Герменевтика мифологических структур в литературе немецкого модерна: на материале произведений Новалиса и Герман Гессе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.04, кандидат наук Шлигель-Мильх, Михаил Анатольевич

  • Шлигель-Мильх, Михаил Анатольевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2018, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.02.04
  • Количество страниц 0
Шлигель-Мильх, Михаил Анатольевич. Герменевтика мифологических структур в литературе немецкого модерна: на материале произведений Новалиса и Герман Гессе: дис. кандидат наук: 10.02.04 - Германские языки. Санкт-Петербург. 2018. 0 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шлигель-Мильх, Михаил Анатольевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Мифологическая картина мира и миф как принцип творчества в

контексте макроэпохи модернизма

1.1. Романтизм в контексте «макроэпохи» модернизма

1.2. Определение мифа

1.3. Романтическая «религия» как форма мифотворчества

1.4. Пространство и время мифа

1.5. Личность в центре мифа

Выводы по первой главе

Глава 2. Герменевтика и дискурс-анализ неомифологических текстов

2.1. Методика комплексного анализа неомифологического текста литературного произведения

2.2. Апробация гипотезы о неомифологической структуре в ходе комплексного

анализа повести Г. Гессе «КтёегБеек»

Выводы по второй главе

Глава 3. Анализ неомифологической структуры как основы регулярности неомифологического дискурса произведений Новалиса и Германа Гессе

3.1. Неомифологическая структура в произведениях Новалиса

3.2. Концепт «Бог»

3.2.1. Концепт «женщина» как проявление божественного

3.3. Концепт «личность»

3.4. Концепт «пространство и время»

3.5. Неомифологическая структура в произведениях Г. Гессе

3.6. Концепт «Бог»

3.6.1. Концепт «женщина» как проявление божественного

3.7. Концепт «личность»

3.8. Концепт «пространство и время»

2

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Герменевтика мифологических структур в литературе немецкого модерна: на материале произведений Новалиса и Герман Гессе»

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу неомифологических структур в литературе немецкого модернизма на материале произведений Новалиса и Г. Гессе. Согласно принятой в диссертации концепции модерн рассматривается как макроэпоха (Д. Кемпер), охватывающая период развития немецкоязычной литературы последних 250 лет, которая провозглашает самоценность индивидуальной личности, обладающей свободой воли.

Поэтому тексты Новалиса и Г. Гессе, объединенные принадлежностью к макроэпохе модернизма, рассматриваются в данной работе как гомогенные и выступают единым объектом настоящего исследования.

Как Новалису, так и Г. Гессе, были близки иррационализм, мистическая настроенность, интерес к Востоку и тема любви. Г. Гессе высоко ценил Новалиса, синтезировавшего научную мысль с художественным творчеством. Однако, Гессе более, чем Новалис, углубился в исследования внутреннего мира человека, его психических процессов в сфере бессознательного. В произведениях обоих авторов присутствует в имплицитном виде идея длительности, внутреннего, не зависящего от окружающего мира, ощущения хода времени. Оба автора придерживались холистического взгляда на мир, взгляда, объединяющего материальное и идеальное. Согласно этому воззрению человек тождественен миру и Богу, внешняя действительность превращается во внутреннюю, прошлое, настоящее и будущее сливаются в единую протяженность. Такое мировоззрение соответствует древнему мифологическому, проявляющему себя как в древних сакральных мифах, так и в произведениях их имитирующих, к которым также принадлежат исследуемые тексты авторов.

Актуальность исследования обусловлена устойчивым интересом к древнему мифологическому наследию человечества, который проявляется в мифопоэтике современной литературы. Герменевтика мифологических структур, лежащих в основе значимых произведений эпохи модерна, имеет научное

значение, так как позволяет опосредованно наблюдать изоморфные структуры языкового сознания мифологически мыслящего субъекта.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые выявляется и описывается общая текстообразующая структура, обладающая устойчивостью и универсальностью, способная служить интерпретантой для широкого класса неомифологических текстов.

Объектом исследования выступает неомифологическая структурная матрица, организующая внутренний мир художественных произведений Новалиса и Г. Гессе.

Предметом исследования являются языковые средства и способы речевой репрезентации опорных концептов неомифологической структуры в текстах Новалиса и Г. Гессе.

Материалом исследования выступают тексты литературных произведений Новалиса "Hymnen an die Nacht", "Die Lehrlinge zu Sais", "Heinrich von Ofterdingen", "Christenheit oder Europa" и Г. Гессе "Kinderseele", "Siddhartha", "Narziß und Goldmund", "Der Steppenwolf" общим объемом более 900 страниц. Выбор в пользу указанных произведений Новалиса и Гессе объясняется тем, что они являются наиболее крупными и значимыми произведениями авторов, отражающих их философию, отмеченную склонностью к мифологизации. Для их произведений характерна опора на субъективный опыт героев, и представление о цикличности мифологического времени.

Цель настоящего исследования состоит в изучении функционирования опорных концептов, лежащих в основе неомифологических структур, их роли в создании художественного мира произведений Новалиса и Г. Гессе, а также в построении нарративных моделей и повествовательных стадий, соотносимых с аналогичными моделями и стадиями сакральных мифов.

Достижение указанных целей потребовало решения следующих задач: 1. провести композиционно- и структурно-семантический анализ неомифологических текстов Новалиса и Г. Гессе.

2. Определить инвентарь опорных концептов, исследовать динамику развития этих концептов на разных стадиях развертывания текстов, выявить интертекстуальные связи концептов неомифологических текстов с культурно значимыми мифологическими текстами.

3. Определить повествовательные стадии парадигматической, или вертикальной, нарратологической линии, разделив тексты на соответствующие разделы.

4. Определить зоны наложения друг на друга событий, существующих в воображении героев, с сюжетными эпизодами и описать их роль в создании пространственно-временного континуума исследуемых текстов.

5. Провести лингвопоэтический анализ ключевых метафорических образов указанных текстов.

6. Рассмотреть функционирование стилистической фигуры нейтрализации как лингвистического механизма выражения холистического взгляда на мир в пределах художественного текста.

7. Дополнить интерпретацию композиционно-сюжетных функций иноязычных текстовых вкраплений данными лексикографических источников.

Исследование проводилось путем совмещения методов дискурс-анализа с герменевтическим анализом, а также с привлечением лексикографического анализа иноязычных вкраплений, который дополнил понимание обозначенных в исследовании концептов.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют труды отечественных и зарубежных учёных в следующих областях научного знания:

• проблема мифа, теория психоанализа, человеческого сознания (Барт Р., Бергсон А., Бэлл М., Дёрр Ф., Геннеп А. ван, Гордеева О.В., Кнатц Л., Крист Ф., Курпатов А., Кэмпбелл Дж., Мелетинский Е.М., Пелипенко А.А.,

Петренко В.Ф., Свасьян К.А., Соколова Е.В., Туровский М.Б., Тэрнер В., Хаксли О., Хюбнер К., Элиаде М., Юнг К.Г.)

• работы по философии, по теории литературы романтизма и модернизма (Берковский Н.Я., Вейз Дж.Э., Виндельбанд В., Гайм Р., Гейер П., Гюйо Ж.М., Жеребин А.И., Жирмунский В.М., Жуссэн А., Кассирер Э., Месслин Д., Ницше Ф., Петропулу П., Рожкова Н.В., Тевзадзе Г., Фихте И.Г., Флоренский П.А., Шеллинг Ф.В.Й., Шлегель Ф., Шлейермахер Ф.)

• исследования по буддизму и индуизму (Каниткар В.П., Кинсли Д., Кочетов А.Н., Левит-Броун Б., Лысенко В.Г., Тетлин Л.И.)

• труды по филологической герменевтике (Абрамов С.Р., Бэтти Э., Вольский А.Л., Гучинская Н.О., Кузнецов В.Г., Рикёр П.

• работы по теории текста и дискурса (Бахтин М.М., Белоусов К.И., Бубенхофер Н., Гальперин И.Р., Гончарова Е.А., Гронская О.Н., Золян С.Т., Кубрякова Е.С., Леворато А., Лотман Ю.М., Миловидов В.А., Почепцов Г.Г., Руднев В., Фетцер А., Ходжес А., Холквист М., Щирова И.А.)

• работы по когнитивной лингвистике и теории метафоры (Арутюнова Н. Д., Булыгина Т.В., Воркачев С.Г., Зусман В.Г., Карасик В.И., Кузьмина М.К., Маккормак Э., Межибо Т.Г., Никитин М.В., Петренко Н.В., Попова З.Д. Постовалова В.И., Прокофьева Т.А., Прохоров Ю.В., Стернин И.А., Суржанская Ю.В., Чернейко Л.О., Фоконье Ж.)

• Кроме того, в работе приводятся выдержки и анализируются фрагменты сакральных текстов Библии и Бхагавад-Гиты.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Художественные тексты Новалиса и Г. Гессе принадлежат макроэпохе модернизма, в семиотическом поле которого они могут рассматриваться как изоморфные. Фундаментальным признаком модернизма является неомифологизм, проявляющий тенденцию к холистическому

мировосприятию путем преодоления антиномий рационалистического сознания.

2. Неомифологизм как базовое явление модернистского сознания и фундаментальный признак литературы модернизма возрождает мифологические отношения в условиях современного рефлексивного сознания. Неомифологическое сознание представляет собой синтез древнего и современного мировосприятия.

3. Неомифологическое сознание проявляет себя в неомифологическом тексте, структурную основу которого образует взаимодействие концептуальной триады "Бог - мир - человек" с двумя повествовательными осями -парадигматической и синтагматической, на которых она семантически реализуется. Парадигматическая ось представляет собой авторскую реплику аналогичной повествовательной линии сакрального мифа. Синтагматическая ось - конкретная последовательность событий, разворачивающихся в художественном мире авторов.

4. На уровне парадигматики оба автора стремятся сблизить свои произведения с культурно важными мифологемами, в то время как синтагматический уровень каждого из произведений является признаком авторской индивидуальности, на котором три опорных концепта пополняются новыми значениями.

5. Концептуальная триада "Бог - мир - человек", присутствующая в эксплицитном/имплицитном виде, является базисом формирования концептуально-содержательной информации неомифологических текстов, сконцентрированной в следующих концептах с обширным инвентарем семантических признаков: "Бог", "пространство и время", "личность".

6. С опорными концептами триады может состоять в различных импликационных связях целый ряд других концептов, что свидетельствует об открытости неомифологического текста, допускающего появление в нем ряда новых лексических значений и авторских смыслов. Так, важное

значение для Новалиса и Г. Гессе приобретает концепт "женщина", наделяющий женские образы атрибутом божественности.

7. Тексты Новалиса и Г. Гессе в их соотнесенности дают возможность проследить родственную связь неомифологических текстов с древнейшими мифологемами человеческой культуры: космогенезом, грехопадением и странствованием. Однако при наличии этой основополагающей интенции, каждый из авторов творит свой индивидуальный художественный мир. Главный интерес Новалиса составляет космическая судьба человечества, преображенная поэзией. В произведениях Г. Гессе подчеркнут принцип субъективности героя.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении универсальной структурной матрицы «Бог - мир - человек», присущей всякому неомифологическому тексту, концентрирующей в себе его основную концептуально-содержательнукю информацию и раскрываемую в ходе герменевтического анализа структуры неомифологических художественных текстов.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения её материалов и результатов при герменевтике сакральных и художественных текстов, обладающих схожей структурой, а также при обучении студентов анализу текста.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены на конференции РХГА совместно с РГПУ им. Герцена «Психотехники и измененные состояния сознания» (Санкт-Петербург, 8-10 декабря 2016 г.), на международной конференции «Символ в системе культуры» в ходе «IX Лотмановских дней» в Таллиннском университете (Таллинн, 26-28 мая 2017 г.), а также опубликованы 3 статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией, общим объемом 1,8 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация содержит 221 страницу основного текста и состоит из введения, трех глав, сопровождаемых выводами, заключения. К работе прилагается библиографический список (199 наименований).

Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются актуальность и научная новизна работы, формулируются цель и задачи исследования, называются основные методы и излагаются положения, выносимые на защиту, определяются теоретическая и практическая значимости исследования, а также указываются сведения об апробации положений диссертации, характеризуется структура работы.

Глава 1 «Мифологическая картина мира и миф как принцип творчества в контексте макроэпохи модернизма» посвящена исследованию форм репрезентаций в языке таких понятий, как «Бог», «человек», «пространство и время», на которых строится диссертация. Уточняются также понятия «макроэпохи модернизма» и «мифа».

Глава 2 «Герменевтика и дискурс-анализ неомифологических текстов» посвящена теоретическому обоснованию применения комплексного анализа неомифологического текста, опирающегося на взаимодействие методик филологической герменевтики и дискурс-анализа. Вводится и обосновывается понятие неомифологической структурной матрицы, рассматриваются ее текстообразующие свойства, а также анализируется репрезентация опорных концептов «Бога», «личности» и «пространства и времени» на разных стадиях развертывания текста повести Г. Гессе «Kmderseele».

Глава 3 «Анализ неомифологической структуры как основы регулярности неомифологического дискурса произведений Новалиса и Германа Гессе» посвящена выявлению структурного сходства дискурса идейно- и композиционно-родственных корпусов текстов Новалиса и Г. Гессе на основании неомифологической структурной матрицы (неомифологической структуры).

Анализируется сюжетообразующий потенциал неомифологической структуры на примере двух корпусов текстов, а также демонстрируется динамика развития опорных концептов от текста к тексту.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

ГЛАВА 1

МИФОЛОГЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И МИФ КАК ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ МАКРОЭПОХИ МОДЕРНИЗМА

1.1. Романтизм в контексте «макроэпохи» модернизма

Немецкий романтизм с самого момента возникновения противопоставил себя классицизму и классическому рациональному способу мышления. Классицизм и Просвещение провозглашали, прежде всего, подчинение воли и чувства разуму. «Классическое мышление выработало свой стиль философствования, построенный на логической аргументации, избегавшей двусмысленности. Все внерациональные способы мышления и познания отвергались. Язык служил нейтральным средством выражения тех или иных понятий» [Корнилова, Ланцова 2013 : 195]. Романтики провозглашали культ духа, безотчетного, бессознательного, они зло издевались над просветительскими идеалами, доказывая неосуществимость просветительских надежд на установление «царства разума». «Античным» иллюзиям классицизма романтики противопоставляли идеал нового, более полного и универсального искусства. Это противопоставление «античного» и «романтического» составляет одну из главных тем романтической эстетики [Шестаков 1979: 306].

Романтизм может быть представлен, согласно А. Жуссэну, тремя формами:

1) Романтизм подчиняет познание чувству и воле. Такова общая тенденция романтического искусства и литературы XIX столетия. Тенденция эта с большей точностью выражена в философских теориях Шопенгауэра и Бергсона.

2) Романтизм считает гармонизаторскую силу, проявляющуюся в произведениях мысли и в порядке общества и природы, скорее творческим усилием чувства, инстинкта, чем проявлением работы ума или разума.

3) Наконец, в качестве реакции против метафизики древних и

механистической науки современников, сложилась философия,

12

считающая чувство и волю несоизмеримыми с разумом (Беркли и Шопенгауэр), а реальную длительность несводимость к абстрактному времени (Бергсон). [Жуссэн 2011: 7-8]. Романтизм был призван на защиту всего оригинального и нового в жизни, ограничить вторжение разума во все сферы жизни, культивировать чувственное и интуитивное воззрение на мир.

Но, тем не менее, в литературоведении и культурологии сложилось мнение, что как классицизм, так и романтизм с последующими направлениями в литературе и искусстве подпадают под определение большого модернизма. Романтическое искусство, названное Ф. Шлегелем современным (нем.: modern), изображающее жизнь в ее индивидуальности, а героев произведений руководствующимися в своих поступках душевными порывами, эротическими желаниями, повлияло на последующую эпоху модерна. «Тенденция воплощения жизни в произведении искусства, присущая модернизму, берет свое начало в эпохе раннего романтизма» [Messlin 2011: 94].

С самого начала необходима терминологическая ясность двух определений:

«модерн» и «модернизм». Модерн - это философское ядро творчества

рассматриваемых авторов. Как отмечает М. Межуев, модерн возник в эпоху

языческой античности, а затем - в результате Возрождения, Реформации и

Просвещения - был продолжен в Новое время [Межуев 2008, 163]. Суть модерна

- в преодолении традиционализма в мышлении людей, в стремлении

руководствоваться в своих поступках собственным разумом. Модерну

свойственно сомнение в истинности любого мнения или суждения, основанного

на некритически воспринятом авторитете, предрассудке или традиционной норме.

Модерн подчеркивает важность и уникальность личного жизненного опыта.

Ввиду опыта, человек модерна воспринимает традицию не как нечто приходящее

к нему из прошлого, что принудительно навязано ему, а то, что он сам свободно

выбирает из этого прошлого [Межуев 2008, 166]. Именно в этом состоит

внутренний императив героев Новалиса и Г. Гессе. Модернизм же - это

художественное воплощение данного идеала модерна. «Модернизм - ярко

13

выраженное и сознательное посвящение модерну в интеллектуальных, культурных и богословских занятиях» [Гексам 2006, 88]. Термин «модернизм» употребляется в дальнейшем в качестве обозначения литературно-философского стиля авторов, принадлежащих разным эпохам, но разделяющих одну и ту же идеологию.

Как отмечает Д. Кемпер, термин модернизм может рассматриваться в двух своих значениях, узко и широко. В первом значении традиционном и привычном модернизм обозначает завершенную историко-литературную эпоху на рубеже Х1Х-ХХ веков - это так называемая микроэпоха модернизма.

В принципиально ином виде, более новом, утвердившимся за последние 20 лет, термин «модернизм» обозначает большой временной континуум, который включает и нашу современность. Он берет свое начало тогда, когда зарождаются те основные проблемы и структуры, которые сохранили свою актуальность до наших дней. В таком понимании макроэпоха модернизма начинается приблизительно в 1750-1770-е и длится до сих пор [Кемпер 2006: 8].

Согласно другой точке зрения, век модернизма продолжался ровно 200 лет, с момента падения Бастилии в 1789 до падения Берлинской стены в 1989 [Вейз 2002: 23]. Романтическим или, по крайней мере, близкими к романтическому способу воззрения на мир можно считать авторов разных эпох, которые утверждают в своих произведениях нечто новое, отличное от современных им догматов, норм и мировоззрений, придавая большое значение духовному началу человека, интуиции и индивидуализму.

Романтизм (девятнадцатый век) перевернул модернизм вверх ногами. В век

господства науки романтики отходят от механистического взгляда на мир, видя в

нем живой одухотворенный организм. Романтизм следовал скорее парадигмам

биологии, чем физики. «Природа должна быть объяснена не просто в

механических терминах, но в терминах «жизненной силы», оживляющей

вселенную и человеческую индивидуальность. Входя во взаимодействие со

своими внутренними переживаниями, пропуская через чувства жизнь во всей ее

полноте, открываясь великолепию физического мира, человек может «слиться с

14

природой» и достичь единства с жизненной силой, одухотворяющей вселенную» [Вейз 2002: 33].

При смене направлений в культуре влияние романтизма не исчезает, а перемещается на периферию. «Романтизм и модернизм принадлежат к так называемым «вторичным стилям», которые постепенно формируются в процессе разложения и трансформации стилей «первичных», таких как классицизм или реализм» [Жеребин 2012: 255-256]. Модернизм является логическим продолжением предшествующих эпох, единством античности и романтизма, переработкой и переосмыслением их наследия. «Das Moderne ist daher auch als Einheit des antiken und romantischen zu fassen in einem noch unabgeschlossenen Prozess» [Historisches Wörterbuch der Philosophie 1984: 55]. Синкретизм различных идеологий, философий и жанров становится отличительной чертой модернистской литературы, что отчетливо прослеживается в творчестве Новалиса и Г. Гессе.

Мышление модерна впоследствии преодолевает ограниченности классики, выходит за пределы собственно философского знания, стремится объединить философию с литературой, искусством и религией, подменяет философскую рефлексию мифопоэтическим литературным творчеством. Это было обусловлено интересом романтиков к мифологии и древнему наследию человечества.

В эпоху модернизма методологии, предназначенные для изучения

природных объектов, стали применяться к человеку. Социология пыталась

объяснить общественные процессы, психология - внутреннюю жизнь человека,

его различные психо-эмоциональные состояния, которые подвергнутся

эмпирическому научному анализу и позволят представить человека как часть

одной большой системы, вернее, организма, который связывает отдельную

личность в её духовной жизни со всеми другими Я как в настоящем, так и в

прошлом. Психоанализ развивает учение о бессознательном как о связи

психических процессов коллектива как надличностной системы с личностью

отдельного человека. К.Г. Юнг определяет бессознательное как «вместилище всех

утраченных воспоминаний и всех содержаний, которые еще слишком слабы,

15

чтобы проникнуть в сознание» [Юнг 1997: 62]. Кроме того, в личное бессознательное входят априорные, врожденные формы «интуиции», а именно архетипы восприятия и понимания, являющиеся необходимыми «априорными детерминативами всех психических процессов». «Инстинкты приводят человека к специфически человеческому способу существования, архетипы принудительно приводят его способы восприятия в соответствие со специфически человеческими шаблонами» [ibid.: 63]. Архетипы являются своего рода когнитивными образцами, а социальные и языковые действия - их коррелятами. Религиозное и социальное поведение - это, как утверждал Юнг, проявление архетипов. Мифология, а в дальнейшем и религия, по Юнгу, выводятся из проявлений души первобытного человека, наблюдавшего за проявлениями природы, влиявшими на его бессознательные процессы. «Архетипы создают мифы, религии и философии, оказывают воздействие на целые народы и исторические эпохи, характеризующие их» [Юнг 1991: 47].

Психологический подход к человеку повлиял на формирование литературы эпохи большого модернизма. Еще Шеллинг писал о влиянии бессознательного, интуитивного начала на творчество автора: «Давно уже понятно, что в искусстве не все совершается сознательно, что с сознательной деятельностью должна сочетаться бессознательная сила и что только полное единение и взаимопроникновение обеих создают наивысшее в искусстве» [Шеллинг 1998: 904]. Как указывают исследователи [Щирова, Гончарова 2007; Е.М. Мелетинский 2012], в эпоху модернизма повествовательная проза, в частности роман, занимает место мифологического рассказа и сказок о первобытных обществах. Литературную форму приобретают древние мифы, слово богов, архетипы коллективного бессознательного, они передаются от автора к автору, постоянно репродуцируются в литературе, формируя основу для ее развития. Как отмечает Е. Мелетинский, литература ХХ века отмечена психологизмом. «Сугубо индивидуальная психология оказывается универсально-общечеловеческой, что открывает дорогу для ее интерпретации в мифологических терминах»

[Мелетинский 2012: 262], что позволило писателям по-новому взглянуть на феномен связи поколений.

Экзистенциональный возврат к мифологии и влияние психоанализа имеют следствием то, что философия и искусство становятся «психологичней», истина становится субъективной, язык считается не столько нейтральным средством выражения понятий и знания, сколько мнения, являясь отображением нервного раздражения в звуке, не способным выразить истину [Вольский 2008: 33]. Истину, точнее утверждение, что истина найдена, Ницше вообще считает пагубной вещью, «так как это сковывает волю к изысканию, исследованию, силы, направленные на просвещение и познание» [Ницше 1995: 182]. Ценность имеет не сама истина как таковая, а возможность ее поиска и ее психологическая оценка. Можно было бы сказать, что возможность как таковая становится «истиной». Догмы и поведенческие клише статичны и поэтому не интересны романтическому герою, интересно лишь движение и поиск новых форм, которые будут наполнены новым смыслом. Возможность ценилась романтизмом намного более, чем данная действительность. «Возможность - это свобода, внутриприсущая самой природе вещей. Объективная жизнь не знает однолинейного принуждения - внутри нее, по Шеллингу, творится выбор, какой-то путь получил предпочтение, надолго ли, неизвестно, есть и другие пути, предлагающие, чтобы их испытывали» [Берковский 2001: 27]. Путь поиска истины - это процесс становления самой личности. «Путь является мифологемой, означающей процесс жизни, процесс мышления, процесс созревания души, т.е. восприятие пути не как цели, а как направления к цели, «человеческая душа - странница во времени» [Вишневская 2005: 11]. У Германа Гессе в повести «Siddhartha» процесс поиска описан глаголами «suchen» и «finden». Так первый глагол описывает поиск заранее утвержденного, что, в свою очередь, властвует над человеком и не дает видеть альтернативы. Второй путь поиска, все же, более правильный, он дает свободу. «Wenn jemand sucht <...> dann geschieht es leicht, dass sein Auge nur noch das Ding sieht, das er sucht, dass er nichts zu finden, nichts in sich einzulassen vermag, weil er

nur immer an das Gesuchte denkt, weil er ein Ziel hat, weil er vom Ziel besessen ist.

17

<...> Finden aber heißt: frei sein, offen stehen, kein Ziel haben» [Hesse 2010: 118]. В этом свободном стремлении вперед весь романтический герой, цель которого -это, скорее, выбор направления движения, а не четко сформулированная стратегия достижения конечного результата. Путь человека в романтизме Новалиса и неоромантизме Г.Гессе - это душевное движение через противоречивые обстоятельства, которые он выбирает добровольно. Это путь к себе прозревшему, а значит свободному, но не только к свободному, но и к более мудрому. Путь (философского) познания по Шлегелю не может быть завершен, философия имеет смысл как философствование, как процесс становления. Философия есть «познание внутреннего человека, причин природы, отношение человека к природе и его связей с ней, или поскольку нет еще реальной завершенной философии, стремление к такому познанию» [Шлегель 1983: Т2, 103].

Похожие диссертационные работы по специальности «Германские языки», 10.02.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шлигель-Мильх, Михаил Анатольевич, 2018 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Абрамов, С.Р. Герменевтика: история и теория метода. (Краткий очерк). [Текст] / С.Р. Абрамов. - Майкоп, издательство АГУ, 2001 г. - 318 с.

2) Абрамов, С.Р. Сакральный и поэтический текст как предмет филологической герменевтики [Текст] / С.Р. Абрамов: Дис ... док. филол. наук: 10.01.08 / РГПУ, СПб, 2006. - 520 л.

3) Августин, А. Исповедь X1, 14 [Текст] / А. Августин // Антология мировой философии, т. 1, ч. 2. М.: 1969.

4) Акопян, Я.А. Новалис и Гессе. РОМАНТИЗМ: ИСКУССТВО. ФИЛОСОФИЯ. ЛИТЕРАТУРА (материалы международной конференции). Печатается по решению Ученого Совета ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова. - Ереван, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/akopyan-novalis-i-gesse.htm - свободный. - Заглавие с экрана - на рус.

5) Алексахин, В.И. Миф о конструкции пространства и виртуальные топологии в культуре [Текст] / В.И. Алексахин // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14 / Федерал. агентство по культуре и кинематографии. Рос. ин-т культурологи; ред. кол.: О.К. Румянцев (отв.ред) и др. - М.: Академический Проект; РИК, 2005. - С. 479-549

6) Анкудинов, К.Н. К вопросу содержания методологического концепта «романтизм после романтизма» [Текст] / К.Н. Анкудинов // Вестник адыгейского гос. Университета. Серия 2 Филология и искусствоведение. 2013 №1 (114). С. 5-14

7) Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека. [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М.: «Языки русской культуры», 1999. - I-XV, 896 с.

8) Баранов, А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб. пособие [Текст] / А.Н. Баранов, 4-е изд. стер. - М.: Флинта: Наука, 2012. -592 с.

9) Барт, Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов [Текст] / Р. Барт // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с франц. сост. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: ИГ Прогресс, 2002. С. 196-238

10) Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [Текст] / Р.Барт. Пер. с франц. / сост., общ. ред. и вступительная статья. Г.К. Косикова. - М.: Прогресс, 1998. - 616 с.

11) Барт, Р. Мифологии [Текст] / Р. Барт. Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2014. - 351 с.

12) Барт, Р. S/Z [Текст] / Р. Барт. Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. - 3-е изд. - М.: Академический проспект, 2009. -373 с. - (Философские технологии).

13) Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа [Текст] / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. - М.: Худож. литература, 1986. - С. 473-500

14) Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Текст] / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С. Бочаров и В. Кожинов. - М.: Худож. литература, 1986. - С. 121-290

15) Белоусов, К.И. Синергетика текста: От структуры к форме [Текст] / К.И. Белоусов. Изд. стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2016. -248 с.

16) Бергсон, А. Длительность и одновременность (по поводу теории Эйнштейна) [Текст] / А. Бергсон. Пер. с франц. А.А. Франковского. -Петербург: Academia, 1923

17) Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии. [Текст] / Н.Я. Берковский. - СПб: Азбука-классика, 2001. - 512 с.

18) Блауберг, И.И. Анри Бергсон. [Текст] / И.И. Блауберг. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 672 с.

19) Большакова, А.Ю. Архетип, миф и память литературы [Текст] / А.Ю. Большакова // Архетипы, мифологические символы в художественной картине мира писателя. Материалы международной заочной научной конференции (г. Астрахань, 19-24 апреля 2010) / под ред. Г.Г. Исаева; сост. Г.Г. Исаев, Т.Ю. Громова, Д.М. Бычков. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 289 с.

20) Булыгина, Т.В., Шмелев, А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) [Текст] / Т.В. Булыгина, А.Д Шмелев. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 576 с.

21) Бхагавад-Гита или песня Господня, переведенная с английского и санскритского А. А. Каменской и И. В. де Манциарли. - Издание журнала «Вестник теософии», 1914

22) Бэтти, Э. Герменевтика как общая методология наук о духе [Текст] / Э. Бэтти. Пер. с нем.: Е.В. Борисов. - М.: «Канон +», РООИ «Реабилитация», 2011. - 144 с.

23) Ваганова, Е.В. Текст научной статьи как индикатор языкового сознания аспирантов [Текст] / Е.В. Ваганова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика, № 1, том 10, 2013. -С. 50 - 52

24) Вейз, Джин Эдвард мл. Времена постмодерна [Текст] / Д.Э Вейз. -Фонд «Лютеранское Наследие», World Wide Printing, 2002, - 240 стр.

25) Виндельбанд, В. История философии [Текст] / В. Виндельбанд. Пер. с нем. - Киев.: Ника-центр, 1997. - 560 с. - (Серия «Познание»; вып. 5)

26) Виндельбанд, В. От Канта до Ницше [Текст] / В. Виндельбанд. Пер. с нем. под ред. А.И. Введенского. - М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. - 496 с.

27) Вишневская, И.А. Тяжкий путь познания [Текст] / И.А. Вишневская // Романтизм: вечное странствие / Отв. ред. Н.А. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. - М.: Наука, 2005. - 398 с.

28) Вольский, А.Л. Герменевтика символа «Голубой цветок» в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген» [Текст] / А.Л. Вольский // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008 №18, стр. 168-175

29) Вольский, А.Л. От поэтической философии к философской поэзии: опыт герменевтического исследования: Монография. [Текст] / А.Л. Вольский. - СПб.: Норма, 2008. - 332 с.

30) Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Текст] / С.Г. Воркачев // Филологические науки №1, 2002. С. 64-71

31) Гайм, Р. Романтическая школа. Вклад в историю немецкого ума [Текст] / Р. Гайм. Пер. с нем. В. Неведомского; Под ред. В.Ю. Быстрова; Вступит. ст. Ю.В. Перова. - СПб.: Наука, 2007. - 893 с. - (Сер. «Слово о сущем»).

32) Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст] / И.Р. Гальперин; Изд. 6-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 144 с. (Лингвистическое наследие ХХ века)

33) Гексам И. Новые религиозные движения. Карманный словарь. [Текст] / И. Гексам. Пер. с англ. Н. Рыбальченко. - Александрия: Издательство «Ездра», 2006. - 184 с.

34) Геннеп, А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов [Текст] / А. ванн Геннеп; пер. с франц. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 198 с. (Этнографическая библиотека).

35) Гончарова, Е.А. Эгоцентризм как принцип построения литературного текста [Текст] / Е.А. Гончарова // Studia Linguistica. Вып. 7. Языковая картина в зеркале семантики, прагматики и перевода. - СПб.: Тригон, 1998. - С. 135 - 244.

36) Горский, В.С. Историко-философское истолкование текста [Текст] /

В.С. Горский. - Киев: «Наукова думка», 1981

226

37) Гронская, О.Н. Нарративный фантастический дискурс в немецкой этнокультуре: монография [Текст] / О.Н. Гронская. - СПб.: СПбГИЭУ, 2012. - 424 с.

38) Гулыга, А.В. Шеллинг [Текст] / А.В Гулыга. - 3-е изд., испр. - М.: Соратник, 1994. - 316[4] с., - (Серия избранных биографий).

39) Гучинская, Н.О. Hermeneutica in nuce. Очерк филологической герменевтики [Текст] / Н.О Гучинская. - СПб: «Церковь и культура», 2002. - 128 с.

40) Гюйо, Жан Мари. Происхождение идеи времени [Текст] / Ж.М. Гюйо; пер. с франц., предисловие А. Фулье. - 2-е. - М.: ЛЕНАНД, 2005. -80 с.

41) Девдариани, Н.В. Иррационально-мистическое проявление коллективного бессознательного в структуре духовного опыта [Текст] / Н.В. Девдариани // Вестник Челябинского государственного университета, 2001, № 14. С. 85-93

42) Дмитриевская, И.В. Логика [электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Дмитриевская. - 2-е изд. стер. - М.: Флинта, 2013. - 384 с.

43) Ермолин, Е.А. Мифокритика в актуальном научном горизонте [Текст] / Е.А Ермолин //Ярославский педагогический вестник №3 - 2009 (60). С. 152-156

44) Жеребин, А.И. От Виланда до Кафки: Очерки по истории немецкой литературы [Текст] / А.И. Жеребин. - СПб.: Издательство имени Н.И. Новикова; Издательский дом «Галина скрипсит», 2012. - 480 с.

45) Жирмунский, В.М. Немецкий романтизм и современная мистика [Текст] / В.М. Жирмунский. - С-Петербург, 1914

46) Жуссэн, А. Романтизм и эволюция творчества [Текст] / А. Жуссэн: пер. с фр. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «Либроком», 2011. - 160 с. (Из наследия мировой философской мысли: эстетика.)

47) Залевская, А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта [Текст] / А.А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2001. с. 36-44.

48) Зарубко, Е.Ю., Левкин, В.Е. Ранний буддизм и когнитивная психология [Текст] / Е.Ю. Зарубко, В.Е. Левкин // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2006, № 3 С. 252-258

49) Зенкин, С. Работы о теории: Статьи. [Текст] / Сергей Зенкин. - М.: Новое литературное обозрение, 2014

50) Золян, С.Т. Семантика и структура поэтического текста. [Текст] / С.Т. Золян; Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Книжный дом «ДИБРОКОМ», 2014. -336 с.

51) Зусман, В.Г. Концепт в системе гуманитарного знания. Понятие и концепт [Текст] / В.Г. Зусман // Вопросы литературы. - М.: 2003, стр. 3-29

52) Ильченко, Н.М. Цветочная и растительная символика в творчестве немецких и русских романтиков [Текст] / Н.М. Ильченко // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова 2012, №18, с. 92-103

53) Казакова, Т.А. Авторский сказочно-мифологический текст как объект перевода [Текст] / Т.А. Казакова // Studia Linguistica XX. Язык в логике времени: наследие, традиции, перспективы: сб. научных трудов. -СПб.: Политехника-сервис, 2011. С. 222-233

54) Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В.И. Карасик. - Москва: Гнозис, 2004

55) Карасик, В. И. Языковая кристаллизация смысла [Текст] / В.И. Карасик. - М.: Гнозис, 2010. - 315 с.

56) Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 1. Язык. [Текст] / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2002. 272 с. - (Книга света)

57) Каниткар, В.П. (Хемант), Коул У. Оуэн. Индуизм [Текст] / В.П. Каниткар, Коул У. Оуэн / Пер. с англ. Е. Богдановой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 320 с.: ил. - (Грандиозный мир).

58) Кемпер, Д. Изучение модернизма как метод литературоведения [Текст] / Д. Кемпер // Диалектика модернизма: Сб. статей / под ред. А.И. Жеребина. - СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2006. - 224 с.

59) Кинсли, Д. Образы божественной женственности в Тантре. Десять махавидий. [Текст] / Д. Кинсли. - СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2007. - 333 с.

60) Ковальчук, Л.П. Теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М.Тернера. [Текст] / Л.П. Ковальчук // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011, № 1(8). - С. 97 - 101

61) Коломейцева, Е.Б. Иноязычные вкрапления в современном художественном тексте (на материале английского языка) [Текст] / Е.Б. Коломейцева: Дис... канд. филолог. наук. 10.02.04 / РГПУ им. А.И. Герцена, СПб, 2016. 200 л.

62) Корнилова, Г.И. Ланцова, И.В. Фридрих Ницше (или к вопросу о стиле философствования) [Текст] / Г.И. Корнилова, И.В. Ланцова // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2013 №3 (74). С. 194-199

63) Кочетов, А.Н. Буддизм. [Текст] / А.Н. Кочетов. - М.: Изд. «Наука». -1983. - 179 с.

64) Краусс, Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы [Текст] / Р. Краусс. - М.: Художественный журнал. - 2003

65) Крючкова, Н.В. Лингвокультурное варьирование концептов. [Текст] / Н.В. Крючкова. - Саратов: Научная книга, 2005. - 165 с.

66) Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Институт языкознания РАН. [Текст] / Е.С. Кубрякова. - М.: Знак, 2012. - 208 с. (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning)

67) Кузнецов, В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. [Текст] / В.Г. Кузнецов. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 192 с.

68) Кузнецова, А.В., Кузнецов, А.В. Мифологическое сознание романтиков в аспекте допредикативных структур архетипных состояний человеческого духа [Текст] / А.В. Кузнецова, А.В. Кузнецов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. Выпуск № 14 (211)/том 33/ 2015. - С. 87 -91

69) Кузьмина, М.К. Петренко, Н.В. К вопросу о концепте. Методы и методики исследования концепта [Текст] / М.К. Кузьмина, Н.В. Петренко // Вестник Дмитроградского инженерно-технического университета. 2014 №2 (4). С. 141-144

70) Курпатов, А. Способы думать. История и общество, дискурс и концепт [Текст] / Андрей Курпатов. - М.: ОГИ, 2014. - 216 с.

71) Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой. [Текст] / Дж. Кэмпбэл. - М.: Ваклер, Рефл-бук, АСТ, 1997. - 228 с.

72) Лагутина, И.Н. «Пространством и временем полный...» Раннеромантический художник в поисках идентичности (По роману Новалиса «Генрих фон Офтердинген») [Текст] / И.Н. Лагутина // Романтизм: вечное странствие / Отв. ред. Н.А. Вишневская, Е.Ю. Сапрыкина; Ин-т мировой литературы им. А.М. Горького. - М.: Наука, 2005. - 398 с.

73) Леви-Стросс, К. Из книги «Мифологичные. I Сырое и вареное»; (перевод Н.Л. Разгон) [Текст] / К. Леви-Стросс // Семиотика и искусствометрия. Сборник переводов. Составление и редакция д-ра. филолог. наук Ю.М. Лотмана, канд. физ-мат. наук В.М. Петрова. - М.: «Мир», 1972. - 364 стр. С. 25-49

74) Левит-Броун, Б. Рама судьбы. Религиозно-философские очерки и этюды. [Текст] / Б. Левит-Броун. - СПб.: Алетейя, 2000. - 352

75) Лотман, Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста [Текст] / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман, Избранные статьи в трех томах, Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: «Александра», 1992. - С. 129132

76) Лотман, Ю.М. Текст и полиглотизм культуры [Текст] / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман, Избранные статьи в трех томах, Том I. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн: «Александра», 1992. - С. 142147.

77) Лысенко, В.Г. Слог ОМ в индийской культуре: от устной традиции к письму [Текст] / В.Г. Лысенко // Труды Русской Антропологической школы. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. -Т.10. - С. 48-60.

78) Маккормак, Э. Когнитивная теория метафоры [Текст] / Э. Маккормак // Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М.: Прогресс, 1990. — С. 358 - 387

79) Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. [Текст] / М.М. Маковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 416 с.

80) Малащенко, В.В., Копцев, И.Д. Форма и смысл новеллы Г. Гессе «Душа ребенка» [Текст] / В.В. Малащенко, И.Д. Копцев // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. Вып. 8 - Калининград, 2013. - С. 122-128

81) Межибо, Т.Г. Проблема определения термина «концепт» [Текст] / Т.Г. Межибо // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, №3, 2008. С. 181-184

82) Межуев В.М. Главный недостакток традиционализма - отказ от собственного разума [Текст] / В.М. Межуев // Модернизм и традиционализм: проблема ценностного и политического баланса России. Материалы научного семинара. Выпуск 5 (14). М.: «Научный эксперт», 2008. - 224 с.

83) Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1994. - 136 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4)

84) Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. [Текст] / Е.М. Мелетинский. - М.: Академический проект; Мир, 2012. - 331 с. - (Технологии культуры)

85) Мень, А. В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 3: У врат молчания. [Текст] / А. Мень. - М.: ИД «Жизнь с Богом», 2009. - 320 с.

86) Мень, А. В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 4: Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. [Текст] / А. Мень. - М.: ИД «Жизнь с Богом», 2009. - 384 с.

87) Миловидов, В.А. Семиотика литературно-художественного дискурса: монография. [Текст] / В.А. Миловидов. - М.: Буки Веди, 2016. - 172 с.

88) Мишатина, Н.А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе изучения культурных концептов [Текст] / Н.А. Мишатина // Русистика и современность. Материалы 7-й международной научно-практической конференции 17-18 сентября 2004 г. СПб.: Сударыня, 2005, с. 225-229

89) Молчанов, В.И. Гуссерль и Бергсон: введение времени [Текст] / В.И. Молчанов //Логос 3 (71), 2009

90) Никитин, М.В. Диалогизм vs. Интертекстуальность: выбор плацдарма [Текст] / М.В. Никитин // Studia Linguistica XIV Человек в пространстве смысла: слово и текст: сборник. - СПб.: Борей Арт, 2005. - С. 115-123

91) Никитин, М.В. Курс лингвистической семантики: Учебное пособие. [Текст] / М.В. Никитин; 2-е изд., доп. и испр. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 819

92) Никитин, М.В. Развернутые тезисы о концептах [Текст] / М.В. Никитин // Вопросы когнитивной лингвистики. - Тамбов: «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов». - 2004. - № 1. - С. 53-54

93) Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884 -1888) [Текст] / Ф. Ницше; под ред. Г. Рачинского и Я Бермана. М.: ТОО «Транспорт», 1995, 301 с.

94) Новиков, Ю.Ю. Концепция времени в философии А. Бергсона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/novikov-konzepziyz_vremeni.pdf -свободный.- Заглавие с экрана - на рус. яз.

95) Новокрещенова, И.Л. Понятие «концепт» и его востребованность в современном литературоведении [Текст] / И.Л. Новокрещенова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2007, №1. С. 77-82

96) Орлов, О.А. Мифический топос телесности в эпоху модерна [Текст] / О.А. Орлов // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14 / Федерал. агентство по культуре и кинематографии. Рос. ин-т культурологи; ред. кол.: О.К. Румянцев (отв.ред) и др. - М.: Академический Проект; РИК, 2005. - С. 329-336

97) Пелипенко, А.А. Человек между импликативным и эмпирическим мирами [Текст] / А.А. Пелипенко // Вопросы социальной теории, 2011, том V, С. 25-52

98) Петренко, В.Ф. Основы психосемантики [Текст] / В.Ф. Петренко. - 3-е изд. - М.: Эксмо, 2010. - 480 с.

99) Плохарский, А.Е. Герман Гессе и йенская романтическая школа [Текст] / А.Е. Плохарский // Вестник Дагестанского научного центра РАН. -Махачкала: Дагестанский научный ценрт РАН, 2015. - С. 127-131

100) Полтавская, О.С. Когнитивный анализ фрейма-сценария «Дискредитация» (на материале выступлений американских политических деятелей по ситуации в Сирии) [Текст] / О.С. Полтавская // Вестник ОГУ, № 11 (160), 2013, С. 106 - 110.

101) Попова, З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика [Текст] / З.Д.

Попова, И.А. Стернин. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.- 314 с.

233

102) Постовалова, В.И. Религиозные концепты в православном миросозерцании (Образовательный курс) [Текст] / В.И. Постовалова // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири №4 (12). Декабрь 2013 (http://md.islu.ru/)

103) Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. [Текст] / Г.Г. Почепцов. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2001. - 656 с.

104) Прокофьева, Т.А. Концепт «кризис» в современном политическом дискурсе [Текст] / Т.А. Прокофьева: Дис...канд. филол. наук. 10.02.01 / РГПУ. СПб, 2006. 264 л.

105) Прохоров, Ю.Е. В поисках концепта. [Текст] / Ю.Е. Прохоров; 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 176 с.

106) Прощина, Е.Г. О романтической концепции мифа (Новалис и Ф.Ф. Шлегель) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.unn.ru/pages/vestniki journal s/99990196 West filol 2001 1(3)/17.pdf - свободный.- Заглавие с экрана - на рус. яз.

107) Пылаев, М.А. Морозова, Е.С. Философская теология Шлейермахера [Текст] / М.А. Пылаев, Е.С. Морозова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2015 №1 (57). с. 56-68

108) Радчук, О.А. Особенности лингвокультурного и поэтического концепта Raum [Текст] / О.А. Радчук // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2014, №3 (22). С. 110-116

109) Рачитских, Д.О. Проблема личности в буддизме [Текст] / Д.О. Рачитских // Вестник Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. Философия, политология. 2012 № 10. С. 51-52

110) Рикёр, П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике [Текст]

/ П. Рикёр; пер. с франц., вступ. статья и коммент. И.С. Вдовиной. - М.:

Академический Проект, 2008. - 695 с. - (Философские технологии).

234

111) Роди, Ф. Жизненные корни гуманитарных наук [Текст] / Ф. Роди // Герменевтика. Психология. История. [Вильгельм Дильтей и современная философия]. Материалы научной конференции РГГУ. Под редакцией Н.С. Плотникова, М.: «Три квадрата», 2002. - 208 с.

112) Рожкова, Н.В. Социоантропологические взгляды Г. Гессе [Текст] / Н.В. Рожкова // Ученые записки Орловского государственного университета, Серия: гуманитарные и социальные науки, 2011. С. 74-82

113) Руднев, В. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». [Текст] / В. Руднев; серия «Пирамида». - Русское феноменологическое общество, 1996. - 207 с.

114) Русаков, В.М. Категория концепт - архетип - дискурс: методологические новации в исследовательском инструментарии современного гуманитарного знания [Текст] / В.М. Русаков // Вестник Нижневартовского государственного университета, 2010, № 2. - С. 50-55.

115) Свасьян, К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. [Текст] / К.А. Свасьян; 2-е изд. - М.: Академический проект; Альма Матер, 2010. - 206 с. - (Современная русская философия).

116) Сергеева, Е.В. Бог и человек в русском религиозно-философском дискурсе. Монография. [Текст] / Е.В. Сергеева. - М.: Директ-Медиа, 2013. -250 с.

117) Силичев, Д.А. Философия. Язык. Культура: Монография. [Текст] / Д.А. Силичев. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 311 с. -(научная книга)

118) Скребцова, Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики [Текст] / Т.Г. Скребцова; послесл. Н. Л. Сухачева. - СПб, 2000. - 204 с.

119) Соколова, Е.В. Диалектика «женского» и «мужского» в поэтическом

цикле «Кризис» и романе «Степной волк» Германа Гессе [Текст] / Е.В.

Соколова // Гендерная проблематика в современной литературе: Сб. науч.

тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд.

Литературоведения; ред-кол.: Пахсарьян Н.Т. (отв. ред. и сост.), Соколова

235

Е.В. (сост.) и др. - М., 2010. - 216 с. - (Сер.: Теория и история литературоведения).

120) Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики. [Текст] / Ф. де Соссюр; пер. с фр./ Под ред. и с примеч. Р.О. Шор. Изд. 5-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 256 с. (Лингвистическое наследие ХХ века.)

121) Спиноза. [Текст] / Спиноза; Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - 608 с.

122) Суржанская, Ю.В. Концепт как философское понятие [Текст] / Ю.В. Суржанская // Вестник томского государственного университета, №2 (14), 2011. С. 70-78

123) Теологический энциклопедический словарь [Текст] / под ред. Уолтера Элвелла. - М.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2003, с. 1468

124) Тарнас, Р. История западного мышления [Текст]/ Р. Тарнас; пер. с англ. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с.

125) Татарская, Д.А. Понятие «концепт» в системе наук о культуре [Текст] / Д.А. Татарская // Вестник МГИМО Университета. 2014, №4 (37). С. 187-293

126) Терещенко, А.В. Стилистический прием «метаморфоза» и особенности его репрезентации в селькупских сказках и мифах народов мира [Текст] / А.В. Терещенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. № 10 (40): в 3-х ч. Ч. I. C. 180-186.

127) Тевзадзе Г. Иммануил Кант. Проблемы теоретической философии [Текст] / Г. Тевзадзе. - Тбилиси «Хеловнеба», 1979. - 368 с.

128) Тетлин, Л.И. Проблема существования субъекта (Атмана - самости «души») как предмет полемики между буддистами и брахманистами [Текст] / Л.И. Тетлин: Дис...канд. философ. наук. 09.00.03 / Институт философии российской академии наук, М, 2012. 240 л.

129) Ткачук, Л.А. Архаичное сознание [Текст] / Л.А. Ткачук // Сказання про сонця. Мiфы та юторичш легенды науа / ред. i пер. С.А. Купрiэнко,

М.В. Талах. - Кшв: Видавец Купр1энко С.А., 2014. - 382 с.: ш (Месоамерика, Джерела, 1стория. Людина)

130) Туровский, М.Б. Проблема сознания [Текст] / М.Б. Туровский // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14 / Федерал. Агентство по культуре и кинематографии. Рос. ин-т культурологи; ред. кол.: О.К. Румянцев (отв. ред.) и др. - М.: Академический Проект; РИК, 2005. - 720 с. - (Серия «Технологии культуры»).

131) Тэрнер, В. Символ и ритуал [Текст] / В. Тэрнер; сост. и автор пред. В.А. Бейлис, отв. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Главная редакция восточной литературы изд. «Наука», 1983. - с. 175 (?)

132) Уилбер, К. Очи познания: плоть, разум, созерцание [Текст] / К. Уилбер [пер. с англ. Е. Пустошкина]. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - 464 с. (интегральный мир)

133) Финогентов, В.Н. К проблеме определения сущности человека [Текст] / В.Н. Финогенов // Философия модерна и философия постмодерна (коллективная монография), ответ редактор и составитель - доктор философских наук, проф. В.Н. Финогентов. - Орел: ООО ПФ «Картуш», 2014. - 162 с.

134) Фисенко, О.С., Лазарев, С.В. Архетип в структуре метаконцепта. [Текст] / О.С. Фисенко, С.В. Лазарев. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 46-49.

135) Фихте, И.Г. Наставление к блаженной жизни [Текст] / И.Г. Фихте; пер. с нем., послесловие и примечание А.К. Судакова. - М.: Канон +, 1997. -400 с.

136) Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение [Текст] / И.Г. Фихте // Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. - 672 с.

137) Флоренский, П.А. Христианство и культура [Текст] / П.А. Флоренский; вступ. ст. и примеч. А.С. Филоненко. - М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. - 672 с.

138) Хаксли, О. Рай и ад [Текст] / О. Хаксли // Измененные состояния сознания и культура: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2009. - С. 121 - 139

139) Хюбнер, К. Истина мифа [Текст] / К. Хюбнер: пер. с нем. - М.: Республика, 1996. - 448 с.

140) Чаттереджи, С., Датта, Д. Введение в индийскую философию [Текст] / С. Чаттереджи, Д. Датта; 5-е издание, университет Калькутты, 1954

141) Чернейко, Л.О. Лингвофилософский анализ абстрактного имени [Текст] / Л.О. Чернейко. - М: 1997, 361

142) Чернявская, В.Е. Лингвистика текста. Лингвистика дискурса: учеб. пособие [Текст] / В.Е. Чернявская. - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. - 208 с.

143) Черняков, А.Г. Самопроживание и самосознание: Аристотель, Дильтей, Хайдеггер [Текст] / А.Г. Черняков // Герменевтика, психология, история. В. Дильтей и современная философия, под ред. Н.С. Плотникова, М.: Три квадрата, 2002. - 208 с.

144) Черничкина, А.А. Природа и религия в романтической метафизике [Текст] / А.А. Черничкина // Метафизика, 2013, №2 (8). С. 35-45

145) Чертов, Л.Ф. От герменевтики телесности к семиотике визуально-пространственных кодов [Текст] / Л.Ф. Чертов // Логос живого и герменевтика телесности. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 13-14 / Федерал. агентство по культуре и кинематографии. Рос. ин-т культурологи; ред. кол.: О.К. Румянцев (отв.ред) и др. - М.: Академический Проект; РИК, 2005. - С. 623-660

146) Чумак-Жунь, И.И. Художественный текст как феномен культуры: интертекстуальность и поэзия [Текст] / И.И. Чумак-Жунь. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 228 с.

147) Чумак-Жунь И.И. Поэтический текст в русском лирическом дискурсе конца XVIII - начала XXI веков: монография [Текст] / И.И. Чумак-Жунь. - М.: Дикрет-Медиа, 2014. - 302 с.

148) Шадрин, А.А. Герменевтика смысла социально-философской дискурсивности: монография. [Текст] / А.А. Шарин. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 142 с.

149) Шарден, П. Тейяр де. Божественная среда. [Текст] / П. Тейяр де Шарден.- Пер. с франц. О.С. Вайнер, Я.Г. Кротов и З.А. Масленниковой. Вступит. ст. прот. Александр Мень. - Издательство «Ренессанс» СП «ИВО - СиД», 1992. - XXIV, 311 с. - (Памятники религиозно-философской мысли; Вып. 3)

150) Швейцер, А. Благоговение перед Жизнью [Текст] / А. Швейцер. -Пер. с нем. /Сост. и посл. А.А. Гесейнова; Общ. ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. - М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

151) Шеина, И.М. Концепт человек в русской и английской языковой картине мира [Текст] / И.М. Шеина // Филологические науки №5, 2011. С. 97-107

152) Шеллинг, Ф. В. Й. Сочинения в 2 т. [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг. - Пер. с нем. / Сост., ред., авт. вступ. ст. А.В. Гулыга. - М.: Мысль, 1987

153) Шеллинг, Ф.В. Сочинения [Текст]/ Ф.В. Шеллинг. - Пер. с нем. М.И. Левиной, А.В. Махайлова. - М.: Изд-во «Мысль», 1998. - 1664 с. -(Классическая философская мысль).

154) Шеллинг Ф. В. Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. [Текст] / Ф.В.Й. Шеллинг. - СПб.: Наука, 1998. - 518 с. (Сер. «Слово о сущем»)

155) Шестаков, В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля. [Текст] / В.П. Шестаков. - М.: Мысль, 1979. - 372 с.

156) Шлегель, Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х. т. [Текст] / Ф. Шлегель. - Вступительная статья, пер. с нем. Ю.Н. Попова; прим. Ал. В.

Михайлова и Ю.Н. Попова. - М.: Искусство, 1983.

239

157) Шлейермахер, Ф. Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи. [Текст] / Ф. Шлейермахер. - СПб.: АО «Алетейя», 1994. - 336 с.

158) Щирова, И.А. Текст сквозь призму сложного [Текст] / И.А. Щирова.

- СПб.: Политехника-сервис, 2013. - 216 с.

159) Щирова, И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учеб. пособие. [Текст] / И.А. Щирова, Е.А. Гончарова. -СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. - 472 с.

160) Элиаде, М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское [Текст] / М. Элиаде. - Перев. с фр.

— М.: Ладомир, 2000. — 414 с.

161) Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа христианства [Текст] / М. Элиаде. - Пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, Н.Н. Кулаковой, А.А. Старостиной. - М.: Академический Проект, 2008. - 676 с. - (Философские технологии: религиоведение)

162) Юнг, К.Г. Архетип и символ. Серия «Страницы мировой философии» [Текст] / К.Г. Юнг. - СПб: Издательство «Ренессанс», 1991

163) Юнг, К.Г. Бог и бессознательное. [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 480 с.

164) Юнг, К.Г. Психология бессознательного [Текст] / К.Г. Юнг. - Пер с нем. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон+», 1998. - 400 с.

165) Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник [Текст] / К.Г. Юнг. -Пер. с англ. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 544с.

166) Яковлева, Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). [Текст] / Е.С. Яковлева. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 344 с.

167) Яннарос Христос. Вера церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pagez.ru/olb/04504.php. - свободный.- Заглавие с экрана - на рус. яз.

168) Belisle, Peter-Damian, OSB, Cam. The „Hermit" archetype within the monastic spiritual journey // Word and Spirit, a monastic review 15 spiritual journey. - St. Bede's publications , Petersham, Massachusetts, 1993

169) Bell, Michael. Literature, Modernism and Myth. Belief and responsibility in the twentieth century. Cambridge University Press, 1997

170) Bell, Michael. Myth and the Making of Modernity. The problem of Grounding in Early Twentieth-Century Literature. Edited by Michael Bell and Peter Poellner. Editions Rodopi B.V., Amsterdam - Atlanta, GA, 1998. Printed in the Netherlands

171) Die Bibel. Deutsche Bibelgesellschaft. - Stuttgart, 1999

172) Brinker, Klaus. Linguistische Textanalyse. Eine Einführung in Grundbegriffe und Methoden. Grundlagen der Germanistik - 29. 7. durchgesehene Auflage. Erich Schmidt Verlag GmbH & Co. Berlin, 2010

173) Bubenhofer, Noah. Sprachgebrauchsmuster. Korpuslinguistik als Methode der Diskurs- und Kulturanalyse. - Walter de Gruyter, 2009

174) Christ, Franz. Schleiermacher zum Verhältnis von Mythos und Logos bei Platon // Internationaler Schleiermacher Kongress, Berlin 1984. SchleiermacherArchiv Herausgegeben von Hermann Fischer und Hans-Joachim Birkner, Gerhard Ebeling, Heinz Kimmerle, Kurt-Viktor Selge. Band I, Teilband 2. Walter de Gruyter. Berlin. New York, 1985

175) Copleston, Frederick S.J. HISTORY OF PHOLOSOPHY, IMAGE BOOKS DOULEDAY New York London Toronto Sydney Auckland, 1994

176) Doorn-Harder van, Nelly. Sacred Text, Revelation and Authority: Remembering and Transmitting the Word // Religious Identity and Renewal in the Twenty-first Century: Jewish, Christian and Muslim Explorations. Edited by Simone Sinn and Michael Reid Trice, WLF Documentation 60. Evangelische Verlagsanstalt, Leipzig, 2015

177) Dörr, C. Volker. Mythomimesis. Mystische Geschichtsbilder in der

westdeutschen (Erzähl-)Literatur der frühen Nachkriegszeit (1945-1952) . - Erich

Schmidt Verlag GmbH & Co., Berlin, 2004

241

178) Düsing, Edith. Atheismus - Egoismus - Nihilismus: Jakobis furiose Fichte-Kritik und Fichtes philosophische Antwort // Religion der globalen Moderne. Philosophische Erkundungen. Hans Schelkshorn / Friedrich Wolfram / Rudolf Langthaler (Hg.). Vienna University Press. 2014 V&K unipress in Göttingen.

179) Fauconnier, Gilles. Mental Spaces: Aspects of Meaning Construction in Natural Language. Cambridge University Press, 1994

180) Fetzer, Anita. Conceptualizing discourse // Pragmatics of Discourse. Edited by Klaus P. Schneider, Anne Barron. - Walter de Gruyter GmbH, Berlin/Boston, 2014. - pp. 35-65.

181) Fina, Anna de, Johnstone, Barbara. Discourse Analysis and Narrative // The Handbook of Discourse Analysis, Second Edition. Edited by Deborah Tannen, Heidi E. Hamilton and Deborah Schiffrin, Volume II. - Wiley Blackwell, 2015. - pp. 152-168

182) Gee, James Paul. An Introduction to Discourse Analysis. Theory and Method. - Taylor & Francis e-Library, 2001

183) Geyer, Paul. Literaturgeschichte als Gründungsmittel einer Europäischen Kulturgeschichte der Zukunft //Die Romantik: ein Gründungsmythos der Europäischen Moderne / Anja Ernst, Paul Geyer (Hg.).- V&R unipress, Bonn, University Press, 2010

184) Hesse, Hermann. Kinderseele // Die schönsten Erzählungen / Hermann Hesse.-Suhrkamp Verlag.-2006 . - S. 378-408

185) Hesse, Hermann. Narziß uns Goldmund. - Suhrkamp Verlag. - 2012

186) Hesse, Hermann. Siddhartha. - Suhrkamp Verlag. - 2010

187) Hesse, Hermann. Der Steppenwolf. - Suhrkamp Verlag. - 2001

188) Historisches Worterbuch der Philosophie, herausgegeben von joahim Ritter und Karlfried Gründer. Wissenschaftliche Buchgesellschaft Darmstadt, 1984

189) Hodges, Adam. Intertextuality in Discourse // The Handbook of Discourse Analysis. Second Edition. Edited by Deborah Tannen, Heidi E. Hamilton and Deborah Schiffrin. Volume I. - Wiley Blackwell, 2015. - pp. 42-61

190) Holquist, Michael. Figure of Chronotope // Bakhtin's Theory of the Literary Chronotope: Reflections, Applications, Perspectives. Gent, Academia Press, 2010, v + 213 pp.

191) Kajetzke, Laura. Wissen im Diskurs. Ein Theorienvergleich von Bourdieu und Foucault. - VS Verlag für Sozialwissenschaften. 1. Auflage, 2008, GVW Fachverlage GmbH, Wiesbaden, 2008

192) Kern, Udo. Der Gang der Vernunft bei Meister Eckhart. Lit Verlag, Dr. W. Hopf. Berlin, 2012

193) Knatz, Lothar. Geschichte - Kunst - Mythos. Schellings Philosophie und die Perspektive einer philosophischen Mythostheorie. Würzburg: Königshausen und Neumann, 1999

194) Levorato, Alessandra. Language and Gender in the Fairy Tale Tradition. A Linguistic Analysis of Old and New Story Telling. - Palgrave Macmillan, 2003

195) Messlin, Dorit. Antike und Moderne Friedrich Schlegels Poetik, Philosophie und Lebenskunst, 2011.: Walter de Gruyter GmbH & KG, Berlin / New York

196) Novalis. Band I. Das dichterische Werk, Tagebücher und Briefe. Herausgegeben von Richard Samuel. Wissenschaftliche Buchgesellschaft Darmstadt, 1999

197) Novalis. Band II. Das philosophisch-theoretische Werk. Herausgegeben von Hans-Joachim Mähl. Wissenschaftliche Buchgesellschaft Darmstadt, 1999

198) Petropoulou, Paraskevi. Die Subjektkonstitution im europäischen Roman der Moderne. Zur Gestaltung des Selbst und zur Wahrnehmung des Anderen bei Hermann Hesse und Nikos Kazantzakis. Mit einem Geleitwort von Prof. Dr. Manfred Schmeling. - Springer Fachmedien, Wiesbaden, 1997

199) Saal, Holger. Das Symbol als Leitmodell für religiöses Verstehen. Tiefenpsychologische Theoriemodelle und ihre Konsequenzen in didaktischen Vermittlungsprozessen. Vandenhoeck & Ruprecht, Göttingen, 1995

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.