Государственность в политическом учении евразийства (классическая традиция) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат наук Ибраев Марат Умербаевич
- Специальность ВАК РФ23.00.01
- Количество страниц 147
Оглавление диссертации кандидат наук Ибраев Марат Умербаевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Концептуальные основы политического учения классического евразийства
1.1 Истоки и теоретические основания политического учения классического евразийства
1.2 Этапы формирования и развития политического учения классического евразийства
1.3 Основные понятия и концепции политического учения классического евразийства
ГЛАВА II. Ключевые проблемы государства в политическом учении классического евразийства
2.1 Анализ исторических форм российской государственности
в классическом евразийстве
2.2 Сущность власти при различных типах правления (по Н.С. Трубецкому)
2.3 Характерные черты идеократического правления
ГЛАВА III. Пути и способы построения идеократического государства
3.1 Классики евразийства о путях построения идеократического государства
3.2 Возможные сценарии реализации модели идеократического государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Проблема идеального государства в политических учениях евразийства и неоевразийства2011 год, кандидат политических наук Прудников, Андрей Юрьевич
Социокультурная концепция русского евразийства: зарождение и эволюция доктрины2005 год, кандидат философских наук Белошапко, Андрей Викторович
Социокультурная концепция управления российским государством Н.Н. Алексеева2011 год, кандидат философских наук Шишкова, Анастасия Викторовна
Евразийская идеократия и государственно-правовое учение В.С. Соловьева2009 год, кандидат юридических наук Крымов, Андрей Владимирович
История России в контексте евразийского культурно-исторического синтеза2005 год, кандидат исторических наук Полякова, Ольга Леонидовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственность в политическом учении евразийства (классическая традиция)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования.
На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России в результате проведенных либеральных реформ в социально-политической и экономической сферах сформировались характерные элементы западной модели общества и государства: идеологический плюрализм, многопартийная система, основы рыночной экономики через проведение широкомасштабной приватизации государственной собственности и поощрение частного предпринимательства и т.д. Во внешнеполитической сфере Россия расширила связи с западноевропейскими странами и США. Авторитетными международными экспертами обосновывалась правильность и безальтернативность такого выбора. В тот период многим исследователям и политикам казалось, что Россия окончательно встала на западный путь развития и будет следовать в русле западной цивилизации.
Однако, дальнейшее течение событий показало ограниченную продуктивность либеральной модели западного образца применительно к российским условиям, а также ее противоречие с национальными интересами России. Более того, копирование западных образцов социально-экономического устройства привело к стагнации российской экономики, повышению уровня радикализации и криминализации значительной части населения, усугубленному разделом общества по имущественному признаку, а также к обострению межнациональных отношений. Стало происходить сокращение численности населения страны, вызванное повышением смертности с одновременным снижением рождаемости. Вышеизложенные процессы и явления привели к снижению авторитета России на международной арене, игнорированию ее национальных интересов в международных делах, а в перспективе могли привести к утрате суверенитета страны.
Вместе с тем, в последние годы в российском обществе и государственной политике руководства страны проявлялись и набирали силу прямо противоположные тенденции, которые вызваны необходимостью сохранения и развития в современных условиях российской культурной и политической
идентичности, обусловленной историческими, национальными,
цивилизационными традициями.
Именно поэтому возрастает востребованность в более глубоком изучении политико-философского наследия классиков евразийства, отличительной чертой творчества которых являлся самобытный взгляд на историю своей страны, проблемы ее взаимоотношений с окружающими странами и населяющими их народами, а также их оригинальные подходы к социально-политическому и экономическому устройству будущей России. Несомненно, заслуживает тщательного рассмотрения также их вклад в развитие общественно-политической мысли России XIX века, в первую очередь, цивилизационного направления.
Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени проведено достаточно большое количество научных исследований теоретического наследия классического евразийства и, соответственно, издано большое количество монографий, статей, диссертаций. По нашему мнению, основанному на хронологически-тематическом и персонифицированном подходах, их можно условно объединить в следующие большие группы. Первую группу составляют критические работы современников евразийцев - представителей первой волны русской эмиграции, рассматривавших с различных позиций, в основном, мировозззренческие и идеологические посылы евразийцев. При этом, их критика имела не столько научно-теоретический, сколько эмоционально-нравственный и философский характер1. К этой группе хронологически также можно отнести немногочисленные работы советских исследователей того периода, которые, естественно, основывались на марксистско-ленинской методологической базе, вследствие чего евразийство рассматривалось как отражение буржуазно-помещичьей идеологии представителей бывших правящих классов
1 Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Путь. Париж. 1927. №8. С. 141-144.; Гессен С.И. Евразийство: [рец. на кн.: Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4)] // Современные записки. Париж, 1925. Кн. 25. С. 494-508.; Гиппиус З.Н. Второй кошмар // Последние новости. 1927. 2 марта.; Ильин И.А. Цикл статей // Новое время. Белград, 1925.; Кизеветтер А.А. Евразийство // Руль. 1925. 10 янв.; Струве П.Б. Евразийство // Рус. мысль. 1922. № 5. С. 376-377.; Флоровский Г.В. «Окамененное бесчувствие»: (по поводу полемики против евразийцев) // Путь. 1926. №2. и др.
дореволюционной России с переходом от либерализма, с одной стороны, и
л
славянофильства, с другой, к идеологии русского варианта фашизма . Позднее, в связи с угасанием классического евразийства, в течение нескольких десятилетий (середина 1930-х - 1980-е гг.) интерес к изучению теоретического наследия его основателей и последователей значительно снизился.
Зарубежные исследователи (Дж.Х.Биллингтон, О.Босс, Ч.Гальперин,
-5
М.Ларюэль, Л.Люкс, Н.В.Рязановский и др.) в своих работах, условно относимых нами ко второй группе, основной упор делали на связи евразийства с западноевропейской общественно-политической мыслью, в первую очередь с марксизмом, соответственно трактуя его как одну из идеологий тоталитарного общества, а также относили евразийство к сугубо геополитическим учениям, фактически игнорируя его социально-политический, идеологический и философский аспекты.
Из содержания целого ряда работ, вышедших в период с 1930-х г.г. по
4
настоящее время , условно относимых к третьей группе, можно проследить
2 Иванов Н. Критика марксизма русскими эмигрантами (сборник «Против новейшей критики марксизма», 1929 г.) и др.
Биллингтон Дж. Х. Работы по истории и культуре России. Том II. Россия в поисках себя. М., 2011.; Босс О. Учение евразийцев // Начала. 1992. № 4. С. 89-98.; Гальперин Ч. Татарское иго. Образ монголов в средневековой России. Пер. М.Е. Копылова: под. ред. Е.В. Соловьева (1982, 1985 гг.); Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи / Марлен Ларюэль ; [пер. с фр. Т.Н. Григорьевой]. М.: Наталис, 2004. 287 С.Библиогр.: С. 281-287.; Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции // Вопр. философии. 1992. № 9. С. 160-164.; Он же. Россия между Западом и Востоком: сб. ст. / Леонид Люкс. - М.: Моск. филос. фонд, 1993. - 158, [2] С.; Рязановский Н.В. Возникновение евразийства / пер. с англ. И. Виньковецкого // Звезда. 1995. №2. С.29-44. и др.
4 Антропов О.К. Российская эмиграция в поисках политического объединения (19211939 гг.) // Монография: Издательский дом «Астраханский университет», 2008.; Бромберг Я.А. Запад, Россия и евразийство. Опыт пересмотра еврейского вопроса (1931 г.); Дугин А.Г. Евразийский триумф (эссе о П.Н. Савицком) / Послесловие к книге П.Н. Савицкого «Континент Евразия», М., 1996 г.; Вандалковская М.Г. Евразийские представления о русской истории // Историческая мысль русской эмиграции. 20-30-е гг. XX в. Москва. 2009.; Костюков А.Е. Концепция евразийской государственности в политическом учении А.А. Алексеева // Монография: (под ред. С.В. Перевезенцева. М.: Издатель Воробьев А.В., 2009. 112 С. Dissertatio, 29); Романовская В.Б., Крымов А.В. Евразийская доктрина государства и права // Монография: Нижний Новгород. 2010.; Чемерисская М.И. Концепция исторического развития у евразийцев // Материалы межвузовской конференции «Современные проблемы философии и истории». Тарту, 1979. и др.
эволюцию определения евразийства от только идейного течения и (или) политического движения до концепции, доктрины, теории, учения.
Отдельные группы источников составляют работы, посвященные обзору исследований и подходов разных авторов и авторских коллективов к проблемам классического евразийства и его развития5, а также рассмотрению идеологического, геополитического, цивилизационного аспектов политического учения евразийцев (Панарин А.С., Пащенко В.Я., Шамшурин В.И.6 и др.).
В процессе изучения материалов по обозначенной теме автором рассмотрены ряд защищенных в период 1992-2011 гг. диссертаций., посвященных прямо или опосредованно исследованию классического евразийства. Эти исследования отражают широкий спектр проблем, связанных с евразийством и могут быть классифицированы, на наш взгляд, с позиции научных интересов современных исследователей евразийства.
Значительная часть исследователей рассматривают развитие идеи евразийства и возможность ее реализации на современном российском и постсоветском пространстве (Абикенов А.А.,Ауанасова К.М., Ищенко Е.Н.,
п
Киньябузова А.С., Кулагин С.В., Прудников А.Ю., Сим Бон Сик и др.), а также
5 Жданова Г.В. Евразийство. История и современность. Калуга: ИД «Эйдос», 2004. 118 С.; Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы // Сборник статей Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева / Санкт-Петербург. 1-3 октября 2012.; Евразийство: истоки, концепция, реальность / Под ред. М.С. Мейера, В.А. Михайлова, Ж.С. Сыздыковой. М.: Паблис, 2014. 744 С.; Россия как цивилизация: материалы к размышлению / Под общ. ред. О.И. Шкаратана, В.Н. Лексина, Г.А. Ястребова. М.: Редакция журнала «Мир России». 2015. 472 С. и др.
Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1994.; Пащенко В.Я. Идеология евразийства. М.: МГУ, 2000. 446 С.; Шамшурин В.И. Византинизм, евразийство и славянство // Сборник «Славянский мир в третьем тысячелетии». М., 2007. и др.
у
Абикенов А.А. Идея Евразийского союза в контексте интеграции стран СНГ: дисс. канд. полит. наук: Алматы, 1999.; Ауанасова К.М. Перспективы и развитие идеи евразийства в современной истории Казахстана: дисс. доктора ист. наук: Алматы, 2010.; Ищенко Е.Н. Развитие Евразийской традиции в трудах Л. Н. Гумилева и современном евразийстве: дисс. канд. ист. наук: Иркутск, 2004.; Киньябузова А.С. Духовный потенциал идей евразийства для развития современного российского общества: дисс. канд. филос. наук: Уфа, 2010.; Кулагин С.В. Эволюция концепции евразийства и перспективы ее реализации в международном сотрудничестве на постсоветском пространстве: дисс. канд. полит. наук: Москва, 2001.; Прудников А.Ю. Проблема идеального государства в политических учениях евразийства и неоевразийства: дисс. канд. полит. наук: Пермь, 2011.; Син Бом Сик, О.Идеи "евразийства" и
различные аспекты евразийства как идейно-политического течения, политического учения и теории (Куйшбаев А.Р., Пишун К.В., Самохин А.В.,
о
Седых Т.Н., Синякин С.В., Соколов Д.Е. и др.).
Ряд исследователей анализируют идейные и философские истоки (Крымов А.В., Сеитов М.М., Стовбун С.Ф., Фурсова Е.Б.9 и др.), философские основания (Ахматов А.В., Ермаков Д.С., Игнатова С.В., Кравцова О.Б.10 и др.) евразийства, проводят его культурологический анализ (Кутыева Э.Р., Урханова Р.А., Побединский В.Н.11 и др.) и выявляют взгляды отечественных правоведов XIX-XX вв., в том числе Н.Н.Алексеева, на природу, сущность, понятия и основные категории государства (Давыдкин А.Е., Новоженина И.В., Палкин А.Г.,
1 9
Судоргина И.Н. и др.).
современный российский идейно-политический процесс: дисс. канд. полит. наук: Москва, 1997. и др.
Куйшбаев А. Р. Исторические и идейно-политические аспекты евразийства: на примере РФ и стран СНГ: дисс. канд. ист. наук: Москва, 1999.; Пишун К. В. Политическое учение евразийства: Опыт системной реконструкции и интерпретации: дисс. канд. полит. наук: Владивосток, 1999.; Самохин А. В. Евразийство как идейно-политическое течение в России XX века: дисс. канд. ист. наук: Москва, 2004.; Седых Т.Н. Учение о симфонической личности как концептуальное основание политической теории евразийства: дисс. канд. полит. наук: Москва, 2006.; Синякин С. В. Развитие общественно-политической мысли в трудах П. Н. Савицкого: дисс. канд. полит. наук: Уссурийск, 2002.; Соколов Д. Е. Геополитическая теория П.Н. Савицкого : дисс. канд. полит. наук: Санкт-Петербург, 2008. и др.
9 Крымов А. В. Евразийская идеократия и государственно-правовое учение В.С. Соловьева: дисс. канд. юрид. наук: Нижний Новгород, 2009.; Сеитов М. М. "Предъевразийство" Ф.М. Достоевского: истоки и художественное воплощение: дисс. канд. филол. наук: Магнитогорск, 2010.; Стовбун С. Ф. Метафизическая традиция "русской идеи" в отечественной философии: дисс. канд. филос. наук: Тверь, 2007.; Фурсова Е.Б Политические принципы консерватизма в творчестве И. С. Аксакова (1823-1886): дисс. канд. полит. наук: Москва, 2006. и др.
10 Ахматов А.В. Философия права евразийства. Историко-философский анализ: дисс. канд. филос. наук: Москва, 2009.; Ермаков Д.С. Социально-философские основания евразийской цивилизационной парадигмы: дисс. канд. филос. наук: Владивосток, 2005.; Игнатова С.В. Историко-философский анализ евразийского учения: дисс. канд. филос. наук: Москва, 1995.; Кравцова О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л. П. Карсавина: дисс. канд. филос. наук: Москва, 2006. и др.
11 Кутыева Э.Р. Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования: дисс. канд. культурологии: Санкт-Петербург, 2005.; Урханова Р.А. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века: дисс. канд. филос. наук: Москва, 1992.; Побединский В.Н. Философия культуры классического евразийства: дисс. канд. филос. наук: Нижневартовск, 2008. и др.
Давыдкин А.Е. Понятие и сущность государства в трудах отечественных правоведов конца XIX - XX в.: дисс. канд. юрид. наук: Санкт-Петербург, 2004.; Новоженина И.В. Государственно-правовое учение Н. Н. Алексеева: дисс. канд. юрид. наук: Уфа, 2002.; Палкин
Также были рассмотрены отдельные работы, в которых исследовались
концепции других политических течений того времени (Богданов А.В., Булычева
1 ^
М.В., Русакова О.Ф., Лымарь С.И. и др.).
Вместе с тем, на наш взгляд, пока отсутствует комплексный подход к изучению евразийской концепции государственности, являющейся своего рода системообразующим каркасом классического евразийства. В связи с чем, по нашему мнению, имеется необходимость комплексного исследования теоретико-политической составляющей учения евразийцев как с позиции научного интереса, так и возможного применения отдельных ее положений в практике государственного строительства и формирования общественного сознания на данном этапе истории России.
Целью диссертационного исследования является на основе комплексного теоретико-политологического анализа учения евразийства выявление в представлениях классиков евразийства природы, характерных черт и специфики идеократического государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть связь классического евразийства с социально-политическими учениями России предыдущих периодов;
- определить и систематизировать основные категории и понятия евразийской концепции государственности;
- выявить и проанализировать исторические формы российской государственности в трактовке евразийцев;
А.Г. Концепция государства в учении евразийцев: дисс. канд. юрид. наук: Омск, 2009.; Судоргина И.Н. "Государство", "власть", "личность" в государственно-правовой концепции Н.Н. Алексеева: дисс. канд. юрид. наук: Саратов, 2008. и др.
13
13 Богданов А.В. Политическая теория почвенничества: дисс. канд. полит. наук: Москва, 2002.; Булычева М.В. Политическая концепция государства в теоретическом наследии Н. В. Устрялова: дисс. канд. полит. наук: Саратов, 2007.; Русакова О.Ф.. Отечественный опыт концептуального осмысления большевизма: дисс. д-ра полит. наук: Екатеринбург, 1994.; Лымарь С.И. Сменовеховство как явление российской политической культуры : дисс. канд. полит. наук: Уссурийск, 2006. и др.
- выявить внутреннюю целостность евразийской концепции государственности, идейную, философскую, культурологическую взаимосвязь ее компонентов;
- рассмотреть подходы классиков евразийства к сравнению российской и западноевропейских форм государства;
- раскрыть содержание концепта идеократического государства евразийцев.
Научная новизна исследования заключается в реконструкции взглядов классиков евразийства на сущность и специфические черты идеократического государства и проведении на этой основе комплексного теоретико-политологического анализа евразийской концепции государственности.
- Выявлена политико-философская, культурологическая и концептуально-теоретическая взаимосвязь компонентов политического учения евразийцев.
- Показано, что классическое евразийство строилось на трех основных положениях: а) понимании России как особого историко-географического пространства - Евразии; б) неприятии для Евразии любого вида философского донорства; в) специфического идеалистического взгляда на философские проблемы с позиции духовности, основанной на религиозно-общественной морали.
- Систематизирован понятийно-категориальный аппарат классического евразийства, дана характеристика его составных элементов.
- Проанализированы философско-методологические основания государственного устройства в евразийской интерпретации.
- Рассмотрена евразийская трактовка российской государственности в различные периоды истории страны в сравнении с западноевропейскими формами государства.
- Проанализированы интерпретации евразийцами внешних и внутренних признаков идеократического государства, показано концептуальное отличие этого государства от аристократического и демократического типов государства.
Диссертантом обоснована собственная периодизация классического евразийства, состоящего, по его мнению, из четырех этапов: 1920-1921 гг. - этап «протоевразийства»; 1921-1925 гг. - этап становления классического евразийства; 1925-1927 гг. - кульминация развития классического евразийства; 1928-1931 гг. -завершающий этап классического евразийства. 1930-е гг. автор относит к периоду постклассического евразийства, рассмотрение которого не входит в рамки данного исследования.
Особое внимание уделено характерному для классического евразийства факту идейного «разделения труда» и связанной с этим персонифицированной классификации истории политической теории евразийства: изложение Н.С.Трубецким сущности евразийского политического проекта, П.Н. Савицким -его обоснование, Н.Н. Алексеевым - разработка проекта практического воплощения.
Соответственно, проанализирован персональный вклад каждого из перечисленных ученых в разработку модели идеократического государства и его уточненной правовой формулировки в виде государства демотического типа. Вместе с тем, сделан вывод о тесной концептуальной связи народной воли в демотии Н.Н. Алексеева с идеей-правительницей П.Н. Савицкого и благом автаркии Н.С. Трубецкого как неразрывными составляющими одного явления: идеалистического понимания евразийцами природы государственности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мировоззренческими и философско-методологическими основаниями классического евразийства являются следующие: а) понимание России как особого историко-географического пространства - Евразии; б) неприятие для Евразии любого вида философского, а также иного рода донорства, в первую очередь и главным образом, со стороны западноевропейской цивилизации («романогерманского мира»); в) специфический идеалистический взгляд на философские проблемы и концепцию государственности.
2. Работы Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» и П.Н.Савицкого «Европа и Евразия» (1920 г.), сыграв ключевую роль в формировании основных
категорий классического евразийства и постановке проблем, требовавших своего изучения и разрешения, фактически обозначили зарождение нового политического учения и движения.
3. Наибольший вклад в критику существовавших исторических форм государственности, в т.ч. российской, и разработку проекта евразийского государства был внесен основателями классического евразийства - Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким, а также видным российским государствоведом Н.Н. Алексеевым.
4. Н.С. Трубецкой провел анализ сущности власти при различных формах правления и выявил, что основой различения государственных форм является критерий отбора (рекрутирования) правящего слоя.
5. Н.С. Трубецким был проведен сопоставительный анализ основных признаков моделей аристократического, демократического и идеократического государств; П.Н. Савицким - определение характерных черт будущего государственного и политического устройства России на основе сопоставления должного и сущего: собственного духовно-нравственного идеала и реальной практики социалистического строительства в Советском Союзе; Н.Н. Алексеевым - сформулирована основополагающая идея совокупной воли исторических поколений народа и предложены практические пути по воплощению этой воли.
6. При существенном различии подходов основателей евразийства к установлению идеократического строя: от проведения систематической просветительской работы и организации агитационно-пропагандистской деятельности в представлениях Н.С. Трубецкого до реформистски-эволюционных взглядов П.Н. Савицкого и революционно-заговорщицких методов реализации «макиавеллианского» подхода Н.Н. Алексеева, их концепты объединяла единая конечная стратегическая цель - создание идеократического государства.
7. Классиками евразийства были разработаны два основных возможных сценария дальнейшего развития событий в Советской России: попадание России под внешнее влияние капиталистических стран (падение советской политической модели социализма) или свершение «бонапартистского переворота» одним из
лидеров партии большевиков и, соответственно, сформированы практические задачи по приходу к власти, исходя из складывающейся ситуации.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы исследования дополняют и углубляют содержательную часть анализа политико-правовых учений и идеологических течений ХХ века, а также вклада русских философов в разработку теории евразийства. Кроме того, они могут быть использованы при разработке и чтении лекционных курсов и спецкурсов по истории политико-правовых учений, истории русской эмиграции 20-30-х годов ХХ века, отдельных разделов геополитики и культурологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы изложены автором в выступлениях на научно-практических конференциях и публикациях в периодических изданиях (2007- 2014 гг.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединенных в восемь параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. Концептуальные основы политического учения классического евразийства
1.1 Истоки и теоретические основания политического учения классического евразийства
Евразийство можно рассматривать, с одной стороны как философское, социально-политическое и идеологическое течение, а также политическое движение, зародившееся в среде русской эмиграции в начале 20-х гг. XX века14, с другой стороны, как идейно-философскую концепцию. В связи с этим необходимо ответить на следующие вопросы: каковы идейно-философские и теоретические истоки евразийства, а также из каких элементов состоит их учение?
Среди прочих направлений эмигрантской мысли, евразийство выделяется не только своей масштабностью - с ним связаны имена нескольких десятков крупнейших мыслителей и ученых, вынужденных покинуть Россию после Октябрьской революции - но также внутренней целостностью, сочетанием практической деятельности с теоретической работой. Это позволяло евразийской идее существовать в том или ином виде на протяжении всего XX века (в особенности через творчество Л. Н. Гумилева), а в современности трансформироваться в т. н. «неоевразийство»15.
В идейно-теоретическом отношении, социальная, политическая и географическая часть евразийской концепции ближе всего находятся к цивилизационному направлению общественно-политической мысли России XIX века, представленному фигурами Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, В. И. Ламанского, причем в евразийстве можно найти мотивы, созвучные творчеству
14 Жданова Г.В. Дискуссия вокруг евразийского проекта (аналитический обзор современных публикаций) // Международный научно-популярный эколого-культурологический альманах «Алтайский вестник». №2. 2002. С.11-18.
15 См., например, о направлениях и этапах развития неоевразийства: Белошапко А.В. Социокультурная концепция русского евразийства: зарождение и эволюция доктрины: дис. канд. филос. наук: Москва, 2005.
каждого из этих мыслителей. Так, классические евразийские принципы мультилинейности исторического развития, релятивизма общественных форм, концепция месторазвитий П. Н. Савицкого и автаркических миров Н. С. Трубецкого - напрямую восходят к концепции культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, имея с ними множество общих черт; характерный для
политической теории евразийства - нравственно духовный элемент в смысле государственно-церковной организации, в наибольшей степени проработанный П. Н. Савицким, перекликается с византизмом К. Н. Леонтьева; предложенный же П. Н. Савицким и дополненный Н. С. Трубецким, Г. В. Вернадским и др. термин «Евразия» в специфическом историко-географическом значении - фактически дублирует так называемый «срединный мир» В. И. Ламанского. При этом, если Н. Я. Данилевский оказал большее влияние на творчество Н. С. Трубецкого, то П. Н. Савицкий в значительной степени развивал идеи, выдвигаемые К. Н. Леонтьевым и В. И. Ламанским.
Так, Данилевский подвергал критике существующую историческую науку на том основании, что она не соответствует критериям естественной системы наук. Данилевский полагал, что деление истории человечества по периодам как попытка рассмотрения её с точки зрения линейного эволюционизма заранее обречена на провал. Такой подход не дает возможности исчерпать всё богатство исторического содержания. Во-первых, принцип деления периодов истории мира не охватывал всю сферу делимого. Периодизация истории на древнюю, среднюю и новую выбрана достаточно произвольно и адекватна для истории Европы, но отнюдь не для истории остального мира, который развивался изолированно от неё. Так, например, искать аналогии европейской античности в истории Индии так же бесперспективно, как и утверждать тождество китайского средневековья европейскому. Во-вторых, в исторической науке родство между объектами одной группы нельзя признать однородным. Например, история древней Греции имеет не больше аналогий с историей Египта, чем с историей новой Европы. Наконец, в-третьих, однородность таких групп также вызывает сомнения, хотя бы с хронологической точки зрения. Так, история Греции и Рима имела место в античности, в то время как развитие
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК
Идейно-теоретические основания социального проекта классического евразийства: историко-философский анализ2014 год, кандидат наук Исаева, Оксана Сергеевна
Предпосылки, формирование и развитие евразийской идеи: история и современность2008 год, кандидат исторических наук Лушников, Олег Вадимович
Развитие общественно-политической мысли в трудах П. Н. Савицкого2002 год, кандидат политических наук Синякин, Станислав Валериевич
Этническая проблематика в евразийском дискурсе: 1920-1990-е гг.2011 год, кандидат исторических наук Панченко, Алексей Борисович
Евразийская интеграция: идейные основания, политический опыт, вызовы и перспективы2018 год, кандидат наук Калиш Ян Викторович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ибраев Марат Умербаевич, 2016 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н. Н. На путях к будущей России (советский строй и его политические возможности). - Берлин-Париж: Евразийское книгоиздательство, 1927.
2. Алексеев Н. Н. Теория государства: теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. - Париж: Издание евразийцев, 1931.
3. Алексеев Н. Н. Евразийство и марксизм // Евразийский сборник. Политика, философия, россиеведение. Кн. VI. - Прага, 1929.
4. Алексеев Н.Н. О гарантийном государстве // Алексеев Н. Н. Русский народ и государство / Сб. статей. - М.: «Аграф», 1998.
5. Алексеев Н. Н. Евразийцы и Государство // Евразийская хроника. -1927. - Вып. 9.
6. Алексеев Н. Н. Общая теория государства. - Курс лекций. Выпуск 1. -Прага, 1925.
7. Алексеев Н. Н. Основы философии права. - Прага, 1924.
8. Алексеев Н. Н. Советский федерализм // Евразийский Временник. Непериодическое издание. Книга пятая / Под. ред: Савицкого П. Н., Сувчинского П. П. Трубецкого Н. С. - Париж, 1927.
9. Алексеев Н. Н., Ильин В. Н., Савицкий П. Н. О газете «Евразия»: газета «Евразия» не есть евразийский орган. - Париж, 1929.
10. Антропов О.К. Российская эмиграция в поисках политического объединения (1921-1939 г.г.): Монография / Издательский дом «Астраханский университет», 2008.
11. Банных С. Географический детерминизм от Льва Мечникова до Льва Гумилева: Исторические очерки. - Екатеринбург, 1997.
12. Бассин М. Общность по Трубецкому, или Этнос по Гумилеву?: два взгляда на Евразию // Вестн. Евразии = Acta Eurasica. - М., 2007. - № 4. - С. 5-24.
13. Бердяев Н.А. Восток и Запад // Путь. 1930. №23.
14. Бердяев Н.А. Евразийцы // Наследие Чингисхана: [сборник] / Николай Трубецкой. - М. : Эксмо, 2007. - С. 5-17. - (Антология мысли).
15. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев // Путь. - Париж, 1927.
- №8. - С. 141-144.
16. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999.
17. Бжезинский З. Выбор: мировое господство или глобальное лидерство. М.: Международные отношения, 2006.
18. Биллингтон Джеймс Х. Россия в поисках себя / Джеймс Биллингтон; Пер. с англ. Н.Н. Балашова. М.: РОССПЭН, 2005.
19. Бицилли П.М. Избранные труды по филологии / сост., подгот. текстов и коммент.: В.П.Вомперский, И.В. Анненкова; вступ. ст. В.П. Вомперского. - М.: Наследие,1996. - 707, [3] с.
20. Босс О. Учение евразийцев // Начала. - 1992. - № 4. - С. 89-98.
21. Бузук Г.Л., Бузук Н.Г. Мир философии и права Н.Н. Алексеева: Монография/ Балашиха: ВТУ, 2013.- 165 С.
22. Вандалковская М.Г. Историческая мысль русской эмиграции.20-30-е г.г. XX в. М., 2009.
23. Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков в полемике с евразийской концепцией русской истории // П.Н. Милюков: историк, политик, дипломат: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 26-27 мая 1999 г. / [редкол.: В.В. Шелохаев (отв. ред.) [и др.]. - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 62-73.
24. Вернадский Г.В. История России. Монголы и Русь: [пер. с англ.]. -Тверь: Леан; М.: Аграф,1997. - 476, [1] с.
25. Вернадский Г.В. История России. Московское царство: в 2 ч.: [пер. с англ.]. - Тверь: Леан ;М.: Аграф, 1997.Ч. 1. - 508, [2] с.: карт.Ч. 2. - 412, [2] с.: карт.
26. Вернадский Г.В. История России. Россия в средние века: [пер. с англ.].
- Тверь: Леан; М.:Аграф, 1997. - 346, [3] с.: карт.
27. Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь: [пер. с англ.] / - Тверь: Леан ; М.: Аграф, 1997. - 445, [2] с., ил.
28. Вернадский Г.В. История России. Киевская Русь: [пер. с англ.]. -Тверь: Леан; М.: Аграф,1996. - 442, [3] с.
29. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории // Евразийский временник. - Париж: Евраз. книгоизд-во, 1927. - С. 153-164. - ([Утверждение евразийцев]; кн. 5).
30. Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Часть первая. - Прага: Евразийское книгоиздательство, 1927. - 264 с.
31. Гальперин Ч. Татарское иго. Образ монголов в средневековой России. Пер. М.Е. Копылова: под. ред. Е.В. Соловьева (1982, 1985 г.г.).
32. Гаман-Голутвина О.В., Сытин А.Г. Русская политическая мысль в 1920-1950-х годах: развитие в условиях разобщенности // Российская политическая наука в 5 т. / Под общ. ред. А.И. Соловьева. М.: РОССПЭН,2008. Т2: 1920-1950-е годы / Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина и А.Г. Сытин. - С. 5-24.
33. Гессен С.И. Евразийство: [рец. на кн.: Евразийский временник. Берлин, 1925. Кн. 4)] // Современные записки. - Париж, 1925. - Кн. 25. - С. 494-508.
34. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. М., 1991. Т2.С 129-134.
35. Горяев А.Т. Власть и личность в концепции евразийства // Социальная теория и современность. Тоталитаризм: к истории и теории вопроса. - 1992. -Вып. 2. - С. 77-86.
36. Горяев А.Т. Россия, «русский элемент» в концепции евразийцев // Социальная теория и современность. - 1992. - Вып. 3. - С. 106-110.
37. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
38. Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца // Наше наследие. М., 1991. № 3.
39. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М., 1993.
40. Данилевский Н.Я. Горе победителям. М.: Алир, 1998.
41. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Москва. Институт русской цивилизации. 2008.
42. Дугин А.Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1999.
43. Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра: из материалов конф., состоявшейся в Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО // Иностранная литература. -1991. - № 12. - С. 213-228.
44. Евразийская хроника. Вып. 1-4. - Прага, 1925; Вып. 5. - Париж, 1926; Вып. 7-9. - Париж, 1927; Вып. 10. - Париж, 1928.
45. Евразийский Временник. Непериодическое издание. Книга пятая / Под. ред: Савицкого П. Н., Сувчинского П. П. Трубецкого Н. С. - Париж: Евразийское книгоиздательство, 1927. - 309 с.
46. Евразийский Временник. Непериодическое издание. Книга третья / Под. ред: Савицкого П. Н., Сувчинского П. П. Трубецкого Н. С. - Берлин, 1923. -174 с.
47. Евразийский Временник. Непериодическое издание. Книга четвертая // Под. ред: Савицкого П. Н., Сувчинского П. П. Трубецкого Н. С. - Берлин, 1925. -446 с.
48. Евразийский Сборник. Книга VI // Под. ред.: Алексеева Н. Н., Ильина В.Н., Клепинина Н.А., Савицкого П.Н., Чхеизде К. А.- Прага, 1929. - 80 с.
49. Евразийство (опыт систематического изложения). - Париж: Евразийское книгоиздательство, 1926. - 78 с.
50. Евразийство: (докл. П.Н. Милюкова) // Последние новости. - 1927. - 8
февр.
51. Евразийство и современность (Круглый стол, 1992 г.) // Альманах «Лики России», выпуск второй, на базе журнала Alma Mater (Вестник высшей школы), №5 - 1993.
52. Евразийство: за и против, вчера и сегодня: материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1995. - №6 - С.3-48.
53. Евразийство: формулировка 1927 года // Евразийская хроника. - 1927. -Вып. 9.
54. Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики. - Париж, 1928-1929.
55. Евреи и Евразия / сост.: А. Дугин, Д. Тараторин ; предисл. В.Н. Ильина. - М.: Аграф, 2002. - 319, [1] с. - (Новая история).
56. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа: критика европейской культуры у русских мыслителей // Русские мыслители и Европа / В.В. Зеньковский; сост. П.В. Алексеев - М.: Республика, 1997. - С. 9-140.
57. Ильин В.Н. Десница и шуица коммунизма : по поводу одного письма из России //Евразийская хроника. - Париж, 1927. - Вып. 8. - С. 43-44.
58. Ильин В.Н. К взаимоотношению права и нравственности // Евразийский временник. - Берлин : Евраз. книгоизд-во, 1925. - С. 305-317. -([Утверждение евразийцев]; кн. 4).
59. Ильин В.Н. О евразийском патриотизме // Евразийская хроника. -Париж, 1927. - Вып.8. - С. 11-15.
60. Ильин В.Н. Об «идейной близости» евразийцев к большевикам // Евразийская хроника. - Париж, 1928. - Вып. 10. - С. 60.
61. Ильин И.А. Самобытность или оригинальничанье? // Начала. - 1992. -№ 4. - С. 59-63.
62. История русской философии // Под ред. Маслина М. А. - М.: Республика, 2001.
63. История русской философии : учебник : рекомендуется преподавателями МГУ для студентов высш. учеб. заведений / [А.И. Абрамов и др.] ; под ред. М.А. Маслина. - 2-е изд. - М. : Кн. Дом Ун-т, 2008. - 639 с.
64. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга первая // Сост.: Савицкий П. Н., Сувчинский П. П., Трубецкой Н. С., Флоровский Г. В. София, 1921. - 125 с.
65. Каганович Б.С. К теме : П.М. Бицилли и евразийцы // Диаспора : новые материалы / отв. ред. О. Коростелев. - СПб. : Феникс, 2001. - Вып. 2. - С. 291299.
66. Карипов Б.Н. Историософское обоснование форм российской государственности в творчестве П.Н. Савицкого// Вестник российской нации / 2014. Т.2. № 2-2(34) С. 68-78.
67. Карипов Б.Н. Сравнительный анализ традиционализма и консерватизма // Социум и власть / 2012. №4. С. 33-37.
68. Карсавин Л.П. Евразийство и монизм // Евразия. - Париж, 1929. - № 10.
- С. 2-3.
69. Карсавин Л.П. Евразийство и проблема класса // Евразия. - Париж, 1929. - № 9. - С. 1-2.
70. Карсавин Л.П. Европа и Евразия : [рец. на кн.: Исход к Востоку : предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Кн. 1, (София, 1921; На путях. Утверждение евразийцев. Кн. 2 (Берлин, 1922)] // Современные записки. -1923. - Кн. 15 (II). - С. 297-314.
71. Карсавин Л.П. Еще о демократии, социализме и евразийстве // Евразия.
- Париж, 1929. - №19. - С. 1-2.
72. Карсавин Л.П. Идеализм и реализм в евразийстве // Евразия. - Париж, 1929. - № 16. - С.1-2.
73. Карсавин Л.П. Идеократия как система универсализма // Евразия. -Париж, 1929. - № 12. -С. 2-3.
74. Карсавин Л.П. О сомнении, науке и вере (три беседы) - Берлин, 1925. -
31 с.
75. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. - Париж, 1927. -302 с.
76. Кизеветтер А.А. Евразийство // Руль. - 1925. - 10 янв.
77. Кизеветтер А.А. Русская история по-евразийски // Руль. - 1927. - 27 ноября.
78. Книги на русском языке, изданные за рубежом, 1927-1991 гг. [Электронный ресурс] : [библиогр. база данных] / Рос. гос. б-ка, НИО библиогр. ; сост.: Н.Ю. Бутина, Е.Л. Обморнова, Л.В. Шальнева ; библиогр. ред. Н.Ю. Бутина.
- Электрон. дан. - М.: РГБ, 2000. - Обновляемый ресурс. - Режим доступа: зал
автоматизированного справочно-библиографического обслуживания (отдел СБО), читальный зал отдела русского зарубежья РГБ, свободный. - Загл. с экрана.
79. Костюков А.Е. Концепция евразийской государственности в политическом учении Н.Н. Алексеева (1879-1964): Монография / Под ред. С.В. Перевезенцева. - М.: Издатель Воробьев А.В., 2009.- 112 С. - ^ББейасю, 29).
80. Кошарный В.П. Евразийство // Большая Российская энциклопедия : в 30 т. /пред. Науч.-ред. совета Ю.С. Осипов ; отв. ред. С.Л. Кравец. - М. : Большая Рос. энцикл., 2007. - Т. 9. - С. 516-517.
81. Куденхове - Калерги Р. Пан-Европа. М.: ВитаПланетаре, 2006.
82. Ламанский В.И. Геополитика панславизма. Москва. Институт русской цивилизации. 2010.
83. Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. С -Петербург, 1892.
84. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи / Марлен Ларюэль; [пер. с фр. Т.Н. Григорьевой]. - М.: Наталис, 2004. -287 с. - Библиогр.: с. 281-287.
85. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Избранное. М., 1993.
86. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. М., 1998. Т.3. С. 291-317.
87. Лосский Н.О. Характер русского народа // Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра. (Библиотека этической мысли). М.: Политиздат, 1991.- 368 С.
88. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции // Вопр. философии. - 1992. - № 9. - С. 160-164.
89. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком : сб. ст. / Леонид Люкс. -М.: Моск. филос. фонд, 1993. - 158, [2] с.
90. Мартикус А. Трансформация русской идеи в философии «классического» евразийства // Материалы X Международной научно-практической конференции «Пути и проблемы развития человеческого общества». - Лондон, 2011.
91. Маслин М. А. Евразийские временники как источник классического евразийства // Евразийская идея и современность: Сборник статей / Российский университет Дружбы народов, Межвузовский центр по изучению философии и культуры Востока // Под ред. Кирабаева Н. С., Семушкина А. В., Нижникова С. А. - М.: РУДН, 2002.
92. Милюков П.Н. «Русский расизм» // Последние новости. - 1926. - 16
дек.
93. Милюков П.Н. Евразийство; Кизеветтер А.А. Евразийско-большевистские мелодии // Руль. - 1927. - 31 мая.
94. Милюков П.Н. Третий максимализм // Последние новости. - 1925. - 2
мая.
95. Мощелков Е.Н. Цивилизационный диалог « Россия - Запад»: мифы и реальность // III Международная научная конференция « Россия и Восток. Обучающееся общество и социально - устойчивое развитие Каспийского региона» / Астрахань, 2005.
96. На путях. Утверждение евразийцев. Книга вторая // Сост.: Савицкий П. Н., Карташев А. В., Сувчинский П. П., Трубецкой Н. С., Флоровский Г. В., Бицилли П. - Берлин, 1922. - 356 с.
97. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идеи, проблемы, перспективы. 1994-97. М., 250 с.
98. Назарбаев Н.А. Идея, которой принадлежит будущее // ЕВРАЗИЯ. Народы. Культуры. Религии. 1995 г. №2. С. 5-11.
99. Наследие Л.Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы // Сборник статей Международного научного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения Л.Н. Гумилева / Санкт-Петербург, 1-3 октября 2012 г.
100. Овчинников А.И., Овчинникова С.П. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева: Монография/ Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002. -264 С.
101. Панарин А.С. Евразийский проект в постиндустриальную эпоху // Социальная теория и современность. М., 1995. - С.17-26.
102. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1994.
103. Пащенко В. Я. Идеология евразийства. - М.: МГУ, 2000. - 446 с.
104. Пащенко В. Я. Феномен евразийства // Культурное и природное наследие России / Науч. совет РАН по изучению и охране культурного и природного наследия; под ред. Добровольского Г. Б., Челышева Е. П. - М.: Индрик, 1996. - С. 185-209.
105. Письмо Н. С. Трубецкого к П. П. Сувчинскому и П. Н. Савицкому от 9 сентября 1925 года // Соболев А. В. Своя своих не познаша. Евразийство: Л. П. Карсавин и другие // Начала. - 1992. - № 4.
106. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия [Элект. ресурс]. - 03.10.2011. - Режим доступа: http// www/izvestia/ru/yews/502761, свободный. - Загл. с экрана
107. Расторгуев В.Н. Культурообразующие конфессии - гарант мира в эпоху межцивилизационных конфликтов // Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами). М. Паломнический центр Московской Патриархии, 2005
108. Расторгуев В.Н. Россия и пан-Европа// Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. М., 2008. № 6. С. 3-15.
109. Романова Е.В. Этнокультурная концепция основоположников евразийства: монография / Е.В. Романова. - Барнаул : Изд-во Алтайс. гос. ун-та, 2010. -135 с.
110. Романовская В.Б. Евразийская доктрина государства и права: монография/ В.Б. Романовская. - Нижний Новгород. 2010. - 99 с.
111. Россия и латинство. Сборник статей // Сост.: Статьи: Бицилли П. - М., Вернадский Г. В., Ильин В. Н., Карташев А. В., Савицкий П. Н., Сувчинский П. П., Трубецкой Н. С., Флоровский Г. В. - Берлин: Евразийское книгоиздательство, 1923. - 219 с.
112. Русская философия : энциклопедия / науч. ред.-сост.: П.П. Апрышко, А.П. Поляков ; под общ. ред. М.А. Маслина ; МГУ им. М.В. Ломоносова, Филос. фак., Каф. истории рус. философии. - М. : Алгоритм, 2007. - 734, [1] с.
113. Русский народ и государство / сост.: А. Дугин, Д. Тараторин ; вступ. ст. А.Дугина. - М. : Аграф, 1998. - 635 с.
114. Рязановский Н.В. Возникновение евразийства / пер. с англ. И. Виньковецкого // Звезда. 1995. №2. С.29-44.
115. Савицкий П. Н. Россия - особый географический мир. I. Континент-океан. II. Географический обзор России-Евразии. - Прага, 1927.-68 с.
116. Савицкий П. Н. Очерки международных отношений // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
117. Савицкий П.Н. Письмо П.Б. Струве от 5 ноября 1921 года// Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
118. Савицкий П. Н. В борьбе за евразийство: полемика вокруг евразийства в 1920-х гг. // Тридцатые годы. Париж, 1931.
119. Савицкий П. Н. Географические и геополитические основы евразийства. Прага, 1933 Савицкий П. Н. Русские среди народов Евразии (методологическое введение в проблему). Прага, 1935-1936.
120. Савицкий П. Н. Геополитические заметки по русской истории // Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Часть 1. Прага, 1927.
121. Савицкий П. Н. Два мира // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
122. Савицкий П. Н. Евразийская библиография 1921-1931 гг. // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - С. 429.
123. Савицкий П. Н. Евразийство // Евразийский Временник. Непериодическое издание. Книга четвертая / Под. ред: Савицкого П. Н., Сувчинского П. П. Трубецкого Н. С. - Берлин,
124. Савицкий П. Н. Евразийство // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
125. Савицкий П. Н. Евразийство как исторический замысел // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
126. Савицкий П. Н. Европа и Евразия (по поводу брошюры кн. Н. С. Трубецкого «Европа и человечество») // Русская мысль. - 1921. - Кн. 1/2. -с. 1
127. Савицкий П. Н. Европа и Евразия (По поводу брошюры кн. Н. С. Трубецкого «Европа и Человечество») // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. Савицкий П. Н. Географический обзор России - Евразии. Прага, 1927
128. Савицкий П. Н. Из письма Л. Н. Гумилеву от 13 февраля 1963 г // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
129. Савицкий П. Н. К вопросу об экономической доктрине евразийства // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
130. Савицкий П. Н. Миграция культуры // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
131. Савицкий П. Н. О задачах кочевниковедения. Прага, 1928
132. Савицкий П. Н. Поворот к Востоку // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
133. Савицкий П. Н. Подданство идеи // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
134. Савицкий П. Н. Предисловие к сборнику «Исход к востоку» // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - с. 118
135. Савицкий П. Н. Россия - особый географический мир. I. Континент-океан. II. Географический обзор России-Евразии. - Прага: Евразийское книгоиздательство, 1927. - 68 с.
136. Савицкий П. Н. Степь и оседлость // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
137. Савицкий П. Н. Хозяин и хозяйство // Савицкий П. Н. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
138. Святополк- Мирский Д.Н. К вопросу об отличии России от Европы // Евразия. - 1929. - № 14. - С.1-2.
139. Святополк- Мирский Д.Н. Социальная природа русской власти // Евразия. - 1929. - № 18. - С. 1-3; №19. - С. 3.
140. Святополк- Мирский Д.Н. Три тезиса об идеократии // Евразия. - 1929. - № 12. - С. 2-3.
141. Седых Т.Н. Концепт «опосредованной демократии» в теории евразийства (западный опыт представительства во власти и российская модель) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. Издательство Московского государственного университета, 2009. №3. С. 45-53.
142. Соболев А.В. Полюса евразийства : Л.П. Карсавин (1882-1952), Г.В.
143. Соболев А.В. Своя своих не познаша : Евразийство. Л.П. Карсавин и другие : (конспект исслед.) // Начала. - 1992. - № 4. - С. 49-58.
144. Степун // Современные записки. - Париж, 1924. - Кн. 21. - С. 401-407.
145. Степун Ф.А. Россия между Европой и Азией // Новый журнал. - 1962. -№69. - С. 251-276.
146. Струве П.Б. В альбом «евразийцам» // Возрождение. - 1925. - № 118. -28 сент.
147. Струве П.Б. Евразийство // Рус. мысль. - 1922. - № 5. - С. 376-377.
148. Трубецкой Н. С. Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры) // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
149. Трубецкой Н. С. Европа и человечество // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
150. Трубецкой Н. С. Европа и человечество. - София: Российско-болгарское книгоиздательство, 1920. - 82 с.
151. Трубецкой Н. С. Идеократия и армия // Трубецкой Н. С. Избранное. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
152. Трубецкой Н. С. Идеократия и пролетариат // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
153. Трубецкой Н. С. К проблеме русского самопознания. Собрание статей. - Париж, 1927. - 94 с.
154. Трубецкой Н. С. Мысли об автаркии. // Трубецкой Н. С. Избранное. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
155. Трубецкой Н. С. О государственном строе и форме правления // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
156. Трубецкой Н. С. О расизме // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
157. Трубецкой Н. С. Об идее правительнице идеократического государства // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010
158. Трубецкой Н. С. Об истинном и ложном национализме // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2010
159. Трубецкой Н. С. Общеевразийский национализм // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
160. Трубецкой Н. С. Русская проблема // Трубецкой Н. С. Избранное. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
161. Флоровский (1893-1979) // Новый мир. - 1991. - № 1. - С. 193-194.
162. Флоровский Г.В. «Окамененное бесчувствие»: (по поводу полемики против евразийцев) // Путь. 1926. №2.
163. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн / Георгий В. Флоровский // Наследие Чингисхана : [сборник] / Николай Трубецкой. - М. : Эксмо, 2007. - С. 36-78. - (Антология мысли).
164. Флоровский Г.В. О народах не-исторических : (страна отцов и страна детей) // Исход к Востоку : предчувствия и свершения. - София : Рос.-Болг. книгоизд-во,1921.- С. 52-70. -([Утверждение евразийцев ; кн. 1]).
165. Флоровский Г.В. Письмо к П.Б. Струве об евразийстве // Рус. мысль. -1922. - Кн. 1. - С. 267-274.
166. Франк С.Л. Собственность и социализм // Евразийский временник. -Париж: Евраз.книгоизд-во, 1927.- С. 262-284.- ([Утверждение евразийцев]; кн. 5).
167. Хара-Даван Э. Евразийство с точки зрения монгола // Евразийская хроника. - Париж, 1928.- Вып. 10. - С. 27-30.
168. Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера / Эренджен Хара-Даван ;сост., предисл. Д. Тараторина; послесл. А.Г. Дугина. - М.: Аграф, 2002. -302, [1] с. - (Новая история).
169. Чхеидзе К.А. Евразийство и ВКП(б) // Евразийский сборник / под ред. Н.Н. Алексеева, В.Н. Ильина, Н.А. Клепинина, П.Н. Савицкого и К.А. Чхеидзе. -[Прага: Изд. евразийцев], 1929. - С. 38-40. - ([Утверждение евразийцев] ; кн. 6).
170. Чхеидзе К.А. Идеократическое содержание хозяйства // Евразийская хроника. - Берлин,1935. - Вып. 11. - С. 51-56.
171. Чхеидзе К.А. К проблемам идеократии // Новая эпоха : Идеократия. Политика - экономика : обзоры / под ред. В.А. Пейль. - Нарва : Изд. евразийцев, 1933. -С. 15-22.
172. Чхеидзе К.А. Лига наций и государства-материки // Евразийская хроника. - Париж, 1927.-Вып. 8. - С. 32-35.
173. Чхеидзе К.А. О национальном вопросе // Евразийские тетради. -Париж, 1936. - Вып. 6. - С. 18- 24.
174. Шамшурин В.И. Византинизм, евразийство и славянство // Материалы Международной научной конференции « Славянский мир в третьем тысячелетии» (май 2006 г.). Москва, 2007. С. 56-68
175. Шамшурин В.И. Евразийство о смысле национального вопроса // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. / 2011. Т.7. №2. С.11-23.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.