Философско-теологическое учение ал-Мухасиби тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Калашников, Евгений Анатольевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 157
Оглавление диссертации кандидат философских наук Калашников, Евгений Анатольевич
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Жизнь и творчество ал-Мухасиби
1.1. Суфизм: история развития и основные аспекты философской доктрины
1.2. Биография и основные труды ал-Мухасиби
1.3. Особенности изучения суфийской литературы: работы ал-Мухасиби как пример суфийского сочинения
ГЛАВА 2. Философские аспекты суфийской доктрины ал-Мухасиби
2.1. Учение о познании
2.2. Этическое учение
2.3. Философия любви
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Философско-теологические воззрения Газали2003 год, доктор философских наук Шамолов, Абдулвахид Абдуллаевич
Онтологические и гносеологические основания исламского мистицизма: генезис и эволюция2007 год, доктор философских наук Насыров, Ильшат Рашитович
Учение Ал-Газали (1058/1059-1111) и его социальная сущность1972 год, Наумкин, В. В.
Религиозно-философская мысль в истории культуры народов Дагестана2002 год, доктор философских наук Абиева, Эльмира Гаджибалаевна
Философские основания суфийского учения ал-Кушайри: на примере трактатов "Послание о суфийской науке" и "Грамматика сердец"2013 год, кандидат философских наук Лапицкая, Ольга Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философско-теологическое учение ал-Мухасиби»
Актуальность темы исследования. В XX веке человечество столкнулось с такими угрозами, которые поставили перед ним вопрос собственного выживания и потребовали поиска путей выхода из сложившейся ситуации. Проблемы духовного характера приобрели наибольшую остроту в современном обществе, состояние которого многие ученые характеризуют как предкризисное: «Впервые в истории физическое выживание человеческого рода зависит от радикального изменения человеческого сердца»} Именно поэтому человечество вынуждено рассматривать необходимость решения проблемы мирного сосуществования различных цивилизаций как единственно возможный способ сохранения жизни на Земле. На этом фоне растущая активность стран мусульманского Востока объясняет повышенный интерес исследователей к изучению духовного наследия Востока, который в течение многих столетий притягивал< западного человека своей загадочностью.
Проблема «Восток - Запад» стала основой многочисленных исследований, направленных на выявление точек соприкосновения различных цивилизаций. Вместе с тем, появились и работы, посвященные поиску возможных «линий разлома» между цивилизациями, столкновению цивилизаций. На данном этапе результаты этих поисков можно обобщить следующим образом: и сторонники теории диалога цивилизаций, и сторонники теории столкновения цивилизаций единогласно признают приоритет культурной жизни народов в ходе консолидации цивилизаций и разрешения возникающих между ними противоречий. На основании данного
1 Фромм Э. Иметь или быть?: Пер с англ. / Общ. ред. и поел.: В.И. Добренькое. - М.: «Прогресс», 1990. -С. 18.
2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994, № 1. - С.33. вывода можно утверждать, что для понимания духовной культуры Востока особенно важно изучить наследие прошлого и проследить степень его влияния на современность, кроме того, знания о прошлом позволяют глубоко осознать и точно оценить значение событий, протекающих в современном обществе. С этой точки зрения, любое исследование прошлого представляет интерес для современности, в частности - всесторонний анализ философских учений прошлого.
За последние три десятилетия особо возрос интерес отечественных и зарубежных востоковедов к изучению творчества суфиев. Суфизм в качестве одного из духовных феноменов ислама и мусульманской культуры оказал и продолжает оказывать огромное влияние на многие сферы религиозной, социально-политической и культурной жизни стран мусульманского Востока.
В данном контексте следует обратить внимание на философскую проблематику раннего суфизма, в частности, - на изучение взглядов представителя раннего суфизма ал-Мухасиби (781-857). Исследование, направленное на анализ творчества этого автора является как никогда актуальным и своевременным, так как многие востоковеды признают значительное воздействие творческого наследия ал-Мухасиби на дальнейшее формирование и развитие суфизма. Историко-философский анализ проблематики, обозначенной в произведениях ал-Мухасиби, представляет интерес еще и тем, что данный мыслитель синтезировал в своей доктрине взгляды разных философских и религиозных школ: учения древнегреческих философов; религиозно-философские концепции зороастризма, иудаизма, христианства и мусульманства. ,
Изучение философии ал-Мухасиби, несмотря на определенные достижения зарубежных исследователей в этой области, не представляется достаточно полным и всесторонним. Кроме того, в русскоязычной исследовательской литературе, посвященной изучению арабомусульманского философского наследия, нет ни одного специального исследования, в котором бы были изложены и проанализированы взгляды ал-Мухасиби. Поэтому необходимость изучения теолого-философских взглядов ал-Мухасиби с позиции историко-философского анализа является столь актуальной.
Степень разработанности проблемы. Литература, посвященная истории, теории и практике суфизма, представляется едва ли обозримой. В диссертации рассмотрены лишь труды тех авторов, чей вклад в изучение традиций арабо-мусульманского философского наследия является наиболее весомым. Другим важным фактором при выборе источников для данного исследования является непосредственное упоминание или ссылка на жизнь и творчество ал-Мухасиби.
Основу диссертации составляют священные тексты и труды самого ал-Мухасиби, фрагменты из которых впервые приводятся на русском языке. Авторов же имеющейся по теме диссертации литературы можно объединить в три группы:
Первая группа исследователей - средневековые арабские авторы, чьи работы в строгом смысле не могут быть названы научными исследованиями: в них приводятся данные о жизни ал-Мухасиби, предпринимаются попытку оценить его влияние на последующие поколения суфиев, а также цитируются фрагменты его произведений. Анализ трудов средневековых авторов позволяет выявить тот факт, что интерес к изучению и анализу работ ал-Мухасиби возникает уже в последние годы жизни мыслителя, однако зачастую данный интерес вызван негативным отношением к роли суфизма в духовной жизни халифата. Большинство работ, относящихся к периоду преследования суфизма, имеет критическую направленность и носит характер дискредитации суфизма. Суфизм обвиняют в отступлении от шариата, зачастую считая данное течение противоречащим основным доктринам ислама, что проявляется в отношении средневековых авторов к творчеству конкретных представителей данного направления философской мысли. Поэтому при оценке творчества ал-Мухасиби следует учитывать негативное отношение к его творчеству со стороны представителей «официального» ислама.
Ученик и последователь ал-Мухасиби, известный представитель суфизма Абу Наср ас-Саррадж уделяет немаловажное значение анализу разногласий между ал-Мухасиби и Ахмадом б. Ханбалом. В его исследовании «Китаб ал-люма» встречаются цитаты из работ ал-Мухасиби, а так же фрагменты из бесед последнего с учениками, что дает богатый материал для формирования наиболее полной картины о мировоззрении ал-Мухасиби.
Известный биограф Абд ар-Рахман ас-Сулями (ум. 1021), посвятивший свои работы жизнеописанию выдающихся суфиев, высоко оценивает моральные и гражданские качества ал-Мухасиби. Работы ас-Сулями носят характер литературных произведений - в них не уделяется особого внимания философским воззрениям мыслителей. Ас-Сулями признает авторитет ал-Мухасиби в вопросах суфизма и приводит массу высказываний мыслителя по проблематике мистицизма.
Абд ал-Кахир ал-Багдади (ум. 1037) включает имя ал-Мухасиби в перечень мыслителей, считавших веру основным признаком набожности.
Абу Нуайям ал-Исфагани (ум. 1038) уделяет некоторое внимание учению и жизни ал-Мухасиби. В его работе встречаются интересные замечания по поводу философских и теологических аспектов концепции ал-Мухасиби.
Абу Бакр ал-Хатиб ал-Багдади (ум. 1071) ограничивается позитивной оценкой произведений ал-Мухасиби и признает несомненную пользу, которую приносит их чтение.
Персидский мистик Абу ал-Хасан ал-Джаллаби ал-Худжвири (ум. 1063/1074) рассматривает в своей работе некоторые аспекты мистического учения ал-Мухасиби, используя фрагменты произведений последнего в качестве аргументаций собственной точки зредия. Согласно утверждениям некоторых исследователей, ал-Худжвири полностью основывает свое учение на философии ал-Мухасиби. Ал-Худжвири с уважением относится к разносторонней образованности ал-Мухасиби, его моральным качествам и глубине его знаний. Работы ал-Худжвири дают богатый исследовательский материал и позволяют составить наиболее полное представление о некоторых аспектах учения ал-Мухасиби. Кроме того, ал-Худжвири приводит перечень произведений мыслителя, часть из которых утеряна для современных исследователей.
Ученик ас-Сулями, один из первых систематизаторов суфийской доктрины, Абд ал-Карим ал-Кушейри (ум. 1075) в своем трактате часто цитирует высказывания ал-Мухасиби по тем или иным вопросам. Некоторые аспекты учения ал-Кушейри позволяют предполагать, что он находился под влиянием творчества ал-Мухасиби и позаимствовал у последнего ряд положений мистической доктрины.
Основание обвинений, выдвинутых против ал-Мухасиби представителями официальной идеологии, суммирует Шаграстани (ум. 1153) в своей известной работе «Книга о религиях и сектах» (Китаб ал-милал ва-нихал). По его мнению, ал-Мухасиби использовал методы калама и, используя метод логических доказательств, утверждал религиозные принципы ранних имамов. Предпочтение рациональных доводов слепой вере в догматы религии рассматривалось в качестве симпатии к мутазилизму, поэтому учение ал-Мухасиби было признано незаконным, а работы мыслителя еще на долгое время сохранили на себе отпечаток негативного отношения. ♦
Шейх багдадских суфиев, основатель ишракитского направления в суфизме, Шихаб ад-Дин Абу Хафс ас-Сухраварди (ум. 1191) в своей наиболее значимой работе, посвященной основным принципам мистического пути, разрабатывает концепцию, которая по своим качествам сходна с концепцией ал-Мухасиби. Ас-Сухраварди включает в свое произведение фрагменты философских исследований ал-Мухасиби, чье мнение он считает «светом, выявляющим разницу между добром и злом».3
Один из многочисленных противников философского учения ал-Мухасиби - Сибт Ибн ал-Джавзи (ум. 1200) — приверженец ханбализма, который направил свою критику в основном на аспект учения ал-Мухасиби о растворенности человеческой божественной души в душе Бога, а также о предпочтении бедности богатству. В своей работе Ибн ал-Джавзи цитирует ряд высказываний ал-Мухасиби, которые дают достаточно обширное представление о взглядах мыслителя на указанные вопросы. Кроме того, Ибн ал-Джавзи приводит фрагменты из бесед ал-Мухасиби с учениками и некоторые другие подробности жизни мыслителя, что позволяет составить наиболее полное представление о тех аспектах учения мыслителя, которые оказались утраченными для современности.
Известный суфийский поэт и мыслитель Фатх ад-Дин Аттар (ум. 1220) посвящает некоторые фрагменты своих произведений обзору взглядов ал-Мухасиби. Он представляет вниманию читателя ряд историй из жизни мыслителя, анализ мистических аспектов его учения, высказывания и, фрагменты бесед с учениками и наставниками.
Историк Мухаммад б. Каймаз ад-Дахаби (ум. 1348) придерживается негативной позиции Ахмада б. Ханбала, но все же признает обширные знания и весомый авторитет ал-Мухасиби в области калама, юриспруденции и философии. Особо жесткой критике ад-Дахаби подвергает утверждения ал-Мухасиби о способности Бога к речи. Необходимо отметить, что иногда ад-Дахаби все же разделяет взгляды ал-Мухасиби и подвергает сомнению утверждения его противников.
Один из ранних исследователей суфийского наследия Тадж ад-Дин ас-Субки (ум. 1370) признает плодотворное влияние произведений ал-Мухасиби на формирование взглядов человека и дает им высокую оценку. Ас-Субки
3 Цит. по: Smith М. An Early Mystic of Baghdad. - London, 1935. анализирует причины преследования ал-Мухасиби со стороны ханбалитов и приходит к выводу, что существовало весомое основание для гонений, однако он оправдывает ал-Мухасиби тем, что последний использовал методы мутазилитов (одна из причин преследования), но прибегал к этим методам в крайних случаях. В произведении. ас-Субки особое внимание уделено проблеме разума и ее трактовке в представлении некоторых авторитетов религиозной мысли, среди которых значительная роль отведена ал-Мухасиби.
Магрибский ученый ал-Хасан ибн Мухаммед ал-Ваззан (ум. 1494), известный также как Лев Африканский, коротко упоминает в своей работе «Descrittione dell'Africa»4 некоторые аспекты творчества ал-Мухасиби и отмечает, что его последователи долгое время подвергались гонениям за их философские взгляды.
Вторая группа состоит из научных работ, посвященных исследованию раннего суфизма. Творчеству ранних суфийских авторов посвящены отдельные труды Л.Массиньона, Г.Мейсона, Р.Грамлика, М.Смит и др.
В работах Л.Массиньона,5 рассвет творчества которого приходится на. первую половину XX века, проводится детальный анализ некоторых положений философской доктрины ал-Халладжа. Помимо биографических к данных о жизни этого известного суфия, в своих исследованиях Л.Массиньон систематизирует представления ал-Халладжа о роли познания и любви в философии раннего суфизма. Несмотря на стремление популяризировать идеи суфизма, интересные данные о жизни и творчестве ал-Халладжа можно найти в работе современного исследователя суфизма Г.Мейсона.
Обзор работ другого представителя раннего суфизма — ал-Макки - дает в своей работе современный немецкий автор Р.Грамлик. Его вклад в
4 Smith М. Ук. co4.-C.258.
5 «The Passion of al-Hallaj» и «Hallaj». исследование раннего суфизма заключается в переводе на английский язык известного произведения ал-Макки «Кут ал-кулуб».6
Среди этих исследований особое место занимает работа М.Смит «Ранний мистик Багдада».7 Огромная заслуга М.Смит (1902-1971) состоит в том, что она является автором единственного на данный момент крупного монографического исследования, полностью посвященного творчеству ал-Мухасиби. В указанную работу включены биографические данные и очерки религиозно-философского учения мыслителя. Особое внимание М.Смит уделяет рассмотрению аскетической и психологической теорий ал-Мухасиби, а также мистических аспектов его учения. Несмотря на полноту и глубину исследования, работа М.Смит все же носит характер популяризаторства идей суфизма, а акцент на психологическую и мистическую теории ал-Мухасиби несколько умаляет философское значение его трудов. *
К третьей группе относятся авторы исследований, посвященных вопросам ислама, общей проблематике течений внутри него и конкретной проблематике суфизма. В исследованиях, представленных в данной группе, практически не встречается указаний на творчество ал-Мухасиби (либо эти указания носят достаточно общий характер), поэтому они используются для воссоздания той историко-культурной атмосферы, в которой творил ал-Мухасиби. В основном эти работы относятся к XX веку, когда отмечается значительное повышение интереса отечественных и зарубежных исследователей к изучению культуры арабо-мусульманских стран, следствием чего является деятельность целой плеяды талантливых авторов, представляющих ярчайшую страницу востоковедения.
Историческое значение мусульманства в развитии стран Ближнего и Среднего Востока стало темой исследований известного российского востоковеда А.Е.Крымского (1871-1942). В его работе «История мусульманства» проведен исторический анализ ислама в качестве одной из
6 Grämlich R. Abu Talib al-Makkis Qut al-qulub, vol. 4. // The Journal of the American Oriental Society. 1/1/1998.
7 Smith M. An Early Mystic of Baghdad. основных предпосылок возникновения арабского халифата, а также влияние религии на другие сферы жизнедеятельности мусульманского общества. Сходная проблематика рассматривается в работах Г.Э.Грюнебаума (19091972) - он проводит анализ основных особенностей мусульманской цивилизации, а также уделяет внимание решающей роли ислама в развитии арабских стран.
Произведения В.В.Бартольда (1869-1930) также дают богатый материал по общей проблематике ислама, кроме того, автор представляет вниманию читателей; обзор наиболее значимых религиозных движений арабского халифата в средних веках. В работе В.В .Бартольда «Ислам» дается краткий очерк о суфизме с перечислением наиболее ярких представителей данного направления, среди которых встречается имя ал-Мухасиби.8 Автор перечисляет основные принципы мистического учения, главными: составляющими которого являются учение об исчезновении личности человека, идеи о подвижничестве и общине. *
Исследованию литературного наследия суфиев посвящены многие работы Е.Э.Бертельса (1890-1957). В своих произведениях Е.Э.Бертельс. предлагает вниманию читателя не только глубокий литературный анализ творчества суфийских авторов, но и общий материал по предпосылкам зарождения данного направления, его развитию, влиянию на культурную и политическую жизнь общества. Необходимо указать, что Е.Э.Бертельс один из немногих отечественных востоковедов отмечает в своей работе значение творчества ал-Мухасиби и его влияние на последующее развитие суфийской доктрины. Однако влияние мыслителя сводится к упоминанию значения для истории суфизма работы ал-Мухасиби «Книга соблюдения и выполнения, заветов Господа» (Китаб ар-риая ли хукук аллах ва ал-киям бига), которое «было исключительно велико, ибо почти все авторы, писавшие позднее (XXII вв.) о суфийском «пути» очень широко пользовались ею».9 Подобное Бартольд В.В. Ислам. Общий очерк. - Пб. 1918. - С.58.
9 Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. В кн. Избранные труды. Т.З. - М.: «Наука», 1965. - С. 30. сведение влияния творческого наследия ал-Мухасиби к единственному произведению представляется неполным и неточным.
Несмотря на идеологичность, присущую философским исследованиям советского периода, историко-философские методы, примененные крупным востоковедом С.Н.Григоряном, позволяют пролить свет на некоторые положения суфизма, проявившиеся в процессе эволюции взглядов отдельных представителей арабо-мусульманской философии. Следует обратить внимание на то, что в классификации этапов развития суфийской доктрины ранний суфизм выделяется как «выступившая; в скрытой форме ересь», основным признаком которой автор выделяет аскетизм.10 Подобное сужение суфизма до разновидности аскетизма значительно умаляет и, более того, искажает роль и значение данного направления в жизни арабского халифата.
Большая заслуга в деле исследования общей проблематики арабо-мусульманской философии, рассмотренной в контексте изучения творчества отдельных ее представителей, по праву принадлежит А.В.Сагадееву (19311997). В своих работах он рассматривает предысторию возникновения философской мысли на мусульманском Востоке, этапы развития и основный, направления арабо-мусульманской философии. Несмотря на то, что в исследованиях А.В.Сагадеева отсутствует анализ положений суфизма, обзор идей данного направления можно встретить в рассмотрении суфийского периода творчества отдельных представителей мусульманской философии.
В исследованиях М.Т.Степанянц нашли отражение общие направления развития суфизма. М.Т.Степанянц рассматривает идейную эволюцию суфизма на примере анализа наиболее разработанных в суфийской философии положений - онтологического, гносеологического и этического, -глубокий анализ которых дает исследователю богатейший материал для изучения. В работе «Философские аспекты суфизма» автором отмечено
10 Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: «Наука», 1966. -С.74. влияние раннего суфизма на формирование взглядов суфиев позднейшей эпохи.11
Н.С.Кирабаев в своих работах анализирует основные течения и школы классической арабо-мусульманской философии, дает общую характеристику особенностей арабо-мусульманской цивилизации и проводит сравнительный анализ развития философии в Европе и Арабском халифате средних веков. Наибольший интерес для данного исследования произведения Н.С.Кирабаева представляют тем, что в них четко очерчено место и значение суфизма в арабо-мусульманской философии. Кроме того, в одной из его работ ** встречается упоминание об ал-Мухасиби как о «тонком психологе». *
Изучению некоторых проблем истории философии суфизма на примере анализа творчества одного из ярчайших представителей арабо-мусульманской философии - ал-Газали ~ посвящают свои работы В.В.Наумкин и М.М. аль-Джанаби, в произведениях которых с различных точек зрения рассмотрены этапы эволюции взглядов этого мыслителя.
Оригинален и интересен опыт применения А.В.Смирновым парадигмального метода в историко-философском исследовании, задачей: которого является попытка воссоздания философской системы известного суфийского автора Ибн Араби. Особый интерес для представленного исследования представляет положение об идейной преемственности между различными течениями средневековой арабской философской мысли.
В западной исследовательской литературе по суфизму наблюдается тенденция рассматривать в основном психологические аспекты, что приводит к преувеличению роли психологического тренинга в суфизме. Вместе с тем следует отметить, что исследования, посвященные суфизму, представлены серьезными и глубокими работами. К числу таких работ можно причислить произведения Т.Дж. де Боэра, Р.Леви, Л.Массиньона, Р.А.Николсона, Г.Корбэна, А.Кныш и других. Но даже произведения таких Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: «Наука», 1987. - С. 14.
12 См, Кирабаев Н.С. Из словаря арабо-мусульманской философской классики. // Вестник РУДН. 1999, №1. серьезных авторов зачастую пестрят неточностями и искажениями не только по вопросам ранних, но и более поздних этапов развития суфизма. Например, автором одной из работ суфизм не может быть причислен к философскому наследию на том основании, что является разновидностью религиозного знания, поэтому «вопрос детального изучения развития суфизма относится скорее к истории религии, а не к истории философии».13
Таким образом, главный недостаток современной исследовательской литературы по суфизму заключается в том, что она подчас склонна повторять односторонность и стереотипность работ прошлого, которые на протяжении нескольких столетий отражали критическое отношение официальной идеологии к суфизму и его школам. Другой недостаток современных исследований суфийского наследия - желание популяризировать психолого-религиозные аспекты данного направления арабо-мусульманской мысли, результатом чего является тенденция к упрощению и искажению положений суфийской доктрины.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является философско-теологическое учение ал-Мухасиби, а предметом - основные положения учения о познании, этики и философии любви.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в том, чтобы частично восполнить пробел, образовавшийся и исследовательской литературе по проблематике раннего суфизма, посредством анализа основных направлений философско-теологической доктрины ал-Мухасиби.
Следует отметить, что в диссертации автор намеренно избегал сравнений идей и проблем суфизма с учениями как западных, так и восточных мыслителей. Данное решение продиктовано, с одной стороны, невозможностью охватить в рамках диссертации все доктрины и учения,
13 Boer De, Т. J. History of Philosophy in Islam. / Tr. Dom J. McCann. - London, 1903. - C.64. оказавшие влияние на суфизм (как невозможно перечислить тех мыслителей, которые находились под влиянием самого суфизма). Это положение можно объяснить широтой суфизма, которая позволяла подвести под него, по словам Е.А.Бертельса, почти любую концепцию, любое мировоззрение.14 С другой стороны, отклонение от фактического материала уведет линшр исследования в область гипотез и домыслов. Однако это утверждение не является отрицанием того факта, что взгляды ал-Мухасиби и идеи различных течений арабо-мусульманской мысли находятся в отношении идейной преемственности в пределах общего проблемного поля, и должны рассматриваться «не как отдельные, изолированные или параллельные доктрины, а как обусловившие друг друга этапы единой линии развития мысли».15 Поэтому, несмотря на преследования со стороны «официального» ислама, творчество ал-Мухасиби не было окружено культурным вакуумом,, мыслитель находился в поле разработанного его предшественниками круга философских проблем и, в свою очередь, его работы вдохновили многих мыслителей и стали основой для дальнейшей разработки и углубления = поставленных мыслителем вопросов.
В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- анализ основных религиозно-философских вопросов, представленных в творческом наследии ал-Мухасиби;
- исследование особенностей суфийского учения о познании на основе произведений ал-Мухасиби; *
- выявление основных положений этического учения ал-Мухасиби;
- определение категорий философии любви.
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют сформулированные в работах ведущих философов классического
14 Бертельс Е.Э. Очерк истории персидской литературы. - М., 1928. - С.52.
15 См. Смирнов A.B. Что стоит за термином «средневековая арабская философия» (рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истины и причинности) // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. / Отв. ред. Е.А.Фролова. - М.: «Восточная литература» РАН, 1998. - С.44-45. периода и современности основополагающие принципы исследования истории с использованием историко-сравнительного, социокультурного и герменевтического анализа.
Эмпирическую основу исследования составляют теоретические положения и выводы авторов классических работ по исламу и суфизму: Т.Дж. де Боэра, А.Е.Крымского, Р.Леви, Р.А.Николсона, В.В.Бартольда, Л.Массиньона, М.Смит, Е.Э.Бертельса, Г.Э.Грюнебаума, А.В.Сагадеевз, С.Н.Григорян, М.Б.Пиотровского, В.В.Наумкина, М.Т.Степанянц, Н.С.Кирабаева, Ю.М.Почты, М.М. аль-Джанаби, А.В.Смирнова, Г.Корбэна, Р.Крамлика, Г.Мейсона, А.Кныш и других. Необходимо отметить, что в данной работе впервые вводятся в научный оборот переводы оригинальных произведений ал-Мухасиби, а также дан обширный исследовательский материал работ иностранных авторов.
Научная новизна диссертационного исследования. Анализ философской проблематики суфийского учения ал-Мухасиби выявляет противоречивость некоторых положений этической доктрины суфизма, Ь частности - различное отношение суфия к предписаниям религии на различных этапах духовного совершенствования; рассмотрение учения ал-Мухасиби о познании позволяет определить роль психологического аспекта в гносеологии суфизма, а именно опровергает идею о приоритетном значении «психологических теорий» в гносеологической концепции суфиев; исследование основных положений мистической доктрины ал-Мухасиби позволяет определить значение философского учения суфиев о любви, что дает возможность анализировать понятие «любовь» в качестве философской категории; выявление социальной значимости ученого-суфия в качестве носителя истинной системы ценностей дает возможность объяснить идеи подвижничества в суфийском движении.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертации позволяют более точно определить значение творчества ал
Мухасиби в философии суфизма. Основные положения и выводы работы могут быть использованы при подготовке курсов и спецкурсов по истории арабо-мусульманской философии, философии суфизма, а также при дальнейшем изучении философско-теологического учения ал-Мухасиби.
Исследовательский материал может быть использован при преподавании истории философии, культурологии и религиоведения.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования представлены в опубликованных автором работах: «Категория «смирения» в философии ал-Мухасиби», «Жизнь и творчество ал-Мухасиби7> и «Учение ал-Мухасиби о познании». Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории философии Российского университета дружбы народов 2 июня 2004 г. и рекомендована к защите.
Структура работы. В первой главе диссертации раскрывается социально-исторический и культурный контекст жизни и творчества ал-Мухасиби. В первой главе, состоящей из трех параграфов, проводится краткий экскурс в историю суфизма. На основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов, рассматриваются некоторые особенности суфийского движения, определяется роль суфизма в культурной и социально-политической жизни средневекового арабо-мусульманского Востока, выявляются этапы формирования и развития основных положений суфийской доктрины. Кроме того, в ней дается описание эпохи, окружения, жизни и личных качеств ал-Мухасиби. На примере работ ал-Мухасиби, выявляются характерные особенности суфийского произведения и трудности изложения доктрины суфиев для европейского читателя.
Вторая глава посвящена анализу философской проблематики доктрины ал-Мухасиби: учению о познании, этике и философии любви. Рассмотрение положений учения о познании позволяет объяснить такие особенности суфийской доктрины, как предпочтение интуитивного метода познания рациональному, аскетическую направленность, невозможность полного постижения Бога и др. Анализ этического учения ал-Мухасиби выявляет основную проблематику морально-этической доктрины и дает возможность объяснить неоднозначное отношение суфиев к выполнению предписаний официальной религии. Этические аспекты религиозно-философской доктрины ал-Мухасиби, рассмотренные в свете их практического осуществления, представляют взгляды мыслителя на социальную роль суфия, что проясняет подвижнические идеи суфизма. Обзор положений философии любви знакомит читателя с представлениями суфиев о состоянии единения индивида с Абсолютом, его значении и этапах.
В заключении диссертации даются выводы и итоги проведенного исследования. Изучение произведений ал-Мухасиби как одного из основателей суфийского направления мысли позволяет разъяснить противоречивость этических идеалов суфия на различных этапах духовного совершенствования. Анализ положений учения ал-Мухасиби о познании дает возможность опровергнуть тезис о чистой «психологичности» суфийской гносеологии. Рассмотрение роли ученого как носителя подлинной системы ценностей частично объясняет значение подвижнических идей суфизма.
В приложении приводится словарь встречающихся в тексте суфийских терминов.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Суфийская философия Ибн Араби: "Единство гносеологии, этики и онтологии"2004 год, кандидат философских наук Хефийан М.Т.
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры2004 год, доктор философских наук Акаев, Вахит Хумидович
Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа: идейно-философская эволюция2007 год, кандидат философских наук Солтамурадов, Магомед Дикалович
Суфийский орден мавлавия и эволюция его теоретической и практической философии: XIII - начало XX вв.2006 год, доктор философских наук Зиеев, Хуршедджон Махшулович
Гносеологическая проблематика в философии суфизма2001 год, кандидат философских наук Арухова, Альбина Сефербековна
Заключение диссертации по теме «История философии», Калашников, Евгений Анатольевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ основных религиозно-философских проблем, затронутых в творческом наследии ал-Мухасиби, приводит к следующим выводам:
1. Изучение творчества ал-Мухасиби еще раз подтвердило, что суфизм нельзя рассматривать только в качестве этической или мистической концепции, но о нем можно говорить как о стройной системе, неотъемлемыми, тесно переплетенными и взаимодействующими элементами которой являются философия, этика, психология и мистика.
2. Традиционное представление о суфизме, как о мистическом учении корректируется тем, что мистицизмом в творчестве суфиев можно назвать лишь ту часть доктрины, которая связана с учением об интуиции, позволяющей познать Бога в его целостности. Анализ гносеологических аспектов суфизма с очевидностью демонстрирует отсутствие мистических идей в представлениях суфиев о процессе познания.
3. Исследование положений учения ал-Мухасиби о познании выявило, что основу данного учения составляют представления о душе, ее строении и функциях. Особенности взаимодействия души с явлениями материального мира, а также с духовными явлениями, определяют основу классификации методов познания - рациональный и интенциональный. Приоритетность интенционального метода познания не умаляет значения рациональных методов, но демонстрирует их ограниченность, что объясняется природой объекта познавательной деятельности. Таким образом, особенностью учения суфиев о познании является то, что интуитивные методы познания не противопоставляется рациональным, но представляют собой более совершенную форму познавательной деятельности.
4. Концепция познания божественной сущности через познание индивидуальной души указывает на наиболее эффективный метод -самопознание. Познавательная деятельность индивида, осуществляемая в процессе самопознания посредством освобождения души от отрицательных, т.е. неугодных Богу, качеств, основана на идее родственности человеческой и божественной душ.
5. Идеал знания в суфизме не отвергает возможность изучения рациональных наук, более того, их знание является необходимым условием для достижения Истины.
6. Этическая концепция индивидуального восхождения к Единому базируется на учении о милосердии и достоинствах. Процесс формирования моральных ценностей рассматривается как происходящее в душе индивида развертывание божественного милосердия. В ходе формирования нравственных ценностей индивид опирается на выполнение предписаний официальной религии, но на более поздних этапах совершенствования происходит их глубинное переосмысление, и необходимость внешнего соблюдения предписаний религии приобретает второстепенное значение.
7. Анализ морально-этических идеалов в свете их социальной значимости определяет роль индивида, достигшего высокого уровня совершенства -ученого - как духовного лидера общины. В этой связи главной обязанностью ученого является активная гражданская позиция, направленная на формирование и распространение истинных ценностей среди представителей общины. Подобное понимание роли ученого в определенной степени объясняет значение идеи подвижничества в суфийском движении.
8. Учение о любви представляет собой сферу наиболее яркого проявления суфийского пантеизма. Основой данного учения является идея Ь возможности непосредственного общения и индивида с Абсолютом, которое на конечной стадии совершенствования становится непрерывным - индивид растворяется в Боге.
9. Изучение произведений ал-Мухасиби как одного из основателей суфийского направления мысли позволяет разъяснить видимую противоречивость этических идеалов суфия на различных этапах духовного совершенствования. Анализ положений учения ал-Мухасиби о познании дает возможность опровергнуть тезис о «психологичности» суфийской гносеологии. Рассмотрение роли ученого как носителя подлинной системы ценностей частично объясняет значение подвижнических идей суфизма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Калашников, Евгений Анатольевич, 2004 год
1. Ал-Мухасиби X. Адаб ан-нуфус. На араб. яз. Ливан: «Дар ал-джил байрут», 1977.
2. Ал-Мухасиби X. Ал-васая = Китаб насаих динийя. / Ред. Ата А. ал-К. На араб. яз. Каир, 1965.
3. Ал-Мухасиби X. Китаб ал-акл = Китаб ал-акл ва маанагу ва ихтилаф ан-нас фига. / Ред. Ата А. ал-К. На араб. яз. Каир, 1969.
4. Ал-Мухасиби X. Китаб ал-илм. / Ред. Мазали М. ал-А. На араб. яз. -Тунис, 1975.
5. Ал-Мухасиби X. Китаб ал-макасиб = Рисалат ал-макасиб ва ал-вараа ва аш-шубугат. / Ред. Ата А. ал-К. На араб. яз. Каир, 1969.
6. Ал-Мухасиби X. Китаб ар-риая ли хукук аллах ва ал-киям бига. / Ред. Ата А. ал-К. На араб. яз. Каир, 1970.
7. Ал-Мухасиби X. Китаб ат-таваггум ва ал-агвал. На араб. яз. Каир, 1937.
8. Ал-Мухасиби X. Китаб бадау ман анаб иля аллах. На араб. яз. Каир, 1935.
9. Ал-Мухасиби X. Китаб ихкам ат-тауба = Китаб ихкам ат-тауба ва рад4ц мазалим ал-ибад ва ал-халас минга кабла ал-мад. Рукопись. На араб. яз.
10. Ал-Мухасиби X. Китаб масаил фи амал ал-кулуб ва ал-джаварих. / Ред. Ата А. ал-К. На араб. яз. Каир, 1969.
11. Ал-Мухасиби X. Китаб фагм ас-салат. Рукопись. На араб. яз.
12. Ал-Мухасиби X. Масаил фи аз-зухд ва гейрига = Китаб фи аз-зухд. / Ред. Ата А. ал-К. На араб. яз. Каир, 1969.
13. Ал-Мухасиби X. Мухасабат ан-нуфус. Рукопись. На араб. яз.
14. Ал-Мухасиби X. Рисалат ал-азма. Рукопись. На араб. яз.
15. Ал-Мухасиби X. Рисалат ал-мустаршидин = Китаб ал-мустаршид. На араб. яз. Алеппо: Изд-во «Мактабат ал-матбуат ал-исламийя», 1964.
16. Библия или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе. М.: Изд. «Крон-Пресс», 1964. - 1525 с.
17. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. — 2-е изд. М.: «Наука», 1986.-727 с.
18. Коран. Пер. смыслов В.Пороховой. М.: Изд-во «Бук Чембер Интерншнл», 1991. — 415 с.
19. Holy Qur-an: English Translation of «The Meanings and Commentary». -The Kingdom of Saudi Arabia, 1410 H.
20. Исследования и справочные издания
21. Ал-Исфагани А. Н. Хилият ал-авлияи. На араб. яз. Каир, 1932.
22. Ал-Калабади М. б. И. Китаб ат-таарруф. / Ред. А. Дж. Арберри. На араб, яз. Каир, 1934.
23. Ал-Фараби. Философские трактаты. / Пер. с араб. яз. Алма-Ата, 1972. — 429 с.
24. Аль-Аттас Сейд М. Н. Введение в метафизику ислама: Пер. с англ. М.: Изд-во «Каала Луипур», 2001.-410 с.
25. Аль-Джанаби М. Аль-Газали: суфийский теолого-философский синтез. -NY, The Edwin Melier Press, 2000. 265 с.
26. Аль-Кирмани, Хамид ад-Дин. Успокоение Разума. «Восточная философия». - М.: Наука, 1997. - 503 с.
27. Арберри А. Дж. Суфизм: Мистика ислама. / Пер. с англ.: Адейчик М.О., Литвинова В .А. М.: Сфера, 2002. - 268 с.
28. Ас-Субки Т. ад-Д. Ат-табакат аш-шафийя. На араб. яз. Каир, 1903.28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.