Гносеологические аспекты суфийского мистического опыта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Абакаров, Руслан Исамутдинович

  • Абакаров, Руслан Исамутдинович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 144
Абакаров, Руслан Исамутдинович. Гносеологические аспекты суфийского мистического опыта: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Махачкала. 2005. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Абакаров, Руслан Исамутдинович

Введение.

Глава I. Специфика суфийского мистического опыта.

1. Мистический опыт, его универсальный характер.

2. Суфийский мистический опыт: сущность, содержание, формы проявления.

Глава II. Иррациональное и рациональное в суфийском мистическом познании.

1. Бессознательное в суфийском постижении истины.

2. Специфика рационального в суфийском мистическом опыте.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гносеологические аспекты суфийского мистического опыта»

Актуальность темы исследования. В последние годы исламская цивилизация, создавшая свой собственный интеллектуальный мир и собственную интеллектуальную жизнь, все чаще и активнее противостоит рационалистически и прагматически настроенному Западу. Заметная динамика роста населения исламских стран и постоянно усиливающееся негативное отношение остального мирового сообщества к представителям данной религии не могли не вызвать политических, экономических и военных конфликтов, последствия которых сегодня вполне очевидны. Особая роль в цивилизационных взаимоотношениях принадлежит суфизму, который сегодня становится довольно заметным фактором современной общественной жизни не только в исламских странах, но в республиках Северного Кавказа, где широкое влияние на духовную жизнь издавна имеют различные суфийские сообщества. Уже давно, но особенно в последние десятилетия, происходит интенсивное распространение суфийских идей в западноевропейских странах, что, в свою очередь, накладывает свой специфический отпечаток на массовое сознание и общественную психологию людей. Кроме того, хотя XX век отмечен огромным скачком научно-технического прогресса и торжеством рационального над иррациональным, стремление к мистическим формам постижения бытия не уменьшается и даже постоянно растет.

Актуальность исследования гносеологических особенностей суфийского мистического опыта обусловлена, по крайней мере, двумя важными причинами. Во-первых, жесткая организация мистического опыта, основанная на беспрекословном подчинении мюрида своему духовному наставнику, по мере роста последователей приводит к увеличению политического, экономического и идейного влияния на регион, в рамках которого это течение развивается. Для оценки границ и возможностей такого влияния необходимо проанализировать те познавательные идеи и идеалы, которыми руководствовались его адепты на протяжении всей своей истории и которые предстают своеобразной методологической основой различных социально-политических действий субъектов общественного развития.

Во-вторых, с самого начала существования человеческой цивилизации и до наших дней появилось широкое многообразие форм постижения окружающей нас реальности (религия, наука, философия, искусство и т. д.), которые предлагают особенное видение истины и, как правило, исключают остальные варианты познания. В связи с этим важнейшая задача данного исследования - анализ познавательного потенциала суфийского мистического опыта, позволит уточнить место суфизма в совокупной познавательной деятельности человечества.

Степень научной разработанности проблемы. Исследованию мусульманского мистицизма посвящено огромное количество работ. Этой теме уделяют пристальное внимание не только адепты исламской теологии, но и представители светской философии. Всех их объединяет один и тот же объект исследования, но цели, а, следовательно, средства, методы, подходы и позиции исследования, сильно отличаются друг от друга. Одним из основных спорных вопросов суфизма является проблема происхождения и развития данного мистического течения. Представители различных научных школ и направлений, затрагивавшие в своем анализе исторические аспекты развития суфизма, в зависимости от сферы своих научных интересов подчеркивали сходство его составляющих элементов с мистическими концепциями индуизма, буддизма, неоплатонизма, христианства и др. (М.А Абдуллаев1, Г. Беверинг, В.А. Жуковский2, A.A. Игнатенко3, А.Д. Кныш4, JI. Массиньон, Р. Никольсон, М.Т. Степанянц5, Дж. Тримингэм6, K.M. Ханбабаев7 и др.), но расходились во мнении о степени такого влияния на формирование идейной и аскетической основы суфийского мистицизма.

Основными источниками для знакомства с аскетической идеологией и психотехнической практикой суфизма, а также с идеями отдельных представителей данного мистического течения, могут послужить научные труды О.Ф. Акимушкина8, М.И. Билалова9, Г.Р. Габунии10, A.A. Хисмату

1 М.А. Абдуллаев. «Суфизм и его разновидности на северо-восточном Кавказе». Махачкала 2003. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала. 1993. Деятельность и воззрения шейха Абдрахмана-хаджи и его родословная. Махачкала. 1998. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. Махачкала. 1987.

2 Жуковский В.А. Человек и познание у персидских мистиков. СПб., 1895.

3 Игнатенко A.A. Ибн-Хальдун. М. 1998; В поисках счастья. М., 1989; Познать непознаваемое. (ал-Газали о рациональном познании трансцендентного - «ал-гайб».). //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

4 Кныш А.Д. «Некоторые проблемы изучения суфизма». Суфизм. // Ислам. Историографические очерки. М., 1991.

5 Степанянц М. Т. «Философские аспекты суфизма». М. 1987

6 Дж. Тримингэм «Суфийские ордены в исламе». М. 1989.

7 Ханбабаев K.M. «Суфизм и борьба горцев.- Кавказская война. Спорные вопросы и новые подходы. Тезисы докладов международной научной конференции. Махачкала. 1998.

8 Акимушкин О.Ф. К вопросу о роли суфийских орденов традиционном мусульманском обществе. //Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе. М.-Ташкент, 1980.

9 Билалов М.И. Суфизм и познавательная культура. Махачкала 2003. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М. 2003. Истина. Знание. Убеждение. Ростов-на-Дону, 1990. Культура постижения истины. Махачкала, 1993. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. № 3. Элементы познавательной культуры в христианстве и исламе. //Философия и современность: мысли, понятия, идеи. Уфа. 1999.

10 Габуния Г.Р. Критика религиозно-философской концепции суфизма. Дисс. к. филос. н. Махачкала, 1971; Социальная сущность в суфизме. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала, 1982. лина1, А. Шиммель2 и др. Непосредственно гносеологическую проблематику исламского мистицизма рассматривают в своих работах М.И. Била-лов, В.А. Жуковский, Т.К. Ибрагим3, A.A. Игнатенко, Ф. Роузенталь4, М.Т. Степанянц5, A.B. Смирнов6, Е.А. Фролова7 и др.

Очень большой интерес представляют работы психологов, философов и социологов С. Грофа и Д. Хэлифакса8, П.С. Гуревича9, Д.И. Дубров

А.А. Хисматуллин. «Суфизм» С.-Петербург. 2001.

2Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М. 2001 1 Ибрагим Т.К. Вуджудизм как пантеизм. //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1988; Философские концепции суфизма (обзор). //Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988.

4 Роузенталь Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1968.

5 Степанянц М.Т. К вопросу о специфики «восточных» типов философствования // Рационалистическая традиция и современность. М. Наука, 1988; Мусульманские концепции в философии и политике. XIX - XX век. М., 1982; Ислам в философской и общественной жизни зарубежного востока. М., 1987; Философские аспекты суфизма. М., 1987; Восточная философия. М., 1997.

Смирнов A.B. Философия Н. Кузанского и Ибн Араби: два типа рационализации мистицизма. М., Наука, 1993; Что стоит за термином «арабская философия». (Рассмотрение вопроса ракурсе проблематики истины и причинности). //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998; Три решения проблемы трасцен-дентности и иманнентности божественной сущности в философии Ибн Араби. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990.

7 Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М., 1983; Индивидуальное бытие, искомое но не найденное. //Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. М., 1998.

8 Гроф С. За пределами мозга. М., 1993; Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М., 1992; Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.

9 Гуревич П.С. Мистицизм как феномен буржуазного сознания. М., 1987; Поиск новой рациональности // Рациональность как предмет философского анализа. М., 1996; Гуманизм и вера: Дискуссия вопр. Взаимоотношений современного религиозного сознания в свете гуманистической традиции. М., 1990; Мировоззренческие аспекты соотношения мистики и науки //Вопросы научного атеизма. М., 1989. ского1, M.K. Мамардашвили2, А. Маслоу, В.В. Налимова3, Д.Л. Спивака4, П.В. Симонова5, Ч. Тарта6, 3. Фрейда, Э. Фромма7, М.В. Флорова и др. Они позволяют соотнести измененные состояния сознания с мистическими и проанализировать их гносеологический потенциал в рамках мистического опыта суфизма. Но проблема эта остается весьма малоизученной.

Что касается специфики рационального, то в контексте мистического опыта эта проблема рассматривалась как взаимодействие непосредственного и опосредованного знания и как взаимоотношение мистического опыта и его интерпретации. Существует несколько основных подходов к данной проблематике. Один из них основан на приоритете мистических форм постижения истины, которые считаются высшими формами «гнозиса», направленного исключительно на Бога. Так представляли познание Ибн Ара-би, Бернар Клервосский, С.Н. Булгаков, Абу-Хамид ал-Газали, Плотин, Тертуллиан, П.А. Флоренский, В.Ф. Эрн, Явмлих, Ф.Г. Якоби, H.A. Бердяев и др. Мнения о том, что мистический опыт изначально лишен каких

Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., Мысль, 1983. С. 93.

2 Мамардашвили М.К., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании. М., Языки русской культуры, 1997. - С. 80.

3 Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальности нереального. Вероятностная модель бессознательного. М., 1995; В поисках иных смыслов. М., 1993; Как возможна трансценденции личности? // Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

4 Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и психическая реальность, Том 1, № 4, 1996. - С. 48-55.

5 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотиваци-онно-эмоциональные аспекты. М. 1975; О познавательной функции сопереживания // Вопросы философии, 1979, №9. С. 37-43; Эмоциональный мозг. М. 1981.

6 Тарт Чарльз. Состояния сознания / Пер. В.Н. Поруса // Магический

Т".- кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М. 1994. С. 180-248.

7Фромм Э. Психоанализ и религия. // Сумерки богов. М. 1990. С 143229. либо рациональных установок, и придерживаются современные исследователи И.В Егорова, Е.А. Торчинов, Б.Ф. Шталь и др.

Существует и другая точка зрения, последователи которой (A.C. Богомолов, М. Вебер, М.А. Мамонова, С.С. Неретина, Т.Н. Ойзер-ман, A.B. Смирнов, М.П. Терехов и др.) отстаивают наличие в сознании мистика абстрактно-рациональных установок и обосновывают включение мистического опыта в сферу «теоонтологической» рациональности, как интерсубъективного свойства культуры.

Но ряд авторов (Г.В.Ф. Гегель, Г.П. Григорьев, П.С. Гуревич, J1.H. Митрохин, B.C. Поликарпов, B.JI. Рабинович и др.) ставят под сомнение непосредственный характер мистических переживаний и сводят их к опосредованным рациональным формам знания. Согласно такой точке зрения мистическое знание предстает опосредованным феноменом воспитания, культуры, образования. Мистическое, понимаемое как непосредственное единение с Абсолютной первоосновой бытия, элиминируется, поскольку всякое знание, которое способен получать человек, по мнению указанных авторов, является только опосредованным.

Проблемам суфийского познания посвящены кандидатские диссертации А. Аруховой и М. Ичаловой. Однако в этих и других трудах проблематика данного диссертационного исследования лишь затрагивается с отдельных сторон, в них нет комплексного осмысления и изложения гносеологических аспектов суфийского мистического опыта.

Объектом исследования являются религиозные, философские и психологические факторы, образующие структуру познания в мистическом опыте суфизма, а также универсальные составляющие мистического опыта различных религиозно-культурных традиций.

Предмет исследования - гносеологические аспекты суфийского мистического опыта.

Цель диссертации заключается в анализе сущностной характеристики мистического опыта суфизма, а также в определении роли бессознательного и рациональной специфики как в самом процессе опытного постижения истины, так и в последующей интерпретации данного опыта.

Выполнение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие мистического опыта в суфизме и проанализировать основные исторические, философские, религиозные и психологические факторы, обуславливающие его структуру;

- рассмотреть специфику суфийского мистического пути познания и выявить зависимость мистических состояний сознания от составляющих мистической практики суфизма;

- уточнить роль бессознательного в суфийском мистическом постижении истины;

- проанализировать специфику рационального в построении методов и реализации целей мистического опыта;

- рассмотреть проблему осмысления и интерпретации знания в суфизме.

Теоретической и методологической основой исследования являются основные принципы историко-философского исследования, современные теории познания и комплекс общенаучных положений, предполагающий анализ мистических традиций в контексте взаимодействия различных форм духовной культуры.

Для осмысления сущностной характеристики мистического сознания использованы методы психоаналитической психологии.

Научная новизна исследования:

- проведен сравнительный анализ, позволяющий выявить идентичные аспекты как мистического опыта, так и духовного содержания суфизма с мистическими концепциями неоплатонизма, индуизма, буддизма, христианства и т. д.;

- уточнены вопросы, связанные с происхождением мусульманского мистического течения, а также причины его противоречивых взаимоотношений с ортодоксальным исламом. Результат этого уточнения - вывод о том, что именно религия становится прочным фундаментом дальнейшего развития новых форм и реализации мистического опыта;

- выявлено, что ведущую роль в осмыслении суфийского мистического опыта и его дальнейшей интерпретации играют те нормы и категории религиозной культуры, в которых этот опыт выражен и зафиксирован;

- прослежена степень и определен характер влияния комплекса психотехнических упражнений на духовное и психофизическое состояние индивида в процессе суфийского постижения истины;

- проведен анализ, позволяющий определить сущностную характеристику, место и роль бессознательного в суфийском мистическом опыте постижения Бога;

- раскрыта специфика рационального в суфийском мистическом познании;

- в научный оборот введены новые источники на иностранных языках для характеристики мистического опыта суфизма.

Положения, выносимые на защиту.

1. В различных религиозных и культурных системах сущностные характеристики мистического опыта, направленного на интуитивное постижение истины, обусловлены прежде всего психофизическими качествами людей и имеют идентичный характер.

2. Содержание мистических концепций относительно проблем бытия и познания определяется как спецификой самого опыта, так и нормами и категориями религиозной культуры, в рамках которой формируется конкретное мистическое течение.

3. Структура мистического опыта, построение его процедур подчинены достижению экстатических состояний сознания и не зависят от идейного содержания суфизма.

4. Мистический опыт отличен от мистического знания. Опыт бессознателен, невыразим, и любая его интерпретация не может быть идентичным его отражением.

5. Формы бессознательного в суфийском мистическом постижении истины идентичны тем, которые переживали мистики всех религиозных культур вне зависимости от времени и места своих исканий.

6. Мистический путь познания не является в чистом виде иррациональной практикой в силу целерационального устройства мистического опыта устроен, и опосредования мистического знания понятиями и убеждениями, с помощью которых данный опыт интерпретируется.

Научно-практическое значение работы. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы при изучении специфики мистического знания в исламе, в рамках преподавания философии, психологии религии, культурологи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и результаты исследования опубликованы автором в ряде статей и тезисов. Работа обсуждалась на кафедре философии Дагестанского государственного университета. Отдельные аспекты исследования докладывались на научных семинарах и конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Абакаров, Руслан Исамутдинович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги данного исследования можно выделить следующие моменты.

Во-первых, мистическую традицию можно с большой степенью вероятности определить как универсальную и условно разделить на две части: непосредственное переживание духовного опыта и интерпретация данного опыта.

Методы постижения истины в различных религиозно-мистических учениях, как мы уже упоминали в первой главе, с точки зрения психологии практически идентичны. Что касается интерпретации знания, переживаемого в момент экстатического состояния, то, видимо, представители различных конфессий трактуют его, исходя из тех религиозных, нравственных, философских и т.д. представлений, в рамках которых сформировалось их мировоззрение.

Такая постановка вопроса позволяет решить проблему происхождения суфизма, оставляя в стороне теории влияния внешних факторов на формирование исламского мистицизма. Схожесть составляющих суфизма с неоплатоническими учениями, мистическими практиками в христианстве, иудаизме, буддизме и т.д. объясняется не столько исторической преемственностью, сколько универсальностью самого явления мистицизма. И это, в свою очередь, влияет на конфликтный во многих вопросах характер взаимоотношений мусульманского (и не только) мистицизма с ортодоксальной формой религии. Ибо хотя появился и сформировался суфизм в исламе, его корни нельзя приписать какой-либо одной религии.

Во-вторых, поскольку представители суфизма (как впрочем, и остальных мистических течений) настаивают на том, что единственно истинный вид знаний может быть получен именно в экстатических (измененных) состояниях сознания, то вполне обоснованным и закономерным кажется желание определить познавательные возможности таких состояний.

Сравнительно краткий обзор таких состояний сознания в первом параграфе второй главы позволяет нам сделать следующие выводы: степень восприимчивости к таким состояниям обусловлена индивидуальными психическими и физиологическими свойствами личности, присущими ей от рождения и, хотя и в меньшей степени, мировоззренческими установками, воспитанными в процессе взаимодействия с окружающей средой.1

Кроме того, проанализировав литературу, посвященную деятельности новых религиозных движений, можно обнаружить, что в основе методов так называемой «кодировки мозгов» лежат те же базовые принципы, что и в психотехнической практике любого мистического течения. Следовательно, вне зависимости от целей и религиозно-нравственных установок для достижения нужных экстатических состояний сознания используются одни и те же приемы, которые на протяжении не одного тысячелетия приводят к разным «результатам» представителей различных конфессий.

Таким образом, конечный результат - мистическое знание нельзя исключительно отнести к непосредственному, интуитивному или, иначе говоря, к иррациональному способу постижения окружающей нас реальности.

1 Здесь речь идет лишь об искусственно вызываемых ИСС. (прим. автора)

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абакаров, Руслан Исамутдинович, 2005 год

1. Араби. Мекканские откровения. - СПб. 1995.

2. Арухова А. Гносеологическая проблематика суфизма. // Дис. на соиск. учен, степени канд. филос. наук. - Махачкала, 2001.

3. Абдуллаев М.А. Актуальные проблемы философской науки. Ч - Махачкала, 2004. / 4. Абдуллаев М.А. Суфизм и его разновидности на северовосточном Кавказе. - Махачкала, 2003.

4. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно- политической мысли Дагестана. - Махачкала, 1993.

5. Абдуллаев М.А. Деятельность и воззрения шейха Абдрах- мана-хаджи и его родословная. - Махачкала. 1998.

6. Абдуллаев М.А. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX века. - Махачкала, 1987.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1995.

8. Ас-Сарадж. «Самое блистательное в суфизме". // Хрестоматия по исламу. - М., 1999.

9. Беме Я. Аврора, или Утренняя заря в восхождении. - М., 1990.

10. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.

11. Бертельс Е.Э. Избранные труды: Суфизм и суфийская литература. - М., 1965. ^ 13. Бесонова Л. Мистицизм как феномен культуры. Дис. на со-иск. уч. степени д. филос. н. - М,, 2000. / • ^ кала, 2003.

12. Билалов М.И. Гносеологические идеи в структуре религиозного сознания. М. 2003.

13. Билалов М.И. Истина. Знание. Убеждение. - Ростов-на- Дону, 1990.

14. Билалов М.И. Знание и вера. // Вестник ДГУ. Вып. 5. - Махачкала, 1997.

15. Билалов М.И. Культура постижения истины. - Махачкала, 1993. / 19. Билалов М.И. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2001. № 3.

16. Брагинский И. 12 миниатюр. - М., 1996.

17. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М., Прогресс, 1990.

18. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. - СПб., 2000.

19. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. - Киев, Москва, 1998. / ^ 24. Гибб Х.А.Р. Мусульманская историография. - М . , 1960.

20. Голосовкер Я.Э. Предварения к имагинативной эстетике // Символ. - 1993. - №5.

21. Гольдциер. И. Культ святых в исламе. - М., 1938.

22. Григорян Н. Средневековая философия народов Ближнего Востока. - М., 1966.

23. Гроф С , Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. - М., 1996.

24. Гуревич П.С. Мистицизм как феномен буржуазного сознания. - М., 1987. •л /

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.