Идентичность как категория социальной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Гатиатуллина, Эльвира Ринатовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат наук Гатиатуллина, Эльвира Ринатовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ
ИДЕИ «ИДЕНТИЧНОСТЬ»
1.1. Идентичность как самотождественность объекта
1.2. Идентичность как мера психических процессов, типа личности
и субъектности
1.3. Идентичность как способ репрезентации субъект-объектных
и субъект-субъектных отношений
Глава 2. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
КАТЕГОРИИ «ИДЕНТИЧНОСТЬ»
2.1. Философско-категориальные признаки дефиниции
«идентичность»
2.2. Этничность как тип социальной идентичности
2.3. Молодежные движения как форма и способ личностной самоидентификации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философско-культурологические аспекты анализа этнической идентичности2005 год, кандидат философских наук Попова, Светлана Владимировна
Концептуальный комплекс "идентичность-тождество-единство" и его методологическая роль в социально-философском исследовании2000 год, кандидат философских наук Марченко, Влада Викторовна
Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ2012 год, кандидат философских наук Давыдов, Олег Борисович
Этническая идентичность: сущность, содержание и основные тенденции развития2011 год, кандидат философских наук Мухлынкина, Юлия Владимировна
Концептуализация свободы в парадигме субъектности2017 год, кандидат наук Кармазина, Елена Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идентичность как категория социальной философии»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня трудно отыскать такую дефиницию, которая могла бы сравниться по частоте и активности использования в публичных дискурсах с понятием «идентичность». Это понятие ныне в ходу практически во всех социально-гуманитарных науках, от философии до филологии и искусствоведения. К тому же в общем контексте современных, крайне противоречивых процессов глобализации мира идентичность (социальная, культурная, политическая, профессиональная) становится проблемой первого плана в политической практике. А в условиях современной России, которая проходит через сложную историческую полосу переосмысления, переопределения и трансформации собственной культурно-цивилиза-ционной идентичности, а еще и формирования гражданско-политической нации, проблематика идентичности обретает особую остроту.
Между тем, пока нет общепризнанного представления о сути и спектре смыслового содержания, о гносеологическом и методологическом статусе идентичности. Ситуация на арене социально-гуманитарной науки такова, что многообразие значений, соотносимых с понятием «идентичность», практически не поддается учету и объемлет чрезвычайно обширный круг разносущно-стных сфер бытия и областей познания. При этом значения, приписываемые дефиниции «идентичность» в разных отраслях познания, принципиально разнятся и нередко противоречат друг другу.
Так, идентичность в социологических, этнологических и политологических дискурсах интерпретируется как отраслевая (предметная) категория, применяемая для описания индивидов и групп в качестве относительно устойчивых, тождественных самим себе целостностей. В то же время в психологии (еще со времен 3. Фрейда) идентичность трактуют как одно из ключевых предметных понятий именно психологической сферы познания, отражающее особенности психического состояния человека и возрастные особенности развития психики - «Я», «Эго», «самость». Однако наряду с этими
предметно-специализированными толкованиями понятие «идентичность» широко используется в таких контекстных сочетаниях, как «цивилизацион-ная идентичность», «геополитическая идентичность», «идентичность моды, брэнда», явно указывая на универсально-предикативный характер этой дефиниции и требуя ее осмысления в качестве категории философии, а значит -выявления ее (идентичности) категориальных признаков и систематического соотнесения с категориальной сетью философии.
Степень разработанности проблемы. Еще античные мыслители ап-пелируют к идее «идентичность» (Парменид, Сократ, Платон, Аристотель) полагая, что «самость» (самотождественность) является атрибутом всего сущего. Представители средневековой философии (Августин Аврелий, Боэций) соотносят принцип идентичности, прежде всего с Богом. В философии эпохи Возрождения, в рамках которой человек наделяется свободой воли, идентичность соотносится чаще всего с творчеством человека.
Проблемы тождества бытия и сознания с различных методологических позиций отстаивали и представители немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), проецируя это на человека, его идентичность.
В неклассической философии идентичность уже не является самоочевидным фактом, а метафизическая традиция осмысления тождества бытия и мышления подвергается критике, ассоциируя бытие только с жизнью (существованием) человека (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и др.). Соответственно, идентичность человека становится средоточием всех проблем философии. В постнеклассической философии проблема идентичности отрицается, ставится под сомнение приоритет тождества над различием (Т. Адорно, Ж. Делез, Ж. Деррида, Э. Левинас, М. Фуко, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе); в то время как позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер, Дж Милль) видели идентичность бытия исключительно в ее эмпирических и фактуальных проявлениях.
В последующем коммуникативные и пространственно-временные аспекты идентификации исследуются в работах Ж. Бодрийяра, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, а значение знаково-символических систем и феноменов коммуникации в формировании структур идентичности - в трудах П. Рикера.
В XX веке в исследование проблем идентичности включается и наша отечественная наука. Так, вопросы коллективной идентичности стали предметом исследования А.И. Шендрика. Различные аспекты структурно-функционального анализа идентичности представлены в работах Е.О. Тру-фановой, B.C. Агеева.
Философские идеи XX века оказали серьезное влияние на развитие интеллектуальной и политической культуры Запада, что привело к возникновению таких течений, как психоанализ, экзистенциализм, философская антропология. Согласно теории бихевиоризма, идентичность - это сознательное или неосознанное копирование атрибутов или характеристик других, как этап в возрастном развитии человека. Бихевиористы X. Левин, Э. Маккоби, П. Муссен, Л. Pay, Р. Сиэрс следуя этой идее, ввели когнитивные аспекты в содержание идентификации.
К середине XX века в психоаналитическом направлении были выявлены такие понятия, как внутрипсихическая структура личности, нарциссиче-ское ядро личности, самость как интегральный центр личности, необходимость целостного Я, самореализация, исследование его социального окружения, с которыми так или иначе соотносилась идентичность. В итоге идентичность стала особой мерой психики человека.
Термин «идентичность» вводит в междисциплинарный научный оборот Э. Эриксон во второй половине XX века. Смысловой компонент данного понятия связан с понятиями «тождество» и «различие», что позволяло рассматривать проблему идентичности относительно индивидов, коллективов, культуры и общества в целом (Р. Файн, Д. Рапапорт, Р. Коулс). Вопросы персо-
нальной идентичности в последующем смещаются к вопросам интерсубъективности в работах М. Бубера и О. Кернберга.
Свой вклад в изучение идентичности, ее структуры и различных аспектов внесли многие представители психологической, психоаналитической, социально-психологической, социологической, философской мысли (Г. Брей-куэлл, А. Ватерман, Ж. Лакан, П. Бергер, Т. Лукман, Дж. Марсиа, Дж. Тэр-нер, X. Тэджфел, Д. Маттесон, Дж. Колеман, П. Бурдье), различающие типы персональной идентичности.
Параллельно с философией проблема идентичности рассматривается и в социально-гуманитарных науках. Это - социологические исследования, разрабатывающиеся в контексте социальных ролей, социализации и в плане соотнесенности индивида с коллективом (И. Гоффман, Ч. Кули, Дж. Мид); психологические аспекты идентичности, которые представлены в работах А. Адлера, У. Джемса, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Когнитивно ориентированная психология, в свою очередь, обобщает идеи фрейдистского направления и символического интеракционизма, выделяя моменты осмысления и обобщения сходства и внося идеи значимости временного аспекта в формировании идентичности. Представители этого течения (М. Шериф, X. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл) рассматривают идентичность как систему «Я-концепции», социальная категоризация которой лежит в основе формирования личностной и социальной идентичностей.
Актуальными остаются и идеи Б.Г. Ананьева, A.B. Петровского и X. Лихтенштейна, считавших, что человек становится субъектом отношений по мере того, как развивается «во множестве жизненных ситуаций».
Среди отечественных ученых, внесших вклад в развитие концепции идентичности, следует выделить Е. Соколову, М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Ф. Поршнева, И.С. Кона, А.Ф. Лосева, А.И. Липки-ну, М.Г. Ярошевского, B.C. Малахова, Х.Г. Тхагапсоева, М.С. Васильеву, С.Н. Яременко и др.
Проделанный обзор, как нам представляется, дает основание для заключения: идентичность остается малоизученной проблемой, привлекая внимание многих исследователей, оставаясь одной из самых трудноуловимых для понимания и интерпретации проблем, несмотря на достаточно обширный материал, посвященный различным аспектам исследования идентичности, ставя на повестку дня вопрос о системном осмыслении идентичности в качестве категории социальной философии.
С учетом изложенного, а также степени разработанности обозначенной проблемы нами определены цели и задачи исследования.
Цель исследования. Целью диссертационного исследования является выявление когнитивно-методологического потенциала дефиниции «иденич-ность» и эксплицирование ее в категориальную систему (в корпус категорий) социальной философии.
В рамках указанной цели ставятся следующие задачи:
- выявить основные исторические этапы и генетические особенности формирования дефиниции «идентичность» в общем контексте развития философии;.
- проанализировать сферы познания и спектр дискурсивных практик, в которых используется понятие «идентичность» и его смысловой потенциал;
- изучить смысловые вариации, соотносимые с понятием «идентичность» в различных областях познания и дискурсивных сферах (областях);
- выявить философско-категориальные признаки дефиниции «идентичность» и ее методологический потенциал;
- разработать подходы и принципы к построению типологии идентичности;
- продемонстрировать гносеологический потенциал и методологические возможности социально-философской категории идентичности в социологических, этнологических и политологических дискурсах.
Объект исследования - социальное бытие, формы и способы его репрезентации и философского осмысления.
Предмет исследования - идентичность как социально-философская категория и категориальная мера бытия.
Методологической основой (базой) исследования стали сравнительно-исторический, междисциплинарный и системный подходы. Наряду с историко-философским методом, концептуализирующим феномен идентичности использовался системный подход, который позволяет рассматривать проблему идентичности во всем многообразии ее проявления.
Диалектический метод с его принципами развития и противоположности, использовался при рассмотрении диалектики социального и индивидуального в процессе обретения персональной идентичности.
Исследование феномена этничности (этнической идентичности) осуществлялось на основе инструменталистского, примордиалистского и конструктивистского подходов; междисциплинарный подход к исследованию проблемы идентичности санкционировал возможность использования эвристических возможностей таких наук, как психология, социология и культурология.
Теоретической базой исследования являются классические и современные работы по философии, психологии, социологии, этнологии, культурологии, политологии, антропологии, педагогике.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Идентичность впервые рассматривается как форма предикации и знания, как философская категория - с позиции границ ее смыслового мира, когнитивного и методологического потенциалов.
2. Предложены принципы разработки общей типологии идентичности и при этом выделены (также впервые) следующие ее типы, конкретизируемые, в свою очередь, в спектры форм: социоприорная (цивилизационная, этническая, тендерная, геополитическая), социальная (культурная, субкультурная, политическая, религиозная, профессиональная, персональная), ментальная (моды, бренда, научной парадигмы).
3. Показана необходимость учета в дискурсах идентичности системности (системного характера) социальной идентичности и ее детерминации контекстным фактором.
4. Выявлен и описан (впервые) историко-генетический ряд типов социальной идентичности: «сакрально-вмененный», «корпоративно-трансформативный», «коммуникативно-спектральный», которые лежат в основе форме персональной идентичности человека.
5. Категориально-методологический потенциал дефиниции «идентичность» продемонстрирован на примерах этнологии и социологии молодежи; при этом показано, что многообразие эмпирически описываемых вариантов этнической идентичности, как и идентичности молодежных субкультур, может быть выражено лаконично и адекватно - на основе предлагаемых в работе типов социальной идентичности и их маркерного состава.
6. Методолого-гносеологический и эвристический потенциал формулируемой в работе категории «идентичность» продемонстрирован на примерах сопоставительного анализа критериев этничности и теории молодежных субкультур методами этнологии, социологии и культурологии - с одной стороны, и на основе социально-философской категории «идентичность» - с другой.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Генезис (историческое развитие) понятия «идентичность» включает ряд содержательных этапов, на которых с этим понятием соотносятся различные смысловые содержания, в частности:
- идентичность как главная мера сути бытия - его неизменности (в духе философии Парменида);
- идентичность как исключительная мера божественных деяний и предустановлений (в философии Средневековья);
- идентичность как мера экзистенциального бытия человека (Новое время);
- идентичность как мера психического здоровья человека и возрастных трансформаций его психики (в рамках классической философии и психологии);
- идентичность как форма и механизм интерсубъективных отношений и саморепрезентации человека (постклассическая наука).
2. Ныне существующая практика использования понятия «идентичность» некритично включает в себя различные историко-смысловые наслоения, что приводит к бытованию противоречащих друг другу определений идентичности - в зависимости от познавательной сферы использования этого понятия (этнология, психология, культурология). А это, в свою очередь, делает невозможной разработку общей типологии идентичности, сужая область операциональности данной категории.
3. Как показывает анализ, противоречивость существующих определений идентичности связана с приписыванием ей различных сущностей (идентичность как мера психического здоровья и психического развития, как тип социальности (этничность)), т.е. с онтологизацией идентичности, в то время как идентичность является, как и любая философская категория, формой предикации и знания - гносеологической формой отражения, описания, структурации и интерпретации бытия.
4. Существующие противоречия в интерпретациях идентичности снимаются, если ее (идентичность) рассматривать в качестве знаниевого конструкта и дефиниции, а именно - в качестве философской категории, выражающей количественно-качественную, пространственно-временную и структурно-процессную определенность бытия и его фрагментов (сфер, областей), которая может быть соотнесена с сущностями любой онтологической природы (материально-вещественной, ментально-духовной),
5. Предлагаемая интерпретация идентичности создает возможности для разработки общей типологии идентичности на основе общепринятых критериев типологизации знания (в частности, его объектно-предметной отнесен-
ности и сферы применения), а также позволяет выделить следующие основные типы идентичности: социоприродную (цивилизационная, этническая, тендерная, геополитическая), социальную (культурная, субкультурная, политическая, религиозная, профессиональная, персональная), ментальную (идентичность моды, бренда, научной парадигмы и т.д.).
6. Учет выявленных нами особенностей категории «идентичность» (ее смысловых коннотаций, структурных и типологических особенностей) позволяет выявить наиболее распространенные ошибки в дискурсах идентичности.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость проведенного диссертационного исследования определяется совокупностью идей и концепций, являющих собой вклад в разработку теории идентичности как категории социальной философии.
Практическая значимость заключается в том, что положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки практических психологов; в преподавании курсов социальной философии, теоретической социологии, антропологии, культурологии и педагогики. Некоторые из этих положений и выводов были внедрены в учебный процесс при чтении курса «Философские основы психоанализа Фрейда и неофрейдизм» для студентов специальности 040101.65 - Социальная работа (акт от 24.03.2011 г., № 01-25/590).
Апробация результатов исследования. Содержание диссертации апробировано в 10 публикациях общим объемом 5,02 пл., в том числе опубликованы четыре статьи в научных изданиях по списку ВАК; отдельные идеи докладывались автором на III Всероссийской научной конференции «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик, 2009), на V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик, 2011), на Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива-2010» (Нальчик, 2010).
Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры философии Кабардино-Балкарского государственного университета.
Структура и объем исследования. Диссертация общим объемом 169 страниц состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов (включающих 1 таблицу), заключения, списка использованной литературы (наименования), приложения (включающего 12 таблиц) и двух актов экспертизы и внедрения результатов диссертационного исследования.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ГЕНЕЗИСА КАТЕГОРИАЛЬНОЙ ИДЕИ «ИДЕНТИЧНОСТЬ»
Как показывает история антропосоциогенеза, развитие мышления и активно-преобразовательного отношения человека к миру происходит посредством и на основе формирования предельно общих понятий (категорий) - форм отражения универсальных законов объективного мира и их интерпретации. Категория (греч. ка1е§опа - определение, суждение)1, таким образом - это предельно широкое понятие, в котором отражено существенное типическое содержание явлений бытия и господствующих в нем отношений, а значит - когнитивный опыт человека.
Как полагает А.Ф. Лосев, слово «категория» первоначально переводилось с греческого как «решение», «высказывание» о чем-то весьма важном и существенном2.
Платон определяет категории как «понятия, объемы которых представляют собой высший род сущего»3.
По Аристотелю, категории являются понятием рассудка, как то, что «высказывается о существующем»4.
Таким образом, категории отличаются от понятий тем, что категории -это «высказываемое вне связи» с единичными вещами, предельно общего характера. Указывая на онтологический статус категорий как предельное обобщение, Аристотель подчеркивает отличительные признаки категорий от
понятий5. По сложившейся традиции исходным моментом анализа категорий
б
является язык ее определения, артикуляции в смысле точности этого языка .
1 Современный философский словарь / под общей ред. В.Е. Кемерова. - 3 изд., испр. и доп. - М.: Академический проспект, 2004. - С. 193.
2 Лосев А.Ф. Категории // Философская энциклопедия. - М,: Советская энциклопедия, 1962. - Т. 2. - С. 472.
3 Платон. Софист / Платон // Сочинения: в 4 т. - М., 1973. - Т. 2. - С. 275-345.
4 Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: в 2 т. - СПб.: Наука, 2006. - С. 138.
5 Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. Метафизика. О душе / под ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - С. 358.
6 Книгин А.Н. Учение о категориях. - М. -Томск, 2002. - С. 19.
В этом контексте у Канта сущность и смысл философских категорий проявляется в схемах чистого рассудочного понятия, определяя значение этих общих понятий и представляя их посредством конкретное явление1.
«Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе как с помощью категорий - ведь чистый синтез, представленный в общей формуле, дает чистое рассудочное понятие», - пишет Кант2.
Пожалуй, в трудах Гегеля наиболее ярким образом выражена предельная общность мысли в философских категориях - здесь категории сближаются с идеями, представляющими собой «род, каким он постигается больше мыслью и существует для последней как логические формы существования идей»3.
«Категория означает, что самосознание и бытие есть одна и та же сущность, та же не в сравнении, а сама по себе»4.
Исторически развитие науки и философии сопровождалось и сопровождается прежде всего формированием категорий различных типов и назначений. Такие категории, как причина и следствие, форма и содержание, необходимость и случайность, возможность и действительность, формировались, разумеется, по мере роста горизонтов социального сознания, а также учета реальных причинно-следственных, пространственно-временных отношений вещей, качественной и количественной сторон реальной действительности, то есть по мере развития когнитивного опыта человека.
Обобщая историю философии и науки, Л.А. Микешина утверждает, что фундаментальные понятия, формы, модели, высказывания, имеющие априорное значение для получения и оформления опытного знания, также являются философскими категориями5.
1 Кант И. Критика чистого разума. Соч.: в 6 т. - М.: Эксмо, 2007. - Т. 3. - С. 227.
2 Там же-С. 214.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: в 2 т. - СПб.: Наука, 2006. - С. 140.
4 Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Наука, 2000. -С.123.
5 Микешина Л.А. Эпистемология ценностей: монография. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. - С. 122.
Однако, как уже подчеркивалось, главной отличительной особенностью философских категорий является их предельная широта - они не могут быть редуцированы до обиходных понятий естественного языка, имеющего весьма ограниченный объем смыслового содержания (хотя могут быть синтезированы посредством обобщения универсалий культуры, закрепленных в естественных языках).
Философские категории служат прежде всего универсальными всеобщими формами теоретического мышления и характеризуются как вид понятий, как результат обобщения и выделения предметов по определенным признакам «обобщающе-различающего абстрагирования»1.
Особая ценность философских категорий состоит в том, что они играют методологическую роль в науке, поскольку отражают законы и закономерности, всеобщую связь и принципы развития вещей, охватывая мир как целое, отношения мира и человека, процессы познания и деятельности.
Иначе говоря, категории являются необходимыми формами мышления, служат средством формирования картины мира в целом. Одновременно философские категории выполняют и инструментальные функции, являясь способом познания и освоения реальной действительности и ее явлений, а также выполняя нормативные функции, то есть формируя определенную методологию теоретико-рефлексивного познания.
По мере развития наук и их отделения от философии формировались и научные категории конкретных сфер научного познания.
С учетом этих обстоятельств в современной классификации категорий принято различать три типа - общенаучные, частнонаучные и философские.
Общенаучные и частнонаучные категории используются в различных областях научного знания как результат обобщения знаний о локальных и специфических областях реальной действительности и познания. Философские же, будучи предельно широкими понятиями, в которых мыслятся всеобщие, существенные стороны, свойства, связи и отношения бытия, выпол-
1 Категории философии и развитие научного познания // Сборник статей .Саратов: СУ, 1983. - С. 116.
няют, как уже подчеркивалось, методологические и мировоззренческие функции. Понятно, что разные категории относятся к различным разделам философии: онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии. Особую группу образуют категории специальных философских дисциплин, в том числе социальной философии.
Мировоззренческое значение философских категорий состоит прежде всего в соотнесении знания о мире и человеке, что позволяет осмысливать и строить оптимальные отношения человека к миру, а значит - социальную практику.
Но история философии развивалась таким образом, что длительное время первенствовало онтологическое предназначение категорий.
Онтологическое значение категорий заключается в том, что они выражают реальную действительность (мир) в формах высшей степени абстрагирования, отвлечения от конкретного, а также в схемностях «единичное - общее - особенное», «количество - качество», «форма - содержание», «пространство», «время» и т.д.
В этом смысле именно философские категории лежат в основе анализа и обобщения чувственных восприятий и представлений о реальной действительности, выстраивания связей - отношений человека с миром.
Что касается логико-познавательных и методологических функций категории, то они проявляются на основе и посредством философско-категориаль-ных принципов, организующих мышление и когнитивный процесс. В их числе принципы объективности, всесторонности, историзма, противоречий и др.
Таким образом, именно в философских категориях выражена вся сложность и противоречивость бытия в его развитии - общее, единичное, особенное, непосредственное и опосредованное, внешнее и внутреннее, качественное и количественное, всеобщее, особенное, специфическое; генетические, исторические, функциональные и структурные, энергетические, вещественные и информационные типы связей в бытии. В категориях организуется и процесс познания - преобразования реальной действительности.
Изложенное до сих пор носит предваряющий характер, а цель нашего исследования - показать, что понятие «идентичность» по смысловому содержанию и выполняемым функциям относится к числу философских категорий, а именно - к корпусу социально-философских категорий.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Самоидентификация человека как антропогенетический феномен2008 год, доктор философских наук Шеманов, Алексей Юрьевич
Искусство как средство выражения этнической идентичности2006 год, кандидат философских наук Иванов, Вадим Викторович
Идентичность как социально-философская проблема2007 год, кандидат философских наук Хамнаева, Анна Юрьевна
Феномен неповиновения в контексте духовного творчества человека2006 год, кандидат философских наук Сафиуллина, Александра Александровна
Идентичность как философская проблема: социокультурные основания2010 год, кандидат философских наук Зверева, Ирина Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гатиатуллина, Эльвира Ринатовна, 2012 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августин А. еп. Иппокийский. Исповедь / пер. с лат. и коммент. М.Е. Сер-геенко. - М: ЭКСМО, 2006. - 525 с.
2. Августин: pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология / сост. Р.В. Светлов, В.П. Селиверстов. - СПб.: РХГИ, 2002.- 974 с.
3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: МГУ, 1990. - 239 с.
4. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. - СПб.: ЛГУ, 1993. - 107 с.
5. Адорно Т.В. Негативная диалектика / пер. с нем. Е.Л. Петренко. -М.: Научный мир, 2003 - 373 с.
6. Амон Г. Психосоматическая терапия. - СПб.: Речь, 2000. - 237 с.
7. Андреева H.H., Голукжова Н.Я. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 48-56.
8. Антонова Н.В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. -№ 1. - С. 131-143.
9. Аристотель. Категории/ пер. A.B. Кубицкош. -М.: Соцэкгиз, 1939. - 120 с.
10. Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 1. Метафизика. О душе / под ред. В.Ф. Асмус. - М.: Мысль, 1976. - 960 с.
11. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциоло-гия: учебное пособие для вузов. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 1999. - 270 с.
12. Асмус В.Ф. Античная философия - 3 изд. - М.: Высшая школа, 1998.-400 с.
13. Бауман 3. Индивидуализированное общество / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2002. - 390 с.
14. Бахтин М.М. Как философ // Сборник статей - М.: Наука, 1992. - 251 с.
15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - 2 изд. / примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1986. - 444 с.
16. Белик A.A. Психологическая антропология: История и теория. - М.: ИЭИА, 1993.-190 с.
17. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 166 с.
18. Бергер П.Л., Лукман Т.Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / пер. Е. Руткевич. - М.: Моск. филос. фонд, 1995.-322 с.
19. Бердяев H.A. Дух и реальность: Основы богочеловеческой духовности. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. - М.: ACT: Хранитель, 2007. - 381 с.
20. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт и преемственность поколений? // Общественные науки и современность. - 1996. - № 3. - С. 56-65.
21. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла / пер. с фр. Л. Люарской и Е. Марковской. - М.: Добросвет, 2000. - 257 с.
22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с франц. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. - М.: Добросвет, 2000. - 389 с.
23. Бороноев А.О., Павленко В.Н.Этническая психология. - СПб.: СПбГУ, 1994. - 168 с.
24. Брокмейер И., Хааре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 29-47.
25. Бубер М. Два образа веры. - М.: Республика, 1995. - 462 с.
26. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Социология и социальная антропология. - 1998. - Т. 1. - № 2. - С. 44-59.
27. Бурдье П. Практический смысл / под ред. H.A. Шматко. - СПб.: Алетейя, 2001.-562 с.
28. Васильева М.И. Этническая идентичность современных якутов: дис.... канд. социол. наук. - Улан-Удэ, 2001 - 167 с.
29. Васильева М.С. Этническая педагогика бурят. - Улан-Удэ.: БГУ, 1998.- 132 с.
30. Веблен Т.Б. Теория праздного класса. - 2 изд. / под ред. В.В. Моты-лева. -М.: Либроком, 2010. - 365 с.
31. Винер Б.Е. Этничность в поисках парадигмы изучения // Этническое обозрение. - 1998. - № 4. - С. 30.
32. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: в 2 т. - СПб.: Наука, 2006. - 423 с.
33. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - М.: Наука, 2000. - 495 с.
34. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. -М.: Мысль, 1975.-Т. 1.-452 с.
35. Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ. Т.В. Бредниковой, М.К. Тюнькиной. -М.: Прогресс, 1991. - 319 с.
36. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2011/11/15/1272895702/Goffman_stigma.pdf
37. Гофман И. «Я» и Другой // Личность Культура. Общество. - 2000. -Т. 2.-№3.-С. 169-184.
38. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / под ред. B.C. Магун. - М.: Изд. Института социологии РАН, 2006. - 327 с.
39. Гришин В.А. Субкультура и ее проявление в молодежной среде // Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. - М.: НИИ, 1990.-С. 102.
40. Гршценко А.И. Отражение социокультурной дифференциации современного общества в русской экспрессивной этнонимии рубежа XX-XXI вв. // Общероссийский научный журнал о мире образования. - 2009. -№ 2. - С. 328-335.
41. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли - М.: Мишель и Ко, 1993.-498 с.
42. Гурко E.H., Деррида Ж. Тексты деконструкции / пер. Е. Гурко. -Томск.: Водолей, 1999. - 158 с.
43. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии Кн.1. Общее введение в чистую феноменологию. - М.: Академический Проект, 2009. - 489 с.
44. Делез, Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н.В. Маньковской, Э.П. Юровской. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
45. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. -М.: Мысль, 1996.-382 с.
46. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: учебное пособие
для студентов. - Ростов-на-Дону.: ЦВВР, 2000. - 280 с.
47. Деррида Ж., Ямпольской A.B., Левинас Э. Насилие и метафизика // Избранное. Трудная свобода. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 773.
48. Джемс У. Психология. - М.: Гаудеамус, 2011. - 316 с.
49. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - 3 изд. / пер. с англ. В.Г. Малахиевой - Мирович и М.В. Шика - M.: URSS, 2010. - 418 с.
50. Джерри Д. Большой толковый социологический словарь (Collins) . -M.: ACT, 2001. - T. 2. (П-Я). - 527 с.
51. Донгак B.C. Этническая идентичность тувинцев: дис. ... канд. соци-ол. наук. - СПб., 2003. - 183с.
52. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. - Ростов-на-Дону. : СКНЦВШ, 1999. - 198 с.
53. Казалиева К.Н. Этническая идентичность ногайцев России: дис. ... канд. социол. наук. - СПб., 2006. - 153 с.
54. Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М.: Рефл-бук, 2001. - 345 с.
55. Кант И. Критика чистого разума: Сочинения: в б.т. - М.: Эксмо, 2007.-Т. 3.-734 с.
56. Категории философии и развитие научного познания // Сборник статей. - Саратов.: СУ, 1983.- 158 с.
57. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях / пер. с англ. А.Ф. Ускова. - М.: Класс, 1998. - 364 с.
58. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. - М.: Класс, 2000. - 459 с.
59. Китинг М. Новый регионализм в Западной Европе // Логос. - 2003. -№6 (40).-С. 115.
60. Клее М. Психология подростка: психосексуальное развитие / пер. с фр- М.: Педагогика, 1991. - 171 с.
61. Книгин А.Н. Учение о категориях. - М.: Томск, 2002. - 190 с.
62. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение. - М.: Институт молодежи, 1996. - 222 с.
63. Кон И.С. Открытие «Я». - Таллин.: Ээсти раамат, 1981. - 249 с.
64. Айзикович А.С. и др. Краткий словарь по социологии. - М.: Политиздат, 1988.-477 с.
65. Крылов А.Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самосознание индивида. - М.: Изд. НИБ, 2010. - 270 с.
66. Кукарцева М.А. Идентичность //Энциклопедия эпистемологии и философии науки - М.: Канон, 2009. - 1248 с.
67. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо-Маклая. -1949.-Т. 8.-С. 3-35.
68. Лакан Ж. Стадия зеркала // Стадия зеркала и другие тексты. - М., 1994.-С. 210.
69. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психологическом опыте // Семинары. Кн. 2.-М.: Логос, 1998.-С. 508-516.
70. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 3. - С. 48-58.
71. Левикова С.И. Молодежная культура. - М.: Вуз.кн., 2002. - 359 с.
72. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / пер. И.С. Вдо-вина, Б.В. Дубин. - М.: Университет, кн., 2000. - 415 с.
73. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с фр. H.A. Шматко. -М.: Институт эксперим. социологии, 1998. - 159 с.
74. Липкина М. Третья жизнь // Популярная психология: учебное пособие для студентов пед.инст. - М., 1990. - С. 136-143.
75. Ломоносов М.В. Избранные философские произведения / под ред. Г.С. Васецкого. - М.: Госполитиздат, 1950. -759 с.
76. Лосев, А.Ф. Категории // Философская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1962. -Т.2. - 655 с.
77. Мавродин В.В. Формирование русской нации. Стенограмма публичной лекции, прочитанной 7 июля 1947 года в Ленинграде. - Л., 1947. - 36 с.
78. Майдановский А.Д. Категория существования в «Этике» Спинозы // Вопросы философии. - 2001. - № 1. - С. 161-174.
79. Малахов B.C. Идентичность // Новая философская энциклопедиями Мысль, 2001.- Т. 3. - С. 78-79.
80. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. -1998. -№2. -С. 43-53.
81. Манхейм К. Диагноз нашего времени / пер. с нем. и англ. - М.: Юрист, 1994.-700 с.
82. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. A.A. Юд - М.: ACT, 2003.-331 с.
83. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей: монография. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. - 438 с.
84. Многоуровневая идентичность: монография / Жаде З.А. и др. - М.: Майкоп, 2006. - 244 с.
85. Науменко Л.И. Этническая идентичность: Проблемы трансформаций в постсоветский период // Этническая психология и общество - М.: Старый сад, 1997. - С. 76-88.
86. Нестеров Д. Скины. Русь пробуждается. Роман. - М.: Ультра Культура, 2003.-382 с.
87. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / В.А. Гущин, И. С. Буга-ков.-СПб., 2008.-277 с.
88. Ницше Ф. Сумерки кумиров. - 2 изд. / пер. с нем. Е.К. Герцык. -М.: Симферополь, 1902. - 328 с.
89. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: 2000. - Т. 1 - 721 с.
90. Обороненко, В.И. Западные молодежные субкультуры 80-х годов: Научно-аналитический обзор. - М.: ИНИОН, 1990. - 32 с.
91. Огурцов А.П. Категории // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 2. - 634 с.
92. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Институт социологии РАН, 2000. - 261 с.
93. Омельченко Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. - М.: УГУ «Регион», 2004.- 180 с.
94. Орлова Э.А. Молодежные субкультурные объединения как фактор динамики культуры // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ. - М., 1987. - С. 93-98.
95. Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. - М.: Идея-Пресс, 2001. - 38 с.
96. Петровский A.B. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1- С. 7-18.
97. Пико дела Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека: в 5 т. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - Т. 1. - С. 506-514.
98. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. 2. - 528 с.
99. Платон. Софист. Сочинения: в 4 т. - М., 1973. - Т. 2. - С. 583.
100. Платон. Тимей / под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1999. - 583 с.
101. Поршнев Б.Ф. Элементы социальной психологии // Проблемы общей психологии. - М., 1965.
102. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы: статьи / пер. с англ. Н. Воробьева.- М.: ТЕРРА, 2000. - 463 с.
103. Рикер П. Повествовательная идентичность // Герменевтика. Этика. Поэтика.-М., 1995 - 159 с.
104. Рикер П. История и истина / пер. с фр. И.С. Вдовина, А.И. Ма-чульская. - СПб.: Алетейя, 2002. - 399 с.
105. Романова К.Л. Интертекстуальность как возможность моделирования новой субъективности // Сборник докладов международной научной конференции. - Магнитогорск: МаГУ, 2003. - С. 440.
106. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. - М., 2006. - С. 126.
107. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.-508 с.
108. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998.-705 с.
109. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / пер. с фр. В.И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 638 с.
110. Свасян К.С. Prooemium // Вопросы философии - 2010 - № 2. - С. 3-12.
111. Сергеев, С.А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан // Социологические исследования. - 1998 - № 11. - С. 97.
112. Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России: автореф. дисс. ... доктора соц. наук. - СПб., 1996. - 58 с.
113. Скворцов Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы // Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. - СПб., 1996.- № 4. - С. 45-49.
114. Смирнова Н.М. Феноменология социологическая // Энциклопедия эпистемология и философии науки. - М.: Канон, 2009. - С. 925-926.
115. Современный философский словарь - 3 изд., испр. и доп. / под общей ред. В.Е. Кемерова-М.: Академический проспект, 2004. - 861 с.
116. Соколова Е.Т., Коньков С.А. Рождение языка самовыражения // Психотерапевтический журнал. - 1994. - № 3 - С. 27.
117. Соколовский C.B. Этническое насилие структуры теоретического дискурса// Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. - М., 1994. - С. 17.
118. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.-386 с.
119. Социология. Энциклопедия. - 2 изд. / под общей ред. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2000. - 512 с.
120. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, 1999.-320 с.
121. Сундиев И.Ю. Анатомия неформальных объединений // По непи-санным законам улицы. -М.: Юридическая литература, 1991. - С. 46-56.
122. Суслова О.Ю. Введение в чтение Лакана: «стадия зеркала» // История создания Интернет Сайт Восточно-Европейского института психоанализа. - 2000.
123. Суханов В.М. Башкорстан: проблемы идентичности в мультикуль-турном пространстве // Полис. - 2008. - № 4. - С. 55-65.
124. Тишков В.А. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: сборник статей / под ред. М.Б. Олкотт, В.А. Малашенко. - М., 1997. - 490 с.
125. Тишков В.А. Нация: теория и политическая практика: Взаимодействие политических и национально-этнических конфликтов // Материалы международного симпозиума-М., 1994. -Ч. 1 — 1994. - С. 65.
126. Толстых A.B. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М., Педагогика, 1988.- 125 с.
127. Томпсон Х.С., Томпсон С. Ангелы Ада / пер. с англ. А. Керви. -М.: ACT, 2003.-541 с.
128. Томэ X. Современный психоанализ / пер.с англ. X. Кэхеле / под ред. A.B. Казанской. - М.: Прогресс, 1996. - Т. 1. - 575 с.
129. Тоффлер А. Футурошок. - СПб.: Лань, 1997. - 461 с.
130. Трубина Е.Г. Персональная идентичность как социально-философская проблема: дис. ... док. филос. наук. - Екатеринбург, 1996. - 400 с.
131. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии.-2010.-№2.-С. 13-18.
132. Тхагапсоев Х.Г., Гатиатуллина Э.Р. Идентичность: к проблемам методологии // Научная мысль Кавказа. - 2010. - Вып. 4 - С. 16-24.
133. Тхагапсоев Х.Г. Идентичность как философская категория и мера социального бытия // Философские науки. - 2011. - № 1. - С. 10-26.
134. Федотова В.Г. Коммуникация // Энциклопедия эпистемология и философии науки. -М.: Канон, 2009. - С. 368-369.
135. Философские основы психоанализа Фрейда и неофрейдизм: планы лекций, семинарских занятий и тематика рефератов / С.И. Эфендиев, Э.Р. Гатиатуллина. -Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2011. - И с.
136. Фихте И.Г. Сочинения: в 2 т. - М.: Ладомир, 1995. - 654 с.
137. Фофин А.И. Русские и французские этнофолизмы как вербальные знаки национальной нетерпимости // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 1. - С. 47-50.
138. Фрадкин Н., Богомолова Л.И. Введение в педагогическую специальность: лекции-диалоги. - М.: Сфера, 1996. - 60 с.
139. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ: сборник произведений. - М.: Апрель-Пресс, 2001. - 526 с.
140. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: ACT, 2009. - 288 с.
141. Фромм Э. Иметь или быть? -2 изд. доп. / под ред. и послесл. В.И. Добренькова. - М.: Прогресс, 1990. - 330 с.
142. Фромм Э. Мужчина и женщина. - М.: Назрань ACT, 1998. - 509 с.
143. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. - СПб.: Талисман, 1994.-405 с.
144. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Лекции и интервью. - М.: Наука, 1992. - С. 175.
145. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / под ред. Скляднева., Б.В. Маркова. - СПб.: Наука, 2000. - 377 с.
146. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В.В. Бибихина. - Харьков: Фолио, 2003. - 509 с.
147. Хайдеггер М. Парменид,- Спб.: В. Даль, 2009. - 382 с.
148. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. -М.: ACT, 2003. - 603 с.
149. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / под ред. Ю. Здоровова. - М.: Ювента, 1997. - 258 с.
150. Хоружий С. Современные проблемы православного миросозерцания // Интернет-издание веб-центра «Омега». - 2002. - С. 122.
151. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека: учебное пособие для спецкурса- Ижевск: Удм. ун-т, 1996.-74 с.
152. Цымбурский В.Л. Остров Россия: геополитические и хронополи-тические работы 1993-2006. - М.: РОССПЭН, 2007. - 543 с.
153. Цымбурский В.Л. Россия - Земля за великим Лимитрофом: цивилизация и ее геополитика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 141 с.
154. Чалдини Р. Психология влияния / пер. с англ. Е. Бугаева и др. - 5 изд. - СПб.: Питер, 2009. - 294 с.
155. Чернавский Д.С. Синергетика и информация: Динамическая теория информации. - М.: Наука, 2001. - 243 с.
156. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения / пер. с нем. М.И. Левиной, A.B. Михайлова. -М.: Мысль, 1998 - 1661 с.
157. Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. - 2 изд. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010.-134 с.
158. Шнейдер Л.Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичности: Теория и методы диагностики. - М.: МПСИ., 2007. - С. 128.
159. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. - СПб.: Наука, 1993.-340 с.
160. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. A.B. Толстых. -М.: Прогресс, 1996. - 340 с.
161. Эриксон, Э. Детство и общество. - 2 изд., перераб.и доп. / пер. с англ. A.A. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 415 с.
162. Этничность и власть в полиэтничных государствах // Материалы международной - М.: Наука, 1994. - 313 с.
163. Этнопсихология: вопросы теории и практики: Сборник научных трудов / под ред. O.E. Хухлаева.- М.: МГПУ, 2005. - 143 с.
164. Юм Д. Сочинение: в 2 т. / под ред. И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1966.-Т. 1.-846 с.
165. Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 317 с.
166. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. - 1995. -№3-4.-С. 161-162.
167. Яременко С.Н. Смыслы и стили жизни как маркеры идентичности человека: монография. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2008. - 167 с.
168. Ясперс К. Духовная ситуация времени. - М.: ИНИОН, 1990. - 214 с.
169. Ясперс К. Общая психопатология. - М.: Практикум, 1997. - 1053 с.
170. Anderson В. Imagined communities. Reflections on the origin and spread of nationalism. - London.: Verso, 1983. - 332 p.
171. Bentley G.C. Ethnicity and Practice // Comparative Studies in Society and History. - 1987. - V. 29 (1). - P. 25.
172. Coles R. Erik Erikson - The Quest for identity // Newsweek. - 1970. -V. 76. -№ 12.-P. 46-56.
173. Economist. The case of Brands [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.economist.com/node / 770992?Story _ID=770992.
174. Erikson E.H. Identity and the life-cycle. -N.Y.: International University Press, 1959. - 192 p.
175. Erikson E.H. Life History and Historical Moment. - N.Y.: Norton, 1975.- 129 p.
176. Fine R.A. History of Psychoanalysis. - N.Y.: Columbia University Press, 1979.-686p.
177. Heckmann F. Ethnische Minderheiten, Volk und Nation. Soziologie in-ter-ethnischer Beziehungen. - Stuttgart Enke, 1992. - 279 p.
178. Marcia J.E. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. - 1996. - № 3. - P. 551-558.
179. Mead G.H. Mind Self and Society, Chicago. - University of Chicago Press, 1934.-564 p.
180. Seton-Watson H. Nations and states. An enquiry into the origins of nations and politics of nationalism. - Westview Press: Colorado, 1977. - 303 p.
181. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. - Cambridge.: Cambridge Univ. press, 1982. - 528 p.
182. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. -N.Y., 1981. - 239 p.
183. Zock Т.Н. A psychology of ultimate concern. E.H. Erikson's contribution to the psychology of religion. - Amsterdam.: Atlanta, 1990. - 262 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.