Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества: социально-философский анализ. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Родичкин Дмитрий Викторович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 163
Оглавление диссертации кандидат наук Родичкин Дмитрий Викторович
Введение
Глава 1. Сущность феноменов литературы и идеологии
1.1. Взаимосвязь идеологии и литературы с языком и сознанием
1.2. К проблеме дефиниции понятия «идеология»
1.3. Литература и идеология в духовной сфере жизни общества
Глава 2. Влияние литературы и идеологии на развитие общества
2.1. Идея единства в литературных памятниках древности
2.2. Роль литературы в формировании национальной идентичности
2.3. Современное состояние феномена идеологии в России
Заключение
Список литературы
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Идеология впечатлений: сущность и историческая трансформация: социально-философский аспект2008 год, кандидат философских наук Матанис, Виктория Анатольевна
Идеология: сущность, структура, исторические типы: Социально-философский анализ2006 год, доктор философских наук Малицкий, Валентин Семенович
Содержание, структура и функции научной идеологии: особенности анализа в современной социальной философии2006 год, кандидат философских наук Троско, Роман Александрович
Идеология как необходимый фактор жизни современного общества2004 год, кандидат философских наук Литягин, Евгений Владимирович
Властно-регулятивный аспект идеологического взаимодействия в современной России2011 год, кандидат политических наук Леон, Евгения Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеологический элемент в художественной литературе как фактор формирования единства общества: социально-философский анализ.»
Актуальность темы исследования.
Важность и значимость философского исследования, посвященного проблеме взаимодействия идеологии и художественной литературы и их влияния на развитие общества, следует аргументировать с точки зрения таких взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов как онтологический, гносеологический и социально-практический.
Онтологический аспект. Произошедшие в конце ХХ - начале XXI века такие масштабные исторические события как распад СССР, крушение коммунистической идеологии и образование на постсоветском пространстве новых независимых государств, а также последовавшие социально-политические и экономические преобразования в России и ряде стран восточной Европы, привели к обострению внимания общества к вопросу значимости и актуальности идеологии в современном мире. У хорошо известного, казалось бы, явления появились новые грани. В то же время интерес в социуме к художественной литературе, как многогранному социальному явлению, значительно снизился, что лишь усугубляет имеющийся духовный кризис. Данные обстоятельства вновь ставят перед научным миром задачу глубокого и всестороннего исследования феномена идеологии, его влияния на структуру и организацию общества, идеологическую идентификацию социальных групп, а также взаимосвязи с иными элементами духовной сферы жизни общества.
Гносеологический аспект. Художественная литература, как вид художественного творчества, в любой исторический период выступала средством познания действительности. В свою очередь идеология как неотъемлемый элемент организации общественной жизни во многом определяет содержание художественной литературы, задавая систему ценностей и определяя отношение индивидуумов к различным социальным явлениям и процессам, включая саму литературу. Таким образом, идеология и литература выступают своеобразными детерминантами общества, многогранно характеризуя его бытие в определённый
исторический период. Кроме того, осмысление взаимосвязи элементов духовного производства непосредственно связано с их рефлексией. Отчётливое понимание того обстоятельства, что каждая отдельная область гуманитарного знания ограничена в возможностях решения современных социальных проблем неизбежно приводит к мысли о необходимости интеграции познавательных усилий.
Социально-практический аспект. Идеология в любой исторический период остро нуждается в средствах воздействия на людское сознание с целью распространения присущих ей идей. И одним из таких средств является художественная литература. Будучи значимым социальным явлением, она, активно воздействуя на сознание, воспроизводит в текстах литературных произведений характерные общественно-политические явления и тенденции, но также способна существенно на них повлиять. В то же время, характерное для постмодернизма, отречение от ценности человеческой личности в совокупности с процессами глобализации и стремительным развитием промышленных и информационных технологий порождают ярко выраженные антигуманные тенденции. Таким образом, изучение вопроса взаимодействия идеологии и художественной литературы, позволит не только переосмыслить происходящие в обществе процессы, но и возможно поможет выработать предложения по их практическому преобразованию и даст стимул к дальнейшему осмысленному формированию направления развития социума.
В современных условиях литература активно участвует в духовно-идеологических процессах. Однако ключевой особенностью развития духовного производства начала XXI столетия является существенная депрофессионализация литературной, как, впрочем, и любой иной творческой деятельности, обусловленная активным развитием информационных технологий и средств коммуникации. Широкие возможности создания и публикации текстов любой направленности и содержания в глобальной информационной сети, а также неограниченный доступ к ним всех желающих, привели к массовому распространению разнообразных, в том числе и деструктивных, идей в
глобальном масштабе. В противоборство идей включается всё большее число непрофессионалов, не осознающих возможные последствия своих действий.
Технократизм и практицизм, тесно связанные с глобализацией социальных процессов, создают реальную угрозу вытеснения привычных, традиционных, ценностей и формируют в обществе новые, в том числе и антигуманные, тенденции. В отсутствии рационального противодействия деструктивные идеи находят отражение в литературных произведениях, опосредованно приобретая привлекательность и получая дальнейшее распространение. В этой связи актуальным становится вопрос регулирования потребления обществом продуктов духовного производства, содержащий в себе проблему возможности манипулирования общественным мнением и сознанием.
Все указанные обстоятельства побуждают нас обратить особое внимание на взаимодействие и обоюдное влияние феноменов литературы и идеологии, а также существенно актуализируют их изучение с применением философской методологии. Однако следует заметить, что пренебрегая рассмотрением общих принципов эволюции феноменов литературы и идеологии, как самостоятельных явлений, без определения их содержания, сущности и функций в современном мире, чрезвычайно сложно понять особенности их взаимного влияния.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
По мнению большинства современных исследователей, идеология относится к числу феноменов, изучение которых остаётся остроактуальным и по сей день. И в то же время, это крайне неудобный объект научного анализа, в первую очередь потому, что приступая к работе с таким специфическим общественным явлением, автору требуется доказать собственную идеологическую беспристрастность, а кроме того, в научной литературе уже более двухсот лет сохраняется неоднозначная оценка идеологии именно как социального явления. В центре внимания исследователей находятся как содержательные аспекты идеологии, так и функциональные, ставящие вопросы о её месте, роли и функциях в обществе. При этом исследования могут иметь как прикладной характер, рассматривая непосредственно вопросы идеологической
работы, так и методологический, изучая природу идеологий, методы их выявления и описания.
Так, с момента возникновения термина «идеология», по сути совпавшим с его введением в научный оборот, мыслителями были сформированы самые разнообразные методы изучения стоящего за ним феномена. Каждому обществу и каждой эпохе свойственно особое видение проблемы дефиниции указанного понятия. Многообразие определений и трактовок, существующих в настоящее время, предполагают значительную методологическую трудность в проведении исследования.
Как писал Альтюссер: «понятие «идеология» было выработано Пьером Кабанисом, Дестютом де Траси и их друзьями, которые положили в качестве его объекта (врождённую) теорию идей.» [2] Автор термина «идеология», французский философ и экономист Д. де Траси, утверждал, что рассматривая указанный феномен в качестве науки о совокупностях идей и принципах человеческого мышления, возможно достичь такого уровня точности и объективности, какие характерны для естественных наук. [134] В настоящее время идеологическая проблематика является предметом исследования для множества отечественных и зарубежных мыслителей.
В отечественной науке проблема идеологии традиционно рассматривалась в рамках марксистско-ленинской социально-политической теории и методологии. Проблемам марксистского идеологоведения посвящены работы И.Б. Биккенина, А. Богданова, Л.В. Губерского, В.Е. Давидовича, Ю.А. Жданова, В.Ж. Келле, М.Л. Ковальзона, Р.И. Косолапова, С.И. Попова, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледова, И.Т. Фролова, Б.Л. Чагина, М.В. Яковлева и многих других1.
1 Биккенин Н.Б. Социалистическая идеология. М.: Политиздат, 1978. - 296 с.; Богданов А. Из психологии общества. С.-Петербург, 1906.; Богданов А. Падение великого фетишизма (современный кризис идеологии). М., 1910.; Губерский Л.В. Научная идеология и личность. Киев: Выща шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. - 189 с.; Давидович, В. Е. Теория идеала / В. Е. Давидович; отв. ред. Е. Я. Режабек. — Ростов н/Д : РГУ, 1983. - 184 с.; Жданов Ю.А. Давидович В.Е. Сущность культуры. Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2005. - 432 с.; Келле В. Ж. Интеллектуальное и духовное начала в культуре. — М.: ИФ РАН, 2011. - 218 с.; Келле В. Ж., Ковальзон М. Л. Формы общественного сознания. — М., 1959; Попов С.И. Буржуазия идеология на пороге XXI столетия. М.: Мысль, 1988. - 268 с.; Тощенко Ж.Т. Идеологические отношения (опыт социологического анализа). М.: Мысль, 1988. - 286 с.; Уледов А.К.
В последние полтора десятилетия идеология числится в кругу научных интересов А.В. Азаровой, Д.К. Богатырева, О.А. Беленковой, Ю.Г. Волкова, О.В. Вольтера, К.С. Гаджиева, А.В. Давыдова, В.Д. Зотова, К.К. Иманалиева, Ю.В. Ирхина, А.А. Кара-Мурза, С.Г. Кара-Мурза, В.В. Касьянова, Е.А. Кожемякина, А.Я. Кожурина, А.А. Кокорина, И.В. Кологривовой, Ю.А. Красина, Д.Э. Летнякова, В.С. Малицкого, Д.С. Мартьянова, А.Ф. Мельвиль, И.Н. Мишурова, М.А. Новак, В.Я. Пащенко, В.А. Песоцкого, М.Ю. Попова, В.П. Прыткова, Р.В.
л
Светлова, М.Г. Смирнова, А.А. Тенекчияна, С.В. Устиинкина, В.Н. Шилова .
Общественная психология и идеология. М.: Политиздат, 1985.- 350 с.; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.; Чагин Б.Л. Структура и закономерности общественного сознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 324 с.; Яговлев M.B. Идеoлoгия (Прoтивoполoжность мaрксистскo-ленинстой и буржуaзных тонцепций). М.: Мысль, 1979. - 271 с.
2 Азарова А.В. К вопросу об истории развития идеологии патриотизма в России // Вестник Военного унта. 2010. № 3 (23). С. 21-25., Идеологии и генезис ценностей современного общества: коллективная монография / Светлов Р.В., Богатырев Д.К., Кожурин А.Я. и др. - СПб.: РХГА, 2016. - 352 с.; Беленкова О.А. Общегражданская идеология - стратегический ресурс развития постсоветской России // Вестник Башкирского ун-та, 2012. Т. 17. No 3. С. 1372-1375.; Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. М.: Социально-гуманитарные знания, 2000. - 37 с.; Вольтер О.В. Идеология и политика: определение стратегических перспектив развития современного общества // Вестник Омского ун-та, 2013. № 3. С. 193-198.; Вольтер О.В. Феномен идеологии в современной России // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2009. № 1 (15). С. 134-140.; Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1997. - 554 с.; Давыдов А.В., Устиинкин С.В. Консервативная идеология в политической системе современной России // Власть, 2010'11. С. 78-80.; И^талиев К.К. Идеoлoгия: генезис, сущвдсть и рoль в ^литотестой прутике // ручные ведoмoсти Белгородс^го гос. ун-та. Серия: История. Политология. № 7 (62), 2009. С. 210-214.; Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М., 2002. - 511 с.; [51, с. 29.]; Кара-Мурза С.Г. Идеология и мать ее наука. М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 256 с.; ^сьявдв В.В. Гoсудaрственная идеoлoгия в швременвдй Рoссии // Oбществo: филoсoфия, история, культурa, 2011, № 3-4. С. 11-14.; Кожемякин Е.А., Новак М.А. Репрезентация идеологии потребления в культурных проектах современности // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. № 16 (71), 2009. С. 18-23.; Кокорин А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 358 с.; Кологривова И.В. Политические идеологии в современной России // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Политология. № 2 (3), 2008. С. 116-123.; Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Полис. 2003. № 1. С. 67 79.; Летняков Д.Э. К вопросу о генеалогии имперского сознания в России // Философский журнал 2015. Т. 8. № 2. С. 112-127.; Малицкий В.С. Идеология в современной России // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2012. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 26.12.2017); Мартьянов Д.С. Виртуальные идеологии и кризис идеологий в информационном обществе // Ученые записки Забайкальского гос. ун-та. Серия: Социологические науки. 2013. С. 77-83. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.m/artide/n/virtualnye-ideologii-i-krizis-ideologiy-v-informatsionnom-obschestve (дата обращения: 26.12.2017); Мельвиль А.Ф. О траекториях посткоммунистических трансформаций // Полис. 2004. № 2. С. 64 75.; Мишуров И.Н.,
В результате проведённого анализа работ указанных авторов приходим к тому выводу, что, с утратой марксистско-ленинской идеологией главенствующих позиций, в современном обществе возросло концептуальное и методологическое многообразие философских исследований по актуальным социальным проблемам. Но при этом многообразии обнажились и резкие идеологические противоречия ввиду различия политических и мировоззренческих позиций исследователей. Однако феномену идеологии, как собственно философской проблеме, уделяется крайне мало внимания, в то время как большинство авторов затрагивают вопрос идеологии в контексте политической философии, социологии, культурологии, социальной психологии, истории и иных наук об обществе.
Западная социальная философия, изучающая проблему идеологии, представлена значительно большим разнообразием исследований. В первую очередь необходимо упомянуть работы таких классиков К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Грамши, Г. Лукача, а также Дестюта де Траси, как автора самого термина «идеология». Безусловно, особое место в вопросе изучения понятия «идеология» принадлежит марксистской концепции взаимосвязей идей и интересов. В дискуссии о том, является ли понятие идеологии центральным в системе марксизма, или напротив, второстепенным, искусственным продуктом и отдалённым отражением классового мышления, сторонники обеих позиций черпали подтверждения своим суждениям в трудах основоположников системы, порождая своеобразное противоречивое единство. Данное обстоятельство в первую очередь можно объяснить неоднозначным пониманием того, какой именно смысл изначально вкладывался в рассматриваемое понятие.
Мишурова О.И. Национально-государственная идеология // Сервис в России и за рубежом, 2015, DOI: 10.12737/11713. С. 104-112. [Электронный ресурс] URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/natsioralno-gosudarstvennaya-ideologiya (дата обращения: 26.12.2017); Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 448 с.; [97 С. 52-53.]; Попов М.Ю., Тенекчиян А.А. К истории развития понятия «идеология» в зарубежной науке // Общество и право. 2005. № 4(10). С. 76.; Прытков В.П. Неустранимость и амбивалентность идеологии // Теория и практика общественного, 2014, № 3. С. 4146.; Смирнов М.Г. К вопросу о развитии политических идеологий. Идеология натурализма. // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266). С. 31-36.; Шилов В.Н. Партия «Единая Россия» и идеология консерватизма // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: История. Политология. № 1 (72), 2010. С. 210-218.
Однако нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что зачастую уровень обсуждения и анализа идеологии в западном научном мире преимущественно утилитарно-прагматический. Позитивистская и неопозитивистская концепции идеологии представлены идеями Г. Барта, П. Бергера, Т. Лукмана, К. Мангейма, М. Шелера . Идеология с точки зрения критического рационализма рассматривается О. Лембергом, Э. Топичем, Э. Шилзом, Г. Альбертом, Т. Гейгером4.
Отличительной особенностью как отечественных, так и зарубежных исследований посвященных проблеме идеологии, является постулирование данного феномена как ложное, превращенное, иллюзорное сознание продажных идеологов. Первоначально негативное представление об идеологии как ложном, превращенном сознании было присуще марксизму. В известной работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс понимали под немецкой идеологией искаженное, иллюзорное, извращенное сознание. «Идеология, - пишет Ф. Энгельс в письме к Ф. Мерингу, - это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом.» [128, с. 83] Такой негативный в целом взгляд на сущность идеологии и ее роль в обществе изложен в работах Т. Адорно, Г. Альберти, Л. Альтюссера, Р. Арона, Д. Белла, М. Вебера, А. Винера, Т. Гейгера, А. Гоулднера, Э. Дюркгейма, О. Лемберга, Дж. Лоджа, К. Манхейма, М. Марковича, Г. Маркузе, У. Муллинза, Т. Парсонса, К. Поппера, Э. Фишера, Ю. Хабермаса, М. Хоркхаймера, М. Шеллера, А. Шюца и других западных ученых5.
3 [10; 78]; Шелер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; послесл. Л. А. Чухиной. — М.: Гнозис, 1994. - 413 с.
4 Lemberg E. Ideologic und Gesellshaft. Stuttgart, 1974.; Topitsch Е. Sozialphilosophie zwischen Ideologie und Wissen-schaft, 3. Aufl. Neuwied - Berlin, 1971. // «Критический рационализм»: философия и политика (Анализ концепций и тенденций) /Редкол.: Б. Н. Бессонов и др. — М.: Мысль, 1981. —309 с.;
5 [2; 19; 130; 132; 137]; Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен: ЦОПЭ, 1960. - 234 с.; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. и послесловие Л.Б. Гофмана. - М.:
Касательно проблемы деидеологизации общества, можно назвать работы следующих авторов: Р. Арона, Н.Г. Баранец, Д. Белла, Р. Беллы, И.В. Бестужева-Лады, Ю.Г. Волкова, Л.А. Гордона, Ю.А. Жданова, A.A. Зиновьева, И.Г. Калантарян, С.Г. Кара-Мурзы, A.B. Кивы, Д. Кьезы, Н.С. Куничкиной, Дж. Лоджа, В.В. Миронова, H.H. Моисеева, Г.В. Осипова, Н.Е. Покровского, A.C. Панарина, Г.Х. Попова, В.Т. Пуляева, М.Н. Руткевича, Е.В. Смирновой, А.И. Уткина, Э. Шилза6.
Тем не менее, не взирая на множество попыток определить понятие «идеология», в западной философской мысли, равно как и в отечественной, всё ещё не осуществлён его системный, интегративный анализ. Идеология, по меткому выражению К. Поппера, по-прежнему рассматривается как «ничья земля», поскольку так или иначе, изучением идеологии занимаются политология, социология, философия и история.
На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины Э. Фримэн замечал: «История — это прошлая политика, а политика — это теперешняя история». Гражданское общество является преимущественно объектом исследования социологии, в то время как изучение политических отношений в обществе — задача политологии. Но гражданское общество и государство реально не отделены друг от друга, и потому всякое разграничение,
Наука, 1991. - 576 с.; Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «REFL-book», 1994. - 368 с.; Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.; Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1056 с.
6 Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен: ЦОПЭ, 1960. - 234 с.; Баранец Н.Г., Калантарян И.Г. Деидеологизация и реидеологизация современного общества: мифы или реальность? // Власть, 2012' 11. С. 97-99.; [132]; Белла Роберт Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Сокращённый пер. с англ. В.В. Воронина и Е.В. Зиньковского. Изд. «Прогресс», Москва, 1972. - 392 с.; Куничкина Н.С. Концепции деидеологизации и реидеологизации общественной жизни как противоположные подходы к определению сущности и роли государственной идеологии // Вестник Челябинского государственного университета, 2008. С. 20-23.; Миронов В.В. «Деидеологизация» - новая идеология? (О месте философии в образовании) // Высшее образование в России № 1, 2003. С. 67-73.; Смирнова Е.В. Деидеологизация в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 12 (62): в 4-х ч. Ч. III. C. 156-158.
как и любая другая классификация, весьма условно. Между областями знания указанных дисциплин есть «промежуточное пространство», в котором существуют разнообразные внедисциплинарные феномены, в том числе и идеология.
Таким образом, сложность и многогранность феномена идеологии требует интегративного подхода к методологической стороне исследования. Комплексное использование методов и принципов исследования, заимствованных из других социальных наук, в сочетании с их критической интерпретацией позволят дать наиболее полное представление о сущности и функциях идеологии.
Вместе с тем, изучив степень разработанности темы, можем сделать вывод о том, что, не смотря на существенное разнообразие научных трудов посвящённых как непосредственно идеологии, так и её отдельным функциональным аспектам, специального масштабного анализа вопроса её взаимодействия с художественной литературой до настоящего времени не проводилось. Основная масса исследований посвящённых феномену идеологии рассматривают его как элемент социально-экономической и политической сфер человеческой деятельности, лишь опосредованно затрагивая тему взаимодействия с культурной сферой вообще и
п
художественной литературой в частности . Данная исследовательская работа призвана восполнить имеющиеся пробелы. Учитывая актуальность обозначенной проблемы, проведение подобного исследования, на наш взгляд, достаточно обоснованно.
Отдельно необходимо отметить тот факт, что вопрос взаимодействия идеологии и художественной литературы не может быть рассмотрен и понят как вне исторического и социального контекстов, так и без детального анализа рассматриваемых феноменов.
Объект исследования - духовная сфера жизни современного общества.
7 Осовский О.Е. Идеология и идеологические мифы в пространстве литературы ХХ века // Вестник Татарского гос. гуманитарно-педагогического ун-та. № 2(24), 2011.; Черняховская Ю.С. Россия и проблемы деидеологизации в историко-политической концепции братьев Стругацких // Власть, 2011'04. С. 63-66.
Предмет исследования - идеологический элемент в художественной литературе.
Цель исследования - показать посредством социально-философского анализа взаимосвязь феноменов идеологии и художественной литературы, а также их роль и значение в формировании единства общества в современной России. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. рассмотреть вопрос взаимосвязи феноменов идеологии и литературы, как элементов духовного производства, с языком, как средством выражения и передачи накопленного социального опыта, а также человеческим сознанием, как основанием формирования духовной культуры социума;
2. проанализировать проблему дефиниции понятия «идеология», в исторической перспективе развития социально-философского знания, и дать его структурное определение в соответствии с принятой теоретико-методологической базой;
3. определить роль и место литературы и идеологии, как социальных явлений, в духовной сфере жизни общества, с учётом исторических особенностей её развития, а также степень взаимосвязи исследуемых феноменов;
4. осмыслить, основываясь на текстах древнерусских летописей, процесс зарождения русской национальной идеи и формирования Руси, как единого государства;
5. проанализировать процесс формирования национальной идентичности, как фактора стабильности общественного развития, в России и странах западной Европы конца XIX - начала XX века и подтвердить либо опровергнуть предположение о существенной роли художественной литературы в указанном процессе;
6. осмыслить современное состояние феномена идеологии в России периода социальной трансформации во взаимосвязи с художественной литературой конца ХХ - начала XXI века.
Теоретические и методологические основы исследования.
Диссертационное исследование выполнено в диалектико-материалистической традиции с необходимым вниманием к базовому для социальной науки принципу историзма, гарантирующему, через требование учёта исторического контекста рассматриваемого феномена, приемлемую степень адекватности результатов исследования реальному положению дел (бывшему или имеющемуся в данный момент).
Теоретической основой исследования являются работы Л. Альтюссера, М. Вебера, А. Грамши, В.И. Ленина, Г. Лукача, Д. де Траси, К. Манхейма, К. Маркса, Г. Маркузе, Ф. Энгельса. Использование методов постмарксизма (Л. Альтюссер, А. Грамши, Г. Лукач), ориентированных на изучение роли социальных классов и групп в распространении идеологий, позволяет определить зависимость систем ценностей от их социальной базы. Тогда как позитивистская концепция утопичности идеологии К. Манхейма и теория гиперидеологичности действительности (Т. Адорно, Г. Маркузе и др.) позволяют определить функциональные составляющие идеологии.
Существенное значение для проведённого исследования имеют работы отечественных и зарубежных философов посвящённые социальной философии, проблемам познания и взаимодействия философии с иными феноменами духовной сферы жизни общества, а именно труды Б. Андерсона, З. Баумана, Ю.М. Бородая, Р.Брубейкера, И.У. Будовница, В.В. Виноградова, Г.В.Ф. Гегеля, А.И. Герцена, Э. Дюркгейма, А.Л. Зорина, Т. Иглтона, И.А. Ильина, Р. Инглхарта, А.А. Кокорина, П.А. Кропоткина, Л. Леви-Брюля, Ю.М. Лотмана, К.Х. Мамджяна, Е.М. Мелетинского, Л. фон Мизеса, Х. Ортега-и-Гассета, Э. Ренана, Б.А. Рыбакова, Ф. А. Степуна, А. Тойнби, И.Г. Фихте, Ф. Шлегеля, У. Эко и др.
Важными для исследования источниками являются синодальное издание Библии и художественные литературные произведения А. Азимова, В. Астафьева, Р. Брэдбери, А. Вампилова, Г. Гессе, А. Данте, Ф.М. Достоевского, И. Ефремова, Е. Замятина, Ф. Искандера, А. Камю, Ф. Кафки, С. Лема, Т. Манна, А. Новикова-Прибоя, В. Пелевина, М. Пруста, В. Распутина, К. Симонова, А. и Б. Стругацких,
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Идеология в структуре политического процесса: сущность и динамика функционирования2006 год, кандидат политических наук Куньщиков, Сергей Викторович
ИДЕОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ2016 год, кандидат наук Равочкин Никита Николаевич
Концепт идеологии в социально-философской мысли2016 год, кандидат наук Смирнова Елизавета Валерьевна
Анализ онтологических аспектов идеологии в контексте концепции всеединства2005 год, кандидат философских наук Яцевич, Мария Юрьевна
Управление процессом формирования системы ценностей российского полиэтнического общества и идеологии реформ: Социологический анализ2005 год, кандидат социологических наук Бобрышев, Виталий Анатольевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Родичкин Дмитрий Викторович, 2019 год
Список литературы
1. Айхенвальд Ю.И. Писатель и читатель // Ю. Айхенвальд. Похвала праздности. Сборник статей. - М.: Костры, 1922. - 156 с.
2. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) // НЗ. - 2011. - № 3 (77). [Электронный ресурс] URL: http://www.nlobooks.ru/node/1936 (дата обращения 26.12.2017)
3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Г. Николаева под ред. С.П. Баньковской; вступ. ст. С.П. Баньковской. - М.: Кучково поле, 2016. - 416 с.
4. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. Издательство «Наука», Москва-Ленинград, 1966. - 244 с.
5. Арон Р. Опиум для интеллигенции. Мюнхен: ЦОПЭ, 1960. - 234 с.
6. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х т. М.: Изд-во МГУ, 1993. - Т.1.
7. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
8. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - Изд. 2-е. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.
9. Белла Роберт Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Сокращённый пер. с англ. В.В. Воронина и Е.В. Зиньковского. Изд. «Прогресс», Москва, 1972. - 392 с.
10.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М., 1995. - 323 с.
11. Богданов А.А. Из психологии общества. С.-Пб.: Паллада, 1906. - 289 с.
12. Богданов А.А. Падение великого фетишизма (современный кризис идеологии). М., 1910. [Электронный ресурс] URL: http://royallib.com/book/bogdanov_aleksandr/padenie_velikogo_fetishizma_vera_i_ nauka.html (дата обращения: 26.12.2017)
13. Бондаренко В. Кому нужна литература? // «Завтра» № 45 (572) от 10 ноября 2004 г. [Электронный ресурс] URL: http://zavtra.ru/blogs/2004-11-1071 (дата обращения: 26.12.2017)
14. Бородай Ю.М. Эротика - смерть - табу: трагедия человеческого сознания. -М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. - 416 с.
15. Бранденбергер Д.Л. Национал-большевизм. Сталинская массовая культура и формирование национального самосознания (1931-1956гг.) / Пер. с англ. Н. Алешиной и Л. Высоцкого - СПб.: Академический проект, Изд. ДНК, 2009 -416 с.
16. Брубейкер Р. Этничность без групп / пер. с англ. И. Борисовой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
17.Ванчугов В.В. Философствование в условиях немирного времени: постижение смысла «второй отечественной войны» // История философии. 2014, № 19. - с. 232-245.
18. Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Республика, 2005. - 623 с.
19. Вебер, М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. - М. Прогресс, 1990. - 808 с.
20. Вейдле В.В. Только в Россию и можно верить // Вестн. РСХД. 1974. № 114. -с. 240-255.
21. Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. -М.: Наука, 1978. - 320 с.
22. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М.: Орехово-Зуевская типография, 2000. - 138 с.
23. Вольтер О.В. Идеология и политика: определение стратегических перспектив развития современного общества // Вестн. Ом. ун-та, 2013, № 3. - с. 193-198.
24. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4т. - М. Искусство, 1971. - Т.1.
25.Герцен А.И. Былое и думы. Госиздат, М., 1946. - 888 с.
26. Герцен А.И. Русский народ и социализм // Герцен А.И. Соч.: в 2 т. М., 1986. -Т. 2.
27. Головин Н.Н. Российская контрреволюция в 1917-1918 гг. В 2-х томах. - М.: Айрис-Пресс, 2011. - Т. 1
28. Грамши А. Избр. произведения: В 3 т. - М., 1959. - Т. 3: Тюремные тетради.
29. Греков Б.Д. Первый труд по истории России. «Исторический журнал», 1943, № 11-12, С. 66. Цит. по Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси XI - XIV вв. Издательство Академии наук СССР, Москва, 1960. - 490 с.
30. Губерский Л.В. Научная идеология и личность. Киев: Выща шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. - 189 с.
31. Данилов Ю.Н. Россия в мировой войне, 1914-1915 гг. / Изд. «Слово», Берлин, 1924. - 422 с.
32. Данте А. О народном красноречии // Данте А. Малые произведения - М.: Наука, 1968. - 652 с.
33. Дестют де Траси А.-Л.-К. Основы идеологии. Идеологии в собственном смысле слова / Пер. с фр. Д.А. Ланина. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2013. - 334 с.
34. Джозеф Д. Язык и национальная идентичность. Логос 1991 - 2005. Избранное: В 2 т. Т. 1. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - 696 с.
35. Динерштейн Е.А. Книга в советском обществе / Е.А. Динерштейн Российское книгоиздание (конец XVIII - XX в.) - М.: Наука, 2004. - с. 442-458.
36. Дмитриев Н.В. Национальная школа / Н. Дмитриев. - С.-Петербург, 1913. -185, V с.
37. Добренко Е. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. - СПб., «Академический проект», 1997. - 321 с.
38. Додонов Р.А. Этническая ментальность: опыт социально-философского исследования. - Запорожье: РА «Тандем-У», 1998. - 191 с.
39. Доклады министра народного просвещения С.С. Уварова императору Николаю I / Публ. М.М. Шевченко // Река времён. (Книга истории и культуры). Кн. I. М., 1995. - 288 с.
40. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Пер. с фр. и послесловие Л.Б. Гофмана. - М.: Наука, 1991. - 576 с.
41. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. / Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - 432 с.
42. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.
43. Зорин А.Л. Кормя двуглавого орла. Русская литература и государственная идеология в последней трети ХУШ - первой трети XIX века. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 416 с.
44. Иглтон Т. Теория литературы: Введение / пер. Е. Бучкина под ред. М. маяцкого и Д. Субботина. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2010. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). - 296 с.
45. Идеологии и генезис ценностей современного общества: коллективная монография / Светлов Р.В., Богатырев Д.К., Кожурин А.Я. и др. - СПб.: РХГА, 2016. - 352 с.
46. Ильин И. А. О русской идее / И. А. Ильин // Русская идея. - М.: Дрофа, 1992. -278 с.
47. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития М.: Новое издательство, 2011. — 464 с.
48. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: учебник - М.: Юристъ, 2002. - 511 с.
49. Искандер Ф. Сандро из Чегема 2. М.: Изд. дом «Время». Собрание сочинений в 10 т. - Т. 5.
50. История русской литературы: В 4 т. / Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. - Л.: Наука. Ленингр. Отд-ние, 1980. - 815 с.
51. Кара-Мурза А.А. Как идеи превращаются в идеологии: российский контекст // Философский журнал 2012, № 2 (9). - с. 27-44.
52. Киященко Н.И. Нулевая идентичность // Философия и культура. 2013, 12. - с. 1747-1756. (DOI: 10.7256/1999-2793.2013.12.10317)
53. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 2003. - 486 с.
54. Коллинз Р. Четыре социологические традиции. М.: Издательский дом «Территория будучего», 2009. - 317с.
55. Кокорин А.А. Идеология: хрестоматийные заметки. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 358 с.
56.Кокорин А.А. Сравнительный анализ. - М.: Издательство МГОУ, 2007. - 152 с.
57. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Ось-89», 1998.-48 с.
58. Конституция СССР от 7 октября 1977г. [Электронный ресурс] URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения: 26.12.2017)
59. Конституция Франции от 4 октября 1958г. [Электронный ресурс] URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank-mm/constitution/constitution_russe_version_aout2009.pdf (дата обращения: 26.12.2017)
60. Кормина Ж. Воинская присяга: к истории одного перформатива // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2004, № 1 (33). - с. 98-106.
61. Критика современной буржуазной теоретической социологии / АН СССР, Инт социол. исследований. - Москва: Наука, 1977. - 279с.
62. Кропоткин П.А. Лекции по истории русской литературы - М.: Common place, 2016. - 374 с.
63. Лаврентьевская летопись [Электронный ресурс] URL: http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Laurence/gif_mm.php?file=003-004.gif (дата обращения: 26.12.2017)
64. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
65. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. - Перевод с французского Е. Кальщикова. - СПб.: «Европейский Дом», 2002. - 400 с.
66. Ленин В.И. О социалистической идеологии и культуре (Сборник). М.: Прогресс, 1982. - 223 с.
67. Ленин В.И. Философские тетради - М.: Политиздат, 1973. - 752 с.
68. Летняков Д.Э. К вопросу о генеалогии имперского со знания в России. // Философский журнал 2015, Т. 8, № 2. - с.112-127.
69. Линков В.Я. Что такое учебник по истории литературы // Из истории русской литературы и журналистики: ежегодник / Под общ. ред. И.В. Петровицкой, И.Е. Прохоровой - М.: Ф-т журн. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. - с. 7-23.
70. Логос 1991-2005. Избранное: В 2т. Т. 1. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») - 696 с.
71. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. // Лотман Ю.М. и тартусско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - 560 с.
72. Лукач Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. Пер. с нем. / Перевод, предисловие С.Н. Земляного. М.: «Логос-Альтера», 2003. - 416 с.
73. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос / под ред. В.В. Винокурова, А.В. Филиппова - М.: Прогресс, 1991, № 1. - с. 194-218.
74. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. - СПб.: Тип. им Котлякова, 1994. - 288 с.
75. Манн Т. Волшебная гора: [роман пер. с нем.] / Томас Манн. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 829 с.
76. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Манн Т. Собрание сочинений. М., 1960. - Т. 10.
77. Манн Ю.В., Зайцев В.А., Стукалова О.В., Олесина Е.П. Мировая художественная культура ХХ века. Литература. Изд-во Питер. 2008. - 464с.
78. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. Отв. ред. и сост. Я.М. Бергер и др. М., 1994. - 697 с.
79. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 2. М., 1955.
80. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 3. М., 1955.
81. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 4. М., 1955.
82. Маркс К., Энгельс Ф. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. М., 1955.
83. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., 1955.
84. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1955.
85. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Ч. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / Изд. 2-е. Т. 46. Ч. 1. - М.: Политиздат, 1968. - 559 с.
86. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: «КЕРЬ-Ьоок», 1994. - 368 с.
87. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. - 407 с.
88. Мизес Л. фон Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / 2-е испр. изд. Челябинск: Социум, 2005. - 878 с.
89. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: учеб. пособие - М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. - 448 с.
90. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. - М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.
91. Ницше Ф. Генеалогия морали // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. - М.: Рипол Классик, 1998. - Т. 2.
92. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
93. Ойзерман Т. Социалистическая идеология и исторический опыт народов // «Вопросы философии», 1965, № 4. - с. 39-49.
94. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.
95. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века / Авт. вступ. статьи, ред. Л.А. Дмитриев - М.: Художественная литература, 1984. - 768 с.
96. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова -М.: Изд-во МГУ, 1994. - 496 с.
97. Песоцкий В.А. Художественная литература и идеология: основные характеристики их взаимодействия. // Вестник МГОУ. Серия: Философские науки, 2008, № 2. - с. 52-71.
98. Песоцкий В.А. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа. Монография. М.: Издательство МГОУ, 2009. - 403 с.
99. Попов М.Ю., Тенекчиян А.А. К истории развития понятия «идеология» в зарубежной науке // Общество и право. 2005. № 4(10). - с. 76-82.
100. Пушкарёв Л.Н. Духовный мир русского крестьянина по пословицам XVII -XVIII веков - М.: Наука, 1994. - 193 с.
101. Ренан Э. Что такое нация? // Ренан Э. Собрание сочинений в 12-ти томах. Перевод с французского под редакцией В.Н. Михайловского. Киев, 1902. - Т.6.
102. Романов И.А. Телоцентричность как доминанта в современной русской литературе //Вестник Бурятского государственного университета, 2015, № 10 (1). - с. 208-211.
103. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. Издательство «Наука», Москва, 1982г. - 591 с.
104. Сенека Луций Анней (Младший) // Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - Автор-составитель В. Балязин. - 848 с.
105. Соловьёв В.С. Славянофильство и его вырождение // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. - Т. 1: Философская публицистика.
106. Слово о законе и благодати митрополита Илариона [Электронный ресурс] URL: http://azbyka.ru/slovo-o-zakone-i-blagodati-mitropolita-ilariona (дата обращения: 26.12.2017)
107. Смирнов М.Г. К вопросу о развитии политических идеологий. Идеология натурализма. // Вестник Челябинского государственного университета, 2012, № 12 (266). - с. 31-36.
108. Статистические показатели российского книгоиздания в 2016 году. [Электронный ресурс] URL: http://www.bookchamber.ru/download/stat/stat_2016.zip (дата обращения: 26.12.2017)
109. Степун Ф. Чаемая Россия. СПб.: РХГИ, 1999. - 478 с.
110. Суни Р. Диалектика империи: Россия и Советский Союз // Новая имперская история постсоветского пространства / ред. и сост. И.В. Герасимов - Казань: Центр Исслед. Национализма и империи, 2004. - 656 с.
111. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.
112. Тихонова Н.Е. Наследие империи в общественном сознании россиян // Наследие империй и будущее России / Под ред. А.И. Миллера. - М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2008. - с. 103-138.
113. Тойнби А. Дж. Постижение истории / пер. с англ. Е.Д. Жаркова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 640 с.
114. Толстой Л. Н. Христианство и патриотизм//Полное собрание сочинений. М., 1956. - Т. 39.
115. Тульчинский Г.Л. Деперсонализация // Проективный философский словарь: новые термины и понятия / под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. -СПб.: Алетейя, 2003. - 512 с.
116. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологическое исследование. - М.: «Мысль», 1968. - 330 с.
117. Философский энциклопедический словарь/ Гл. ред. П.Н. Федосеев. - М.: Гардарики, 2001. - с. 371.
118. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации / И.Г. Фихте; пер. А.А. Иваненко. -СПб.: Наука, 2009. - 349 с.
119. Хабермас Ю. Наука и техника как «идеология» / Пер. с нем. М.Л. Хорькова. - М.: Праксис, 2007. - 208 с.
120. Хобсбаум Э. Массовое производство традиций: Европа 1870-1914 // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре, 2015, № 6 (104). - с. 107-127.
121. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года / Пер. с англ. А.А. Васильева. - СПб.: Алетейя, 1998. - 119 с.
122. Хофстеде Г., МакКрэй Р.Р. Возвращаясь к обсуждению личности и культуры: связь личностных черт и культурных осей // Социологический журнал, 2010, № 4. - с. 9-42.
123. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. ИМЛИ РАН, 2002. - 568 с.
124. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1056 с.
125. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Эко У. Имя розы. М.: Книжная палата, 1989. - с. 427-482.
126. Эко У. Имя розы: пер. с итал. Е. Костюкович - Воронеж: изд. «Фолиант», 1993. - 528с.
127. Электронное книгоиздание в России (2016) [сайт] URL: http://www.webpublishers.ru/?p=422#fn-422-12 (дата обращения: 02.11.2017)
128. Энгельс Ф. Письмо Ф Мерингу // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. М., 1955.
129. Язык и сознание. Аналитические и социально-эпистемологические контексты; под ред. И.Т. Касавина. - М.: альфа-М, 2013. - 480 с.
130. Adorno Theodor W. Prismen. Kulturkritik und Gesellschaft. Frankfurt: Suhrkamp, 1955, S. 24 Цит. По: Маркузе Г. с. 15.
131. Anthony D. Smith. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986.
132. Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. -N.Y.: Free Press, 1965.
133. Collins J. С. The Study of English Literature, 1891; Цит. по: Иглтон Т., с. 29.
134. Destut de Tracy A.L.C. Elements d'ideologie. P., 1817-1818/ Vol. 1-5 Цит. по: Песоцкий В.А., 2009, с. 246.
135. Durham W.H. Coevolution: Genes, Culture, and Human Diversity. Stanford: Stanford University Press, 1991. Цит. по: Инглхарт Р., Вельцель К., с. 58.
136. Gellner E. Nationalism. London: Weidenfeld & Nicolson, 1997.
137. Gouldner A. The dialectic of ideology and technology: the origins, grammar, and future of ideology. Seabury Press, 1979.
138. Lemberg E. Ideologic und Gesellshaft. Stuttgart, 1974. P. 25-64. Цит. по: Волков Ю.Г., с.
139. Renan E. De l'origine du langage, 2nd edn. Paris: Michel Levy, Freres, 1858. p. 92-93. Цит. по: Логос, с. 538.
140. Sampson G. English for the English (1921), Цит. по: Иглтон Т., с. 28.
141. Schlegel F. Philosophische Vorlesungen aus den Jahre 1804 — bis 1806. Bd. II. Bonn, 1846. С. 357-358. Цит. по: Зорин А.Л., с. 355.
142. The Popular Education of France // Super R. H. (ed). Democratic Education. Ann Arbor, 1962.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.