Грибоедов и литературно-общественная среда (1815-1828) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Мещеряков, Виктор Петрович

  • Мещеряков, Виктор Петрович
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1983, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 398
Мещеряков, Виктор Петрович. Грибоедов и литературно-общественная среда (1815-1828): дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Ленинград. 1983. 398 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Грибоедов и литературно-общественная среда (1815-1828)»

В русской литературе первой трети ХП века Грибоедову после Пушкина принадлежит виднейшее место« Между тем биография и творчество великого драматурга (в их полном объеме) до сих пор явно недостаточно освоены отечественным литературоведением. Особенно слабо изучены литературные связи автора "Горя от ума" и его влияние на развитие русской литературы,

В дореволюционный период было собрано немало ценных материалов о Грибоедове, хотя четкая концепция литературных и социальных взглядов драматурга отсутствовала. По существу лишь в 1920-е годы наряду с накоплением новых фактов появляются исследования, в которых осмысливался художественный и политический т феномен Грибоедова. Но и до настоящего времени число таких работ невелико. Это - труды Н.К.Пиксанова, М.В.Нечкиной, Ю.Н.Тынянова, С.М.Петрова, В.Н.Орлова, 0.И.Поповой, С.В.Шостаковича и некоторых других.

Основной вклад в дело изучения жизни и творчества Грибоедова внесен Н.К.Пиксановым, Его книги, посвященные отдельным моментам биографии драматурга, творческой истории Торя от ума", статьи, в которых намечены общие контуры взаимоотношений Грибоедова с его современниками (А.Бестужев, АДандр, П.Вяземский), составляют основной массив грибоедоведения. Подробно прослеживаются декабристские связи Грибоедова в фундаментальной монографии М.В.Нечкиной, выдержавшей «три издания. Ю.Н.Тынянов охарактеризовал творческие соприкосновения Грибоедова с Кюхельбекером и

I. Подробную характеристику научной литературы о Грибоедове до начала 1950-х годов см. в кн.: Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М.,1977, изд*3, с.5-51.

Пушкиным* Грибоедову был посвящен также и специальный том "Ли« тературного наследства".

К концу 1950-х годов внимание к грибоедовской проблематике заметно ослабело. 175-летие со дня рождения драматурга, отмечавшееся в 1969-70 гг., ознаменовалось рядом полемических статей, но к созданию каких-либо капитальных исследований не привело.

Заметным явлением в грибоедоведении стал коллективный труд "А.С.Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции", изданный в 1977 году Институтом русской литературы АН СССР по материалам научной конференции, посвященной 150-летию существования "Горя от ума" (1974).

И все же до сих пор обобщавдего труда, в котором наряду с анализом бессмертной комедии рассматривались бы литературные связи Грибоедова и его влияние на современную литературу, нет. Даже диссертационных работ по Грибоедову за последние два с лишним десятилетия насчитывается всего две, причем обе - кандидатские. Докторские же отсутствуют вовсе. Не создана и полная научная биография драматурга.

Одновременно с этим не ощущается недостатка в различных концепциях толкования общественно-литературной позиции автора "Горя от ума", хотя они, претендуя на далеко идущие выводы, базируются на скудном и давно введенном в научный оборот фактическом материале (В.Левин, А.Лебедев).

Меж тем в русском литературоведении существует давняя и плодотворная традиция изучения жизни и творчества писателя на основе тщательной систематизации и анализа разнообразных фактических данных, Зце П.В.Анненков подчеркивал, что "мысли, образы замечательных лвдей русской земли должны быть создаваемы,. 2 на истине и неопровержимых фактах".

Только при этом условии, был уверен и В.И.Шенрок, можно "восстановить историю внутреннего развития писателя".3 Разумеется, подобный способ работы оказывается действенным лишь при наличии научной методологии, позволящей выявить типические "свойства той общественной среды", в которой обитает писатель и взаимодействувдие с ним литераторы, и обрисовать "обстоятельства частной жизни" художника, обусловившие развитие его индивидуальности.4 В качестве примера трудов, сочетающих в себе фактическую обстоятельность и глубину анализа, сошлемся на исследования В.С.Нечаевой о Белинском (1949-1967) и С.А.Макашина о Салтыкове-Щедрине (1951-1972). В них широко охвачены многосторонние связи критика и сатирика, что дает возможность расширить представление о их творчестве и роли в русской литературе.

Творчество Грибоедова же до сих пор чаще всего рассматривается лишь на фоне драматургии 1810-20-х годов. Так, вообще не существует работ, в которых анализировались бы связи автора "Горя от ума" с такими видными его современниками-литераторами, как Шаховской, В. и А. Одоевские, Катенин, Кюхельбекер и другие,

Писетель и дипломат Грибоедов общался со многими людьми искусства, так или иначе усваивал их взгляды и эстетические за

2. Анненков П.В. Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху. СПб., 1874, с.УШ.

3. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. М,, 1892, т.1, с,23.

4. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. М.,1958, т.2, с.601. воевания и в свою очередь влиял на формирование их социально-художественных представлений. Жизненный опыт, как отмечает М.Б.Хралченко, "включает и не может не включать в себя "освоение" в различной форме - социальных связей и отношений, событий эпохи, восприятие - в том или ином плане - психологии, мироощущения тех слоев общества, с которыми писателю приходится близ5 ко соприкасаться"« Изучение жизни и деятельности писателя, значимое само по себе, одновременно, по справедливому замечанию Д.С,Лихачева, представляет собой "важный раздел литературоведения, ибо в биографии писателя скрываются многие объяснения его произведений".^

В настоящей работе рассматриваются общественные и творческие связи Грибоедова с писателями 1810-20-х годов в контексте литературного движения этого периода, а также влияние творчества драматурга на современную ему литературу и некоторые произведения более позднего времени. За понятием литературно-общественной среды, окружающей Грибоедова, в настоящий момент стоит целый комплекс проблем - политических, идеологических, эстетических, биографических, текстологических и т.д» - особенно сложных потому, что эпистолярное и художественное наследие драматурга известно далеко не полностью. Среди них наиболее значительными нам представляются: характеристика эстетических установок Грибоедова в начале его творческого пути, уточнение его политической позиции, а также воздействие идей и образов "Горя от ума" на творчество современников.

5. Храпченко М.Б. Собр. соч. в четырех томах» М., 1981, т.З, ' с.86.

6, Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. Л. ,1981, с.199.

Диссертация базируется на изучении архивных и разнообразных печатных источников, преимущественно остававшихся вне поля зрения исследователей. При этом Грибоедов и его ближайшее литературное окружение рассматриваются как эволюционирующие системы, активно влиявдие друг на друга.

Принцип монографического рассмотрения литературно-общественных связей Грибоедова обусловлен как характером эпохи, так и, в первую очередь, особенностями творческого пути автора Торя от ума". Грибоедов вступил в литературу в тот период, когда литературные позиции и отношения выявлялись не столько в печати, сколько в дружеских кружках, салонах, когда эпистолярный жанр во многом заменял критические статьи и рецензии. Кроме того, Грибоедов преимущественно вращался в довольно узком кругу писателей-друзей, мало и только эпизодически общаясь с литературными группировками. Он лишь однажды принял участие в печатной литературной полемике и никогда открыто не декларировал развернутых эстетических программ. Общение с писателями осуществлялось у него именно в индивидуальном порядке.

Однако это вовсе не означает, что изучение литературно-общественных связей Грибоедова ограничивается рядом тех литераторов, которым посвящены отдельные главы работы. Почти в каждой главе рассматриваются и взаимоотношения драматурга с другими писателями (Жуковский, Загоскин, Сомов, Н.Полевой и др.), хотя эти линии и не являются доминируадими, поскольку устойчивых связей с названными писателями Грибоедов не имел.

Применительно к Грибоедову наиболее результативным оказывается разыскание отдельных деталей литературно-общественного движения и их "микроанализ", что в конечном счете приводит к созданию масштабной "литературной биографии".

Литературная биография" не равнозначна понятиям "творческий путь" или "научная биография"» Они являются лишь составными частями литературной биографии.

Литературная биография направлена на изучение творчества в сопряжении с фактами жизни писателя и его литературного окружения. Понять идеи художника, равно как и его поэтику и отдельные суждения помогают не только современные ему события и литературные произведения, но и литературные и деловые документы, имеющие позднейшее происхождение. Жизнь и творчество писателя, пропущенные через цризму восприятия тех, кто соприкасался с ним или даже знал его опосредованно, при этом предстают в нео-жидэнных и чрезвычайно интересных ракурсах. Как это демонстрируется в нашей работе, нередко материалы, казалось бы, не имеющие непосредственного отношения к личности автора "Горя от ума", служат ключом для прочтения "темных" страниц его творчества и биографии (полемика "Мнемозины" с "Литературными листками", фельетон Загоскина, карикатуры Н.Степанова на Булгарина, мистерия Кюхельбекера "Ижорский" и др.). Этим и объясняется, что хронологические рамки нашей работы не ограничиваются годами жизни Грибоедова, а порой доходят до 1840-50-х годов.

Творческий путь Грибоедова довольно четко делится на два периода. В первом из них (1815 - 1824) Грибоедов из автора водевилей становится творцом Торя от ума". Во втором (1825 -1828) продолжается его идейная и художественная эволюция, хотя замыслы драматурга и остались нереализованными.

Данная периодизация определяет построение работы, состоящей из двух частей, однако в силу избранного объекта исследования мы ограничиваемся в первой части периодом 1815 - 1818 годов, и 1822-28 - во второй, В 1819 - 1821 годах Грибоедов, находившийся вдали от культурных центров, был лишен непосредственного литературного общения.

В первой части рассматриваются литературно-общественные контакты драматурга с членами дружеского кружка, объединенными общим интересом к театру и литературе, но не связанными едиными эстетическими воззрениями (С. и Д.Бегичевы, П.Катенин, А. Жандр, А.Шаховской). Однако в ряде случаев понимание проблем, сопряженных с личностью и творчеством Грибоедова дают литературные связи, которые лежат за пределами его эпохи (роман Д. Бегичева, статья Жандра).

Вторая часть посвящена характеристике литературно-обще ст-венных отношений Грибоедова в 1822-28 годах, причем рассматриваются относительно устойчивые связи: В. и А. Одоевские, В.Кюхельбекер, П.Вяземский, Ф.Булгарин, А.Бестужев и, наконец, Пушкин. И снова отдельные вопросы биографии и творчества автора "Горя от ума" решаются с помощью материалов, которые датируются уже 1830-40 годами (пушкинское понимание Грибоедова в "Русском Пеламе", мистерия Кюхельбекера "Ижорский").

Более широкий, чем это делалось прежде, охват и многоплановое изучение литературно-общественных связей Грибоедова дают возможность уточнить и отчасти пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о политических и эстетических взглядах писателя, выявить новые подробности его творческого метода, углубить понятие о месте и роли Грибоедова в литературном процессе, заполнить отдельные белые пятна в его биографии и творчестве.

ЧАСТЬ I

ГРИБОЕДОВ И ДРУЖЕСКИЙ КРУЖОК 1815 - 1818 )

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Мещеряков, Виктор Петрович

Заключение .386