Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сарган, Лариса Михайловна
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сарган, Лариса Михайловна
Введение
Глава 1. Вожди партии и государства и специфика массового сознания в музыкальной жизни Ленинграда 60-х-70-х г.г. XX в
• 1. влияние лидеров партии и государства на выработку генеральной линии» развития музыкального искусства в СССР в 60-е-70-е г.г. XX в.
• 2. динамика массового сознания и его контроль в сфере музыкальной культуры партийно - государственным руководством страны
Глава 2. Партийно-государственная политика: механизмы воздействия и контроля в сфере музыкальной жизни Ленинграда 60-х-70-х г.г. XX в.
• 1. работа партийного руководства по укреплению связей «искусства с народом»: творческие организации Ленинграда
• 2. пути формирования и контроля музыкальных вкусов Ленинградцев: лекционная деятельность, воздействие прессы
Глава 3. Музыкальная жизнь Ленинграда 60-х-70-х г.г. XX в.: политика властей и реальность
• 1. повседневная работа деятелей музыкального искусства Ленинграда в 60-х-70-х г.г. XX в.
• 2. партийное руководство Ленинграда и вопрос о «чистоте» музыкального репертуара в 60-х-70-х г.г. XX в.
• 3. влияние на подрастающее поколение: клубная молодежная работа и ееецифика125 • 4. гастрольная деятельность работников музыкальной культуры Ленинграда
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
История становления и развития музыкальной культуры Башкирии: 60-е годы XIX - 30-е годы XX в.2009 год, кандидат исторических наук Набиева, Эльза Аскатовна
Государственная политика СССР в области музыкальной культуры в 20-е - 30-е гг. ХХ в.2002 год, кандидат исторических наук Толмацкая, Людмила Валерьевна
Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт2004 год, кандидат исторических наук Цыкина, Юлия Юрьевна
Развитие художественной культуры областей Центрального Черноземья в послевоенный период, 1945-1953 гг.2000 год, кандидат исторических наук Неценко, Ольга Викторовна
Художественная интеллигенция Верхней Волги накануне и в годы Великой Отечественной войны: 1939 - май 1945 г.2012 год, кандидат исторических наук Ефименко, Оксана Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Партийно-государственная политика и музыкальная жизнь Ленинграда 60-х - 70-х гг. XX века»
Актуальность исследования.
Культурная политика Советского государства, партии в области музыкального искусства в 60-х-70-х годах прошлого столетия являлась основным определяющим фактором для развития музыкальной культуры, специфики музыкальной жизни в СССР. Именно партийная линия стала той направляющей, которая повлияла на облик и дальнейшую судьбу музыки в стране, в целом, и в Ленинграде, в частности. Без сомнения, современная музыкальная культура России хранит следы исторического прошлого, следы взаимоотношений художника и власти в советскую эпоху. Отметим, что в исследуемый в диссертации период заняли свою нишу такие новые для советской музыки направления как, например, джаз или искусство бардовской песни, зародилась культура рок - музыки. На протяжении 60-х-70-х годов XX века вышеперечисленные музыкальные жанры, хотя и находились в острой конфронтации с официальной линией по отношению к новым явлениям в советской музыке, но продолжали развиваться. Сегодня эти направления продолжают существовать и совершенствоваться, они по-прежнему остаются существенной частью музыкальной жизни нашего города и страны.
Актуальность исследования также определяется необходимостью серьезного комплексного изучения предлагаемой темы, так как до настоящего времени исследователи отечественной истории и культуры лишь изредка поверхностно касались проблемы развития музыкальной жизни Ленинграда и музыкальной культуры Советского Союза в целом, в контексте определяющей роли партийно-государственной политики в такой важной сфере, как культурно-историческая жизнь страны.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования является культурная политика партии, советского государства в 60-х-70-х годах прошлого столетия. Предмет исследования составляет партийно-государственная политика в области музыкального искусства, осуществлявшаяся на территории Ленинграда в указанный период.
Цель исследования.
Цель исследования заключается в раскрытии на примере музыкальной жизни Ленинграда 60-х-70-х годов XX века характера, практического осуществления и результатов партийно-государственной политики в сфере музыкального искусства с учетом специфики общественного сознания и художественных вкусов лидеров советского государства в этот период. Задачи исследования.
Для решения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
• Определить общий характер и направления государственной и партийной культурной политики в 60-х-70-х годах прошлого столетия.
• Проанализировать идеологические установки властей по отношению к музыкальной культуре в указанное время.
• Исследовать механизмы проведения партийной линии в сфере музыкального искусства в Ленинграде и контроля за ее осуществлением.
• Проанализировать практические результаты воздействия партийно-государственной политики на музыкальную жизнь Ленинграда в 60-х-70-х годах XX столетия, то есть раскрыть специфику музыкальной жизни города в рассматриваемый период.
• Рассмотреть некоторые особенности общественного сознания в исследуемый период.
• Рассмотреть некоторые особенности личностных характеристик глав КПСС - Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева в историческом контексте своего времени, в первую очередь, с учетом их личных культурных и музыкальных пристрастий.
Хронологические рамки исследования.
Исследование охватывает двадцатилетний период, конкретно 60-е-70-е годы XX столетия. Именно эти хронологические рамки определяют время перемен не только в сознании широких слоев населения, характере государственной политики, но и, соответственно, в развитии музыкальной жизни Ленинграда и страны. Массовое сознание этого времени уже нельзя назвать монолитным. Строго идеологизированное понятие «советская музыка» перестает быть цельным. Происходит процесс изменения облика артиста, музыканта, художника. В этот период, с одной стороны, появляются новые музыкальные направления, а с другой стороны, еще остаются особенности осознания, восприятия советским человеком искусства, которые, зачастую, живы в нашем сознании до сих пор. Географические рамки исследования.
Географические рамки охватывают территорию Ленинграда. Выбор географических рамок обусловлен тем, что Ленинград являлся крупным культурным центром, где наиболее остро и показательно проявлялись проблемы взаимоотношений деятелей культуры и искусства с властями, характерные для музыкальной жизни страны 60-х-70-х годов прошлого столетия.
Степень научной разработанности темы.
В советское время тема отношений искусства, художника и власти не являлась вопросом первостепенной важности. Работ, специально посвященных исследованию партийно-государственной политики в сфере музыкальной культуры, практически нет. Отсутствуют и труды, вскрывающие связь данной проблемы с вопросом динамики развития общественного сознания.
В 60-е - 70-е годы прошлого века современники не могли дать объективную, всестороннюю оценку рассматриваемой проблеме. Сказывалось влияние идеологических установок. Руководящая роль партии не подвергалась сомнению. Были и другие существенные моменты. Во-первых, в советское время вопросам музыкальной культуры уделялось относительно скромное внимание на фоне более существенных исследований в области экономики, внутренней и внешней политики страны. Во-вторых, объективная оценка процессов, протекающих в сфере музыки, требовала от исследователей высокого уровня подготовки, то есть четкого представления не только о «правильном» советском музыкальном искусстве, но и о наследии и новых тенденциях музыкальной культуры Запада. Клеймение западных направлений музыкального искусства не сразу позволило увидеть в них и позитивные черты.
И, наконец, отметим, что у современников отсутствовала подходящая источниковая база, что, без сомнения, значительно затрудняло процесс исследования.
В историографии 60-х годов необходимо отметить следующее: оценку советскому музыкальному искусству давали в основном музыковеды. Исследование советской музыки велось в русле привилегированного положения классического наследия, эстрада же и робко заявлявшие о себе авангардистские течения, как, например, джаз относились к легкой музыке.
Эта тенденция характерна, например, для работ А.Н. Сохора, М.Г. Бялика и A.A. Чернова.1 Такая расстановка приоритета жанров объяснялась позицией партии. Однако был и другой подход к музыкальному искусству. Постепенное проникновение «неправильной» музыки привело власти к мысли о необходимости направить ее развитие в советское русло. Такая позиция требовала просвещения населения в русле партийной линии. Поэтому знатоки западной музыки также были привлечены к участию в этом процессе. Так, В.С.Мысовский и В.Б.Фейертаг составили весьма популярную ознакомительную брошюру, посвященную искусству джаза2. Но эта работа не была чисто историческим исследованием. Отметим, что основная кампания по ознакомлению с новыми веяниями музыки проводилась на страницах периодики.
Исследования 70-х годов отличаются большей степенью аналитичности и раскрытия связей политики партии с музыкальной жизнью города. Основная мысль - это связь искусства с трудящимися. Так, значительная часть книги
-5
М.Баскина была посвящена «вторжению в жизнь» художественной интеллигенции. Автор отмечает, что все более важное значение «приобретают непосредственные контакты мастеров культуры со своими читателями, зрителями, слушателями, проявлениями которых является, в частности, культурное шефство, руководство самодеятельным творчеством масс, эстетическое просвещение - все то, что рождает «живительный процесс обогащения искусства знанием жизни и, с другой стороны, дальнейшего приобщения многомиллионных масс к ценностям культуры».4 Но, наряду с работами вышеуказанного характера, продолжают появляться работы о Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. -Л., 1964. Бялик М.Г., Чернов A.A. О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе. -М., 1965.
2 Мысовский B.C., Фейертаг В.Б. Джаз. Краткий очерк. -Л., 1960.
3 Баскин М. Живая сила музыки. -Л.-М., 1978.
4 Баскин М. Живая сила музыки. -Л.-М., 1978. С.6. джазовой музыке, конечно же, написанные в духе советской идеологии. В этих исследованиях рассказывалось не только о достижениях советского джаза, но и об истории джазового искусства и выдающихся личностях музыкального мира.1 Такой подход помогал выявить истинные африканские корни джаза, что позволяло рассматривать эту музыку, как музыку угнетенного народа, а, значит, достойную внимания советского человека. 80-е годы - первое десятилетие после интересующего автора периода. В этот период появляется больше работ по интересующей нас тематике. Кроме работ музыковедческого характера, появляются труды, исследующие феномен сознания, а также сборники, рассматривающие музыкальную культуру всего советского периода. Отметим, что большинство авторов по-прежнему отмечают решающую роль партии, решений вождя и ссылаются на эти авторитеты в своих работах. В отношении искусства по-прежнему действовали старые установки: «современный этап развития музыкального искусства вновь и вновь подтверждает жизненность и плодотворность ее постоянных, неизменных основ, ее ведущих идейно-эстетических принципов, сложившихся на протяжении всей ее истории. Это принципы социалистического реализма: социальная активность искусства, народность, партийность, интернационализм»2. Однако в период восьмидесятых годов западная музыка уже основательно проникла в музыкальную культуру СССР. Например, джаз перестал быть запретным. И о новых веяниях в музыкальной культуре пишется открыто, появляются работы иностранных авторов.3 Советские авторы рассматривают музыкальные тенденции с принципиально новых позиций. Новые музыкальные направления, ставшие частью советской культуры, теперь требовали не простого ознакомления читателя с их
1 Баташев А.И. Советский джаз. -М., 1972.
2 Советская музыкальная культура. Исторические традиции современности. -М., 1980.
3 Коллиер Л.Д. Становление джаза. -М., 1984. Уинтроп С. Джаз. -М., 1987. отличительными чертами, а проблемного подхода. Так, в этот период появился солидный иллюстрированный сборник, знакомивший читателя не только с историей джаза, исполнителями джазовой музыки, но и с проблемами жанра1. Интерес представляют и «Очерки истории Ленинграда»2. В разделе о музыкальной жизни рассматривается положительная роль новых веяний. Лестная оценка дается не только джазу, но и рок-музыке. Отмечается новаторский подход в композиторском искусстве, обогащение советской музыки, театрального искусства, приветствуется развитие мюзикла и рок-оперы. В этом сборнике особого о внимания заслуживает статья А.Ю.Давыдова . А.Ю.Давыдов раскрывает на конкретном материале зарождение и суть взаимодействия рабочего класса и интеллигенции в сфере музыкальной культуры. Автор ссылается на архивные материалы, что принципиально отличает его работу от работ предшественников, например, вышеупомянутого М.Баскина, чья книга является скорее популярной, чем научной. Статья А.Ю.Давыдова является одним из примеров серьезных, но, к сожалению, малочисленных работ, раскрывающих практическое осуществление политики партии в области искусства.
Внимания заслуживает и работа Б.А.Грушина.4 Для нас важен не сам феномен сознания, вырванный из контекста нашей проблематики, а позиция автора книги, которая заключается в утверждении, что, во-первых, формы массового поведения хорошо проявляются в сфере культуры и, во-вторых, что массовое сознание является дифференцированным образованием, распадается на различные типы и виды. Дальнейшие исследования
1 Советский джаз: проблемы, события, мастера. -М„ 1987.
2 Очерки истории Ленинграда. Т.7. -Л., 1989.
3 Давыдов А.Ю. Союз труда и искусства. // В кн. Очерки истории Ленинграда. Т.7. -Л.,1989.
4 Грушин Б.А. Массовое сознание. -М„ 1987.
Б.А.Грушина привели к выявлению различных типов общественного сознания хрущевского и брежневского периода, что позволило автору диссертации раскрыть сущность связи сознания, культурной политики и музыкальной жизни в исследуемый период.
С начала 90-х годов заканчивается советский период историографии. В 90-е годы меняются многие ценности. Партия уже не играет решающей роли. Однако, объективный пересмотр истории оказывается непростой задачей. Ценности советского прошлого отрицаются, дела партии критикуются, о достижениях советского периода говорят мало. В этот период котируются сенсации и пикантные подробности, развивается не лучшего толка публицистика, которая, нередко, превалирует над серьезными исследованиями, историческая же наука же находится в затруднительном положении. Но, безусловно, положительным моментом для развития исторических исследований стала возможность рассекречивания некоторых архивных материалов.
На волне новых тенденций появляется, например, издание Ю.Борева1 -собрание различных фактов и анекдотов советского времени, которые, конечно, не могли быть опубликованы в СССР. Отметим, что книга Ю.Борева - это собрание советского фольклора, где можно увидеть тщательно скрывавшиеся мысли советского человека, в частности, его отношение к различным властвующим персонам и событиям культурной жизни. То есть мы можем увидеть и проанализировать определенный, ранее не всегда доступный, пласт народного сознания.
Однако, для автора диссертации особый интерес представляет работа А.Богдановой. Свою работу А.Богданова посвятила анализу Бореев Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах. -М., 1995.
2 Богданова А. Музыка и власть. -М., 1995. взаимоотношений властей и деятелей музыкальной культуры в СССР в постсталинский период, а именно в период 50-х-80-х годов прошлого века. Автор указывает на схожесть проблем музыкальной культуры советского времени и нынешнего, российского периода. Она вскрывает связь между особенностями психологии советского человека и восприятием музыки, однако не исследует глубоко проблему общественного сознания. А.Богданова использовала многочисленные документы архивов ЦК КПСС: записки, протоколы, личные дела, письма, сценарии, ноты. Эти данные помогли осветить такие вопросы, как проблемы репертуарной политики, проблемы гастрольной политики. В книге также приведено много фотографий, интересных архивных документов. Работа А.Богдановой -единственная работа, которая наиболее приближена по своей тематике к настоящей диссертации. Однако думается, что назвать труд А.Богдановой полновесным научным историческим исследованием все же затруднительно. Отметим, что есть определенные недостатки в его структуре. Прежде всего, отсутствует какое-либо заключение, подводящее итоги проделанной работы. Также в работе отсутствуют многие элементы квалифицированного научно-справочного аппарата, в частности, список литературы и источников. Несмотря на многочисленные упоминания и ссылки на архивные материалы в тексте, в работе не удалось обнаружить полноценных, точных сносок. Только во введении мы находим краткий анализ источников, историография же вопроса полностью отсутствует. Также расплывчато и неясно сформулированы задачи книги. Само введение к работе достаточно объемно, и, учитывая приведенные в нем конкретные многочисленные примеры отношений деятелей музыки и власти, из него можно было бы сделать отдельную статью. Работа, безусловно, адресована не столько научному сообществу, сколько широкому читателю.
Отметим также и труд Л.Н.Раабена1. Известный деятель музыкальной культуры, непосредственный участник музыкальной жизни исследуемого периода, Л.Н.Раабен еще в 1972 году на семинаре, посвященном задачам музыкальной критики, выступал против огульной критики репертуара и поднимал в связи с этой проблемой вопрос трансформации понимания народности и партийности в искусстве, увязывая его с историческими изменениями в психологии населения.2 Уже тогда это означало, что нужно было изменить подход к музыкальным жанрам, в частности, к западным. В работе же, вышедшей в 1998 году, Л.Н.Раабен отмечает, что уже в 60-х зарождаются и развиваются в острой борьбе с властями новые музыкальные направления. Классическая музыка не могла выразить всю конфликтность окружающего мира. Хотя труд этого автора носит преимущественно музыковедческий характер, в нем отчетливо прослеживается связь между развитием музыкального искусства и культурной политикой властей. Первое десятилетие нынешнего века ознаменовалось выходом многочисленных исторических исследований. Историки получили доступ к части рассекреченных архивных материалов. Сенсационность и демонстрация сугубо отрицательных черт советского времени отошли в этот период на второй план. Важным критерием полноценности работы стала объективность, и, в связи с этим, необходимость привлечения и тщательного анализа исторических источников, архивных материалов. В этот период помимо работ биографического характера, общих трудов по истории Советского Союза и советской культуры появляются работы, где значительное внимание уделяется вопросам социальной истории. Внимание исследователей обращено не только к пересмотру политической истории, но
1 Раабен Л.Н. Одуховном ренессансе в русской музыке 1960-х-1980-х годов. -СПб., 1998.
2 ЦГАЛИ СПб (Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга) Ф.348. Оп.2. Д.288. Л.4. и к вопросам менталитета, общественных настроений и проблеме динамики общественного сознания. В первую очередь, необходимо отметить работы Ю.Аксютина, А.Пыжикова и А. Шубина.1 Все эти авторы отмечают, что вопрос общественных настроений, вопрос восприятия населением власти и ее политики совсем не разрабатывался предшественниками. Между тем, эта сторона истории важна для разработки, для понимания экономических, политических, социальных процессов, происходивших в истории страны. Отметим, что эти исследователи особо отмечали важность изучения общественного сознания для рассмотрения политических процессов. Вопросы культуры и музыкальной жизни, в частности, не занимали в их трудах главенствующую позицию. А. Пыжиков, например, очерчивая круг своих интересов в связи с проблемой сознания, отмечает, что в первую очередь, его интересуют настроения и ожидания населения в отношении хрущевских реформ и вопрос о причинах неактивного отношения общества к уходу Н.С.Хрущева в 1964 году2. Ю.Аксютин указывает, что процесс либерализации, начатый Н.С.Хрущевым, оказался неглубоким и непоследовательным в силу отсутствия должной поддержки и понимания со стороны общества3. Вопрос о возможности и степени поддержки обществом лидеров партии и государства непосредственно увязан с вопросом о массовом сознании. А.Шубин рассматривает практически весь период существования советского государства, но нас интересуют непосредственно только два десятилетия - 60-е-70-е годы XX века. В частности, интерес представляет его анализ диссидентского движения, поскольку А.Шубин рисует нам психологический портрет диссидента этого периода, выделяя в
1 Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 г.г.- М., 2004. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель»,- М., 2002. Шубин А. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 г.г. -М.,2001.
2 Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». -М., 2002. С.259.
3 Аксютин Ю. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 г.г. -М., 2004. С.З. нем такие качества как, например, отсутствие корысти, высокую мораль, этический максимализм.' Таким образом, изучение специфики менталитета, общественного сознания было вызвано, в первую очередь, необходимостью изучения проблем политического, идеологического характера. В русле исследования вопросов общественного сознания продолжаются изыскания уже упомянутого нами Б.А.Грушина2. Этот автор занимался вопросами массового сознания еще в советский период. Но, если тогда его исследования развивались в рамках философских исканий, то в настоящее время его интересует не феномен сознания как таковой, а феномен общественного сознания хрущевского и брежневского времени. Б.А.Грушин изучает его, основываясь на анализе опросов общественного мнения. Важная для нас идея заключается в признании неоднородности массового сознания, которая фиксируется Б.А.Грушиным в период «оттепели», как исторический факт. Выводы автора подтверждаются конкретным материалом. Автор также особо выделяет категорию части молодежи, как носителей элементов критического сознания, а также различные типы массового сознания и их особенности. Л
Значительный интерес представляет и работа В.Жидкова и К.Соколова . Подобных работ автору более найти не удалось. Книга состоит из двух крупных разделов: в первом авторы обращаются к теоретической части вопроса, то есть рассматривают базовые понятия культурной политики, во втором разделе проводится экскурс в историю государственной культурной политики в России (СССР), в том числе, затрагивается период 60-х-70-х годов XX века. Описывается характер культурной политики, влияние на нее
1 Шубин А. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 г.г. -М.,2001. С.428, 433.
2 Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Кн.1. Эпоха Хрущева. -М., 2001. Кн.2. Эпоха Брежнева. 4.1. -М.,2003.
3 Жидков В., Соколов К. Культурная политика России. -М., 2001. идеологии, цели, которые преследует государство в процессе осуществления культурной политики.
Такова историография интересующего нас вопроса. Историографический обзор наглядно показывает, что выбранная автором тема действительно требует всестороннего подробного изучения. Источниковая база исследования.
Недостаточная разработанность темы в историографии определила решающую роль источниковой базы в создании диссертации. В диссертационной работе исследованы и проанализированы многочисленные источники.
• Основополагающее значение имеют материалы, выявленные в архивах Санкт-Петербурга. Важные данные автор нашел в документах, обнаруженных в фондах четырех архивохранилищ. Особое значение для диссертационного исследования имели сведения, почерпнутые в фондах Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Наиболее полезными стали многочисленные документы фонда Ленинградского отделения Союза композиторов (Ф.348) и фонда гастрольно-концертного объединения «Ленконцерт» (Ф.355). В этих фондах содержатся доклады, отчеты, справки, протоколы и объяснительные записки, освещающие рабочий процесс вышеуказанных учреждений; хранится переписка с министерствами культуры СССР и РСФСР, Ленгорсоветом, которая, в частности, содержит приказы министерств, положения об оплате артистов, решения Исполкома Ленгорсовета. Также в фонде Ленконцерта содержатся планы юбилейных мероприятий, программы концертов, афиши, отчеты о гастролях, характеристики артистов, отзывы зрителей и прессы о концертных мероприятиях.
Интерес представляет и фонд Ленинградского областного совета профессиональных союзов (Ф.6276), хранящийся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга. В этом фонде автором были обнаружены отчеты, записки и доклады, раскрывающие проблематику молодежной клубной работы.
В диссертации проанализированы материалы справок о лекторской работе, тематические планы для системы партийного просвещения работников учреждений искусства, материалы для выступлений секретарей обкома и горкома КПСС по итогам пленумов ЦК КПСС, стенограммы совещаний по вопросам клубной работы, справки о культурной шефской помощи, диктофонограммы совещаний по вопросам работы партийных организаций, сосредоточенные в фонде Ленинградского горкома КПСС (Ф.25) Центрального государственного архива историко-политических документов Санкт-Петербурга. Отметим, что доступ к некоторым материалам Центрального государственного архива историко-политических документов оказался закрытым для автора, поскольку документация до сих пор хранится под грифом «секретно». Таковым, например, оказался ряд дел фонда Ленинградского обкома КПСС (Ф.24), содержащийся в описи 104. Эти дела содержат диктофонограммы и справки, имеющие непосредственное отношение и изучаемой автором теме.
• Особое значение имеют опубликованные источники. В их числе сборники, содержащие делопроизводственную документацию, освещающую работу ЦК КПСС1. Для автора диссертации особый интерес представляет стенографический отчет пленума ЦК Компартии
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.13. -М.,1987. Пленум ЦК
Компартии 18-21июня 1963 г. Стенографический отчет. -М., 1964. от 18-21 июня 1963 года, поскольку именно на этом пленуме обсуждались вопросы культуры и искусства. В числе выступавших по вопросам искусства был Л.Ф.Ильичев - секретарь ЦК КПСС, Е.А. Фурцева, Т.Н.Хренников, Г.Н.Чухрай и Н.С.Хрущев. Автором также были изучены статьи и речи вождей государства -Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, произнесенные ими на встречах с творческой интеллигенцией или на торжественных мероприятиях1. Эти источники ясно показывают, что в отношении вопросов культуры вожди вели себя по-разному: Н.С.Хрущев уделял больше внимания советской интеллигенции и имел свое, хотя зачастую спорное, мнение о художественных жанрах или произведениях.
Поскольку в работе значительное место занимает исследование вопроса массового сознания, восприятия населением культурной политики, специфики музыкальной жизни, существенным для автора становится анализ периодических изданий, поскольку именно периодика являлась инструментом отражения и формирования общественного сознания. Автором изучены разнообразные материалы, опубликованные на страницах двадцати шести газет и журналов. I
Периодические издания официального характера позволяют проследить процессы изменения отношения власти к тому или иному музыкальному жанру или направлению. Печать вскрывает проблему подготовленности сознания слушателей, музыковедов, авторов статей, фельетонов и заметок к адекватному восприятию авангардной музыки. В прессе можно найти письма с вопросами и отзывами, комментарии
1 Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Речи и статьи. -Л., 1974. Хрущев Н.С. Высокая идейность и художественное мастерство - великая сила советской литературы и искусства. Речь на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года. -М., 1963. Хрущев Н.С. К новым успехам литературы и искусства (встреча с интеллигенцией 17 июля 1960 года). -М., 1961. зрителей и слушателей по поводу музыкальных программ. Отметим, что вопросам культуры и искусства на страницах периодических изданий уделялось не очень много внимания. Чаще всего издавались заметки или краткие обзоры. Характер этих заметок и обзоров был чисто ознакомительным. Какое-либо событие, гастроли или фестивали описывались общими фразами с перечислением участников, основных произведений, плана мероприятия и победителей. Фразы были стандартными или слишком сухими для описания творческого мероприятия. Письма читателей, отзывы и фельетоны встречались гораздо реже. Особое место занимают критические заметки в отношении отдельных произведений или целых жанров искусства. Широко использовались автором мемуарные источники, в том числе-нарративные. Воспоминания участников событий помогают восстановить атмосферу времени, ознакомиться с подробностями того или иного события, а также помогают составить психологический портрет человека, оставившего мемуары и людей, описанных в его воспоминаниях. Для установления истинности деталей событий необходимо проводить проверку данных в связи с субъективным характером воспоминаний. Но именно субъективный характер воспоминаний помогает в составлении психологического портрета автора.
Отметим, что в воспоминаниях, написанных политическими деятелями и их приближенными, вопросам музыкального искусства, как и культуры вообще, уделяется минимум внимания. В основном, в такого рода жизнеописаниях значительный объем информации касается политических, экономических проблем, бытовой и рабочей стороны жизни автора воспоминаний, его родственников. Исключение, пожалуй, составляют воспоминания Никиты Сергеевича Хрущева1. Известно, что он уделял вопросам культуры больше внимания, чем его последователь - Леонид Ильич Брежнев. Период оттепели вызывал немало ожиданий в отношении проявления творческой интеллигенцией своего внутреннего «я». Следовательно, этот процесс требовал определенного внимания и контроля со стороны властей. Н.С.Хрущев, сам, обладая определенным артистизмом, встречался с интеллигенцией. Свое мнение о роли и месте творческих личностей, об искусстве, о музыкальных вкусах и жанрах и общем направлении культурной политики он высказывал не только на мероприятиях, но и в своих воспоминаниях.
Острый вопрос об отношениях власти и интеллигенции освещался и в воспоминаниях А.И.Микояна2, который, рассматривая личность Н.С.Хрущева, попытался оценить ее объективно, выделив не только положительные, но и отрицательные качества, которые, в частности, помешали вождю наладить отношения с интеллигенцией и проводить более мягкую культурную политику.
Автор также ознакомился с воспоминаниями, написанными деятелями музыкальной культуры. В отличие от политических деятелей, авторы этих воспоминаний делают акцент на описании событий музыкальной жизни Ленинграда. Воспоминания музыкантов, историков искусства в основном представляют полные жизнеописания, но литературного характера. Поэтому такие мемуары являются для нас не только ценным источником информации, но и великолепным чтением. Среди такого рода изданий хочется выделить воспоминания джазового критика
1 Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. -М.,1997. Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть.
Воспоминания в 4-х книгах. -М., 1999.
2 Микоян А. Так было. Размышления о минувшем, http://militera.lib.ru/memo/russian/mikoyan
В.Б.Фейертага1, который раскрывает нам сложный мир советского джаза, освещая проблемы развития этого жанра в Ленинграде, вопросы клубной работы, гастролей и репертуара. Мемуары ленинградского композитора А.Н.Колкера, повествующие о его совместной работе с театрами, встречах с поэтами и драматургами, выступлениях в «Голубом огоньке» - в общем, о сложной жизни советского композитора, самостоятельно обустраивающего свою жизнь. И, наконец, воспоминания саксофониста А.Козлова . Несмотря на то, что А.Козлов - московский исполнитель, многое в его воспоминаниях справедливо и в отношении нашего города. А.Козлов посещал Ленинград и поддерживал отношения с ленинградскими джазменами. Кроме того, его жизнь, как и жизнь любого советского артиста, была сопряжена с рядом трудностей, связанных с политикой властей. В своих воспоминаниях он наглядно демонстрирует на конкретных примерах особенности жизнедеятельности советского музыканта, посвятившего свою жизнь западной музыке.
Автором данного диссертационного исследования была также использована информация, полученная им лично в процессе бесед с исполнителями и любителями джазовой музыки. Беседы проводились в Филармонии джазовой музыки. На вопросы автора отвечали джазмены: Б.Ершов (17 апреля 2002 года), Ю.Моисеев (20 апреля 2002 года), О.Кувайцев (4 мая 2002 года). Кроме джазменов о джазе и политике 13 апреля 2002 года рассказывал автору звукорежиссер Е.Аверин и постоянный посетитель Филармонии джазовой музыки А.Тимин (20 апреля 2002 года).
1 Фейертаг В.Б. Джаз от Ленинграда до Петербурга. -СПб., 1999.
2 Колкер А.Н. Лифт вниз не поднимает. -СПб., 1998.
3 Козлов А. Козел на саксе. -М., 1998.
Отдельный интерес представляют фоноисточники. В процессе исследования автором была использована аудиозапись беседы с джазменами, которая содержит информацию о положении джазмена в советском обществе и вопросах развития джазового искусства в Ленинграде в конце 50-х-начале 60-х годов. К сожалению, автор не имеет возможности указать имена интервьюируемых, поскольку беседа записывалась без участия автора, а запись была предоставлена для прослушивания в конфиденциальном порядке.
В качестве фоноисточника могут служить и нелегальные аудиозаписи с джазовых концертов, предоставленные автору участниками коллектива «Ленинградский Диксиленд». Записи содержат западные музыкальные композиции и советские произведения в джазовой обработке. В качестве источника информации был также привлечен ряд фотографий, обнаруженных в Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.
Таким образом, многообразие видов источников, различных по содержанию и характеру, позволяет глубже проанализировать разные аспекты исследуемой темы. Методологическая основа диссертации.
Диссертант исходил из принципа историзма, то есть придерживался системного анализа фактов в историческом контексте. Понимание роли партийно-государственной политики в сфере музыкальной жизни Ленинграда достигается при помощи проблемно-хронологического метода. Историко-сравнительный метод используется для сопоставления планируемых и реальных результатов партийно-государственной политики в области музыкального искусства Ленинграда в исследуемый период, благодаря чему раскрывается специфика музыкальной жизни города в 60-х
70-х годах XX века. При помощи метода исторического синтеза были обобщены полученные выводы. Особое внимание уделялось изучению проблемы динамики общественного сознания для коренного понимания мотивов и направленности политики в сфере музыкальной культуры, характера ее восприятия населением, ее определенных результатов. Для более глубокого понимания характера воздействия партийно-государственной политики, специфики музыкальной жизни Ленинграда автором привлекались и критически интерпретировались различные источники. Автор также применил метод интервьюирования свидетелей событий1.
Научная новизна исследования.
В предлагаемой работе диссертантом впервые подробно рассматривается партийно-государственная политика в отношении музыкальной жизни Советского государства на примере музыкальной жизни города Ленинграда в 1960-х-1970-х годах. Научных исследований, которые ставили бы перед собой аналогичные цели и задачи, пока не существует.
В диссертации впервые обозначается механизм государственного и партийного воздействия и контроля за формированием и развитием музыкальной жизни. Раскрывается практическое содержание политики властей в сфере музыкальной культуры и ее результаты, специфика, противоречивость музыкальной жизни Ленинграда, как результат партийно-государственной политики.
Раскрываются некоторые аспекты проблемы адаптации и развития музыкальных жанров 60-х-70-х годов XX века в русле советской музыкальной культуры на примере джазовой музыки.
1 Ерышканов Д.М. Социологический метод опроса в историческом исследовании.
ЬНр://и.рзШ.тгппр07/з7/ЕпзЬкапоу.г1£ Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. -М., 1997.
Впервые проведение культурной политики «сверху» и ее результаты рассматриваются в непосредственной связи с проблемой специфики общественного сознания и в связи с некоторыми психологическими особенностями личности и музыкальными вкусами вождей. В диссертационном исследовании задействованы обширные архивные материалы, многие из которых впервые введены в научный оборот. Теоретическое значение работы.
Диссертационное исследование посвящено той сфере истории и культуры советского общества, которая ранее не изучалась исследователями. Теоретические построения работы, примененные в ней методы исторического анализа и синтеза, могут послужить началом для нового направления в исследованиях по отечественной истории и культуре. Выводы диссертации и проанализированный в ней материал активизируют исследование проблем, связанных с историей культуры, идеологией, массовым сознанием населения, то есть с различными аспектами внутриполитической жизни российского общества в его прошлом и настоящем.
Практическое значение исследования.
Основные положения, фактический материал и выводы диссертации могут быть востребованы в исторических исследованиях в ходе разработки проблем социальной, политической и культурной истории России 60-х-70-х годов XX века. Материалы и научные выводы диссертации могут быть использованы в преподавании курсов истории России в ВУЗах, а также для курсов по выбору и семинарских занятий, особенно по истории советского общества и советской культуры в 60-х-70-х годах XX века. Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие положения:
• Партийная линия в целом оказывала решающее влияние на развитие музыкальной жизни Ленинграда, также как и на все сферы жизнедеятельности населения в исследуемый период.
• В рассматриваемые годы в Ленинграде был разработан и функционировал достаточно жесткий механизм по формированию и контролю за развитием музыкальной жизни города.
• Партийное руководство уделяло огромное внимание формированию сознания жителей города, в частности, с целью влияния на их художественные вкусы для ограничения ознакомления населения с западной культурой, считавшейся «враждебной».
• Несмотря на все усилия властей по созданию и консервации «правильного» советского музыкального искусства, музыкальная жизнь Ленинграда в 60-х-70-х годах прошлого столетия ознаменовалась постепенным проникновением и укреплением в ней новых, нестандартных «несоветских» направлений музыки, сегодня воспринимаемых, зачастую, как привычные и даже традиционные.
• Большую роль в судьбах представителей различных направлений музыкального искусства в СССР играли непосредственно руководители партии и страны.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы диссертации излагались на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена в 2004-2007 г.г. и отражены в шести опубликованных по теме исследования статьях, в том числе в следующих изданиях: «Известия РГПУ им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради», «Клио».
Структура исследования.
Предмет, цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы и источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Взаимоотношения власти и художественной интеллигенции в советском обществе: по материалам Ленинграда. 1956 - 1964 гг.2012 год, кандидат исторических наук Фетюков, Александр Борисович
Становление и развитие концертно-филармонических организаций на Урале в 1917-1970-е гг.2005 год, кандидат исторических наук Стахова, Юлия Викторовна
Партийно-государственное руководство в сфере культуры Татарстана в 1953-1964 гг.2011 год, кандидат исторических наук Буреева, Елена Викторовна
Становление и развитие музыкально-драматического искусства Киргизии в первой половине XX в.2010 год, кандидат исторических наук Горина, Ирина Владимировна
Становление и развитие профессиональной музыкальной культуры Бурятии: 1923-1945 гг.2006 год, кандидат исторических наук Жабаева, Яна Олеговна
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сарган, Лариса Михайловна
Заключение.
Партийно-государственная политика в целом, безусловно, оказывала в рассматриваемый период решающее влияние на развитие музыки, характер и ход музыкальной жизни в Ленинграде и в стране. Политические цели партии, государства ставились выше художественных и культурных целей искусства, музыки. Это оказало сильное влияние на формирование и развитие определенных музыкальных направлений, на облик творческого человека и на облик музыкального искусства в целом. Различная степень внимания лидеров государства к вопросам музыкальной жизни, их художественные вкусы влияли на судьбы представителей музыкального мира.
Однако процесс формирования облика, характера музыкальной деятельности в Ленинграде зависел не только от представителей власти. Все политические мероприятия были адресованы населению. В связи с этим обстоятельством огромное значение имели общественные умонастроения, общественное сознание ленинградцев. Первоначальная смена настроений в период оттепели в верхах была робкой, и политика была противоречивой. На протяжении исследуемого периода верхи в целом оставались на консервативных позициях. Однако произошли некоторые изменения в сознании населения. Именно относительно рассматриваемого период можно говорить о расколе массового сознания, как о свершившемся историческом факте. Сознание населения перестало быть однородным. Появилось реальное расслоение массового сознания. В общей массе сформировались островки критического творческого сознания, которое было характерно, главным образом для молодого поколения.
Конечно, сила этих отрывочных «новых взглядов» не была огромной, всесильной в условиях массовой советской пропаганды. Но, тем не менее, именно творческая критика явилась источником новых веяний в музыкальной культуре. Стремлению советских властей создать человека нового типа - нового советского человека, новую культуру, новое советское музыкальное искусство, противопоставлялось стремление к созданию музыки, как таковой, а не только советской музыки. И это стремление обеспечивало связь музыкальной жизни Ленинграда с мировой культурой, обогащало и привносило в однобокую идеологизированную музыкальную жизнь советского Ленинграда свежие веяния.
Отметим, что сама идея создания чистого советского музыкального искусства была очевидно неосуществима на практике. Ведь музыкальное творчество - это такая сфера жизнедеятельности, которая предполагает подход не просто рассудочный, но чувственно-эмоциональный. По этой причине, музыка может быть легко понимаема не только в пределах одной страны, или в странах только с одним общественно-политическим строем. Этот вид искусства относительно легко пересекает границы. Музыкальная жизнь не мыслима без гастрольной деятельности. В условиях стремления расширения ареала существования советской культуры, гастроли были просто неизбежны. Выезд советских музыковедов, композиторов, исполнителей в капиталистические страны не только предоставлял возможность для демонстрации своих достижений, но и способ для заимствования достижений культуры западной. Отметим, что контроль за репертуаром въезжающих в СССР и в Ленинград, в частности, иностранных гастролеров был трудно осуществим. Идеологические установки по отношению к искусству и музыке, в частности, более всего проявлялись в направлении социалистического реализма. Само направление было не ново для культуры рассматриваемого периода, а партийность и народность искусства всегда были важными для советских деятелей культуры. Социалистический реализм придерживался ряда правил и тем для музыкального искусства, выход за пределы которых не приветствовался властями. То есть, деятельность тружеников музыкального фронта была существенно стесненной. Героико-патриотическая и гражданская тематика, освещение достижений вождей и советского народа в целом, заслоняли темы личных проблем и переживаний, индивидуальности вообще. В условиях жесткой цензуры советское искусство в чистом виде могло бы стать однобоким.
Партийная линия по отношению к музыкальному искусству звучала на различных собраниях, съездах и конференциях. Она внедрялась и укоренялась в сознании населения и творческой интеллигенции. Партийно-государственная политика проводилась в жизнь, в первую очередь, при помощи «четвертой власти» - средств массовой информации. Ярким примером является просоветская периодика, которая формировала определенное отношение общества к различным направлениям музыкального искусства. В частности, четко прослеживается история джазовой музыки в Ленинграде. На этом примере мы можем убедиться в невозможности изоляции советского музыкального искусства от западной культуры. Результаты культурной политики по отношению к джазовой музыке показали несостоятельность первых попыток искоренения этого вида искусства, а также дальнейших попыток, направленных на полную трансформацию джаза в советский джаз. Советская партийная линия проводилась в сознание также и путем лекционно-просветительской деятельности, где приоритетное значение имело разъяснение линии партии и основ марксистско-ленинской философии, в том числе, в области культуры. Лекции, посвященные этим вопросам, равно как и вопросам экономического развития и международного положения, конечно же, вытесняли музыкальную тематику. Добавим, что лекторы-музыковеды имели менее почетный статус, чем их коллеги, специализирующиеся на вышеперечисленных темах. Очевидно, для лектора-музыковеда, композитора или исполнителя, любого артиста первоочередное значение имела политическая подготовленность, благодаря которой на свет должна была рождаться только музыка советского образца.
Для музыкального искусства Ленинграда, и всей страны, имела значение и классовая позиция. Любое творчество является действительно продуктивным в условиях свободы от классовости. Интеллигенция, в том числе и музыкальная, считалась неспособной самостоятельно, без руководящей роли партии и непосредственного участия рулевого - рабочего класса создавать полноценную советскую культуру, советскую музыку. Но в то же время, именно интеллигенции по замыслу партии, предстояло формировать личность настоящего советского человека и того же советского рабочего.
Поскольку музыка должна была служить целям партии, важно было не только создавать произведения в советском русле, распространять их, выполнять воспитательную, развивающую функцию, но и выполнять функцию развлекательную, формировать позитивные эмоции и атмосферу. Последняя должна была способствовать развитию оптимизма и повышению качества труда. Количественные показатели в условиях частых кампаний по проведению социалистических соревнований были не менее важны.
Следует отметить, что существовали многочисленные организации для проведения партийно-государственной линии, контроля за ее осуществлением и коррекцией. В этой системе были взаимосвязаны партийные и государственные организации. Внутренняя музыкальная жизнь Ленинграда контролировалась городскими и районными советами и комитетами, партячейками на местах, Ленинградским отделением союза композиторов, Ленинградским отделением всероссийского гастрольно-концертного объединения, преобразованного в 1964 году в Ленконцерт. И, конечно же, невозможно было представить какую-либо концертную деятельность без концертных залов, Дворцов культуры, театров и концертных площадок города.
Таким образом, в Ленинграде создавались условия для создания музыкальной культуры, организации музыкальной жизни по советскому образцу в интересах партии и государства.
Однако, культурная политика советских «верхов» в области музыкального искусства привела к несколько неожиданным результатам. Во многом этому поспособствовала критичность сознания части населения.
В целом, определяющее значение партийно-государственной линии оставалось неоспоримым. Среди мероприятий музыкальной жизни были такие, как шефская работа в городе и области, периодически проводившиеся социалистические соревнования. Активно проводилось разъяснение решений партии, создавались и демонстрировались новые музыкальные произведения. Осуществлялась гастрольная деятельность, продвигались достижения ленинградских музыковедов, критиков, исполнителей. Музыкальное искусство страны демонстрировали гастролеры в капиталистических странах. Количество новых музыкальных произведений и театральных постановок увеличивалось. Но, такая активная деятельность имела и свою оборотную сторону.
Качество произведений не могло полностью соответствовать советским стандартам. Увеличивалось число театральных постановок по произведениям западных авторов, произведений на патриотические и гражданские темы не хватало. Остро стояла проблема репертуара. Вскрылась неоднозначность музыкальных произведений западной культуры в рамках одного музыкального направления. Тщетность усилий советской власти и неоднозначность результатов ее политики в сфере музыкального искусства продемонстрировали также звезды советской эстрады, такие как ВИА «Поющие гитары» и «Дружба», в репертуаре которых обнаружились весьма вольные по советским меркам композиции.
Особенно ярко кризис проявлялся в среде молодежи, растущего поколения. Именно оно стало поддерживать и продвигать запретные музыкальные направления и особенно в сфере танцевальной музыки. А молодежные кафе и клубы, организованные как места для «правильного» досуга, оказывались, зачастую, местами вольнодумства. Молодое поколение поддерживали, что интересно отметить, отдельные представители старшего поколения, в том числе, даже среди чиновников от культуры.
Таким образом, партийно-государственная политика в области музыкальной культуры в 60-х-70-х годах прошлого века оказывала в общем решающее значение на музыкальную жизнь нашего города, причем была создана целая система ее курирования, достаточно жесткая. Но не всегда направления музыкальной сферы развивались строго в соответствии с поставленными «сверху» целями, следствием чего являлась постоянная коррекция музыкальной жизни Ленинграда, направление ее в нужное русло.
Следует отметить, что многие запрещенные, не поощрявшиеся партийно-государственной властью новые музыкальные веяния, целые жанры, отдельные направления музыкальной культуры, как в стране, в целом, так и в Ленинграде, пробились через все препоны, и сегодня, в начале XXI века, являются не только привычными, но в чем-то даже тривиальными, классическими.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сарган, Лариса Михайловна, 2007 год
1. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 - 1964 г.г. М., 2004. 486с.
2. Баскин М. Живая сила музыки. Л.-М., «Советский композитор», 1978. 134с.
3. Баташев А. Н. Советский джаз. М., «Музыка», 1972. 175с.
4. Бержера Ф. История джаза со времен бопа. М., 2003.
5. Богданова А. В. Музыка и власть. М., «Наследие», 1995. 432с.
6. Борев Ю. История государства советского в преданиях и анекдотах. М., «Рипол», 1995. 250с.
7. Л.И.Брежнев. Материалы к биографии. М., «Политиздат», 1991. 383с.
8. Бялик М. Г., Чернов А. А. О легкой музыке. О джазе. О хорошем вкусе. М., «Музыка», 1965. 165с.
9. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 2001. 358 с.
10. Васюточкин Г. Джазовый Петербург: 20 век. СПб., 2001. 102с.
11. Вишневский С. Формирование духовного облика советского человека. М., «Мысль», 1986. 204с.
12. Волкогонов Д. Семь вождей: галерея лидеров. Кн.2. М., «Новости», 1995.478с.
13. Геллер Н., Некрич А. История России. Т.2. М., «Мик», «Агар», 1996. 431с.
14. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Кн.1. Эпоха Хрущева. М., «Прогресс-Традиция», 2001. 619с.
15. Грушин Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Кн.2. Эпоха Брежнева. 4.1. М., «Прогресс-Традиция», 2003. 513с.
16. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., «Политиздат», 1987. 367с.
17. Давыдов А.Ю. Союз труда и искусства //Очерки истории Ленинграда. Т.7. Л., «Наука», 1989. 474с.
18. Жидков В., Соколов К. Культурная политика России. М., 2001. 590 с.
19. Коллиер Д. Л. Становление джаза. М., «Радуга», 1984. 390с.
20. Конен В. Рождение джаза. М., «Советский композитор», 1990. 319с.
21. Медведев Р. Никита Хрущев. Отец или отчим советской «оттепели»? М., 2006. 476с.
22. Мудо-песни в квадрате (большому Иван Семенычу Ме1-Ещенке посвящается). Неполное собрание сочинений. СПб., Издательско-полиграфический центр СПб ГТУ, 1996. 50с.
23. Нагибина Н.Л. Мастера российского джаза. М., Издательство института психологии РАН, 1999. 76с.
24. Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М., «Музыка», 1991.276с.
25. От костра к микрофону. История авторской песни в Ленинграде 50-х-60-х г.г. СПб., «Респекс», 1996. 519с.
26. Петров А.П. Время. Музыка. Музыканты. Л., «Советский композитор», 1987. 133с.
27. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель». М., «Олма-Пресс», 2002. 509с.
28. Раабен Л.Н. О духовном ренессансе в русской музыке 1960-х 1980-х г.г. СПб., «Бланка Бояныч», 1998. 351с.
29. Семанов С. Брежнев: правитель «Золотого века». М., «Вече», 2004. 398с.
30. Смирнов Г.Л Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., «Политиздат», 1980. 415с.
31. Советская музыкальная культура. Исторические традиции современности. М., «Музыка», 1980. 207с.
32. Советский джаз: проблемы, события, мастера. М., «Советский композитор», 1987. 591с.
33. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. Л., «Музыка», 1964. 87с.
34. Сохор А.Н. Партийность, народность, интернационализм советской музыки. Л., «Музыка», 1973. 64с.
35. Фейертаг В.Б. Джаз. XX век. Энциклопедический словарь. СПб., «Скифия», 2001. 561с.
36. ХолоповЮ. К понятию «советская музыка» //Конец столетия. Предварительные итоги. М., «Новая книга», 1993. 63 с.
37. Н.С.Хрущев. Материалы к биографии. М., «Политиздат», 1989. 366с.
38. Хрущев С.Н. Рождение сверхдержавы: книга об отце. М., 2000.
39. Хрущев С.Н. Хрущев. М., 2001. 302с.
40. Черноморский М.Н. Источниковедение истории СССР. М., «Высшая школа», 1976. 296с.
41. Шевелев В.Н. Хрущев. Ростов на - Дону, «Феникс», 1999. 349с.
42. Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и истории философии. М., РГГУ, 1997. 612с.
43. Шубин А. От «застоя» к реформам. СССР в 1917-1985 г.г. М., 2001. 766с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.