Геноцид как явление политики: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Черновицкая, Юлия Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 151
Оглавление диссертации кандидат философских наук Черновицкая, Юлия Вячеславовна
Введение.
Глава 1. Проблема геноцида в социально-философской литературе (критический анализ)
§1. Анализ геноцида как категории социальной философии, ее становление и современное содержание
§2. Трактовки причин геноцида в социально-философской мысли.
§3. Последствия политики геноцида для судеб различных народов.
Глава 2. Актуальность проблемы геноцида в условиях глобализации
§ 1.Возникновение тенденции перехода от прямого к косвенному геноциду в последние десятилетия XX века.
§ 2.Формы и способы косвенного геноцида.
§ 3. Противодействия косвенным формам политики геноцида: возможности и ограничения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Гитлеровская политика экспансии и геноцида: 1933-1940 гг.2006 год, кандидат исторических наук Андреева, Елена Алексеевна
Этнополитические и международно-правовые последствия геноцида армян в Турции2006 год, кандидат политических наук Акопян, Сейран Юрьевич
Геноцид: криминологическое исследование2010 год, кандидат юридических наук Аванесян, Вилен Витальевич
Холокост на Юге России в период Великой Отечественной войны: 1941-1943 гг.2005 год, кандидат исторических наук Войтенко, Елена Александровна
Феномен насилия в международно-политических конфликтах современности2004 год, кандидат политических наук Шевченко, Оксана Вадимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Геноцид как явление политики: Социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования:
Актуальность темы диссертации обусловлена рядом обстоятельств и, прежде всего, ростом в мире самых разнообразных политических практик, так или иначе причастных к тому, что может быть квалифицировано как геноцид. Есть все основания говорить, что проблема геноцида возникла с возникновением человечества. Однако конкретные обвинения в геноциде как отдельном преступлении впервые были выдвинуты лишь в XX в., а сам термин "геноцид" появился в научной литературе в 1943 году. Политика геноцида становится практически неотъемлемой частью военных действий. Кульминацией же геноцида в XX веке, по мнению диссертантки, является Холокост — гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В связи с этими событиями мировое сообщество назвало геноцидом истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде.
Изучение проблем геноцида, в первую очередь, тесно связано с изучением места и роли войны в истории человечества. Войны всегда были частью человеческого взаимодействия, не сводимой к простому захвату территории или порабощению населения. И вместе с возникновением войн начинают предприниматься попытки теоретического осмысления сущности и последствий войны, ее различных аспектов.
В связи с этим появляются «правила ведения войны» - гуманитарное право (методы и средства ведения военных действий, защита жертв войны, соблюдение нейтралитета и т.д.). Войны же в последние века стали наиболее полномасштабными, захватывающими не только большую часть мирового сообщества, но и инфраструктуру, мировую экономику, природные ресурсы. Они становятся частью политико-силовых взаимоотношений отдельных государств между собой.
Постепенно правила ведения войн перестают соблюдаться, и, возможно, с первой мировой войны по отношению к противнику не соблюдаются вообще. Государства не столько заботятся о своем авторитете, моральности своих действий, последствий их для всего мирового сообщества, сколько о собственной выгоде, и все чаще можно наблюдать осуществление политики геноцида при разрешении возникающих межгосударственных конфликтов.
В современных условиях, в условиях глобализации геноцид как явление политики трансформируется, приобретает различные формы, усиливается тенденция к появлению косвенных форм геноцида, которые важно научиться определять на ранних стадиях. Из-за роста масштабности, глобальности этой проблемы, геноцид может перерасти в войну всех против всех, т.е., превратиться в самогеноцид человечества.
В настоящее время становится важной задачей не только обнаружение мутантных форм геноцида, но и разработка новых механизмов урегулирования возникающих конфликтов в условиях глобализации. Трудность решения подобных задач усугубляется отсутствием четкого понятия геноцида, а потому принятием за геноцид действий, им не являющихся, а также непризнанием государствами в этих условиях своих действий как политики геноцида.
Здесь возникают острейшие вопросы моральности политики. Нужны новые способы разрешения противоречий, новые способы взаимоотношений, которые должны быть основаны на ненасилии, на сотрудничестве, взаимных уступках.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается в том, что, несмотря на достаточную степень разработанности правовых и исторических аспектов проблемы, необходимо всестороннее философское осмысление проблемы геноцида, что позволит создать теоретическую базу для выработки комплексных мер по его вытеснению из современной политической практики.
Степень разработанности проблемы.
Изучение политики геноцида, первоначально сложившееся в рамках юридической и исторической науки, в наши дни активно выдвигается на одно из центральных мест в современном обществознании, и становится предметом исследования в философии, социологии, политологии и т.д. В диссертации дается анализ отечественной и зарубежной литературы, среди которой: а) философские труды, в том числе работы по социальной философии, истории философии, философской антропологии, философии политики (Х.Арендт, И.А.Гобозов, М.Н.Громов, И.И.Кравченко, И.К.Лисеев, В.М.Межуев, Н.В.Мотрошилова, А.П.Назаретян, А.С.Панарин, А.М.Руткевич, В.Г.Федотова, А.Н.Чумаков, В.Н.Шевченко, К.Ясперс); б) теоретические разработки по юриспруденции - международному праву, международно-правовые документы, поскольку термин геноцид впервые появился в юридической литературе (Е.В.Аграновская, М.Н.Андрюхин, Ю.Г.Барсегов, Н.Т.Блатова, С.В.Бородин, В.М.Вартанян, И.И.Лукашук, Е.А.Лукашева, О.И.Макаров, В.С.Нерсесянц, Л.Н.Шестаков); в) литература по этике, психологии, истории, важная для анализа причин возникновения геноцида, динамики его развития, отражения последствий геноцида в судьбах различных народов (И.Арад, Р.Г.Апресян, Р.Ардри, А.А.Галкин, А.А.Гусейнов, У.Джеймс, К.Клаузевиц, Г.В.Клокова, З.А.Крахмальникова, Ж.Котек, П.Ригуло, З.Фрейд, Э.Фромм); г) комплекс работ по политологии, экологии, культуре, в которых нашли отражение новые мутантные формы геноцида, в том числе публицистические работы (В.Г.Бабаков, М.Г.Делягин, И.Ф.Кефели, Э.Г.Кочетов, М.Я.Лемешев, Р.В.Рывкина, В.П.Торукало, Ф.Фукуяма, М.Хардт и А.Негри, С.Хантингтон, А.П.Цыганков); д) специализированная литература по Холокосту, геноциду армян и другим фактам прямого геноцида.
Проблемы Холокоста затронуты в работах: Н.Кона, И.Бауэра, М.Я.Гефтера, Д.И.Полторака, И.А.Альтмана, А.Е.Гербер, А.А.Галкина, Т.И.Ревяко, П.Рассинье, Р.Форриссона, Д.Ирвинга, С.Фридлендера, Э.Визеля, Р.Пфистерера, Х.Арендт, З.Баумана, Э.Хильдесхаймера, А.Люстингера, И.Трунка, Р.Вайнгартена, Р.Хильберга, И.Г.Эренбурга, М.Броссата, С.Гордона, Х.Моммзена, Г.Хайзона и др. (в частности Г.Хайнзон возглавляет Институт по изучению проблем ксенофобии и геноцида им.Рафаэля Лемкина в Бремене). Исследователи Холокоста согласны в том, что геноцид был частью Холокоста. Однако многие ученые также считают, что совершенное нацистами по отношению к еврейскому народу по ряду причин выходит далеко за рамки геноцида. Попытка обесчеловечить и уничтожить каждого еврея для истории беспрецедентна, а убежденность нацистов в том, что евреи должны быть уничтожены ради блага человечества, является мотивом, неизвестным по другим случаям геноцида, произошедшим как до, так и после Холокоста.
Термин "геноцид" появился в книге американского юриста Рафаэля Лемкина (Raphael Lemkin), изданной в Вашингтоне в 1944 году, «Основное правило в оккупированной Европе» («Axis Rule in Occupied Europe»1), который пытался найти вербальное обозначение, соответствующее масштабам происходившего в Европе истребления евреев. Он, а также румынский юрист В.Пелла (подчеркивавший, что государство является "действующим субъектом уголовного права"2 и не может совершать преступлений, за которые оно обвиняет отдельных личностей) и др. разрабатывали эту проблему в теории международного права.
При анализе трактовки причин геноцида в политико-философской мысли можно выделить следующие направления: классическое понимание войны, не включающее геноцид, геноцид как следствие агрессивной природы человека, геноцид как обоснование расового превосходства, геноцид - последствие или
1 Lemkin Raphael. Axis Rule in Occupied Europe. Washington. Carnegie Endowment for International Peace. 1944.
2 Пелла В. Коллективная ответственность государств и уголовное право будущего. Женева, 1925. неизбежная сторона войны, связанный с ее неискоренимостью из истории человечества.
Классическое понимание войны рассматривали китайский мыслитель Сунь-цзы, голландский мыслитель Гуго Гроций и др. Так Сунь-цзы пытался доказать, что война не является скоплением случайностей, а имеет объективные основы существования, познав которые можно обеспечить себе победу или исключить поражение, уклоняясь от вооруженной борьбы. Можно предположить, что классическое понимание войны не подразумевает геноцида как возможного способа быстрого достижения цели, как то уничтожение противника либо расправа с инакомыслием. В древности, средние века войны велись по особым правилам, подобно дуэлям. Здесь можно говорить об искусстве войны. И если они отличались жестокостью, то это была предопределенная жестокость, оговоренная, «справедливая». Лишь впоследствии геноцид становится практически неотъемлемой частью войны.
Коллективное насилие войн, по одной из версий, является следствием агрессивной природы человека. Этой проблемой занимались Р.Ардри, У.Джемс, А.Сторр, Ф.Ницше, Э.Фромм, этологисты. Ими формулируется тезис о неискоренимости агрессивной природы, свойственной человеку и ее проявлениях. Согласно этой концепции агрессивная природа человека порождает насилие, в том числе и геноцид. В век новых технологий агрессия имеет возможность сублимироваться, но одновременно с этим совершенствуется техника и орудия убийства.
О связи геноцида с расовой теорией говорится в работах Ж.А. де Гобино, Ж.Ляпужа, Х.С.Чемберлена, О.Аммона, Л.Вольтмана. Идеологическое обоснование расового геноцида в третьем рейхе содержится в книге «Майн Кампф». Насилие, в том числе и геноцид, основанное на расовом превосходстве, не оставляет жертве выбора, т.к. человек обладает врожденными физическими и духовными свойствами, строго присущими той расе, представителем которой он является. Их нельзя изменить ни воспитанием, ни отказом от собственного мировоззрения или рода занятий, ни принятием другой веры. И если речь идет о геноциде, основанном на расовом неравенстве (какой проводила Германия во время второй мировой войны), то «расово-неполноценным» не останется никакого шанса на выживание. Политика уничтожения групп людей в зависимости от их расовой, национальной и религиозной принадлежности получила теоретическое обоснование и была возведена в ранг государственной политики в нацистской Германии.
Идея о неискоренимости войн в истории человечества (и как следствие этого идея повторяемости политики геноцида) прослеживается еще в законах Ману (древнеиндийский сборник наставлений VI в. до н.э.). Приверженцы милитаризма (Б.Муссолини и др.), реализма (Генрих фон Трейчке, Н.Спайкмен и др.) воспринимали войну как необходимость, оценивая ее возможные выгоды и потери.
В трудах большого числа философов, среди которых Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар, Августин, Т.Гоббс, Г.-В.Лейбниц, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Ф.Бэкон, Н.Г.Чернышевский и т.д., имеются размышления о проблеме источников войн, их происхождении, характере войн, связи войны с политикой. Как раньше, так и сейчас в истории человечества продолжают существовать представления о неискоренимости войн, которые становятся неотъемлемыми сторонами государственных взаимоотношений. Оцениваются не только ужасы войны, но и ее выгоды. Войне отводится определенная политическая роль, устанавливаются правила, дается моральная оценка военных действий, но обязательно подчеркивается ее неизбежность. Также оценивается и геноцид, занимающий свою «графу» в военных действиях, который можно осуждать, бояться или искать выгоды в массовом уничтожении людей, но всегда осознавать, что это часть истории (война часто сопровождается геноцидом), неизбежная часть нашего прошлого и настоящего.
Отдельные аспекты современных форм геноцида исследуются в работах таких известных ученых, как А.С.Панарин, Ю.В.Шишков, А.И.Уткин, В.А.Лисичкин, Л.А.Шелепин, С.Ю.Глазьев.
Объект предмет и исследования
Объектом исследования являются те отношения взаимодействия в обществе, основанные на неравенстве, подчинении, конфликтности, решение которых может вести в результате к геноциду.
Предмет исследования - геноцид как явление политики, формы и способы политики геноцида в современном мире.
Цели и задачи исследования
Основная цель работы - показать, что геноцид в современную эпоху приобретает все более значительные масштабы, несмотря на общемировое признание прав человека, прав любой этнической, религиозной и т.п. группы, любого меньшинства на жизнь и достойное существование и, тем более, несмотря на уголовное наказание за любое проявление геноцида в политике (даже за призывы к нему) как за преступление перед человечеством. Необходимо выявить объективные тенденции трансформации геноцида, который начинает носить по преимуществу косвенный характер. Поэтому исключительно важной проблемой становится обнаружение косвенных форм геноцида и возможностей их предотвращения. Целью работы является также описание и объяснение конкретных проявлений косвенного геноцида, таких как направленное изменение природных условий жизни, преднамеренное экономическое вмешательство, биологическое вмешательство, изменение культурно-исторической среды. Все это ведет к необратимым негативным последствиям в существовании тех или иных этносов (народов). Нередко косвенный геноцид обнаруживает себя как подготовка условий для проведения прямого геноцида.
Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач:
1) выделить конкретно-научные подходы в изучении явлений геноцида и раскрыть на этой основе философский смысл понятия «геноцид»;
2) исследовать вопрос об эволюции геноцида как явления политики - его становлении в истории, развитии, трансформации;
3) показать на конкретном материале тенденцию роста масштабов и форм проявления геноцида в современную эпоху;
4) сформулировать адекватные сегодняшнему времени подходы для понимания сущности новейших проявлений геноцида;
5) обосновать способы, с помощью которых можно отличить косвенные формы геноцида как явления политики от иных действий, наносящих ущерб жизни конкретного этноса (народа);
6) доказать, что некоторые направления современных процессов глобализации способствуют усилению тенденции перехода к косвенному геноциду как к способу разрешения возникающих в мире противоречий, и что для своего выживания человечеству необходимо искать пути решения возникающих конфликтов ненасильственными методами и способами, найти надежные преграды, препятствующие распространению все более трудно выявляемых форм косвенного геноцида.
Научная новизна исследования заключается в следующем: - дано философское определение понятия «геноцид» в виде совокупности взаимодополняющих определений. Итак, геноцид есть одновременно или последовательно примененные национально-культурные, биологические, экономические, природно-экологические, физические, любые иные предварительно спланированные виды насильственного вмешательства (или умышленного невмешательства) политического режима в различные сферы жизни этнической, национальной, расовой, религиозной либо иной общности людей (при отсутствии индивидуального подхода). Предсказуемым и совокупным результатом такого вмешательства является уничтожение или повреждение основ существования общности (группы) людей, приводящее к ее вымиранию или массовой деградации.
- показана необходимость дальнейшей разработки проблематики косвенного геноцида, его тенденций, появления все более скрытых и неотчетливых форм и соответственно их осмысления в современном философском дискурсе;
- обосновано, что в результате перехода ряда политических режимов в современных условиях от политики прямого геноцида к политике косвенного геноцида необходимо в методологии научного исследования перейти от принципа политической преднамеренности к принципу системного подхода при анализе насильственных политических, экономических и социальных изменений в жизни какой-либо группы. Проведенный анализ этих изменений в своей совокупности может свидетельствовать о наличии конкретного политического преступления в форме косвенного геноцида;
- раскрыты возможности практической борьбы на возможно более ранних стадиях с косвенным геноцидом, а также возникающие при этом реальные трудности и ограничения.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является системный анализ различных аспектов проблемы геноцида как явления политики, дополненный принципом историзма, сравнительным методом и цивилизационным подходом. Использованы также отдельные философско-методологические подходы, разработанные в трудах современных философов, правоведов, историков, политологов, культурологов, в частности, методология решения глобальных проблем, анализа экономических и социальных взаимодействий в обществе, диалога культур и ряда других. Эмпирическая база включает официальные материалы (конвенции, декларации), исторические факты, документальные свидетельства очевидцев. Для выявления сущности идей и теоретических взглядов отдельных авторов, занимавшихся в разные времена теми или иными аспектами проблемы геноцида, применялся метод исторической реконструкции.
На защиту выносятся следующие положения
1. установлено, что все более опасной чертой современного этапа развития человеческого общества становится тенденция трансформации прямого геноцида в косвенный геноцид;
2. в связи с тем, что некоторые современные процессы глобализации способствуют усилению тенденции перехода от прямого к косвенному геноциду как к способу разрешения возникающих конфликтов, утверждается необходимость дальнейшей разработки философского содержания понятия геноцида, соотношения прямого геноцида и косвенного геноцида;
3. обоснована важность разработки современных способов обнаружения явлений косвенного геноцида, как можно более ранних его этапов для ведения с ним эффективной борьбы;
4. показана сложность обнаружения явлений косвенного геноцида, отграничения их от других действий власти или конкретных лиц, наносящих ущерб самому существованию отдельных этнических общностей (народов);
5. подчеркнута важность перехода в методологии научного исследования от принципа политической преднамеренности при определении явлений геноцида, к системному подходу при анализе насильственных политических, экономических и социальных изменений, делающих невозможным существование определенной группы. Такой анализ позволяет квалифицировать конкретные действия политических сил как косвенный геноцид, т.е. как преступление против человечества.
Теоретическая и практическая значимость диссертации
Разработка темы диссертационного исследования способствует расширению научных представлений о природе и специфике политики геноцида, открывает дополнительные возможности для использования потенциала философской науки в этом сегменте познания. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейших разработках философских, политологических, исторических, юридических аспектов проблемы современной политики геноцида в настоящее время, а также могут найти применение в учебном процессе - в преподавании спецкурсов.
Апробация работы. Некоторые положения диссертации нашли свое отражение в докладе «Холокост - преступление против человечества» на Четвертой Международной Молодежной Конференции по Иудаике (Москва, 79 июля 1999 года). Основные положения отражены в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена на заседании сектора философских проблем политики Института философии РАН и рекомендована к защите по специальности - социальная философия.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Уголовная ответственность за геноцид2000 год, кандидат юридических наук Вартанян, Вартан Мартиросович
Уголовно-правовая характеристика геноцида2010 год, кандидат юридических наук Панкратова, Екатерина Дмитриевна
Современные проблемы международно-правовой квалификации деяний в качестве преступлений против мира и безопасности человечества2006 год, кандидат юридических наук Скуратова, Александра Юрьевна
Германская историография национал-социализма: проблемы исследования и тенденции современного развития: 1985 - 2005 гг.2007 год, доктор исторических наук Корнева, Лидия Николаевна
Уголовная ответственность за геноцид и иные массовые репрессии2023 год, кандидат наук Кошкин Никита Сергеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Черновицкая, Юлия Вячеславовна
Заключение
Одной из задач исследования являлась попытка проанализировать эволюцию геноцида, проследить его трансформацию, выявить новые формы. Несмотря на вековую историю, тема геноцида не теряет своей актуальности, а наоборот, развивается, приобретает новые формы, виды, требует новых путей решения, и это затрагивает как весь мир, так и Россию.
Тотальное уничтожение наиболее эффективный, быстрый, возможно, удобный способ добиться желаемого результата, будь то избавление от «неподходящих» в данный момент людей, окружающей среды для невозможности ведения военных действий противником, или что-то иное. «Геноцид по срокам сродни человечеству.», - так считал М.Гефтер. Насилие, являющееся результатом неискоренимости агрессивной природы человека, когда уничтожаются «чужаки», либо руководствуясь идеями расового превосходства, когда создается «сверхчеловек», либо как военные издержки, пока непобедимо. Международное право стало разрабатываться в 19 веке, позже стали говорить о правах человека, а также наказании за геноцид. Но насилие не исчезло, проводится косвенный геноцид, либо бездействие, приводящее к геноциду.
В ходе исследования было выяснено, что само понятие геноцида, понятия, входящие в определение преступления геноцида (например, группы), сама Конвенция «О предупреждении преступления геноцида и наказания за него», носят спорный характер, требующий пересмотра, дополнения с учетом современных условий. Поэтому делается попытка дать философское определение геноцида, как совокупности взаимодополняющих определений.
При анализе вопроса об эволюции геноцида была замечена и прослежена на конкретных исторических примерах тенденция его изменения, нарастание масштабности, возможно в результате нарастания масштабности войн, в условиях ничтожности человеческой личности в тоталитарных системах, либо по другим причинам. Беспрецедентным случаем, кульминацией геноцида
125 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М., 1990. явился, по мнению диссертантки, Холокост - политика нацистской Германии во Время Второй мировой войны. Несмотря на декларирование прав человека, на наказание за факт свершения геноцида, даже за призывы к нему, осуждение геноцида мировым сообществом, борьбу с ним, эта проблема не исчезла, геноцид принял скрытые, косвенные формы.
Обращается внимание на необходимость определения косвенного геноцида, предотвращения его на ранних стадиях. Локальные конфликты, замещающая эмиграция, направленное экономическое, биологическое (генная инженерия, биотехнологии) вмешательство, направленное изменение природной (экоцид), культурно-исторической среды (этноцид) все эти действия при использовании в корыстных целях предвосхищают геноцид, являются действиями, создающими условия, невозможные для выживания какой-либо группы. Кроме того, в условиях глобализации геноцид приобретает новые качества, и намечаются тенденции, что в методологии научного исследования вместо принципа преднамеренности решающую роль в определении преступления геноцида будет играть принцип системного подхода для анализа социальных, экономических, политических изменений при попустительстве правящего режима.
Чем масштабнее человечеству открываются новые возможности, тем менее значимым чувствует себя человек, менее ценна человеческая жизнь. При стирании индивидуальных качеств, преобразовании личностей в массы готовится почва для геноцида, т.к. по мнению большинства исследователей именно отсутствие индивидуального подхода при преступлении геноцида отделяет его от других преступлений против человечества. И можно утверждать, что современная направленность глобализации намечает тенденции перехода к косвенному геноциду как способу разрешения противоречий. Так, например, сокращение коренного населения - необходимая компонента на пути построения всемирного государства. Вместе с тем приходит понимание того, что необходимо переводить решение проблем в ненасильственные методы и способы, ориентироваться не на соперничество, борьбу, а на здоровую конкуренцию, сотрудничество, ибо как подметил еще К.Ф.Кесслер, а за ним и П.А.Кропоткин, в борьбе за существование выживают не те, кто сильнее физически или агрессивнее, а те, кто умеет сосуществовать друг с другом, кооперироваться. А демократия — это не только и не столько власть большинства, сколько в первую очередь права меньшинств, и, в самую первую очередь, права наименьшего из меньшинств — человеческой личности. И в заключении основной вывод многих исследователей: нет геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех.
Разработка темы диссертационного исследования способствует расширению научных представлений о природе и специфике политики геноцида, открывает дополнительные возможности для использования потенциала философской науки в этом сегменте познания. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейших разработках философских, политологических, исторических, юридических аспектов проблемы современной политики геноцида в настоящее время, а также могут найти применение в учебном процессе, в преподавательской деятельности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Черновицкая, Юлия Вячеславовна, 2006 год
1. Ardrey R. African Genesis. N.Y., 1961, p.326.
2. Genocide. A Critical Bibliographic Review. New-York-Oxford, 1991. Ред. Израиль Черни.
3. Guttman Joseph. The beginnings of genocide. A brief account of the Armenian massacres in World War I. New York 1948. Оригинальный текст опубликован в изд.: "Yivo Bleter. Journal of Yiddish Scientific Institute", vol.XXVIII, №2.
4. Heckle L. Wars in Afghanistan: a tragedy of Afghan people. London-Boston, 1984.
5. History of Rassia. Edited by Gregory L.Freeze. Oxford New York. Oxford University press, 1997,478 c.
6. Hankins F.H. The Racial Basis of Civilization. N.Y.; L., 1926
7. Race and racism: Essays in Social Geography. L. etc., 1987.
8. Storr A. Human Agression. Harmondsworth, 1974.
9. Аграновская E.B. Права человека в истории государства в современном мире. Академия наук СССР. Институт государства и права. М., 1989. -146 с.
10. Ю.Азроянц Э. Глобализация: катастрофа или путь к развитию. М, 2002.
11. П.Андрюхин М.Н. Геноцид преступление против человечества. Автореферат. кандидатаюр.наук, М., 1954.
12. Андрюхин М.Н. Геноцид тягчайшее преступление против человечества. М.: Госюриздат, 1961.
13. Антиглобалисты против тайных повелителей мира // Новый Петербург. 15 ноября 2001.
14. Альбац Е. Еврейский вопрос. М.: Независимое издательство ПИК. 1995, 80 с.
15. Арад И. Холокаст. Катастрофа европейского еврейства (1933-1945). Сборник статей. Яд Ва Шем. Иерусалим, 1990. 165 с.
16. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
17. Бабаков В.Г. Кризисные этносы. М.,1993. - 183с.
18. Барсегов Ю.Г. Геноцид армян преступление против человечества» (о правомерности термина и юридической квалификации). Издательство «Айастан», Ереван, 1990.
19. Бауэр И. Антисемитизм как проблема культуры // журнал «Двадцать два», издательство «Москва-Иерусалим», 1992 №84
20. Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 256 с.
21. Блинников JI.B. Великие философы: словарь-справочник. М., 1998
22. Болыиая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. 17, 1986
23. Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999.
24. Борьба за выживание в концлагерях. «Джойнт». Издательство «МАССУА», 1995. -60 с.
25. БромлейЮ.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
26. Брухфельд С., Левин П. Передайте об этом детям вашим. М., 2000 104 с.
27. Буянов М.И. Холокост и психика. М.: Российское общество медиков-литераторов, 1998. -100 с.
28. Вартанян В. М. Уголовная ответственность за геноцид. Ставрополь, 2000.
29. Васильева Т.С., Орлов В.В. Проблема соотношения биологического и социального. Пермь, 1996. 96 с.
30. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. М., 2000.31 .Волкогонов А. Война и армия. М.:Воениздат, 1977
31. Вольтман Л. Политическая антропология: Исследование о влиянии эволюционной теории на учение о политическом развитии народов. СПб., 1905.
32. Всемирная Энциклопедия: Философия. Минск, 2001.
33. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.)
34. Вторая мировая война: Актуальные проблемы: Сборник /РАН. Ин-т всеобщ. Истории. Ассоц.историков второй мировой войны; Ред.Ржешевский O.A. -М.: Наука, 1995. -368 с.
35. Геббельс Й. Дневники 1945 года. Последние записи: Пер.с нем./ Вступ. слово и общ.ред А.А.Галкина.-Смоленск: Фирма «Русич», 1993- 416 с.
36. Гегель. Сочинения Т.8,С.291
37. Геноцид. Ред. А.А.Галкин. М., 1985
38. Геноцид (энциклопедия катастроф). Под ред. Ревяко Т.И. Мн., 1996.
39. Геноцид абхазов: Российская пресса свидетельствует. Сост.Р.Апсынба. М., 1997.- 506 с.
40. Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов под редакцией М.Г.Нерсисяна. Второе, дополненное издание. Ереван, 1983, №146
41. Гефтер М. Эхо Холокоста. М.: Российская библиотека Холокоста, 1995. -296 с.
42. Гитлер А. Майн Кампф. Рига, 1990. с.21-22.
43. Гитлер А. Моя борьба. М.: Витязь, 2000, 587 с.
44. Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. М.: Астрасемь, 1997
45. Глобалистика. Энциклопедия, М., 2003.
46. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
47. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т, Т.2, М., 1964.
48. Гольбах Поль Анри. Избр. произведения в 2-х т, Т.1, М.,1963.
49. Губерман И. Гарики на каждый день. М.: МП «ЭМИА», 1992. 293 с.
50. Гуго Гроций. О праве войны и мира. Три книги в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичногоправа, (перевод с латинского А.Л.Саккетти). М.: Государственное издательство юридической литературы, 1956, 868 с.
51. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. 351 с.
52. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. Провозглашена резолюцией 3318 (XXIX) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года.
53. Декларация о территориальном убежище. Принята резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1967 года.
54. Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.5 6. Делягин М.Г. Место России в условиях глобализации.//«Наш современник», №7, 2001.
55. День катастрофы и героизма. Израильский фонд культуры и просвещения в диаспоре. Издание общественного совета солидарности с евреями СССР. Редактор Баух Е., 1994. 10 с.
56. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель Свердлов В.Ф. Российская библиотека Холокоста. М., 1996.
57. Дубнов В. Армянская луна. // «Новое время» от 20.04.05.
58. Ежевский Л. Катынь. 1940 Редактор А. Серебренников, 1985
59. Естествознание в гуманитарном контексте. М.: «Наука», 1999.62.3ахаров В.В., Кулишов В.Д. Начало начал. М.: Коллекция «Совершенносекретно», 2000. 560 с. (Анатомия Холокоста).
60. Зюганов Г. Глобализация: тупик или выход // «Наш современник» №6, 2001 г.
61. Калинина К.И. Национальные меньшинства в России. М.: Луч, 1993. 86 с.
62. Капоторти Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. 109 с.
63. Каримский A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность. М.: Мысль,1984. - 208 с.
64. Катастрофа европейского еврейства. Части 1-2. Ред. Дан Михман. Открытый Университет. Израиль, 1995.
65. Катастрофа. Ответственный за выпуск Драчинская Н. Израильский фонд культуры и просвещения в диаспоре. М., 1993. — 55 с.
66. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. Спб, «Северная звезда», 2004 277 с.
67. Клаузевиц К. О войне, Т.1, М., 1941.
68. Клокова Г.В. История Холокоста на территории СССР в годы Великой отечественной войны (1941-1945). Научно-просветительный центр «Холокост». М., 1995.
69. Книга пророка Иоиля 1,2-3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Лондон, 1990.
70. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Сов.этнография. 1983.
71. Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М.: Рудомино, 2000. 175 с.
72. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)
73. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
74. Конвенция о статусе беженцев. Принята 28 июля 1951 года.
75. Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей: лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний / Ж.Котек, П.Ригуло; Пер. с фр. Е.Мурашкинцевой, Н.Малыхиной, Ю.Розенберг. М.: Текст, 2003. - 687 с.
76. Кочетов Э.Г. Глобалистика: Теория, методология, практика: Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ), 2002.-672 с.
77. Кочетов Э.Г. Геоэкономика. М., БЕК, 2002. 480 с.
78. Кравченко И.И. Бытие политики. М., 2001. 259 с.
79. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1998.
80. Кудерина Л.Д. Геноцид в Казахстане. М., Скорпион, 1994. 64 с.
81. Леви П. Человек ли это?: Пер. с ит. М.: Текст, 2001. - 205 с.
82. Лемешев М.Я. Пока не поз дно. Размышления экономиста-эколога. -М.: Молодая гвардия, 1991. 239(1) с.
83. Лисеев И.К., Шаров А .Я. Генетика человека, ее философские и социально-этические проблемы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1970. №7. С.110
84. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя Зла. Крымский мост-9Д, форум М., 2001 445 с.
85. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. Закат цивилизации или движение к ноосфере. М., 1997.
86. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.
87. Лукашук И.И. Международное и уголовное право и правовая система РФ.// Журнал Российского права 1997. №10.
88. Лукьянцев Г. Дети в вооруженных конфликтах. // Правозащитник. 2000. - №2 - с.69-78.
89. Майданчик Ч. Другая война. 1939-1945. Российский государственныйгуманитарный университет, 1996.
90. Мальков В.И. Мир и война: новое мышление. М., 1989.
91. Макаров О.И. Экоцид: международно-правовые аспекты. Дис. кандидата юрид. наук. М., 1992.- 232 с.
92. Международное право в документах. Составитель Блатова Н.Т. М.: Юридическая литература, 1982. 854 с.
93. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе. // Полис 1992, №5-6. С. 16
94. Моисеев H.H. Агония России. Попытка системного анализа проблемы выбора. М., 1996.
95. Морально-этические нормы. Война. Окружающая среда. Под ред. Фролова И.Т.- М.: Мир, 1989. 254 с.
96. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса. /Российский открытый университет. -М.: Недра, 1991. 222с.
97. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996.
98. Назаретян А.П. Векторы исторической эволюции. М., 1999.
99. Неизвестная Черная книга. Свидетельства очевидцев о катастрофе советских евреев (1941-1944). Ред. Арад И. Иерусалим-Москва, 1993.
100. Немецкая пропаганда в Беларуси 1941-1944. 1997. -80 с.
101. Ненасилие: философия, этика, политика. Ред. Гусейнов A.A. М.: Наука, 1993.-196 с.
102. Неструх М.Ф.Человеческие расы. М.: «Просвещение», 1965.
103. Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры. / Под общей редакцией Бруно Коппитерса, Ника Фоушина, Рубена Апресяна. -М.: Гардарики, 2002. 407 с.
104. Нужен ли Гитлер России? По материалам Международного форума «Фашизм в тоталитарном и посттоталитарном обществе: идейные основы, социальная база, политическая активность» Москва, 20-22 января 1995 года Независимое издательство ПИК.
105. Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 8-ми томах. М.: Юридическая литература, 1991.
106. Ованесян В. Геноцид преступление против человечества // Независимая газета, 2000, 2 сент.
107. Озаричи лагерь смерти. Документы и материалы. /Сост. Богдан М.И., Гесь А.И., Яцкевич H.A. - Мн.: НАРБ, 1997. - 132 с.
108. ИЗ. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 4-е изд.—М., 1960. С.98
109. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: «Логос», 1998. 392 с.
110. Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI в. М.: Алгоритм, 2003. - 560 с.
111. Панарин A.C. Философия политики. М., 1996.
112. Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2002.
113. Першина Т.С. Фашистский геноцид на Украине (1941-1944). Дисс. канд. историч. наук. Киев, 1985, 225 с.
114. Петрович Р.В. Геноцид по благословению Ватикана. (О массовом уничтожении сербов в Хораватии в Великую Отечественную войну). Нижний Новгород: «Русский купец», 1992.
115. Печчеи А. Человеческие качества. М., Прогресс, 1985.
116. Полторак Д.И. История Холокоста 1933-1945 гг. М.,1995
117. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., «Наука», 1979 232 с.
118. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1993. №3.
119. Права и свободы личности. Международные документы, комментарии. М., 1995. 224 с.
120. Права человека: Сборник универсальных и региональных документов. Сост. Шестаков JI.H. М.: Издательство Московского университета, 1990. -202 с.
121. Права человека и межнациональные отношения. Российская академия наук, Институт государства и права. Ред. Лукашева Е.А. М., 1994. -130 с.
122. Православная церковь и евреи: XIX-XX вв. Сборник материалов к теологии межконфессиального диалога. М., 1994. 152 с.
123. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи (под ред. Делягина М.Г.). М., 2000.
124. Розенберг А. Миф XX века. 1930.
125. Рассел Б. Искусство мыслить. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.-240 с.
126. Ржевская Е.М. Геббельс: Портрет на фоне дневника. М.: Слово, 1994.-384 с.
127. Русская идея и евреи. Роковой спор. Христианство. Антисемитизм. Национализм. Сб.статей /Составитель Крахмальникова З.А./. М., 1994. — 244 с.
128. Франк Анна. Убежище, Дневник в письмах. М.: Рудомино, 1994.
129. Рывкина Р.В. Как живут евреи в России. Социологический анализ перемен. М., 2005. - 576 с.
130. Сартр Ж.П. О геноциде // Материалы Расселовского Трибунала по венным преступлениям (1963). М., 1990.
131. Словарь по правам человека. М., 1997.
132. Современный философский словарь. Под ред.Кемерова В.Е., М., 1998.
133. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. М.: Военное издательство министерства обороны союза ССР, 1955, 124 с.
134. Тень Холокоста. Материалы 2 международного симпозиума. Уроки Холокоста и современная Россия». М.: Фонд «Холокост», 1998. — 304 с.
135. Тинберген Я. Пересмотр международного порядка. М, 1980
136. Тоталитаризм в Европе 20 в.: из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. Под ред.Драбкина Я.С., Комоловой Н.П. М., 1996.
137. Толстой JI.H. Письмо Эугену Генриху Шмитту от 12 октября 1896 г. // Толстой JI.H. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т.68. М.: Госхудлитиздат, 1954. С. 167
138. Торукало В.П. Нация и национальные отношения. Дисс. д.ф.н., М., 1997, 272 с.
139. Трактаты о вечном мире. М., 1963.
140. Туроу JI. Будущее капитализма. Новосибирск, 1999, с. 117.
141. Уроки Холокоста и современная Россия. Материалы круглого стола международного симпозиума Москва, 6-8 апреля 1994 г. Научно-просветительный центр «Холокост». М.,1995.
142. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001
143. Фешбах М., Френдли мл. А. Экоцид в СССР. Здоровье и природа на осадном положении. М.,1992. - 309 С., стр. 172
144. Филипченко Ю.А. Пути улучшения человеческого рода. Евгеника. Л., 1924.
145. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М., 1996.
146. Философия природы: коэволюционная стратегия. Карпинская P.C., Лисеев И.К., Огурцов А.П. М., 1995 332 с.
147. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М., 1991
148. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.
149. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1973
150. Фукуяма Ф. Конец истории? // Философия истории. Антология / Под.ред. Ю.А.Кимелева. М., 1995.
151. Хевеши М.А. Толпа, массы, политика. М., 2001, 223 с.
152. Холлигер В. Человек и агрессия М., 1975
153. Холокост. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2005
154. Хен Ю.В. Евгенический проект: «pro» и «contra». M., 2003. - 153 с.
155. Хростовский О.В. Значение Шоах для христианского понимания Библии. //Вопросы философии. М., 1992, №5, с.61-70.
156. Цыганков А.П. Что для нас Евразия? Пять стратегий российского освоения пространства после распада СССР. // Вопросы философии, №10, 2003.
157. Чахмахчян Л. Геноцид 1915 года трагедия всего человечества. //«Независимая газета» (22.04.05)
158. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Под ред. И.Т.Фролова. М., 1995.
159. Человек. Энциклопедический словарь. М., 2000.
160. Чемберлен Х.С. Арийское мировоззрение. М., 1913
161. Чемберлен Х.С. Евреи, их происхождение и причины их влияния в Европе. Спб, 1910.-244 с.
162. Черванев И.Г. Арал: Возможен ли региональный «экоавтогеноцид»? // Совр.высш.шк. Варшава, 1990. №1 - с.161-174.
163. Чернышевский Н.Г.Полное собрание сочинений, Т.4, М.,1948 489 с.
164. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994
165. Шевяков A.A. Гитлеровский геноцид на территории СССР // Социологические исследования. М., 1991, №12 с.3-11.
166. Шевченко В.Н. Нация, государство, национализм: европейский опыт и российская действительность. Социальная теория и современность. Вып.12, М., 1993. С.7-17.
167. Шишков Ю.В. «2 лица глобализации» // «Наука и жизнь» №11,12 2000 г., «Глобализация и антиглобалисты» №9 2002 г. С.7.
168. Шварц С. Евреи в Советском Союзе. С начала второй мировой войны (1939-1965). Нью-Йорк, 1966, 300 с.
169. Экоцид в Индокитае. Ред. Сергеев С.И. М.: Прогресс, 1972.
170. Экоцид в политике американского империализма. Редактор Фокин. М.: Прогресс, 1985
171. Этика: новые старые проблемы. Под ред. Апресяна Р. М.: Гардарики, 1999. 256 с.
172. Энциклопедия третьего рейха. Сост. Воропаев С. М.: Локид-Миф, 1996.
173. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М.: Мысль, 1991.-429 с.
174. Ярошевский Т.М. Размышления о человеке. М., 1984.
175. Ясперс К. Геноциду не может быть оправдания: беседа с Рудольфом Аугштейном (1965) // Знамя. М., 1994, №1, с.168-176.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.