Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Невская, Ольга Витальевна

  • Невская, Ольга Витальевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 187
Невская, Ольга Витальевна. Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2007. 187 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Невская, Ольга Витальевна

Введение.

Глава первая. Эстетические взгляды М. Равеля в их связи с литературой

§ 1. Рационализм: Эдгар По и его «Философия творчества».

§ 2. Дендизм: Ш. Бодлер и Ж. Барбе д'Оревильи.

§ 3. Эстетизм: Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот».

Глава вторая. Музыка М. Равеля в ее связи с литературой

§ 1. «Павана почившей инфанте» и ее культурный контекст.

§ 2. «Ночные видения» А.Бертрана-М.Равеля.

§ 3. «Встречи господина де Брео» Анри де Ренье и «Благородные и сентиментальные вальсы».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой»

Одной из ключевых характеристик музыки Равеля является ее исключительное совершенство. Композитор всегда апеллировал к абсолютному мастерству, гармонии и пропорции, ювелирной отделке деталей: «Наше сознание призывает нас стать хорошими ремесленниками. Поэтому я настаиваю на необходимости технического совершенства. Я бесконечно стремлюсь к этому, поскольку уверен, что никогда его не достигну»1. Т. Адорно замечал, что ни одно произведение Равеля «не нуждается для объяснения в другом, кроме самого себя» . Естественно, что подобная «герметичность» привела к другому ряду характеристик его музыки: загадка, тайна, магия. Может быть, поэтому так велик интерес ко всему, что связано с культурно-историческим контекстом, с предпочтениями Равеля в искусстве, с эстетическими и мировоззренческими принципами. Среди разного рода источников, питавших его музыку, немаловажную роль играют литературные влияния.

Взаимодействия с литературой в творчестве Равеля многообразны: это и выбор текстов для камерно-инструментальных произведений, и обращение к программным заголовкам инструментальных сочинений, и либретто театральных композиций, и, в самом общем плане, эстетика его творчества. И если литературные истоки своих инструментальных произведений композитор порой не прояснял, то по отношению к своему творческому методу он сам утверждал, что «ключ» находится именно в литературном тексте: «Что касается творческого метода, безусловно, моим учителем был Эдгар Аллан По. Его замечательный трактат «Философия творчества» в любом случае оказал на меня величайшее влияние»3.

В исследованиях, посвященных творчеству композитора, часто упоминается об особых отношениях Равеля с литературным словом. Работы в этом направлении концентрируются, главным образом, вокруг произведений Ра

1 Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews. - New York, 1990. - P. 38.

2 Адорно Т. Равель // Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М.-СПб., 1999. - С. 240.

3 Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews. - New York, 1990. - P. 394. веля с текстом: это статьи В. Этте и Е. Киема4, К. Закса5. Особой любовью исследователей пользуется опера «Дитя и волшебство»: имеется несколько работ, посвященных специально этому произведению6. Однако музыковедческих исследований, где литературное слово рассматривалось бы как важное основание композиционного метода Равеля, как источник его мировоззрения и эстетических пристрастий, а также как важная составная часть поэтики инструментальных произведений, до сих пор не существует.

Таким образом, основная задача работы - исследовать взаимодействия литературных текстов-источников с творческим методом и инструментальными (фортепианными) произведениями Равеля. Согласно нашей гипотезе, литературное слово у Равеля не только обеспечивает некое общее воздействие на музыку, но играет самую непосредственную роль в становлении композиционного метода и в формировании особенностей самой композиции. Для решения основной задачи мы привлекаем ряд литературных текстов, анализ которых позволяет уточнить некоторые немаловажные элементы мировоззрения и эстетических взглядов Равеля. Составленное таким образом представление об эстетико-литературной концепции композитора позволит нам прояснить некоторые смысловые компоненты его музыки.

Материал исследования. Материалом для раскрытия эстетических пристрастий и творческого метода Равеля послужили такие литературные тексты, как: Эдгар Алан По эссе «Философия творчества» («The philosophy of composition»); Дени Дидро пьеса «Парадокс об актере» («Paradoxe sur le со-medien»); Шарль Бодлер статья «Художник современной жизни» («La peintre de la vie moderne»); Жюль Барбе д'Оревильи эссе «О дендизме и Джордже Бреммелле» («Du dandysme et de George Brummell»); Жорис-Карл Гюисманс роман «Наоборот» («А Rebours»), а также избранные статьи Поля Валери.

4 Ette W., Kiem Е. «Surgi de la croupe et du pond»: Stephane Mallarme, Maurice Ravel // Music und Asthetik. -№ 1-2,1997.

5 Sachs K. J. Maurice Ravel's «Sainte» (1896) nach Stephane Mallarme // Archiv fur Musikwissenschaft. -Band 54, Heft 2,1997.

6 Prost C. Ravel: L'enfant et les sortileges // Analyse musicale. - №. 21, 1990; Lassus M.-P. Ravel, l'enchanteur: structure poetique et structure musicales dans L'enfant et les sortileges // Analyse musicale. - № 26, 1992; Prost C. L'enfant et les sortileges: I'infid6Iit6 aux modules // Analyse musicale. - № 26,1992.

Эти сочинения относятся, главным образом, к области философской и эстетической литературы. Как уже было сказано, в эссе Эдгара По «Философия творчества» Равель видел источник своего творческого метода. В одной из своих статей Равель указывает также на роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» как на книгу, которая имела для него большое значение7.

Выбор этих источников опирается также на суждения французских исследователей - знатоков творчества композитора: А. Ролан-Манюэля, Р. Шалю, Э. Журдан-Моранж. По словам А. Ролан-Манюэля, в области философской литературы Равель предпочитал труды философов XVIII века, в частности, «Парадокс об актере» Дени Дидро8. По свидетельству Р. Шалю, Ш. Бодлер, которого Равель знал наизусть, и Ж. Барбе д'Оревильи - два любимых писателя композитора. Так называемая «философия дендизма», изложенная в статье Ш. Бодлера «Художник современной жизни» и трактате Ж. Барбе д'Оревильи «О дендизме и Джордже Бреммелле», была воспринята Равелем от этих двух авторов9. По словам Э. Журдан-Моранж, Равель - один из первых читателей Поля Валери10.

Другой ряд источников - литературные сочинения, напрямую либо опосредованно связанные с музыкой. Это Алоизиюс Бертран стихотворения в прозе «Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» («Gaspard de la nuit. Fantaisies a la maniere de Rembrandt et de Callot»); Альбер Самен Стихотворение «Инфанта»11 («Моп ame est une infante») из сборника «В саду инфанты» («Аи Jardin de l'Infante»); Поль Верлен поэтический цикл «Галантные празднества» («Fetes galantes»); Анри де Ренье роман «Встречи господина де Брео» («Les rencontres de М. de Breot»). Перечисленных авторов мы выделили на основании, во-первых, цитирования в качестве эпиграфов в музыкальных произведениях и, во-вторых, высказываний самого Равеля и свидетельств его современников.

7 См. об этом: Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews. - New York, 1990. - P. 394.

8 Roland-Manuel A. Maurice Ravel. - London, 1947. - P. 23.

9 Шалю P. Равелиана // Равель в зеркале своих писем. Сост. Жерар М., Шалю Р. - М., 1988. - С. 185.

10 Нам не известна степень знакомства Равеля со статьями этого автора. Однако мы находим в них удивительное соответствие взглядам самого Равеля. Поэтому в своей работе мы привлекаем избранные статьи П. Валери, вошедшие в книгу «Об искусстве» (М., 1976).

11 Название приводится по русскому переводу Ю. Корнеева.

Эти литературные тексты связаны с такими фортепианными пьесами

19

Равеля, как «Павана почившей инфанте», «Гаспар из тьмы » и «Благородные и сентиментальные вальсы». Фортепианная музыка - особая сфера равелев-ского творчества; по словам К. Зенкина, «для Равеля фортепиано было, в первую очередь. инструментом, предоставлявшим массу новых, эффектнейших выразительных средств»13. Особого упоминания требует такое сочинение Равеля, как четырехручный цикл «Матушка-Гусыня». Мы не включили его в наше исследование по нескольким причинам: во-первых, насколько можно судить, это произведение имело более или менее специальное творческое задание - сочинение музыки для детей, что существенно ограничивало средства композиторской техники. Во-вторых, этот цикл имеет все признаки программной музыки с ясным указанием образного содержания в заглавии и последующим прямым его раскрытием.

Очевидно, что для полного представления о круге литературных пристрастий композитора необходимо было иметь в виду самый широкий круг литературных произведений, упоминавшихся или использованных у Равеля. Перечислим авторов, к которым обращался Равель в своих произведениях:

Ролан де Map (Roland de Mares) стихотворение «Баллада о королеве, умершей от любви» («Ballade de la Reine morte d'aimer») в романсе «Баллада о королеве, умершей от любви» (1893).

Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) стихотворение «Даме креолке» («А ипе dame creoh) из книги «Цветы зла» («Les fleurs du mah)) в «Хабанере» (1895) из сюиты для двух фортепиано «Пейзажи для слуха» (1897).

Поль Верлен (Paul Verlaine): стихотворение «Глубокий мрачный сон» («Un Grand Sommeil noir») в романсе «Глубокий мрачный сон» (1895); стихотворение «На траве» («Sur I'herben) из цикла «Галантные празднества)) («Fetes galantes») в романсе «На траве» (1907).

Стефан Малларме (Stephane Mallarme)\ стихотворение («Святая») («Sainte») в романсе «Святая» (1896); стихотворения «Вздох», «Ничтожная просьба», «На крупе скакуна лихого)) («Soupin>, «Placet futile)), «Surgi de la croupe et du bond») в вокально-инструментальном цикле «Три поэмы Стефана Малларме» (1913).

Шарль Леконт де Лиль (Charles Leconte de Lisle) стихотворение «Песнь прялки)) («Chanson du rouet») из цикла «Шотландские песню) («Chansons ecossaises») в романсе «Песнь прялки» (1898).

Эмиль Верхарн (Emile de Verhaeren) стихотворение «Уныние!» {«Si morneh)) из цикла «Разгромы» («Les Debacles))) в романсе «Уныние!» (1898).

Кпеман Маро (Clement Marot) стихотворения «Об Анне, бросившей в меня снежком)), «Об Анне, играющей на клавесине)) («D'Anne qui те jecta de la neige», «D'Anne jouant de I'espinette») в романсах «Эпиграммы Клемана Маро» (1898).

Альбер Самен (Albert Samain) стихотворение «Инфанта)) («Моп ате est ипе infante») из сборника «В саду инфанты»(«AuJardin de I'Infante))) в «Паване почившей инфанте» для фортепиано (1899).

Анри де Ренье (Henri de Regnier): стихотворение «Праздник воды» («Fete d'eam) из сборника «Город вод» («La Cite des еаихъ) в «Игре воды» для фортепиано (1901); стихотворение «Великие ветры с моря»

12 Название приводится в соответствии с переводом заглавия книги Бертрана (Бертран А. Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло. - М., 1981).

13 Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М., 1997. - С. 237.

Les Grandes Vents venus d'outremer») из цикла «Как во сне» («Tel qu'on songe») в романсе «Великие ветры с моря» (1907); роман «Встречи господина де Брео» («Les rencontres de М. de Breot») в «Благородных и сентиментальных вальсах» для фортепиано (1911).

Поль Граволе (Paul Gravollet) стихотворение «Плащ цветов» («Manteau de Jleurs») в романсе «Плащ цветов» (1903).

Тристан Клингзор (Tristan Klingsor) поэмы «Азия», «Очарованная флейта», «Равнодушный» («Asie», «LaFlute enchantee», «L'lndifferent») из цикла «Шехерезада» («Sheherazade»), а также сказки «Тысячи и одной ночи» в вокально-симфонических поэмах «Шехерезада» (1903).

Жюль Ренар (Jules Renard) стихотворения «Павлин», «Сверчок», «Лебедь», «Зимородок», «Цесарка» («Le Раоп», «Le Grillon», «Le Cygne», «he Martin-Pecheur», «La Pintade») из цикла «Естественные истории» («Histoires naturrelles») в вокальном цикле «Естественные истории» (1906).

Франк-Ноэн (Franc-Nohairi) пьеса «Испанский час» («L 'Heure espagnole») в комической опере «Испанский час» (1907).

Алоизиюс Бертран (Aloysius Bertrand) стихотворения в прозе «Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» («Gaspard de la nuit. Fantaisies a la maniere de Rembrandt et de Callot») в «Ночных видениях» для фортепиано (1908).

Шарль Перро. мадам д' Онуа. мадам де Бомон (Charles Perrault, Мте d'Aulnoy, Мте de Beaumont) и французская народная сказка в цикле для фортепиано в 4 руки «Матушка-Гусыня» (1910).

Лонг и античный миф в балете «Дафнис и Хлоя» (1912).

Пьер Ронсар (Pierre de Ronsard) стихотворение «Ронсар - своей душе» («Ronsard a son ате») в романсе «Ронсар - своей душе» (1924).

Сидони-Габриэль Коллет (Sidonie-Gabrielle Collete) либретто «Дивертисменты для моей дочки» («Divertissements pour та fille»), а также сказочные мотивы в опере «Дитя и волшебство» (1925).

Эварист Парни (Evariste Parrry) стихотворения «Нахандова», «Ауа!», «Хорошо улечься в зной.» («Nahandove», «Аоиа!», «II est doux.y>) из цикла «Мадегасские песни» («Chansons madecasses») в вокальном цикле «Мадагаскарские песни» (1926).

Леон-Поль Фарг (Leon-Paul Fargue) стихотворение «Мечты» («Reves») в романсе «Мечты» (1927).

Поль Моран (Paul Morand) стихотворения «Романтическая песня», «Эпическая песня», «Застольная песня» («Chanson Romanesque», «Chanson epique», «Chanson a boire») из цикла «Дон Кихот - Дульцинее» («Don Quichot a Dulcinee»), а также сюжет М. де Сервантеса в вокальном цикле «Три песни Дон-Кихота» (1933).

М. Равель сам являлся автором текста в таких произведениях, как романс «Рождество игрушек» («Noel des jouets») (1905), Три песни: «Николетта», «Три чудо-птицы райских кущ», «Рондо» (Trois Chansons: «Nicollette», «Trois Beaux Oiseaux du Paradis», «Ronde») (1916), а также автором либретто в балетах «Матушка-Гусыня» («Ма mere 1'Оуе») (1912) и «Аделаида или язык цветов» («Adelaide ou le langage des fleurs» (1912).

Известны также неосуществленные замыслы Равеля, связанные с сюжетами сказки Э. Т. А. Гофмана «Песочный человек» (опера «Олимпия»), пьесы М Метерлинка «Там, внутри» (музыка к пьесе), романа А. Алена-Фурнье «Большой Мольн» (пьеса для виолончели с оркестром), пьесы Г. Гауптмана «Потонувший колокол» (опера), пьесы Ж. Дельтейля «Жанна д 'Арк» (вокально-сценическое произведение), сказок «Тысячи и одной ночи»(опера-балет «Моргиана»),

Научное знание о Равеле складывается из нескольких исследовательских линий. Одна из них - монографии и мемуары современников композитора, характеризующие разные стороны творческой личности Равеля (А. Ро-лан-Манюэль, Э. Журдан-Моранж, Л.-П. Фарг, В. Перлемютер, М. Лонг, А. Жиль-Марше, С.-Г. Колетт, М. Д. Кальвокоресси, Р. Шалю, М. де Фалья, И. Стравинский, Ж. Сигети, Ф. Пуленк, А. Онеггер). Из этой литературы мы выделим книгу «А la gloire de Ravel»14, написанную учеником, близким другом и биографом композитора А. Ролан-Манюэлем, которая легла в основу

14 Roland-Manuel A. la gloire de Ravel. - Paris, 1938. (2e ed.: Ravel. - Paris, 1948). Ссылки в тексте работы приводятся по английскому изданию: Roland-Manuel A. Maurice Ravel. - London, 1947. многих отечественных исследований. Большую ценность в этом ряду также представляют книги М. Лонг, А. Корто, Э. Журдан-Моранж и В. Перлемюте-ра, статьи А. Жиль-Марше для уточнения позиций Равеля в области интерпретации его произведений. Отдельную ветвь равелианы составляют публикации эпистолярного наследия. Из числа исследований подобного рода мы хотели бы отметить книгу А. Оренстайна «А Ravel reader: correspondence, articles, interviews» - наиболее полное и систематизированное на сегодняшний день собрание текстов Равеля с обширными комментариями автора книги. Композитору посвящено более пятидесяти монографий (В. Янкелевич, Ж. Брюи, Р. Майерс, Г. Штуккеншмидт, В. Хольцкнехт, А. Оренстайн, Р. Николе, Дж. Ларнер, В. Смирнов, И. Мартынов и др.). Вопросы фортепианного стиля Равеля занимают значительное место в работах отечественных и зарубежных ученых (А. Алексеев, А. Альшванг, Г. Цыпин, Л. Гаккель, К. Зенкин, К. Аккерт); ряд авторов исследует оркестровые произведения и стиль Равеля (А. Альшванг, Ю. Крейн, Д. Фришман, Ю. Фортунатов, Э. Вюйермоз, Л. Дэ-вис), а также его камерно-инструментальные сочинения (Ю. Крейн, Ю. Браун). Во второй половине XX века появился ряд статей, посвященных более частным проблемам творчества композитора: гармонии (Ж. Шайе и др.), творческому процессу (А. Оренстайн), русским связям Равеля (Р. Косачева), фигуре композитора в контексте его современников (П. Булез, Р. Деляж,

A. ван Прааг). В крупных исследованиях разных лет присутствуют версии о возможных литературных истоках равелевской музыки (В. Янкелевич15,

B. Хольцкнехт16, А. Оренстайна17, В. Смирнов18, И. Мартынов19).

Методология. Поскольку предмет диссертации сочетает в себе и литературу, и музыку, постольку подход к нему по необходимости носит комплексный характер. Мы руководствовались стремлением выявить ключевые характеристики литературного текста и проследить, как они ведут себя в ус

15 Jankelevitch V. Ravel. - Paris, 1956.

16 Holzknecht V. Ravel. - Praga-Bratislava, 1956.

17 Orenstein A. A Ravel reader: correspondence, articles, interviews. - New York, 1990.

18 Смирнов В. Морис Равель и его творчество. - М., 1981.

19 Мартынов И. Морис Равель. - M., 1979. ловиях текста музыкального. Сравнение двух видов текста (литературного и музыкального) делает избранный метод примыкающим к одному из видов интертекстуальности. Помимо исследований, посвященных анализу литературных произведений (назовем работы В. Жирмунского, Н. Балашова, М. Гаспарова, Г. Косикова, Д. Обломиевского, В. Толмачева, Д. Чавчанидзе и др.), мы опирались на музыковедческие исследования, связанные с проблемой взаимодействия словесной и музыкальной ткани. Это работы М. Аранов-ского, В. Васиной-Гроссман, М. Бонфельда, Е. Ручьевской, JI. Гервер, И.Степановой, И. Горной и др. Из последних работ назовем исследование Т. Лейе «Чехов и Шостакович» (2006). Проблема интертекстуальности в музыке разрабатывалась JI. Дьячковой20. В анализе музыкальных произведений применялись различные методы: от рассмотрения отдельных параметров музыкального языка до композиционного анализа произведения. Нам также представилось необходимым проанализировать все высказывания Равеля для установления соотношения между эстетической и технической сторонами его творчества.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и Приложений. В Первой главе рассматриваются и уточняются некоторые эстетические взгляды Равеля на основании повлиявших на них литературных текстов. Вторая глава посвящена анализу и интерпретации музыкальных сочинений Равеля в связи с их литературными источниками. В Заключении подведены итоги исследования. Приложение содержит тексты литературных произведений. Нотные примеры помещены в основной текст.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Невская, Ольга Витальевна

Заключение

Проведенное исследование позволяет нам судить о том, насколько важны были литературные источники для Равеля. Получила подтверждение гипотеза, что самые разные виды творческой деятельности, в том числе творческий метод композитора, так или иначе были связаны с литературными текстами. Проанализировав литературные составляющие эстетики Равеля, условно названные нами «рационализм - дендизм - эстетизм», мы обнаружили, в общем, довольно стройную систему взглядов. Ключевые моменты этих эстетик образуют общее смысловое поле. Так, «осуждение» спонтанности Эдгаром По связано с «ненавистной искренностью» Равеля, с лицемерием и невозмутимостью дендизма и искусственностью эстетизма. «Неоднозначность» шедевра По пересекается с парадоксами дендизма, а также со «странностями» и «волнующими туманностями», которых искал в искусстве Гюисманс. Общей точкой соприкосновения всех литературных оснований эстетики Равеля стал также культ совершенства, достижение которого и Эдгар По, и последователи дендизма, и Гюисманс, и сам Равель видели в сознательной, целенаправленной и последовательной творческой деятельности. Поэтому не удивительно, что все ключевые составляющие эстетических взглядов Равеля мы обнаружили в музыкальной ткани его произведений.

Анализ связи литературных источников и фортепианной музыки Равеля показал, что степень и характер литературных влияний различны. В «Па-ване почившей инфанте», возникает парадоксальная ситуация: при том, что Равель отрицал литературные ассоциации в «Паване», он одновременно указывал на ее связь с поэтическим словом через аллитерацию в заглавии. Привлечение вероятного литературного источника в контекст других составляющих смыслового поля «Паваны» помогло нам более точно сформулировать и выразить образные характеристики «Паваны».

В «Гаспаре из тьмы» степень присутствия слова необычайно велика. Однако, характер взаимодействия Равеля-Бертрана различен в каждой пьесе.

Во всех трех пьесах мы обнаружили сюжетно-образные параллели с источником, а в «Ундине» и «Виселице» - структурные подобия бертрановским стихам. Однако мы полагаем, что замысел «Ундины» определялся, прежде всего, сюжетом (последовательность событий), «Виселицы» - «аффектом» (галлюцинация, состояние оцепенения), а «Скарбо» - идеей (трансформация образа) стихотворений Бертрана.

Благородные и сентиментальные вальсы» - совсем иное. Заимствование, интерпретация и переосмысления образов романа не имеют здесь такого конкретного значения. Зато общие идеи Равеля-Ренье, определившие особую эстетику «Благородных и сентиментальных вальсов», представляются нам более значительными. Это прежде всего двойственность, сочетание символистской загадки и ясной конкретики, утонченное мастерство, пластика линий, особое отношение к прошлому, меланхолия и «беззаботная радость танца». Отмеченный нами факт, что образные мотивы романа Ренье проникают и в другие сочинения Равеля, можно объяснить не столько обращением к тексту романа, сколько совпадением образной тематики творчества обоих мастеров. Мы обнаружили некоторые также некоторые сюжетные и композиционные параллели романа и цикла. Существование такого «аналога» Равелю в литературе еще раз свидетельствует о связях его музыки с «незвучащим» словом.

Таким образом, можно констатировать, что идеи, образы и структурные особенности литературных сочинений действительно имели значение для творческого метода и музыкальных композиций Равеля. Отражение литературных образов шло по разным линиям и могло касаться как образно-смыслового, так и структурного воплощения. Творчество Равеля поэтому представляет собой поле взаимодействия литературных и музыкальных идей, которые можно проследить в произведениях и других жанров.

-140

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Невская, Ольга Витальевна, 2007 год

1. Полонезы, ноктюрны, экспромты, баркарола. Впечатления (С. 212-213).

2. Концерты Ламуре (С. 214-217).

3. Симфонические картины М. Фанелли (С. 218-222).4. «Колдунья» в Комической опере (С. 223-226).5. «Фервааль» (С. 227-230).

4. О парижской редакции «Хованщины» (С. 231-235).7. «Борис Годунов» (С. 236-238).

5. Краткая автобиография (193-197).

6. В книге: Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews / сотр. and edition by Arbie Orenstein. New York : Columbia University Press, 1990.

7. Wagner and Today's Musicians: The Opinions of Messiers Florent Schmitt and Maurice Ravel Conclusions (P. 333-334).

8. What Should Be Set to Music? Good Poetry or Bad, Free Verse or Prose? (P. 338-339).

9. The Lamoureux Orchestra Concerts (P. 344-348).

10. At the Theatre des Arts (P. 362-365).

11. Regarding Claude Debussy's Images (P. 366-368).-1416. At the Opera-Comique: «Francesca da Rimini» and «La Viva breve» (P. 372375).7. «Parsifal» (P. 376-379).

12. New Productions of the Russian Season: «The Nightingale» (P. 380-383).

13. The Songs of Gabriel Faure (P. 384-388).10. On Inspiration (P. 389).

14. Take Jazz Seriously! (P. 390-392).

15. Memories of a Lazy Child (P. 393-395).

16. Concerto for the Left Hand (P. 396-397).

17. Finding Tunes in Factories (P. 398-400).

18. The Aspirations of Those Under Twenty-Five: Musical Youth (P. 401-403).

19. Nijinsky as Ballet Master (P. 404-405).

20. Contemporary music (P. 40-49).

21. Музыковедческие исследования

22. Адорно, T.B. Равель /Т.В. Адорно//Избранное: Социология музыки. -М-СПб., 1999.-С. 240-243.

23. Алексеев, А.Д. Французская фортепианная музыка конца XIX начала XX века / А.Д. Алексеев. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. - 220 с.

24. Алексеев, А.Д. История фортепианного искусства : учеб. для муз. вузов в 3-х частях / А.Д. Алексеев. М.: Музгиз, 1962.

25. Альшванг, А.А. Французский музыкальный импрессионизм (Дебюсси, Равель) / А.А. Альшванг. М.: Мое. гос. филармония, филиал тип. изд-ва «Московский большевик», 1945. - 34 с.

26. Альшванг, А.А. Произведения К. Дебюсси и М. Равеля / А.А. Альшванг. -М.: Музгиз, 1963. 176 с.

27. Ансерме, Э. Статьи о музыке и воспоминания / Э. Ансерме ; предисловие Е. Бронфин, вст. статья С. Раппопорта. М.: Сов. композитор, 1986. - 224 с.

28. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства / М.Г. Ара-новский. М.: Композитор, 1998. - 344 с.

29. Баяхунова, Л.Б. Образ Испании в музыкальной культуре России и Франции XIX-первой трети XX вв.: автореф. дисс. канд. искусствоведения : 17.00.02 / Лейла Бакировна Баяхунова. М., 1998. - 25 с.

30. Бонфельд, М.Ш. Проблема двуязычия в опере П. И. Чайковского «Пиковая дама» / М.Ш. Бонфельд // П.И. Чайковский и русская литература : сб. статей / сост. Б. Аншаков, П. Вайдман; научный редактор М. Риттих. Ижевск, 1980. -С.178 - 188.

31. Бонфельд, М.Ш. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки.http://hannonv.musigidunva.az/harmonY/rus/reader.asp?s=8878&txtid=180.

32. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства / М.Ш. Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. - 648 с.

33. Варунц, В.П. Музыкальный неоклассицизм: Исторические очерки / В.П. Варунц М.: Музыка, 1988. - 80 с.

34. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1: Ритмика / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1972. - 150 с.

35. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2: Интонация. Ч. 3: Композиция / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. - 366 с.

36. Владимирова, А.И. Дебюсси и французская поэзия на рубеже XIX и XX веков / А.И. Владимирова // Литература и музыка / отв. ред. Б. Реизов Л., 1975.-С.145 - 157.

37. Лариса Львовна Гервер. М., 1998. - 290 с.

38. Гервер, Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первое десятилетие XX века) / Л.Л. Гервер. М.: Индрик, 2001. - 248 с.

39. Горная, И.Н. Финская камерно-вокальная музыка XX века / И.Н. Горная.- Петрозаводск : Карелия, 2005. 392 с.

40. Горная, И.Н. Поэтические истоки финской песни XX века / Горная И.Н. // Музыкальная академия. 2006, № 2. - С. 176-181.

41. Гуляницкая, Н.С. Введение в современную гармонию / Н.С. Гуляницкая.- М.: Музыка, 1984. 256 с.

42. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы / К. Дебюсси ; пер. с фр., коммент. А. Бушен; ред. и вст. ст. Ю. Кремлева М.-Л.: Музыка, 1964. - 264 с.

43. Друскин, М.С. О западно-европейской музыке XX века / М.С. Друскин. -М.: Сов. композитор, 1973. 172 с.

44. Дьячкова, Л.С. Гармония в музыке XX века / Л.С. Дьячкова. М.: Музыка, 1994.-144 с.

45. Журдан-Моранж, Э. Мои друзья-музыканты / Э. Журдан-Моранж; ред., вступ. ст. и примеч. Г. Шнеерсона. М.: Музыка, 1966. - 264 с.

46. Журдан-Моранж, Э., Перлемютер, В. Равель о Равеле / Э. Журдан-Моранж, В. Перлемютер // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 3. / сост., вст. статьи и ред. переводов Г. Эдельмана. М., 1967. С. 5-61.

47. Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1997. - 510 с.

48. Катала, Ж. Размышление о Равеле / Ж. Катала // Советская музыка. -1955,№7.-С. 51-59.- 14430. Кириллина, JI.В. Русалки и призраки в музыкальном театре XIX века / Л.В. Кириллина // Музыкальная академия. 1995, № 1. - С. 60-71.

49. Корто, А. О фортепианном искусстве : Статьи, материалы, документы / А. Корто ; сост. и ред. К. Аджемов. М.: Музыка, 1965. - 363 с.

50. Косачева, Р.Г. М. Равель и его русские контакты / Р.Г. Косачева // Из истории зарубежной музыки. Вып. 1 / ред.-сост. С. Питана М.: МГК им. Чайковского, 1971. - С. 50-73.

51. Крейн, Ю.Г. Камерно-инструментальные ансамбли Дебюсси и Равеля / Ю.Г. Крейн. М.: Музыка, 1966. - 111 с.

52. Крейн, Ю.Г. Морис Равель / Ю.Г. Крейн // Советская музыка. 1957, № 12. - С. 54-64.

53. Крейн, Ю.Г. Симфонические произведения Мориса Равеля / Ю.Г. Крейн. М.: Музгиз, 1962. - 224 с.

54. Кремлев Ю.А. Клод Дебюсси / Ю.А. Кремлев. М.: Музыка, 1965. -792 с.

55. Куницкая, Р.И. О романтической поэтике в творчестве Дебюсси / Р.И. Куницкая. М.: Музыка, 1982. - 88 с.

56. Купец, Л.А. Камерно-вокальное творчество Клода Дебюсси в контексте художественной культуры конца XIX-начала XX веков (опыт историко-культурной интерпретации): автореф. дисс . канд. искусствоведения : 17.00.02 / Любовь Абрамовна Купец. Спб, 1995. - 18с.

57. Лейе, Т.Е Чехов и Шостакович / Т.Е. Лейе. М.: РАМ имени Гнесиных, 2006. - 80 с.

58. Лонг, М. За роялем с Равелем / М. Лонг // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 9. / сост., вст. ст., коммент. и ред. переводов Я. Миль-штейна. М.: Музыка, 1981. - С. 75-108.

59. Мартынов, И.И. Морис Равель / И.И. Мартынов М.: Музыка, 1979. -335 с.

60. Михайлов, А.В. Музыка в истории культуры : избр. ст. / А.В.Михайлов ; ред.-сост. Е. Чигарева. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 1998. - 264 с.-14543. Назайкинский, Е.В. Логика музыкальной композиции / Е.В. Назайкин-ский. М.: Музыка, 1982. - 319 с.

61. Онеггер А. О музыкальном искусстве / А. Онеггер ; пер. с фр. и коммент. В. Александровой, В. Быкова. Л.: Музыка, 1979. - 264 с.

62. Онеггер А. Я композитор / А. Онеггер ; пер. с фр., ред., вступ. статья и коммент. В. Александровой. - Л.: Музгиз, 1963. - 207 с.

63. Павана // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 406.

64. Павана // БСЭ. http://www.oval.ru/enc/51570html.

65. Пуленк, Ф. Я и мои друзья / Ф. Пуленк; пер. с фр. и предисл. С. Оделя; вступ. ст. примеч. и общ. ред. Г. Филенко. Л.: Музыка, 1977. - 158 с.

66. Равелиана // Советская музыка. 1962, № 12. - С. 51-63.

67. Равель в зеркале своих писем : сб.; сост. М. Жерар и Р. Шалю; введение, пояснит, текст и заключение Р. Шалю; вст. ст., ред. и примеч. Г. Филенко. -2-е изд. Л.: Музыка, 1988. - 243 с.

68. Раку, М.Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских: Опыт интертекстуального анализа / М.Г. Раку // Музыкальная академия. 1999, № 2. - С. 9-21.

69. Ручьевская, Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века / Е.А. Ручьевская // Русская музыка на рубеже XX века : статьи, сообщения, публикации / под общ. ред. М. Михайлова и Е. Орловой. М.-Л., 1966. - С. 65-100.

70. Сабанеев, Л.Л. Морис Равель / Л.Л. Сабанеев М.: Художественная печать, 1924.-28 с.

71. Сигети, Й. Воспоминания. Заметки скрипача. / И. Сигети ; общ. ред., вступ. ст. и коммент. JI. Гинзбурга. М.: Музыка, 1969. - 304 с.

72. Слово и музыка. Памяти А.В. Михайлова : сб. материалов научных конференций / научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Вып. 36 / ред.-сост. Е. Чигарева, Е. Царева, Д. Петров. М.: МГК, 2002. - 358 с.

73. Смирнов, В.В. Морис Равель. Проблемы эстетики и творчества : дисс. док-pa искусствоведения : 17.00.02 / Валерий Васильевич Смирнов. Д., 1979.

74. Смирнов, В.В. Морис Равель и его творчество / В.В. Смирнов. JI.: Музыка, 1981.-222 с.

75. Смирнов, В.В. Морис Равель: популярная монография. / В.В. Смирнов. -JI.: Музыка, 1989.-60 с.

76. Статьи и рецензии композиторов Франции / сост., пер., вступ. ст. и коммент. А Бушен. JI.: Музыка, 1972. - 375 с.

77. Степанова, И.В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей : дисс. док-pa искусствоведения в форме науч. докл.: 17.00.02 / Ирина Владимировна Степанова. М., 1999. - 39 с.

78. Стравинский, И.Ф. Диалоги. Воспоминания. - Размышления. - Комментарии. / И.Ф. Стравинский ; коммент. И. Белецкого; послесл. и общ. ред. М. Друскина. -JI. : Музыка, 1971.-416 с.

79. Стравинский, И.Ф. Хроника моей жизни. / И.Ф. Стравинский ; вступ. ст. и общ. ред. В. Богданова-Березовского. JI.,1963. - 275 с.-14767. Ступель, A.M. Морис Равель. Очерк жизни и творчества / A.M. Ступель. -3-е изд. JL : Музыка, 1975. 152 с.

80. Фалья М. де. Заметки о Равеле / М. де Фалья // Статьи о музыке и музыкантах / вст. ст. Е. Бронфин М., 1971. С. 88-94.

81. Фортунатов, Ю.А. Лекция 8. Равель («Дитя и волшебство») / Ю.А. Фортунатов // Лекции по истории оркестровых стилей. Воспоминания о Ю.А. Фортунатове / сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. Гординой. М., 2004.-С. 127-138.

82. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии / Ю.Н. Холопов. М.: Музыка, 1974.-287 с.

83. Цыпин, Г.М. Морис Равель / Г.М. Цыпин. М.: Музгиз, 1959. - 135 с.

84. Шнеерсон, Г.М. Французская музыка XX века / Г.М. Шнеерсон. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Музыка, 1970. - 775 с.

85. Энтелис Л.А. Силуэты композиторов XX века / Л.А. Энтелис. 2-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1975. - 248 с.

86. Энтелис, Л.А. Три балета Мориса Равеля / Л.А. Энтелис // Советская музыка. 1960, № 7. - С. 108-114.

87. Яроциньский, С. Дебюсси, импрессионизм и символизм / С. Яроцинь-ский.-М.: Прогресс, 1978.-231 с.

88. Braun J. Die Thematik in den Kammermusikwerken von Maurice Ravel / J. Braun. Regensburg : Bosse, 1966. - 174 s.

89. Goss M. Bolero: the Life of Maurice Ravel / M. Goss. New York: Tudor, 1940.-303 p.

90. Delage R. Ravel and Chabrier / R. Delage // Musical quarterly. 1975. -Vol. 61, №4.-P. 546-552.

91. Demuth N. Ravel / N. Demuth. New York: Collier books, 1947. - 253 p.

92. Fragny R. de. Maurice Ravel / R. de Fragny. Lyons : EISE, 1960. - 99 p.

93. Gil-Marcheux H. Les concertes de Ravel / H. Gil-Marcheux // Revue musicale. Numero special. -№ 187, 1938.-P. 275-293.

94. Jankelevitch V. Ravel / V. Jankelevitch. ed. 2. - Paris: Seuil, 1956. - 191 p.

95. Jourdan-Morhange H. Ravel et nous / H. Jourdan-Morhange. Paris : Milieu du Monde, 1945. -270 p.

96. Holzknecht V. Ravel / V. Holzknecht. Praga-Bratislava : Supraphon, 1967. -211 s.

97. Klingzor T. Maurice Ravel et le vers libre / T. Klingzor // Revue musicale. Numero special. -№ 187, 1938. P. 313-326.

98. Lamer G. Maurice Ravel / G. Larner. London : Phaidon, 1996. - 240 p.

99. Leon G. Maurice Ravel / G. Leon. Paris : Seghers, 1965. - 190 c.

100. Nichols R. Ravel / R. Nichols. London : Everyman LTD, 1977. - 212 p.

101. Nichols R. Ravel remembered / R. Nichols New York : Norton, 1988. -203 p.

102. Nichols R. The Harlequin years: music in Paris 1917-1929 / R. Nichols. -London : Thames and Hudson, 2002. 288 p.

103. Machabey A. Maurice Ravel / A. Machabey. Paris : Richard-Masse, 1947. -122 p.

104. Myers R. Ravel. Life and works / R. Myers-New York-London : Yoseloff, 1960.-239 c.

105. Orenstein A. A Ravel reader: Correspondence, Articles, Interviews / сотр. and edition by Arbie Orenstein New York : Columbia University Press, 1990.653 p.

106. Orenstein A. Maurice Ravel's Creative Process / A. Orenstein // Musical quarterly. 1967. - Vol. 53, № 4. - P. 467-481.

107. Orenstein A. Ravel: man and musician / A. Orenstein. New York and London : Columbia University Press, 1975. - 290 c.

108. Roland-Manuel A. Maurice Ravel / A. Roland-Manuel. London : Dobson, 1947.- 152 c.

109. Stuckenschmidt, H.H. Maurice Ravel Variationen uber Person und Werk / H.H. Stuckenschmidt. Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1966. - 322 s.

110. Suares A. Ravel: Esquisse / A. Suares // Revue musicale. Numero special. -№ 187, 1938.-P. 240-244.

111. Tappolet W. Maurice Ravel Leben and Werk / W. Tappolet. 1950.- 190 s.- Olten: Walter,

112. I. Литературоведение. Эстетика. Художественная литература.

113. Ален-Фурнье, А. Большой Мольн / А. Ален-Фурнье. М.: Гослитиздат, 1960.-207с.

114. Андреев, Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. М.: Изд-во МГУ, 1980. -249с.

115. Барбе д'Оревильи, Ж. О дендизме о Джордже Бремелле / Ж. Барбе д'Оревильи. М.: Изд-во Независимая газета, 2000. - 205 с.

116. Балашов, Н.И. Алоизиюс Бертран и рождение стихотворения в прозе / Н.И. Балашов // Бертран А. Гаспар из тьмы / отв. ред. Н. Балашов. М., 1981. -С. 235-295.

117. Барт, Р. Дендизм и мода / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры / пер. с фр., сост., вст. ст. С. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.-С. 393-398.

118. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт ; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. Косикова. М., 1989. - 616 с.

119. Белый А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Прогресс, 1989.-616 с.

120. Бердяев, Н.А. Утонченная фиваида / Н.А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества / вст. ст., примеч. Л. Полякова. М., 1989. - С. 229250.

121. Бертран, А. Гаспар из тьмы / А. Бертран ; отв. ред. Н. Балашов. М., 1981.-352 с.

122. Бодлер, Ш. Проза / Ш. Бодлер. Харьков, 2001. - 528 с.-150110. Бодлер, Ш. Шарль Бодлер об искусстве / Ш. Бодлер ; вст. ст. В. Левика, послесл. В. Мильчиной. М.: Искусство, 1986.-421 с.

123. Бодлер, Ш. Жизнь и творчество Эдгара По / Ш. Бодлер и др. // Искусственный рай. Клуб любителей гашиша. М.: Аграф, 1997. - С. 192-213.

124. Бодлер, Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники / Ш. Бодлер ; сост., вст. ст. Г. Косиков. М.: Высш. шк., 1993. - 510 с.

125. Валери, П. Об искусстве / П. Валери ; изд. подгот. М. Козовой; вст. ст. А. Вишневского. М.: Искусство, 1976. - 622 с.

126. Вайнштейн, О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни / О.Б. Вайн-штейн. М.: Литературное обозрение, 2005. - 640 с.

127. Великовский, С.И. В скрещеньи лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром / С.И. Великовский. М.: Сов. писатель, 1987. - 399 с.

128. Верлен, П. Собрание стихов в переводе В. Брюсова / П. Верлен. М.: Скорпион, 1911.-201 с.

129. Волошин, М.А. Анри де Ренье // М.А. Волошин. Лики творчества. 2-е изд. / изд. подготовил В. Мануйлов и др.; предисловие С. Наровчатого. - Л.: Наука, 1989.-С. 54-69.

130. Волошин, М.А. Барбэ д'Оревильи // М.А. Волошин. Лики творчества. -2-е изд. / изд. подготовил В. Мануйлов и др.; предисловие С. Наровчатого -Л. .-Наука, 1989.-С. 34-53.

131. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха / М.Л. Гаспаров. М : Наука, 1989. - 302 с.

132. Готье, Т. Шарль Бодлэр (биография-характеристика) / Т. Готье. СПб : Акционерное общество типографского дела, 1915. - 69 с.

133. Гофман, Э.Т.А. Житейские воззрения кота Мурра. Повести и рассказы / Э.Т.А. Гофман // Библиотека всемирной лит-ры. Серия 2. Лит-ра XIX в. Т. 78 ; вст. ст. И. Миримского. М., 1967. - 776 с.

134. Гофман, Э.Т.А. Собрание сочинений в шести томах / Э.Т.А. Гофман. -М.: Художественная лит-ра, 1991.

135. Гурмон, Р. де. Книга масок / Р. де Гурмон. Томск : Водолей, 1996. -223 с.

136. Гюисманс, Ж.-К. Наоборот / Ж.-К. Гюисманс, P.M. Рильке, Д. Джойс // Наоборот. Три символистских романа / пер., сост. и послесл. В. Толмачева; примеч. Е. Герасименко. М.: Республика, 1995. - 461 с.

137. Дидро, Д. Парадокс об актере / Дидро Д.; пер., вст. ст. и прим. К. Державина. -JI. : Искусство, 1983. 168 с.

138. Дубровкин, P.M. В саду инфанты / P.M. Дубровкин // Самен А. Версаль: Стихотворения. М., 2001. - С. 6-11.

139. Жирмунский, В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В.М. Жирмунский. СПб.: Ахюма, 1996. - 230 с.

140. Зенкин, С.Н. Серьезность легкомыслия / С.Н. Зенкин // Готье Т. Два актера на одну роль : новеллы / сост. О. Гринберг. М.: Правда, 1991. — С. 5— 24.

141. Злобин, Г.М. Эдгар По романтик и рационалист / Г.М. Злобин // Эдгар По. Стихотворения. Проза // Библиотека всемирной лит-ры. Серия 2. Лит-ра XIX в. Т. 101 / сост., вст. ст. и примеч. Г. Злобина. - М, 1976. - С. 5-28.

142. Золя, Э. Сеар и Гюисманс / Э. Золя // Собр. соч. в 26 тт. под общей редакцией И. Анисимова и др. Т. 26. М., 1967. - С. 65-73.

143. Левик, В.В. Бодлер и импрессионизм / В.В. Левик // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура : сб. ст. под общей редакцией И. Даниловой. М.: Сов. художник, 1972. -М., 1972.-С. 177-196.

144. Ковалев, Ю.В. Э. А. По, новеллист и поэт / Ю.В. Ковалев. JI.: Художественная лит-ра, 1984. - 296 с.

145. Косиков, Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон / Г.К. Косиков // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. - С. 5-52.

146. Карабутенко, И.И. Встреча Гюисманса с Монтерланом и читателей с ними / И.И. Карабутенко // Гюисманс Ж.-Ш., Монтерлан А. де. Наоборот, Девушки. М., 1990. - С. 5-12.

147. Карельский, А.В. Эрнст Теодор Амадей Гофман / А.В. Карельский // Гофман Э. Т. А. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М.: Художественная лит-ра, 1991. — С. 5-26.

148. Комарова, Е.А. Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса : дисс. канд. филол.: 10.01.03 / Екатерина Александровна Комарова. Иваново, 2003. - 202 с.

149. Комарова, Е.А. Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса : автореф. дисс. канд. филол.: 10.01.03 / Екатерина Александровна Комарова. Иваново, 2003. - 17 с.

150. Кузько, П. Поэт ужаса и безумия Эдгар Поэ / П. Кузько // Эдгар Аллан По : эссе, материалы, исследования. Вып. 3. Краснодар, 2000. С. 17-22.

151. Кузмин, М.А. Вступление переводчика / М.А. Кузмин // Ренье А. де : собр. соч. в 7 тт. Т. 3 -М., 1992. С. 233-238.

152. Михина, М.В. Эдгар Аллан По, новеллист, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века : дисс. канд. филол.: 10.01.05 / Марина Валерьевна Михина. М., 1999. - 217 с.

153. Обломиевский, Д.Д. Французский символизм / Д.Д. Обломиевский. М. : Наука, 1973.-303 с.

154. От заката до рассвета. Ночь как культурологический феномен : сб. статей ; ред.-сост. Е. Дуков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2005.-153146. По, Э. А. Ворон (в различных переводах). -http://www.lib.ru/INOFANT/POE/crown3 .txt

155. По, Э. А. Философия творчества / Э.А.По // Избранное : стихотворения. Проза. Эссе. М., 1984. - 704 с.

156. Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М.: изд-во Московского университета, 1993. - 507 с.

157. Притузова, Н. Альбер Самен, король поэтов. -http://kreschatik.nm.ru/17/27.htm.

158. Рог. Из французской лирики в переводах Ю. Корнеева; сост., пер., примеч. Ю. Корнеева. Спб : Кристалл, 2000. - 304 с.

159. Ренье, А. де. Собрание сочинений в 7 томах / А. де Ренье. М.: Терра, 1992.

160. Рикер, П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. -М.: Канон-Пресс-Центр «Кучково поле», 2002. 622 с.

161. Самен, А. Версаль: Стихотворения / А. Самен. -М., Спб : Летний сад, 2001.-59 с.

162. Сартр, Ж-П. Бодлер / Ж-П. Сартр. 2-е изд.; пер. с фр., примеч. и ст. Г. Косикова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 175 с.

163. Символисты о символизме // Поэзия французского символизма. М.: изд-во Московского университета, 1993. - С. 423^59.

164. Смирнов, А.А. Анри де Ренье романист и рассказчик / А.А. Смирнов // Ренье, А. де. Собр. соч. в 17 тт. Т. 1.-Л., 1925. С. 5^0.

165. Стефанов, Ю.Н. Обоснование текста. Примечания / Ю.Н. Стефанов // Бертран А. Гаспар из тьмы / отв. ред. Н. Балашов. М., 1981. - С. 296-336.

166. Сюжет//Российский Энциклопедический Словарь. -http://enc.mail.ru/article/1900446090

167. Уайльд, О.Портрет Дориана Грея / О. Уайльд // Король жизни ; сост. А. Севостьяной. М.: Художественная лит-ра, 1993. - С. 7-187.

168. Фуке, Ф. Ундина / Ф. Фуке ; в прил. ст. Д. Чавчанидзе, Е. Ланда. М.: Наука, 1990.-555 с.

169. Чавчанидзе, Д.Л. Романтическая сказка Фуке / Д.Л. Чавчанидзе // Ф. Фуке Ундина.-М., 1990.-С. 421-471.

170. Чередниченко, В.И. Лирика Эдгара По / В. Чередниченко // Эссе, материалы, исследования. Вып. 1. Краснодар, 1995. - С. 4-42.

171. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. Спб : Академический проект, 2004. - 384 с.

172. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка / Ж. Кассу и др ; науч. ред. и авт. послесл. В. Толмачев. М.: Республика, 1999.

173. Ямпольский, М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф / М.Б. Ямпольский. М.: Ad Marginem, 1993. - 464 с.

174. Baudelaire Ch. La peintre de la vie moderne. -http://fr.wikisource.org/wiki/LePeintredelaviemoderne.

175. Bertrand L. Gaspard de la nuit. Fantaisies a la maniere de Rembrandt et de Callot. http://cage.rug.ac.be/%7Edc/Literature/Gaspard/index.html.

176. Huysmans J.-K. A Rebours. http://cage.rug.ac.be/~dc/Literature/ARebours/

177. Samain A. Au Jardin de l'lnfante . -http://poesie.webnet.fr/auteurs/samain.html

178. Verlaine P. Fetes galantes . http://www.chez.com/damienbe/galantes.htm.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.