Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Кузнецова, Елена Владимировна

  • Кузнецова, Елена Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 137
Кузнецова, Елена Владимировна. Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2004. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Кузнецова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. История появления католических орденов в Мексике. Их географическое, историческое и политическое продвижение.

ГЛАВА 2. Сложение раннеколониальной культовой архитектуры Мексики. Взаимовлияние древнеамериканских и испанских традиций зодчества.

ГЛАВА 3. Особенности типов орденских храмов провинциальной Мексики: францисканских, доминиканских, августинских.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века»

Предлагаемая работа посвящена малоизученному в отечественном искусствоведении материалу - провинциальной культовой архитектуре I

Мексики 16 столетия. Интерес к теме вызван уникальностью этого явления, его последующим значением для формирования национальных традиций в мексиканском искусстве и зодчестве.

Культовое зодчество Мексики 16 века до сих пор не получило серьезного и должного исследования. Оно рассматривалось преимущественно в контексте всеобщей истории архитектуры Мексики. Вместе с тем исчезающие памятники зодчества 16 века, представляющие раннеколониальный период в истории развития мексиканского культового искусства, не только имеют историческую ценность, но в не меньшей степени обладают художественной значимостью.

Сложение национальной художественной традиции в архитектуре I

Мексики заняло очень короткий отрезок времени - вторую треть 16 начало 17 века. Он был отмечен синтезированием местной I древнеиндейской традиции зодчества с привлеченными стилистиками европейского искусства Средних веков и эпохи Возрождения. Ярче всего это проступило в церковной архитектуре, 'так как главные процессы новой жизни протекали в сфере культа.

Колонизация и евангелизация туземного населения Новой Испании происходили почти одновременно. В распространении христианства в Новом Свете приняли участие монахи трех нищенствующих орденов - францисканского, доминиканского, августинского, прибывших сюда буквально друг за другом. Они разворачивали свою деятельность в регионах, отмеченных массовым проживанием местного населения, а потому памятники, изученные в настоящей работе, относятся к типу провинциальных.

В них нет парадной репрезентативности, свойственной столичным храмам, нет модной обращенности к ведущим стилям современного искусства. В рассмотренных монастырских комплексах, а именно они I были характерными культовыми объектами провинциальной Мексики, проявились черты сурового быта, особенных условий протекания колонизации языческого населения, имевшего долгие и самобытные традиции, с которыми по необходимости приходилось считаться i испанцам и миссионерам-католикам. Поэтому выработанные утвердившиеся здесь типы архитектурных сооружений отвечали тем не простым условиям, в которых приходилось работать монашеству, и являлись памятниками той суровой действительности.

Мексиканские культовые сооружения 16 столетия не только соответствовали духу своего времени, но и служили столько, сколь долго сохранялись эти условия. Роль монашества в процессе христианизации индейского населения очень велика. Монахи сумели за короткий период обратить в католическую веру многомиллионные массы языческого населения. Время их деятельности в Новой Испании определяется этой активной миссией и ограничивается 16 веком. С I выполнением программы христианизации индейского населения в общем, испанские власти по существу упразднили в Мексике институт монашества. С тех пор опустели разбросанные по территории страны монастыри раннеколониального периода, до настоящего времени идет окончательный процесс их разрушения и разграбления.

Таким образом, не только монашеская миссионерская деятельность в Мексике имела компактные хронологические рамки, но и сами монастырские комплексы 16 столетия оказались памятниками очень целостной по характеру культуры. Они стали очагами формирования национальной традиции в архитектуре Мексики.

Настоящая работа ставит своей целью раскрытие этого процесса в его основных характерных и значимых для искусства чертах.

Монахи нищенствующих орденов реализовали на землях Новой Испании свои программы, служили и жили соответственно уставам. Они обустраивались, придерживаясь своего традиционного уклада. Это понятие включало в себя выработанные нормы поведения, ведения I привычного быта, искреннее служение своим идеям. Аскетический I образ жизни заставлял оставаться их приверженцами и сложившихся I типов внешней атрибутики и символики, что в первую очередь относится к типам храмов и их убранству, которые стилистически I базировались на романской традиции. i

Для большей результативности работы по христианизации индейского населения предполагались поиски духовных связей с паствой, изучение сложившихся привычек, менталитета воспитанного на язычестве народа. Все это принималось во внимание как данность, с которой необходимо было считаться. Умение миссионеров работать в сложных ситуациях дало видимые результаты. Свидетелем достигнутого 1 во все времена остается культура, образовавшаяся в этом процессе и ее зримое воплощение - искусство. В такой культуре ассимилируются материнские типы, укрепленные элементами внутреннего соответствия друг другу. Новая мексиканская культура, как видно из исследования, зафиксировала не только прививку европейского опыта, но и сохранение локальной художественной традиции. Разноуровневые по стадиальности развития эти два начала пребывали в рассматриваемое время в процессе формирования единого организма мексиканского искусства.

Несмотря на то, что аскетичность романской архитектуры, I принятой за основу в мексиканском зодчестве 16 века, в целом соответствовала дУху самой акции, идентичной той, что протекала веками раньше в Европе, на этой земле она обрела дополнительные специфические черты. На благо утверждавшемуся католицизму заработал местный фактор, давший прочную жизнь в дальнейшем этому начинанию. Христианизация аборигенов происходила на почве сложившихся здесь культурных традиций, соотнесенных с привнесенными влияниями. Процесс этот был сложен, неоднозначен, так как материнские - испанская и индейская культуры находились на разных стадиях общественного развития. И, тем не менее, гуманистические принципы раннего Возрождения, романская суровость и языческая лапидарность древнеиндейского искусства стали основой нового культурного образования.

Монашество утверждалось в Новой Испании в привычных ему формах. Но при этом оно привнесло на континент такие типы европейских храмов, которые оказались соотносимы с традиционными принципами миропонимания, характером художественного восприятия индейцев. В формировании монастырских комплексов, наряду с сохранением всех присущих католическому ритуалу обязательных

I I моментов, проявились глубинные принципы организации храмового пространства, свойственные древним индейцам. Здесь неожиданно храм оказался не для всех, а в основном для самих монахов, тогда как для прихожан выделялась площадь перед храмом - атрио. Вот на таких встречных движениях формировалась новая культура.

В тот начальный период ярче всего складывающуюся общность двух составляющих демонстрировала провинциальная культовая архитектура. Создаваемая для многомиллионных масс индейского народа, она стала начальным периодом в становлении национальной художественной школы зодчества Мексики. В дальнейшем ее самобытное развитие будет соответствовать стилям искусства, но в ней всегда будут присутствовать элементы духовной и творческой работы, проделанной в момент первого столкновения таких разных и самобытных культур, как индейская и европейская.

Главным импульсом к работе стали личные впечатления автора, I I знакомство со многими еще сохранившимися памятниками. Тема I диссертации 1 определилась в ходе знакомства с культовыми комплексами во время проведения реставрационных работ.

В дальнейшем были изучены многие современные публикации мексиканских историков, использованы материалы архивов Мехико, изучена специальная литература на испанском и русском языках.

Базовым трудом явилась монография Джорджа Кублера «Мексиканская архитектура 16 века». Американский ученый впервые дал обобщающие сведения о зодчестве Мексики 16 века, представил различные направления в архитектуре, типы строений. Им была проделана бесценная работа по фиксации памятников, сложению целостной картины развития мексиканской архитектуры. В ней не ставились задачи искусствоведческого анализа, как отдельных памятников, так и явления в целом. Она носит исторический характер. Однако даже в такой обобщающей работе, где главным итогом представляется создание энциклопедического свода данных, не все I I имеющиеся на сегодняшний день памятники нашли отражение. Вместе с

I 1 I тем, впервые изданная в 1940-е годы, Зта книга остается до сегодняшнего дня непревзойденной по охвату материала и зафиксированное^ многих сведений по отдельным памятникам.

В отечественной науке этот период мексиканской культуры и I архитектуры был освещен в ряде публикаций общего характера в начале второй половины XX века.

Обращение к мексиканскому искусству было вызвано в те годы огромным интересом к доклассическим цивилизациям.

Древнеамериканская культура оказалась в центре внимания исследователей тех лет. Так появились работы Р.В.Кинжалова,

И.Голомштока, тогда же состоялась в нашей стране выставка «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней», организованная мексиканской стороной и снабженная каталогом. Вступительная статья к нему Ф.Гамбоа достойно представила экспозиционный материал и показала заинтересованному советскому I читателю то значение, которое придают национальной культуре t I специалисты Мексики, ее прошлому и ( сохранению традиций I современными художниками и ремесленниками.

В те же годы выходят в свет и сборники научных трудов со I статьями разных авторов, направленных на многостороннее освещение культуры Мексики. Таким стал сборник Академии наук СССР «Культура индейцев». Предложенные в нем разнообразные материалы позволяли отечественному читателю познакомиться с древнейшей цивилизацией, оценить вклад коренного населения Америки в мировую культуру.

Публикации, касающиеся непосредственно искусства колониального периода Мексики и конкретно рассматриваемого материала, нашли место главным образом в специальных академических изданиях: «Всеобщая история архитектуры», «Всеобщая история искусств» и т.д. Главы, посвященные искусству Латинской Америки, были написаны ведущими в те годы отечественными специалистами

Т.П.Каптеревой, Е.М.Томиловской, Е.И.Кириченко. Кроме того, i

Кириченко уделила внимание мексиканской архитектуре в ряде статей и I в монографии1 «Три века искусства Латинской Америки». К сожалению, все перечисленные работы носили обзорный характер, и 16 век оказался I наименее представленным в них.

Этот период; как в зарубежной, так и отечественной литературе остается до сих пор наименее разработанным. Неброскую ценность его архитектуры затмили декоративно насыщенные храмы 17-18 века. Вместе с тем, изученный материал оказался полезным, так как позволил увидеть целостную картину культурных и художественных процессов доколониального и колониального периодов Мексики. Все изученные I библиографические материалы способствовали выработке методики исследования настоящей проблемы.

Предметом настоящего исследования стало провинциальное культовое зодчество Мексики 16 века. Оно представлено монастырской архитектурой трех нищенствующих орденов - францисканцев, доминиканцев, августинцев, работавших с одним контингентом, но несколько индивидуально презентовавших себя. Особенности монастырских комплексов запечатлели их своеобразия.

Цели и задачи исследования заключены не только в воссоздании I целостной картины исторического и художественного процессов, но и систематизации материала по выявленным типам культурных традиций. Одной из задач работы стало определение путей сложения единой национальной школы мексиканской архитектуры, формируемой тремя типами монашеских орденских комплексов. Особое место в диссертации занимает выявление конкретной роли каждого из трех монашеских орденов, участвовавших в духовных процессах мексиканского общества раннеколониального периода. Эти процессы, в первую очередь, отразились в национальном культовом зодчестве. Любопытно, что в архитектуре каждого ордена устойчиво проявлялись определенные, присущие только ему характерные черты.

Научный интерес к проблеме диссертации был вызван важностью происходившего в национальной культовой архитектуре, а также отсутствием исследований искусствоведческого характера по заявленной теме. Обозначенная проблема входила составной частью в исследования общего характера мексиканских, американских и отечественных авторов на протяжении всего XX столетия и решалась в I I других аспектах, в основном в историческом, 1

I 1 I

Уходящей полевой материал - разрушкющиеся и исчезающие орденские храмы 16 века требуют настоятельного научного изучения и осмысления явления. Научная значимость пересекается с практической потребностью - мексиканская музейная и реставрационная деятельность нуждаются для сохранения национального культурного наследия в современных исследованиях по данному вопросу.

При исследовании материала использована методология искусствоведческого анализа, привлечены типологические сравнения. Работе присущ комплексный характер, в котором нашли место исторические, культурологические принципы рассмотрения материала.

Обозначенные в названии исследуемой темы временные рамки шестнадцатым веком представляются оправданными. Этот период является целостным для выявления характерных признаков раннекатолического зодчества Мексики. Хронологические рамки исследования - первая треть 16 - первая треть 17 веков определены I временем прихода монашеских орденов в Новую Испанию и I I окончанием процесса христианизации индейскбго населения в целом, а также завершением строительства ранее начатых монашеских монастырей, которые типологически и исторически относятся к исследуемому периоду. После прерывания монашеской деятельности на I территории современной Мексики, заканчиваются все действия, связанные с развитием монастырской культуры трех «бедных орденов».

Настоящая работа является первой попыткой научного анализа мексиканской провинциальной культовой архитектуры 16 века в отечественном искусствоведении. В ней впервые анализируются культовые памятники провинций Мексики, имеющие первостепенное значение для понимания художественных процессов. Архитектура этого типа более, нежели столичная, выразила ведущие тенденции своего времени. В ней фактор стихийности более очевиден, тенденции на сближение двух культур не носили волевого характера, были естественны. Именно поэтому провинциальная архитектура мексиканских провинций - материал до сих hop неоцененный в должной I мере - является исходным для сложения национальных традиций страны. При этом исследователем сделана попытка классифицировать I раннеколониальную монастырскую архитектуру Новой Испании по принадлежности it разным монашеским орденам, определить их особенности.

Результаты научного исследования могут быть использованы в дальнейших изысканиях по данной проблеме, а также представят исходный материал для практики музеев, будут востребованы в экскурсоводческой, преподавательской и реставрационной работе.

Результаты исследования уже были апробированы автором в работе по консервации и реставрации храмов Мексики, а также изложены в ряде печатных работ.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения; снабжена библиографией, приложением в виде-альбома иллюстраций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Кузнецова, Елена Владимировна

Заключение

Проведенное исследование позволило приоткрыть одну из малоизученных самобытных страниц художественной истории Мексики. Провинциальная культовая архитектура Мексики 16 века дала ключ для понимания значимых процессов в культурной истории народа и национальной художественной традиции.

Своеобразие рассматриваемого искусства определили социальные и политические процессы, повернувшие историю древнего американского общества в другое русло. Завоевание испанскими конкистадорами Мексики и христианизация ее населения вызвали коренную перестройку духовной жизни общества, определили новые формы искусства.

Главные процессы протекали в области культовой жизни. Переход от язычества к католичеству, носивший массовый характер, вызвал появление новых для Америки храмов. А участие в этом монахов трех орденов и официальной католической церкви придало архитектуре того времени черты многообразия. I

Колонизаторы привносили с собой традиции зодчества, в I основном те, ^оторые были характерны для них в Европе. Однако на новой земле они испытали воздействие местной культуры. Использование труда местных строителей, а также организация культовых комплексов с учетом психологических, нравственных особенностей и традиционных эстетических предпочтений новой паствы положили основу новым типам храмов и в целом монастырских комплексов. Отмеченные в работе особенности архитектурного решения монастырей и декоративного строя храмов монашеских орденов отразили значимые моменты в формировании национальной школы зодчества Мексики.

Раннеколониальная архитектура Мексики формировалась под воздействием двух сильных факторов - стилевого европейского и традиционного индейского. Художественно-стилевая идея храмового проекта, приходившая из Европы, осуществлялась силами индейцев. Конструктивные и декоративные особенности, характерные европейским стилям, - романскому, менее готическому и в большой I I мере декору^ Ренессанса принимались и исполнялись индейскими мастерами в соответствии с их строительными навыками, традиционными представлениями об эстетике декора. Поэтому европейские влияния ассимилировались сразу в ходе их прививания на i мексиканской земле. Такое соединение многовековых и разнородных принципов послужило устойчивости основ национальной школы архитектуры Мексики.

Открытость массам выразилась и в типе культовых построек. Их особенности формировались под воздействием местных условий и тех задач, которые стояли перед монашеством. Задачи миссии орденов определили главный структурный принцип монастырского комплекса.

Он состоял из двух частей - предмонастырской - атрио - для подготовки к крещению больших масс индейцев, привыкших к ритуалам на открытом воздухе, и потому по типу дворовой, открытой; и монастырской, закрытой, практически предназначенной для крещения, для полноценной духовной жизни посвященных и монахов. По практическим соображениям атрио был необходим в ситуации приобщения к католичеству огромных масс народа, однако на самом деле он был данью местной традиции. Предмонастырский двор католического конвента становился деликатным моментом в характере отношений монахов с туземцами, которые учитывали боязнь последних закрытых пространств. В этом читалась и традиция индейской культуры с ее принятым ритуалом культовых действий на открытых пространствах.

Следует указать на любопытную особенность раннеколониальных мексиканских храмов. Это тонкая соотнесенность романской архитектуры с традициями индейских строительных приемов. В одном долго возводимом храме они становятся почти неразъединимыми. Так, наверное, и должна была реализоваться европейская идея руками индейского строителя. Особенно очевидно это единство проступает при возведении основного объема. То, что выходит за пределы, как-то звонницы, колокольни, заведомо декоративный убор порталов, всякий раз решаются по-разному, видимо, в силу действия разнородных факторов. Это могли быть особые требования ордена-заказчика строительства, личного вкуса монахов, руководивших работами, которые вправе былй оговаривать решения отдельных частей храма, а I также недостаточное понимание исполнителями, тех или иных I неизвестных строительных приемов, необходимости включения отдельных элементов и т.д. I

В Мексике наблюдается упрощение европейского храма. Вместо трехнефного, как Цринято в Европе, утверждается однонефный храм. Трехнефный храм здесь встречается как редкое исключение. Однонефный собор был местной особенностью: в Испании, которая поставляла идеи и сложившиеся решения однонефные храмы встречаются редко. Этому можно найти объяснение. Индейцы не были сильны в строительстве храмов европейского типа, они не были знакомы с системой сводчатых перекрытий. Кроме того, мексиканский храм использовался по-другому. Здесь утвердилось деление культового пространства на две равнозначные по функции части - атрио и сам храм. Вынос основных культовых церемоний, связанных с участием больших масс верующих в предмонастырскую часть комплекса, снимал необходимость в огромных внутренних пространствах. В мексиканском I храме никогда не было одновременно много народа. Ведь он создавался I для внутреннего пользования небольшого числа монахов и посвященных. Однако на одном уменьшении количества нефов не остановились. Принципиальные и конструктивные узловые решения некогда готического собора были приняты как декоративные формы. I

Готические своды стали ложными, а «нервюры» вытачивались из камня и крепились к потолку. Корректировка внутреннего пространства не затронула внешнего решения храма. Оставалась незыблемой внушительность крупного, сурового, выразительного собора.

Такой тип культовых орденских комплексов в общих чертах был един. Каждый из представленных на землях Мексики монашеских орденов - францисканский, доминиканский, августинский, формировал пространство своих монастырей согласно принципам своих учений и укладу жизни ордена.

Так, во францисканских было больше аскетичности, суровой простоты. Их собор выражал бескорыстное каждодневное и терпеливое служение христианской идее, наконец триумф христианской религии над язычниками. 1 I о 1

В приведенных примерах доминиканских храмов прослежено развитие мексиканской культовой архитектуры в целом. Оно I продвигалось от суровых и мало декоративных францисканских соборов к усилению современного европейского фактора.

Сохраняя единую для Мексики линию развития храмового зодчества, доминиканцы были более привержены к пластической живописности, что одинаково выражалось как в декоре, так и формах объемов. В образах соборов было больше пластической выразительности.

В доминиканских храмах более, нежели во францисканских, прочитывались черты подчеркнутой светскости, нарядности. Их главный фасад имитировал алтарное ретабло. Он был задействован пластическим декором целиком от основания до верха. В характере оформления все отчетливее проступали идеалы ренессанса, в мотивах его декоративные элементы. Удивительным образом пластическое богатство Ренессанса соединилось с культурой этого ремесла у древних индейцев. Так далеко отстоявшие культуры смешивались деликатно, сохраняя национальные черты и обретая современную стилистику. Доминиканский храм был символом небесного и земного порядка. При этом образ храма свидетельствовал о большей закрытости этого ордена. I

В нем читалась некая отстраненность от окружения. Как будто он высокомерно сохранял свое европейское лицо. В декоративном убранстве доминиканского храма раньше всего проступили ренессансные черты. Следует акцентировать в нем светскость и роскошное величие.

Августинский храм являл собой символ места встречи бога и человека. Поэтому в нем было выражено стремление к обретению покоя и любви. Это был дом, устремленный ввысь, выражавший символику радостного пребывания в нем декоративной пышностью платереска на 1 портале главного входа.

Августинские храмы имеют черты отличия от других мексиканских культовых построек 16 века. В них просматривается стремление к чистоте формы и причудливости живо переплетающегося раститительного декора в платереске. Эта тенденция готовила переход к декоративному богатству мексиканской архитектуры 17- 18 веков. Однако при движении вперед в августинских храмах связь с глубинной индейской традицией обретала новую силу. Платереск этой группы I сохранял и развивал в себе любовь индейцев к пластическому богатству t I декора при непременном сохранении эффекта плоскостности архитектуры и рельефа. Эта традиционная для Мексики гармония контраста проявилась наиболее зримо именно здесь, в августинских храмах.

Короткая деятельность монашеских орденов на мексиканской земле, оставила неизгладимый след в национальной культуре. Это был период сложения и закрепления самобытной линии развития, период определения дальнейших тенденций. Культовое зодчество подготовило базу для сложения светской архитектуры. Была создана основа для пышного расцвета мексиканского барокко, в котором прочитывается конструктивная ясность раннекатолических форм и пышная декоративность, имевшая корни в платереске 16 века.

Таким образом, три монашеских ордена, утверждаясь на земле Новой Испании, явились активными выразителями художественных тенденций в архитектуре колониальной Мексики. Каждый из орденов, i как показывает ' проведенное исследование,, способствовал своими I предпочтениями развитию национальной архитектуры Мексики. Эти I процессы были чрезвычайно важны для дальнейшего развития искусства Мексики. I

Все зафиксированные ростки новой для Мексики художественной I культуры пышно реализовались в искусстве 17-18 веков, обогатив пришедший сюда стиль барокко самобытными национальными чертами. Современное искусство также свидетельствует, что традиция, отточенная в поисках идентичности местной культуры и стилевого фактора европейского влияния в практике 16 века, продолжает жить и проявляется уже в новых соединениях. I

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Кузнецова, Елена Владимировна, 2004 год

1. Ацтеки: империя крови и величия / Перевод с англ. О.Перфильева - М., 1997

2. Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь СПб., 1880I

3. Галич М. История доколумбовых цивилизаций -М., 1990

4. Искусство древней Мексики М., 1962I

5. Искусство Древней Мексики. Вступительная статья И.Голомштока. -М.: Изобразительное искусство, 1962

6. Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней:I

7. Каталог. Вступительная статья Фернандо Гамбоа. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1960

8. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. Т. 1-3. -М.,1962,1965,1971

9. Каптерева Т.П. Искусство Америки // Всеобщая история искусств. T.IY -М., 1963

10. Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев -М., 2002

11. Кинжалов Р.В. Искусство Древней Америки М.: Искусство, 1962

12. Кинжалов Р.В. Искусство древних майя. Л.: Искусство, 1968

13. Кириченко Е.И. Архитектура вице-королевства Новая Испания (Мексика) // Всеобщая история архитектуры. Т. 7 -М., 1969

14. Кириченко Е.И. Особенности развития архитектуры испанских колоний // Всеобщая история архитектуры. Т. 7 М., 1969

15. Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки: Конец 15 первая четверть 19 века - М.: Искусс5тво, 1972

16. Кириченко Е.И., Саркисьян Г.А., Томиловская Е.М. Испания. Архитектура 16-19 вв. // Искусство стран и народов мира. Т. 2 -М., 1965

17. Кузнецов А.В. Своды и их декор М., 1938I

18. Культура Латинской Америки. Энциклопедия М., 2002

19. Культура индейцев. Вклад коренного населения Америки в мировую культуру. -М., 1963

20. МалицкаяК.М. Испания-М., 1935

21. Полевой В.М. Искусство Латинской Америки -М., 196721 .Савицкий Ю.Ю. Архитектура Испании // Всеобщая история архитектуры. Т.5 -М, 1967

22. Савицкий Ю.Ю. Архитектура Испании 16 -начала 19 вв.// Всеобщая история архитектуры. Т.7-М., 1969

23. Советская историческая энциклопедия М., 1970

24. Томиловская Е.М. Архитектура Латинской Америки XYI-XIX вв. //Всеобщая история архитектуры. Т. 2. -М., 1963

25. Традиционное искусство Востока / Терминологический словарь-М.: Эллис Лак, 1997

26. Хрестоматия по истории средних веков М., 196127.4000 anos de arguitectura mexicana (Album). Mexico, 1956

27. Abbad (F) Catalogo monumental de Espana: Zaragoso. Madrid, 1957

28. Angulo Inguez Diego. Historia del Arte Hispanoamericano. Tomo 1. Barcelona, 1945

29. Ayres A.B. Mexican architecture. Domestic. Civil. Eclesiastical. -New York, 1926

30. Bartolome de las Casas. Apologetica historia sumaria. Mexico, 1967

31. Bartolome de las Casas. Historia de las indias. Mexico, 1951

32. Baschiazzo M. J. Historia de la arguitectura colonial in 1 beroamerica/ Buenos Aires, 1961

33. Baxler S. La arguitectura hispanocolonial en Mexico. Mexico, 1934

34. Becguer C.A. Historia de los tempos de Espana. Toledo, 1857. у Zaragosa, 1979

35. BernaI Dias del Castillo. Historia Verdaderde la conguista de la nueva Espana. Mexico, 1966

36. Bernardino de Sahagun. Historia general de las cosas de nueva Espana Mexico, 1969

37. Buschiazzo MJ. Estudios de arguitectura colonial hispanoamericana. -Buenos Aires, 1944

38. Cali F. L art des conguisladors. Paris, 1960

39. Capillas abierlas aisladas del siglo XYI. Una forma arguitectonica poco estudiado, en Gacila UNAM, cuarto epoca, vol. II num 28, cuidad Univtrsitaria, Mexico, 17 del abril de 1978

40. Carlos Lira Vasguez. Para una Historia de la arguitectura del sigloXYI en Mexico Mexico, 1990

41. Chanfon Olmos. Curso de historia de la arguitectura del siglo XYI en Mexico. Mexico, 1978

42. Cubler G. Arguitectura Mexicana del siglo XYI. Mexico, 1982i

43. Cubler G. The regions arhitecture of New Mexico in the colonialperiod and the american occupation / Colorado, 1940i

44. D.Angulo Iniguez. Historia del arte hispanoamericano, t. 1-3. -Barselona Buenos Aires, 1945-1953

45. Diego de Landa. Relacion de las cosas de eucatan. Mexico, 1966

46. Diego Duran. Historia de las indias de Nueva Espana e islas de la tierra firme Mexico, 1967

47. Estudios у documtntos Para la historia del arte colonial. Vol. 1/ Buenos Aires, 1934

48. Estudios у fuetes del arte en Mexico. Mexico, 1956-157

49. Femandes J. Mexican art London, 1966

50. Fernandes Justino. Catallogo de construcciones Religiosas del Estado de Hidalgo. Mexico, 1942

51. Fernandes Justino. Catallogo de construcciones Religiosas del Estado de Yucatan. Mexico, 1945

52. Fernando de Alva Ixtlixchitl. Obras historicas. Mexico, 1951

53. Francisco Lopez de Comara. Historia de las ingias e la conguista de Mexico. Mexico, 1943

54. Gante P. La arguitectura de Mexico en el siglo XYI/ Mexico, 1954

55. Garcia Granagos Rafael. Capillas de indios en nuevaEspana (15301605) del Archivo Espanol de Arte у Argeeologia, num 31 -Madrid, 1935

56. Garcia Icazbalceta Joaguin. Bibliografia Mtxcicana del siglo XYI. Mexico, 1954i

57. Garcia Pimentel Luis. Relacion de los Obispados de Tlaxcala, Michoacan, Оахаса у otros lugares en el siglo el siglo XYI, Manuscrito de la coleccion del senor don Joaguin Garcia Icazbalctla. Madrid, 1904

58. Gendrop Paul. Arte prehispanico en Mesoamerica. Mexico, 1976

59. Geronimo de Mendieta. Historia eclesiastica indiana. Mexico, 1971

60. Gonzalez Loyzaga Jorge. Catalogo Parcial de Monumentos Religiosos Coloniales del Estado de Morelos. Mexico, 1973

61. Grabar Andre. El primer arte cristiano (220-395)- Madrid, 1967

62. Grijalva Joan de. Cronica de la Orden de N.P.S. Agustinen las

63. Provinsias de la nueva Espana. Mexico, 1924'i

64. Gutierrez Rafael V. La revtilizacion de la "capilla de indios".i1. Cuemavaca, 1978

65. Негпап Cortes. Cartas de relasion Mexico, 1963

66. Juan Torguemada. Monarguia indiana Mexico, 1975

67. Kubler G., CoriaM. Yistoriy of art and architecture in Spain. Portugal and their american dominions 1500 to 1800. London, 1959

68. La Aportacion de las Ordenes Mendicantes al Urbanismo en el virreinato de la Nueva Espana. Separata de la publicacion del XXXVIII Congreso Internasional de Americanistas. Munchen, 1938

69. Leonardo Benevolo. Las nuevas ciudodes fundadas en el siglo XYI en Americo Lalina. Seminario Internasional

70. Male Emile. El Arte religioso del siglo XII al siglo XYIII. -Mexico, 1952

71. Marco Dorta Enrigue. "Atrios у capillas abiertas en el Peru". En Archivo Espanol de Arte XYIII (1941).

72. Martinez M.G. Monasterios medievales asturianos. Oviedo, 1977

73. Mendieta Fray Jeronimo. Historia Eglesiastica Indiana. Mexico, 1870

74. Mexico prehispanico у colonial. Mexico, 1967

75. Navascues Palacio Pedro. Monasterios de Espana. Madrid, 1985

76. Newconb R. Spanich colonial archtecture in the United Ctates -New York, 1937

77. Newhall B. Colonial cites of Spanich America. Wachington, 1947I

78. PamazP.F. Art in Latin American arhitecture. New York, 1963 81 .Ricard Robert. La Conguista Espiritval de Mexico. - Mexico, 1947

79. Rojas P. Historia general dei arte mexicano. Epoca colonial. T. 2. -Mexico Buenos Aires, 1963 (Album). - London, 1966

80. Sebastian Lopez Santiago. Mensaje del Arte Medieval. Espana, 1978

81. Smith K.C. The colonial art of Latin America Wachington, 1945

82. Sola M. Historia del arte hispanoamericano Arguitectura, escultura, pintura у artes menores en la America espanola durante tos siglos XYI, XYII, XYIII. Barcelona, 1958

83. Toribio de Benavente. Memoriales. Mexico, 19711 87.Torres Balbas L. Arguitectura gotica Madrid, 1952

84. ToussaintM. Arte colonial en Mexico. Mexico, 1948

85. Toussaint M. Beitez J.K. Iglesias de Mexico. T. 1-5/ Mexico, 1924-1927

86. Toussaint M. La Arguitectura Religiosa en la nueva Espana durante el siglo XYI en Iglesias de Mexico. Volumen YI. Mexico, 1927

87. Toussaint M. Paseos colonialts. — Mexico, 1939

88. Toussaint M. Pinturas murales en los conventos mexicanos. -Mexico, 1951

89. ToussaitM. Arte mudejar en Amtrica. Mexico, 1946i

90. Vazguez Vazguez Elena. Distribucion Geografica у Organizacionde los Ordenes Religioses en la Nueva'Espana (siglo XYI) i1. Mexiqo, 1965

91. Veinte siglos de arte mexicano. Mexico, 1940

92. Victorino Capanaga. Pensamientos de San Agustin. Madrid, MCML XXVII

93. ViolichF. Cilies of Latin America. Housing and planning to the1. Sovth. New York, 1944

94. Vives J. Historia de la Iglesia en Espana. Vols I у III. Madrid, 1979-1980

95. Woermann Karl. Historia del Arte en todos los tiempos у pueblos. Т. III. Arte Primitivo у Medioeval. Madrid, 1930i

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.