Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Мукуев, Магомед Ахмадович

  • Мукуев, Магомед Ахмадович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 186
Мукуев, Магомед Ахмадович. Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Махачкала. 2017. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мукуев, Магомед Ахмадович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА МОДЫ И ДИЗАЙНА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧНИ

1.1. Понятие «эстетический вкус» как историко-философская и педагогическая проблема

1.2. Современные требования, предъявляемые к эстетическому вкусу студентов техникума моды и дизайна как составной части их профессио-

30

нальной подготовки

1.3. Структурные компоненты, критерии и уровни сформированности эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна

1.4. Локусы национально-художественной культуры Чечни как воспитательный потенциал формирования эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭСТЕТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ДЕЛЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА МОДЫ И ДИЗАЙНА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ НА- 86 ЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧНИ

2.1. Программа и методика опытно-экспериментального исследования по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса (констатирующий этап)

2.2. Создание в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования

1

у студентов эстетического вкуса (формирующий этап)

2.3. Содержательный анализ динамики сформированности у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса (заключительный этап)

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни обусловлена требованиями к специалисту художественно-эстетического профиля с широкими эстетическими запросами, высокой культурой художественных способностей, потребностью в активной творческой деятельности, стремлением к творческой реализации, самостоятельным освоением образцов культуры и искусства своего региона и их использования в дальнейшей профессиональной деятельности. Необходимость развития эстетического вкуса студентов техникума моды и дизайна на материалах национально-художественной культуры вызвана тем, что при сохраняющейся общности политических и экономических процессов Российской Федерации, существуют определенные различия между регионами России в структуре экономики, в характере хозяйственной деятельности людей, в культурно -историческом наследии, в профиле образовательно-воспитательных учреждений. Данное обстоятельство делает необходимым усиление гуманной направленности художественного образования, особое внимание уделить формированию у молодежи эстетического вкуса, выраженного в активной жизненной позиции, что требует приобретение студентами знаний о своем регионе и национальной культуре, в которых заложены большие воспитательные возможности.

В профессиональном образовании современного студенчества каждого региона России наблюдается тенденция возврата интереса к своим истокам, национальным ценностям, утверждению гуманных взглядов и идеалов, поиску методов и форм их усвоения, полноценного «присвоения» оставленных предками культурных артефактов. Сформированный эстетический вкус средствами национальной культуры - важнейший критерий понимания личностью не только красоты родного края, истины и добра, но и отражение уровня культурной самоидентификации чеченской молодежи. Гуманистическая

ориентация обучения и воспитания студентов техникума моды и дизайна г.Грозного, их обращение к национальному искусству, забытым народным локусам (национальным костюмам, священным камням, древним башням, предметам народной утвари и домашнего быта), в корне меняет их профессиональную и художественно-эстетическую подготовку - цели, содержание образования, механизмы обучения, акцент на трансляции национальной культуры, на понимании и оценки народных локусов молодежью.

Степень разработанности проблемы. Проблема формирования эстетического вкуса личности - не нова, к ней в разное время обращались ученые разных поколений и национальностей от Бальтасара Грасиан-и-Моралеса (автор термина «вкус») и Умберто Эко до наших дней - Ю.Б. Борев, Баркова Е.В., Богуславский В.М., Б.Т. Лихачев, Ю.М. Лотман, В.Н. Липский, Б.Г. Лукьянов, М.Ф. Овсянников, А.А. Радугин, В.А. Сухомлинский, Н.Н. Суворов, А.И. Шахова и др. Вопросы воспитания эстетического вкуса, эстетической культуры относятся к числу наиболее актуальных проблем педагогической науки и практики. В эстетике сложился ряд подходов, отражающих определенные традиции в понимании эстетической культуры (Жирмунский В.М., Лясковская Т.П., Мозгот В.Г., Романенко Н.М., Смирнова Г.Р., С.Т. Шацкий и др.). Ученые, анализируя и обобщая опыт предшественников, представляют эстетическую культуру личности как единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. С.Т. Шацкий утверждал, что все сферы жизни человека должны быть пронизаны эстетическим элементом. Ряд исследователей (Е.В. Баркова, Л.М. Баткин, Б.М. Бернштейн, В.П. Шестаков, Е.Н. Устюгова и др.) считают категорию «вкус» пограничным термином по отношению к эстетической и художественной сфере. Центральное место в формировании эстетического вкуса личности педагогика отводит воздействию на субъект средствами искусства, национально-художественного искусства, в том числе, так как, будучи формой художественного освоения действительности, искусство - это средство эстетического познания (Валиева Р.З., Г.Д. Гачев, Е.С. Громов, В.Г. Грязева, М.С.

Каган, О.А. Кривцун, Мадаева З.А., Марковин В.И., А.А. Мелик-Пашаев, Раджабов И.М., Хасиев С.-М. и др.).

Несмотря на значительный ряд исследований, освещавших проблемы профессиональной подготовки будущего специалиста «Художника по костюму», можно заключить, что вопросы формирования эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры, не получили должного отражения в научных исследованиях. Предпринятые попытки в решении проблемы формирования эстетического вкуса студента художественно-эстетического профиля не в полной мере учитывали возможности использования воспитательного потенциала народной культуры, национальных локу-сов в личностно-нравственном становлении личности, способной возрождать и пропагандировать забытые шедевры народного эпоса и фольклора, элементы которых в дальнейшем будут использованы в собственной художественно-эстетической деятельности.

Объективная необходимость разработки проблемы формирования у студента эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни обуславливается также особенностями работы среднего специального учреждения в связи с переходом на новые образовательные стандарты, модернизацией задач профессиональной подготовки будущего «Художника по костюму» посредством национально-региональных возможностей.

Проблемой данного исследования является выявление воспитательного потенциала чеченской национально-художественной культуры, народных локусов с целью формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса.

Все выше изложенное позволило выявить ряд сложившихся противоречий между:

- неизменно растущими требованиями общественно-государственного заказа к профессиональной подготовке специалиста художественно-эстетического профиля, определяющих проведение мер по укреплению про-

филактики и поддержанию эстетики внешности различных групп населения, правил профессионального поведения, духовно-нравственных идеалов, ценностей профессии художественно-эстетического профиля, и недостаточной технологической разработанностью процесса воспитания данных качеств у студентов на должном уровне;

- потребностью педагогической теории и практики в формировании у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национальной культуры и слабой разработкой эстетико-педагогических и организационно-методических условий, которые призваны обеспечить результативность процесса.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы эстетико-педагогические условия в реализации воспитательного потенциала национально-художественной культуры Чечни в деле формирования у студентов эстетического вкуса, обеспечивающие высокий эстетический запрос, культуру художественных способностей, потребность в активной творческой деятельности, самостоятельное освоение образцов культуры и искусства своего региона и их использование в профессиональной деятельности.

В соответствии с представленной проблемой определена тема исследования: «Формирование у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни».

Цель исследования - определить ведущие теоретические основы, эсте-тико-педагогические условия, механизмы и технологии, предопределяющие сущность и эффективную реализацию процесса формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально -художественной культуры.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов техникума моды и дизайна.

Предмет исследования - процесс формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественного искусства Чечни.

Гипотеза исследования. Результативность использования воспитательного потенциала национально-художественной культуры, народных ло-кусов чеченского народа выступает основанием формирования эстетического вкуса. Эффективность процесса формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры Чечни обеспечивается при условии, если:

- процесс формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественного искусства Чечни базируется на требованиях государственно-общественного заказа, предъявляемых к уровню специалиста «Художник по костюму», способного к глубокому восприятию народных локусов, умение понимать и сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности;

- методологически раскрыт воспитательный потенциал национально -художественной чеченской культуры, ее народных локусов в деле формирования у студентов эстетического вкуса;

- определены структурно-содержательные компоненты эстетического вкуса студента техникума моды и дизайна, его критерии, показатели и уровни;

- определен комплекс эстетико-педагогических и организационно-методических условий: разработка и методика опытно-экспериментального исследования по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса; создание в техникуме моды и дизайна художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у студентов эстетического вкуса;

- выявлена эффективность предложенных форм и методов по формированию эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна и динамики данного процесса.

Согласно установленной цели и положениям гипотезы исследования, нами были поставлены задачи исследования:

- выявить современные требования государственно-общественного заказа, предъявляемых к профессиональной подготовке выпускников средних образовательных учреждений художественно-эстетического профиля и специфику профессиональных качеств студентов техникума моды и дизайна;

- раскрыть воспитательный потенциал национально-художественной чеченской культуры, ее народных локусов в деле формирования у студентов эстетического вкуса

- определить структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности у студента направления «Художник по костюму» эстетического вкуса;

- разработать комплекс эстетико-педагогических и организационно-методических условий.

Методологическая база исследования. Исследование базируется на основных положениях философии профессионального образования и воспитания, на идеях, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, педагогов по проблеме эстетического воспитания, на методологических принципах исследования роли национально-регионального искусства, народных локусов в формировании у студентов эстетического вкуса; определяется концепцией непрерывного профессионального образования профессиональных кадров среднего звена, положениями системно-структурного (Ананьев Б.Г., Б.М. Бернштейн, Платонов К.К.) средового (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин Р.Х. Уолтер, С. Уотсон, Б. Хоскен, Дж. Гудленд), Э. Нигермайер, Ю. Цим-мер, Б. Бло, Л. Порше, П. Ферра); личностно-деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), гуманистического (А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.П. Зин-ченко, З.А. Малькова, Д.М.Маллаев, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Е.Н. Шиянов), этнокультурного (Ф.Н.Алипханова, Б.Ш.Алиева, Ш.М.-Х.Арсалиев, М.М.Байрамов, Т.Ю. Бурмистрова, Г.Н. Волков, З.Т. Гасанов,

Ш.А.Мирзоев, А.М.Магомедов, И.В.Мусханова, И.М.Раджабов, М.Г. Тайчи-нов, Н.У.Ярычев и др.) подходов к формированию у студентов техникума моды и дизайна специальности «Художник по костюму» эстетического вкуса, позволяющими в системе среднего профессионального образования усовершенствовать процесс профессиональной готовности будущего специалиста-эстета. В том числе на основы методического и методологического построения диссертационного исследования - Е.В. Воевода; Худайкулова А.В., Романенко Н.М., Бережнова Е.В., Шишлова Е.Э.

Для проверки гипотезы диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (анализ, синтез, обобщение и классификация, моделирование и проектирование и др.); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент), а также методы математической статистики.

Теоретические основы исследования базируются на культурно-исторической концепции национально-региональных этносов в условиях различных социально-политических систем (А.В. Авксентьева, Т.Ю. Бурми-строва, З.Т. Гасанов, Н.Н., Л.М. Дробижева и др.); этнологические и этнокультурные теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и др., позволяющие глубже понять и осмыслить сущность воспитательного потенциала чеченской национально-художественной культуры и народных чеченских локусов и выявить особенности данного процесса; теории и концепции педагогов о развитии способностей и качеств личности в процессе обучения и развития средствами изобразительного искусства (С.С. Аверинцев, С.С. Алексеев, В.Ф. Асмус, A.B. Бакушинский, Г.В. Беда, Т. Брилл, H.H. Волков, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, М.С. Каган, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, С.Х. Раппорт, С.Л. Рубинштейн, К.Г. Юнг, П.М. Якобсон и другие); теоретические положения в искусствознании, определяющие художественную природу, духовную ценность и место народных локусов в национальной культуре (М.М. Бахтин, Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, М.С. Каган, Ю.М. Лотман и другие);

теория деятельности и развития личности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.С. Рубинштейн и др.).

База исследования. Разработка программы опытно- экспериментального исследования и его проведение проходило с 2013 год по 2016 год на базе ГБПОУ «Грозненский техникум моды и дизайна». Ценность формирования у студентов эстетического вкуса в рамках художественного образования ГБПОУ «Грозненский техникум моды и дизайна» определяется их способностью ориентироваться в проблемах национальной культуры, осмыслением своего места в мире, самостоятельного освоения образцов культуры и искусства и их использования в дальнейшей профессиональной деятельности. «Грозненский техникум моды и дизайна» был создан как Профессиональное училище № 26 в 1966 году (в 2016 году отметил свой юбилей) в рамках подготовки специалистов для службы быта и швейной отрасли Чеченской республики.

Этапы исследования. В ходе проведенного исследования можно выделить три основные этапа.

1 этап (2013 - 2014 гг.) - анализ философской, психолого- педагогической литературы, диссертационных исследований в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования; формулировки рабочих гипотетических положений, конкретизации целей и задач исследовательской работы; осмысление проблем формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса, выявление теоретических подходов к разработке программы и методики исследования на базе техникума моды и дизайна, первичный анализ воспитательного потенциала национально-художественной культуры Чечни и народных локу-сов; построение понятийного аппарата, разработки гипотетических положений.

2 этап (2014 - 2015 гг.) - определялись структурные компоненты, критерии и уровни сформированности эстетического вкуса; проводился констатирующий эксперимент по изучению уровня сформированности эстетическо-

го вкуса студентов; проводился формирующий эксперимент - проверялась эффективность разработанной программы опытно-экспериментального исследования эстетического вкуса студентов; осмысление итогов первого этапа педагогического эксперимента, наполнение новым качественным содержанием программы формирования эстетического вкуса студентов, апробация, корректировка и внедрение исследовательских методик; организация и осуществление опытно-экспериментальной проверки положений гипотезы. Проведение формирующего эксперимента, связанного с проверкой и уточнением критериев, показателей и уровней сформированности эстетического вкуса студентов, публикация методических рекомендаций.

3 этап (2012 - 2013 гг.) - обработка полученных данных, корректировка содержания, форм и методов формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса за счет изучения мнения расширившегося круга воспитательных кадров (эксперты, администрация техникума моды и дизайна), использующих рекомендации, основанные на выводах исследования.

4 этап (2015 - 2016 гг.) - осуществлены систематизация и обобщение исследовательского материала, сформулированы теоретические выводы, практические рекомендации, завершено литературное оформление диссертационного исследования, определены перспективы дальнейшей научно-исследовательской деятельности по проблеме. В исследовании отражен личный многолетний опыт преподавательской и научно-педагогической работы соискателя в системе среднеспециального образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в соответствии с постоянно возрастающими требованиями общественно-государственного заказа к профессиональной подготовке специалиста художественно-эстетического профиля, разработаны и научно обоснованы:

- выявлены и дополнены современные требования государственно-общественного заказа, предъявляемые к профессиональной подготовке выпускников средних образовательных учреждений художественно-

эстетического профиля и специфике профессиональных качеств студентов техникума моды и дизайна специальности «Художник по костюму»;

- раскрыт воспитательный потенциал национально-художественной чеченской культуры, ее народных локусов в деле формирования у студентов эстетического вкуса определены критерии, показатели и уровни сформиро-ванности эстетического вкуса студентов;

- определены структурные компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности у студента направления «Художник по костюму» эстетического вкуса;

- разработан комплекс эстетико-педагогических и организационно-методических условий.

Для проверки положений выдвинутой гипотезы и поставленных задач использовались методы: теоретические (анализ и синтез психолого- педагогической, философской литературы, изучение и анализ нормативной-правовой (ФГОС 3) и учебно-методической документации, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и сравнительный анализ документов); эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, ранжирование; интервьюирование, беседа, опытно-экспериментальная работа, статистический, сравнительный анализ результатов эксперимента, математические методы обработки экспериментальных данных).

Теоретическая значимость исследования определяется дополнением теории профессиональной подготовки будущих специалистов художественно-эстетического профиля «Художник по костюму» путем разработки содержательно-технологического обеспечения данного процесса; внесением вклада в развитие теории воспитания и профессиональной подготовки специалиста направления «Художник по костюму» среднего звена; обогащением концепции использования воспитательного потенциала национально -художественной культуры Чечни и ее народных локусов в формировании эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна.

Практическая значимость исследования определяется тем, что раз-

работан и внедрен в практику элективный курс «Народные чеченские локусы как фактор формирования эстетического вкуса»; созданы и внедрены в практику работы техникума моды и дизайна элементы художественно-эстетической среды и внедрение в ее рамках эффективных форм и методов формирования у студентов эстетического вкуса. Реализованы практические материалы исследования, которые способствовали эффективному формированию у студентов специальности «Художник по костюму» хорошего эстетического вкуса - глубокое восприятие студентами народных локусов, умение понимать и сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности; проявление не только эмоциональной оценки, но и нравственной направленности творчества, умение ставить в творческой деятельности нестандартные оригинальные задачи и находить нестереотипные способы их решения; проявление активного интереса к народному искусству, сформированное чувство любви к Чечне, ее истории, природе; знание алгоритма анализа художественного произведения, который расширяется по мере ознакомления с новыми предметами народного творчества и народных локусов; умение высказывать эмоциональные суждения, давать эстетическую оценку созданным изображениям. Полученные практические результаты могут быть использованы: при моделировании процесса профессиональной подготовки специалистов художественно-эстетического профиля среднего звена; педагогами техникумов художественно-эстетической направленности при организации воспитательной работы для совершенствования стандартов и программ профессионального воспитания будущих специалистов.

Был разработан критериально-оценочный комплекс в деле выявления уровней сформированности эстетического вкуса у студентов: Опросники когнитивно-эмоционального содержания; Методика «^-сортировка В. Ста-фансона; Методика «Исследование незаконченного предложения» Сакса и Леви, «Алгоритмы анализа произведений архитектуры», «Алгоритм анализа произведений скульптуры» А.А. Мелик-Пашаева, Алгоритм анализа Нацио-

нального вайнахского костюма (женский и мужской), Алгоритм анализа средневекового замка Пхакоч недалеко от села Итум-Кала, построенный в Х1-Х11 веках; Методика условных обозначений средней величины Адольфа Кетле.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на современные теоретико-методологические основы профессиональной педагогики; многообразие фактического материала исследования; использование комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертационного исследования; личным участием автора в опытно-экспериментальной работе процесса формирования у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально -художественной культуры.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования Основные теоретические и практические выводы исследования были апробированы и представлены на международной научно-практической конференции: «Профессиональная подготовка специалистов в высших «Модернизация профессионального образования» (Махачкала, 2015), «Проблемы и перспективы» (Махачкала, 2016), «Дни науки» (Прага, 2017), «Новейшие научные достижения» (София,2017), а также нашли отражение в публикациях автора, три из которых опубликованы в журналах, рецензируемых ВАК РФ. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на методологических семинарах кафедры теории и технологии социальной работы Чеченского государственного университета. Материалы диссертационного исследования, учебные программы по формированию у студентов техникума моды и дизайна эстетического вкуса средствами национально-художественной культуры в учебный процесс ГБПОУ «Грозненский техникум моды и дизайна».

Положения, выносимые на защиту:

1. Сформированный эстетический вкус студента - это интегратив-ное качественное образование, выражающееся в глубоком восприятии студентами народных локусов, умение понимать и сопереживать народному ис-

кусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности; проявление ими не только эмоциональной оценки, но и нравственной направленности творчества, умение ставить в творческой деятельности нестандартные оригинальные задачи и находить нестереотипные способы их решения. Эффективное формирование эстетического вкуса у студентов техникума моды и дизайна специальности «Художник по костюму» возможно только в рамках национальной ориентации, с учётом психолого-этнических особенностей чеченского народа, изучения воспитательного потенциала национально-художественной культуры и народных локусов, созданных на протяжении веков.

2. Воспитательный потенциал национально-художественной культуры и народных локусов Чечни играет важнейшую роль в формировании у студентов эстетического вкуса, заключая в себе не только эстетические, но и духовно-нравственные, этические идеалы чеченской истории и культуры. Народные локусы - предметы национального быта, национальные феномены произведения традиционной национальной культуры создают благоприятные условия для приобщения студентов к культурному наследию народа, выступают важным фактором в воспитании эстетического вкуса, в гуманизации художественного образования студентов учреждений эстетического профиля (народная скульптура, национальный костюм, священные камни, боевые башни, музыка, национальный эпос и др.

3. Структурные компоненты, критерии и показатели сформирован-ности эстетического вкуса студента: когнитивно-эмоциональный (глубокое восприятие народных локусов, умение наслаждаться ими, способность студента понимать, сопереживать народному искусству во всем его жанрово-видовом разнообразии и социально-исторической определенности); нравственно-поведенческий (проявление нравственной направленности творчества для духовного самосовершенствования, тесная связь этической и эстетической форм эстетической деятельности); деятельностно-креативный (умение ставить в творческой деятельности нестандартные оригинальные задачи и

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мукуев, Магомед Ахмадович, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акиндинова Т.А. Эстетика Канта: от метафизики красоты к аналитике вкуса // История эстетики. - СПб. 2011. - 512 с.

2. Алексеев М.А. Народные баллады Англии и Шотландии // История английской литературы. М.; Л., 1943. Т. 1. Вып. 1.

3. Алиева З.Э.Национальный вайнахский костюм (конец 19 - начало 20 вв.) - Грозный, 2014. - 230 с.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Серия «Мастера психологии 5-е издание. - СПб.: Питер, 2001. - 270 с.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. -СПб.: Музыка, 2016. - 376 с.

6. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие / Под ред. И.А.Бае вой. — М.: ЭконИнформ, 2009. — 248 с.

7. Бальтасар Грасиан-и-Моралес (baltasar gracian y morales). Произведения. Карманный оракул или Наука благоразумия Грасиан. Критикон / Изд. подгот. Е.М.Лысенко и Л. Е. Пинский. — М.: Наука, 2013. - 516 с. С. 16

8. Баркова Е.В. Динамика эстетического вкуса в культуре повседневности ХХ века: канд.. .дисс.. ,философ..наук. - Санкт-Петербург, 2014. - 199 с.

9. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1990. - 190 с.

10. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000. - 200 с.

11. Бернштейн Б.М. Кристаллизация понятия искусства в новоевропейской истории // Искусство Нового времени: опыт культурологического анализа. СПб., 2014. - 630 с.

12. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. 4-е изд. Допол. - М., 2016. - 300 с.

13. Библер В.С. Нравственность, культура, современность (философские размышления о жизненных проблемах). - М.: Знание, 2000.- 212с.

14. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Монография. - М.: Политиздат, 1990. -413 с.

15. Богуславский В.М. Философия в Энциклопедии Дидро и Далам-бера / Ин-т философии. - М.: Наука,1994. - 720 с.

16. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры / А.И. Буров. - М.: Искусство, 1975. - 175 с.

17. Буров А.И. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. - М., 2014. -

390 с.

18. Валиева Р.З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами национального орнамента в процессе дополнительного художественного образования [Электронный ресурс]/ Р. З. Валиева//Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2009.html

19. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. — М.: Искусство, 1974. - 392

с

20. Выгодский Л.С. «Психология Искусства» Москва 1968г. - 290 с.

21. Гавриловец К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. / К.В. Гавриловец, К.В Казимирская. Минск: Нар.асвета, 1988. 128с.

22. Гарсаев Л.М. Одежда чеченцев и ингушей XIX - начала ХХ вв. -Саратов, 2009. - 400 с.].

23. Гегель Г. «Эстетика» М.: Искусство, 1971. Т.З. - 621с.

24. Герман Ш.М., Скатерщиков В.К. Беседы об эстетике.-М.: Знание, 1982.-224 с.

25. Громов Е.С. Палитра чувств.-М.: Просвещение, 1990.-191с.

26. Гулыга А.В. Что такое эстетика?.-М.: Просвещение, 1987. - 173с.

27. Далгат У.Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. - М, 2014. -

200 с.

28. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное по-

собие для вузов. - м.: форум-инфра-м, 2008. - 372 с.

29. Дремов А. К. Основы эстетического воспитания: учебное пособие - М.: Высш. школа, 2015. - С. 327

30. Дуков Е.В. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения / Е.В. Дуков // Вопросы социологии музыки. - М.: ГМПИ им.Гнесиных, 1990. Вып. 111. - С. 86-99.

31. Занин С.В. Общественный идеал Ж. -Ж. Руссо и французское Просвещение XVIII в. - СПб: «Санкт-Петербургский госуниверситет» - «Издательский дом «Мир», 2007. - 430 с.

32. Звонников В.И. Измерения и качество образования. - М.: Логос, 2006. - 220 с.

33. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. -М.: Логос, 2016. - 233 с.

34. Знаков В.В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.М. Воловиков, В.Н. Дружинин // Проблема субъекта в психологической науке. - М.: Академический проект, 2000. - С.86 - 110.

35. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентност-ный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: Академия, 2003. - 170 с.

36. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы. Проблемы, перспективы / Г.В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.

37. Ивин А.А. О логике оценок / А.А. Ивин // Вопросы философии. -1968 - № 8. - С. 31-37.

38. Илле М.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи / М.Е. Илле // Социологические исследования. - 1990. - № 12. - С. 105-109.

39. Илле М.Е. Рок-музыка: таланты и поклонники / М.Е. Илле, О.А. Сакмаров // // Социологические исследования. - 1989. - № 5. - С. 64-69.

40. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в пя-

ти томах. Т.2. Эстетические учения ХУП-ХУШ веков / Редактор-составитель.

- М.: "Искусство", 1964. - 836 с.

41. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли в 5 тт. / Отв. ред. М.И. Лифшиц. - М.: Наука, 1964. Т. 2. - 835 с.

42. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Собрание сочинений: в 8-ми тт., Т. 7. М., 1994. - 290 с.

43. Кант И. Сочинения в 6 тт. / И. Кант. - М.: Наука, 1966. Т. 5. - 564

с.

44. Киященко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР / Н.И. Киященко. - М.: Педагогика, 1971. - 238 с.

45. Козлова А. Л. Феномен массовой культуры: проблема смысла: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04. Екатеринбург, 1998. - 24 с.

46. Компанцева Л. Л. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре / Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. 2005. N 4. С. 36-46.

47. Кондратова Н.А. Китч: не-искусство не-элиты. Этимология и история понятия. Российский институт культурологии. - М., 2009. - 70 с.

48. Куренкова, Р.А.Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.

- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. - 368 с.

49. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 2014. - 340 с.

50. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 304 с

51. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С.44-45

52. Левчук Л.Т. Западно-европейская эстетика ХХ века. - Одесса, 2014. - 340 с.

53. Левчук Л.Т. и др. Эстетика, Выща школа, Киев, 1991. - 400 с.

54. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций /Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001. — 607с.

55. Лихачёв Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б. Т. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

56. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965. С. 258

57. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени. Классицизм // Литературная учеба М., N 4. 1990. С. 139

58. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУШ- начало XIX века). - СПб, 1996. - 390 с.

59. Лотман Ю.М. Проблемы художественного пространства в прозе Н.В. Гоголя // Труды по русской славянской филологии. Тарту, 1968. Вып. 202. С. 5-50.

60. Лясковская Т.П. Воспитание эстетического вкуса подростков средствами театрального искусства: дисс.канд..пед.наук. - Челябинск, 2004. -183 с.

61. Мадаева З.А. Вайнахская мифология // Этнографическое обозрение. - Грозный, 2015. № 3. - С. 109

62. Мадаева З.А. Народные календарные праздники вайнахов. -Грозный, 1990. - с. 11.

63. Макаренко А. С. Книга для родителей. — М., 2012. — С. 161. —

284 с

64. Мальковская Т. Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 392 с.

65. Мамонтов Я.Т. Проблема эстетического воспитания./ Я. Мамонтов. М.,1914. С.17-18.

66. Марковин В.И. Культовая пластика Кавказа // Новое в археологии Северного Кавказа. - М., 1986. - с. 77.

67. Марковин. В. И. Памятники зодчества в горной Чечне (по материалам исследований 1957—1965 гг.) - В кн.: Северный Кавказ в древности и в средние века. Изд-во «Наука», - М., 1980. - 290 с. С.184-270.

68. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, С. 121

69. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству (в соавт.). - М.: Бином, 2012. - 160 с

70. Методические рекомендации по работе над магистерской диссертацией: учеб.пособие / под ред. Е.В. Воевода; Худайкулова А.В., Романенко Н.М., Бережнова Е.В., Шишлова Е.Э. - Моск.гос.ин-т медунар. Отношениц (Ун-т) МИД России. - М.: МГИМО-Университет, 2015. - 108 с.

71. Мозгот В.Г. Введение в музыкальную психофизиологию: Учеб-но-метод. пособие / В.Г. Мозгот. - Майкоп: АГУ, 2005. - 72 с.

72. Мозгот В.Г. Формирование музыкального вкуса личности с учетом этнокультурного фактора / В.Г. Мозгот // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск: ПГЛУ, 1999. №2. - С. 88-94.

73. Мозгот В.Г. Формирование художественного вкуса личности / В.Г. Мозгот. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992. - 160 с.

74. Мозгот В.Г. Художественно-образовательные системы и музыкальное развитие современной студенческой молодежи (в условиях Адыгеи) / В.Г. Мозгот // Мир образования - образование в мире. - 2004. - № 4. - С. 149158.

75. Молчанова А.С. На вкус, на цвет... / А.С. Молчанова. - М.: Искусство, 1986. - 199 с.

76. Музыкальная социология: Начало пути // Музыкальная жизнь. -1989. - №3. - С. 6-8.

77. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика/ М.А. Некрасова.— М.: Изобразительное искусство, 1983.— 343 с.

78. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования // Педагогика. 2011. № 6. С.34

79. Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека / Л.П. Новицкая // Психологический журнал. -1984. - № 6. - Т.5. - С.79-85.

80. Общая теория статистики: Стат. методология в изучении коммерческой деят-сти: Учебник/ Под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. - М.: 2003. - 657с

81. Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М: Азбуковник, 1999. - 944 с

82. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство детям / Пособие для воспитателей старших групп детского сада. - И»: Просвещение, 1976. 121 с.

83. Платонов К.К. Структура и развитие личности / Платонов К.К.; Отв. ред.: Глоточкин А.Д. - М.: Наука, 1986. - 255 с.

84. Поляков Г.А. Эстетический вкус - отчего он зависит? Эстетика. Христианский гуманитарно-экономический открытый университет. - Одесса, 2007. - 110 с

85. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский дом "Бахрах, 1998. - 672 с.

86. Проблемы духовного и духовно-нравственного воспитания- М., 1998. - 637 с.

87. Прокофьев В.Ю. Категория пространство в художественном преломлении: локусы и топосы // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. № 11. 2005. С.100-104

88. Пространство как фрагмент языковой картины мира и его отражение в художественном тексте. Культура и искусство / Под ред. Ю.М. Лот-мана. - М.: Искусство, 2014. - 611 с.

89. Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 1998. - 36. 5.

90. Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе / В.А. Разумный. - М.: Наука, 1961. - 64 с.

91. Романенко Н.М. Проявление экстремизма в молодежных контркультурах // Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С.164-166.

92. Романенко Н.М. Духовность как специфика национального менталитета // . 2009. № 6 (44). С. 126-128.

93. Романенко Н.М. Институт семьи и детско-родительские отношения на этапе студенческого возраста // Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С.52-54.

94. Романенко Н.М. Как воспитать патриота. - М.: «МЕДИА-КНИГА», 2013. - 107 с.

95. Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности. - М., 2010.

96. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/М.М Рукавицын // М.: Просвещение, 2002 - 159 с.

97. Саракаева А.Х. Традиции и обычаи чеченцев как этнопедагогиче-ские принципы воспитания молодого поколения: дисс.. канд...пед...наук. -Грозный, 2013. - 168 с

98. Сериков В.В. Воспитание эстетического вку-са./В.В.Сериков.//Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград: Изд-во «Перемена», 2004.- с. 144-160.

99. Сериков В.В. Общая педагогика: избр. лекции... Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006. - 248 с.

100. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. 3-е издание. - М.: Педагогика, 2015. - 269 с.

101. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. - М.: Педагогика, 1974. - 169с.

102. Слепынина Л.Ю. Прялка в традиционной культуре: мифопоэтика и типология: на материалах Костромской губернии: диссертация ... кандидата культурологии. - Кострома, 2007 - 210 с.

103. Смирнова Г.Р. Кобанские аналогии некоторых петроглифов Чечено-Ингушетии // Археология и вопросы этнической истории Северного Кавказа. - Грозный, 2010. - 266 с.

104. Солончук Н.М. Воспитание эстетической культуры у подростков во внешкольной работе: Дисс. . канд. пед. наук. - М., 1990. - 138 с.

105. Социологическая энциклопедия: в 2-х т. Т.1/ Национальный ОНФ/ Под руковод. Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 2003 . - 694 с.;

106. Суворов Н. Н. Элитарное и массовое искусство в пространстве галереи // Галерейное дело: Искусство в пространстве галереи. СПб., 2006. С. 126

107. Сухомлинский В.А. Гармония трех начал // Юность. 1969. № 7. С.73-80

108. Тарасов Г.С. О коммуникативной природе музыкальных способностей / Г.С. Тарасов // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С. 115-119.

109. Толстой Н.И. Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. Т.1. - М.: Институт славяноведения РАН, 1995. - 584 с.

110. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. - М., 2015. - 334 с.

111. Умберто Эко. История Красоты / перев. с итал. А.А. Сабашнико-вой. - М.: СЛОВО / SLOVO, 2007. - 440 с.

112. Устюгова Е. Н. Искусство между воображением и рассудком. Эстетика XVII века // История эстетики. - СПб. 2014. - 300 с.

113. Устюгова Е. Н. Романтическая душа в поисках формы // История эстетики. - СПб. 2011. - 288 с.

114. Хасиев С.-М. О традиционном отсчете времени у чеченцев // Рукопись. - 450 с.

115. Хасиев С.-М. Мифы о «заячьих всадниках» // Рукопись. - 560 с.

116. Хворостов А. С. Декоративное искусство в школе. 3-е изд. Допол. и исправл.— М., 2015 - 340 с.

117. Хоум Г. Основания критики. М., 2007. - 615 с.

118. Художественная жизнь современного общества: аудитория искусства в России вчера и сегодня / Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. Т. 2. - 241 с.

119. Шахбиева Х.Х. Национально-художественная культура в художественном образовании школьников // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. г. Москва, февраль 2014 г. — М.: Буки-Веди, 20134. С.10-16

120. Шестаков В. П. История английского искусства. От средних веков до наших дней... Амфора, 2009. — 478 с.

121. Шестаков В.П. Антология в двух томах. Идеи эстетического воспитания в философии и педагогике XVII-XIX веков. Том 2. - М., 1973. - 368 с.

122. Шестаков В.П. Эстетические категории: опыт систематического и исторического исследова-ния. - М., 2014. - 317 с.

123. Шефтсбери А. Эстетические опыты. - М.: Искусство, 1974. - 536

с

124. Щедрин Р.К. То, что делает музыку музыкой / Р.К. Щедрин // Советская музыка. - 1987. - № 2. - С. 9-13.

125. Щербакова Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 195-197.

126. Эрисман Ф.Ф. Соображения об устройстве образцовой классной комнаты, согласно требованиям современной гигиены. / Ф.Ф. Эрисман. М.: 1988. 10 с.

127. Эстетика. Под ред. А.А.Радугина. - М., 2008. - 400 с.

128. Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. - М.: Искусство, 2011. - 375 с.

129. Эстетическое сознание и процесс его формирования, Ин-т философии АН СССР, М., Искусство, 2014. - 380с.

130. Юм Д. О норме вкуса // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. - М., 1982. - 422 с.

131. Юровская Э.П. XVIII век — век Просвещения // История эстети-

ки. - СПб. 2011. - 433 c.

132. Ярычев Н.У. Диалог поколений в культурно-цивилизационной системе современной России Кисловодск: изд-во УЦ «Магистр», 2015.

133. Eysenck Н. J. The general factor aesthetic judgements / H.J. Eysenck // Brit. J. of Psychol. - 1940. - V. 31. - P. 94-102.

134. Eysenck H.J. The development of aesthetic sensitivity in tildren / H.J. Eysenck / J. of Child Psychol. and Psychiatry. - 1972. - .V. 13. - Р. 1-10.

135. Griffiths P.A. Guide to Electronik Music / P.A. Griffiths. - New-York, 1980. - 328 p.

136. Meyers D. Neues Lexicon in асы: Banden. - Leipzig, 1962. - Band 3. - 957 p; 612

137. Hansen Ch.-H., Hansen R.-D. Constructing personality and social reality through music: Individual differences among fans of pank and heavu metal music / Ch.-H. Hansen, R.-D. Hansen // J. of Broadcasting and Electronic Media. -Sum. - 1991. - Vol. 35(3). - P. 335-350.

138. Meyers Neues Lexicon in асы: Banden. - Leipzig, 1962. - Band 3. -

957 s.

139. Rawlings D., Ciancarelli V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory / D. Rawlings, V. Ciancarelli // Psuchology of Music. - Vol. 25(2). - 1997. - P. 120-132.

140. Swanwick К. Musical cognition and aesthetic response / К. Swanwick // Psychol. of Music. - 1973. - V. 1. - № 2. - P.7-13.

141. Walentine С. W. The experimental psychology of beauty / С. W. Walentine. - London, 1962. - 321 р.

142. http: //www.rusnauka. com/16_NPRT_2014/Pedagogica/3_171869.doc.

htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.