Идеи византизма в русской философско-антропологической традиции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Котина, Светлана Владимировна

  • Котина, Светлана Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 190
Котина, Светлана Владимировна. Идеи византизма в русской философско-антропологической традиции: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2014. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Котина, Светлана Владимировна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Феномен греческой патристики в аспекте историко-философского исследования

1.1 Восточно-христианское наследие: обретение философского статуса

1.2 Проблема систематизации и периодизации византийской философии

1.3 Философско-богословский синтез в контексте тринитарной и христологической проблематики

1.4 Духовно-практическое и теоретическое развитие византийской мысли (УИ-Х1У век)

Глава П.Концептуальная преемственность в становлении восточно-христианской мысли

2.1 Антропологическая и эстетическая значимость греческой патристики

2.2 Византийское наследие как объект концептуального анализа

2.3 Особенности формирования философско-антропологических

традиций в восточной и западной патристике

2.4 Историко-философская интерпретация византийских идей в контексте различия социокультурных ценностей

Глава III. Идеи византизма в качестве источника развития русского логоса

3.1 Византийское влияние и формирование идеалов мировосприятия

в Древней Руси

3.2 Наследие восточно-христианской мысли как путь к новому философскому знанию

3.3 Идея соборности и метафизика всеединства

3.4Византизм как качество русской национальной идентичности

3.5 Неопатристика и аксиологический смысл философских учений

начала XX века в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идеи византизма в русской философско-антропологической традиции»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Особое место византийского наследия в русской культуре традиционно соотносится с религиозным выбором Древней Руси, однако вместе с утверждением греческого христианства произошло восприятие и преломление целостной системы принципов и идеалов, имеющих нравственно-практическое, социально-организационное, этико-эстетическое и концептуально-теоретическое значение. Поэтому проблематика византийского наследия неизменно оказывалась в центре внимания русской общественно-философской мысли на тех этапах развития, когда возникала потребность в самоопределении, в осмыслении источников собственного культурного и духовного фонда. Контрастность высказываемых суждений в оценке истоков русской цивилизации наиболее ощутимо проявила себя в первой половине XIX века, но и в дальнейшем течении русской мысли тема византизма всегда обостряла проблематику ценностных приоритетов в развитии государства и культуры, выявляя противоположные концепции национального идеала. В настоящее время расширение дискуссии о византийско-русской преемственности, многообразие сфер и направлений исследования, вновь указывает на актуальность поиска основ национального самосознания, ощущаемую сегодня как потребность воссоздания критериев государственного и духовного единства России.

Обращение к феномену византизма в современной российской литературе и публицистике происходит все чаще, но особенности развития восточно-христианской мысли, ее воздействие на формирование философского мышления в России, остаются недостаточно разработанными. Достижения византийской философии оказали влияние на Древнюю Русь в большей степени как мировоззренческая система, или «комплекс идей» (как обозначал «византизм» К. Леонтьев), который попав в новые исторические обстоятельства, претерпел многократные преломления, соответствующие формированию собственного отношения к истине. О противоречивости процесса взаимодействия византийской философско-богословской традиции с особенностями национального душевного склада в России Г. Флоровский говорил, как о постоянном «кризисе византийской

культуры в русском духе».1 Тем не менее, процесс продвижения вперед, всегда возвращал русскую мысль к истоку, так как только в нем можно почерпнуть знания о первоначальных критериях и смыслах развития.

Исследование творчества византийских мыслителей долгое время оставалось ограниченным рамками церковно-исторического контекста, однако сведение всех аспектов восточно-христианской традиции к религиозному вектору обедняет проблематику общего философского опыта средневековья, формирующего различные концепции выражения абсолютной истины. Греческая патристика, как историко-философский феномен, вместила аксиологические принципы библейского предания и античный опыт рационального мышления, объединила различные сферы человеческого бытия в совокупности теоретического и нравственно-практического смысла знания. Использование античной философии в качестве способа толкования Божественной истины, происходит и в латинской культуре, но между западноевропейской схоластикой и восточно-христианским философско-богословским синтезом есть существенные отличия. Исследование проблематики формирования христианской мысли (в том числе самостоятельного значения греческой патристики) в ее отличиях и преемственных связях с эллинистической культурой мышления особенно актуально для развития философской традиции в России, где приверженность к идеалам византийского просвещения повлекла за собой становление собственной системы приоритетов в движении к истине. Синтез духовно-нравственных, онтологических и формально-логических критериев истины, достигнутый в византийской философии в ракурсе антропологического смысла и созвучный русскому представлению о цельности человеческого бытия и знания, может стать актуальной возможностью современного философского поиска в России.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - выявление ключевых принципов развития русской философско-антропологической традиции, обоснование их концептуального взаимоотношения с общим интеллектуальным и духовным фондом византийской культуры. В этом контексте необходимо обращение к различным этапам формирования византийской философии,

1 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - М.: Институт русской цивилизации, 2009. — С. 13

определение собственного значения идей греческой патристики, а также особенности их восприятия и преломления в русской философско-антропологической традиции.

В ходе исследования предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть основные этапы формирования восточно-христианской мысли, а также преемственность философской проблематики и методологии на разных этапах развития;

2. Определить особенности историко-философского развития византийских идей в контексте социо-культурных различий христианского мира, ставших основой ментального противостояния Запада и Востока;

3. Рассмотреть результаты воздействия византийских религиозно-нравственных, эстетических, государственно-политических, интеллектуальных идеалов в качестве источников развития философского знания в России;

4. Проанализировать византийские истоки идеи соборности в России, которые приобрели собственные качества в русской философской традиции;

5. Раскрыть генезис идей греческой патристики в становлении русской религиозной философии XX века (русская неопатристика, метафизика всеединства, софиология, евразийство).

Степень разработанности проблемы. Обращение к проблематике византийской мысли, происходившее на первых этапах в русле исследования церковно-исторических вопросов, возникло в России XIX века на волне общего научного интереса к культуре Византии. Русская византинистика представляет богатый и разнообразный материал, который до настоящего времени не теряет своего значения. Для проблематики диссертационного исследования значимы классические труды В.В. Болотова, А.И. Бриллиантова, В.Г. Васильевского, И.В. Попова, К.И. Скворцова, A.A. Спасского, А.П. Лебедева, A.A. Архангельского, Н.И. Сагарды и других авторов.

Многогранный вклад в изучение византийской культуры сделан акад. Ф.И.

Успенским, автором «Очерков по истории византийской образованности»,

имеющих большое значение в исследованиях философских движений Византии.

С точки зрения соотношения византийской и западноевропейской философии,

5

заслуживает внимания работа В.Е. Вальденберга, написанная уже в послереволюционной России, но опубликованная сравнительно недавно. Надо отметить, что на рубеже XIX-XX веков появляется большое количество исследований, посвященных творчеству византийских мыслителей: труд C.JL Епифанова «Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие», монография H.H. Глубоковского о блаж. Феодорите Кирском, книга епископа Алексея (Дородницына) о поздневизантийском исихазме, исследование В.В. Болотова об Оригене и множество других работ в самых разных жанрах. В изучении святоотеческого наследия был сделан огромный шаг вперед, вместе с тем, ощущался недостаток системного изложения восточно-христианской мысли в ее философском значении.

После трагических событий в России начала XX века, обращение к проблематике преемственного формирования философско-богословской системы взглядов в Византии продолжается в работах выдающихся представителей русского православного зарубежья: Г.В. Флоровского, В. В. Зеньковского, И. Мейендорфа, архиепископа Василия (Кривошеина), Киприана (Керна), В.Н. Лосского. История святоотеческих учений представлена в их работах, как целостная парадигма философско-антропологического видения, формирующаяся в последовательном раскрытии основополагающих идей, в преемственности подходов и методов обоснования.

В соответствии с задачами диссертации, важным материалом, проявляющим развитие византийских идей в России, является философское наследие И.В. Киреевского, A.C. Хомякова, П.Я. Чаадаева, B.C. Соловьева, К.Н. Леонтьева, С.Н. и E.H. Трубецких, Л. П. Карсавина, С.Л. Франка, П. А. Флоренского, С.Н. Булгакова. Отдельно нужно отметить движение «евразийства» (Н.С. Трубецкой, П.С. Савицкий, П. П. Сувчинский), как мощное продолжение государственно-идеологической составляющей идей византизма в XX веке, имеющее авторитетных последователей в пространстве современной философской мысли: А.Г. Дугин, А. Р. Устян, A.M. Малер.

В системе учений восточно-христианских мыслителей был осуществлен

синтез категорий греческого философского мышления с образно-символическим

6

языком библейского предания, поэтому огромное значение имеют исследования в области соотношения античной и византийской эстетики. В этом направлении необходимо выделить работы А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, В.В Бычкова. Особый ракурс рассмотрения византийской эстетики в трудах академика С.С. Аверинцева и В.В. Бычкова раскрывает взаимосвязь этико-эстетических представлений и процесса формирования философского сознания в России; развитие философско-эстетических оснований русской культуры рассматривается в исследованиях А.П. Валицкой, К.Г. Исупова. Существенное место в проблематике формирования византийской мысли занимает взаимодействие эллинизма и христианства, александрийской и средневековой экзегетики, освещение различных областей пересечения позднеантичной и восточно-христианской философии в работах: В.Я Саврея, Р.В. Светлова, A.B. Ситникова, Г.И. Беневича, Д.С. Бирюкова, A.C. Степановой и др.

С точки зрения влияния византийской духовной и философской традиции на развитие русского просвещения, в том числе на формирование антропологических, мировоззренческих, социо-культурных идеалов, в последние десятилетия появилось значительное количество исследований, среди которых важное место занимают работы: С.С. Хоружего, А.А Королькова, А.Ф. Замалеева, Г.М. Прохорова, Г.В. Скотниковой, А.П. Козырева, М.Н. Громова, В.В. Милькова. В этом контексте существенную роль играют разработки российских ученых в области стратегий современного образования: Н.В Наливайко, А.П. Валицкой, A.A. Грякалова.

Зарубежная традиция изучения византийских философских течений представлена именами: Tatakis В., Podskalsky G., Wolfson H., Benakis L., Kapriev G., Ierodiakonou К. и др. Необходимо отметить непрерывность традиции обращения к духовному аспекту русского философского наследия в современной зарубежной публицистике: Clement О. Orient - Occident, deux passeurs VI. Lossky, P. Evdokimov. Paris, 1989; Korolkov A. La valeur de l'oeuvre de Cyprien (Kern) pour Г anthropologie chrétienne/ La pensee orthodoxe. - Paris, 2012 и др. В настоящее время также продолжается развитие отечественной философско-богословской

школы, обращенной к теоретическим основаниям восточной патристики, в трудах А.И. Сидорова, В.М. Лурье, П.Б. Сержантова, Д.В. Кирьянова и др.

Теоретико-методологические основы и источники исследования.

Методология работы обусловлена синтезом компаративистского исследования и герменевтической интерпретации, так как такой синтез затрагивает не только развитие философских течений, но восстанавливает связи теоретического познания с духовно-социальными потребностями различных эпох, раскрывает особенности прочтения одного и того же материала в зависимости от историко-культурных особенностей. Взаимодействие логики развития догматических и философских византийских учений с их историческим контекстом предполагает применение диалектического подхода, как единства логического и исторического методов исследования. Вместе с тем, в диссертации задействован сравнительный анализ существующих историко-философских реконструкций раннехристианской и средневековой мысли, методологических и концептуальных подходов, что позволяет объективно оценить специфику греческой патристики в сравнении с текстами латинских авторов.

В процессе оценки интерпретаций византийского наследия в России использованы комплексные подходы к изучению материала, синтезирующие результаты культурологического, историко-богословского, философско-эстетического анализа, позволяющие выявить общие тенденции развития традиции на различных уровнях восприятия. Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика византийской мысли, возникшей на пересечении различных национально-исторических типов ментальности, заключается в достижении синтеза теоретического умозрения и духовно-практического знания, совместившего философскую рациональность и этические категории в единстве цели - раскрытии и реализации смысла человеческого бытия.

2. Основой концептуальной преемственности в развитии греческой патристики

является обоснование принципиальных антиномий, выражающих

трансцендентно-имманентный характер Божественного присутствия в мире;

данная философская парадигма направлена на преодоление идеалистического

8

дуализма, в котором высшее начало трансцендентно человеческой реальности, а также позднеантичного монизма и пантеизма, ограничивающих свободу Абсолюта взаимообусловленностью с миром.

3. Утверждение одновременной истинности противоположных суждений в области описания Божественного начала («неслиянно - нераздельно», «единство -множественность», «постижимость — непостижимость», «доступность — недоступность») проявляется в учениях византийских мыслителей как символически-образные концепты: «Слово во плоти», «Триединство», «Пресветлый мрак», «Незримый свет», «Сердечные очи» и т.д., что отражает стремление к преодолению границ рассудочного мышления в поиске Абсолютной истины.

4. Экзистенциальный принцип византийской гносеологии (причастность человека Божественной истине на уровне Ипостаси, как существования), основанный на разграничении понятий «сущность», «ипостась», «энергия», позволяет обосновать главную антропологическую максиму восточного христианства - идею «обожения», онтологического преображения человеческой природы, достижимого в личном усилии. «Эссенциализм» латинской патристики, возникающий на основании сущностного сближения человеческого разума и Божественной природы, отражает схоластический оптимизм в аспекте интеллектуального развития и пессимизм в отношении нравственной свободы человека и его личного духовного потенциала.

5. Характерные особенности греко-христианского философского наследия соотносятся с константами русского логоса, ориентированного на нравственно-практический смысл знания, византийские гносеологические установки на экзистенциальность, онтологичность, антиномичность истины проявились в русском сознании как «мистический реализм», «символизм», идея «цельного знания», устанавливающие зависимость гносеологии от онтологии; в более поздних течениях - как отождествление Личности и Абсолюта и идея «православного энергетизма», основанные на экзистенциальной концепции Богочеловеческого единства.

6. Идея «соборности», получает наиболее самостоятельное развитие в русской философии, так как принцип «единство во множестве» в значении критерия духовной истины (экклезеологическая трактовка) преломляется в России на почве исторической и социальной действительности. Русская культура, устремленная к утверждению противоположных антропологических идеалов (абсолютизация единства и личной свободы), находится в постоянном поиске теоретических форм примирения данного противоречия. Онтологизация антитезы «единство-множественность» отражает собственные потенции русского логоса, основанные на менее сбалансированном типе восприятия в сравнении с образом греко-христианского мышления.

7. Специфика русского восприятия (напряженность социально-этической проблематики, оппозиция единства-свободы) максимально усиливает аспекты восточно-христианского «универсализма», выражающегося в потребности утверждения всечеловеческого значения нравственной истины, что является стержнем русской идеи, предполагает миссионерский, просветительский характер развития национальной культуры.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- Выявлены этапы развития историко-философского процесса в Византии на основании проблематики разрешения основных догматических противостояний, формирования последовательного утверждения неизменных антропологических, гносеологических и эстетических идеалов восточно-христианского сознания, имеющих самостоятельное значение по отношению к позднеантичной мысли, а также к латинской схоластике;

- Обосновано единство концептуальных подходов в творчестве византийских мыслителей, раскрывающееся в балансе теоретического и нравственно-практического аспекта восприятия; в утверждении антиномичного способа описания истины в единстве с положениями апофатического и образно-символического мышления.

- Проведен сравнительный анализ антропологических и гносеологических идеалов западного и восточного богословия, проявляющихся как инвариантные модели развития философских категорий античности;

- Осуществлен анализ различных течений в древнерусском религиозном и философском сознании, детерминированных византийским влиянием: выявлена родственность в области формирования эстетических, антропологических, духовно-нравственных идеалов и отличия в интеллектуально-теоретической сфере, а также в области реализации социально-политического идеала.

- Раскрыты особенности развития византийской идеи «соборности» (антиномия «единство-во множестве») в русском философском сознании, связанной с процессом поиска теоретического осмысления внутренних противоречий социально-антропологического идеала («единство- свобода»), а также в сопоставлении с элементами западноевропейского идеализма в русской метафизике всеединства.

- Рассмотрена проблематика использования идей византизма в качестве государственно-национальной идеологии, выявляющая некоторые противоречия в русском восприятии византийского наследия, так как потребность осуществления христианской истины в социально-общественной практике (в том числе исторический контекст Богочеловеческого единства) неоднозначно соотносится с философско-антропологическими константами восточной патристики;

- Обоснована возможность взаимодействия подходов, заложенных в творчестве восточно-христианских мыслителей, с современной философско-антропологической проблематикой, как сближение экзистенциального аспекта русской идеи с темой ипостасной и энергийной соотнесенности человека и Абсолюта.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты диссертационного исследования актуализируют значимость философского содержания византийского наследия в современном социально-мировоззренческом и научно-теоретическом поиске. Исследование различных аспектов влияния византийской философско-антропологической парадигмы на русскую социально-общественную жизнь дает возможность более осмысленно относиться к процессу формирования собственных приоритетов

интеллектуального и духовного развития. Выдвинутые в диссертации положения

направлены на создание методологических основ изучения самобытной русской философской традиции в ее преемственности с византийским наследием.

Решение поставленных задач потребовало анализа и обобщения основных философских воззрений, представленных в творениях греко-византийских мыслителей: Иустина Философа, Климента Александрийского, Оригена, Афанасия Александрийского, Григория Богослова, Василия Великого, Григория Нисского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Симеона Богослова, Григория Паламы. Вместе с тем, в диссертации задействован сравнительный анализ существующих историко-философских реконструкций раннехристианской и средневековой мысли, методологических и концептуальных подходов, что позволяет объективно оценить специфику греческой патристики в сравнении с текстами латинских авторов. В этом аспекте используются элементы концепций изложения средневековой философии Ф. Гегеля, Б. Рассела, А. Гарнака, К. Крумбахера, Э. Жильсона, Дж. Реале и Д. Антисери, в сопоставлении со взглядами русских философов и богословов: И.В. Киреевского, Ф. И. Успенского, Л. П. Карсавина, Г. В. Флоровского, И. Мейендорфа, В.Н. Лосского, С.С. Аверинцева, В.М. Лурье. В процессе освещения логики развития ранней латинской патристики использованы особенности теоретического анализа средневековой мысли Г.Г. Майорова, а также когнитивный подход С.С. Неретиной, позволяющий говорить о концептуальной структуре патристического мышления.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в процессе формирования целостной системы взглядов современного поколения по отношению к национальному интеллектуальному и духовному фонду. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов и методических материалов по русской и византийской философии, философии религии, философской антропологии. Так же они могут быть использованы в работе государственных структур, работающих в направлении концептуализации источников государственной идеологии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были использованы в процессе чтения курсов лекций и проведения семинаров по «истории русской философии», «социокультурной и философской антропологии», «философии религии», «философии образования», проведенных автором в РГПУ им. Герцена, а также в форме докладов и тезисов к научно-практическим конференциям: международной конференция «Социализация личности в глобальном мире» (СПбГПУ, 2009 г.), XIX международной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и Родина» (РГПУ им. Герцена, 2012 г.), международного научного конгресса к 100-летию Л.Н. Гумилева (РГПУ им. А.И. Герцена, 2012).

Структура работы. Диссертация включает в себя Введение, 3 главы, содержащие 13 параграфов, Заключение, Библиографический список литературы, содержащий 128 источников. Общий объем работы - 190 страниц.

Во Введении обоснована актуальность темы, дана оценка степени разработанности проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, обозначен круг источников и методологические основания, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов.

Первая глава «Феномен греческой патристики в аспекте историко-философского исследования» состоит из 4 параграфов, последовательно раскрывающих особенности формирования и развития восточно-христианской мысли. Обзор различных историко-философских подходов к изучению византийского наследия представлен в первом параграфе «Восточно-христианское наследие: обретение философского статуса», где анализируются противоречивые тенденции в оценке теоретического значения восточной патристики, сопоставляются концепции зарубежной и отечественной исследовательской работы. Особое место в этой области принадлежит русской философско-богословской школе, способствовавшей преломлению наследия восточных отцов Церкви в ракурсе современного научного интереса, восприятию греческой патристики, как самостоятельного явления, не сводимого к средневековой схоластике и позднеантичной мысли.

Во втором параграфе «Проблема систематизации и периодизации византийской философии» рассматривается возможность систематического изложения греческой патристики, формирование теоретической основы которой происходило в контексте постоянного полемического диалога с античным наследием, с чем связано появление догматических разногласий и поиск их преодоления в философско-богословском синтезе.

Параграф «Философско-богословский синтез в контексте тринитарной и христологической проблематики» охватывает несколько этапов в истории развития византийской мысли, на протяжении которых происходит дифференциация ключевых положений христианства с принципами античной метафизики, связанная с необходимостью рационального обоснования идеи Боговоплощения и учения о св. Троице. В процессе философско-богословского синтеза, совершенного греческими отцами в IV веке, совершено первое концептуальное объединение христианского вероучения с учетом эллинистического устремления к теоретизации и обобщению духовных норм, а также намечены способы выражения и аргументации новой антропологической парадигмы в христологической полемике.

В четвертом параграфе «Духовно-практическое и теоретическое развитие византийской мысли (¥1-ХУ вв.)» дальнейшая история философско-богословских течений в Византии излагается в ракурсе становления целостного подхода к решению этически-нравственных и метафизических вопросов; отражает характерные области пересечения духовно-практической и теоретической проблематики в периоды, последовавшие за разрешением тринитарного и христологического противостояния.

Вторая глава — «Концептуальная преемственность в развитии восточно-

христианской мысли» выявляет общую парадигму восточно-христианской мысли,

формирующуюся в преемственном единстве антропологических, этико-

эстетических, гносеологических взглядов. В параграфе «Антропологическая и

эстетическая значимость греческой патристики» рассматривается взаимосвязь

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Котина, Светлана Владимировна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке рус. мыслителей и исследователей. Антология/ сост.: Р.В. Светлов, В.Л. Селиверстов, отв. ред. Д.К. Бурлака. - СПб, Изд-во РХГИ, 2002. - 974 с.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь. Два типа духовности/ С.С. Аверинцев. -Новый мир, 1988, № 7, с. 210-220

3. Аверинцев С.С. Поэтика византийской литературы/ С.С. Аверинцев. - М.: Coda, 1997. - 342 с.

4. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь/ С.С. Аверинцев; [послесл. К. Сигов]. - 2-е изд., исправ. - Киев: Дух i Лггера, 2001, - 461 с.

5. Анастасий Синаит. Избранные творения/ Преп. Анастасий Синаит: [Вступ. Ст., пер. и коммент. А.И. Сидорова]. - М.: Паломник: Сиб. Благозвонница, 2003.-477 с.

6. Антология восточно-христианской богословский мысли: ортодоксия и гетеродоксия [в 2 т.]/ РХГА, сост. Беневич Г.И., Бурлака Л.В; [науч. ред.: Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков]. -М.: Никея, 2009. - 668 (1) е., 748 (2) с.

7. Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге/ Сборник Рос. АН. Ин-т рос. истории. Санкт-Петербург, фил.; [под ред. И.П. Медведева]. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1995. - 462 с.

8. Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения/ П.Е. Астафьев. -М.: Изд-во журн. "Москва", 2000. - 538 с.

9. Бердяев H.A. Алексей Степанович Хомяков/ H. А Бердяев. - Томск: издательство «Водолей», 1996. - 160 с.

Ю.Бердяев H.A. Русская идея/ Николай Бердяев. - М.: ACT, 2007. - 287 с.

П.Бирюков Д.С. Антропологические парадигмы в византийской философии:

текст лекций/ Д.С. Бирюков, Федеральное агентство по образованию,

ГОУВПО СПб ГУАП. - Санкт-Петербург : ГУАП, 2009. - 35 с.

12.Бирюков Д.С. К вопросу о философских течениях в средней Византии:

Николай Мефонский и его полемика с учением Прокла в контексте проблемы

универсалии [Электронный ресурс]/ Д.С. Бирюков// Научный богословский

179

портал Богослов.ги. - Режим доступа:

http: УЧ\\\ \\ .Ьоцоч1о\ .ru/lext/1845648,html

1 З.Болотов B.B. Собрание церковно-исторических трудов в 8 т./ В.В. Болотов; [подгот.: A.B. Храпов, C.B. Дубаренко, редкол.: А.И. Сидоров (пред.) и др.]/ Т. 3. Лекции по истории древней церкви. История церкви в период до Константина Великого. - М. : Мартис, 2001, 533 с.

14.Булкагов C.B. Невеста Агнца/ прот. Сергий Булгаков. - М.: Общедоступный православный университет, основ, прот. Александром Менем, 2005. - 655 с.

15.Бычков В.В. Малая история византийской эстетики/ В.В. Бычков. - Киев: Путь к истине, 1991. - 407 с.

16.Бычков В.В. Эстетические идеи патристики II-V вв. н.э (критический анализ)/ В.В. Бычков; Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филос. наук (09.00.04). -М., 1980. - 40 с.

17. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века: Ист.-пробл. очерк просвет, мысли/ А.П. Валицкая. - М. : Искусство, 1983. - 238 с.

18.Валицкая А.П. Теория образования в контексте современности: Учебное пособие/ А.П. Валицкая. - СПб.: Астерион, 2014.- 167 с.

19.Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства/ В.Е. Вальденберг; подг. изд. В.И. Земсковой [коммент. И.П. Медведев]. - СПб: Дмитрий Буланин, 2008. - 535 с.

20.Василий. Богословские труды, 1952-1983/ Архиепископ Василий (Кривошеин). - Н. Новгород: Изд-во бр-ва во имя святого князя Александра Невского, 1996. -371 с.

21.Васильев A.A. История византийской империи: Т I. Время до Крестовых походов (до 1081 г.)/ A.A. Васильев; вступ. ст., прим., науч. ред. А.Г. Грушевого. - СПб. : Алетейя, 1998. - 590 с.

22.Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России/ Материалы к международной конференции 26-30 сент. 2000г. - С.Петербург: Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2000. - 492 с.

23.Гарнак А. История догматов/ Общая история европейской культуры. Т. 6. [под ред. Проф. И.М. Гревса, Ф.Ф. Зелинского и др.]. - Санкт-Петербург, Брокгауз-Ефрон, 1911.-е. 468

24.Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель; [Слово о сущем/ редкол. Ю.В. Перов (пред.) и др.]. - СПб, Наука, 1994. - Кн. 1 - 349 с.

25.Грановский Т.Н. Записка к программе учебника всеобщей истории/ Соч. Т.Н. Грановского; 4 изд-ние. - Москва: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900, с. 588592

26. Грановский Т.Н. Латинская империя/ Соч. Т.Н. Грановского; 4 изд-ние. -Москва: т-во тип. А.И. Мамонтова, 1900, с. 376-386

27.Григорий (еп. Нисский). Об устроении человека/ Св. Григорий Нисский; [пер. послесл. и прим. В.М Лурье]. - СПб.: Axioma, 2000. - 220 с.

28.Громов М.Н. Идейные течения древнерусской философской мысли/ М.Н. Громов, В.В. Мильков; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - СПб. : Изд-во РХГИ, 2001.-959 с.

29.Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы/ Арсений Гулыга. - М: ЭКСМО, 2003. - 447 с.

30. Делез Ж. Что такое философия? / Жиль Делез, Феликс Гваттари; пер. с фр. С.Н. Зенкина. - СПб. : Ин-т эксперим. социологии Алетейя, 1998. - 286 с.

31.Дугин А.Г. Мистерии Евразии/ А.Г. Дугин. -М.: Арктогея, 1996. - 191 с.

32.Дугин А.Г. Метафизика Благой Вести: (Православ. эзотеризм)/ А.Г. Дугин. -М.: Арктогея, 1996. - 259 с.

33. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2 ч./ И.И. Евлампиев. - СПб.: Алетейя, 2000.-415 с. (1); 413 с (2).

34.Евлампиев И.И. История русской философии: Учебн. пособие для вузов/ И. И. Евлампиев. - М. : Высш. шк., 2002. - 583 с.

35.Егшфанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие/ [Вступ. ст. А.И. Сидорова].- М.: Мартис, 1996. - 219 с.

36.Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века/ Этьен Жильсон; [пер. с фр. А.Д. Бакулова, послесл. С.С. Неретиной, А.Д. Бакулова]. - 2-е изд. - М.: Культурная революция, 2010. - 678 с.

37.Жуков К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К. Леонтьева/ К.А. Жуков; Рос. акад. наук, Санкт-Петерб. Фил. Ин-та востоковедения. -СПб: Алетейя: Историческая книга, 2006.- 227 с.

38.3еньковский В.В. История русской философии/ Василий Зеньковский. - М.: Академический Проект, Раритет, 2001. - 878 с.

39.Зеньковский В.В. Основы христианской философии/ Проф., прот. В. Зеньковский. - М.: Изд-во Свято-Владим. Братства, 1992. - 268 с.

40.Иоанн Дамаскин. Три слова в защиту иконопочитания: [Пер. с греч.]/ Иоанн Дамаскин. - СПб.: Азбука-классика, 2001.- 186 с.

41.Исход к Востоку. Сборник статей/ П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский, Н.С. Трубецкой, П.П. Сувчинский и др.; [под ред. и со вступ. ст. О.С. Широкова]. -М.: Добросвет, 1997. - 264 с.

42.Карсавин Л.П. Культура средних веков/ Л.П. Карсавин; [Прим. A.B. Арсентьев]. - М.: Книжная находка, 2003.- 222 с.

43.Карсавин Л.П Святые отцы и учителя Церкви: (Раскрытие Православия в их творениях)/ [Предисл. и коммент. C.B. Мосоловой]. - М.: Изд-во МГУ, 1994.176 с.

44.Карсавин Л.П. Сочинения. Т. 6. О началах. Опыт христианской метафизики / Л. П. Карсавин; под ред. А.К. Клементьева и С.Ю. Клементьевой; [Репринт]. - Paris: IMCA-PRESS; Петербург: Scriptorium: Мера, 1994. - 375 с.

45.Киприан (Керн, Константин Эдуардович). Антропология св. Григория Паламы / Архимандрит Киприан (Керн).- М.: Паломник, 1996. - 449 с.

46.Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: в 4 т./ И.В.Киреевский, П.В. Киреевский; подгот. д. ф. н., проф. А.Ф. Малышевским. - Калуга: Гриф, 2006

47. Кирьянов Д.В. Вступ. статья к сборнику Ierodiakonou К. Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. [Электронный ресурс]/ Д.В. Кирьянов// Научный богословский портал. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/299078.html

48.Климент Александрийский. Строматы. Т. 1 (кн. 1-3)/ Климент Александрийский; подгот. текста к изд., пер. с древнегреч., предисл. и коммент. Е.В. Афонасина. - СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2003. - 544 с.

49.Климент Александрийский. Увещевание к язычникам/ Климент Александрийский; Пер. с древнегреч. предисл.., коммент. А.Ю. Братухина под научн. ред. проф. А.И. Зайцева; Рус. христиан. Ин-т.- СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.-206 с.

50.Корольков A.A. Русская духовная философия/ Александр Корольков; Рос. акад. образования. Сев.-зап. отд-ние.- СПб: Изд-во РХГИ, 1998. - 575 с.

51.Корольков A.A. Духовный смысл русской культуры [избранные труды]/ A.A. Корольков.- Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2006. - 739 с.

52.Корольков A.A. Духовные основания русской школы/ Александр Корольков; М-во образования и науки РФ, Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. -Бийск: НИЦ БГПУ, 2004.- 165 с.

53.Корольков A.A. Духовное просвещение как инновационное направление современного образования/ A.A. Корольков// Философия образования. -2009.-№4, с. 196-204

54.К.Н. Леонтьев: pro et contra: личность и творчество К. Леонтьева в оценке рус. мыслителей и исследователей (1891-1917 гг.): Антология [в 2 кн / Сев.-Зап. отд-ние Рос. акад. образования, РХГИ; Сост. А.П. Козырев, A.A. Корольков; вступ. ст. A.A. Королькова]; СПб, изд-во РХГИ, 1995. - кн.1.- 474 е., КН.-701 с.

55.Культура Византии, вторая половина VII-XII в./ Г.Г. Литаврин, С.С. Аверинцев, М.В. Бибиков и др.; [Отв. ред. З.В. Удальцова, Г.Г. Литаврин]. -М. : Наука, 1989.-678 с.

56.Культура Византии. IV - первая половина VII в. /З.В. Удальцова, С.С. Аверинцев, В.И. Уколова и др.; [Отв. ред. З.В. Удальцова]. - М. : Наука, 1984. - 725 с.

57. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии и общественной мысли. - 2-е изд. - Frankfurt/Main: Посев, Т I. - 1983, 216 е./ Т. 2.- 1981.-231 с.

58. Jle Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого/ Жак Ле Гофф; Пер. с фр. К филол. Н. Е.В. Морозовой. - М.: Прогресс, 2001.- 439 с.

59.Леонтьев К.Н. Византизм и славянство: сборник статей/Константин Леонтьев.- Москва: ACT: Хранитель, 2007. - 571 с.

60.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993.959 с.

61.Лосский В.Н. Боговидение/ Владимир Лосский; [Пер. с фр. В.А. Рещиковой; Сост. и вступ. ст. А.С. Филоненко]. - М.: ACT, 2003.- 759 с.

62.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви; Догматическое богословие. - М..: Центр «СЭИ», 1991,- 287 с.

63. Лосский Н.О. Характер русского народа; [в 2 кн.].- [репринт, воспроизведение изд. 1957 г.]. - М.: Ключ, 1990.- кн.1 - 62 е., кн. 2 - 90 с.

64.Лурье В.М. История Византийской философии: формативный период/ В.М. Лурье при участии В.А. Баранова.- Санкт-Петербург: Axioma, 2006.- 553 с.

65.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика/ Г.Г.Майоров.- Изд. 2-е. -Москва: ЛИБРОКОМ;1Ж88, 2009.- 293 с.

66.Максим Исповедник. Творения преподобного Максима Исповедника/ Кн. 2. Вопросоответы к Фалассию / Пер. и коммент. С.Л. Епифановича,А.И. Сидорова; [Православ. Св.-Тихон. богослов. Ин-т]. - М.:Мартис, 1994. - 347 с.

67.Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие/ Протопросв. Иоанн Мейендорф; [Пер. с англ. Л. Волохонский].- 4-е изд., испра. и доп. - Киев: Храм преп. Агапита Печорского, 2002.- 356 с.

68.Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение/ Иоанн Мейендорф; [Пер. с англ.: Кавтаскин А.]. - М.: Когелет, 2001.-431 с.

69. Мейендорф И.Ф. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в./ Прот. Иоанн Мейендорф; [Пер. с англ. под ред. Н.Б. Артамоновой].- Paris: YMCA-Press, 1990. - 442 с.

70.Мейендорф И. Единство империи и разделения христиан; Святой Григорий Палама и православная мистика; Византия и Московская Русь /Протопресв. Иоанн Мейендорф; [Пер. J1.A. Успенской и Н.Б. Артамоновой]. - М. : Ин-т "ДИ-ДИК" Правосл. Св.-Тихон. Богосл. ин-т, 2003. - 574 с.

7¡.Монтескье Ш.Л. Персидские письма; Размышления о причинах величия и падения римлян; [пер. с фр.]/ Шарль Луи Монтескье; [Вступ. ст. Н. Саркитова]; Ин-т социологии РАН и др.- М.: Канон-пресс-Ц, 2002. - 511 с.

72. Наливайко Н.В. Глобализация как условие сближения западной и восточной систем образования/ Н.В. Наливайко, М.С. Ашилова// Философия образования.- 2013. - № 3 - С. 22-27

73.Несмелое В.И. Догматическая система святого Григория Нисского/ Виктор Несмелов; [Вступ. ст. А. Журавского].- [Репр. изд.]. - СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ.П. Флоренского,2000.- XXIX,635,XVI с.

74.Несмелов В. И. Наука о человеке: Т. 1-2 /Виктор Несмелов; [Вступ. ст. А. Журавского].- [Репр. изд.]. - СПб.: Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ. П. Флоренского, 2000. - 394, 438 с.

75.Неретина С.С. Тропы и концепты/ С.С. Неретина; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1999. - 275 с.

76.Повесть временных лет (по Лаврентьевской летописи 1377)/ Рос. акад. наук; подгот. текста, пер., ст. и коммент. Д.С. Лихачева под ред. В.П. Адриановой-Перетц.- 3-е изд. - СПб: Наука, 2007.- 667 с.

77.Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237)/ Г.Подскальски; пер. A.B. Назаренко; под ред. К.К. Акентьева. - 2-е изд. исправ. и доп. для рус. пер. - СПб: Византинороссика, 1996.- 572 с.

78.Попов И.В. Патрология: Крат.курс/ Иван Васильевич Попов; Учен.ком. Рус. прав, церкви, Моск. духов, акад. - М.: Духовное просвещение, 2003. - 286 с.

79.Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: [пер. с англ.]/ Бертран Рассел; научн. ред. проф. В.В. Целищев. - Изд. 4-е, стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003. - 991 с.

80.Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2 Средневековье [пер. с итал.]/ Джованни Реале, Дарио Антисери. - СПб.: ТК «Петрополис», 1995.-354с.

81.Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев: [Сборник]/ Рос. акад. Наук; [Сост. А.Ф. Замалеев и др.]; отв. ред. и авт. вступ. ст. А.Ф. Замалеев; [послеслов. В.Д. Комарова]. - СПб: Наука. СПб отд-ние, 1991. - 363 с.

82.Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология /Рос.АН. Ин-т философии, [Ред.-сост. Л.И. Новикова, H.H. Сиземская], - М. : Наука, 1993.-367

83.Савицкий П.Н. Континент Евразия/ Петр Савицкий. - Москва: Аграф, 1997. -461 с.

84.Саврей В.Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли/ В.Я. Саврей. - Москва: URSS КомКнига, 2006. - 1005 с.

85.Сагарда H.H. Полный корпус лекций по патрологии: с прил. /д-р церков. истории, проф. Николай Иванович Сагарда, проф. Александр Иванович Сагарда. - Изд. 1-е. - СПб. : Воскресенье, 2004. - 1209 с.

86.Светлов Р.В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика/ Р.В. Светлов; С-Петерб. Гос. ун-т. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1996. - 231 с.

87.Св. Григорий Богослов. Творения/ Григорий Богослов, патриарх Константинопольский; сост. Чунтонов Д.С. - М. : Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2005. - 605 с.

88. Св. Григорий Богослов. Собрание творений: [в 2 т.]/ Григорий Богослов. -Минск: ACT Харвест, 2000. - 2 т.

89.Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры: Творение

святого отца нашего Иоанна Дамаскина/ [Пер. с греч., предисл., примеч. А. Бронзова]. - Ростов н/Д: Братство Святого Алексия: Приазов. Край, 1992. — 464 с.

90.Св. Иустин - философ и мученик. Творения. / [перевод/ предисл. А.И. Сидорова]. — М.: Паломник: Благовест, 1995. - 484 с.

91.Сержантов П.Б. Исихастская антропология о временном и вечном/ Павел Сержантов; Рос. Акад. Наук, Ин-т философии РАН. - Москва: Православный паломник, 2010.-317с.

92.Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т.1/ А.И. Сидоров. - Москва: Сибирская благозвонница, 2011. - 430 с.

93.Скотникова Г.В. Византийская культурная традиция в русском самосознании. Опыт ист.-культурол. исследования/ Г.В. Скотникова; М-во культуры РФ, С-Петерб. Гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2002. - 283 с.

94.Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. / [сост.,общ. ред. и вступ. статьи А.Ф. Лосева, A.B. Гулыги; прим. С.Л. Кравца, H.A. Кормина]; АН СССР. Ин-т философии. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1990

95.Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве/ Владимир Соловьев; [ред. вступ. статья и коммент. С.П. Заикина]. - СПб.: Азбука, 2000, - 381 с.

96.Соловьев B.C. Национальный вопрос в России/ Владимир Соловьев. - [3-е изд.]. - Москва: ACT: Хранитель, 2007. - 506 с.

97. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество/ Питирим Сорокин. -[общ.ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

98. Спасский A.A. Эллинизм и христианство: история литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в ранний период христианской истории (150-254)/ A.A. Спасский. - СПб: Изд-во О. Абышко, 2006.- 359 с.

99. Струве H.A. Православие и культура/ Никита Струве; [примеч. О. Василевской,

Н. Поздняковой]. - М. : Рус. путь, 2000. - 629 с.

100. Творения иже во святых нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (ок. 329-379)/ Василий Великий. - [Репринт изд]. - М. Паломник, 1993. - 5 т.

101.Тойнби А. Д. Цивилизация перед судом истории: Сборник/[пер. с англ.] Дж. Тойнби; под ред. В. И. Уколовой, Д. Э. Харитоновича. - М. : Айрис-пресс Рольф, 2002. - 588 с.

102.Трубецкой E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства/ E.H. Трубецкой; Рус. христиан.гуманит. ин-т.- СПб: Изд-во РХГИ, 2004. -598 с.

103.Трубецкой E.H. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерус. религиоз. Живописи: Публ. Лекция. - [Репринтное изд.]. - М.: СП «Интерпринт». - 44 с.

104.Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык/ Сост., подгот. текста и коммент. В.М. Живова; вступ. статьи Н.И. Толстого, Л.Н. Гумилева, Австр. Акад. Наук. - М.:Прогресс. Универс. Б.г. 1995. - 797 с.

105.Успенский Ф.И Очерки по истории византийской образованности/ [Соч.] Ф. Успенского. - Санкт-Петербург : тип. B.C. Балашева, 1891. - 396 с.

106.Успенский Ф.И. История Византийской Империи XI-XV вв. Восточный вопрос/ Ф.И. Успенский. - М. : Мысль, 1997. - 831 с.

107.Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодиции в двенадцати письмах/ свящ. Павел Флоренский. - М.: Академический проект, 2012. - 904 с.

108.Флоровский Г.В. Вера и культура: Избр. тр. по богословию и философии/ протоиер. Георгий Флоровский; [Сост., вступ. ст. И.И. Евлампиев]; Рус. христиан, гуман. ин-т. - СПб: Изд-во РХГИ, 2002. - 862 с.

109.Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви/ Георгий Флоровский. -М.: ACT, 2003.-637 с.

110.Флоровский Г.В. Пути русского богословия /протоиер. Георгий Флоровский. - Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2006. - 607 с.

111.Флоровский Г.В. Христианство и цивилизация: избранные труды по богословию и философии/ прот. Георгий Флоровский; сост. И.И. Евлампиев, д.филос.н. отв. ред.: Д.К. Бурлака. - СПБ: Изд-во РХГА, 2005. - 862 с.

112.Франк С.Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии/ Семен Франк. - М: ACT, 2007. - 510 с.

11 З.Франк С.Л. Непрочитанное: статьи, письма, воспоминания/Семен Франк (сост. и пред. A.A. Гапоненков, Ю.П. Сенокосов). - М.: Моск.шк.полит. исслед., 2001, - 588 с.

1 Н.Франк C.JT. . Свет во тьме: опыт христиан.этики и социал.философии/ С.Л. Франк.- М. : Факториал, 1998.- 255 с.

115.Хомяков A.C. Сочинения богословские / A.C. Хомяков; [пред. Ю.Ф. Самарина, с. 5-35]. - СПб.: Наука. Санкт-Петербург, изд. фирма, 1995. - 479 с.

116.Хомяков A.C. Церковь одна. / A.C. Хомяков; [пред. к 1-му изд. Самарин Ю. Ф]. - М.: Изд-во Православ. Св.-Тихон. богословского ин-та, 2001 - 250 с.

117.Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции/ С.С. Хоружий. -Москва: Парад, 2005. - 445 с.

118.Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии/ С.С. Хоружий. - Москва: Институт синергийной антропологии: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2005.-407 с.

119.Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. Пособие/ С.С. Хоружий, Рус. христиан, гуманит. ин-т. - СПб. : Алетейя, 1994. - 445 с.

120.Хоружий С.С. Рождение русского философского гуманизма. Вступительная глава изданию сборника «История русской философии» (США) [Электронный ресурс]/ С.С. Хоружий// Antropolog.ru. Электронный альманах о человеке. - Режим доступа: http: /'unlropolog.i4?'doc.php?ïci~392

121. Чаадаев П.Я. Философические письма/ Петр Чаадаев. - Москва : ACT Хранитель, 2006. - 254 с.

122. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии/ Густав Шпет. - Москва: РОССПЭН, 2008. - 532 с.

123.Benakis L., Die theoretische und praktische Autonomie der Philosophie alsFachdisziplin in Byzanz. // Knowledge and the Sciences in Medieval Philosophy,Proceeding of the Eight International Congress of Medieval Philosophy. -Helsinki, 1990. - pp. 223-226.

124. Byzantine Philosophy and its Ancient Sources / Ed. by K. Ierodiakonou. -Oxford University Press, 2002. - 320 p.

125. Clement O. Orient - Occident, deux passeurs VI. Lossky, P. Evdokimov. - Paris, 1989.-84 p.

126.Korolkov A. La valeur de l'oeuvre de Cyprien (Kern) pour F anthropologie chrétienne/ La pensee orthodoxe. - Paris, 2012. - № 9. - 75-83 pp.

127. Tatakis B. La Philosophie Byzantine. - Paris, 1949. - 323 p.

128. Wolfson H. The Philosophy of the Church Fathers: Faith, Trinity, Incarnation. -Cambridge. - MA: Harvard University Press, 3rd edn, 1976. - pp. 183-91

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.