Религиозно-мифологический мотив пути в русском и немецком романтизме тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Керашева, Фатимет Нурбиевна

  • Керашева, Фатимет Нурбиевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 199
Керашева, Фатимет Нурбиевна. Религиозно-мифологический мотив пути в русском и немецком романтизме: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2007. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Керашева, Фатимет Нурбиевна

Введение.

Глава I Путь как категория мифологического и религиозно-философского сознания.

1.1. Художественное творчество - форма коллективного и индивидуального бессознательного.

1.2. Методология изучения архетипических мотивов.

1.3. Движение как философская категория.

1.4. Роль движения в истории, науке и философии Германии конец XVIII - начало XIX вв.).

1.5. Роль движения в истории, науке и философии России первой половины 19 века.

1.6. Путь как частный вариант идеи «движения». Понимание концепта «дороги» в работах М.М. Бахтина.

1.7. Путь в мифологическом и религиозном дискурсе.

1.8. Путь в иудео-христианской традиции.

Выводы I главы.

Глава II Интерес к мифологии и идея движения в эстетике немецких романтиков.

2.1. Интерес к мифологии и движению в теоретических работах романтиков.

2.2. Идея движения в философско-эстетических работах Новалиса.

Выводы II главы.

Глава III Движение, путь, становление в художественном творчестве

Новалиса.

3.1 «Генрих» как роман путешествие.

3.2 «Генрих» в контексте романа Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера».

3.3 «Генрих» - романтический роман воспитания.

Выводы III главы.

Глава IV Жанр сказки в творчестве А.С.Пушкина и Новалиса.

4.1 Путь в сказках Пушкина.

4.2 Сказка об Эросе и ее интерпретации.

4.3 Сравнительный анализ.

Выводы IV главы.

Глава V Мифологема ПУТИ в русском романтизме.

5.1 Путь» - центральная мифологема романтических поэм Пушкина.

5.2 Статика и динамика в поэзии Лермонтова.

5.3 Нравственные подтексты русской поэзии.

5.4 Катарсис и катастрофа в дискурсе русской романтической поэзии.

Выводы V главы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозно-мифологический мотив пути в русском и немецком романтизме»

Общая характеристика работы. Еще совсем недавно романтизм казался традиционной и чуть ли не вполне исчерпанной темой в культуре. Однако более глубокое и пристальное изучение модернизма и постмодернизма -эстетических феноменов XX века - показало, что многое в этих новейших направлениях создано на основе романтических моделей. В частности, глобализация иронии в постмодерне, скорее всего, имеет истоки в романтической иронии, что потребовало более глубокого ее изучения: принципы универсализма, также во многом восходит к литературе конца XVIII

- начала XX вв.; символика и эстетизм культуры XX в. сходны романтическим принципам.

Одна из актуальных проблем современной культурологии и философии -проблема художественного мифологизма и архетипичности - также потребовала обращения к романтизму, так как именно в нем зарождается тяга к универсальным, символическим решениям частных проблем. Именно романтизм привлек внимание к мифам и фольклору, мотивам игры, сна, сказочного вымысла, ввел в литературную традицию гротеск и парадокс как метод создания психологических неповторимых индивидуальных образов, как способ изображения диалектики жизни, переплетение в ней добра и зла, красоты и уродства.

Невозможно в одной работе исчерпать все актуальные (на сегодняшний день) аспекты романтизма. Поэтому в данном исследовании представлен лишь один момент, как нам кажется, наиболее востребованный современной наукой: особенности мотивной структуры и углубленное изучение одного - ключевого

- мотива романтической поэтики - мотива пути. Именно этот мотив дает нам возможность показать мифологические и религиозные истоки романтизма, его связь с историей и философской мыслью своего времени. Можно сказать, что в этом лейтмотиве романтизма, который напоминает музыкальную тему, реализовалась как мифологема многих древних сказаний, легенд, библейских и богословских текстов, так и философема «движение», характерная для эпохи XVIII века.

Выбор авторов для исследования определен темой работы. Хотя мотив ПУТИ встречается в произведениях очень многих романтиков, а традиционно наиболее близким немецким романтикам считается Жуковский, нам представляется, что именно Новалис в немецкой, А.Пушкин и МЛермоптое в русской наиболее репрезентативны, так как:

1) соответствуют друг другу уровнем классичности проверенной временем;

2) ярко представляет мотив ПУТИ в своем творчестве;

3) являют синтез прозаического и поэтического слова.

Кроме того, данный контекст (Новалис - Пушкин - Лермонтов) позволяет выявить национальные особенности в эстетическом решении мотива ПУТИ у трех авторов.

Подчеркнем, что в данной работе осуществляется типологический анализ, а не проблема близости или взаимовлияния.

Актуальность. В последние десятилетия литературоведение все чаще выходит за свои пределы. В этом смысле данная диссертация вполне актуальна, т.к. в ней предпринята попытка исследования мифологических, религиозных и философских истоков романтизма.

Изучение художественных произведений с точки зрения мифов, архетипов и мотивов является в данное время одним из самых актуальных направлений в науке, о чем свидетельствует, например, издание таких авторитетных фундаментальных книг (одна из них создана коллективом авторов МГУ, другая ИМЛИ), как «Зарубежная литература второго тысячелетия 1000-2000». (М.: «Высшая школа», 2001) и «Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века». (М.: ИМЛИ РАН, 2002), где эти аспекты находятся в центре внимания.

Научная новизна. Типологическое сопоставление русского и западноевропейского романтизма в целом следует отнести не к новаторским, а, скорее к традиционным подходам.

Ставя в центр нашей работы творчество Новалиса, мы выстраиваем новые контексты, которые дают возможность акцентировать некоторые общие сущностные особенности романтизма как метода: а именно - идеалистическую модель мира, диалектику взаимоотношений объекта и субъекта; а также понять индивидуальные и национальные варианты их реализации.

Кроме того, мы сравниваем не отдельные произведения романтиков, не их творчество в целом, а сосредотачиваем свое внимание лишь на одном моменте усиленном внимании романтиков к идее и состоянию движения, частным случаем которого является мотив Пути.

Несмотря на всю широту изученности темы «романтизм», углубленный и целенаправленный анализ его с данной точки зрения не осуществлялся.

Новизна данного исследования также заключается в рассмотрении идеи движения сразу в трех аспектах - религиозно-философском, теоретико-эстетическом и собственно художественном - и их взаимодействии.

Теоретическая значимость. Данная работа вносит свой скромный вклад в теорию романтизма как метода, тесно связанного с философским мышлением: в ней показано, как философская категория «движение» осваивается эстетическим сознанием. Кроме того, на примере одного мотива предпринята попытка выявить глубинные связи эстетического сознания с мифологическим и религиозным.

Конкретные разработки, предложенные в настоящем исследовании, могут быть использованы для дальнейшего исследования в области теории мотивов, мотивной структуры и мотивной поэтики в художественной литературе, а также роли архетипов и мифологии в искусстве.

Положения, выносимые на защиту. Отличительной особенностью науки, философии и литературы Европы и

России второй половины XVIII века является диалектика.

Мысль и искусство буквально вынашивают идею деилсепия. Отсюда преобладание в художественной литературе этого времени (и особенно романтизма), мотива пути, который является одним из вариантов движения как такового.

Реализация мотива пути в литературе осуществляется (сознательно или бессознательно) с опорой на мифологические и религиозные источники -это древние мифологии, фольклор, а также евангельские сюжеты и образы.

В русской литературе мотив ПУТИ наиболее ярко представлен в романтических произведениях Пушкина и Лермонтова.

У Пушкина мотив ПУТИ имеет фольклорную (сказки) или евангельскую основу (поздняя лирика).

У Лермонтова интерес к мотивам бегства, странничества, узничества больше связан с самой природой романтического метода.

Новалис дает художественное решение мотива Пути в соответствии со своим - мистическим восприятия мира. В его творчестве неразрывно взаимосвязаны - путь, любовь, познание и смерть. Методология исследования. Учитывая опыт ученых, которые занимались теорией мотива (А. Веселовского. В Проппа, М. Бахтина, Б. Гаспарова, Н. Фрая, Фрезера, К. Юнга и др.), мы не следуем принципам постструктуралистской школы мотивного анализа (Б. Гаспаров, В. Руднев), так как мотив для нас не является, прежде всего, лишь элементом структуры. Ведь главная задача работы - не столько определить место мотива ПУТИ в мотивной структуре, сколько показать религиозно-мифологические истоки романтизма.

Поэтому нам близки методологические принципы русских религиозных философов начала XX в. (Евг. Трубецкого, П.Флоренского, Н.Бердяева, Б.Вышеславцева), также работы М. Бахтина, А. Карельского, О. Вайнштейн, Ю. Манна, В. Хализева, Н. Берковского, которые объединияет интерес к авторской философии.

Объектом исследования являются публицистические и художественные произведения Новалиса, сказки и романтические поэмы Пушкина, романтические поэмы Лермонтова («Ангел смерти», «Джюлио», «Мцыри», «Корсар», «Демон» и др.).

Необходимо специально оговорить терминологию: ПУТЬ предстает в данной работе то как мотив, то как мифологема, то как концепт. И в этом нет никакого противоречия или путаницы, т.к. он, действительно, может быть представлен в разных аспектах. Когда речь идет о древних решениях и верованиях, то ПУТЬ выступает в качестве мифологемы, в философских трудах - это концепт или философема, а в художественном произведении, особенно когда речь идет о тематике и композиционных особенностях, он представлен в качестве мотива. Взаимосвязь всех трех сторон данного понятия очевидна, но и конкретное раскрытие и соотношение каждый раз неповторимо и индивидуально.

Целью данной работы и является изучение этого взаимодействия на примере трех авторов.

Предметом анализа стала мифологема движения в западно-европейском и русском романтизме, которая находит свое эстетическое воплощение в мотиве пути.

Методы. В исследовании представлены методы: сравнительно -исторический, структурного анализа художественного текста, сравнительно-типологический, методы мифологической и неомифологической школ в культурологи.

Целью данной работы является исследование поэтики романтического произведения как эстетики текучего, движущегося, становящегося, что, в частности, нашло отражение в выдвижении мотива пути, дороги, странничества как ключевого и определяющего в произведениях Новалиса, А.Пушкина, М.Лермонтова.

Задачи. Поставлены задачи:

1) исследования конкретных форм реализации архетипического мотива Пути, уходящего своими корнями в фольклор, мифологию, религию на примере творчества немецких и русских романтиков XIX века;

2) объяснения причин актуализации мифологемы Пути у романтиков, а также выявления национальной специфики ее решения в немецкой и русской литературах.

Практическая значимость. Исследуемые писатели являются программными в школьных (Пушкин, Лермонтов) и вузовских (Новалис) курсах литературы.

Данная работа может оказать помощь учителям и преподавателям вузов в информационном расширении (в диссертации исследуются малоизвестные произведения классиков) и углублении своих учебных занятий.

Кроме того, материал диссертации может помочь при подготовке актуального сейчас курса мировой художественной литературы, так как в ней (кроме прочего) дан образ эпохи XVIII начала XIX века как периода необычайно динамичного и диалектического.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав. Заключения и Приложения. Объясним, почему исследование творчества Новалиса предваряет русские главы: теория и философия романтизма зарождались в Германии, поэтому логичнее после 2 главы, где речь идет о немецкой философии идеализма, говорить о Новалисе, чем о А.Пушкине и М.Лермонтове.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Керашева, Фатимет Нурбиевна

Выводы IV главы

1. В романтических поэмах А.Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», «Братья-разбойники», мотив «пути» звучит как мотив «свободы» и «бегства от цивилизации», а его решение автор связывает с проблемой нравственных законов, нарушение которых приводит героев к гибели.

2. Поэма М.Лермонтова «Кавказский пленник», «Корсар», «Джюлио», «Беглец», «Ангел смерти» и др. построены на оппозиции статики и динамики. Остановленное время и замкнутое пространство - с одной стороны, а с другой - побег, бегство, погоня, уход и т.п. Это позволяет увидеть, что (как и у Новалиса) мотив пути тесно связан с пространственно-временным хронотопом: путь - это размыкание пространства и ощущение движения времени.

3. В русской литературе мотив пути приобретает характер мотива странничества и изгнанничества. Герои М.Лермонтова - странники сознательные, идейные (в отличие от героя Новалиса, где странничество - Судьба, Повеление Голос).

4. Поэтика Новалиса - это сон, сказка, мистика, оптимизм; поэтика М.Лермонтова - это поэтика катастрофы, подвига и падения.

5. У русских писателей в отличие от мистика - Новалиса мотив пути связан с мотивами греха, совести, падения, искупления.

Заключение

Исследуя ключевой мотив романтизма «Путь» на примере творчества немецких и русских писателей, ми пришли к выводу л том, что его присутствие в текстах Новалиса, Ф.Шлегеля, А.Пушкина, М.Лермонтова и др. далеко не случайно. Во-первых, это объясняется характером эпохи второй половины XVIII - начала XIX века - периода сдвигов и потрясений в Европе и России; во-вторых, развитием научной и философской мысли. В-третьих, самой сущностью метода романизма как искусства диалектики, динамики, текучего, призрачного, неясного, ускользающего.

Однако мотив Пути не изобретение романтизма, а скорее переосмысление им архаичной, далеко уходящей в прошлое мифологемы, нашедшей отражение во многих религиозных системах прошлых веков. Романтизм - определенный этап европейской, а значит христианской культуры, поэтому он связан, прежде всего, с библейским и новозаветным пониманием, что мы и пытались показать в I главе данной работы.

Немецкая философская мысль XVIII века с ее акцентом на Идею и Индивид понимала мотив Пути как духовное стремление Личности - к высшему, Запредельному. Именно эта мысль и перешла потом в немецкий романтизм, и прежде всего к Новалису. Она была унаследована и русским романтизмом.

Однако можно было бы привести множество и других примеров важности проблемы и ее отраженное™ и в других западноевропейских литературах.

Он отчетливо представлен, например, и в английской литературе - у Дж.Байрона и С.Кольриджа. На ней построена поэма «Паломничество Чайльд -Гарольди», роман в стихах «Дон-Жуан» Байрона, «Сказание старого Морехода» Кольриджа.

Фрагментарность поэм Дж.Байрона сближает его с Новалисом. Поэта не интересует сюжет, событийная сторона. Мотив путешествия нужен не для этого, а для того, чтобы показать внутреннюю жизнь героя, его чувства и его восприятие жизни, а скорее для того, чтобы представить разнообразие мыслей самого автора.

В поэме С.Кольриджа представлен хронотоп встречи (почти по М.Бахтину): свадебный гость, выслушав рассказ Морехода, изменит свой путь и пойдет другой дорогой; этот перекресток символически должен обозначить встречу с Крестом.

Во французском романтизме наиболее интересно, с нашей точки зрения, мотив пути звучит в романах В.Гюго, где он получает христианское (по сути) решение: как изменение личности в сторону милосердия, прощения и доброты.

В этом аспекте наиболее показательны романы В.Гюго «93 год» и «Человек, который смеется». В первом - лучшие страницы посвящены движению по дороге несчастной матери, которая ищет своих троих детей, находит их погибающих в горящем доме и становится свидетелем их чудесного спасения. Все это происходит на фоне якобинской революции - террора, резни, безжалостности, жестокости. И в этом мире у В.Гюго побеждают доброта и любовь, милосердие и вера. Благодаря подвигу маркиза Лантенака, спасшего детей (как он думает, ценой своей жизни), эту истину постигает республиканец Говэн. Его путь - от разрушения к созиданию, от жестокости - к доброте. По мысли Гюго, чувства выше идей, человек важнее абстракций. Таков путь к истине.

В романе «Человек, который смеется» вся первая половина повествования проходит в лесу, где бредет брошенный ребенок, здесь же он находит брошенного полумертвого младенца. Их совместный путь приводит их в хижину философа, где они находят спасение.

В парадигме романтизма «Путь» является лирическим и одновременно катастрофическим переживанием (а часто и переосмыслением) своей личности. Своей судьбы. Этот путь познания исполнен трагичности, он связан с потерей и обретением) (а, возможно, или - или) любви. Вариант Новалиса (обретение -потеря - обретение). М.Лермонтова, как правило (обретение - потеря).

Цветок» - символика женственности (заимствованная из рыцарской литературы и творчески переработанная), а у М.Лермонтова чаще - роковой цветок - представляет специфику романтического дискурса и определяет его отличие от мифологического и религиозного решения мотива пути как движения к Богу, к Первопричине.

Архетип дороги наполняется в художественной литературе, особенно в творчестве романтиков, новыми смыслами. Прежде всего, это связь концепта «пути» с концептом «любви». Без любовной темы трудно представить себе романтизм. Это роднит Новалиса и русских писателей XIX в. (А.Пушкина и М.Лермонтова).

Однако существенное отличие в решении темы у русских романтиков от Новалиса в том, что они наполняют ее нравственным и психологическим содержанием, в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова мотив пути исполнен большего драматизма и социальности, тогда как Новалис движется скорее в область философии и мистики.

Поэзия Новалиса - одна из форм познания и самопознания; живое чувство и интуиция проникают гораздо глубже, чем наблюдения и мысль.

Итак, рассмотрение романтизма (на примере Новалиса) через призму художественного решения одного, но центрального для этой школы, мотива пути позволяет отчетливее увидеть связь всего романтического направления с глубинными религиозно-мифологическими истоками европейской культуры, увидеть в нем синтез философии и искусства на очень узком, но конкретном участке.

Заметим еще одно - немецкий философский идеализм предшествовал немецкому романтизму и подпитывал его своими идеями; в русской культуре XIX века. Все было наоборот - русская литература (романтизм) стала питательной средой для будущей русской философии (мы имеем в виду религиозно-философское движение Серебряного Века).

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Керашева, Фатимет Нурбиевна, 2007 год

1. Августин Аврелий. Исповедь. М. Республика. 1992.

2. Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительные исторические исследования. Л.: Наука, 1972.

3. Алексеев М.П. Пушкин и мировая литература. Л.: Наука, 1987.

4. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М.: Правда, 1984.

5. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. М.: Московский рабочий, 1966.

6. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское использование. М.: Мысль, 1966.

7. Атеизм. Религия. Нравственность. М., 1972.

8. Ахундов М.Ю. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Мысль, 1983.

9. Балашова И.А. Романтическая мифология А.С. Пушкина. Вел. Новгород: Новгородский гос.ун-т им. Я Мудрого, 2000.

10. Батурова Т.К. Альманахи литераторов пушкинского круга: религиозно-нравственные искания в поэзии и прозе. М.: Моск. ун-т, 1999.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования научных лет. М.: Художественная литература, 1975.

12. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. В 2 ч. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992.

13. Бачинин В.А. Искусство и мифология. М. 1987.

14. Белинский В.Г. Избранные статьи. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Просвещение, 1970.

15. Белинский В.Г. Полное собр. Соч. в 13-ти томах. М.: Наука, 1956.

16. Белинский М.С. О мифологии и философии Библии. М: Наука, 1977.

17. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.

18. Беме Я. Аврора. М.: Гуманус. изд-во политич. лит-ра. 1990.

19. Бердяев Н.А. О русской филисофии. Сборник в 2-х частях. М., 1981.

20. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность (История философии в памятниках). М., 1999.

21. Бердяев Н.А. Философия творчества. Культура искусства: В 2-х томах. М., 1994.

22. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. JI.: Художественная литература, 1973.

23. Библейские имена: люди, мифы, история // И.Н. Лосева, И.С. Капустина, М.: Просвещение, 1935.

24. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). М; Л.: Советский писатель, 1967.

25. Богданова С. Новалис или что должно быть вспахано // Новая юность. М., 1998. №32.

26. Бонди С. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: Прогресс, 1983.

27. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988.

28. Ботникова А.Б. Романтическая ирония и преодоление метелогизма. Философские записки. Воронеж. Вып. 4., с. 108-112.

29. Брандес Г. Собрание сочинений. Т.6. Главные течения в литературе XIX. Романтическая школа в Германии. СПб.: Просвещение

30. Бройтман М. Историческая поэтика. М.: Прогресс, 2001.

31. Булгаков С. Русская философия. Антология. М.: Книжная палата, 1993.

32. Бур М., Ирлиц. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. М.: Прогресс, 1978.

33. Бутаков П.А. Основные формы движения материи и их взаимосвязь в свете современной науки. М.: Высшая школа, 1974.

34. Бутова О.А. Символический аспект образа ночи в «Гимнах к ночи Новалиса». Филологические этюды: Сборник научных статей молодых ученых. Саратов, 2000. Вып. 3, с.99-102.

35. Вайнштейн О.В. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Ф. Шлегеля. М.,1994.

36. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966.

37. Вахтель М. Русский символизм и литературная традиция Гете, Новалиса и поэтика Вяч. Иванова

38. Вацуро В.Э. Литературное движение начала века. Карамзин. Жуковский. Батюшков // История всемирной литературы: Т.6. М.: Наука, 1989.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.

40. Вольтер Ф.Н. Эстетика. Статьи. Письма. М.: Искусство, 1970.

41. Вопросы литературы.- 1983.№4.

42. Вяземский П.А. Полное собрание сочинений в 10 томах. М: Сын Отечества, 1922.

43. Гаспаров Б. Лирические лейтмотивы. М., 1991.

44. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Раритет, 1986.

45. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 томах /Под ред. М.Лившица. М.: Искусство, 1968-1973.

46. Гейне Р. Собрание сочинений в 6 томах / Под ред. Т.З.Дмитриева. М.: Художественная литература, 1980.

47. Герстнер Г. Братья Гримм. ЖЗЛ. М.: Наука, 1980.

48. Гёте. Годы учения Вильгельма Мейстера. М., 1959.

49. Гёте И.В. Об искусстве. М., 1975.

50. Гёте И.В. Шиллер. Переписка. Т. 12. М. 1988.

51. Гинзбург Л.В. «Разбилось лишь сердце мое.». М.: «Советский писатель», 1983.

52. Голубой цветок и дьявол. М.: Терра-Книжний клуб, 1998.

53. Горький М. История русской литературы. М.: Правда, 1939.

54. Гофман Э.Т.А. Письма, высказывания, документы. М., 1987.

55. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3-х томах. М, 1962.

56. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: Фрагментарный стиль мышления. JL: Издательство ЛГУ, 1991.

57. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Наука, 1955.

58. Гуляев Н.М. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII -XIX вв. М.: Высшая школа, 1983.

59. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Современное литературоведение о соотношении реализма и романтизма в русской литературе. Л.: Гослитиздат, 1975.

60. Гуревич A.M. К истории русского романтизма. М., 1973.

61. Гюго. В. Собрание сочинений. В 6-ти томах. М.: «Правда», 1988. С. 95.

62. Давыдова Е.В. Творчество Новалиса в контексте русской литературы XX века. М.: Моск. гос. открытый пед. ун-т., 2001.

63. Дань признательной любви: Русские писатели о Пушкине. Л. Правда, 1979.

64. Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

65. Дышиц. К.Маркс и Ф. Энгельс и немецкая литература. М., 1973.

66. Евнина Е.М. Виктор Гюго. М.: «Наука», 1976.

67. Евсюков В.В. Мифы о мироздании: Вселенная и религия. М.: Наука, 1989.

68. Жизнь Иисуса Христа. Киев, 1991.

69. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л.: Гослитиздат, 1973.

70. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин; Пушкин и западная литература. Л.: Наука, 1978.

71. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Гослитиздат, 1977.

72. Жирмунский В. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л.: Гослитиздат, 1972.

73. Журавин А.С. Классики русской литературы и религии. Л., 1958.

74. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. М.: Высшая школа, 1990.

75. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000/ Под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001.

76. Избранная проза немецких романтиков. В 2-х томах. /Сост. и предисл. А. Дмитриева. М.: Художественная литература, 1979.

77. История всемирной литературы: В 9 томах. Т.6 /Гл. редкол. Г.П. Бердников и др. М.: Наука, 1983.

78. История диалектики XIV-XVIII /Ойзерман, В.В. Соколов и др. М., 1974.

79. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Изд-во МГУ, 1974.

80. История немецкой литературы: В 5-ти томах. М.: Наука, 1963.

81. История немецкой литературы: В 3-х томах/ Общая ред. А. Дмитриева. М.: Радуга, 1985.

82. История немецкой литературы / Под ред. Н.А.Гуляева. М: Высшая школа, 1975.

83. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5 томах. Т.З. М.: Искусство, 1967.

84. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки. В 6-ти томах. Т.З. М.: Искусство, 1985.

85. Кант И. Критика способности суждения: в 6-ти томах. М., 1964.

86. Карельский. Драма немецкого романтизма. М.: Медиум, 1992.

87. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. М.: Советский писатель, 1990.

88. Касаткина В.М. Романтическая муза Пушкина. М.: изд-во Моск.ун-та, 2001.

89. Кимелёв Ю.А. Философия религии. Систематический очерк. М.: Nota Bene, 1998.

90. Кондольская Т. Эволюция героя в немецком романтическом романе (Новалис Арним - Гофман). Калининград, 1994.

91. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1997.

92. Косидовский 3. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1987.

93. Кривцун O.K. Эстетика. М: Аспект-пресс, 1998.

94. Кузнецов Б.Г. Путешествие через эпохи. Мемуары графа Калиостро. М.: Молодая гвардия, 1975.

95. Леопарди Дж. Этика и эстетика, М., 1978.

96. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4 томах. М.: Художественная литература, 1976.

97. Лермонтовская энциклопедия/ Гл. ред. Мануйлов. М.: Большая российская энциклопедия, 1987.

98. Литературные манифесты западноевропейских романтиков/ Под ред. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1980.

99. Литературная теория немецкого романтизма: Документы/ Под ред. И.Я. Берковского. Л., 1934.

100. Лосев А.Ф.Античная мифология в ее историческом развитии. М. Учпедгиз, 1959.

101. Лосев А.Ф. Знак. Символ, Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982.

102. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.

103. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.:Правда,1983.

104. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М.: Искусство. 1976.

105. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

106. Лосский И.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 2000.

107. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвещение, 1988.

108. Лотман Ю.М. Пушкин // История всемирной литературы: Т.6. М.: Наука, 1989.

109. Луначарский. Романтические юбилеи. М.: Наука, 1968.

110. Люблинская Л.Н. Философские проблемы времени и контексте междисциплинарных исследований. М.: Прогресс-традиция,2002.

111. Макагоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Проблемы преемственного развития литературы. Л.: Гослитиздат, 1988.

112. Максимов Е.Ю. Поэзия Лермонтова. Л. Гослитиздат, 1964.

113. Макушинский А. Об одном афоризме Новалиса // Вопросы философии. М., 2000, №2

114. Манн Ю.П. Литература в первой половине XIX в. // История всемирной литературы: Т.6. М.: Наука, 1989.

115. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.

116. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. М.: Аспект-Пресс, 2001.

117. Марченко A.M. Михаил Лермонтов. Жизнь и творчество. М.: Русский язык, 1983.

118. Мейлах Б.С. «. Сквозь магический кристалл». Путь в мир Пушкина. М.: Высшая школы, 1990.

119. Мейлах Б.С. Пушкин и русский романтизм. М.; Л.: изд-во АН СССР, Б.Г., 1958.

120. Мелетинский Д.Е. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.

121. Мелетинский Д.Е. Герой волшебной сказки: происхождение образа. М.: Изд-во вост. лит., 1958

122. Мелетинский Д.Е. О литературных архитипах. М.: Наука, 1994.

123. Милюгина Е.Г. Оппозиция «жизнь-смерть» в миропонимании и художественном творчестве Новалиса / Романтизм: эстетика и творчество. Тверь, 1994.

124. Мироздание и человек. М.: Политиздат, 1990.

125. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах/Гл. ред. А Токарев, М.: Российская энциклопедия. Олимп, 1997.

126. Музыкальная энциклопедия / Под ред. В.А. Сапожникова. М., 1971.

127. Назарова Л.Н. Поэмы Пушкина. М.: Просвещение, 1949.

128. Начало пути христианина. Коктебель, 1990.

129. Немзер А. «Страстная душа томится.». Заметки о поэме Ю.М. Лермонтова «Мцыри».

130. Немецкая поэзия XIX века Die Deutsche Lirik des 19. Jahrhunderts. M.: Радуга, 1984.

131. Немецкая романтическая повесть. М., 1977.

132. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М.: Мысль, 1959.

133. Новалис. Генрих фон Офтердинген // Голубой цветок и дьявол. М: Терра- книжный клуб, 1998.

134. Новалис. Гимны к ночи. М.: Энигма, 1996.

135. Новалис. Христиаство и Европа. М.:Энигма,1996.

136. О любви к жизни, о смерти, и о тайнах иного бытия. М.-.1992.

137. Основные произведения иностранной художественной литературы. Европа. Америка. Австралия. М.: Мысль, 1983.

138. Основные произведения иностранной художественной литературы. // Литературно-библиографический справочник, 1983.

139. Петрушенко А.А. Самодвижение материи в свете кибернетики. Философский очерк. М.: Наука, 1971.

140. Писатели-декабристы в воспоминании современников: В. 2-х томах . М.: Художественная литература, 1980.

141. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1958.

142. Проблемы романтизма в художественной литературе и критике. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976.

143. Проблемы романтизма. Сборник статей. М.: «Искусство», 1967.

144. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 1998.

145. Псалом сто осьмнадцатый, истолкованный святителем Феофаном М., 1891.

146. Путешествие в Святую Землю. Записки русский паломников и путешественников XII-XX вв.

147. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. JI.: «Наука», 1977.

148. Ранович А. Мифология // Литературная Энциклопедия в 9-ти томах. Т.7. М., 1934.

149. Расскажу вам сказку: Сказки и легенды народов Западной Европы. М.: Наука, 1991.

150. Реизов Б.Г. Из истории европейских литератур. Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1970.

151. Реизов Б.Г. История и теория литературы. М.: Наука, 1986.

152. Реизов Б.Г. Между классицизмом и реализмом. М.: Наука, 1962.

153. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты. М.: Аграф, 1997.

154. Русский романтизм / Под ред. Н.А. Гуляева. М.: Высшая школа, 1974.

155. Русская философия XX века. Антология. М.: Политиздат. 1993.

156. Русские философы. Антология (конец XIX- середина XX вв.) 1-й выпуск. М.: Высшая школа, 1993.

157. Русские философы. Антология. 2-ой выпуск. М.: Высшая школа, 1993.

158. Сахаров В. Страницы русского романтизма. Книга статей. М.: Советская Россия, 1988.

159. Сказки народов мира: В 10 томах. Т.4. М.: Детская литература, 1987.

160. Сказки немецких писателей. Л.: Лениздат, 1989.

161. Скурла Г. Братья Гримм. Очерк жизни и творчества. М.: Мысль, 1989.

162. Смолина О.В. Мифологичность сказок Новалиса // в кн. Третьи Майминские чтения. Псков, 2000.

163. Смолина О.В. Сказка и сказочность в творчестве Новалиса. Ростовский гос.ун-т им. Герцена, 2001.

164. Стендаль. Собрание сочинений. В 12-ти томах. М.: «Правда», 1978.

165. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1972.

166. Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. М.: Знание, 1980.

167. Токарев С.В. Что такое мифология? /В сб. Вопросы истории религии и атеизма. № 10. М., 1962.

168. Трубецкой Е. Русские философы. Антология. М.: Книжная палата, 1992.

169. Тураев С.В. От просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII начала XIX в. / М.: Наука, 1983.

170. Уитроу Д.Д. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1984.

171. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

172. Философы России XIX XX столетия. Биографии, идеи, труды. И.: Искусство, 1993.

173. Флоренский П.А. Иконостас. М.: "Искусство", 1994.

174. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: Харьков: ACT, 2001.

175. Фрейденберг О.Н. Миф и литература древности. М.: Главная редакция Восточной литературы, 1978.

176. Фридман Н.В. Образ поэта-пророка в лирике Пушкина. -Уч.зап. МГУ, 1946.

177. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М.: Просвещение, 1980.

178. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.

179. Ханмурзаев К. Проблема личности в романе Новалиса «Генрих фон Офтердинген»// Вестник Московского ун-та. 1975.

180. Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерения. М.: Наука, 2002.

181. Холопова В.А. Музыкальный тематизм. М.: Наука, 1983.

182. Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2002.

183. Цветы загадочного вертограда: Новалис. Гимны к ночи. -Книги издательства. «Энигма» // Литературное обозрение. М. 1998, № 2.

184. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л.: Гослитиздат. 1971.

185. Шелли П.Б. Письма. Статьи. Фрагменты. М., 1972

186. Шиллер. Статьи об эстетике. В 6-ти томах. М., 1959.

187. Шлегель Ф. Критические фрагменты. Культура. М., 1983.

188. Шлегель Ф. Трансцендентальная философия. Культура. М., 1983. Культура. М., 1983.

189. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 томах. М.: Искусство, 1983.

190. Шульц Г. Новалис: Сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал. Челябинск, 1996.

191. Шумкова Т.Л. Романтизм в Германии и России. Уч. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского пед.инст-та, 2001.

192. Щекина Л.И. Понятие «движения», «развития» и их роль в изучении физических процессов. М :, 1970.

193. Эйхенбаум Б. О литературе. М.: Советский писатель, 1987.

194. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Акад. Проект, 2000.

195. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987.

196. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М.: Кадомир, 2000.

197. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: Университетская книга, 1997.

198. Эстетика Гегеля и современность. М.: Искусство, 1984.

199. Юнг Г. Великие христианские мыслители (Миф, религия, культура). СПб.: Алатея, 2000.

200. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.

201. Amman, Jiirg. Hardenberg. Romantische Erzahlung nach dem NachlaB des Novalis.- Frankfurt am Main, 1978.

202. Beck, Hans-Joachan. Fridrich von Hardenberg. „Oeconomie des Styls". Die Wilhelm Meister-Rezeption im Heinrich von Ofterdingen.-Bonn, 1976.

203. Birven, Henrich. Novalis. Magus der Romantik.-Schwab, 1959.

204. Deutsche Romantische Marchen: Novalis, Wakenroder.-M, 1980.

205. Haering, Theodor. Novalis als Philosoph.-Stuttgart,1954.

206. Hartman ,Heribert. Zur Aktualitat der Raum-Zait-Auffasung des Novalis.-Bonn,1974.

207. Kiipper, Peter. Die Zeit des Erlebnis des Novalis.-K6ln,1959.

208. Miltitz, Monica. Novalis. Romantische Dunken zum Deutung unseren Zeit.-Stuttgart,1973.

209. Heftrich, Eckhard.Novalis. Von Logos der Poesie.-Frankfurt am Mein,1969.

210. Nambuger, Kate. Philosophie der d\Dichter. Novalis,Schiller.Rilke.-Stuttgart. 1966.

211. Novalis. Heinrich von Ofterdingen.-file://www inhalt.htm.ru.

212. Novalis. Die Lehrlinge zu Sais.- file://www inhalt.htm.ru.

213. Novalis. Hymen an die Nacht.- file://www Novalistext.htm.ru.

214. Niebel, Fridrich. Novalis. Deutscher Dichter.-Munchen,1972.

215. Hudenrot, Herman-Fridrich. Di Dialektischen Grundbegriffe in der Asthetikder Novalis.- Miinchen,1967.

216. Paschek, Garl. Der Einfluss Jakob Bohme auf das Werk Fridrich fon Hardenberg.- Bonn, 1974.

217. Strack, Friedrich. Jm Schatten der Neugier Christiche Tradition und krit. Filosophie im Werk. Tubingen, 1982.

218. Schanze, Helmut. Yndex zu Novalis, Heinrch von Ofterdingen. Bearb von Helmut Schanze.- Frankfurt am Main, 1968.

219. Schreiber, Jens. Das Symptom des Schreibens: Roman und absolutes Buch in der Fruhromantik.-Frankfurt am Main, 1983.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.