Георгий Новый у восточных славян: Жития, служба, песнопения тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, доктор филологических наук Калиганов, Игорь Иванович

  • Калиганов, Игорь Иванович
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 406
Калиганов, Игорь Иванович. Георгий Новый у восточных славян: Жития, служба, песнопения: дис. доктор филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Москва. 1998. 406 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Калиганов, Игорь Иванович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Т. I

Введение

Глава I. Болгаро-русские литературные связи эпохи Средневековья (Критический обзор мнений и задачи изучения)

Глава II. Русские жития Георгия Нового.С. 74-216

Глава III. Служба мученику Василия - Варлаама...

С. 217-305

Глава IV. Русские песнопения Георгию Новому

С. 306-350

Глава V. Мощи и иконы мученика на Руси

С. 351-382

Заключение

Список цитируемой и используемой литературы

С. 391-405

Т. IX ПРИЛОЖЕНИЯ

Оглавление

I.

а)Археографический обзор рукописей со списками русского пространного жития Георгия Нового

С. 409-538

б)Сводное критическое издание памятника по автографу новгородского пресвитера Ильи

С. 539-636

в)Перевод памятника на современный русский язык.»»••«••»»••»•»».»«*«••»•••»•••••» С. 637

г) Археографический обзор рукописей со списками русского проложного жития мученику и житийными отрывками

д) Сводное критическое издание первичной про-ложной редакции по древнейшему Львовскому списку.

С. 737-750

е) Издание других вариантов проложной редакции РБ" и "В")

ж) Перевод памятника по древнейшему Львовскому списку

II.

а) Археографический обзор рукописей со списками русской службы

б) Сводное критическое издание памятника по автографу Василия-Варлаама

III.

а) Археографический обзор рукописей со списками русских песнопений Георгию Новому

С, 857-935

б) Издание вариантов песнопений

IV.

Альбом редких филиграней и указатель к нему..

С. 959-988

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Георгий Новый у восточных славян: Жития, служба, песнопения»

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая к защите работа в своем роде уникальна. Необычны ее композиция и направленность исследовательских усилий. Она строилась на глубокой убежденности диссертанта в слитности и нерасчлененности различных форм средневековой христианской культуры. Органичное вхождение одних ее форм в другие, неразрывная их взаимосвязь и существование в виде целостных культурных парадигм и составляло специфику культуры Средневековья, Данная особенность наиболее полно проявлялась в культе христианских святых. Они воспринимались в религиозном сознании как адепты Божественной Истины и носители высших нравственных и этических идеалов. Прижизненные слова и поступки подвижников постепенно все больше обрастали легендами, а сами они не исчезали из жизни верующих и после своей кончины: возникали перед ними во снах .и видениях, исцеляли убогих и недужных посредством своих мощей.

Как культурная парадигма культ каждого отдельно взятого святого с течением времени усложнялся. На основе одного жития подвижника создавались другие, к первоначальной службе ему добавлялись новые стихиры и тропари; некоторые стихиры отпочковывались от служб и начинали бытовать в рукописях самостоятельно и снабжаться древней музыкальной нотацией. Нарративные тексты использовались при создании тематически с ними

связанных тёкстов гимнографических, а гимнографические тексты в свою очередь превращались в музыкально — гимнографические. Литературные тексты знали не только книжники, но и распевщйки и изографы. Они определенным образом соотносились с музыкальными и изобразительными формами искусства христианской культуры Средневековья. Агиографические "портреты" святых и житийные эпизоды учитывались при живописании ликов подвижников и клейм на иконах, украшении серебряных рак и драгоценных крестов с частицами их мощей.

Изучению одной из таких парадигм с акцентом на литературные тексты и посвящена данная диссертация. В ней анализируются русские жития, служба и песнопения , прославляющие Георгия Нового — христианского подвижника, «сожженного турками в Софии за отказ принять ислам во втором десятилетии XVI в. Обращение именно к парадигме (а не только к житиям, как это обычно делают литературоведы.'— медиевисты) вызывалось •спецификой стоящих перед диссертантом задач. Существуют две версии мученичества Георгия Нового: южнославянская и русская. Первая из них представляет собой цикл произведений, который состоит из жития и службы, написанных софийским пресвитером Пейо, и кратких анонимных житий. Вторая также представлена литературным циклом, в который входят: а) житие пресвитера Ильи, составившего его в 1539 г. на основе устного рассказа афонских монахов Прохора и Митрофана по распоряжению новгородского архиепископа Макария; б) анонимное проложное житие; в) служба мученику, сочиненная плодовитым псковским агио-графом Василием-Варлаамом; г) песнопения святому. Две версии очень сильно разнятся, и вопрос об их тексту-

б

альной связи оставался проблематичным. Прояснить его можно было только после тщательного текстологического исследования всей совокупности южнославянских и русских письменных источников о Георгии Новом.

При беглом знакомстве с работой может показаться, что в ней неоправданно большое место отводится целостной характеристике письменных источников. Однако это не так. Пристальное внимание к ним диссертанта вполне осознанно и объясняется крайне неудовлетворительным состоянием изученности литературных связей между южными славянами и Россией в эпоху Средневековья. И поныне, например, неизвестно когда проникли на Русь первые известия об Иване Рильском, Петке Тырновской, Иларионе Мыгленском, Савве Сербском, Арсении Сербском и других болгарских и сербских святых. По этой причине диссертант не ограничивается только перечнем списков анализируемых памятников, указанием шифров содержащих их рукописей и. датировкой одних лишь списков. Он отступает от этого правила и дает подробное археографическое и кодикологическое описание всех привлекаемых к работе рукописей и уточняет их датировку, полистно выделяя все филиграни. В этих рукописях находится внушительное количество списков житий, служб и песнопений упомянутым южнославянским подвижникам. Тем самым диссертация приобретает большее научное значение, выходящее за рамки ее темы. Она будет способствовать созданию прочного фундамента для дальнейшего изучения духовных связей между Россией, Болгарией и Сербией в эпоху Средневековья. Накопленный опыт позволил диссертанту сделать и ряд более широких обобщений в данной области палеославистики.Они излагаются в первой главе,

которая исполняет роль своеобразного теоретического введения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Калиганов, Игорь Иванович, 1998 год

СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ААЭ. T. I. 1294-1598. СПб.. 1836.

ААЭ. Т. III. 1613-1645. СПб., 1836.

ААЭ. T. IV. 1645-1700. Спб.. 1838.

Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

Адрианова-Перетц В.П. Из истории русской агиографии XVI в. // Sertum bibliologicum в честь А.И. Малеина. Пг., 1922.

Азбука церковного знаменного пения. Составил JI. Калашников. Киев, 1908.

Александр Данилович Меньшиков, сподвижник Петра Великого. Составлено И.О. Проценко. М., 18 65.

Амвросий [Орнатский]. Описание Антониева Новгородского монастыря. М., 1810.

Ангелов B.C. Из старата българска, руска и сръбска. литература. Кн. 2. София, 1967.

Ангелов B.C. Из старата българска, руска и сръбска литература. Кн. III. София, 1978.

Ангелов B.C. Проникване на старобългарските съчинения в старата руска литература. // Старобългарска литература. Изследвания и материали. Кн. 2. Българо-руски връзки през Средновековието. София, 1977.

Ангелов B.C. Стари славянски текстове. // Известия на Института за българска литература. Кн. VIII. София, 1959.

Антонова В.И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М.,. 1966.

Архимандрит Леонид [Кавелин]. Стихиры первому русскому митрополиту Петру и Владимирской иконе Богоматери, положенные на крюковые ноты. Творения Иоанна деспота Российского по рукописи библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, № 4 82. СПБ., 1886.

Атанасов П. Българо-руски литературни връзки през XVII и XVIII в. София, 1986.

Банк А. В. Моливодул с изображениям полета Александра Македонского на небо. // Государственный Эрмитаж. Труды отдела Востока. ., 1940.

Баранкова Г.С. Лексика русских списков "Шестоднева" Иоанна Экзарха Болгарского. АКД. М., 1977.

Барсов Е.В. Творцы книгопечатного дела в Москве. М., 1914.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. // ОЛДП. Вып. LXXXI. Спб, 1882.

Белокуров С.С. Московский Печатный Двор в 1649 г. // Материалы для русской истории. М., 1888.

Беляев В.М. Древнерусская музыкальная письменность. М., 1962.

Бережков И.Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий. М., 1984.

Бибиков М.В. Рукописная традиция греческих списков прототипа "Изборника Святослава 1073 г." // Византийский временник. Т. 54. Ч. 1. М., 1993.

БогдановиЬ. Д. Житаде Георгина Кратовца. // Зборник ncTopnje юьижевности. Одельен^е литературе и je3HKa. Квь. 10, Београд, 1976.

БогдановиЬ Д. McTopnje старе српске юьижевности. Београд,

Бочаров Г.-Н., Выголов В.П. Александровская слобода. М., 1970.

Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

Бражников М.В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.

Бражников М.В. Неизвестные произведения певца и распевщика XVI в. Федора Христианина. // ТОДРЛ. Т.XIV. М.-Л., 1958.

Бражников М.В. Новые'памятники знаменного распева. Л., 1967.

Бражников М.В. Памятники знаменного распева. Л., 1974.

Бражников М.В. Пути развития и задачи расшифровки знаменного распева XII-XVII вв. М.-Л., 1949.

Бражников М.В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.

Бубнов Н.Ю. Александр. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XVII в. Ч. 1. А-3. Санкт-Петербург, 1992.

Бубнов Н.Ю., Власов А.Н. Александр Вятский - писатель и книжник XVII в. // ТОДРЛ. Т. XLI. Л., 1988.

Будилович А.С. О русском Юрьеве старого времени в связи с Житием священномученика Исидора и с hpim пострадавших 72 Юрьевских мучеников. // Сборник учено-литературного общества при Юрьевском университете. Т. 4. Юрьев, 1901.

Будовниц И.У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV - XVI веках. М., 1966.

Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI-XVI вв. Мюнхен. 1991.

Буланин Д.М. Древняя Русь. Глава 1. // История русской переводной литературы. Древняя Русь. XVIII век. Т. I. Проза. Спб., 1995.

Буланин Д.М. Пимен (по прозвищу Черный). // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2. Л., 1988.

Василев А. Ивановските стенописи. София, 1953.

Введенский А. Происхождение Строгановых. Вологда, 1923.

Введенский А.А. Библиотека и Архив Строгановых.в..XVI-XVII вв. // Север. № 3-4. Вологда, 1923.

Верещагин А.С. Из истории Вятской иерархии: первый епископ Вятский Александр (1658-1674). // Труды вятской архивной комиссии. Вып. 2. Вятка, 1909.

Вертинский А. История о первом патриархе Иове (По Старицкому списку). // Тверская старина. №№ З-б. Старица, 1911.

Верюжский В.М> Афанасий архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще русской Церкви в конце XVII века. Спб., 1908.

Владышевская Т.Ф. Типографский устав как источник для изучения древнейших форм русского певческого искусства. // Musica antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz. 1975. IV.

Воскресенский H.A. Законодательные акты Петра I. Т. 1. Редакции и проекты законов, заметки, доклады, доношения, челобитья и иностранные источники. Под ред. и с предисловием Б. И. Сыро-мятникова. М.-Л., 1945.

Востоков А.Х. Описание русских и словенских рукописей Румян-цевского Музеума. Спб., 18 42.

Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.

Гильфердинг А. Летопись занятий Археографической комиссии. 1862-1863 гг. Вып. 2. Спб .,1864.

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 1956,

Гусейнова З.М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI-XIV веков. // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987.

Гюзелев В.- Кыяз Борис I. София, 1969.

Давидов А. Към лексикалната характеристика на "Похвално слово за Евтимий" и "Мъчение на Йоан Нови" от Григорий Цамблак. // Тър-новска книжовна школа. 1371-1971. Международен симпозиум. Велико Търново, 11-14 октомври 1971 г. София, 1974.

Данчев Г. Владислав Граматик - книжовник и писател. София,

1969.

Данчев Г. Рилска повеет на Владислав Граматик и споровете около двете и редакции. // Трудове на Великотърновски Педагогически институт "Братя Кирил и Методий". Т. III. кн. 1. Велико Търново, 1966.

Демина Е.И. Тихонравовский дамаскин. Болгарский памятник XVII в. Т. I. Филологическое введение в изучение дамаскинов. София, 1968.

Димитрова М. Проникване на старобългарска химнография в руски-те певчески сборници (XVI-XVII в.). // Литерат.урна история. № 12. София, 1984.

Димитър Кантакузин. Събрани съчинения. София, 1989.

Кожухаров С. Приносът на Димитър Кантакузин в развитието на химнографския цикъл за Иван Рилски.// Старобългарска литература. Кн. 15. София, 1984.

Динеков П. Из истории русско-болгарских литературных связей XVI-XVIII вв. // ТОДРЛ. Т. XIX. М.-Л., 1963.

Динеков П. Софийски книжовници през XVI век. 4.1. Поп Пейо. София, 1939.

Дмитриев A.A. Пермская старина. № VI. Пермь, 1895.

Дмитриев Л.А. Литературно-книжная деятельность митрополита Ки-приана и традиции Великотырновской книжной школы. // Търновска книжовна школа. Т. II. Ученици и последователи на Евтимий Търнов-ски. София, 1980.

Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (к русско-болгарским литературным связям XIV-XV вв.). // ТОДРЛ. Т. XIX. М.-Л., 1963.

Дмитриева Р.П. Василий-Варлаам. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV-XVI вв. Ч. 1. Л., 1988.

Докучаев И. Рассказ дяди Онисима о Рогожском кладбище. Изд. В.А.Сапелкина. М., 18 63.

""Домострой" по Коншинскому списку и подобным. М., 1908.

Дончева-Панайотова Н. Сборниците "Книга Григория Цамблака" -възникване, съдържание, разпространение. // Търновска книжовна школа. Т. III. Григорий Цамблак. Живот и творчество. София, 1984.

Дончева-Панайотова Н. Търновска книжовна школа и Русия в края на XIV - и началото на XV в. Киприан и Григорий Цамблак. АКД. Велико Търново, 1974.

Дончева-Панайотова Н. Търновска книжовна школа и Русия в края на XIV и началото на XV в. Киприан и Григорий Цамблак. АКД. Велико Търново, 1974.

Дополнения к "Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в СССР". М., 1993.

Дополнения к дворцовым разрядам по поручению графа Д.Н. Блудо-ва собранныя из книг и столбцов прежде бывших Дворцовых Приказов Архива Оружейной палаты Ив. Забелиным. Ч. 1с предисловием. // ЧОИДР. Кн. III. Материалы исторические. Разряд 1. М. , 18 83.

Досифей. Географическое и историческое описание ставропиги-ального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1834

Досифей. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени, то есть с 1429 по 1847 год. М., 1844.

Древний и новый исторический феатрон, содержащий краткие хронологические известия о римских, греческих и всероссийских императорах, царях и великих князьях, а также константинопольских патриархах, папах римских, всероссийских митрополитах, патриархах московских, киевских митрополитах и архиепископах, от Р.Х. до 1812 г., учителей церковных и хронологических показаний по летоисчислению церковному протоиереем Андреем Иоанновым. Спб., 1814.

Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия в XVI-XVII вв. София, 1974.

Ешкилев В.А. Сольвычегодск и памятники былой его культуры. Историко-культурный очерк. Великий Устюг, 1926.

Жефарович X. Стематография. Факсимилно издание коментирано от А. Василев. София, 1986.

Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси. // Recerche Slavistiche. Vol. XLII. Roma, 1995.

Жуковская Л.П. Изборник 1073 г. Судьба книги, состояние и задачи изучения. // Изборник Святослава 1073 г. М., 1977.

Жуковская Л.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М., 1976.

Заметки о крестных ходах в городе Пскове и его окрестностях. Местные заметки соборного иеромонаха Иосифа. Спб,, 1858.

Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. Т. I-II. Спб., 1892.

Златарски В. Избрани произведения. Т. I. София, 1972.

Иванова К. Агиографска продукция на Търновска книжовна школа. АКД. София, 1979.

Иванова К. Български, сръбски и молдо-влахийски ръкописи в • сбирката на М.П. Погодин. София, 1981.

Иванова К. Житие на.Георги Нови Софийски. // Старобългарска литература. Енциклопедичен речник. София, 1992.

Иванова К. Стара българска литература. Т. 4. Житиеписни твор-би. София, 1986.

Икосов П.С. История о родословии, богатстве и отечественных заслугах знаменитой фамилии гг. Строгановых. Пермь, 1881.

Инок Паисий, ктитор Сийского монастыря и его труды. // Церковные ведомости. № 47. 18 95.

Иосиф(Баженов) епископ Балтский. Описание Спасо-Елеазарова монастыря. Спб., 1858.

Иречек К. Княжество България. Ч. 2. Пловдив, 1899.

История Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.,1963.

Исаевич Я.Д. Братства та Ix в розвитку укра1нсько1 культури XVI-XVII ст. Ки1В, 1966.

Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успен-скаго) мужскаго первокласснаго монастыря Новгородской епаргщи. Составил иеромонах Задонскаго Богородицкаго монастыря. Геронтий. М., 1897.

Историко-статистическое описание Первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего в Новгородской епархии в городе Тихвине. СПб., 1855.

Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре. Сообщил Макарий епископ Архангельский'и Холмогорский. // ЧОЙДР. Кн. III. М., 1878.

Калиганов И.И. ^Повесть о Георгии Новом" в болгарской и русской литературе XVI в. АКД. М., 197 6.

Калиганов И. И. Новонамерени преписи на руското житие на Георги Нови(Софийски) в редакцията на новгородския презвитер Илия (Аналитично описание на ръкописите). // Литературна история. Кн. 12. София, 1984.

Калиганов И.И. Археографический обзор списков русской службы Георгию Новому. Старобългаристика. № 4. София, 1984.

Калиганов И.И. Болгарская литература в XI-XIII столетиях. // Очерк истории культуры славян. М., 1996.

Калиганов И.И. Болгарская литература. // История литературы западных и южных славян. Т. I. М., 1997.

Калиганов И.И. Бъдещето на старобългаристика. // България и българисти. София, 1981.

Калиганов И.И. Вопросы поэтики древнеболгарской литературы и литературные связи. // Функции литературных связей. На материале славянских и балканских литератур. М., 1992.

Калиганов И.И. Древнейший список "Повести о Георгии Новом". // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1987 г. М., 1988.

Калиганов И.И. Житие Георгия Нового в русской литературе XVI в. (Исторический фон, идеологическая направленность, литературное окружение). // Старобългарска литература. Кн. 6. София, 1980.

Калиганов И.И. Заметки о русской проложной редакции жития Георгия Нового. (Время создания, авторство, археографический обзор списков, издание древнейшего из них). Старобългаристика. № 1. София, 1979.

Калиганов И.И. Из истории болгаро-русских литературных связей эпохи Средневековья. // История и культура Болгарии. М., 1981.

Калиганов И.И. Илектронна техника и старобългаристика. // ABB от 24 май. София, 1981.

Калиганов И.И. Историко-литературные проблемы южнославянского влияния на Руси. // Славянские литературы. X Международный съезд славистов. София, сентябрь 1988 г. Доклады советской делегации. М., 1988. ....

Калиганов И.И. Книжовна находка. Лвовският "Апостол" на Иван Фьодоров в България. // АБВ, № 49. София., 1987.

Калиганов И.И. Литература православного славянского Средневековья в трудах российских ученых за 1993-1994 гг. (Обзор содержания и критические замечания).// Recerche Slavistiche. Vol. XLIII. Roma, 1996.

Калиганов И.И; Музыкально-гимнографические памятники Георгию Новому и Иоанну новому по данным русских рукописей. //Старобългаристика. № 1. София, 1987.

Калиганов И.И. Некоторые черты литературного.общения болгар, русских и сербов в эпоху средневековья. // Литературные связи. Литературный процесс. М.,- 1986.

Калиганов И.И. Несколько соображений о методике изучения болгаро-русско-сербских средневековых литературных связей. // Старобългарска литература. Кн. 18. София, 1985.

Калиганов И.И. Новооткрити преписи на руската проложна редакция на житието на Георги Нови. // Език и литература. № 1. София, 1986,

Калиганов И.И. Новый вклад в изучение культурных связей между Россией и южными славянами в XVI-XVII веках. (Рецензия на книгу B.C. Ангелова: Руско-южнославянски книжовни връзки през XVI-XVII в. София, 1980).// Советское славяноведение. № 6. М., 1982.

Калиганов И.И. О значении древнеболгарской письменности.

Историко-культурные аспекты. // Болгарская культура в веках. М., 1992.

Калиганов И.И. О некоторых рукописях из собрания Е.В. Барсова. // старобългарска литература. № 14. София, 1983.

Калиганов И.И. О предполагаемом автографе Василия-Варлаама. // Старобългаристика. № 3. София, 1983.

Калиганов И.И. Об изучении древнеболгарской литературы. // Советская болгаристика. Итоги и перспективы. М., 1983.

Калиганов И.И. Повесть о Георгии Новом в русской рукописной традиции XVI-XVIII вв. // Советское славяноведение. № 5. М., 1975.

Калиганов И.И. Поэтика балканских мартириев конца XV - начала XIX в. // История. Культура. Этнология. Доклады российских ученых к VII Международному конгрессу по изучению Юго-Восточной Европы. Салоники, сентябрь, 1994. М., 1994.

Калиганов И.И. Типологические особенности балканских мартириев XV-XVIII столетий. // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 2. XVI - начало XVIII вв. М., 1989.

Калиганов И.И. Традиции старой письменности и возникновение новой болгарской литературы. // Литература эпохи формирования наций в Центральной и Юго-Восточной Европе. Просвещение. Национальное Возрождение. М., 1982.

Калиганов И.И., Полывянный Д.И. Родник златострунный. Памятники болгарской литературы IX - XVIII веков. М., 1990.

Калужняцкий Е.И. Обзор славянорусских памятников языка и письма, находящихся в библиотеках и архивах львовских. // Труды III Археологического съезда. Т. 2. Киев, 1878.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. IX. Спб.,

1821.

Карастоянов Б.П. К вопросу о расшифровке крюковых певческих рукописей знаменного распева. // Música antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz. 1975. IV.

Карастоянов Н. Служба с житием и страданием великомученика Георгия Новаго. Самоков, 1855. (Фототипно издание). София, 1978.

Карта раскольнических селений Московской губернии. М .,18 69.

Каталог славянорусских рукописей Псковского музея-заповедника (XIV -начало XIX в.). Ч. 1. Псков, 1991.

Келдыш Ю.В. История русской музыки. Т. 1. Древняя Русь. XI-XVII века. М., 1983.

Келдыш Ю.В. История русской музыки. Т. I. М., 1948.

Келдыш Ю.В„Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

Кириллов Белозерский Успенский первого класса монастырь. Составил Н. Успенский. Кириллов, 18 97.

Климент Охридски. Събрани съчинения. Т. I-III. Обработили Б.С, Ангелов, К. Куев, X. Кодов, К. Иванова. София 1970-1977.

Ключевский В.О. Древнерусския жития святых как исторический источник. М., 1871.

Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае. Собр. соч. Т. VII. М., 1959.

Кодов X. Опис на славянските ръкописи в библиотеката на Бъл-гарската Академия на науките. София, 1969.

Кожухаров Г. Архитектура и строителство през Възраждане. // София през вековете. Т. I. Древност, Средновековие, Възраждане. София, 1989.

Кожухаров С. Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски. // Литературна история. Кн. 12. София, 1984.

Кожухаров С. Тырновска книжовна школа и развитието на хим-

ничната поезия в старата българска литература. // Ть»грновска книжовна школа. 1371-1971. София, 1974.

Кондратьев. Ф.Г., Киселева P.C. и др. Петрозаводск. Петрозаводск, 1972.

Краткий очерк развития письменности и типографского искусства в России. Составил В. Анисимов. Пг., 1920.

Крашенинникова O.A. Древнерусские Октоихи в XIV веке и проблема типологии гимнографических рукописей. // Герменевтика древнерусской литературы XI-XIV вв. Сб. 5. М., 1992.

Круминг A.A. Редакции славянского печатного Пролога. (Предварительные заметки). // Славяноведение. № 2. М., 1998.

Кручинина А.Н. Попевка в русской музыкальной, теории XVII в. АКД. Л., 1978.

Крыстев В. Пути развития болгарской музыкальной культуры в период XII-XVIII столетий. // Música antiqua Europae Orientalis. Warszava,1966.

Куев К. Азбучната молитва в славянските литератури. София,

1974.

Куев К. Съдбата на старобългарската книга през вековете. София. 1986.

Куев К. Чернорицец Храбър. София, 1967.

Куев К., Петков Г. Събрани съчинения на Константин Костенеч-ки. Изследване и текст. София, 1986.

Кукушкина М.В. Библиотека Соловецкого монастыря в конце XVI в. // Археографический ежегодник за 1970. М., 1971/Археографический ежегодник за 1971 г. М., 1972.

Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII веков. Л., 1977.

Кукушкина М.В. Описание книг XVI-XVII вв. библиотеки Анто-ниево-Сийского монастыря. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. M.-JI., 1966.

.. Лапустин А. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах Божьей Матери. // Псковская старина: Труды Псковского церковного историко-археологического комитета. Т. 1. Псков, 1910.

Леонид [архимандрит]. Историческое и археологическое описание первоклассного Успенского женского монастыря в г. Александрове. Спб., 1884.

Леонид архимандрит [Кавелин]. Историко-археологическое . и статистическое описание Боровского Пафнутиева монастыря (Калужской губернии). Изд-е 2-ое. Калуга, 1894.

Липатов A.B. Древнеславянские письменности и общеевропейский литературный процесс. // Барокко в славянских культурах. М., 1982.

Липатов A.B. Критерии оригинальльности и литературные связи. // Литературные связи. Литературный процесс. М., 1986.

Липатов A.B. Проблемы общей истории славянских литератур от Средневековья до середины XIX в. (Европейский контекст, типологическая дифференциация и национальная специфика, формирование основ современного развития). // Славянские литературы в процессе становления и развития. От древности до середины XIX в. М., 1987.

Липатов A.B. Славянские литературы и общеевропейский литературный процесс эпохи средневековья. // Советское славяноведение. № 4. М., 1978.

Липатов A.B. Славянские литературы и общеевропейский литературный процесс. (История, типология, связи). // Славянские литературы. XI Международный съезд славистов. Братислава, сентябрь 1993 г. Доклады советской делегации. М., 1993.

Лихачев Д.С. "Шестоднев" Иоанна Экзарха и "Поучение" Владимира Мономаха. // Вопросы теории и истории языка. Л., 1962.

Лихачев Д.С. Древнеславянские литературы как система. // Славянские литературы: VI Международный съезд славистов. М., 1968.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е, дополнительное. М., 1979.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-ХУ11 вв. М., 1973.

Лихачев Д.С. Размисли за националното своеобразие и европей-ското значение на старобългарската литература. // Литературна ми-съл. Кн. 2. София, 1970.

Лозовая И.Е. Глава 10. Церковно-певческое искусство. // Художественно-эстетическая культура Древней Руси: XI-XVII века. М., 1996.

Лозовая И.Е. Знаменный распев и русская народная песня. (О самобытных чертах столпового знаменного распева). // Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков. М., 1986.

Максимович К.А. Терминология церковно-канонического и гражданского права в древнейшем славянском переводе "Пандектов" Никона Черногорца. АКД. М., 1996.

Мансикка В. Житие Александра Невского: Разбор редакций и текст. // Памятники древней письменности и искусства. Т. 18 0. Спб., 1913.

Маньков А.Г. Цены и их движение в Русском государстве XVI века. М.-Л., 1951.

МарковиЬ. В. Православно монаштво и манастири у средаевековоj Срби^и. Сремски Карловци, 1920.

Материалы для истории раскола за первое время его существования. Издано под ред. Н.И. Субботина. Т. 2. М., 1876; Т. 3. Ч. 3. М., 1878.

Розов H.H. Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Доси-фей. // ТОДРЛ. .Т. XVIII. М.-Л., 1962.

Металлов В.М. Богослужебное пение в русской церкви.// Записки императорского Московского археологического института. Т. 26. М., 1912. ' ' ....

Металлов В.М. Очерки истории православного церковного пения в России. М., 1915.

Металлов В.М. Русская семиография. М., 1913.

МиличевиЬ. М.Б. ЪорЬе Кратовац, святитель Србин. Београд, 1885.

Милов Л.В.., Бородкин Л.И. и др. От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства. М., 1994.

Миловска Д. Горги Кратовски во книжевната и народната тралишь a. CKonje, 1989.

Милтенова А. "Разумник-указ" (Текстологическо проучване. Издание на старобългарския текст). // Старобългаристика. № 4. София, 1986.

Милтенова А. Ръкописната сбирка на Свищовското читалище. // Старобългарска литература. Кн. 8. София. 198 0.

МирковиЬ. Л. Православна литургика или наука о богослуженьу Православие источне цркве. Београд, 1966.

[Мозжаков] . Записка о Рогожском кладбище. // Братское слово. Т. 2. Ноябрь. № 17. М., 1889.

Морозкина E.H. Архитектурный ансамбль Крыпецкого монастыря. // Архитектурное наследство. Вып. 15. М., 1963.

Морозкина E.H. Новое в зодчестве Пскова XVI в. по памятникам Спасо-Елеазарова и Снетогорского монастырей. // Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Вып. 1. М., 1964.

Москов М. Един нов дамаскин. // Българска сбирка. Кн. X. София, 1904.

Музыкальная культура православного мира: Традиция. Теория. Практика. Материалы научных конференций 1991-1994 гг. М., 1994.

Музыкальная культура Средневековья. Вып. 1. Проблемы древнерусской и армянской музыкальной письменности и культуры. М.,1990,

Музыкальная культура Средневековья. Вып. 2. М., 1992.

Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. Составление текстов, переводы и общая вступительная статья А.И. Рогова. М., 1973.

Муравьев А.Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Спб., 1858.

Мурьянов М.Ф.. Из наблюдений над структурой служебных миней. // Проблемы структурной лингвистики. М., 1981.

Мурьянов М.Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси. // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991.

Мутафчиев П. Из нашите български старопланински манастири. Бе-лежки и материали.// Сборник БАН. Т. XXVII. София, 1931.

Мавродинов Н. Църкви и манастири в София и Софийско. // Сер-дика. № 1. София, 1939.

Наумов Е.П. Формирование этнического самосознания древнесерб-ской народности. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего Средневековья. М., 1982.

Начертание истории г. Холмогор. Сочинено Архангелогородским гражданином Василием Крестининым. Спб., 1790.

Неберекутина Е.В. Поиски автора Степенной книги. // От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства. М., 1994.

Никишов Г.А. Двознаменники как особый вид певческих рукописей последней четверти XVII - начала XVIII вв. АКД. М.,'1979.

Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625). Т. 1. Вып. 1. Спб., 1897.

Никольский Н.К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переводчиков, справщиков и книгохранителей. Вып. 1. А-Б. ОЛДП." Спб., б. г.

НоваковиЬ С. Служба и живот светога Hypha Кратовца. // Гласник српског ученог друштва. Т. XXI. Београд. 18 67.

Олонецкая губерния. Список населенных мест по сведениям 1873 г. Издан Центральным Статистическим Комитетом МВД. Спб., 1879.

Описание 24-х рукописных сборников XVI в. новгородской Софийской библиотеки. Сост. Ф. Смирновым. Спб., 18 65.

Описание историко-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре, составленное архимандритом Варлаамом. М., 1859.

Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождес-твенско-Богородицкого Снетогорского с прибавлением списка преосвященных иереев Псковских. Дерпт, 1821.

Описание Новгородского Софийского собора, составленное протоиереем П. Соловьевым. Спб., 1858.

"Описание рукописей Г.Р.Наумова". Подготовили H.A. Щербачева и Ю.А. Неволин. М., ОР ГБЛ, 1974. (Машинопись).

Описание рукописей Чудовского собрания. Сост. Т.Н. Протасьева. М., 1980.

"Описание собрания Никифоровых. Составление Л.В. Тигановой: Ю.А. Неволин, И.М. Кудрявцев, Я.Н. Щапов, Н.Б. Тихомиров, Е.И. Голубцов, Е.П. Маматова". М., ОР ГБЛ, 1970.

"Описание собрания Рогожского кладбища". М., ОР ГБЛ, 1968. (Ма-

ШИНОПИСЬ)-

Очерки по истории СССР. Период феодализма. Конец XV - начало XVII в. М., 1955.

ПавловиЬ. Л. Култови лица код Срба и Македонаца. (HcTopnjcKO-етнографска разправа). Смедерево, 1965.

Памятная книжка Вятской губернии на 18 60 г. Составлена В. Ко-роваевым. Вятка. 1860.

Пандурски В. Куриловският манастир. София, 1975.

Парфентьев Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв. Свердловск, 1991.

Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII веков. Челябинск, 1993.

Парфентьева Н.В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997.

Серегина Н.С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. "Стихирарь месячный". Спб.,1994.

Певческие азбуки Древней Руси. Публикация, перевод, предисловие и комментарии Д.С. Шебалина. Кемерово, 1991.

Перетц В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Киеве 30 мая - 10 июня 1915 г. Киев, 1916.

Пермская летопись с 12 63-1881 гг. Сост. В. Шишонко. Т. 1. Пермь, 1881.

Перовский В. Антониево-Сийский монастырь. // Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902.

Петканова-Тотева Д. Дамаскините в българската литература. София, 1965.

Петканова-Тотева Д. Хилядолетна литература. София, 1974.

Петр Великий в Галицкой Руси. Исторические записки и заметки. Собрал O.A. Мончаловский. Львов, 1903.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск, 1995.

Длигузов, А.И. Вторая редакция минейного жития Иосифа Волоц-кого. // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода. Сборник статей. М., 1984.

Пожидаева Г.А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV-XIX в. АКД. Л., 1982.

Покровский A.A. Древнее Псковско-Новгородское письменное наследие. М., 1916.

Покровский A.A. Печатный московский двор в первой половине XVII в. М., 1913.

Покровский H.H. Стенные росписи в древних храмах греческих и русских. М.. 1889.

Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разногласиях, собранные из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем церкви Сошествия св. Духа, что на Большой Охте, протоиереем Андреем Иоанновым и на три части разделенные. Ч. I-III. Спб., 1794.

Понырко Н.В. Иоанн Милютин. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. III. (XVII в.). Ч. 2. И-0. Спб., 1993.

Попов Г. Триодни произведения на Константин Преславски. // Ки-рило-Методиевски студии. Т. 2. София, 1985.

Порфирий [епископ Чигиринский]. История Афона. Ч. 3. // Труды Киевской Духовной Академии. Т. I. Киев, 1873.

Последования с житиями святых триех мучеников софийских Георгия, Георгия и Николая. Левкийский еп. Парфений. София, 1955.

Предварительный список славяно-русских рукописных книг^ храня-

щихся в СССР, м-., 198 6.

Преображенский А. Словарь русского церковного пения М., 1896.

Проблемы музыкознания. Вып. IV. Древнерусская певческая культура и книжность. J1., 1990.

Прохоров Г.М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина. // ТОДРЛ. T. XXVII. Л,, 1972.

Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955.

ПСРЛ. Новгородская летопись по Архивному списку. Спб., 1871.

ПСРЛ. Т. III. Спб., 1844.

ПСРЛ. T. XIII. Патриаршая или Никоновская летопись. М., 1965,

Първи международен конгрес по българистика. София, 23 май-2 юни 1981 г. Доклади. Симпозиум "Болгарский роспев". Българско-рус-ки музикални връзки. XIV-XVIII век. София, 1982.

Paflojn4Hh С. Уметнички споменици манастире Хиландара. // Збор-ник Радова Византолошког института. Београд, 1955.

Разумовский Д. Церковное пение в России (Опыт историко-тех-нического изложения). Вып. II. М.. 1868.

Разумовский Д. Церковное пение в России. Вып. III. M., 1869.

Рамазанова H.B. Музыкальная драматургия древнерусского певческого цикла (на примере цикла Михаила Черниговского и боярину его Федору). АКД. Л. ,1987.

Рамазанова Н.В. Рукописные книги собрания Придворной певческой капеллы. Каталог. Спб., 1994.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в Росии. М., 1852.

Рогов А.И. Музыка. // Очерки русской культуры XVII века. Ч. 2. Духовная культура. М., 1979.

Рогов А.И. Сказание о начале Чешского государства в древнерусской письменности. М., 1970.

Ромодановская Е.К. русская литература на пороге нового времени. Пути формирования русской беллетристики переходного периода. Новосибирск. 1994.

Руварц Д.И. Jörn нетто" о'животу св. ЪурЬа Кратовца. //• Тодиш-ница Николы ЧугоЛа. T. XIII. Београд, 18 93.

Румянцев В. Древния здания Московского Печатного Двора. М.,

1869.

Рыбаков А. Духовная библиотека при Московской старообрядческой общине Рогожского кладбища. М., 1911.

Рыков Ю.Д. Собрание Рогожского кладбища. // Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина. Указатель. Т. 1, вып. 2. М., 1986.

Сабрана дела Георгиа Острогорского. Кн. 4. Београд. 1970.

Савваитов П.И. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. Спб., 188 6.

Сольвычегодский Благовещенский собор. Составил Н. Суворов. Вологда, 1891.

Сапунов Б.В. Книга в России в XI-XIII вв. Л., 1978.

Сарафанова-Демкова Н.С. Иоанн Экзарх Болгарский в сочинениях Аввакума. // ТОДРЛ. T. XIX. М.-Л., 1963.

Сборник грамот Комиссии экономии. T. I. Спб., 1922.

Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси. (По археологическим материалам). // Введение христианства у народов Центральной и Восточной Европы. Сб. тезисов. М., 1987.

Седова P.A. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и изобразительном искусстве Древней Руси. М., 1993.

Седова P.A. Служба митрополиту Петру. // ТОДРЛ. T. XLV. Спб.,

Селезнев А.Г. Архангельск и его окрестности. Архангельск,

1967.

Серебрянский Н.И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле с критико-биографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. // ЧОИДР. Кн. 3. М., 1908.

Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915.

Серебрянский Н.И. О редакциях Жития преподобного Саввы Кры-пецкого. Спб., 1903.

Серебрянский Н.И. Очерки истории псковского монашества. // ЧОИДР. Кн. 3. М., 1908.

Серегина Н.С. Певческие рукописи из книгописной мастерской Строгановых конца XVI - первой половины XVII в. // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1986 год. М., 1987.

Серегина Н.С. Стихиры митрополиту Петру "творения" Ивана Грозного. // Древнерусская певческая культура и книжность. Д., 1990.

Сивкова А. "Слово за преподобните отци в сирна събота" от Григорий Цамблак в руската ръкописна традиция. // Старобългарска литература. Кн. 12. София, 1982.

Сивкова А. Русско-болгарские литературные связи XV в. (Литературная история слов Григория Цамблака). АКД. Л., 1983.

Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977.

Синков П., Гочева М., Инджиева Р. Храм-паметник при град Шипка. София, 1980.

Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последние десятилетия XVII в. Казань, 1913.

Скрынников Р.Г. Трагедия Новгорода. М., 1994.

Словарь географический Российского государства собр. А. Щека-товым. Ч. 5. Р-С. М., 1802.

Смирнов С.Н. Сербские святые в русских рукописях.// Юбилейный сборник Русского археологического общества. Београд, 1936.

Соболевский А.И. Древнерусская переводная литература. Литографический курс лекций. Спб., 1892-1893.

Соловецкие острова. Памятники древнерусского зодчества. Вступительная статья И.А. Бартенева. Л., 1969.

Соловьев А. Государев Печатный Двор и Синодальная типография в Москве. Историческая справка. М., 1903.

Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. (По современным минеям). Париж, 1951.

Сперанский М.Н. "Греческое" и "лигатурное" письмо в русских рукописях XV-XVI веков. // Byzantino-Slavica. Т.. IV. Prague, 1932.

Список населенных мест Российской империи, составленный и изданный Центральным статис-тическим комитетом МВД. Архангельская губерния. Спб., 18 61.

Срезневский В.И. Сведения о рукописях .. поступивших в рукописный Отдел ВАН в 1900 и 1901 гг. Спб., 1901. Приложение 1 (Кормовая книга Николо-Коряжемского монастыря).

Станимиров С. Едно малко познато житие на свети Георгия Нови Софийски от Кратово. // Известия на Историческото дружество в София. Кн. XI-XII. София, 1931-1932.

Станчев К. Слова на Климент Охридски в неизвестни и в неизпол-зувани преписи. // Старобългарска литература. Кн. 28-29. София,

1993.

Станчев К., Попов Г. Климент Охридски. Живот и творчество. София, 1988.

Стари српски хрисовузьи, биографов, летописи, типици, помени-ци, записи и др. Прибрао Jí>. CTojaHOBníl. // Споменик САН, Београд, 1890.

Степанов Н.В. Календарно-хронологический справочник. // ЧОИДР. Кн. 1. М., 1917/

Странник. Тихвинские монастыри. Тихвинский Богородицкий большой мужской монастырь. Спб., 1854.

Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. Спб., 1877..

Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. Спб., 1882.

Суворов H.íí. Соль вычегодский Введенский монастырь Вологодской епархии. Вологда, 1902.

Събев Т. Самостойна народностна Църква в Средыовековна Бълга-рия. София, 1987.

Сырку П. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV-XVII вв. Спб., 1901.

Теляковский H.H. Старина и святыни г. Романова. М.. 1913.

Темниковский Е. К вопросу о канонизации святых. Ярославль,

1903.

Типографская библиотека в Москве. Исторический очерк П. Бессонова. М., 1859.

Тихомиров И.А. Ярославское Поволжье. Ярославль. 1909.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города, 2-ое изд. М., 1956.

Толстой Н.И. "Slavía Orthodoxa" и "Slavia Latina". Общее и различное в литературно-языковой ситуации (опыт предварительной оценки). // Recerche Slävistiche. Vol. XLII.

Толстой Н.И. История и структура славянских языков. М., 1988.

Томова Е. Кирилски ръкописи с български сюжети в полски хранилища. // Старобългарска литература. Кн. 25-26. София, 1992.

ТрифуновиЬ. Ъ.. Азбучник српских среднювековних кьижевних nojMo-ва. Београд 1974.

Трусман Г.Г. Введение'христианства в Лифляндии. Спб., 1884.

Турилов A.A. Болгарские литературные памятники эпохи Первого царства в книжности Московской Руси. XV-XVI вв. (заметки к оценке явления). // Славяноведение, № 3. М., 1995.

Турилов A.A. Памятники древнерусской литературы и письменности у южных славян в XII-XIV вв. (Проблемы и перспективы изучения), // Славянские литературы. XI Международный съезд славистов. Братислава, сентябрь 1993 г. Доклады советской делегации. М., 1993.

Ундольский В.М. Замечания по истории церковного пения в России. // Чтения в Обществе истории и древностей российских. № 3. Отд. 1. М., 1846.

Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. М., 1941.

Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1965, 1971 (изд. 2-е).

Успенский Н.Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л., 1968, 1971 (изд. 2-е).

Устрялов Н.Т. Именитые люди Строгановы. СПб., 1842.

Учреждение постоянного причта на Рогожском кладбище. // Братское слово. Декабрь. № 10. М., 1883.

Фетисов И. К литературной истории Повести о мученике Исидоре Юрьевском. // Сборник статей в честь ак. А.И. Соболевского. ОРЯС. Т. 101. Л., 1928.

Федор Христианин. Стихиры. Публикация, расшифровка, исследование и комментарий М.В. Бражникова. Памятники русского музыкального искусства. Вып. 3. М., 1974.

Федоров Б.Н. Кирилло-Белозерскйй монастырь. Памятники древнерусского зодчества. Л., 1969.

Федоров П. Соловки. Кронштадт, 1889.

Филарет [Черниговский]. Обзор русской духовной литературы. Кн. 1. Харьков, 1859.

Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Т. 1. Вып. 3. Л., 1928.

Флоря Б.Н. Сказание о начале славянской письменности. М.,1981. Фонкич Б. Л. Милетий Грек. // Россия и христианский Восток. Вып. 1. М., 1997.

Фонкич Б.Л. Греческая кодикология. На материале рукописей XXVII вв. собраний Москвы и Ленинграда. АКД. М., 1969.

Фонкич Б.Л. Греческо-русские культурные связи XV-XVII вв. М.,

1977.

Фруменков Г.Г. Соловецкий монастырь и оборона Беломорья в XVI-XIX вв. Архангельск, 1963.

Харлампович К. Западнорусские православные школы XVI века и отношение их к инославным. Казань, 1898.

Хорошев A.C. Политическая история русской канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986.

Христианство в пределах Архангельской губернии. Сообщил Макарий епископ Архангельский и Холмогорский. // ЧОИДР. Кн. III. М., 1878.

Цветкова Б. София през XI-XVIII вв. // София през вековете. Г. I. Древност, Средновековие, Възраждане. София, 1989.

Цонев Б. Опис на ръкописите и старопечатните книги на Народ-ната библиотека в София. София. 1910.

Чаврыков Г. Болгарские монастыри. София, 1974. Шамурин Ю. Ярославль, Романов-Борисоглебск, Углич . // Культурные сокровища России, Был .1. М., 1912,.

Шкорпил К. Опис на старините по р. Русенски Лом. София, 1914. Щепкина М.В. К вопросу о просвещении Руси. // Плиска-Преслав. Проучвания и материали. Т. I, София., 1979.

Юдицкий. Строгановы и Сольвычегодск. // ЖМНП. Спб., 1852. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Спб.,

1908.

Яковлева O.A. Кремль в Александровской слободе в эпоху Ивана Грозного. // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. Т. 7. М., 1955.

Янин В.Л. Новгородская феодальная вотчина. М., 1981. Ярославская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. Спб., 1865.

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь,.что ныне Архиерейский дом. Составил иеромонах Владимир. М., 1881.

Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Помор-ского края как исторический источник. Казань, 1881.

Яцимирский А.И. Григорий Цамблак. Спб., 1904. Яцимирский А.И. Из истории славянской проповеди в Молдавии и Валахии в XV-XVII вв. // Памятники древней письменности и искусства. Т. CLXIII. Спб., 1906.

Яцимирский А.И. Мелкие тексты и заметки по старинной славянской и русской литературам. // Известия ОРЯС. Т. XIII. Кн. 2. Спб., 1908.

Birnbaum H. On the Slavic Share in Western Civilization: Early Period. Some Definitional Considerations. // Studia slavica mediaevelia et humanistica Riccardo Piccio decata.. Vol. I. Roma, 1986.

Capaldo M. Jean l'Exarque en tant que compilateur et traducteur. // Polata knigopisnaia. 3, 1979.

Capaldo M. La source principale du Sermon sur la Nativité attribue a Jean l'Exarque. // Polata knigopisnaja. 9. 1984.

Capaldo M. Pour l'édition des sermons attribué â Jean l'Exarque. // Linguistique balkanique. 25. 1982. 1.

Lunt H.G. On the Izbornik of 1073. // Harvard Ukrainian Studies. Vol. VII. 1983.

Marti R. "Slavica orthodoxa" als literar und sprachkritischer ' Begriff. // Studia Slavico-byzantina et mediaevelia europensia. Vol. I. Studies on the Slavo-Byzantina and West European Middle Ages. In memorium Ivan Dujcev. Sofia, 1989.

Thomson F. The Bulgarian Contribution to the Reception of Byzantina Culture in Kievan Rus': The Myths, and the Enigma. // Harvard Ukrainian Studies. Vol. XII/XIII. 1988/1989.

Thomson F. The nature of the Reception of Christian Byzan-tine Culture in the Tenth to Trirteenth Centuries and Implications for Russian Culture. // Belgian Contributions the 8-th International Congress of Slavists. Zagreb-Ljubljana. September 1978. Slavica Gandensia. 5.1978.

Veder W. Two hundred years of misguided philological research. // Ricerche Slavistiche. Vol. XLII. Roma. 1995.

Vlasto A. The Eutry of the Slavs into Christiandom. 'An Introduction to the Medievil History of Slavs. Cambridge. 1970.

Whiteman R. The 1073 Izbornik: the Manuscript and its sour-ces. // Indiana Slavic Studies. № 4. 1967.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.