Идейно-теоретические основания социального проекта классического евразийства: историко-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Исаева, Оксана Сергеевна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат наук Исаева, Оксана Сергеевна
Содержание
Введение
Глава 1 Идейно-теоретические предпосылки евразийского течения
§1. Идейные истоки евразийского учения
§2. Основные этапы эволюции классического евразийства
Глава 2 Философские основания социального проекта евразийцев
§ 1. Учение о симфонической личности в контексте евразийской персоноло-
гии
§2. Философия организационной идеи
Глава 3 Социальный проект классического евразийства
§ 1. Философско-правовое обоснование социального проекта евразийцев
§2. Философия хозяйства - фундамент экономической модели евразийства
§3. Философско-культурологический синтез как основа национально-
культурной программы
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Социокультурная концепция русского евразийства: зарождение и эволюция доктрины2005 год, кандидат философских наук Белошапко, Андрей Викторович
Евразийская идеократия и государственно-правовое учение В.С. Соловьева2009 год, кандидат юридических наук Крымов, Андрей Владимирович
Историко-философский анализ евразийского учения1995 год, кандидат философских наук Игнатова, С. В.
Социологические аспекты евразийства: Критический анализ2003 год, кандидат социологических наук Смоленинов, Алексей Павлович
Идеология евразийства2000 год, доктор философских наук Пащенко, Виталий Яковлевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-теоретические основания социального проекта классического евразийства: историко-философский анализ»
Введение
Актуальность темы исследования. Изучение философского наследия классического евразийства является сегодня одной из актуальных тем. Необходимость пересмотра ценностных установок, поиска новых духовных ориентиров в нашем непрерывно изменяющемся обществе требует обращения к философскому наследию русских мыслителей первой половины XX века, в частности к учению евразийцев - одного из наиболее оригинальных, вызывающих непрекращающиеся споры, идейных течений русской философской мысли. Попытка классических евразийцев ответить на вопросы «кто мы?» и «каким путем следует двигаться России?», предпринятая в начале XX столетия, в настоящее время нуждается в дальнейшем осмыслении, поскольку многие высказанные евразийцами идеи конструктивны и в применении к современным российским реалиям.
Изучение идейно-теоретических оснований и содержания проекта государства и общества классического евразийства в поле проблематики истории философии актуально на фоне существующих в настоящее время различных интерпретаций евразийского философского учения. Так, сформировавшееся в 1990-х гг. вследствие коренных преобразований в российском государстве неоевразийство нацелено на учет социально-преобразовательной деятельности самобытных течений в понимании дальнейшего развития российского общества. Вместе само оно мировоззренчески и теоретически неоднородно, отдельные его представители продуцируют абстрактные схемы, далекие от реальной жизни. Следовательно, возникает необходимость реконструкции идей классического евразийства, их философского учения и, в частности, социального проекта, ставших основой для дальнейшего развития и становления взглядов его последователей. С этой точки зрения в философском осмыслении нуждаются евразийская концепция «идеального» государства, как гарантийного идеократического и демотического государства, построенного на религиозно-нравственных принципах; концепция функциональной собственности, лежащая в основе государственно-частной системы хо-
зяйствования, которая выводит на первый план хозяйствующую личность и одновременно проводит позицию этатизма. Периодически возникающая в обществе межнациональная и межконфессиональная напряженность делает интересной в этом отношении евразийское обоснование единства российских народов, а в рамках эпохи глобализации особо актуальным становится достижение их культурной общности, при этом сохраняющей их самобытные культуры и не допускающей нивелировки их культурных ценностей. Изучение в рамках философской науки предлагаемой евразийцами идеи «общеевразийского национализма» как фактора объединения народов русского государства может помочь в определении дальнейших траекторий исторического развития России. В целом же, можно констатировать, что вопрос о национально-культурной идентификации российского общества, дилемма выбора путей между Востоком и Западом и сейчас стоят перед отечественными учеными и нуждаются в грамотном их решении с учетом опыта и знаний, накопленных ранее.
В рамках историко-философской науки особый интерес вызывает общеметодологический подход классических евразийцев к истории России и современной им действительности. Созданный евразийцами теоретический синтез, своеобразный замысел евразийской синтетической науки, в центре которого стоит Россия-Евразия как особый культурный мир, единый и своеобразный в своих частях и в целом, объединил различные отрасли научного знания и дал основание для формирования на его основе современной научной дисциплины «россиеведения», представляющей собой всестороннее изучение всех областей российской действительности.
Таким образом, философский анализ идейно-теоретических основ и содержания социального проекта евразийцев призван решить важную задачу осмысления историко-философского процесса в России, определения места и роли нашей страны в мировом сообществе. В философском учении и затем последовательно в социальном проекте евразийцы провозглашали приоритет нравственности, абсолютных духовных ценностей, ценность идей, как факторов единения народа, что обусловливает теоретическую и практическую значимость поднимаемых ими
проблем и позволяет использовать евразийский опыт, при соответствующем критическом осмыслении, в современную эпоху.
Степень разработанности проблемы. Обзор материалов, обращенных к проблематике классического евразийства, учитывая многогранность тех вопросов, которые лежали в поле зрения евразийских мыслителей, и междисциплинарный характер евразийской концепции, является достаточно широким. Евразийское учение приковывает к себе внимание представителей из различных областей науки: философии, культурологии, лингвистки, экономики, истории, географии, юриспруденции, политологии, социологии. Исследования евразийского проекта общественного и государственного устройства России, проводимые в рамках данных наук, рассматривали разные его аспекты, обнаруживая общие для всех и специфические для каждой науки факты, что дает более полное о нем представление. В основном внимание исследователей приковывали евразийские идеи государства и права, их культурологические воззрения, но не проводилось историко-философского анализа идейно-теоретических оснований социального проекта классического евразийства, не уделялось должного внимания изучению социального проекта как целостности.
Интерес к евразийству как к новому, идущему вразрез с существующим общественным мнением, течению, в том числе и к его философскому содержанию, возник уже в первые годы после опубликования евразийских работ. Статьи представителей русского зарубежья, современников евразийцев - H.A. Бердяева, A.A. Кизеветтера, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина и др., а также в последующие годы вошедших в ряды оппонентов евразийства бывших его участников Г.В. Флоровского и П.М. Бицилли, носили в основном критический характер.
После распада евразийства, дискуссии о нем постепенно закончились. В советском обществе даже просто упоминание о евразийстве было запрещено, и изучение евразийского течения, трактовавшегося официальной властью как «зародившееся в среде белой эмиграции», практически полностью надолго выпало из поля зрения научной литературы.
Но исследования евразийства не прекращались за рубежом. В 60-е годы вышла монография немецкого историка О. Бёсса, в которой автор представил во многом критический, целостный, системный анализ, охвативший все стороны евразийского учения [240]. Американский историк Н. Рязановский также обращался к изучению творчества евразийцев [157; 241].
Лингвист П. Серио обратился к анализу лингвистических взглядов «пражских» евразийцев: Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и P.O. Якобсона, отмечая большой вклад евразийских ученых в развитие лингвистики [84].
Особо пристальное внимание со стороны ученых и мыслителей XX века было приковано к евразийскому учению в конце 80-х — 90-х гг., когда после распада советского государства перед русским народом опять встали все те же вопросы, ответы на которые и пытались отыскать в своих рассуждениях участники классического евразийского течения. Обсуждения евразийского проекта стали актуальными в свете произошедших и предстоящих российскому обществу реформ, но еще носили фрагментарный характер. Ведущие российские философские журналы, такие как «Вопросы философии» и «Философские науки», публиковали на своих страницах статьи, посвященные евразийству. Собирались круглые столы, на которых обсуждались возможности и перспективы «реабилитации евразийства», его потенциальная роль в воссоединении единства советского государства. Среди исследователей, чьи фундаментальные работы внесли существенный вклад в изучение евразийства, следует выделить Л. Люкса, И.А. Исаева, Л.И. Новикову, И.Н. Сиземскую, H.A. Омельченко, С.С. Хоружего, М.А. Маслина, В.П. Кошарно-го, A.B. Соболева, В.А. Сендерова, В.В. Кожинова и др.
Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская рассматривали евразийство не только как философское течение, имеющее «самобытные корни», но и как идейно-политическое направление русской зарубежной мысли. Исследователи анализировали евразийскую идею «третьего пути», концепцию симфонической личности, отмечая, что основной задачей евразийцев являлась задача сохранения русской культуры [126; 127]. В своих работах они затрагивали также и евразийское учение о государстве, указывая на его православные основы и идеократическую направ-
ленность, обращались к его национальной составляющей. Под руководством Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской были выпущены две антологии - «Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн» (1993 г.) и «Мир России - Евразия» (1995 г.), разместившие на своих страницах многие статьи классических евразийцев, а также работы критиков течения.
A.B. Соболев отмечал, что евразийство было создано талантливейшими учеными и философами, и считал причиной его возникновения, как некоторой творческой реакции молодого русского зарубежья, факт русской катастрофы. Он утверждал, что творческий потенциал евразийцев так и не был осуществлен в полной мере [180; 181].
JI. Люкс анализировал евразийство как одно из идейных течений русской эмиграции, проводя строгую линию между поколениями «отцов» и поколениями «детей», куда и относились евразийцы, занявшие, по его мнению, радикальную позицию. Он сравнивал евразийское течение с европейским направлением «консервативных революционеров», выделяя черты сходства и различия между ними [110; 111; 112].
И.А. Исаев в своих работах обращался к исследованию идеократической сущности евразийского государства, его демотического и гарантийного характера, анализировал понятие государства «правды», его православные и правовые основы [62; 63; 64].
H.A. Омельченко, В.В Кожинов, В.М. Хачатурян занимались изучением историософской проблематики классического евразийства.
Совершенно особым преемственным продолжением традиций, заложенных классическими евразийцами, стали работы Л.Н. Гумилева, называвшего себя «последним евразийцем» [36; 37]. Состоявший уже после развала евразийского течения в долгой переписке с П.Н. Савицким, Л.Н. Гумилев принимает и развивает основные историко-методологические выводы евразийских мыслителей, обогащая их учение понятием «пассионарности».
В 90-е гг. републикация трудов классических евразийцев начала набирать обороты. Так, в 1992 г. в свет вышла книга «Пути Евразии. Русская интеллиген-
ция и судьбы России» под редакцией и со вступительной статьей И.А. Исаева [64], содержавшая одну из программных работ евразийцев «Евразийство. Опыт систематического изложения», а также работы Н.С. Трубецкого, вышедшие в евразийском сборнике «Исход к Востоку». Важным событием стало издание антологий, содержавших труды отдельных мыслителей евразийства. Так, в 1994 г. был издан сборник работ Л.П. Карсавина «Малые сочинения» с предисловием и комментариями С.С. Хоружего [225]. В 1995 г. вышла антология работ Н.С. Трубецкого «История. Культура. Язык» со вступительными статьями Л.Н. Гумилева и Н.И. Толстого и комментариями В.М. Живова [37; 190; 54]. Этот сборник включил в себя не только работы автора «евразийского» периода, но и литературоведческие, лингвистические его статьи.
В 1997 г. были переизданы работы П.Н. Савицкого. Книга «Континент Евразия» содержит большой цикл статей «евразийца номер один», как называл его А.Г. Дугин, составитель книги, написавший к ней предисловие и послесловие [42; 41]. Совместно с Д. Тараториным А.Г. Дугин, являющийся представителем современного «неоевразийства», также стал составителем сборника работ «Русский народ и государство» другого выдающегося мыслителя H.H. Алексеева, вышедшего в 1998 г. Им написана вступительная статья к книге, где автор обращается к евразийскому проекту государства и анализирует государственно-правовое учение евразийца H.H. Алексеева [44]. В 1999 г. А.Г. Дугин стал автором вступительной статьи к переизданию антологии «История. Культура. Язык», книги «Наследие Чингисхана», которая, в принципе не внесла ничего существенно нового в изучение евразийства [43]. Впоследствии именно эта антология переиздавалась повторно.
В 1997 году ситуация с републикацией работ классических евразийцев была ознаменована выходом в свет книги «Русский узел евразийства. Восток в русской мысли», которая содержала ряд ранее не публиковавшихся литературоведческих и литературно-критических работ евразийских мыслителей и некоторых архивных материалов. Антология предварялась статьей С.Ю. Ключникова, в которой автор в контексте размышлений над занятой евразийцами антизападной позиции
обращался, в частности, к исследованию философских и историософских основ евразийства, анализировал перспективы евразийского проекта в будущем [87]. Сборник заключала работа В.В. Кожинова, который в продолжение рассуждений С.Ю. Ключникова, говорил о вопросах взаимоотношений «Запад-Россия-Восток» в евразийском учении [89].
Выпуск антологий, посвященных евразийским мыслителям, продолжил сборник работ П.Н. Савицкого, вышедший в 2010 г. со вступительной статьей Е.Л. Петренко, включивший в себя избранную переписку П.Н. Савицкого [137].
Исследования, посвященные классическому евразийству 20-30-х гг. XX в., в силу множественных вопросов и проблем, поставленных участниками движения, дали благодатную почву для размышлений в разных направлениях научной мысли. В России евразийской тематике посвящено уже более пяти десятков диссертационных исследований. Историко-философская проблематика поднималась в исследованиях P.A. Урхановой, И.В. Виленты, C.B. Игнатовой, З.О. Губбыевой, Т.И. Коптеловой, Г.В. Ждановой, О.В. Сердюка, Г.С. Келлер, A.B. Ахматова, О.В. Лушникова, Е.В. Никитенко.
Социально-философские вопросы рассматривались в работах С.И. Данилова, В.Я. Пащенко, Ю.В. Колесниченко, С.М. Соколова.
В области философии культуры и культурологии работали А.Т. Горяев, Т.А. Кольчугина, О.Л. Полякова, Э.Р. Кутыева, A.B. Белошапко, A.B. Мартьянов, В.Н. Побединский.
Среди исследователей политических взглядов евразийцев можно назвать К.В. Пишуна, A.B. Самохина, М.А. Гавриш и др.
Ряд исследований посвящен изучению творческого наследия отдельных мыслителей, имевших отношение к разработке евразийского учения. Культурологическим и этнофилософским взглядам Н.С. Трубецкого посвящены работы Е.И. Замараевой, И.А. Купцовой, Н.В. Костюкович. Вопросу изучения проекта будущей российской правовой государственности в творчестве евразийца H.H. Алексеева было посвящено исследование С.П. Овчинниковой. Рассмотрением государственно-правовых воззрений философа в евразийский период его творчества за-
нимались И. Дефорж, A.B. Стукалов, И.Н. Суд органа. Социокультурным воззрениям мыслителя уделяла внимание A.B. Шишкова. Исторические и геополитические взгляды П.Н. Савицкого и его общественно-политическая деятельность явились предметом изучения работ C.B. Синякина, В.Ю. Быстрюкова, А.Н. Полухина, Д.Е. Соколова, A.M. Матвеевой.
Метафизические основания евразийского учения находились в поле интересов A.B. Водолагина, С.И. Данилова [32]. Внимание авторов занимают социально-философские воззрения евразийских мыслителей. В этой связи стоит выделить также работы Ю.Б. Мелих, О.Б. Кравцовой, занимающихся изучением творчества ведущего философа евразийства Л.П. Карсавина, в частности, рассмотрением его метафизических взглядов в контексте евразийского учения [120; 99]. Работы В.В. Ванчугова и A.B. Семушкина, касающиеся философии и метафизики евразийцев, содержат в себе элемент критики их состоятельности и собственного своеобразия [25; 177].
Такие исследователи как С.М. Гранкин, А.Г. Палкин, A.B. Крымов, A.A. Горшколепов, Б.В. Назмутдинов направляли свое внимание на рассмотрение отдельных аспектов евразийского проекта, в основном государственно-правовых.
Вопросы, затронутые в данном диссертационном исследовании, также рассматривались и представителями саратовской философской школы. В этой связи стоит особо отметить труды Е.И. Беляева, В.Б. Устьянцева, В.А. Фриауфа, В.Н. Белова, В.П. Рожкова.
Среди ученых, предметом изучения которых являлось классическое евразийское учение, стоит отметить В.Я. Пащенко и В.П. Кошарного, как исследователей, которые дают целостную характеристику евразийского проекта, останавливаясь не только на государственно-правовой концепции евразийцев, но, прежде всего, акцентируя внимание на его определении как некоторой системы, единства, представляющего собой результат синтеза различных областей науки [136; 96].
При изучении перспектив воплощения евразийского проекта в современной российской действительности можно выделить его сторонников и противников.
И.Б. Орлова, М.А. Маслин, В.М. Хачатурян, A.C. Панарин, А.Г. Дугин, В.Я. Пащенко, Г.В. Жданова, В.В. Сербиненко и др. указывали на существенную роль евразийской идеи как фактора сплочения и объединения российского государства. В частности, A.C. Панарин связывал евразийство, прежде всего, с «ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства» [133, с. И]. И.Б. Орлова отмечает, что только сплочение народов Евразии вокруг осознанной евразийской идеи даст России возможность противостоять Западу в борьбе цивилизаций [130, с. 108]. Противники евразийского проекта, в число которых входят К.Г. Мяло, В.А. Сендеров, А. Игнатов, И.Н. Сиземская, В.В. Аксючиц и др., как правило, высказывали разные доводы неосуществимости евразийских идей в современной России, считая взгляды евразийцев утопичными.
Таким образом, материал по изучению евразийского учения действительно очень обширен. Однако, социальный проект евразийцев 20-30-х гг. XX в. как целостный феномен, синтезирующий все грани евразийского учения об общественном и государственном устройстве, еще не был предметом специального историко-философского исследования и представляет большой интерес. В рамках настоящего исследования диссертант сосредоточился на проблеме, связанной с анализом философских оснований, содержания евразийского социального проекта как целостного явления.
Объектом исследования выступают труды представителей классического евразийства 20-30-х гг. XX в.
Предметом исследования диссертации являются философские основания и концептуальное содержание социального проекта классического евразийства.
Цель данного диссертационного исследования заключается в историко-философской реконструкции и исследовании идейно-теоретических оснований классического евразийства и разработанного в рамках евразийского учения социального проекта, комплексном изучении его сущности и содержания.
В соответствии с поставленной целью диссертант ставит перед собой следующие задачи исследования:
- проанализировать развитие философского учения классического евразийства, становление на его основе социального проекта и показать, что данный проект имеет теоретическое обоснование в евразийской философии;
- проанализировать философские основания социального проекта классического евразийства, раскрыть их суть и основное содержание;
- обозначить взаимосвязь между теоретическими и практическими построениями евразийцев;
- реконструировать социальный проект классического евразийства как целостного образования, обозначив главные скрепы его единства.
Методологические основы исследования. Основной метод, использованный в данной диссертации - это метод анализа философских трудов классических евразийцев, формулирование выводов на основании данных, полученных при изучении источников. Особое значение имело применение в диссертационном исследовании общенаучных методов - дедукции, аналогии, синтеза, сравнения, обобщений.
Также диссертантом использовался метод исторической реконструкции, посредством которого было прослежено формирование взглядов классических евразийцев, содержание их социального проекта. В рамках применения этого метода была выявлена цепь преемственных связей евразийского учения и русской философской мысли.
В рамках разрабатываемой проблематики были учтены принципы системности, системного анализа социального проекта классического евразийства.
Новизна проведенного диссертационного исследования заключается в следующих положениях:
1. Впервые идейно-теоретические основания социального проекта классического евразийства и его содержание стали объектом комплексного историко-философского исследования, в результате чего установлено, что осуществленный в рамках евразийского учения теоретический синтез стал основой для формирования целостного многогранного социального проекта.
2. Показано, что учение о симфонической личности и философия организационной идеи, задающая миру его номогенетическое состояние и проявляющаяся в обществе в силе организующей «идеи-правительницы», являются онтологическим фундаментом всего учения евразийцев и социального проекта, в частности.
3. Заложенный в евразийской метафизике принцип соборности, осуществляющийся в обществе как нравственный принцип служения и жертвенности, принимает конкретные формы выражения в учении о «гарантийном» государстве и государстве «правды», в учении об «идее-правительнице» «идеократического» государства, в концепции «хозяйнодержавия», в учении о функциональной собственности, в проектировании модели национальных взаимоотношений в форме равноправного сотрудничества народов.
4. В рамках историко-философского анализа было расширено представление о социальной направленности евразийского государства, которая с точки зрения органицистского подхода к пониманию общества проявляется в нем как приоритет обязанности над правом, как постоянное участие граждан государства в обеспечении роли, заданной государственным целым, в котором принцип служения имеет первостепенное значение как объединяющий фактор.
Положения, выносимые на защиту:
1. Евразийское учение сформировалось под влиянием мощной традиции прошлого, представив собой самостоятельное творчество. Развитие теоретических положений и практических замыслов классических евразийцев включает ряд последовательных этапов, отражающих определенную логическую схему: вначале были заложены философские основания евразийского учения, сформировались основополагающие теоретические предпосылки, а затем внимание евразийцев было сосредоточено на конкретных практических разработках.
2. Философские основания учения классического евразийства и их социального проекта включают в себя: учение о симфонической личности, которое, воплощая традицию всеединства и основываясь на принципе соборности, обосновывает единство российского государства как единство его симфонической личности. Философию организационной идеи, практически выраженную в философ-
ских основаниях учения о государстве, где организационная идея выступает как «идея-правительница», пронизывающая и сплачивающая общество для достижения всеобщего блага. Учение о симфонической личности и философия организационной идеи являются стержнем всей философии евразийства и фундаментом их социального проекта.
3. Основным принципом реализации личности в процессе ее взаимообщения и взаимодействия с другими личностями в философии классических евразийцев выступает принцип соборности. Он находит свое проявление в философско-правовой, хозяйственно-экономической, национально-культурной сферах и, определяя их «органическое единство», соединяет в единое целое посредством принципа «взаимного» служения государства своим гражданам, а граждан - своему государству. Соборность как органическое единство частей и целого подразумевает, что свобода самовыражения личности ограничена и определена интересами целого.
4. Классическое евразийство создало проект общественного и государственного устройства России-Евразии как целостного образования, в котором ведущую роль играет заложенный в философии евразийцев принцип соборности, выражающийся в идее служения. Социальное служение является объединяющим принципом, всеобщим принципом взаимодействия, придерживаясь которого каждый «усмиряет» свой эгоизм во имя осуществления общих целей, блага целого, заключенного в идее, и выполняет свои обязанности, что является отражением социальной направленности государственного целого. Каждая из рассмотренных нами составляющих социального проекта евразийцев (государственно-правовая, хозяйственно-экономическая, национально-культурная) утверждает целостность и своеобразие Российско-Евразийского мира на основе православной веры. Идея служения выступает основой этой целостности и выражением социальной направленности государства.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Данное диссертационное исследование имеет теоретическую и практическую значимость. Материалы диссертации дополняют и обогащают представле-
ния о философском учении евразийцев и формулируют комплексное представление о содержании их социального проекта. Положения и основные выводы данного диссертационного исследования могут быть использованы для более глубокого и осмысленного рассмотрения евразийской философии, для дальнейших исследований в рамках отечественной философии. Материалы диссертации могут стать концептуальными основаниями в разработке учебных курсов по истории русской философии, культурологии, отечественной истории и при разработке специальных курсов по изучению евразийского учения.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Развитие Евразийской традиции в трудах Л.Н. Гумилева и современном евразийстве2004 год, кандидат исторических наук Ищенко, Елена Николаевна
Евразийство 1920-х гг.: история противостояния и сравнительный анализ идеологии и деятельности Пражского и Парижского (Кламарского) центров движения2011 год, кандидат исторических наук Никитенко, Елена Викторовна
Евразийство в современных исследованиях, философские аспекты2002 год, кандидат философских наук Жданова, Галина Владимировна
Евразийская идея и проблема самоидентификации России2003 год, доктор философских наук Горяев, Андрей Тюрбеевич
Государственность в политическом учении евразийства (классическая традиция)2016 год, кандидат наук Ибраев Марат Умербаевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Исаева, Оксана Сергеевна, 2014 год
Список литературы
1. Алексеев, H.H. Духовные предпосылки Евразийской культуры / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998. - С. 142-154.
2. Алексеев, H.H. Евразийцы и государство / H.H. Алексеев // Русский народ и государство.-М: Аграф, 1998.-С. 169-185.
3. Алексеев, H.H. К учению об объективном праве / H.H. Алексеев // Тридцатые годы. Кн. 7. - Париж, 1931.
4. Алексеев, H.H. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности) / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998.-С. 282-371.
5. Алексеев, H.H. Обязанность и право / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998.-С. 155-168.
6. Алексеев, H.H. О будущем строе России / H.H. Алексеев // Новый град. — 1938. -№ 13.-С. 91-114.
7. Алексеев, H.H. О гарантийном государстве / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998. - С. 372-385.
8. Алексеев, H.H. Основы философии права / H.H. Алексеев. - СПб.: Юридический институт, 1998.
9. Алексеев, H.H. Русский народ и государство / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998. - С. 68-119.
10. Алексеев, H.H. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. -М.: Аграф, 1998.-С. 186-281.
11. Алексеев, H.H. Советский федерализм / H.H. Алексеев // Мир России — Евразия: Антология. -М.: Высш. шк., 1995.-С. 153-175.
12. Алексеев, H.H. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи / H.H. Алексеев // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998. - С. 386-624.
13. Алексеев, H.H., Ильин, В.Н., Савицкий, П.Н. О газете «Евразия» (газета «Евразия» не есть евразийский орган) / H.H. Алексеев, В.Н. Ильин, П.Н. Савицкий. - Париж, 1929.
14. Ахматов, A.B. Философия права евразийства. Историко-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Ахматов Алексей Валерьевич. - М., 2009. - 20 с.
15. Белошапко, A.B. Социокультурная концепция русского евразийства: зарождение и эволюция доктрины: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Белошапко Андрей Викторович. - М., 2005. - 27 с.
16. Беляев, Е.И. Философский анализ: методологические аспекты. — Саратов, 2000.
17. Беляев, Е.И. Философский анализ: теоретические аспекты. - Саратов, 2000.
18. Бердяев, H.A. Евразийцы / H.A. Бердяев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. - С 292-300.
19. Бердяев, H.A. Утопический этатизм евразийцев / H.A. Бердяев // Путь. - 1927. - № 8. - С. 141-144.
20. Бицилли, П.М. Два лика евразийства / П.М. Бицилли // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М.: Наука, 1993. - С. 279-291.
21. Богданов, A.A. Тектология (всеобщая организационная наука) / A.A. Богданов // В 2-х кн.: Кн. 1. - М.: Экономика, 1989. - 304 с.
22. Булгаков, С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов / С.Н. Булгаков. - М.: Книгоиздательство «Путь», 1911. - 303 с.
23. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. - 464 с.
24. Быстрюков, В.Ю. Общественно-политическая и научная деятельность Петра Николаевича Савицкого в годы эмиграции (1920-1938 гг.): автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Быстрюков Владимир Юрьевич. - Самара, 2003. - 21 с.
25. Ванчугов, В.В. Статус философии в евразийском движении / В.В. Ванчугов // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002. -271 с.
26. Вахитов, P.P. Онтологический структурализм евразийцев. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.losev-library.ru/index.php?pid=6652
27. Вахитов, P.P. Четыре периода классического евразийства. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://nevmenandr.net/vaxitov/eurperiod.php
28. Вернадский, Г.В. Два подвига св. Александра Невского / Г.В. Вернадский // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. - М.: Беловодье, 1997. - С. 227-249.
29. Вернадский, Г.В. Монгольское иго в русской истории / Г.В. Вернадский // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. - М.: Беловодье, 1997. - С. 251-264.
30. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории / Г.В. Вернадский. - М.: Алгоритм, 2008.-336 с.
31. Вилента, И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Вилента Инна Владимировна. - М., 1995. -208 с.
32. Водолагин, A.B., Данилов, С.И. Метафизическая ось евразийства / A.B. Водо-лагин, С.И. Данилов. - Тверь, 1994.
33. Всемирная энциклопедия: Философия // Гл. науч. ред. и сост. A.A. Грицанов. — М.: ACT, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. - 1312 с.
34. Горяев, А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Горяев Андрей Тюрбеевич. - М., 1993.-29 с.
35. Гранкин, С.М. Принцип социальной справедливости в философском наследии H.H. Алексеева: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Гранкин Сергей Михайлович. - СПб., 2011. - 19 с.
36. Гумилев, JT.H. «...Если Россия будет спасена, то только через евразйиство»: интервью с JI.H. Гумилевым / JI.H. Гумилев // Начала. - 1992. - № 4. - С. 4-16.
37. Гумилев, JI.H. Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого (заметки последнего евразийца) / JI.H. Гумилев // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 31-54.
38. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. - СПб, 1895.
39. Дефорж, И. Философия права Н.Н. Алексеева / И. Дефорж. - М.: Эйдос, 2006. - 152 с.
40. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя. 1881 / Ф.М. Достоевский // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1995, Т. 14.
41. Дугин, А. Евразийский триумф / А. Дугин // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997.-С. 433-453.
42. Дугин, А. О евразийстве /А. Дугин // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. -С. 6-12.
43. Дугин, А. Преодоление запада (эссе о Николае Сергеевиче Трубецком) / А. Дугин // Наследие Чингисхана. - М.: 1999. - С. 5-25.
44. Дугин, А. Теория евразийского государства (эссе о Николае Николаевиче Алексееве) / А. Дугин // Русский народ и государство. - М.: Аграф, 1998. - С. 520.
45. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под. ред. Ю.В. Попкова. - Новосибирск: Нонпарель, 2010. - 449 с.
46. Евразийство: декларация, формулировка, тезисы // Вестник Челябинского университета. Сер. 10, Востоковедение. Евразийство. Геополитика. - 2003. - № 2 (3).-С. 282-306.
47. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1995. - № 6. - С. 3-49.
48. Евразийство как научный замысел (статья П.Н. Савицкого, опубликованная в сборнике «Балтикославика». 1933) // ГАРФ. - Ф. Р - 5783. - Оп. I. - Д. 34. - 30л. (Л. 22.)
49. Евразийство (опыт систематического изложения) // Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997.-С. 13-78.
50. Евразийство (формулировка 1927 г.) // Основы евразийства. - М.: Арктогея-Центр, 2002.-С. 166-179.
51. Емельянов, Б.В. История отечественной философии, XX век / Б.В. Емельянов.
- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2008. - 336 с.
52. Жданова, Г.В. Евразийство в современных исследованиях, философские аспекты: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Жданова Галина Владимировна. — М., 2002. - 145 с.
53. Жданова, Г.В. Перспектива евразийского проекта / Г.В. Жданова // Евразийская идея и современность: Сборник статей. М.: Изд-во РУДН, 2002. - 271 с.
54. Живов, В.М. Комментарии / В.М. Живов // История. Культура. Язык. — М.: Прогресс, 1995. - С. 763-790.
55. Замалеев, А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI—XX вв.) / А.Ф. Замалеев. - СПб.: Летний сад, 2001. - 398 с.
56. Замараева, Е.И. Этнофилософская и социокульурная концепция Н.С. Трубецкого: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Замараева Елена Ивановна. -М., 2009. -24 с.
57. Зеньковский, В.В. История русской философии / В.В. Зеньковский. - Второе издание. - Париж: УМСА-РЯЕБЗ, 1989, Т.2.
58. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский. — М.: Республика, 1997.
59. Игнатова, С.В. Историко-философский анализ евразийского учения: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Игнатова Светлана Владимировна. - М., 1995.
- 19 с.
60. Ильин, В.Н. К взаимоотношению права и нравственности / В.Н. Ильин // Евразийский временник. Кн. 4. - Берлин, 1925.
61. Ильин, И.А. Самобытность или оригинальничанье? / И.А. Ильин // Начала. -1992.-№4.-С. 59-63.
62. Исаев, И.А. Евразийство: идеология государственности / И.А. Исаев // Общественные науки и современность. - 1994. - № 5. - С. 42-55.
63. Исаев, И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» / И.А. Исаев // Проблемы правовой и политической идеологии. М., 1989. — С. 6-36.
64. Исаев, И.А. Утописты или провидцы? / И.А. Исаев // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. - М.: Русская книга, 1992. - С. 3-26.
65. Исаева, О.С. Идея служения как основополагающий принцип социального проекта классического евразийства / О.С. Исаева // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Научно-методический журнал. Серия: социально-гуманитарные науки. - 2013. - № 11 (15) (Том 2). - С. 180-185.
66. Исаева, О.С. Метафизические основания социального проекта евразийцев / О.С. Исаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Научно-практический журнал. Гуманитарные науки. - 2012-№ 1 (21). - С. 47-55.
67. Исаева, О.С., Кошарный, В.П. Историко-философские предпосылки евразийского учения / О.С. Исаева, В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Научно-практический журнал. Гуманитарные науки. — 2013.-№ 1 (25).-С. 59-72.
68. Исаева, О.С., Кошарный, В.П. Нравственно-философские основания социального проекта евразийцев / О.С. Исаева, В.П. Кошарный // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Научно-практический журнал. Гуманитарные науки.-2011.-№ 1 (17). - С. 43-52.
69. Исаева, О.С., Кошарный, В.П. Учение об организационной идее П.Н. Савицкого: к анализу философских оснований социального проекта классического евразийства / О.С. Исаева, В.П. Кошарный // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом: Сборник научных статей, посвященный 70-летию кафедры истории русской философии / Под общ. ред. В.А. Кувакина и М.А. Маслина; составитель М.А. Маслин. — М.: Издательство Московского университета, 2013. —688 с.-С. 443-456.
70. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. — М.: Республика, 2001. - 639 с.
71. Казнина, O.A. Д.П. Святополк-Мирский и евразийское движение / O.A. Каз-нина // Начала. - 1992. - № 4. - С. 81-88.
72. Карсавин, Л.П. A.C. Хомяков / Л.П. Карсавин // Малые сочинения. Памятники религиозно-философской мысли нового времени. - СПб.: Алетейя, 1994. - С. 361376.
73. Карсавин, Л.П. Государство и кризис демократии / Л.П. Карсавин // Новый мир. - 1991.-№ 1.-С. 183-193.
74. Карсавин, Л.П. Философия и ВКП: По поводу статьи A.B. Кожевникова / Л.П. Карсавин // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 75-77.
75. Карсавин, Л.П. О личности / Л.П. Карсавин // Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М.: Ренессанс, 1992. - 326 с.
76. Карсавин, Л.П. Основы политики / Л.П. Карсавин // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. - С. 174-217.
77. Карсавин, Л.П. Социализм и Россия / Л.П. Карсавин // Мир России - Евразия: Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 292-297.
78. Карсавин, Л.П. Уроки отреченной веры / Л.П. Карсавин // Евразийский временник. Кн. 4. - Берлин, 1925.
79. Карсавин, Л.П. Феноменология революции / Л.П. Карсавин // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли - М.: Беловодье, 1997. - С. 141-201.
80. Карсавин, Л.П. Философия истории /Л.П. Карсавин. - СПб., 1993. - 352 с.
81. Карсавин, Л.П. Церковь, личность и государство /Л.П. Карсавин // Малые сочинения. Памятники религиозно-философской мысли. - СПб.: Алетейя, 1994. - С. 414-446.
82. Келлер, Г.С. Проблема взаимодействия Востока и Запада в историософии евразийства: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Келлер Галина Степановна. - Мурманск, 2003. - 24 с.
83. Кизеветтер, A.A. Евразийство / A.A. Кизеветтер // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. - С. 266-278.
84. Кириченко, М.М. Структурализм пражского кружка и евразийство: обзор книги Патрика Серио «Структура и тотальность» / М.М. Кириченко // Социологический журнал. - 2001. - № 2. - С. 159-176.
85. Клепилин, H.A. Материалы к социальной программе евразийства / H.A. Кле-пилин // Евразийский сборник. Книга 6. - Берлин, 1929.
86. Ключевский, В.О. Лекция IV / В.О. Ключевский // Русская история. Полный курс лекций в 2-х книгах. Книга 1. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
87. Ключников, С.Ю. Восточная ориентация в русской культуре / С.Ю. Ключников // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. - М.: Беловодье, 1997. С. 5-70.
88. Кожинов, В. Историософия евразийцев / В. Кожинов // Наш современник. -1992.-№2.-С. 140-144.
89. Кожинов, В.В. Несколько слов об этой книге / В.В. Кожинов // Русский узел евразийства: Восток в русской мысли. -М.: Беловодье, 1997. - С. 513-517.
90. Колесниченко, Ю.В. Концепция личности в философии евразийства: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Колесниченко Юлия Викторовна. — М., 1994. -24.
91. Колесниченко, Ю.В. Личность в евразийстве. Гносеологические основания / Ю.В. Колесниченко. - М.: Альфа-М, 2008. - 144 с.
92. Кольчугина, Т.А. Культурантропологическое измерение евразийства: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Кольчугина Татьяна Анатольевна. - Ростов-на-Дону, 2001.- 166 с.
93. Коптелова, Т.И. Основные факторы развития социума в творчестве евразийцев: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Коптелова Татьяна Ивановна. -Н. Новгород, 2005. - 22 с.
94. Костюкович, Н.В. Антропологический смысл философии культуры Н.С. Трубецкого: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Костюкович Наталья Владимировна. - СПб., 2006. - 19 с.
95. Кошарный, В.П. Географический фактор в философии русской истории евразийцев / В.П. Кошарный // Человек. Культура. Общество: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: ПДЗ, 2009. - С. 3-6.
*t
96. Кошарный, В.П. Евразийский проект / В.П Кошарный // Русская философия: Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. Сост. П. П. Апрышко, А. П. Поляков. -М.: Алгоритм, 2007. - 1075 с.
97. Кошарный, В.П. Евразийство как объект междисциплинарного синтеза / В.П. Кошарный // Вестник МУ, Серия 7: Философия. - 1994. - № 4. - С. 9-11.
98. Кошарный, В.П. Русская религиозная философия и социология революции (1917-1930-е гг.): монография / В.П. Кошарный. - Киев, 1997. - 124 с.
99. Кравцова, О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Кравцова Ольга Борисовна. - М., 2006. - 23 с.
100. Кутыева, Э.Р. Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования: автореф. дис. ... канд. Культурологии: 24.00.01 / Кутыева Эльмира Рафаил овна. - СПб, 2005. - 24 с.
101. Ламанский, В.И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе / В.И. Ламанский. - СПб, 1871.
102. Ламанский, В.И. Три мира Азийско-Европейского материка / В.И. Ламанский // Геополитика панславизма. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. — С. 183323.
103. Леонтьев, К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев // Восток, Россия и славянство. Сборник статей К. Леонтьева. - М., 1885, Т.1. - С. 81-189.
104. Леонтьев, К.Н. Письма о восточных делах / К.Н. Леонтьев // Восток, Россия и славянство. Сборник статей К. Леонтьева. - М., 1885, Т.1. - С. 279-312.
105. Логовиков, П.В. Власть организационной идеи / П.В. Логовиков // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7. Париж, 1931. - С. 129-134.
106. Логовиков, П.В. Научные задачи евразийства / П.В. Логовиков // Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7. Париж, 1931. - С. 53-63.
107. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский / Пер. с англ. — М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
108. Лушников, O.B. Предпосылки, формирование и развитие евразийской идеи: история и современность: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Лушников Олег Вадимович. - Ижевск, 2008. - 26 с.
109. Люкс, Л. Евразийство / Л. Люкс // Вопросы философии. - 1993. — № 6. - С. 105-114.
110. Люкс, Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии / Л. Люкс // Вопросы философии. - 1996. - № 3. - С. 5769.
111. Люкс, Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» / Л. Люкс // Вопросы философии. - 2003. - № 7. - С. 23-34
112. Люкс, Л. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции / Л. Люкс // Вопросы философии. - 1992. - № 9. - С. 160-164.
113. Люкс, Л. «Третий путь», или Назад в Третий рейх? / Л. Люкс // Вопросы философии. - 2000. - № 5. - С. 33-45.
114. Люкс, Л. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России, Германии и Западе / Л. Люкс. - М.: Московский Философский Фонд, 2002. - 304 с.
115. Малинов, A.B. Русская философия XIX - XX веков. Историко-философские очерки / A.B. Малинов. - Saarbrücken, 2011. - 450 с.
116. Мартьянов, A.B. Культурфилософские основания евразийства: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Мартьянов Александр Васильевич. - Саранск, 2008.- 18 с.
117. Маслин, М.А. «Евразийские временники» как источник классического евразийства / М.А. Маслин // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 271 с.
118. Маслин, М.А. Евразийство как энциклопедия россиеведения / М.А. Маслин // Русская философия и модернизация России. - Пекин, 2011. - С. 4-13.
119. Маслин, М.А. Неоевразийство о судьбе России / М.А. Маслин // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 271 с.
120. Мелих, Ю.Б. О личности Л.П. Карсавина. К 125-летнему юбилею / Ю.Б. Ме-лих // Вестник МГТУ. Т. 10. - 2007. - № 3. - С. 409-417.
121. Мелих, Ю.Б. Персонализм Л.П. Карсавина и европейская философия / Ю.Б. Мелих. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 272 с.
122. Менделеев, Д.И. К познанию России / Д.И. Менделеев. - 3-е изд. - СПб., 1906.
123. Мечников, Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. / Л.И. Мечников. - Киев, Южно-Русское книгоиздательство, 1899.
124. Назмутдинов, Б.В. Понятие права в трудах классиков евразийства / Б.В. Низ-мутдинов // История государства и права. - 2012. - № 24. - С. 9-14.
125. Никитенко, Е.В. Евразийство 1920-х гг.: история противостояния и сравнительный анализ идеологии и деятельности Пражского и Парижского (Кламарско-го) центров движения: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Никитенко Елена Викторовна. - Новосибирск, 2011. - 21 с.
126. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Евразийский искус / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Философские науки. - 1991. -№ 12. - С. 103-108.
127. Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Политическая программа евразийцев: реальность или утопия? / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Общественные науки и современность. - 1992. -№ 1. - С. 104-109.
128. Овчинникова, С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект H.H. Алексеева: дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.02 / Овчинникова Светлана Павловна - Ростов-на-Дону, 2001. - 156 с.
129. Омельченко, H.A. Исход к Востоку: евразийство и его критики / H.A. Омель-ченко // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002.-271 с.
130. Орлова, И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива / И.Б. Орлова. - М.: Изд-во НОРМА, 1998. - 280 с.
131. Отрывок из письма кн. A.A. Ливена к П.Н. Савицкому. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://nevmenandr.net/eurasia/1920-AAL-epist.php
132. Панкин, А.Г. Концепция государства в учении евразийцев: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01/ Палкин Алексей Геннальевич. - Омск, 2008. — 26 с.
133. Панарин, A.C. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы круглого стола) / A.C. Панарин // Вопросы философии. - 1995. - № 6. - С. 3-11.
134. Пащенко, В.Я. Евразийству - 80 лет / В.Я. Пащенко // Вестник МГУ. Философия (Сер.7), 2001, - № 4. - С. 3-19.
135. Пащенко, В.Я. «Европа и человечество» - катехизис евразийства / В.Я. Пащенко // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002.-271 с.
136. Пащенко, В.Я. Социальная философия евразийства / В.Я. Пащенко. — М.: Альфа-М, 2003.-368 с.
137. Петренко, E.J1. Петр Николаевич Савицкий / E.JI. Петренко // П.Н. Савицкий Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 5-37.
138. Письмо Г.В. Флоровского Н.С. Трубецкому от 10 октября 1924 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://nevmenandr.net/eurasia/1924-GVF-epist.php
139. Письмо П.Н. Савицкого Г.В. Вернадскому (приложение к письму J1.H. Гумилеву от 9 мая 1957 г.) // П.Н. Савицкий Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 585-191.
140. Письмо П.Н. Савицкого Г.В. Вернадскому (приложение к письму J1.H. Гумилеву от 17 сентября 1957 г.) // П.Н. Савицкий Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010. -С. 192-596.
141. Письмо П.Н. Савицкого Г.В. Вернадскому (приложение к письму JI.H. Гумилеву от 6 ноября 1957 г.) // П.Н. Савицкий Избранное. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 596-599.
142. Пишун, В.К. Политическая философия евразийства / В.К. Пишун. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 132 с.
143. Побединский, В.Н. Философия культуры классического евразийства: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Побединский Вячеслав Николаевич. -Нижневартовск, 2008. - 27 с.
144. Половинкин, С.М. Евразийство и русская эмиграция / С.М. Половинкин // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 731-762.
145. Полухин, А.Н. Историческая концепция П.Н. Савицкого: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.09 / Полухин Андрей Николаевич. - Тула, 2007. - 32 с.
146. Пономарева, JI. В. Вокруг евразийства: споры в русской эмиграции / JI.B. Пономарева // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002.-271 с.
147. Предчувствия и свершения (предисловие к сборнику «Исход к Востоку») // Мир России - Евразия. Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 22-25.
148. Путь евразийства (передовая статья) // Евразия. 1929. - №8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://redeurasia.narod.ru/biblioteka/puteuras.html
149. Рожков, В.П., Фриауф, В.А., Дуплинская, Ю.М., Белов, В.Н. История западной и русской философии. Учебное пособие. — Саратов: Саратовский источник, 2009.
150. Рожков, В.П., Белов, В.Н. История русской философии. Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 2006.
151. Рожков, В.П. Метафизика всеединства: методологические и онтологические основания парадигмы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Саратов. - 2010. Т.10 Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 3. — С. 3439.
152. Рожков, В.П., Белов, В.Н. Религиозная философия. Учебное пособие. Саратов: Издательство СГУ, 2011.
153. Рожков, В.П. Русская идея: образы и смыслы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Саратов. - 2011. T.l 1 Серия Философия. Психология. Педагогика. Выпуск 4. - С. 35-39.
154. Рожков, В.П. Русское религиозное мировоззрение. Курс лекций. Саратов: Изд-во Научная книга, 2005.
155. Рожков, В.П. Социальные интерпретации русской идеи: конец XIX - начало XX вв. // Русская идея как выражение традиции: богословие, философия, литература. Колл. монография. Саратов: Саратовский источник, 2011.
156. Русская философия: словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 1995.
157. Рязановский, Н.В. Возникновение евразийства / Пер. с англ. И. Виньковецко-го / Н.В. Рязановский // Звезда. - 1995. - № 2. - С. 29-44.
158. Савицкий, П.Н. В порядке обсуждения / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - С. 254-272.
159. Савицкий, П.Н. Географические и геополитические основы евразийства / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - С. 295-303.
160. Савицкий, П.Н. Географический обзор России-Евразии / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - С. 279-294.
161. Савицкий, П.Н. Геополитические заметки по русской истории/ П.Н. Савицкий//Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997.-С. 303-331.
162. Савицкий, П.Н. Два мира / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997.-С. 113-123.
163. Савицкий, П.Н. Евразийство / П.Н. Савицкий // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. - М.: Беловодье, 1997. - С. 76-94.
164. Савицкий, П.Н. Евразийство как исторический замысел / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. - М.: Аграф, 1997. - С. 98-112.
165. Савицкий, П.Н. Европа и Евразия / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. -М.: Аграф, 1997.-С. 141-160.
166. Савицкий, П.Н. Единство мироздания / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. -М.: Аграф, 1997.-С. 134-136.
167. Савицкий, П.Н. Идеи и пути евразийской литературы / П.Н. Савицкий // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли - М.: Беловодье, 1997. - 369-388.
168. Савицкий, П.Н. Континент-океан / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. -М.: Аграф, 1997. - С. 398-419.
169. Савицкий, П.Н. Миграция культуры / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. -М.: Аграф, 1997. - С. 371-382.
170. Савицкий, П.Н. Поворот к Востоку / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. -М.: Аграф, 1997.-С. 136-138.
171. Савицкий, П.Н. Подданство идеи / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. -М.: Аграф, 1997. - С.127-133.
172. Савицкий, П.Н. «Подъем» и «депрессия» в древнерусской истории / П.Н. Савицкий // Евразийская хроника. Вып. 11. - Берлин, 1935. - С.65-100.
173. Савицкий, П.Н. Пятилетний план и хозяйственное развитие страны / П.Н. Савицкий // Новый Град. - 1932. - №5. - С. 43-55.
174. Савицкий, П.Н. Ритмы монгольского века / П.Н. Савицкий // Евразийская хроника. Вып. 12.-Берлин, 1937.-С. 104-155.
175. Савицкий, П.Н. Хозяин и хозяйство / П.Н. Савицкий // Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997. - С. 217-253.
176. Сеземан, В.Э. Основы славянофильства / В.Э. Сеземан // Начала. - 1992. -№4. - С. 64-72.
177. Семушкин, A.B. Идеологические пределы евразийской метафизики / A.B. Семушкин // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002.-271 с.
178. Сербиненко, В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко. - М.: Омега-Л, 2005.-461 с.
179. Сердюк, О.В. Место и роль России в истории: критический анализ евразийской исторической мысли в XX в.: автореф. дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 / Сердюк Олег Владимирович. - М., 2011. - 24 с.
180. Соболев, A.B. Полюса евразийства: Л.П. Карсавин (1882-1952), Г.В. Флоров-ский (1893-1979) / A.B. Соболев // Новый мир. - 1991. -№1. - С. 80-82
181. Соболев, A.B. Своя своих не познаша. Евразийство: Л.П. Карсавин и другие (Конспект исследования) / A.B. Соболев // Начала. - 1992. - № 4. - С. 49 - 58.
182. Соколов, С.М. Философия русского зарубежья: евразийство: монография / С.М. Соколов. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. - 135 с.
183. Степун, Ф.А. Россия между Европой и Азией / Ф.А. Степун // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. - С. 307327.
184. Стукалов, A.B. Этика права H.H. Алексеева: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.05 / Стукалов Андрей Викторович. - Тула, 2007. - 22 с.
185. Сувчинский, П.П. Знамения былого (О Лескове) / П.П. Сувчинский // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли - М.: Беловодье, 1997. - С. 300-308.
186. Сувчинский, П.П. К преодолению революции / П.П. Сувчинский // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли - М.: Беловодье, 1997. - С. 205-223.
187. Сувчинский, П.П. Сила слабых / П.П. Сувчинский // Основы евразийства. -М.: Арктогея-Центр, 2002. - С. 363-366.
188. Судоргина, И.Н. «Государство», «власть», «личность» в государственно-правовой концепции H.H. Алексеева: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Судорогина Ирина Николаевна. - Саратов, 2008. - 26 с.
189. Тараторин, Д. Николай Алексеев / Д. Тараторин // Русский народ и государство. -М.: Аграф, 1998. - С. 625-629.
190. Толстой, Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство / Н.И. Толстой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 5-28.
191. Троянов, A.A. Изучение евразийства в современной зарубежной литературе / A.A. Троянов // Начала. - 1992. - №4. - С. 99-103.
192. Трубецкой, Н.С. Вавилонская башня и смешение языков / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 327-338.
193. Трубецкой, Н.С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 126-140.
194. Трубецкой, Н.С. Европа и человечество / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 55-104.
195. Трубецкой, Н.С. Идеократия и армия / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 428-435.
196. Трубецкой, Н.С. К проблеме русского самопознания. От автора / Н.С. Трубецкой П История. Культура. Язык. -М.: Прогресс, 1995. - С. 105-210.
197. Трубецкой, Н.С. К украинской проблеме / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 362-380.
198. Трубецкой, Н.С. Мы и другие / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. -М.: Прогресс, 1995. - С. 349-361.
199. Трубецкой, Н.С. Мысли об автаркии / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 436-437.
200. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995.-С. 211-266.
201. Трубецкой, Н.С. О государственном строе и форме правления / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 406-416.
202. Трубецкой, Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 438-443.
203. Трубецкой, Н.С. Об истинном и ложном национализме / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. -М.: Прогресс, 1995. - С. 114-125.
204. Трубецкой, Н.С. Общеевразийский национализм / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 417-427.
205. Трубецкой, Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 162-207.
206. Трубецкой, Н.С. О туранском элементе в русской культуре / Н.С. Трубецкой // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, 1995. - С. 141-161.
207. Тугаринов, И.А. Евразийство в круге нашего внимания / И.А. Тугаринов // Alma Mater. - 1992. - № 7-9. - С. 16-19.
208. Урханова, P.A. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Урханова Римма Алексеевна.-М., 1992.-215 с.
209. Устьянцев, В.Б. Человек, жизненное пространство, риски: ценностный и институциональный аспекты. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. - 184 с.
210. Устьянцев, В.Б., Орлов, М.О., Данилов, С.А. Очерки социальной философии: пространственные структуры, порядок общества, динамика глобальных систем. Саратов, 2010. - 265с.
211. Федоров, Н.Ф. О философии В. Соловьева (наброски). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/fedorov/fedor097.htm
212. Федоров, Н.Ф. Супраморализм, или Всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение) / Н.Ф. Федоров // Сочинения / Общ. ред.: А. В. Гулыга. - М.: Мысль, 1982. -С. 473-503.
213. Флоровский, Г.В. Два завета / Г.В. Флоровский // Россия и латинство. — Берлин, 1923.-С. 152-176.
214. Флоровский, Г. В. Евразийский соблазн / Г.В. Флоровский // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука, 1993. - С 237266.
215. Флоровский, Г.В. Окамененное бесчувствие / Г.В. Флоровский // Начала. -1992.-№4.-С. 73-80.
216. Флоровский, Г.В. О народах не-исторических (Страна отцов и страна детей) / Г.В. Флоровский // Мир России - Евразия: Антология. - М.: Высш. шк., 1995. - С. 26-41.
217. Флоровский, Г.В. Разрывы и связи / Г.В. Флоровский // Исход к Востоку. Кн. 1,-София, 1921.-С. 9-13.
218. Франк, СЛ. Собственность и социализм / C.JI. Франк // Евразийский временник. Кн. 5. - Париж, 1927.
219. Фриауф, В.А. Философия? Да! Метафизика? Нет! // Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28-29 октября 1997 г. / Отв ред. М.С. Уваров. — СПб.: Санкт-Петербургское отделение Института человека РАН, 1997.
220. Хара-Даван, Э. Евразийство с точки зрения монгола / Э Хара-Даван // Основы евразийства. - М.: Арктогея-Центр, 2002. - С. 448-454.
221. Хачатурян, В.М. Истоки и рождение евразийской идеи / В.М. Хачатурян // Искусство и цивилизационная идентичность // Отв. ред. Н.А. Хренов. - М.: Наука, 2007.-С. 289-301.
222. Хачатурян, В.М. Историософия евразийства / В.М. Хачатурян // Евразийская идея и современность: Сборник статей. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 271 с.
223. Хомяков, А.С. Письмо к редактору «L" Union chrétienne» о значении слов «кафолический» и «соборный». По поводу речи отца Гагарина, иезуита / А.С. Хрмяков // Сочинения в двух томах. - М.: Медиум, 1994, Т.2. - С. 238-243.
224. Хомяков, А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа /
A.С. Хомяков // Сочинения в двух томах. - М.: Медиум, 1994, Т.2. - С. 72-128.
225. Хоружий, С.С. К читателю / С.С. Хоружий // Малые сочинения. Памятники религиозно-философской мысли нового времени. - СПб.: Алетейя, 1994. - С. 7-8.
226. Хоружий, С.С. Карсавин, евразийство и ВКП/ С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 78-88.
227. Хоружий, С.С. Русь - новая Александрия: страница из предыстории евразийской идеи / С.С. Хоружий // Начала. - 1992. - №4. - С. 17-24.
228. Хоружий, С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке/ С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 1994. - № 11. - С. 52-62.
229. Чхеидзе, К.А. Евразийство и ВКП (б) / К.А. Чхеидзе // Евразийский сборник. Кн. 6.-Прага, 1929.
230. Чхеидзе, К.А. К проблеме идеократии / К.А. Чхеидзе // Новая эпоха. Идео-кратия. Политика. Экономика. - Нарва, 1933.
231. Шапошников, JI.E. Русская религиозная философия XIX — XX веков / JI.E. Шапошников. - Н. Новгород, 1992. - 221 с.
232. Шапошников, JI.E. А.С. Хомяков и евразийство / Л.Е. Шапошников // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом: Сборник научных статей, посвященный 70-летию кафедры истории русской философии / Под общ. ред.
B.А. Кувакина и М.А. Маслина; составитель М.А. Маслин. — М.: Издательство Московского университета, 2013. — 688 с. - С. 495-503.
233. Шахматов, M.B. государство правды. Опыт по истории государственных идеалов в России / М.В. Шахматов // Евразийский временник. Кн. 4. - Берлин, 1925.
234. Шахматов, М.В. Подвиг власти. Опыт по истории государственных идеалов России / М.В. Шахматов // евразийский временник. Кн. 3. - Берлин, 1923.
235. Шилова, Г.Ф. Россиеведение как учебный курс в вузах / Г.Ф. Шилова // Образование и образованный человек в XXI веке. - 2012. - № 4. - С. 25-29.
236. Шишкова, A.B. Социокультурная концепция управления российским государством H.H. Алексеева: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Шишкова Анастасия Викторовна. - М., 2011. - 24 с.
237. Щапов, А.П. Естественно-психологические условия умственного и социального развития русского народа / А.П. Щапов // Сочинения А.П. Щапова в трех томах. - СПб., 1908, Т.З. - С. 1-120.
238. Щерба, A.A. Государственно-патриотическая идея евразийства: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Щерба Андрей анатольевич. - М., 2002. - 207 с. . ®
239. Якобсон, P.O. К характеристике евразийского языкового союза / P.O. Якобсон // Selected writings: Phonological studies. Berlin: Walter de Gruyter, 2002. -C. 144-196.
240. Boess O. Die Lehre der Eurasier. Ein Beitrag zur Russischen Ideengeschichte. — Wiesbaden, 1961.-S.122.
241. Riasanovsky N.V. The Emergence of Eurasianism // California Slavic Studies, 1967.-Vol. 4. P. 39-72.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.