Генезис и эволюция идей христианского социализма в русской философской мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Гавриленков, Алексей Федорович

  • Гавриленков, Алексей Федорович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.06
  • Количество страниц 186
Гавриленков, Алексей Федорович. Генезис и эволюция идей христианского социализма в русской философской мысли: дис. кандидат философских наук: 09.00.06 - Философия религии. Москва. 1999. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гавриленков, Алексей Федорович

Введение.

Раздел I .Идейные источники христианского социализма. Идеи первоначального христианства.

Раздел Н.Ф.Р.Ламенне как один из основоположников христианского социализма в Западной Европе.

Раздел III.Идеи первоначального христианства в еретических движениях Московского государства в XIV - XVI веках, как выражение христианского предсоциализма. Философские взгляды Феодосия Косого.

Раздел IV.Идеи христианского предсоциализма в духовном христианстве и попытка их практической реализации.

Раздел V. Идеи христианского социализма в русской философии во второй половине XIX - первой половине XX веков.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Генезис и эволюция идей христианского социализма в русской философской мысли»

Актуальность темы. XX век - век социальных потрясений и революций, социальных катастроф и драм. Ни одна страна в мире не понесла тех лишений и потерь, которые понесла Россия в XX веке.

В XX веке человечество стало свидетелем того, как идеи социализма получили свое воплощение в России. Казалось, что человек достиг многовековой мечты - сумел воплотить в жизнь идею создания общества равенства, братства и социальной справедливости. Стремление ускорить процесс построения социализма привело к изменению смысла самой идеи социализма. Обюрокрачивание и перегибы в реализации идей социализма объективно вело к подрыву веры в идеалы социализма, к гибели социализма. Отступление от принципов социализма привело к крушению в массовом сознании социалистического идеала.

В конце XX века происходит упразднение социализма как ци~ вилизационной системы. Однако, упразднение социализма как системы, совершенно не означало и не означает, что сама социалистическая идея должна оказаться в историческом и философском забвении. Необходимо учитывать определенные ценности, такие как равенство, братство, социальная справедливость, которые имеют универсальный, общечеловеческий характер. Поэтому человек всегда будет стремиться к достижению такого идеала. Необходимо учитывать тот факт, что народные массы исторически тянутся к идеям равенства, братства, социальной справедливости.

События XX века показали, что социалистическая идея будет существовать и впредь, так как человечество не сумело еще решить многие проблемы, ликвидировать социальное неравенство в обществе, не добилось реализации социалистических идей. Рассчитывая на то, что в обозримом будущем человечеству удастся решить все проблемы, связанные с общественным развитием, не проходится.

Невозможность реализовать социалистические идеи в обществе, девальвация этих идей привели к тому, что получают развитие идеи утопического социализма. Не последнее место в размышлениях человека о развитии общества занимают идеи христианского социализма.

Появление христианского социализма в XIX веке стало альтернативой идее коммунистического преобразования общества, научному социализму. Христианский социализм основывается на идеях социального мира и партнерства классов, нравственном совершенствовании человека. Анализ идей христианского социализма показывает, что они имеют сходство с идеями первоначального христианства, такими как равенство, братство, социальная справедливость, любовь к ближнему > В конце XX века людские взоры вновь обращаются к идее социализма. Причем, сейчас становится ясно, что идеи социализма и христианского социализма имеют много общих положений. Почему современное общество интересуется идеями христианского социализма? Все это имеет важное идеологическое и политическое значение. Поэтому вопрос о развитии идей христианского социализма в русской философии выносится автором диссертации на рассмотрение.

Степень разработанности проблемы. В научной литературе I почти нет работ, посвященных проблемам развития идей христианского социализма в русской философской мысли в таком варианте, в каком она представлена в диссертации. Тем не менее, существует значительное количество работ, в которых в той или в иной мере рассматриваются вопросы, исследуемые в диссертации. Всю литературу по теме диссертации можно представить в нескольких группах.

К первой группе относятся исследования, посвященные возникновению и развитию христианского социализма. В числе исследователей, занимавшихся рассмотрением этой проблемы в разное время были В.Зельцер, М.М.Шейнман, С.Б.Кан, В.Д.Тимофеев, В.И.Кислова, О.И.Величко.

В 1930 году акционерным издательским обществом «Безбожник» была издана книга В.Зельцера «Христианский социализм на Западе (исторический очерк)». Издание не претендовало на полноту научного исследования и, по выражению автора, книга была попыткой «дать общий очерк некоторых основных, типичных моментов развития «христианского социализма» в западноевропейских странах на общем фоне социального развития рабочего движения и т.д.»1.

Изучая историю развития христианского социализма, автор делает вывод о том, что он (христианский социализм - А.Г.) изжил себя, «начал идеологически распадаться» . В.Зельцер видел в христианском социализме реакционное направление общественной мысли и подчеркивал, что наряду «с реформаторскими социал -демократическим, социал - фашистским и профсоюзным оппортунистическим движением, церковь, религия, с ее воздействием на рабочее движение (конфессиональные профсоюзы и т.д.), идеологией личного самоусовершенствования христианского социализма» и т.п. представляют главных идейных врагов международного пролетарского коммунистического движения»3. В представлении автора христианский социализм -явление чисто западное. Таким

1 Зельцер В. Христианский социализм на Западе (исторический очерк). М.:Безбожник, 1930, с.5

2 Там же, с. 66.

3 Там же,с. 3. образом, В.Зельцер даже не допускал мысли о появлении христианского социализма в России.

В 1967 году вышла книга С.Б.Кана «История социалистических идей (до возникновения марксизма)», в которой рассматриваются некоторые разновидности социализма - «утопический», «крестьянский», «мелкобуржуазный», «буржуазный», «консервативный» социализм1 и делается вывод о том, что мелкобуржуазный социализм представляет собой разновидность христианского социализма. Источник христианского социализма С.Б.Кан видит в сен - симонизме: «До некоторой степени идейным соответствием сен - симонизма явился религиозный, христианский социализм.2

Основателем христианского социализма автор считал П.Леру, Ф.Ж.Бюше и Ф.Р.Ламенне. Рассматривая феодальный социализм, С.Б.Кан опирается на оценки, данные ему (феодальному социализму - А.Г.) К.Марксом и Ф.Энгельсом, и относит христианский социализм к разряду реакционного, поповского социализма. Признавая влияние идей христианского социализма на рабочее движение, автор, тем не менее, указывает, что вся деятельность христианских социалистов подготавливала «сознательный обман трудящихся»,4 который состоял в создании христианско - социалистических партий и христианских профсоюзов.

Нужно заметить, что при всей значимости и полезности работы, все же в ней не исследуется проблема возникновения христианского социализма в России, который по устоявшейся традиции

1 Кан С.Б. История социалистических идей (до возникновения марксизма) М.: Высшая школа, 1967, с.11 - 12.

2 Кан С.Б. История социалистических идей , с. 208

3Там же, с. 211

4 Там же, с. 211 получил развитие в России значительно позже - в конце XIX - начале XX веков чем в странах Западной Европы.

В1969 году вышла книга В.Д.Тимофеева «Социальные принципы коммунизма и религии ». Одна из глав посвящена непосредственно анализу идей христианского социализма. Автор отмечает многообразие понятия «христианский социализм». В частности, под христианским социализмом понимается либо феодальный христианский социализм, либо буржуазный христианский социализм1. В основе христианского социализма автор считает идеи первоначального христианства. Сопоставляя идеи раннего христианства и социалистическую идею проф. В.Д.Тимофеев отмечает их общие черты. К таковым он относит: демократический характер и социализма и раннего христианства; идею равенства всех людей в обществе; осуждение имущественного неравенства и богатства; избавление в будущем от тяжелого гнета, ь Важное значение в работе придается рассмотрению социальной сущности христианской демократии на современном этапе. Ссылаясь на исследования М.Фогари, автор книги считает основателем современного христианско - демократического интернационала Ф.Р.Ламенне.2

Наиболее подробно проблема возникновения и эволюции христианского социализма рассмотрена в работе М.М.Шейнмана «Христианский социализм. История и идеология», вышедшей в 1969 году. Автор рассматривает различные периоды развития хрии стианского социализма - конец XIX века, начало XX века, первая и вторая мировая войны. Особое внимание уделено развитию идей

1 Тимофеев В.Д. Социальные принципы коммунизма и религии. М.: Мысль, 1969, с. 121.

2 Там же. христианского социализма в России и СССР после Октябрьской революции.

Исследуя в главе первой - «Некоторые характерные черты раннего христианства и их эволюция» - особенности раннего христианства, автор разделял взгляд, что идеи христианского социализма основываются на идеях раннего христианства.

Черты христианского социализма М.М.Шейнмана отслеживает в еретических движениях. Однако он анализирует развитие еретических движений средневековой Европы - движения Джона Бол-ла, Томаса Мюнцера, таборитов, вальденсов. Еретические движения, в которых прослеживается влияние со стороны идей первоначального христианства в средневековой Руси, представлены движением Феодосия Косого. Но движение Феодосия Косого представлено скорее всего как исключение из правила, как явление, не характерное для общественной жизни средневековой Руси. При > этом автор отмечает, что элементы христианского социализма нашли отражение в русском сектантстве - у духоборцев и молокан в XIX веке1. Он считает, что развитие в России христианский социализм получает только на рубеже XIX - XX веков. К одной из причин развития он относит усиление пропаганды христианского социализма в России в период первой русской революции. Оживление пропаганды христианских идей в России стало ответом на нарастание революционного движения в стране. В годы первой русской революции активизировали свою деятельность христианские I социалисты, которыми была принята программа, включающая в себя цели и методы борьбы. Они отстаивали свободу совести, собраний, слова, союзов, личности; право на отдых, на ограниченный женский труд, обеспеченность старости и т.д. (Приложение 1).

1 ШейнманММХристианский социализмИстория и идеология.М.:Наука, 1969с 126

Особое внимание уделяется деятельности С.Н.Булгакова, Г.С.Петрова и других христианских социалистов. М.М.Шейнман отмечает, что «проповедники христианского социализма звали не к революционной борьбе, а к «христианским средствам борьбы с капитализмом и одновременно продолжали твердить о божественном происхождении власти царя»1.

Следует отметить, что автор мало внимания уделяет систематизации идей христианского социализма в России. В книге отсутствует четкое представление о связи идей первоначального христианства, основных положений еретических и сектантских движений XIII - XIX веков, идей русских философов рубежа XIX -XX веков с идеями христианского социализма.

Автор книги «История религий», И.А.Крывелев, характеризуя христианский социализм, считает, что само понятие носит условный характер и вообще не имеет право на существование. Размышляя о появлении христианского социализма, он подчеркивает, что его основателем считается Ф.Р.Ламенне, в деятельности которого была заложена идея морального самоусовершенствования и христианской любви к ближнему, осуждение революционного насилия, признание частной собственности.

Рассуждая о влиянии идей христианского социализма на рабочее движение, И.А.Крывелев отмечал, что эти идеи были призваны отвлечь «рабочий класс от революционной борьбы против капитализма»2.

Во вторую группу работ входят исследования, в которых рассматриваются основные принципы первоначального христианства, которые оказали существенное влияние на идеи еретических и сектантских движений, на формирование идей христианского социа

1 Шейнман М.М. Христианский социализм, с. 142

2 Крывелев И.А. История религий. Том первый. М.: Мысль, 1988, с. 272. лизма не только в странах Западной Европы, но и в России. К этой группе относятся исследования А.Б.Рановича, И.С.Свенцицкой, Р.Ю.Виппера, А.П.Каждана, К.Каутского, прот. Александра Шне-мана, А.Донини, Е.М.Штаерман, Н.Афанасьев.1

В трудах А.Донини, Р.Ю.Виппера, А.П.Каждана,

A.Б.Рановича, И.С.Свенцицкой раскрываются принципы, на которых строились общины первоначального христианства, рассматривается их социальная сущность и организация.

В 1909 году в России была опубликована книга К.Каутского «Происхождение христианства», в которой рассматривается проблема формирования первохристианской общины, имеющая значение для нашего исследования. Он отмечал, что община стремилась к коммунистическому образу жизни: «. их краткие призывы, замечания, требования, пожелания всюду одинаково указывают на коммунистический характер первоначальной христианской общины»2. К.Каутский, рассуждая о коммунистическом характере общины первых христиан, показывал различие в понимании коммунизма периода первого христианства и коммунизма периода капитализма. Первый период, по словам К.Каутского, был коммунизмом потребления, коммунизмом раздела и общего потребления.

К третьей группе относятся исследования, посвященные истории возникновения и развития сектантских движений стригольников и жидовствующих, учениям Феодосия Косого, духоборцев и молокан. Данную проблему исследовали в разное время

B.И.Буганов, А.П.Богданов, В.Д.Бонч-Бруевич, Н.М.Никольский, И.А.Малахова, П.Н.Малов, И.И.Каблиц, В.А.Сухорев, А.Н.Ипатов,

1 Афанасьев H.H. Церковь Духа святого. Paris, Ymca - Press. Сор, 1971, - IX,с. 332.

2 Каутский К.Происхождение христианства.Изд.2-е.-М. ¡Политиздат, 1990,с.313

А.И.Клибанов, М.Зноско-Боровский, В.Поздняков, В.Степанов, А.Сусоколов, П.Г.Рындзюнский.

В книге А.И.Клибанова «Народная социальная утопия в России», вышедшей в 1977 году, учение Феодосия Косого сравнивается с идеями первоначального христианства. Хотя необходимо ответить, что автор непосредственно таким образом вопрос не ставит. А.И.Клибанов отмечает сходство идей первоначального христианства и учения Феодосия Косого о равенстве людей, общности имущества, проявлении братства и социальной справедливости, в отказе от войн между народами. Вместе с тем, А.И.Клибанов показал радикальный, по сравнению с учением первохристиан, характер учения Феодосия Косого. А.И.Клибанов отмечал отрицательное отношение последователей Феодосия Косого к тем, кто не разделял их взглядов: «Автор «Послания» сообщает, что Косой и его последователи «поносили» тех, кто не разделял их принципа общности имений, как «любве не имущих».1

В книге «Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви» (авторы - А.П.Богданов, В.И.Буганов), вышедшей в 1991 году , в которой анализируется учение Феодосия Косого, как основанное на идеалах первоначального христианства - любви к ближнему, милосердии. Важным является и стремление к равенству и независимости, неподчинению государственной власти.

В книге протоиерея М.Зноско-Боровского «Православие. Ри-мо-католичество. Протестантизм и сектантство» также дана характеристика учения Феодосия Косого. Автор называет Феодосия Ко

1 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М.: Наука, 1977, с .79.

2 Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991, с. 76. coro новым «выразителем европейского вольномыслия .»' и связывает его учение с ересью жидовствующих и западноевропейским протестантизмом.

В учении Феодосия Косого, как полагает протоиерей, соединились идеи первоначального христианства и фрагменты учения социан. Характеризуя учение Феодосия Косого, автор прослеживает его связь с идеями первоначального христианства. Проявление этого автор видит в следующих положениях: «Никого на земле отцами не титуловать, как запрещено в Евангелие. Все эти предания - человеческое измышление. Все люди, со всеми их разными верами и языками, - одинаковые дети у Бога».2 Религиозное равенство переходит в социальное равенство.

В 1918 году была издана книга В.Д.Бонч-Бруевича «Духоборцы в канадских прериях». Автор стремился дать характеристику различных видов духоборческих хозяйств, основанных на коммунальных принципах жизнедеятельности. При этом отмечается, что коммунальный характер общин проявлялся в них по-разному.

В 1944 году в Канаде была издана книга В.А.Сухорева «История Духоборцев». В ней автор проследил тесную связь духоборчества с идеями первоначального христианства. В Догматическом отделе книги автор замечает, что учение духоборцев основывалось на заповедях Иисуса Христа. Прослеживает автор и связь идей духоборства с идеями нравственного усовершенствования человека, о чем свидетельствует один из параграфов отдела.3

1 Зноско-Боровский М. Православие Римо-католичество. Протестантизм и сектантство. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, с. 186.

2 Там же, с. 186.

3 Сухорев В.А. История Духоборцев. Документы по Истории Духоборцев и краткое изложение их вероисповедания. North Kildonan, Man, 1944, с.216 -217.

К 50-летию переселения духоборцев в Канаду в 1948 году в Канаде была издана книга П.Н.Малова «Духоборцы, их история, жизнь и борьба». В книге нашли отражение страницы истории духоборческого движения, духовная и социальная жизнь общины.

В вышедшей в 1965 году книге А.И.Клибанова «История религиозного сектантства в России» показывается сходство идей духоборчества и молоканства с идеями первоначального христианства и выявляется такое сходство в программах движений, в их вероучениях, организации общин.

В 1970 году вышла книга И.А.Малаховой «Духовные христиане», в которой отмечается, что идеи духоборцев были близки к идеям первоначального христианства. Автор подтверждает, что духоборцы признают всех людей братьями между собой, равными независимо от национальности, расы, вероисповедания, равными, имеющими равное право на жизнь и земные блага.1 При этом человек должен нравственно совершенствовать себя, избегать власти, славы, богатства.2

Книга Н.М.Никольского «История русской церкви», изданная в 1931 году (2-е издание - 1988 год), посвящена истории не только русской православной церкви, но и истории старообрядчества и сектантства. Автор стремился показать тесную связь общин духоборцев и молокан с идеями первоначального христианства, перво-христианскими общинами. Общину духоборцев Н.М.Никольский представлял как «мессианистическое царство на теократическо-> коммунистических началах».3

К четвертой группе относятся произведения, посвященные исследованию взглядов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, которыми за

1 Малахова И.А. Духовные христиане. М.: Политиздат, 1970, с. 54.

2 Там же, с.54-55.

3 Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988, с.311. нимались В.А.Малинин, Л.Ф.Осипова, И.Ф.Балакина, П.К.Курочкин, Н.П.Красников, И.П.Смирнов, Б.Н.Яблонский, Н.А.Хаустова, Ю.В.Григорьева1.

В 1969 году вышла в свет работа П.К.Курочкина «Социальная позиция русского православия», в которой рассматривается развитие идей христианского социализма в России, взгляды русских философов конца XIX - начала XX веков - Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова.2

Проявление христианского социализма проф. П.К.Курочкин относил к 30-40-м годам XIX века. Среди видных представителей христианского социализма он называет Ф.Р.Ламенне и Д.Ладлоу.

Л.Ф.Осипова связывает появление идей христианского социализма в творчестве С.Н.Булгакова с эсхатологической концепцией Царства Божьего на земле. Основное внимание ей уделено в статье «Социальный смысл эсхатологической концепции С.Н.Булгакова».3

Автор близко подходит к пониманию С.Н.Булгакова как христианского социалиста. Показывает, что существенное место в философской концепции С.Н.Булгакова занимает идея нравственного совершенствования человека. Между тем автор статьи не акцентировал внимание именно на этой стороне философских взглядов С.Н.Булгакова.

Также признавал С.Н.Булгакова христианским социалистом Н.П.Красников, который подчеркивал, что его взгляды были реакционны. Связывал он это в целом с тем, что в «христианском социализме нет ничего революционного: социальные требования от

1 Григорьева Ю.В. Христианская демократия в России: Проблемы становления: Автореф. дис. кан. филос. наук. - М.: РАГС, 1996, 21с.

2 Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия. М., 1969.

3 Осипова Л.Ф. Социальный смысл эсхатологической концепции С.Булгакова ВМУ, сер. 8, Философия, 1973, №2, с.65. стаиваются им во имя христовых заветов мирно-законодательным, реформаторским путем».1

В книге И.П.Смирнова «От марксизма к идеализму»: М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяева», вышедшей в 1995 году, исследуется представление русских мыслителей о социализме. «Социализм, - отмечает И.П.Смирнов, - который защищал Булгаков, был христианским, что подчеркивал философ».2Социализм С.Н.Булгакова основывался на христианской заповеди любви к ближнему. Социализм, по представлению С.Н.Булгакова, есть порождение католицизма. В то же время С.Н.Булгаков противопоставлял социализму еврейскому «русский социализм», основанный на этическом религиозном фундаменте.3

Н.А.Бердяев создает собственную модель «персоналистиче-ского социализма», в которой соединились принцип христианства (братская любовь и общность людей) и принцип личности, как верховной ценности.

В работе нашло отражение стремление показать весь спектр исследований по проблеме «христианского социализма». Автор отмечает, что в научной литературе нет точного определения понятия «христианский социализм». Под христианским социализмом одни исследователи понимают секту духоборцев, другие - толстовство, третьи - зубатовщину, четвертые - «ультра-буржуазный», черносотенный, «елейно-мистический» социализм С.Н.Булгакова, пятые - «этический социализм»4.

1 Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия. М.:3нание, 1988, с.40.

2 Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму» : М.И.Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. М.:Русское книгоиздательское общество, 1995,с. 171.

3 Там же, с. 172.

Там же, с. 16.

Б.Н.Яблонский выделяет в творческой биографии С.Н. Булгакова четыре наиболее значимых этапа. Автор исследует генезис и эволюцию социально-философских воззрений С.Н.Булгакова, сущность религиозно-философской системы С.Н.Булгакова. Б.Н. Яблонский приходит к выводу, «что религиозно-философское творчество С.Н.Булгакова не может быть полностью соотнесено с истинным традиционным православием, оно имеет свои несводимые и несопоставимые с традиционным православием черты»1.

К следующей группе относятся произведения, посвященные исследованию взглядов Ф.М.Достоевского. Исследований, посвященных творчеству, философским взглядам Ф.М.Достоевского достаточно, казалось бы, для того, чтобы сделать выводы о мировоззрении великого писателя и философа. Однако, споры вокруг наследия Ф.М.Достоевского не утихают. Среди исследователей творчества Ф.М.Достоевского важно отметить М.Бахтина, Н. Бель-чикова, Б.Бурсова, Я.Голосовкера, Л.Гроссмана, М.Гуса, А. Долинина, В.Днепрова, Ф.Евнина, В.Ермилова, В.Кирпотина, Ю. Кудрявцева, В.Нечаеву, Л.Осповата, В.Переверзева, П.Сакулина, Л. Розенблюма, В.Туниманова, Г.Фридлендера, В.Шкловского, Н. Чиркова, Г.Чулкова.

В 1971 году вышло второе издание книги М.Гуса «Идеи и образы Ф.М.Достоевского». Вероятно, неслучайно упоминается в книге о христианском социализме Ф.Р.Ламенне. Его идеи к моменту выхода первых произведений Ф.М.Достоевского были известны2. М.Гус не отрицает влияние идей христианского социализма на творчество Ф.М.Достоевского, но и не пытается доказать эту

Яблонский Б.Н. Религиозно-философская система С.Н.Булгакова: Дис. канд. филос. наук. - М., 1994. - 108 с.

2Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М.: Художественная литература, 1971, с.69. связь: «Почти все системы утопического социализма связывали свои построения с религией и еще уже - с христианством»1.

В 1972 году вышел сборник «Достоевский - художник и мыслитель». В сборнике интересным является размышление о взглядах Ф.М.Достоевского, о близости его идей с идеями утопического социализма, а также о связи Ф.М.Достоевского с идеями славянофилов.

Я.Е.Эльсберг, один из авторов сборника, исследуя «Дневник писателя», приходит к выводу о том, что Ф.М.Достоевский колебался и не мог прийти к каким-то определенным идеям: «Вообще «Дневник писателя» является свидетельством отчаянных колебаний мысли Достоевского, с одной стороны, обращенной к будущему, к демократии и социализму, к пореформенному «гражданскому воскресению русского народа» в новую жизнь (ХП,433), а с другой - склонной к идеализации религии, православной церкви и монархизма2. Я.Е.Эльсберг высказывает мнение о том, что Ф.М.Достоевский высказывал в публицистике взгляды в духе христианского социализма.

Исследователи творчества Ф.М.Достоевского, в частности, авторы сборника «Достоевский - художник и мыслитель», обращает внимание на тот факт, что его взгляды частично совпадали с идеями социалистов-утопистов, для которых важное значение имела идея «золотого века» в качестве идеи будущего. Ф.М.Достоевский видел также в «золотом веке», по словам Г.Фридлендера, вечный идеал человечества3. Но постепенно он разочаровывается в идеа

1 Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского, с. 104.

2 Эльсберг Я.Е. Наследие Достоевского и пути человечества к социализму. -В кн.: Достоевский Художник и мыслитель. М.: Художественная литература, 1972, с. 69.

3 Фридлендер Г. Эстетика Достоевского. - В кн.: Достоевский художник и мыслитель. М.: Художественная литература, 1972, с. 107. лах социалистов-утопистов, особенно тех, которые видели выход в решении проблемы через революцию. Ф.М.Достоевский полагал, что решить проблемы общества через революцию невозможно, а «зло» таится глубже.

В книге «Русская философия IX - XX в.в.» - авторы -А.А.Галактионов и П.Ф.Никандров - формирование взглядов Ф.М. Достоевского связывается с христианскими ценностями. Авторы монографии подводят читателя к мысли, что идеи Ф.М. Достоевского родственны идеям христианского социализма, но далее мысль эту не развивают. При этом как аргумент приводится характеристика, которую дал Ф.М.Достоевский теориям А.Сен-Симона и Ш.Фурье, назвав их «кабинетными»1.

В 1994 году вышла книга З.А.Мукашева «Очерки социальной философии Ф.М.Достоевского». Автор представляет творчество Ф.М.Достоевского как целостную систему социальной философии. Автор считает, что одной из ее основ является тема социализма и христианства, тема искушения России социализмом и капитализмом.2

Из краткого обзора исследований творчества Ф.М. Достоевского можно сделать следующий вывод. Исследователи изучают социальный, политический и психологический аспекты творчества Ф.М.Достоевского. Сложилась устоявшаяся традиция в объяснении взглядов Ф.М.Достоевского. Все авторы обращают внимание на то, что после сибирского периода жизни Ф.М.Достоевский пересмотрел свои взгляды и стал проповедовать христианские ценности. Однако они обходят стороной вопрос о том, какое место занимают

1 Галактионов A.A., Никандров. П.Ф. Русская философия IX - XX в.в. JL: Издательство ЛГУ, 1989, с. 43 5.

2 Али-заде A.A., З.А.Мукашев. Очерки социальной философии Ф.М.Достоевского. Вопросы философии, 1996, №2, с. 156. идеи французского социализма и Ф.Р.Ламенне в становлении системы взглядов Ф.М.Достоевского. Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, необходимо посмотреть, каким было отношение исследователей к личности Ф.Р.Ламенне и идее христианского социализма.

Уже на процессе петрашевцев было известно о работе Ф.Р.Ламенне «Слова верующего». Главы памфлета переводили петрашевцы А.Н.Плещеев и Н.А.Мордвинов1. Как правило, исследователи ограничиваются только общими фразами о влиянии идей христианского социализма Ф.Р.Ламенне на воззрения Ф.М. Достоевского. Создается впечатление, что исследователи не замечают высказываний самого Ф.М.Достоевского, который ведет борьбу с позиций христианской морали с проявлениями революционного социализма, правда уже в 70-е годы XIX века.

Исследователи творчества Ф.М.Достоевского или отрицают возможность участия Ф.М.Достоевского в политической борьбе или признают, но при этом больше говорят о мессианской роли русского народа и национальной идее. В этом проявляется политическая сторона философского учения Ф.М.Достоевского.

Г.В.Флоровский в статье «Религиозные темы Достоевского» подчеркивает, что философия Ф.М.Достоевского имеет не только социальный и религиозный характер, но и политический. Религиозные идеи Ф.М.Достоевского принимают глубокий политический характер. Г.В.Флоровский считал, что творчество Ф.М. Достоевского основывается на идее французского христианского социализма. Правда, Г.В.Флоровский отмечал, что на творчество Ф.М.Достоевского оказали влияние Шарль Фурье и Жорж Санд: «В своем творчестве Достоевский исходил из проблемы раннего

1 Бельчиков Н.Ф.Достоевский в процессе петрашевцев.,М.:Наука, 1971,с. 152 французского социализма. Фурье и Жорж Санд многое ему открыли. И прежде всего - бесплодие и опасность свободы и равенства без братства»1. Идеи равенства и братства принимают у Ф.М.Достоевского характер и политический. Но в то же время и религиозный характер: «Истинная любовь возможна только в свободе, только как любовь к свободе человека. Здесь открывается нерасторжимая связь: любовь через свободу и свобода через любовь. В этом для Достоевского была тайна соборности, тайна Церкви, - Церкви как братства и любви во Христе»2.

Автор упускает из виду тот факт, что именно Ф.Р.Ламенне проповедовал идеи равенства, братства, любви и социальной справедливости. И именно в памфлете «Слово верующего» впервые сказал об этом, затем развил эти идеи в работе «Современное рабство», но уже с политической направленностью.

В Ф.М.Достоевском видели художника и мыслителя. Его взгляды религиозные, социальные идеи оценены по достоинству. Но политические взгляды до сих пор не оценены: «Достоевский, без сомнения, велик как писатель-художник; он интересен и глубок как религиозный мыслитель, но политические его обнаружения, сделавшие идеологом известного периода русской истории, вряд ли прибавляют много к его неувядаемой славе, хотя и в этой области он высказал столь глубокие и верные мысли, что они граничат с прозрениями»3.

Некоторые из исследователей творчества Ф.М.Достоевского отмечали, что его христианско-социалистические идеи основыва

1 Флоровский Г.В., Религиозные темы Достоевского. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. М.: Книга, 1990, с. 387.

2 Там же.

3 Радлов Э.Л. Соловьев и Достоевский. - В кн.: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов. М.: Книга, 1990, с. 391. ются на идее мессианского предназначения русского народа. Такое объяснение творчества Ф.М.Достоевского нашло отражение в статье Д.С.Мережковского1. Говоря о Ф.М.Достоевском как о политическом мыслителе, Д.С.Мережковский связывает развитие политических взглядов Ф.М.Достоевского с национальной и религиозной идеями. Ф.М.Достоевский ставит вопрос о соединении мессианской роли русского народа с национальной идеей. В этом и проявляется политическая сторона философского учения Ф.М. Достоевского.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить генезис и эволюцию идей христианского социализма в русской философской мысли. Автор осознает, что идеи христианского социализма возникли в XIX веке в Западной Европе. Однако было бы неверным считать, что в русской общественной мысли в прежние века не существовали элементы идей христианского социализма. Автор ставит следующие задачи:

- определить идеи первоначального христианства как идейные источники христианского социализма;

- представить взгляды и идеи Ф.Р.Ламенне как одного из основоположников христианского социализма;

- исследовать попытки практической реализации идей христианского предсоциализма в общинах духоборцев и молокан;

- исследовать влияние идей христианского социализма на творчество русских философов второй половины XIX - первой половины XX веков;

- раскрыть особенности развития идей христианского предсоциализма в России в XIV - XIX веках

1 Мережковский Д.С. Пророк русской революции. -Творчество Достоевского в русской мысли 1881 -1990, с. 98.

В кн.: О Достоевском. 1931 годов. М.: Книга,

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования является диалектические принципы объективности, историзм, системного, комплексного анализа общественных явлений, взаимосвязи и развития, учета совокупности как объективных, так и субъективных факторов в изучении поставленной проблемы. В диссертации использованы методы, носящие общенаучный характер, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, позволяющие раскрыть истоки, сущность, а также специфику развития христианского социализма в России.

Источниковедческая база исследования. Источниками исследования стали труды Ф.М.Достоевского, Ф.Р.Ламенне, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, Г.П. Федотова, Е.Н.Трубецкого, а также исследования по истории духоборческого движения П.Н.Малова и В.А.Сухорева.

Важное значение для автора имели работы отечественных исследователей В.Д.Бонч-Бруевича, А.Н.Ипатова, А.И.Клибанова, Ф.Г.Овсиенко, И.А.Малаховой, А.П.Богданова, В.И.Буганова, А.Б.Рановича, В.Д.Тимофеева, М.М.Шейнмана.

При подготовке диссертации использованы архивные материалы РГИА (г. Санкт-Петербург), касающиеся идей духоборческого и молоканского движений.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем и научная новизна диссертации определяется тем, что в ней осуществлен комплексный анализ развития идей христианского социализма в русской философской мысли, которые не сложились в завершенную систему, чему способствовали как объективные, так и субъективные причины.

Научная новизна исследования связана с самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в философско-религиоведческой литературе.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту и составляющие новизну исследования:

- уточнено и конкретизировано определение христианского социализма как направления общественной мысли, стремившегося усилить влияние церквей в обществе провозглашением принципов первоначального христианства в качестве социалистических идей, ставших явлением эпохи нового времени;

- исследованы идейные источники христианского социализма;

- раскрыты особенности развития идей христианского пред-социализма в России в XIV - XIX веках;

- впервые специально исследованы на основе архивных материалов попытки практической реализации идей христианского предсоциализма в общинах духоборцев и молокан;

- исследовано влияние идей христианского социализма на творчество русских философов второй половины XIX - первой половины XX веков;

- рассмотрены взгляды Ф.Р.Ламенне как одного из основоположников христианского социализма.

В научный оборот введены ранее неизвестные или малоизвестные материалы, посвященные устройству молоканских и духоборческих общин на коммунальных принципах общественной и хозяйственной жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы и выводы углубляют и расширяют существующие представления о возникновении христианского социализма в русской философской мысли. Содержащиеся выводы в исследовании могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по истории Отечества, русской и социальной философии.

Изучение взглядов Ф.М.Достоевского В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Г.П.Федотова имеет воспитательное и познавательное значение, поскольку способствует приобщению студентов к ценностям отечественной культуры.

Результаты исследования могут быть использованы для более глубокого осмысления путей дальнейшего цивилизационного, духовного развития России, утверждения в ее обществе принципов социальной демократии.

Апробация диссертации. Результаты исследования изложены соискателем в научных публикациях «Идеи первоначального христианства в духоборческом движении» (1998г.), «Духовное возрождение России» (1998г.), «Идеи первоначального христианства в еретических движениях Московского государства в XIV - XVI веках. Философские взгляды Феодосия Косого»(1999г.). Общий объем публикаций составил 4,2 п.л.

Автор использовал результаты исследовательской работы при чтении лекций по истории Отечества, русской и социальной философии

Диссертация обсуждена на кафедре религиоведения РАГС при Президенте РФ и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии», Гавриленков, Алексей Федорович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Идеи христианского социализма получили развитие в русской философии. Первые ростки идей христианского социализма на русской почве были связаны с еретическими движениями стригольников, жидовствующих, Феодосия Косого. Объективно, на развитие идей христианского социализма оказали идеи первоначального христианства. Именно в первоначальном христианстве нашли отражение стремление человечества реализовать равенство, братство, социальную справедливость. Поэтому, вплоть до второй половины XIX века, когда происходит развитие капиталистических отношений, еще было велико стремление «назад к Христу!». Капиталистические отношение окончательно заставили расстаться с идеей развития равенства, братства и социальной справедливости в обществе.

Стремление реализовать идеи равенства, братства и социальной справедливости заметно в учении Феодосия Косого, в учении духоборцев и молокан.

Основные положения вероучения духоборцев были не только близки идеям первоначального христианства, но и были заимствованы из первоначального христианства. Духоборцы и молокане стремились перенести идеи первоначального христианства на общественные отношения современного им общества. Стремление реализовать идеи первоначального христианства - равенство, братство, социальная справедливость - наталкивались на сопротивление со стороны государственной власти, как в России, так и в Канаде. Коммунальные идеи, которые объективно вели к созданию Царства Божьего на земле, не прижились в духоборческой и молоканской общинах.

Идеи духоборчества не могли быть реализованы в современном им обществе в силу объективных причин, и, прежде всего экономических.

Идеи духоборцев не соответствовали тем идеям, которые получили развитие в обществе во второй половине XIX века. Однако реализация идей христианского социализма духоборческим движением была небольшим островком, на котором развивались идеи равенства, братства, социальной справедливости.

Идеи христианского социализма нашли отражение в творчестве русских философов во второй половине XIX века - первой половине XX веков. В этот период идеи христианского социализма получили развитие в достижении Царства Божьего на земле.

Прежде всего, идеи христианского социализма получили развитие в творчестве великого русского писателя и философа Ф.М. Достоевского, который связал воплощение идей христианского социализма с мессианским предназначением русского народа, с достижением Царства Божьего на земле. Его общественный идеал -русский социализм, основанный на народной вере в православную церковь. В этом Ф.М.Достоевский видел осуществление Царства Божьего на земле.

Отчаявшись в возможности реализовать идеи христианского социализма в реальной жизни, русские философы либо отказывались в возможности реально воплотить идею христианского социализма в России, либо видели развитие идей христианского социализма через нравственное совершенствование человека.

С.Н.Булгаков видел реализацию Царства Божьего на земле через нравственное совершенствование человека, через стремление человека к образу и подобию Иисуса Христа. Только подобным образом возможно построить Царство Божье на земле.

В.С.Соловьев, размышляя над создание теократического государства (Царства Божьего на земле) так же придавал важное значение нравственному совершенствованию человека.

Н.А.Бердяев ставил в центре своих исследований, прежде всего проблемы свободы и творчества личности. Стремление к достижению общества социальной справедливости, равенства, братства возможно через совершенствование конкретного человека, создание творческой личности.

Г.П.Федотов видел реализацию идей христианского социализма в процессе обновления России, в социальной (социалистической) революции. Но Г.П.Федотов так же считал, что обновление невозможно без нравственного совершенствования человека. Идеалом для Г.П.Федотова становятся русские святые, которые своим примером показали необходимость нравственного совершенствования для человека.

Идеи христианского социализма, нашедшие частичное или полное воплощение в еретических движениях, в учении Феодосия Косого, в духоборческом и молоканском движениях, во взглядах русских философов концаХ1Х - первой половины XX веков.

В XX веке идеи христианского социализма оказали влияние на идеи религиозного реформаторства начала XX века. Религиозное реформаторство впервые подняло социальную проблему в русской православной церкви.

В обновленческом движении 20-40-х годов XX века с особой яркостью проявилась попытка реализовать идеи христианского социализма. При этом лидеры обновленчества обращали внимание на близость идей обновленчества идеям первоначального христианства.

Идеи христианского социализма также нашли отражение в деятельности русской православной церкви на современном этапе.

170

Церковь стала отходить от традиционной позиции, все более склоняясь к решению социальных вопросов.

Новое возрождение идей христианского социализма происходит на исходе века - в 90-е годы. С одной стороны, появляются политические партии, движения, союзы, в программах которых находят отражение идеи христианского социализма. С другой стороны, в условиях, когда происходит обострение социальных отношений в обществе, с новой силой проявляется необходимость решения социального вопроса.

Однако автор не ставил перед собой задачу выявить судьбу развития идей христианского социализма в России во второй половине XX века. Рассмотрение вышеназванной проблемы не вошло в данное исследование.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гавриленков, Алексей Федорович, 1999 год

1. Архивные документы.

2. РГИА. Фонд №381, оп.№1, ед. хр. №23073. Дело 1840 года об отрекательстве крестьян села Новопанского и деревни Малышевой от веры Духоборцев от 5 февраля 1840 года.

3. РГИА. Фонд №796, оп.№67, ед. хр. №189. О духоборцах в слободе Рогдановке Славянской епархии совратившихся в духоборчество.

4. РГИА. Фонд №796, оп.№79, ед. хр. №525. О следствии над крестьянами села Терновского Харьковской губернии.

5. РГИА. Фонд №796, оп. №80, ед. хр. №673. О высылке в Екатеринбург тридцати одного человека из села Павловского.

6. РГИА. Фонд №796, оп. №87, ед. хр. №856. О присоединении 12 духоборцев из Тамбовской епархии к православию.

7. РГИА. Фонд №797, оп. №2, ед. хр. №160.0 распространении крестьянином д. Репниковой Гжатского уезда Смоленской губернии Е.Васильевым новой секты.

8. РГИА. Фонд №797, оп. №2, ед. хр. №5509. О переселении казаков-духоборцев, сосланных в Выборг, на Молочные Воды в Таврию.1816-1820 г.г.

9. РГИА. Фонд №797, оп. №5, ед. хр. №17951. Инструкция миссионерам приходским священникам об обращении в православие духоборов.

10. РГИА. Фонд №797, оп. №11, ед. хр. №28277. О переселении 73-х семейств духоборцев из Таврической в Грузино-Имеретинскую губернию. 1841-1848 г.г.

11. РГИА. Фонд №1005, оп. №1, ед. хр. №16. Указы и рескрипты Александра 1 и Николая 1 о способах борьбы с духоборцами, описанием формы чиновников с. е. и. в. канцелярии и указанием случаев, когда возможна замена тюремного заключения телесным наказанием.

12. РГИА. Фонд №1263, оп. №1, ед. хр.№415. О проведении расследования по делу обнаруженных в Златоустовской волости Пермской губернии крестьян-духоборцев. 1825 г.

13. РГИА. Фонд №1263, оп. №1, ед. хр. №331. О наказании духоборцев Дмитриевской волости Красноярского уезда за неповиновение начальству. 1823 г.

14. РГИА. Фонд №1374, оп. №4, дело №310.

15. РГИА. Фонд №1400, оп. №1, дело №600. О помещении в дом умалишенных единоверцев с. Тернового.

16. РГИА. Фонд №1405, оп. №530, ед. хр. №459.1. Источники.

17. Бердяев H.A. Из книги "Самопознание" // Опыты. Литературно-философский сборник. М.: Советский писатель, 1990. - С.422-474.

18. Бердяев H.A. Миросозерцание Достоевского. М.: Б.И., 1921. - 238 с.

19. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 382 с.

20. Бердяев H.A. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 174 с.

21. Бердяев H.A. Философия неравенства. М.: ИМА-ПРЕСС, 1990. 288 с.

22. Бердяев H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. 413 с.

23. Булгаков С.Н. Апокалиптика и социализм // Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993. -С.368-434.

24. Булгаков. С.Н. Героизм и подвижничество // Сочинения в двух томах. Т.2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993, с.302-342.

25. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Сочинение в двух томах. Т.2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993, с.240-272.

26. Булгаков С.Н. Религия человекобожия у Л.Фейербаха // Сочинение в двух томах. Т.2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993, с.162-221.

27. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М.: Республика, 1994. -415 с.

28. Булгаков С.Н. Тихие думы. М.: Республика, 1994. - 509 с.

29. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука, 1991. - 350 с.

30. Достоевский Ф.М. Бесы // Полное собрание сочинений. Т.10. Л.: Наука, 1974. - 520 с.

31. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год. Май октябрь // Полное собрание сочинений. Т.23. - Л.: Наука,1981. 424 с.

32. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876 год. Ноябрь -декабрь // Полное собрание сочинений. Т.24. Л.: Наука,1982. 517 с.

33. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. Январь -август // Полное собрание сочинений. Т.25. Л.: Наука,1983. 470 с.

34. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1877 год. Сентябрь- декабрь. 1880, август // Полное собрание сочинений. Т.26. Л.: Наука, 1984. - 318 с.

35. Достоевский Ф.М. Статьи и заметки. 1845 1861 // Полное собрание сочинений. Т.18. - Л.: Наука, 1978. - 371 с.

36. Достоевский Ф.М. Статьи и заметки. 1862 1865 // Полное собрание сочинений. Т.20. - Л.: Наука, 1980. - 432 с.

37. Ламенне Ф.Р. Современное рабство. СПб.: Сеятель, 1906.- 23 с.

38. Ламеннэ Ф.Р. Слова верующего. СПб.: Издание А.Е. Беляева, 1906. - 108 с.

39. Памятники древней христианской письменности. Т.5. М.: Издательство Московского университета, 1864.

40. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Сочинения в двух томах. Т.1.- М.:Мысль,1988 - с.47 -548.

41. Соловьев B.C. Россия и Вселенная церковь // Собрание сочинений Т. 11 12. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1969. -с.143 - 348.

42. Соловьев B.C. Три разговора // Избранное. М.: Советский писатель, 1990, с. 231 - 423.

43. Соловьев B.C. Чтения о богочеловечестве // Сочинения. -М.: Раритет, 1994, с.13 168.

44. Федотов Т.П. О святости, интеллигенции и большевизме. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994.

45. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. СПб.: София,1991. 352 с.

46. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.2. СПб.: София,1992. 352 с.

47. Монографии и сборники научных трудов.

48. Афанасьев Н.Н. Церковь Духа Святого. Paris, Ymca -Presse. Сор., 1971. IX, 332 с.

49. Бельчиков Н.Ф. Достоевский в процессе петрашевцев. М.: Наука, 1971. - 294 с.

50. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета М.: Издание Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов, 1968.

51. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. -352 с.

52. Бонч-Бруевич В.Д. Духоборцы в канадских прериях. Часть первая. Пг.: Жизнь и знание, 1918. - 276 с.5 1. Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. М.: Мысль, 1973. - 343 с.

53. Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М.: Политиздат, 1991. -526 с.

54. Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи (окончание). Т.2. Рим и раннее христианство. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 478 с.

55. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX -XIX в.в. Л.: Издательство ЛГУ, 1989. - 743 с.

56. Гече Г. Библейские истории. М.: Политиздат, 1988. 367 с.

57. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М.: Художественная литература, 1971. - 592 с.

58. Донини А. У истоков христианства. М.: Политиздат, 1989. - 365 с.

59. Зельцер В. Христианский социализм на Западе (исторический очерк). М.: Безбожник, 1930.

60. Зноско-Боровский М. Православие. Римо-католичество. Протестантизм и сектантство. Изд. 2-е. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. - 208 с.

61. Ипатов А.Н. Меннониты. М.: Мысль, 1978. - 213 с.

62. Каждан А.П. От Христа к Константину. М.: Знание, 1965. - 303 с.

63. Кан С.Б. История социалистических идей (до возникновения марксизма). М.: Высшая школа, 1967. - 293 с.

64. Канделоро Дж. Католическое движение в Италии. М.: Знание, 1955. - 512 с.

65. Каутский К. Происхождение христианства. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1990. - 463 с.

66. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. 1917 г.). - М.: Наука, 1965. - 348 с.

67. Клибанов А.И. Народная социальная утопия. М.: Наука, 1978. - 341 с.

68. Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России. М.: Наука, 1977. - 335 с.

69. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга 1. М.: Книга, 1990. - 740 с.

70. Котляревский С.А. Ламеннэ и новейший католицизм. -СПб.: Товарищество Скоропеч. А.А.Левинсон, 1906.

71. Красников Н.П. Социально-этические воззрения русского православия. Киев: Высшая школа, 1988. - 179 с.

72. Крывелев И.А. История религий. Том первый. М.: Мысль, 1988. - 445 с.

73. Курбатов Г.JI., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. Л.: Лениздат, 1988.- 334 с.

74. Курочкин П.К. Социальная позиция русского православия.- М.: Знание, 1969. 45 с.

75. Малахова И.А. Духовные христиане. М.: Политиздат, 1970.- 128 с.

76. Малов П.Н. Духоборцы, их история, жизнь и борьба. Книга первая. Printed by J.Regehr. North Kildonan, Man, Canada, 1948. - 605 с.

77. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Под ред. В. Бонч-Бруевича. СПб., 1909, вып.П.

78. Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. - 448 с.

79. Новицкий О. О духоборцах. Киев, 1832. 79.0всиенко Ф.Г. Эволюция социального учения католицизма

80. Философский критический анализ). М.: Издательство МГУ, 1987. - 256 с.

81. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Т.XX. М. - Л.: Госиздат, 1925. - 363 с.

82. Прошин Г.Г. Черное воинство. М.: Политиздат, 1985. -320 с.

83. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М: Политиздат, 1990. - 479 с.

84. Робертсон А. Происхождение христианства. М.: Издательство иностранной литературы, 1959. - 323 с.

85. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории.- М.: Политиздат, 1987. 336 с.

86. Смирнов И.П. «От марксизма к идеализму»: М.И. Туган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев. М.: Русское книгоиздательское общество, 1995. - 285 с.

87. Сперанский В.Н. Ламеннэ как политический мыслитель (Пророк всемирной революции). Пг.: Издательство «Петроград», 1922.

88. Сухорев В.А. История Духоборцев. Документы по истории духоборцев и краткое изложение их вероисповедания, -Printed by J.Regehr. North Kildonan, Man, Canada, 1944. -302 с.

89. Тимофеев В.Д. Социальные принципы коммунизма и религии. М.: Мысль, 1969. - 207 с.

90. Трубецкой E.H. Миросозерцание В.С.Соловьева. Т.1. М.: Медиум, 1995. - 606 с.

91. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. -432 с.

92. Флавий Иосиф. Иудейские древности. Т.2. Минск: Беларусь, 1994. - 606 с.

93. Шейнман М.М. Христианский социализм. История и идеология. М.: Наука, 1969. - 316 с.

94. Шмеман А. Исторический путь православия. М.: Паломник, 1993. - 389 с.

95. Щеглов Д. История социальных систем. Т.П. СПб.: Типография Н.А.Лебедева, 1889.1. Статьи.

96. Али-заде A.A. З.А.Мукашев. Очерки социальной философии Ф.М.Достоевского // Вопросы философии, 1996, №2, с. 153 158.

97. Барабанов E.B. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии, 1990, №8, с. 62 -73.

98. Гиренок Ф.И. Судьба русской интеллигенции / Читая Федотова. «Блудный сын христианства» // Философия и жизнь, 1991, №9, с. 3 34.

99. Клибанов А.И. Народные противоцерковные движения // Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989, с. 562 615.

100. Коржева К.П. Проблемы первохристианства в советской историографии // Вопросы истории, 1982, №1, с. 67-81.

101. Летописи русской литературы и древности // Клибанов А.И. Народная социальная утопия. М.:Наука,1978 - 341 с.

102. Мережковский Д.С. Пророк русской революции // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931. - М.: Книга, 1990, с. 86 - 118.

103. Никитина Ф.Г. Петрашевцы и Ламенне // Достоевский.

104. Материалы и исследования. Т.З. Л.: Наука, 1978, с.172174.

105. Ольховский В. Обряды духоборцев. «Живая старина», вып. III и IV. СПб., 1905 // Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М.:Наука,1965. - 348 с.

106. Осипова Л.Ф. Социальный смысл эсхатологической концепции С.Булгакова // ВМУ, сер.8. Философия, 1973, №2.

107. Радлов Э.Л. Соловьев и Достоевский // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. - М.: Книга 1990, с. 316 - 331.

108. Рындзюиский П.Г. Антицерковное движение в Тамбовском крае в 60-х годах XVIII в. // Вопросы истории религиии атеизма. Т.2. М.: Издательство академии наук СССР, 1954, с. 188 - 248.

109. Сахаров A.M., Зимин A.A., Корецкий В.И. Церковь в обществе развитого феодализма (XIV XVI в.в.) // Русское православие: вехи истории. - М.: Политиздат, 1989, с. 71 -152.

110. Смирнова А.Т. Русские вольнодумцы средневековья (XIII XV в.в.) // Очерки истории России в портретах государственных, политических и общественных деятелей (X- XX в.в.). Смоленск: СГПИ, 1994, с. 39 - 44.

111. Титлинов Б.В. Лекции по истории русской церкви // Религии мира. История и современность. Ежегодник. 1986. -М.:Наука,1987, с.230 261.

112. Флоровский Г.В. Религиозные темы Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 1931 годов. - М.: Книга, 1990, с. 386 -390.

113. Фридлендер Г. Эстетика Достоевского // Достоевский -художник и мыслитель. М.: Художественная литература, 1972, с. 97 - 164.

114. Чиколини Л.С. Гуманистические и реформационные идеи Челио Секонде Курионе // Культура эпохи Возрождения. Л.: Наука, 1986, с. 112 - 127.

115. Штаерман Е.М. Гонения на христианство в III в. // Вестник древней истории, 1940, №2, с. 96 105.

116. Эльсберг Я.Е. Наследие Достоевского и пути человечества к социализму // Достоевский художник и мыслитель.- М.: Художественная литература, 1972, с. 27 96.

117. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.22. М.: Политиздат, 1962, с. 465 - 492.1. Авторефераты.

118. Григорьева Ю.Е. Христианская демократия в России: проблемы становления: автореф. дис. кан. филос. наук. -М.: РАГС, 1996,21 с.

119. Хаустова Н.А. Христианская демократия в России: социально-философские истоки и проблемы политической ангажированности: Автореф. дис. кан. филос. наук. М.: РАГС, 1997, 21 с.1. Диссертации.

120. Яблонский Б.Н. Религиозно-философская система С.Н.Булгакова: Дис.канд. фил. наук. М., 1994. - 108 с.

121. Литература на иностранном языке.

122. Lois Dumont. Essai sur l'individualisme. Une perspective anthropologique sur l'ideôlogie moderne. Éditions sur Seuil. Imprimerie Bussière à Saint Amand (cher). Dépôt Légal. 1991.

123. Réne Remond. Lamennais et la démocratie. Presses universitaires de France, Paris,/ 1948. 76 p.

124. La Stalinocratie // Fedotov G.P. Esprit, Paris, 1939, № 56, P. 227 243.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.