Театральная постановка как объект авторского права тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.03, кандидат юридических наук Расходников, Михаил Яковлевич

  • Расходников, Михаил Яковлевич
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.03
  • Количество страниц 136
Расходников, Михаил Яковлевич. Театральная постановка как объект авторского права: дис. кандидат юридических наук: 12.00.03 - Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Москва. 2008. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Расходников, Михаил Яковлевич

Введение

1 Правовое регулирование театральной постановки и входящих в нее произведений

1.1 Сущность понятия театральная постановка

1.2 Правовое регулирование драматического произведения, правовой статус ее авторов

1.3 Музыкальное произведение как одна из составных частей театральной постановки

1.4 Правовое положение произведений пантомимы и хореографш в контексте театральной постановки

1.5 Изобразительное искусство как часть театральной постановки, особенности регулирования прав театральных художников

1.6 Правовое положение обладателей смежных прав на театральную постановку 45 Выводы 1 главы

2 Теоретические и практические проблемы применения прав создателей театральной постановки

2.1 Практические особенности защиты прав участников театральной постановки

2.2 Проблемы охраноспособности содержания театральной постановки

2.3 Проблема определения правового статуса режиссёра-постановщика

2.4 Теоретические и практические сложности взаимодействия прав соавторов театральной постановки 81 Выводы 2 главы

3 Преобразования законодательства в сфере театральной постановки 94 3.1 Оценка и предложения по усовершенствованию части четвертой ГК РФ и проекта ФЗ «О театре и театральной деятельности» в контексте правового регулирования отношений связанных с театральной постановкой

3.2 Театральная постановка как самостоятельный объект авторского права

Выводы 3 главы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная постановка как объект авторского права»

Весь мир театр и люди в нем актеры» Уильям Шекспир - едва ли ни самая распространенная цитата, эксплуатируемая веками и не потерявшая свою актуальность и наглядность. Однако все чаще современному обществу приходится напоминать что театр - это целый мир и актеры в нем тоже люди.

На данном этапе в России проходит становление законодательства в сфере интеллектуальной собственности. С принятием Четвертой части ГК связываются надежды на переход регулирования отношений в Э1 ой области на новый уровень рассвета науки авторского права. Примечателен тот факт, что все эти изменения никаким существенным образом не затронули отношения в сфере театральной деятельности, а в некоторых аспектах еще и усложнили ситуацию. Растушевалась даже законодательная терминология театра. Так, теперь его деятельность наряду с деятельностью цирка и эстрады обобщена понятием «театрально-зрелищные мероприятия», постановки режиссеров включены в термин «исполнение», и, не смотря на общие тенденции кодифицированного акта к подробной регламентации отношений, уменьшилось даже количество норм осуществляющих правовое регулирование сферы театрального искусства.

Между тем, это совершенно не отражает реальную обстановку. Ценность русского театрального искусства признается всем мировым сообществом, театр продолжает играть огромную роль в формировании национальной культуры и искусства. Прогресс наблюдается и в такой сложной области как экономика театра. Динамично развиваются новые направления, образуются новые труппы, открываются новые имена, тысячи талантливых людей по всей стране посвящают свою жизнь сцене pi великому театральному искусству, чтобы донести толику своей души до зрителя. Неужели эти люди не достойны нормального существования, и охраны, порой самого важного, что у них есть - их произведений.

Вопросы, касающиеся театральной реформы в нашей стране, поднимаются и обсуждаются уже многие годы. Дискуссия идет по поводу совершенствования юридических, правовых форм деятельности учреждений бюджетной сферы, форм и способов поддержки культуры со стороны государства. В том что театральная реформа назрела, нет ни у кого сомнений и в театральном сообществе. Так, например, Рауфаль Мухаметзянов -директор знаменитого театра оперы и балета им. М.Джалиля заявляек «Проблема театров - результат отсутствия продуманной культурной политики. Нужны законы не общие, а конкретные, которые бы воплощались в жизнь и были направлены не только на сохранение культуры, но и на ее развитие».

Наше государство должно понять, что театр - это инструмент рекламы государственной политики и строя, что это та институция, которая способствует формированию государственного имиджа. Мы должны работать совместно в направлении развития культурного имиджа страны», -считает выдающийся культурный деятель Вероника Насальская.

Многие ученые и творческие деятели ратуют за решение многочисленных правовых проблем в этой области: «Во главе коллектива стоит режиссер-постановщик, но его авторские права не защищены. Авторские отчисления получает драматург, композитор, художник спектакля, а режиссер не получает. Пробивали и лоббировали эти отчисления у художников -Союз художников, у композиторов -Союз композиторов. А во главе театрального союза всегда стояли актеры, которых вопрос авторских прав режиссера, видимо, не беспокоил. Ситуацию, когда все зависит не от законодательных прав, а от одной личности, надо исправлять. Нужно все определять законодательно» [33].

Многие правовые проблемы в области театра, объясняются еще и тем, что некоторые нормы, установленные законодателем не подкрепляются конкретными механизмами реализации, не сформированы механизмы защиты конституционных прав граждан России на свободу художественного творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям в сфере сценического искусства.

Откладывание решения и изучения этих и других актуальных проблем правового регулирования театральной деятельности может привести к утрате тех завоеваний отечественного театра, которыми гордится страна, и которые играют важнейшую роль в развитии общественной жизни России.

Степень научной разработанности проблемы. Недостаточная изученность темы диссертации связана со спецификой объекта, выражающейся в отсутствии четкого понятия театральной постановки, пробелах законодательного регулирования составных произведений театральной постановки, проблематикой правового статуса авторов и исполнителей, многочисленных сложностях в их взаимодействии и правоприменительной практики. Отечественная литература, касающаяся произведений театрального искусства, представлена главным образом учеными-цивилистами и специалистами в области авторского права, теоретические взгляды которых и их обоснования оказались очень полезными при подготовке диссертации.

В частности, в советский период и в настоящее время данные вопросы освещены в трудах Антимонова Б.С., Афанасьевой Ю.А, Близнеца И.Л, Гаврилова Э.П., Дозорцева В.А., Иоффе О.С., Мицкевич С.С., Макагонова Н.В., Павлова А.Н., Сергеева А.П., Хаметова Р.А., Чернышева С.А. и др.

Следует отметить, что, не смотря на необходимость в правовом регулировании ряда аспектов связанных с отношениями в области создания и использования театральных постановок, в России теоретические исследования вопросов по данной теме практически не проводились, и только некоторые аспекты проблемы исследовались в научных публикациях Мицкевич С.С. и Месяшной Е.А.

Целью диссертационного исследования является изучение общей юридической характеристики театральной постановки и комплексное исследование теоретико-правовых и практических проблем, возникающих в связи с правовым регулированием отношений по созданию и использованию театральных постановок с целью совершенствования законодательства в части правового регулирования отношений в этой области.

Для достижения указанной цели были сформулированы и поставлены соответствующие задачи:

• определить сущность театральной постановки;

• изучить правовую природу театральной постановки;

• проанализировать нормы российского законодательства, международных договоров, в которых участвует Российская Федерация, и законодательства зарубежных стран, регулирующих отношения связанные с театральной постановкой;

• выявить произведения, входящие в театральную постановку, и проанализировать их правовых характеристики;

• выявить и проанализировать ситуации и вопросы, возникающие как в отечественной, так и в международной практике по вопросам применения прав создателей театральной постановки;

• изучить судебную практику по вопросам защиты прав создателей театральной постановки и проанализировать споры, возникающие в связи созданием и использованием этого произведения;

• изучить вопросы охраноспособности содержания произведения;

• выявить наиболее эффективные пути, направленные на выработку единого механизма правового регулирования театральной постановки;

• разработать предложения по совершенствованию отечественного законодательства, в области отношений связанных с театральной постановкой.

Объект исследования - положения правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с созданием и использованием театральной постановки в Российской Федерации.

Предметом исследования является совокупность норм законодательства и международных договоров Российской Федерации, касающихся театральной постановки, а также практика применения этих норм.

Область исследования находится в рамках гражданского права и международного частного права.

Методологические основы работы. Диссертация выполнена с применением различных методов исследования: общенаучных - формальнологического, исторического, аналитического, а также частнонаучных -сравнительно-правового, конкретно-социологического, иных методов научного познания.

Теоретическая основа исследования. При подготовке настоящей работы диссертант опирался на положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых таких, как Антимонов Б.С., Афанасьева Ю.А., Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Дозорцев В.А., Иоффе О.С., Мицкевич С.С., Макагонова Н.В., Павлова А.Н., Сергеев А.П., Хаметов Р.А., Чернышева С.А. и др.

Эмпирической базой исследования послужили как судебная практика, так и решения и действия государственных, общественных и ииых организаций, в сфере театральной деятельности, а также соответствующая практика зарубежных организаций и судов.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что впервые осуществлено комплексное исследование вопросов, возникающих при создании и использовании театральных постановок. Применен системный подход по совершенствованию законодательства, основанный на закреплении за театральной постановкой статуса самостоятельного объекта авторского права. Сформулированы и теоретически обоснованы предложения по совершенствованию законодательства, связанные с закреплением за театральной постановкой статуса самостоятельного объекта авторского права.

Положения, выносимые на защиту:

1. В результате изучения театральной постановки как юридической категории и категории, рассматриваемой в первую очередь в эстетической теории и искусствознании, установлено, что театральная постановка является более широким понятием, чем спектакль, драматическое или музыкально-драматическое произведение, она попусту включает в себя эти понятия. Предлагается определить театральную постановку как произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название, и предпочесть этот термин другим терминам, используя именно его в качестве определения для объекта авторского права.

2.В результате анализа проблематики в области правового регулирования отношений по созданию и использованию театральной постановки, установлена и обоснована необходимость в усовершенствовании регламентации этих отношений. Предлагается заполнить правовой вакуум, посредством закрепления за театральной постановкой статуса объекта авторского права.

3 .Предлагается применить к театральной постановке модель законодательного регулирования аудиовизуального произведения.

4. Предлагается закрепить статус авторов театральной постановки как самостоятельного объекта, осуществив регламентацию в следующей последовательности: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения.

5. Предлагается, не меняя правовую природу режиссера-постановщика как обладателя смежных прав, закрепить за ним авторское право не к его постановке (исполнению), а к театральной постановке в целом, при этом признавая его как исполнителем по отношению к своей постановке, так и соавтором ряда произведений входящих в театральную постановку.

6.Предлагается приравнять автора хореографии в балете, который, по сути, является режиссером этого вида постановок, к положению режиссера-постановщика и считать автором театральной постановки.

Так же предлагается, относя автора музыкально-драматического произведения, положенного в ее основу, к авторам театральной постановки -как самостоятельного объекта авторского права, признавать за ним статус, как автора драматического произведения, гак и автора музыкального произведения.

7. Предлагается внести изменения в статью 1259 Четвертой части ГК, касающиеся добавления театральной постановки в объекты авторских прав;

8.Предлагается дополнить Четвертую часть ГК отдельным положением, регламентирующим статус театральной постановки, закрепив ее определение, виды, правовой статус авторов, права лица организовавшего ее создание и права авторов произведений, вошедших в нее составной частью;

9.Предлагается внести изменения в статью 1240 и в пункт 1 статьи 1313 Четвертой части ГК, выделив театральную постановку как самостоятельное произведение и исключив из закона определение «театрально-зрелищиое представление»;

Ю.Так же в целях защиты прав на театральную постановку предлагается дополнить пункт 5 статьи 1273 Четвертой части ГК введением дополнения, ограничивающего свободное воспроизведение театральной постановки в личных целях.

11. Предлагается изменить положения статьи 1245 Четвертой части ГК, подкорректировав их с учетом существующей практики широкого использования аудио и видео записей театральной постановки, и включить театральную постановку в перечень произведений, за воспроизведения которых осуществляется выплата вознаграждения, под театральной постановкой в данном случае подразумевается ее аудио и аудиовизуальные отображения:

12. С целью подробного законодательного регламентирования участия исполнителя в создании и использовании театральной постановки, предлагается расширить пункт 4 статьи 1317 Четвертой части ГК введением дополнения о театральной постановке, обратив особое внимание на то, что согласие исполнителя на отдельное использование звука или изображения, использованных в театральной постановке, должно быть прямо выражено в договоре.

Научная и практическая значимость. Научная значимость работы состоит в возможности использования сделанных в ней выводов для дальнейших теоретических исследований.

Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные в нем выводы, рекомендации и предложения могут быть использованы:

• в работе по совершенствованию российского законодательства в области авторских и смежных прав, в частности Четвертой часш ГК РФ, в работе по принятию ФЗ «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации»;

• в правоприменительной практике, при чтении лекций по гражданскому праву, преподавания спецкурсов по авторскому праву и т.д.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертационная работа была выполнена и обсуждена на кафедре ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова.

Основные положения диссертации получили отражение в опубликованных автором статьях.

Полученные результаты нашли отражение в профессиональной деятельности диссертанта в качестве юриста, специализирующегося в области авторского права, юридического оформления отношений связанных с созданием и использованием театральных постановок, аудиовизуальных произведений, различных видов произведений театрального и киноискусства.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 11 параграфов и выводов по каждой главе, списка использованных источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Расходников, Михаил Яковлевич

Выводы 3 Главы

Проводя оценку вступающей в силу части четвертой ГК РФ, мы старались не только отразить положительный характер ее нововведений, но и показать спорный характер некоторых положений, порой обращая внимание как на их противоречия, так и на сложности их применения и аргументируя критику. А так же внесли следующие предложения по совершенствованию этого закона:

• Внести изменения в закон, закрепив за театральной постановкой статус самостоятельного объекта авторского права и предоставив статус авторов этого сложного объекта драматургу, режиссеру и композитору. Необходимо предоставить указанным авторам театральной постановки права на установление в лицензионном договоре условий по распоряжению результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, не применяя к ним положения статьи 1240;

• Детально регламентировать положения работников и работодателей, занимающихся созданием сложных объектов и установить ряд ограничений в использовании работодателем служебного произведения, в частности закрепить условия об обязательном использовании произведения;

• Оставить перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности открытым и внести в статью 1225 коррективы, а именно дополнить фразой «и другие произведения»;

• Предлагается пересмотреть положения статьи 1289, статьи 1290, касающиеся особого характера ответственности автора и установить в законе нормальный баланс равноправных гражданских отношений, где обе стороны должны быть равны в части прав обязательств и ответственности.

• Внести ряд изменений в статьи 1266, статьи 1267, детально закрепив в законе критерии искажения произведения, ограничить круг заинтересованных лиц и регламентировать условия заинтересованности;

• Детально регламентировать в законе юридически значимые и незначимые элементы произведения;

• Предлагается скорректировать положения статьи 1245, дополнив ее рядом объектов с учетом современных реалий и тенденций развития этого сектора рынка;

• Предлагается укрепить правовой ' статус театрального художника введением в законодательство норм, регламентирующих его право ставить условия в отношении использования его произведения в составе сложного объекта, в частности театральной постановки;

• Детально указать в статье 1237 условия, при которых возникает нарушение выплаты вознаграждения, и регламентировать правила определения размера убытков;

Рассматривая Проект федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации», мы положительно оцепили использование в нем корректной терминологии в области театральной постановки и ряда ее создателей и наличие норм, направленных на регулирование финансово-экономического положения театров и системы социальной защиты работников театров, при этом обратив внимание па содержание в тексте проекта ряда норм, сходных по предмету своего регулирования с нормами четвертой части ГК, и высказали опасения, связанные с тем, что применение норм обеих законов может запутать ситуацию с правовым регулированием отношений, связанных с театральной постановкой и дезориентировать участников этих отношений. А так же внесли предложение о внесении в проект закона положения, о создании специальной организации, для решения специфических вопросов по защите прав создателей театральных постановок.

Подводя итог анализа проблематики в области правового регулирования отношений по созданию и использованию театральной постановки, мы предлагаем заполнить правовой вакуум в регулировании этих отношений посредством внесения в законодательство ряда изменений, направленных на закрепление за театральной постановкой статуса самостоятельного объекта авторского права, приводя обоснования этого предложения, и исследуем факторы его необходимости. Аргументировано предлагаем применить к театральной постановке модель законодательного регулирования аудиовизуального произведения.

Доказывая необходимость регламентирования статуса авторов театральной постановки как самостоятельного объекта, обосновываем признание этого статуса за тремя авторами, уточняя что в отношении признания статуса автора за режиссером-постановщиком, предлагается не меняя правовую природу режиссера-постановщика как обладателя смежных прав, закрепить за ним авторское право не к его постановке(исполнению), а к театральной постановке в целом, при этом признавая его как исполнителем по отношению к своей постановке, так и соавтором ряда произведений входящих в театральную постановку. Предлагаем осуществить регламентацию в следующей последовательности: автор драматического произведения, режиссер-постановщик, автор музыкального произведения.

Кроме того, выносим предложения по совершенствованию законодательства посредством внесения в часть четвертую ГК РФ следующих поправок:

• внести изменения в статью 1259, касающиеся добавления театральной постановки в объекты авторских прав;

• дополнить закон отдельным положением, регламентирующим статус театральной постановки, закрепив ее определение, виды, правовой статус авторов, права лица организовавшего ее создание и права авторов произведений, вошедших в нее составной частью;

• внести изменения в статью 1240 и в пункт 1 статьи 1313, выделив театральную постановку как самостоятельное произведение и исключив из закона определение «театрально-зрелищное представление»;

• изменить пункт 5 статьи 1273 введением дополнения, ограничивающего свободное воспроизведение театральной постановки в личных целях;

• изменить положения статьи 1245, включив театральную постановку в перечень произведений, за воспроизведения которых осуществляется выплата вознаграждения;

• дополнить пункт 4 статьи 1317 введением дополнения о театральной постановке, регламентирующего участие исполнителя в создании и использовании театральной постановки.

И в завершении стоит сделать акцент на том, что внесение указанных изменений в законодательство не только регламентирует правовой статус театральной постановки, но и поспособствуют разрешению ряда насущных проблем, сопутствующих созданию и использованию этих произведений. Так же хочется отметить важную роль театральной постановки и театрального искусства в мировой культуре и значимость театра для нашей страны.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Расходников, Михаил Яковлевич, 2008 год

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.

2. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.) Конвенция и протоколы к ней вступили в силу 16 сентября 1955 г. // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139.

3. Римская конвенция от 1961 г.

4. Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) (Российская Федерация не участвует) // Текст Договора размещен на сервере Федерального института промышленной собственности в Internet www.fips.ru

5. Гражданский кодеск РФ. М. Юрист. 2006. 4 часть

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЭ II Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. № 46. Ст. 4532

7. Арбитражный процессуальный кодеск РФ. М., Юрист. 2002.

8. Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" ( в ред. от 19 июля 1995 г. № 110-ФЗ). М., 2003

9. Закон Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах от 1988 г.

10. Law on the Intellectual Property Code (Legislative Part) (No. 92-597 of My 1, 1992, as last amended by Laws Nos. 94-361 of May 10, 1994, and 95-4 of January 3, 1995).

11. German title: Urheberechtsgesetzes vom 9. September 1965. Entry into force (of last amending law): May 8, 1998. Source: Communication from the German authorities.

12. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218

13. Закон Республики Молдова «Об авторском праве и смежных правах»

14. Законопроект «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах» 2004 г.

15. Проект федерального закона «О театре и театральной деятельности в Российской Федерации» // www.duma.gov.ru/cult-tur/zpr/teatr.doc

16. Авторское право: Нормативные акты. Национальное законодательство и международные конвенции/ Сост., авт. ст. И.Силонов; оформл. Г.Сыроватского. — М.: Элит-Клуб; Юрид. книга, 1998.

17. Ананьева Е.В. Международные конвенции в области авторского и смежных прав // Современное право. 2001. - № 4.

18. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: 1957.

19. Афанасьева Ю.А, Нарушение прав интеллектуальной собственности в Интернете // Гражданин и право. 2002. - № 4.

20. Белая книга: история и проблемы кодификации законодательства об интеллектуальной собственности. Сборник документов, материалов и научных статей // под редакцией доктора юридических наук Лопатина В.Н. М., Издание Совета Федерации, 2007.

21. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М., 1997.

22. Белов А.П. Применимое право во внешнеэкономических сделках// Право и экономика. 1998. - № 9

23. Близнец И.А. Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция, -1998. -№ 1.

24. Близнец И. А Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы // Российская юстиция. 1999. - № 5.

25. Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // Российская юстиция. 1999. - № 11.

26. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник 3-еизд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998.

27. Борохович Л., Монастырская А., Трохова М. Ваша интеллектуальная собственность. СПб.: Питер, 2001

28. Большая советская энциклопедия

29. Вакман Е.Л., Грингольц И.А. Авторские права художников г. Москва. 1963.

30. Введение в интеллектуальную собственность. Публикация ВОИС№478 (R). ISBN 92-805-0752-4. Женева: ВОИС, 1998.

31. Воронкова М. Срок действия авторского права // Российская юстиция. 1995. - № 2.

32. Власенко О. Назовите нас просто театры // Эксперт. - 2007. -№5. - С.7-12.

33. Всероссийская Режиссерская конференция. Материалы, г. Москва, 7-8 дек. 2002 г. М., 2002.

34. Вудманси М. Гений и копирайт // Новое литературное обозрение. -2001. -№48.

35. Гаврилов Э.П. Об обратной силе действия Закона об авторском праве и смежных правах //Российская юстиция. 1995. - № 2.

36. Гаврилов Э.П. Соавторство на произведения науки, литературы и искусства// Сов. государство и право. 1982. - № 10.

37. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. — М.: Юрид.лит., 1988.

38. Глумов А., Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955.

39. Горчаков Н.М. Работа режиссёра над спектаклем, М., 1956.

40. Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран: Сб. нормат. актов. Авторское право. М., 1988.

41. Гражданское право. Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ПРОСПЕКТ, 1998.

42. Гульбин Ю. Защита авторского права // Российская юстиция. -1997.-№ 5.

43. Долматовский А.М.,Займовский С.Г. Авторское право. Справочное пособие для издателей, авторов, переводчиков, художников, композиторов и сценических деятелей. Изд. 2-е, доп. М., 1914

44. Дашян М. Произведение в сетях Интернета // Бизнес адвокат. -2002. - №2.

45. Дикарева Н.Ф. Особенности участия в гражданском процессе организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе // Законодательство. 2001. - №12.

46. Дозорцев В.А. Тенденции развития исключительных прав в Российской Федерации. Место авторского права в системе исключительных прав // Авторское и смежное право: Сборник докладов. 1998.

47. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции / Пер. с фр. М., 1989.

48. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. Л., 1988.

49. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть 1. «Общая психология». Учебник. М.: Юридическая литература, 1996.51. «Заявление Солженицина» Агентство ИТАР-ТАСС от 11.11.2003.

50. Ильин В. Кропирайт и Копилефт // Свободная мысль-ХХ1». 2005, № 5—6.

51. Интеллектуальная собственность в 2-х книгах. Кн. 1 / Авторское право и смежные права. М., Амалфея, 1997.

52. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве.— М.: Изд.юрид.литература, 1972.

53. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М.: Издательство «Юридическая литература», 1963. - 138 с.

54. Иоффе О.С. Советское гражданское право. Т.З. — Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1965.

55. Иоффе О.С. Основы авторского права. — М.: изд-во "Знание",1969.

56. Кабалкин А.Ю. Услуги в гражданском праве Российской Федерации / Сборник научных трудов, посвященный памяти В.А. Рясенцева. / Отв. ред. Калпин А.Г., Масляев А.И., Долинская В.В. М.: Юристь, 1995.

57. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000.

58. Камышев В.Г. Права авторов литературных произведений. — М.: Изд. юрид.литература, 1972.

59. Козлова Е.И., Кутафип О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юрист, 1995.

60. Кокина С.Б. Исполнение как объект прав артиста-исполнителя в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

61. Кряжков А.В. Публичный интерес: понятие, виды и защита //Государство и право. 1999. - № 10

62. Культура, 16 января 2003 года. Слет профессионалов или встреча глухих? Послесловие к Всероссийской режиссерской конференции.

63. Липцик Д. Авторское право и смежные права /Пер. с фр.; предисловие М. Федотова. М.: Ладомир; Издательство ЮНЕСКО, 2002. -788 с.

64. Лопатин, В. Н.Комментарий к проекту четвертой части Гражданского кодекса РФ /В. Н. Лопатин./ЛОридический консультант. 2006.

65. Луцкер А. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. -М.: изд-во «КУДИЦ-ПРЕСС», 2005, 416 с.

66. Макагонова Н.В. О некоторых нерешенных проблемах законодательства по авторскому праву // Государство и право. 1996. - № 1.

67. Макагонова Н.В. Авторский договор на телевидении: диалектика становления и развития // Юридический мир. 1997. - ноябрь.

68. Мельников В. Право следования в странах Евросоюза в аспекте его осуществления российскими художниками. г.Москва. 2007г.

69. Месяшная Е. Правовая охрана хореографических произведений во Франции // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права, № 4, 2007.

70. Месяшная Е.А. Хореографическое произведение: оригинальность и авторство. // Интеллектуальная собственность: правовые, экономические и социальные проблемы. Сборник трудов аспирантов РГИИС в двух частях. Часть 1.-М.: РГИИС, 2005.

71. Месяшная Е.А. Особенности хореографического произведения // Актуальные проблемы интеллектуальной собственности: материалы Первой Всерос. Научн.-практ. Конф. В 3 т., г.Москва, 19-20 окт. 2006 г. / РГИИС. -М., 2006. Т.2. - С.221-235.

72. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. Изд. 3-е, испр. и доп., электронное - М.: ОЛМА-Пресс, 2006.77. «МК», Наталья Тебелева. 2004г. №1

73. Мицкевич С.С. Авторское право и смежные права в театре. Учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2005. - 212 с.

74. Мицкевич С.С. Авторское право режиссера: Постановка проблемы. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006. - 200 с.

75. Мицкевич С. С. Режиссерская собственность // Петербургский театральный журнал. 2001. - № 3.

76. Морозов А., Полопанова И. Россия в мировом информационном пространстве // Российская юстиция. 2000. - № 1.

77. Национальная юридическая энциклопедия // determiner.ru/dictionary

78. ОБРАЩЕНИЕ МИТИНГА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ К ПРЕЗИДЕНТУ РФ И МЭРУ МОСКВЫ. М., 29 апреля 2002 г.

79. Обзор правовой работы системы ВААП за 1980 год. М., 1981. С.16.

80. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000

81. Павлова А.Н. Авторское право на произведения изобразительного искусства. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1984.

82. Погребинская Т.Ю. Теория государства и права. Раздел II. Курслекций / Под ред. В .Я. Мотылевой и А.Ю. Ларина. М.: РГИИС, 2002.

83. Подщибихин Л., Леонтьев К. Реализация положений Бернской конвенции в России // Российская юстиция. 2001. - №4.

84. Пособие по интеллектуальной собственности (авторское право,товарные знаки, патентное право). М.: Central and East Eurorean Lawlnitiative of the American Bar Association, 1999.

85. Попов А., Художественная целостность спектакля, M., 1959 г.

86. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М., 1995.

87. Протасов В.Н. Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999.

88. Розина С.И.Авторское право театральных художников Москва 1983 г.

89. Российский энциклопедический словарь. М., 2001.

90. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001.

91. Садиков О.Н. Гражданское право России. Ч. 1. М., 1996.

92. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.,1956.

93. Сергеев А.П. «Авторское право России», С-Петербург. 1994.

94. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

95. Силонов, И. Судебная практика Российского авторского общества/И. Силонов.//Интеллектуальная собственность: Авторское право и смежные права. -2001. № 9. - С. 71 - 79

96. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (ред.-сост. Арясов И.Е.) -М.: Вече, 2006

97. Симонов И. Авторские и смежные права в шоу-бизнесе // Интеллектуальная собственность. 1998. - № 2.

98. Суханов Е.А., Ем B.C. Профессор Московского университета Вениамин Петрович Грибанов (1921-1990) (краткий очерк жизни и деятельности) / Вступительная статья к кн. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2001. - С.3-18.

99. Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. М.: Издательство БЕК, 1995. - 496с.

100. Фюнер А.В. Считаю, что автор не прав // Интеллектуальная собственность. 1999. - № 1. - С.51-52.

101. Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав // Хозяйство и право. 1998. - № 4.

102. Цепин А.:Некоторые особенности организации фуда и материального обеспечения писателей, композиторов и художников г.Москва 1963г.

103. Чернышева С.А. Авторское право России: основные положения: Учебное пособие. М., 2001.

104. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996

105. Шершеневич Г.Ф. Учебник российского гражданского права. М.,1905.

106. Энтин В. Правовая природа смежных прав. Правовые гарантии соблюдения имущественных интересов деятелей культуры // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. - № 7.

107. Энциклопедия естественных наук. М.: Изд-во ACT, 2004, с.302.

108. Яши П. Об эффекте автора: современное авторское право и коллективное творчество // Новое литературное обозрение. 2001. - № 48.

109. Вересева С.В. Объект авторского права // www.ekb.intellects.ru/ 01 октября 2007г.

110. Обзор судебной практики // www.eip.ru/urist/materials/AutorskSmeg117. «РЕЖИССЕР ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ГОНОРАРОВ ЗА СВОИ СПЕКТАКЛИ» // www.severo-zapad. com/index. shtml?id=2277

111. Российское Авторское Общество // www.rao.ru

112. Российская Авторско Правовая Организация // www.roms.ru

113. Словарь естественных наук. Глоссарий.ру // www.glossary.ги/

114. Словарь по общественным наукам. . Глоссарий.ру glossary.ru/

115. КОПИРАЙТ.РУ//www.copyright.ru

116. Копирайтер // www.copyrighter.ru

117. Копирайт // www.uka.ru/copyright

118. Копирайт мониторинг // www.copyright-monitoring.ru/news.html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.