Гитара в камерном ансамбле тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Петропавловский, Алексей Алексеевич

  • Петропавловский, Алексей Алексеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 189
Петропавловский, Алексей Алексеевич. Гитара в камерном ансамбле: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2006. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Петропавловский, Алексей Алексеевич

Введение.

Глава 1. Западноевропейская традиция ансамблевого музицирования с гитарой. Ю

1.1. Ранний период.

1.2. Средние века.

1.3. Эпоха Возрождения.

1.4. XVII - начало XVIII века.'.

1.5. Конец XVIII - начало XIX века.

1.6. 30-40-е гг. XIX века - начало XX века.

1.7. XX век.

Глава 2. Развитие камерно-ансамблевого музицирования с гитарой в России.

2.1. Появление гитары в России.

2.2. Конец - XVIII - начало XIX века (семиструнная гитара).

2.3. Конец-XVIII - первая половина XIX века (шестиструнная гитара).

2.4. Вторая половина XIX - начало XX века.!.

2.5. XX век.

Глава 3. Музыкально-выразительные возможности гитары в камерном ансамбле.

3.1. Гитара и фортепиано.

3.2. Гитара и скрипка.

3.3. Гитара и флейта.

3.4. Гитара и голос.

3.5. Гитарный дуэт.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гитара в камерном ансамбле»

В последние десятилетия исполнительская школа игры на классической гитаре в России развивается интенсивно. Об этом свидетельствует возросшее количество ярких концертирующих исполнителей, а также успехи молодых отечественных гитаристов на международных и всероссийских конкурсах. Интерес широкой публики к гитарным концертам неизменно высок. Одновременно с этим, включение гитары в систему профессионального образования требует формирования необходимой научно-исторической, методической и репертуарной базы. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в этой области, многие аспекты гитарного искусства пока ещё не попали в поле зрения отечественных музыковедов. Особенно это относится к сфере камерно-ансамблевого музицирования с гитарой, которая остаётся практически неизученной. По-видимому, одна из главных причин этого состоит в том, что рассматриваемая сфера находится на пересечении различных областей знания -музыковедения, культурологии, эстетики, психологии, акустики, а, кроме того, требует от исследователя практического исполнительского опыта. Судя по всему, опыт этот является определяющим условием изучения данного вида искусства, так как позволяет изнутри прикоснуться к такой «тонкой материи», как камерный ансамбль.

Актуальность темы.

Камерный ансамбль - единственная сфера, обеспечивающая практическую связь гитарного исполнительства как с исполнительством на других инструментах, так и с традицией камерного музицирования в целом. Значение подобной связи для развития гитарного искусства на современном этапе, учитывая исторический опыт, трудно переоценить.

Как известно, игра в камерном ансамбле является необходимой составной частью полноценного профессионального развития любого музыканта - а, поскольку гитара не входит в состав оркестра (ни симфонического, ни народного), студенту-гитаристу попросту негде получить навыки совместного музицирования на своём инструменте, кроме участия в различных ансамблях.

Насущным и своевременным представляется изучение музыкально-выразительных возможностей гитары именно в камерном ансамбле, поскольку подобная задача позволяет глубже выявить самобытную природу инструмента, которая со всей очевидностью проявляется в непосредственном взаимодействии с другими инструментами.

Не менее актуальным представляется изучение исторического наследия в области камерного ансамбля с участием гитары. Знакомство с историей жанра позволяет выявить контекст эпохи, глубже проникнуть и прочувствовать стилистические особенности исполняемых произведений. Поэтому в сферу исторического исследования включаются и родственные гитаре струнные щипковые инструменты - лютня, виуэла и другие. Этим достигается масштабный историко-культурный фон, а также возможность комплексного подхода к изучению проблемы, учитывающего все аспекты исполнительства - сольное, камерно-ансамблевое и аккомпанемент.

Путь эволюции от простейших форм музыкального сопровождения, ориентированного на песенно-танцевальные народные мелодии до самых серьёзных и глубоких образцов камерно-ансамблевого искусства, пройденный гитарой и предшествующими ей струнными щипковыми инструментами, до настоящего времени не освещался в отечественном музыковедении — так же, как не освещались и сами музыкально-выразительные возможности гитары. Между тем, научные исследования в этой области необходимы для дальнейшего развития камерного музицирования с гитарой, которое, несомненно, имеет важное значение - как для гитарного искусства, так и для современной музыкальной культуры в целом:

• происходит взаимообогащение исполнительских школ;

• к созданию нового репертуара привлекаются современные композиторы. В этом можно увидеть веяния времени: стремление к экспериментам, поискам новых звучаний, новых колористических возможностей. В подобном процессе гитара способна принимать активное участие, что во многом подтверждается исполнительской практикой и специфическими особенностями инструмента;

• расширяется репертуар за счёт различных переложений, транскрипций и инструментовок.

Всё это определяет актуальность темы настоящего исследования.

Цели и задачи диссертации.

Целью диссертации является исследование особенностей развития камерно-ансамблевого музицирования с гитарой, его основных тенденций, а также выявление музыкально-выразительных возможностей гитары, которые, на взгляд автора, наиболее ярко проявляются именно в камерном ансамбле. Это обусловило необходимость решения ряда задач:

1. Собрать и обобщить материал, затрагивающий вопросы истории данного вида исполнительства (как в Западной Европе, так и России); проследить его генезис.

2. Выявить основные этапы и закономерности эволюции камерно-ансамблевого музицирования с гитарой.

3. Рассмотреть и проанализировать музыкально-выразительные возможности гитары в камерном ансамбле.

Методология исследования.

В работе были использованы хронологический, описательный и иконографический методы, метод сравнительного анализа, а также методы, предполагающие целостное рассмотрение художественного явления как единой саморазвивающейся системы. Это позволило рассматривать развитие камерно-ансамблевого исполнительства с гитарой в контексте процесса становления профессионального гитарного искусства в целом.

Понятийный аппарат исследования включает термины и понятия, традиционно применяемые в музыкальной науке («фактура», «звуковой баланс», синхронность» и т. п.), а также термины специфические, закрепившиеся в гитарном исполнительстве и педагогике. Они собраны в Глоссарий (с. 174).

В ходе работы над диссертацией были использованы фонды Российской государственной библиотеки (Москва), Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки (Москва), Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им. В. И. Ленина, библиотеки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, библиотеки Нижегородского музыкального колледжа им. М. А. Балакирева. Полученные сведения, а также общение с опытными педагогами, исполнителями и мастерами-конструкторами инструментов, а также собственный исполнительский и педагогический опыт и явились материалом диссертации. Работая над избранной темой, автор опирался на широкий круг источников, которые можно систематизировать по следующим группам:

1. Музыковедческая и инструментоведческая литература, посвящённая истории гитарного искусства - как в Западной Европе, так и в России (труды Э. Шарнассе, Б. Вольмана, М. Вайсборда, М. Яблокова и др.).

2. Литература, посвящённая методам целостного и системного анализа (работы А. Чудакова, М. Кагана, Э. Ильенкова, И. Калинаускаса и Г. Рей-нина и др.).

3. Методические работы, посвященные вопросам камерно-ансамблевого исполнительства (А. Готлиба, Л. Раабена, Т. Гайдамович, М. Мильмана и ДР-)

4. Книги и статьи, освещающие вопросы методики исполнительства - как на гитаре, так и на инструментах, сочетающихся с ней в ансамбле (флейта, скрипка, фортепиано, а также певческое искусство).

5. Исследования в области акустики и акустических свойств музыкальных инструментов (работы Л. Лепендина, Е. Скучека, Л. Кузнецова, Л. Ландау и Е. Лифшица).

6. Музыкальные энциклопедии, словари и библиографические справочники, посвященные общемузыкальным вопросам, истории гитарного искусства, а также камерно-ансамблевому музицированию.

7. .Научно-историческая литература, освещающая процесс исторического развития Европы и России (Ю. Лотмана, А. Баддак и К Войнич, И. Ильиной и др.).

8. Труды по искусствоведению, истории искусств и истории эстетики (Т. Ливановой, М. Сапонова, Т. Ильиной, А. Лосева и др.).

9. Иконографический материал, ноты, а также аудио- и видеозаписи.

При рассмотрении эволюции камерно-ансамблевого исполнительства с гитарой автор принимает во внимание историко-культурные, социально-экономические и эстетические условия, в которых протекал этот процесс, анализируя его в контексте развития музыкальной культуры в целом.

Структура работы определена выбором аспектов исследования, объёмом собранного материала и спецификой предмета диссертации. Детальное исследование различных аспектов камерно-ансамблевого исполнительства с гитарой проводится в хронологической последовательности.

Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения; она содержит также нотные примеры, Список литературы и Приложение, где помещён иллюстративный и информативный материал, а также аудиозаписи.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Петропавловский, Алексей Алексеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в диссертации мы попытались собрать, систематизировать и подвергнуть научному анализу материал, выявляющий особенности эволюции камерного музицирования с гитарой - как в Западной Европе, так и в России; были также рассмотрены и музыкально-выразительные возможности гитары в конкретных камерных составах.

По рассмотрении сочетания гитары в камерном ансамбле с различными инструментами становятся очевидными широта и многообразие её музыкально-выразительных возможностей как в тембральном, фактурном, артикуляционном, так и в динамическом отношении.

Действительно, основная образная сфера камерной музыки — внутренние переживания человека, отражающие его сложные взаимоотношения с окружающим миром - подразумевает, с одной стороны, тонкую дифференциацию и гибкую подвижность воплощаемых в музыке «душевных состояний», с другой - их эмоциональную глубину. Широкий тембровый диапазон гитары в полной мере соответствует подобным задачам. Её фактурные возможности, особенно проявляющиеся в сочетании с «мелодическими» инструментами (скрипкой, флейтой, голосом), предполагают большое разнообразие, многоплановость музыкального материала и композиционных способов его развития, что в совокупности способствует выявлению различных граней художественного образа. Кроме этого, артикуляционные особенности гитары, обусловленные непосредственным контактом со струнами, позволяют в сочетании с другими инструментами создавать интересные, порой необычные штриховые комбинации, обогащать общее звучание ансамбля различными звуковыми эффектами.

Таким образом, можно говорить об уникальной приспособленности гитары к камерному музицированию. Действительно, каждый из рассмотренных составов предстаёт как самобытный творческий объём, неповторимое художественное пространство.

Проведённое комплексное исследование позволяет выявить несколько этапов в эволюции камерного музицирования с гитарой:

1) аккомпанемент - самая ранняя, архаичная форма ансамблевого музицирования, в которой нашла отражение потребность человека в инструментальном сопровождении декламации, танцам, пению. В этом заключается специфика гитары как струнного щипкового инструмента, по своим фактурным и гармоническим возможностям наиболее приспособленного именно для аккомпанемента. С точки зрения использования музыкально-выразительных возможностей гитары на этом этапе используются главным образом простые гармонические и метроритмические функции инструмента.

Прибегая к образному сравнению, аккомпанемент можно уподобить песчинке, которая, попав в жемчужную раковину, будет в дальнейшем, как слоями перламутра, обрастать более сложными «слоями» ансамблевого музицирования.

2) ансамбль. Этот этап уже предполагает известное равноправие участников - как в функциональном отношении, так и в стремлении раскрыть музыкально-выразительных возможности своих инструментов. Здесь можно говорить об определённом уровне профессионализма, позволяющем осуществить подобные задачи.

Репертуар такого рода ансамблей базируется в основном на фольклорном материале, а также на переложениях классических произведений.

3) камерный ансамбль - высшая форма ансамблевого музицирования. Предполагает возможно более полное использование средств выразительности, которыми обладает каждый инструмент ансамбля; установка на равноправное партнёрство и максимально реализацию творческой задачи. Естественно, подобные цели предусматривают:

- эстетическую направленность, отвечающую задачам камерной музыки.

- наличие соответствующего оригинального репертуара, в котором находят отражение художественные принципы камерного музицирования (будь то произведения циклической формы — сюита и сонатный цикл или различные миниатюры);

- высокий профессиональный уровень исполнителей, позволяющий не только решать поставленные выше задачи, максимально используя возможности инструмента, но и активно исследовать и расширять границы этих возможностей.

Для целостного рассмотрения процесса эволюции гитары в камерном ансамбле с точки зрения структурирования сознания музыканта целесообразно, на наш взгляд, применение упомянутого выше образа жемчужины: каждый следующий слой не отменяет предыдущий. Таким образом, все этапы эволюции одновременно присутствуют в музыкальной культуре, как слои в жемчужине.

Применение такого принципа многое объясняет и в эволюции гитарного искусства в целом - например, в периоды снижения интереса к гитаре, благодаря аккомпанементу она сохраняла своё культурное значение, даже не развиваясь как профессиональный концертный инструмент. С включением гитары в систему музыкального образования появилась возможность заполнения всех «слоёв» ансамблевого музицирования, что, невозможно без развитой исполнительской школы.

В свою очередь, без камерного ансамбля невозможно полноценное развитие гитарного искусства, так как не будет эффективной связи с музыкальной исполнительской традицией в целом - а, значит, гитара будет обречена на изоляцию и, в конечном счёте, неизбежно деградирует как профессиональный инструмент.

В силу этого становится очевидным, что подлинного расцвета гитарного искусства на современном этапе можно ожидать тогда, когда все аспекты исполнительства — сольное, камерно-ансамблевое и аккомпанемент — будут существовать и развиваться комплексно и полноценно, естественным образом обогащая и дополняя друг друга.

В широком смысле камерно-ансамблевое музицирование с гитарой - это постоянный поиск и расширение границ её возможностей - а, значит, и развитие гитарного искусства в целом, ведь, как известно, выявление потенциала любого художественного явления возможно путём анализа набора его ограничений.

Кроме этого, безусловно, гитара может и должна занять достойное место в современной камерной музыке, что будет способствовать обогащению и дальнейшему развитию гитарного искусства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Петропавловский, Алексей Алексеевич, 2006 год

1. Агарков О. Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке. М.: Музгиз, 1956.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Изд-во «Прометей», 1994.

3. Асафьев Б. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981.

4. Асафьев Б. Речевая интонация. Л.: Музыка, 1982.

5. Ауэр Л. С. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965.

6. Баддак А., Войнич И. и др. Всемирная история. М.: Изд-во «АСТ», 2002.

7. Баренбойм Л. А. За полвека. Очерки, статьи, материалы. М.: Советский композитор, 1989.

8. Баренбойм Л. А. Антон Григорьевич Рубинштейн. М.: Музгиз, 1962.

9. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1973.

10. Беляков Б. Н., Блинова В. Г., Бордюг Н. Д. Оперная и концертная деятельность в Нижнем Новгороде городе Горьком. Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1980.

11. Берхин Н. Б. Общие проблемы психологии искусства. М.: Знание, 1981.

12. Бирмак А. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973.

13. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс // Камерный ансамбль. Сборник статей. М.: Музыка, 1979.

14. Браудо Е. М. Всеобщая история музыки. Т 1. Пб.: Госиздат, 1922.

15. Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка: Словарь-справочник. Л.: Музыка, 1974.

16. Вайсборд М. Андрее Сеговия и гитарное искусство XX века. М.: Советский композитор, 1989.

17. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово. М.: Музыка, 1978.

18. Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс XIX века. М.: Музгиз, 1956.

19. Ван слов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Музыка, 1977.

20. Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: справочник. М.: Композитор, 2000.

21. Волков В. Гитарные школы и методики в России // Гитаристь. 1999. №1.

22. Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968.

23. Вольман Б. Гитара в России. Л.: Музгиз, 1961.

24. Вольман Б. Гитара. М.: Музыка, 1982.

25. Вольман Б. Русские печатные ноты XVIII века. М.: Музгиз, 1957.

26. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1987.

27. Газарян С. Рассказы о гитаре. М.: Детская литература, 1987.

28. Гайдамович Т. А. Инструментальные ансамбли. М.: Музгиз, 1960.

29. Танеев В. Классическая гитара и музыкальная культура Востока // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы международной конференции. Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005.

30. Гарбузов Н. Зонная природа музыкального слуха. М.: Музыка, 1980.

31. Гат Й. Техника фортепьянной игры. М.: Музгиз, 1961.

32. Гинзбург Л. С. Камерная музыка в современной музыкальной практике // Камерный ансамбль. М.: Музыка, 1979.

33. Григорьев В. Ю. Николо Паганини. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1968.

34. Государственные музеи Берлина. М.: Изобразительное искусство, 1983.

35. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле // Музыкальное исполнительство. Вып. 8. М.: Музыка, 1973.

36. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.

37. Готлиб А. Фактура и тембр в ансамблевом произведении // Музыкальное исполнительство. Сборник статей. Вып. 9. М.: Музыка, 1976.

38. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Просвещение, 1972.

39. Гуревич Л. Н. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л.: Музыка, 1988.

40. Давидян Р. Психологические аспекты квартетного музицирования // Музыкальное искусство и современность. Вып. 1. М.: Музыка, 1988.

41. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз, 1962.

42. Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов // Методика обучения игре на духовых инструментах. JL: Музыка, 1988.

43. Должников Ю. Артикуляция и штрихи при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1991.

44. Евдокимова Ю., Симакова Н. Музыка эпохи Возрождения. М.: Музыка, 1982.

45. Журавлёв А. П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.

46. Закс К. Музыкальная культура древнего мира. JL: Музгиз, 1937.

47. Зилоти А. И. Воспоминания и письма. JL: Музыка, 1963.

48. Зыбцев A. JI. Из опыта работы педагога камерного ансамбля // Камерный ансамбль. М.: Музыка, 1979.

49. Иванов М. Ф. Русская семиструнная гитара, M.-JL: Музгиз, 1948.

50. Иванова-Крамская Н. А. Ансамбль и его роль в воспитании гитариста-исполнителя // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Материалы международной конференции. Тамбов: изд-во ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005.

51. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984.

52. Ильин С. К вопросу о русской гитарной школе // Гитаристъ. 1997. №3.

53. Ильина Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство. М.: Знание, 1993.

54. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

55. Инструменты духового оркестра // Сост. Кожевников Б. Т. М.: Музыка, 1984.

56. Исакович М. А. Общая акустика. М.: Наука, 1973.

57. Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической гитары, т. 1,2. Тюмень: Вектор-Бук, 2001.

58. История гитары. Библиографический и терминологический словарь. Сост. и ред. Яблоков М. С. Тюмень: Изд-во «Просторъ», 1998.

59. Каган М. С. Целостная концепция // Советская музыка, 1985 №1.

60. Кенигсберг А. Карл Мария Вебер. Л.: Музыка, 1981.

61. Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Музыка, 1992.

62. Классическая гитара в России и СССР. Словарь-справочник. Ред., сост. Яблоков М. С. Тюмень: Слово Тюмени, 1990.

63. Красный В. Технические возможности русской семиструнной гитары. М.: Советский композитор, 1963.

64. Ковнацкая JI. Бенджамин Бриттен. М.: Советский композитор, 1972.

65. Коган Г. М. Избранные статьи. М., Советский композитор, 1972.

66. Коган Г. М. Работа пианиста. М.: Музыка, 1969.

67. Коллар В. Музыкальная жизнь Нижнего Новгорода города Горького. Горький: Волго-Вятское кн. изд., 1976.

68. Комиссарская М. А. Русская музыка XIX века. М.: Знание, 1974.

69. Концертмейстер: призвание и профессия // Сборник научно-методических статей. Н.Новгород: изд-во НТК им. М. И. Глинки, 2000.

70. Кузнецов JI. А. Акустика музыкальных инструментов: справочник. М.: Лег-промбытиздат, 1989.

71. Кустов М. Фортепианные камерно-инструментальные ансамбли Д. Шостаковича. Концептуальный аспект и проблемы интерпретации. Саратов: Слово, 1996.

72. Ландау Л. Д., Лифшиц Е. М. Механика сплошных сред. М.: Наука, 1954.

73. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. Л.: Музыка, 1973.

74. Лепендин JI. Акустика. М.: Высшая школа, 1978.

75. Ливанова Т. Западноевропейская музыка в ряду искусств. М.: Музыка, 1977.

76. Ливанова Т. История Западноевропейской музыки до 1789 года. М.: Музыка, 1983.

77. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М.: Ладомир, 1994.

78. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб: Искусство-СПБ, 2002.

79. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., Музыка, 1979.

80. Майкапар А. Тебя пленяет Доуленд .II Искусство. Минск: Лимариус, 1987.

81. Мартынов И. Музыка Испании. М.: Советский композитор, 1977.

82. Матохин С. Тембровые особенности гитары в камерно-ансамблевой музыке XX столетия // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Матер, междун. конф. Тамбов: Изд-во ТГМПИ им. С. В. Рахманинова, 2005.

83. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976.

84. Метод качественных структур: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. СПб: Ключ, 1987.

85. Милыптейн Я. И. Вопросы теории и истории исполнительства. М.: Советский композитор, 1983.

86. Мильман М. В. Мысли о камерно-ансамблевой педагогике и исполнительстве // Камерный ансамбль. М.: Музыка, 1979.

87. Мозер Г. И. Музыка средневекового города. Л.: Тритон, 1927.

88. Морозов В. Вокальный слух и голос. Л.: Музыка, 1965.

89. Морозов В. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967.

90. Музыкальная акустика: учебное пособие для консерваторий. Общая ред. Н. Гарбузова. М.: Музгиз, 1953.

91. Музыкальная эстетика стран Востока. М.: Музыка, 1975.

92. Музыкальный словарь Гроува. М.: Практика, 2001.

93. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

94. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.

95. Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.

96. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

97. Назайкинский Е. В. Психология музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.

98. Назаренко И. Искусство пения. М.: Музыка, 1968.

99. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1988.

100. Окраинец И. Доменико Скарлатти. Через инструментализм к стилю. М.: Музыка, 1994.

101. Онеггер А. В защиту камерной музыки // Онеггер о музыкальном исполнительстве. М.: Музыка, 1972.

102. Отюгова Т., Галембо А., Гурков И. Рождение музыкальных инструментов. Л.: Музыка, 1986.

103. Очерки по истории русской музыки. 1790 1825 год: Ред. Друскина М. С. и Келдыша Ю. В. Л.: Музгиз, 1956.

104. Петрушанская Р. Камерная музыка. М.: Знание, 1981.

105. Пистон У. Оркестровка. М.: Советский композитор, 1990.

106. Попова Т. В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981.

107. Раабен Л. Мастера советского камерного ансамбля. Л.: Музыка, 1964.

108. Раабен Л. Камерная инструментальная музыка первой половины XX века. Л.: Советский композитор, 1986.

109. Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Музгиз, 1961.

110. Раабен Л. Вопросы квартетного исполнительства. М.: Музгиз, 1960.

111. Рейнин. Г.Р., Калинаускас И. Н. Метод качественных структур. Информационный бюллетень МАИ, 1995, № 4.

112. ПЗ.Рехин И. Вариации на тему «Гитара в России» // Гитаристъ. 2004. №1 (148).

113. Розенов Э. К. Статьи о музыке. М.: Музыка, 1982.

114. Розеншильд К. История зарубежной музыки. Вып. I. М.: Музыка, 1978.

115. Россихина В. П. Советское камерно-вокальное исполнительство. М.: Советский композитор, 1976.

116. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы. JL: Музыка, 1977.

117. Сапожников С. О музыкально-выразительных средствах в скрипичном исполнительском искусстве // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Сб. статей, сост. С. Сапожников. М.: Музыка, 1968.

118. Салонов М. Менестрели. М.: Классика XXI, 2004.

119. Сассер У. В поисках Сора//Гитаристъ. 2004. № 1 (148).

120. Семёнов В. Т. Камерный ансамбль. Аннотированный библиографический указатель. Самара: изд-во Самарской академии культуры и искусств, 2000.

121. Симонов П.В. Творчество и психология. М.: Наука, 1981.

122. Скучек Е. Основы акустики. М.: Знание, 1976.

123. Слонимский С. О воспитании композитора. JL: Наука, 1983.

124. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.

125. Сохор А. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970.

126. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983.

127. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1951.

128. Столпянский П. Н. Старый Петербург. Музыка и музицирование в старом Петербурге. JL: Музгиз, 1926.

129. Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М.: Музгиз, 1959.

130. Суетин А. Тронь рукою струны лютни. // Гитаристъ. 2003.

131. Стахович М. А. Очерк истории семиструнной гитары // Гитаристъ. 1999. №1.

132. Ступель А. В мире камерной музыки. JL: Музыка, 1970.

133. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947.

134. Титов Е. С. Приёмы игры на гитаре: от теории к практике. М.: Композитор, 2005.

135. Тризно Б. Флейта. М.: Музыка, 1964.

136. Усов Ю. А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1975.•138. Усов Ю. А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М.: Музыка, 1989.

137. Факультет народных инструментов Российской академии музыки имени Гнесиных. Ред.-сост. Б. Егоров М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2000.

138. Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта. М.: Музыка, 1987.

139. Хентова С. Шостакович в годы Великой Отечественной войны. JL: Музыка, 1979.

140. Чудаков А. П. Проблема целостного анализа художественной системы. М.: Наука, 1973.

141. Шарнассе Э. Шестиструнная гитара. М.: Музыка, 1991.

142. Щербакова Т. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России. М.: Музыка, 1984.

143. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М.: Музыка, 1983.

144. Ширялин А. Поэма о гитаре. М.: Музыка, 1994.

145. Ширялин А. Семиструнная гитара вчера, сегодня. // Гитаристъ. 1999 №1.

146. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века /пер. Б. Загурского. Л.: 1935.

147. Штелин Я. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. Вып. 1.М., 1935.

148. Штепанова-Курцова И. Фортепианная техника: методика и практика. Киев: Музична Украша, 1982.

149. Шульпяков О. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986.

150. Энциклопедия гитарного искусства. Историко-библиографический словарь-справочник, сост. Яблоков М. С. Тюмень: Изд. «Вектор-Бук», 2004.

151. Ямпольский А. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Сб. статей, сост. С. Сапожников М.: Музыка, 1968.

152. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964.

153. Ямпольский И. Никколо Паганини. М.: Музыка, 1968.

154. Bacon Т., Day P. The Ultimate Guitar Book. London: Dorling Kindersley Limited ed., 1991.

155. Buek F. Die Gitarre und ihre Meister. Berlin: 1926.

156. Hoppstock Т., Matarazzo L. Conversation with. Ichiro Suzuki // Guitart, №1, 2004.

157. Fabri R. The guitar is on the scene. // Guitart, № 1,2004.

158. Grunfeld F. V. The Art and Times of the Guitar. London: Collier MacMillan Publishers, 1969.

159. Matthay T. Pianoforte tone-production. N.-Y. and Bombay: Longmans, Green and Co, 1905.

160. Powrozniak J. Gitarren-Lexikon. Berlin: Verlag Neue Musik, 1988.

161. Prat D. Dictionario Biografico-Bibliografico-Historico-Critico de Gitarras. Buenos Aires: Romero у Fernandez ed., 1934.

162. Pujol. E. La guitare / A. Lavignac. Encyclopedie de la musique, v. VIII. P.: 1927.

163. Sparks P. Guitar performance in the nineteenth and twentieth centuries. Performance Practice Review, 1997. Vol. 10. No. 1.

164. Tyler J. The guitar and its performance from the fifteenth to eighteenth centuries. Performance Practice Review, 1997. Vol. 10. No. 1.

165. Vacanino E. The Moysicos guitar duo // Guitart, 2004. No. 1.

166. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

167. Апояндо (от исп. ароуаг «опираться на что-либо), - один из основных приёмов звукоизвлечения на гитаре - щипок с опорой на соседнюю струну.

168. Баррэ распространённый гитарный приём, при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.

169. Кварт-гитара — разновидность гитары, настраиваемая на кварту выше обычной (меньшая по габаритам и длине мензуры).

170. Расгеадо — гитарный приём, при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя. В нотах обозначается «rasg», а также стрелками, указывающими направление движения пальцев.

171. Тамбурин гитарный приём, имитирующий звуки ударного инструмента (удар по струнам около подставки) В нотах обозначается «tambora» или «tamb», а также:

172. Тирандо (от исп. tirante натянутый) - наряду с апояндо, один из двух основных приёмов звукоизвлечения - щипок без опоры на соседнюю струну. Часто используется в различных видах арпеджио.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.