Концептуализация свободы в парадигме субъектности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Кармазина, Елена Викторовна

  • Кармазина, Елена Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Новосибирск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 389
Кармазина, Елена Викторовна. Концептуализация свободы в парадигме субъектности: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Новосибирск. 2017. 389 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кармазина, Елена Викторовна

Введение.................................................................................................3

1. Основные направления концептуализации свободы

1.1 Проблема субъекта в онтологической парадигме свободы............................28

1.2 Антропологический принцип в субъектной парадигме..................................41

2. Свобода и самосознание

2.1 Проблема идентичности и концептуализация тождества/различия.................63

2.2 Персональная идентичность: субстанциальность и реляционность Я...............83

2.3 Персональная и коллективная идентичность. Я и Мы...............................100

3. Свобода и социальная система

3.1 Система и личность: основания концептуализации..................................111

3.2 Истоки альтернативных концепций: воля versus деятельность....................127

3.3 Антиномии свободы и системы...........................................................140

4. Система как необходимость и враждебность

4.1 Структурно-функциональное «оправдание» системы...............................148

4.2 Персоналистическое «обвинение» системы...........................................176

4.3 Система и свобода в «обществе потребления»........................................198

5. Свобода и отчуждение

5.1 Отчуждение: направления критики и легитимации..................................224

5.2 «Легкость» и «тяготы» современной свободы..........................................243

5.3 Социальное отчуждение и проблема толерантности................................260

6. Идея свободы в культуре и массовом сознании

6.1 Идея свободы в обыденном сознании...................................................271

6.2 Массовая культура и массовый человек................................................280

6.3 Проблема дивергенции культуры и системы.............................................317

7. Свобода и судьба

7.1 Судьба и свобода в парадигме субъектности..........................................330

7.2 Логика персонализации судьбы в неклассической философии.....................341

Заключение........................................................................................349

Список литературы..................................................................................370

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концептуализация свободы в парадигме субъектности»

Введение Актуальность темы исследования

Свобода относится к числу так называемых «универсалий» культуры, ее наиболее фундаментальных оснований и ценностей. Пребывание в этом статусе не избавляет идею свободы ни от содержательной неопределенности и смысловой путаницы, ни от известного рода девальвации, которой подвержены в процессе культурного развития многие предельно общие понятия и идеи. К. Г. Юнг, один из наиболее знаменитых исследователей личности, как-то назвал понятие «свобода» затасканным, имея в виду, судя по контексту, его многозначность и неопределенность, «частое употребление и злоупотребление»1 Следует признать правоту великого психолога: свобода действительно является одним из самых широко толкуемых, противоречивых, антиномичных и неопределенных по смыслу понятий. Интерпретации идеи свободы варьируются в предельно широких границах. В смысловом поле свободы сегодня представлены различающиеся до полярности идейные комплексы с доминантами рациональности и бессознательной стихийности, господства и бунтарства, индивидуальности и тотальности. В состав практически-поведенческих референций свободы включается почти всё многообразие жизненных стилей и моделей поведения, в том числе и взаимоисключающих: активизм и эскапизм, гедонизм и аскетизм, альтруизм и агрессия. Фундаментальные идеи, подобные идее свободы, всегда сложны и многозначны, имеют несколько пластов смысла, однако их релятивизация допустима лишь в определенных пределах. Включение в предметное поле какого-либо понятия неограниченного множества идейных комплексов, жизненных стилей и моделей поведения делает данное понятие «безразмерным», а потенциально вообще бессмысленным. Если всё -свобода, то ни что - не свобода. Такое положение не может не раздражать ценящих интеллектуальную дисциплину людей и неизбежно девальвирует саму идею. В этой связи задачей интеллектуального сообщества можно считать реконструкцию смысла свободы, противостояние процессам ее девальвации, размывающим значение этого понятия вплоть до бессмысленности и «затасканности». Задача

1 Юнг К. Г. Аюп. Исследование феноменологии самости. М.: Рефлбук: Ваклер, 1997. С.42.

восстановления субстанциального ядра понятия «свобода» заставляет обратиться к поиску обобщающих идей и интегральных моделей и расширению категориального аппарата философии свободы.

Ситуация неопределенности и размытости значения идеи свободы возникла не случайно. Великие философы прошлого неоднократно высказывали мысль о том, что среди всех «вечных» философских вопросов наиболее сложным является вопрос о свободе. «Ни об одной идее, - писал Г. Гегель, - нельзя с таким полным правом сказать, что она неопределенна, многозначна, доступна величайшим недоразумениям и потому действительно им подвержена, как об идее свободы, и ни об одной не говорят обычно с такой малой степенью понимания ее».1 Широко известен также образ свободы как сфинкса, загадывающего загадки и грозящего разрушить любую философскую систему. Истоки этой сложности и загадочности определяются синтетическим характером идеи свободы. Она объединяет («стягивает») в себе различные аспекты бытия личности, общества, культуры, социальных и экзистенциальных ценностей; через категории причинности, необходимости и случайности затрагивает проблемы мироустройства в целом. Поистине огромный объем историко-философского и общекультурного материала по проблеме свободы также обусловливает трудности ее интерпретации: единое предметное поле философии свободы исчезает в множественности трактовок и определений, зачастую замкнутых в отдельных теориях и только в них имеющих смысл. При этом многие философские концепты и социокультурные толкования свободы являются антиномичными. Сущность свободы в них предстает в полярно противоположных, порой взаимоисключающих определениях. Среди них смысловые оппозиции знания и воли, индивидуальности и всеобщности, самореализации и самоограничения, власти и бунта, спонтанности и целерациональности. Применительно к этим антиномиям наиболее фундаментальная онтологически ориентированная проблематика детерминизма и индетерминизма, причинности, необходимости и случайности в контексте учений о свободе воли, которая доминировала в философской классике, уходит на второй план. В логике «самотождества» - в учениях

1 Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук: в 3 т. М.: Мысль, 1977.Т. 3. С. 324.

о «внутренней» свободе актуализируются проблемы целостности и структурной «диффузии» личности применительно к возможностям ее самосознания и самоопределения, форм взаимосвязи личности и социума. В логике «целедостижения» (свободы деятельности) предметом анализа становятся процессы социальной объективации («отчуждения», «реификации») в их соотношении с проблемами индивидуального бытия и структурами «жизненного мира». Вместе с тем, в ряде теорий классическая проблематика переформулируется, предстает в новом обличье, в иных понятийных схемах. Такая ситуация представляется закономерной, поскольку тема свободы воли в принципе неустранима из философии свободы, образуя одно из наиболее глубинных ее оснований. Анализируя вопрос о сущности свободы, нельзя обойти эту «вечную» тему: в данной предметной области находятся корни расхождения основных теоретических традиций философствования о свободе, образующих, условно говоря, «онтологическое» и «антропологическое» направления ее интерпретации. Соответственно, даже выстраивая исследование свободы в «антропологической» логике, в субъектной парадигме, выдвигающей на первый план в толковании свободы понятие и идею субъектности, необходимо определиться и с альтернативным идейным комплексом, весьма сложным и многообразным по содержанию, образующим своего рода «онтологию свободы».

В настоящее время философские дискурсы, интерпретирующие идею свободы, актуализируют понятия индивидуальности и тотальности, субъектности и объектности, персонализации и деперсонализации, диалоговой коммуникации и интерсубъективности, персональной и коллективной идентичности, тождества, различия и «инаковости». Особое значение в процессе современного структурирования предметного поля философии свободы приобретают понятия, воспроизводящие диалектику экзистенциального и социально-системного начал человеческой жизни, которую обычно фиксируют в формулировке «личность и система»: субъективация, объективация, овеществление, реификация, отчуждение. В данном контексте ключевым понятием для интерпретации философского смысла идеи свободы, образующим некое подобие основания ее интегральной модели, становится понятие «субъектность».

В современных философских дискурсах прослеживаются два направления осмысления и концептуализации свободы в логике субъектности и субъект-объектной понятийной оппозиции. Первое направление проблематизирует личность в качестве субъекта свободы: под вопрос ставится ее целостность, «неделимость» (в том смысле, в котором неделим индивид) и, в конечном итоге, субъект-ность. Это так называемая «проблема идентичности» - предметное поле междисциплинарных исследований на стыке социологии, психологии, философии, культурологии, этнографии. Междисциплинарный дискурс идентичности продемонстрировал сложность, неоднородность и потенциальную конфликтность внутрилич-ностных структур, формирующихся через механизмы социализации, идентификации, интериоризации социального материала в модусах «Я и Мы», «Я и Они», «Я и Другой» и т.д. Иначе говоря, человек и социальные роли, человек и группы (формы общности), человек и люди, а также последующие вариации на эту тему. Целостность личности проблематизируется по линии различения, условно говоря, «основания в себе» - «основания в ином», и в этом смысле ключевая тематика идентичности совпадает с проблематикой свободы, для которой логика различения своего и чужого, «основания в себе» и «основания в ином» всегда была наиболее фундаментальной исследовательской схемой. Притом, что смысловое ядро темы идентичности составляет именно проблема целостности личности (ее самотождественности), трактуемая главным образом в аспекте развития самосознания (то есть в единстве с внутренним различием - рефлексивностью), материалы исследований и их интерпретации актуализируют преимущественно проявления персонального «ино-тождества». В этих материалах доминируют мотивы в духе неклассической парадигмы «дивидуальности», «расколотости», «разорванности», несамотождественности Я. Личность предстает как результат влияний и система отношений; в этом контексте проблематичной становится именно интрапсихоло-гическая инстанция Я (Я-субъект), которая в большинстве трактовок все более релятивизируется, утрачивая субстанциальность и потенциал автономии. При доминирующей тенденции фрагментации и релятивизации персональности проблематичными становятся наличие и характер внутриличностных механизмов, спо-

собных интегрировать многообразие внутренних и внешних факторов и сформировать внутриличностную инстанцию, осуществляющую функции самоопределения, самореализации, целеполагания и саморегулирования - тем самым проблема-тизируется и возможность свободы. С утратой Я-субъекта как самоопределяющейся инстанции понятие «свобода» применительно к личности все более размывается, примитивизируется, утрачивает глубину философского и общекультурного смысла, наполняется случайными значениями иррационально-регрессивного толка («спонтанность», «хаос», «оргия») и в целом используется скорее по инерции, в логике гуманитарных стереотипов социальной критики. Эта тенденция подтверждает нашу базовую гипотезу о том, что вопрос о сущности и реальности свободы в своей основе есть вопрос о сущности и реальности субъекта, а также о соотношении субъектных и объектных начал в человеческой жизни. Теоретическая реконструкция антропологического и аксиологического смысла идеи свободы оказывается непосредственно взаимосвязанной с реконструкцией и развитием классической субъект-объектной теоретической схемы.

В материалах дискурса идентичности затрагивается также важный аспект проблемы целостности/субъектности, релевантный теме свободы. Это тематика так называемой «коллективной идентичности», исследуемая наряду с персональной идентичностью и в тесной взаимосвязи с ней. В зависимости от теоретических позиций авторов феномены «коллективной идентичности» трактуются и онтологически (например, в логике субстанциализации реляционно-нормативных сущностей - социальных групп и институтов), и психологически - в качестве «образов Мы/Они», «концептов Мы/Они», представленных в сознании личности в качестве объектов позитивной или негативной идентификации. В рамках психологической интерпретации становится уместной, например, постановка вопроса об изменяющемся «балансе» модусов Я и Мы в структуре персональности. В теоретической литературе представлены концепты, в рамках которых «коллективная идентичность» трактуется в логике культурно-исторических феноменов, например, воспроизводимых в культуре и массовом сознании образов (типизаций) нации, этноса и т.д. В большинстве случаев содержание понятия «субъект» пробле-

матизируется в связи с явно или неявно оформляющимся концептом «коллективной субъектности», имеющим надличностный, надындивидуальный характер и переводящим проблему свободы (самоопределения, самодетерминации, самореализации) в плоскость взаимоотношений субъекта индивидуального (личности) и субъекта коллективного (надличностного). Это коррелирует с классической проблематикой индивидуальности и тотальности, различия и тождества. Таким образом, интерпретации коллективной идентичности непосредственно связаны со вторым направлением философии свободы, смысловым ядром которого является исследование социальной диалектики процессов персонализации/деперсонализации человеческой жизни.

Второе направление теоретического осмысления свободы проблематизирует сущность и онтологический статус многообразных объективированных феноменов социально-системного бытия - социальных институтов (семья, община, корпорация, государство, право, финансово-денежная система и т.д.), образующих своего рода «каркас» общества («форму», «структуру») и задающих основные параметры содержания и направления деятельности людей. Данные безличные сущности образуют в своем функционировании и развитии некую целостность -«систему» - которая обретает зримые черты субъектного бытия (собственные потребности и цели, логику «внутренней небходимости» развития, своих «агентов влияния» и т.д.) Задача соотнесения двух «инстанций», действующих на поле общественной жизни (личности и системы), продолжает логику анализа индивидуальности/тотальности с ее проблематикой части и целого, органа и организма, в пределе - субстрата и субъекта. Соотнесение этих «инстанций» развивает и предельно обостряет противоречия концептов личностной автономии (самоопределения Я-субъекта), с одной стороны, и самоорганизации социума через процессы ролевой функциализации людей - с другой. В данном контексте актуализируется проблематика определения «подлинно человеческого» в сопоставлении и противопоставлении экзистенциальных и социально-системных модусов человеческой жизни, что образует одну из главных линий концептуализации свободы в современной философии. Основным направлением исследования свободы в этой пред-

метной области также становится диалектика персонализации/деперсонализации, личных и безличных начал человеческой жизни, представленных в тенденциях субъективации и объективации.

Помимо указанных выше направлений исследования экзистенциальных и социально-системных начал, проблемное поле «система и личность» одним из своих наиболее значимых аспектов имеет ставшую уже классической тему отчуждения, которая в современной философии представлена во множестве вариаций, но сохраняет смысловое ядро, непосредственно релевантное идее свободы. В своем наиболее общем, исторически оформившемся смысле отчуждение маркирует отношения субъекта и объекта в их «переворачивании», «перестановке», иначе говоря, инверсии, которая превращает объектные сущности, производные от человеческого сознания и человеческой деятельности, в автономные силы, не только независимые от сознания и воли людей, но и подчиняющие своей безличной логике их жизнь, сознание и волю. Именно в отношении системы - «социального порядка» и его модусов (норм, ролей и институтов) - с наибольшей очевидностью проявляется данная субъект-объектная «инверсия»: люди подчинены системным модусам (объектным сущностям) как внешним и чуждым силам, задающим основные параметры их жизнедеятельности; они воспринимают позицию (статус) системных модусов по отношению к себе как «власть», «господство» и «тиранию». Соответственно, проблематика свободы и освобождения в ее современном смысле включает концептуализацию взаимосвязи личности и системы в аспекте отчуждения/присвоения (чужого - своего) в их неоднозначном и многомерном «переплетении».

Антропологический смысл системных начал не сводится к социально-ролевой и институциональной составляющим человеческой жизни. Особый аспект темы «системности» образует проблематика культуры, фиксирующая не только ценностно-нормативные комплексы, но и компоненты мышления, понятийных систем, структурирующих внутренний мир личности и представляющих объективную логику социальных процессов в самом сердце уникальной экзистенции. Эта линия анализа взаимосвязи и взаимозависимости индивидуально-

личностного и социально-системного (социокультурного) начал человеческой жизни разрабатывается в философии языка, структурализме и других влиятельных направлениях философии, представляющих, по многим оценкам, магистральное направление философствования в двадцатом веке. Она не входит напрямую в предметное поле нашего исследования, но с необходимостью затрагивается во взаимосвязи с проблематикой тождества/различия (индивидуальности/тотально сти).

Свобода, особенно в ее сопоставлении с социальной системой и противопоставлении системе, настолько сложна и антиномична, что современные философские дискурсы представляют в высшей степени противоречивую картину ее интерпретаций и оценок. Основные линии расхождения теоретических подходов к обладающей качеством внутреннего единства проблематике свободы, личности и системы находятся в сфере концептуализации и оценки, с одной стороны, наиболее общих идей (понятий) субъекта и субъектности, а с другой - социальной реальности в ее субъектных и объектных характеристиках. В социальной философии и философской антропологии последних полутора столетий прослеживается нарастающее противостояние, условно говоря, «про-субъектной» и «контрсубъектной» традиций толкования личности и свободы. Параллельно фиксируется различие основных направлений интерпретации и оценки социальной системы в ее общем антропологическом значении. В этой сфере теоретического дискурса также оформляются своего рода «парадигмы», «дисциплинарные матрицы» (Т. Кун) - устойчивые, воспроизводимые многими авторами концептуальные схемы, создающие определенные исторические традиции философствования о сущности социальной системы в её отношении к свободе и определяющие пара-дигмальный контекст развития базовых понятий. Одна из этих концептуальных схем содержательно воспроизводит идею позитивного антропологического значения объективированных социально-системных начал и может быть обозначена в качестве «про-системной». Вторая концептуальная схема своим основанием имеет критику и отрицание системы, ее оценку в качестве фактора дегуманизации и уничтожения свободы, соответственно, воспроизводит «контр-системную» пози-

цию. Оба направления интерпретации - по линии субъекта и по линии системы -демонстрируют прямую корреляцию и глубокую внутреннюю взаимосвязь. Исследование вопроса о факторах данной корреляции представляется значимым с точки зрения теоретической реконструкции и самой проблематики «свобода и система» в ее наиболее глубинном содержании и основных теоретических позиций в данной предметной области.

Логика исследования свободы как субъектности актуализирует и старый вопрос о соотношении свободы и рациональности. В философии свободы этот вопрос не является, как известно, ни сугубо, ни даже по преимуществу гносеологическим. Его смысл оформляется в более широком антропологическом и социально-философском контексте, в противостоянии ведущих свой давний спор рационалистической и иррационалистической традиций понимания человека и приоритетов человеческой жизни. Структура субъектности здесь предстает в противопоставлении и противостоянии разума и воли, а поиски ценностных приоритетов в этой области продуцируют образы соперничающих «инстанций» субъекта-рацио и субъекта-воли. Эти интерпретации нашли выражение в оппозициях «умной» и «глупой» воли, сознательности и стихийности, искусственности и естественности, труда и игры, аскезы и карнавального разгула. Альтернативные варианты понимания свободы представлены современными философскими концепциями в качестве моделей и образцов «подлинной» свободы, соответствующих потребностям существования человека и его проблематичной сущности. В полемике о смысле свободы рациональность выходит далеко за рамки характеристик сознания и индивидуально-личных, экзистенциальных практик, равно как и за пределы «абсолютного духа» культуры. Рациональность встраивается в тело социальной системы, образующей, если продолжать использовать гегелевскую терминологию, формы «объективного духа» (институциональные основания) и перетекает из внутренних форм человеческой жизни во внешние и обратно. В облике так называемой «формальной рациональности» она определяет базовые регулирующие принципы экономики, политики и права. Образуется единое предметное поле, включающее широкий спектр антропологических и социально-философских

идей, в пределах и на материале которого осуществляется концептуализация, с одной стороны, «философии человека», «философии личности», а с другой - «философии культуры», «философии современности», «философии хозяйства», «философии техники» и т.д.

Если принять в качестве основания структурирования предметного поля философии свободы базовое для данного идейного комплекса понятие «самоопределение» (в современной философии и психологии все чаще раскрываемое через понятие и идею субъектности), то основными направлениями концептуализации этого понятия будут выступать следующие.

- Проблематика самодетерминации (causa sui), традиционно образующая смысловое ядро предметной области свободы воли. Смысл проблемы, как известно, заключается в соотнесении универсальной мировой причинности (всеобщей детерминированности явлений) с концепцией самоопределяющейся человеческой воли. Это вопрос не о путях достижения свободы, а о самой ее возможности. По своей сути он ориентирован, в первую очередь, на анализ онтологических проблем, вопросов мироустройства и концепций детерминизма. В современных философских дискурсах тема causa sui разрабатывается в логике противопоставления концептов «безосновности» - «основания в себе» человеческого бытия.

- Проблематика самотождества (императивы «быть самим собой», «необходимость себя»), в которой акцентирован вопрос о личности в ее внутренней качественной определенности как потенциально главной «инстанции свободы», носителе личностной автономии. Соответственно, на первый план в данной предметной области выдвигаются темы самосознания и внутренней структурности личности, факторов ее целостности и фрагментарности, индивидуальности и, наоборот, «дивидуальности». Это проблематика, смысловое ядро которой образует исследование личности по схеме «основание в себе» - «основание в ином» и вопрос о ее «собирающих началах», основаниях внутриличностной интеграции. В современных междисциплинарных дискурсах данная предметная область обозначается термином «проблема идентичности».

- Проблематика самореализации. При всей относительности противопоставления выделяемых аспектов самоопределения (субъектности) именно в этой предметной области акцентируются многообразные аспекты свободы действия, потенциал «внешней определенности» субъекта. Главные императивы здесь - це-ледостижение, «необходимость дела». Вся сопутствующая тематика разделения труда, отчуждения, объективации и реификации, функциональности и «частичности» индивида в контексте социально-системных отношений образует одно из основных направлений современной философии свободы. Вне обращения к осмыслению основ системной теории и социально-системной феноменологии философия свободы в значительной степени утрачивает потенциал актуальности, своего рода смысловой стержень, поскольку нарастание напряжения противоречия по линии «необходимость себя» - «необходимость дела» наиболее проницательные исследователи оценивают в качестве главного вызова современной цивилизации.

Данная схема основных направлений концептуализации свободы выступает в качестве основания структурирования представляемого исследования.

Степень разработанности темы

Основополагающие идеи философии свободы формировались в трудах Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки, Марка Аврелия, Плотина, Августина, Иоанна Дамаскина, Боэция, Ансельма Кентерберийского, П. Абеляра, Фомы Аквинского, Р. Декарта, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, П. Гольбаха. Особое значение в становлении философии свободы имеют идеи немецкой классической философии, представленные в работах И. Канта, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. И. Й. Шеллинга. Последующее развитие и трансформация идей немецкой классики в философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов) наметили весьма влиятельное направление интерпретации свободы, переосмысленное, в свою очередь, теоретиками Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм). Ир-рационалистическая линия толкования свободы получила развитие в трудах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского. В философии экзистенциализма и персонализма эта иррационалистическая в своей основе тенденция обогатилась новыми идеями и образами со смысловыми доминантами

субъективизации и индивидуализации (К. Ясперс, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.) Значительное влияние на пути развития философии свободы оказали идеи В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Зиммеля, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, Э. Левинаса. Среди отечественных философов этого периода, которые внесли большой вклад в теоретическое исследование свободы, следует назвать, помимо Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Н. О. Лосско-го, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева, Г. П. Федотова, С. А. Левицкого. Современные отечественные исследования представлены работами Р. Г. Апресяна, Ю. Н. Давыдова, М. М. Мамардашвили, А. А. Столярова, А. П. Скрипника, О. М. Ноговицина, В. П. Горана, В. Н. Самченко, К. А. Новикова, М. А. Абрамова, И. А. Егорова, Г. Д. Левина, Э. А. Позднякова, В. Г. Федотовой, Г. Л. Тульчинско-го, Ю. А. Шрейдер, В. К. Иошкина и др.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кармазина, Елена Викторовна, 2017 год

Список литературы

1. Абельс, Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интер-претативную социологию/ Х. Абельс; пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина и В. В. Козловского. - СПб: Алетейя, 1999. - 272 с.

2. Абишева, А. К., Николенко, Н. Н. Свобода как основание культурного многообразия / А. К. Абишева, Н. Н. Николенко // Вопросы философии. - 2013.-№ 7. - С. 52 - 62.

3. Абрамов, М. А. Неопределенность свободы / М. А.Абрамов // Вопросы философии.- 1996.- № 10. - С.58-70.

4. Абушенко, В. Л. Проблема идентичностей: специфика культур-философского и культур-социологического видения / В. Л. Абушенко // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том 4. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю.М. Резника и М. В. Тлостановой. - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - С.128 - 147.

5. Агошкова, Е. Б. Категория «система» в современном мышлении/ Е.Б.Агошкова // Вопросы философии. - 2009. - № 4. - С.57-71.

6. Адорно, Т. В. Жаргон подлинности. О немецкой идеологии / Т. В. Адорно; пер. Е. В. Борисова. - М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация», 2011. - 191 с.

7. Адорно, Т. В. Негативная диалектика / Т. В. Адорно; пер. с нем. - М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

8. Арендт, Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Х. Арендт; пер. с англ. В. В. Бибихина; под ред. Д. М. Носова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 437 с.

9. Арендт, Х. Что есть свобода? / Х. Арендт; перевод Д. М. Носова. // Вопросы философии. - 2014. - № 4. - С. 32-49.

10. Арендт, Х. О революции / Х. Арендт; пер. с англ. И. Косич. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 464 с.

11. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт; пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

12. Баткин, Л. М. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. / Л. М. Баткин.-М.:РГГУ, 2001. - 1005 с.

13. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З.Бауман; пер. с англ. под ред. В. Л. Индоземцева. - М.: Логос, 2002. - 390с.

14. Бауман, З. Свобода / З.Бауман; пер. с англ. Г. М. Дашевского, предисл. Ю. А. Левада - М.: Новое издательство, 2006. - 132 с.

15. Бауман, З. Текучая современность / З.Бауман; пер с англ. под ред. Ю.В.Асочакова. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

16. Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - С.361 - 373.

17. Бахтин, М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества /М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - С. 7-170.

18. Бахтин, М. М. К переработке книги о Достоевском // Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - С.308 - 327.

19. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек; пер. с нем.

B. Седельника и Н.Федоровой; послесл. А.Филиппова. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - 384 с.

20. Белл, Д. Мятеж против современности / Д. Белл // Социологические исследования. - 1989. - № 5. - С. 107 - 114.

21. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл: пер. с англ. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

22. Бердяев, Н. А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 220 с.

23. Бердяев, Н. А. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев; сост. и послесл. П.В.Алексеева; подгот. текста и прим. Р.К.Медведевой. - М.: Республика, 1995. -

C.164-287.

24. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. -М.: Правда, 1989. - 607 с.

25. Бергер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; пер. с англ. - М.: Academia - Центр, Медиум, 1995. - 323 с.

26. Берлин, И. Философия свободы. Европа. / И. Берлин; пер. с англ., предисловие А.Эткинда. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 448 с.

27. Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн; пер. с нем. А.Ю. Антоновского, Г.В.Гороховой, Д.В Еременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. - 2-е изд. - М.: Логос, 2011. - 248 с.

28. Боббио Н. Свобода и власть / Н. Боббио; пер. с итал. А.В. Никандрова // Вопросы философии . - 2013. - № 5. - С. 48-53.

29. Бродель, Ф. Грамматика цивилизаций / Ф.Бродель; пер. с фр., предисл. М. Эмара. - М.: Изд-во «Весь мир», 2008. - 552 с.

30. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 96 с.

31. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр; пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М.: Культурная революция; Республика, 2000. - 269 с.

32. Бодрийяр, Ж Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. 4-е изд. - М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2011. - 392 с.

33. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. С. Н. Зенкин. -М.: Рудомино, 1995. - 169 с.

34. Бодрийяр, Ж. Соблазн. / Ж. Бодрийяр; пер. с фр. А. Гараджи. - М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

35. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр; пер. с фр.- М.: Добро-свет, 2000. - 259 с.

36. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр; пер с фр. Д. Кралечкин. - М.: Академический проект, 2008. - 335 с.

37. Болтански, Л., Кьяпелло, Э. Новый дух капитализма / Л. Болтански, Э. Кьяпелло; пер. с фр. под общей редакцией С. Фокина. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 976 с.

38. Большунова, Н. Я. Субъектность как социокультурное явление / Н.Я.Большунова. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. - 324 с.

39. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.

B. Брушлинский. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Мо-дэк, 1996. - 392 с.

40. Бубер, М. Я и Ты // Квинтэссенция. Философский альманах / М. Бубер; пер. с нем. - М.: Политиздат, 1992. - С. 294-370.

41. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер: пер. с нем., под ред. П. С. Гуреви-ча, С. Я. Левит, С. В. Лёзова. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

42. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. - М.: Наука, 1990.

- 412 с.

43. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье; пер с фр. А. Т. Бикбов и др.

- СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

44. Вебер, М. История хозяйства. Город / М. Вебер; пер. с нем; под ред. И.Гревса; коммент Н. Саркитова, Г.Кучкова. - М.; «Канон - пресс - Центр», «Кучково поле, 2001. - 576 с.

45. Вебер, М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. 2-е изд., доп. и испр. / М.Вебер; пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. - 656 с.

46. Веллмер, А. Модели свободы в современном мире /А. Веллмер // Социо-Логос. Социология, антропология, метафизика. - Вып. 1. - М.: Прогресс, 1991. -

C. 11 - 38.

47. Виндельбанд, В. Свобода воли // Избранное: Дух и история / В. Виндель-банд; пер. с нем. - М.: Юрист, 1995. - С. 508 - 656.

48. Вышеславцев, Б. П. Кризис индустриальной культуры. Избранные сочинения / Б. П. Вышеславцев. - М.: Астрель, 2006. - 1037 с.

49. Гаспаров, М. Л. «Письмо о судьбе» Александра Ромма / М. Л. Гаспаров // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994.- С. 215-226.

50. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук/ Г. В. Гегель; пер. с нем. - в 3 т. - М.: Мысль, 1975. - Т. 1. - 452 с.

51. Гегель, Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф Гегель; пер. с нем. - в 3 т. - М.: Мысль, 1977. - Т. 3. - 471 с.

52. Гегель, Г.В.Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель; пер. с нем. Б.Г. Столп-нера; вступ. ст. В.С. Соловьева; примеч. В.С. Нерсесянца. - М.: Мир книги, Литература, 2009. - 464 с.

53. Геллнер, Э Разум и культура. Историческая роль рациональности и рационализма / Э. Геллнер. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. - 252 с.

54. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические перспективы / Э. Геллнер. - М.: Ad Marginem, 1995. - 224 с.

55. Гидденс, Э. Судьба, риск и безопасность / Э. Гидденс // Thesis. - 1994. -Вып. 5. - С.107 - 134.

56. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гидденс. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.

57. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс; пер. с англ. - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 120 с.

58. Гнатенко, П. И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ / П. И. Гнатенко, В. Н. Павленко. - Киев: Арт-Пресс, 1999. -249 с.

59. Гоббс, Т. Левиафан или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского / Т. Гоббс. - М.: Мысль, 2001. - 478 с.

60. Гольбах, П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избранные произведения в 2 т. / П. Гольбах; пер. с фр. - М.: Соцэгиз, 1963. - Т. 1. - С.53 - 672.

61. Горан, В. П. Идея судьбы и зарождение личностного самосознания в древних культурах Месопотамии, Египта и Греции / В. П. Горан. // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 76 - 83.

62. Грицанов, А. А. Человек и его идентичность в современной культурологии / А. А. Грицанов // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том 4. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю.М. Резника и М. В. Тлоста-новой / - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - С. 111- 128.

63. Гуревич, П.С. Проблема идентичности человека в философской антропологии / П.С. Гуревич // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том 4. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю.М. Резника и М. В. Тлоста-новой - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - С. 63- 87.

64. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию / Э. Гуссерль; пер. с нем. -СПб.: Владимир Даль, 2004 - 398 с.

65. Давыдов, Ю. Н. Любовь и свобода: избранные сочинения / Ю. Н. Давыдов; сост. В. В. Сапов. - М.: Астрель, 2008. - 576 с.

66. Давыдов, Ю. Н. Искусство и элита // Труд и искусство: избранные сочинения / Ю. Н. Давыдов. - М.: Астрель, 2008. - С.125 - 384.

67. Давыдов, Ю. Н. Труд и свобода // Труд и искусство: избранные сочинения / Ю. Н. Давыдов. - М.: Астрель, 2008. - С. 25 - 122.

68. Декомб, В. Тождественное и иное // Современная французская философия / В.Декомб; пер. с фр. - М.: Издательство «Весь мир», 2000. - С.8 - 183.

69. Декомб, В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / В. Декомб; пер. с фр. М. Голованивской. - М.: Новое литературное обозрение, 2011. - 576 с.

70. Делёз, Ж. Логика смысла. Фуко, М. Theatrum philosoficum / Ж. Делёз, М. Фуко: пер с фр. - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.

71. Делёз, Ж. Различие и повторение / Ж. Делёз. пер с фр. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

72. Делёз, Ж. Фуко / Ж. Делёз; пер с фр. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1998. - 171 с.

73. Деррида, Ж. Difference // Гурко, Е. Тексты деконструкции / Ж.Деррида; пер. с фр. - Томск: Водолей, 1999. - С 124 - 158.

74. Дерябо, С. Личность: от субъективности к субъектности / С.Дерябо // Развитие личности. - 2002. - № 3. - С.261 - 265.

75. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Б. Гофман, примечание В. В. Сапов. - М.: Канон, 1996. - 432 с.

76. Жижек, С. Возвышенный объект идеологии / С. Жижек; пер. с англ. Софронов В. - М.: Художественный журнал, 1999. - 236 с.

77.Заковоротная, М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты/ М. В. Заковоротная. - Ростов-на-Дону: Изд-во Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 1999. - 200 с.

78. Зиммель, Г. Индивид и свобода / Избранное. Содержание жизни / Г. Зиммель; пер. А. М. Руткевича. - М., СПб: «Центр гуманитарных инициатив», «Университетская книга», 2014. - С.170 - 176.

79. Зиммель, Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Избранное в 2 т / Г.Зиммель. - М.: Юрист, 1996. - Т. 2. -С. 301-465.

80. Зиммель, Г. Проблема судьбы // Избранное. Содержание жизни / Г. Зиммель; пер. А.М.Руткевича. - М., СПб: «Центр гуманитарных инициатив», «Университетская книга», 2014. - С.163 - 169.

81. Зимянина Е. В. К проблеме свободы в некоторых её аспектах (Н. О. Лос-ский, Н. А. Бердяев, Э. Фромм) / Е. В. Зимянина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2011. - № 2. - С. 53 - 62.

82. Егоров, И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции / И.А Егоров // Вопросы философии. - 2000.- № 3.- С. 3 -21.

83. Извеков, А.И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации / А. И. Извеков. - СПб.: 2008. - 245 с.

84. Ильенков, Э. В. Гегель и «отчуждение» // Философия и культура / Э. В. Ильенков. - М.: Изд-во политической литературы, 1991. - С. 141-151.

85. Идентичность: Хрестоматия. Сост. Л. Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: НПО Модэк, 2003. - 272 с.

86. Инглхарт, Р. Постмодерн: Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества / Р. Инглхарт // ПОЛИС. Политические исследования -1997. - № 4 - С. 6 - 33.

87. Иошкин, В. К. Свобода и несвобода бытия / В.К.Иошкин. - Санкт-Петербург: Питер Принт, 2007. - 271 с.

88. Капустин, Б.Г. Современность как предмет политической теории / Б. Г. Капустин. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 308 с.

89. Кант, И. Критика чистого разума // Собрание сочинений в 8 т / И. Кант; пер. с нем. - М.: Чоро, 1994. - Т. 3. - С.12- 426.

90. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс; пер с англ. под науч. ред.О.И.Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. -608 с.

91. Кастийо, М. Автономия, идентичность, способность: размышляем вместе с Полем Рикёром об актуальных проблемах современности / М. Кастийо // Философские науки. - 2013. - № 8. - С. 51 - 58.

92. Киселёва М.С. Концепт выбора в христианской и постхристианской культуре / М. С. Киселёва // Вопросы философии. - 2013. - № 12. - С. 48 - 58.

94. Климова, С. Г. Стереотипы в определении «своих» и «чужих» / С. Г. Климова // СОЦИС. Социологические исследования. - 2000. - № 12. - С. 13 - 22.

95. Ключников С. А. Уровни целостности социальных систем / С. А. Ключников // Вопросы философии. - 2013.- № 4. - с. 3 - 8.

96. Констан, Б. О свободе у древних в её сравнении со свободой у современных людей / Б. Констан // ПОЛИС. Политические исследования. - 1993. - № 2. - С. 97-106.

97. Косилова, Е. В., Кричевец, А. Н. Субъект и Другие / Е. В. Косилова, А. Н. Кричевец // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2011. - № 6. - С. 78 - 102.

98. Кочетков В. В. Конституционализм и свобода: критика юридического разума / В. В. Кочетков // Вопросы философии. - 2012. - № 7.- С.17- 26.

99. Круглова, И. Н. Метафизика судьбы как онтология свободы / И. Н. Круг-лова. - Красноярск: СибГТУ, 2007. - 152 с.

100. Кузин, И. В. Маски субъекта: Стратегии социальной идентификации / И. В. Кузин. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 312 с.

101. Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. - 3-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1986. - 399 с.

102. Кузьмина, Е. И. Психология свободы: теория и практика / Е. И. Кузьмина. - СПб: Питер, 2007. - 336 с.

103. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. Х. Кули; пер. с англ. - М.: Идея-пресс, 2000. - 309 с.

104. Левин, Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ / Г.Д.Левин // Вопросы философии. - 1997. - № 1 - С.56 - 68.

105. Левин, Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд / Г. Д. Левин // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С.71- 86.

106. Левинас, Э. Тотальность и Бесконечное // Избранное / Э. Левинас: пер. с фр. - М.: Университетская книга, 2000. - 416 с.

107. Левинас, Э. Избранное. Трудная свобода / Э. Левинас; пер. с фр. - М.: РОССПЭН, 2004. - 752 с.

108. Левицкий, С. А. Свобода и ответственность: «основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме / С. А. Левицкий; сост. и коммент. В. В. Сапова. - М.: Посев, 2003. - 464 с.

109. Левицкий, С. А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий. - М.: Канон, 1995.

- 253 с.

110. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар; пер. с фр. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

111. Липовецки, Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки; пер. с фр. - СПб.: Владимир Даль, 2001 - 376 с.

112. Лосский, Н. О. Свобода воли // Избранное / Н. О. Лосский. - М.: Правда, 1991. - С.484 - 597.

113. Луман, Н Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман: пер. с нем. И.Д.Газиева, под ред. Н.А.Головина. - СПб.: «Наука», 2007. - 641 с.

114. Лэйнг, Р. Д. «Я» и Другие / Р. Д. Лэйнг; пер. с англ. Е. Загородной. -М.: Класс, 2002. - 192 с.

115. Любутин, К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии / К. Н. Любутин.- М.: Высшая школа, 1981.

- 264 с.

116. Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии.- 1998. - № 2. - С. 43-53.

117. Мамардашвили, М. К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки / М. К. Мамардашвили. - М.: Лабиринт, 1996.- 432 с.

118. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б.Маньковская -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

119. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе: пер. с нем. - М.: ООО Изд-во АСТ, 2002. - 526 с.

120. Марсель, Г. Трагическая мудрость философии. Избранные работы / Г. Марсель; пер. с фр. и примеч. Г.М.Тавризян. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995 - 215 с.

121. Мелих, Ю.Б. Персонализм Л.П.Карсавина и европейская философия / Ю.Б.Мелих. - М.: Прогресс - Традиция, 2003. - 272 с.

122. Менегетти, А. Система и личность / А. Менегетти; пер. с итал. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ННБФ «Отнопсихология», 2003. - 328 с.

123. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М.Мерло-Понти; пер. с фр., примеч. и послесл. И.С.Вдовиной - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996. -248 с.

124. Мид Дж. Интернализованные другие и самость / Дж. Мид // Американская социологическая мысль: Тексты; под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнаса и Управления, 1996. С. 222 - 224.

125. Мишура, А. С. Агентные теории свободы воли в современной аналитической философии / А.С. Мишура // Трансцендентное в современной философии: направления и методы. - СПб: Алетейя, 2013. - С. 188 - 204.

126. Мунье, Э. Манифест персонализма / Э.Мунье; пер. с фр. - М.: Республика, 1999. - 559 с.

127. Мюрберг, И. И. Политика - свобода - мораль: опыт связывания понятий / И. И. Мюрберг // Вопросы философии. - 2007. - № 4. - С. 24 - 35.

128. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Институт философии РАН, Нац. Общ.-науч.фонд - М.: Мысль, 2001.

129. Ноговицын, О. М. Ступени свободы. Логико-исторический анализ категории свободы / О. М. Ноговицын. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. - 296 с.

130. Орлова, Э. А. Антропологические основания изучения идентичности / Э. А. Орлова // Личность. Культура. Общество. - 2010. - Т. 12. - Вып. 4. - С. 123 -141.

131. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? // Что такое философия?: / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп. - М.: Наука, 1991. - С. 51 -191.

132. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х.Ортега-и-Гассет; пер. с исп. -М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 509 с.

133. Ортега-и-Гассет, Х. Человек и люди // Избранные труды/ Х. Ортега-и-Гассет; пер. с исп., сост. Предисл и общ. ред. М.Руткевича. - 2-е изд.- М.: Изд-во «Весь мир», 2000. - С. 480-698.

134. Ортега-и-Гассет, Х. Возникновение философии // Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет; пер. с. исп. - М.: Наука, 1991. - С. 210 - 289.

135. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; пер. с англ.

- Изд. 2-е. - М.: Академический проект, 2002. - 880 с.

136. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс; пер. с англ., под общ. ред. Чесноковой В. Ф., Белановского С. А. - М.: Академический проект, 2002. -832 с.

137. Парсонс, Т. Система современных обществ/ Т.Парсонс: пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева, под ред. М. С. Ковалевой.- М.: Аспект Пресс,1998.

- 270 с.

138. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В. А. Петровский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.

139. Печерских, Н.А. Отчуждение как феномен коллективности / Н. А. Пе-черских // Вопросы философии.- 2003.- № 5. - С. 30 - 43.

140. Печерских, Н. А. Субъект, собственник, хозяин / Н. А. Печерских; под ред. А. П. Мозелова. - СПб.: Наука, 2003. - 196 с.

141. Пилецкий, С. Г. Размышления о свободе / С. Г. Пилецкий // Вопросы философии. - 2010. - № 10. - С. 154 - 158.

142. Поздняков, Э. А. Философия свободы / Э. А. Поздняков. - М.: Логос, 2004. - 592 с.

142. Поппер, К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход / К. Р. Поп-пер; пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с.

143. Пригожин, А. И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе / А. И. Пригожин. - М.: Политиздат, 1983. - 176 с.

144. Рассел, Б. Поклонение свободного человека // Почему я не христианин / Б.Рассел; пер. с англ. - М.: Политиздат, 1987. - С.15-22.

145. Рашковский, Е. Б. Многогранный феномен идентичности: архаика, модерн, постмодерн / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. - 2011. - № 6. - С. 33

- 39.

146. Рашковский, Е. Б. Осознанная свобода: материалы к истории мысли и культуры 18 - 20 столетий / Е. Б. РашковскийН. М.: Новый Хронограф, 2005. -253 с.

147. Рашковский, Е. Б. «Освобождение» и свобода / Е. Б. Рашковский // Вопросы философии. - 2012. - № 12. - С. 40 - 44.

148.Резник, Ю. М. Введение в социальную теорию. Социальная системоло-гия. - М.: Наука, 2003. - 525 с.

149. Резник, Ю. М. Гражданское общество: трансформация моделей (от рационализма к трансперсонализму) / Ю. М. Резник // Личность. Культура. Общество. 2012.Т.14.Вып.1.С.123-139.

150. Резник, Ю. М. Многогранный образ человека: предпосылки построения конфигуративной модели / Ю. М. Резник // Вопросы социальной теории: Научный альманах. 2010. Том 4. Человек в поисках идентичности / под ред. Ю.М. Резника и М. В. Тлостановой. - М.: Ассоциация «Междисциплинарное общество социальной теории», 2010. - С. 18 - 62.

151. Рикёр, П. Повествовательная идентичность // Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикёр; пер. с фр. - М.: Академия, 1995. - С. 19-37.

152. Рикёр, П. Я-сам как другой / П. Рикёр; пер. с фр. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 2008 - 416 с.

153. Сартр, Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж. П. Сартр; пер. с фр.; предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. - 639 с.

154. Семёнова, С.Г.Odium fati как духовная позиция в русской религиозной философии / С. Г. Семёнова // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994. - С. 26 - 33.

155. Сен, А. Развитие как свобода / А. Сен; пер. с англ. и послесловие Р. М. Нуреева. - М.: Новое издательство, 2004. - 432 с.

156. Сеннет, Р. Падение публичного человека / Р. Сеннет; пер. с англ. -М.:Логос, 2002.- 424с.

157. Сиоран, Э. Искушение существованием / Э.Сиоран; пер. с фр., предисл. В.А.Никитина, редак., примеч. И.С.Вдовиной. - М.: Республика, 2003. - 431 с.

158. Сидорина, Т. Ю., Полянников, Т. Л., Филатов, В. П. Феномен свободы в условиях глобализации / Т. Ю. Сидорина, Т. Л. Полянников, В. П. Филатов. -М.: РГГУ, 2008. - 410 с.

159. Слинин, А. Я. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. - СПб.: Наука, 2001. - 528 с.

160. Спиноза, Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье // Сочинения: в 2 т. / Б.Спиноза. - СПб.: Наука, 1999. - Т. 1. - С.11- 92.

161. Спиноза, Б. Этика // Сочинения: в 2 т. / Б.Спиноза. - СПб.: Наука, 1999. - Т.1. - С.251 - 478.

162. Сурова, Е. А. Европеец «отчужденный»: Персоналистская личность // Е. А. Сурова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 284 с.

163. Торубарова, Т. В. О сущности человеческой свободы в немецком классическом идеализме / Т.В.Торубарова. - СПб.:Наука, 1999.- 261 с.

164. Трубина, Е. Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина. - Екатеринбург: Ур. Отд. РАН, 1995. -151 с.

165. Труфанова, Е. О. Человек в лабиринте идентичностей / Е. О. Труфанова // Вопросы философии. - 2010 - № 2. - С. 13 - 22.

166. Тулъчинский, Г. Л. Маркетизация гуманизма. Массовая культура как реализация проекта Просвещения: российские последствия / Г. Л. Тульчинский/ Человек. RU: Гуманитарный альманах. - Новосибирск: НГУЭУ, 2007. - С. 194216.

167. Тулъчинский, Г. Л. О природе свободы / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. - 2006. - № 4 - С. 17-30.

168. Тулъчинский, Г. Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности / Г. Л. Тульчинский. - СПб: Алетейя, 2002. - 677

169. Туманова, Л. Б. Свобода и разум. Избранные философские работы / Л. Б. Туманова. - М.: Канон +, 2010. - 536 с.

170. Турен, А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. / А. Турен; пер. с фр. - М.: Научный мир, 1998 - 192 с.

171. Тённис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии/ Ф. Тённис; пер. с нем. - СПб.: «Владимир Даль», 2002. - 451 с.

172. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В.Тэрнер; пер. с англ. - М.: Наука, 1983. -

277 с.

173. Уайтхед, А. Приключения идей / Избранные работы по философии / А. Уайтхед; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. - С. 389-702.

174. Уёмов А. И., Лабутина Н. В. Философское значение атрибутивных общесистемных параметров / А. И.Уёмов, Н. В. Лабутина // Вопросы философии. -2003. - № 2. - С.70 - 89.

175. Фихте, И.Г. Назначение человека // Сочинения в двух томах. / И.Г.Фихте; пер. с нем. - Т. 2. - СПб.: Милфил, 1993 - С.65 - 223.

176. Франк, С. Л. Душа человека // Предмет знания. Душа человека/ С. Л. Франк. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. - С.633 - 990.

177. Фромм,Э. Бегство от свободы / Э.Фромм; пер. с англ. А.Лактионова. -М.: АСТ Москва, 2009. - 284 с.

178. Хабермас, Ю. Ах, Европа! Небольшие политические сочинения / Ю. Хабермас; пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М.: Весь мир, 2012. - 160 с.

179. Хабермас, Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас.; пер. с нем. - СПб.: Наука, 2001. - 417 с.

180. Хабермас, Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека / Ю.Хабермас; пер. с нем. // Вопросы философии. - 2012. -№ 2. - С. 66 - 80.

181. Хабермас Ю. Отношения между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма/ Ю. Хабермас // Thesis. - 1993. - Т.1. - Вып. 2. -С.123 - 136.

182. Хабермас Ю.Техника и наука как «идеология» / Ю. Хабермас; пер. с нем. М.Л.Хорькова под ред. О.В.Кильдюшова. - М.: Праксис, 2007. - 208 с.

183. Хабермас, Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 325 - 340.

184. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне / Ю. Хабермас; пер. с нем. - М.: Весь мир, 2003. - 413 с.

185. Хабермас Ю. Проблема легитимации позднего капитализма / Ю. Хабермас; пер с нем. Л.В. Воропай. - М.: Праксис, 2010. - 264 с.

186. Хайдеггер, М. Закон тождества // Разговор на проселочной дороге / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Высш. Школа, 1991. - С. 69-82.

187. Хайдеггер, М. Время картины мира // Время и бытие: статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - С. 41 - 62.

188. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме // Время и бытие: статьи и выступ-лени / М.Хайдеггер; пер. с нем. - М.: Республика, 1993. - С.192 - 220.

189. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок / Ф. Хайек; пер. с англ. О. А. Дмитриевой под ред. Р. И. Капелюшникова. - Челябинск: Социум, 2011. - 324 с.

190. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон; пер. с англ. А. Башкирова. - М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2004. - 635с.

191. Хёсле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности /

B. Хёсле // Вопросы философии - 1994. - № 10. - С. 112-123.

192. Чайковский Ю. В. О природе случайности: Монография. (Ценологиче-ские исследования, вып. 18) / Ю. В. Чайковский. - М.: Центр системных исследований, 2001. - 273 с.

193. Чичерин, Б. Н. Различные виды либерализма // Несколько современных вопросов / Б. Н.Чичерин; вступ. ст., указ. А.С.Сенина. - М.: ГПИБ, 2002. -

C. 146-159.

194. Шабанова, М. А. Социология свободы: трансформирующееся общество/ М. А. Шабанова. - М.: Моск. общ. науч. фонд, 2000.- 315с.

195. Шеллинг, Ф. И. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Сочинения: в 2 т. / Ф. И. Й. Шеллинг; пер. с нем. - М.: Мысль, 1989. - Т. 2. - С. 6-159.

196. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека и культура: Монография. / А. Ю. Шеманов. - М.: Академический проект, 2007. - 479 с.

197. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности / А. Ю. Шеманов // Философские науки.

- 2012. - № 11. - С. 106 - 118.

198. Шмелёв, А. Д. Метафора судьбы: предопределение или свобода?/

A. Д. Шмелев. // Понятие судьбы в контексте разных культур. - М.: Наука, 1994.

- С. 227 -231.

199. Щукин, В. Г. Город и свобода. Историко-культурные заметки /

B. Г. Щукин // Вопросы философии. - 2012. - № 8. - С. 61 - 71.

200. Элиас, Н. Изменения баланса между Я и Мы // Общество индивидов / Н. Элиас; пер. с нем. - М.: Праксис, 2001. - С. 215 - 330.

201. Элиас Н. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада // О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования: в 2-х томах/ Н. Элиас. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - Т.1. -332 с.

202. Эриксон, Э. Детство и общество /Э. Эриксон; пер. с англ. - Изд. 2-е, пе-рераб. и доп. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

203. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; пер. с англ. общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

204. Юнг, К.Г. Aion. Исследование феноменологии самости / К.Г. Юнг; пер. с нем., лат. - М.: Рефлбук, Ваклер», 1997. - 652 с.

205. Ясперс, К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории / К.Ясперс; пер. с нем. - 2-е изд.- М.: Республика, 1994. - С.288 - 419.

206. Autonomy and Solidarity. Jürgen Habermas Interviews. New York:Vergo Schocken Books, 1992. - 219 p.

207. Baumeister, R. F. Identity. Cultural Change and the Struggle for Self / R. F. Baumeister. - New York: Oxford Univ. Press, 1986 - 460 p.

208. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. / D. Bell // The Divided Society: On the Disjunction of Culture and Social Structure. - New York: Basic Books, 1971.- P.16 - 43.

209. Benjamin, J., Lilienfield R. Between Public and Private: The Lost Boundaries of the Self / J. Benjamin, R. Lilienfield. - New York: Free Press, 1979. - 245 p.

210. Borgerson, J. Witnessing and Organization: Existential Phenomenological Reflections on Intersubjectivity / J. Borgerson // Philosophy Today. - 2010 - Vol. 54, № 1. - P.78-87.

211. Bok, H. Freedom and Responsibility / H. Bok. - Ewing (USA): Princeton University Press, 1998. - 226 p.

212. Bos, R. Governmentality, Catarchesis, and Organizational Theory / R. Bos // Philosophy Today. - 2010 - Vol. 51, № 1. - P. 18 - 29.

213. Brin, D. The Transparent Society. Will Technology Force Us to Choose Between Privacy and Freedom? / D. Brin. - Readind, Massachusetts: Perseus Books, 1998. - 377 p.

214. Brode, D. From Walt to Woodstock: How Disney Created the Counterculture / D.Brode. - Austin (USA): University of Texas Press, 2004. - 287.

215. Burke, K. Audience of the Other / K. Burke // Philosophy Today. - 2011. -Vol. 55, № 1 - P.50 - 63.

216. Campbell, J. The Subject supposed to recycle / J. Campbell // Philosophy Today. - 2010. - Vol. 54, № 1. - P. 30 - 38.

217. Castells, M. The Power of Identity / M. Castells. - Malden (Mass) - Oxford: Blackwell Publishers, 1997. - 328 p.

218. Childs, P. Modernism: The New Critical Idiom / P.Childs. - London: Routleage, 2000. - 239 p.

219. Darwell, S. The Second Person Standpoint / S.Darwell. - Cambridge, M.A.: Harward University Press, 2006. - 182p.

220. Deranty, J.-Ph. Rationality, Autonomy and the Social Bond / J.-Ph. Deranty // Philosophy Today. - 2011. - Vol. 55, № 1. - P. 3 - 11.

221. Dewey J. Freedom and Culture / J. Dewey - New York: Publication Year, 1939 - 180 p.

222. Dumont, L. Essays on Individualism: Modern Ideology in Anthropological Perspective / L. Dumont. - Berkeley: University of California Press, 1986. - 312p.

223. Galeotty, E. Toleration as Recognition / E. Galeotty. - Port Chester (USA): Cambridge University Press, 2002. - 250 p.

224. Geras, N., Wokler, R. Enlightenment and Modernity / N.Geras, R. Wokler. -New York: Palgrave Macmillan, 1999. - 244 p.

225. Giddens, A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age / A. Giddens. - Stanford (Cal.): Stanford Univ. Press, 1991. - 256 p.

226. Goldman, J. Modernism, 1910-1945: Image of Apocalypse / J. Goldman/ -Gordonsville (USA): Palgrave Macmillan, 2004. - 337 p.

227. Hall, S, Du Gay P. Questions of Cultural Identity / S. Hall, P. Du Gay/ -London: Sage, 1996. - 236 p.

228. Harrison, S. Pop Art and the Origins of Post-Modernism / S.Harrison. - Port Chester (USA): Cambridge University Press, 2001. - 288 p.

229. Honneth, A. The Possibility of a Disclosing Critique of Society: The Dialectics of Enlightenment in the Light of Current Debates in Social Criticism / Disrespect: The Normative Foundations of Critical Theory/ A. Honneth. - Cambridge: Point Press, 2007. - P.49 - 62.

230. Jameson, F. Postmodernism or the cultural logic of late capitalism. / F. Jameson. - Durham NC.: Duke University press, 1991. - 438 p.

231. Johnston, P. Contradictions of Modern Moral Philosophy: Ethics after Witgensnein / P. Johnston. - London: Routledge, 1999. - 190 p.

232. Lasch, Ch. The Minimal Self: Psychic Survival in Troubled Times / Ch. Lasch. - London: Pan Books, 1984. - 206 p.

233. May, R. Freedom and Destiny / R. May. - New York - London: WW Norton and Company, 2012. - 288 p.

234. Murdoch, I. The Soveregnity of Good / I. Murdoch. - London: Routhage Classics, 2003. - 290 p.

235. Nance, J. M. Freedom in General: The General Will in Classical German Philosophy. Ph. D., University of Pennsylvania, 2011. - 322 p.

236. Pippin, R. Leaving Nature Behind: or Two Cheers for Subjectivism / R.Pippin // Reading Mc Doulce, ed. N.Smith. - London: Routledge, 2002. - P. 58 - 75.

237. Porter, R. Matrix of Modernity / R. Porter // History Today. - 2001. - Vol. 51, № 4. - P. 24-38.

238. Roshwald, M. Liberty: Its Meaning and Scope / M. Roshwald. - Westport (USA): Greenwood Press, 2000. - 211 p.

239. Saracino, M. On Being Human: A Conversation with Lonergan and Levinas / M. Saracino. - Milwaukee (USA): Marquette University Press, 2003. - 225 p.

240. Sedgewick, M. Against the Modern World: Traditionalism fnd the Secret Intellectual History of the Twentieth Century / M.Sedgewick. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - 370 p.

241. Statham, E.R. Ortega y Gasset "Revolt" and Problem of Mass Rule / E. R. Statham // Modern Age. - 2004. -Vol. 46, № 3. - P. 219- 231.

242. Taylor, Ch. Hegel and Modern Society / Ch. Taylor. - Cambridge: Cambridge University Press, 1970. - 310 p.

243. Wellmer A. Models of Freedom in the Modern World in Hermeneutics in Ethics and Social Theory // Philosophical Forum. - 1989, № 21. - C. 227-252.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.