Гитарное искусство Петербурга - Петрограда - Ленинграда в первой половине XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Крутиков, Денис Игоревич

  • Крутиков, Денис Игоревич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 170
Крутиков, Денис Игоревич. Гитарное искусство Петербурга - Петрограда - Ленинграда в первой половине XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Санкт-Петербург. 2011. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Крутиков, Денис Игоревич

Введение.

Глава 1. Гитарное искусство в России до начала XX века

§ 1. Появление гитары в России (вторая половина XVIII века).

§ 2. Период расцвета гитарного искусства (конец XVIII века

1830-е годы).

§ 3. А.О.Сихра и его школа. М.Т.Высотский.

§ 4. Период упадка гитарного искусства (1840-е годы начало XX века).

Глава 2. Развитие гитарного искусства в Петербурге — Петрограде -Ленинграде в первой половине XX века

§ 1. Творческая, педагогическая и просветительская деятельность гитаристов и других музыкантов.

§ 2. П.И.Исаков - первый преподаватель гитары в ленинградской системе государственного образования.

§ 3. Гитарные общества и кружки.

§ 4. Влияние зарубежных гитаристов.

§ 5. Становление государственного профессионального образования для шестиструнной гитары.

Глава 3. Роль мастеров - изготовителей инструментов в развитии гитарного искусства Петербурга - Петрограда - Ленинграда

§ 1. Из истории конструирования гитары.

§ 2. Российские традиции изготовления гитар.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гитарное искусство Петербурга - Петрограда - Ленинграда в первой половине XX века»

Настоящая работа посвящена вопросам развития гитарного искусства в первой половине XX века в Петербурге — Петрограде — Ленинграде.

Выбор темы обосновывается тем, что первая половина XX века - это сложный и важный период в развитии отечественного гитарного искусства, период возникновения современных представлений о технике игры на гитаре, формирования нового репертуара, установления тесных контактов отечественных гитаристов с зарубежными исполнителями, а также создания профессиональной системы гитарного образования. Избранная тема предполагает рассмотрение этих вопросов в рамках одного города — Санкт-Петербурга. До 1918 года он был столицей России и ведущим культурным центром страны. В дальнейшем город утратил столичный статус, но, несмотря на это и вопреки тяжелейшим испытаниям в годы Гражданской войны, репрессий и блокады, остался важным культурным центром не только национального, но и международного значения. Поэтому его гитарное искусство представляет большой интерес в качестве объекта исследования и само по себе, и как часть мирового культурного процесса.

В русском музыкознании подобное исследование ранее не проводилось, что лишало возможности ощутить масштаб явления, оценить труд многих подвижников гитары — от создателей инструментов до скромных педагогов и простых любителей. Настоящая работа призвана восполнить этот пробел, способствовать теоретической разработке данной темы и ликвидировать некоторые неточности и упущения в сложившейся исторической картине отечественного гитарного искусства. Некоторые материалы по истории гитары представляют рассматриваемый автором период отечественного гитарного исполнительства в основном как период любительского и домашнего музицирования, но при этом констатируют открытие классов гитары в государственных учреждениях1. Настоящая работа опровергает такое распространенное мнение и подтверждает архивными и историческими материалами становление профессионального обучения игре на гитаре, а также рассматривает имевшиеся для этого предпосылки.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 186 наименований, и четырех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Крутиков, Денис Игоревич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное обобщающее исследование и анализ архивной документации на тему «Гитарное искусство Петербурга — Петрограда — Ленинграда в первой половине XX века» дают основание утверждать, что становление этого искусства проходило в трудных политических и экономических условиях. Ситуация осложнялась тем, что гитарное исполнительство, не имевшее в стране развитой школы, сравнимой, например, с фортепианной, недооценивалось многими музыкантами, композиторами и общественностью. Это оттесняло гитару в разряд сугубо аккомпанирующих инструментов, не давая ей возможность проявить себя как сольный инструмент. Положительным моментом явилось широкое применение гитары в различных областях музыкальной жизни города (музыкальное сопровождение, театр, ансамбли, мелодекламация и др.), что служило пропаганде инструмента, и давало ему возможности для выживания.

Обращение к данной теме вызвало необходимость проанализировать исторические материалы, периодическую печать тех лет, архивные документы, фонд П.И.Исакова и сделать соответствующие выводы.

Основой для развития гитарного искусства в рассматриваемый период явилась педагогическая и просветительская деятельность В.Лебедева, П.Исакова и В.Яшнева. Они являются основоположниками петербургской -ленинградской гитарной школы, ими изданы учебные пособия и сборники для обучения игре на гитаре. Педагог Исаков разработал свою методическую концепцию подготовки учащихся, направленную на освоение гитаристами определенного объема музыкальных знаний, умений, навыков и техники исполнения. Деятельность Яшнева акцентировала такой важный в профессиональном становлении будущего музыканта компонент, как формирование художественной культуры - значимого качества личности гитариста. Творческие контакты Исакова и Яшнева с зарубежными гитаристами способствовали обновлению репертуара и внедрению новых приемов игры среди ленинградских гитаристов, а также дальнейшему успешному развитию гитарного исполнительства. На исполнительскую подготовку гитаристов большое влияние оказывало профессиональное владение педагогами инструментом, что является важной составляющей музыкального образования. Все вышесказанное позволяет констатировать, что деятельность Исакова и -Яшнева раскрыла технические возможности инструмента, незаслуженно оттесненного от сольной роли. Проводимые этими преподавателями циклы лекций, музыкально-литературные вечера и концерты сыграли решающую роль в формировании позитивного отношения к инструменту и стимулировали развитие гитарного исполнительства. Данное исследование подчеркивает особые заслуги в воспитании ленинградских гитаристов П.Й.Исакова, который заложил организационно-методическую основу для признания гитары в качестве профессионального музыкального инструмента и оставил после себя многих последователей.

Огромным стимулом для развития гитарного искусства первой половины XX века явилось творчество ленинградского композитора, музыковеда и академика Б.Асафьева. Им было написано значительное количество произведений для шестиструнной гитары, в том числе Концерт для гитары с оркестром - первое крупное гитарное сочинение отечественного композитора. Сотрудничество, Асафьева с ленинградскими гитаристами помогло ему в рецензировании книги М.Иванова «Русская семиструнная гитара» (М.; Л.: Музгиз, 1948). Авторитет Асафьева в музыкальном мире помог по-иному взглянуть на гитару и другим композиторам, пополнившим ее репертуар разными произведениями, в том числе крупной формы. Среди них - Л.Бирнов, Ю.Блинов; И.Болдырев, С.Губайдулина, Э.Денисов, "\ 1

А.Мосолов, Е.Способин, В.П^ёбалин, С.Слонимский, В.Цытович, И. Рехин, Н.Кошкин.

Анализ исторической литературы показал, что просветительская деятельность ленинградского музыковеда Б.Вольмана и собранные им сведения о развитии гитары гв России явились эффективной пропагандой гитарного искусства. Его газетные и журнальные публикации о гитарном исполнительстве очень важны, так как в течение всего довоенного и послевоенного времени гитарный материал был крайне беден по сравнению с огромным количеством литературы, которой располагали скрипачи и пианисты. Работы Вольмана являлись немаловажными факторами в становлении гитарного исполнительства в Ленинграде. В 1961 году им был издан труд «Гитара в России», которым до сих пор пользуются гитаристы и историки музыки. Впоследствии музыковед издал следующие работы: «Гитара и гитаристы» (Л.: Музыка, 1968), «Первые шаги гитариста» (Л.: Музыка, 1968), «Гитара» (М.: Музыка, 1972, 1980). Кроме того, Вольман как пианист стал одним из первых исполнителей Концерта для шестиструнной гитары Б.Асафьева (совместно с гитаристом Л,Андроновым), а также вел редакторскую работу в издательстве «Тритон» по выпуску гитарных нот.

Исследование позволяет сделать вывод, что гитарные кружки и общества Петербурга - Петрограда — Ленинграда явились не только очагами пропаганды гитарной музыки, но и начальной базой профессионального музыкального образования гитаристов. Активное участие в кружках представителей разных сословий и профессий способствовало укреплению самодеятельных организаций этого направления. Гитара стала играть важную роль в музыкальном просвещении широких масс. Такие объединения, как Кружок гитаристов и мандолинистов, Петербургский кружок гитаристов, Общество имени Исакова, общество «Маяк», Кружок Дворца культуры им. Первой пятилетки и другие проводили концерты и лекции, расширяли музыкальные возможности ансамблей, обучали музыкальной грамоте, а также содействовали дальнейшему развитию серьезной гитарной музыки.

Анализ, проведенный в данной работе, дает основание утверждать, что переломным моментом в развитии отечественного гитарного исполнительства рассматриваемого периода стали гастроли зарубежных гитаристов, прежде всего концерты Андреса Сеговии и его мастер-классы. В связи с этим, опираясь на лучшие традиции русского исполнительского искусства, ленинградская гитарная школа сумела освоить прогрессивные принципы игры на гитаре. Высокохудожественный репертуар Сеговии и его транскрипции мировой классической музыки, а также современные приемы игры и усовершенствованный инструмент реабилитировали гитару в глазах музыкальной общественности. После гастролей Сеговии начался новый этап в развитии гитарного исполнительства в Ленинграде. Шестиструнная гитара стала рассматриваться как профессиональный сольный инструмент. Последующие гастроли Луизы Валькер и Марии Луизы Анидо также благоприятствовали развитию отечественного гитарного искусства, особенно игре на шестиструнной гитаре.

В связи с вышеизложенными факторами, благодаря которым происходило формирование необходимых условий для профессиональной подготовки гитаристов-исполнителей, отметим следующий важный момент в истории ленинградской гитарной школы: открытие классов шестиструнной гитары в государственных музыкальных техникумах. Существовавшие гитарные курсы под руководством П.И.Исакова (с 1926 по 1929 год) представляли собой начальную стадию образования по обучению игре на гитаре и способствовали открытию класса гитары в 1929 году в Музыкальном техникуме, а позднее — в Первом музыкальном техникуме. Для ленинградского гитарного искусства это явилось большим шагом вперед, а профессиональный педагогический процесс вывел инструмент на качественно новый уровень. Неоценимую помощь педагогам в издании учебной литературы и сборников пьес оказало ленинградское музыкальное издательство «Тритон» под руководством В. Яшнева.

Семиструнная гитара с начала 30-х годов XX века утратила свои позиции в Ленинграде как концертный инструмент. Следствием сложившейся ситуации стало отсутствие комплексной, ориентированной на практическую деятельность, подготовки гитаристов-семиструнников. В ленинградских государственных учебных учреждениях не появилось класса семиструнной гитары.

Рассматривая особенности развития гитарного искусства в первой половине XX века, данная работа дает возможность познакомиться с российскими мастерами — изготовителями инструментов, безусловно, повлиявшими на становление исполнительской школы. Мастера дореволюционного Петербурга И. Батов, семейство Архузен, М.Ерошкин, Ф.Пасербский, их преемники первой половины XX века И.Семенов, Ю.Покальнин, А.Кудряшов, Е.Кудряшов, И.Дорожкин, а немного позднее В.Михайлов и А.Хомячков являются непосредственными участниками формирования и развития отечественной школы мастеров-изготовителей. Анализ архивных документов показывает, что в развитии конструкции гитары имело место сотрудничество педагогов-исполнителей, мастеров гитар и Ленинградской музыкальной фабрики. Такое взаимодействие являлось существенным фактором в достижении оптимальных акустических свойств гитары.

Обобщая основные положения диссертации, следует особо отметить, что проведенное исследование раскрывает значимую роль педагога, организатора и исполнителя П.И.Исакова в формировании гитарного искусства Петербурга — Петрограда - Ленинграда. Деятельность этого музыканта была незаслуженно забыта почти полностью, и восстановлению справедливости по отношению к нему в значительной степени посвящена настоящая работа.

Историческое значение рассматриваемого в работе периода (первая половина XX века) состоит в том, что гитара сохранилась в музыкальной культуре города, несмотря на упадок гитарного исполнительства в России с XIX века, и более того, она получила массовое распространение. Открытие классов гитары в государственных учреждениях явилось фундаментом для дальнейшего развития профессионального гитарного исполнительства в Ленинграде Петербурге, которое соответствовало общеевропейским тенденциям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Крутиков, Денис Игоревич, 2011 год

1. Агафошин П.С. Новое о гитаре. М.: Госиздат, 1928. - 58 с.

2. Александров Л. Корпус, гриф да струны // Вечерний Ленинград. — 1983. 9 августа.

3. Алянский Ю.Л. Гитара поет в России // Муз. жизнь. -1971.-№ 13.-С. 15.

4. Аноним. Звучит сорокинская гитара // Сов. эстрада и цирк. 1966. - № 9. - С. 30.

5. Аноним. К образованию съезда гитаристов // Музыка гитариста. 1910. - № 4. - С. 49-51.

6. Антонин М. Гитара // М.Антонин. Музыкальные инструменты. М.: Музгиз, 1959. — С. 60-63.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л.: Музыка, 1973. — 452 с.

8. Асафьев Б.В. Избранные труды. М.: Изд-во АН СССР, 1955.-Т. 4.-439 с.

9. Асафьев Б.В. Концерт Андреса Сеговии // Гитаристъ. -2006. -№ 1.-С. 49-50.

10. Асафьев Б.В. О музыке XX века: пояснения и приложения к программам концертов. Л.: Музыка, 1982. - 199 с.

11. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX века. Л.: Музыка, 1979.-341 с.

12. Афромеев A.A. С.С.Заяицкий // Музыка гитариста. -1910.-№5-6.-С. 57-60.

13. Ахмадеева P.A. Антропологический подход в современном музыкальном образовании // Музыковедение. 2008. - № 6. - С. 70-72.

14. Ашер Т. Звук и его тоновые оттенки // Гитарист. — 1993. -№ 1. С. 15-17.

15. Баренбойм Л.А. Из истории советского музыкального образования: сб. материалов и документов (1917—1927) / сост. и ред. Л.А. Баренбойм, С.М. Вильскер, П.А. Вульфиус (отв. ред.) и др. Л.: Музыка, 1969. - 306 с.

16. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974. - 336 с.

17. Белый П. Испанские увертюры // Муз жизнь. 1984. - № 12.-С. 16.

18. Бендерский Л.Г. Народные инструменты на фронтах Великой отечественной войны. — Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 1995. — 235 с.

19. Берлиоз Г. Гитара (шестиструнная) // Г. Берлиоз. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — М.: 1972.-Т. 1.-С. 187-195.

20. Булучевский Ю.С., Фомин B.C. Гитара и ее происхождение // Ю.С.Булучевский, В.С.Фомин. Старинная музыка : словарь-справочник.-Л. : Музыка, 1974. 224 с.

21. Вайсборд М.А. Андрее Сеговия. М.: Музыка, 1981. -126 с.

22. Вайсборд М.А. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века: очерк жизни и творчества. М.: Сов. композитор, 1989.-206 с.

23. Вайсборд М.А. Дань почтения гитаре // Муз. жизнь. -1988.-№4.-С. 29-30.

24. Вайсборд М.А. Хоакин Родриго // Муз. жизнь. 1984. - № 11.-С. 15-16.

25. Варламов Д.И. Народность музыкального творчества как феномен в общественном сознании россиян. Саратов, 2000. - 128 с.

26. Васильев Ю., Широков А. Сведения из истории гитары и о некоторых зарубежных, русских и советских гитаристах // Ю. Васильев, А. Широков. Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Сов. композитор, 1986. — С. 58-63.

27. Вещицкий П.О., Ларичев Е.Д., Ларичева Г.А. Классическая шестиструнная гитара. М.: Композитор, 2000.-216 с.

28. Вещицкий П.О. О различиях между 6-ти и 7-миструнной гитарами // Муз. жизнь. 1968. - № 5. - С. 23.

29. Видор Ш.-М. Рогаль-Левицкий Д.Р. Техника современного оркестра. -М.: Музгиз, 1938. -488 с.

30. Владимиров Л. Вечер гитары // Муз. жизнь. 1969. - № 23.-С. 5-6.

31. Воинов Л.А. Твой друг гитара. Свердловск: Уральское кн. изд-во, 1970. - 56 с.

32. Вольман Б.Л. Гитара. М.: Музыка, 1980. - 59 с.

33. Вольман.Б.Л. Гитара в России: Очерки истории гитарного искусства. Л. : Музгиз, 1961. — 178 с.

34. Вольфович В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции : Очерки по курсу «История исполнительства» для студентов муз. вузов и ин-тов культуры. Челябинск: Челябинский гос. ин-т искусства и культуры, 1995. - 183 с.

35. Газарян С.С. Рассказ о гитаре. — М.: Дет. лит., 1987. — 46 с.

36. Гайдамович Т.А. Инструментальные ансамбли. — М.: Музгиз, 1960. 55 с.

37. Танеев В.Р. Академический статус классической гитары в системе профессионального музыкального образования России // Искусство и образование. 2006. — № 5. - С. 93-99.

38. Танеев В.Р. Классическая гитара в России: К проблеме академического статуса: дис. . канд. искусствоведения: 17.00.02, Саратов, 2006. 185 с.

39. Гейзель 3. История одной песни Электронный ресурс.: // Гитара и композиторы: иллюстрированный биогр. энцикл. словарь. [сайт]. [2001].URL: http://abc-guitar.narod.ru/pages/vvavilov.htm (дата обращения: 15.03.2007).

40. Гитара // Музыкальный альманах / сост. Е.Д.Ларичев и А.Ф.Назаров. М.: Музыка, 1986. - Вып. 1. - С. 54.

41. Гитара и песня: рек. указания книг и статей в помощь коллективам клубов самодеятельной песни / сост. В.Н. Скачков, Д.П. Соколов. М.: Б. и., 1984. - 22 с.

42. Глинка М.И. Литературное наследие. Л.; М: Музгиз, 1952. - Т. 1. — 512 с.

43. Гожев Г. Они долго шли рядом // Телевидение и радио. — 2005.- 19 апреля.-С. 28.

44. Гриднев М.В. Национальные щипковые музыкальные инструменты. М.: ЦБНТИ Минместпрома РСФСР, 1988.- 87 с. — (Серия 3, Производство муз. инструментов ; вып. 1).

45. Гринберг М.М. Андрэ Сеговия // Музыка и революция. — М.: Муз. сектор Госиздата, 1927. № 4. - С. 30-31.

46. Дмитриева H.H. Профессиональная подготовка учащихся музыкального училища в классе шестиструнной классической гитары: дис. . канд. пед. наук: 13.00.02, Москва, 2004. 232 с.

47. Друскин М.С. Издательство «Тритон» // Сов.музыка. — 1935. -№11.-С.90-93.

48. Евсеева В. Русские народные инструменты в фондах Государственного центрального музея культуры им. М.И.Глинки. М.: ГЦММК, 1980. - 16 с.

49. Е.М. Объединение Революционных Композиторов // Музыка и революция. — М.: Муз. сектор Госиздата, 1927.- № 5-6. С. 20-22.

50. Зиновьев М., Марков С. Почему плохо звучит гитара? // Муз. жизнь. 1964. -№ 18. - С. 22.

51. Иванов М.Ф. Русская семиструнная гитара. М. ; Л.: Музгиз, 1948.-152 с.

52. Иванов Н. Беспредметный спор // Муз. жизнь. 1962. - № 11.-С. 19.

53. Иванов С.А. В.И.Яшнев — композитор и педагог: К 120-летию со дня рождения // Земля псковская древняя и современная : тезисы к докладу науч.-практич. конф. (1998/99 г.)-Псков, 1999.-С. 144-147.

54. Иванова-Крамская Н.А. Фернандо Сор в России // Гитаристъ. 2004. - № 1. - С. 35-37.

55. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001. —252 с.

56. Игнатьева М.А. О гитаре // Сов. культура. 1966. - 10 декабря.

57. Ильгин К.В. Гитара классическая и русская (семиструнная): Бытование и исполнительство: дис.канд. искусствоведения: 17.00.02, СПб., 2003. 150 с.

58. Имханицкий М.И. В чем народность народных инструментов // Гитара и мастер.- 1999. -№1.- С.38-44.

59. Исаков П.И. Литература для шести- и семиструнных гитар // Музыка и быт. Л.: Гос. тип. Ленинградской правды, 1927.-№5.-С. 9.

60. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары: в 2 т. / сост. и ред. М.С.Яблоков. -Тюмень : Вектор Бук, 2001-2002. Т. 1 - 2001. - 608 е.; Т. 2-2002.-512 с.

61. Келдыш Ю.В. О творческих принципах пролетарской музыки: Материалы 1-й конференции РАПМ. М.: Музгиз, 1931. - 54 с.

62. Кирьянов Н.Г. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.: Моск. центр «Тоника», 1991. - Ч. 1. - 136 е.; Ч. 2. -128 с. ;Ч. 3.-239 с.

63. Классическая гитара в России и СССР: биогр. муз.-лит. словарь-справочник рус. и сов. деятелей гитары / сост. М.С.Яблоков. Тюмень; Екатеринбург: Рус. энцикл., 1992.- 1300 с. (2108 стб.)

64. Кожинов В. Что за звуки! Неподвижен внемлю.: Двести лет семиструнной гитаре // Огонек. — 1985. — № 43. — С. 14.

65. Кончаловская Н.П. Гитара Сурикова // Огонек. — 1960. -№5-С. 12-13.

66. Комарова И.И. Музыканты и композиторы. — М.: Рипол-Классик, 2002. 476 с.

67. Корсунский М.А. Гитара, отданная революции // Муз. жизнь. 1978. - № 1. - С. 20.

68. Ларин А.Я. Суриков и Юрьев // Муз. жизнь. 1983. - № 18.-С. 17.

69. Лемэр Ф. Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. — СПб.: Гиперион, 2003. — 536 с.

70. Луначарский A.B. А.Сеговия // Рабочий и театр. 1926. -№ 10.-С. 11.

71. Луначарский A.B. О массовых празднествах, эстраде, цирке. М.: Искусство, 1981. — 424 с.

72. Любимов ГГ. Гитара и гитаристы // Музыка и Октябрь. — 1926.-№4/5.-С. 20.

73. Максименко В.А. Графическое оформление нотного текста для гитары. — М.: Сов. композитор, 1984. 127 с.

74. Максимов Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных оркестров : учеб. пособие. — М.: Сов. композитор, 1983. -152 с.

75. Мартинсен А. Несколько слов о гитаре: историко-исслед. очерк. М.: Госиздат, 1927 - 24 с.

76. Машкевич В.П. О гитарном искусстве // Гитара и гитаристы. 1925. - № 7/8. - С. 4.

77. Менро Л.А. Азбука гитариста. — М.: Музыка, 1986. 93 с.

78. Мирек А.М. Катюша Сорокина // М.С.Яблоков. Классическая гитара в России и СССР. Екатеринбург: Рус. энцикл., 1992. -Стб. 1837.

79. Музыка XX века: вопросы истории, теории, эстетики: Материалы науч. конф. «Аспирантские чтения» (25 марта 2004 года). М.: Изд. отдел МГК, 2005. - 102 с.

80. Музыка XX века: очерки (1890-1945) / ред. Б.М.Ярустовский. -М.: Музыка, 1987. 336 с.

81. Музыка в драматическом театре / сост. Е.М.Ольхович. -Л.: Музыка, 1976.-87 с.

82. Музыка и музыканты Ленинграда // Музыка и жизнь: сб. ст. / ред.-сост. Л.Н.Раабен, Е.А.Ручьевская, А.Н.Сохор. -Л.: Сов. композитор, 1972. Вып. 1. - 239 с.

83. Музыка и музыканты на фронтах Великой отечественной войны: статьи, воспоминания / сост. Е.Н.Алексеева. М.: Музыка, 1978. - 144 с.

84. Музыкальная энциклопедия / ред. Ю.В.Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1976. - Т. 3. - 1104 стб.

85. Музыкальные инструменты в газетах «Санкт-Петербургские ведомости» и «Sankt-Petersburgische Zeitung» (1728-1780) // Музыкальный Петербург / сост. В.В.Кошелев, А.Л.Порфирьева. СПб., 2004. - Т. 1. - 319 с.

86. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства: сб. науч. тр. / ред. и сост. В.В. Березин.-М.:МГК, 1991.- 162 с.

87. Музыкальный альманах: Гитара. / сост. и ред.: Е.Д. Ларичев, А.Ф. Назаров. М.: Музыка, 1987. - Вып. 1.-52 е.; Вып.2.- 64 с.

88. Музыкальный Ленинград (1917—1957 гг.) / сост. И.В.Голубовский. Л.: Музгиз, 1958. - 527 с.

89. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В.Келдыш. М.: Сов. энцикл., 1990. - 672 с.

90. Мусатов В.М. Краткий очерк по истории развития русского гитаризма. — Орджоникидзе, 1984. — 93 с. Машинопись.

91. Мусатов В.М., Попов В.И. Гитара: обзор и краткая аннотация русских печатных материалов. — Свердловск: Б. и., 1968.-67 с.

92. Народные инструменты на рубеже веков: материалы науч. конф. / сост. и отв. ред. С.С. Бирюкова. Тамбов: Изд-во ТГУ, 1988.-86 с.

93. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сб. ст. и материалов / ред. Е.В.Гиппиус. М.: Сов. композитор, 1987. - Ч. 1. - 260 е.; Ч. 2 - 325 с.

94. Новейший словарь иностранных слов и выражений / ред. Ю.Г.Хацкевич. — Минск: Харвест; М.: Изд-во «ACT», 2001.-976 с.

95. Новосельский A.A. Очерки по истории русских народных инструментов. — М.: Музгиз, 1931. -47 с.

96. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: РАН, Ин-т рус. яз.; Азбуковник, 1997. - 939 с.

97. Орлов Г.П. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. -440 с.

98. Отюгова Т.А., Гелембо A.C., Гурков И.М. Рождение музыкальных инструментов: Из истории Ленинградского произв. объединения по изготовлению муз. инструментов. Л.: Музыка, 1986. - 187 с.

99. Петровская И.Ф. Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге (1801-1917 гг.). СПб.: Петровский фонд, 1999. - 367 с.

100. Петропавловский A.A. Гитара в камерном ансамбле: дис.канд. искусствоведения: 17.00.02, Н.Новгород, 2006.- 189 с.

101. Петухов М.О. Народные музыкальные инструменты Музея Санкт-Петербургской консерватории. СПб.: тип. Императорской Академии наук, 1884. - 57 с.

102. Поликарпов И.Ф. Новая книга о гитаре // Муз. жизнь. -1968.-№20.-С. 24.

103. Полянский Г. Музыка в рабочем клубе за 10 лет // Музыка и революция. — М.: Муз. сектор Госиздата, 1927. № 11.-С. 10-12.

104. Попов В.И. Владимир Терво: вглядываясь в будущее // Гитаристъ. 1997. - № 3. - С. 30-32.

105. Попов В.И. Страницы истории гитарного исполнительства в СССР и России. Екатеринбург: Банк культ, информ., 1997.- 171 с.

106. Просвирин Б. Музыка на фронте // Муз. жизнь. 1990. -№ 9. - С. 30.

107. Ю8.Рехин И.В. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2005. - № 2. - С. 24-29.

108. Рехин И.В. Гитара и война // Гитаристъ. — 2006. № 1. — С. 50-51.

109. ПО.Римкявичус Ю. Этот непростой путь к признанию // Муз. жизнь. 1969. - № 1. - С. 17.

110. Рогаль-Левицкий Д.Р. Гитара и ее история // Д.Р.Рогаль-Левицкий. Современный оркестр. М.: Музгиз, 1956. — С. 72- 85.

111. Родионова Т. Этот непростой путь к признанию // Муз. жизнь. 1984. - № 9. - С. 22.

112. З.Руднев С.И. Классическая гитара в русском стиле, или Новое о старом // Гитаристъ. 2002. - № 1. - С. 27.

113. Руднев С.И. О русской гитарной школе // Гитаристъ. — 2004.-№ 1.-С. 20-23.

114. Русанов В.А. Биографический очерк «М.Т.Высотский» // Гитаристъ. 1993. - № 1. - С. 9-14.

115. Русанов В.А. Введение в историю гитары в России // Гитаристъ. 1905. - №4-5. - С. 100.

116. Русанов В.А. В.П.Лебедев // Гитаристъ. 1906. - № 9. - С. 134.

117. Русанов В.А. Гитара в России // В.А.Русанов. Гитара и гитаристы: историч. очерки. М.: Типолитография А.Васильева и К0., 1901. - Вып. 2. - 64 с.

118. Самбук Ю. Старейший русский гитарист // Вечерний Ленинград. 1956. - 21 января. - № 18

119. Самусь Н.М. Русская семиструнная гитара: справочник. -М.: Композитор, 2003. 334 с.

120. Севостьянов С.В. Страницы жизни В.Ф.Вавилова // Нева. 2005. - № 9. - С. 233-237.

121. Сеговия А. Гитара в фаворе // Рабочий и театр. 1926. -№ 13.-С. 13.

122. Сеговия А. Мысли об искусстве // Сов. музыка. 1962. -№ 12.-С. 143.

123. Сеговия А. Письмо моему биографу // Сов. музыка. -i960.-№6.-С. 128-130.

124. Современная музыка в системе музыкально-теоретического образования / сост. Ю.Н.Холопов. М.: Информ. центр по проблемам культуры и искусства, 1977. -43 с.

125. Соловьев В. Паганини гитары // Муз. жизнь. 1982. - № 4. - С. 24.

126. Стахович М.А. Очерк истории семиструнной гитары. -СПб.: Муз. фирма О.Стелловского, 1864. (Переизд.: Кривой Рог: Изд. дом, 2004. 39 е.).

127. Стахович М.А. Русские песни // М.С.Яблоков. Классическая гитара в России и СССР. Екатеринбург: Рус. энцикл., 1992. - Стб. 1840.

128. Столпянский П.Н. Старый Петербург: Музыка и музицирование в старом Петербурге. JL: Мысль, 1925. -187 с.

129. Тарасова А.К. В дни Отечественной войны // Нам дороги эти позабыть нельзя / сост. А.В.Эренберг (Владимиров) — М.: Всерос. театр, о-во, 1985. С. 65.

130. Фаминцын A.C. Гитара (шестиструнная) в России // А.С.Фаминцын. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. СПб.: Тип. Э.Арнгольда, 1891.-С. 212-218.

131. Цейтлин Ю.В. Мандолина, гитара и бас. — М.: Правда, 1981.-Т. 9.-49 с.

132. Чебодько П.Я. Историческая справка о гитаре. Киев: Тип. «Рус. печать», 1911. - 15 с.

133. Черватюк А.П. Музыкальное искусство и классическая шестиструнная гитара: историч. аспект, теория, методика: монография. М.: МГУКИ, 2002. - 159 с.

134. Шаповалова O.A. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Рипол-Классик, 2033. - 695 с.

135. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара: от истоков до наших дней / пер. с франц. С.А.Кудрявицкая. — М.: Музыка, 1991.-87 с.

136. Шахназарова Н.Г. Парадоксы советской музыкальной культуры в 30-е годы. — М.: Индрик, 2001. — 500 с.

137. Ширялин A.B. Поэма о гитаре. М.: Молодежная эстрада, 1994.- 158 с.

138. Ширялин A.B. Сага о великом гитаристе. М.: Кириллица, 2003. — 99 с.

139. МО.Штейнпресс Б.С. Музыка XIX века: попул. очерки. М.: Сов. композитор, 1968. - Ч. 1. — 486 с.

140. Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века / пер. с нем. Б.И. Загурского; ред. Б.В.Асафьева // Музыкальное наследство. М.: Огиз - Музгиз, 1935. - 190 с.

141. Эволюционные процессы музыкального мышления: сб. науч. тр. ЛГИТМИК / отв.ред. А.Л.Порфирьева. Л.: ЛГИТМИК, 1986. - 157 с.

142. НЗ.Энгельгардт H.A. Из давних эпизодов: Последняя гитара // Исторический вестник. 1910. - Июнь.

143. Энциклопедический музыкальный словарь / сост. Б.С.Штейнпресс, И.М.Ямпольский. — М.: Сов. энцикл., 1966.-631 с.

144. Юрцев И.М. Валериан Алексеевич Русанов: биогр. очерк // Гитаристь. 1993. - № 1с. 3-7.

145. Якунов А.Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: исслед. -М.: МГК ; Магнитогорский муз.-пед. ин-т, 1994.-288 с.

146. Ямпольский И.М. Избранные исследования и статьи / вступ. ст. и общ. ред. Ю.В.Келдыш. М.: Сов. композитор, 1985.-280 с.

147. Ямпольский И.М. Паганини-гитарист // Избранные исследования и статьи. М.: Сов. композитор, 1985 - С. 165-172.

148. Школы, самоучители и методические пособия:

149. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. -Переизд. М.: Музыка, 1983, 1985. - 259 с.

150. Вавилов В.Ф. Школа игры на семиструнной гитаре. — Л.: Музыка, 1971.-79 с.

151. Вещицкий П.О. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре: Аккорды и аккомпанемент. Переизд. - М.: Сов.композитор, 1983, 1984, 1985, 1986.- 111 с.

152. Высотский М.Т. Школа для семиструнной гитары. — М.: Музсектор Госиздата, 1927. -21 с.

153. Иванов М.Ф. Школа игры на семиструнной гитаре. — М.: Музгиз, 1948.- 174 с.

154. Иванов-Крамской A.M. Школа игры на шестиструнной гитаре. Переизд. - М.: Музыка, 1986. - 152 с.

155. Исаков П.И. Упражнения в аккордах. Л.: Тритон, 1932. -20 с.

156. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. — М.: Музыка, 1964.- 150 с.

157. Ларичев Е.Д. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Переизд. - М.: Музыка, 1984. - 92 с.

158. Лебедев В.П. Новая школа для семиструнной гитары русского и испанского строя. Лейпциг: изд-во Циммерман, 1906.

159. Николаев А.Г. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / ред. А.Фраучи. Л.: Музыка, 1985, 1986. - 79 с.

160. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. — Переизд. -М.: Сов.композитор, 1983, 1985, 1986. 189 с.

161. Сихра А.О. Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары. — М.: изд-во Гутхейль, 1885. — 109 с.

162. Хрестоматия гитариста: Шестиструнная гитара: 1-3 классы детской музыкальной школы / Сост. и ред. Е.Ларичев. М.: Музыка, 1983. - 80 с.

163. Юрьев В.М. и М.Иванов. Школа для семиструнной гитары. М.: Музыка, 1970- 160 с.

164. Андреев Е.Д. Краткие сведения о деятельности Ленинградского общества гитаристов // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 1.

165. П.И.Исаков. О гитарном искусстве в СССР (Москве и Ленинграде) // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 8.

166. П.И.Исаков. Чертежи конструкции гитары, разработанные Исаковым. Приложение : Описание гитары, комментарии к конструированию // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 12.

167. П.И.Исаков. Школа гитарного искусства // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 2. Рукопись.

168. Исакова E.H. Записки о местонахождении Чаконы Баха в переложении Исакова // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 4.

169. Курсы гитарного искусства. Программа курсов // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 1.

170. Ленинградский Промышленно-музыкальный техникум. Отзыв на деятельность П.И.Исакова (1949) // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 12.

171. Материалы к лекции П.И.Исакова о технике игры на гитаре. // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 2.

172. Основные положения Устава курсов гитарного искусства // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 1.

173. Программа по классу гитары испанского строя. Государственный музыкальный техникум // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 4.

174. Программа по классу сольной игры на шестиструнной гитаре для музыкальных курсов // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 2.

175. Санке X. Мария Луиса Анидо // ОР РНБ. Ф. 1140. Машинопись.

176. Ученики П.И.Исакова, состоящие музыкальными педагогами по классу гитары в Ленинграде // ОР РНБ. Ф. 1140. Картон 8.1. Иностранная литература:

177. Bobry V. The Segovia technique. — New York, 1972.

178. Burrows T., ed. The complete encyclopedia of the guitar. -New York : Schirmer Books, 1998.

179. Carulli F., Carcassi F. Gitarova skola. Bratislava, 1976.

180. Epistolario inyedito de Isaac Albenis por Rafael Morgas. -Musica, 1938.

181. Marcuse S. Musical instruments: a comprehensive dictionary. Garden City ; New York : Doubleday, 1964.

182. Powrozniak J. Gitarren-Lexikon. Berlin : Neue Musik, 1988.

183. Dominigo 4 Prat. Dictionario Biograflco-Bibliografico-Historico-Critico de Gitarras. Buenos Aires: Romero y Fernandez edition, 1934.

184. Turnbull H. The guitar from the Renaissance to the present day. London : B.T. Batsford, 1976.

185. Хронология развития отечественного гитарного искусства от появлениягитары в России до середины XX века

186. Условные обозначения: 6 — шестиструнная гитара; 7— семиструнная гитара

187. Период Развитие гитарного искусства

188. Середина XVIII в. Появление четырех- и пятиструнных гитар

189. Развитие исполнительства на шестиструнной и семиструнной гитарах в Петербурге Петрограде - Ленинграде1. Ф.Дмитириев1. В.Лебедев1. И.Деккер- 1. Шенк В.Финне18251899) — З.Кипченко1. B.Иванов1. C.Белановский1. A.Куренков

190. B.Кашинцев В.Перрот Н.Шариков1 ' В.Кулряшов А. Цветков -► А.Диленко

191. А.Багрова И.Клименков А.Ковальская

192. К.Хрусталев И.Пермяков А.Кудрявцев

193. А.Ковалев А.Хван Е.Ларионов Б.Лазарев1. Е.Иванов В.Ямпольский

194. Я.Ковалевская М.Радюкевич К.Ильгин

195. П.И.Исаков (1886-1958) ЕС*

196. Ю.Иванис Г.Гарнишевская А.Брагина1. В.Вавилов Д.Крутиков1. В.Ямпольский 1. А.Прохорчик В.Чебанов

197. Л.Андронов В.Ефремов Д.Крутиков1. Г.Волков Л.Седлецкая 1. В.Яшнев Б.Павлов

198. Ю.Смирнов В.Белильников Е.Рябоконь-Успенская Л.Андронов

199. Развитие профессионального музыкального образования по обучению игре на гитаре в Петербурге Петрограде - Ленинградедо середины XX века

200. Русское музыкальное общество (1859)

201. Музыкальные классы ^(1860)

202. Бесплатная музык. школа (1862)

203. Санкт-Петербургская консерватория (1862)

204. Музыкальная школа при консерватории (1936)

205. Ленинградская консерватория (1944)1.| в данных учреждениях гитара не преподавалась

206. Конструкции испанских гитар1. Гитара А.Торреса1. Испанская гитара (1910)

207. Испанская гитара первой половины XX века.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.