № 9. м., 1997.
251. Чичерин А. В. Идеи и стиль. М., 1968.
252. Чичерин А. В. Достоевский искусство прозы //Достоевский - художник и мыслитель. М., 1972.
253. Чичерин А. В. Достоевский //Чичерин А. В. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1977.
254. Чичерин А. В. Ритм образа: стилистические проблемы. М.,1980.
255. Чудаков А. П. Предметный мир Достоевского //Достоевский: Материалы и исследования. Т. 4. Л., 1980.
256. Шестов Л. О «перерождении» убеждений Достоевского //Шестов Л. Умозрения и откровения. Париж, 1964.
257. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). СПб., 1903. СПб., 1909.
258. Шестов Л. Пророческий дар ПО Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. Сб. статей. М., 1990.
259. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.,1992.
260. Шингарев Вас., свящ. Основные идеи Православия в изложении Ф. М. Достоевского //Вера и разум. № 20-21. 1904.
261. Шкловский В. За и против: Заметки о Достоевском. М.,1957.
262. Шмид В. Рассказывание и рассказываемое в «Братьях Карамазовых» //Шмид В. Проза и поэзия: Статьи о повествовании в русской литературе. СПб., 1994.
263. Штейнберг А. 3. Система свободы Ф.М.Достоевского. Париж, 1980.
264. Штейнберг А. 3. Достоевский и еврейство. //Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994.
265. ЩенниковГ. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. Свердловск, 1987.
266. Щенников Г. К. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996.
267. Щенников Г. К. Синтез русских и западно-европейских традиций в творчестве Ф. М. Достоевского //Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.
268. ЩенниковГ. К. Иван Карамазов русский Фауст //Достоевский и мировая культура. Альм, № 6. СПб, 1996.
269. Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987.
270. Эйхенбаум Б. М. Черты летописного стиля в литературе XIX в. //Труды отдела древнерусской литературы. Т. 12. 1958.
271. Энгельгардт Б. М. Избранные труды. СПб, 1995.
272. Якубова P. X. Сюжетно-композиционное единство романов Ф. М. Достоевского //Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.