Идейно - художественные программы культовой готической архитектуры Южной Франции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Орлов, Игорь Иванович

  • Орлов, Игорь Иванович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 268
Орлов, Игорь Иванович. Идейно - художественные программы культовой готической архитектуры Южной Франции: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2010. 268 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Орлов, Игорь Иванович

Введение

Глава первая. Историография проблемы. Готическая архитектура как объект исследования.

1.1. Готическая архитектура, как объект исследования зарубежных ученых.

1.2. Готическое искусство в работах отечественных исследователей.

Глава вторая. Историко — культурный фон эпохи и его влияние на идейно — художественные программы культовой готической архитектуры Южной Франции.

2.1. Историко-культурный фон эпохи.

2.2. Культовые готические сооружения Франции XIII -XIV столетия. Интернациональные и региональные особенности.

Глава третья. Иконография культовых готических сооружений Южной Франции.

3.1. Изменение идейно-художественной программы готической архитектуры Южной Франции.

3.2. Идейно - художественные программы «проповеднических» церквей нищенствующих орденов в Тулузе.

3.2.1. Церковь доминиканского монастыря «якобинцев» в Тулузе.

3.2.2. Церковь монастыря августинцев в Тулузе.

3.3. Идейно - художественные программы, лежащие в основе иконографии приходских церквей Тулузы и ее окрестностей. 131 3.3.1 .Приходские церкви, подвергшиеся наибольшему влиянию идейно -художественных программ церквей «нищенствующих орденов»: церковь Нотр - Дам -ла - Дальбад (Notre - dame la dalbade, или Gleisa nostra dona la dalbada), церковь Сент - Николя (Saint - Nicolaus), церковь Сент -Мишель (Saint - Michel) и другие. 136 3.3.2. Приходские церкви, отличающиеся специфическими особенностями, характерными для готики Лангедока. Коллегиальная церковь Сан - Сальви в Альби (Saint - Salvy eglise collégiale d'Albi) 152 3.3.3 Приходские церкви Тулузы и Лангедока, отличающиеся декоративным характером западных фасадов. Церковь Нотр — Дам дю Тор (Notre - Dame du taur).

3.4. Идейно - художественные программы кафедральных соборов Лангедока.

3.4.1. Подражание «парижской готике» Людовика Святого - собор Сен — Назер - Сен - Сельс в Каркассоне.

3.4.2. Кафедральный собор Сент - Этьен в Тулузе - синтез различных концепций культовых готических сооружений

3.4.3. Собор Сен - Сесиль в Альби - иконография «несокрушимой крепости веры».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно - художественные программы культовой готической архитектуры Южной Франции»

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Настоящая диссертация посвящена одному из наиболее интересных и почти не изученных в отечественной медиевистике явлений мировой культуры - культовым готическим сооружениям той части Юга Франции, которая в древности носила название «Окситания», а сегодня составляет регион Лангедок-Руссильон. В работе рассматриваются, прежде всего, идейно-художественные программы оказавшие существенное влияние на возникновение и становление такого уникального явления французской готики, как «е§Нзе йэгй£ее», что переводится как, «церкви — крепости» или «церкви крепостного типа», имеющие оригинальную и малоизученную иконографию. В диссертации рассматриваются вопросы оказавшие, по мнению автора, наиболее существенное влияние на сложение культовой готической архитектуры этого региона: общий культурно-исторический фон, включая конфессиональные особенности Лангедока, влияние соседних регионов Франции и Северной Италии (прежде всего городов Ломбардии), своеобразие конструктивных и технологических особенностей строительной практики региона, а также делается попытка дать классификацию культовых готических сооружений, исходя из их особенностей. Совокупным спектром всех этих проблем и определяется общая направленность данной работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема данного диссертационного исследования обусловлена необходимостью целостного исторического анализа идейно-художественных особенностей культовой готической архитектуры южных регионов Франции (Лангедок), более известных в медиевистике, как «Окситания». Несмотря на тот факт, что в зарубежной и отечественной науке существует довольно значительное число работ, посвященных готическому искусству вообще и готике Франции, в частности, исследованию особенностей южно-французской готики уделено было недостаточно внимания. Учитывая тот факт, что средневековое готическое искусство является, прежде всего, религиозным христианским искусством, автором сделана попытка подойти к процессу комплексно. Только изучая тесную взаимосвязь «Окситанской» религиозно-мистической культуры Южной Франции той эпохи и ее материальное воплощение в виде феномена своеобразного готического искусства, можно постичь глубину этого уникального явления и его роль в мировой культуре. Именно поэтому в диссертационном исследовании делается акцент на идейно-художественные программы, оказавшие наиболее существенное влияние на сложение своеобразной культовой готической архитектуры, существенно отличающейся от «классической» Французской готики, изученной достаточно хорошо. Поскольку первые готические сооружения в Тулузе возводились под непосредственным руководством северо-французских католиков, победивших в религиозных Альбигойских войнах, постольку особое внимание уделяется архитектуре созданных в этот период «проповеднических» («нищенствующих») католических монашеских орденов. Следует отметить тот факт, что отсутствие специальных исследований в данном направлении, как в отечественном, так и в зарубежном искусствоведении.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предметом исследования являются генезис, история развития, иконография, структура и архитектурно-художественные особенности культовых готических сооружений Лангедока, типология культовой готической архитектуры региона XIII - XIV вв., а также история возведения некоторых, наиболее типичных готических соборов и церквей Лангедока.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объектом исследования служат культовые готические сооружения Лангедока, являющие собой зримое воплощение в материале идейно-художественных программ религиозного христианского мистицизма, свойственного той эпохи, а также библиографические материалы той эпохи, отражающие религиозно-художественную парадигму заказчиков и создателей готических соборов Юга.

ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ диссертации является выявление глубокой и сложной взаимосвязи религиозно-мистических взглядов средневековой «Окситанской цивилизации» и восторжествовавшей католической Церкви, с художественной практикой строителей культовых готических сооружений Южной Франции. Автор делает попытку проследить сложную связь средневекового искусства южно-франузского региона и общества, в котором их взаимная зависимость и независимость сплетаются в теснейший исторический узор, порождая уникальность готики Лангедока.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕММЫ.

Вопросы научной изученности проблемы подробно рассматриваются в первой главе диссертации «Историография проблемы. Готическая архитектура как объект исследования». В этой главе дается обзор различных концепций изучения готической архитектуры и ее роли в становлении европейской культуры, начиная с эпохи Возрождения и до настоящего времени.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Примененный в работе метод можно в целом охарактеризовать как комплексный метод исследования натурных памятников и изучения широкого круга источников. В него вошли сравнительно — исторический, художественно — стилистический, иконографический и типологические методы, а также метод композиционно — логического анализа. В основу работы положены конкретно-исторический метод, исследующий особенные черты данного исторического периода и определяющий характерное именно для готического искусства южной Франции XIII - XIV веков, а также сравнительно-исторический метод, позволяющий провести сопоставительную характеристику общих тенденций развития готического искусства этого периода и его региональных особенностей (готики Южной Франции). Биографический метод позволяет проследить развитие идей и концепций того или иного исторического лица, оказавшего влияние на сложение особенностей готики южной Франции в указанный период. Структурно-семантический метод используется для анализа основных теоретических понятий и категорий при изучении религиозно-философских и исторических трудов той эпохи. Иконографический метод, позволил, опираясь на текстологические источники (прежде всего религиозного характера), выявить «идеи», которые определяли архитектурно-художественные формы южнофранцузской готики. Наконец, иконологический метод - используется для анализа взаимосвязей между отвлеченной религиозно-философской «идеей», лежащей в основе «образца» и ее реализацией в «косном материале» конкретного культового готического сооружения данной эпохи и данной местности.

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Источниковая база работы включает в себя архивные документы, относящиеся непосредственно к теме исследования, монографии и исследования зарубежных и отечественных ученых, материалы «Центра катарских исследований имени Рене Нелли» в Каркассоне, в том числе материалы и каталоги музеев Каркассона и Тулузы, а также непосредственное наблюдение и исследование автором готического искусства во время зарубежных научных командировок во Францию (города: .Авиньон, Арль, Марсель, Ним в 1993 г.), и в октябре-ноябре 2009 года в Тулузу (и ее окрестности), а также города: Альби, Каркассон, Нарбонн, Безье, Ним. Особо стоит отметить консультации с коллегами из Тулузского Университета «Ле Мирай - 2», м-м Натали Пустомисс, профессором кафедры средневекового искусства и коллегами из «Центра катарских исследований имени Рене Не л и» в Карскассоне., - директором Николя Гузи. В ходе данных консультаций французскими коллегами была отмечена актуальность диссертации в контексте данной тематики, а так же предоставлены недостающие источники и артефакты, находящиеся в Музее «Центра им. Р. Нели» в Каркассоне.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Период "высокой готики" - XIII в. - XIV в., совпадающий в целом с основными сроками возведения южнофранцузских готических соборов.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ.

Научная новизна данной работы состоит в проведении комплексного исследования влияния религиозно-мистических учений, имевших распространение в т.н. «Окситанской цивилизации» на мировосприятие заказчиков (каноников) и строителей готических сооружений, нашедших свое воплощение в конкретные формы культовых готических сооружений Южной Франции (Лангедока). Помимо ранее использованных в научном обороте литературных источников в исследовании привлечены материалы малоизвестных зарубежных публикаций, архивных документов, а также сведения из материалов, предоставленных музеем и библиотекой Центра катарских исследований в Каркассоне. Анализ всех этих данных позволил по новому охарактеризовать исторический фон, который явился благодатной почвой для появления и распространения готического искусства в Лангедоке, а также последующего формирования и распространения своеобразной готической архитектуры Юга Франции. Впервые введены в научный оборот ряд новых гипотез, позволяющих пристальнее взглянуть на особенности памятников готики Лангедока. Это позволило значительно расширить научные представления об объемно-пространственных композициях культовых готических сооружений, возводимых в исследуемый исторический период, а также связать вопросы синтеза искусств с концептуальными образами, порожденными религиозными идеями той эпохи. Кроме того, выявляются особенности конструктивных архитектурных решений в их связи с социально-идеологическими программами. Впервые в отечественной медиевистике в данном исследовании предлагается обоснованная классификация культовых готических сооружений Лангедока, которая естественным образом коррелирует с данными научных публикаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов и выводов диссертации в дальнейшем изучении готического искусства, разработке лекций и спецкурсов по истории искусств, истории Средних веков, культурологи и конспирологии. Материалы данного исследования могут быть применены также к изучению духовно-религиозных составляющих возрождения "нео-готики" середины XIX - начала XX веков.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Содержание, результаты и выводы, полученные в результате данной работы, а также проблемы, затронутые в исследовании, излагались на заседании кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна МГХПУ им. С.Г. Строганова. По теме диссертации были сделаны доклады на научных конференциях: Строгановские чтения (МГХПУ им. С.Г. Строганова, апрель и ноябрь 2009 г.). Материалы исследования опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований. Тема и материалы исследования также обсуждалась с французскими коллегами из Тулузского университета «Ле Мирай - 2» и «Центра катарских исследований» в Каркассоне во время научной командировки во Францию в октябре-ноябре 2009 года.

СТРУКТУРА РАБОТЫ Определена в соответствии с основными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, содержание которого изложено выше, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка и альбома иллюстраций. Общий объем диссертации составляет 230 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Орлов, Игорь Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исторический период, во время которого началось возведение культовой готики данного региона, совпадает с драматической эпохой Альбигойских войн, именно поэтому в ходе исследования нашли отражение четыре основных аспекта, оказавших существенное влияние на особенности региональной готики Лангедока:

1). Во-первых, готическое искусство Лангедока, длительное время считавшееся в зарубежной и отечественной медиевистике — искусством «северо - французских оккупантов», является проявлением творческого гения местных зодчих и заказчиков (донаторов). Именно южно = французские мастера, хотя и опиравшиеся на образцы модной тогда во всей Европе Парижской «лучистой» готики, смогли, творчески переработав ее, найти свой, оригинальный готический «стиль», известный в искусствоведении как «chateau fort» (церковь - крепость, укрепленная церковь, особенности которой отмечал еще Огюст Шуази). Найденные соотношения между характером внутреннего пространства и источниками света, позволили насытить пространство культовых готических интерьеров Лангедока настроением мистической тишины и покорности. Именно вследствие того, что высокая, «Лучистая» готика принесенная «северными завоевателями» уже представляла собой единую конструктивно-художественную систему, которую можно было применить к нуждам католической Церкви Лангедока, не тратя времени на длительные поиски концептуальных идей, и определило ее дальнейшее самобытное развитие в регионе. Разработанные «парижской» готикой основные приемы создания и регулировки освещенности культового пространства количеством света вводимого в пространство, распределением источников и путей света и регулирование цветового потока, позволили архитекторам Лангедока создавать в душах посетителей готических церквей определенное эмоционально-религиозное настроение. Тем более, что теория творчества, четко разделявшая весь творческий процесс возведения культовых готических сооружений на замысел, исполнение и результат, уже была достаточно разработана в «зрелой» схоластике и поэтому реализация в материале «формы», «идеи», «образца» заранее существующего «помимо самих вещей» в головах теологов-доминиканцев была такой быстрой и дала такие разнообразные плоды.

2). Во-вторых, следует констатировать тот факт, что наиболее важную роль в продвижении нового «парижского стиля» сыграли монахи новых проповеднических орденов (прежде всего - доминиканцы и францисканцы). Поскольку эти ордена призваны были вести борьбу с ересью катаров, постольку они более всего, и были заинтересованы в создании нового, отличного от классической готики Иль-де-Франса типа культовой архитектуры. Типа - «проповеднической церкви». В дальнейшем, когда накал борьбы с катаризмом приобрел характер репрессивных действий (а именно - создание инквизиции), епископы из числа доминиканцев и стали инициаторами разработки концепции культовых готических сооружений несокрушимой крепости веры». Эти сооружения возводились в тех местах (Альби, городки Тулузского диоцеза), в которых борьба с катаризмом достигала кульминации. И, наоборот, там где ересь катаров была либо полностью искоренена репрессиями (Безье), либо произошло массовое выселение еретически настроенных горожан из захваченных городов (Каркассон, отчасти Нарбонн) - там возводились соборы, подражающие образцам «парижской готики». В дальнейшем, именно этот факт и вызвал столь пренебрежительное отношение к культовой готике Лангедока.

Мы знаем, что на уровне развития ремесленного состояния художественной практики, особое участие в создании произведений искусства принимал непосредственный заказчик-донатор, проблема же самостоятельности или несвободы средневековых мастеров Лангедока, отступает, так сказать, на задний план. Заказчик (донатор) и художник готической эпохи воспринимали стройную и величественную картину мироздания, через религиозно-эстетические теории, имеющие в своей основе стремление к гармонии, свету, строю, порядку, строгой отмеренности. Особенность состоит в том, что понятия «свет», «строй», «гармония» и «порядок», понимаемые католическими теологами-схоластами пришедшими в Лангедок вместе с «оккупантами», и аналогичные понятия, понимаемые местными жителями, длительное время находившихся под влиянием катаров — были совершенно различными. В процессе борьбы инквизиторов — доминиканцев с катаризмом (основанном на резком противопоставлении понятий «добра» и «зла», «духа» и «материи», «света» и «тьмы») борцы, согласно диалектическим законам, сами невольно стали воспринимать окружающий мир в «черно-белом» цвете и вскоре перешли к оперативно-розыскной и карательной практики, что не замедлило сказаться на идейно-художественных программах готических сооружений. Следы начала такого мировосприятия мы встречаем в иконографии церкви монастыря доминиканцев «Жакобэн» в Тулузе, где впервые идейно-художественная концепция «проповеднической борьбы с еретиками» воплощается в реальное культовое сооружение. Окончательно сформированное мировоззрение «Церковь в осаде — кругом враги», с его идейно-художественной программой «несокрушимой крепости веры», поющей «торжествующую песнь победителя», - мы видим в иконографии кафедрального собора Сан-Сесиль в Альби. Между этими крайними точками располагаются многочисленные культовые сооружения в той или иной степени, приближающиеся к этим своеобразным «полюсам». Многообразие форм готики Лангедока, тем не менее, соответствует общей идейно-художественной концепции «церкви-крепости» (церкви крепостного характера), что доказывает факт несомненной уникальности южно-французской готики, а ни как не «подражанию северу», «копированию и точному воспроизведению художественных форм, найденных готическими мастерами французского севера». Цит. по: К. М. Муратова Мастера французской готики. - М.: Искусство, 1988. с. 236.

3). В-третьих, на формирование своеобразных идейно — художественных программ готики Лангедока весьма существенное влияние оказало наличие богатой античной (римской) традиции, достигшей своего дальнейшего развития в богатстве образов романской архитектурной школы Лангедока и Прованса. Причиной послужил тот факт, что этот регион, являвшийся римской провинцией - «Нарбоннской Галлией» (Narbonensis prima), в период крушения Римской империи во многом сумел сохранить местное муниципальное самоуправление в своих многочисленных городах. Созданное в 418 году королевство Вестготов со столицей в Тулузе, хотя и раскинулось по обе стороны Пиренеев, тем не менее, продолжало управляться на основе римского права, гарантами которого стали отныне вестготские короли. Поскольку вестготы в своей массе были ариане, постольку первый «камень» в будующей «альбигойской системе» местного мировоззрения закладывается уже в период господства вестготов.98 Столетие спустя франки оттесняют вестготов к югу, однако Лангедок (правда без диоцезов Тулузы и Альби), именуемый в те времена Готией или Септиманией, остается в руках вестготов и арианство здесь продолжает существовать наряду с ортодоксальной Церковью. Вторжение арабов, разрушевшее королевство вестготов, в начале VII столетия, отдало им весь Лангедок, которым воины Ислама владели вплоть до 760 года, когда король франков Пипин Короткий окончательно очистил этот регион от арабов. Таким образом, мы видим, что на протяжении почти трехсот лет этот цветущий край находился в состоянии постоянной смены завоевателей, которые, однако все завоеватели правктически не менеяли старинных римских законов, согласно которым города Лангедока продолжали управляться и развиваться.99

Для управления всей этой сложной государственной машиной варварские короли, хорошо владевшие мечом, но совершенно не владевшие пером, вынуждены были привлекать местную, образованную римскую знать. В Северной Италии, таковыми были, например знаменитый Аниций Манлий Боэций (ок. 480-525), «магистр оффиций» вестготского короля Теодориха Великого, затем сменивший его на этом посту писатель и философ Кассиодор (около 490-после 585), создатель знаменитой «Диалектики». В Испанском королевстве вестготов (куда входила и территория Лангедока), -таковым был знаменитый Исидор Севильский, более тридцати пяти лет (600636) составлявший славу епископской резиденции Севильи. Ученый муж, которому Средние века обязаны первой большой энциклопедией, изложившей в сжатой форме античные знания специально для «новых христиан из варваров» и тем поставивший эти знания на службу христианской цивилизации Запада. * Все это имена личностей, авторитет которых в течении всего средневековья был посистинне непререкаем, а скульптурные изображения Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского

98

99 Подробнее об этом см.: В. И. Уколова «Последний римлянин» Боэций». - М.: Наука, 1987; Л. Альфан. «Великие империи варваров. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века». — М.: ВЕЧЕ, 2006. украшали порталы многих романских и готических соборов и церквей. Не случайно в самом зените европейского средневековья, поэт Пьер из Блуа произнес фразу, не утратившую популярность и в наши дни: «Мы подобны карликам, взобравшимся на плечи гигантов; если мы видим дальше чем они, то этм мы обязаны им.». ** И хотя общее падение культурного уровня населения бывшей римской империи было велико, однако, на общем фоне именно города Ломбардии и Тосканы, Лангедока и Прованса соствляли «счастливое» исключение на общем фоне. Так в первой половине VI столетия, епископ Цезарий Арльский искренне удивляется, всего лишь тому, что некоторые богатые купцы Окситании не умеют ни читать, ни писать, и это на фоне почти повальной безграмотности в остальных регионах Европы. И даже гораздо позднее уже в 841 году мы встречаем удивительный памятник «окситанской эмансипации», оставленный нам Дуодой, женой герцога Септимании (Нарбоннской провинции) - «Поучение матери сыну», который убедительно свидетельствует в пользу живучести даже такой римской традиции, как образованность женщин. Именно поэтому здесь на Юге, сохранившем позднеантичное отношение к женщине, позднее возникнет удивительное литературное явление — «провансальская лирика» трубадуров с законами «leys сГamors» (законы любви). 100

Стоит ли говорить, что авторитет римского наследия длительное время был абсолютно непререкаем, тем более что римские постройки стояли буквально перед глазами и служили прямыми образцами для подражания. В своей работк мы уже отмечали влияние римского принципа организации пространства и масс, воплощенном в «Арене» города Нима или Акведуке в Пон-дю-Гар, на ритмическое построение стен готических церквей Тулузы и Лангедока. Ритмическое членение (группировка) архитектурных элементов, столь любимое римской архитектурой, практически повсеместно воспроизводится в культовой архитектуре Лангедока еще в романский период (порталы, клуатры и т.д.). В эпоху проникновения и сложения самобытной готики Лангедока, мы вновь встречаем то же ритмическое группирование в организации культовых сооружений «Жакобэн» или «Огюстен» в Тулузе. Эта же ритмическое членение, основанное на субординации элементов, повсеместно применяется зодчими Лангедока в организации готических фасадов многочисленных приходских церквей и башен-колоколен. Использование богатства ритмических вариантов, унаследованных Ломбардией и Лангедоком от античности, позволяет мастерам оперировать повторением сходных, но различных по форме элементов (чередование столбов, колонн и арок), менять сочетание элементов в одном и том же ритмическом ряду или пользоваться комбинацией нескольких различно построенных рядов. Все эти многочисленные ритмические комбинации блестяще использовались архитекторами Лангедока при организации фасадов, стен, интерьеров или клуатров культовых готических сооружений. Многочисленные попытки подражания римским образцам в искусстве, литературе и архитектуре мы Цит. по: В. И. Уколова «Последний римлянин» Боэций». - М.: Наука, 1987. с. 4.

100 повсеместно встречаем и в период «Темных веков», и в XI - XII веках, и в эпоху готики. Это и порталы романских приходских церквей, капители колонн (да и сами колонны, как в церкви Сан-Сальви) и образцы романской скульптурной пластики (мастерская аббата Изарна в Тулузе 1100-1105 гг. и мастерская 1118-11120 гг. в Тулузе), это римские строительные технологии с использованием кирпичной кладки и кровельной черепицы и многое другое.

4). В-четвертых, на сложение своеобразной готики Лангедока огромное влияние оказала Ломбардская архитектурная школа (отчасти и Тосканская), поскольку города Лангедока и Ломбардии были тесно связаны религиозно— политическими и торговыми связями. В городах Ломбардии и Лангедока практически на протяжении всего раннего и позднего средневековья, позднеримские строительные и политические традиции, по сути, и не умирали. Именно благодаря торговым связям городов Лангедока с Северной Италией, мавританской Испанией, а так же династическим и политическим союзам с Аквитанией (Перигор) наблюдается заимствование некоторых композиционных и конструктивных принципов; например строительство однонефных церковных зданий без трансепта, с контрфорсами, непосредственно «прислоненными» к стене. Романская тектоническая система Лангедока, стремящаяся к компактным массам и полному органическому слиянию сводов и стен (Овернская школа), оказала несомненное «давление» на стереотомию культовых готических сооружений, наиболее отчетливо проявляясь в зданиях из кирпича. Поскольку кирпичная кладка заставляла более внимательно относиться к тектонике стен готических сооружений, постольку готические архитекторы Лангедока, вынуждены были использовать приемы уже проверенные в романской архитектуре (Ломбардская школа).

Анализ полихромии в готической архитектуре Лангедока лишний раз убеждает нас в том, что основная проблема культовой архитектуры этого края есть проблема образа и выражения. Эмоциональный (символический) принцип полихромии культовых готических сооружений Лангедока принадлежит не столько массе, сколько пространству, не столько разделяет, сколько сливает, и не столько лепит форму, сколько создает своеобразное настроение пространства. Такая пространственная концепция краски, в которой она накладывается мелкими пятнами, точками или линиями и сливает все плоскости интерьера в общей тональности, более соответствует восточной (Итальянской и, отчасти, Визанстийской) полихромии. Как уже отмечалось выше, именно из Нормандии через Аквитанию, зодчие Лангедока заимствовали и нервюрные своды, которыми он перекрывали простые прямоугольные пространства церквей еще до появления готических образцов из Иль-де-Франса. Особо отмечается тот факт, что разработке и поиску композиционных схем украшения фасадов церквей, и особенно тимпанов, зодчие Лангедока (Оверни и Бургундии) уделяли очень серьезное внимание. Не случайно поэтому, тимпаны Лангедока, наряду с тимпанами Бургундской школы первой трети XII века, принадлежат к числу произведений, с наибольшей силой выразивших дух романского искусства, а рельефные фигуры, украшающие порталы и клуатры церквей Лангедока, некоторые исследователи не без основания считают прототипами будущих статуй-колонн готических соборов. * По крайней мере, и Феге и Маль, делали выводы о том, что скульптуры на север Франции попали с Юга. При изучении тимпана Страшного Суда в Сен-Дени, Э. Маль давно обнаружил его сходство с аналогичной сценой тимпана лангедокской церкви в Болье. ** По крайней мере, тот факт, что мастера из Лангедока, считавшиеся прекрасными специалистами в скульптурной пластике, были приглашены аббатом Сугерием для работы в Сен-Дени, является общепризнанным. Наконец, стоит сказать о романской живописи Лангедока, образцы которой, к сожалению, мало сохранились до нашего времени. Композиционная структура фресковой росписи имела характер подчинения композиционным задачам архитектуры культового сооружения, и соответствовала членениям интерьера, покрывая стены, своды, архивольты арок и капители с полуколоннами. В дальнейшем, эта традиция продолжит свое развитие в интерьерах готических культовых сооружений.

Говоря о культовой готике Лангедока исследуемого периода мы можем отметить ряд региональных особенностей. Архитектура соборов и церквей не является такой сквозной, как архитектуре «классических» соборов Иль-де-Франса и северных регионов, поскольку внешняя стена готических сооружений Лангедока сохраняет свою массивность и плотность, подчеркнутую контрфорсами, непосредственно прилегающими (встроенными) к плоскости стены. Оболочка стены как бы скрывает боксы-капеллы внутри культового сооружения, а трансепт, как правило, отсутствует. Таким образом, вся плоскость стены вновь обретает свои права, несмотря на то, что изящно профилируется довольно многочисленными глухими аркадами, машикулями или круглыми световыми луками - окнами, явно под влиянием ломбардской архитектурной школы. Объемы зданий стремятся к большей, по сравнению, с «классической» готикой, замкнутости всего сооружения, планомерно устраняя все «лишние» выступающие части здания, что вообще характерно для культовой готической архитектуры приходских церквей XIV - XV веков, находящихся под непосредственным влиянием идеологии нищенствующих монашеских орденов. Капеллы -боксы занимают все пространство между контрфорсами внутри зданий и представляют собой составную часть единого целого культового интерьера. При этом ритмика чередования капелл — боксов создает специфическое настроение некой сакральной «соборности», составляющей «единое в многообразии», чем выгодно отличается от нервной вертикальной многосложности «классических» соборов. Скульптура стремиться занять внутреннюю часть пространства культового готического сооружения, перемещаясь туда с внешнего пространства готических порталов.

Важное место в создании мистического настроения прихожан церквей Лангедока, наряду с традиционными готическими витражами, занимает См.: Voege W. Die Anfange des monumentales Stiles im Mittelalter/ Strassburg, 1984. S. 80-90.; Ювалова E. П. Сложение готики во Франции. СПб., 2000. с. 52.

См.: Male E. L'art religieux au Xll-em siecle en France. Etude sur les origins de Picinographie du moyen age. Paris, 1924. P. 178 etsuiv.

Библия для неграмотных» - церковная настенная живопись, сюжеты которой посвящены Спасителю, Деве Марии, Пророкам, Апостолам, и христианским Святым. При этом не вызывает никакого сомнения тот факт, что богословские, моральные, и даже научные программы культовой живописи того времени находились под внимательным контролем клириков (и прежде всего нищенствующих орденов). Здесь мы полностью согласны с авторитетным мнением Э. Маля о том, что мастера и художники средневековых соборов были всего лишь проводниками мысли Церкви. Внимательное изучение архитектуры, скульптуры и живописи культовых сооружений Лангедока, не оставляет в этом никакого сомнения. Тем более со времен Второго Никейского собора 787 г. неукоснительно действовало правило: «Создание церковных образов не должно быть оставлено на произвол мастеров: они отражают положения учения Вселенской Церкви и религиозную традицию. Художнику принадлежит лишь его искусство, порядок и расположение образов определяется Отцами». * Таково всегда было учение Церкви, причем как западной - Католической, так и Восточной - Православной, которое неукоснительно соблюдалось при создании культовых сооружений и в VIII веке и в XIII веке.

Среди культовой готики Лангедока почти не встречается «классическая» двухбашенная схема композиционного решения западного фасада (за исключением «подражательных» соборов в Безье и Нарбонне). Западные фасады культовых готических сооружений Лангедока отличаются, как правило, сдержанной (даже аскетичной) трактовкой, а одинокие башни -колокольни (часто напоминающие итальянские кампаниллы) примыкают непосредственно к боковой части здания (обычно северной).

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что культовая готика Лангедока вовсе не носит «подражательный» характер, как это считалось ранее. Ее своеобразие было обусловлено разнообразными идейно -художественными программами, взаимное пересечение и сложение которых в результате и породило такое многообразие форм культовых готических сооружений в относительно небольшом регионе. Именно культовая готическая архитектура Лангедока в дальнейшем оказала существенное влияние на сложение оригинальной «Каталонской готики» королевства Арагон и своеобразной готики Королевства Пальма - Мальорка. i Цит. по: Labbe. Concil., t. VIII, col. 831, Syn. Nicaena, II.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Орлов, Игорь Иванович, 2010 год

1. Абеляр Пьер. История моих бедствий. М., 1959. Августин Бл. О граде Божием. Минск М., 2000. Августин Бл. Творения. Киев, 1901-19012. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935.

2. Библейская энциклопедия. Под ред. Архим.Никифора. М., 1891.

3. Боэций. Комментарий к Порфирию. I/Пер. Т.Ю. Бородай//Средневековье всвидетельствах современников. М., 1984.

4. Боэтий A.M. Утешение философское/пер. иеромонаха Феофилакта. С.Пб., 1794.

5. Витрувий. Десять книг об архитектуре. T.l. М., 1936.

6. Ваганты. Поэтический сборник. Составитель В.Б.Муравьев под ред. Н.В. Алехина. М., 1998.

7. Григорий Турский. Житие Отцов./Vita Patrum. Пер. о.Серафим (Роуз), П.Бартлет и Л. Васениной. Под ред. о. Серафим (Роуз). М., 2005. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993.

8. Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов./ «Библиотека всемирной литературы». Т.23, Под ред. М. Ваксмахера и С. Шланоберской. М., 1974.

9. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

10. Регистры ремесел Этьена Буало. Пер. Л. И. Кисилевой под ред. А.Д. Люблинской. «Средние века». Вып. X-XI. М., 1957-1958. Социальная история средневековья. Т. I-II. Под ред. Е.А. Косминского и А.Д. Удальцова. М.-Л., 1927.

11. Средневековый роман и повесть./ «Библиотека всемирной литературы». Т.22, Под ред. С. Шланоберской. М., 1974.

12. Средневековье в свидетельствах современников, М., 1984.

13. Тайные фигуры розенкрейцеров./ Каталог. Под. Ред. фон Эрцен-Глерон В.Э.1. Ваклер», 1997.

14. Хрестоматия по западноевропейской литературе. Сост. Проф. А. Шор. М., 1938.

15. Хрестоматия по истории средних веков. Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. Т. I-II. М., 1938-1939.

16. Хрестоматия по истории средних веков. Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. T. I-III. М., 1949-1950.

17. Хрестоматия по истории средних веков. Под ред. С.Д. Сказкина. T. I-II. М., 1961-1963.

18. Хрестоматия по истории средних веков(У-ХУ века). Под ред. В.Е. Степановаи А.Я. Шевеленко. Ч. 1-2. М., 1980.

19. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1932.

20. Ямвлих. О Пифагоровой жизни. Пер. И.Ю. Мельниковой. М., 2002.

21. Alain de Lille. Anticlaudianus. Ed. R. Bossuat. Paris, 1955.

22. Allix P. Remarks upon the Ecclesiastical History of Ancient Churches of the Albigenses, 1962. Réédition: Oxford, Clarendon Press, 1821. Ангелов Дю Богомилството в България. София, 1969.

23. Bacon R. Opus Majus. Ed. with intr. and analytical table by John. Vol. I-III. Oxford, 1900.

24. Bacon R. Essays. Col. and ed. by Little. Oxford, 1914.

25. J. Barrau et В. Darragon. Histiriae des croisades contre les Aibigeois (Paris, 2 v. in 8, 1843).

26. S.Bonaventurae Opera omnia, vol. 1-10, Firenze, 1883-1902. Borst A. Die Katharer, Stuttgart, 1953.

27. Catel, Historiae des comtes de Tolose. (издание с древнейшего Манускрипта

28. Парижской библиотеки № 261: Guilelmus de Podio Laurenti Chronicon superhistoria negoti Francorum sive bellorum adversus Albigenses ab a. 1092-1271, senhistoria Albigensium), 1623, p. 49, app.

29. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, Wien.

30. Dando M. Les origins du Catharisme, edit, du Pavillon,Paris, 1967.

31. Dante. Tutte le opera, a cura di Luigi Blasucci, Sansoni, Firenze, 1965 (contient II1. Fiore).

32. Documents de l'histoire du Languedoc // Publ. Sous la direction de Ph. Wolff. Toulouse, 1969.

33. Dondaine, A.O.P. Le Liber de duobus principiis (un traite manicheen du XIII siecle, suivi d'un fragment du Pituel cathare); Instituto storico domenicano, Santa Sabina, Roma, 1939.

34. Durban P. Actualité du catharisme, Toulouse, 1968.

35. Duvernoy J. Le register de l'Inquisition de Jacues Fournier (1318-1323), 3 vol., "Bibliothèque méridionale", Privât, Toulouse, 1965.- La Liturgie et l'Eglise Cathares, Cahiers d'Etudes Cathares, printemps 1965, automne 1967, Arques, Aude, 1967.

36. Du-Chesne, Historiae Francorum scriptores coaetanei. 1649.

37. Gouron A/ Diffusion des consulat dans le Midi de la France // La ville. Part 1. Bruxelles, 1954. P. 348-366.

38. Griffe E. Les debuts de l'aventure cathare en Languedoc (1140-1190), Letouzey et Aine, Paris, 1969.

39. Guiraud J. Histoire de l'Inquisition au Moyen Age, t. I, Paris, 1933, t. II, Paris, 1938.

40. Historiens et chroniquers du Moyen Age. Ed. A. Pauphilet. Paris, 1952. Histoire Generale de Languedoc / red. Par Cl. Devic et J. Vaissete: In 10 t. Toulouse, 1872-1892.

41. Holt E.C. A Documentary History of Art. New York, 1957.

42. Hugonis de Sancto Victore Practica geometriae. Ed. R. Baron. "Osiris", XII, 1956, p. 176-224.

43. Hugh of St. Victor. The Didascalicon. Ed. J. Taylor. New York, London, 1961.

44. Rainerii Sacchoni. Summa de Catharis et Leonistis, Gott., 1834.1.bert J. Historie du droit prive. Paris, 1972.

45. Johannis Duns Scoti Opera omnia. Ed. Ch. Balic, Vaticano, 1950.

46. Jean Fornier de Montauban. Historiens des guerres faites en plusieurs lieux de la

47. France etc., Tolosa, 1562.

48. Jean Leger. Historie generale des Eglises evangeliques des vallees de Piémont ou Valdoises, divisee en deux livres, Leyde, 1669.

49. Jean du Tillet. Sommaire de la guerre faite contre les heretiques albigeois, Paris, 1590.

50. Jeux et sapience du Moyen Age. Ed. A. Pauphilet. Paris. 1951.

51. J. Bapt. Langlois. Historiae des croisades contre les Albigeois, divisee en VIIIlivres (Paris, in 12., 1703).1.ca Tudensis. Adversus Albigensium errors. Ing., 1603.

52. The Medieval World. Ed. By N.F. Cantor. New York, 1967.

53. Madaule J. Le drame albigeois et le destin français, Grasset, Paris, 1961.

54. Mary-Lafon. La croisade contre les Albigeos, epopee nationale, Paris, 1868. Martin-ChabotE. La chanson de la croisade les Albigeois, traduite du provençal, 3 vol., Les Belles-Lettres, Paris, 1960-1961.

55. Maitland. Facts and documents, illustrative of the history, doctrine and rites of the ancient Albigenses and Waldenses (London, 1833, in 8).

56. Meister Eckhart. Die deutshe und lateinische Werke. Stuttgart, 1956-1962. Bd. I-III.

57. Migne J.P. Patrologia Latina, cursus completes. 1844-1864. Migne J. Patrologiae cursus completes. 1855.

58. Nelli R. Ecritures cathares, Planete, Paris, 1968. La vie quotidienne des Cathares languedociens au XIII siecle, Hachette, Paris, 1969. Ockam W. Sunna logicae. Louvain, 1951.

59. S. Pantaleonis. Annales Colonienses Maximi (ab 576 usque ad a. 1237).

60. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter, 2 Ausg. Berlin, 1866, S. 500).

61. Petrus Sarnensis seu monachus coenobii Vallium Cernait (Pierre de Vaux-Cernay,

62. P. Cern). Historia Albigensium et sacri belli in eos anno 1209 suscepti duce etprincipe Simone de-Monteforti. 1615.

63. Petit-Dutailis Ch. Les communes Françaises. P., 1947.

64. Peyrat N. Histoire des Albigeois, t. I-II, Paris. 1870-1872.

65. Plotin. Enneades. 7 vols. Paris, 1924-1928 (1960-1967).

66. Primov B. Les Bougres, Sofia, 1970 (trad. Ribeyrol).

67. Roche D. L'Eglise romaine et les Cathares albigeois, edit. Des Cathiers d'Etudescathares, Arques, Aude, 1937.

68. Ros P. Pages d'histoire Biterrensis. Beziers, 1967.

69. RoquebertM. L'epopee cathare (1198-1212); l'Invasion; Privat, Toulouse, 1970. Rungiman St. Le manicheisme medieval. L'heresie dualiste dans le christianisme: Payot, Paris, 1949.

70. Stanley Faber. An inquiry into the history and the theology of the ancient

71. Valdenses and Albigenses (London, 1838, in 8).

72. Soderberg H. La religion des Cathares, Uppsala, 1949.

73. Textes philosophiques du Moyen Age. Paris, 1958.

74. Theophilus De Diversis Atribus. Ed. By C.R. Dodwell. London, 1961.

75. Thomas Aquinas. De veritate catholicae fidei contra gentiles. Vol. I-II. Paris, 1854. Thomas Aquinas. Opera omnia. Roma, 1882 и след. годы. Topentcharov V. Bougres et Cathares, Seghers, Paris, 1971.

76. Timbal P. Les viles de consulat dans le Midi de la France // La ville. Part 1. Bruxelles, 1954. P. 348-366.

77. Vidal H. Episcopatus pouvoir episcopus a Beziers a la vielle de la Croisade Albigeoise (1152-1269). Montpellier, 1954. Wolff Ph. Histoire du Languedoc. Toulouse, 1914.1. ЛИТЕРАТУРА.

78. АрсеньевЮ.В. Геральдика. M.: TEPP A, 2001.

79. Арсеньев (о. Иоанн). Секты Европы. От Карла Великого до Реформации. -М.: ВЕЧЕ, 2005.

80. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.1. М.-Л., 1948.

81. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935.

82. Альфан Л. Великие империи варваров. — М.: ВЕЧЕ, 2006.

83. Бартенев И. А. Форма и конструкция в архитектуре. Л., 1968.

84. Бартенев И. А., Батажникова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей.1. М, 1983.

85. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. Одесса, 1919. Библейская энциклопедия. Под ред. Архим. Никифора. — М., 1891. Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

86. Брунов Н. И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. М., 1935. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: в 2т. М.-Л., 1937. Буров А. Об архитектуре. - М., 1960.

87. Бутми H.A. Каббала, ереси и тайные общества. СПб., 1914.

88. Вайнштейн О. Л. Историография средних веков. М.-Л., 1940.

89. Вайнштейн О. Л. Западноевропейская средневековая историография. М.,1964.

90. Витрувий. Об архитектуре. -М., 1936.

91. Вовк О.В. Знаки и символы в истории цивилизаций. М.: ВЕЧЕ, 2005.

92. Всеобщая история архитектуры: в 2 т. -М., 1958-1963.

93. Всеобщая история архитектуры: в 2 т. М., 1960-1975.

94. Всеобщая история искусств: в 6 т. М., 1956-1965.

95. Гартман К. История архитектуры: в 2 т. М., 1936-1938.

96. Гегель Г. Ф. Г. Лекции по эстетике. Кн. III, т. XIV, М., 1958.

97. Генон Р. Символы «Священной науки». — М.: Беловодье, 2002.

98. Грубер Р. Всеобщая история музыки. Ч. 1. М., 1965.

99. Глазычев В.А. Эволюция творчества в архитектуре. М., 1986.

100. Гнедич П.П. История искусств. Зодчество. Живопись. Ваяние. В 3 т. — М.:1. ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

101. Гоголь Н. В. О средних веках. Сщч. Т. 5, М., 1889.

102. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени. Соч.Т.5. М., 1889.

103. Гофф Jle Ж. Рождение Европы. СПб.: ALEXANDRIA, 2008.

104. Груббе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М.:1. СТРОЙИЗДАТ, 1990.

105. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

106. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазамисовременников. М., 1989.

107. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. -М., 1990.

108. Городская культура. Средневековье и начало Нового времени. Под ред. В. И.

109. Рутенбурга. Издание АН СССР. Л., 1986.

110. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров. М., 1972.

111. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.

112. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Пародия в литературе иискусстве IX XVI веков. - М., 2004.

113. Добиаш-Рождественская O.A. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Пг., 1918.

114. Добиаш-Рождественская O.A. Западная Европа в Средние века. Пг., 1920. Добиаш-Рождественская O.A. Западные паломничества в Средние века. -Пг., 1924.

115. Добиаш-Рождественская O.A. Западное средневековое искусство. В кн.: История искусств всех времен и народов. Т. 4 - Л., 1929.

116. Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М., 1987.

117. Доброклонский М.В. Западноевропейский рисунок средневековья IV-XIV века. «Труды Госуд. Эрмитажа», т. 1. — М.-Л., 1956, с. 40-42. Дюби Ж. Европа в Средние века. - Смоленск., 1994. Золотова Е.Ю. Жан Фуке. - М., 1984.

118. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. М., 1985. История архитектуры в избранных отрывках. - М., 1935.

119. История западноевропейской литературы. Под общ. Ред. В. М. Жирмунского. Т. 1,-М., 1947.

120. История средних веков. Т. 1. М., 1966.

121. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 1. раздел «Средние века». -М., 1962.

122. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. М., 1912.

123. Карсавин Л.П. Очерки религиозной жизни в Италии XII-XIII веков. — СПб., 1912.

124. Карсавин Л.П. Очерки средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб., 1915 (новое издание в 1997).

125. Карсавин Л.П. Культура средних веков. — Пг., 1918. Карсавин Л.П. Католичество. — М., 1918.

126. Карсавин Л.П. Культура Средних веков. М., 1918.

127. Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви. — М.: Издательство МГУ., 1994.

128. Карташов A.B. Вселенские соборы. Клин: АТЛАСС-ПРЕСС, 2004. Каплун А.И. Стиль и архитектура. - М., 1985.

129. Кидсон П., Мюррей П., Томсон П. История английской архитектуры. — М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2003.

130. Ковалевский М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. Т.1-3. -М., 1898-1903.

131. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М.: В. Шевчук, 2001.

132. Коплстон Ф. История философии. Средние века. М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2003.

133. Кожин H.A., Сидоров A.A. Архитектура средневековья. -М., 1940. Кузнецов A.B. Своды и их декор. — М., 1938.

134. Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. В 2-х т. — М.-Л., 1931.

135. Лависс Э., Рамбо А. Всеобщая история с IV столетия до нашего времени. Пер. с франц. Т. 2-3. -М., 1897.

136. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Искусство Проторенессанса. В 2-х т. -М., 1956-1959.

137. Лапковская Э.А. Прикладное искусство Западной Европы VII-XV веков. Гос. Эрмитаж. Путеводитель по выставке. М., 1956.

138. Лапковская Э.А. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. М., 1971.

139. Лясковская O.A. Французская готика. Архитектура, скульптура, витраж XII-XIV веков. М., 1973.

140. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции. М., 2009. Маркузон В. Семантика и развитие языка в архитектуре (Архитектурная композиция). - М., 1970.

141. Мессель Э. Пропорции в античности и в Средние века. — М., 1936. Михайловский И.Б. Архитектурные формы античности. — М.: Архитектура-С, 2004.

142. Мокрецова И.П., Романова В.Л. Французская книжная миниатюра XIII века в советских собраниях. 1270-1300. М., 1984.

143. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. М., 1936. Муратова K.M. Средневековый бестиарий. -М., 1984.

144. Муратова K.M. Мастера французской готики. Проблемы теории и практики художественного творчества. М.: Искусство, 1988.

145. Некрасов А.Н. О некоторых пространственных явлениях в готическойархитектуре. Иваново-Вознесенск, 1962.

146. Нелли Р. Катары. Святые еретики. — М.: ВЕЧЕ, 2005.

147. Пон И.И. Искусство Чехии и Моравии IX- начала XVI века. М., 1978. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. - М.: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2004.

148. Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии X-XIII веков. -М., 1938.

149. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

150. Сидорова H.A. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. -М., 1953.

151. Сказкин С.Д. Срелневековая культура и зарождение буржуазной идеологии. Стенограмма лекции, прочитанной 03 марта 1940 г. -М., 1940. Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2008.

152. Смирнов Е.И. История христианской Церкви. М., 2007. Смоули Р. Гностики, Катары, масоны, или запретная вера. — М.: ACT, 2008. Средневековый быт. Сборник статей под ред. O.A. Добиаш-Рождественской, А.И. Хоментовской и Г.П. Федотова. - Л., 1925.

153. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города. -М., 1960.

154. Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.

155. Сукале Р., Венигер М., Вундрам М. Готика. TASCHEN /АРТ-РОДНИК, 2007.

156. ТальбергН. История христианской Церкви. М.-Н.И., 1991.

157. Тейс Л. Наследие Каролингов. IX-X века. М.,1993.

158. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М., 2000.

159. Ткач М. И. Тайны католических монашеских орденов. М., 2003.

160. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековойфилософии. — М., 1957.

161. Турчин B.C. Города и замки Луары. М., 1986.

162. Тяжелов В.Н. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. — М., 1981.

163. Ференци Б. Очерки по искусству средневековья Франции. М., 1936. Фосийон А. Жизнь форм. - М., 1995.

164. Фрейберг Н.П. Мастера и подмастерья французских цехов XIII-XIV вв. — «Известия АН СССР», 1931, № 3 (серия VII). Фулканелли (Жан Жульен Шампань). Тайна соборов. М., 2008. ХейзингаЙ. Осень средневековья. — М., 1988.

165. Цейтен Г.Г. История математики в древности и средние века. — М.-Л., 1938. Цирес А. Искусство архитектуры. Художественный образ романских и готических соборов. -М., 1946. с. 85-98.

166. Черняк В.З. Уроки старых мастеров (из истории экономики строительного дела). М., 1989.

167. Шастель А. Об искусстве витража. // Декоративное искусство СССР. № 4, 1983.

168. Шуази О. История архитектуры. Т. 1-2. М.: В. Шевчук, 2005. Шумов С.А. Монашеские ордена: власть над душами. - М., 2005. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. СПб., 1907. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. - СПб., 2004.

169. Эко У. Поиски совершенного языка в Европейской культуре. СПб.: ALEXANDRIA, 2009.

170. Эпоха Крестовых походов. Под ред. Э. Лависса и А. Рамбо. М., 1914.

171. Ювалова Е.П. Королевский портал Шартрского собора. В сборн.:

172. Античность, Средние века, Новое время. -М., 1977. с. 18-33.

173. Ювалова Е.П. О некоторых интерпретациях ранней и высокой готики всовременном искусствознании. В сборн.: Современное искусствознание

174. Запада о классическом искусстве. -М., 1977. с. 30-54.

175. Ювалова Е.П. Немецкая скульптура. 1200-1270. -М., 1980.

176. Ювалова Е.П. Чешская готика эпохи расцвета. 1350-1420. М., 1980.

177. Ювалова Е.П. Сложение готики во Франции. — СПб., 2000.

178. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. М., 1978.

179. Abadal Y Vinals R. de. Del reino de Tolosa al reino de Toledo, Real Academia dela Historia, Madrid, 1960.

180. Abbot Suger and Saint-Denis. A Simposium. New York, 1986.

181. Abert J. J. Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen. Leipzig,1905.

182. Abraham P. Viollet-le-Duc et le rationalisme médiéval. Paris, 1934. Adam E. Die Baukunst des Mittelalters. Zurich, 1959.

183. Adhemar J. Inflences antiques dans 11 art du Moyen Age français. Paris, 1939. Album de Viillard de Honnecourt. Reproduction en fac-similé du MS fr. 19093. Ed. Lassus, Bibliotheeque Nationale, Paris, s.d.

184. Aldeguier A. de. "Notice sur Teglise Saint-Etienne de Toulouse", dans Actes du 96-e Congres national des sociétés savants, Toulouse, t. II; archeologie et histoire de l'art, 1971, Paris, CTHS, p. 157-174.

185. Allers R. Microcosmus from Anaximandros to Paracelsus // Traditio. II., 1944. p. 319-407.

186. Amado C. De la cite wisigothique a la ville medievale in Histoire de Beziers. Toulouse, 1986. p. 71-94.

187. Ancona P. de. Le rappresentazioni allegoriche delle arte liberali nel medio evo enel rinascimento, "L'Arte", V, 1902.

188. Ангелов Д. Богомилството в Българияю София, 1969.

189. Anthony E. W. Romanesque Frescoes, Princeton, 1951.

190. Andrews F. The Medieval Builder and His Methods. Oxford, 1924.

191. Avril J. "La participation du chapitre cathedral au gouvernement du diocese", dans

192. Cahiers de Fanjeaux, 24, Toulouse, Privat, 1989, p. 41-64.

193. Archeologie du Midi Medieval", Revue annuelle consacree au Moyen Agemeridional (V-XY siecles). Tome III-XIII., 1985 1995.

194. Aries P. Images de Thome devant la mort, Paris, Seul, 1983.

195. Armengaud A., Cathala J. P. L'Eglise Saint-Sernin de Belpeche. Société d'histoiredu Carnagues. Belpeche.

196. Artistes, artisans et production artistique au Moyen Age, Colloque international (Rennes, 1983), Ed. X. Barrai I Altet, 3 vol., 1-2, Paris, 1986-1987. Artz F. B. The Mind of Middle Ages. New York, 1954.

197. Aubert M. Notre-Dame de Paris, sa place dans l'architecture du XII-e au XIV-e siecle. Paris, 1920.

198. Aubert M. L'architecture religieuse en France a l'époque gothique. 2 vols. Paris, 1926.

199. Aubert M. La sculpture française du Moyen Age et de la Renaissance. Paris -Bruxelles, 1926.

200. Aubert M. La sculpture française au Moyen Age. Paris, 1946. Aubert M. L'architecture cistercienne en France. 2 vols. Paris, 1949. Aubert M. Le gothique a son apogee. Paris, 1963.

201. Aubert M., Goubert S. Gothic Cathedrals of France and Their Treasures. London, 1959.

202. Aurenhammer H. Lexikon der Ghristlichen Ikonographie. Wien, 1959-1962. Baltrusaitis J. Le Moyen Age fantastique. Paris, 1955. Begule L. La cathedrale de Lyon. Paris, 1939. Branner R. Burgundian Gothic Architecture. 1960.

203. Cabanel P. Voyage en religion: des leux de culte en Languedoc Roussillon. NPL Ed., ISBN 2-7089-9182-5.

204. Cazes Q. Le quartier canonical de la cathedrale Saint-Etienne de Toulouse. C.A.M.L. EDITEUR, 1998.

205. Cahiers de Fanjeaux № 9, "La naissance et l'essor du gothique meridional au XIII siecle", Ed. Privat, 1974.

206. Cahiers de Fanjeaux № 25, "La paroisse en Languedoc (XIII-XIV siecle)". Ed. Privat, 1990.

207. Cahiers de Fanjeaux № 28. "Le décor des eglises en France méridionale (XIII-mi XV e siecles)". Ed. Privat, 1993.

208. Cahiers de Fanjeaux № 41, "Les ordres religieux militaires dans le Midi (XII-XIVsiecle)". Ed. Privst, 2006.

209. Christ Y. Cathedrales de France. Paris, 1963.

210. Corboz A. Haut Moyen Age. Office du Livre. Fribourg, 1970.

211. Didron E. Artistes du Moyen Age. AA, vol. 1, 1844.

212. Durliat M. L'archptecture espagnole. Toulouse, 1966.

213. Durliat M. Art catalan. Paris/Grenoble, 1963.

214. Erlande-Brandenbourg A. L'art gothique. Paris, 1983.

215. HERESIS". Revue semestrielle d'histoire des dissidences Medievales.40/2004, 42-43/ 2005, 46-47/ 2007.

216. Evans J. Art in Médiéval France. London, 1957.

217. Focillon H. L'art des sculpteurs romans. Paris, 1964.

218. Frankl P. History of Gothic. Harmondsworth, 1960.

219. Freigang C. Imitare ecclesias nobiles. Die Kathedralen von Narbonne, Toulouse und Rodez und die nordfaanzosische Rayon-nangotik un Languedoc. Worms,

220. Grodecki L. Le Moyen Age retrouve. Paris, 1986. Henderson G. Gothic. Harmondworth, 1967.

221. Kimpel D. / Sukale R. Die gotische Architektur in Frankreich 1130-1270. München, 1985.

222. Morand J. P. Clochers-murs du Midi toulousain. LOUBRATIERES, 2001. ' Milhau D. Le couvent des Augustins, Journal des collections №1. Toulouse. 1980. Odol J. Lauragais. Privat, 1998.

223. Pradalier-Schluberger M. La sculpture en Languedoc aux XII et XIV siecles. Université de Toulouse, 1990.

224. Porter A., Kingsley. Lombard Architecture. New Haven, 1917.

225. Reynal J., Castillo M. L'Art gothique en pays catalan: sur les pas des rois de

226. Mallorca, Seguint els passos dels reis de Mallorca. Toulouse, Ed. Privat. ISBN978.2-354-140-250.

227. Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. Zurigh,1950. Simson O. von. Die gotische Kathedrale. Darmstadt, 1972.

228. Waley D. The Italian City-Republics. London: Longman, 1988.

229. White J. Art and Architecture in Italy. 1250-1400 (Pelican History of Art).1. Hammondsworth, 1965.1992.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.