Гражданско-правовая охрана сценарных произведений в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат наук Хазиева Гузель Булатовна
- Специальность ВАК РФ12.00.03
- Количество страниц 201
Оглавление диссертации кандидат наук Хазиева Гузель Булатовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ СЦЕНАРНОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1. Становление и развитие правового регулирования
прав на сценарные произведения в России
1.2. Понятие и правовая природа сценарного произведения по законодательству Российской Федерации
1.3. Сценарное произведение как объект гражданско-правовой охраны
ГЛАВА 2. СЦЕНАРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОХРАНЯЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовая охрана сценарных произведений авторским правом
2.2. Правовая охрана сценарных произведений институтами смежных прав и ноу-хау
2.3. Особенности правовой охраны сценарных произведений
в составе сложных объектов
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ НА СЦЕНАРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
3.1. Особенности применения гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав на сценарные произведения
3.2. Способы самозащиты прав на сценарные произведения
3.3. Правовое регулирование применения технических средств защиты прав на сценарные произведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК
Театральная постановка как объект авторского права2008 год, кандидат юридических наук Расходников, Михаил Яковлевич
Интеллектуальные права на хореографическое произведение, его исполнение и постановку2016 год, кандидат наук Кирсанова Ксения Андреевна
Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации2002 год, кандидат юридических наук Кокина, Светлана Борисовна
Особенности правовой охраны аудиовизуального произведения как сложного комплексного объекта интеллектуальной собственности2016 год, кандидат наук Ромашин Эдгар Сергеевич
Охрана прав исполнителей авторских произведений по законодательству Российской Федерации2005 год, кандидат юридических наук Бызина, Антонина Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гражданско-правовая охрана сценарных произведений в Российской Федерации»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. В настоящее время развитие общества характеризуется тем, что повышается значимость результатов интеллектуально-творческой деятельности. Право интеллектуальной собственности обеспечивает правовую охрану произведений науки, литературы и искусства, что является одним из важных условий развития творческой деятельности человека. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Совету Федерации Российской Федерации, подчеркнул, что: «нужно последовательно укреплять общее пространство просвещения и культуры», и при этом, отметил, что на современном этапе общества «запрос на насыщенную культурную жизнь очень большой» 1.
Право на свободу творческой деятельности в Российской Федерации гарантируется статьей 44 Конституции Российской Федерации. Человеком создаются новые объекты интеллектуальной собственности, каждый из которых имеет свои специфические и уникальные особенности. Такие особенности, как правило, нуждаются в особом внимании со стороны законодателя и правоприменителя.
Вопросы, связанные с гражданско-правовой охраной сценарных произведений, имеют большое значение в связи с тем, что такие объекты включаются в состав не только кинематографических произведений, театрально-зрелищных представлений, но и мультимедийных продуктов (компьютерных игр), квестов, концертных и других зрелищных мероприятий. Это связано с развитием информационных, инновационных технологий, активно внедряющихся 3D форматов, компьютерной графики технологии CGI и других факторов, которые по отдельности и в совокупности дают колоссальные изобразительные возможности воплощения художественных образов, создающихся автором в сценарных произведениях.
1Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. 2019 год [электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения 20.02.2019).
Исследование материалов судебной практики за период с 2009 г. по 2019 г. показало, что количество споров в области охраны права на сценарное произведение в Российской Федерации увеличилось в более чем в 2 раза, прирост дел по данной категории споров составил 230%.
Следует отметить, что сценарные произведения, как правило, используется в составе сложных произведений интеллектуальной собственности, в связи с чем, возникает необходимость совершенствования договорных и других отношений по поводу создания, использования, распоряжения сценарным произведением в составе такого сложного объекта. Такое совершенствование невозможно без глубокого исследования вопросов правовой природы, охраны сценарных произведений как объектов гражданского права. На основании вышеизложенного с учетом современных условий научного, информационно-технологического, культурного развития общества и государства, становится очевидной необходимость глубокого исследования гражданско-правовой охраны сценарных произведений в Российской Федерации.
Вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы, как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Степень научной разработанности темы. Общие положения о правовой охране результатов интеллектуальной деятельности разработаны в трудах Я.А. Канторовича (Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения, 1916), Б.Н. Городецкого (Правовое положение писателей и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР, 1946), И.А. Грингольца (Права автора сценического произведения в СССР, 1953), М.В. Гордона (Советское авторское право, 1955), Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшица (Авторское право, 1957), Н.А. Райгород-ского (Авторское право на кинематографическое произведения, 1958), В.Л. Ионаса (Критерий творчества в авторском праве и судебной практике, 1963), М.И. Никитиной (Авторское право на произведения науки, литературы и искусства, 1972), С.А. Чернышевой (Правоотношения в сфере художе-
ственного творчества, 1979), Э.П. Гаврилова (Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар, 1988), Г.Ф. Шершеневича (Учебник русского гражданского права, 2005), Р.И. Ситдиковой (Соотношение гражданско-правовой и иной правовой охраны авторских прав, 2011), А.Л. Алферова (Авторское право на литературные произведения в России, 2001), А.И. Абдулли-на (Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития, 2006), А.П. Сергеева (Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, 2007), Л.В. Самсоновой (Гражданско-правовое регулирование авторских прав на литературное произведение в Российской Федерации, 2009) и др.
Специальные вопросы, посвященные охране сценарных произведений рассмотрены в трудах В.И. Серебровского, М.Ю. Родионова, С.И Розиной. Так, в рамках комплексного исследования советского авторского права, В.И. Серебровский рассматривал отдельные вопросы правового регулирования права на сценарные произведения как объекта авторского права в составе кинофильмов.
Правовая охрана сценарных произведений в разных правовых аспектах также становилось предметом диссертационных исследований. М.Ю. Родионов охарактеризовал объекты интеллектуальной собственности, входящие в состав кинофильмов, в том числе рассмотрел сценарное произведение (киносценарий) как объект авторского права. С.И Розина установила круг субъектов при публичном исполнении произведений на примере театральных постановок, рассмотрела особенности авторских прав авторов сценарных произведений при их публичном исполнении.
Вместе с тем, в настоящее время диссертационные и монографические исследования, посвященные гражданско-правовой охране сценарных произведений в Российской Федерации, отсутствуют. Специального всестороннего исследования, посвященного данной тематике, в юридической науке не проводилось.
Цель диссертационного исследования состоит в формировании целостного научного представления о гражданско-правовой охране сценарных произведений как результатов интеллектуальной деятельности в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить тенденции становления правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием сценарных произведений;
- определить правовую природу сценарных произведений как результатов интеллектуальной деятельности с целью выявления и признаков, влияющих на формирование их гражданско-правовой охраны;
- сформулировать понятие «сценарного произведения»;
- провести научную классификацию сценарных произведений с учетом его объективной структуры;
- выявить основные способы использования сценарных произведений как охраняемых объектов, в том числе, с целью коммерческого использования;
- определить возможность гражданско-правовой охраны сценарных произведений институтами смежных прав и в качестве ноу-хау;
- выявить эффективность применения универсальных и специальных гражданско-правовых способов защиты субъективных прав авторов и правообладателей на сценарные произведения;
- выявить особенности применения технических средств защиты сценарных произведений;
- выработать рекомендации по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области охраны сценарных произведений.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области создания, использования и защиты сценарных произведений в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы международно-правовых актов, Конституции Российской Федерации, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, закрепляющие порядок, условия использования сценарных произведений как результатов интеллектуальной деятельности.
Методологическая основа диссертационного исследования. Общую методологическую основу при решении задач, поставленных в исследовании, составляют всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы исследования. В качестве всеобщих методов использованы философский (диалектический материализм и диалектический идеализм), в частности, закон диалектики, метод восхождения от абстрактного к конкретному, позволившие проанализировать гражданско-правовую охрану сценарных произведений различными институтами права. Для комплексного формирования представления о динамике развития норм, регулирующих гражданско-правовую охрану сценарных произведений, использовался, в частности, общенаучный историко-правовой метод, позволивший выявить ретроспективные и современные особенности охраны сценарного произведения как результата интеллектуальной деятельности. Системно-структурный метод позволил комплексно исследовать гражданско-правовые способы защиты сценарных произведений, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Метод сравнительного правоведения использовался при анализе модели правовой охраны сценарных произведений в составе различных сложных объектов, в том числе, в области договорного регулирования прав сценаристов и других субъектов сложных объектов права. Кроме того были задействован метод правового моделирования, который позволил выработать образцы правовых конструкций и определить новые подходы в области охраны права на сценарные произведения. Формально-юридический метод, метод толкования юридических норм стали основополагающими при исследовании
норм гражданского законодательства об охране сценарных произведений как результата интеллектуальной деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют труды известных цивилистов в области права интеллектуальной собственности: А.И. Абдул-лина, Б.С. Антимонова, С.А. Беляцкина, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, М.В. Гордона, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, И.А. Зенина,
B.Я. Ионас, В.О. Калятина, Я.А. Канторович, К.Б. Леонтьева, Л.А. Новоселовой, О.А. Рузаковой, М.Ю. Родионова, С.И. Розиной, Л.В. Самсоновой, А.П. Сергеева, В.Н. Серебровского, Р.И. Ситдиковой,
C.А. Сударикова, Е.А. Флейшица, М.Ю. Челышева, Г.Ф. Шершеневича и др.
В процессе работы автор также обращался к трудам в сфере сценарного искусства и драматургии: С.И. Гавдисовой, Д.М. Генкина,
A.О. Коваловой, А.А. Коновича, А. Б. Можаева, А.А. Тарковского,
B.К. Туркина, И.Г. Шароева, А.И. Чечётина, Г.Д. Литвинцева, Б.З. Шумяцкого.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в формировании целостного научного представления о гражданско-правовой охране сценарных произведений как результата интеллектуальной деятельности. В процессе исследования сформулировано и раскрыто понятие «сценарного произведения», выделены и изучены особенности такого произведения как объекта интеллектуальной собственности, проведена научная классификация сценарных произведений, имеющая значение выбора способа охраны сценарных произведений. Проведено разграничение между сценарными и литературными, драматическими, музыкально-драматическими произведениями. Определены основные способы использования сценарных произведений.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Сценарное произведение объект интеллектуальной собственности имеет ряд специфических признаков, влияющих на определение способов
охраны в системе институтов права интеллектуальной собственности. К таким признакам следует отнести следующие:
- сценарное произведение состоит из структурно обособленных, но обладающих внутренним единством, элементов, к которым относятся действие, конфликт, диалоги, персонажи, описание обстановки;
- в первоначальной форме сценарное произведение выражается в виде письменного текста, что характерно для литературных произведений, при этом, сценарное произведение предназначено для публичного исполнения;
- наилучшее чувственно-эстетическое восприятие сценарного произведения в рамках творческого замысла автора обеспечивается при публичном исполнении самостоятельно или в составе сложных объектов интеллектуальной собственности.
2. Сценарное произведение относится к произведению искусства, с одной стороны, обладающего признаками литературно-драматического произведения, с другой стороны, представляющий собой «план» реализации творческого процесса его самостоятельного публичного исполнения или в составе сложных объектов интеллектуальной собственности.
Предлагается выделить в качестве отдельного охраняемого вида сценарного произведения тритмент, получившее широкое распространение на практике. Тритмент представляет собой упрощенный авторский вариант сценарного произведения, в котором отсутствует детальная проработка действий, диалогов, описание персонажей, обстановки и т.д. Публичное исполнение тритмента самостоятельно или в составе сложных объектов интеллектуальной собственности возможно только при авторском надзоре.
3. Сценарные произведения по форме выражения можно классифицировать на исполненные и неисполненные. Объективной формой выражения неисполненного сценарного произведения является письменная форма (текст). Объективной формой выражения исполненного сценарного произведения является:
- живое исполнение в виде театральной и иной постановки, а также проведение спортивных и зрелищно-развлекательных мероприятий, в том числе, квестов;
- показ с помощью технических средств, обеспечивающих зрительное и слуховое восприятие (кинофильмы, видеоигры и др.).
4. Наиболее эффективной охраной сценарных произведений является комплексное сочетание различных способов правовой охраны с совмещением оранизационно-технических мероприятий. Охрана неисполненных сценарных произведений достаточно хорошо обеспечивается нормами авторского права. Эффективность гражданско-правовой охраны исполненных сценарных произведений дополнительно должна осуществляться нормами смежных прав и ноу-хау.
5. Важным механизмом охраны сценарного произведения является защита субъективных прав авторов произведений, что обеспечивается применением универсальных и специальных способов гражданско-правовой защиты. Обосновано, что необходимо установить специальный способ защиты прав авторов сценарных произведений, в случаях незаконного использования сценарного произведения путем включения в состав сложного объекта, автор сценария вправе потребовать от нарушителя заключить с ним договор об отчуждении исключительных прав на условиях оплаты цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
6. Технические средства защиты направлены на защиту информационного контента сценарных произведений, в которых зафиксированы сценарные произведения или его часть. Таким образом, технические средства защиты позволяют обеспечить охрану содержания сценарных произведений, что не всегда достигается при применении гражданско-правовых способов защиты, предусмотренных авторским правом.
По результатам исследования были сформулированы следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства:
1. В целях разграничения сценарных произведений от других схожих объектов права предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации и изложить его в следующей редакции: «Литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; сценарные произведения, в том числе, тритмент; хореографические произведения и пантомимы»; и далее по тексту.
2. Для целей обеспечения защиты права автора сценария на неприкосновенность своего произведения (от искажения сценарного произведения) предлагается внести изменения в статью 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации и дополнить его пунктом 6 в следующей редакции: «Автор сценарного произведения имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой «режиссерского сценария» и право авторского надзора за осуществлением постановки или экранизации либо иной реализации сценарного произведения».
Теоретическая значимость результатов диссертационной работы заключается в формулировании выводов применительно к гражданско-правовой охране сценарных произведений в Российской Федерации. Предложено авторское определение понятия «сценарное произведение», представлена классификация правовой охраны сценарных произведений, позволившая сконструировать целостное научное представление о гражданско-правовой охране сценарных произведений в Российской Федерации.
Результаты проведенного исследования могут послужить основой в дальнейших научно-исследовательских разработках, касающихся вопросов охраны сценарных произведений как объектов гражданско-правовой охраны.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности применения основных положений и выводов в законотворческой деятельности и в правоприменительной практике, при возникновении договорных отношений по поводу создания, использования и (или) отчуждения авторских прав на сценарное произведение. Сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в деятельности образовательных учреждений выс-
шего (профессионального) образования Российской Федерации в рамках преподавания учебных курсов «Гражданское право», «Авторское право и смежные права».
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре предпринимательского и энергетического права Юридического факультета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в научных статьях, в том числе в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, материалах научно-практических конференций. Общее количество публикаций - 13, из них 6 в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, и 3 - в журналах, индексируемых в базе данных Scopus.
Результаты исследования обсуждались на теоретических семинарах Юридического факультета ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», основные выводы и положения докладывались на научных, научно-практических конференциях и круглых столах, в частности: III Международном юридическом форуме «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» (г. Москва, 13-14 февраля 2015 г.); IX Международной научно-практической конференции «Кутафин-ские чтения» «Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки» (г. Москва, 24 ноября 2015 г.- 3 декабря 2015 г.); в XIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти М.В. Ковалева «Нравственные основы уголовной ответственности» (г. Екатеринбург, 15-16 февраля 2017 г.); VIII Международном молодежном юридическом форуме, (г. Санкт-Петербург, 15-16 мая 2017 г.); круглом столе «Актуальные вопросы защиты интеллектуальной собственности» (г. Казань, 21 декабря 2017 г.); V Всероссийской научно-практической конференции
«Актуальные проблемы развития гражданского права и гражданского процесса» (г. Краснодар, 22 февраля 2018 г.); VII Международном юридическом форуме «Правовая защита интеллектуальной собственности: проблемы теории и практики» (г. Москва, 15 февраля 2019 г.) и др.
Структура диссертационного исследования определяется поставленными целями и задачами, объектом и предметом исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка нормативных и литературных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ СЦЕНАРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1. Становление и развитие правового регулирования прав на сценарные произведения в России
Исследование процесса становления правового регулирования сценарного произведения, прежде всего, следует связывать с необходимостью выявления закономерностей развития права на сценарные произведения. Искусство создания сценария зародилось еще в глубокой древности. История государства и права Древней Греции показывает, что уже в III тыс. до н.э. на островах греческого архипелага функционировали культурные сооружения, имеющие основной целью проведение мероприятий искусствоведческого характера. В основе обычаев, обрядов, ритуалов и даже детских игр античных народов лежал «сценарий», содержащий определенный порядок действий, условия обстановки, использование конкретных реквизитов и другое. Такие «сценарии» отличались незамысловатостью, не имели сюжетной организованности, а поводом являлось, как правило, религиозно-духовное событие либо же событие семейного (рождение, смерть, женитьба и др.) и трудового значения (охота, рыбная ловля и т.п.). Сценарий (в перев. с итал. «scenario»), который произносится с ударением на «а», происходит от слова «сцена». Обозначение данного слова имеет технический характер и означает порядок действий на сцене. Со временем стали появляться другие причины проведения обычаев, обрядов, ритуалов, что в результате приобрело форму массовых зрелищ - праздников, театрализованных представлений, показательных боев и других форм.
Главными элементами, составляющими основу сценария, являются действие и конфликт действующих лиц. Под действием следует понимать не только действие-поступок, но и действие-слово, которое выражается в репликах, входящих в содержание сценария. Описание перехода от одного действия к другому, в основе которого имеется конфликт, создает художествен-
ный образ. Такое «описание» является результатом творческого труда и преобразуется в сценарное произведение. В гражданско-правовом аспекте сценарное произведение есть следствие авторской творческой деятельности человека и взаимосвязано с культурно-массовыми мероприятиями театрализованного характера. Анализ ранних этапов развития общества и государства в контексте проведения театрализованных мероприятий показал, что события, связанные с празднествами (особенно когда они носили длительный характер), становились поводом для органов власти не применять взыскание долгов; задержание и арест должников с целью их участия в театрализованных и праздничных мероприятиях.
Поскольку в Древней Греции существовала полисная муниципальная система, городская власть должна была финансово обеспечивать проведение театрализованных и иных зрелищных мероприятий, включая согласование сценарных постановок, которые хоть и исходили из обычаев, не должны были вступать в противоречие с политическими установками властвующей аристократии, которая должна была учитывать особенности монотеистической культуры общин Древней Греции. Музыкальные, драматические постановки и сценические образы, прежде всего этрусской культуры, были хорошо сконструированы. Этрусские актеры участвовали в сценических постановках по приглашению римской знати1, поскольку, по мнению римлян, ритуальные средства почитания богов не всегда помогали. Вместе с тем позорным считалось актерское выступление за оплату, а непрофессиональные актеры в республиканскую эпоху Римской империи не подвергались ограничению в гражданских правах2. Позаимствованная римлянами этрусская сценическая культура позволила развить небольшие сценарные произведения - заШгпу, включающие такие основные формы, как сценарные, музыкальные, песенные и диалоговые постановки. Следует отметить, что тщательная подготовка сце-
1 См.: Scriptores historiae Augustae, XVII, 12 и 15.
См.: Марк Фабий Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений». Ч. II. / пер. А. Никольского. СПб., 1834. C. 357.
нарных произведений преимущественно основывалась на методе наблюдения за выступлениями известных ораторов, таких как Гортензий, а высшая оценка музыкальных, драматических и сценарных произведений в исполнении известных актеров Росция и Эзопа нашла свое выражение в судебной защите их гражданских прав Марком Тулием Цицероном1, по достоинству оценившим сценические движения известных трагиков и комиков.
Особенностью протосценарных произведений, воплощаемых в форме театральных постановок в Древнем Риме, являлось то, что исполнители МвИапа использовали как импровизацию, так и заранее подготовленный сценарий, в котором изображались комедийные, критические сценарные постановки на основе пародии. Сценарные произведения на основе а1е11ап запрещались при Юлие Цезаре, поскольку содержали пародии на знатных особ и публичных деятелей. Существует предположение, что одного из актеров
-5
atellan сожгли на костре по приказу Калигулы . В разные исторические периоды развития государств на Востоке произведения сценарного характера с участием актеров использовались как средство борьбы с распространением фольклора и традиций, воспевающих мятежных лидеров4. Поскольку от содержания сценарного произведения зависела степень влияния правящей элиты на социальные слои населения, сценарии массовых городских мероприятий тщательно продумывались. В этом были заинтересованы органы городской власти: место, время театрализованных и иных представлений устанавливалось в Римских городах специальными указами. Сценарии культурно-
1 О положении актеров в Греции см. История греческой литературы. Т. I: Эпос. Лирика. Драма классического периода / под ред. С.И. Соболевского, Б.В. Горнунга, С.Г. Гринберга и др. М.-Л.: изд-во АН СССР. 1946 С. 299.
Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК
Охрана авторских прав при публичном исполнении произведений2012 год, кандидат наук Хоменко, Марина Павловна
Авторские права на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет2013 год, кандидат юридических наук Илларионов, Виталий Сергеевич
Авторское право при публичном исполнении произведений1984 год, кандидат юридических наук Розина, Светлана Игоревна
Музыкальное произведение как самостоятельный объект авторского права: теоретико-правовое исследование2015 год, кандидат наук Дадян, Павел Гамлетович
Правовая природа формата аудиовизуального произведения2013 год, кандидат юридических наук Горчаков, Антон Валерьевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хазиева Гузель Булатовна, 2019 год
Список использованных нормативно-правовых и литературных источников
I. Международные правовые акты и документы
1. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. URL: http://larevolution.ru/declaration.html docs.cntd.ru/document/902084650 (дата обращения: 02.10.2017).
2. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апр.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. Принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
4. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., пересмотренная в Париже 24 июля 1971 г. // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М., 1993.
5. Конвенция об охране промышленной собственности по состоянию на 14 июля 1967 г. Париж, 20 марта 1883 г. // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. 1996. № 2.
6. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (с доп. и изм.) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 9.
7. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.) // Собр. законодательства РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI). С. 2818-2849.
8. Договор ВОИС по авторскому праву: принят Дипломатической конференцией (Женева, 20 декабря 1996 г.) // Авторское право и смежные права. 1999. № 5-6. С. 89-107.
9. Copyright, Designs and Patents Act 1988. Chapter 48, section 87. URL:http://www//wipo.int/ docs.cntd.ru/document/902084650 (дата обращения: 20.11.2017).
10. Directive 2012/28/EU of the European Parliament and the Council of 25 October 2012 on certain permitted uses of orphan works // Official Journal of the European Union. 27.10.2012. L 299. P. 5-12.
II. Нормативные правовые акты Российской Федерации
11. Конституция РФ 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. 2014. № 1. Ст. 4392.
12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 апреля 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 32 (ч. II). Ст. 5132.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018)// Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2018. № 31. Ст. 4814.
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. 03.08.2018) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2018. № 32 (ч. I). Ст. 5085.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5496; 2018. № 22. Ст. 3040.
16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 53 (ч.1). Ст. 8495.
17. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2019. № 6. Ст. 465.
18. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф3 (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532; 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8488.
19. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012; 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8411.
20. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 18.12.2018) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448; 2018. № 52. Ст. 8101.
21. Федеральный закон РФ от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ» (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5497; 2018. № 1 (ч. I). Ст. 51.
22. Федеральный закон РФ от 4 октября 2010 г. № 259-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2010. № 41. Ст. 5188.
23. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2011 г. № 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (ред. от 28.06.2014) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7364; 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3392.
24. Федеральный закон РФ от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского ко-
декса Российской Федерации, а также отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2014. № 11. Ст. 1100.
25. Федеральный закон РФ от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2014. № 48. Ст. 6645.
26. Федеральный закон РФ от 3 июля 2016 г. № 315-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2016. № 27 (ч. II). Ст. 4248.
27. Федеральный закон РФ от 28 марта 2017 г. № 43-Ф3 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. 2017. № 14. Ст. 2002.
28. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» // Российские вести. 1994. 30 марта.
29. Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 285 «Об утверждении правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений» // Российская газета. 2008. 23 апр.
30. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (вместе с тремя положениями: «Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате изготовителями оборудования и материальных
носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положение о сборе средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, подлежащих уплате импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения», «Положение о распределении и выплате авторам, изготовителям и исполнителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях»)» // Собр. законодательства РФ. 2010. Ст. 5398.
31. Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // Собр. законодательства РФ. 1998. № 49. Ст. 6016.
32. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. №181 «О проведении в Российской Федерации Года театра» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 18. Ст. 2616.
33. Заключение от 1 августа 2008 г. № 2.2-1/3000 по проекту Федерального закона № 63587-5 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (первое чтение). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
34. Банк решений системы Арбитражных судов Российской Федерации в 2009 - 2019 г. URL: https://ras.arbitr.ru/ (дата обращения 26.01.2019).
III. Нормативные правовые акты, утратившие силу
35. Высочайше утвержденное Положение о правах Сочинителей 1828 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Т.3. С. 475-476 (п. 1979).
36. Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей 1830 г. // Полн. собр. законов Рос. империи. Т.5. Отд.1. С.17-21 (п. 3411).
37. Закон об авторском праве от 20 марта 1911 г. // Собр. узаконений и распоряжений Правительства. Отд. I. 1911. № 61. Ст. 560.
38. Конвенция между Россией и Францией о литературной и художественной собственности от 25 марта 1861 г. URL: http://eakolesnikov.narod.ru/France1861.pdf (дата обращения: 12.09.2017).
39. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 октября 1919 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
40. Декрет Совета Народных Комиссаров от 16 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» // Известия ВЦИК. 1918. 1 дек.
41. Постановление Совета Министров СССР от 16 декабря 1946 г. «О крупных недостатках в организации производства кинофильмов и массовых фактах разбазаривания и хищения государственных средств в киностудиях» // Собр. действующего законодательства СССР. Т. 13. Кн. 2. С. 102.
42. Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г. «Об основах авторского права»// Собр. законодательства СССР. 1925. № 7. Ст. 67.
43. Постановление ЦИК и СНК от 16 мая 1928 г. «Основы авторского права» // Собр. законодательства СССР. 1928. № 27. Ст. 246.
44. Гражданский кодекс РСФСР (с изм. и доп. от 26.11.2001 № 147-ФЗ) // Ведомости ВС РСФСР. 1964. №24. Ст.407; Российская газета. 2001. 28 нояб.
45. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст.733.
46. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-10 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. и доп. от 20.07.2004 № 72-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; Российская газета. 2004. 28 июля.
47. Постановление Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «"Об авторском праве и смежных правах"» // Российская газета. 1993. 3 авг.
IV. Материалы судебной практики
48. Постановление Пленума Верховного суда РФ № 5, Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного суда РФ. 2009. №6.
49. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 г. № 09АП-53196/2014 по делу №А40-84902/14. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
50. Постановление Арбитражного суда Московского округа по делу №А40-138884/2013 от 6 октября 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
51. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав: утвержден Президиумом Верховного суда РФ 23.09.2015 // Бюллетень Верховного суда РФ. 2015. № 11.
52. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 июня 2009 г. по делу №5-В09-54. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
53. Определение Верховного Суда РФ от 24 ноября 2015 г. № 305-ЭС15-10123 по делу № А40-84902/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
54. Определение Московского городского суда от 24 июня 2011 г. по делу № 33-19534. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
55. Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу № 33-17459/2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
56. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 8 мая 2015 г. № С01-320/2015 по делу № А40-84902/2014. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
57. Решение Суда по интеллектуальным правам от 2 февраля 2017 г. по делу А40-46338/2016. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/90a19a6c-3fdf-461e-bbc9-6a7a8bba020d (дата обращения: 08.05.2017).
58. Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 января 2016 г. по делу №А40-221053/2015 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
59. Решение Арбитражного суда города Москвы от 4 сентября 2017 г. № А40-25125/2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
60. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 4 октября 2017 г. по делу А40-46338/16-5-387. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/90a19a6c-3fdf-461e-bbc9-6a7a8bba020d (дата обращения: 08.05.2017).
61. Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2017 г. № А40-24274/2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
62. Решение Советского районного суда г. Краснодар по делу №2249/2017 от 28 июня 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» .
63. Решение Одинцовского городского суда Московской области № 27611/2017 от 19 октября 2017 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» .
64. Решение Замоскворецкого районного суда ЦАО г. Москвы от 28 августа 2001 г. по делу № 2-1345/1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
65. Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26 октября 2017 г. № А43-19887/2017. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
66. Решение Арбитражного суда Алтайского края от 31 марта 2017 г. № А03-19387/2016. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
67. Заключение Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации // Вестник гражданского права. 2007. № . С. 124.
V. Научная и учебная литература
68. Абдуллин А.И. Право интеллектуальной собственности в Европейском Союзе: генезис, унификация, перспективы развития: автореферат дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.03 / Абдулин А.И. - М., 2006. - 63 с.
69. Аблезгова О.В. Коммерческое использование интеллектуальной собственности в России и зарубежных странах. М.: Дашков и Ко, 2006. 300 с.
70. Авторское право на литературные произведения. Сборник официальных материалов / сост.: Азов Л.М., Шацилло С.А. М.: Госюриздат, 1953. 136 с.
71. Авторское право и смежные права: учебник / под. ред. И.А. Близнец. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. 456 с.
72. Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975. 264 с.
73. Алексеев С.С., Алексеева О.Г., Беляев К.П. и др. Гражданское право: учебник: в 2 т. / под ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016.
74. Андреев Ю.Н. Механизм гражданско-правовой защиты. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 464 с.
75. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: гос. изд-во юрид. лит., 1957. 278 с.
76. Белов В.А. Гражданское право: Особенная часть: учебник. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2004. 960 с.
77. Бандо М.В., Брюхов Р.Б., Валеева Н.Г. и др. Частное право. Преодолевая испытания. К 60-летию Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. 256 с.
78. Бадулина Е.В., Гаврилов Д.А., Гринъ Е.С. и др. Право интеллектуальной собственности: учебник / под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. 512 с.
79. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: изд. юрид. книжного склада «Право», 1912. 151 с.
80. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2014. 374 с.
81. Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. Право интеллектуальной собственности: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2010. 960 с.
82. Ваксберг А., Гринголъц И. Автор в кино. М.: изд-во «Искусство», 1961. 234 с.
83. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. М.: Юрид. лит., 1988. 176 с.
84. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. М., 1984. 223 с.
85. Гаврилов Э. «Формат» аудиовизуального произведения и некоторые вопросы права интеллектуальной собственности // Хозяйство и право. 2016. № 3. С. 64-79.
86. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Экзамен, 2009.
87. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во «Экзамен», 2005. 384 с.
88. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления: учебно-методич. пособие. М.: ВНМЦ и КПР, 1985. 87 с.
89. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство. М.: Сов. Россия, 1985. 134 с.
90. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: гос. изд-во юрид. лит., 1955. 232 с.
91. Городецкий Б.H. Правовое положение писателей и композиторов по законодательству Союза ССР и РСФСР: справочник. М., 1946. 168 с.
92. Горюнова Г.Н. Организация производства кинофильмов. М.: Искусство, 1983. 216 с.
93. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000. 411 с.
94. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. URL:http://www//classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-36810.htm (дата обращения: 08.12.2015).
95. Девид К. Ирвинг и Питер В. Ри Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов/ пер. с англ. С.И. Биченко, А.П. Бойцовой, М.С. Меньшиковой; науч. ред. Т.Н. Яковлева-Нельсен. 3-е изд. М.: ГИТР, 2008. 416 с.
96. Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: изд-во АН СССР, 1954. 298 с.
97. Дживелегов А., Бояджиев Г. История западноевропейского театра. От возникновения до 1789 года. М.: Искусство, 1941.
98. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. статей / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2005. 416 с.
99. Зенин И.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. М.: Юрайт-Издат, 2008. 627 с.
100. История греческой литературы. Т. I: Эпос. Лирика. Драма классического периода / под ред. С.И. Соболевского, Б.В. Горнунга, С.Г. Гринберга и др. М.-Л.: изд-во АН СССР. 1946.
101. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике М.: Юрид. лит., 1963. 168 с.
102. Иоффе О.С. Советское гражданское право: курс лекций. Ч. 3. Л., 1965. 510 с.
103. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): учебник для вузов. М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2000. 480 с.
104. Канторович Я.А. Конвенция между Россией и Францией для защиты литературных и художественных произведений. Русский и французский тексты Конвенции с разъяснениями, извлеченными из журнала Особого Совещания образованного при Министерстве Юстиции для предварительного рассмотрения проекта Конвенции, и с сравнительным обзором постановлений французского законодательства об авторском праве и Бернской Конвенции. СПб.: изд. Юрид. Книжного Склада «Право», 1912. 72 с.
105. Канторович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроградъ, 1916. 800 с.
106. Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений». Ч. II. / пер. А. Никольского. СПб.: Тип. Императорской Рос. Академии, 1834.
107. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права: учеб. пособие / науч. ред. О.А. Красавчиков. Свердловск: изд-во Свердл. юрид. инта, 1982. 82 с.
108. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть четвертая (постатейный) / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гри-шаев и др. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. 784 с.
109. Кондратьева Е.А. Объекты интеллектуальных прав: особенности правовой охраны. М.: Статут, 2014. 160 с.
110. Корецкий В.И. Авторские правоотношения в СССР. Сталинабад, 1959. 372 с.
111. Котенко Е.С. Правовой режим компьютерных игр // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 2 (15). 2010. С. 423-430.
112. Липцик Делия. Авторское право и смежные права М.: Ладомир: изд-во ЮНЕСКО, 2002. 788 с.
113. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство: метод. пособие. М.,:Всерос. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы им. Н. К. Крупской, 1989. 108 с.
114. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4450/ Сценарий (дата обращения: 15.11.2015).
115. Львова С.В. Пределы авторских прав киностудий или еще раз о пра-вообладании на советские телефильмы, созданные по заказу Гостелерадио СССР // Бизнес в законе. 2013. № 5. С. 46-51.
116. Макагонова Н.В. Авторское право: учеб. пособие / под ред. Э.П. Гаврилова. М.: Юрид. лит., 2000. 288 с.
117. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. М.: Просвещение, 1988. 158 с.
118. Мицкевич С.С. Авторское право и смежные права в театре: учеб. пособие. СПб.: ГАТИ, 2005. 212 с.
119. Морхат П.М. Искусственный интеллект: правовой взгляд / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». М.: Буки Веди, 2017. 257 с.
120. Научно-практический комментарий судебной практики в сфере защиты интеллектуальных прав / В.О. Калятин, Д.В. Мурзин, Л.А. Новоселова и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Норма, 2014. 480 с.
121. Никитина, М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства /Науч. ред. Р. А. Дзыба. -Казань :Изд-во. Казанского ун-та,1972.
122. Новоселова Л.А., Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: некоторые аспекты правового регулирования. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 128 с.
123. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М.: АТЕМП, 2004. 944 с.
124. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности (интервью Я. Пискунова с А.Л. Маковским) // Закон. 2007. № 10. С. 910.
125. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2006. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
126. Райгородский Н.А. Авторское право на кинематографическое произведения. Л.: изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1958. 69 с.
127. Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 296 с.
128. Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности: учебно-практич. пособие. М.: Элит, 2005. 308 с.
129. Сергеев А.П. Авторское право России. СПб.: изд-во С.-Петербур. унта, 1992. 312 с.
130. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби: Проспект, 2007. 752 с.
131. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: изд-во АН СССР, 1956. 283 с.
132. Силин А.Д. Театр выходит на площадь: Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. М.: Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, 1991. 178 с.
133. Ситдикова Р.И. Соотношение гражданско-правовой и иной правовой охраны авторских прав. Казань: Казан. ун-т, 2011. 165 с.
134. Судариков С.А. Основы авторского права. Минск: Амалтея, 2000. 398 с.
135. Судариков С.А. Интеллектуальная собственность. М.: изд-во деловой и учеб. лит., 2013. 162 с.
136. Туркин В.К. Драматургия кино: учеб. пособие. 2-е изд. М.: ВГИК, 2007. 320 с.
137. Чернышева С.А. Правоотношения в сфере художественного творчества /отв. ред. М.М. Богуславская. М.: Наука, 1979. 167 с.
138. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
139. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений: учебник для студентов высш. театр, учеб. заведений. М.: Просвещение, 2012. 310 с.
140. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: изд. Бр. Башмаковых, 1912. 805 с.
141. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2005. 461 с.
142. Шумящий Б.З. Пути мастерства. М.: Кинофотоиздат, 1935. 192 с.
143. Dictionnaire du théâtre / пер. с франц. под ред. К. Разлогова. М.: Прогресс, 1991.
144. Lindenberger S. H. Opera in history: from Monteverdi to Cage — Stanford University Press, 1998. Maurice Sand. Masques et bouffons (comédie italienne). Paris : Michel Lévy frères, 1860. Т. I.
VI. Статьи в научных изданиях и сборниках
145. Алиев С.З. Эволюция российского законодательства, регламентирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №3. С. 91-96.
146. Амбарян А. Сложные объекты авторских прав // Авторское право и смежные права. 2017. № 4. С. 7-14.
147. Баландин П.Ю. Повышение эффективности и качества правовой охраны и защиты «ноу-хау» // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". 2006. Т. 1. с. 122-123.
148. Барышев С.А. Некоторые актуальные проблемы авторского права России и Франции: опыт сравнения // Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности: сб. науч. трудов. Казань: изд-во АБАК-Центр оперативной печати, 1997. С. 107-122.
149. Берг Л.Н. Правовая охрана: основания классификации, виды // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2 (40). С. 22-27.
150. Благовещенский Н.М. Ателланы // Пропилеи: сб. статей по классической древности Т. 2. Ч. 1 / под ред. П. Леонтьева. М., 1852. С. 153-178.
151. Богданова О. Формы и способы защиты интеллектуальных авторских прав // ИС. Авторское право и смежные права. 2016. № 7. С. 18-25.
152. Вишневская Е.Э. Права авторской собственности, о которой до меня никто и не думал.» (В.Ф. Одоевский и авторское право в России) // Международный правовой курьер. URL: http://inter-legal.ru/prava-avtorskoj-sobstvennosti-o-kotoroj-do-menya-nikto-i-ne-dumal-v-f-odoevskij-i-avtorskoe-pravo-v-rossii (дата обращения: 10.10.2018)
153. Вахитова Ю.И. Анализ сложного объекта интеллектуальных прав на примере театрально-зрелищного представления // Вестник Перм. ун-та. Юридические науки. 2015. № 2. С. 41-48.
154. Гаврилов Э.П. Первая «Американская история», или об обратной силе действия Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений // Хозяйство и право. 2013. № 5. С. 57-81.
155. Гаврилов Э.П. О наследовании интеллектуальных прав // Хозяйство и право. 2011. № 10. С. 46-57.
156. Гаврилов Э.П. Изменения, внесенные Федеральным законом от 04 октября 2010 г. № 259-ФЗ в четвертую часть ГК РФ // Патенты и лицензии. 2012. № 11. С. 3-10.
157. Гришаев С.П. Эволюция законодательства об объектах гражданских прав. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
158. Гришаев С.П. Смежные права // Хозяйство и право. 2007. № 11. С. 3-32.
159. Джалилов Э.А. Проблемы самозащиты правообладателями исключительных прав на товарный знак // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2018. № 22. С. 37-40.
160. Дозорцев В.А. Право на фильм как сложное многослойное произведение // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2000. № 4. С. 84-99.
161. Еременко В.И. Об изменениях в российских законодательных актах, связанных с интеллектуальной собственностью // Адвокат. 2011. № 1. С. 5-14.
162. Еременко В.И. О пределах и ограничениях исключительного права на произведения науки, литературы и искусства // Законодательство и экономика. 2011. № 1. С. 14-28.
163. Иванов Н.В. Правовая охрана театральных постановок: современное состояние и предстоящие изменения // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. №10. С. 7-16.
164. Калинин А.А. Курс «Гейм-дизайн». Лекция 1.3: Содержание концепт-документа. - URL: https://youtu.be/xcf-iv3kF-w (дата обращения: 14.10.2018).
165. Каморная Ю.О. Власть и искусство: Цинский театр как средство формирования общественного мнения // Россия и АТР. 2012. № 1. С. 6078.
166. Кашапов Н. Специфика регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2009. № 2. С. 14-20.
167. Ларцева Л. Постановка спектакля иностранным режиссером: как оформить и оплатить? // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2012. № 7. С. 64-73.
168. Михайлова Н.С., Вахитова Ю.И. Режиссер-постановщик как субъект интеллектуальных прав: проблемы определения статуса // Вестник Перм. ун-та. Юридические науки. 2017. Вып. 38. С. 497-507.
169. Мухина Н.В. Режиссер как субъект интеллектуальных прав // Юридическая мысль. 2010. № 2 (58). С. 96-97.
170. Нейман Л., Колоколов Н. Правовое регулирование технических средств защиты авторских прав (DRM) в России // Право интеллектуальной собственности. М.: Юрист, 2007. № 1. С. 11-15.
171. Нестолий В.Г. Ничтожность завещания, приравненного к нотариальному, оспоримость нотариального завещания (судебная защита и нотариальная охрана гражданских прав) // Нотариус. 2014. № 8. С. 22-25.
172. Паньков А. Кто такой геймдизайнер? URL:https://youtu.be/Ucc00aCtzhY (дата обращения: 14.11.2018).
173. Полозова Д.В. Самозащита интеллектуальных прав в договорных отношениях // Юрид. наука и практика: Вестник Нижегор. академии МВД России. 2014, № 2 (26). С. 255-261.
174. Салицкая Е.А. Развитие отечественного законодательства в области авторского права: исторический аспект // Альманах «Наука. Инновации. Образование». № 16. Языки славянской культуры, 2014. С. 272.
175. Статистика культуры 2016. Ежегодное справочное издание о состоянии культуры Российской Федерации в цифрах. URL:http://stat50120.mkstat.ru/ (дата обращения 10.04.2018).
176. Смирнова А.А. Режиссер против сценариста. URL: https://seance.ru/blog/director-vs-scriptwriter/ (дата обращения: 10.11.2016).
177. Суханов Е.А. Право собственности в Гражданском кодексе // Закон. 2015. № 12. С. 56.
178. Челышев М.Ю., Арсланов К.М. Несанкционированные заимствования в Российских и Германских квалифицированных исследованиях по праву: российское и немецкое законодательство, судебная практика // Вестник гражданского процесса. 2013. № 1. С. 283-299.
179. Челышев М.Ю. Межотраслевые связи исполнительного процессуального права: предисловие к монографии // Исполнительное производство: процессуальная природа и цивилистические основы / под ред. Д.Х. Валеева, М.Ю. Челышева. М.: Статут, 2007. С. 57-79.
180. Штенников В.Н. «Произведение» в разделе VII ГК РФ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультанПлюс».
VII. Диссертации и авторефераты диссертаций
181. Близнец И.А. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. 384 с.
182. Борисенко Д. Права на результаты интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 26 с.
183. Гринголъц И.А. Права автора на сценическое произведение в СССР: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953. 20 с.
184. Зыков Е.В. Гражданско-правовая защита права интеллектуальной собственности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 235 с.
185. Ковалова А.О. Кинодраматургия Н.Р. Эрдмана: Эволюция и поэтика (опыт филологического исследования): дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2012. 293 с.
186. Котенко Е.С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 26 с.
187. Курамагомедов Р.Ш. Правовая охрана технических средств защиты авторских и смежных прав: дис. ... канд. юрид. наук. 2009. 189 с.
188. Месяшная Е.А. Особенности авторско-правового регулирования хореографических произведений: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 156 с
189. Полозова Д.В. Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 206 с.
190. Онина А.А. Преимущественное право покупки в гражданском праве Российской Федерации: дис. ...канд. юрид. наук, Уфа, 2009. 209 с.
191. Орехов А.М. Интеллектуальная собственность (опыт социально-философского исследования): автореф. дис. ... д-ра. филос. наук. М., 2013. 65 с.
192. Родионов М.Ю. Возникновение и охрана авторских прав при создании кинофильмов: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 193 с.
193. Розина С.И. Авторское право при публичном исполнении произведения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1984. 216 с.
194. Самсонова Л.В. Гражданско-правовое регулирование авторских прав на литературное произведение в Российской Федерации: автореф. ... канд. юрид. наук. 2009. 28 с.
195. Ситдиков Р.Б. Правовая охрана ноу-хау как результата интеллектуальной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2011. 191 с.
196. Ситдикова Р.И. Гражданско-правовой механизм охраны частных общественных и публичных интересов авторским правом: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2013. 351 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.