Границы «человеческого» и «технического» (на примере творчества Д. Кроненберга) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Гуров Олег Николаевич

  • Гуров Олег Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 191
Гуров Олег Николаевич. Границы «человеческого» и «технического» (на примере творчества Д. Кроненберга): дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова». 2022. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Гуров Олег Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ДИСПОЗИЦИИ «ЧЕЛОВЕК/ТЕХНИКА» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ КОНЦА ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ

1.1. Понятие «границ человеческого» в условиях современного гиперреального общества. Понятие виртуальной реальности и ее роль в формировании картины мира

1.2. Идеи постгуманизма в современном художественном и философско-

антропологическом дискурсе

Глава II. «НОВАЯ ТЕЛЕСНОСТЬ» В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. ГРАНИЦЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО»/«ТЕХНИЧЕСКОГО» В КИНЕМАТОГРАФЕ Д. КРОНЕНБЕРГА

2.1. Тело как объект рефлексии в современных художественных практиках

2.2. Преломление идей медикализации в современной художественной культуре

2.3. Феномен боли в контексте «новой телесности» и ее рефлексия в

современном искусстве

Глава III. РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ГРАНИЦЫ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО»/«ТЕХНИЧЕСКОГО» В ТВОРЧЕСТВЕ Д. КРОНЕНБЕРГА

3.1. Виртуализация человеческого существования в современном обществе и культуре

3.2. Явление киборгизации и ее отражение в кинематографе Д. Кроненберга

3.3. Социокультурные и кибернетические интерпретации творчества Д. Кроненберга: мутации техники и человека, концепт «агрокиборга»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Границы «человеческого» и «технического» (на примере творчества Д. Кроненберга)»

Актуальность темы исследования

ХХ и XXI столетия знаменуют серьезные сдвиги границ «человеческого», в значительной степени обусловленные технологическим развитием. Процессы трансформации этих границ нашли свое отражение в различных жанрах искусства, многие деятели культуры и искусства представили свою рефлексию этих изменений. Интенсивное развитие науки и техники, ускорение темпов развития практически во всех областях жизни, резкий рост численности людей, мировой информационный взрыв оказались причиной не только экономических и технологических достижений, но и деструктивных явлений - разрушительных войн, кровавых революций, установления тоталитарных режимов и диктатур. Гуманизм - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности - подвергся жесткой критике, произошла значительная дегуманизации искусства. Для понимания тенденций дегуманизации необходимо определить границы «человеческого», горизонт их возможного перспективного сдвига, с одной стороны, и опасности, связанные с этим, с другой. При этом необходимо осмыслить изменения, произошедшие в сфере ценностей и целей современного общества и, конкретно, современного человека.

В условиях стремительных технологических перемен происходит трансформация социальной структуры общества и освобождение индивида от социальных обязательств. Тенденция самораспада основных социальных связей оказывает существенное влияние на деформирование всей системы ценностей человека и стимулируют изменение человеческой природы. Достижения науки расширяют границы «человеческого».

Стремительные темпы изменений вызывают еще большее внимание к границам «человеческого». Не утрачивается интерес к моделированию будущего политических и экономических систем, предсказаниям путей дальнейшего развития технологий и соответствующих изменения природы человека.

Научная фантастика стала очевидным мостиком, который позволяет интерпретировать достижения науки на языке, понятном массовому сознанию. Отметим, что фантастика, как жанр, особенно близка российскому национальному мироощущению, которому исторически свойственно богатое творческое мышление и вера в сказку.

Неизбежно технологический прогресс и вызванные им изменения попали в поле зрения кинематографа, который и сам возник как результат развития технологий. С самого начала существования этого вида искусства кинематографисты самых разных идеологических установок обращались к фантастике. Кинематограф проговаривает темы космических путешествий, глобальных противостояний, моделирует будущее в виде утопий и антиутопий, а также прогнозирует изменение границ «человеческого» в контексте технологического прогресса. Эти явления исследуются как в рамках массовой, так и элитарной культуры.

Фильмы, главной идеей которых можно назвать изменчивость мира вокруг нас, выходят на экраны с самого начала существования кино. При этом кинематограф, особенно в жанрах научной фантастики и хоррора, активно исследует вопросы именно границ человека и «человеческого». В данном исследовании дан обзор творчества Д. Кроненберга через призму представлений режиссера о трансформации культуры и человека, что позволяет увидеть границы «человеческого» и проследить изменения в обществе, происходящие под воздействием социально-экономических и культурных факторов в контексте его творчества. Особое внимание при этом уделяется таким актуальным явлениям как потеря смыслов и ценностей, а также рост насилия.

В течение всей своей творческой карьеры режиссер с разных ракурсов и разными способами исследует мутации человека, возникающие в результате изменения общества, проникновения результатов технологических достижений в жизнь человека, и ряда других явлений. Свое обращение к реализму в последние годы режиссер объяснил накопленным

опытом и тем, что реализм стал представляться ему адекватным жанром для исследования интересующих его проблем.

В диссертации показано изменение понятия границ «человеческого» в меняющемся мире, а также «расширение» человека в результате технологического прогресса и проникновения технологий во все области культуры, иными словами, в результате развития техносферы на примере творчества Д. Кроненберга. Исследование направлено на выявление моделей границ «человеческого» и их трансформации с использованием философско-антропологического подхода.

Степень разработанности темы

Вопрос о различии «человеческого» и «нечеловеческого» в человеке является одним из центральных в современной философии. Говоря о проблеме человеческого и нечеловеческого в философии, отметим, что вопрос о человеке по-разному решается западной и русской философией, поскольку первая, по мнению Н.Н. Ростовой, осознает себя как онтология, а русская - в качестве антропологии1. Постгуманистическая литература концептуализирует гибкость понятий «человеческого» и «нечеловеческого», антропологическая декларирует принципиальный разрыв между ними.

Ряд исследователей изучает собственно сами пограничные зоны, где могут лежать сами границы «человеческого»: Б.Г. Юдин выделяет несколько из них: «Первая - это зона, которая располагается между жизнью и смертью индивидуального человеческого существа. Вторая зона предваряет рождение индивидуального человеческого существа. Третья - это черта, которая является границей (хотя, возможно, наоборот, связующей нитью) человека и животного. А последняя указывает на форпост человеческой природы, встречающейся с машиной»2. Таким образом, находясь внутри пограничной зоны, мы полностью дезориентированы, поскольку нельзя точно определить, в данный момент имеем ли дело с человеческим или нет. Поэтому

1 Ростова Н. Н. Проблема человека в современной философии : монография. - М.: Проспект, 2021. - 176 с.

2 Юдин Б.Г. Границы человеческого существа как пространства технологических воздействий // Вопросы социальной теории. 2011. - 2011. - № Т. V. - С. 104.

пограничные зоны - это зоны неопределенности.

Д. Агамбен предлагает осмыслить границу с точки зрения того, что отделяет человека и животный мир. По его мнению, лишь определение того, в чем разница между животными и человеком, может способствовать осмыслению, что есть человек, и помочь ответить на этот сложнейший вопрос. Согласно тому, что он утверждает, установление такой границы именно и представляет собой главный вопрос для науки философии. При этом для Д. Агамбена проблема человека в чистом виде является нерелевантной, потому что, по мнению философа, человека как такового не существует. Сама идея человека - это эфемерная, иллюзорная категория, или, как он пишет, - это временный эффект, который возникает в результате «работы» антропологической машины, которая продуцирует различия между человеком и животным. И важным в такой системе координат является не то, как человек себя утверждает, мыслит и как он реализует свою человечность, а то какое место он занимает в системе бытия, биологии, метафизики. Это является именно тем, что и продуцирует антропологическая машина. Как говорит Д. Агамбен, человек существовать не может, и поэтому следует понять принцип действия антропологической машины, которая, кстати говоря, не дает понимания, где находится граница между животным и человеком. При всем этом он считает, что следует работу этой машины остановить, поскольку продукт, который создается - это пустота, за движением нет ничего. Д. Агамбен предлагает осмыслить человека иначе - в рамках антропогенеза, то есть в контексте превращения животного в человека, при том, что отсутствие общепринятой границы между ними не аналогично тому, что человек и животное похожи и взаимозависимы. Наоборот, все вышеизложенное выделяет человека, сигнализирует о его исключительности и неповторимости, утверждает трансформационный талант человека3.

Ж. Симондон подходит к проблеме «человеческого» в контексте

3 Агамбен Дж. Открытие: Человек и животное. - М.: РГГУ, 2012. - 112 с.

6

взаимоотношений с техникой. Он призвал к прекращению восприятия техники как объектов рабовладения и к дружелюбному отношению к ним. По его мнению, человек поработил технику, а не наоборот. В 1968 году он написал: «...нам следует избавиться от полного безразличия и отношения к ним как к рабам. Нам необходимо нечто среднее: дружелюбное отношение, чувство совместного существования с ними»4. Он высоко ценил технику и отмечал, что техника стала самой надежной платформой общества. Ее значение и важность в человеческом существовании оказались более значительными, чем экономика, обучение или работа. По мнению Ж. Симондона, человек определяется дочеловеческой природой, которая выговаривает себя сквозь человека в техническом изобретении. В связи с этим, никакая антропология, которая отталкивалась бы от человека как от персонального бытия, не сможет выявить трансличное техническое отношение. Человек является тем, что ему предшествует, а не тем, что он есть5.

Отметим, что отдельные аспекты темы границ «человеческого» являются предметом анализа различных ученых не только гуманитарной, но и естественно-научной направленности. Требование осмыслить эту проблему во всей ее широте обусловлено актуальностью выбора вектора развития с точки зрения ценностей, между фокусом на поддержание единого природно-духовно-душевного профиля человека, или на движение в сторону качественной трансформации, которая влечет преодоление культуры и человеческой природы, и конвергенции субъекта и техносферы.

Классический гуманизм, оформившийся в эпоху Возрождения в результате творчества Ф. Петрарки, Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Т. Мора, позволил сформулировать идею самоценности человека. Такой тип человека определяется приматом свободы и прав, способности к созиданию и преобразованию природы, культуры, социальной среды. В основе этого типа

4 Simondon Zh. (1968) // K. Mirtov URL: https://www.youtube.com/watch?v=3yjxELENPVw (дата обращения: 01.02.2021).

5 Симондон Ж. О способе существования технических объектов // Теории и практики URL: https://theoryandpractice.ru/posts/10050-existence-of-technological-objects (дата обращения: 01.02.2021).

гуманизма - установление человека главным объектом познания философии, истории и литературы. Впоследствии в результате ускоряющегося развития цивилизации и сопровождающихся ими масштабными переломными событиями, таких как волны индустриализации, войны, множество социальных и технологических трансформаций XX века, сама идея антропоцентризма вынужденно оказалась пересмотренной мыслителями, и результатом такой ревизии стало рождение концепции постгуманизма.

Идеи постгуманизма были во многом сформулированы в рамках

философии постмодернизма: дискурсов о «смерти автора» Р. Барта6, смерти

1 8 субъекта Ж. Делеза, смерти человека М. Фуко . Постгуманистическая

парадигма с целью снятия любых границ, определяющих человеческое,

устанавливает, что «человеческое» более не является особенностью человека,

и определение человека переходит от понимания человека как сущности, как

к праву, могущему передаваться нечеловеческому миру, определяемому как

более человеческий, чем человек9. В этой системе человек перестает

находиться в центре мироздания, теряет свою значимость и должен быть

преодолен вместе со своей реальностью, эмоциями и чувствами, и заменен

концептом, персонажем, нечто без персональной идентичности с

техногенными разумом, деконструированной душой и телом. В

постгуманистическом дискурсе ценность определяется качеством

интеллектуально-технологического потенциала, что требует новых подходов

к формированию идентичности.

Художественная культура презентует и рефлексирует разнообразные

новые типы идентичности, представленные в кинематографе, литературе,

живописи и других жанрах. Среди деятелей культуры, которые

«специализируются» на определении новых идентичностей и границах

«человеческого», выделяется Д. Кроненберг. Его фильмы, в свою очередь,

6 Барт Р. От произведения к тексту. - Избранные работы: Семиотика. Поэтика изд. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с..

7 Делёз Ж. Критика и клиника. — СПб.: Machina, 2002. — 240 с.

8 Фуко М. Рождение клиники. — М.: Академический проект (Психологические технологии), 2010. — 256 с.

9 Ростова Н.Н. Антигуманизм: преодоление гуманизма или его новая версия? // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - №463. - С. 55-62.

являются объектом анализа для ряда ученых, которые активно работают с литературным и киноматериалом в качестве источника исследований. Среди представителей этого направления необходимо отметить Д. Тригга, который исследовал кинотворчество Д. Кроненберга, используя ресурсы боди-хоррора как материал для определения пределов и границ инаковости10. Ю. Такер нередко в качестве материала использует литературные и кинопроизведения жанра ужаса, исследуя границы «человеческого», культуру и медиа в рамках философии науки и техники. Философ признает несостоятельность разума, человека, который не может осознать материальный природный хаос11.

Говоря о различных постгуманистических стратегиях, которые отрицают человеческую исключительность, в числе уже упомянутых проектов современных мыслителей, следует отметить такие концепции как трансгуманизм, «метагуманизм», «ингуманизм», нечеловеческие антропологии и новый материализм12.

Другие авторы, в частности, Д. Хапаева, рассматривают подобную рефлексию как проявление антигуманизма. Д. Хапаева исследует коммодифицированный антигуманизм в качестве продукта коммерческой массовой культуры, доказывая, что рост популярности и увеличение потребления виртуального насилия непосредственно трансформирует

13

социальные и культурные процессы .

Как было отмечено выше, русской философией вопрос о человеке решается иным образом, и она отвечает на текущие вызовы, предлагая ряд актуальных проектов человека: человек-аутист (Ф. Гиренок), человек молчащий (В. Мартынов), человек синергийный (С. Хоружий), человек перехода (С. Смирнов), человек-философ (В. Варава), человек софийный (Ю. Осипов) - все эти проекты направлены на решение проблемы, связанной с необходимостью конструктивного переосмысления модели человека,

10 Тригг Д. Нечто: феноменология ужаса. - Пермь: Гиле Пресс, 2017. - 202 с.

11 Такер Ю. Ужас философии. В трёх томах: Т. I. - Пермь: Гиле Пресс, 2017. - 177 с.

12 Ростова Н.Н. Антигуманизм: преодоление гуманизма или его новая версия? // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - №463. - С. 55-62.

13 Хапаева Д. Занимательная смерть: развлечения эпохи постгуманизма. - М.: НЛО, 2020. - 328 с.

9

поскольку старые парадигмы теряют актуальность или продемонстрировали свою несостоятельность. В частности, в рамках модели человека-аутиста, он сам по себе является причиной самого себя, и человек является в первую очередь воображающим существом, а не природным и социальным; человек молчащий подразумевает достижение человеком активного состояния сознания, сходного с медитативными практиками; человек синергийный рассматривается как продукт качественного взаимодействия «внутренней» и «внешней» энергий14. Е.Н. Шульга, основываясь на традициях европейской рациональной философии, доказывает, что в число ключевых факторов человеческого мира входит комплекс памяти и обещания, связывающий прошедшее и грядущее, что обеспечивает необходимость моральной составляющей в современных концепциях человека15.

Возвращаясь к творчеству Д. Кроненберга, отметим, что его творчество современные ученые исследуют и с культурологических и искусствоведческих позиций, в частности, изучая трансформацию культуру и человека через призму массовой художественной культуры16, гендерных

17 18

исследований , исследований социальных и общественных процессов .

Обращаясь к отдельным категориям, формирующим «человеческое», например, телесности, мы должны оговориться, что по данной проблеме существует целый спектр зарубежной и отечественной литературы, изданной в разные годы. Среди этого списка мы выделяем лишь нескольких авторов, близких теме диссертации методологически или тематически.

Ф.И. Гиренок в своих работах отмечает, что одновременно с тенденциями оживотнения появились и тенденции очеловечивания мира. У истоков антропологизма нечеловеческого стоит Аристотель. Например, он

14 Ростова Н.Н. Проблема человека в современной философии : монография. - M.: Проспект, 2021. - 176 с.

15 Шульга Е.Н. Человек и время в герменевтической традиции // Человек. - 2017. - №5. - С. 144-153.

16 Beard, W. 2018. 11. Traces Of Horror: The Later Films Of David Cronenberg. In: Freitag, G. and Loiselle, A. ed. The Canadian Horror Film: Terror of the Soul. Toronto: University of Toronto Press, pp. 209-230. https://doi.org/10.3138/9781442624030-012

17 Ramsay, Christine. (2019). Male Horror: On David Cronenberg. 10.4324/9780429039072-6

18 Cronenberg D.: "My imagination is not a place of horror" - Interview to the Guardian, 14 Sep 2014 // Guardian URL: https://www.theguardian.com/film/2014/sep/14/david-cronenberg-interview-my-imagination-not-a-place-of-horror (дата обращения: 01.01.2021).

считал, что гуси часто испытывают стыд, якобы им это свойственно как виду. Человечество, как вид, уже не относится к животному миру, но продолжает выделять свой «вид», относя его к иной системе. Ф.И. Гиренок обращает внимание, что при этом между человеком и обезьяной одно различие: человек сумел подчинить себя своему воображению, и на этой зыбкости и находится человеческий мир. Кто научился себя подчинять грезам, тот может ставить цели и подчинять себя целям19.

Определение границ «человеческого» в контексте телесности

20

предпринимает А.Ю. Ветлесен в книге «Философия боли» . Изучая явление боли, он центрирует фокус своего внимания на том, что доминирующая в современном обществе попытка уклониться от боли приводит к хищнической эксплуатации себя. Ж-Л. Нанси в работе «Corpus» сосредотачивается на

трактовке проблемы телесности с точки зрения метафизической проблемы

21

тела и души . В.А. Подорога в «Феноменологии тела» разрабатывает

22

собственный взгляд на границы человека с точки зрения его тела . А.Ш. Тхостов в «Психологии телесности» изучает телесность как

23

психологическую, культурологическую и семиотическую проблему . Изучение телесности человека как социокультурного феномена представлено в работе И.М. Быховской «Homo somatikos: аксиология человеческого тела»24. Онтологическое различие понятий «тело» и «телесность» проводит В.Л. Круткин «Телесность человека в онтологическом измерении»25. Разработкой новой философской антропологической концепции, рассматривающей телесность в качестве отдельной базовой категории, занимался С.С. Хоружий26. Понятие «тело» не как простая физическая природная данность, а как социальный конструкт предложил социолог И.С.

19 Гиренок Ф. И. Введение в сингулярную философию. Монография. - М.: Проспект, 2021. - 304 с.

20 Ветлесен А.Ю. Философия боли. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 240 с.

21 Нанси Ж. Л. Corpus. - М.: Ad Marginern, 1999. - 255 с.

22 Подорога В.А. Феноменология тела. - М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.

23 Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002.- 287 с.

24 Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. - М.: Едиториал УРСС. 2000. - 204 с.

25 Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. - 1997. - №4. - С. 147-151.

26 Хоружий С.С. Проблема Постчеловека, или Трансформативная антропология глазами Синергийной антропологии // Философские науки. - 2008. - №2. - С. 10-31.

Кон . Он показал, что немаловажное значение для собственного телесного восприятия играет социальное окружение. Главная роль отводится здесь среде, где процесс становления образа тела осуществляется на практике.

С другой стороны, границы «человеческого» также исследуются в рамках медикализации жизни, развитию феноменов, относящихся к медицине, в гуманитарной сфере. Проблемам медикализации посвящены многочисленные исследования и, в первую очередь, работы М. Фуко, в частности, «История безумия в классическую эпоху», «Психиатрическая власть» и «Рождение клиники», где власть над человеком рассматривается с точки зрения медицинских технологий и с точки зрения эволюции больничного института28. П.Д. Тищенко осуществляет исследование темы «био-власти» в контексте перспектив развития биомедицинских технологий, ставящих человечество перед проблемой границ начала и завершения существования человека. Этому посвящена его работа «Био-власть в эпоху

29

биотехнологий» . A.B. Олескин в «Биополитике» видит в недрах биологии (клонирование, генная терапия, модификация социального поведения человека с помощью ноотропных препаратов) основу для кардинального

30

изменения границ «человеческого» .

Тема медикализации, развития медицины и ее влияния на сущность человека также раскрыта в работе Е.И. Кириленко «Феномен медицины в горизонте культуры: теоретические основания анализа и этнокультурная спецификация», где автор презентует культурологический анализ

31

медицинских феноменов в контексте гуманитарного дискурса .

Отдельно выделяется еще одно направление - поиски истинной красоты как в человеке, так и в природе, и в искусстве. Эта проблематика освещена в книге писателя, философа и историка У. Эко «Искусство и

27 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. - М. : АСТ, 2006. - 574 с.

28 Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М.: АСТ, 2010. - 698 с.; Он же: Рождение клиники. -М.: Академический проект (Психологические технологии), 2010. - 256 с.; Он же. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1973—1974 уч. году - СПб.: Наука, 2007. - 450 с.

29 Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. - М.: ИФРАН, 2001. - 186 с.

30 Олескин А.В. Биополитика. - М.: МГУ, 2001. - 459 с.

31 Кириленко Е.И. Феномен медицины в горизонте культуры : теоретические основания анализа и этнокультурная спецификация. - Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2008. - 330 с.

красота в средневековой эстетике», который утверждает, что уродство

32

непредсказуемо, а красота предельна . В любую эпоху художники и философы воспроизводили идеалы красоты своего времени. По его мнению, сегодня нельзя найти границу между уродством и красотой, так как целью искусства является не создание красивых и уникальных образов, а производство шокирующего и провокационного продукта.

В рамках упомянутого выше дискурса проблема расширения границ «человеческого» в контексте технологий рассматривалась и Х. Ортега-и-Гассетом. В исследовании «Дегуманизация искусства» он описывает процессы дегуманизации и появление технократических тенденций в

33

эстетической составляющей мира человека . И. Хейзинга в работе «Homo ludens. В тени завтрашнего дня» описывает игровую теорию возникновения человека и предлагает считать игру главным фактором развития человека и общества34. М.М. Бахтин в работе «Франсуа Рабле в истории реализма»

35

заложил основы изучения человека в контексте повседневности . Г.Д. Гачев в «Национальных образах мира» рассматривает человека как элемент Космо-Психо-Логоса, в котором существует единство местной природы, характера народа и его склада мышления36. А.А. Зиновьев в социологически-футурологической повести «Глобальный человейник» предсказывает наступление сверхчеловеческой, или постчеловеческой истории и описывает изменение природы человека37. Тема границ «человеческого» в контексте технологий поднята В.А. Кутырёвым в ряде работ, в том числе «Человеческое и иное: борьба миров», где предпринимается попытка анализа проблемы естественного и искусственного, культуры и технологии в

32 Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с.

33 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. - М.: АСТ, 2008. -347 с.

34 Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, 1992. - 458 с.

35. Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 4 (1): Франсуа Рабле в истории реализма (1940 г.). Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг.). Комментарии и приложения / М. М. Бахтин. - М. : Языки славянских культур, 2008. - 1120 с.

36 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. Писатель, 1988. - 396 с.

37 Зиновьев А.А. Глобальный человейник. - М.: ЭКСМО, 2006. - 448 с.

контексте вопроса идентичности человека . Ф. Арьес в исследовании «Человек перед лицом смерти» изучает психологические установки европейцев в отношении смерти и их смену на протяжении истории, и в

39

контексте этого, отношение человека к жизни .

Ф. Фукуяма в «Нашем постчеловеческом будущем» анализирует человеческое будущее в свете перспектив медицинских и биотехнологических достижений. Важное место в его исследовании отводится анализу рисков генной инженерии и клонирования в политическом

40

и социальном контексте .

Ю. Хабермас в работе «Будущее человеческой природы» рассматривает вопросы, связанные с внедрением практики клонирования, и поднимает морально-нравственные проблемы генной инженерии41. Г.Л. Тульчинский в статье «Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности» через призму человека противопоставляет

42

достижения ХХ века и гуманитарный кризис . А.В. Турчин в книге «Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?» описывает

43

перспективы изменения человека в условиях развития науки и технологий . Р. Эттингер в книге «Перспективы бессмертия» ставит под сомнение общепринятые «истины» — неизбежность и необратимость смерти и

44

определяет новые перспективы развития человека44.

В исследовании Г.М. Тавризян ««Философы XX века о технике и "технической цивилизации"» изучены позиции ведущих философов

45 гч

прошлого столетия в отношении основных вопросов развития техники . Э. Тоффлер в работах «Третья волна» и «Шок будущего» описывает глубинные

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гуров Олег Николаевич, 2022 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агамбен Дж. Открытие: Человек и животное. - М.: РГГУ, 2012. - 112 с.

2. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. - М.: Изд-во Европа, 2011. - 256 с.

3. Алексеев А. Ю. Машина Корсакова (1832 г.) как прототип мультиагентного суперкомпьютерного автомата // Искусственные общества. - 2019. - T. 14. - Выпуск 1. URL: https://artsoc.jes.su/s207751800004999-7-1/ DOI: 10.18254/S207751800004999-7

4. Алексеев А. Ю. Мультиагентные категории робофилософии: роболичность и робозомби // Искусственные общества. 2020, Т. 15, №2. DOI: 10.18254/S207751800009761 -6

5. Алексеев А.Ю. «Третий путь» к электронной культуре // Философские науки. - 2017. - №2. - С. 65-71.

6. Аронсон О. Метакино. - М.: Ad Marginem, 2003. - 264 с.

7. Арсеньев А.С. О проблеме свободы и зависимости человека современной цивилизации: философский очерк // Развитие личности. - 2005. -№1. - С. 43-76.; №2. - С. 12-32.

8. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М.: Прогресс, 1992. - 528 с.

9. Барт Р. От произведения к тексту. - Избранные работы: Семиотика. Поэтика изд. - М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

10. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. - М.: Ad Marginem, 1997. - 267 c.

11. Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология. - М.: Ладомир, 2006. - 742 с.

12. Бауман З. Свобода. - М.: Новое издательство. 2006. - 132 с.

13. Бауман З. Индивидуализированное общество. - М.: Логос, 2002. - 390 с.

14. Бауман З. Текучая современность. - СПб: Питер, 2008. - 240 с.

15. Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 4 (1): Франсуа Рабле в истории реализма (1940 г.). Материалы к книге о Рабле (1930-1950-е гг.). Комментарии и приложения. - М. : Языки славянских культур, 2008. - 1120 с.

16. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 788 с.

17. Богост, И. Чужая феноменология, или Каково быть вещью?. - Пермь: Гиле-Пресс, 2019. - 200 с.

18. Бодрийяр Ж. Америка. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 204 с.

19. Бодрийяр Ж. Город и ненависть // Логос. - 1997. - №9. - С. 107-116.

20. Бодрийяр Ж. Интеллект зла или пакт ясности // Сайт Олега Мальцева URL: https://oleg-maltsev.com/ru/library/books/intellekt-zla-ili-pakt-yasnosti-zhan-bodrijyar/ (дата обращения: 08.01.2022).

21. Бодрийяр Ж. Насилие глобализации // Философско-литературный журнал «Логос». 2003, № 1. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2499 (дата обращения: 08.01.2022).

22. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Республика, 2006. - 269 с.

23. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. - Екатеринбург.: У-Фактория, 2006. - 200 с.

24. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. - М.: Добросвет, 2009. - 258 с.

25. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть // FILOSOF.HISTORIC.RU URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000325/st000.shtml (дата обращения: 01.01.2022).

26. Бодрийяр Ж. Соблазн. - М.: Ad Marginem, 2000. 306 c.

27. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела. - М.: Едиториал УРСС. 2000. - 204 с.

28. Брайант Л. Демократия объектов. - Пермь: Гиле-Пресс, 2019. - 320 с.

29. Брайдотти Р. Постчеловек. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2021. - 379 с.

30. Булатов Д. Коэволюция, избыток, дестабилизация. О современных стратегиях в области science art // Логос. - 2006. - №4 (55). - С. 4-19.

31. Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? // Философско-литературный журнал «Логос». 2009. №6 (73). URL:

https://cyberleninka.rU/article/n/kak-mozhno-byt-sportivnym-bolelschikom (дата обращения: 08.01.2022).

32. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика // Academia. Архитектура и строительство. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/hudozhestvenno-esteticheskaya-virtualistika (дата обращения: 08.01.2022).

33. В Германии открылся музей c расчлененными трупами // Правда URL: https://www.pravda.ru/news/society/205025-germany/ (дата обращения: 08.01.2022).

34. Ветлесен А.Ю. Философия боли. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 240 с.

35. Вильчек В. М. Алгоритмы истории. М.: Аспект-пресс, 2004. - 219 с.

36. Виола Л. Крестьянский бунт в эпоху Сталина: коллективизация и культура крестьянского сопротивления. - М.: Фонд первого президента России Б.Н. Ельцина: РОССПЭН, 2010. - 366 с.

37. Инсульт помолодел и стал в два раза опаснее // Зеленеет URL: http://zeleneet.com/insult-pomolodel-i-stal-v-dva-raza-opasnee/17908/ (дата обращения: 08.01.2022).

38. Вудард Б. Динамика слизи. Зарождение, мутация и ползучесть жизни. Пермь: Гиле-пресс, 2016. 124 с.

39. Выгонский С. Психиатрический диагноз как феномен культуры // Медицина Юга России. - 2001. - №12 (73). - С. 3-18.

40. Гаврилина Е.А. Как люди взаимодействуют с роботами: между теоретическими поисками и эмпирическими исследованиями // Технологос. -2020. - № 2. - С. 5-14. DOI: 10.15593/perm.kipf/2020.2.01

41. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Сов. Писатель, 1988. - 396 с.

42. Гигер Х.Р. XP Гигер ARh+. - М.: Арт-родник, 2007. - 96 с.

43. Гиренок Ф. И. Введение в сингулярную философию. Монография. - М.: Проспект, 2021. - 304 с.

44. Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. Изд-во: Проспект, 2016. 256 с

45. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. - М.: ИФ РАН, 1994. - 220 с.

46. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. - М.: Прогресс-академия, 1992. - 372 с.

47. Грицанов А.А., Кацук Н.Л. Жан Бодрийяр. Мн.: Книжный Дом, 2008. -256 с.

48. Гусев А. Буйство плоти. Дэвид Кроненберг, моралист // Сеанс. 23/24. М., 2007.

49. Гуров О.Н. «Депрессия» и «спорт» как ключевые концепты современной культуры. Проблемы культурологии // Вестник РГГУ. - 2013. -№ 7 (108). С. 50 - 56.

50. Гуров О.Н. Кризис человеческой идентичности в мире постмодерна: репрезентация в фильме «Видеодром» Дэвида Кроненберга // Вестник РГГУ.

- 2013. - № 14. С. 86 - 94.

51. Гуров О.Н. «Метапаразит» как феномен современной массовой культуры // Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток: Материалы Международной студенческой научно-практической конференции (Новосибирск, 08-10/11 2017 г.). - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. - С. 41-47.

52. Гуров О.Н. Образ Чужого в кинофильме «Американский психопат» // Диалоги об искусстве: / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - Пермь, 2012.

- С. 180-190.

53. Гуров О.Н. Трансформация понятия телесности вследствие развития технологий и киберреальности: рефлексия в романе «Космополис» Дона Делилло //Литература в системе культуры. К семидесятилетию профессора И. В. Кондакова. Москва, АСОУ, 2017. С. 291-297.

54. Гуров О.Н. Феномен медикализации в кинематографе: репрезентация в кинофильме «Области тьмы». // Дни аспирантуры РГГУ: Материалы научных конференций. Материалы Круглого стола. Научные статьи. Переводы. Вып. 6: В 2 ч. Ч. 1 / Редкол.: Д.П. Бак (отв. ред.) и др.; Сост.: Л.П.

Трембич, В.И. Еремеева; Рос. гос. гуманит. ун-т. Управление аспирантурой и докторантурой. М.: РГГУ, 2012. С. 325 - 330.

55. Гуров О.Н. Человек и технологии: кто кому паразит? Опыт исследования зарубежных сериалов и кинофильмов. Наука телевидения // ГИТР. - 2021. № 17.2. С. 35-58.

56. Гуров О.Н., Конькова (Кураева) Т. А. Концептуальная модель агропромышленного киборга // Искусственные общества. - 2021. - T. 16. -Выпуск 3.

57. Гуров О.Н., Петрунина М.А. «Метапаразит» — актуальная метафора современной общественной жизни // О вечном и преходящем: сборник научных статей. Вып. 12 / отв. ред. Р.Х. Лукманова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. - С. 25-32.

58. Деланда М. Война в эпоху разумных машин. Екатеринбург: Изд-во Кабинетный ученый, 2014. 338 с.

59. Делёз Ж. Критика и клиника. - СПб.: Machina, 2002. - 240 с.

60. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М.: Ультракультура, 2008. 480 с.

61. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. - СПб.: Алетейя, 1999. - 208 с.

62. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма. - М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. - 799 с.

63. Днепров А. Игра // Русская фантастика URL: http : //books .rusf.ru/unzip/add-on/xussr_gk/dnepra09. htm? 1 %2F2 (дата обращения: 01.01.2022).

64. Доэрти П., Уилсон Д. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 304 с.

65. Дэвид Кроненберг. История насилия // Сними Фильм URL: http://snimifilm.com/intrevju/devid-kronenberg-istoriya-nasiliya (дата обращения: 08.01.2022).

66. Дэвид Кроненберг: «Работая над своими фильмами, я подсознательно стараюсь изменить собственное понимание красоты» // Теории и практики URL: https://theoryandpractice.ru/posts/7617-david-kronenberg (дата обращения: 08.01.2022).

67. Дэвис Э. Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. Изд-во: АСТ, 2008. 480 с.

68. Емелин В.А. Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека // Национальный психологический журнал. 2013. №1 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiborgizatsiya-i-invalidizatsiya-tehnologicheski-rasshirennogo-cheloveka (дата обращения: 08.01.2022).

69. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка в 3 томах. - М. : Аст, Астрель, 2006. - 1165+1168+973 сс.

70. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального! / Пер. с англ. А. Смирнова. — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.

71. Закирова Т.В., Кашин В.В. Концепция виртуальной реальности Жана Бодрийяра // Вестник Оренбургского государственного университета. Сер. Философия. 2012. № 7 (143).

72. М. Зиммерман. Религиозные мотивы в технологическом постгуманизме // Эрос и космос URL: https://eroskosmos.org/religious-motifs-in-technological-posthumanism/ (дата обращения: 01.01.2022).

73. Зиновьев А.А. Глобальный человейник. - М.: ЭКСМО, 2006. - 448 с.

74. Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. - 96 с.

75. «Идеального капитализма не бывает». Дэвид Кроненберг про «Космополис» // Афиша URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/cronenberg-on-cosmopolis/ (дата обращения: 08.01.2022).

76. Иллич И. Границы медицины. Медицинская Немизида // Sci.House URL: https://oleg-maltsev.com/ru/library/books/intellekt-zla-ili-pakt-yasnosti-zhan-bodrijyar/ (дата обращения: 08.01.2022).

77. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. /Пер. с англ. М.: Просвещение, 2006. — 160 с.

78. Интервью Дэвида Кроненберга о «Космополисе», кастинге Роберта и поддержке фанатов // Twilight Russia URL: https://twilightrussia.ru/news/intervju_dehvida_kronenberga_o_kosmopolise_kasti nge_roberta_i_podderzhke_fanatov/2012-10-21-14877 (дата обращения: 08.01.2022).

79. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. - 1996. - №22. - С. 33-64.

80. Кириленко Е.И. Феномен медицины в горизонте культуры : теоретические основания анализа и этнокультурная спецификация. - Томск: Изд-во ИОА СО РАН, 2008. - 330 с.

81. Киселева Е. Первая виртуальная звезда Голливуда. URL: http://www.pravda.ru/test/culture/06-08-2002/822674-0/?mode=print(Дата обращения:04.03.2014).

82. Кларк Д. Протезированная голова Стеларка / Д. Кларк // Логос. - 2006. - № 4(55). - С. 158-167.

83. Кожевникова М. Гибриды и химеры человека и животного: от мифологиии к биотехнологии. - М.: Изд-во: ИФРАН, 2017. - 200 с.

84. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. - М. : АСТ, 2006. - 574 с.

85. Кондренкова С.А. Феноменология и психотерапия депрессивных состояний у трудоспособной части населения женского пола // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - № 4. - С. 5-12.

86. Корнев В.В. Капитализм как персонаж (неомарксистский анализ фильма «Космополис» Дэвида Кроненберга) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kapitalizm-kak-personazh-neomarksistskiy-analiz-filma-kosmopolis-devida-kronenberga (дата обращения: 08.01.2022).

87. Круткин В.Л. Телесность человека в онтологическом измерении // Общественные науки и современность. - 1997. - №4. - С. 147-151.

88. Кудрявцев П.С., Конфедератов И.Я. История физики и техники. -Москва: Просвещение, 1965. - 571 с.

89. Курцвейл Р. Эволюция разума, или Бесконечные возможности человеческого мозга, основанные на распознавании образов. - М.: Эксмо, 2018. - 349 с.

90. Кутырев В.А. Человеческое и иное: борьба миров. - СПб.: Алетейя, 2009. - 264 с.

91. Ланд Н. Сочинения в шести томах: в 2 т. - Пермь: Изд-во Гиле Пресс, 2018. - 208 с.

92. Латур Б., Вахштайн В., Смирнов А. Об интеробъективности // Социологическое обозрение. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-interobektivnosti (дата обращения: 09.01.2022).

93. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с.

94. Левинас Э., Анри М., Марион Ж.-Л., Мерло-Понти М., Ришир М., Бернет Р., Мальдине А., Бенуа Ж. (Пост)феноменолология. Новая феноментология во Франции и за её пределами. - М.: Академический проект, 2017. - 288 с.

95. Лем С. Футурологический конгресс. Мир на земле. - М.: АСТ, 2011. -352 с.

96. Лотман Ю.М. «Семиотика кино и проблемы киноэстетики». Таллин: Издательство «Ээсти Раамат», 1973. - 135 с.

97. Лысак И.В. Человек - разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 55 с.

98. Мазин В. А. Машина влияния. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2018. - 256 с.

99. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. - М.: Кучково поле, 2007. - 464 с.

100. Мандельштам О.Э. Стихотворения. Переводы. Очерки. Статьи. -Тбилиси: Мерани, 1990. - 414 с.

101. Марков Б. В. Антропологический поворот в философии XX в. // очерки социальной антропологии / отв. ред. В. В. Шаронов. - СПБ.: Изд-во Петрополис, 1995. - С. 18-29.

102. Маркофф М. Homo Roboticus? Люди и машины в поисках взаимопонимания. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017. - 406 с.

103. Маяковский В.В. Избранные произведения. - Ленинград: Гос. изд-во, 1930 г. - 352 с.

104. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. - М.: Академический Проект, 2010. - С. 303-359.

105. Мейсон П. Посткапитализм: путеводитель по нашему будущему. - М.: Ad Marginem, 2016. - 416 с.

106. Жан Бодрийяр: Меланхолический Ницше. Интервью. // Центр гуманитарных технологий URL: https://gtmarket.ru/library/articles/663 (дата обращения: 08.01.2022).

107. Меньчиков Г. П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neoklassicheskaya-filosofiya-suschnost-soderzhanie-znachenie (дата обращения: 08.01.2022).

108. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. - М.: Росспэн, 1998. - 572 c.

109. Митрофанова А. Киборг как код новой онтологии. Политические и эпистемологические аспекты гибридных тел // Философско-литературный журнал «Логос». 2018. №4 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiborg-kak-kod-novoy-ontologii-politicheskie-i-epistemologicheskie-aspekty-gibridnyh-tel (дата обращения: 09.01.2022).

110. Мондимор Ф.М. Гомосексуальность: Естественная история. -Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - 333 с.

111. На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований: сборник статей / ред.-сост. А. А. Кондаков. - СПб.: Центр независимых социологических исследований, 2014. - 466 с.

112. Нанси Ж.Л. Corpus. - М.: Ad Marginern, 1999. - 255 с.

113. Напреенко И.В. Делегирование агентности в концепции Бруно Латура: как собрать гибридный коллектив киборгов и антропоморфов? // Социология власти. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delegirovanie-agentnosti-v-kontseptsii-bruno-latura-kak-sobrat-gibridnyy-kollektiv-kiborgov-i-antropomorfov (дата обращения: 09.01.2022).

114. «Наше общее будущее» — Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития // United Nations URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

115. Негарестани Р. Ингуманистическое (кратко). // Spacemorgue URL: https://spacemorgue.com/the-inhuman-a-quick-read/?yscHd=l2xta1bfx9 (дата обращения: 08.01.2022).

116. Негарестани Р. Работа нечеловеческого // Философско-литературный журнал «Логос». 2021. №3 (142). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-nechelovecheskogo (дата обращения: 09.01.2022).

117. Ним Е.Г. Селф-трекинг как практика квантификации телесности: концептуальные контуры // Антропологический форум . - 2018. - №38. - С. 171-192.

118. Новый сервис Google Earth позволит устроить виртуальный апокалипсис // Смотрим URL: https://smotrim.ru/audio/1472886 (дата обращения: 08.01.2022).

119. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. Сост. и общ. ред. Н.А. Носова, О.И. Генисаретского. - М.: Лаб. виртуалистики, 1995. - 181 с.

120. О любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия»: Сост. Кириленко Г. Г. - М.: Знание, 1992. - 63 с.

121. Олескин А.В. Биополитика. - М.: МГУ, 2001. - 459 с.

122. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. - М.: АСТ, 2008. - 347 с.

123. Оттуа, Ж. Трансгуманизм это гуманизм? / Ж. Оттуа // Человек. - 2014. - № 6. - С. 46-53.

124. Подорога В.А. Феноменология тела. - М.: Ad Marginem, 1995. - 339 с.

125. Помазан А. Эволюция тела // Cineticle URL: https://cineticle.com/body-cinema/ (дата обращения: 08.01.2022).

126. Сафонов М.С., Гуров О.Н. Границы человеческого. - М.: Научная библиотека, 2020. - 226 с.

127. Философ Жан Бодрийяр — о блокбастере «Матрица». Интервью Ж.Бодрийяра журналу «Le Nouvel Observateur», 19 июня 2003 г. // LJ URL: https://postmodernism.livejournal.com/2108792.html?ysclid=l2xmdsf7e2 (дата обращения: 01.01.2022).

128. Презентованы роботы, выпалывающие 100 тыс. сорняков за час //// URL : agrotrend.ru/news/13874-prezentovany-roboty-vypalyvayuschie- 100-tys-sornyakov-za-chas/ (дата обращения: 08.01.2022).

129. Пресс-кит "Космополиса". Часть 1. Синопсис. Интервью с Девидом Кроненбергом // onlyrob URL: http://www.only-r.eom/news/1/2012-05-14-161 (дата обращения: 08.01.2022).

130. Пресьядо П. Биополитика в фармакопорнографическую эпоху // ЦПА URL: https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/biopolitika-v-farmakopornograficheskuju-epohu (дата обращения: 08.01.2022).

131. Разлогов К.Э. Искусство экрана. От синематографа до Интернета. - М.: РОССПЭН, 2010. - 287 с.

132. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М.: Ультракультура, 2003. - 368 с.

133. Резник, Ю. М. Граница человеческого (эпистемологический ракурс) // Вопросы социальной теории. - 2012. - Т. 6. - С. 10-24.

134. Ростова Н.Н. Антигуманизм: преодоление гуманизма или его новая версия? // Вестник Томского государственного университета. - 2021. - №463. - С. 55-62.

135. Ростова Н.Н. Проблема человека в современной философии : монография. - М.: Проспект, 2021. - 176 с.

136. Ростова Н. Хапаева Д. Занимательная смерть: развлечения эпохи постгуманизма // Вопросы философии. - 2021. Т. № 10. - С. 217-221.

137. Румынский художник нарисовал компьютерные вирусы // LJ URL: https://sergio-adm.livejournal.com/11085.html (дата обращения: 08.01.2022).

138. Рылов А.С. История вербализации концепта «Спорт» // Вестник ННГУ. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-verbalizatsii-kontsepta-sport-1 (дата обращения: 08.01.2022).

139. Савчук В.В. Кровь и культура. - СПб.: изд-во СПбГУ, 1995. - 254 с.

140. Сачмен Л. Реконфигурации отношений человек - машина. Планы и ситуативные действия. - М.: Элементарные формы, 2019. - 480 с.

141. Синякина Е.Г. Психологические характеристики русского крестьянства дореволюционного периода // История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. Материалы международной конференции по истории психологии «V Московские встречи» (30 июня — 3 июля 2009 г.). - М.: «Институт психологии РАН», 2010. - 781 с.

142. Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка, 2002 // URL: https://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sloterdijk/ (дата обращения: 08.01.2022).

143. Спектор Д.М. Обреченность и трансгрессия. Ж.Батай // Психолог. -2016. - №5. - С. 40-52.

144. Срничек Н., Уильямс А. Изобретая будущее: посткапитализм и мир без труда. - М.: Strelka Press, 2019. - 336 с.

145. Тавризян Г.М. Философы XX века о технике и «технической цивилизации». - М.: РОССПЭН, 2009. - 224 с.

146. Такер Ю. Три текста о заражении. - Пермь: Изд-во Гиле Пресс, 2020. -132 с.

147. Такер Ю. Ужас философии. В трёх томах: Т. I. - Пермь: Гиле Пресс, 2017. - 177 с.

148. Тегмарк М. Жизнь 3.0. Быть человеком в эпоху искусственного интеллекта. - М.: Corpus, 2019. - 560 с.

149. Теребихин Н.М. Сакральная география Русского Севера. - Архангельск, Изд-во Помор. междунар. пед. ун-та, 1993. - 220 с.

150. Тищенко П.Д. Био-власть в эпоху биотехнологий. - М.: ИФРАН, 2001. -186 с.

151. Томильцева Д. А. Новый гуманизм - горизонты «пост». -Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета, 2020. 140 с.

152. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. - 795 с

153. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: АСТ, 2002. - 557 с.

154. Тригг Д. Нечто: феноменология ужаса. - Пермь: Гиле Пресс, 2017. - 202 с.

155. Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма: от феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. - 1999. - №10. -С. 35-53.

156. Турчин А.В. Футурология. XXI век: бессмертие или глобальная катастрофа?. - М.: Бином. Лаб. знаний, 2012. - 263 с.

157. Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1993. - №1. - С. 3-16.

158. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2002.- 287 с.

159. Фантастическое кино. Эпизод первый / составитель и научный редактор Н. Самутина. - М.: НЛО, 2006. - 402 с.

160. Уильямс А., Шрничек Н. Манифест акселерационистской политики. -М.: Логос, 2018. - С. 7-20.

161. Фрейд З. Неудобства культуры. - М.: Азбука, 2012. - 187 с.

162. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., Прогресс, 1989. - 272 с.

163. Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1984. - 703 с.

164. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. - М.: АСТ, 2010. - 698 с.

165. Фуко М. Нужно защищать общество. - М.: Наука, 2005. - 312 с.

166. Фуко М. Психиатрическая власть: Курс лекций, прочитанный в Коллеж де Франс в 1973—1974 уч. году - СПб.: Наука, 2007. - 450 с.

167. Фуко М. Рождение клиники. - М.: Академический проект (Психологические технологии), 2010. - 256 с.

168. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: Ad Ма^теш, 1999. - 479 с.

169. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. - М.: АСТ, 2004. - 349 с.

170. Фукуяма Ф. Столкновение культур и американская гегемония // Центр гуманитарных технологий ЦКЬ: https://gtmarket.ru/library/articles/5835 (дата обращения: 01.01.2021).

171. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. - М.: Весь Мир, 2002. -144 с.

172. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. -СПб.: Наука, 2001. - 419 с.

173. Хайдеггер М. Цолликоновские семинары. - Вильнюс: ЕГУ, 2012. - 406 с.

174. Хапаева Д. Занимательная смерть: развлечения эпохи постгуманизма. -М.: НЛО, 2020. - 328 с.

175. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х. - М.: Лё Ма^теш, 2017. - 128 с.

176. Харауэй Д. Оставаясь со смутой. Заводить сородичей в Хтулуцене. -Пермь: Гиле-пресс, 2020. - 340 с.

177. Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия. - Пермь: Гиле-пресс, 2020. - 258 с.

178. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. - М.: Прогресс, 1992. - 458 с.

179. Хокинг С. и др. Большое, малое и человеческий разум: [спор о физическом мире и мире идей]. - СПб.: Амфора, 2008. - 190 с.

180. Хоружий С.С. Проблема Постчеловека, или Трансформативная антропология глазами Синергийной антропологии // Философские науки. -2008. - №2. - С. 10-31.

181. Хуэй Ю. Рекурсивность и контингентность. - М.: V-A-C PRESS, 2020. -400 с.

182. Хэнсон Р. Был ли Сойфер прав? // Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице». - М.: Ультракультура, 2003. - С. 34-45.

183. Цели устойчивого развития и их особенности // rosinfostat (неофициальный) URL: https://rosinfostat.ru/tseli-ustojchivogo-razvitiya/ (дата обращения: 08.01.2022).

184. Цурр, И. Усложненные понятия о жизни: "Полуживые" существа // Логос. - 2006. - № 4(55). - С. 148-157.

185. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. -М., 1991. - 415 с.

186. Черноиванов В.И., Толоконников Г.К., Мельников В.А. Цифровизация АПК в парадигме биомашсистем // Техника и технологии в животноводстве. 2018. №2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-apk-v-paradigme-biomashsistem (дата обращения: 08.01.2022).

187. Чувство камеры в моих руках, я наслаждаюсь им до сих пор // peoples.ru URL: https: //www.peoples. ru/art/cinema/producer/cronenberg/interview 1 .html (дата обращения: 01.01.2022).

188. Шемякин А.М., Консон Г.Р. Методология и логика киноведения — к проблеме эволюции гуманитарного знания (на примере изучения концепции Ричотто Канудо в контексте раннего авангарда) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия:

Сб. тр. Международной научной конференции 23-28 апреля 2017 года / Под общ. науч. ред. Г.Р. Консона; Автор проекта и ред.-сост. Г.Р. Консон. - М.: Согласие, 2017. - С. 216-230.

189. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 392 с.

190. Шульга Е.Н. Человек и время в герменевтической традиции // Человек, № 5, 2017. - С. 144-153.

191. Эккаунты. Виртуальный магазин. URL: http://bar-akk.ru/ (Дата обращения:04.03.2019).

192. Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. — СПб.: Алетейя, 2003. — 256 с.

193. Эттингер Р. Перспективы бессмертия. - М.: Науч. мир, 2003. - 262 с.

194. Юдин Б.Г. Границы человеческого существа как пространства технологических воздействий // Вопросы социальной теории. 2011. - 2011. -№ Т. V. - С. 102-118.

195. Barad K. Posthumanist performativity: toward an understanding of how matter comes to matter. Signs. 28 (3), 2003. Pp. 801-831.

196. Beard, W. 2018. 11. Traces Of Horror: The Later Films Of David Cronenberg. In: Freitag, G. and Loiselle, A. ed. The Canadian Horror Film: Terror of the Soul. Toronto: University of Toronto Press, pp. 209-230.

197. Bernard E. Flaherty, 'Introduction', in Psychophysiological Aspects of Space Flight, ed. by Bernard E. Flaherty (New York: Columbia University Press, 1961), pp. 1-5 (p. 4).

198. Boden M. AI Its nature and future. Oxford University Press, 2016. 198 p.

199. Callon, M. (1986). The Sociology of an Actor-Network: The Case of the Electric Vehicle. In: Callon, M., Law, J., Rip, A. (eds) Mapping the Dynamics of Science and Technology. Palgrave Macmillan, London.

200. Carvalko, J. The Techno-Human Shell: A Jump in the Evolutionary Gap; Sunbury Press: Mechanicsburg, PA, USA, 2012.

201. Clark A. Natural-Born Cyborgs: Minds, Technologies, and the Future of Human Intelligence. Oxford University Press, 2003. 229 p.

202. Clark A., Chalmers D. The extended mind // Analysis. Vol. 58, No. 1, 1998. Pp. 7-19.

203. Clynes M. E., Kline N.S. Cyborgs and Space. Astronautics, 1960, September

204. David Cronenberg: 'My imagination is not a place of horror' // The Guardian URL: https: //www.theguardian.com/film/2014/sep/14/david-cronenberg-interview-my-imagination-not-a-place-of-horror (дата обращения: 08.01.2022).

205. CCDC CBC-TR-1599, Cyborg Soldier 2050 - APAN Community // APAN URL: https://http://community.apan.org/wg/tradoc-g2/mad-scientist/m/articles-of-interest/300458 (дата обращения: 08.01.2022).

206. Cyborg warriors could be here by 2050, DoD study group says // Armytimes URL: https: //www.armytimes.com/news/your-army/2019/11/27/cyborg-warriors-could-be-here-by-2050-dod-study-group-says/ (дата обращения: 08.01.2022).

207. Davis, S.L.M., Williams. Enter the Cyborgs: Health and human rights in the digital age // Health and Human Rights, 2020. 22 (2). Pp. 1-6.

208. Dreyfus. The Current Relevance of Merleau-Ponty's Phenomenology of Embodiment // The Electronic Journal of Analytic Philosophy N4, 1996 // URL: https: //ej ap .louisiana. edu/ej ap/1996.spring/dreyfus .1996.spring.html (дата обращения: 08.01.2022).

209. Fletcher J. The Ethics of Genetic Control: Ending Reproductive Roulette. Amherst (New York): Prometheus Books, 1988.

210. Fox S. Cyborgs, Robots and Society: Implications for the Future of Society from Human Enhancement with In-The-Body Technologies. Technologies. 6. 50. 2018.

211. Fuller S. The Mind-Technology Problem // Postdigital Science and Education, 2021 // URL: https://www.researchgate.net/publication/350478862_The_Mind-Technology_Problem/link/6076931a92851cb4a9dc2877/download (дата обращения: 08.01.2022).

212. Gallagher S. How the Body Shapes the Mind. Oxford: Oxford University Press, 2006. 7 p.

213. Gallagher S., Zahavi D. The Phenomenological Mind. Routledge, 2012. 288 p.

214. Gary Lee Downey, Joseph Dumit, Sarah Williams. Cyborg Anthropology // Cultural Anthropology/, Vol. 10, No. 2, Anthropologies of the Body, 1995. Pp. 264-269.

215. Geismar H., Knox H. Digital Anthropology, Taylor & Francis, 2021. 348 p.

216. Hepp A. Deep Mediatization. Oxfordshire: Routledge, 2020. 237 p.

217. Hepp A., Krotz F. Mediatized Worlds. Culture and Society in a Media Age, 2014. 26 p.

218. Hester H. Xenofeminism. Polity, 2018. 140 p.

219. Horowitz, L. J. Emerging Viruses: AIDS and Ebola — Nature, Accident or Intentional? (1996; Rockport, MA: Tetrahedron, Inc., rev. and expanded ed., 1998). http://www.washingtonpost.com/business/economy/google-tracks-consumers-across-products-users-cant-opt-

out/2012/01/24/gIQArgJHOQ_story.html (дата обращения: 21.09.2019).

220. Hu Z., Tereykovskiy I.A., Tereykovska L.O., Pogorelov V.V. Determination of Structural Parameters of Multilayer Perceptron Designed to Estimate Parameters of Technical Systems. IJISA, № 10, pp. 57-62 (2017)

221. Huang, M. H., & Rust, R. T. (2018). Artificial intelligence in service. Journal of Service Research, 21(2), 155-172.

222. Ihde D. Bodies in Technology. Minnesota University Press, 2001. 155 p.

223. Kang C. Google announces privacy changes across products; users can't opt out night. Human Identity at the Intersection of Science, Technology and Religion, 2016. 268 p.

224. Knight. Human Identity at the Intersection of Science, Technology and Religion, 2016. 268 p.

225. MacDonald Sh.M. Cyborg Phenomenology: Performative Inquiry in a Technoscientific World // Liminalities: A Journal of Performance Studies Vol. 10, No. 2, 2014. 23 p.

226. Macgregor, J. Wise Exploring Technology and Social Space. - NewYork, 1997. - 231 p.

227. Mathew M. Cyborg Anthropology: Theological Engagement with Posthuman Discourses, 2020. 106 p.

228. Melitopoulos A., Lazzarato M. Machinic Animism // Deleuze and Guattari Studies. No 6 (2), 2012. Pp. 240-249.

229. Midson, S.A. The cyborg and the human: origins, creatureliness, and hybridity in theological anthropology. // URL: www.semanticscholar.org/paper/The-cyborg-and-the-human-%3A-origins%2C-creatureliness%2C-Midson/f15471a65cee4224c8f8b554a2375c4b1229f86 (дата обращения: 08.01.2022).

230. Military Spin-Off Technologies We Use Almost Everyday // URL: interestingengineering.com/9-military-spin-off-technologies-we-use-almost-everyday

231. Nahavandi, Saeid. (2019). Industry 5.0—A Human-Centric Solution. Sustainability. 11. 4371. 10.3390/su11164371.

232. Cyborg // Oxford University Press URL: https: //web.archive.org/web/20100824072139/http: //www.oed.com/bbcwordhunt/c yborg.html (дата обращения: 08.01.2022).

233. Parker, Andrew. (2018). Grafting David Cronenberg: Monstrosity, AIDS Media, National/Sexual Difference. 10.4324/9780203699744-13.

234. To some psychiatric patients, life seems like the Truman Show // CBC URL: https://www.cbc.ca/news/science/to-some-psychiatric-patients-life-seems-like-the-truman-show-1.733001 (дата обращения: 08.01.2022).

235. Pielli, L., Zlatev, J. The cyborg body: Potentials and limits of a body with prosthetic limbs// Cognitive Semiotics, 13 (2), 2020. 2032 p.

236. Ramsay, Christine. (2019). Male Horror: On David Cronenberg. 10.4324/9780429039072-6.

237. Nirvana // Variety URL: https://variety.com/1997/film/reviews/nirvana-2-1117432746/ (дата обращения: 08.01.2022).

238. Stiegler B. The Age of Disruption: Technology and Madness in Computational Capitalism, 2018. 380 p.

239. Stoodley L. Bluespace, Senses, Wellbeing and Surfing: Prototype Cyborg Theory-Methods // Journal of Sport and Social Issues, 2021. Pp. 88-112.

240. Stoyanova, M. Performing the cyborg self: explicit and implicit examples of body hacking the distributed self // International Journal of Performance Arts and Digital Media, 17 (2), 2021. Pp. 253-270.

241. The 2019 Revision of World Population Prospects // UN URL: https://population.un.org/wpp/Download/Standard/Population/ (дата обращения: 08.01.2022).

242. Turner Patricia A. I Heard It through the Grapevine: Rumor in African-American Culture (Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1993).

243. Verbeek, P.P. Cyborg intentionality: Rethinking the phenomenology of human-technology relations. // Phenomenology and the Cognitive Sciences, 2008. 7(3). Pp 387-395.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.