Историко-философский анализ евразийского учения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Игнатова, С. В.

  • Игнатова, С. В.
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1995, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 154
Игнатова, С. В.. Историко-философский анализ евразийского учения: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 1995. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Игнатова, С. В.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Евразийство как философия культуры.

§1. Истоки и специфика евразийского учения.

§2. Евразийство о взаимосвязи православия и русской культуры.

ГЛАВА II. Теософия и философия истории евразийского учения.

§1. Теософия как структурообразующий элемент евразийской теории.

§2. Концепция истории России.

ГЛАВА III. Евразийская социально-политическая философия

§1. Трактовка проблем государства, права и хозяйства.

§2. Современные модификации евразийства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Историко-философский анализ евразийского учения»

В настоящее время Россия переживает период обострения социальных и межнациональных противоречий. Как никогда остро стоит проблема сохранения этнической и культурной целостности Российского государства. Угроза распада Российской Федерации приобрела реальные очертания. Поэтому неудивителен рост научного интереса к русским социально-философским концепциям начала XX века, когда Россия также столкнулась с явлениями глубокого кризиса. Возрос интерес и к евразийскому учению. В частности актуальное звучание приобрели взгляды евразийцев на проблему сохранения историко-культурной самобытности евразийских народов.

Таким образом, интерес к евразийству не является чисто академическим. Евразийство получило дальнейшее осмысление в работах ряда современных российских исследователей (А. Дугин, Ш. Султанов), которые пытаются дать свое видение самобытности России как Евразии. Представитель позднего евразийства Л. Е Гумилев утверждал, что "если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство"1. Мы считаем, что осмысление евразийского наследия является актуальной научной проблемой и имеет важное теоретико-методологическое и прикладное значение.

Евразийское движение возникло в 1920 г. в Софии в среде русской эмиграции. Как отметил современный исследователь евра

1 Начала. М. , 1992. N 4. С. 16. зийства А. В. Соболев, - "С самого своего зарождения евразийство выступало как попытка творческого реагирования русского национального сознания на факт русской революции":?. Различные представители эмиграции пытались осмыслить причины и характер революции, а также определить свое место в дальнейшем развитии событий в России.

Картина политических течений в среде русской эмиграции ции была в то время весьма многообразной. На крайне левых позициях находились эсеры, социал-демократы (меньшевики), сменовеховцы и, впоследствии, троцкисты. К либерально-демократическому направлению относились эмигранты, объединившиеся вокруг газеты "Возрождение", которую издавал П. Струве. Крайне правых взглядов придерживались участники фашистских парижских и харбинских группировок (младороссы и др.), возникшие под влиянием победы В. Муссолини в Италии в 20-е годы.

Евразийство представляло собой своеобразное движение, которое сложно вместить в рамки какой-либо определенной политической ориентации. По замечанию Е А. Бердяева "евразийцы стоят вне обычных правых и левых"2. После 1928 года часть из них, так называемая "кламарская группа", перешла на леворадикальные позиции.

Идейными предшественниками "кламарского уклона" в евра

1 Соболев А. В. Князь Е С. Трубецкой и евразийство// Литературная учеба. М. , 1991. N 6. С. 121.

2 Бердяев Н. А. Евразийцы//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. ,1993. С. 293. зийстве (который будет рассмотрен ниже) были "сменовеховцы". Это политическое направление русской эмиграции получило название от сборника "Смена вех", изданного в Праге в 1921 году группой идейно близких авторов (Е В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Чахотин, Ю. ЕПотехин). В противоположность авторам сборника "Вехи" (Е Бердяев и др.), вышедшего вскоре после революции 1905-1907 гг. , "сменовеховцы" выступили с призывом к сотрудничеству с Советской властью в расчете -на ее перерождение. Аналогичных взглядов в целом придерживались и участники евразийской "кламарской группы".

Здесь уместно отметить, что в своем социально-философском аспекте евразийство было тесно связано с текущей политикой. Евразийская социальная философия основывалась на теоретическом фундаменте других компонентов учения - теософии и культурологии. На наш взгляд, именно в рамках евразийской "географической школы" и религиозной культурологии получили оформление исходные принципы учения, составляющие его константу.

У истоков евразийского учения стояли талантливые ученые: филолог Е С. Трубецкой, музыковед и публицист Е Е Сувчинский, географ и экономист Е Е Савицкий, религиозный писатель В. Е Ильин, правовед ЕЕ Алексеев, историки Г. В. Вернадский, JL Е Карсавин и М.М. Шахматов. Евразийство было идейно-неоднородным, в связи с чем состав участников движения часто менялся.

Отсутствие идейно-теоретического единства в среде евразийцев затрудняет исследование их научного наследия. В данной работе предпринята попытка вычленить инвариантные составляющие евразийства, а затем дать оценку степени близости конкретных авторов основным константам евразийской модели. Следует отметить, что почти каждый идеолог евразийства претендовал на теоретическую самостоятельность, но нас интересуют общие очертания социокультурной концепции евразийства. Поэтому в центре нашего внимания вопросы, составляющие, на наш взгляд, проблемное поле собственно евразийства и определившие внутреннюю логику и структуру учения.

Сам термин "евразийство", предложенный П. Н Савицким, вызвал споры среди основателей движения. Так, Г. В. Флоровский утверждал, что это название затушевывает православную сущность русской культуры. В то же время он признавал название "бьющим в глаза, вызывающим, а потому подходящим для для агитационных целей" 1.

Основателем и идейным лидером евразийства по праву считается князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), русский ученый-языковед. Он родился в семье, принадлежавшей к интеллектуальной элите русского общества. Его отец, Сергей Николаевич, был профессором Московского университета, известным исследователем античной философии. Интеллектуальная атмосфера семьи оказала несомненное влияние на духовное развитие Н. С. Трубецкого. Закончив исторический факультет Московского университета по специальности "лингвистика", Е С. Трубецкой получил известность как выдающийся филолог. После Октябрьской революции Трубецкой покинул Россию. В эмиграции он основал ев

1 Путь. N 2. Париж, 1926. С. 29. разийское движение и стал его ведущим теоретиком. Работа Е С. Трубецкого "Европа и человечество"(1920), в которой он выступил против идеологии европоцентризма, послужила отправным моментом для формирования евразийской историософии. Исследования Е С. Трубецкого развивались по двум направлениям: обоснование роли туранского влиянии на культурное развитие России и разработка концепции "истинного и ложного национализма". На всем протяжении существования евразийского движения Е С. Трубецкой принимал в нем активное участие.

Другой видный представитель евразийства, Петр Николаевич Савицкий, родился в Чернигове в 1895 году. Перед революцией он получил известность как автор ряда исследований в области экономической географии. Во время гражданской войны Савицкий эмигрировал в Болгарию, где редактировал журнал "Русская мысль", а затем в Чехословакию, где заведовал кафедрой экономики Русского аграрного института и читал лекции в Русском свободном университете. В 1922 году, совместно с Е С. Трубецким, Е Е Савицкий возглавил евразийское движение. Он стал постоянным редактором евразийских изданий, где публиковал свои исследования по вопросам экономики и геополитики. В период оккупации Гитлером Чехословакии Е Е Савицкий был директором русской гимназии. В 1945 году он был арестован органами НКВД и осужден на 10 лет лагерей. После реабилитации в 1956 году вернулся в Прагу, где работал в качестве члена государственной комиссии по аграрной географии. Е Е Савицкий умер в Праге в 1965 году. Им написано множество работ, в частности "Географические особенности России" (1927), "Россия - особый географический мир"(1927), а также большое количество статей.

Заметное место в разработке евразийской концепции по правовым вопросам принадлежит теоретику государства и права Николаю Николаевичу Алексееву (1879-1964). Он родился в семье профессионального юриста и, следуя семейной традиции, поступил на юридический факультет Московского университета. В 1911 году защитил магистерскую диссертацию на тему "Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов". С 1912 являлся штатным профессором Московского университета. Основной сферой его научных интересов была философия государства и права.

В годы гражданской войны Е Е Алексеев принимал участие в подготовке Учредительного собрания. В 1921 году он эмигрировал и вскоре был приглашен в Прагу в качестве профессора русского юридического факультета. В Праге Е Е Алексеев сблизился с кружком будущих участников евразийского движения и, с 1927 года начал постоянно сотрудничать в евразийских изданиях, где опубликовал ряд статей, в частности "Евразийцы и государство" (1927), "Евразийство и марксизм" (1929) и другие. Умер в Швейцарии в 1964 году.

Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) был одним из крупнейших историков русского зарубежья. Он родился в семье выдающегося ученого Владимира Ивановича Вернадского, всю жизнь серьезно интересовавшегося историей. Г. В. Вернадский получил университетское историческое образование. Уже в студенческие годы центр научных интересов молодого ученого составляла история взаимоотношений древней Руси с Востоком. Некоторое время

Г. В. Вернадский преподавал в Петербургском, а затем Таврическом университетах. После революции эмигрировал в Прагу, где познакомился с П. Н. Савицким и примкнул к евразийскому движению. Опубликовал ряд статей по истории Древней Руси и Евразии. После 1927 года поселился в США, где преподавал в Йельском университете и создал свою историческую школу.

Заметное место в разработке евразийского учения занимают Л. П. Карсавин и Г. В. Флоровский. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ и историк, родился в 1882 году в Петербурге, в семье артиста балета. Закончил исторический факультет Петербургского университета где, после стажировки в Италии и на юге Франции, стал работать в качестве профессора. Основными сферами его научных интересов являлись религиозная культурология и историософия. В 1922 году Карсавин был выслан из России. Находясь в эмиграции, он сблизился с евразийцами на почве мессианской идеи исторического предназначения России. Став идейным лидером движения, Карсавин перешел на позиции оправдания революции и большевизма. В 1929 году в силу идейных разногласий с другими участниками движения Л. П. Карсавин отошел от евразийства. Позднее он работал на кафедре всеобщей истории Каунасского университета (Литва). После присоединения прибалтийских государств к СССР, Карсавин был арестован органами НКВД. Скончался в лагере в 1952 году.

Как уже отмечалось, начиная с 1926 года, когда центр евразийства переместился в Париж, Карсавин фактически стал идейным лидером движения. Под его руководством евразийство приоб-■p.pjjQ qtjpг,фЯнин теоретического единства жесткой идеологии.

Карсавину принадлежит основная заслуга в создании программного документа "Евразийство. Опыт систематического изложения":?, который обозначил превращение евразийства в единую идеологическую платформу. В этом документе раскрыта концепция идеократи-ческого государства, предпринята попытка наметить конкретные пути перехода к постбольшевистскому евразийскому государственному строю в России. Карсавин предполагал, что такой переход произойдет мирным путем, в результате диалога с переродившейся партийной верхушкой СССР.

Начиная с 1928 года, евразийское движение пошло на спад. В этой ситуации претензии Карсавина на теоретическое и идейное лидерство в движении привели его к обострению отношений с другими членами "кламарской группы" и отходу от движения.

Георгий Васильевич Флоровский (1893-1979) был известен как видный религиозный философ и богослов. После окончания историко-филологического факультета Одесского университета специализировался по фософии. После революции эмигрировал, преподавал богословие в Париже, а с 1948 года в Нью-Йорке. Последние годы жизни преподавал в -Принстонском унверситете (США).

В первом евразийском сборнике "Исход к Востоку" (1921) Г. В. Флоровский поместил статью "О народах неисторических", в которой развивал идею Н. С. Трубецкого о культурно-исторической равноценности народов, а также проследил общие и отличчитель-ные черты евразийства и идеологии славянофилов. В сборнике "На

1 Евразийство. Опыт систематического изложения//Пути Евразии. М. , 1993. путях. Утверждение евразийцев" (1922) Г. В. Флоровский сформулировал принципиальные положения евразийской концепции межнациональных отношений. В 1928 году Г. В. Флоровский отошел от евразийского движения в связи с идейными разногласиями с другими его участниками. В статье "Евразийский соблазн" он подверг евразийство резкой критике за его чрезмерную политизацию.

Г. В. Флоровский не мог согласиться с наметившейся в движении к середине 20-х годов устойчивой тенденции примирить евразийство с марксизмом. "И вот подлинную творимую Россию евразийцы увидели не там, где есть она, не в твердынях православного духа, а у "воров". Всю жуткую и трагическую проблематику религиозно-культурного перерождения и преображения евразийцы по старой интеллигентской манере свели на задачу создания нового направления, новой партии, единой и единственной, которая должна переслоить выброшенный революционными бурями "новый правящий слой", с тиранической властностью организовать его вокруг себя и стать его основою и направляющей силой"!, - писал Флоровский в статье "Евразийский соблазн".

Наиболее неразгаданной фигурой в евразийском движении является Петр Петрович Сувчинский (1892-1985), русский музыковед и философ. Он родился 17.10.1892 г. в Санкт-Петербурге, высшее образование получил в Германии. Вернувшись в Россию в 1915 году, Сувчинский стал сотрудничать в периодических изданиях, посвященных музыке. К этому периоду относятся его статьи

1 Флоровский Г. В. Евразийский соблазн//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 247. о философии искусства и музыкальной поэтике. В 1920 году Сув-чинский выехал в Софию и стал одним из основателей евразийского движения. С 1922 по 1928 руководил выпуском евразийских периодических изданий в Берлине и Париже, а в 1928 году стал одним из инициаторов "кламарского раскола" в евразийстве. С 1930 года отошел от движения и постоянно поселился в Париже, где пережил немецкую оккупацию. В 50-е годы опубликовал во французской университетской прессе серию статей о русской музыке. Автор работ посвященных "онтологии музыки" (философским аспектам музыкального творчества)1.

Ключевою роль в расколе евразийского движения играл и Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1880-1939). После революции он эмигрировал в Лондон, где встретился с Ett Сувчинским, на которого в это время была возложена задача по распространению евразийских идей в странах Европы. В 1925 году Д. П. Свято-полк-Мирский создал в Лондоне группу последователей евразийства. В этом же году он опубликовал в "Славянском обозрении" статью "Евразийское движение", в которой наряду с позитивным изложением основ евразийства содержались идеи, по существу отождествлявшие последнее с марксизмом. Так, говоря о соединении мистического сознания с практической деятельностью, Д. Е Святополк-Мирский в качестве иллюстрации привел ленинский план эликтрификации России, а также провел аналогию между идеей соборности личности и большевистским коллективизмом. По его мнению, "коммунизм и фашизм надо понимать как огрубленное

1 Encyclopedie de la musique. Paris, 1961. Vol.3. P. 721. приближение к идеалу идеократического государства" 1. Д. П. Свя-тополк-Мирекий считал что, хотя евразийство выросло из консервативных традиций русской мысли, оно неуклонно эволюцио нирует влево и может найти сторонников в Советской России. Он одним из первых деятелей эмиграции признал прогрессивное значение революции, факт существования советской культуры, что привело его к идейным расхождениям с основателями евразийского движения (Н. С. Трубецким и П. Н. Савицким).

Наряду с П. П. Сувчинским Д. П. Святополк-Мире кий известен как инициатор раскола в евразийстве. В 1928 году П. П. Сувчинс-кий находился в Кламаре, где ему было поручено наблюдение за работой типографии, печатавшей новый орган движения - газету "Евразия". Неожиданно для Н.С.Трубецкого и Е Н. Савицкого, Сув-чинский взял на себя всю полноту редакторской ответственности, поместив в первом номере газеты обращение Марины Цветаевой к Маяковскому и свою статью, содержавшую апологию большевизма. Сувчинского поддержали JL П. Карсавин, С. Я. Эфрон и другие. Е Н. Савицкий расценил деятельность "кламарской группы" как измену главным принципам движения. Н. С. Трубецкой также резко осудил действия "кламарцев", но одновременно в письме Е Н. Савицкому он выразил разочарование в связи с "отрывом евразийства от реальной русской жизни и культуры" и указал на необходимость реформировать движение, отказавшись от "национальной

1 Mirsky D. S. The Eurasian Movement//The Slavonic Review. London, 1927. Vol. 6. N 17. P. 312. ограниченности"1.

После "кламарского раскола" Д. П. Святополк-Мирский продолжал развивать идею сближения евразийства с большевизмом. В 1931 году он опубликовал в газете "Ла нувель ревю франсез" статью о необходимости пересмотра основ движения в направлении синтеза православия с коммунистическими идеалами*?. В 1932 году, при содействии А. М. Горького, Д. П. Святополк-Мирский получил советское гражданство и вернулся в Россию. В 1937 году он был обвинен в троцкизме и арестован. Погиб в лагере под Магаданом в 1939 году.

В 1939 году органы НКВД начали следствие по делу об контрреволюционной организации "Евразия". Были арестованы бывшие эмигранты, сотрудничавшие с органами НКВД в период пребывания за границей и участвовавшие в издании газеты "Евразия", среди них видный деятель "кламарского уклона" в евразийстве С. Я. Эфрон. Все они были приговорены к расстрелуЗ.

Подводя итог краткому знакомству с основными участниками евразийского движения необходимо вновь подчеркнуть его заметную идейную неоднородность. Участников движения объединяли в первую очередь их патриотические настроения, отрицание европо

1 ГАРФ , ф. 5783, on. 1, ед. хр. 420, л. 82// Письмо Н.С.Трубецкого П. Н. Савицкому от 8-10.11.1930 г.

2 См.: Mirsk'y D. Le histoire de un emancipation//La nouvelle revue francaise. 1931. N216. P. 284-397.

3 См.: Фейнберг M. , Клюкин Ю. Дело Сергея Эфрона//Столица. 1992. N 38,39. центризма, убежденность в особой исторической миссии России. Традиционное евразийство представлено, на наш взгляд, именами Н.С.Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Вернадского, Н. П. Алексеева и, отчасти, JL П. Карсавина (в тех его публикациях, где он пытался суммировать принципиальные установки "традиционного евразийства").

В развитии евразийского движения можно проследить, два основных этапа.

Первый период: 1921-1925 годы. Разработка географических и историко-культурных аспектов учения. Первым коллективным евразийским сборником стала работа "Исход к Востоку", авторами которой были Н. С. Трубецкой, П. П. Сувчинский, П. Н. Савицкий и Г. В. Флоровский. В 1923 году к евразийскому движению присоединился Г. В. Вернадский, который стал одним из авторов евразийской исторической концепции.

Второй период: 1926-1938 годы. Активная разработка политической проблематики, поиск путей преодоления большевизма и создания в России идеократического государства. Центр евразийства перемещается из Цраги в Париж, его лидером становится JI. П. Карсавин. В 1928 году произошел "кламарский раскол" в евразийстве, когда часть евразийцев, объединившаяся вокруг газеты "Евразия", перешла на позиции оправдания большевизма. Газета "Евразия" выходила в Кламаре (Франция) в 1928-1929 годах, в ней помимо Е П. Сувчинского и Д. Е Святополк-Мирского сотрудничали ЕС. Арапов, А. С. Лурье, В. Е Никитин, С. Я. Эфрон и другие.

С момента раскола началось постепенное угасание евразийского движения. После кончины Н.С.Трубецкого (1938) оно прекратилотэатд^ свое существование.

Основным источником, позволяющим раскрыть специфику со-цио-культурной философии евразийства являются работы самих евразийцев, а также материалы архивных фондов. Помимо монографических трудов и сборников статей евразийцы выпускали тематические сборники: "На путях. Утверждение евразийцев" (Берлин, 1922); "Евразийская хроника" (Под редакцией IL Н. Савицкого, Прага, 1925-1926; Париж, 1926-1928); "Евразийский временник" (Берлин, Париж, 1923-1927); "Евразиец" (Брюссель, 1929-1934); "Евразийские тетради" (Париж, 1934-1936). В 1928-1929 годах во Франции выходила еженедельная газета "Евразия".

Публикации евразийцев сопровождались острыми дискуссиями в интеллектуальной среде русской эмиграции. Г. В. Флоровский и П. М. Бицилли, первоначально близкие к движению, позднее выступили с резкой критикой в его адрес. В полемику с евразийцами вступали также Н. А. Бердяев, К А. Ильин, А. А. Кизеветтер, П. Н. Милюков, Ф. А. Степун, В. А. Мякотин и другие.

Русский историк, публицист и политолог А. А. Кизеветтер (1866-1933) с 1922 года возглавлявший в Праге Русский исторический архив, был одним из наиболее серьезных оппонентов евразийства. Развернутая критика евразийской концепции дана им в статье "Евразийство" (1925). Истинным теоретическим ядром евразийства, по мнению Кизеветтера, является ". мысль о том, что в национальных культурах нет общечеловеческих элементов, что человечество в своей культурной жизни разбито на взаимно чуждые культурные миры и что нет и не может быть таких культурных духовных ценностей, которые имели бы значение общечеловеческое"3. Выразив таким образом свое понимание сущности евразийства, Кизеветтер подверг учение критике с позиций европоцентризма.

Другой мыслитель русской эмиграции, историк и философ культуры П. М. Бицилли в статье "Два лика евразийства" (1927) солидаризировался с евразийским призывом к русскому культурному возрождению, "под каковым понимается религиозное возрождение", с утверждением примата Руси как носительницы высшей христианской культуры и гражданственности в Евразии. П. М. Бицилли подверг критике евразийский проект будущего государственного устройства России, возражая против привлечения церкви к управлению государством: "Все дело портит их проект "единственной правящей партии ".Положение Церкви в "Евразии", т.е. в Российской империи, будет при наличности "правящей православной партии" неизбежно одним из органов имперского властвования - и этим самым уже определяется ее положение и в собственно России. Этого ли хотят евразийцы, так красноречиво говорящие о свободе церкви"?2

Статья "Два лика евразийства" относится к периоду, когда П. Е Бицилли идейно примыкал к евразийству. Позднее он усмотрел в евразийской идеологии реакционно-тоталитарные тенденции, отошел от движения и выступил с его резкой критикой.

1 Кизеветтер А. Евразийство//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 271.

2 Бицилли П. М. Два лика евразийства//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 288.

- 18

Проживавший в Париже русский историк В. А. Мякотин (1867-1937) дал критику евразийства в статье "Об отношениях между Россией и Западной Европой". Анализируя евразийство, В. А. Мякотин отметил, что "в исходных положениях этой теории правильные положения причудливо смешаны с неправильными, противоречащими представлениям., установленным современной социологией и историей и воскрешающими устаревшие, отброшенные уже наукой взгляды":/. В. А. Мякотин считал, что евразийцы воскрешают и пытаются переложить на современную действительность патриархальные черты русского образа жизни. Согласно его мнению, поводом к появлению евразийской теории стали психологические переживания ее авторов, связанные с вынужденной эмиграцией. Таким образом, он фактически лишил евразийство статуса научной теории.

Переходя к обзору отечественных публикаций о евразийстве, необходимо сразу отметить что, к сожалению, евразийская проблематика стала предметом серьезных исследований отечественных ученых только в самое последнее время. Возникшая в последние годы возможность отказаться от обязательных стереотипов и схем, а также внутриполотическая обстановка в России, возникшая в результате распада СССР, обусловили рост научного интереса к евразийству.

До 1989 года советская историография евразийства насчитывала крайне незначительное количество публикаций. К 1979 г. впервые в отечественной историографии вышли статьи, авторы ко

1 ГАРФ, ф. 5917, д. 9, on. 1, л. 2. торых (JL В. Данилова, В. В. Каргалов и В. Мещеряков) 1 предприняли попытки критики исторических построений евразийского учения, а также перечислили имена основных его участников. В 1979 году в Тарту были опубликованы тезисы доклада М. И. Черемисской "Концепция исторического развития у евразийцев". Автором дан подробный анализ программных положений евразийства, показано его место в контексте идейных течений начала XX века. В частности, М. И. Черемисская прослеживает связь евразийства не только со взглядами русских славянофилов XIX века, но также с идеологиями панмонголизма и пантюркизма?.

В 1980 году была издана монография В. А. Кувакина "Религиозная философия в России: начало XX века". 3 Параграф четвертой главы монографии озаглавлен "Континент-океан" или проект создания в России государства фашистского типа", в нем впервые в философской литературе сделана попытка оценки социально-политического аспекта учения. В данном разделе автор характеризует евразийство как заметное направление философского и социологи

1 Данилова Л В. Русское средневековье в современной историографии США//Вопросы истории. М. , 1961. N 3. С. 63-91; Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. Феодальная Русь и кочевники. М. , 1967. С. 234-245. ; Мещеряков В. Евразийцы // БСЭ. 1-е изд. М. , 1979. Т. 23. С. 827-828.

2 Черемисская М. И. Концепция исторического развития у евразийцев. Тезисы доклада. Тарту, 1979. С. 186-192.

3 Кувакин В. А. Религиозная философия в России: начало XX века. М. , 1980. С. 124-129. ческого сознания буржуазно-помещичьей эмиграции 20-х-начала- 30-х годов. По-мнению В. А. Кувакина, "социальный утопизм и либерализм с элементами просветительства уживался здесь с контрреволюционными, националистическими, империалистическими и. даже. фашистскими тенденциями"^. Автор подчеркивает, что "определяющими в евразийстве были антизападнические настроения"!. Касаясь проблемы идейной эволюции евразийства, автор прходит к выводу, что "она отразила факт проникновения идеологии сначала итальянского, а затем немецкого фашизма в определенные слои контрреволюционной эмиграции",?

В вышедших позднее статьях Д. П. ШишкинаЗ и А. В. Гусевой4, предприняты первые попытки ввести широкого читателя в курс евразийской проблематики, расставить самые основные акценты. В этом мы видим главное значение указанных публикаций, в которых содержится лишь краткое изложение основных, с точки зрения авторов, положений евразийства, причем выбор этих положений не всегда удачен. В целом у авторов часто отсутствует критический и историко-культурный анализ евразийских текстов.

1 Там же. С. 125.

2 Там же. С. 129.

3 Шишкин Д. П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX в. //Из истории философской мысли России второй половины XIХ-начала XX в. М. , 1984. С. 69-83. Деп. в ИНИОН.

4 Гусева А. В. Концепция русской самобытности у евразийцев: критический анализ. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, Л. , 1986.

Одновременно евразийская прблематика была затронута в работах JL Н. Гумилева! (в контексте взаимоотношений Руси и Великой Степи) и в полемике, развернувшейся вокруг этих работа. Содержание концепции JL Н. Гумилева рассматривается в заключительном разделе диссертации.

Широкое научное обсуждение проблем евразийства началось с конца 80-х годов. В 1989 г. в журнале "Вопросы философии" вышла статья С. С. Хоружего о JL Е КарсавинеЗ. В статье излагаются философские взгляды JL П. Карсавина и проведен сравнительный анализ идейно-политической ориентации Карсавина и французского писателя и философа начала XIX века идеолога католицизма Ж. де Местра. В этом же году были опубликованы работы И. А. Исаева, посвященные социально-политическим и социокультурным аспектам евразийской философии. В статье "Геополитические аспекты тотальности: евразийство"^ Исаев впервые проследил геополитические истоки и установки евразийства в контексте актуальной для XX века проблематики тоталитарного общества. Статья представ

1 Гумилев Л Н. Открытие Хазарии. М. , 1966. Гумилев Л Н. Древняя Русь и Великая Степь. М. , 1989.

2 Чивилихин В. В. Память // Роман-Газета. М. , 1982. N 16-17; Сулейменов О. Аз и Я. Алма-Ата, 1975.

3 Хоружий С. С. Карсавин и де Местр //Вопросы философии. 1989. N 3. С. 79-93.

4 Исаев И. А. Геополитические аспекты тотальности: евразийс-тво//Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989, С. 203-222. ляет определенный интерес, поскольку в ней на материале евразийских текстов проводится анализ евразийской модели государственного устройства, затрагиваются ранее неисследовавшиеся проблемы геополитики, в частности соотношение в истории континентальных и морских цивилизаций.

В 1990 году в Институте философии АН СССР прошла конференция по евразийству, организованная А. В. Соболевым. В последующие годы появились многочисленные публикации о евразийстве не только в научных изданиях, но и в периодике.

Политологи стали рассматривать евразийскую концепцию государственного устройства в контексте охватившего Россию кризиса межнациональных отношений. Усилившаяся тенденция дезинтеграции России стимулировала напряженные поиски сохранения целостности государства и русской нации. Интерес к евразийству принял политизированные формы;?.

В статье Ю. В. Линника "Евразийцы" подчеркнут свойственный евразийцам глобально-ноосферный подход к пониманию бытия России-Евразии, в грандиозном пространстве-времени которого органически сливаются различные культуры и народы в великий "собор народов" как "симфоническую личность

Изучению евразийства посвящены также статьи Ф. И. Гиренка, С. Ю. Ключникова, В. Козловского, О. В. Манихина, Л. И. Новиковой,

1 См: Гумилев JL Н. Заметки последнего евразийца//Наше наследие. 1991. N 3. С. 19-26; Кожинов В. Историософия евразийс-тва//Наш современник. 1992, N 2, с. 140-144.

2 Линник Ю. В. Евразийцы//Север. 1990. N12. С. 138-141.

К Н. Сиземской, И. А. Савкина, А. В. Соболева, И. А. Тугаринова, А. Г. Дугина и других:?. В научно-философекий обиход введено значительное количество евразийских текстов.

В 1991 году в журнале "Философские науки" вышла статья М. И. Новиковой и И. Н. Сиземской "Евразийский искус"*?, посвященная анализу сборника "Исход к Востоку". В статье рассмотрено содержание сборника, приведены сведения о его участниках. Авторы весьма критически оценивают концептуальные положения евразийства, видя в них вариант социальной утопии. В этом же году в журнале "Советское славяноведение" завершилась публикация статьи В. Н. Топорова о Н. С. ТрубецкомЗ. В статье показан научный путь Н. С. Трубецкого в контексте развития русских духовных традиций 20-30 годов. В статье В. Дурновцева "Между лесом и степью" раскрыты истоки евразийства и дан очень краткий очерк евразийской концепции русской истории. Автор основывается,

1 См: Дугин А. Г. Пробуадение стихий//Элементы. 1992. N 1. С. 3-4; Гиренок Ф. И. Евразийские тропы//Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. М. , 1993. С. 162-180. ; Соболев А. В. Полюса евразийетва//Новый мир. 1991. N 1. С. 180-182. ; Хору-жий С. 0. Карсавин, евразийство и ВКП// Вопросы философии. 1992. N 2. С. 78-84. В Новикова М. К , Сиземекая И. Н. Евразийский искус//Философские науки. 1991. N 12. С. 103-108. 3 Топоров В. Н. Николай Сергеевич Трубецкой: ученый, мыслитель, человек - к столетию со дня рождения//Советское славяноведение. 1990. N 6. 1990. N 1. 1991. главным образом, на взглядах Г. В. Вернадского, оставляя без внимания исторические построения других представителей евразийства:?.

В 1991 году в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО состоялась конференция на тему "Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра". Многие участники конференции (И. Исаев, А.Соболев и другие) посвятили свои выступления анализу евразийской концепции внешнеполитической ориентации России*?. В 1992 году была опубликована статья Н. А. ОмельченкоЗ, в которой дан обзор полемики, развернувшейся вокруг евразийства в среде русской эмиграции. Актуальность евразийского наследия представлена в вышедшей в 1993 г. статье В. Я. Пащенко "Евразийцы и мы"4.

Исследованию различных аспектов евразийского учения посвящено несколько защищенных в последние годы кандидатских диссертаций. В диссертации Р. А. Урхановой£> предпринята попытка це

1 Дурновцев В. Между лесом и степью (еще одна тайна русской истории)//Родина. 1991. N 4. С. 51-55.

2 Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Из материалов конференции, состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕС-КО//Иноетранная литература. 1991. N 12. С. 213-228.

3 Омельченко Н. А. Споры о евразийстве: опыт исторической ре-конструкции//Полис. 1993. N 3. С. 156-163.

4 Пащенко В. Я. Евразийцы и мы//Веетник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. N 3. С. 79-89, N 4. С. 48-58.

5 Урханова Р. И. Евразийство как идейно-политическое течение в русской культуре XX века (автореферат кандидатской диссертации). Институт философии Российской АН. М. , 1992. лостного рассмотрения евразийства в контексте развития русских духовных традиций и, в частности, в ряду социально-политических и историко-философских учений русской эмиграции. В целом диссертация представляет собой систематизацию и описание евразийских текстов. Она представляет определенный интерес в качестве комплексного введения в исследование духовного феномена евразийства. В кандидатской диссертации А. Г. Горяева "Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект"! даны дефиниции евразийства как идеи и евразийства как явления культуры, рассмотрена связь евразийства с традициями русского славянофильства. Автор предпринимает не всегда корректные попытки актуализации евразийства.

Другой автор кандидатской диссертации, С. И. Данилов*?, исследуя социальную философию евразийства, попытался применить приемы научного исследования, разработанные Д. Лукачем и Ю. Ха-бермасом. Не вполне убедительными представляются попытки С. И. Данилова перевести евразийскую социальную философию в область онтологии, связав ее с проблемой решения фундаментальных вопросов бытия и мышления. Диссертационная работа Ю. В. Колесни

1 Горяев А.Г. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект (автореферат кандидатской диссертаци). М. , 1993.

2 Данилов С. И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние (автореферат кандидатской диссертации). Росс. гос. социальный институт. М. , 1994. ченко4 имеет во многом эклектичный характер; язык работы неоправдан© усложнен. В то же время евразийская теорий личности, разрабатывавшаяся в основном Л. П Карсавиным, представляет собой наиболее сложный для для восприятия компонент евразийского учения, поэтому попытка исследования этого компонента, предпринятая Ю. В. Колесниченко, представляет определенный научный интерес.

Еще одну немаловажную группу источников по евразийскому учению составляют публикации, вышедшие на Западе. Они стали появляться уже в 20-е годы. Среди более поздних, вышедших за рубежом исследований евразийства можно отметить статью русского философа, проживавшего с 1925 года в Германии Ф. А. Степуна "Россия между Европой и Азией"£. Ф. А. Степун был современником евразийцев, но упомянутая статья написана им в 1962 году. Это дало автору возможность рассмотреть евразийство в качестве целостного и логически-завершенного учения. В статье отмечено парадоксальное сходство взглядов отечественных националистов и западноевропейских "русофобов". И те, и другие утверждали, что Россия как в силу своей культурно-исторической специфики должна быть отнесена не к Европе, а к Азии. С целью проиллюстрировать интенсивный характер культурных контактов России с Европой (а евразийцы в целом не подвергали их сомнению), Ф. А. Сте

1 Колесниченко Ю. В. Концепция личности в философии евразийства (автореферат кандидатской диссертации). МГУ. М. , 1994.

2 См.: Степун Ф. А. Россия между Европой и Азией//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 307-327. пун привел многочисленные примеры культурных контактов и взаимовлияний этих двух регионов.

Заслуживает упоминания и ряд других зарубежных исследований евразийского учения. Несколько таких исследований создано проживающим в США русским социологом Н. В. Рязановским. Так, в статье "Азия глазами русского" он подчеркнул, что одной из основных тем в русском наследии является тема осмысления русской революции. Согласно взглядам евразийцев помимо отрицательных сторон русская революция имела и положительные аспекты, связанные с ростом социальной активности народных масс. В целом же евразийцы считали большевизм логическим завершением идей российского западничества. История рассматривалась ими как катастрофический процесс, а революция как одно из проявлений трагичности истории. Н. В. Рязановский подробно исследовал связь евразийства с другими социально-философскими направлениями русской духовной традиции. В частности он пришел к выводу о том, что евразийцы, занимая положение между ранними славянофилами и Н. Я Данилевским, все-таки ближе к последнему:/.

Автором обстоятельной монографии "Учение евразийцев" является немецкий философ 0. Босс2. Касаясь оценки евразийцами смысла, характера и последствий русской революции, О. Босс выделил ряд моментов, сближающих евразийство с марксизмом. Из

1 Riasanovsky N. V. Asia Through Russian Eyes // Asia-and-Stanford. 1972. P. 3-29.

2 Boss 0. Pie Lehre der Eurasier: Ein Be itrag zur russischen Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts-Wiesbaden, 1961. текста монографии видно, что автор проделал значительную работу по анализу материалов зарубежных евразийских архивов. Очевидно, что он пытался суммировать противоречивые взгляды участников евразийского движения и построить "идеальную модель" евразийства. Поставленная автором задача - определение идейных позиций, общих для евразийства и для марксизма, во многом обусловила выбор анализируемых в монографии текстов.

В 1973 г. вышла глава в работе Р. Берли "Европоцентристская историография в России"!, посвященная евразийству. Анализу исторической и социально-политической концепций посвящены также работы С. Утехина, Р. Уильямса, Ч. Гальперина, Л. Люкса и друг их,2.

Как уже отмечалось, особенностью современных подходов к евразийству является их крайняя политизированность. Крупные научные публикации по проблеме евразийства пока очень немногочисленны. Стремясь восполнить этот пробел автор усматривает свою цель в том, чтобы в форме диссертационного исследования выявить сущность, структуру и специфику евразийской со Beyerly Е. The Europecentric Historiagraphy of Russia. P. , 1973

2 Utechin. S. Russian political thought. N. Y. , 1964; Williams R. C. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany (1981-1941). Cornelle Univ. Press. Itaca and London. 1972; Halperin Ch. Russia and the Golden Horde: the Mongol impact on the medieval Russia history. Bloomington, 1985; Люкс Л Россия между Западом и Востоком. М. , 1993. цио-культурной философии в контексте общего развития русской философской мысли.

Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

1) дать общий анализ ключевых аспектов религиозной культурологии евразийства;

2) предпринять детальное рассмотрение теософию - одного из ведущих компонентов евразийской философии;

3) выявить основные положения евразийской социально-политической теории и философии хозяйства;

4) определить место евразийства в философско-исторической традиции, связанной с именами Н. Я Данилевского и К Н. Леонтьева и в "геософской" традиции, в русле которой работали Д. И. Менделеев, В. 0. Ключевский, Л. И. Мечников, А.Ф.Щапов, В. И. Ламанский и другие;

5) дать оценку современным интерпретациям евразийского учения.

Методологической основой работы послужили сравнительно-исторический анализ источников, а также общенаучные принципы исследования. В работе был проведен отбор евразийских текстов в соответствии с актуальностью, научной ценностью и поставленными задачами. В процессе изучения материалов о евразийстве остро встала необходимость учитывать сложные личные и идейные отношения между участниками движения, отделить принципиальные теоретические установки евразийства от конъюнктурных идей и утверждений. Это потребовало конкретно-исторического подхода к исследованию евразийских текстов.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественной историографии предпринята попытка детального и целостного анализа основных компонентов социо-культурной философии евразийства. Конкретизирована история эволюции евразийского учения, уточнена степень связи различных компонентов евразийства с другими направлениями русской философской мысли, более детально прослежены духовные истоки и идейные предпосылки евразийства. Специальное рассмотрение историко-культурного контекста развития евразийского учения позволило определить наличие в среде русской послереволюционной эмиграции общих проблемных направлений социального исследования, ориентированных на осмысление места России в системе отношений Востока и Запада. В диссертации подробно анализируются идейные разногласия среди участников евразийского движения, выяснены направления и оттенки их духовных поисков, определены причины раскола в движении. В заключительном разделе работы дан обзор современных модификаций евразийского учения и показана его актуальность.

Содержащиеся в диссертации выводы и теоретические положения могут послужить основой для дальнейших исследований истории русской философской мысли XX века. Кроме того, они могут быть использованы в процессе преподавания курса истории отечественной философии, спецкурсов по истории русской социально-политической мысли.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Игнатова, С. В.

Заключение.

В нашей работе мы попытались дать целостную историко-философскую картину евразийского учения во всем его структурном многообразии. В работе нашли отражение основные компоненты евразийства, учение показано в динамике его развития, с учетом конкретной исторической ситуации, когда оно создавалось. Предпринята попытка разобраться в сложных идейных и личных взаимоотношениях участников евразийского движения на различных его этапах.

Как было отмечено во введении, полноценное научное исследование феномена евразийства началось в России лишь с конца 80-х годов, до этого его делали невозможным причины идеологического характера. Появившиеся в последнее время работы затрагивают, как правило, один или несколько сущностных аспектов евразийского учения, не пытаясь рассмотреть его комплексно. В этом смысле данная работа является своеобразным "введением в изучение евразийства", позволяющим окинуть взглядом все учение в его сложности, противоречивости, многообразии научной и политической ориентации его участников.

В настоящее время лишь незначительная часть евразийского наследия доступна вниманию широкого читателя, остальное скрыто на страницах старой периодики и зарубежных архивов. В процессе нашего исследования мы неоднократно обращались к архивным материалам и зарубежным публикациям по проблеме евразийства, однако определенным недостатком работы является, видимо, некоторая узость источниковой базы. Ее расширение позволит в дальнейшем углубить исследование отдельных компонентов евразийства. В частности, более подробного рассмотрения, на наш взгляд, заслуживает религиозная культурология и евразийская концепция философии хозяйства.

Основное содержание работы и полученные результаты можно суммировать следующим образом:

Евразийство представляет собой идейно-политическое течение, участники которого на основе общефилософских, теософских и культурологических построений создали свой вариант обоснования историко-культурной самобытности России (Евразии). Теоретическими и идейными источниками евразийства являются: православное богословие, взгляды славянофилов (прежде всего А.Хомякова, Н.Я.Данилевского и К.Н.Леонтьева), работы русских историков (В.И.Ламанский, В.О.Ключевский и др.), а также некоторые положения геополитики К.Хаусхофера.

В работе выделено два этапа развития евразийства: 1) 1921-1925 годы - разработка географических и культурно-исторических аспектов учения; 2) 1926-1938 годы - политизация движения и его упадок (с 1930 года).

В качестве одного из наиболее важных компонентов евразийского учения, повлиявшего на особенности евразийской культурологии и социальной философии названа теософия (учение о ведущей роли в развитии России географического фактора). Центральной идеей евразийской теософии является утверждение о том, что географические условия ("вмещающий ландшафт") России во многом едины, но отличаются от природных условий окружающих стран, поэтому Россия представляет собой отдельный континент, вобравший в себя специфику Европы и Азии (Евразию). Сущность исторического процесса заключается во взаимовлиянии природы и общества. Поэтому Г.В. Вернадский дал периодизацию русской истории, опираясь на взаимодействие Леса и Степи. Согласно мнению евразийцев, природные условия России обусловили экстенсивный характер хозяйства и посредством этого оказали воздействие на специфику русской культуры, экономического и государственного устройства.

Евразийская культурология служит задаче обоснования культурно-исторического своеобразия России-Евразии. Она рассматривает Евразию как симфонически-личную индивидуацию православной церкви и культуры, а православие, в свою очередь, является целью русской культуры и симфоническим единством многих исповеданий. Своеобразие русского этноса в равной степени определяется воздействием религиозно-культурного и географического факторов.

Социально-политическая философия евразийства включает в себя евразийскую теорию государственного устройства, философию хозяйства и правовую доктрину. Евразийцы были убеждены в том, что характер государственного устройства России определяется ее географическими условиями и особенностями исторического развития. Так, осознание русскими необходимости жесткой централизованной (авторитарной) власти они прослеживали со времен монгольского ига и обусловливали восточным (туранским) влиянием на русскую ментальность. В качестве объективной причины авторитарного способа правления евразийцы указывали на необходимость контролировать обширные полиэтнические территории Евразии. Евразийским идеалом государственного устройства было иде-ократическое государство, управление которым должно осуществляться на основе соборности. Правовая доктрина евразийства строится на основе православной этики и строгого соблюдения принципа социальной справедливости, а теория хозяйства опирается на учет русских традиций, регулирующих взаимоотношения крестьянской общины и "крепкого хозяина". Рассмотренные в работе компоненты евразийского учения определяют его структуру и своеобразие.

Среди современных последователей евразийства можно отметить три линии (в зависимости от степени близости к евразийской традиции): развитие традиционных аспектов учения (Л.Н.Гумилев); неоевразийство (исламское и русское направления, "новые правые"); псевдоевразийство (геополитический материализм Ж.Тириара, представляющий собой разновидность европоцентризма) . Все представители современных моделей евразийства подчеркивали свою связь с евразийской традицией1.

Культурология евразийства строится на географической, а не этнической основе. Политический аспект учения далек от национализма. В контексте современной политической ситуации в России евразийские идеи могут быть использованы при создании долгосрочных программ, направленных на культурное возрождение России, для определения приоритетных направлений российской

1 См., напр.: ".Если Россия будет спасена, то только через евразийство". Интервью с Л.Н.Гумилевым // Начала. М., 1992. N 4. С. 4-17. внешней политики, а также в целях достижения политического согласия в обществе.

В настоящее время становится очевидной актуальность евразийской интерпретации проблем самобытности России, сохранения русской культуры и природы, а также целостности государства. Очень современно звучат евразийские поиски места России в системе отношений Востока и Запада. Несомненно, многие положения евразийства будут в дальнейшем использоваться социологами, аналитиками, политологами и социальными философами в целях поиска путей выхода России из кризиса. Однако современное состояние изученности евразийства требует, на наш взгляд, определенной теоретической отстраненности и отказа от политической сиюминутности. Это позволит дать беспристрастный анализ сильных и слабых сторон учения, а также обозначить его место в развитии русской духовной традиции.

Как любое оригинальное учение, евразийство имеет сильные и слабые стороны. Не вполне убедительны, на наш взгляд, некоторые положения теософии евразийства, например, преувеличение влияния "месторазвития" на специфику социальной жизни этносов. Полемически заострены против сторонников ориентации на Запад некоторые аспекты евразийской концепции русской истории, в частности положительная оценка монгольского ига. Элементы утопичности содержит евразийская модель идеократического государства.

Более внимательного изучения заслуживает, на наш взгляд, религиозная культурология евразийства, в частности, созданная Л.П.Карсавиным теория "симфонической личности". Представляет интерес и евразийская концепция философии хозяйства. Проблема учета в процессе реализации экономических реформ национальных традиций рассматривается уже публицистами и политиками разл-мичных направлений. Думается, что дальнейшее изучение феномена евразийства позволит раскрыть новые ценные теоретико-методологические и прикладные аспкты этого интересного учения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Игнатова, С. В., 1995 год

1. Алексеев Н. Н. Идея государства. Очерки по истории политической мысли. Нью-Йорк, 1955.

2. Алексеев Н. Н. На путях к будущей России. (Советский строй и его политические возможности). Париж, 1927.

3. Алексеев Н. Н. , Ильин В. Н. , Савицкий П. Н. О газете "Евразия" (газета "Евразия" не есть евразийский орган). Б. м., б. г.

4. Алексеев Н. Н. Пути и судьбы марксизма от Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.

5. Алексеев Н. Н. Общая теория государства. Вып. 1,2. Прага, 1925.

6. Алексеев Н, Н. Религия, право, нравственность. Париж, 1930.

7. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. Путь N 8. Париж, 1927

8. Алексеев Н, Н. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928.

9. Бердяев Н. А. Утопический этатизм евразийцев. Путь N 8. Париж, 1927.

10. Бердяев Н. А. Еврзийцы. Путь N 1. Париж, 1925.

11. Бердяев Н. А. Восток и Запад. Путь N 23. Париж, 1930.

12. Бердяев Н, А. К. Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мыси. Париж, 1926.

13. Бердяев Н, А. Новое средневековье. Берлин, 1924.

14. Бердяев Н. А. Русская идея. Париж, 1916.

15. Билимович А. Д. Богоискатели, евразийцы и материальнаякультура. Русская мысль N 8. София, 1926.

16. Бицилли П. М. Народное и человеческое. Современные записки. Т. 25. Париж, 1925.

17. Бицилли П. М. Два лика евразийства. Современные записки. Т. 31. Париж, 1927.

18. Бицилли П. М. Трагедия русской культуры. Современные записки. Т. 53. Париж, 1933.

19. Бицилли П М. Кризис истории. Современные записки. Т. 58. Париж, 1935.

20. Бицилли П М. Проблема нового средневековья. Новый град. N 2. Париж, 1932.

21. Вернадский Г. В. Государевы служилые и промышленные люди в Восточной Сибири XVII в. Журнал министерства народного просвещения. Т. 55. М. , 1915.

22. Вернадский Г. В. П. Н. Милюков и месторазвитие русского народа. Новый журнал. Т. 77. Нью-Йорк, 1964.

23. Вернадский Г. В. Из древней истории Евразии: Хуну. Новый журнал. Т. 62. Нью-Йорк, 1960.

24. Вернадский Г. В. Е Н. Савицкий. Новый журнал. Т. 92. Нью-Йорк, 1968.

25. Вернадский Г. В. Из воспоминаний. Новый журнал. Т. 100. Нью-Йорк, 1970.

26. Вернадский Г. В. Крым. Новый журнал. Т. 105. Нью-Йорк, 1971.

27. Вернадский Г. В. Против солнца. Распространение русского государства к востоку. Русская мысль. Т. 35. Вып. 1. М.-П6. , 1914.

28. Вернадский Г. В. 0 движении русских на восток. Научно-исторический журнал. Т. 2. Вып. 2. М. , 1914.

29. Вернадский Г. В. Очерк истории права русского государства XVIII-XIX вв. Прага, 1924.

30. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. Пб. , 1917.

31. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. 4.1. Прага, 1927.

32. Вернадский Г. В. Опыт истории Евразии с пол. VI в. до настоящего времени. Берлин, 1934.

33. Вернадский Г. В. Звенья русской культуры. Берлин, 1938.

34. Вернадский Г. В. Об историческом единстве русской церкви. Т. 5. Вып. 7,8,9. Прага, 1926.

35. Версты. Под ред. князя Д. П. Святополк-Мирского, П. IL Сув-чинского и С. Я. Эфрона. N 1, Париж, 1926-1928.36 Вехи. М. , 1909.

36. Владимирцев Б. Я Чингиз-Хан. Берлин, 1922.

37. Гессен С. И. Евразийство // Современные записи. Т. 25. Париж, 1925.

38. Гершензон М. О. , Иванов В. И. Переписка из двух углов. Берлин, 1922.

39. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации (Феномен евразийства) . М. , 1993.

40. Горяев А. Г. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект (автореферат кандидатской диссертаций М. , 1993.

41. Гумилев JL Н. Этногенез и биосфера земли. М. , 1990.

42. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989

43. Гумилев Л Н. Заметки последнего евразийца. Наше наследие. М. , 1990. N 3.

44. Гумилев JL Н. Меня называют евразийцем. Наш современник. М. , 1991. N 1.

45. Данилов С. И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние (автореферат кандидатской диссертации). Росс. гос. социальный институт. М. , 1994.

46. Данилевский Н. Я Россия и Европа. Спб. , 1871.

47. Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада. Конрад Н. Избранные труды. История. М. , 1974.

48. Евразиец. Брюссель, 1929-1934.

49. Евразийская идея вчера, сегодня, завтра. Иностранная литература. М. , 1991. N 12.

50. Евразийская хроника. Вып. 1-4. Прага, 1925-1926; вып. 5-10. Париж, 1926-1928; вып. 11-12. Берлин, 1935-1937.

51. Евразийские тетради. Париж, 1934-1936.

52. Евразийский временник. Утверждение евразийцев. Кн. 3. Берлин, 1923; кн. 4. Берлин, 1925; кн. 5. Париж, 1927.

53. Евразийский сборник. Утверждение евразийцев. Прага, 1929. Кн. 6.

54. Евразийство. Декларация, формулировки, тезисы. Париж, 1932.

55. Евразийство и коммунизм. Б. м, б. г.

56. Евразия. Еженедельник по вопросам культуры и политики. Кламар, 1928-1929.

57. Евразия в свете языкознания. Прага, 1931.

58. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М. , 1992.

59. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1926.

60. Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж, 1967.

61. Ильин В. Н. Религиозный смысл философии: три речи. 1914-1923. Париж, 1925.

62. Ильин В. Н. Атеизм и гибель культуры. Париж, 1928.

63. Ильин В. Н. Всенощное бдение. Париж, б. г.

64. Ильин В. Н. Христианство, атеизм и современность. Париж, 1969.

65. Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Париж, 1925.

66. Ильин В. Н. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962.

67. Ильин В. Н. Идейный оползень. Газ. "Новое время". NN 1281-1285. Белград, 1925.

68. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX -начало XX вв. М. , 1991.

69. Интеллигенция и революция. Е , 1922.

70. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. София, 1922.

71. Карсавин JL IL Восток, Запад и русская идея. Пб. ,1922.

72. Карсавин JL П. Европа и Евразия. Современные записки. Т. 15. Париж, 1923.

73. Карсавин JL П Философия истории. Берлин, 1923.

74. Карсавин Л. П. Диалоги. Берлин, 1923.

75. Карсавин Л. Е О началах. Берлин, 1925.

76. Карсавин Л. Е О сомнениях, науке и вере. Берлин, 1925.

77. Карсавин Л. Е Церковь, личность и государство. Париж,1927.

78. Карсавин JI П. 0 личности. Каунас, 1929.

79. Карсавин JL П. Святые отцы и учители церкви. Париж, 1926.

80. Кизеветтер А. А. Евразийство. Экономический сборник. Вып. 3. Прага, 1926.

81. Кизеветтер А. А. Исторические силуэты. Люди и события. Берлин, 1931.

82. Кизеветтер А. А. Крестьянство в русской научно-исторической литературе. Б. м. , б. г.

83. Ключевский В. О. Сочинения в 8-ми томах. М. , 1956-1959.

84. Ключевский В. 0. Западные влияния в России XVII века. М. ,1897.

85. Колесниченко Ю. В. Концепция личности в философии евразийства (автореферат кандидатской диссертации). МГУ. М. , 1994.

86. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: начало XX века. М. , 1980

87. Ламанский В. И. Три мира азийско-европейского материка. Спб, 1892.

88. Леонтьев К. Н. Собр. соч. в 9-и томах. М. , 1912.

89. Любавский М. К. Историческая география в России в связи с колонизацией. М. , 1909.

90. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М. , 1993.

91. Менделеев Д. И. К познанию России. Мюнхен, 1924.

92. Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки.1898.

93. Милюков ПН. История второй русской революции. Тт. 1-2. София, 1921-1924.

94. Милюков П. Н. Россия на переломе. Большевистский период русской революции. Тт. 1-2, Париж, 1927.

95. Милюков ПН. Национальный вопрос. (Происхоледение национальностей и национального вопроса в России). Прага, 1925.

96. Милюков П. Н. Очерки из истории русской культуры. Тт. 1-3. Париж, 1939.

97. Милюков П. Н. Эмиграция на перепутье. Париж, 1926.

98. Новикова Л. И. , Сиземская И. Н. Евразийский искус // Философские науки. N 12. 1991.

99. О неопубликованном наследии Н. С. Трубецкого. Тарту, 1967.

100. Пащенко В. Я. Евразийцы и мы//Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. М. , 1993. N 3, N 4.

101. Полковников Г. Н. Диалектика истории. Прага, 1931.103. Пути Евразии. М. , 1992.

102. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М. , 1993. С. 293.

103. Савицкий П. Н. Европа и Евразия//Русская мысль. Вып. 1. София, 1921.

104. Савицкий П Н. Географические особенности России. Ч. 1. Прага, 1927.

105. Савицкий П. Н. Россия особый географический мир. Прага, 1927.

106. Савицкий П. Н. Месторазвитие русской промышленности. Берлин, 1932.

107. Савицкий П. Н. Разрушающие свою Родину. Берлин, 1935.

108. Савицкий ПН. Сказания иностранцев о Сибири. Прага, 1933.

109. Семенов-Тянь-Шанекий В. П. О русском психологическом типе.112113114115116117,118.119,120.121.122.123.124.125.126.127.128,129.130.1. Париж, 1957.1. Смена вех. Прага, 1921.

110. Тириар Ж. Евро-советские тексты. Б. м. ,б. г.

111. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

112. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. София, 1920.

113. Трубецкой Н. С. Наследие Чингиз-Хана. Взгляд на русскуюисторию не с Запада, а с Востока. Берлин, 1925.

114. Тридцатые годы. Утверждение евразийцев. Кн. 7. Прага,1931.

115. Федотов Т. П. Новый град. Нью-Йорк, 1952. Федотов Т. П. Россия, Европа и мы. Париж, 1973. Федотов Т.П. Россия и свобода. Нью-Йорк, 1981. Федотов Т. П. Христианин в революции. Париж, 1957.

116. Флоровский Г. В. Окаменелое бесчуветвие//Путь. N 2. Париж, 1926.

117. Флоровский Г. В. Евразийский соблазн. Современные записи. Париж, 1928.

118. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937.

119. Хомяков А. С. Полн. собр. соч. , М. , 1891-1892.

120. Хоружий С. С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии. 1989. N 3.

121. Хоружий С. С. Россия, Евразия и отец Георгий Флоровский // Начала. 1991. N 3.

122. Хоружий С. С. Карсавин и де Местр // Вопросы философии. 1989. N 3.

123. Цивилизации и культуры//Россия и Восток: цивилизационные отношения. М. , 1994.

124. Чижевский Д. Н. С. Трубецкой // Современные записи. Т. 68. Париж, 1939.

125. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М. -Пг, 1923.

126. Щапов А. П. Соч. в 3-х томах. Спб, 1906-1908.

127. Якобсон Р. 0. К характеристике евразийского языкового союза. Париж, 1931.

128. Яковенко Б. Очеркм русской философии. Берлин, 1922.

129. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. , 1991.

130. Boss 0. Die lehre der Eurazier: Ein Beitrag zur russisc-hen Ideengeschichte des 20. Jahrhunderts-Wiesbaden, 1961.

131. Beyerly E. The Europecentric Historiagraphy of Russia P. , 1973

132. Duchinsky F. Peuples aries et tourans. Paris, 1864.

133. Halperin Ch. Russia and the Golden Horde: the Mongol impact on the medieval Russia history. Bloomington, 1985;

134. Ishboldin B. The eurasien movement // The russian review. 1949. N 5.

135. Koyre. La philosophie et le probleme national en Russie au debut du XX siecle. Paris, 1929.

136. Kohn H. Dostoevsky and Danilevsky. Nationalist messio-nism. Cambr. , 1955.

137. Kohn H. Pan-slavism, it"s history and ideology. N. Y. , I960.

138. Mass is H. Defence de l"occident. Paris, 1927.

139. Mirsky D. The eurasian movement // The Slavonic review. V. 6. N 10. 1928.

140. Riasanovsky N. V. Prince N. S. Trubetscoy's Europe and mankind//1 ahrbucher fur geschichte Osteuropas. 1964.

141. Riasanovsky N. V. The emergence of eurasionism // California Slavic studies. N 4. 1967.

142. Utechin S. Russian political thought. N. Y. , 1964.

143. Vernadsky G. A history of Russia. Vol. 1-5. N. Y. , 1933.

144. Vernadsky G. The eurasian nomads and their impact on medieval Europe // Study medieval. Vol. 2. 1963.

145. Zenkovsky S. Pan-turkism and islam in Russia. Cambr. , 1960.

146. Schelting A. Russland und Europa. Bern, 1948.

147. Williams R. C. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany (1981-1941). Cornel le Lfniv, Press. Ttaca and London. 1972.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.